Организм – единое целое – биология

Организм как единое целое

Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов.

Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим.

Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, например размножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

Единство функции и формы

Жизнь простейших и высокоорганизованных организмов, людей и животных возможна лишь при условии поступления веществ из внешней среды. В высокоорганизованные животные организмы эти вещества поступают через органы дыхания и пищеварения, переходят из них в кровь и затем с ней доставляются всем органам и тканям, в которых и совершается обмен веществ, их использование.

Деятельность организма и органов без потребления материи невозможна.

Обмен веществ существенно зависит от условий жизни, функции органов и поведения организма. Он определяет деятельность и строение, форму организма в целом и его органов. Функции и строение организма неразрывно связаны, они взаимно обусловливают друг друга.

Но в единстве функции и формы функция играет ведущую роль, так как непосредственно определяется обменом веществ. Функции и форма организма — результат его исторического и индивидуального развития.

Функция изменяется сравнительно быстро, а строение организма — значительно медленнее.

Физиология отдельных органов и функциональных систем

Обмен веществ в разных органах, помимо сходства, имеет и значительные отличия, определяющие характерные особенности их функций. Существуют значительные различия и в обмене веществ разных тканей, образующих орган.

Каждый орган выполняет определенную функцию. Самостоятельность органа относительна, так как он входит в систему органов и его деятельность регулируется организмом в целом.

Органы разделяются на постоянные, функционирующие в течение всей жизни, и временные, образующиеся на определенной ступени индивидуального развития и затем через разные сроки отмирающие.

Органы объединяются в системы, выполняющие определенные функции, например нервная, сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная и др.

В процессе исторического развития животных организмов нервная система приобрела ведущее значение, так как она объединяет деятельность всех систем и обусловливает поведение организма в окружающем мире, его противодействие влияниям внешней среды.

В процессе обеспечения единства организма и условий его жизни избирательно объединяется деятельность нескольких систем органов. Эти временные объединения систем органов называются функциональными.

Например, в актах поведения объединяются функции нервной системы, двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.

Функциональные системы отличаются от систем органов тем, что они участвуют в осуществлении разнообразных деятельностей организма в зависимости от изменяющихся его потребностей.

Организм представляет собой единое целое, в котором органы, системы органов и функциональные системы выполняют единую функцию поддержания и развития жизни организма в непрерывно изменяющемся окружающем мире.

Эта функция состоит в том, что относительно самостоятельная деятельность всех органов, систем органов и функциональных систем, несмотря на значительные изменения внешних условий, колеблется в определенных пределах и благодаря главным образом влиянию нервной системы возвращается к относительно постоянному среднему уровню.

Организм поддерживает относительное динамическое постоянство функций внутренних органов и биохимического состава внутренней среды, которое обозначается как гомеостазис (К. Бернар, У. Кеннон).

Единство биологического и социального

Человека создал труд — первое основное условие его существования. Люди отличаются от всех других живых существ способностью производить разнообразные тончайшие движения. Эта способность развилась в процессе труда.

Чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для удовлетворения своих потребностей, чтобы создать средства существования, человек преобразует природу (выводит новые виды растений, новые породы животных, добывает полезные ископаемые и т. д.).

Воздействуя на природу посредством функций органов чувств, нервной системы и скелетных мышц, человек изменяет свою собственную природу, строение и функции своего организма, в особенности органов чувств, нервной системы и скелетных мышц.

Главное качественное отличие организма человека от организма животного отчетливо выступает при изучении в филогенезе изменений функций и строения тела древней человекообразной обезьяны (подробнее в статье «Предки человека»).

При переходе от животных к человеку мы встречаемся с новыми закономерностями, присущими только человеку. Человека нельзя рассматривать только как животное, так как строение тела, функции его организма, его поведение и мышление обусловлены историческим развитием в обществе в процессе общественного труда.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/organizm-kak-edinoe-tseloe.html

Органы, системы органов. Организм — единое целое

Органы — это анатомически обособленные части организма. Глаз, сердце, почка, мышца — все это органы. Каждый орган имеет свою, только ему присущую, форму и занимает в организме определенное место. В зависимости от функций разным может быть и строение органа.

