Биологическая природа человека. расы человека – биология

Биологическая природа человека. Расы человека

Биологическая природа человека. Расы человека - биология

Занимаясь наукой, человек постоянно пытался определить свое место в системе органического мира.

Изобретение светового микроскопа и использование его для изучения человека позволили сделать вывод о том, что его организм, так же как и организмы растений, грибов и животных, состоит из множества клеток.

Их сходство по химическому составу, строению и процессам жизнедеятельности с клетками животных позволило утверждать, что человека следует отнести к царству животных.

Изучение сходства и различий человека с другими животными позволило установить, что он принадлежит к царству Животные, типу Хордовые, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (Homo sapiens).

Сходство строения человека и животных

Общий план строения организма человека соответствует плану строения всех позвоночных животных. Опорой тела служит внутренний скелет – позвоночный столб, к которому присоединяются череп и кости поясов конечностей.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. У позвоночных животных замкнутая кровеносная система, состоящая из сердца, артерий, капилляров и вен. Тело покрыта кожей, состоящей из многих слоёв клеток.

Для человека как представителя млекопитающих характерны следующие признаки: кожа покрыта волосами; имеется четырёх камерное сердце, снабжающее ткани артериальной кровью, которая не смешивается с венозной; лёгкие имеют альвеолярное строение, что сильно увеличивает дыхательную поверхность и обеспечивает усиленный газообмен.

Характерная биологическая черта большинства млекопитающих – живорождение. Зародыш практически всех млекопитающих связан с материнским организмом при помощи плаценты, а новорождённый детёныш питается молоком матери из молочных желёз.

Большинство млекопитающих имеют молочные и постоянные зубы, прорезывающиеся в определённом порядке и в определённые сроки. В центральной нервной системе млекопитающих значительного развития достигает головной мозг, особенно его высший отдел – кора больших полушарий.

Как и у всех приматов, верхняя губа у человека не прирастает к дёснам. Имеются щёки – приспособления для сосания молока. Носовые отверстия округлые. У человека и узконосых обезьян сходная зубная система: коренные зубы имеют широкие коронки, снабжённые несколькими бугорками.

Хватательные конечности приматов обладают большой подвижностью, причём большой палец противопоставлен остальным. Наличие ногтей, а не когтей – характерная особенность строения конечностей представителей отряда приматов. У человека, как и у всех приматов, глазницы обращены вперёд, зрение объёмное цветное.

Отличия человека от животных

Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в его скелете, мышцах, расположении внутренних органов.

Особенности тела человека

Мозг человека, по сравнению с другими приматами, имеет большую массу относительно общей массы тела. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым.

Нижняя челюсть человека под­ковообразная, с выступающим подбородком, что связано с речевой деятельностью и развитием мускулатуры языка. Позвоночный столб человека имеет четыре характерных изгиба. У животных таких изгибов нет.

Изгибы служат для сохранения человеком равновесия при прямохождении, а также для смягчения толчков при ходьбе, беге, прыжках.

Мускулатура нижних конечностей человека в связи с прямохождением стала более мощной, а её костная основа – более массивной. Ноги человека длиннее, чем руки, которые не достигают в вытянутом положении колен. Ноги заканчиваются стопой в форме свода. Каждый палец на руке человека обладает значительно большей подвижностью, чем у обезьян.

Расы

Исторически сложившиеся группы людей, различающиеся некоторыми физическими (черты лица, цвет кожи, глаз, волос, форма волос и др.) и физиологическими признаками, называют расами. Для каждой расы характерно единство происхождения и формирования на определённой территории.

В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и экваториальную (австрало-негроидную). Между тремя основными группами рас существуют переходные расы. Иногда австралоидов и негроидов выделяют в отдельные расы.

Расы человека

Для описания расы выделяют признаки, наиболее характерные для большинства входящих в неё индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеется огромное разнообразие наследственных признаков, то практически невозможно найти представителя, обладающего всеми признаками, присущими расе.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По-видимому, в далёком прошлом расовые признаки были полезны для их обладателей: тёмная кожа негроидов и курчавые волосы, создающие вокруг головы воздушный слой, предохраняли организм от перегрева.

Форма лицевого скелета монголоидов с более обширной носовой полостью, возможно, способствует обогреву холодного воздуха перед тем, как он попадает в лёгкие. По умственным способностям (способность к познанию, творчеству, труду) все расы одинаковы.

Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями, а с социальными условиями развития общества.

Для людей европеоидной расы характерны светлая кожа, прямые или волнистые, светло-русые или тёмно-русые волосы, серые, серо-зелёные, каре-зелёные или голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но эта раса сформировалась в Европе и Передней Азии.

Монголоиды обладают жёлтой или жёлто-коричневой кожей.

Для них характерны тёмные жёсткие прямые волосы, широкое уплощённое скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикан­тусом), плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции её представители расселились по всему земному шару.

