Введение в биологию – биология

Введение в биологию

Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.

Термин «биология» предложил Г. Тревиранус в 1802г.

Предметом изучения является многообразие вымерших (палеонтология) и ныне населяющих Землю живых существ (неонтология), их строение, функции, происхождение, индивидуальное развитие, эволюцию, распространение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой.

Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляцию, движение и др.

В зависимости от объектов изучения биологию подразделяют на отдельные науки.

Зоология – наука о животных; протозоология – наука об одноклеточных организмах; гельминтология изучает паразитических червей; арахнология –паукообразных; этномология –насекомых; териология –млекопитающих; орнитология –птиц; ихтиологию –рыб; ботаника – наука о растениях, микология – о грибах; альгология – о водорослях, и др.

В многообразие организмов и распределение их по группам вносит порядок систематика животных и растений.

По структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни в биологии выделяют:

· морфологию – изучает формы и строение организма;

· физиологию – анализирует функции живых организмов, их взаимосвязь и зависимость от внешних и внутренних условий;

· генетику – изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов;

· биологию развития – изучает закономерности индивидуального развития организмов;

· эволюционное учение – исследует закономерности исторического развития органического мира;

· экологию – изучает образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с условиями окружающей среды, и др.

В частных разделах биологии (микробиология, приматология и др.) исследуются особенности строения и жизнедеятельности каждого отдельного вида. В общих разделах изучают свойства, присущие всем организмам данной формы живого.

Молекулярная биология изучает жизненные явления на молекулярном уровне; цитология – структуру и функции клеток; гистология структуру и функции тканей; анатомияструктуру и функции органов.

Популяционная генетика и экология – изучает популяцию и биологические особенности всех организмов, входящие в их состав;

Биогеоценология – изучает закономерности формирования, функции, взаимосвязь и развитие высших структурных уровней организации жизни на Земле до биосферы в целом.

Химические реакции и физико-химические процессы в живых организмах, а также химическое состояние и физическую структуру биологических систем, на всех уровнях их организации, изучают биохимия и биофизика.

Установить закономерность, незаметные при описании единичных процессов и явлений, позволяет биометрия, т.е. совокупность приемов планирования и обработка результатов биологических исследований методами математической статистики.

Астробиология – исследование жизни вне земли.

Генная инженерия – комплекс приемов, с помощью которых можно создавать организмы с новыми, в т.ч. и с не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств.

Методы биологии:

наблюдение – позволяет описать биологические явления;

сравнение – дает возможность найти общие закономерности в строение и жизнедеятельности различных организмов;

эксперимент (опыт) – помогает изучить свойства биологических объектов;

моделирование – имитируются процессы, недоступные для непосредственного наблюдения экспериментального воспроизведения;

– исторический метод – позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы.

Значение биологии:

ü благодаря генетике и селекции можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и породы домашних животных, что позволяет интенсивно вести с/х и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.

ü в промышленности достижения современной биологии нашли применение в биологическом синтезе аминокислот, кормовых белков, ферментов, витаминов, стимуляторов роста и средств защиты растений и др.

ü с помощью генной инженерии создаются организмы с новыми комбинациями наследственных признаков и свойств, с повышенной устойчивостью к заболеваниям, засолению почв;

ü биотехнология – производство биологически-активных веществ (инсулин, а/б, интерферон, вакцины для профилактики инфекционных заболеваний человека и животных).

Формы существования живой материи.

Все живые организмы, обитающие на Земле, разделены на 2 группы:

1. Неклеточные формы

ü вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне, функционально распространяется повсеместно.

ü бактериофаги – группа вирусов, поражающих бактерии.

2. Клеточные формы

ü прокариоты – примитивные, просто устроенные клетки, с неоформленным ядром, представленные бактериями и сине-зелеными водорослями (цианобактерии).

ü эукариоты – клетки от простейших до клеток высших растений и млекопитающих, отличаются и сложностью, и разнообразием структуры.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1620;

Источник: https://poznayka.org/s15533t1.html

Биология

Рубрика: Введение в биологию

Абиотические факторы (от греч. a — отрицание, bioticos — живой, жизненный) — элементы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию.

Агроэкосистемы (от греч. agros — поле и экосистема) — искусственные экосистемы, созданные и используемые человеком для получения сельскохозяйственной продукции или отдыха. Адаптация (от лат.

adaptatio — прилаживание, […]

Признак — любое свойство, любая характеристика организма или группы организмов (таксона, внутрипопуляционной группы и тому подобное).

Биоакустика (от гр. bios -жизнь и akustikos — слуховой), раздел биологии, изучающий издаваемые животными звуки, коммуникацию животных, посредством звуковых и ультразвуковых сигналов, акустическую ориентацию, механизмы генерации звуковых и ультразвуковых сигналов, морфологию и физиологию органа слуха.

История развития жизни делится на отдельные промежутки — эры и периоды. Каждый период характеризуется изменением флоры и фауны, что сопровождались более-менее большими ароморфозами: выход организмов на сушу, появление покрытонаселенных растений, птиц и млекопитающих. Каждый ароморфоз происходил вытеснением более давних групп организмов.

Размножением называется процесс воссоздания особей для постоянной замены тех, которые погибли от старости, болезней или были уничтожены хищниками. Различают бесполое и половое размножение.

Для большинства животных свойственное половое размножение, в котором принимают участие две особи, — женская и мужская. Их половые железы производят особенные половые клетки: яйцеклетки (у самок) и сперматозоиды (у самцов).

