История развития наук о человеке – биология

История развития наук о человеке

История развития наук о человеке - биология

Устройство своего организма всегда интересовало людей. Ещё в глубокой древности появились трактаты, в которых описывалось строение человеческого тела. Но подходы к изучению строения человека у различных народов были не одинаковыми.

Например, древние индусы представляли тело человека состоящим из 7 оболочек, 300 костей, 107 суставов, 3 жидкостей, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов. А главным жизненным центром они считали пупок.

Совсем по-другому описывали человеческий организм китайцы, выпустившие в свет самые первые книги по анатомии, физиологии и медицине. В их понимании тело человека является «семьёй», в которой центр жизни – сердце, печень – мать сердца, желудок и селезёнка – дети сердца.

Душа человека живёт в печени и в ней же рождаются новые идеи. А вот мужество, храбрость поселились в желчном пузыре.

Гиппократ

Больших успехов достигли в понимании устройства человеческого организма древние греки. Великим учёным и врачом древности был грек Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.). Он создал учение о четырёх возможных типах телосложения и темперамента человека.

Собрал в своих трудах имевшиеся к тому времени знания о строении организма человека. Гиппократ писал о том, что лечить надо не болезнь, а больного человека и при лечении врач не имеет права нанести вред здоровью своего пациента.

Ведь недаром в наши дни все выпускники медицинских институтов торжественно дают клятву Гиппократа.

Клавдий Гален

Учеником и последователем Гиппократа считал себя великий римский врач: Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200), много лет лечивший раненых гладиаторов и потому прекрасно разбиравшийся в строении организма человека.

Он написал 83 труда по анатомии и медицине, и эти книги в течение почти полутора тысяч лет были авторитетным источником знаний для врачей, анатомов и физиологов. Гален стал основателем современной фармакологии – науки о лекарствах.

Абу Али ибн Сина

Великим учёным и врачом арабского мира был Абу Али ибн Сина (980 – 1037), или, как его называли в Европе, Авиценна. Его труды по медицине, фармакологии и физиологии были настольной книгой всех европейских врачей в течение многих столетий.

Первым физиологом справедливо считают англичанина Уильяма Гарвея, который доказал, что кровь в организме движется по двум замкнутым кругам, а центром кровообращения является сердце.

В развитие наук о человеке значительный вклад внесли отечественные учёные. Выдающийся врач Николай Иванович Пирогов внёс огромный вклад в развитие хирургии, основывающейся на анатомии.

Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт – для предупреждения нагноения ран, использовал гипсовую повязку при переломах. Отцом русской физиологии по праву считают Ивана Михайловича Сече­нова.

Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы «Рефлексы головного мозга».

Источник: http://blgy.ru/biology8p/science-lab

Развитие биологии как науки — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Кратко рассмотрим как происходило развитие науки биологии и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.

Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).

Гиппократ (460- ок.370г. до н.э.) — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.

Аристотель (384-322г. до н.э.) — основоположник зоологии. Описал многих животных, положил начало систематике (он делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека).

Теофраст (372-287г. до н.э.) — основоположник ботаники. Описал более 500 видов растений, указав сведения о строении и размножении многих из них.
Гай Плиний Старший (23-79 г.

) — написал 37 томов энциклопедии “Естественная история”, которая почти до средневековья была главным источником знаний о природе.
Клавдий Гален (ок.130 – ок.200 г.

) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.

В средние века господствующей идеологией была религия, но шло накопление знаний о живых организмах.
Самый известный учёный Эпохи Возрождения (переходной от культуры средних веков к культуре нового времени) Леонардо да Винчи (1452-1519 г.) внес определенный вклад и в развитие биологии.

Он изучал полёт птиц, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, способы соединения костей (отметив сходство суставов и костей человека и животных).
В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине (XV) в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться и биология подразделяется на отдельные науки.

В (XVI-XVII ) веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
Изобретение микроскопа, в начале (XVII) в., позволило открыть невидимые для невооруженного глаза живые организмы (бактерии, простейшие).
Карл Линней (1707-1778г.

) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).
Карл Максимович Бэр (1792-1876) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложив научные основы эмбриологии.

Жан Батист Ламарк (1774-1829г.) предложил первую теорию эволюции.
В 1839 году Теодором Шванном (1818-1882г.) и Маттиасом Якобом Шлейденом (1804-1881г.

) была сформулирована первая клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина (1809-1882г.), опубликованной в 1859 г.
В (XIX) в. благодаря работам Луи Пастера (1822 –1895г.

)Роберта Коха (1843-1910г.), Ильи Ильича Мечникова (1845-1916г.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.
К концу (XIX) в.

в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология (основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология»).
В 1900 году были переоткрыты законы Грегора Менделя (1822-1884г.), что дало старт развитию генетики.
В 40-50-е годы (XX) в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться  микроорганизмы и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.

В (XX) в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология, которое будет стремительно развиваться и в (XX)(I) в.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА

Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/biologiia-kak-nauka-16129/istoriia-razvitiia-biologii-16130/re-878a8f10-b5e8-47f9-bd0a-5aed943e9080

Краткая история развития биологии

Наука идёт вперёд. Все наши знания об окружающем мире стремительно меняются год от года. Картина мира совершенно иная, не такая, как мы её представляли даже десять лет назад. Это очень быстрый процесс и процесс необратимый.

Уже никто никогда не будет верить, что «животные возникают из гниющей земли или растительной ткани подобно некоторым насекомым».

Но у человека всегда останется потребность знать, как те или иные научные открытия совершались и при каких порой удивительных обстоятельствах это происходило.

