Что мы узнали о почве – биология

Как образуется почва?

Что мы узнали о почве - биологияПочва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы.

Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.

Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.

Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • вода;
  • воздух;
  • солнечное тепло;
  • живые организмы.

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.

Рис. 1. Растения на скалах

Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, поземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.

Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус. Его толщина совсем небольшая – до 2 см.

Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.

Рис. 2. Гумус

Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.

Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас, в самых современных лабораториях, ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.

Содержание гумуса в почвах разное. Так, больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.

Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные

Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.

К физическим свойствам почвы относят:

  • кислотность;
  • микробный состав;
  • влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
  • механический состав – размер и плотность частичек почвы.

Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.

Источник: https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/kak-obrazuetsya-pochva-gumus-i-mineralnye-soli.html

Конспект открытого урока по естествознанию на тему: “Почва. Состав почвы”

Казанская школа № 142

Конспект открытого урока

Тема: Почва. Состав почвы.

Тимашева Т.В.,

учитель I квалификационной категории

2016 год

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель урока: Продолжить формирование у учащихся знаний о почве. Дать представление о составе почвы и ее свойствах. Сформировать понятие о перегное и плодородии почвы. Развивать навыки чтения, отвечать на вопросы, Формировать связные высказывания.

Коррекционная работа: Коррекция и развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие и совершенствование внимания. Воспитание интереса к занятиям. Развитие активного словаря, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

  • повторить и закрепить понятие “почва”;
  • изучить состав почвы;
  • развивать навыки практической деятельности (опыты),наблюдательности, внимания,
  • аккуратности, любознательности;
  • развивать способность воспроизводить изучаемый материал;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Методы: Фронтальный опрос, беседа, рассказ, демонстрация опытов, объяснение, практическая работа, чтение текста, ответы на вопросы.

Оборудование: Образцы почвы, стеклянные палочки, лупы, стакан с водой, пробирки, спиртовка, держатель, бумага, цветные карандаши, компьютер, мультимедийная установка, 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний:

1. На слайде слово: земля.

– Как вы понимаете слово “земля”? (Земля – это наша планета; земля – суша, земля – это Родина, земля – почва).Слайд 2,3,4,5

2. О какой земле идёт речь в стихотворении?

Сказала лопата: Земля – чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить. А люди сказали:

Земля – чтобы жить. (О почве)

А. Тетивкин

3. Везде ли есть почва? (Нет почвы на Северном и Южном полюсах, на голых каменистых склонах, на ледяных вершинах высоких гор)

4. Сможете ли вы назвать признак того, что в нашей местности есть почва? (У нас растут растения)

5. Так чем же почва отличается от горных пород? (Почва – это плодородный слой земли) Слайд 6

6. Почему почва всегда темного цвета?

7. В результате чего почва становится плодородной?

8. Почему самую плодородную почву называют «черноземом» или «черной землей»?

9. Какое самое важное свойство почвы? Слайд 7

III. Изучение нового материала:

1.На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «почва». Сегодня наша задача узнать, какие вещества входят в состав почвы.

2. В нашу лабораторию поступили образцы почвы. Вы их видите перед собой. Наша задача провести исследования этих образцов и выяснить из чего же состоит почва.

3.Записываем тему урока: «Состав почвы». Слайд 8

 Результаты исследований вы занесете в схему (на каждой парте лежит схема)

4. Практическая работа.

– Возьмите образец почвы и рассмотрите его. Какого цвета почва? (черная).

– Положите немного почвы на лист бумаги и рассмотрите её с помощью лупы.

– Что вы видите?

– Полусгнившие остатки корешков и листьев растений – перегной.

– Давайте запишем в схему.

5.Что же еще входит в состав почвы? Это мы узнаем из опытов.

Опыт 1: Слайд 9

– В стакан с водой опускаем небольшой кусочек почвы (проделываю опыт)

– Что вы наблюдаете?

– Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

Вывод: в почве есть воздух (заполняем схему)

Зачем в почве воздух? (воздух нужен для дыхания корней)

Опыт 2. Слайд 10

Кладём на жестяную крышечку немного почвы и нагреваем ее. Затем с помощью зажима подержим над почвой стекло.

– Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? (пар)

– Сделайте вывод.

Вывод: в почве есть вода(заполняем схему)

– Нужна ли в почве вода?(нужна, растения всасывают воду своими корнями)

Опыт 3.Слайд 11

Продолжим нагревание почвы.