Негроиды темнокожи, для них характерны курчавые тёмные волосы, широкий и плоский нос, карие или чёрные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.

Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны тёмные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающий подбородок, значительный волосяной покров на лице и теле.

Источник: http://blgy.ru/biology8p/race

Биологическая природа человека. Расы человека / Биология в живой природе

Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу.

Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию.

Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.

Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам.

Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете.

Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.

Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся.

Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее.

Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.

Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное.

Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее.

Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.

Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д.

Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила.

Желаем Вам приятного и полезного просмотра!

В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.

Источник: http://videonews.guru/video/gUKVy2iBXFr/biologicheskaya-priroda-cheloveka-rasyi-cheloveka-biologiya-v-jivoy-prirode.html

Расы человека. Среда обитания

Тема: Расы человека. Среда обитания.

Цель: познакомиться с человеческими расами, выявить характерные признаки существующих рас и причины их появления; доказать вред расистских теорий.

Содержание урока

Актуализация материала

Вопросы:

1. В чем проявляется биологическая природа людей и в чем – социальная?

Изучение нового материала

Расы человека

Расами называют систематические подразделения внутри вида. Расы человека – это большие группы людей, на которые подразделяется вид Человек разумный по общим, наследственным, биологическим особенностям: строение лицевой части черепа, цвет кожи.

В настоящее время выделяются четыре большие расы (рисунок 10 «Представители рас человека: А – европеоидная; Б – монголоидная; В – негроидная; Г – австралоидная» на странице 22 учебника): австралоидная и негроидная (темнокожие), европеоидная (белокожие), монголоидная (желтокожие). Они довольно отчетливо различаются между сбой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности людей: величину и строение головного мозга, способность к труду, творческий потенциал.

Большие расы подразделяются на более мелкие группы (подрасы), а те на национальности и народности. Важным доказательством видового единства человечества являются браки между людьми, относящимися к разным расам, и рождение жизнеспособного потомства от этих браков.

Формирование рас началось в очень далекие времена, 30-40 тысяч лет назад, и было связано с расселением людей по новым географическим областям. Расовые признаки имели приспособительное значение и были закреплены естественным отбором.

К примеру, густые курчавые волосы австралоидной и негроидной рас, образующие теплоизолирующую подушку, предохраняют голову жителей Тропической Африки и Австралии от перегревания, а темные цвет кожи – от избыточного ультрафиолетового облучения.

Формирование монголоидной расы было связано с заселением территорий с обильными степными пространствами, где яркое солнце и сильные ветры, несущие песок, дали преимущества людям с косым и узким разрезом глаз, который спасал глаза от травм.

В настоящее время значение этих признаков невелико, поскольку каждый человек может воспользоваться головным убором, очками, защитными кремами, но наследственные особенности закрепились и остались по сей день.

Читайте также:  Цветок: строение, биология

Все человеческие расы сохранили общевидовые особенности вида Человек разумный, и все они находятся на одном и том же уровне эволюционного развития в биологическом и психическом отношении и в равной степени способны к достижению самых больших высот современной цивилизации. Расистские взгляды о преимуществах одних рас перед другими находятся в полном противоречии с данными современной науки.

Расы не следует путать с понятиями «нация» и «народ». Представители разных рас могут быть членами единого государства и говорить на одном языке. Наличие речевых центров – биологическая особенность человеческого вида.

То, на каком языке человек заговорит, зависит не от принадлежности к той или иной расе или народности, а от социальных факторов – от того, с кем человек живет, и кто его будет учить.

Посредством речи осуществляется возможность не только воспринять опыт, накопленный человечеством, но и способность руководить своим поведением: взрослый, сформировавшийся разумный человек сначала намечает цели, планирует свои поступки, в необходимых случаях фиксирует свои мысли на бумаге, а уж потом действует.

Закрепление

Вопросы:

1. Как возникали расы, и какие условия способствовали их образованию?

2. Как формируются социальные потребности, и какова связь между социальными и биологическими потребностями?

Обобщение

Сформулируйте вывод по уроку.

Домашнее задание

1. Параграф 5 на страницах 21-23 учебника.

2. Вопросы 1-2 на странице 23 учебника.

3. Словарь: расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная.

Дополнительный материал к уроку

Вид – совокупность особей обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения – ареал.

Все современное человечество принадлежит к одному виду – Человек разумный по общим признакам:

1) единое происхождение;

2) единый план строения тела (морфологическое и анатомическое сходство);

3) физиологическое сходство (четыре группы крови, одинаковые болезни, сходные механизмы защитных реакций);

4) при скрещивании представителей разных рас появляется плодовитое потомство.

Следовательно, к одному виду принадлежат блондины и брюнеты, люди с темной и светлой кожей, низкие и высокие.

Расы различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа и губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.