Все современные достижения биологии уходят корнями в древность. Первым биологическим знаниям мы обязаны развитию цивилизации в странах Средиземноморья. И начнём мы с Греции.

Гиппократ.
Знаменитый древнегреческий целитель и врач родился около 460 года до нашей эры на острове Кос, что в Эгейском море.

Он был первым, кто дал относительно подробное описание строения человеческого и животного организма, а также уже 400 лет до нашей эры указал на роль окружающей среды и наследственности в возникновении болезней.

Наверное, вы знаете, что именно Гиппократа считают основоположником медицины. С его именем связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Произнесение клятвы Гиппократа при получении врачебного диплома стало традицией.

Как знать, возможно через некоторое время произнесёте её и вы.

Аристотель.

Родился он почти на 100 лет позже Гиппократа.

Этот древнегреческий философ стремился систематизировать окружающую нас живую и неживую природу.

Согласно его представлениям, мир вокруг нас делится на четыре царства: неодушевлённый мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека.

В трудах Аристотеля, которые можно отнести к биологическим, содержались практически все известные к тому времени сведения о животных.

Он изучал видовое разнообразие животных, их внешний облик, повадки, а также достаточно детально для своего времени исследовал внутреннее строение животного организма. Итогом таких исследований явилось, например, открытие третьего века у птиц, рудиментарных глаз у крота, звуковых органов у сверчка.
За перечисленные заслуги наиболее влиятельного философа древности относят к основоположникам зоологии вообще и систематики животных в частности.

Прогрессивные взгляды Аристотеля намного опередили своё время, однако и он не смог избежать некоторых наивных представлений своего времени о живой природе.

Именно у Аристотеля мы заимствовали эту цитату «животные возникают из гниющей земли или растительной ткани подобно некоторым насекомым».

Также он был сторонником идеи “изначальной целесообразности”, которая якобы присуща всем живым существам от рождения. И даже несмотря на то, что Аристотель был женат, он не мог правильно сосчитать количество зубов у представительниц прекрасной половины человечества. Но мы к этому забавному факту ещё вернёмся.

Если Аристотель занимался описанием и изучением строения животных, то его любимому ученику Теофрасту ничего не оставалось, как заняться изучением растений.

В чём он и преуспел настолько, что его стали называть «отцом» ботаники. Им описано более 500 видов растений.

Для большинства из них приведены сведения об особенностях строения и размножения, введены в употребление многие ботанические термины. Например, жилки растений.

Из древней Греции перенесёмся в древнюю столицу Римской империи. Древнеримский писатель-эрудит Гай Плиний Старший прослыл мастером своего дела. Уже в первом веке нашей эры он написал 37 томов энциклопедии «Естественная история» – крупнейшего сочинения античности.

Несмотря на то, что сам Плиний не был исследователем и профильным специалистом в описываемых областях знаний, а литературной деятельностью занялся после службы в армии, его энциклопедия почти до Cредневековья была главным источником знаний о природе.
Правда, многие считали сочинение Плиния нагромождением фактов, отобранных произвольным образом.

Однако в настоящее время признано, что «Естественная история» отличается чёткой последовательностью изложения. Так, животные подразделяются по сфере обитания (книга 8 посвящена животным, которые обитают на земле, книга 9 – в море, а 10-я – обитателям воздуха), в каждой из них изложение начинается с больших животных (слоны, киты) и завершается малыми.

Вторая половина книги XI посвящена анатомическим вопросам, что подводит итог книгам о животном мире

Следующего римлянина, правда, древнегреческого происхождения – сына богатого архитектора, получившего прекрасное образование – Клавдия Галена историки считают последним великим биологом древности. Хотя, естественно, ни о какой биологии в то время речь не шла, так как сам термин «биология» появился только в конце XVIII века.

Гален в своих исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Именно он ввёл в практику биологического познания физиологический эксперимент как таковой. На основании своих исследований также первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.

Сравнение было настолько искусным, что студенты-медики изучали Галена до XIXвека включительно. А его блестящая теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня.

Галену удалось доказать ошибочность некоторых существовавших в то время представлений о жизнедеятельности живых организмов. Именно он развеял миф о том, что артерии якобы служат для проведения воздуха внутри организма.

В то же время Гален ошибочно полагал, что вены и артерии – это две независимые системы, а в сердце человека артериальная и венозная кровь смешиваются.

В результате исследований учёных античного этапа развития биологии сформировались следующие натурфилософские представления:

Читайте также:  Общая характеристика многоклеточных животных - биология

·  Все живые и неживые тела построены, в общем, из одних и тех же элементов.

·  Живое отличается от неживого целесообразностью своего устройства, гармонией работы всех органов.

·  Любой природный объект в большей или меньшей степени обладает душой.

·  Вселение души непрерывно порождает организмы из гниющего ила, тины, грязи. Уже в последний период античности, т.е. в эпоху упадка Римской империи, естественнонаучные исследования практически прекратились.

На протяжении всего Средневековья в Европе естественные науки не развивались, т.к. любые формы изучения живой природы преследовались, и могли стоить непокорному жизни. Но бесконечно так продолжаться не могло.

Расцвет науки и искусства наступил в эпоху Возрождения. Не зря её так называют.

Интересно, что наука и искусство не только могут идти рука об руку, но и тесно переплетаться друг с другом.

В истории достаточно примеров, когда талантливая или гениальная личность удивительно продуктивно творит и в области науки, и в области искусства. Может, вы уже знаете, о ком сейчас пойдёт речь?

Это Леонардо да Винчи. Мы знаем его как гениального художника, а о вкладе да Винчи в развитие естественных наук большинству людей известно в гораздо меньшей степени.

