Воздух как часть наземно-воздушной среды обитания организмов – биология

Наземно-воздушная среда

Поиск Лекций

ЛЕКЦИЯ 4

СРЕДЫ ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ К НИМ ОРГАНИЗМОВ.

Основные среды обитания на Земле. Водная среда обитания. Характеристика среды обитания. Лимитирующие факторы. Основные виды организмов, обитающих в водной среде. Адаптация к среде. Наземно-воздушная среда.

Воздух – как необходимое условие существования на Земле. Характеристика среды и лимитирующие факторы. Аэробионты и адаптация. Почвенная среда и ее характеристика. Основные адаптационные особенности к среде. Организменная среда.

Паразитизм – как организменная среда. Симбионты.

Наряду с понятиями «среда», «местообитание», «природная среда», «окружающая среда» широко используется термин «среда жизни».

Все разнообразие условий на Земле объединяют в четыре среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную(в последнем случае одни организмы являются средой для других). (табл. 1). Водная среда была первой.

Затем живые организмы освоили наземно-воздушную среду, создали и заселили почву. Под почвенной средой обитания подразумевают не только собственно почву, но и горные породы поверхностной части литосферы. Организменную среду освоили паразиты и симбионты.

Среды жизни выделяются обычно по фактору или комплексу факторов, которые никогда не бывают в недостатке. Эти факторы являются средообразующими и обусловливают свойства сред. Рассмотрим кратко присущие названным средам жизни свойства, лимитирующие факторы и адаптации организмов.

Водная среда.

Это самая древняя среда, в которой жизнь возникла и долго эволюционировала еще до того мо­мента, как первые организмы появились на суше. По составу водной среды жизни различаются два ее основных варианта: пресноводная и морская среды.

Водой покрыто более 70% поверхности планеты. Тем не менее, за счет сравнительной выравненности условий этой среды («вода всегда мокрая») разнообразие организмов в водной среде намного меньше, чем на суше. Лишь каждый десятый вид царства растений связан с водной средой, разнообразие водных животных несколько выше. Общее соотношение числа видов «суша/вода» — около 1:5.

Плотность воды выше плотности воздуха в 800 раз. И давление на населяющие ее организмы также много выше, чем в наземных условиях: на каждый 10 м глубины оно возрастает на 1 атм.

Одно из основных направлений приспособления организ­мов к жизни в водной среде – повышение плавучести за счет увеличения поверхности тела и формирования тканей и орга­нов, содержащих воздух.

Организмы могут парить в воде (как представители планктона — водоросли, простейшие, бактерии) или активно перемещаться, как рыбы, формирующие нектон. Значительная часть организмов прикреплена к поверхности дна или перемещается по ней. Как уже отмечалось, важным фактором водной среды является течение.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика сред обитания и адаптации к ним живых организмов

Среда Характеристика Адаптации организма к среде
Водная Самая древняя. Освещенность убывает с глубиной. При погружении на каждые 10 м давление возрастает на 1 атмосферу. Дефицит кислорода. Степень солености возрастает при переходе от пресных вод к морским и океаническим. Относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей, осморегуляции
Почвенная Создана живыми организмами. Осваивалась одновременно с наземно-воздушной средой. Дефицит или полное отсутствие света. Высокая плотность. Четырехфазная (фазы: твердая, жидкая, газообразная, живые организмы). Неоднородная (гетерогенная) в пространстве. Во времени условия более постоянны, чем в наземно-воздушной среде обитания, но более динамичны, чем в водной и организменной Форма тела вальковатая, слизистые покровы или гладкая поверхность, у некоторых имеется копательный аппарат, развитая мускулатура. Для многих групп характерны микроскопические или мелкие размеры как приспособление к жизни в пленочной воде или в воздухоносных порах
Наземно-воздушная Разреженная. Обилие света и кислорода. Гетерогенная в пространстве. Очень динамичная во времени Выработка опорного скелета, механизмов регуляции гидротермического режима. Освобождение полового процесса от жидкой среды
Организменная Очень древняя. Жидкая (кровь, лимфа) или твердая, плотная (ткани). Наибольшее постоянство среды во времени из всех сред обитания Коадаптация паразита и хозяина, симбионтов друг к другу, выработка у паразита защиты от переваривания хозяином и системы заякоривания в среде, усиление полового размножения, редукция зрения, пищеварительной системы, синхронизация биоритмов

Основу продукции большинства водных экосистем составляют автотрофы, использующие солнечный свет, пробивающийся через толщу воды. Возможность «пробивания» этой толщи определяется прозрачностью воды.

В прозрачной воде океана в зависимости от угла падения солнечного света автотрофная жизнь возможна до глубины 200 м в тропиках и 50 м в высоких широтах (например, в морях Северного Ледовитого океана).

В сильно взмученных пресноводных водоемах слой, заселенный автотрофами (его называют фотическим), может составлять всего несколько десятков сантиметров.

Наиболее активно поглощается водой красная часть спектра света, поэтому, как отмечалось, глубоководья морей заселены красными водорослями, способными за счет дополнительных пигментов усваивать зеленый свет.

Прозрачность воды определяется несложным прибором – диском Секки, который представляет собой окрашенный в белый цвет круг диаметром 20 см.

О степени прозрачности воды судят по глубине, на которой диск становится неразличимым.

Важнейшей характеристикой воды является ее химичес­кий состав — содержание солей (в том числе биогенов), газов, ионов водорода (рН). По концентрации биогенов, особенно фосфора и азота, водоемы разделяются на олиготрофные, мезотрофные и эвтрофные. При повышении содержания биогенов, скажем, при загрязнении водоема стоками, происходит процесс эвтрофикации водных экосистем.

Содержание кислорода в воде примерно в 20 раз ниже, чем в атмосфере, и составляет 6-8 мл/л. Оно снижается при повышении температуры, а также в стоячих водоемах в зимнее время, когда вода изолирована от атмосферы слоем льда.

Снижение концентрации кислорода может стать причиной гибели многих обитателей водных экосистем, исключая особо устойчивые к дефициту кислорода виды, подобные карасю или линю, которые могут жить даже при снижении содержания кис­лорода до 0,5 мл/л. Содержание углекислого газа в воде, напротив, выше, чем в атмосфере.