– Что появилось над почвой? Что может гореть в почве? (остатки растений, животных).

– Сделайте вывод.

Вывод: в почве есть перегной (заполняем схему)

– Перегной – вещество, обеспечивающее плодородие почвы.

Если почву продолжать нагревать, то весь перегной сгорит.

– Сравним прокалённую почву – образец №2 и почву образца №1.

– Чем они отличаются? (отличаются по цвету; по структуре)

Опыт 4. Слайд 14

(учащиеся читают текст на слайде))

– Прокаленную почву насыпьте в стакан с водой, размешайте её стеклянной палочкой.

– Какой стала вода?

– Дадим воде отстояться, а сами в это время проведём физ. минутку

Динамическая пауза Слайд 12, 13

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена растений.

  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться (тело сгруппировать, плечи свести, руки согнуть в локтях и прижать к груди)

  3. Весной солнышко согрело землю.

  4. Семя отогрелось (распрямиться)

  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)

  6. И оно начало расти (подняли руки)

  7. Появились корешки у семени (потопали ногами)

  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)

  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)

  10. Появлялись всё новые и новые листочки.

  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)

  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)

– Вспомните, что мы обнаружили в почве с помощью опытов? (воздух, воду, перегной)– А теперь наблюдайте, что осело на дне стакане? (песок и глина)

– Сделайте вывод.

Вывод: в почве есть песок и глина( заполняем схему)

Опыт 5.Выполняют учащиеся вместе с учителем.

– Отстоявшуюся воду отфильтровать, а затем несколько капель воды поместить на чистое стекло, и дать ей высохнуть.

Читайте также:  Класс Хрящевые Рыбы. Строение, размножение, разнообразие и значение Хрящевых Рыб. Надотряды: Акулы, Скаты и Химеры

(учитель проделывает опыт)

– Как называется этот процесс? (испарение)

– Чтобы вода скорее исчезла со стекла, я нагрею его над огнем.

– Что осталось на стекле после испарения воды? (белый налёт)

– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? (соли)

Сделайте вывод.

Вывод: в почве есть минеральные соли (заполняем схему).

Соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

Скажите, можем ли мы сейчас заполнить схему “Почва”?(да можем; учащиеся заполняют схему, сравнивают со схемой – эталономСлайд 15

– Расскажите по схеме, что входит в состав почвы?

VI. Первичное закрепление:

Дополни предложения.

Слайд 16

1. Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит_______________(в почве есть воздух.)

Слайд 17

2. Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать, что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ________________(песок и глину).

Слайд 18

3. Если положить на сковородку немного почвы и нагреть ее. На холодном стекле, помещенном над почвой, появились __________ (капельки воды).

Слайд 19

4. Если продолжить нагревать почву, то можно увидеть дым и почувствовать запах, это горит ________________ (перегной)

IV. Самостоятельная работа:

Для основного состава учащихся:

– Перед вами кроссворд  с ключевым словом. Вы должны заполнить кроссворд. После выполнения работы самопроверка по эталону Слайд 20

м
и
н
п е с о к
р
в о д а
л
ь
г л и н а
ы
е
в о з д у х
е
щ
п е р е г н о й
с
т
в
а

Карточкадля индивидуальной работы.

Задание:подчеркни слова обозначающие вещества, входящие в состав почвы.

Перегной, бумага, песок, проволока, глина, вода, целлофановые пакеты, воздух, конфетные обёртки, минеральные соли.

V. Заключительная часть

Подведение итога:

– Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)

– Вы достигли цели? (да)

– Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели опыты – практическим путём исследовали почву)

Выставление оценок:

Домашнее задание: Приготовить загадки о земле, почве, её составных частях.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/konspiektotkrytoghourokapoiestiestvoznaniiunatiemupochvasostavpochvy

Здоровое состояние почв: что мы знаем наверняка, о чем догадываемся

Мэтт Хэгни, агроном-консультант, Канзас, США

Мне часто задают вопросы, на которые мне приходится отвечать: «Я не знаю». Иногда я копаюсь в литературе или консультируюсь с профессионалами, чтобы найти подходящий ответ.