Леонардо да Винчи впервые и с присущей ему гениальностью сделал точные изображения мускулов, костей, кровеносных сосудов человеческого тела.

Можно сказать, что это был первый профессиональный анатомический атлас.

Даже после смерти Леонардо выполненные им иллюстрации частей человеческого тела с успехом использовались для обучения врачей и будущих учёных. Да и в наше время они имеют не только чисто исторический интерес.

Он изучал полёт птиц, летучих мышей и мечтал построить летательный аппарат. Описывал многие растения, а также изучал сходство костей человека и животных и способы соединения их в суставы, что позволило ему открыть явление гомологии у животных (плавник кита и крыло птицы, например). Работал над изучением деятельности сердца и зрительного анализатора.

Дальнейшее развитие естественнонаучных представлений связано с именем Андреаса Везалия, который родился в 1514 году в Брюсселе. Итогом его научного труда явился выход семи книг под общим названием «О строении человеческого тела». Андреас Везалий получил фундаментальное медицинское образование в Париже.

Он длительное время тайно вскрывал и тщательно изучал человеческие трупы, принесённые с кладбищ, так как в то время вскрытие трупа человека всё ещё было запрещено церковью. Именно он впервые обнаружил клапаны на стенках вен человека, а также исправил около 200 ошибок, в своё время допущенных Галеном.

А также ошибку Аристотеля о том, что мужчина имеет 32 зуба, а женщина – 38.
Признание заслуг Везалия пришло быстро: уже в возрасте 23 лет он был удостоен докторской степени и кафедры, читал лекции в качестве профессора хирургии. Свои лекции он сопровождал вскрытиями, гармонично сочетая при этом теорию и практику.

Андреас Везалий создал таблицы по анатомии человека и был первым, кто изготовил его полный скелет, скрепив кости проволокой.

Географические открытия второй половины XVвека способствовали бурному развитию естественнонаучных знаний. Быстрое накопление сведений о живых организмах в то время вело к разделению биологии на отдельные науки.
В XVI-XVII веках стремительно развивается ботаника и зоология.

В начале XVII века изобретается микроскоп. Роберт Гук открывает структурно-функциональную единицу растений – клетку, а Антони ван Левенгук – невидимые невооружённому глазу микроорганизмы.

Карл Линней упорядочивает знания всего предыдущего периода развития биологии и предлагает единую систему классификации растений и животных.

Карл Максимович Бэр формулирует закон зародышевого развития и закладывает основы эмбриологии.

В 1808 году Жан Батист Ламарк в работе «Философия зоологии» излагает первую по времени теорию эволюции.

С накоплением знаний о клетке зоолог Теодор Шванн и ботаник Маттиас Якоб Шлейден формулируют клеточную теорию, главная идея которой состоит в том, что все живые организмы состоят из клеток и образуются только путём деления клетки.

  Клеточная теория в свою очередь служит одной из предпосылок возникновения теории эволюции великого Чарлза Дарвина.

В 1859 году выходит его труд «О происхождении видов путём естественного отбора или Сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».

Эта работа переворачивает все предыдущие представления о развитии живой природы на Земле и отвечает на вопросы о механизмах эволюции и путях эволюционных преобразований организмов.

В XIX веке в самостоятельную науку оформляется микробиология. Это становится возможным благодаря работам выдающихся учёных того времени: Луи Пастера, Роберта Коха, Ильи Ильича Мечникова.
К концу XIX века в отдельные науки выделяются паразитология и экология.

Начало следующего, XX века было ознаменовано переоткрытием законов Менделя и началом развития совершенно новой биологической науки – генетики.

В середине XX века в биологии начинают широко использоваться идеи и методы других наук: физики, химии, математики.

Это привело к возникновению и бурному развитию новых самостоятельных наук: биофизики, биохимии, молекулярной биологии, радиационной биологии.

А последующее покорение человеком космического пространства даёт начало космической биологии.

В XX веке возникает и новое направление прикладных исследований – биотехнология. Самые грандиозные открытия в которой, несомненно, можно ожидать уже в текущем столетии.

Вот таким получилось наше с вами путешествие по истории развития биологии.

Соединив эту историю с современностью, давайте сделаем вывод о том, что на сегодняшний день биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и энергетике.

Особое значение знания биологии приобретают в связи с новой насущной задачей человечества – сохранением биосферы как условия дальнейшего существования и развития цивилизации.

Источник: https://videouroki.net/video/2-kratkaya-istoriya-razvitiya-biologii.html

1.1 Краткая история развития биологии

Вопрос 1. Расскажите о вкладе в развитие био­логии древнегреческих и древнеримских филосо­фов и врачей.

Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) создал первую научную меди­цинскую школу. Он считал, что у каждой бо­лезни есть естественные причины, и о них можно узнать, изучая строение и жизнеде­ятельность человеческого организма.

Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) стал одним из основателей биологии как науки. Он первым обобщил биоло­гические знания, накопленные человечеством, разработал систематику животных, определив в ней место человека. Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.

Древнеримский ученый и врач Клавдий Га­лен (ок. 130 — ок. 200) заложил основы анато­мии человека. Его труды были основным ис­точником знаний о человеческом теле на про­тяжении почти пятнадцати веков.

Вопрос 2. Охарактеризуйте особенности воз­зрений на живую природу в Средние века, в эпоху Возрождения.

Средние века в Европе — это период застоя во многих областях знаний. Во многом это бы­ло связано с наложением церковных запретов на научные изыскания, а также с преследова­ниями ученых инквизицией.