В морской воде его может содержаться до 40—50 мл/л, что примерно в 150 раз выше, чем в атмосфере. Потребление углекислого газа фитопланктоном при интенсивном фотосинтезе не превышает 0,5 мл/л в сутки.

Концентрация ионов водорода в воде (рН) может меняться в пределах 3,7—7,8. Нейтральными считаются воды с рН от 6,45 до 7,3. Как уже отмечалось, с понижением рН биоразнообразие организмов, населяющих водную среду, быстро убы­вает.

Речной рак, многие виды моллюсков гибнут при рН ниже 6, окунь и щука могут выдержать рН до 5, угорь и голец выживают при понижении рН до 5-4,4. В более кислых водах сохраняются лишь некоторые виды зоопланктона и фитопланктона.

Кислотные дожди, связанные с выбросами в атмосферу больших количеств оксидов серы и азота промышленными предприятиями, стали причиной подкисления вод озер Европы и США и резкого обеднения их биологического раз­нообразия. Лимитирующим фактором часто бывает кислород.

Содержание его обычно не превышает 1 % от объема. При повышении температуры, обогащении органическим веществом и слабом перемешивании содержание кислорода в воде уменьшается. Малая доступность кислорода для организмов связана также с его слабой диффузией (в воде она в тысячи раз меньше, чем в воздухе).

Второй лимитирующий фактор – свет. Освещенность быстро уменьшается с глубиной. В идеально чистых водах свет может проникать до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – только на несколько сантиметров.

Эта среда наиболее однородна среди других. Она мало изменяется в пространстве, здесь нет четких границ между отдельными экосистемами. Амплитуды значений факторов также невелики.

Разница между максимальными и минимальными значениями температуры здесь обычно не превышает 50°С (в то время как в наземно-воздушной среде-до 100°С). Среде присуща высокая плотность. Для океанических вод она равна 1,3 г/см3, для пресных -близка к единице.

Давление изменяется только в зависимости от глубины: каждый 10-метровый слой воды увеличивает давление на 1 атмосферу.

В воде мало теплокровных, или гомойотермных(греч. хомой-одинаковый, термо – тепло), организмов. Это результат двух причин: малое колебание температур и недостаток кислорода. Основной адаптационный механизм гомойотермии – противостояние неблагоприятным температурам.

В воде такие температуры маловероятны, а в глубинных слоях температура практически постоянна (+4°С). Поддержание постоянной температуры тела обязательно связано с интенсивными процессами обмена веществ, что возможно только при хорошей обеспеченности кислородом. В воде таких условий нет. Теплокровные животные водной среды (киты, тюлени, морские котики и др.

) – это бывшие обитатели суши. Их существование невозможно без периодической связи с воздушной средой.

Типичные обитатели водной среды имеют переменную температуру тела и относятся к группе пойкиотермных (греч. пойкиос – разнообразный). Недостаток кислорода они в какой-то мере компенсируют увеличением соприкосновения органов дыхания с водой.

Многие обитатели вод (гидробионты) потребляют кислород через все покровы тела. Часто дыхание сочетается с фильтрационным типом питания, при котором через организм пропускается большое количество воды.

Некоторые организмы в периоды острого недостатка кислорода способны резко замедлять жизнедеятельность, вплоть до состояния анабиоза(почти полное прекращение обмена веществ).

К высокой плотности воды организмы адаптируются в основном двумя путями. Одни используют ее как опору и находятся в состоянии свободного парения. Плотность (удельный вес) таких организмов обычно мало отличается от плотности воды.

Этому способствует полное или почти полное отсутствие скелета, наличие выростов, капелек жира в теле или воздушных полостей. Такие организмы объединяются в группу планктона(греч. планктос -блуждающий). Различают растительный (фито-) и животный (зоо-) планктон.

Размеры планктонных организмов обычно невелики. Но на их долю приходится основная масса водных обитателей.

Активно передвигающиеся организмы (пловцы) адаптируются к преодолению высокой плотности воды. Для них характерна продолговатая форма тела, хорошо развитая мускулатура, наличие структyp уменьшающих трение (слизь, чешуя). В целом же высокая плотность воды имеет следствием уменьшение доли скелета в общей массе тела гидробионтов по сравнению с наземными организмами.

В условиях недостатка света или его отсутствия организмы для ориентации используют звук. Он в воде распространяется намного быстрее, чем в воздухе. Для обнаружения различных препятствий используется отраженный звук по типу эхолокации. Для ориентации используются также запаховые явления (в воде запахи ощущаются намного лучше, чем в воздухе).

В глубинах вод многие организмы обладают свойством самосвечения (биолюминесценции).

Растения, обитающие в толще воды, используют в процессе фотосинтеза наиболее глубоко проникающие в воду голубые, синие и сине-фиолетовые лучи. Соответственно и цвет растений меняется с глубиной от зеленого к бурому и красному.

Адекватно адаптационным механизмам выделяются следующие группы гидробионтов: отмеченный выше планктон– свободнопарящие, нектон(греч.

нектос – плавающий) – активно передвигающиеся, бентос(греч. бентос – глубина) – обитатели дна, пелагос(греч.

пелагос – открытое море) – обитатели водной толщи, нейстон– обитатели верхней пленки воды (часть тела может быть в воде, часть – в воздухе).

Воздействие человека на водную среду проявляется в уменьшении прозрачности, изменении химического состава (загрязнении) и температуры (тепловое загрязнение). Следствием этих и других воздействий является обеднение кислородом, снижение продуктивности, смены видового состава и другие отклонения от нормы.

Наземно-воздушная среда.

Воздух отличается значи­тельно более низкой плотностью по сравнению с водой.

По этой причине освоение воздушной среды, которое произошло много позже, чем зарождение жизни и ее развитие в вод­ной среде, сопровождалось усилением развития механических тканей, позволившим организмам противостоять действию закона всемирного тяготения и ветра (скелет у позвоночных животных, хитиновые панцири у насекомых, склеренхима у растений). В условиях только воздушной среды ни один организм постоянно жить не может, и потому даже лучшие «летуны» (птицы и насекомые) должны периодически опускаться на землю. Перемещение организмов по воздуху возможно за счет специальных приспособлений — крыльев у птиц, насекомых, некоторых видов млекопитающих и даже рыб, парашутики и крылышки у семян, воздушные мешки у пыльцы хвойных пород и т.д.