Опорная схема «Человеческие расы»

Человеческие расы
Евразийская (европеоидная) Экваториальная (австрало-негроидная) Монголоидная (азиатско-американская)
Коренное население Европы, Южной Азии, Северной Африки Коренное население Центральной и Южной Африки, Австралии Коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири
Признаки:-светлый и смуглый цвет кожи;-узкое лицо;-губы обычно тонкие;-сильно выступающий нос;-складка верхнего века развита слабо;-мягкие волосы;-сильно растущие борода и усы. Признаки:-кожа темная;-лицо узкое и низкое;-губы толстые;-нос широкий;-широко открытые глаза карего цвета;-складка верхнего века развита слабо;-курчавые черные волосы;-борода и усы растут слабо. Признаки:-кожа с желтоватым оттенком;-уплощенное широкое лицо;-сильно выступающие скулы;-уплощенный нос;-глаза узкие, раскосые;-верхнее веко закрыто кожной складкой;-жесткие прямые темные волосы;-борода и усы растут слабо

Ученые предполагают, что расы человека формировались около 30-40 тысяч лет тому назад в процессе расселения вида Человек разумный по всему земному шару.

Такие признаки, как высокий или низкий рост, темная или светлая кожа, прямые или курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда организм человека приспосабливался к действию определенных экологических факторов (к определенному количеству солнечного света, действию высоких или низких температур и другим).

Источник: https://multiurok.ru/files/rasy-cheloveka-sreda-obitaniia.html

Презентация к уроку биологии на тему «Расы человека» 8 класс. – презентация

1 Презентация к уроку биологии на тему «Расы человека» 8 класс<\p>

2 Расы человека<\p>

3 Классификация рас 1684 год- Франсуа Бернье выделил 4 расы 1) Население Европы, Северной Африки, Передней Азии и Индии; 2) Население востальной части Африки; 3) Население Восточной Азии; 4) Население Лапландии год- Франсуа Бернье выделил 4 расы 1) Население Европы, Северной Африки, Передней Азии и Индии; 2) Население востальной части Африки; 3) Население Восточной Азии; 4) Население Лапландии год- Карл Линней также рассматривал 4 расы 1) Homo Sapiens европейский 2) Homo Sapiens американский 3) Homo Sapiens азиатский 4) Homo Sapiens африканский 1735 год- Карл Линней также рассматривал 4 расы 1) Homo Sapiens европейский 2) Homo Sapiens американский 3) Homo Sapiens азиатский 4) Homo Sapiens африканский<\p>

4 Понятие расы<\p>

5 Классификация рас Большие расы Азиатско- американская (монголоидная) Азиатско- американская (монголоидная) Экваториальная (австрало- негроидная ) Экваториальная (австрало- негроидная ) Евразийская (европеоидная ) Евразийская (европеоидная )<\p>

6 АВСТРАЛО-НЕГРОИДНАЯ РАСА (ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ) ТЕМНОКОЖИЕ,КУРЧАВЫ И ТЁМНЫЕ ВОЛОСЫ,ШИРОКИЙ И ПЛОСКИЙ НОС,КАРИЕ ИЛИ ЧЁРНЫЕ ГЛАЗА, РЕДКАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ И ТЕЛЕ.<\p>

7 Характерные признаки экваториальной расы Темная кожа, курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, широкие губы Обитают в основном в некоторых тропических районах старого света<\p>

8 ПРЕДСТАВИТЕЛИ АВСТРАЛО-НЕГРОИДНОЙ РАСЫ БЫТ АБОРИГЕНОВ<\p>

9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ АВСТРАЛО-НЕГРОИДНОЙ РАСЫ ДЕВУШКИ ИЗ ПЛЕМЕНИ САМБУРУ ЖИТЕЛИ ТАНЗАНИИ ИЗ ПЛЕМЕНИ МАСАИ<\p>

10 ПРЕДСТАВИТЕЛИ АВСТРАЛО-НЕГРОИДНОЙ РАСЫ АФРО- АМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ АФРО-АМЕРИКАНЕЦ<\p>

11 РАЗМЕЩЕНИЕ НЕГРОИДНОЙ РАСЫ<\p>

12 РАЗМЕЩЕНИЕ АВСТРАЛОИДНОЙ РАСЫ<\p>

13 ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА (ЕВРАЗИЙСКАЯ) СВЕТЛАЯ КОЖА, ПРЯМЫЕ ИЛИ ВОЛНИСТЫЕ СВЕТЛО- ИЛИ ТЁМНО- РУСЫЕ ВОЛОСЫ, СЕРЫЕ,СЕРО-ЗЕЛЁНЫЕ, КАРЕ-ЗЕЛЁНЫЕ И ГОЛУБЫЕ ШИРОКО ОТКРЫТЫЕ ГЛАЗА, УМЕРЕННО РАЗВИТЫЙ ПОДБОРОДОК, НЕШИРОКИЙ НОС, НЕТОЛСТЫЕ ГУБЫ, РАЗВИТЫЙ ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ НА ЛИЦЕ У МУЖЧИН.<\p>

