Дыхание и его значение. органы дыхания – биология

План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме: Урок “Дыхание. Строение органов дыхания”

Дыхание и его значение. Органы дыхания - биология

Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

 Образовательные: • изучить особенности строения органов дыхания;  найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями;  раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;  выяснить механизмы голосообразования;

 Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

 развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

 Воспитательные:

 • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

 • провести аналогию: дыхание – жизнь;

 Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

 Через нос проходит в грудь

 И обратно держит путь,

 Он не видимый, и все же

 Без него мы жить не можем.

 (воздух, кислород)

 Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)

2) Что называется дыханием? (Дыхание – это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии – органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание – это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы

 Учитель формулирует  цель урока:

  • изучить особенности строения органов дыхания;  
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • выяснить механизмы голосообразования.

  Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?  

Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

– Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох  и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?

  – Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)

– Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?

Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и легкими;
  2. обмен газов между легкими и кровью;
  3. транспорт газов кровью;
  4. газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.

Дыхательные пути: носовая полость  →  носоглотка  →  гортань  →  трахея  →  бронхи.

Органы газообмена: легкие.

2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.

Органы дыхания человека

Орган Где расположен Особенности строения Функции
Носовая полость В лицевой части черепа Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.
Носоглотка Соединяет носовую полость и гортань
Гортань В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/14/urok-dykhanie-stroenie-organov-dykhaniya

Презентация по биологии на тему “Дыхание и его значение. Органы дыхания.”

Дыхание и его значение. Органы дыхания. .

Цели урока:

  • изучить анатомические и морфологические особенности органов дыхания;
  • продолжить формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения проблемных задач;
  • продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

Почти все процессы, протекающие в организме человека, требуют затрат энергии. Бег и ходьба, решение задач по математике и физике – на всё это уходит очень много энергии.

Даже когда человек спокойно спит в своей кровати, энергия расходуется на поддержание постоянной температуры тела и различные реакции, обеспечивающие постоянство внутренней среды организма.

Для роста клеток, их обновления и функционирования нужна энергия . Эту энергию организм получает в процессе окисления органических веществ (белков, жиров и углеводов), которые поступают в наш организм вместе с пищей. Но для того, чтобы данные вещества окислились, необходим кислород, который мы вдыхаем с воздухом.

Дыхание

Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет углекислый газ.

Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут.

Организм получает кислород в процессе дыхания .

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления сложных веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности.

Обычно выделяют три этапа дыхания:

  • внешнее (лёгочное) дыхание – процесс обмена газами (газообмен) кислородом и углекислым газом между лёгкими и атмосферой;
  • транспортировка газов кровью кислорода из лёгких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в лёгкие для удаления из организма;
  • тканевое дыхание газообмен в тканях, в результате чего кислород используется для синтеза АТФ и образуется углекислый газ и вода.

Органы дыхания

  • К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

Дыхательная система

Дыхательная система

Дыхательная часть

место, где происходит газообмен:

Последовательно соединенных между собой полостей и трубок:

1) легкие 2) плевра – (соединительно-тканная оболочка)

1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи.

Дыхательные пути – это органы, которые подводят воздух к альвеолам легких.

Верхние дыхательные пути : носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.

Нижние дыхательные пути : гортань, трахея, бронхи.

Носовая полость

Носовая полость , образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа.

Носовая полость

Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов.

Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.

В слизистой оболочке также располагаются рецепторы , которые реагируют на различные запахи.

Благодаря этим функциям носовое дыхание имеет преимущество перед ротовым.

Гортань

  • Из носовой полости воздух через внутренние носовые отверстия – хоаны – попадает в носоглотку и дальше в гортань.

Гортань образована несколькими хрящами, связками и мышцами.

В её состав входит три непарных хряща ( щитовидный, перстневидный и надгортанник) и три парных (черпаловидные, рожковидные и клиновидные) .

Самый крупный её хрящ – щитовидный . Он состоит из 2 четырёхугольных пластинок, которые соединены спереди под углом. У мужчин этот угол более острый, поэтому хрящ несколько выступает вперёд, образуя кадык .

Над входом в гортань располагается надгортанник – хрящевая пластина, которая закрывает вход в гортань при глотании. Если разговаривать во время еды, пища через незакрытый надгортанником вход может попасть в гортань и человек может подавиться.

