Оплодотворение и внутриутробное развитие – биология

Развитие и оплодотворение зародыша

Половые клетки

Человек, как и все многоклеточные организмы, развивается из яйцевой клетки после слияния ее со сперматозоидом. Яйцевые клетки созревают в яичниках женского организма. Яйцевая клетка состоит из протоплазмы и ядра.

Также яйцевые клетки представляют собой наиболее крупные клетки организма, имеющие в диаметре 0,2 мм.

Величина яйцевых клеток обусловлена наличием в них запасных органических веществ, за счет которых происходит питание зародыша в начале его развития.

Яичники представляют собой два овальных сплющенных тела величиной с миндальный орех, которые расположены в брюшной полости. Из яичника зрелая яйцевая клетка попадает в яйцевод. Яйцеводов два.

Каждый яйцевод представляет собой тонкую мягкую трубку. По ним яйцевая клетка проходит в матку. Матка представляет собой орган, в котором происходит развитие зародыша. Это полый мышечный орган, лежащий в нижней части таза.

Полость матки выстлана своеобразной слизистой оболочкой.

Сперматозоиды образуются в мужских органах размножения — семенниках. Сперматозоид состоит из протоплазмы и ядра. Сперматозоиды очень малы и имеют подвижный протоплазматический жгутик, при помощи которого они быстро движутся в жидкости. Ядро помещается в короткой передней части клетки, называемой головкой.

Оплодотворение и Развитие зародыша

Оплодотворение, т. е. слияние двух половых клеток — яйцеклетки и сперматозоида, происходит в яйцеводе. После оплодотворения образуется одна новая клетка, которая в яйцеводе начинает делиться. Из этой делящейся клетки развивается зародыш, который затем переходит в матку.

Оплодотворенная яйцевая клетка начинает делиться еще в яйцеводе. Образуется многоклеточный зародыш, который на первых стадиях развития имеет форму пузырька.

Наружные и внутренние клетки этого зародыша оказываются в различных условиях развития и начинают постепенно все больше и больше отличаться друг от друга. Наконец, в этом многоклеточном зародыше четко выделяются три слоя клеток — три зародышевых листка.

При дальнейшем развитии каждый зародышевый листок дает начало определенным тканям и органам.

  • Из наружного зародышевого листка развиваются покровный эпителий, нервная система и органы чувств.
  • Из среднего зародышевого листка развиваются скелет, мышцы, органы кровообращения, органы размножения и соединительная ткань.

Внутренний зародышевый листок дает начало пищеварительному каналу, пищеварительным железам, печени и легким.
Внутриутробный период развития человека продолжается в среднем 280 дней. Когда зародыш из яйцевода поступает в матку, то он покрывается оболочками. Одна из оболочек зародыша на своей поверхности покрыта ворсинками.

На небольшом участке ворсинчатая оболочка соприкасается со слизистой оболочкой матки. В этом месте ворсинчатая оболочка сильно разрастается и проникает в слизистую матки. Этот участок оболочки образует детское место, или плаценту. Хотя поверхность плаценты невелика (100—150 кв.

см), но общая поверхность всех ворсинок, находящихся в плаценте, исчисляется в 6—10 тысяч кв. см.

При помощи плаценты устанавливается связь организма матери с организмом развивающегося зародыша. Ворсинки плаценты омываются артериальной кровью матери.

Через стенки ворсинок из крови матери в кровь зародыша, протекающую по капиллярам ворсинок, поступают питательные вещества и кислород, а из крови зародыша в кровь матери проникает углекислый газ и другие продукты распада.

Окисленная и насыщенная питательными веществами кровь из капилляров ворсинок плаценты собирается в вену, которая по пупочному канатику направляется в тело зародыша. Плацента является для зародыша органом питания, дыхания и выделения.

Сердце зародыша образуется и начинает работать довольно рано. Зародыш 3,5 недель уже имеет сердце. Легкие же и органы пищеварения у зародыша еще не функционируют.

Состояние организма матери сильно сказывается на развитии и росте зародыша.

Недостаточное питание матери, отсутствие в ее пище витаминов, употребление алкогольных напитков, курение, переутомление, тяжелые переживания – крайне неблагоприятно отражаются на жизнеспособности зародыша.

К концу девятого месяца развития зародыш делается способным к существованию вне материнского организма.

Источник: http://MedNurse.ru/bolezni/oplodotvorenie-i-razvitie-zarodysha

Фламинго-НН

Оплодотворение и внутриутробное развитие

Оплодотворение — процесс слияния мужской и женской половых клеток, что характерно для всех организмов, размножающихся половым путем. Для человека, как и всех млекопитающих, свойственно внутреннее оплодотворение.

В процессе оплодотворения участвуют половые клетки двух организмов, причем обе клетки находятся в наивысшей физиологической активности. В результате оплодотворения образуется зигота, в которой сочетаются гены обоих родителей.

Для оплодотворения необходимо, чтобы яйцеклетка и сперматозоид достигли стадии зрелости. Яйцеклетка может быть оплодотворена в течение 12 часов после выхода из яичника.

Человеческий сперматозоид сохраняет жизнеспособность в матке и маточных трубах в течение 24 — 48 часов (даже до 72 часов), но его оплодотворяющая способность наиболее высока в течение 24 часов.

Сперматозоид с помощью кнутообразного хвоста достигает маточной (фаллопиевой) трубы, куда из яичника попадает и яйцеклетка. Это происходит около часа после совокупления. Оплодотворение протекает в верхней части маточной трубы.

Из миллионов сперматозоидов только один проникает в яйцеклетку, активируя цепь процессов, приводящих к развитию эмбриона.

Сперматозоид весь целиком проникает в яйцеклетку, мужчина передаёт потомку ядерный и некоторое количество цитоплазматического материала, в том числе центросому — небольшую структуру, необходимую для клеточного деления зиготы.

Сперматозоид определяет пол потомка. Главным этапом оплодотворения считается момент слияния ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки.

Зигота (греч. zigotos — соединенный вместе) — оплодотворенная яйцеклетка: диплоидная клетка, образующаяся в результате слияния мужской и женской половых клеток (гамет). Зигота отличается от неоплодотворенной яйцеклетки по морфологическим и физиологическим признакам.

Плацента (лат. placenta, от греч. placus — лепёшка) — это орган у животных и человека, связующий зародыш с телом матери в период внутриутробного развития.

Посредством плаценты зародыш получает питательные вещества из материнского организма. Через плаценту осуществляются газообмен и выделение продуктов распада. Плацента образуется в результате соединения оболочек плода со стенкой матки. Плацента синтезирует некоторые гормоны, которые способствуют сохранению беременности.

Пупочный канатик, или пуповина, — плотный тяж, соединяющий у плацентарных млекопитающих, в т. ч. человека, плод с плацентой; содержит кровеносные сосуды и протоки. Пупочный канатик внешне напоминает шнур. Длина пуповины равна приблизительно 50 см, диаметр — около 1,5 см, места прикрепления к плаценте могут быть разными.

Пуповина содержит в себе 2 артерии и 1 вену. По этим сосудам от плаценты к плоду течет богатая кислородом и питательными веществами артериальная кровь (по вене), а от плода к плаценте — венозная кровь, уносящая отработанные продукты обмена (по артериям). Сосуды пупочного канатика окружены соединительной тканью студенистой консистенции, которая называется вартонов студень.