14 Характерные признаки евразийской расы Светлая, иногда смуглая кожа, прямые или волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, у мужчин хорошо развиты волосы на лице (усы, борода) Область распространения: Европа, часть Азии, Сев. Африка, Америка.<\p>

15 Представители европеоидной расы АНГЛИЧАНЕ ФРАНЦУЗЫ ЛАТЫШИ<\p>

16 РАЗМЕЩЕНИЕ ЕВРОПЕОИДНОЙ РАСЫ<\p>

17 МОНГОЛОИДНАЯ РАСА (АЗИАТСКО АМЕРИКАНСКАЯ) ЖЕЛТАЯ ИЛИ ЖЁЛТО-КОРИЧНЕВАЯ КОЖА, ТЁМНЫЕ ЖЁСТКИЕ ПРЯМЫЕ ВОЛОСЫ, ШИРОКОЕ ЛИЦО, УЗКИЕ, СЛЕГКА РАСКОСЫЕ КАРИЕ ГЛАЗА, ПЛОСКИЙ И ШИРОКИЙ НОС, РЕДКАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ.<\p>

18 Характерные признаки азиатско- американской расы Смуглая кожа, прямые, черные, жесткие волосы, нос средней ширины, выступает мало ( у индейцев нос длинный, сильно выступающий), широкое лицо, выступающие скулы, узкая глазная щель, средние по толщине губы Область распространения: Америка, Центральная и восточная Азия.<\p>

19 ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОНГОЛОИДНОЙ РАССЫ КИТАЙЦЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ ВЬЕТНАМСКАЯ ДЕВОЧКА<\p>

20 ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОНГОЛОИДНОЙ РАССЫ ЖИТЕЛИ ТИБЕТА<\p>

21 ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОНГОЛОИДНОЙ РАССЫ ИТЕЛЬМЕНЫ МАЛЕНЬКИЙ ЧУКЧА<\p>

22 ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОНГОЛОИДНОЙ РАССЫ Юные ХАНТЫ БУРЯТЫ<\p>

23 ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОНГОЛОИДНОЙ РАССЫ ЖИТЕЛЬ МОНГОЛИИ КОРЯК<\p>

24 РАЗМЕЩЕНИЕ МОНГОЛОИДНОЙ РАСЫ<\p>

25 Внутри одной расы встречаются группы людей отличающиеся друг от друга. Ученые выделяют расы второго и третьего порядка экваториальная раса пигмеи бушмены бушмены<\p>

26 Ученые выделяют расы второго и третьего порядка шведы итальянцы евразийская раса<\p>

27 Ученые выделяют расы второго и третьего порядка малайцы буряты<\p>

28 Механизм образования рас Миграция Отдельные группы людей оказываются в разных природно-климатических условиях Миграция Отдельные группы людей оказываются в разных природно-климатических условиях Изоляция У людей, живущих изолировано от остального мира, возникли некие новые признаки Изоляция У людей, живущих изолировано от остального мира, возникли некие новые признаки<\p>

29 Приспособительное значение расовых признаков<\p>

30<\p>

31 МЕТИСЫМЕТИСЫ Дети европейцев и индейцев. Дети европейцев и индейцев.<\p>

32 МУЛАТЫМУЛАТЫ Дети европейцев и негров. Дети европейцев и негров.<\p>

33 САМБОСАМБО Дети негров и индейцев. Дети негров и индейцев.<\p>

34 РАЗМЕЩЕНИЕ СМЕШАННЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ РАС<\p>

35 Видовое единство человека<\p>

36 Расизм – антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.<\p>

37 Политическое движение и государственное правление, основанные на национализме, тоталитаризме и насилии.<\p>

38 Мартин Лютер Кинг Борец за права негров в США в г. ХХ века<\p>

39 Н.Мандела и Ф.де Клерк после получения Нобелевской премии мира.<\p>

40<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/928427

§ 2. БИОЛОгаЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Человек как биологический вид.

1. Как называется наука, изучающая систему органического мира?

2. Какие систематические категории вам известны?

3. С кем из известных вам животных человек имеет наибольшее сходство? В чём оно проявляется?

Занимаясь наукой, человек постоянно пытался определить своё место в системе органического мира.

Изобретение светового микроскопа и использование его для изучения человека позволили сделать вывод о том, что его организм, так же как и организмы растений, грибов и животных, состоит из множества клеток.

Их сходство по химическому составу, строению и процессам жизнедеятельности с клетками животных позволило утверждать, что человека следует отнести к царству животных.

Изучение сходства и различий человека с другими животными позволило установить, что он принадлежит к царству Животные, типу Хордовые, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (Homo sapiens).

Сходство строения человека и животных. Общий план строения организма человека соответствует плану строения всех позвоночных животных.

