Человек – биология

Биология человека

Человек - биология

Человек, как и все живые существа на нашей планете – существо биологическое. Он принадлежит к млекопитающим, вид Homo sapiens. Биологическая природа человека – это его анатомия, физиология. Однако биология человека – понятие более глобальное.

Это целая наука, включающая в себя изучение болезней человека, его пищевых ресурсов, состава популяций, типов людей, способностей человека, его морфологию, наследственность, генетику, влияние на человека различных условий окружающей среды и его влияние на окружающую среду.

Чем же отличается человек от животных и почему его изучению уделяется столько внимания? Дело в том, что биологические свойства человека не запрограммированы строго, как у животных, а это дает человеку возможность приспосабливаться ко всевозможным условиям жизни. Каковы же основные отличия Homo sapiens от животного?

– Человек способен мыслить, и обладает речью. Только человек способен размышлять о прошлом, оценивать его, строить планы на будущее. Человек может передавать любую информацию другим людям, способен к восприятию музыки, живописи и т.д.

– Человек способен к творческой деятельности.

– Человек преобразует окружающую его действительность, он способен создавать нужные ему ценности и блага.

– Человеку недостаточно лишь удовлетворения материальных потребностей.

Духовные потребности порой могут стоять выше материальных. Животное же в своем поведении всегда подчиняется инстинкту, действия животного запрограммированы природой, от которой живое существо не может отделиться. Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек – уникальное существо, интегрирующее в себе способность к любому виду деятельности, психическое и духовное начала.

Биология в жизни человека

Биология человека – это своего рода высшая ступень биологической эволюции. Морфофизиологические признаки человека дают ему возможность приспосабливаться к существованию в любой социальной среде, а также в техносфере.

Условия социальной жизни человека меняются постоянно ускоряющимися темпами, но человек легко и быстро приспосабливается к ним.

Масштабы же воздействия человека на природу настолько велики, что сравнить их можно разве что с размерами планетарных процессов.

Создавая ноосферу, человек не просто преобразует окружающую его среду, он вносит глобальные изменения в действие биологических законов.

Это не может не отразиться и на его жизни, поэтому сегодня мы столкнулись с экологической проблемой, с проблемой надвигающегося перенаселения планеты, с возникновением новых болезней, влияющих на наследственность, а соответственно, и генетическими проблемами.

Поэтому биология человека – это не только изучение непосредственно человека как биологического вида, его строения, питания, образа жизни, но в большей степени – изучение его влияния на окружающую природу, его культурного и социологического развития.

По своим биологическим функциям человек во многом уступает животным, однако его умение приспосабливаться к любым условиям окружающей среды позволяет ему всегда быть на вершине биологической цепочки. Как биологический вид, человек – существо неспециализированное, универсальное, с достаточно высокой степенью активности.

В процессе своего длительного пути развития человек менялся не как вид, а развивался как индивидуум. Улучшая качество своей жизни, человек смог сделать ее более продолжительной. Обычно человек рассматривается не как биологический вид, а как социобиологическое существо. Природные возможности, данные человеку, могут быть реализованы им исключительно в социальных условиях.

Биологическое и социальное тесно переплетаются в человеке, образуя единое целое.

С развитием производства, культурной жизни человека и пр., естественный отбор перестал играть значимую роль в его жизни. Сегодня даже самые слабые дети вырастают полноценными личностями и могут жить полной жизнью на уровне с остальными людьми. Генетические изменения в человеке также на сегодняшний день происходят очень медленными темпами.

Да и генетическое сходство различных человеческих групп становится все ближе. В то же самое время мы можем наблюдать великое разнообразие образов жизни и человеческой культуры в разных уголках планеты. Это говорит об огромной роли культуры в происходящей эволюции человека.

На протяжении всей своей истории развития, как уже говорилось, увеличилась продолжительность жизни человека в результате улучшения его здоровья и новейших методах борьбы со всевозможными болезнями. А как же умственные способности? Современные биологи полагают, что человек прекратил свое видообразование уже с момента появления Homo sapiens.

С этого момента мозг человека перестал увеличиваться в размерах, закончил свое формирование. И все большее влияние на развитие умственных способностей человека оказывает получение нажитых поколениями социальных знаний, а не биологические изменения в человеке и природе.