Сравните сердечную и скелетную мышцы. Сердце перекачивает кровь, скелетная мышца перемещает кости. Или сопоставьте форму зубов — клыки резко отличаются от коренных зубов. Эти отличия, без сомнения, являются следствием выполнения разных функций.

Таких примеров можно привести огромное количество.

В образовании органов участвуют различные ткани. Но их роль неодинакова, и лишь одна из тканей является ведущей, рабочей. Так, сердце состоит из эпителиальной, волокнистой соединительной, поперечнополосатой мышечной и нервной тканей. Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань является преобладающей — рабочей.

Вне организма орган, как правило, работать не может, ведь он — часть целого организма. Между тем, как вам известно, организм может обходиться безнекоторых органов. Например, хирургическое удаление зуба, почки не приводит к гибели организма.

Системы органов

Органы, выполняющие общие функции, объединяются в системы органов — дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную и др.

  • Дыхательная система включает полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. Ее основная функция — газообмен. Она участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа.
  • Сердечно-сосудистая система обеспечивает движение крови в системе замкнутых сосудов. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце проталкивает кровь по сосудам к тканям.
  • Лимфатическая система дополняет деятельность сердечно-сосудистой, способствуя возвращению из тканевой жидкости белков и других веществ. Она представлена лимфатическими узлами и сосудами.
  • Пищеварительная система включает язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочную железу. В пищеварительной системе пища измельчается, смачивается, подвергается воздействию пищеварительных соков. В результате расщепления сложных молекул пищевых продуктов образуются простые молекулы необходимых организму веществ. Они всасываются и доставляются кровью ко всем клеткам организма.
  • Мочевыделительная система выполняет функцию удаления конечных продуктов обмена, включая азотсодержащие соединения. Основными органами мочевыделительной системы являются почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
  • Половая система выполняет функцию размножения. К этой системе относятся наружные и внутренние половые органы и железы. У мужчин половые железы — семенники (яички), у женщин — яичники. В них формируются половые клетки.
  • Эндокринная система включает железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники и др.). Они вырабатывают и выделяют в кровь биологически активные вещества, которые выполняют функцию регуляции практически всех процессов жизнедеятельности.
  • Иммунная система включает в себя красный костный мозг, селезенку, вилочковую железу, лимфоузлы и др. Она обеспечивает сохранение биологической индивидуальности и химического постоянства внутренней среды организма.
  • Костная система представлена большим числом различных по форме, размерам и конструкции костей, которые входят в состав скелета. Скелет выполня-ет функции опоры, защиты и движения (при активном участии мышц), является депо минеральных веществ.
  • Мышечная система объединяет все скелетные мышцы. Ее функцией является сохранение позы, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, выполнение тонких движений.
  • Нервная система состоит из центрального (спинной и головной мозг) и периферического (нервные узлы и нервы) отделов. Она регулирует и согласовывает работу всех систем организма, обеспечивает его приспособление к воздействиям внешней среды. Ее деятельность создает основу для психики человека, его поведения.
  • Сенсорные системы (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и др.) представлены высокоспециализированными рецепторами, способными воспринимать действие раздражителей и преобразовывать их энергию в электрические импульсы. Импульсы доставляются в кору головного мозга, где осуществляется их обработка и формируются ощущения. Таким образом реализуется функция связи организма с внешней средой.
Читайте также:  Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб, Биология

В тех случаях, когда две или несколько систем объединяются для выполнения определенных функций, их называют аппаратами: например, опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая). Органы, входящие в состав аппарата, связаны между собой выполняемой функцией, но могут иметь разное строение и (или) происхождение.

Организм — единое целое

Все системы органов тесно взаимодействуют и образуют целостный человеческий организм — динамическую систему, находящуюся в тесном контакте с окружающей средой. Существование организма было бы невозможным, если бы он не реагировал на дефицит воды и пищи, изменения параметров окружающей среды (температуры, концентрации кислорода и углекислого газа).