Опорой тела служит внутренний скелет — позвоночный столб, к которому присоединяются череп и кости поясов конечностей. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.

У позвоночных животных замкнутая кровеносная система, состоящая из сердца, артерий, капилляров и вен. Тело покрыто кожей, состоящей из многих слоёв клеток.

Для человека как представителя млекопитающих характерны следующие признаки: кожа покрыта волосами; имеется четырёхкамерное сердце, снабжающее ткани артериальной кровью, которая не смешивается с венозной; лёгкие имеют альвеолярное строение, что сильно увеличивает дыхательную поверхность и обеспечивает усиленный газообмен.

Характерная биологическая черта большинства млекопитающих — живорождение. Зародыш практически всех млекопитающих связан с материнским организмом при помощи плаценты, а новорождённый детёныш питается молоком матери из молочных желёз.

Большинство млекопитающих имеют молочные и постоянные зубы, прорезывающиеся в определённом порядке и в определённые сроки. В центральной нервной системе млекопитающих значитель-

Ного развития достигает головной мозг, особенно его высший отдел — кора больших полушарий.

Как и у всех приматов, верхняя губа у человека не прирастает к дёснам. Имеются щёки — приспособления для сосания молока. Носовые отверстия округлые. У человека и узконосых обезьян сходная зубная система: коренные зубы имеют широкие коронки, снабжённые несколькими бугорками.

Хватательные конечности приматов обладают большой подвижностью, причём большой палец противопоставлен остальным. Наличие ногтей, а не когтей — характерная особенность строения конечностей представителей отряда приматов. У человека, как и у всех приматов, глазницы обращены вперёд, зрение объёмное и цветное.

Отличия человека от животных. Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в его скелете, мышцах, расположении внутренних органов (рис. 1).

Прямохождение и изгибы позвоночника

Рис. 7. Особенности тела человека

Человек

Кисть

Человек Шимпанзе

Мозг человека, по сравнению с другими приматами, имеет большую массу относительно общей массы тела. Мозговой отдел черепа человекапреобладает над лицевым.

Нижняя челюсть человека подковообразная, с выступающим подбородком, что связано с речевой деятельностью и развитием мускулатуры языка. Позвоночный столб человека имеет четыре характерных изгиба. У животных таких изгибов нет.

Изгибы служат для сохранения человеком равновесия при прямохождении, а также для смягчения толчков при ходьбе, беге, прыжках.

Мускулатура нижних конечностей человека в связи с прямохождением стала более мощной, а её костная основа — более массивной. Ноги человека длиннее, чем руки, которые не достигают в вытянутом положении колен. Ноги заканчиваются стопой в форме свода. Каждый палец на руке человека обладает значительно большей подвижностью, чем у обезьян.

|в-4-.-,уг-5 >:-%*% -ш

Ф ¡пШ

8 *7й-”|Ч-

Й’ЛчЧйч^Л;

Расы. Исторически сложившиеся группы людей, различающиеся некоторыми физическими (черты лица, цвет кожи, глаз, волос, форма волос и др.) и физиологическими признаками, называют расами. Для каждой расы характерно единство происхождения и формирования на определённой территории.

В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), моиголоидную (азиатско-американскую) и экваториальную {(австрало-негроидную) (рис. 2). Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.

Иногда австралоидов и I негроидов выделяют в отдельные расы.

Для описания расы выделяют признаки, наиболее характерные I для большинства входящих в неё индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеется огромное разнообразие наследственных признаков, то практически невозможно найти представителя, [обладающего всеми признаками, присущими расе.

Монголоидная

Европеоидная Рис. 2. Расы человека

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они I не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По-видимому, в далёком прошлом расовые признаки были по — [лезны для их обладателей: тёмная кожа негроидов и курчавые волосы, создающие вокруг головы воздушный слой, предохраняли организм от перегрева.

Форма лицевого скелета моиголоидов с более обширной носовой полостью, возможно, способствует обогреву холодного воздуха перед тем, как он попадает в лёгкие. По умственным способностям (способность к познанию, творчеству, труду) все расы одинаковы.

Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями, а с социальными условиями развития общества.

Моя лаборатория

Учимся распознавать характерные черты основных рас человека.

Для людей европеоидной расы характерны светлая кожа, прямые или волнистые, светло-русые или тёмно-русые волосы, серые, серо-зелёные, каре-зелёные или голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но эта раса сформировалась в Европе и Передней Азии.

Монголоиды обладают жёлтой или жёлто-коричневой кожей.

Для них характерны тёмные жёсткие прямые волосы, широкое уплощённое скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикан — тусом), плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции её представители расселились по всему земному шару.

Негроиды темнокожи, для них характерны курчавые тёмные волосы, широкий и плоский нос, карие или чёрные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.

Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны тёмные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающий подбородок, значительный волосяной покров на лице и теле.