Поэтому на сегодняшний день нельзя говорить о старении человеческого вида и его вымирании в интеллектуальном и генетическом плане. Угроза существованию человеческого рода исходит в основном от его культуры, несущей глобальные изменения в окружающую среду и экологическую обстановку на планете.

Источник: http://scibio.ru/biologiya/stati/biologiya_cheloveka.html

Биология человека – Дж. Харрисон

Книги и учебники → Книги по биологии

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Название: Биология человека.

Автор: Дж. Харрисон.

1979.    Настоящее-второе – издание значительно дополнено и переработано по сравнению с первым, выпущенным в свет в переводе на русский язык в 1968 г. (Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека – М.: Мир, 1968). В монографии рассмотрены общие вопросы теории эволюции, история приматов, происхождение человека, генетика человека и изменчивость (изменчивость размеров и формы тела, пигментации, состава крови и т. д.), рост, физическое и умственное развитие. Заключительная часть посвящена вопросам экологии.    Предназначена для биологов всех специальностей, врачей, антропологов, этнографов, археологов, экономистов и социологов. Может служить пособием для преподавателей средних школ и техникумов, а также при чтении лекций о происхождении человека и па антирелигиозные темы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора перевода. 5Предисловие к первому изданию. 7Предисловие ко второму изданию. 10

Часть 1. Эволюция человека (Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер и В. Рейнолдс). 13

Глава 1. Закономерности эволюции 13Глава 2. Приматы. 32Глава 3. Человекообразные обезьяны и человек. 60Глава 4. Развитие гоминид. 71Глава 5. Происхождение человеческого общества. 106Список литературы. 126

Часть 2. Генетика человека (Дж. Харрисон). 129

Глава 6. Законы Менделя и человек. 129Глава 7. Генетика пола. 146Глава 8. Независимое распределение и сцепление. 156Глава 9. Гены и их действие. 166Глава 10. Влияние внешней среды. 181Глава 11. Генетическая структура человеческих популяций.

I. Системы браков. 190Глава 12. Генетическая структура человеческих популяций.II. Изменения частот генов. 205Список литературы. 228

Часть 3. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека (Н. Барникот).

229

Глава 13. Введение. 229Глава 14. Размеры и форма тела. 237Глава 15. Пигментация и некоторые другие морфологические признаки. 259Глава 16. Биохимическая изменчивость. 275Глава 17. Группы крови. 309Глава 18. Другие виды изменчивости. 348Список литературы. 363Часть IV. Рост и конституция человека (Дж. Тэннер). 366Глава 19. Кривая роста человека. 366Глава 20.

Пубертатный скачок роста и определение возраста по степени развития. 390Глава 21. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост. 408Глава 22. Физическое и умственное развитие. 428Глава 23. Анализ и классификация типов телосложения. 439Глава 24. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением. 461Список литературы. 470

Часть 5.

Экология человека (Дж. Уайнер). 472

Глава 25. Введение. 472Глава 26. Экология питания. 488Глава 27. Климатическая адаптация. 519Глава 28. Болезни. 564Глава 29. Стабильность популяций. 580Список литературы. 595Предметный указатель. 597Указатель латинских названий. 608Оглавление.

Конвергенция и параллелизм.

Строение тела животного определяется его образом жизни. Животное, которое постоянно роет землю, не может быть крупным; оно должно обладать обтекаемой формой тела и другими приспособительными признаками.

Если такое животное не в состоянии прокапывать себе путь телом или пропускать частички почвы через кишечник, то оно должно обладать достаточно сильными конечностями для того, чтобы рыть землю. Глаза не только утрачивают свое функциональное значение, но даже становятся недостатком: зрение у таких животных либо вовсе утрачено, либо сильно ослаблено.

Это лишь некоторые из обязательных признаков или следствий подземного образа жизни. Если бы мы захотели охарактеризовать другие аспекты данной экологической ниши, например климатические условия или источники пищи, то обнаружили бы и другие ограничения.

Те, кто изучает эволюцию, давно уже поняли, что достаточно полная характеристика условий окружающей среды позволяет также описать в деталях строение животного, приспособившегося к этой среде.