Поведение человека направлено на удовлетворение биологических и социальных потребностей, на защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ним.

Из собственного жизненного опыта вы знаете, что игра в футбол, пробежка на лыжах и другие физические нагрузки приводят к возрастанию частоты сердцебиений, изменению характера дыхания, потоотделению.

Спустя непродолжительное время после нагрузки все описанные изменения исчезают. Организм возвращается к прежнему исходному состоянию — экономному функционированию всех систем жизнеобеспечения.

Из этого следует, что наш организм является единым целым. Его системы взаимосвязаны и создают оптимальные условия для жизнедеятельности составляющих его клеток.

Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток.

Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки.

Плазматическая мембрана отделяет клеточное содержимое от внешней среды и регулирует поступление в клетку и выведение из нее различных веществ. Органоиды и ядро обеспечивают жизненные функции клетки.

Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды.

Из тканей образованы органы — анатомически обособленные части организма.

Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.).

Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.

Источник: https://belmathematics.by/shkolniku/biologiya-9-klass/3704-organy-sistemy-organov-organizm-edinoe-tseloe

§19. Организм как единое целое

141) Дайте определения

  • Ответ: Клетка – это единица строения сего живого.Ткань – это группа клеток, схожих по строению и выполняемым функциям.Орган – это обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определенную функцию в живом организме.Система органов – это группа органов, выполняющих в организме схожие функции и работающих вместе.

142) Перечислите уровни организма, начиная с нервной клетки.

  • Ответ: Нервная клетка – нервная ткань – мозг – нервная система.

143) Рассмотрите рисунки. Назовите причины угнетения роста и гибели растений. Выразите свое отношение к фактам, изображенным на рисунках. Приведите примеры из окружающей вас среды, доказывающие, что все части растения взаимосвязаны.

  • Ответ: Это паразиты. Они используют органические вещества растения. При этом ничего не отдавая взамен.  В результате, растение испытывает недостаток органических веществ и гибнет. Не важно, на какой части растения поселился паразит: корень, ствол, стебель, листья и др. се части растения взаимосвязаны и при поражении одной, начинают чахнуть другие. Проводящая система растения едина и взаимосвязана.

*Тренировочные задания

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1)  Питание – это процесс

  • Ответ: 1) Получения организмом веществ и энергии2) выделения кислорода3) выделения кислорода и поглощения углекислого газа4) образования углекислого газа

А2) Пищеварение – это процесс

 Ответ:

1) Получения пищи

2) механической и химической переработки пищи

3) выделения кислорода и поглощения углекислого газа

4) получения кислорода

А3)  При дыхании организм выделяет

  • Ответ:1) кислород2) углекислый газ3) азот4)озон

А4)  Лист получает углекислый газ через

 Ответ:

1) чечевички

2) жилки листа

3) устьица

4) клетки камбия

А5)  Движение органических веществ у растений осуществляется по

  • Ответ:1) сосудам2) капиллярам3) ситовидным трубкам4) венам

А6)  Кровь движется от сердца по

 Ответ:

1) венам

2) полостям

3) артериям

4) капиллярам

А7)  Выделение у позвоночных животных осуществляется через

  • Ответ: 1) зелёные железы2) устьица3) кожу4) кожу, легкие и почки

А 8)  У дождевого червя выделение осуществляется через

  • Ответ: 1) сократительные вакуоли2) устьица3) нефридии4) почки

А 9)  К теплокровным животным относятся

  • Ответ: 1) рыбы2) земноводные3) рептилии4) млекопитающие

А 10)  Наружный скелет не имеют

  • Ответ: 1) малюски2) рыбы3) насекомые4) ракообразные

А 11)  Внутренний скелет имеет

  • Ответ: 1)  рак2) кролик3) амёба4) жук

А12)  С помощью ресничек передвигается

  • Ответ: 1) амёба2) эвглена зелёная3) хлорелла4) инфузория

А 13)  Нервная система впервые появляется у

  • Ответ: 1) позвоночных2) плоских червей3) кишечнополостных4) кольчатых червей

А 14)  У насекомых нервная система

  • Ответ: 1) сетчатая2) лестничная3) представлена брюшной нервной цепочкой4) отсутствует