Новые организмы возникают […]

Генетика — наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов. Она возникла на рубеже XIX и XX вв. Современная генетика — один из наиболее бурно развивающихся разделов биологии.

Этому способствуют и новые, очень важные открытия в области цитологии, биохимии, биофизики, эмбриологии; это связано и с тем значением, которое имеет генетика для сельскохозяйственного производства и медицины.

Значение генетики для сельского […]

Зоология — наука о животных.

Задача этой науки — всестороннее изучение животных организмов — их разнообразия, строения, жизнедеятельности, распространения, образа жизни, происхождения, а также значения животных для народного хозяйства и здравоохранения людей. Поэтому исследование животных не только обогащает биологическую науку но и служит основой для решения многих важных вопросов сельского хозяйства и охраны здоровья людей.

Ботаника — наука о растениях, их форме, строении, жизнедеятельности и распространении. Роль растений в природе огромна.

Они создают органические вещества — основу питания человека и животных, служат источником кислорода в атмосфере Земли, который необходим для дыхания большинству организмов, обеспечивают круговорот веществ в природе и оказывают большое влияние на климат и почвы. Кроме того, растения дают многообразное […]

В течение многих миллионов лет осуществлялась эволюция животного мира, которая привела к возникновению высшей ступени живой природы — человека.

Человек — общественное существо, способное создавать искусственные орудия труда, которые он использует для активного воздействия на окружающий мир. Он отличается необычайно сложной высшей нервной деятельностью и членораздельной речью.

Основным фактором превращения животного в человека явился труд. Изготовление первых […]

Общая биология — раздел биологии, рассматривающий значимые для всего живого закономерности строения, функционирования и развития.

Энергия, высвобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме высокоэнергетических соединений, как правило, в форме аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ).

АТФ относят к мононуклеотидам. Она состоит из аденина, рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, соединяющихся между собой макроэргическими связями.

В этих связях запасена энергия, которая высвобождается при их разрыве: АТФ + H2O → […]

Метаболизм — совокупность всех химических реакций, протекающих в живом организме. Значение метаболизма состоит в создании необходимых организму веществ и обеспечении его энергией.

Выделяют две составные части метаболизма — катаболизм и анаболизм.

Катаболизм (или энергетический обмен, или диссимиляция) — совокупность химических реакций, приводящих к образованию простых веществ из более сложных (гидролиз полимеров до мономеров и расщепление […]

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Однако реальное число видов на Земле в несколько раз больше, так как многие виды микроорганизмов, насекомых и других не учтены. Кроме того, считается, что современный видовой состав — это лишь около 5% от видового разнообразия жизни за период ее существования на Земле. Для […]

Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить ее на ряд уровней. Уровень организации живой материи — это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого.

Выделяют следующие уровни организации живой материи. Молекулярный (молекулярно-генетический) уровень. На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, нуклеиновые кислоты и др.

Субклеточный […]

Отечественным ученым М.В.

Волькенштейном (1965) предложено следующее определение: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».

Однако до сих пор общепризнанного определения понятия «жизнь» не существует. Но можно выделить признаки (свойства) живой материи, отличающие ее от неживой. Определенный химический состав — живые организмы […]

Биология (от греч. bios — жизнь и logos — слово, понятие, учение) — наука о живой природе. Термин «биология» был предложен в 1802 г. Ж. Б. Ламарком и Г.Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая […]

Многообразие живых организмов Многообразие живых организмов нашей планеты обусловлено множеством факторов.

Это уровни их организации: доклеточные формы жизни (вирусы и бактериофаги), доядерные организмы (прокариоты), одноклеточные эукариоты (протесты) и многоклеточные эукариоты (представители грибов, растительного и животного мира).

Многообразие форм организмов определяет и среда их обитания. Они заселяют все среды — воздух, воду, почву. Различны их размеры. […]

Биологические системы отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, среди которых основными являются: клеточное строение; особенности химического состава; обмен веществ и превращения энергии; гомеостаз; раздражимость; движение; рост и развитие; воспроизведение; эволюция.

Биология — это комплекс наук о живой природе, который изучает строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой. Биология — комплекс наук о живой природе, изучающий все проявления жизни.

Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) содержится в каждой клетке в растворимой фракции цитоплазмы, митохондриях, хлоропластах и ядрах. Она является универсальным источником энергии в клетке. С помощью АТФ клетка осуществляет синтез веществ, осуществляет активный транспорт веществ, биение жгутиков и ресничек и т. д.

Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, закономерностей в строении и функционировании живых систем разных рангов, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения, составлении научной картины мира. Кроме того, биология способствует решению жизненно важных практических задач.

Изучение свойств объектов живой природы показало, что жизнь связана со сложным коллоидным состоянием протопласта (содержимого клетки), для которого характерны обмен веществ и энергии, обусловленные реализацией наследственной информации, заключенной в нуклеиновых кислотах. Живые системы от клетки до биосферы в целом представляют собой системы, ассимилирующие энергию из внешней среды таким образом, что могут активно противостоять разрушению сложившейся […]

Проявления жизни на нашей планете чрезвычайно многообразны. В связи с этим выделяют различные уровни организации живой материи, которые отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни.

В основе представлений об уровнях организации лежит принцип дискретности. Молекулярный уровень. Элементарными единицами этого уровня организации жизни являются химические вещества: нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды и др.

Читайте также:  Особенности строения органов полости тела и нервной системы. размножение пресмыкающихся - биология

На этом уровне в основном […]

Биология (греч. bios — жизнь, logos — учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р.