Исключением будут лишь те случаи, когда у животного имеется не один, а несколько способов использовать данную нишу и если инерция, селекционная или генетическая, задержала приобретение животным наиболее эффективных форм адаптации.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Скачать книгу Биология человека – Дж. Харрисон. – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать
Купить эту книгу

Скачать книгу – Биология человека – Дж. Харрисон. – depositfiles

Скачать книгу – Биология человека – Дж. Харрисон. – letitbit

Читайте также:  Наследственная изменчивость и ее типы - биология

Источник: https://nashol.com/2011053055288/biologiya-cheloveka-dj-harrison.html

Московский Государственный Университет Технологии и Дизайна

Биология человека – это наука о строении, процессах жизнедеятельности, развитии, происхождении, эволюции и географическом расселении людей.

Науки, которые изучают биологию человека, можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

Теоретические биологические науки: цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, биохимия, биофизика.

Прикладные: медицина, гигиена, валеология, экология.

Анатомия – наука о строении организма и всех его органов. Срок анатомия происходит от древнегреческого анатоме – рассечение. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод вскрытия трупов.

Физиология – наука о функциях и процессах жизнедеятельности организма в целом, его органов, тканей, клеток, обнаруживает причины, механизмы и закономерности
жизнедеятельности организма.

Генетика – наука, которая изучает процессы наследственности и изменчивости организмов, в частности механизмы передачи наследственной информации, изъяны развития
человека, вызванные ее нарушениями.

Антропология – научная дисциплина, которая исследует происхождение и эволюцию человека как особенного социально биологического вида, образования человеческих рас.

Экология человека – исследование влияния на человека естественных и социальных факторов окружающей среды.

Гигиена – наука о здоровье и его сохранении.

Гигиена – отрасль медицины, которая разрабатывает и внедряет методы предотвращения заболевания, изучает влияние разных факторов окружающей среды и производства на здоровье человека.

Срок гигиена происходит от греческого гигиенос – целебный, тот, который приносит здоровье.

Знание гигиены и применение на практике этих знаний помогает человеку укрепить свой организм, закалить его, уберечь от разных заболеваний, стать физически развитой, здоровой, способной к любому труду.

На организм человека действуют непрерывно изменяемые факторы окружающей среды. Однако эти изменения не вызывают заболевания, потому что организм человека приспосабливается к ним.

Между организмом и внешней средой существует функциональное равновесие.

Заболевание возникает лишь тогда, когда это равновесие нарушается, то есть на человека действуют факторы окружающей среды, необычные по силе и качеству.

Человек не только поддается влиятельные факторов и условий внешней среды. Она способна сама влиять на него с целью улучшения условий труда, питания, быта и создания соответствующих условий для сохранения здоровья.

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой работоспособности и социальной активности человека.

Здоровье бывает физическим, психическим и духовным. Каждый человек, если она хочет быть здоровой, повинная запомнить такие правила здорового образа жизни: правильно питаться, постоянно тренировать свое тело, придерживаться определенных гигиенических норм, дежурить труд и отдых, избегать разных вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

Состояние здоровья определяется добрым самочувствием человека (субъективный критерий). Существуют и объективные критерии здоровья.

Это антропометрические показатели: нормальный рост, нормальное и пропорциональная строение тела, анатомические, физиологичные, биохимические.

Что отвечают норме не только при условиях физического покоя, но и в период определенных физических или психических нагрузок, перемены климатических условий проживания.

Здоровье – это состояние, когда в ответ на действие разнообразных раздражителей в организме возникают соответствующие реакции, которые за характером и силой временами и длительностью свойственные большинства людей данного возраста и пола.

Болезнь – это жизнь и функционирование организма в условиях анатомических и функциональных нарушений клеток, тканей, органов и систем. Болезни бывают приобретенными, наследственными и вродженими.

Болезни возникают под действием вредных факторов, когда их сила превышает захисно-пристосувальни возможности организма. Иногда достаточно лишь одноразового действия такого агента.

Развиваются болезни также и при длительном действии вредных факторов.

Вредно влияют на организм человека повышено радиоактивное излучение, химическое и пылевое загрязнение окружающей среды, разные бактерии и вирусы; нарушение правил здорового образа жизни, нарушения гигиенических норм.