Беременность — процесс внутриутробного вынашивания плода у живородящих животных и человека. Вынашивание детенышей заканчивается родами.

Внутри материнского организма зародыш развивается и растет, получая все питательные вещества из крови матери через особый орган — плаценту.

Весь организм будущей матери во время беременности значительно перестраивается, готовится к родам и последующему вскармливанию потомства.

Сроки вынашивания потомства у животных варьируют от нескольких дней до двух лет (у слонов).

У человека нормальный срок беременности — 40 недель (9 солнечных месяцев или 10 лунных месяцев).

Первые 8 недель беременности называют эмбриональным периодом. В этот период закладываются все органы и ткани будущего организма. Развитие эмбриона сопровождается образованием нескольких оболочек, окружающих его и отторгаемых при рождении. Позднее эмбрион формируется в плод, который активно растет и развивается.

Созревание плода. Можно сказать, что каждый человек “начинается” с одной оплодотворенной яйцеклетки – зиготы. Обычно оплодотворение происходит в маточной трубе. Сперматозоид проникает внутрь яйцеклетки, и после слияния их ядер начинается дробление.

Зародыш приобретает вид полого внутри многоклеточного шарика с ворсинками на поверхности. Когда зародыш спускается в матку, ворсинки цепляются за ее рыхлые стенки и прирастают к ней. В месте прикрепления зародыша к матке образуется плацента.

Ее называют также детским местом, потому что здесь кровеносные сосуды матери соприкасаются с сосудами плода. Плодом зародыш начинают называть только после образования плаценты.

От детского места и отходит пуповина, или пупочный канатик, по которому в тело плода идут кровеносные сосуды. Отдав кислород и питательные вещества тканям плода, кровь возвращается к детскому месту, где снова обогащается питательными веществами и кислородом.

Зародыш не сразу становится похожим на маленького человечка. Бытует мнение, что сначала он напоминает рыбу, потом ящерицу, наконец человека. Немецкие ученые Геккель и Мюллер даже сформулировали закон: в индивидуальном развитии организм повторяет историю развития своего вида. Это так и не так.

Действительно, на определенном этапе у человеческого плода есть жаберные дуги, такие же, как у личинок рыб, есть период, когда у плода как у пресмыкающегося, появляется хвост, который впоследствии исчезает. Но затруднительно назвать такую стадию зародыша или плода, на которой он был бы похож на рыбу или пресмыкающееся, потому что развитие органов идет с разной скоростью.

Прежде всего формируются хорда, спинной и головной мозг, кишечник, печень и сердце.

Созревание плода продолжается 40 недель, после чего на свет появляется ребенок. С первым криком новорожденного расправляются его легкие, и он начинает самостоятельно дышать.

Формирование органов

Источник: http://flamingo-nn.ucoz.com/load/chelovek_i_ego_zdorove/razmnozhenie_i_razvitie/oplodotvorenie/41-1-0-448

Тема «внутриутробное развитие человека

Поиск Лекций

ЛЕКЦИЯ №10

»

Внутриутробный период – один из основных периодов жизни, который ответственен за будущее соматическое и репродуктивное здоровье человека.

В 1950-1960 гг. П.Г. Светловым была разработана теория критических стадий внутриутробного развития плода.

Согласно этой теории, реакция развивающегося плода человека и животных на влияние повреждающих факторов (химических веществ, ионизирующая радиация, нагревающий и охлаждающий микроклимат, гипоксия, лекарственные препараты и т.д.) в значительной степени определяется стадией его внутриутробного развития в момент воздействия.

Т.о., во время беременности степень ущерба здоровья будущего ребенка, в частности репродуктивного, будет определяться силой воздействия вредных факторов, длительностью контакта с ними и периода эмбрионального развития.

Для осуществления рациональной профилактики нарушений репродуктивного здоровья работающих необходимо знание периодов эмбрионального (внутриутробного) развития человека.

ü 1 период – оплодотворение

Оплодотворением называется процесс слияния зрелого мужского сперматозоида и женской яйцеклетки – половых клеток, в результате чего образуется зигота, являющаяся началом нового организма. Оплодотворению предшествуют сложные процессы созревания яйцеклетки (оогенез) и сперматозоида (сперматогенез).

При половом сношении во влагалище женщины извергается сперма (семенная жидкость) в количестве 5-6 мл. Нормальная оплодотворяющая способность спермы обеспечивается при содержании 40-50 миллионов сперматозоидов в 1 её миллилитре.

Во влагалище часть их погибает под действием кислой среды, а наиболее жизнеспособные проникают через шеечный канал в полость матки и через 1,5-2 часа после полового акта достигают маточных труб, где встречаются с яйцеклеткой.

Если мужские половые клетки попали в половые пути женщины не позднее, чем за 24 часа до овуляции, то вероятнее всего будет зачат мальчик. Если в период от 25 до 36 часов до овуляции, то – девочка.

Это обусловлено тем, что максимальная продолжительность способности к оплодотворению у сперматозоидов, несущих мужской ген, равна 24 часам, а у несущих женский ген – до 3 суток.

Длительность жизнедеятельности яйцеклетки женщины составляет одни сутки от момента овуляции.

ü С момента оплодотворения начинается предимплантационный период.

Делится зигота и образуется две дочерние клетки – бластомеры, затем целый их комплекс – морула. В процессе дробления образуются крупные темные внутренние бластомеры – это эмбриобласт. Из него образуется и мелкие светлые наружные бластомеры, образуя трофобласт – питающую оболочку, расположенную вокруг эмбриобласта.

Продвигаясь вниз по фаллопиевой трубе, оплодотворенная яйцеклетка достигает полости матки. К этому времени она представляет собой шар с жидкостью. Он ещё очень мал и неразличим, но уже содержит около 100 клеток. В последующие дни яйцеклетка движется внутри матки.

В течение 11 дней после оплодотворения, в так называемый период резистентности, характерно проявление феномена «все или ничего», т.е.

при воздействии тератогенных факторов зародыш или погибает, или же остаётся жизнеспособным и продолжает нормальное развитие.

Особенность этого периода связана с тем, что на данном этапе полипотентные клетки зародыша, способные к регенерации, ещё не дифференцированы.

ü .В конце 3-й недели оплодотворенная яйцеклетка начинает внедряться в мягкую стенку матки, которая находится в стадии секреции. Это называется имплантацией.

ü После завершения имплантации начинается быстрое развитие зародыша и его оболочек – начинается период закладки основных органов и систем – органогенези формирование плаценты – плацентация. Длительность данного периода составляет 14-16 недель.

Из наружной оболочки трофобласта образуется ворсинчатая оболочка или хорион, через него поступает питание. Одновременно, с трофобластом развивается эмбриобласт.

В одном сегменте выделяют два узелка – энтобласт и эктобласт, которые превращаются соответственно в водную оболочку – амнион и в желточную полость.

Клетки эктобласта и энтодласта, расположенные между амнионом и желточным пузырьком образуют зачаток зародыша, в котором образуются 3 лепестка (некие сжатые программы, которые в дальнейшем превратится в различные органы и части тела ребенка): эндодерму, эктодерму и мезодерму.

Эктодермальный зародышевый листок станет в дальнейшем центральной и периферической нервной системой, а также кожей, волосами, ногтями, эмалью зубов.

Эндодермальный – в желудочно-кишечный тракт и дыхательные пути.

На 3-й недели формируется мезодерма, которая даст развитие мышцам, кровеносным сосудам, почкам, половой системе.