В это время тра­диции античных авторов нашли продолжение в Передней и Средней Азии, в работах таких выдающихся исследователей, как Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980-1037) и аль-Бируни (973-1048). Наступление Возрождения озна­меновало начало нового периода в развитии биологии. В эпоху Великих географических открытий (XV в.

) резко возрос интерес к био­логии в связи с описанием множества новых, ранее неизвестных видов, принадлежащих к различным царствам живой природы. Ле­онардо да Винчи (1452-1519) — один из вели­чайших гениев Возрождения, описал многие растения, изучал строение организма челове­ка, деятельность сердца и зрительную функ­цию.

После того как был снят церковный за­прет на вскрытие человеческого тела, огром­ных успехов достигла анатомия, что получило отражение в классическом труде Андреаса Везалия (1514-1564) «О строении человеческо­го тела».

Вопрос 3. Какое изобретение XVII в. дало воз­можность открыть и описать клетку?

Открытие клеточного строения живых ор­ганизмов стало возможно благодаря появле­нию микроскопа. Его прототип в 1590 г. изо­брел голландский шлифовальщик стекол За­харий Янсен.

О первом микроскопе известно, что он состоял из трубы, прикрепленной к под­ставке, и имел два увеличительных стекла. В середине XVII в. Роберт Гук, изучая срез пробки, обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их клетками.

Не­сколько позже голландец Антони ван Левен­гук первым увидел живые клетки в усовер­шенствованный микроскоп с увеличением в 150-300 раз.

Вопрос 4. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?

Луи Пастер (1822-1895) — выдающийся французский ученый, основоположник совре­менной микробиологии и иммунологии. Он от­крыл природу брожения и опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Пастер изучал природу многих инфекционных забо­леваний, разработал метод профилактической вакцинации против куриной холеры, сибир­ской язвы и бешенства, а также ввел методы антисептики.

Илья Ильич Мечников (1845-1916) — ав­тор выдающихся трудов по сравнительной па­тологии, эволюционной эмбриологии и имму­нологии. Он открыл явление фагоцитоза и на основе этого открытия предложил фагоцитар­ную теорию иммунитета. Кроме того, Мечни­ков создал теорию происхождения многокле­точных организмов. В 1908 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Вопрос 5. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии ыXX в.

Основными биологическими открытиями XX в. являются:

мутационная теория Гуго де Фриза; учение о факторах эволюции Ивана Ива­новича Шмальгаузена; хромосомная теория наследственности Томаса Ханта Моргана; учение о биосфере Владимира Ивановича Вернадского; открытие антибиотиков Александром Флемингом;

установление структуры ДНК Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком.Вопрос 6. Назовите известные вам естествен­ные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?

Источник: http://vsesochineniya.ru/1-1-kratkaya-istoriya-razvitiya-biologii.html

Биология — наука о жизни. Основатели биологии и основные вехи в изучении живого мира

Биология — наука о жизни. В настоящее время она представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные. Ботаника и зоология изучают многообразие видов, строение тела и функции органов, развитие, распространение, их сообщества, эволюцию.

Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живые организмы доставляли ему пищу, материал для одежды и жилища.

Уже в то время человек не мог обойтись без знаний о свойствах растений, местах их произрастания, сроках созревания плодов и семян, о местах обитания и повадках животных, на которых охотился, хищниках и ядовитых животных, которые могли угрожать его жизни.

Так постепенно накапливались сведения о живых организмах. Приручение животных и начало возделывания растений потребовали более глубоких сведений о живых организмах.

Первые основатели

Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции — Гиппократом (460-377г. до н.э.). Им собраны сведения о строении животных и человека, дано описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга.

Первый большой труд по зоологии принадлежит греческому естествоиспытателю Аристотелю (384-322г. до н.э.). Он описал более 500 видов животных. Аристотель интересовался строением и образом жизни животных, он заложил основы зоологии.

Первая работа по систематизации знаний о растениях (ботаника) выполнена Теофрастом (372-287г. до н.э.).

Расширением знаний о строении человеческого тела (анатомия) древняя наука обязана врачу Галену (130-200г. до н.э.), производившему вскрытия обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение нескольких веков.

В эпоху средневековья под гнетом церкви наука развивалась очень медленно. Важным рубежом в развитии науки явилась эпоха Возрождения, начавшаяся в XVв. Уже в XVIIIв. развивались как самостоятельные науки ботаника, зоология, анатомия человека, физиология.

Читайте также:  Зеленые листостебельные мхи. кукушкин лен - биология

Основные вехи в изучении органического мира

Постепенно накапливались сведения о многообразии видов, строении тела животных и человека, индивидуальном развитии, функциях органов растений и животных. На протяжении многовековой истории биологии крупнейшими вехами в изучении органического мира можно назвать:

  • Введение принципов систематики, предложенных К.Линнеем;
  • изобретение микроскопа;
  • создание Т.Шванном клеточной теории;
  • утверждение эволюционного учения Ч.Дарвина;
  • открытие Г.Менделем основных закономерностей наследственности;
  • применение электронного микроскопа для биологических исследований;
  • расшифровка генетического кода;
  • создание учения о биосфере.

К настоящему времени науке известно около 1 500 000 видов животных и около 500 000 видов растений. Изучение многообразия растений и животных, особенностей их строения и жизнедеятельности имеет большое значение. Биологические науки являются базой для развития растениеводства, животноводства, медицины, бионики, биотехнологии.

Одними из древнейших биологических наук являются анатомия и физиология человека, составляющие теоретический фундамент медицины. Каждому человеку следует иметь представление о строении и функциях своего организма, чтобы в случае необходимости уметь оказать первую помощь, сознательно беречь свое здоровье и выполнять гигиенические правила.