Человек разумный.

Расы человека: европеоидная, монголоидная и экваториальная.

О

В чём проявляется сходство человека с животными?

В чём состоит отличие человека от животных? Какие человеческие расы вам известны? Каковы их основные черты?

Охарактеризуйте человека как биологический вид.

Какие преимущества и какие проблемы, в том числе со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?

ВСПОМНИТЕ

1. Что такое эволюция органического мира?

2. Приведите известные вам примеры эволюции.

3. Что вам известно о происхождении человека?

Проблема происхождения человека всегда интересовала людей. У разных народов и племён существуют различные легенды, сказания, предания, объясняющие его происхождение. Религиозные учения также дают различные объяснения происхождению человека. Научное объяснение этой пробле — ‘ ‘ ” мы учёные смогли дать лишь на

Основе теории эволюции.

Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Именно она ищет ответы на вопросы, связанные с процессом формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи, общественных отношений. Этот процесс называют антропогенезом.

В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных.

Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не совсем верно.

Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.

Находки антропологов свидетельствуют, что приматы появились приблизительно 70—60 млн лет назад в Африке. Их предками были примитинные насекомоядные животные. Поэтому современных ежей и землероек мы можем считать нашими далёкими родственниками.

Первым приматам приходилось соперничать за пищу и места обитания с грызунами. Поэтому приматы перешли к жизни на деревьях. Это и послужило толчком к развитию их характерных черт: пятипалой конечности, острого стереоскопического зрения, хорошо развитой ключицы, большого и сложного головного мозга. Многие миллионы лет наши предки жили на деревьях. Климат в то время был жарким и влажным.

Затем, около 25 млн лет назад, от общей исходной формы приматов разошлись две ветви эволюции, которые в дальнейшем раз — нивались независимо друг от друга. Первая привела к появлению современных высших обезьян. Развитие второй в конечном счёте завершилось появлением человека современного анатомического типа.

Предшественники

Человека

Древнейшие

ЛЮДИ

Древние

Люди

Люди современного типа

Рис. 3. Основные стадии эволюции человека

Выделяют четыре стадии антропогенеза (рис. 3): предшественники человека, древнейшие люди, древние люди и ископаемые люди современного анатомического типа.

Предшественники человека, или протоантропы, жили 6—1 млн лет назад. Впервые их останки были обнаружены в Южной Африке. Во многом они были гораздо ближе к людям, чем любые человекообразные обезьяны.

Наиболее существенные морфологические преобразования на данном этапе антропогенеза происходили в скелете и мускулатуре задних конечностей.

Эти изменения были связаны с переходом к постоянному передвижению на двух ногах.

Предшественники человека добывали себе пищу собирательством и охотой. Вероятно, они достаточно часто употребляли мясную пищу, охотясь на различных животных с помощью камней и тяжёлых костей крупных копытных. Именно протоантропы стали использовать камни как первое метательное оружие.

Позднее отдельные группы предшественников человека научились самостоятельно изготавливать простейшие орудия труда и использовать огонь. Это дало им заметное преимущество перед окружающими животными, и их численность стала возрастать.

От них произошли предки современного человека — древнейшие люди, или архантропы. Увеличение объёма головного мозга и усложнение его структуры способствовали, по-видимому, появлению у архантропов членораздельной речи.

Их поздние представители овладели высокой технологией обработки камней и изготовления из них разнообразных орудий.

Следующая стадия антропогенеза — древние люди, или палеоантропы. Остатки их скелетов впервые были найдены в долине реки Неандерталь в Германии, откуда и пошло другое название — неандертальцы.

Они обитали на Земле в то время, когда наблюдалось значительное похолодание — ледниковый период, поэтому целыми группами жили в пещерах, в которых постоянно поддерживали огонь. В целях защиты от холода древние люди стали изготавливать одежду из звериных шкур.

Их орудия труда значительно превосходили по совершенству орудия труда архантро — пов (рис. 4).

Рис. 4. Остатки первобытной культуры человека

Люди современного анатомического типа, или неоантропы, появились 60—50 тыс. лет назад и начали стремительно вытеснять древних людей, которым они значительно уступали по физической силе, но обладали и обладают более развитым головным мозгом.

Их останки впервые были найдены в гроте Кроманьон во Франции, так появилось другое название — кроманьонцы. В целом они уже не имели существенных отличий от современных людей, принадлежащих к виду человек разумный. Со времени формирования человека современного типа его анатомические параметры почти не изменились.

Биологическая эволюция человека сильно затормозилась, и на смену ей пришла социальная эволюция.

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным — общественным.

Благодаря значительным изменениям в строении тела и его функционировании человек смог приспособиться к систематическому труду с использованием изготовленных им самим орудий.

Их применение позволило ему более эффективно воздействовать на окружающую среду и тем самым её изменять.