Из заднего конца первичной кишки зародыша образуется вырост – аллантоис, по нему идут сосуды к каждой ворсинке хориона и развивается аллантоидное кровообращение зародыша.

Период эмбриогенеза (с11-го по 57-й дни гестации) является периодом максимальной чувствительности к воздействию тератогенных факторов.

(тератогенность – способность химического вещества вызывать структурные и функциональные дефекты в период развития организма (у зародыша или плода). Причем тип развития врожденных нарушений зависит от срока гестации.

Способ и продолжительность воздействия тератогенного фактора обуславливают тип и выраженность порока развития.

На 8-й неделе масса плода составляет около 1 г, а длина приблизительно 2,5 см, на 12-й недели – 14 г и 7,5 см соответственно. В конце 1 триместра пол плода может быть определен по внешним признакам.

Читайте также:  Структурные и бесструктурные почвы, Биология

«Критические периоды» развития органов: мозг 3-11 нед., глаза 4-7 нед., сердце 2-7 нед., уши 7-12 нед., зубы 6-12 нед., губы 5-6 нед., нёбо 10-12 нед., конечности 4-8 нед.

Неврологическая активность плода впервые появляется на 8-й недели беременности, когда уже может отмечаться локализованная мышечная реакция в ответ на стимуляцию

Система кровообращения плода достигает своего окончательного развития между 8-й и 12-й неделями беременности.

Желчь начинает формироваться около 12-й недели беременности, а вскоре после этого появляются пищеварительные ферменты.

Самым насыщенным по формированию органов и систем являются 6-я и 7-я нед., особенно 7-я нед., так как именно в это время происходит формирование половых органов, т.е. закладка репродуктивного здоровья.

А это, как правило, время, когда женщина ещё не решила вопрос о прерывании или продолжении беременности и остается работать в условиях вредных и тяжёлых не только для своего здоровья, но и для здоровья будущего ребёнка

ü Заключительный плодный (фетальный) период – фетогенез – продолжается с 12-14 недель до окончания беременности и характеризуется дальнейшим ростом и созреванием всех органов и систем плода.

К 13-14-й неделе появляются плавные грациозные движения в ответ на стимуляцию всех зон, за исключением областей спины, затылка и темени. В это время беременная может впервые ощутить движения плода. Хватательные рефлексы появляются к 17-й и обычно хорошо развиты к 27-й неделе.

Плод совершает глотательные движения на 14-й недели беременности, на 17-й недели он может выпячивать верхнюю губу. На 22-й недели губы плода сморщиваются в ответ на раздражения, а на 28-й нед он может активно сосать.

Дыхание может отмечаться у плода, рожденного на 18-й неделе. На 22-й неделе дыхательная активность может сопровождаться слабой фонацией (голосом).

К концу П триместра (28 нед) масса плода составляет приблизительно 1000г, а длина до 35 см.

В течение Ш триместра продолжают увеличиваться размеры теперь уже жизнеспособного плода в основном за счёт увеличения массы подкожной жировой и мышечной тканей.

Число активных движений у плода неодинаково и может зависеть от эмоций беременной и, возможно, от трансплацентарного перехода адреналина и других БАВ.

Неизвестно, каким образом активность новорожденного могут отражать эмоциональный статус матери.

У плода возможно привыкание к некоторым стимулам: изменение частоты пульса в ответ на звук, передающийся через брюшную стенку беременной, ослабление этой реакции при повторных воздействиях

Плод окружен околоплодными водами и тремя оболочками, две из которых являются плодовыми (амнион и хорион), а одна – материнской (децидуальная), образовавшаяся из слизистой оболочки матки.

Околоплодные воды заполняют полость амниона, она же ближе всего к плоду, к концу беременности их 0,5-1,5 л. Процесс обмена вод идёт постоянно.

Образуются воды за счёт пропотевания жидкости из сосудов матери, в них примешивается моча плода, продукты секреции плода. Воды имеют большое значение, создают условие для свободного движения плода для защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

Участвуют в обмене веществ плода, предохраняют от сдавления пуповины, способствуют во время родов в периоде раскрытия.

Пуповина или пупочный канатик, образуется из аллантоиса, несущего сосуды от зародыша к хориону. В пуповине проходят две артерии и вена, несущая кровь от плода к плаценте и обратно. По артерии течёт венозная кровь от плода, по вене – артериальная кровь, обогощенная в плаценте, к плоду. Длина пуповины в среднем 50-52 см, диаметр – 1,5 см.

Физиологическое развитие плода во многом определяется органом, который образуется только во время беременности и прекращает своё существование с её окончанием. Этим уникальным органом является плацента, которая осуществляет между организмом матери и плода всё многообразие обменных процессов, необходимых для развития. Формирование плаценты приходится на 4-8-ю неделю гестации.

Через плаценту плод получает кислород, питательные вещества, воду, антитела, витамины и др., а передаёт матери углекислоту и шлаки. Функциональная способность плаценты заключается в её возможности самостоятельно вырабатывать вещества, необходимые для развития плода.

Кроме того, плацента, является временной железой внутренней секреции, обеспечивает выработку гормонов, необходимых для физиологического течения беременности. При этом одновременно она выполняет роль барьера, способного регулировать переход различных веществ к плоду.

Через плаценту могут проникать не только полезные и необходимые для развития плода вещества, но и яды, оказывающие повреждающее действие как на собственно плаценту, так и непосредственно на ткани плода.

Плацента не является непреодолимым барьером для многих химических веществ.

Например, ртуть, свинец, антибиотики (тетрациклин), цианистый калий, мышьяк, алкоголь, никотин, наркотики и многие другие свободно переходят от матери к плоду.

Доказано, что проницаемость комплекса зависит от молекулярной массы вещества, объёма молекулы, уровня её ионизации, растворимости в жирах и липоидах, способности связываться с белками крови.

Многие химические яды способны вызывать некробиотические и дистофические изменения в плаценте, нарушая тем самым физиологическую проницаемость плацентарного барьера. Это может способствовать снижению поступления питательных веществ, кислорода и других необходимых для нормального развития плода веществ.

Наиболее изученными эффектами действия вредных факторов на биологическую систему мать-плацента-плод являются:

ü Воздействие химических соединений на организм матери и избирательная способность яда повреждать органы или системы организма, обеспечивающие нормальное протекание беременности, т.е. обще токсическое действие;

ü Способность тканей плода избирательно накапливать различные химические соединения или их метаболиты при непосредственном контакте яда с эмбриональными клетками;

ü Изменение проницаемости плаценты вследствие повреждения химическими веществами;

ü Свойство химических веществ вызывать генные и хромосомные мутации в соматических и половых клетках.

Работа женщины во время беременности во вредных и тяжёлых условиях может приводить к нарушениям в биологической системе мать-плацента-плод, что способствует развитию внутриутробной и перинатальной патологии (перинатальный период начинается с 22-й полной недели внутриутробной жизни плода и заканчивается спустя 7 полных дней после рождения).

Знание периодов биологии развития и воздействующего вредного профессионального фактора позволит прогнозировать репродуктивные исходы.

Так, например, можно предположить, что такая патология беременности, как самопроизвольные аборты и врожденные пороки развиваются в период раннего онтогенеза (1триместр беременности), тогда как задержка внутриутробного развития (маловесные плоды и задержка психического развития) характерна для более поздних периодов гестации (П-Ш триместры).

