Особенности внешнего строения растений – биология

Разнообразие внешнего строения растений — Науколандия

Особенности внешнего строения растений - биология

Растительный мир огромный и разнообразный. Растения отличаются между собой по многим признакам, в том числе по строению и размножению.

Среди растений есть очень простые, у которых нет отдельных органов, таких как корень, листья, стебель. К таким низшим растениям принадлежат различные водоросли.

Если у растения есть листья, стебли и корни, то такое растение называют высшим. Самыми простыми высшими растениями являются мхи, потом идут папоротники, хвощи и плауны и семенные растения. Семенные растения бывают голосеменными и покрытосеменными. Все это отделы растений. Каждый отдел имеет свои особенности строения.

Зеленые водорослиКрасные водорослиБурые водоросли

Органы растений выполняют различные функции. Те органы, которые выполняют функции, связанные с питанием, ростом, обменом веществ с окружающей средой, называются вегетативными. Вегетативные органы образуют тело растения.

К вегетативным органам относятся корень и побег. Корень удерживает растение в почве и поглощает из почвы воду и минеральные вещества. Побег получает все необходимое из воздушной среды.

В свою очередь, побег — это составной орган. Он состоит из таких органов как стебель, листья и почки. Все эти части связаны между собой.

Нередко с помощью частей корня или побега растения могут размножаться. Такое размножение называется вегетативным.

У споровых растений (мхов, папоротников, хвощей и плаунов) на побегах есть особые образования, в которых образуются споры. С помощью спор растения размножаются и расселяются. Споры представляют собой клетки шарообразной или овальной формы.

Они легкие и сухие, поэтому легко разносятся ветром и текущей водой на большие расстояния. Когда спора попадает в благоприятные условия, она прорастает и дает начало новому растению.

И уже на этих растениях, появившихся из спор, развиваются половые клетки.

На многих растениях вырастают цветки, из которых потом развиваются плоды с семенами внутри. Цветок, плод и семена относятся к генеративным органам растений. Генеративные органы служат растению для полового размножения.

В генеративных органах растений формируются мужские и женские гаметы (половые клетки). Женские гаметы образуются в завязи пестика цветка, мужские — в пыльце тычинок. Когда пыльца попадает на пестик, происходит опыление цветка, после происходит оплодотворение, образуются семена и плод.

Не все растения, которые образуют семена, образуют при этом и цветки. Голосеменные растения образуют семена, но не образуют цветков. Те же растения, которые образуют и цветы и семена, называются цветковыми.

К голосеменным относятся хвойные растения. Среди прочих отличий их листья имеют форму игл. К таким растениям относятся сосна, ель, лиственница и др. Семена у них развиваются в шишках, где лежат на чешуях открыто. Поэтому эти растения и называют голосеменными.

Все растения зеленые. Это связано с тем, что в их клетках содержится особое вещество хлорофилл. Благодаря ему растения могут синтезировать органические вещества из неорганических. Это происходит только на свету, и при этом выделяется кислород. Именно растения обогатили атмосферу Земли кислородом, благодаря которому дышим и мы.

Источник: https://scienceland.info/biology6/external

Особенности внешнего строения растений: как устроены корень, стебель, цветок и плоды плодово-ягодных культур

С краткой характеристикой внешнего строения растений знакомят ещё в начальных классах, но детям эти сведения преподносятся схематично, для общего развития, и воспринимаются они соответственно.

Позже, когда человек начинает непосредственно заниматься земледелием, знания об особенностях строения плодово-ягодных растений ему нужны уже профильные, чтобы эта информация пригодилась при выполнении садово-огородных работ.

Основное предназначение любительских садов — обеспечить свою семью в течение года свежими и консервированными плодами и ягодами. Поэтому породно-сортовой состав сада должен быть разнообразным.

Земельный участок, занимаемый под сад, всегда невелик, и поэтому с учетом личных пристрастий хозяев сорта и породы необходимо тщательно подбирать. Садовод-любитель должен учитывать регион, месторасположение участка и знать породно-сортовое районирование, которое для каждого региона абсолютно разное.