Следовательно, болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, взаимосвязи его с окружающей средой, которая приводит к временному или постоянному снижению или потере работоспособности. Перебежал болезни бывает скрытым, острым, хроническим. Болезнь может закончиться выздоровлением, инвалидностью или смертью. Больной человек нуждается в лечении, сочувствии и беспокойстве.

Болезнь – это единство двух противоположных тенденций – разрушительной и защитной, что находятся в постоянной борьбе.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Организм человека состоит из клеток и межклеточного вещества, которые образуют ткани, органы и системы органов. Эти компоненты совмещены в единственный организм, который функционирует под воздействием нервной и эндокринной систем. Организм – это биологическая система, которая имеет свойства: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция.

Орган – часть тела, которая имеет определенную форму, строение, расположение и выполняет одну или несколько специальных функций. Каждый орган образован несколькими тканями, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и нервы. Часть органов расположена в полостях тела, потому их называют внутренними.

Анатомическое или функциональное объединение органов, которые выполняют в организме общую функцию, составляет физиологичную систему органов. Различают такие физиологичные системы: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная, эндокринная, мочеполовая, система органов чувств (сенсорные).

Системы органов работают не изолировано, а объединяются для достижения полезного для организма результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой. Например, бег может быть обеспечен функциональной системой, которая включает: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потовыделения.

ГОМЕОСТАЗ, ПУТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Главным условием существования любого существа является сохранение постоянства строения и функций, то есть состоянию внутренней среды при любых обстоятельствах.

Постоянство внутренней среды организма на любом уровне – молекулярному, клеточному, тканевому, органному, системному – называется гомеостазом. Он прежде всего зависит от постоянства химического состава крови, кровообращения, газообмена, пищеварения, температуры тела, иммунной системы.

БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ

Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма. Это постоянство поддерживается буферными системами. К ним принадлежат: химические – это буферные системы крови, и физиологичные: легкие, почки, печенка, костная ткань, потовые железы.

В биологической среде под кислотно-основным состоянием понимают соотношение концентрации водородных Н+ и гидроксильных ОН– ионов. Ионы водорода образуют кислую реакцию среды, ионы ОН– и другие компоненты биологических жидкостей – щелочную. Жидкая среда организма имеет определенное рн среды и только при его норме возможно оптимальное протекание обмена веществ (метаболизм).

Кровь имеет слабощелочную реакцию. рн артериальной крови 7,4. а венозной – 7,35. Длинное смещение рн человека даже на 0,1-0,2 может оказаться смертельным. рн венозной крови 7,35 в результате. Внутри клетки рн кое-что более низкий (7,0-7,2), что зависит
от образования в них при метаболизме кислых продуктов.

В процессе метаболизма в кровь попадает постоянно углекислота, молочная и другие продукты обмена. Однако рн крови сохраняется постоянно. Что предопределяется буферными свойствами крови, деятельностью легких и органов выделения.

Буферные системы крови:

Буферная система гемоглобина.

Карбонатная буферная система.

Фосфатная буферная система.

Буферная система белков плазмы крови.

Есть два способа регуляции функций органов и систем, направленные на сохранение гомеостаза – нервная и гуморальная.

Нервная регуляция – при участии нервной системы.

Гуморальная – при участии гуморальных факторов (гормоны, Са, СО2 …), тканевой жидкостью.

Гуморальная регуляция осуществляется веществами, которые попадают во внутреннюю среду организма в очень малых дозах, но способные вызывать значительные изменения функций отдельных органов и организма в целом.

Химическое вещество что поступила к кровеносной системе, действует в то же время на все клетки организма. Но чувствительными к ней будут только те, в которых есть соответствующий рецептор.

Кроме того, гуморальная регуляция характеризуется медленностью действия и длительностью влияния.

Страницы: 1 2 3

Источник: http://mgudt.com/articles/854.html

Биология и медицина

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам.

Для поддержания жизнеспособности он нуждается в пище и кислороде. Как все живые организмы он претерпевает изменения, растет, стареет и умирает.

Процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные для всего живого генетические закономерности.

Однако человеческий организм – это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде.

Это свидетельствует о том, что человек как качественно новое явление в природе, единственный вид на Земле вышел за пределы биологической эволюции. Впрочем, нельзя недооценивать роль общества в жизни высших позвоночных. Детеныши хищников, оторванные от родителей, не могут обучиться охоте.