Среди причин врожденных аномалий 65-75% приходится на многофакторные или причины неустановленного характера, 20-25% – генетические, 13-14% связаны с воздействием внешних факторов (по 4% приходится на метаболические расстройства у матери и воздействие химических веществ, от 1 до 3% – ионизирующее излучение, медикаментозные факторы, инфекции).

Таким образом, чем дольше остается беременная на работе в контакте с вредными химическими соединениями и воздействиями, тем выше риск их повреждающего эффекта. Основываясь на знаниях эмбрионального развития и разнообразии негативных исходов для плода, следует признать критическими не только отдельные периоды эмбриогенеза, а весь период беременности.

Источник: https://poisk-ru.ru/s21678t9.html

Оплодотворение. Внутриутробное развитие | Педагогический калейдоскоп № 3-2009 | Методический кабинет Константиновского РОО

Солдатченко Марина Вальтеровна,
учитель химии и биологии
МОУ СОШ №1 г. Константиновска

Разработка данной темы в школьном курсе всегда вызывала определённые трудности в связи с повышенным интересом подростков к данной теме и запретности её озвучивания в большинстве семей школьников. Социальная значимость данной темы школьного курса биологии не может быть переоценена .

В связи с возрастающим в данном возрасте интересом к противоположному полу и всех физиологических процессах, связанных со взаимоотношениями полов, реальным пониманием проблем данных взаимоотношений дают реальную возможность осознанного поведения подростков в жизненноважных ситуациях, взаимоуважения и значимости обоих полов в продолжении рода, понимания важности физиологически «правильного» внутриутробного развития человека. Использование научно-популярных фильмов при изучении подобных «сложных» тем курса является наиболее оправданным в части закрепления, где данные информационных источников  подтверждаются с использованием зрительного восприятия, создавая целостную картину происходящих изменений в организме в результате оплодотворения и дальнейшего развития плода. Данный учебный материал предполагает развитие темы и использование творческих заданий, которые учитель предлагает в качестве домашнего задания. Они стимулируют школьников на более широкий взгляд на  проблемы, связанные с продолжением рода.

Задачи урока:

Применять полученные ранее знания о строении и функциональном назначении органов размножения человека; продолжить отработку навыков работы с учебной литературой и учебными таблицами; познакомить с особенностями процесса оплодотворения и внутриутробного развития человека; отметить родство с представителями животного мира на ранних стадиях эмбрионального развития; показать значение оплодотворения и внутриутробного развития человека как высокоразвитого существа.

Оборудование: учебная таблица «Оплодотворение у человека», карточки с вводимыми понятиями и терминами, магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, фрагменты видеоколлекции «Тело человека».
По мере разбора материала на магнитной доске вывешиваются новые понятия и термины.

  1. Работа с учебником.
  2. Учащиеся на местах работают с текстом с. 184 (рис. на с. 184-185), разбирая самостоятельно стадии процесса оплодотворения. По истечении 5 минут один из учеников, используя таблицу, воспроизводит у доски рассмотренный материал.

  3. Учитель читает фрагмент сказки Андерсена о гадком утёнке.
  4. «.. В чаще лопуха было так ж глухо и дико, как в густом лесу, и вот там то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и это её порядком надоело, потому что навещали её редко – другим уткам было скучно торчать в лопухах да крякать вместе с нею, им больше нравилось плавать по канавам. Но вот, наконец, яичные скорлупки треснули. «Пи-пи!»- послышалось из них.

    Это зародыши стали утятами и высунули головки из скорлупок». Читая эти строки, кто не вспомнит знакомую с детства сказку Андерсена о гадком утёнке? Кого удивит это на первый взгляд самое обыкновенное житейское явление- рождение утят! Испокон веков люди наблюдали его, как правило, не задумываясь над удивительным превращением зародышей.

    Как же это происходит? Каким образом зародыш превращается в сформированный организм? Этот вопрос издавна ставит человека как бы на обрывистый берег бескрайнего океана. Чтобы получить ответ, потребовалось создать науку о жизни до рождения – эмбриологию. Эта величайшая тайна природы волновала человечество всегда.

    Помните, как там, у Андерсена дальше? «На другой день погода выдалась чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем. Утка забрала всю свою семью и заковыляла к канаве. Бултых – утка шлёпнулась в воду. – За мной! Скорей! – крикнула она утятам, и те один за другим посыпались в воду. Не прошло и суток после рождения, как утята начали свободно плавать».  …

    Вылупившийся  из  яйца  цыплёнок  тут  же  начинает  ходить  по земле… Новорожденные млекопитающие тоже очень быстро начинают двигаться…     Все    детёныши    похожи    на    своих    родителей… Как?… Почему?… Каким образом?… Возникает вопрос за вопросом… Долго это казалось непостижимым – превращение яйца в сложный организм.

    Яйца кур, уток, гусей можно в разное время разбивать и смотреть, что произошло внутри. Гораздо сложнее наблюдать за внутриутробным развитием млекопитающих или человека. Однако, как когда-то заметил Цицерон, наш разум по природе своей наделён неутомимой жаждой познавать истину. История любой науки свидетельствует об этом.

    Истоки эмбриологии теряются в веках, дату её рождения установить невозможно. Скорее всего. Первые наблюдения и гипотезы появились вместе с первыми Homo sapiens на Земле. Его разум, возможно, уже делал попытки проникнуть в тайну тайн жизни.

    На доске – открывается записанное заранее высказывание Гельвеция: «Истина может быть на время затемнена заблуждением, но её свет рано или поздно пробивает тучи».

  5. Совместно с учителем класс формулирует вопросы, на которые предполагается ответить в ходе урока:
  6. – Как плод связан с матерью? – На кого будет похож ребёнок? – Мальчик или девочка? – Почему рождаются близнецы?

    – Как идет развитие плода?

  7. Одному из учеников предлагается прочитать вслух материал учебника на с. 185 (до …пупочный канатик), делая акцент на новых терминах – плацента, пупочный канатик, пуповина.
  8. Впервые Гиппократом была высказана гипотеза о том, что дыхание плода осуществляется через пуповину, а когда ему не хватает пищи, он появляется на свет. «Плод, – писал он в одном из своих трактатов, – требуя себе больше пищи, чем её имеется, извиваясь, разрывает оболочки и, освободившись от уз, вместе с ними выходит наружу.

    И всё это происходит самое большое на 10-м месяце». Гиппократ, пытаясь объяснить механизм и причины развития плода, предположил, что все части зародыша образуются в одно и то же время и что ни один из органов не возникает раньше или позже другого. Он грубейшим образом ошибался.

    Авторитет Гиппократа был велик, и ошибку долго не опровергали.

    В конце XVII века молодой английский врач Джон Мэйо впервые высказал верные мысли относительно роли плаценты в дыхании плода. Нет жизни без воздуха, рассуждал он. Воздух крайне необходим для нормального развития.

    Каким образом может существовать плод в замкнутом, лишенном воздуха пространстве? Очевидно, что органом дыхания является плацента.

    Предположение Мэйо на два столетия предвосхитило появление химической эмбриологии, так как он пытался решить задачу, типичную для этой науки.

  9. На кого будет похож ребёнок? Пояснения делает учитель.
  10. Каждая соматическая клетка человека содержит 46 хромосом. Каждый сперматозоид и яйцеклетка – по 23. Во время оплодотворения число 46 восстанавливается, причем 23 хромосомы яйцеклетки принесут зародышу материнскую наследственность, 23 хромосомы сперматозоида – отцовскую.