Но порой даже лучшие догадки нельзя назвать совершенными. Самые сложные вопросы связаны со здоровьем почв или, как это еще называют, «здоровой экосистемой почвенных организмов», которая позитивно влияет на сосудистые растения (культуры). Исследование этой сферы находится пока в зачаточной стадии.

В сельском хозяйстве мы почти ежедневно сталкиваемся с «возможностями» улучшить состояние почв. Некоторые профессиональные компании и «гуру» бес-пахотной технологии насадили эти мысли нам в головы, поэтому сегодня стало даже модным предлагать на рынке разнообразные товары, которые якобы способствуют улучшению состояния почв.

Хотя мы, несомненно, должны заботиться о хорошем состоянии экосистемы, я искренне сомневаюсь в том, что у нас достаточно знаний, чтобы предпринять какие-либо последовательные шаги для улучшения состояния почв.

Два года назад в Аргентине я был ошеломлен скоростью и силой внедрения там методов no-till и замечательным уровнем экспертной оценки. Я случайно познакомился с одним парнем, последователем Карлоса Кроветто. Мы провели вместе несколько дней, объезжая поля, посещая «дни поля» и соседние фермы.

Этот парень творил удивительные вещи со своими севооборотами, также, как и многие другие фермеры, которых я встретил в провинции Буэнос-Айреса. Его культуры выглядели неплохо и урожайность была превосходной. Но он применял какие-то дорогие и необычные удобрения на своих полях и пропагандировал эти методы для улучшения микробиологии почв.

У нас были даже споры и дебаты с другими членами группы.

Я был настроен очень скептически, но не отстаивал свою точку зрения (наверное, отчасти из-за перевода, но, скорее всего, потому, что мои собственные мысли и суждения по этим вопросам были неясными). Тогда-то мне на ум пришла прекрасная аналогия. Я использовал ее раньше, но в несколько ином ключе, на симпозиуме по no-till.

Но к данной ситуации она прекрасно подходила: я сказал им, что я хотел бы есть продукты и пить вина, которые позволили бы мне жить до 300 лет, иметь способность ясно мыслить и покорять вершины в 300летнем возрасте. Но так как никто не знает, какие это должны быть продукты и вина, я ем и пью то, что хочу… Я пожал плечами.

Они засмеялись, но у них, я думаю, тоже была своя точка зрения…

Здоровый образ жизни?

Подумайте о том, что сейчас медицина вкладывает в понятие человеческого тела и его питания. Только представьте, сколько усилий потрачено на изучение принципов правильного питания человека. И что из этого?

Спустя несколько лет новое «учение» полностью отвергает первое и вводит какие-то новые утверждения (продукт содержит вещество X, которое предотвращает У заболевание).

В результате, несмотря на множество проведенных исследований, мы так достоверно и не знаем, что же стоит есть: авокадо или яйца, предпочесть диету с обезжиренными продуктами или углеводами, отказаться от алкоголя или нет? С моей точки зрения, наше тело — сложнейший феномен, который остается еще недостаточно изученным, а почвенная биология еще более сложный и многообразный процесс, который тем более для нас «terra incognita».

Еще несколько десятилетий назад мы и не представляли, что под нашими ногами (когда мы стоим на почве) происходит намного больше процессов, чем над землей.

А инвестиции, направленные на изучение этих экосистем, мизерны по сравнению со средствами, которые вкладываются в изучение здоровья человека. Абсурдно утверждать, что знаешь действительную сущность процессов экологии почв, и тем более глупо заявлять, что досконально знаешь о последствиях добавления питательных веществ X или о выращенном урожае Y, или о внесенном гербициде Z.

Врач, исцели себя сам!

Давайте рассмотрим некоторые недальновидные вчерашние шаги медицины, чтобы только оценить, куда нас может привести наша самоуверенность.

Только 4-5 веков назад кровопускание и пиявки широко применялись терапевтами от многих недугов. Полагали, что эти болезни вызваны плохим состоянием крови, поэтому забор некоторого количества крови помогал.

Мне приходилось видеть терапевтов, которые до сих пор прописывают кровопускание. Итак, мы это уже «проходили».

Затем были ошибочные суждения о малярии. Кто-то заметил, что люди обычно заболевают ею, когда побывают в болотистых местах — отсюда и название «малярия» от латинских слов «mal» — плохой и «aria» — воздух.

Предполагалось, что застойный воздух является основной причиной, поэтому болота осушали. Это срабатывало, но причина была определена неверно. Сейчас мы знаем, что москиты являются переносчиками вируса малярии.