А 15)  В бесполом размножении

  • Ответ: 1) участвует одна особь2) одна и та же особь выполняет роль обоих родителей3) участвуют две особи4) несколько особей попеременно выполняют роль одного из родителей

А 16)  К животным – гермафродитам относится

  • Ответ: 1) аскарида2) воробей3) дождевой червь4) озёрная лягушка

А 17)  Женская половая клетка – это

  • Ответ:1) сперматозоид2) зигота3) яйцеклетка4) яичник

А 18)  Оплодотворение у покрытосеменных растений происходит

  • Ответ: 1) в пыльцевом зерне2) в зародышевом мешке3) на поверхности тычинок4) в стенке завязи

А 19)  Околоплодник (стенка плода) развивается из

  • Ответ: 1) зиготы2) семенной кожуры3) стенки завязи4) оболочки пыльцевого зерна

А 20)  Прорастание семени начинается с

  • Ответ: 1) деления клеток зародыша2) поглощения им углекислого газа3) поглощения им воды4) усиленного поглощения им кислорода

А 21)  Эндосперм  это

  • Ответ: 1) часть зародыша2) механическая ткань3) часть корня4) запасающая ткань семени

А 22)  Бластула состоит из

  • Ответ: 1) одного слоя клеток2) двух слоев клеток3) трех слоев клеток4) четырех слоев клеток
Читайте также:  Подцарство одноклеточные животные, или простейшие - биология

А 23)  Непрямое развитие у

  • Ответ: 1) бабочки2) паука3) ящерицы4) рака

*Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1)  К органам выделения животных относятся

  • Ответ: 1) устьица2) клетки эпидермы3) нефридии4) почки5) чечевички6) выделительные канальца

В2)  К теплокровным животным относятся

  • Ответ:1) лягушка2) заяц3) лев4) змея5) рыба6) волк

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3)  Установите соответствие  между органами и системами, к которым они относятся

ОРГАНЫ

А) почка

Б) сердце

В) мочеточник

Г) артерия

Д) вена

Е) мочевой пузырь

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

1) выделительная

2) кровеносная

  • Ответ:

В4)  Установите соответствие между организмами и типами их скелетов

ОРГАНИЗМЫ

А) мидия

Б) рыба

В) краб

Г) жук

Д) лягушка

Е) голубь

ТИПЫ СКЕЛЕТОВ

1) внутренний

2) наружный

  • Ответ:

*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

 В5)  Установите последовательность этапов пищеварения у млекопитающих

А) основные процессы пищеварения пищи

Б) механическая обработка пищи

В) всасывание питательных веществ

Внеурочные лабораторные работы

Лабораторная работа

«Органические вещества семени»

1) Добавьте воды к небольшому количеству пшеничной муки и сделайте комочек теста

2) Заверните комочек теста  марлю, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?

3) Капните 1 – 2 капли раствора йода в стакан с чистой одой. Как изменился цвет воды?

4) Капните 1 – 2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали тесто

Как изменился цвет содержимого стакана?

Какой можно сделать вывод?

5) Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги. Тупым концом карандаша сильно надавите на семя.

Что произошло с бумагой?

Какой можно сделать вывод?

Лабораторная работа

«Строение цветка»

1) Опишите гербарный материал по плану:

  • Ответ:а) название растения, которому принадлежит цветокб) венчик (окраска и число лепестков)в) чашечка (окраска и число чашелистиков)г) тычинки и пестики (число)

2) Зарисуйте цветок и подпишите его части

  • Ответ:

3) С помощью пинцета отделите от цветка тычинку и пестик. Пользуясь лупой, рассмотрите их строение. Сделайте рисунок. Подпишите основные части тычинки и пестика.