    Предполагают, что в 46 хромосомах человека находятся около 100000 генов, несущих наследственную информацию. В зависимости от того, как разные гены будут взаимодействовать между собой, в дальнейшем ребенок будет походить на одного из родителей. Биологические особенности будущего потомства во многом зависят от качества половых клеток.

    Зрелыми, то есть способными дать потомство, и сперматозоид, и яйцеклетка становятся в организме, достигшем половой зрелости.

  11. Мальчик или девочка?
  12. У Сергея Острового есть сказка. Её герой – казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей. Отрывок из сказки читает ученик:

    Не поет Лутоня песен На соседей не глядит. Он неласков. Он невесел. Призадумавшись сидит. На жену свою не взглянет. Почернел от маяты… Ой, как ждал Лутоня сына! Да, видать, опять судьбина Пошутила в эту ночь: Не дала на счастье сына,

    А дала на горе дочь.

    В разные эпохи народы опирались на опыт своих предков. Древние греки считали, что на пол ребенка влияет расположение звезд в момент зачатия. Римляне – если глава муж, то родится сын.

    На пол ребенка влияет 23 пара хромосом (половые). Яйцеклетки содержат только женскую половую хромосому – X, сперматозоиды – 2 типа (X и Y -мужская).

    Таким образом, сочетание половых хромосом XX в клетках зародыша определяет его женский пол, а сочетание XY определит мужской пол.

  13. Почему рождаются близнецы? Как идет развитие плода?
  14. Слово предоставляется консультантам.
    (По заданию учителя учащиеся готовят сообщения по данным вопросам).

  15. На доске – выстроенные в определенной последовательности опорные слова (термины и понятия, вводимые на уроке). Используя их, учитель проводит закрепление изученного на уроке материала (фронтально), параллельно демонстрируя фрагменты фильма «Тело человека». Учащиеся подводят итог урока, учитель корректирует их выводы, по необходимости выставляет оценки за работу на уроке.
  16. Домашнее задание: с. 184-185, с. 186-187- ответить на вопросы, выполните задания. Подготовить сообщения на темы «Влияние алкоголя, курения и наркотических веществ на развитие плода», «Режим дня будущей матери».
Читайте также:  Гибридологический метод, Биология

Источник: http://konroo.ru/oplodotvorenie.php

Оплодотворение и внутриутробное развитие ребенка

Началом зарождения является оплодотворение, то есть слияние воедино двух половых клеток — женской яйцеклетки и мужского сперматозоида, встречающихся в результате полового акта.

Попавшие во влагалище сперматозоиды (200— 500 млн за одно семяизвержение) через канал шейки матки проникают в её полость, а затем и в маточные трубы, где и встречаются (через 1,5—2 часа после полового сношения) с яйцеклеткой.

Один из них (наиболее сильный) пробуравливает её оболочку и погружается в протоплазму: происходит слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки.

В это время в яйцеклетке наступают такие изменения, в результате которых она становится непроницаемой для других сперматозоидов и миллионы их погибают, обеспечивая процесс оплодотворения. На первых порах оплодотворённая яйцеклетка (зигота) — крохотная капелька всего в 0,2 миллиметра.

Благодаря ритмичным волнообразным сокращениям маточных труб она продвигается в полость матки. Одновременно в ней начинается процесс дробления, и она превращается в многоклеточный зародыш (плодное яйцо). Образующиеся при этом клетки называются бластомерами или шарами дробления.

Сначала оплодотворённая яйцеклетка делится на 2 дочерние клетки, в свою очередь эти 2 клетки делятся ещё на 2, затем из этих 4 образуются 8 и т. д., пока не получится скопление размножившихся клеток, напоминающее тутовую ягоду диаметром около 1,5 мм.

Внутри плодного яйца начинается образование 3 зародышевых листков — исходного материала для формирования зачатков различных органов и тканей.

На 6—8-й день, достигнув полости матки, плодное яйцо внедряется (имплантируется) в толщу её набухшей слизистой оболочки, и наступает беременность, которая продолжается в течение 10 лунных (акушерских), или 9 календарных, месяцев — 40 недель, или 280 дней, и заканчивается рождением ребёнка.

С момент; наступления беременности начинается формирование плода и интенсивная перестройка функций некоторых систем организма беременной. Внутриутробное развитие плода полностью обеспечивается за счёт работы организма матери. В перио; начального развития в матке яйцо получает питательные вещества непосредственно из её слизистой оболочки.

В дальнейшем оно покрывается нежными волосками (ворсинками); их можно сравнить с корешками растения, через которые оно добывает питательные вещества из почвы. По мере развития зародыш сам формирует среду своего обитания. Вначале ворсинки покрывают всё яйцо, а затем большая часть их запустевает (они атрофируются).

В том же месте, где привилось плодное яйцо в матке, на протяжении первых 3—7 недель ворсинки густо разрастаются, и в начале 4-го месяца беременности происходит плацентация — образуется плацента, или детское место. Ворсинки «расплавляют» часть оболочки матки и стенки проходящих в ней кровеносных сосудов.

Это пространство заполняется излившейся материнской кровью, и ворсинки оказываются погруженными в кровь матери. От плода отходит пуповина, представляющая собой длинный шнур (около 50 см). в котором проходят кровеносные сосуды: пуповина соединяется с плацентой, а последняя прикрепляется к стенке матки.

Через плаценту от матери по кровеносным сосудам пуповины поступают к плоду питательные вещества и кислород и удаляются продукты его обмена. Связь плода с материнским организмом через плаценту не прекращается до рождения ребёнка.

Без преувеличения можно сказать, что развитие и здоровье будущего ребёнка зависят от правильной закладки, формирования и функции плаценты — её площади, толщины, полноценности. Сформировавшаяся плацента имеет вид мясистого диска, похожего на округлую, толстую, мягкую лепёшку, размером примерно 18 X 20 см, толщиной 1,5—2 см, массой 500—600 г.

Состоит она из долек, а каждая долька — из множества микроскопических ворсинок, которые омываются кровью матери. Плацента играет роль сложной химической лаборатории, в которой питательные вещества, поступающие из крови матери, подвергаются ряду изменений.

Функциональная (обменная) поверхность плаценты достаточно велика и полностью обеспечивает все потребности плода в питательных веществах и кислороде. Этому также способствуют и движения плода, ускоряющие его кровообращение, а следовательно, улучшающие питание и дыхание. Одновременно плацента служит своеобразным барьером, защищающим зародыш от неблагоприятных воздействий.

В ней имеются специальные механизмы, достаточно точно регулирующие переход от матери к плоду постоянно присутствующих в крови матери веществ (кислород, углекислота, белки, жиры, углеводы, вода, витамины, гормоны, минеральные соли) — в первую очередь тех, которые наиболее необходимы плоду на той или иной стадии внутриутробной жизни.

Избирательность же плаценты по отношению к веществам, случайно попавшим в материнский организм, ниже, поэтому большинство чужеродных веществ сравнительно легко проникает от матери к плоду, что может быть сопряжено с реальной опасностью его поражения. Плацента проницаема почти для всех химических и лекарственных веществ, для многих вирусов и микробов.

Поэтому беременные женщины должны принимать лекарственные средства только по назначению и под контролем врача, остерегаться инфекций. После рождения ребёнка плацента отделяется от стенки матки и выделяется вместе с пуповиной и оболочками. Рост и развитие зародыша происходят быстро и последовательно по дням, неделям, месяцам.