На протяжении веков ботаника, зоология, анатомия, физиология разрабатывались учеными как самостоятельные, изолированные науки. Лишь в XIXв. были обнаружены закономерности, общие для всех живых существ. Так возникли науки, изучающие общие закономерности жизни. К ним относятся:

  • Цитология — наука о клетке;
  • генетика — наука об изменчивости и наследственности;
  • экология — наука о взаимоотношениях организма со средой и в сообществах организмов;
  • дарвинизм — наука об эволюции органического мира и другие.

В учебном курсе они составляют предмет общей биологии.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (6

Источник: https://animals-world.ru/biologiya-nauka-o-zhizni-vvedenie/

История развития биологии как науки. Роль биологии как комплексной науки в современном обществе. – презентация

1 История развития биологии как науки. Роль биологии как комплексной науки в современном обществе<\p>

2<\p>

3 Биологические знания используют в технике, они являются теоретической базой ряда производств пищевой, легкой, микробиологической и других отраслей промышленности. Развивается новое направление производства биотехнология, позволяющее в скором времени решить такие проблемы, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии. Современная биология не может развиваться обособленно от других наук. Каждый процесс или явление, характерное для живых систем, исследуется комплексно, с привлечением новейших знаний других научных областей. Поэтому в настоящее время происходит интеграция биологии с химией (биохимия), физикой (биофизика), астрономией (космическая биология). Таким образом, современная биология возникла в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин и является комплексной наукой. Значение биологии в современном обществе заключается в том, что она служит теоретической базой многих наук. Биологические знания используются в различных сферах человеческой жизни.<\p>

4 Цель и задачи Основная цель состоит в исследовании исторических этапов образования и развития комплексных наук в биологии в XVII-XIX в. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: 1. Изложить исторический обзор основных направлений развития биологии в вв. 2. Рассмотреть роль выдающихся учёных в создании и развитии биологических наук. 3. Раскрыть тему Биология как комплексная наука в современном обществе<\p>

5 История развития биологии как науки. Исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности Сначала от этого зависела его жизнь (использование в пищу, лекарственные средства, изготовление одежды, устойчивое жилья.) Возникла необходимость классификации и систематизации природных объектов.Для этого живые организмы тщательно изучались. В 19 веке зародилась самостоятельная наука биология с основанием качественной специфики ее объекта – жизни.<\p>

6 В 18 в. фундаментальную «Систему природы» (1735 и позже), основанную на признании неизменности изначально сотворенного мира, дал К. Линней, применив бинарную номенклатуру<\p>

7 Первую систематизацию материала о растениях и животных произвёл знаменитый шведский ученый Карл Линней в 1735 г. Вклад К. Линнея в прогрессивное развитие естествознания огромен: он предложил систему животных и растений; ввел бинарную систему двойных названий; описал около родов и более видов растений; реформировал ботанический язык и установил до терминов, многие из которых ввел впервые.<\p>

8 Величайший английский натуралист Ч. Дарвин ( гг.) своей эволюционной теорией положил начало новой эпохе в развитии естествознания Основная заслуга Дарвина состоит в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, создал теорию естественного отбора. Крупнейшим завоеванием 19 в. было эволюционное учение Ч. Дарвина, изложенное им в труде «Происхождение видов…» (1859), в котором он вскрыл механизм эволюционного процесса путём естественного отбора. Утверждение в биологии дарвинизма способствовало разработке ряда новых направлений: эволюционной сравнительной анатомии (К. Гегенбаур), эволюционной эмбриологии (А. О. Ковалевский, И. И. Мечников), эволюционной палеонтологии (В. О. Ковалев­ский).<\p>

9<\p>

10 В целом, крупнейшим достижением биологии 19 в. была разработка клеточной теории, согласно которой в основе строения и развития животных и растительных организмов лежит единая форма организации живого вещества – клетка. Клеточная теория явилась основой для последующего развития эволюционной теории.<\p>

11 Современная биология комплексная наука, включающая ряд разделов. Ботаника Зоология Микология Микробиология Антропология<\p>

12 Среди важнейших достижений XIX в. создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном ( ), которая в 1855 г. была углублена Р. Вирховым, постулировавшим, что «всякая клетка возникает только от клетки». Для современной биологии характерна наряду с детальным изучением отдельных структур и организмов тенденция к целостному, синтетическому познанию живой природы, о чем свидетельствует развитие экологии.<\p>

13 Основные направления развития совре­менной биологии. В настоящее время условно можно выделить два направления в биологии : Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изу­ чающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Во второй по­ловине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже над царств (Архебактерии, или Археи). Второе направление это эволюционная биология. В XIX в. ав­тор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обыч­ный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путе­шествовал, раскрывая тайны живой приро­ды. Однако основным результатом его рабо­ты, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнооб­разие.<\p>

14<\p>

15 . Наука века сделала гигантский скачок в развитии, опрокинув многие казавшиеся незыблемыми истины. Для решения технико- экономических задач, которые ставились промышленностью, требовался новый подход к явлениям природы. Чтобы успешно воздействовать на природу, нужно было вскрыть и проверить опытным путём взаимосвязь и взаимодействие между формами движения, разнообразными химическими веществами, отдельными видами животных и растений.<\p>

16 К концу 19 столетия во многих областях биологии были достигнуты значительные достижения. Особенно большими успехами ознаменовались исследования в области физиологии, высшей нервной деятельности, а также медицины.<\p>