Существование в окружении других людей способствовало формированию у человека членораздельной речи, а затем и письма. Всё это позволило людям общаться и передавать накопленный опыт не только друг другу, но и из поколения в поколение.

Таким образом, для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, оно лишь изменило их проявление.

Социальные изменения и успехи здравоохранения, связанные с улучшением жизни людей, непосредственно влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от негативного влияния условий внешней среды.

Все СВОИ индивидуальные особенности, приобретаемые и формируемые В пр0цессе исторического развития, человек как биологиЧеский вид передаёт по наследству.

Древнейшими общими предками человека и человекообразных обезьян принято считать парапитеков (от греч. пара возле, около и питекос — обезьяна) — обезьян, которые вели как древесный, так и наземный образ жизни. От них произошла вымершая впоследствии сборная группа обезьян дриопитеки ^(от

Гре4. дриС — дерево). Учёные считают, что именн° °т какой-т° группы дриопитеков около 8 млн лет назад начинается эволюционная линия гоминид (людей). ^

Наиболее ранними представителями семейства гоминид считаются авСтралопитеки (от лат. австралис южный). Им было присуще прямохождение. Первыми представителями рода Человек, по мнению большинства специалистов, был прогрессивный ч-ариант австралопитека — человек умелый.

В морфологическом плане он незначительно отличался от австралопитеков, но способность к изготовлению примитивных орудий труда (чОпперов) позволила ему преодолеть грань, отделявшую ископаемых человекообразных обезьян от древнейших людей (архантпропов).

Учёные считают, что все архантропы относились к одному ви ду — человек прямоходящий.

Антропология.

Антропогенез

Архантропы.

Палеоантропы.

Неоантропы.

Социальная

Эволюция.

О

Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека?

Стоит согласиться с выражением «рука человека л только орудие труда, но и его продуктЛЧ1№Й! М??1КА

ШКОЛА № 29

Какие стадии антропогенеза выделяют учёные? Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека? Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?

Выводы

Основы знаний о своём организме следует усвоить всем и каждому. Это необходимо для ведения здорового образа жизни и для того, чтобы знать, как сохранить своё здоровье в неблагоприятных условиях.

Науки, изучающие человека, — анатомия человека, физиология человека, психология, медицина, гигиена — тесно связаны друг с другом.

С развитием науки и техники наряду с традиционными методами изучения атомического строения организма человека всё большее значение приобретают методы, позволяющие изучать организм человека при его жизни (рентгенография, компьютерная томография, телеметрические методы, ультразвуковые исследования и др.). Это способствует сохранению или восстановлению здоровья, продлению средней продолжительности жизни человека.

Место человека в системе природы: царство Животные, тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек и вид человек разумный.

Исторически сложившиеся группы людей, различающиеся некоторыми физическими и физиологическими признаками, называют расами. Выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную.

В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных.

Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не совсем верно.

Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.

Современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным — общественным. Благодаря значительным изменениям в строении тела и его функционировании человек смог приспособиться к систематическому труду с использованием изготовленных им самим орудий труда. Их применение позволило ему более эффективно воздействовать на окружающую среду и тем самым её изменять.

Источник: https://apple-tour.ru/uchebnik/2-biologacheskaya-priroda-cheloveka-rasy-cheloveka/

Биологическая и социальная природа человека

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Урок №2

Тема: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.

Цельурока: Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре на­уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.

образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».

развивающая: формировать умения: работы с учеб­ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль­таты в устной и письменной форме.

воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой.

Ход урока

Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку.

Проверка дом. задания

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сообщение темы и целей урока.
  • Мотивация учебной деятельности

Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, преж­де чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей,а затем и в современное человечество.

  • Изучение нового материала

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Основные группы доказательств  происхождения человека от животных:  

1.      Палеонтологические. (Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности)

2.      Эмбриологические.  (Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.)

            Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные, или Черепные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.

О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Томас Генри Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Наличие наружного уха;

3. Наличие плаценты

4. Наличиедиарагмы;

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;                                                     

8. Общие болезни и паразиты.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

  • мелкие волоски на теле
  • копчик
  • аппендикс
  • мелкие мышечные волокна в коже
  • бугорок на ушной раковине
  • третье веко
  • зубы мудрости

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

  • хвост
  • густой волосяной покров
  • дополнительные соски
  • шейная фистула (остатки жаберной щели)
  • когти на пальцах

(запись в тетрадях).

Антропогенез- это процесс возникновения и формирования человека в ходе эволюции.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы:

  • наследственную изменчивость
  • естественный отбор.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды.

На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

Социальныефакторы антропогенеза:

  • труд,
  • общественный образ жизни,
  • развитое сознание
  • речь.