Тревиранусом.

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг […]

Источник: http://jbio.ru/category/vvedenie-v-biologiyu

Фламинго-НН

Биология — наука о жизни. Термин «биология» (греч. bios — «жизнь»; logos — «наука») ввел в науку французский ученый-эволюционист Ж. Б. Ламарк в 1802 г. Однако становление самой науки началось гораздо раньше. Сведения биологического характера можно обнаружить в религиозных трактатах, трудах философов и натуралистов Древнего мира.

Живое всегда интересовало человека. Людям необходимо было знать, какие организмы можно употреблять в пищу, из чего можно изготовить одежду, построить жилье, получить лекарственные средства и т. д.

Долгие годы биология ограничивалась наблюдением, изучением, описанием и классификацией представителей животного и растительного мира, т. е. являлась описательной наукой. Это был период естественной истории.

По мере накопления фактического материала биология разделилась на несколько исследовательских областей. Cтроение и жизнедеятельность растений стала изучать ботаника, сведения о животных собирались и систематизировались зоологией, о бактериях — микробиологией.

Индивидуальные и общие свойства живых организмов, их многообразие и взаимодействие с окружающей средой, законы развития жизни на Земле исследовались разными областями биологии.

Современная биология состоит из целого ряда взаимосвязанных специализированных наук: ботаники, зоологии, анатомии, морфологии, физиологии, генетики, экологии и др. Современная биология опирается на достижения других естественных наук — физики, химии, математики.

В результате интеграции этих наук выделились пограничные области биологии, изучающие физико-химические и молекулярные основы живого: биофизика, биохимия, молекулярная биология и др.

Первыми в биологии сложились комплексные науки по объектам исследования. Затем появилась классификация биологических дисциплин по исследуемым свойствам живого.

По объектам исследования:

Ботаника – комплекс наук о растениях.

Зоология – наука, предметом изучения которой являются представители царства Животные.

Микробиология – наука, занимающаяся изучением микроорганизмов: бактерий, архебактерий, микроскопических грибов и водорослей, простейших.

Вирусология – наука, изучающая вирусы.

Микология – наука о грибах.

Цитология – наука, изучающая живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов; в отличие от анатомии изучает микроскопическое строение организма с рассечением тканей на тонкие слои.

Палеонтология – наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности, пытающаяся реконструировать внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения, а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.

Антропология – учение о человеке как о высшем продукте природы, объясняющее все свойства и особенности человека природным происхождением.

По изучаемым свойствам живого:

  • Анатомия – сборная группа разделов биологии, изучающих форму и строение отдельных органов и систем, а также организм в целом, его строение и жизненные функции.
  • Физиология – комплекс дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
  • Морфология – наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов.
  • Генетика – наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости.
  • Селекция – наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.
  • Эмбриология – наука, изучающая эмбрионы различных видов животных, их анатомию и физиологию, закономерности их роста, созревания и развития.
  • Систематика – раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам различного ранга.
  • Эволюционное учение (теория эволюции) – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.

По уровню организации исследуемых объектов:

  • Молекулярная биология – наука об основных свойствах и проявлениях жизни на молекулярном уровне.
  • Цитология – наука, изучающая живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
  • Гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов; в отличие от анатомии изучает микроскопическое строение организма с рассечением тканей на тонкие слои.
  • Анатомия – сборная группа разделов биологии, изучающих форму и строение отдельных органов и систем, а также организм в целом, его строение и жизненные функции.
  • Физиология – комплекс дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
  • Морфология – наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов.
  • Популяционная генетика – наука, изучающая распределение частот аллелей и их изменение под влиянием четырех движущих сил эволюции: мутагенеза, естественного отбора, дрейфа генов и миграционного процесса; она также принимает во внимание субпопуляционные структуры и пространственную структуру популяции.
  • Популяционная экология  – раздел экологии, изучающий популяцию как элементарную форму существования вида, исследует структуру популяций и ее динамику, половой и возрастной состав популяции, определяющие ее плодовитость и характер размножения.
  • Гидробиология – комплексная биологическая наука, раздел экологии, изучающий водные экосистемы и их компоненты.
  • Биоценология – наука, изучающая структуру и функционирование биоценозов.
  • Биогеография – наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений, а также характер фауны и флоры отдельных территорий; разделяется на зоогеографию – географию животных и фитогеографию – географию растений.
  • Экология – наука, изучающая организацию и функционирование популяций, сообществ, экосистем и биосферы.

Биология является теоретической основой для таких отраслей науки, как селекция микроорганизмов, растений и животных, медицина, а также для производства, которое непосредственно связано с различными живыми организмами (биотехнология, сельское хозяйство и т. д.).

XX в. для биологии как науки был чрезвычайно плодотворным. Выявлены закономерности процесса эволюции и передачи наследственной информации, раскрыты свойства и характер воспроизводства биосистем, установлен механизм фотосинтеза, определены экологические законы жизни природы и существования биосферы, исследованы особенности структурных уровней живой материи.

Именно в этом веке биология перестала быть описательной натурфилософской областью знания, перейдя в разряд фундаментальных наук, заняв среди них лидирующее место.

Биология формирует представления о закономерностях существования природы и человека как ее части, раскрывает структуру живого мира, направления его развития во взаимодействии с обществом и окружающей средой.

Изложение учебного материала в этом разделе нашего сайта построено по структурным уровням организации живой материи. Такой подход позволит интегрировать основные естественнонаучные сведения и осознать целостность мира.