17 Вся нынешняя биология является дальнейшим расширением и углублением основных идей дарвинизма. Теория Дарвина убедительно показала правильность идеи эволюционного развития по отношению ко всем живым существам. Эта теория объяснила целесообразность строения живых существ и их приспособляемость, что до Дарвина считалось результатом действия сверхъестественных сил. Заслуга Дарвина состоит в том, что он заменил понятие целесообразности принципом причинной связи всех явлений жизни.<\p>

18 В настоящее время в изучении различных проблем строения и жизнедеятельности тканей и органов человека и живой материи принимают участие не только морфологи и физиологи, но и химики, физики, математики и др. Комплексные исследования дают возможность более глубокого понимания функционирования организма человека в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, а также в экстремальных ситуациях.<\p>

19 Информационный взрыв нынешнего века делают трудной задачу освоения основных концепций в биологии, причем новые концепции в биологии могут быть оценены и поняты только на фоне более классических, сложившихся исторически на основе знаний, накопленных человечеством за долгие годы его существования. Достижения современной биологии нашли практическое применение в промышленном биологическом синтезе аминокислот, кормовых белков, ферментов, витаминов, стимуляторов роста и средств защиты растений, органических кислот и др.<\p>

20 Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, начиная от молекулярного уровня до биогеоценотического, играет определяющую роль в формировании материалистического мировоззрения и понимания коренных философско-методологических проблем (форма и содержание, целостность и целесообразность, прогресс и т.д.).<\p>

21 Спасибо за внимание<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1326114/

Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Становление наук о человеке

Слайд 1

8 класс Учитель Цотаева Б.С. Становление наук о человеке

Слайд 2

ГЕРАКЛИТ Греческий мыслитель на рубеже 4-5 веков до н.э. высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы во благо людей. Он считал, что мир непрерывно меняется. Крылатая фраза: «Во одну и ту же реку нельзя войти дважды»

Слайд 3

Великий греческий мыслитель много лет занимался сравнением органов животных и человека, изучал их развитие. Он ввел термин «организм». Первым понял, что душевная деятельность есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живет тело. Аристотель

Слайд 4

Гиппократ Изучал влияние на здоровье человека природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди.

Слайд 5

Клавдий Гален Вскрывая домашних и диких животных (обезьян), он предложил, человек устроен сходным образом. Ему принадлежат многие работы о функциях органов.

Слайд 6

Изучение человека в в эпоху возрождения

Слайд 7

Леонардо да Винчи Великий итальянский художник и ученый изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека. Каждую честь тела он изображал с разных сторон, что давало возможность воспринимать орган в разных ракурсах.

Слайд 8

Рафаэль Санти Великий итальянский художник считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.

Слайд 9

Андреас Везалий Бельгийский ученый точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. Установил, что желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.

Слайд 10

Уильям Гарвей Английский ученый открывший два круга кровообращения: малый и большой

Слайд 11

Рене Декарт Французский философ внес огромный вклад для развития физиологии открытием рефлекса. Сеченов И.М. и Павлов И.П. продолжили работу

Слайд 12

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней.

Слайд 13

Изобретение оптического и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток Создание электроприборов дало возможность установить природу нервного импульса и работу мозга.

Слайд 14

Луи Пастер развил представление об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок Илья Ильич Мечников разработал фагоцитарную теорию иммутета

Слайд 15

Закрепление изученного материала Как представлял Гераклит происходящее в природе процессы? Кому из ученных принадлежит термин «организм»? Какой вклад внесли в науку о кровообращении Везалий и Гарвей? Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/09/07/stanovlenie-nauk-o-cheloveke

История биологии

Элективный курс посвящен становлению и развитию биологии как науки с древнейших времен до настоящего времени. Обсуждаются современные тенденции развития биологии.

Находясь на стыке естественных и общественных наук, биология всегда испытывала давление запросов и этических норм человеческого общества. Биологические знания формировали мировоззрение личности, ее отношение к природе, обществу, культурным ценностям.

Исторический и культурологический подход к изучению биологии в этом курсе дает возможность показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром культуры.

Множество примеров из жизни и работы великих ученых-биологов делает предмет более живым, повышает интерес к биологии как науке.

Данный курс является естественным дополнением базового курса биологии полной средней школы в плане ознакомления учащихся с основными этапами истории науки о жизни.

Цель курса: формирование знаний об истории биологии с точки зрения культурологии, рассмотрение основных концепций современного естество-знания как основы для развития творческого потенциала личности.

Задачи курса:

  • ознакомить учащихся с историей становления и развития естествознания и биологии как наук;

  • знакомить учащихся с великими биологическими открытиями;

  • объяснить причины дифференциации биологии и естественных наук на ранних этапах и их интеграции на современном этапе развития человеческого общества;

  • формировать целостное научное мировоззрение;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в отношении того или иного биологического открытия, оценивать значимость этих открытий для развития науки и человеческого общества;

  • развивать устойчивый интерес к изучению живой природы, самообразованию;

  • расширять кругозор, повышать научный и культурный уровень, мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную работу.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

  • главные исторические вехи в развитии биологии; имена выдающихся ученых-естественников, биологов, внесших вклад в развитие наук о природе;

  • важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли биологии, объекты и методы их изучения;

  • причины, которые привели к дифференциации и интеграции естествознания и биологических дисциплин на современном этапе развития общества.

Должны уметь

  • Охарактеризовать:

    • предпосылки важнейших открытий в естество-знании и биологии;

    • основные положения, содержащиеся в научных трудах выдающихся ученых.

  • Обосновывать:

    • значение естествознания и биологии в общечеловеческой культуре.