Уже к 18-му дню причудливая капелька сужается в центре, «перепоясывается» и удлиняется, в ней образуются зачатки нервной, кроветворной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной, эндокринной и других систем и возникает некое подобие сердца.

Эта зыбкая паутинка начинает уже пульсировать — в пятимиллиметровом-то «теле»! Ещё через 8 дней длина капельки удваивается и на её поверхности обозначаются крошечные выступы, впоследствии они станут ушами, подбородком, конечностями. Но это произойдёт гораздо позже — к 7-й неделе существования. Тогда же спроектируются печень и желудок, начнёт формироваться скелет.

Период развития до 2 месяцев называется эмбриональным. В 2 месяца зародыш имеет длину 3 см, массу 11 г и ничем не отличается от зародыша млекопитающих — у него огромные глаза и большой череп — зримое напоминание о далёком «рыбьем» прошлом человечества; он принимает форму, позволяющую узнать в нём будущего человека. Через 11 недель крошечный человеческий организм сформировался.

В дальнейшем органы и системы плода, а также плацента созревают и совершенствуются. За 3-й месяц развития он достигает длины 8—9 см и массы 20—25 г, появляются зачатки половых органов, в хрящевом зачатке скелета — первые точки окостенения. Будущий человек бурно и неудержимо быстро растёт: длина тела увеличивается втрое, масса — вчетверо.

Мать этого пока не чувствует, но её чадо двигается, шевелит заметно вытянувшимися ручками, разгибает и сгибает ножки, открывает, словно что-то глотает, рот, поворачивает голову. Пройдёт месяц, и зародыш станет плодом, приобретёт черты, свойственные человеку.

К середине беременности длина плода составляет уже примерно 25 см, масса — 280—300 г, прозрачная кожица становится ярко-розовой из-за потока крови, которую быстро прогоняет по сосудам сердце, покрывается пушковыми волосами.

В это время женщина обычно начинает ощущать движения плода (первобеременные воспринимают их с 20 недель, повторнобе-ременные — с 18 недель), двигательная активность которого проявляется либо в кратковременных толчках, либо (что бывает гораздо чаще) в мощных разгибательных движениях, вовлекающих в работу все группы мышц.

Можно также выслушать и сердцебиение плода — оно значительно чаще (почти вдвое), чем сердцебиение матери (с помощью специальных аппаратов сердцебиение плода определяется с 5—6 недель беременности). 5-месячный плод уже слышит, он воспринимает не только отчётливое биение материнского сердца, его уши способны различать громкие звуки, доносящиеся из того внешнего, загадочного мира, о котором он ещё ничего знать не может. У него свои заботы: когда мать начинает двигаться, надо успеть быстренько свернуться поплотнее — так, на всякий случай, чтобы ненароком не ущемилось нежное тельце; когда мать отдыхает — можно расслабиться, уютно расправить конечности. Женщина теперь уже ощущает зреющую в ней жизнь, самозабвенно прислушивается к этим движениям, испытывает ни с чем не сравнимое чувство гордости, удовлетворения, разлитого покоя и ещё подсознательной заботы, тревоги, ожидания, удивления. В конце 6-го месяца длина плода 30 см, масса 600—680 г, а к концу 7-го месяца (28 недель) плод имеет длину 35 см, массу 1000—1200 г; кожа у него морщинистая (общий вид старческий), покрыта сыровидной смазкой, на всём теле пушковые волосы, ушные и носовые хрящи мягкие, начинают работать почки. К концу беременности длина плода достигает 50 и более сантиметров, масса составляет 3200—3500 г, иногда более (следует отметить, что у повторнородящих масса плода большая, чем при первых родах, причём она увеличивается с каждой последующей беременностью, но не далее пятых, шестых родов). Сам будущий гражданин деятельно готовится к своему заключительному «прыжку» в человеческое бытие, активно тренируется — совершает до 200 движений в день, не только шевелит конечностями, но и переворачивается. Словно предчувствуя, что «всё возможно», критически проверяются в действии, в работе кишечник, почки, желудок, загодя меняется цвет кожи, разглаживаются морщины. Всем своим поведением плод как бы подтверждает: «Ну чем я не человек!» И в доказательство сосёт палец, икает.

На основе изложенного можно выделить самые ответственные (критические) периоды в жизни зародыша: имплантация (внедрение плодного яйца в слизистую оболочку матки, 6—8-й день после зачатия), плацентация (формирование плаценты, с 3-й до 7-й недели беременности), органогенез (образование органов и систем органов будущего ребёнка, с 3-й до 12-й недель беременности).

Как же располагается плод в матке? Находящийся в матке плод окружён со всех сторон особыми оболочками, составляющими как бы мешок (плодный пузырь), внутри которого находится жидкость — околоплодные воды, препятствующие тесному соприкосновению и сращиванию кожи плода с водной оболочкой (внутренняя, ближайшая к плоду) , защищающие плод от толчков и ушибов извне, от внедрения в него инфекции из влагалища; они содержат белки, соли, микроэлементы, жиры, сахар, гормоны, ферменты. Такое строение создаёт благоприятные условия для роста плода, предохраняет его от механических повреждений, даёт ему возможность выполнять движения. Примерно до 30—32 недель беременности плод при движениях довольно легко изменяет своё положение в матке, в дальнейшем это наблюдается реже. К концу, беременности плод находится обычно в так называемом продольном положении, когда его продольная ось в целом совпадает с продольной осью матки и всего тела матери. Продольное положение плода в конце беременности является нормальным и бывает более чем в 99,5 % всех родов. Плод обычно располагается таким образом, что головка его находится внизу, у входа в таз матери, а ягодицы — наверху, у дна матки. Кроме того, туловище плода бывает несколько согнуто, подбородок касается груди, ножки согнуты в суставах и прижаты к животу, ручки как бы сложены на груди. Благодаря такому положению ребёнок занимает в матке наименьшее пространство. Иногда бывают случаи (примерно 3 %), когда у входа в таз располагается не головка плода, а ягодицы. Такое положение считается менее благоприятным. Ещё великий древнегреческий врач Гиппократ указывал на то, что дети обычно «появляются на свет головкой вперёд, что гораздо легче для выхода, нежели при родах ногами вперёд». Изредка встречается поперечное положение плода. В таких случаях роды самостоятельно произойти не могут, требуется специальная помощь врача для перевода плода из поперечного положения в продольное.

Положение плода, предлежание, его позиция диагностируются врачом женской консультации при ощупывании плода, а в неясных случаях уточняются путём ультразвукового или рентгенографического исследования.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/waiting-for-baby/1-pregnancy/426-oplodotvorenie-i-vnutriutrobnoe-razvitie-rebenka

Лекция 1 Внутриутробное развитие человека Оплодотворение

Лекция 1 Внутриутробное развитие человека

Оплодотворение – процесс слияния мужских и женских половых клеток В результате слияния половых клеток образуется зигота

Беременность – вынашивание плода n Беременность длится 40± 2 недель (280 дней – 10 лунных месяцев) n Ребенок рождается весом от 2, 500 – до 4. 000 грамм. n Рост новорожденного от 50 см до 55 см

Показатели беременности n Задержка месячных n Тошнота и рвота n Чувствительность груди (набухание молочных желез) n Учащенное мочеиспускание n Резкая смена настроения n Усталость

Зародыш – это новый организм, который развивается в матке из определенной яйцеклетки. Плацента орган связи зародыша с телом матери

ТАЙНА ЗАЧАТИЯ: НАЧАЛО ЖИЗНИ У каждого младенца во чреве матери есть своя собственная история жизни – радостей и огорчений, болезней и выздоровлений, снов и пробуждений. Жизнь человека начинается не с момента, когда малыш начинает шевелиться или когда он рождается, а значительно раньше.