Типичный набор пород для личных приусадебных садов состоит в основном из яблонь и груш, вишни и сливы, из ягодных — земляники, смородины, малины и крыжовника. Для южных регионов приемлемо дополнительное выращивание айвы, черешни, алычи крупноплодной, абрикоса, персика и др.

Для успешного выращивания этих культур нужно знать многое об этих породах и сортах.

Итак, если вы уже не новичок в садово-огородном деле и перезнакомились с массой специальной литературы, пора углубить свои знания. А именно – узнать об особенностях внешнего строения плодово-ягодных растений.

Место перехода штамба в корни называется корневой шейкой, от которой отходят корни у большинства плодовых культур.

В строение корневой системы растений входят скелетные корни и активные корневые волоски.

Скелетные корни (остов, скелет) предназначены для удержания всего дерева в почве, способствуют передвижению воды и питательных веществ в крону, имеют определенную длину и толщину, уходят в глубину и ширину.

Обратите внимание на строение скелетных корней растений – они покрыты обрастающими корнями, обычно это небольшие белые корешки, главная роль которых — всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами.

Здесь представлена схема строения корня плодово-ягодных растений:

Вместе с тем сейчас отдельные породы могут выращиваться на вегетативно-размножаемых (клоновых) подвоях, у которых практически слабо выражены или вообще отсутствуют скелетные корни.

В этих случаях внешнее строение корневой системы представлено множеством корней, обрастающих крупную мочку.

Такая корневая система плохо удерживает надземную часть в вертикальном положении и в саду под нагрузкой урожая бывают не только наклоны, но и падение деревьев.

У разных пород корневая система занимает определенную площадь. У яблони, груши, сливы, абрикоса, черешни и других плодовых корневая система выходит далеко за пределы кроны и занимает площадь в 1,5 раза больше, чем проекция кроны. Такая корневая система не только выполняет механическую роль по удержанию деревьев в вертикальном положении, но и противостоит неблагоприятным погодным условиям.

Говоря об особенностях строения корней растений, важно отметить, что они не спят в осенне-зимний период, а в самом незначительном количестве подает воду и питательные вещества в надземную часть, т. е. в крону дерева или куста.

У ягодников — смородины и крыжовника — корневая система определяется по периметру кроны, концам ветвей.

Что касается малины, то ее корневая система располагается очень близко к поверхности почвы и далеко разрастается по сторонам, образуя новый побег и новое растение.

О внешнем строении корня такого растения, как земляника, можно сказать однозначно, что ее корневая система мочковатая и полностью находится под кустом. Все корни расположены в приземном слое на глубине не более 30 см.

Это большой минус, так как такая корневая система сильно подвергается воздействию неблагоприятных погодных условий; зимой возможны промерзание и вымокание или выпревание, а впоследствии весной и выпирание кустов.

Летом в жаркую погоду при отсутствии атмосферных осадков земляника может выгорать.

В дальнейшем работы по уходу за корневой системой нужно проводить так, чтобы ее развитие и мощность напрямик способствовали развитию надземной части как плодовых деревьев, так и кустарников.

Главная задача садовода — способствовать повышению плодородия почвы, ее влажности, а это прямой путь к обильному плодоношению.

Ниже речь пойдет об особенностях строения стебля растений.

Особенности строения стебля древесных и травянистых форм растений

Надземная часть растения расположена выше корневой шейки и имеется как у деревьев, так и кустарников. Стебель растения — это вертикально расположенная часть, несущая на себе ветви.

В строение стебля растений входят штамб и центральный проводник. От ствола отходят основные ветви (сучья). Их называют ветвями первого порядка, на них — обрастающие ветки второго и последующих порядков.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка после рождения, биология

Ветви со всеми своими разветвлениями и обрастающими ветвями образуют крону.

Основная группа плодовых пород представлена в виде древесной формы. Это представители семечковых пород яблоня и груша, а из косточковых — вишня, черешня, абрикос, персик, слива и др.

Земляника является травянистым растением, и строение стебля у неё соответствующее: однолетние рожки с пазушными и верхушечными почками, листьями, цветоносами, усами и розетками.

Смородина и крыжовник — кустарники, малину относят к полукустарникам. Кустарники дают много стеблей, образуют мощный куст и живут довольно долго. Полукустарники отличаются от кустарников тем, что их стебли, также образующие куст, живут не более двух лет. Например, малина первый год дала побег, после перезимовки отплодоносила и нужно старый побег вырезать, так как уже растет новый.