  • Сравнивать:

    • взаимоотношения человека, природы и общества на разных исторических этапах;

    • естественнонаучные и социогуманитарные подходы современной науки к рассмотрению человека, природы и общества; материальные и духовные начала в его сознании и мышлении.

  • Приводить примеры:

    • достижений естественных наук, используемых для решения экологических, демографических и социально-экономических проблем современности;

    • положительного и отрицательного влияния человека на природу на разных этапах развития человеческой цивилизации;

    • применения знаний о живой природе для сохранения биоразнообразия жизни на Земле как непременного условия устойчивого существования биосферы.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Введение 1. Первые представления о живой природе 2. Накопление и систематизация знаний о живой природе.  Становление биологии как науки 3. Развитие биологии в свете эволюционной теории 4. Изучение проявлений жизни на разных уровнях организации – современный этап развития биологии Заключение

Всего часов:

1 6 6 4 16 1

34

Урок 1

Естествознание – неотъемлемая и важная часть культуры человечества. Место биологии в системе естественных наук. Значение процесса познания окружающего мира. Определение понятия «жизнь». Философские взгляды на проблему жизни. Научные, этические, ценностные аспекты понятия «жизнь».

Тема 1. Первые представления о живой природе (6 ч)

Уроки 2–3. Сведения о живой природе в первобытном обществе и древнейших цивилизациях Востока

Представления о живой природе в первобытном обществе. Наскальные и пещерные рисунки эпохи кроманьонцев – первые изображения биологических объектов. Влияние первобытных людей на окружающую среду. Начало неолитической революции.

Культы животных. Крупнейшие очаги древнейших цивилизаций, время и место возникновения культурных растений и домашних животных. Сведения о живой природе в странах Средиземноморья и Месопотамии. Представления древних египтян о человеке.

Развитие медицины.

Представления о живой природе в Древней Индии. Искусство врачевания.

Представления о живой природе в Древнем Китае. Древнекитайская философия. Развитие медицины.

Накопление людьми знаний об окружающей среде. Воздействие на окружающую среду в эпоху древнейших цивилизаций. Обособление естественнонаучных воззрений от религии и магии.

Уроки 4–5. Развитие наук о природе в античном мире

Возникновение городов и изменение окружающей среды человеком в Древней Греции и Римской империи. Меры, направленные на сохранение природы. Общие философские концепции античности.

Знания о живой природе в Древней Греции. Натурфилософия как первая форма научного знания в истории культуры. Первая философия материализма. Возникновение медицины. (Сообщения учащихся о Гиппократе, Аристотеле, Парацельсе.)

Уроки 6–7. Сведения о живой природе в Средние века

Историко-культурные условия развития естествознания. Преобразование природы. Рост городов. Христианское мировоззрение. Библейские сказания о сотворении мира и происхождении человека. Растения и животные как символы христианства. Развитие алхимии. Знания о природе в трудах ученых.

Наука и религия в мусульманском мире. Особенности арабской философии и воззрений на природу. (Сообщение учащегося об Ибн-Сине (Авиценне)).

Тема 2. Накопление и систематизация знаний о живой природе. Становление биологии как науки (6 ч)

Урок 8. Эпоха Возрождения и революция в естест-вознании

Культура Ренессанса. Великие географические открытия и их влияние на естественные науки. Распространение книгопечатания и его влияние на развитие естествознания. Организация ботанических садов и естественнонаучных музеев – важный этап в накоплении знаний.

Начало экспериментального изучения природы. Леонардо да Винчи – основоположник экспериментального естествознания.

Уроки 9–11. Обособление биологии как самостоятельной науки

Изобретение микроскопа и первые микроскопические исследования живой природы. Открытие клеточного строения организмов. (Сообщения учащихся о Гуке и Левенгуке.)

Открытия в области анатомии и физиологии человека. Связь анатомии с практической медициной. Становление экспериментальной физиологии как науки. (Сообщения учащихся о Везалии и Гарвее.)

Метафизический период в развитии естествознания. Систематизация живых организмов. Предпосылки создания систем классификации. Принципы классификации в трудах К.Линнея. (Сообщение учащегося о Линнее.)

Уроки 12–13. Развитие представлений об изменяемости живой природы

Теория самозарождения жизни. Взгляды Аристотеля. Опыты Я.Гельмонта, Г. фон Ах. Опровержение этой теории. Работы Л.Спалланцани, Ф.Реди, Л.Пастера. (Сообщение учащегося о Пастере.)

Представления об изменяемости видов в природе. Первая эволюционная концепция живой природы Ж.Б. Ламарка. Его взгляды на причины изменяемости органического мира. Значение трудов Ламарка для биологии как науки. (Сообщение учащегося о Ламарке.)

Тема 3. Развитие биологии в свете эволюционной теории (4 ч)

Уроки 14–15. Эволюционное учение Ч.Дарвина

Социально-экономические и научные предпосылки создания Ч.Дарвином эволюционной теории. Открытие закона зародышевого сходства организмов К.Бэром. Учение о гомологии и аналогии органов Р.Оуэна. Создание клеточной теории Т.Шванном и М.Шлейденом как доказательство единства происхождения живых организмов. Взгляды К.Ф. Рулье как предшественника Ч.Дарвина. (Сообщение учащегося о Дарвине.)

Значение теории Дарвина для развития биологической науки. Оформление дарвинизма. Возникновение и формирование эволюционной биологии как дальнейшее утверждение эволюционной идеи.

Уроки 16–17. Исследование живой природы в свете эволюционной теории – новый этап в развитии биологии

Становление цитологии как науки. Открытие материальных носителей наследственности. Зарождение генетики. (Сообщение учащегося о Грегоре Менделе.)