Источник: http://flamingo-nn.ucoz.com/load/obshhaja_biologija/vvedenie/vvedenie_v_obshhuju_biologiju/24-1-0-164

Тема ВВЕДЕНИЕ УРОК 1 БИОЛОГИЯ НАУКА О

Тема ВВЕДЕНИЕ УРОК 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ 1. 2. 3. 4. Предмет общей биологии Отличительные признаки живых организмов Уровни организации живой материи Методы общей биологии

1. Что такое «биология» ? 2. Какие царства живых организмов существуют? 3. Каковы характерные черты этих организмов?

Основная задача биологии Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов, нахождения общих закономерностей в живой природе.

Царства живых организмов Б А К Т Е Р И И Р А С Т Е Н И Я Г Р И Б Ы Ж И В О Т Н Ы Е

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ Бактерии НЕ ИМЕЮТ ядра

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ Растения обладают неограниченным ростом, автотрофным типом питания, в большинстве своем неподвижны, размножаются спорами или семенами, клетки имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы

ЦАРСТВО ГРИБЫ Грибы обладают собственными признаками (особое строение тела – мицелий), признаками растений (неограниченный рост, размножение спорами) и признаками животных (в клетках содержится углевод – хитин)

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ Животные обладают ограниченным ростом, гетеротрофным типом питания, большинство способны к активному движению

ЖАН БАТИСТ ПЬЕР АНТУАН де МОНЕ ЛАМАРК (1744 – 1829) Автор первой эволюционной теории Профессор кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных в Музее естественной истории Ввел термин «биология» .

Им благодарны мы за науку • Аристотель Стагирит (384 -322 гг. до н. э. ) • Линней Карл (1707 – 1778 гг. ) • Ламарк Жан Батист Пьер Антуан (1744 -1829 гг. )

Им благодарны мы за науку • Дарвин Чарльз Роберт (1809 -1882 гг. ) • Ковалевский Александр Онуфриевич (1840 -1901 гг. ) • Мечников Илья Ильич (1845 -1916 гг. )

БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗООЛОГИЯ Энтомология Герпетология Орнитология Териология

Предмет общей биологии • Общая биология — наука, изучающая основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений.

Этология Селекция Биофизика Систематика Анатомия БИОЛОГИЯ Генетика Экология Палеонтология Биогеография

Предмет общей биологии Разделы общей биологии Генетика Биохимия Молекулярная биология раздел биологии, изучающий живые клетки, органоиды, их строение и функционирование наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости.

наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности.

наука, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, Биотехнология Биология развития Эволюционное учение Экология дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач раздел биологии, изучающий процессы индивидуального развития (онтогенеза) организма. комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой природы. наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Цитология

Биология – наука о любых проявлениях жизни. Микробиология – наука о проявлениях жизни на микроскопическом уровне. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Биотехнология – процессы получения необходимых человеку веществ с помощью живых клеток.

Методы исследования Элементарные: • • Наблюдение Сравнение Экспериментирование Моделирование как высшее проявление эксперимента Глобальные (обязательно используют элементарные): • • Описательный Сравнительный Исторический Экспериментальный

наблюдение моделирование описание Методы общей биологии сравнение эксперимент историческое сравнение

Научное исследование – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Научный факт – результат, полученный в ходе наблюдений и экспериментов, проверенный новыми наблюдениями и экспериментами.

Гипотеза – предположение, которое может объяснить определенные наблюдения и эксперименты. Эксперимент – проведение опытов и наблюдений при определенных, жестких условиях. Наблюдение – фиксирование происходящих явлений.

Теория или закон – проверенная и соответствующая фактам универсальная гипотеза, способная служить основой для верных предсказаний.

Структура научного исследования 1. Наблюдение над объектом или явлением. Сбор фактического материала 2. Выдвижение гипотез (предположений), объясняющие наблюдаемые факты 3. Эксперименты для проверки гипотез (обязателен контрольный образец) 4. Подтвержденная гипотеза – закон или теория

• Итак, последовательность выполняемых действий (алгоритм) при проведении научного исследования: • Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования. • Выдвижение гипотез. • Планирование хода исследования, выбор методики. • 4.

Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов. • Обработка полученных результатов. • Анализ полученных результатов. • Формулирование выводов. • Определение комплекса нерешенных вопросов.

• Оформление итогов исследования.

Методы общей биологии Световой микроскоп увеличение до 2000 раз Электронный микроскоп увеличение до 106 раз

Методы общей биологии Центрифуга – Устройство служащее для разделения сыпучих тел или жидкостей различного удельного веса и отделения жидкостей от твёрдых тел путем использования центробежной силы.

Сущность жизни и свойства живого По Энгельсу: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»

Сущность жизни и свойства живого Волькенштейн В. М. : «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»

Сущность жизни и свойства живого Современное представление Жизнь (в общем смысле) – активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»

Свойства живого Заполните таблицу Свойства живого Краткая характеристика

Свойства живого Краткая характеристика Элементный химический состав Все химические элементы, причем 98% – С, Н, О, N Единство биохимического состава Белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды Единство структурной организации Клетка – единица строения, жизнедеятельности, размножения, онтогенеза Дискретность и целостность Биосистема состоит из взаимодействующих структур, образующих единое целое Метаболизм Состоит из взаимосвязанных ассимиляции и диссимиляции

Свойства живого Краткая характеристика Саморегуляция Сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаза Открытость Поддержание постоянного обмена веществами и энергией между внутренней и внешней средой Размножение Обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений Наследственность и изменчивость Поддержание относительного постоянства ДНК, появление новых видов и форм жизни Рост и развитие Изменение организмов в процессе онтогенеза и филогенеза Раздражимость и движение Избирательное реагирование на какие либо изменения в виде рефлексов, таксисов и тропизмов Ритмичность Многолетние, годичные, сезонные, месячные, суточные ритмы – как приспособление к меняющимся условиям среды

Жизнь – это способ существования белковых тел, главным критерием которого является обмен веществ, причем с прекращением это го обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка (Ф.