Социальная среда, семья играют огромную роль в обучении зверей, еще большую роль играют социальные факторы в становлении психики человека.

Читайте также:  Простые и сложные вещества - биология

У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

На первых этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировались морфологические особенности организации человеческого типа (мозг, кисти рук, прямохождение).

При этом сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов.

Затем отбор расширил сферу действия, объектом его стали не только отдельные индивидуумы, но и лучше организованные целые группы (семьи или несколько семей) и даже целые племена.

Овладев культурой изготовления совершенных орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование специфических человеческих качеств стало невозможным. Благодаря воспитанию, передаче разнообразной научной, культурной, технической информации человек получает то, что было завоевано его предками, обогащается опытом миллионов людей, живших до него.

Таким образом, формирование человека есть прежде всего становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Ссылки:

  • СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ (Кроманьонцы)

Источник: http://medbiol.ru/medbiol/evol/00060cf3.htm

Специфика биологии человека

Вступление……………………………………………………………………………………………………. 2

Специфика биологии человека……………………………………………………….. 2

Психофизиологическая организация индивидуума………… 6

Социальное в развитии человека и его психики…………………. 8

Литература:………………………………………………………………………………………………….. 16

Проблема соотношения социального и биологического является методологической в раскрытии основных вопросов индивидуального развития человека, необходимых для понима­ния общих закономерностей развития его психики.

Разработка теории систем, статистических приемов корреляционного, фак­торного анализа и других методов структурной обработки фак­тического материала создает реальные условия для более углубленного понимания развития во всей его сложности и многогранности, с точки зрения целостности и многообразия внутренних взаимосвязей различных его сторон.

Соотношение биологического и социального в развитии человека предпола­гает дифференцированную характеристику каждой из сторон и установление между ними разного рода связей как структурно­го, так и генетического порядка.

Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде. Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек как вид быстро приспосабливается к этим усло­виям.

Человечество становится мощной геологической силой. Macштабы его воздействия на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что “человек – грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь новым, выступающим на арену истории геологиче­ским фактором”.

Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрица­тельным, для действия биологических законов, регулирующих существование человеческого вида.

Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и публицистической литера­туре, становятся социальные проблемы регуляции жизнедея­тельности человека как вида.

Это – экологическая проблема сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития человека, его индивидной организации; демогра­фическая проблема численного состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая проблема лече­ния наследственных форм патологии, включая психические формы; изучение природы человеческой активности и ее на­правленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет преимущество в том, что его биологическая орга­низация в целом характеризуется универсальной приспособлен­ностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельно­сти в социальной среде.

Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение.

На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно но­вой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Человека как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень активности.

Принципиальные изменения всего хода онтогене­за, где ведущими становятся не видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его сущест­вования.

Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни на всех уров­нях, усложнения ее организации в целом.

В психологии вопрос о биологии человека изучался глав­ным образом в связи с проблемами типов высшей нервной дея­тельности и темперамента, при рассмотрении вопроса о чело­веческих задатках и способностях. Следуя учению И.

П. Пав­лова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын развили представление об основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвиж­ность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам).

Исследования позволили вы­явить интеркорреляционный механизм развития индивидной системы. В результате были установлены возрастно-половые особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторич­ных (психофизиологические мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.

Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей од­ного уровня и отношения разноуровневого порядка, что .

сви­детельствовало о внутренней взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся характер.

На различных возрастных этапах и у разных эле­ментов, входящих в структуру индивида, она выражена неоди­наково.

Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая складывается при сравнении полученных данных, свидетельст­вует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной систе­мы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня.

При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств видно, что на каждой возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня.

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических – проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не улавлива­ются в фоновых исследованиях.

Проявление структурированно­сти первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умствен­ную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнитель­ного механизма обеспечивает энергетически максимально вы­сокий уровень эмоционального и интеллектуального напряже­ния.

Специфичность этих связей выражена в том, что для раз­ных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни.

Для памяти преимущественное значение имеет биохи­мический, а для нейротизма и экстраверсии – вегетативный уровень энергетического обеспечения.