Воздух — плохой проводник тепла, и потому именно в воздушной среде на суше возникли эндотермные (теплокровные) животные, которым легче сохранить тепло, чем эктотермным обитателям водной среды. Для теплокровных водных животных, включая гигантов-китов, водная среда вторична, предки этих животных когда-то жили на суше.

Для жизни в воздушной среде потребовались более сложные механизмы размножения, которые исключали бы риск высыхания половых клеток (многоклеточные антеридии и архегонии, а затем семязачатки и завязи у растений, внутреннее оплодотворение у животных, яйца с плотной оболочкой у птиц, пресмыкающихся, земноводных и др.).

В целом возможностей для формирования разнообразных сочетаний факторов в условиях наземно-воздушной среды много больше, чем водной. Именно в этой среде особенно ярко проявляются различия климата разных районов (и на разных высотах над уровнем моря в пределах одного района). Поэтому разнообразие наземных организмов много выше, чем водных.

Эта среда относится к наиболее сложной как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве. Для нее характерна низкая плотность воздуха, большие колебания температуры (годовые амплитуды до 100°С), высокая подвижность атмосферы. Лимитирующими факторами чаще всего являются недостаток или избыток тепла и влаги. В отдельных случаях, например под пологом леса, недостаток света.

Читайте также:  Достижения селекции, Биология

Большие колебания температуры во времени и ее значительная изменчивость в пространстве, а также хорошая обеспеченность кислородом явились побудительными мотивами для появления организмов с постоянной температурой тела (гомойотермных). Гомойотермия позволила обитателям суши существенно расширить место обитания (ареалы видов), но это неизбежно связано с повышенными энергетическими тратами.

Для организмов наземно-воздушной среды типичны три механизма адаптации к температурному фактору: физический, химический, поведенческий. Физическийосуществляется регулированием теплоотдачи. Факторами ее являются кожные покровы, жировые отложения, испарение воды (потовыделение у животных, транспирация у растений).

Этот путь характерен для пойкиотермных и гомойотермных организмов. Химические адаптациибазируются на поддержании определенной температуры тела. Это требует интенсивного обмена веществ. Такие адаптации свойственны гомойотермным и лишь частично пойкиотермным организмам.

Поведенческий путьосуществляется посредством выбора организмами предпочтительных положений (открытые солнцу или затененные места, разного вида укрытия и т. п.). Он свойственен обеим группам организмов, но пойкиотермным в большей степени.

Растения приспосабливаются к температурному фактору в основном через физические механизмы (покровы, испарение воды) и лишь частично – поведенческие (повороты пластинок листьев относительно солнечных лучей, использование тепла земли и утепляющей роли снежного покрова).

Адаптации к температуре осуществляются также через размеры и форму тела организмов. Для выделения теплоотдачи выгоднее крупные размеры (чем крупнее тело, тем меньше его поверхность на единицу массы,а следовательно, и теплоотдача, и наоборот).

По этой причине одни и те же виды, обитающие в более холодных условиях (на севере), как правило, крупнее тех, которые обитают в более теплом климате. Эта закономерность называется правилом Бергмана.Регулирование температуры осуществляется также через выступающие части тела (ушные раковины, конечности, органы обоняния).

В холодных районах они, как правило, меньше по размерам, чем в более теплых (правило Аллена).

О зависимости теплоотдачи от размеров тела можно судить по количеству кислорода, расходуемого при дыхании на единицу массы различными организмами. Оно тем больше, чем меньше размеры животных. Так, на 1 кг массы потребление кислорода (см3/час) составило: лошадь – 220, кролик – 480, крыса -1800, мышь – 4100.

Источник: https://poisk-ru.ru/s2340t7.html

Среды обитания живых организмов

Существование человека, как и любого другого живого организма, невозможно вне среды его обитания.

Среда обитания живых организмов — это та часть пространства, которая окружает данный организм или группу организмов и воздействует на него определенным образом различными факторами.

Любой организм испытывает воздействие неорганических и органических составляющих природы и приспосабливается к этим воздействиям.

Так, некоторые животные приспособились к низким температурам и могут нормально существовать в районах Крайнего Севера (песцы, белые медведи), а другие способны жить только в тропиках.

На определенной территории, в одинаковых климатических условиях проживают определенные группы организмов, приспособленные к существованию в данной среде обитания.

На планете Земля различают следующие виды сред обитания: наземно-воздушная, водная, наземная, наземно-водная, почвенная (эдафическая), живой организм, которые характеризуются специфическими признаками. Если вас интересует эта тема, стоит почитать статью с примерами приспособления животных к суровым условиям обитания.

Названные выше среды обитания различаются по агрегатному состоянию, плотности, наличию и различному содержанию кислорода и другим параметрам. Рассмотрим краткую характеристику этих сред.

Наземно-воздушная среда характеризуется тем, что она является газообразной (ее воздушная часть) и твердой (наземная часть). На поверхности земли организмы укрепляются (растения, некоторые грибы) или строят убежища (животные). В воздухе организмы находят пищу и кислород.

Это аэробная среда, в которой осуществляется интенсивный обмен газов и воды, а воду, необходимую для жизнедеятельности живых существ, необходимо добывать и сохранять. Поэтому живущие в этой среде организмы приспособлены к добыванию и сохранению влаги, а животные обладают способностью к достаточно быстрому и активному перемещению.

В этой среде живут птицы, многие виды членистоногих (например насекомые), млекопитающие, различные виды покрытосеменных и т. д.

Водная среда характеризуется жидким агрегатным состоянием и в зависимости от глубины может быть как аэробной (поверхностные слои различных водоемов), так и анаэробной (на больших глубинах океана, в водоемах с высокой температурой).

Эта среда плотнее, чем воздушная, но более благоприятная с позиций добычи организмом воды и ее сохранения в нем. Водная среда более богата пищевыми ресурсами.