Читайте также:  Образование новых видов, Биология

Бог сотворяет бессмертную человеческую душу по своему образу и подобию и облекает человека во плоть.

Современная наука подтверждает точку зрения Церкви о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия: слияния генетического материала отца и матери и образования единого ядра с неповторимым индивидуальным генетическим кодом, определяющим пол, группу крови, цвет глаз и волос, размер ноги, строение всех белков в организме.

Внутриутробный период — от момента зачатия до рождения — продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

Этапы внутриутробного (антенатального) развития 1. Этап имплантации – длится от момента оплодотворения до 2 недель.

Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворенной яйцеклетки, продвижение ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизистую оболочку матки) на 6– 7 -й день после оплодотворения и дальнейшее формирование плодных оболочек, создающих необходимые условия для развития зародыша. Они обеспечивают питание (трофобласт), создают жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря).

2. Эмбриональный этап – длится с 3 -й по 10– 12 -ю недели беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем будущего малыша, происходит формирование туловища, головы, конечностей.

Идет развитие плаценты — важнейший орган беременности, разделяющий два кровотока (матери и плода) и обеспечивающий обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и других вредных факторов, от иммунной системы матери.

В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющим похожую на ребенка конфигурацию.

3. Плодный этап начинается с 3 -го месяца беременности и заканчивается рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формирование тканей, развитие органов и систем из их зачатков, формирование и становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения.

После 28 -й недели беременности у плода начинает формироваться запас ценных веществ, необходимых в первое время после рождения — соли кальция, железа, меди, витамин В 12 и др.

Происходит созревание сурфактанта, обеспечивающего нормальную функцию легких. На внутриутробное развитие воздействуют различные факторы окружающей среды.

Наиболее значимое влияние они оказывают на органы, которые в момент воздействия наиболее интенсивно развиваются.

Во внутриутробном развитии ребенка различают два периода: 1. Эмбриональный (до 8 недель беременности включительно). В это время зародыш называется эмбрионом и приобретает характерные для человека черты; 2. Фетальный (с 9 недели и до самых родов).

В это время зародыш называется плодом.

Рост ребенка, формирование его органов и систем идет закономерно в различные периоды внутриутробного развития, что подчинено генетическому коду, заложенному в половых клетках и закрепленному в процессе эволюции человека.

Шевеления Двигательная активность у плода появляется достаточно рано (в 7 -8 недель беременности). С 10 -11 недель движения становятся более осознанными, у ребенка появляется глотательный рефлекс. Считается, что первые шевеления ребенка при первой беременности женщина начинает ощущать с 20 недель, при второй и последующих беременностях – с 18 недель.

Плод находится в постоянном движении, за исключением периодов сна. Так, было подсчитано, что в 20 недель ребенок совершает до 200 движений в течение суток, в 26 -32 недель количество движений увеличивается до 600, затем двигательная активность начинает снижаться, что связано с увеличением размеров плода.

Естественно, что женщина большую часть этих шевелений не ощущает.

Двигательная активность ребенка зависит от многих факторов: 1. Время суток (как правило, плод проявляет большую активность в вечернее и ночное время); 2. Психологическое состояние женщины.

При стрессовых ситуациях, состоянии страха матери ребенок может затаиться или, напротив, начать двигаться очень активно; 3. Физические нагрузки. Наиболее частыми и сильными шевеления плода становятся в состоянии покоя матери; 4. Питание женщины.

При ощущении голода у матери ребенок начинает шевелиться более активно, также движения становятся более сильными и отчетливыми после употребления пищи, особенно сладкой; 5. Окружающие звуки.

Ребенок реагирует на громкие резкие звуки усилением движений, в некоторых случаях он, напротив, может затихать; 6. Неудобная длительная поза матери (как правило, плод реагирует на нее усиленными и болезненными шевелениями).

Пятая неделя (29 -35 дней) Эмбрион весит около 0. 4 грамм, длина составляет 1. 5 -2. 5 мм. Начинается формирование следующих органов и систем: 1. Пищеварительная система: печень и поджелудочная железа; 2.

Дыхательная система: гортань, трахея, легкие; 3. Кровеносная система; 4. Половая система: формируются предшественники половых клеток; 5. Органы чувств: продолжается формирование глаз и внутреннего уха; 6.

Нервная система: начинается формирование отделов мозга.

Седьмая неделя (43 -49 дней) Длина от темени до крестца к концу недели вырастает до 13 -15 мм. Продолжается развитие верхних конечностей. Пальцы видны достаточно отчетливо, но их разделение между собой еще не произошло.

Ребенок начинает выполнять спонтанные движения руками на воздействие раздражителей. Хорошо сформированы глазки, уже прикрытые веками, которые защищают их от пересыхания. Ребенок может открывать рот.

Происходит закладка носовой складки и носа, образуются по бокам от головы два парных возвышения, из которых начнут развиваться ушные раковины.

7 НЕДЕЛЬ: РЕБЕНОК МОЖЕТ УДАРИТЬ НОЖКОЙ n Уже через 18 дней после зачатия начинают ощущаться удары сердца зародыша. n В 7 недель у не рожденного ребенка видны глаза, нос, губы, язык.

9 НЕДЕЛЬ: РЕБЕНОК ХВАТАЕТ РУКОЙ 9 -недельный младенец достаточно сформирован, чтобы обхватить своей ручкой какой-нибудь предмет или наоборот отдернуть от него руку. В ответ на прикосновение к его пятке, он подожмет ножки или согнет их в коленях.

Все это можно наблюдать на экране компьютера, проводя ультразвуковые исследования. В последние 10 лет стремительно развивается наука о жизни внутриутробного младенца эмбриология.

Врачи пытаются лечить этих детей еще в утробе матери, делая им сложнейшие операции.

11 -12 НЕДЕЛЬ: РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ И СМЕЕТСЯ n В 12 недель он может поворачивает голову, сжимать кулачок, гримасничать и сосать палец.

К 12 неделям у ребенка заканчивается формирование всех органов и систем жизнедеятельности. Он дышит, глотает, переваривает и выделяет. У него имеется скелет, развивается нервная система и система кровообращения. Он чувствует тепло или холод.

Ребенок очень чувствителен к боли, отворачивается от источника громкого шума, сжимает кулачки. Он трогает свой ротик пальцем и с 12 недель может сосать палец. После 12 недель ничего принципиально нового в развитии ребенка не происходит.

Он будет только расти.

14 НЕДЕЛЬ: МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО В это время сердце ребенка перекачивает 24 литра крови в день. Он такой же большой, как рука взрослого человека.

Ребенок живет одной жизнью с матерью: спит и бодрствует тогда же, когда и она. Возможно он видит сны.

Активность малыша возрастает, когда мама переживает эмоциональный стресс: ребенок начинает беспорядочно двигаться. Также его активность возрастает, когда мать устает.

17 я неделя (113 -119 дней) Масса плода составляет 120 -150 грамм, копчиково-теменной размер – 14 -15 см. Кожа остается очень тонкой, но под ней начинает развиваться подкожная жировая клетчатка. Продолжается развитие молочных зубов, которые покрываются дентином.