Энгельс) Обмен веществ – поступление в клетку од них веществ, их преобразование и выведение во внешнюю среду других веществ.

Читайте также:  Ген и генетический код - биология

Открытая система – система, устойчивая лишь при условии непрерывного поступления в неё веществ и энергии их окружающей

Отличительные признаки живых организмов 1. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы. • Наличие в составе живых организмов органических веществ (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) • и неорганических веществ (воды и минеральных солей).

Отличительные признаки живых организмов 2. Обмен веществами и энергией с окружающей средой. питание Преобразование веществ и создание из них веществ и структур собственного организма дыхание транспорт веществ Обмен веществ — главный признак живого освобождение энергии в одних процессах и использование в других выделение конечных продуктов жизнедеятельности

Отличительные признаки живых организмов 2. Обмен веществами и энергией с окружающей средой. Все живые организмы являются открытыми системами, т. к. в них непрерывно поступает энергия и вещества из окружающей среды.

Отличительные признаки живых организмов 3. Прерывистость (дискретность). • Живые организмы построены из обособленных, но взаимосвязанных частей • Вид состоит из особей, клетка состоит из органоидов, органоиды – из молекул, организм – из органов • Это свойство связано с уровнями организации живой материи

Отличительные признаки живых организмов 4. Раздражимость. • • • избирательная реакция на внешнее воздействие. заключается в передаче информации от внешней среды к организму; на основе раздражимости осуществляется саморегуляция и гомеостаз

Отличительные признаки живых организмов 5. • • Саморегуляция (Гомеостаз) – способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния поддерживать динамическое равновесие постоянство структурной организации и химического состава внутренней среды, а также интенсивности протекания реакций.

Отличительные признаки живых организмов 6. Ритмичность • Биологические ритмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. • Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации — от молекулярных и субклеточных до биосферы.

Отличительные признаки живых организмов 7. Размножение и самооспроизведение.

• Свойства воспроизведения себе подобных, обеспечивающие непрерывность и преемственность жизни • Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений. Виноградные улитки in copula Деление клетки Репликация ДНК

• Размножение – увеличение количества особей; свойство организмов воспроизводить себе подобных. • Наследственность – свойство всех организмов передавать признаки и свойства из поколения в поколение. • Изменчивость – свойство организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. • Развитие – качественные изменения организма в течение жизни.

Отличительные признаки живых организмов 8. Наследственность и изменчивость. • • Наследственность — свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Изменчивость — возникновение у потомства новых признаков.

Отличительные признаки живых организмов 1. Рост и развитие • Развитие – приобретение новых индивидуальных свойств организма. • Рост – увеличение размеров и массы организма. • Онтогенез – индивидуальное развитие организма. • Филогенез – историческое развитие организмов.

Уровни организации живой материи l l l l Молекулярно генетический Клеточный Тканевый Органный Организменный Популяционно-видовой Экосистемный Биосферный

Уровни организации живой материи Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно-видовой уровень Биогеоценотический уровень Биосферный уровень

Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональ ная единица Компоненты Молекулярный Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Объединение молекул в особые комплексы • Молекулы неорганических и органических • Осуществление физикосоединений Представлен разнообразным • Молекулярные и молекулами, комплексы находящимися в химических живой клетке. соединений (мембрана и др. ) химических реакций в упорядоченном виде • Копирование ДНК, кодирование и передача генетической информации • Биохимия • Биофизика • Молекулярная биология • Молекулярная генетика

Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональ ная единица Компоненты Клеточный Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Биосинтез, • Фотосинтез • Представлен свободно живущими клетками • и клетками, входящими в многоклеточные организмы. Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки • Регуляция химических реакций • Деление клеток • Генная инженерия • Цитогенетика • Цитология • Вовлечение химических • Эмбриология элементов Земли и энергии Солнца в биосистемы

Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональна Компоненты я единица Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Обмен веществ (метаболизм) Организменный • Клетка — основной структурный компонент организма.

Представлен одноклеточными и многоклеточными организмами растений, • Из клеток животных, грибов и образованы бактерий ткани и органы многоклеточн ого организма • Раздражимость • Анатомия • Размножение • Биометрия • Онтогенез • Биоэнергетика • Нервногуморальная регуляция процессов жизнедеятельн ости • Гигиена • Гомеостаз • Морфология • Физиология

Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональ ная единица Компоненты Популяционновидовой Основные процессы Науки изучающи е этот уровень • Генетическое своеобразие • Взаимодействие между особями и популяциями Представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций Группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой • Накопление элементарных эволюционных преобразований • Осуществление микроэволюции и выработка адаптаций к изменяющейся среде • Видообразование • Увеличение биоразнообразия • Генетика популяций • Эволюция • Экология

Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональна я единица Компоненты Основные процессы Науки изучающие этот уровень Биогеоценотический Представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни • Популяции различных видов • Факторы среды • Пищевые сети, потоки веществ и энергии • Биохимический круговорот веществ и поток энергии • Подвижное равновесие между живыми организмами и средой • Обеспечение живых организмов условиями обитания и ресурсами • Биогеография • Биогеоценология • Экология

Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональна я единица Компоненты Биосферный Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты Представлен высшей, • Биогеоценозы глобальной формой организации • Антропогенное биосистем — воздействие биосферой • Биологический глобальный круговорот веществ и энергии • Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность • Экология

Сущность жизни и свойства живого Самостоятельно: вспомнить определение Ф. Энгельса о «Жизни» и современное определение (стр. 12)

Домашнее задание: Учебник Теремова – Введение, § 1 -2 П. 1. 1, 1. 2, учить записи в тетради, терминология 9 класса темы Введения, подготовка к вводному контролю

Источник: http://present5.com/tema-vvedenie-urok-1-biologiya-nauka-o/

Введение в науку биологию

Введение

1. Введение в науку биологию

2. Определение и свойства жизни

Введение в науку биологию

Термин биология(от греч. биос жизнь, логос наука) введен в начале XIX в. независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы.

В настоящее время его используют и в ином смысле, относя к группам организмов, вплоть до вида (биология микроорганизмов, биология северного оленя, биология человека), биоценозам (биология арктического бассейна), отдельным структурам (биология клетки).

Жизнь – это специфическое свойство определенных систем, называемых «живыми». Биология – наука о живых системах.

Предметом биологии как учебной дисциплины служит жизнь во всех ее проявлениях: строение, физиология, поведение, индивидуальное (онтогенез) и историческое (эволюция, филогенез) развитие организмов, их взаимоотношение друг с другом и с окружающей средой.

Современная биология представляет комплекс, систему наук. Отдельные биологические науки или дисциплины возникли вследствие процесса дифференциации, постепенного обособления относительно узких областей изучения и познания живой природы.

В биологии выделяют науки по объектам исследования: о животных — зоологию; о растениях — ботанику; анатомию и физиологию человека как основу медицинской науки. В пределах каждой из этих наук имеются более узкие дисциплины. Например, в зоологии выделяют протозоологию, энтомологию, гельминтологию и другие.

Биологию классифицируют по дисциплинам, изучающим морфологию (строение) и физиологию(функции) организмов. К морфологическим наукам относят, например, цитологию, гистологию, анатомию. Физиологические науки — это физиология растений, животных и человека.

Для уяснения биологических основ развития, жизнедеятельности и экологии конкретных представителей животного и растительного мира неизбежно обращение к общим вопросам сущности жизни, уровням ее организации, механизмам существования жизни во времени и пространстве. Наиболее универсальные свойства и закономерности развития и существования организмов и их сообществ изучает общая биология.

Сведения, получаемые каждой из наук, объединяются, взаимодополняя и обогащая друг друга, и проявляются в обобщенном виде, в познанных человеком закономерностях, которые либо прямо, либо с некоторым своеобразием (в связи с социальным характером людей) распространяют свое действие на человека.

Для современной биологии характерно комплексное взаимодействие с другими науками (химией, физикой, математикой) и появление новых сложных дисциплин.

Вторую половину XX столетия называют веком биологии. Такая оценка роли биологии в жизни человечества представляется еще более оправданной в наступившем XXI в. К настоящему времени наукой о жизни получены важные результаты в области изучения наследственности, фотосинтеза, фиксации растениями атмосферного азота, синтеза гормонов и других регуляторов жизненных процессов.

Уже в реально обозримом будущем путем использования генетически модифицированных растительных и животных организмов, бактерий могут быть решены задачи обеспечения людей продуктами питания, необходимыми медицине и сельскому хозяйству лекарствами, биологически активными веществами и энергией в достаточном количестве, несмотря на рост населения и сокращение природных запасов топлива. Исследования в области геномики и генной инженерии, биологии клетки и клеточной инженерии, синтеза ростовых веществ открывают перспективы замещения дефектных генов у лиц с наследственными болезнями, стимуляции восстановительных процессов, контроля за размножением и физиологической гибелью клеток и, следовательно, воздействия на злокачественный рост.

Биология относится к ведущим отраслям естествознания. Высокий уровень ее развития служит необходимым условием прогресса медицинской науки и здравоохранения.

Значение биологии для медицины велико. Биология — теоретическая основа медицины. Врач древней Греции Гиппократ (460-274 г. до н.э.) считал, что «необходимо, чтобы каждый врач понимал природу». Во всех теоретических и практических медицинских науках используются общебиологические обобщения.

Теоретические исследования, проводимые в различных областях биологии, позволяют использовать полученные данные в практической деятельности медицинских работников.

Например, открытие структуры вирусов, возбудителей инфекционных заболеваний (оспы, кори, гриппа и других), и способов их передачи, позволило ученым создать вакцину, предотвращающую распространение этих заболеваний или снижающую риск гибели людей от этих тяжелых инфекций.

Биологическая подготовка играет принципиальную и все более возрастающую роль в структуре медицинского образования.

Будучи фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, биология раскрывает закономерности возникновения и развития, а также необходимые условия сохранения жизни как особого явления природы нашей планеты.

Человек, отличаясь несомненным своеобразием в сравнении с другими живыми формами, тем не менее, представляет собой закономерный результат и этап развития жизни на Земле, поэтому само его существование прямо зависит от общебиологических (молекулярных, клеточных, системных) механизмов жизнедеятельности.

Связь людей с живой природой не ограничивается рамками исторического родства. Человек был и остается неотъемлемой частью этой природы, влияет на нее и в то же время испытывает на себе влияние окружающей среды. Характер таких двусторонних отношений сказывается на состоянии здоровья человека.