В ней в далеком геологическом прошлом зародилась жизнь (по образному выражению «океан является колыбелью жизни»), В этой среде формы организмов многообразны, и существуют организмы, которые дышат как растворенным в воде кислородом, так и кислородом, содержащимся в атмосфере; живут в этой среде анаэробные организмы. В водной среде живут различные простейшие, водоросли, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и представители других типов и классов животного и растительного мира.

Водно-наземная (наземно-водная) среда является пограничной средой и сочетает в себе свойства наземной и водной среды. Она смешана и по агрегатному состоянию, являясь твердой (наземная) и жидкой (водная).

Эта среда явилась причиной возникновения особой формы организмов (амфибий или земноводных), которые сочетают признаки и водных, и наземных животных. Эти животные способны дышать и атмосферным воздухом, и кислородом, растворенным в воде, цикл их жизни тесно связан с водной средой.

Некоторые организмы, живущие в этой среде, дышат только атмосферным кислородом, но добывают пищу в водной среде. Данная среда является «комфортной» с точки зрения добычи воды организмом. В этой среде живут разнообразные виды и животных, и растений.

К ним относятся растения-гигрофиты, которые принадлежат к разным классам. Среди животных в этой среде обитают различные виды млекопитающих, птиц, членистоногих, амфибий и др.

Наземная среда характеризуется тем, что животные живут на поверхности земли в нижней части воздушного океана, как правило, вдали от водоемов. Эта среда характеризуется твердым агрегатным состоянием субстрата, но газообразным состоянием местообитания, разнообразным водным режимом, т. е.

условия этой среды весьма многообразны, что определяет многообразие приспособлений организмов к этой среде. В ней проживают многочисленные виды простейших, грибов, лишайников, водорослей, высших растений, птиц, зверей и т. д.

Условия жизни в наземной среде часто напоминают таковые для воздушно-наземной среды, но отличаются от последней тем, что организмы всю свою жизнь проводят на поверхности земли, а не в воздухе.

Специфической средой обитания является эдафическая — почва и более глубокие слои заселенной организмами литосферы. Эта среда твердая, трудная для перемещения, характеризуется отсутствием света, насыщена молекулярным кислородом, может содержать капельножидкую воду, способную быть средой обитания простейших, богата минеральными солями и различными органическими веществами.

Эта среда очень благоприятна для жизнедеятельности различных организмов, поэтому является плотно заселенной средой обитания. В ней живут разнообразные представители типа простейших, различные водоросли, грибы, многообразные виды червей, моллюсков, различные представители высших животных.

Почва является субстратом различных видов высших растений, для которых характерна наземная среда.

Живой организм как среда обитания других организмов представляет собой специфическую среду обитания для паразитических организмов. Это, как правило, среда, лишенная молекулярного кислорода, поэтому в ней живут преимущественно анаэробные организмы.

Паразитические организмы могут жить и внутри, и вне организма, условия их жизни могут быть весьма разнообразными, поэтому формы таких организмов также многообразны.

В данной среде нет необходимости добывать и отыскивать питательные вещества, что налагает определенный отпечаток на строение подобных организмов.

В этой среде живут различные болезнетворные организмы, а также некоторые организмы, которые вступают с организмом-хозяином во взаимно-полезное сожительство (примером последних являются клубеньковые бактерии, обитающие в корневых системах бобовых растений).

Факторы среды, их общая характеристика и классификация

Среда обитания живых организмов характеризуется различными параметрами, важнейшим среди которых является фактор среды.

Фактор среды — это движущая сила или условие (существенное обстоятельство), влияющие на жизнедеятельность данного организма в конкретных условиях его обитания.

Важнейшей характеристикой фактора среды является интенсивность его воздействия.

Интенсивность воздействия фактора — это степень его влияния на жизнедеятельность организма.

Она может быть различной. Можно выделить три разновидности воздействия экологического фактора на жизнедеятельность организма: минимум, максимум и оптимум.

Минимум воздействия фактора — это такая величина интенсивности фактора, ниже которой наступает гибель данного организма.

Максимум воздействия фактора — это такая величина наибольшего его воздействия, при которой наступает гибель организма.

Оптимум воздействия фактора — это такая величина интенсивности фактора, при которой организм чувствует себя наиболее комфортно и обладает максимумом биологической продуктивности.  Область между минимумом и максимумом интенсивности воздействия фактора, в пределах которых организм остается живым, называется пределом выносливости организма по данному фактору.

Для данной территории, для определенного времени года средняя величина интенсивности отдельных факторов является более или менее постоянной величиной или колеблется в определенных пределах, что позволяет организмам приспособиться к жизни на данной территории.

Эта средняя величина интенсивности воздействия фактора может меняться в зависимости от широты, от времени года, а в горных районах обладает вертикальной зональностью. Это относится к температуре, освещению, климату.

Например, температура (ее средняя величина) уменьшается от подножья к вершине, а также от экватора к полюсу, что приводит к формированию на различных широтах и вертикалях горных местностей различных сообществ организмов.

Экологические факторы (факторы среды) различны и имеют разную классификацию. Так, по степени воздействия на данный организм различают общие и специфические факторы. К специфическим факторам относят лимитирующие (ограничивающие).

Лимитирующим называется такой экологической фактор, воздействие которого определяет возможность существования организма в данных условиях. Например, наличие влаги, оптимальной температуры и других компонентов, необходимых для произрастания кокосовой пальмы в условиях полярного дня, не обеспечивает возможности плодоношения (размножения), так как это растение «короткого дня».

Кроме лимитирующих, к специфическим факторам относят такие, которые встречаются только в данной среде обитания, например, высокое содержание солей в почве на солончаках, которое формирует определенную растительность, образуемую разными видами растений — солянок.

По происхождению различают абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Абиотическими (абиогенными) факторами называют совокупность условий (отдельное условие) неживой природы, воздействующих на организм. К ним относят температуру, свет, влажность, субстрат и его состав, климат (как совокупный абиотический фактор).