Защитные сетки против москитов были гораздо более эффективными и дешевыми, нежели осушение болот.

Только недавно медицина раскрыла, что большинство желудочных язв вызываются бактериями, а не стрессом. Только сейчас было доказано, что некоторые раковые заболевания вызваны инфицирующими агентами, а не из-за повреждения и мутации ДНК, как предполагалось ранее.

Итак, принципы, широко применявшиеся в медицине, успешно подвергались пересмотру.

Кто-то точно заметил, что научные знания похожи на узкий просвет в «лесной чаще» нашего неведения, и просвет становится шире только при срубе окраинных деревьев, что часто дает нам информацию, которая не «вяжется» с существующими взглядами и требует их полного пересмотра в пользу новой теории.

Некоторые ошибочные суждения медицины имели ужасные последствия (несмотря на клятву Гиппократа). Талидо-мид прописывали в Европе для смягчения приступов «утренней тошноты» в период беременности, но его применение было приостановлено, когда была обнаружена его способность вызывать порок формирования конечностей у плода.

Но, вероятно, это все история — сейчас мы находимся на стадии, когда медицина на правильном пути. Я сомневаюсь в этом. Сейчас даже больше дебатов, чем когда-либо, и очень немного полезных рекомендаций. Конечно, прогресс очевиден, но еще много предстоит сделать.

Читайте также:  Разнообразие биологических видов - биология

До сих пор не найдено средство лечения СПИДа и многих разновидностей рака. Некоторые способы «лечения» очень опасны. Некоторые виды бактерий устойчивы ко всем или практически ко всем антибиотикам.

Мы открыли последовательность генома человека, но не имеем представления о том, как большое количество белка, созданное этим геномом, взаимодействует с другими молекулами (сворачивание белка является ключевой функцией, что дало развитие новой науке, называемой «протеомика»).

Мы знаем, что аспирин облегчает боль, но разжижает кровь. Мы не знаем всех функций клеток и метаболических процессов.

Показателем наших «знаний» является то, что взаимодействие лекарств и их побочные эффекты обнаружены, но их невозможно предугадать. Возможно, через одно-два столетия у нас будет полное понимание этого процесса.

Почвы: возрождение жизни

Вернемся к почвенной микробиологии. Несколько граммов почвы содержат в себе всю почвенную экологическую систему, бесчисленные компоненты которой осуществляют нечто большее, чем репродуктивная функция.

Вы только вдумайтесь: тысячи видов организмов, все разные, все выполняют свою конкретную функцию и осуществляют процесс жизнедеятельности.

Они взаимодействуют с почвенными организмами, минералами и атмосферой! Многие виды еще не идентифицированы, им не даны названия и, тем более, до сих пор четко не указаны их функции.

Итак, мы не можем разобраться в переплетениях этих причинно-следственных связей — почвенная экосистема является слишком сложной, и науке предстоит еще долгий путь, даже более долгий, чем медицине. На данном этапе самое лучшее, что мы можем делать, — это созерцать многочисленные макроэффекты.

Так как нашей конечной целью является эффективное производство пищевых продуктов, волокна и химикатов из васкулярных растений, мы можем оценить урожайность тех культур и увидеть, насколько они соответствуют почвенной экологии. Но тоже с определенной степенью неуверенности.

Например, первоначальная пахотная обработка прерий высвобождала питательные вещества, содержащиеся в органических материалах, что способствовало увеличению урожайности в течение первых десятилетий. Но в конечном итоге приводила к истощению почвы.

Мы можем легко себе представить увеличение урожайности при антропогенном воздействии на почвенную экосистему, которая через несколько лет приведет к краху всей системы.

Итак, что можно сделать? Что мы знаем наверняка? По крайней мере, что минимальная обработка с минимальным повреждением почвенного слоя — это хорошее начало.

Простой пример того, что уровень содержания органических веществ снижается при пахотной обработке почвы и продолжает понижаться при каждой дополнительной пахотной обработке, но стабилизируется и начинает восстанавливаться при отсутствии обработки, говорит нам о том, что происходит с большими экосистемами при беспахотной обработке.

Исследование типов почвенных организмов (от микробов и грибков до членистоногих) говорит об увеличении их численности, когда почва остается неповрежденной. Сейчас некоторые из них являются, несомненно, вредными для наших культур, так как вызывают офиоболез у пшеницы или гниение стебля у проса и кукурузы.