Читайте также:  Направления биотехнологии - биология

Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рост народонаселения, интенсификация производства, информационные перегрузки, усложнение отношений в семьях и на работе порождают серьезные социальные и экологические проблемы: хроническое психоэмоциональное напряжение, опасное для здоровья загрязнение среды жизни, уничтожение лесов, разрушение природных сообществ растительных и животных организмов, снижение качества рекреационных зон. Поиск эффективных путей преодоления указанных проблем невозможен без понимания биологических закономерностей внутривидовых и межвидовых отношений организмов, характера взаимодействия живых существ, включая человека, и среды их обитания. Уже отмеченного достаточно, чтобы уяснить, что многие разделы науки о жизни, даже в ее классическом формате, имеют очевидное прикладное медицинское значение.

На самом деле в наше время в решении проблем охраны здоровья и борьбы с болезнями биологические знания и «высокие биотехнологии» (генетическая, клеточная инженерия) начинают занимать не просто важное, но по-настоящему определяющее место.

Действительно, минувшееXX столетие, наряду с тем, что оно, в соответствие с главными направлениями научно-технического прогресса, характеризовалось химизацией, технизацией, компьютеризацией медицины, стало также веком превращения последней в биомедицину.

Представление об этапах названного превращения, стартовавшего в конце XIX — начале XX веков дает метафора смены «поколений охотников», принадлежащая лауреату нобелевской премии 1959 г. за открытие механизма биологического синтеза нуклеиновых кислот Артуру Корнбергу.

На каждом из следующих друг за другом этапов биология обогащала мир выдающимися фундаментальными открытиями или технологиями, дальнейшая разработка и использование которых в интересах медицины позволяли здравоохранению достичь решающих успехов в той или иной области борьбы с недугами людей.

В первые десятилетия минувшего столетия, по мнению А. Корнберга, лидирующая роль принадлежала «охотникам» за микробами, с результатами исследований которых связаны поразительные достижения мирового и отечественного здравоохранения в решении проблемы контроля над инфекциями, прежде всего особо опасными.

Во второй четверти XX века лидирующее положение перешло к «охотникам» за витаминами, в 50-60-е годы — за ферментами, на рубеже XX—XXI столетий — к «охотникам» за генами.

Приведенный перечень можно дополнить также поколениями «охотников» за гормонами, факторами тканевого роста, рецепторами к биологически активным молекулам, за клетками — участницами иммунологического надзора за белковым и клеточным составом организма и другими.

Сколь длинным, однако, не был бы этот перечень, очевидно, что в нем «охоте» за генами принадлежит качественно особое место.

В наши дни главная задача такой «охоты», уже оформившейся в самостоятельную научно-практическую дисциплину — геномику, состоит в выяснении порядка расположения нуклеотидных пар в молекулах ДНК или, другими словами, прочтении ДНК-текстов геномов людей (проект «геном человека») и других организмов.

Не трудно видеть, что исследования в названном направлении открывают врачам доступ к содержанию первичной генетической информации, заключенной в геноме каждого отдельно взятого человека (генодиагностика), которой, собственно, определяются особенности процесса индивидуального развития организма, многие его свойства и качества во взрослом состоянии.

Указанный доступ создает перспективу адресного изменения информации в целях борьбы с болезнями или предрасположенностью к ним (генотерапия, генопрофилактика), а также предоставления каждому человеку биологически обоснованных рекомендаций к выбору, например, оптимального региона для проживания, характера питания, рода трудовой деятельности, в широком плане к конструированию образа жизни соответственно личной генетической конституции в интересах собственного здоровья.

Прочтение и осознанное манипулирование с ДНК-текстами геномов вирусов, патогенных микроорганизмов и паразитов человека предоставляют беспрецедентные возможности осуществлять высокоэффективные профилактические и лечебные мероприятия, создавая вакцины и целевые лекарственные средства, избавляющие людей от разного рода инфекционной патологии.

Молекулярно-биологические технологии генетического модифицирования, в частности вирусов, открывают перспективы появления нефармацевтических методов лечения серьезных неинфекционных болезней, например опухолей.

Так, в настоящее время в стадии клинических испытаний в качестве противоопухолевого средства находится штамм аденовируса, геном которого изменен таким образом, что он размножается только в опухолевых клетках с недостаточностью гена р53, приводя к их гибели, и не затрагивает здоровые клетки.

Согласно современным представлениям, развитие опухолей обусловлено либо слишком высоким, вышедшим из-под контроля организма уровнем пролиферации определенного вида клеток, либо несостоятельностью процесса их естественной, генетически обусловленной гибели (апоптоза), либо сочетанием обоих факторов.

Белок, контролируемый геном р53, обладает способностью при определенных условиях блокировать клеточное деление и запускать механизм апоптоза. Мутационные изменения и, следовательно, дефектность функции названного гена или регулирующих его активность нуклеотидных последовательностей ДНК встречаются, по данным разных исследователей, у 55—70% раковых больных. Число примеров такого рода может быть легко увеличено.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/6225.html

План-конспект урока по биологии (9 класс) на тему: “Введение в общую биологию”

Урок 1. Введение в общую биологию, как науку о  живом мире. Роль биологии в практической деятельности человека.

Цели: Обучающие: продолжить формирование у учащихся знаний о биологии, как науке; ввести понятие «общая биология», её место в системе естественнонаучных дисциплин; обозначить вопросы, изучаемые в курсе данной дисциплины. 

Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры; сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  способствовать формированию научного мировоззрения, продолжить реализацию экологического и эстетического воспитания на уроках биологии; формировать познавательный интерес к предмету.

Задачи

1.    Раскрыть роль биологии, среди других наук.2.    Раскрыть связь биологии с другими науками.3.    Определить, что изучают различные разделы биологии.

4.    Определить роль биологии в жизни 

человека.
Оборудование:  таблицы с изображением различных форм жизни, заранее заготовленные листы с таблицей для домашнего задания.

Тип урока: раскрывающий тему.

Вид урока: вводный.

Ход урока.

–  Вступительное слово учителя о предмете биология.

– Чтобы окончательно вернуться с летних каникул и вспомнить, какой предмет мы изучаем, я предлагаю вам составить синквейн на тему «биология».

Напоминаю правила составления синквейна:

В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырёх слов).

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

   Биология.

Интересная, значимая.

Открывает, изучает, экспериментирует.

Помогает понять живую природу.

Наука.

2.   Изучение нового материала.

 – Сегодня мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе биология, а именно введение в общую биологию и экологию.

-Вспомните, что является предметом изучения биологии? –  (живые объекты, биология – наука о живом, о живой природе)

                                                    Живая природа

 царство растений          царство бактерий        царство грибов         царство животных

    6кл        6кл        6кл        7,8кл

Представителей этих царств мы изучали: растения- 6класс

Грибы и бактерии – 6 класс

Животные – 7 и 8 класс (человек)

– Что же мы будем изучать в 9-ом классе? О чем будем говорить на уроках биологии в 9-ом классе?    – о том, что их объединяет

– Что объединяет, что общего у всех представителей данных царств живой природы? –выслушиваем мнения учащихся –  строение на клеточном уровне, химический состав клетки, процессы их жизнедеятельности, размножение организмов, происхождение, распространение и роль в природе, передача наследственных признаков и многие другие вопросы. Именно эти вопросы и изучает наука общая биология.

-Какой вывод вы можете сделать по этой части урока? (Выслушать мнения учащихся)

Вывод: общая биология играет объединяющую роль во всей системе знаний  о живой природе (объединяет все науки о живом мире).

Сделайте записи в тетради, о том, что изучает общая биология – 3 минуты на работу, а потом проверим.

(Общая биология изучает: закономерности процессов, протекающих в природе, закономерности развития, она систематизирует результаты всех биологических исследований, изучает процессы передачи наследственных признаков) 

Биология – наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам (естество – природа).

Впервые термин «биология» в 1797 году предложил немецкий профессор Т. Рузом. Но активно использоваться он начал лишь в 1802 году, после употребления этого термина Ж-Б. Ламарком в своих работах.

Сегодня биология – это комплекс наук, который образуют самостоятельные научные дисциплины, занимающиеся определенными объектами исследования.

– Какие биологические науки вы знаете? Что является предметом изучения этих наук?

Приведите несколько примеров. (выслушиваем ответы учащихся)

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1.        Ботаника – исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:

  • микология – наука о грибах;
  • бриология – наука о мхах;
  • геоботаника – изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
  • палеоботаника – изучает ископаемые останки древних растений

и др. науки.

2.        Зоология – изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология – наука о рыбах;
  • орнитология – наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

•        этология – наука о поведении животных.

3.        Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов.

4.        Физиология – изучает особенности жизнедеятельности живых организмов.

  1. Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов.
  2. Цитология – наука о клетке.
  3. Гистология – наука о тканях.
  4. Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

9.        Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10.        Экология – наука о взаимоотношениях организмов между  собой и с факторами окружающей среды.

На стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных наук:

1)        биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;

  1. биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
  2. биотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их в производстве.

– Для чего необходимо изучать биологию? (Выслушать мнения учащихся)

Биология – это фундаментальная наука. Ее выводы носят не только очень важный теоретический характер, но и прикладной. Сегодня перед биологией ставятся фантастические задачи, о которых в начале прошлого века и говорить было бессмысленно.

Биотехнология и генная инженерия – молодые науки, которые творят чудеса в нашей жизни, позволяют выводить организмы с нужными человеку свойствами, создавать новые технические объекты с использованием биологических знаний. Жизнь сегодня немыслима без биологии.

Биологические знания имеют эстетическое и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.

Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.

3. Закрепление знаний

1.  Что такое биология?2. Назовите подразделы ботаники.3. Какая роль знаний по анатомии в жизни человека?4. Знания каких наук необходимы для медицины?5. Кто впервые выделил понятие биология?

4. Домашнее задание

1.    Изучить  материал учебника – параграф 12.    Запишите в тетрадь и выучите термины: биология, жизнь, наука.

3. Пользуясь учебником, заполните таблицу «Биологические науки и объекты ими изучаемые». Раздаю учащимся заранее заготовленные таблицы.

 Таблица «Биологические науки и объекты ими изучаемые»

Биологическая наука

Объект изучения

1

Анатомия

2

Биогеоценология

3

Биология

4

Биофизика

5

Биохимия

6

Ботаника

7

Вирусология

8

Генетика

9

Зоология

10

Микология

11

Микробиология

12

Молекулярная биология

…………………………………………………………….

13

Морфология

14

Палеонтология

15

Популяционно – видовая биология

……………………………………………………………

16

Селекция

17

Физиология

18

Цитология

19

Эволюционное учение

……………………………………………………………

20

Экология

21

Эмбриология

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/12/27/vvedenie-v-obshchuyu-biologiyu

Ссылка на основную публикацию