Развитие генетики. Работы Г. де Фриза, К.Корренса, Э.Чермака, Т.Моргана. Оформление генетики как науки. Противоречия между дарвинизмом и генетикой. Мутационная теория Г. де Фриза. Работы У.Бэтсона и В.Иогансена.

Становление экологии. Работы Э.Геккеля, Н.А. Северцова, К.А. Тимирязева. Влияние человека на природную среду в эпоху развития капитализма. Обострение экологических проблем в конце XIX в.

Тема 4. Изучение проявлений жизни на разных уровнях организации – современный этап развития биологии (16 ч)

Урок 18. Основные тенденции развития биологии в XX в.

Общие тенденции развития естествознания в первой половине XX в. Идеи антропокосмизма В.И. Вернадского.

Дифференциация биологии на отдельные отрасли наук. Возникновение новых методов исследований. Интеграция биологии и других естественных наук во второй половине XX в. Системный подход к изучению природы. Работы Л.Берталанфи. Изучение проявлений жизни на различных уровнях организации.

Уроки 19–21. Изучение проявлений жизни на молекулярно-клеточном уровне

Развитие биохимии. Открытие и изучение структуры белка, природы биокатализаторов – ферментов. Изучение биохимических процессов, происходящих в клетке. Развитие цитологии.

Развитие молекулярной биологии. Открытие структуры и установление функций нуклеиновых кислот. (Сообщение учащегося о работах Уотсона и Крика.)

Открытие генетического кода. Изучение механизмов передачи генетической информации. Современные проблемы молекулярной биологии. Генная и клеточная инженерия – новейшие методы цито-логии. (Сообщение учащегося о методе клонирования.)

Открытие и изучение процесса фотосинтеза.

Уроки 22–24. Изучение проявлений жизни на организменном уровне

Изучение процессов жизнедеятельности организмов. Изучение поведения животных. Развитие этологии. Развитие представлений об организме как открытой саморегулирующейся системе. Работы И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. (Сообщения учащихся о И.П. Павлове и И.М. Сеченове.)

Изучение микробной природы заболеваний. Работы Л.Пастера. Учение об иммунитете. (Сообщения учащихся о И.И. Мечникове и Э.Дженнере.)

Открытие и изучение процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. (Сообщение учащегося о С.Г. Навашине.)

Изучение особенностей индивидуального развития организмов. Методы экспериментальной эмбриологии. Клонирование организмов и проблемы биоэтики.

Уроки 25–27. Изучение проявлений жизни на популяционно-видовом уровне

Развитие генетики и селекции в начале XX в. Развитие представлений о наследственности и изменчивости. Работы Н.И. Вавилова, С.С. Четверикова, и др. (Сообщение учащегося о Н.И. Вавилове.)

Развитие популяционной генетики. Оформление синтетической теории эволюции. (Сообщения учащихся о А.Н. Северцове и И.И. Шмальгаузене.)

Антидарвиновские эволюционные теории XX в. Номогенез – теория изначальной целесообразности живой природы. Учение Т.Д. Лысенко как синтез неоламаркизма и дарвинизма.

Уроки 28–30. Изучение проявлений жизни на биогеоценотическом уровне

Формирование биогеоценологических представлений в биологии. Работы К.Мёбиуса, В.Н. Сукачева, А.Тенсли. Популяционная экология – новая область экологической науки. Современные тенденции в развитии экологии. Эксперимент в экологических исследованиях. Экология как вариант системного подхода.

Экологический стиль мышления – теоретическая основа деятельности человека в природе. Формирование экологического сознания современного человека. (Сообщения учащихся о влиянии хозяй-ственной деятельности человека на литосферу, гидросферу, атмосферу и их охране.)

Уроки 31–33. Изучение проявлений жизни на биосферном уровне

Жизнь как планетарное явление. Проблема первичного возникновения жизни на Земле. Теория панспермии С.Аррениуса. Коацерватная гипотеза А.И. Опарина. Теория биопоэза Д.Бернала. Учение о биосфере В.И. Вернадского. (Сообщения учащихся об А.И. Опарине и В.И. Вернадском.)

Развитие представлений об эволюции биосферы. Космические, гравитационные, корпускулярные влияния на биосферу.

Взаимоотношения в системе: человек – природа – общество. Современные экологические проб-лемы биосферы. Пути преодоления современного экологического кризиса.

Международные конфликты и их экологические последствия. Влияние воен-ных конфликтов на биосферу Земли. Концепция устойчивого существования биосферы.

(Сообщения учащихся о глобальных экологических проблемах и круговоротах кислорода, углерода и азота.)

Заключение (1 ч)

Урок 34

Основные тенденции развития человеческого познания в XXI в. Перспективы развития физики, химии, биологии, медицины, философии. Формирование целостной личности – главная цель гуманистического общества.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. – М., 1994.

2. Азимов А. Краткая история биологии. – М.: Мир, 1967.

3. Воробьев Р.И. Эволюционное учение вчера, сегодня, завтра: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

4. История биологии с древнейших времен до начала XX в./ Под ред. С.С. Микулинского. – М.: Наука, 1972.

5. История биологии с начала XX в. до наших дней / Под ред. Л.Я. Бляхера. – М.: Наука,1975.

6. Пианка Э. Эволюционная экология. – М., 1993.

7. Естествознание: Учебное пособие для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем / Л.А. Битюцкая, В.С. Еремин, В.С. Чесноков, О.Б. Дементьева. – М.: ACT-ПРЕСС, 1999.

Источник: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200801502

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]