Важнейший фактор эволюции человека – труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство)

Заполнить таблицу « Характеристика этапов антропогенеза» пар.2,3 (самостоятельно)

Этапы антропогенезов Представители Характерные черты
Предки человекообразные обезьян
Человекообразные обезьяны
Древнейшие люди
Древние люди
Первые современные люди

Все люди на Земле принадлежат к одному виду Homo sapiens. Однако опредёленные группы людей на протяжение тысячелетий жили в разных географических и климатических условиях и адаптировались к ним. По этому в под виде Homo sapiens в разных регионах Земли образовались расы.

Расагруппа людей, исторически сложившаяся в определенных географических условиях и отличающаяся определенными морфо-физиологическими признаками.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица « Основные признаки рас»

Раса Физические признаки расы
  • Закрепление знаний, умений, навыков.

1. Какие основные свойства отличают человека от животных?

2. Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?

3. Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?

4.Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функциони­ровании организма человека?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/biologhichieskaia_i_sotsial_naia_priroda_chielovieka

«Биология. Человек. 8 класс»

В чем проявляется биологическая природа людей и в чем – социальная?

Расы человека. Расами называют систематические подразделения внутри вида. Расы человека – это большие группы людей, на которые подразделяется вид Человек разумный по общим, наследственным, биологическим особенностям: строение лицевой части черепа, цвет кожи. В настоящее время выделяются четыре большие расы (рис.

 10): австралоидная и негроидная (темнокожие), европеоидная (белокожие), монголоидная (желтокожие).

Они довольно отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности людей: величину и строение головного мозга, способность к труду, творческий потенциал.

Большие расы подразделяются на более мелкие группы (подрасы), а те – на национальности и народности. Важным доказательством видового единства человечества являются браки между людьми, относящимися к разным расам, и рождение жизнеспособного потомства от этих браков.

Формирование рас началось в очень далекие времена, 30–40 тыс. лет назад, и было связано с расселением людей по новым географическим областям. Расовые признаки имели приспособительное значение и были закреплены естественным отбором.

К примеру, густые курчавые волосы австралоидной и негроидной рас, образующие теплоизолирующую подушку, предохраняют голову жителей Тропической Африки и Австралии от перегревания, а темный цвет кожи – от избыточного ультрафиолетового облучения.

Рис. 10. Представители рас человека: А – европеоидная; Б – монголоидная; В – негроидная; Г – австралоидная

Формирование монголоидной расы было связано с заселением территорий с обширными степными пространствами, где яркое солнце и сильные ветры, несущие песок, дали преимущества людям с косым и узким разрезом глаз, который спасал глаза от травм.

В настоящее время значение этих признаков невелико, поскольку каждый человек может воспользоваться головным убором, очками, защитными кремами, но наследственные особенности закрепились и остались по сей день.

Все человеческие расы сохранили общевидовые особенности вида Человек разумный и все они находятся на одном и том же уровне эволюционного развития в биологическом и психическом отношении и в равной степени способны к достижению самых больших высот современной цивилизации. Расистские взгляды о преимуществах одних рас перед другими находятся в полном противоречии с данными современной науки.

Расы не следует путать с понятиями «нация» и «народ». Представители разных рас могут быть членами единого государства и говорить на одном языке. Наличие речевых центров – биологическая особенность человеческого вида.

То, на каком языке человек заговорит, зависит не от принадлежности к той или иной расе или народности, а от социальных факторов – от того, с кем человек живет и кто его будет учить.

Посредством речи осуществляется возможность не только воспринять опыт, накопленный человечеством, но и способность руководить своим поведением: взрослый, сформировавшийся разумный человек сначала намечает цели, планирует свои поступки, в необходимых случаях фиксирует свои мысли на бумаге, а уж потом действует.

Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная.

1. Как возникали расы и какие условия способствовали их образованию?

2. Как формируются социальные потребности и какова связь между социальными и биологическими потребностями?

Основные положения главы 2

Человеку принадлежит строго определенное место в систематике живых существ: тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род Человек, вид Человек разумный.

Предки человека вынуждены были жить в саваннах, покрытых высокой травянистой растительностью. Они перешли к прямохождению и стали использовать орудия труда, чтобы выжить и защищать себя от хищников.

Это привело к тому, что руки сохранили хватательную функцию и стали органами, обеспечивающими трудовую деятельность, а ноги приобрели опорную функцию.

Труд и связанная с ним речь стимулировали развитие мозга и содействовали созданию социальной среды, вне которой не могут существовать современные люди.

В процессе становления человеческого общества и человека различают три стадии: древнейшие люди, древние люди и первые современные люди.

В основе расовых признаков лежат биологические наследственные различия, связанные с освоением новых географических областей. Эти различия не отражаются на умственных способностях человека и его социальных возможностях. Люди, принадлежащие к различным расам и народностям, равноценны в биологическом и психическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Источник: https://www.livelib.ru/book/66645/read-biologiya-chelovek-8-klass-uchebnik-d-v-kolesov-r-d-mash-i-n-belyaev/~10

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]