Говоря о строении плодовых растений, в зависимости от породы различают несколько типов ветвей и веточек:

  • У семечковых пород — кольчатки, копьеца, плодовые прутики.
  • У косточковых — букетные веточки, шпорцы, однолетние плодовые ветви, у ягодников — кольчатки.
  • Кольчатки — самые короткие плодовые веточки (3-5 см).
  • Плодовый прутик — веточка длиной от 5 до 15 см, заканчивающаяся плодовой почкой.
  • Шпорцы — у сливы, алычи, абрикоса.

Далее вы узнаете, каково строение листьев и цветков растения.

Каково строение листьев и цветков растения

Листья. У растений всех пород имеются только зеленые листья. Признак того, что растение здорово — наличие яркоокрашенного зеленого листа

Листья с помощью углекислого газа, воздуха и света, минеральных веществ, поступающих с помощью корневой системы из почвы, вырабатывают сложные органические вещества, крайне необходимые для всех жизненных процессов, происходящих в растении.

Цветки и соцветия. Научно установлен такой факт, что цветки являются органами семенного (полового) размножения. Основные органы строения цветка растений — это тычинки (мужское начало) и пестик (женское).

Из школьного курса ботаники известно, что в пестике есть завязь, в которой находятся семяпочки. Пыльца из тычинок попадает на пестик, оплодотворяет семяпочку, из которой впоследствии развиваются семена. Кроме того, разрастается цветоложе, и все в совокупности образует плод.

В цветке яблони, груши, айвы, сливы, вишни, черешни, абрикоса, земляники, смородины и крыжовника имеется только одна завязь, следовательно, развивается только одна завязь. У малины цветок имеет несколько завязей.

Семяпочек в завязи может быть несколько (яблоня, груша, смородина, крыжовник) или одна (вишня, слива и др.).

Заключительный раздел статьи посвящен основным особенностям строения плодов и семян растений.

Основные особенности строения плодов и семян растений

Завязи цветков разрастаются после оплодотворения семяпочек и дают плоды. Семена развиваются в плоде из семяпочки одновременно с самим плодом. Они заключены в сочный или сухой околоплодник.

В строение плодов растений входит не только завязь, но и цветоложе, чашечка или несколько цветков одновременно (соцветие).

Поэтому образовавшиеся плоды подразделяют на настоящие, ложные, сборные и соплодия.

Настоящие плоды — у косточковых пород, в их образовании принимает участие только завязь.

Часть околоплодника одревесневшая (косточка), поэтому их называют костянками.

У смородины, крыжовника и некоторых других плод — это ягода, которую также относят к ягодам и к группе настоящих плодов.

Следует заметить, что у фундука, каштана сладкого плод — орех.

Считают, что плоды ореха грецкого являются ложными костянками.

Сборные плоды развиваются на общем цветоложе, где близко расположенные один к другому пестики разрослись, сомкнулись и образовали сборный, сочный плод. У земляники и клубники плод — сборная семянка, у малины и ежевики — сборная костянка.

Соплодия — у инжира, шелковицы и жимолости съедобной. Ягоды у них образуются из целых соцветий путем срастания, а не смыкания цветков одного и того же соцветия, как у сборных плодов.

Все вышеперечисленные плодовые и ягодные культуры — многолетники, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими десятками лет.

Плодовые деревья могут очень долго не плодоносить. К примеру, яблоня дает первые плоды на 4-5 год при условии, что привита на парадизке, а если на сильнорослых подвоях (такой сорт, как Пепин Черненко), то и через 10-12 лет. Поздно вступает в плодоношение и слива. Редкое исключение — алыча крупноплодная. Например, сорт Кубанская комета дает урожай уже на второй год.

Ягодники вступают в пору плодоношения значительно раньше: земляника может дать плоды в первый же год после посадки, малина — на следующий год, смородина, крыжовник — на 3-м году после посадки в сад. Отсюда следует, что и продолжительность их жизни в сравнении с плодовыми древесными растениями намного короче.