Биотические (как биогенные) факторы — это воздействия среды, связанные или непосредственно с воздействием различных организмов (кроме человека), или опосредованным влиянием деятельности организмов на данный организм (биотические факторы в более узком понимании представляют собой опосредованное воздействие данного организма на другой организм, например, действие фитонцидов, выделяемых растениями семейства лилейных на микроорганизмы). В отличие от традиционно используемого термина «биотические факторы» правильнее использовать термин «биогенные факторы», которые включают в себя комплекс факторов, т.е. являются совокупностью биологических, биоценотических и биотических (в узком понимании) факторов.

Биологическими факторами называют воздействия живых организмов на другие организмы, например поедание хищником жертвы.

Биоценотическим называют фактор, связанный с влиянием на другие организмы совокупности других организмов, например, какой-либо популяции, проживающей в данном биогеоценозе.

Биотическим (в узком смысле) фактором называют опосредованное воздействие живого организма на среду, например через выделение разных химических соединений, через отмирание и т. д. Однако, как было указано выше, термин «биотические факторы» часто является синонимом термина «биогенные факторы».

Антропогенные факторы — комплекс воздействий, связанных с деятельностью человека, как непосредственной, так и опосредованной. При создании искусственного биоценоза (например, бахчи) существовавший ранее естественный биоценоз уничтожается и т. д.

Имеются и другие разновидности экологических факторов и их различные классификации.

Так, кроме рассмотренных, существуют классификации по времени (эволюционный, исторический, действующий), по периодичности (периодический, непериодический), по очередности возникновения (первичный, вторичный), по среде возникновения (атмосферный, водный, биосферный, генетический и др.); по характеру (физический, химический, комплексный и др.); по объекту воздействия (индивидуальный, групповой) и др.

Читайте также:  Биология как наука - биология

Краткая характеристика экологических ниш

Организмы, приспосабливаясь к определенным условиям существования, для повышения возможности выживания в природе занимают определенные экологические ниши. Термин «экологическая ниша» введен Дж.

Гриннелом (1928), но до настоящего времени в достаточной степени не уточнен, что затрудняет его практическое применение.

На современном этапе экологическая ниша — это место вида в природе, включающее его положение в пространстве и во времени существования, его функциональную роль в природе и положение относительно абиотических условий существования.

Экологическая ниша может быть и занята, и не занята видом, так как это функциональное место вида в экосистеме, включая его роль в этом сообществе организмов.

Примером разных экологических ниш является дневной и ночной образ жизни животных.

Так, насекомоядные дневные птицы находятся в разных экологических нишах по отношению к ночным насекомоядным птицам — они не конкурируют ни за источники питания, ни за процессы размножения и т. д.

Общая характеристика продуктивности организмов, круговорота веществ и энергии в пищевых цепях

В пищевых сетях и цепях происходит перенос веществ и энергии от одного звена к другому и через полные пищевые цепи (от продуцента через консументы разных порядков к редуцентам) осуществляется круговорот веществ в природе.

Пищевая цепь не может существовать без поступления энергии извне.

Основным природным источником является энергия Солнца, усваиваемая продуцентами (фотосинтетиками); эта энергия в форме энергии химической связи сложных органических веществ передается от одного звена к другому, постоянно уменьшаясь за счет того, что часть ее затрачивается на реализацию процессов жизнедеятельности и у завершающего звена практически не остается в форме химических связей сложных органических веществ, так как редуценты практически полностью превращают органические вещества в неорганические.

Продуценты, начинающие пищевую цепь, включают в круговорот веществ неорганические вещества, превращая их в органические. Далее органические вещества во все уменьшающемся количестве передаются от звена к звену и у редуцентов (завершают пищевую цепь) их количество становится минимальным.

Образующиеся в процессе обмена веществ неорганические вещества у всех членов пищевой цепи возвращаются в круговорот веществ.

Это делает возможным существование жизни как таковой, ибо если органические вещества только образовывались бы, а не превращались в неорганические, то наступило бы время, когда неорганические вещества, способные превращаться в органические, исчезли.

Важнейшим свойством любых организмов является их продуктивность — биомасса, производимая всеми особями данной популяции на единице площади данной территории.

Продуктивность организмов в пищевой цепи от одного звена к другому закономерно убывает и подчиняется правилу пирамиды. Основание пирамиды составляют продуценты, а завершают пирамиду — редуценты, которые производят наименьшее количество биомассы (в идеале близкое к нулю).

Организмы каждого звена цепи образуют трофический уровень, который из-за больших энергетических потерь, необходимых для реализации физиологических и других процессов жизнедеятельности, не может быть больше пяти.

Различают пирамиды по биомассе и по энергии, которую накапливают организмы за счет наращивания массы своего тела.

Правило пирамиды косвенно показывает механизм регуляции численности видов в биогеоценозе — число особей данного вида не может превышать такого количества, которое соответствует массе (энергии), накапливаемой на основе количества усваиваемой энергии продуцентов в соответствии с правилом пирамиды.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/sredy-obitaniya-zhivyh-organizmov.html

Основные среды обитания организмов. наземно-воздушная среда – основы экологии. человек и биосфера – общая биология 11 класс кучеренко м. есть

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

§ 25. ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

Живые организмы – обитатели нашей планеты – освоили четыре основные среды обитания: наземно-воздушную, водную, почву, а также другие живые организмы.

Среда обитания – это совокупность условий, в которых обитают особи, популяции и группировки организмов разных видов. Среди них наземно-воздушную среду разнообразное по своим условиям.

Ведущая роль среди абиотических факторов здесь принадлежит освещенности, температуре, влажности и газовому составу атмосферы.

Как влияет на живые организмы освещенность?

Свет поступает к нашей планете от Солнца. В спектре солнечного излучения выделяют три участка, отличающихся по своим биологическим действием на живые организмы: ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи (рис. 106).

Рис. 106. Биологическое действие различных участков спектра солнечного излучения

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны до 0,29 мкм губительно влияют на живую материю, но их почти полностью поглощает озоновый экран. Без него существование организмов на суше вообще было бы невозможным.

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 0,29—0,40 мкм в больших дозах также негативно влияют на живые организмы, вызывая свойственные им биохимические процессы и мутации.

Однако в небольших количествах эти лучи нужны животным и человеку, потому что способствуют образованию в коже витамина D.