Гортань

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-po-biologhii-na-tiemu-dykhaniie-i-iegho-znachieniie-orghany-dykh.html

Дыхание – это… Строение и функции органов дыхания :: SYL.ru

Дыхание – это процесс обмена такими газами, как кислород и углерод, происходящий между внутренней средой человека и окружающим миром. Дыхание человека представляет собой сложно регулируемый акт совместной работы нервов и мышц. Их слаженная работа обеспечивает осуществление вдоха – поступление кислорода в организм, и выдоха – выведение углекислого газа в окружающую среду.

Строение и функции органов дыхания

Дыхательный аппарат имеет сложное строение и включает в себя: органы дыхательной системы человека, мышцы, отвечающие за акты вдоха и выдоха, нервы, регулирующие весь процесса обмена воздухом, а также кровеносные сосуды.

Сосуды имеют особое значение для осуществления дыхания. Кровь по венам поступает в легочную ткань, где происходит обмен газами: кислород поступает, а углекислый газ выходит. Возврат насыщенной кислородом крови осуществляется по артериям, которые транспортируют его к органам. Без процесса оксигенации тканей дыхание не имело бы никакого смысла.

Кроме того, кровеносные сосуды имеют в своей стенке специальные рецепторы, чувствительные к изменению параметров воздуха, таких, как кислотность, парциальное давление, концентрация различных веществ и другие. Благодаря этому осуществляется регуляция дыхания центральной нервной системой.

Все основные органы дыхания подразделяются на верхние и нижние. Каждый из отделов уникален по своим функциям. Верхний выполняет не только дыхательную функцию, но и очищение и увлажнение вдыхаемого воздуха.

Верхние дыхательные органы

К верхним органам системы дыхания относят:

Нос – самый первый орган дыхательной системы человека. Он имеет два отверстия – ноздри, через них воздух поступает в организм. Слизистая оболочка носа снабжена ворсинками, которые задерживают крупные инородные частицы, способствуя очищению воздуха. В носу выделяется специальный секрет, который увлажняет как оболочку носа, так и вдыхаемый воздух.

Воздух из носа поступает в следующий орган дыхательной системы – рот. Грамотнее будет упомянуть, что непосредственное прохождение воздуха через ротовую полость не происходит, в этом участвует носоглотка.

Следующим органом верхних дыхательных путей является глотка. Ее функция заключается в проведении воздуха на следующий этап. Так как глотка представляет собой соединение пищеварительной и дыхательной систем, ее функция транспортировки молекул воздуха – не единственная в организме человека.

Читайте также:  Головной мозг - биология

Источник: https://www.syl.ru/article/194993/new_dyihanie—eto-stroenie-i-funktsii-organov-dyihaniya

Строение и общие закономерности функционирования органов дыхания. Часть 1

В этой части речь идет о значении дыхания (его основных этапах), об общем плане строения органов дыхания, и о расположении легких в грудной полости.

Значение дыхания. Строение органов дыхания

Значение дыхания, его основные этапы

Дыхание обеспечивает непрерывное снабжение всех органов и тканей тела кислородом и удаление из организма постоянно образующегося в процессе обмена веществ углекислого газа.

Органы дыхания обладают защитной функцией. Воздухоносные пути выстилает слизистая оболочка, содержащая большое количество отдельных клеток и желез, которые выделяют слизь, увлажняющую поверхность воздухоносных путей. Эта слизь обладает и бактерицидными свойствами – в ней содержится лизоцим – вещество, которое понижает способность бактерий к размножению или убивает их.

На поверхность слизистой выходят из кровеносных сосудов лейкоциты, которые тоже выполняют защитную функцию.

Осуществляя фагоцитоз, они погибают, и поэтому в слизи, выделяющейся из носа, содержится много погибших лейкоцитов.

К слизи, покрывающей воздухоносные пути, прилипают частица пыли, содержащиеся в атмосферном воздухе. Задержанию инородных частиц способствуют и волоски. находящиеся у наружного края носовых отверстий.

Большинство клеток слизистой оболочки снабжены многочисленными подвижными ресничками. Они постоянно волнообразно колеблются, причем в наружном направлении быстрее, чем во внутреннем. Это обеспечивает проталкивание слизи и различных механических частиц наружу.