Источник: http://kvetok.ru/sad-i-ogorod/osobennosti-stroeniya-plodovo-yagodny-h-rastenij

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

БИО ЛОГИЯ

ЖИЗНЬ

НАУКА

«………..» «……….»

ЦАРСТВА

ГРИБЫ

ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ

БАКТЕРИИ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

1. ПОДВИЖНОСТЬ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

2. РАЗМНОЖЕНИЕ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

3. ПИТАНИЕ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

4. ДЫХАНИЕ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

5. ВЫДЕЛЕНИЕ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

ОРГАНИЗМ

ПИТАНИЕ

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ДЫХАНИЕ

ВЫДЕЛЕНИЕ

6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

7. РАЗДРАЖИМОСТЬ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

8. РОСТ И РАЗВИТИЕ

ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные слова

…………………… . – наука о растениях

БОТАНИКА

внешнее и внутреннее строение

жизнедеятельность

размножение

распространение

условия выращивания

взаимосвязь с другими организмами и средой

ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные слова

Общие признаки растений:

Содержат зелёный пигмент – …………

хлорофилл

1

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

(УГЛЕВОДЫ) И

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ВОДА

КИСЛОРОД

2

свет

Задание: назовите одним словом

ЯБЛОНЯ

ЕЛЬ

ТОПОЛЬ

ДЕРЕВЬЯ

Задание: назовите одним словом

ШИПОВНИК

СИРЕНЬ

СМОРОДИНА

КУСТАРНИКИ

Задание: назовите одним словом

ЧЕРНИКА

БРУСНИКА

КУСТАРНИЧКИ

Задание: назовите одним словом

ПОДСОЛНЕЧНИК

ТЮЛЬПАН

КЛЕВЕР

ТРАВЫ

ТРАВЫ

ДЕРЕВЬЯ

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

КУСТАРНИЧКИ

КУСТАРНИКИ

ПОЛУКУСТАРНИКИ

Задание: заполните схему и используя рис. 2 и 3 учебника укажите значение растений

Растения

Культурные

Дикорастущие

ПРОИЗРАСТАЮТ В ПРИРОДЕ НЕЗАВИСИМО ОТ УСИЛИЙ ЧЕЛОВЕКА

ВЫРАЩИВАЮТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Задание: заполните схему

Растения

Многоклеточные

Одноклеточные

Состоят из одной клетки

Состоят из многих клеток

Органы цветкового растения

Вегетативные

Генеративные

Корень

Побег

Цветок

Плод

Семена

Главный

Стебель

Боковые

Листья

Придаточные

Почки

Задание: заполните схему

Растения

Высшие

Низшие

Тело ……………………………..

не подразделяется на органы

Тело образовано отдельными органами

таллом или слоевище

Задание: заполните схему

Растения

Высшие

Низшие

Семенные

Споровые

Голосеменные

Цветковые

Источник: https://intolimp.org/publication/tsarstvo-rastieniia-vnieshnieie-stroieniie-i-obshchaia-kharaktieristika-rastieni.html

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: коммуникативные (к.) — слушать и слышать друг друга; строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; регулятивные (р.

) — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; познавательные (п) — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; личностные (л.

) — формировать познавательный интерес к изучению природы и истории развития знаний о природе; осознавать значимость растений в жизни человека.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: царство Растения, ботаника, орган, семенные растения, споровые растения', различать царства живой природы; характеризовать различных представителей царства Растения; определять предмет науки ботаники; описывать историю развития науки о растениях; характеризовать внешнее строение растений; осваивать приемы работы с определителем растений; объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Оборудование и материалы: учебник, инструкции «Правила по ведения в кабинете биологии», «Правила работы с лабораторным оборудованием», магнитная или интерактивная доска.

Общие рекомендации. К вводному уроку следует тщательно подготовиться. Данный курс начинается с наиболее сложных и важных для дальнейшего обучения тем.

Читайте также:  Простые и сложные вещества - биология

Чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению биологии, необходимо сделать первый урок максимально интересным.

Поскольку первый урок в учебном году перенасыщен информацией, то для того, чтобы учащиеся смогли восстановить способность к восприятию учебного материала, целесообразно провести физкультминутку, лучше оздоровительно-гигиеническую (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Знакомство. Учитель представляется ученикам (если учитель и ученики не знакомы)).