На долю видимых лучей с длиной волн от 0,41 до 0,75 мкм приходится более 50% солнечного излучения, которое достигает поверхности Земли. Именно благодаря этим лучам возможен фотосинтез.

Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,75 мкм является источником тепловой энергии для живых существ. Некоторые организмы (например, растения, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) используют их для повышения температуры тела.

У животных свет играет важную роль для ориентации в пространстве. А реакция на продолжительность светового периода суток позволяет им, как и другим организмам, регулировать процессы жизнедеятельности в зависимости от времени года.

Среди животных по отношению к свету выделяют две группы: «ночную» (виды, активные ночью) и «дневную» (виды, активные днем) (рис. 107).

Какова роль температуры в жизни организмов? Температура окружающей среды играет исключительную роль в жизни организмов, поскольку влияет на температуру их тела. В свою очередь, температура тела влияет на скорость биохимических реакций обмена веществ: низкие температуры тормозят, но слишком высокие могут изменить структуру (привести к денатурации) белков, в частности ферментов.

Рис. 107. Животные, активные в ночное (1 – филин, 2 – летучая мышь) и дневной (С – олень) время

Для большинства организмов оптимальные значения температуры лежат в достаточно узких пределах – от +10° С до +30° С. Но в неактивном состоянии живые организмы могут выдерживать гораздо более широкий диапазон температур (от -200° С до +100° С).

Например, споры некоторых бактерий непродолжительный период могут выдерживать температуру до +180° С, а цисты простейших и коловраток (рис.

108), яйца круглых червей, семена и пыльца растений, споры прокариот после обезвоживания не теряют жизнеспособности и при температуре, близкой к абсолютному нулю (- 271,16” С).

Переживать неблагоприятные условия организмы могут в состоянии анабиоза. Анабиоз (от греч. анабіозіс – возвращение к жизни) – состояние организмов, при котором незаметны проявления процессов жизнедеятельности вследствие значительного замедления процессов обмена веществ. Он сопровождается значительными потерями воды до 75%.

Когда же наступают благоприятные условия, организмы выходят из анабиоза и процессы жизнедеятельности возобновляются. Виды, способные существовать при низких температурах, называют холодостойкими (некоторые бактерии, лишайники, мхи, членистоногие и др.). Они имеют определенные приспособления для существования в таких условиях.

Например, у растений тундры, высокогорья стебель низкий, стелющийся по земле; их клеточный сок содержит много сахаров, которые снижают температуру замерзания цитоплазмы. У насекомых функцию «антифриза*» выполняет глицерин, который накапливается в их гемолімфі.

Насекомые северных широт часто имеют черную окраску, что способствует лучшему поглощению солнечных лучей. Теплокровные животные холодных регионов имеют хорошо развитый волосяной или перьевой покров, жировую прослойку тела (у синего кита он может быть толщиной 50 см), что обеспечивает надежную теплоизоляцию.

Есть и теплолюбивые организмы, способные существовать в условиях повышенных температур. Например, некоторые бактерии, цианобактерии, членистоногие из горячих источников способны выдерживать температуры до +80° С и выше.

* Антифриз (от греч. анти – против и англ. фриз – замерзать) – средства, которые предотвращают обледенение механизмов при низких температурах.

Рис. 108. Коловратка (1) и ее циста (2)

Рис. 109. Адаптации к переживанию неблагоприятных периодов:

1-у растений (нарцисс); 2-у животных (суслик)

Сохранять активность за определенного диапазона температур позволяет терморегуляция. Терморегуляция (от греч.

терме – тепло и регуло – регулирую) – способность поддерживать постоянное соотношение между образованием тепла в организме (теплопродукции) или его поглощением из окружающей среды и потерями тепловой энергии (теплоотдачей).

Химическая терморегуляция обеспечивает повышение образования тепла в ответ на понижение температуры окружающей среды (например, благодаря более быстрому расщеплению запасных органических соединений или сокращению мышц).

Физическая терморегуляция обусловлена изменением уровня теплоотдачи (регуляция состояния волосяного или перьевого покрова, диаметра капилляров кожи, потоотделение, испарение воды растениями и тому подобное). Она возможна и благодаря изменению поведения животных, способных в холодную погоду собираться, прятаться от неблагоприятных температур в почве, пещерах и тому подобное).

Какое значение имеет влажность в жизни организмов? Мы уже упоминали, какую важную роль играет вода в обеспечении биохимических процессов, образовании и поддержании структуры молекул определенных соединений.

В результате приспособления к существованию в наземно-воздушной среде у живых существ возникли адаптации к экономного потребления и расходования воды, что, в свою очередь, поддерживает его содержание в организме на относительно постоянном уровне.

Например, у высших растений засушливых мест произрастания корни способны проникать на значительную глубину (сосна обыкновенная, верблюжья колючка), где расположены підґрунтові воды.

Корневая система может хорошо розгалужуватись в верхних слоях почвы (кактусы), обеспечивая эффективное поглощение воды со значительной площади во время кратковременных дождей.

У растений засушливых мест местообитаний также уменьшается площадь листовых пластинок, которые могут превращаться в иглы; утолщается кутикула, уменьшается количество устьиц (кактусы, верблюжья колючка и тому подобное).

Некоторые растения способны накапливать воду в своих органах (кактусы, алоэ, молодило), а потом ее экономно использовать. Многолетние травянистые растения могут переживать засушливый период в виде подземных побегов (корневищ, луковиц и др.), тогда как их надземная часть в этот период отмирает (рис. 109). Деревья и кусты могут уменьшать испарение, сбрасывая листья.

Животные получают влагу: во время водопоя, с пищей и при расщеплении органических соединений, прежде всего жиров.

В условиях засушливого климата содержание влаги в теле обеспечивают покровы, которые предотвращают ее испарение (кутикула насекомых, чешуйки пресмыкающихся), а также особые органы выделения наземных членистоногих.

К тому же, животные засушливых мест могут изменять периоды своей активности: они активны ночью, когда воздух влажнее и прохладнее, а в период длительной засухи находятся в неактивном состоянии (рис. 109). Крупные животные (антилопы, слоны) могут преодолевать значительные расстояния в поисках источников воды.