Воздухоносные пути носовой полости снабжены большой сетью капилляров, благодаря чему воздух согревается теплом, отдаваемым кровью. Таким образом, в легкие попадает согретый и чистый воздух, освобожденный от бактерий и инородных механических частиц.

В процессе дыхания различают несколько этапов:

  1. обмен газов между органами дыхания и внешней средой
  2. обмен газов в легких (между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров)
  3. перенос газов кровью
  4. обмен газов в тканях (между тканями и притекающей к ним артериальной кровью)
  5. клеточное дыхание (потребление клетками кислорода и выделение углекислоты).

Этап дыхания, заключающийся в обмене газов между внешней средой и органами дыхания, получил название внешнего дыхания. Помимо внешнего дыхания, различают и внутреннее дыхание – обмен газов между тканями и кровью.

Общий план строения органов дыхания

Органы дыхания человека представлены воздухоносными путями, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух, и легкими, где происходит обмен газов.

Дыхательные пути начинаются носовой полостью, которая отделена от ротовой полости спереди твердым, а сзади мягким небом. Носовая полость имеет костный и хрящевой остов и сплошной перегородкой делится на правую и левую части. Носовые раковины разделяют носовую полость наряд узких носовых щелей, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

Из носовой полости воздух проходит в носоглотку, откуда он переходит в носовую часть глотки, а затем в гортань.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/anatomy-and-physiology-of-a-childrens-organism/825-2009-11-17-17-30-22.html

Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс

Урок по биологии на тему:

« Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» 
8 класс.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни.

2. Изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями, раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ, выяснить механизмы голосообразования.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, анализировать и делать соответствующие выводы.

2. Развивать логическое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность через тестовые задания, биологические задачи.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Оборудование: зеркальца, сигнальные карточки, измерительная лента, воздушные шарики, теннисные шарики, сосуд с водой, легкие млекопитающих, часы, видео презентации, слайдовая презентация, карточки с заданиями . 

Ход урока:

СЛАЙД № 1.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

А) Вступительная беседа учителя:

Форма работы сегодня – урок – практикум. За 45 минут мы раскроем значение дыхания, узнаем, как устроена и как работает дыхательная система человека. Кроме того, мы познакомимся с механизмом образования голоса и узнаем, почему голоса разных людей отличаются друг от друга.

Итак, откройте тетради и запишите тему урока: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

– Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение».

– А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?

(С органами пищеварения, дыхания, выделения).

– В органах дыхания происходит газообмен. Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

Человек, появившись на свет, сразу выдает себя криком, а если кричит, значит, дышит, значит живет. Жизнь и дыхание неотделимы. Поговорка «Это нам нужно как воздух!» выражает особую потребность организма в воздухе. Действительно, одно из чудес природы – возможность дышать. 

Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Дышат люди, дышат звери. Дышат все, кто хочет жить. Кто под солнцем иль луною, 

Может жизнью дорожить. 

ВИДЕО « Пять тайн дыхания»

Какие же тайны хранит в себе дыхание? Об этом мы и узнаем сегодня, ведь так много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения, речи, мелодии. 

Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух главным условием для жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».

Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 кубических метров воздуха на 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях.

Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

СЛАЙД № 2.

– Что называется дыханием и какова его роль? Организм получает кислород, для того, чтобы его использовать в процессах обмена веществ в клетках. Эта реакция присоединения кислорода называется реакцией окисления.

Кислород в живом организме взаимодействует с органическими веществами: белками, жирами, углеводами с высвобождением необходимой для организма энергии.

Значение дыхания не только в обеспечении организма кислородом и использовании его в окислительно – восстановительных реакциях, но и в образовании и удалении из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

Коротко процесс дыхания можно записать так

СЛАЙД № 3.

Органические вещества + кислород – Окисление –

Углекислый газ + вода + энергия

Значит, дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.  

Запишем определение в тетрадь.

ОПЫТ:

Убедиться в том, что в результате окисления образуется вода, нам поможет следующий опыт: возьмите зеркало, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что вы наблюдаете? (зеркало стало влажным).

Еще когда мы можем наблюдать испарение воды? (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды).

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Б) Новый материал:

  1. Для газообмена между организмом и окружающей средой есть целая система органов. И прежде чем познакомиться со строением и функциями органов дыхания человека, давайте вспомним органы дыхания других живых организмов. Проследим эволюционные изменения от рыб до млекопитающих. Это материал 6 – 7 классов.