Большинство же других вполне благоприятны. К одной такой важной группе полезных организмов относятся микоризные грибы. Очевидно, что чем более плотно населена почвенная экосистема, тем меньше вероятность популяционного взрыва и появления дисбаланса в системе.

Особенно часто это наблюдается в пахотных земледельческих системах, в частности, при монокультурных посевах. Это практически исключено в системе без обработки (см. прим.). Конечно, не без исключений, но случается это не так часто и не в таких катастрофических масштабах.

Нас не должно удивлять, что система без обработки почвы является хорошей основой для почвенной экологии и для наших с/х культур. Вся жизнь зависит от воды, а система no-till, например, обеспечивает циркуляцию воды куда более эффективно.

Кроме того, система без обработки почвы смягчает контраст температур и стабилизирует газообмен с окружающей средой.

Малые сбои в экологической системе допустимы, но большие вызывают существенные изменения в популяциях, иногда даже до полного вымирания и затухания жизнедеятельности экосистемы.

Что еще можно сделать для улучшения почвенной структуры? Мой ответ — «никто этого не знает».

Хотя я и не согласен с тем, что вещества, которые мы добавляем в почву, прямо или косвенно (не только удобрения и известь, но и гербициды, инсектициды и фунгициды), имеют основное воздействие на почвенную экосистему, я просто говорю о том, что мы точно не знаем все «плюсы» и «минусы» их применения. Ощущается недостаток знаний — вот бы собрать всех микробиологов, экологов и растениеводов мира и впитать все их идеи, знания и опыт!

Мы просто не знаем, как преодолеть это (и снова начать переживать о том, полезны или вредны нам те яйца на завтрак, а может, это просто беспокойство, что они вредны?!).

Самостоятельно определитесь со своими затратами (известными и исчисляемыми) на с/х культуры — стоимость затрат, возможные изменения объемов урожайности, ограничивающие рамки методов и времени применения, проч.

Как мы можем бороться за оптимальный макроуровневый подход, если мы никак не можем решить это на микроуровне? Очевидный факт выращивания высокоурожайных культур в беспахотных системах с минимальным повреждением почвенной структуры обеспечит формирование почвенной экологии путем увеличения запасов почвенного углерода и улучшения циркуляции воды в почве.

Наше сегодняшнее понимание данного вопроса путем отбора или отказа от тех или иных затрат, связанных с обеспечением здорового состояния почв, скорее всего, похоже на простое безрассудство.

Источник: http://agrotehnology.com/no-till/praktika/zdorovoe-sostoyanie-pochv-chto-my-znaem-navernyaka-o-chem-dogadyvaemsya

Экология СПРАВОЧНИК

Можно сказать даже больше: биология почвы определяет и химизм и физические ее свойства.[ …]

Продолжались исследования по биологии почв в более узком и точном смысле. Создалась общая картина азотного круговорота в природе, главным плацдармом которого служит почва.

Существенными звеньями круговорота являются: фиксация свободного азота атмосферы почвенными микроорганизмами, аммонификация, нитрификация, денитрификация, уход из почвы аммиака и свободного азота. Во многие звенья этой цепи превращений азота в почве включается растение.

Важное значение имела вышедшая в 1916 г. работа Д. Н. Прянишникова «Аммиак как альфа и омега обмена азотистых веществ в растениях» (Прянишников, 1952).[ …]

В какой-то мере обособились исследования по биологии почв. Конечно, многое зависит от того, что мы вкладываем в это понятие. В широком смысле экспедиции Переселенческого управления были почвенно-биологическими, так как в них обязательно участвовали ботаники и почвенные очерки сопровождались геоботапическими.

Так устанавливались связи лесных и степных почв Сибири и Казахстана с растительными ассоциациями (тогда степи были здесь целинными). Блестящим образцом сопряженного почвенно-ботанического исследования явилась упомянутая книга И. А. Димо и Б. А. Келлера. Ученик Докучаева, ботаник и почвовед Г. И.

Танфильев, исходя из анализа почвенных и климатических условий, установил «пределы лесов» в полярной и степной России (Белозоров, 1951).[ …]

Это время вообще ознаменовалось выдающимися успехами в биологии почв. Нидерландский микробиолог М. Бейеринк (1851—1931 гг.) в 1888 г. открыл клубеньковую бактерию Bacterium radiciola, фиксирующую азот воздуха па корнях бобовых растений.