Какое значение газового состава атмосферы для обитателей суши? Главными компонентами нижних слоев атмосферы являются кислород (около 21%), углекислый газ (около 0,03%) и азот (более 78%).

Вы уже знаете, что кислород необходим живым существам для аэробного дыхания.

В условиях нехватки или полного его отсутствия могут выживать лишь организмы, способные получать необходимую им энергию за счет безкисневого расщепление органических соединений (анаэробное дыхание).

Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере тормозит процессы дыхания, но до определенной степени повышает интенсивность фотосинтеза. К тому же, углекислый газ имеет высокую теплоемкость, поэтому рост его концентрации повышает температуру атмосферы.

В воздух вместе с выбросами промышленных предприятий и транспорта попадают различные примеси: метан, сероводород, аммиак, оксиды серы и азота, частицы пыли и др, которые негативно влияют на жизнедеятельность организмов, прежде всего зеленых растений.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/11klas_1/29.html

Экология животных

Наземно-воздушная среда — среда, состоящая из воздуха, что объясняет её название. Характеризуется обычно следующим:

  • Воздух не оказывает почти никакого сопротивления, поэтому оболочка организмов, обычно не обтекающая.
  • Большое содержание кислорода в воздухе.
  • Есть климат и времена года.
  • Ближе к земле температура воздуха выше, поэтому большинство видов обитают на равнинах.
  • В атмосфере отсутствует вода, необходимая для жизни, поэтому организмы селятся ближе к рекам и другим водоёмам.
  • Растения, которые имеют корень, пользуются минеральными веществами, находящимися в почве и, частично, находятся в почвенной среде.
  • Минимум температуры был зарегистрирован в Антарктиде, который составлял — 89 ° С, а максимум + 59 ° С.
  • Биологическая среда распространена от 2 км ниже уровня моря, до 10 км вышеуровня моря.
Читайте также:  Закон гомологических рядов изменчивости, Биология

В ходе эволюции эта среда была освоена позже, чем водная. Ее особенность заключается в том, что она газообразная, поэтому характеризуется низкими:

  • влажностью,
  • плотностью и давлением,
  • высоким содержанием кислорода.

В ходе эволюции у живых организмов выработались необходимые анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и другие адаптации. Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые). В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, т. е.

органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха.

Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше и поддерживающие тела со всеми его органами в условиях незначительной плотности среды, в тысячи раз меньшей по сравнению с водой.

Экологические факторы в наземно-воздушной среде отличаются от других сред обитания:

  • высокой интенсивностью света,
  • значительными колебаниями температуры и влажности воздуха,
  • корреляцией всех факторов с географическим положением,
  • сменой сезонов года и времени суток.

Воздействия их на организмы неразрывно связано с движением воздуха и положения относительно морей и океанов и сильно отличаются от воздействия в водной среде В наземно — воздушной среде достаточно света и воздуха. Однако увлажненность и температура очень разнообразны. Болотистые территории имеют избыточное количество влаги, в степях ее значительно меньше. Ощутимы суточные и сезонные колебания температуры.

Приспособления организмов к жизни в условиях различной температуры и увлажненности. Больше приспособлений организмов наземно — воздушной среды связано с температурой и влажностью воздуха. Животные степи (скорпион, пауки тарантул и каракурт, суслики, мыши полевки) прячутся от жары в норках. У животных приспособлением от жары является выделение пота.

С наступлением холодов птицы улетают теплые края, чтобы весной снова вернулся на место, где родились и где дадут потомство.

Особенностью наземно — воздушной среды в южных районах является недостаточное количество влаги. Животные пустыни должны обладать способностью сохранять свою воду, чтобы переживать долгие периоды, когда мало пищи.

Травоядным обычно удаётся это сделать, запасая всю доступную влагу, которая есть в стеблях и семенах, которые они поедают. Плотоядные получают воду из влажной плоти своей добычи.

Оба типа животных имеют очень эффективные почки, которые экономят каждую каплю влаги, и у них редко возникает необходимость пить. Также пустынные животные должны быть способными защищать себя от жестокой жары днём и пронизывающего холода ночью.

Маленькие животные могут делать это, скрываясь в трещинах скал или закапываясь в песок. Многие животные выработали в процессе эволюции непроницаемый наружный панцирь, но не для защиты, а для уменьшения потерь влаги из их тела.

Приспособление организмов к передвижению в наземно — воздушной среде. Для многих животных наземно — воздушной среды важно передвижения по земной поверхности или в воздухе.

Для этого у них выработались определенные приспособления, а их конечности имеют различное строение. Одни приспособились к бегу (волк, лошадь), вторые — к прыжкам (кенгуру, тушканчик, конек), третьи — к полетам (птицы, летучие мыши, насекомые).

Ужи, гадюки вообще не имеют конечностей, поэтому двигаются, выгибая тело.

К жизни высоко в горах приспособилось значительно меньше организмов, так как там мало почвы, влаги и воздуха, и возникают трудности с перемещением. Однако некоторые животные, например, горные козлы муфлоны, способны двигаться почти вертикально вверх и вниз, если есть хоть небольшие неровности. Поэтому они могут жить высоко в горах.

Приспособлением животных к фактору освещенности наземно — воздушной среды жизни строение и размеры глаз. Большинство животных этой среды имеют хорошо развитые органы зрения. Так, ястреб с высоты своего полета видит мышь, которая бежит по полю.

Источник: https://vseobiology.ru/ekologiya-zhivotnykh/716-27-nazemno-vozdushnaya-sreda-obitaniya-usloviya-obitaniya-zhivotnykh-v-nazemno-vozdushnoj-srede-osnovnye-adaptatsii-zhivotnykh

Урок № 8. Наземно-воздушная среда

Тип урока – комбинированный

Методы:частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

– осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Наземно-воздушная среда

Организмы, обитающие на поверхности Земли, окружены га­зообразной средой, характеризующейся низкой влажностью, плотностью и давлением, а также высоким содержанием кисло­рода.

Действующие в наземно-воздушной среде экологические факторы отличаются рядом специфических особенностей: по сравнению с другими средами свет здесь действует интенсивнее, температура претерпевает более сильные колебания, влажность значительно изменяется в зависимости от географического поло­жения, сезона и времени суток. Воздействие почти всех этих факторов тесно связано с движением воздушных масс – ветрами.