При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом много-многозначных связей.

Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной организации различаются по своему смы­слу. В этой связи могут быть выделены два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе преобразования первичных.

Смысл другого, неспецифического, типа связей — энергетического — заключа­ется в том, чтобы стимулировать функционирование индивид­ных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и со­циальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на его интеркорре­ляционную структуру.

Структурные новообразования представ­ляют собой адаптационные процессы и определенный способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требовани­ями деятельности, а также социальной среды, в которой осу­ществляется жизнедеятельность человека.

Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием учебного фактора и структурирования темперамент­ных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельности.

Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные дополнительные возможности для дальнейшего развития индивидных свойств и для направленного их формирования.

В период от 8 лет до 21 года на­блюдается уменьшение количества связей показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количе­ство связей между показателями основных свойств нервной си­стемы, а в 14—20 происходит увеличение интеграции показа­телей нейродинамики. Наибольшее число одноуровневых и

разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к при меру, возникают связи психомоторики с показателями силы нервной системы.

Интегрированность нижележащего уровня образование более тесных отношении его с вышележащим уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач управления процессом развития указанных функций В данном конкретном случае наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет, когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее выраженными.

Источник: http://MirZnanii.com/a/6785/spetsifika-biologii-cheloveka

Зачем человеку нужно знание биологии

Во время обучения в школе многие получаемые там знания кажутся неприменимыми в реальной жизни. Однако это нельзя отнести к биологии. Зачем же каждому человеку необходимо изучение этой науки?

Читайте также:  Дождевой червь: внутреннее и внешнее строение, размножение, питание, среда обитания, значение в природе

Биология – это наука, изучающая основы жизнедеятельности и взаимодействия живых организмов. Вся биосфера, окружающая человека, относится к сфере интересов этой отрасли знаний. Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя.

Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе.

Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь.Другой раздел биологии – это, собственно, изучение самого человека. Эти знания также важны для каждого. Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма.

Но знать собственные особенности как биологического вида необходимо каждому человеку. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок. рациональное использование собственного организма способно значительно повысить продуктивность труда.

Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде.

Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов.Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека.

Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.

Источники:

  • для чего человеку нужны знания природа

Знания – система результатов познавательной и исследовательской деятельности всего человечества, накопленная с момента его появления. В широком смысле знания являются субъективным отражением существующей реальности. Объективность и полнота этого субъективного образа зависит от того объема и качества знаний, которым обладает человек.

Многие века своего существования человечество накапливало и систематизировало знания. Не случайно, что случаи их утери можно буквально пересчитать по пальцам. Знания и драгоценный опыт передавались от поколения к поколению сначала в устной форме, а затем и в виде книг.

Обладая определенными практическими знаниями, человек уже не теряет время на их самостоятельное приобретение, а с благодарностью пользуется ими.

Любой, кто стремится чего-то достичь в жизни, должен максимально использовать не только свои способности и внутренние ресурсы, но и ресурсы окружающего мира, которые предоставлены ему в виде системы знаний. Ему необходимы четкие и достоверные знания об устройстве мира и тех механизмов, по которым он работает и существует.

Обладание знаниями о законах существования мира позволяет человеку избежать ненужных и бесполезных действий и использовать свои ресурсы с максимальным эффектом. Как бы сильно он того не хотел, он не сможет действовать вопреки законам физики, химии или психологии.

Грамотного и прагматичного человека от пустого мечтателя и глупца отличает знание законов природы, понимание их роли и готовность использовать их в своей деятельности.Людям, которые не обладают знаниями, мир представляется враждебным и непонятным. Их удел – мракобесие и вера в стихийную волю высших сил.

Но даже неполное и несовершенное знание приносят пользу людям, и эта польза является мерой их ценности, значимости для жизни и деятельности человека. Ценность одних и тех же знаний для разных людей может быть различна, она определяется их индивидуальными особенностями и потребностями.

Технические знания не будут представлять ценности для людей творческих профессий, а гуманитарные – для инженеров. Но для гармонично развитого человека пользу представляют все те знания, которые формируют его представления об окружающем мире, формах и законах его развития.

Биология – наука, несущая знания о естественной сущности жизни. Они способны не только обеспечить понимание законов природы и ее взаимосвязей, но и помочь человечеству выжить.