Под ними начинают формироваться зародыши постоянных зубов. Появляется реакция на звуковые раздражители. С этой недели можно точно сказать, что ребенок начал слышать. При появлении сильных резких звуков плод начинает активно шевелиться. Меняется положение плода.

Головка поднята и находится практически в вертикальном положении. Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы практически все время сжаты в кулак. Периодически ребенок начинает сосать большой палец руки. Становится отчетливым сердцебиение.

С этого времени доктор может выслушать его при помощи стетоскопа.

18 НЕДЕЛЬ: РЕБЕНОК ТАКОЙ ЗАБАВНЫЙ n Он сосет палец. А уж если он ударит ножкой, так ударит, мама это обязательно почувствует. У него растут волосики на голове, а на лице появляются брови и ресницы, и теперь он может хмуриться. У младенца развивается язык, и он делает сосательные движения. Если направить на живот мамы яркий свет, ребенок может заслонить глаза ручками.

20 НЕДЕЛЬ: ЖИЗНЕСПОСОБЕН n Под жизнеспособным возрастом еще не родившегося ребенка имеется в виду тот возраст, когда он может жить самостоятельно вне чрева матери.

Еще не так давно эта граница между жизнью и смертью ребенка считалась равной 30 неделям беременности. Благодаря развивающимся возможностям медицины она снизилась до 28, потом до 25 недель.

А теперь жизнеспособность младенца приближается к 20 неделям, хотя на практике в России врачи начинают спасать ребенка, если ему не менее 28 недель.

22 я неделя (148 -154 дней) На 22 неделе размеры плода увеличиваются до 28 см, вес – до 450500 грамм Полностью сформирован позвоночник плода: он имеет все позвонки, связки и суставы. Продолжается процесс укрепления костей.

Совершенствуется нервная система плода: головной мозг содержит уже все нервные клетки (нейроны) и имеет массу около 100 грамм. Ребенок начинает интересоваться своим телом: ощупывает свое лицо, руки, ноги, наклоняет голову, подносит пальцы ко рту.

Существенно увеличиваются размеры сердца, совершенствуются функциональные возможности сердечнососудистой системы.

А знаете ли вы , что n в 22 недели видны реснички, n он смотрит сны.

27 я неделя (183 -189 дней) Вес увеличивается до 850 грамм, длина тела – до 37 см. Активно функционируют органы эндокринной системы, в частности, поджелудочная железа, гипофиз и щитовидная железа. Плод достаточно активен, совершает свободно различные перемещения внутри матки. С двадцать седьмой недели у ребенка начинает формироваться индивидуальный обмен веществ.

30 я неделя (204 -210 дней) Масса тела увеличивается до 1300 -1350 грамм, рост остается примерно тем же – около 38 -39 см. Постоянно накапливается подкожная жировая клетчатка, расправляются кожные складки.

Ребенок приспосабливается к недостатку места и принимает определенное положение: сворачивается, руки и ноги скрещиваются. Кожа до сих пор имеет яркую окраску, количество смазки и пушковых волос уменьшается. Продолжается развитие альвеол и выработка сурфактанта.

Легкие готовятся к рождению ребенка и началу дыхания. Продолжается развитие головного мозга, увеличивается число извилин и площадь коры.

Тридцать первая неделя (211 -217 дни) Вес ребенка составляет около 1500 -1700 грамм, рост увеличивается до 40 см. У ребенка меняется режим сна и бодрствования. Сон попрежнему занимает продолжительное время, в это время отсутствует двигательная активность плода. Во время бодрствования ребенок активно двигается и толкается. Полностью сформированы глаза.

Во время сна ребенок закрывает глаза, во время бодрствования глаза открыты, периодически ребенок моргает. Цвет радужки у всех детей одинаковый (голубого цвета), затем после рождения начинает меняться. Плод реагирует на яркий свет сужением или расширением зрачка. Увеличивается размер головного мозга.

Сейчас его объем составляет около 25 % от объема мозга взрослого человека.

Развитие плода на девятом месяце (33 -36 недели) Тридцать пятая неделя (239 -245 дни) Каждый день ребенок прибавляет по 25 -35 грамм. Вес в таком сроке может сильно варьировать и к кону недели составляет 22002700 грамм. Рост увеличивается до 46 см.

Все внутренние органы ребенка продолжают совершенствоваться, подготавливая организм к предстоящему внеутробному существованию. Интенсивно откладывается жировая клетчатка, ребенок становится более упитанным. Количество пушковых волос очень уменьшено. Ногти уже достигли кончиков ногтевых фаланг.

В кишечнике плода скопилось уже достаточное количество мекония, который в норме должен отходить через 6 -7 часов после родов.

Развитие плода на десятом акушерском месяце Тридцать девятая неделя (267 -273 дни) Как правило, за две недели до родов плод начинает опускаться, прижимаясь к костям таза. Ребенок уже достиг полной зрелости. Плацента начинает постепенно состариваться и в ней ухудшаются обменные процессы.

Масса плода значительно увеличивается (по 30 -35 грамм в сутки). Полностью меняются пропорции тела: хорошо развиты грудная клетка и плечевой пояс, округлый живот, длинные конечности.

Хорошо развиты органы чувств: ребенок улавливает все звуки, видит яркие цвета, может фокусировать зрение, развиты вкусовые рецепторы. Сороковая неделя (274 -280 дни) Матка начинает периодически сокращаться (приходить в тонус), что проявляется ноющими болями внизу живота.

Шейка приоткрывается, и головка плода теснее прижимается к полости таза. Кости черепа по-прежнему мягкие и податливые, что позволяет головке ребенка изменять форму и легче проходить родовые пути.

Роды – процесс изгнания плода из матки.

Что такое аборт? АБОРТ у человека, прерывание беременности в сроки до 28 недель (т. е. до момента, когда возможно рождение жизнеспособного плода). Самопроизвольный аборт может возникнуть при недоразвитии половых органов, некоторых заболеваниях матери или плода.

Искусственный медицинский аборт производят в сроки до 12 недель по желанию женщины; по медицинским показаниям — и в более поздние сроки. Аборт вне лечебного учреждения (т. н. криминальный) нередко приводит к тяжелым осложнениям.

Российским правительством установлена уголовная ответственность за аборт, осуществленный врачом вне лечебного учреждения или лицом, не имеющим высшего медицинского образования.

Ранние осложнения после аборта n Нарушение целостности стенки матки и её разрыв. То может привести к повреждению крупных сосудов кишечника, мочевого пузыря, воспалению всего живота – перитонит. n Кровотечения n Повреждения шейки матки n Нарушения свертываемости крови

Поздние осложнения после аборта n Воспалительные заболевания половых органов n Гормональные нарушения n Бесплодие n Осложнения течения беременностей n Увеличивается риск заболевания раком молочной железы

А знаете ли вы, что… n Если аборт делался один раз угроза выкидыша будет у 26% женщин n 2 раза – у 32% женщин n 3 раза – 41% женщин n По статистике 5000 девочек делают аборты до 15 лет. • Каждая 10 -я абортированная женщина остается бесплодной

Страшная правда

Мы в ответе за свои поступки

Будь счастлив малыш !

Источник: http://present5.com/lekciya-1-vnutriutrobnoe-razvitie-cheloveka-oplodotvorenie/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]