Так была выяснена причина и вскрыт механизм роли бобовых растений, известный еще Феофрасту и римским агрономам. В 1901 г. Бсйерппк открыл азотобактер — свободно живущую в почве аэробную бактерию, фиксирующую азот. В 1893 г. русский микробиолог С. И. Виноградский (1856—1953 гг.

) выделил пз почвы анаэробную бактерию клостридиум, усваивающую молекулярный азот (Виноградский, 1952). Позднее он изучил целлюлозоразрушающие бактерии, серобактерии, железобактерии и открыл процесс хемосинтеза. Все эти открытия важны для почвоведения (Имшеиецкий, 1952; Waksman, 1953).

Один из основоположников вирусологии Д. И. Ивановский (1864—1920 гг.) свои ранние исследования тоже посвятил почвенным микробам.[ …]

Спорообразующие бактерии широко распространены в природе и играют большую роль в биологии почвы; изучение антагонистических свойств спороносных бактерий внесет много ценного в наши представления о роли антагонизма микробов в процессах самоочищения почвы, воды и других природных субстратов.[ …]

В новом веке произошла дифференциация почвоведения; в нем обособились разделы: выветривание и почвообразование, география и картография почв, общая химия и коллоидная химия почв, физика и гидрология почв, биология почв, прикладное почвоведение (в том числе агрономия). Конечно, границы между этими направлениями не были резкими.[ …]

Наряду с названными главными разделами в составе почвоведения выделяют его фундаментальные разделы по свойствам почвенной массы (физика почв, химия почв, биология почв и т. д.

) и прикладные разделы по формам использования почв и почвенного покрова (агрономическое, лесное и мелиоративное почвоведение и т. д.).

Эти при к чадные разделы оказывают огромное влияние на развитие общей теории почвоведения, так как являются источником обширных первичных материалов и базой проверки теоретических концепций.[ …]

Читайте также:  Внутреннее строение земноводных, биология

В 1927—1930 гг. широко развертываются почвенные исследования в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, Украине, в Белоруссии. Под редакцией К. Д. Глинки составляются почвенные карты азиатской части СССР (1927) и европейской части СССР (1930), развиваются физика, химия, биология почв, учение о генезисе, география и картография почв.[ …]

Война прервала на время развитие почвоведения в России и других странах. Тем не менее за период всего в 15 лет XX в.

в развитии почвоведения можно отметить крупные достижения: появились новые фундаментальные курсы «Почвоведения», первая мировая почвенная карта, значительных успехов достигли минералогия, химия, физика и биология почв, проникновение почвенно-генетических взглядов в агрономию стало более заметным, началось международное сотрудничество почвоведов.[ …]

Всего за одно десятилетие советское почвоведение достигло очень многого: невиданный размах приобрели территориальные почвенные исследования, усилилось использование их результатов в народном хозяйстве, выкристаллизовались принципы почвенно-географического районирования, были составлены и изданы новые почвенные карты СССР и мира, существенные успехи имели химия, физика и биология почв. Почвоведение приобрело статус академической и университетской науки, его разработки вошли в арсенал ряда сопредельных дисциплин. В этот период международное сотрудничество почвоведов формально ослабло. После Оксфордского конгресса руководящее положение в Международном обществе почвоведов захватили нацисты, и на следующем, IV международном конгрессе представители СССР и еще некоторых стран не участвовали. Но единство научных принципов докучаевской школы практически охватило весь мир. Это относится к концепции почвы как особого тела природы, методам ее изучения (картографическим, лабораторным), наконец, к терминологии.[ …]

Источник: http://ru-ecology.info/term/1536/

Конспект урока по биологии в 6 классе “Что называют почвой” – VEKOR.RU – Образование для школьников и студентов

Урок биологии в 6 классе

(специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Тема: Что называют почвой

Цели:

продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы

— развивать мышление, наблюдательность, любознательность;

— воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, аккуратность.

Оборудование:компьютер, файл с презентацией к теме «Что называют почвой», оборудование для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага (салфетки), лабораторное стекло, штатив, спиртовка, спички, держатель, коллекция почв, фильтр (кусочек ткани), таблички со словами «ЗЕМЛЯ», «плодородие»; белые халаты (либо фартуки), «научные дневники» — карты для фиксации ответов практической работы.