СЛАЙД № 4.

Карточки для команд. Минута на размышление и совещание.

РЫБЫ.

Имеется жаберный аппарат.

Жаберные щели развиваются у всех позвоночных, у наземных они существуют лишь в эмбриональном периоде. Многие рыбы дополнительно к жаберному дыханию имеют кишечное дыхание. При заглатывании воздуха кровеносные сосуды кишки всасывают кислород.

К добавочным органам относится и плавательный пузырь, который сообщается с пищеводом. Таким образом, плавательный пузырь первоначально из дополнительного органа дыхания у водных животных превратился в основной орган дыхания у наземных.

В простом пузыре возникают многочисленные перегородки и полости для увеличения поверхности, которая и контактирует с воздухом.

ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

Легкие развиты еще плохо, так как имеют малое число альвеол. У земноводных кроме лёгких, кожа выполняет функцию добавочного органа дыхания. У пресмыкающихся только легочное дыхание, но возможности слабее, чем у класса птиц и млекопитающих.

ПТИЦЫ.

Легкие малорастяжимы. Бронхи сообщаются с воздушными мешками, находящимися под кожей. Во время полета птицы за счет сжатия воздушных мешков крыльями происходит автоматическая вентиляция легких и воздушных мешков.

Таким образом, животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.

  1. Человек – представитель класса млекопитающих, рассмотрим строение и значение органов дыхания человека.

СЛАЙД № 5.

К органам дыхания относится носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи – это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.

И мы отправляемся в экскурсию по воздухоносным путям.

Первая остановка – и первая тайна дыхания – носовая полость.

СЛАЙД № 6.

– А зачем человеку нос? Украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно. «Без носа человек- чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин,- просто возьми да и вышвырни в окошко!..»-так писал о носе Николай Васильевич Гоголь.

А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков – человекообразных обезьян- его не было.

Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.

 
Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

В слизи находятся лимфоциты, фагоциты, антител, а так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов, обонятельных рецепторов. Значение слизи подтверждается опытом: Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью.

Через несколько суток кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в легкие. Другой кролик, который дышал нормально, остался здоровым благодаря действию защитных сил носовой полости.

Читайте также:  Многообразие и значение грибов - биология

В дыхательных путях воздух подвергается основательной обработке. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг. 

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

– Как Вы бы предложили дышать человеку – носом или ртом? ( ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти)


– Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом?

 Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, с помощью кровеносных сосудов обогревается, очищается от пыли и увлажняется.

Запись в тетрадь.

С органом дыхания носом связано большое количество пословиц и поговорок, крылатых фраз.

Например: (+ объяснить смысл)

  • Хоть в груди бушует огонь, дым через нос не выпускай. 
  • Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык. 

Каждой команде по одному фразеологизму, крылатому выражению: «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос».

  1. Продолжим экскурсию по воздухоносным путям и сделаем следующую остановку. Вторая тайна дыхания.

СЛАЙД № 7.

– Куда же поступает воздух дальше? Из носовой полости согретый, увлажненный, очищенный воздух поступает в гортань. Гортань расположена между носоглоткой и трахеей.

Она имеет вид воронки, расположена в передней части шеи, ее стенки образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них – щитовидный хрящ, он защищает гортань спереди.

У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык, так же его называют адамово яблоко.

Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом?

Что вы чувствуете? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом воздухоносные пути в момент глотания пищи или слюны защищаются надгортанником, расположенным над гортанью. Это происходит потому что проход через верхние дыхательные пути и ротовую полость соединяются и чтобы пища не попала в трахею, надгортанник закрывает проход с помощью мышц).

– Что происходит с дыханием во время глотания. Почему? (Оно останавливается). 

– Объясните смысл пословицы : Когда я ем – я глух и нем.

Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой со множеством рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси – возникает кашель (усиленный выдох, благодаря которому гортань очищается).

* В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань.

  1. – Что еще есть в гортани? Ведь часто гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Это третья тайна дыхания.

Чтобы ответить на этот вопрос, ознакомьтесь со следующей информацией.

Приложение

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi

Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование. Тип урока

Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека.

Задачи:

Образовательные: • изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

• провести аналогию: дыхание – жизнь;

Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух, кислород)

Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)

2) Что называется дыханием? (Дыхание – это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии – органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание – это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?

Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

– Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?

– Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)

– Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?

Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и легкими;
  2. обмен газов между легкими и кровью;
  3. транспорт газов кровью;
  4. газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.

Дыхательные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.

Органы газообмена: легкие.

2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.

Органы дыхания человека

Орган Где расположен Особенности строения Функции
Носовая полость В лицевой части черепа Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.
Носоглотка Соединяет носовую полость и гортань
Гортань В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Источник: http://www.zubstom.ru/docs/index-19124.html

Значение дыхания. Органы дыхательной системы Значение дыхания. Органы дыхательной системы – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Значение дыхания. Органы дыхательной системы Значение дыхания. Органы дыхательной системы

Слайд 2
Описание слайда:

Цель урока: Изучить строение и функции дыхательной системы человека. Цель урока: Изучить строение и функции дыхательной системы человека. ЗАДАЧИ: Установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

Раскрыть значение биологического окисления. Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах постоянство газового состава.

Познакомиться с болезнями верхних дыхательных путей, дать сведения об их профилактики.

Слайд 3
Описание слайда:

Римский поэт ОВИДИЙ сказал:» Пока дышу, надеюсь. Эта фраза стала крылатой, ибо дыхание- самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наша жизнь.» Римский поэт ОВИДИЙ сказал:» Пока дышу, надеюсь.

Эта фраза стала крылатой, ибо дыхание- самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наша жизнь.» Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды несколько дней, а без кислорода не более 10 минут.

ПОЧЕМУ?

Слайд 4
Описание слайда:

Дыхание— процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществление окислительно-восстановительных реакций, в результате которых выделяется энергия,необходимая для поддержания жизнедеятельности организма и выведения углекислого газа.

Дыхание— процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществление окислительно-восстановительных реакций, в результате которых выделяется энергия,необходимая для поддержания жизнедеятельности организма и выведения углекислого газа.

Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей и легких.

Слайд 5
Описание слайда:

Без носа человек –черт знает что- птица не птица,гражданин не гражданин. Без носа человек –черт знает что- птица не птица,гражданин не гражданин. Н.В.Гоголь Подобно губам, глазам, ресницам нос, украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто не возможно! А если серьёзно? Для чего нос появился у человека разумного?

Слайд 6
Описание слайда:

Внутреннее строение носовой полости. Реснички делают 10-15 колебаний в секунду,всегда с наклоном в одну сторону, против движения воздуха. В сутки человек пропускает 10 тысяч литров воздуха. Мерцательный эпителий дыхательных путей человека выносит из них наружу до 20 – 30 грамм пыли в сутки. НОС – проводит воздух – Увлажняет – Очищает – Обеззараживает

Слайд 7
Описание слайда:

Отгадайте загадки 1.Вот гора , а у горы Две глубокие норы В этих норах воздух бродит То заходит то выходит. 2 .Он нужен для дыхания Ещё для обоняния Меж двух озёр стоит утёс В нём две пещеры –это ( – – – )

Слайд 8
Описание слайда:

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/znachenie_dyxaniya_organy_dyxatelnoj_sistemy_znachenie_dyxaniya_organy_dyxatelnoj_sistemy

Значение дыхания. Органы дыхания : Биология

Цели урока:

  • Раскрыть значение дыхания для организма.
  • Рассмотреть строение органов дыхания.
  • Поговорить о функциях, выполняемых органами дыхания.
  • Показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Оборудование:

  • использование ИКТ,
  • видеофильм,
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Человек родился и сразу же он кричит, значит, дышит, значит живет. Жизнь и дыхание неотделимы.

Читайте также:  Что изучает зоология - биология

Попробуйте объяснить, что такое дыхание? Что происходит при дыхании?

(определение на экране, записывается в тетрадь).

Дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы, которая состоит из воздухоносных путей и легких.

(схема на экране, записывается в тетрадь).

А теперь с помощью сообщений, которые вы подготовили, мы рассмотрим строение органов дыхания. Разделите страницу на две части, по ходу рассказа мы будем подводить итоги и заполнять таблицу “Функции, выполняемые органами дыхания”.

Учитель

Каково строение носовой полости? (рисунок строения носовой полости на экране).

Ученик

Носовых полостей две. Они имеют сложную форму, а стенки их выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки реснитчатого эпителия. Их реснички создают сплошную ворсистую поверхность.