Биология представляет собой совокупность данных о живой природе, о жизни. По объектам исследования различают зоологию, изучающую животный мир; ботанику – науку о растениях; микробиологию, исследующую жизнь бактерий. Особо выделяется вирусология, занимающаяся исследованиями поведения различных вирусов, а также другие более узкие специальности. Биология представлена и такими серьезными направлениями, как молекулярная биология и биохимия, генетика и экология, эмбриология и биология развития, анатомия и физиология, а также теория эволюции. Современная биология находится в постоянном развитии, впрочем, как и все живое на планете. Под влиянием многих естественных и антропогенных процессов знания биологии меняются, пополняются, приобретают новые формы. Эта наука позволяет правильно понимать природу и ее принципиальные основы.

К сожалению, многие политические деятели, ученые и философы часто предпочитают совершенно необоснованные догмы и концепции, порой не осознавая, что такое материя.

При этом реальные научные знания и открытия биологии остаются неизвестными и невостребованными.

Общее естественнонаучное просвещение людей является актуальной задачей современного общества и образования в плане формирования и осознания верного естественного мировоззрения.

Знания биологии крайне необходимы для решения еще одной важнейшей задачи – формирования у современного человека экологического мышления.

Его суть состоит в осознании своего существа частью природы и безусловном понимании необходимости охраны, воспроизведения и рационального использования природных ресурсов.

По некоторым неутешительным прогнозам существующие технологии и темпы промышленного освоения Земли могут привести к необратимым последствиям, что означает вымирание человечества и других объектов живой природы.

Следовательно, понимание основ биологии и экологии жизненно важно для всех жителей планеты. «Нельзя рубить сук, на котором сидишь!» – гласит очень древнее и мудрое изречение. Сознательные и действенные меры способны обеспечить возможность сохранения и устойчивого естественного восстановления и развития биосферы планеты.

Практическое значение биологии измерить трудно. Это и научная основа всех технологий для производства продовольствия в современных условиях, и теоретические основополагающие принципы всей медицины.

Источники:

  • Предмет и задачи биологии

Многим кажется, что изучение математики в школе может быть сведено к минимуму. Зачем осваивать столько непростую науку, когда есть калькуляторы с многочисленными функциями? Тем более, что иногда она дается с трудом. Но еще Ломоносов указал на то, что математика приводит в порядок ум. Также она развивает мышление ребенка, логику, анализаторские способности, тренирует память и внимательность.

В начальной школе закладывается фундамент математических знаний ребенка. Но на сегодняшний день, к сожалению, учителя и школьные методисты очень мало уделяют внимания содержанию данного курса. Вид преподавания математики в начальной школе сложился еще 50-60 лет назад. Он отражает систему педагогических, психологических и математических взглядов того времени.

Часто родители и дети задают учителям вопрос, для чего нужна математика в начальной школе? Во-первых, математика развивает и формирует мышление ребенка. Изучение данной науки позволяет увидеть, как одно явление в мире связано с другим. Она поможет научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, математика способствует развитию творческого потенциала ребенка. Казалось бы, какая тут связь? Но данная точная наука способствует знакомству детей с методичной работой, без которой не мыслим ни один творческий процесс.

В-третьих, математика обучает находить не только простые, но и оригинальные способы выхода из любой ситуации.

Действовать по шаблону сможет любой человек. Но стоит изменить некоторые условия в задаче, как некоторые тут же теряются, не представляя, что делать дальше. Такая ситуация характерна не только для математических заданий, но и жизненных.

Умение сопоставлять факты, находить знакомые формулы и применять их в самых неожиданных ситуациях – вот какие способности развивает изучение математики в школе.

Именно уроки математики в начальной школе объясняют ребенку, что такое формы и размер, как можно ориентироваться в пространстве, каким образом подойти к решению той или иной задачи.

Такие уроки помогают малышам научиться думать и развивают их интеллект, учат пользоваться логическим и пространственно-геометрическим мышлением.

Математика обязательно должна являться одним из элементов в воспитании ребенка.

Распечатать<\p>

Зачем человеку нужно знание биологии

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-104672-zachem-cheloveku-nuzhno-znanie-biologii

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]