  • Ответ:

Лабораторная работа

«Свойства кости»

1) Рассмотрите натуральную кость животного. Сделайте рисунок

  • Ответ:

2) Попробуйте растянуть или согнуть кость. Удалось ли вам это сделать?

*Какие вещества содержатся в кости?

*Какие свойства они ей придают?

Лабораторная работа

«Движение инфузории туфельки»

1) На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузории

2) Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду уберите с помощью фильтровальной бумаги

3) Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр х15)

4) Пронаблюдайте движение ресничек

5) Зарисуйте внешний вид инфузории

  • Ответ:

Источник: http://tetrab.ru/6-klass/biologiya4/rabochaya-tetrad-po-biologii-6-klass-sonin-s-pcheloj/19.-organizm-kak-edinoe-celoe.html

Урок по теме “Организм растения – единое целое” : Биология

Цели:

  1. Сформировать представления о растительном организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
  2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  3. Развивать познавательный интерес к биологии.
  4. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
  5. Заботиться о сохранении здоровья детей.

Тип урока: урок обобщения.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Оборудование:

  • инструктивные индивидуальные карты урока;
  • сообщения учащихся;
  • комнатные растения;
  • CD – диск с презентацией урока по данной теме.

Ход урока

Приветствие (Здравствуйте гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)

1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного.

Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни.

Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции

Проблемный вопрос.

– Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)

– Можно ли клетку назвать биологической системой?

– Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это … … … (клетка).
  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует … … … (ткань).
  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это … … … (орган).
  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют … … … (систему органов).
  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться … … … (организмом). (Слайд №4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

Продолжите запись понятия « организм». (Слайд №6)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в индивидуальную карту.)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

  • Строение растительного организма.

– Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

– Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Между органами растения идет спор. Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной.

Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». А мы, – говорит корень, – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

« Нет ничего лучше и полезнее меня, – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..».

Читайте также:  Размножение и индивидуальное развитие организмов. Разделение организмов по полу

Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).

  • Функции органов растения.

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

Карточка №1.

термины

определения

1. корень

2. стебель

3. лист

4. цветок

5. орган

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Ответы:

  • 1 – В
  • 2 – Б
  • 3 – А
  • 4 – Г
  • 5 – Д

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

– А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультурная минутка.

  1. Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише;

    деревцо всё ниже, ниже. (Слайд №11)

  2. Мы становимся все выше, достаем руками крыши. На два счета поднялись,

    три – четыре руки вниз. (Слайд №12)

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

Задача №1. (Слайд №13)

И.А.Крылов написал замечательные строки:

– О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

Узелки на память. (Слайд №14)

  • Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
  • Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

Задача №2.

– Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. (Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы – дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса – защитную функцию, а усики гороха – опорную функцию.) (Слайд №15)

– От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Узелки на память. (Слайд №16)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

– Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Задача №3.

– Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

– Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Домашнее задание. (Слайд №19)

  1. На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
  2. Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.

Рассказ об этом приготовила Наташа.

Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, являющегося «древовидной травой» с ботанической точки зрения. За одни сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на один метр. Стебель бамбука полый, как соломина, в нём различают узлы и междоузлия. Но стебель этот очень прочный.

Итак, бамбук – это злак, достигающий часто гигантских размеров. Есть стебли бамбука, достигающие в толщину 10 – 30 см. А высота бамбука достигает на его родине, на Севере, 20 – 50 м. Вот это злак! Молодой бамбук всходит так же, как и пшеница и рожь.

Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение. Прирост стебля бамбука в зависимости от вида и условий жизни может доходить до 50 – 90 см в сутки.

Зато ростовой период продолжается всего около сорока дней. А затем начинается созревание стебля и его одревеснение, которое длится несколько лет.

В бамбуковых рощах в тёплое влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растёт бамбук очень быстро, и из – за возникающего трения появляются эти звуки.

4. Подведение итогов

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/537210920.php

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]