У взрослого человека слизистая оболочка выделяет за сутки около 0,5 л cлизи. Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости.

Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению.

Учитель

Почему даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями?

И почему рекомендуется дышать не ртом, а носом?

Ученик

Под слизистой оболочкой носовых полостей ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. И поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями.

Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. При увеличении физической нагрузки люди часто переходят на дыхание ртом и поэтому подвергаются простудам.

Из – за поступления в легкие холодного воздуха организм теряет много тепла. Поэтому дышать рекомендуется через нос.

Учитель

Чем вызывается рефлекс чихания?

Ученик

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию.

Крупные частицы пыли, а при простудных заболеваниях и избыток слизи вызывают рефлекс чихания и вместе с находящимися там микроорганизмами сильным потоком воздуха удаляются из организма.

Поэтому больной человек, не соблюдающий гигиенических правил становится источником распространения болезнетворных вирусов и микробов.

Учитель

Итак, подведем итоги: Какова роль носовой полости в процессе дыхания?

Ученик

Носовые полости очищают вдыхаемый воздух от пыли, увлажняют его, согревают до температуры тела и обезвреживают оказавшихся там микробов.

Учитель

Запишем это в таблице (таблица на экране).

За носовой полостью следует носоглотка. Какую же она выполняет функцию?

Ученик

В носоглотке уничтожается почти половина микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Остальные проникают в трахею и могут достигнуть легких.

При дыхании ртом болезнетворные организмы легче попадают в легкие и вызывают заболевание.

Слаженные волнообразные движения ресничек – тончайших выростов клеток реснитчатого эпителия – гонят слизь с осевшими на нее пылинками и микроорганизмами в сторону глотки, где она проглатывается.

Учитель

Нужно помнить, что в любом случае вся пыль, все частички вредных веществ, оказавшихся во вдыхаемом воздухе, остаются в организме. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой воздуха, которым мы дышим. Запишем о значении носоглотки

(таблица на экране).

Из носовой полости воздух через носоглотку поступает в гортань. Теперь рассмотрим гортань, какое она имеет строение? (Рисунок строения гортани на экране)

Ученик

Гортань образована несколькими хрящами. Самый крупный – щитовидный хрящ защищает гортань спереди. Вверху гортань сообщается с носоглоткой, внизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в гортань, закрывается хрящевым надгортанником.

Учитель

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/592253769.php

Открытый урок для 8 класса «Значение дыхания. Органы дыхания» – скачать бесплатно

1

Открытый урок по биологии 8 класс

«Значение дыхания. Органы дыхания»

Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.

Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.

Задачи урока:

Познавательные:

  • дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;

  • установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;

  • развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

  • Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

  • провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Технологии:

– здоровьесберегающая технология;

– проблемного обучения;

– самостоятельная работа;

– ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)

Методы:

  • Объяснительно – иллюстративный;

  • Проблемный, частично – поисковый;

  • Самостоятельная работа.

Средства:

Предметные: презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».

Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.

Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.

Эмоциональные: интерес.

Формы:

Индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания школьников.

Презентация учащихся.

Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.

2.Изучение нового материала

Решение биологических задач:

  1. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?

(Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти).

  1. Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?

Презентация учащихся с комментариями.

(* беспозвоночные ( губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;

* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;

* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;

* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:

Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;

* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.

Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

Беседа:

Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.

Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?

(Растения используют Е солнечного света.)

Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?

(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).

Вопрос: А откуда получают энергию животные?

(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.

Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.

Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.

Различают несколько видов окисления:

  1. Быстрое окисление – горение.

  2. Медленное окисление.

  3. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.

Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.

Вопрос: много ли кислорода в нашем организме? Давайте решим небольшую задачку.

Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).

Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.

Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).

Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.

Дыхание бывает:

* легочное (вдох и выдох)

* тканевое (клеточное дыхание)

    Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

    По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.

    Проблемный вопрос:

    «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» – так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)

    – А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)

    При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.

    У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

    Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты).

    Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

    Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании.

    Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

    1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

    2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции

    Наблюдения

    «Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»

    Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

    Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.

    Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

    Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.

    Источник: https://doc4web.ru/biologiya/otkritiy-urok-dlya-klassa-znachenie-dihaniya-organi-dihaniya.html

    Ссылка на основную публикацию