У обитателей наземно-воздушной среды в процессе эволюции выработались специфические анатомо-морфологические, физиоло­гические, поведенческие и другие адаптации.

У них появились ор­ганы, обеспечивающие непосредственное усвоение атмосферного воздуха в процессе дыхания (устьица растений, легкие и трахеи животных); сильное развитие получили скелетные образования, поддерживающие тело в условиях незначительной плотности среды

 

(механические и опорные ткани растений, скелет животных); вы­работались сложные приспособления для защиты от неблагопри­ятных факторов (периодичность и ритмика жизненных циклов, сложное строение покровов, механизмы терморегуляции и др.); установилась более тесная связь с почвой (корни растений); вы­работалась большая подвижность животных в поисках пищи; появились летающие животные и переносимые воздушными тече­ниями плоды, семена, пыльца растений.

Рассмотрим основные абиотические факторы в наземно­-воздушной среде жизни.

Воздух.

Сухой воздух на высоте уровня моря состоит (по объему) из 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа; не менее 1% приходится на инертные газы.

Кислород необходим для дыхания абсолютного большинства ор­ганизмов, углекислый газ используется растениями при фотосинтезе. Перемещение воздушных масс (ветер) изменяет температуру и влаж­ность воздуха, оказывает механическое воздействие на организмы.

Ветер вызывает изменение транспирации у растений. Это особенно сильно проявляется при суховеях, иссушающих воздух и часто вызы­вающих гибель растений. Значительную роль ветер играет в опыле­нии анемофилов – ветроопыляемых расте­ний.

Ветры определяют направление миграций таких насекомых, как луговой мотылек, пустынная саранча, малярийные комары.

Атмосферные осадки.

Осадки в виде дождя, снега или града изменяют влажность воздуха и почвы, обеспечивают доступной влагой растения, дают питьевую воду животным. Сильные дожди могут вызывать паводки, временно затопить ту или иную территорию. Ливни, и особенно град, нередко приводят к механическому повреждению вегетатив­ных органов растений.

Большое значение для водного режима имеют сроки выпадения дождей, их частота и продолжительность. Также важен характер дождей. При ливневых дождях почва не ус­певает впитать воду.

Эта вода быстро стекает, и ее сильные потоки нередко сносят в реки и озера часть плодородного слоя почвы, а вместе с ней и слабо укоренившиеся растения, а иногда и мелких животных.

Моросящие дожди, наоборот, хорошо увлажняют почву, однако, если они затягиваются, наступает переувлажнение.

Осадки в виде снега оказывают благоприятное влияние на ор­ганизмы в зимний период времени.

Являясь хорошим изолятором, снег защищает почву и растительность от промерзания (слой сне­га в 20 см защищает растение при температуре воздуха -25°С), а для мелких животных служит укрытием, где они находят пищу и более подходящие температурные условия.

При сильных морозах под снегом прячутся тетерева, куропатки, рябчики. Однако при многоснежных зимах наблюдается массовая гибель некоторых животных, например, косуль и диких кабанов: при мощном снежном покрове им трудно передвигаться и добывать корм.

Влажность почв.

Одним из основных источников влаги для растений является почвенная вода. По физическому состоянию, подвижности, доступ­ности и значению для растений почвенная вода подразделяется на свободную, капиллярную, химически и физически связанную.

Основной разновидностью свободной воды является гравитаци­онная вода. Она заполняет широкие промежутки между частицами почвы и под действием силы тяжести постоянно уходит в более глу­бокие слои, пока не достигнет водонепроницаемого слоя. Растения легко усваивают ее, пока она находится в зоне корневой системы.

Капиллярная вода заполняет тончайшие промежутки между частицами почвы, она также хо­рошо усваивается растениями. Она удерживается в капиллярах силой сцепления.

Под влиянием испарения с поверхности почвы капиллярная вода образует восходящий ток, в отличие от грави­тационной, которой свойственен нисходящий ток.

Эти движения воды, ее расход зависят от температуры воздуха, особенностей рельефа, свойств почвы, растительного покрова, силы ветра и других факторов. И капиллярная, и гравитационная вода пред­ставляют собой так называемую доступную для растений воду.

В почве есть также химически и физически связанная вода, содержащаяся в некоторых минералах почв (опале, гипсе, монт риллоните, гидрослюдах и пр.) Вся эта вода растениям абсолютно не­доступна, хотя в некоторых почвах (глинистых, торфяных) ее содер­жание очень велико.

Экоклимат.

Каждое местообитание характеризуется определенным эколо­гическим климатом – экоклиматом, т. е. климатом приземного слоя воздуха. Большое влияние на климатические факторы ока­зывает растительность.

Под пологом леса, например, влажность воздуха всегда выше, а колебания температуры меньше, чем на полянах. Различен и световой режим этих мест. В разных расти­тельных ассоциациях формируется свой режим влажности, тем­пературы, света.

Тогда говорят о фитоклимате.

Условия жизни, окружающие личинок насекомых, живущих под корой дерева, иные, чем в лесу, где это дерево произрастает. При этом температура южной стороны ствола может быть на 10- 15°С выше температуры его северной стороны.

Такие небольшие участки местообитания имеют свой микроклимат. Особые микро­климатические условия создают не только растения, но и живот­ные. Устойчивым микроклиматом обладают заселенные живот­ными норы, дупла деревьев, пещеры.

Для наземно-воздушной среды так же, как и для водной, ха­рактерна четко выраженная зональность. Различают широтные и меридианальные, или долготные, природные зоны. Первые тянут­ся с запада на восток, вторые – с севера на юг.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте основные абиотические факторы на­земно-воздушной среды.

2.Приведите примеры обитателей наземно-воздушной среды.

3.Что называется экоклиматом?

Среды обитания живых организмов

Воздушнаясреда

Биосферасредажизни

Экология. Часть 4. Биосфера

Ресурсы:

С. В. Алексеев.Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов.СМИО Пресс, 1997. – 320 с

СайтYouTube:  /

Хостинг презентаций

– 

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_8_tema_nazemnovozdushnaya_sreda_092123.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]