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса, сообщение темы и целей

— Здравствуйте, Юные ученые! Я не случайно вас назвала учеными, мы с вами сегодня будем проводить научные исследования, а вот что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, угадав загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля.)

если не угадали, то продолжаю:

— Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Вы, должно быть догадались, как она называется? ЗЕМЛЯ

У слова «земля» несколько значений.

— Какие значения вы знаете? (дети могут назвать планета Земля; то, что у нас под ногами и т.д. (1 слайд).

— (учитель обобщает сказанное детьми и подводит к теме урока) Одно из них – почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, ее свойства, сами совершите научные исследования.

А как вы думаете во что одеты ученые в научных лабораториях? (белые халаты). Давайте и мы с вами превратимся в ученых (дети и учитель надевают белые халаты).

У каждого из вас имеются научные дневники (карты) в них вы будете фиксировать результаты исследований.

2. Изучение нового (показ презентации)

1. Эвристическая беседа

— Посмотрите внимательно на экран и скажите Что такое почва? (2 слайд)

— Посмотрите на образцы почвы на экране (3 слайд), какого она цвета?

— Как вы думаете, какое основное свойство почвы? (плодородие, вывешиваем на доску табличку с этим словом)

— Толщина почвенного слоя бывает различна: от 2-3 см до 150-200 см.

2. Работа с учебником (с. 170-171)

— найдите в учебнике ответ на вопрос: Кто живет в верхнем слое земли? (читают 2-й абзац: дождевые черви, личинки и т.д.) (4-7 слайды)

3. Практическая работа

— А сейчас мы с вами приступим к исследованию (8 слайд) и сами выясним все о почве. По ходу выполнения опытов все открытия будем фиксировать в ваших научных дневниках (карты для фиксации результатов опытов).

Опыт 1

Дети выполняют за партами:

— Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха).

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух).

— Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2

А) Дети выполняют за партами:

— Берем промокательную бумагу, насыпаем на нее немного почвы. Прижимаем ее плотно к бумаге. Стряхиваем почву в стакан с водой.

— Что вы увидели на бумаге? (На бумаге осталось небольшое влажное пятно).

Б) Я демонстрирую опыт:

(Я немного нагреваю почву. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным).

— Что доказывает этот опыт?

Опыт 3

Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым и в классе появился неприятный запах).

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной, или гумус.

Опыт 4

— Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают насекомые, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана – осадок).

— Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? (Песок, поверх которого осела глина).

— Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина).

Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядет песок и глина.

Опыт 5

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

— Сделайте вывод. (В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде). 3. Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон

И два наклон,

Зашумел листвою клен.

4. Закрепление изученного на уроке

1) Работа со схемой «Состав почвы»

— ИТАК, мы исследовали почву, давайте еще раз вместе составим схему «СОСТАВ ПОЧВЫ» (9 слайд).

— (коррекционное упражнение) назовите лишнее слово в этой схеме. Почему? (бактерии) А может оно не лишнее?

2) Укажи стрелками составные части почвы (работа в «Научном дневнике».

— Рассмотрите рисунки. Укажите стрелочками, какие составные части почвы можно обнаружить с помощью изображенных на них опытов (слайд 10). Поставьте столько баллов, сколько верных стрелок вы расставили. За составление этой схемы вы получите дополнительные оценки.

5. Итог урока

— Что такое почва?

— Почему почву называют кормилицей?

— Кто участвует в образовании почвы? (Растения, лишайники, животные: черви, личинки, кроты и т.д., микроорганизмы (бактерии)).

— Зачем необходимо охранять почву? (Она очень медленно образуется…).

А сейчас давайте оценим наши ответы во время выполнения практической работы, опытов (слайд 11). Количество набранных баллов – оценка за урок.

6. Домашнее задание

1. Прочитайте статью «Что называют почвой» (учебник с. 170-175) (1, 2, 3 группы дифференциации)

2. Выполните практическую работу с. 173 (рисунок 110) (1, 2, 3, 4 группы дифференциации).

3. Ответьте на вопросы с 174 (1, 2 группы дифференциации).

Источник: http://vekor.ru/biologiya/konspekt-uroka-po-biologii-v-6-klasse-chto-nazyvayut-pochvoj.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]