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

(Начать урок следует с рассказа о правилах поведения в кабинете биологии и правилах работы с лабораторным оборудованием. Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.)

Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.

(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроке: учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для записей, карандаши, альбом для рисования, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой.)

2. Беседа, работа по учебнику

В этом году мы продолжаем изучать науку биологию. Давайте познакомимся со структурой учебника. Научившись ориентироваться в нем, вы быстрее усвоите новый материал.

Откройте учебник на с. 190, 191 (оглавление). Название глав нам подсказывают, какие темы представлены в учебнике. Мы познакомимся с различными органами растений, узнаем об основных процессах жизнедеятельности растений, о многообразии растений и этапах их развития, о растительных природных сообществах.

(Рассказ учителя о рубриках и формах работы с учебником.)

В конце учебника (с. 176—183) находится словарь терминов. Мы с вами составим и свой рабочий словарик, в который вы будете записывать основные понятия. Этот словарь должен быть с вами на каждом уроке.

Давайте вспомним биологические понятия и термины, изученные в прошлом учебном году.

— Что изучает наука биология?

(Ответы учеников.)

Совершенно верно, биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. В переводе с греческого языка биология — это учение о жизни (биос — «жизнь», логос — «учение»), т. е. наука о живых организмах. Этот термин появился в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист Ламарк.

— Как называются большие группы живых организмов, объединенных по определенным общим признакам? (Царства.)

— Какие царства вы знаете? (Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные.)

Изучению этих царств посвящены различные разделы биологии: животных — зоология (зоон — «животные»); грибов — микология (микос — «гриб»); бактерий — микробиология (микро — «маленький», биос — «живой»), растений — ботаника (ботане — «трава», «зелень», «растение»).

Откройте ваш словарь терминов и запишите определения рассмотренных понятий.

(Для записей можно использовать отдельную тетрадь или поместить словарь терминов в конце рабочей тетради. На первых уроках учитель записывает на доске все термины вместе с учениками, затем предлагает учащимся делать это самостоятельно).

Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофраст собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Растений на Земле существует великое множество. Как же разобраться во всем их многообразии? В этом нам поможет наука систематика.

Систематика — это наука о разнообразии и классификации организмов.

К систематике мы вернемся, когда будем изучать классификацию растений.

Итак, наука биология изучает живые организмы.

— Чем живые организмы отличаются от неживых?

(Ответы учеников.)

Все живые организмы обладают такими свойствами, как обмен веществ (поглощение и выделение различных веществ), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть.

Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но всеми одновременно — только живые. Растения — особенные организмы. Рост, развитие, размножение, клеточное строение, и даже обмен веществ хорошо определяемы у растений.

А вот чтобы обнаружить, как проявляется у растений раздражимость, необходимо очень внимательно их изучать. Реагируют многие растения медленно, малозаметно. Например, листья растения поворачиваются к свету весь световой день, а его корень изменяет направление своего роста, следуя за водой или к центру Земли, несколько дней.

Не зря давным-давно на Руси растение называли «прозябение», что означало «медленный, неактивный».

Но у растений есть еще и неизвестные нам способности, например, они могут «слышать».

(Учитель предлагает учащимся познакомиться с дополнительным материалом.)

Дополнительный материал

Растения «слушают» музыку

О том, что растения «слушают» музыку, известно с далеких времен. Существуют поверья о том, как землепашцы использовали влияние музыки на растения для улучшения всхожести семян, получения щедрого урожая. В древнеиндийских трактатах упоминалось, что бог Кришна своей игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и траву и деревья.

Индийский ботаник Т.Ц. Сингх в средине XX в. провел серию экспериментов, подтвердивших влияние музыки на рост растений в результате усиления под ее воздействием фотосинтеза, ускорения обмена.

Благодаря преобладанию процессов синтеза над распадом флора ускоряет свой рост в 2 раза. Агроном-ботаник Дж. Смит проводил эксперименты на кукурузе и сое с использование музыки Джорджа Гершвина.

Полученные результаты также показали, что музыка для растений — мощный стимул роста и развития. А в 1970-х гг. в книге рекордов Гиннесса появилось имя Дана Карлсона — фермера, вырастившего самый большой в мире страстоцвет пурпурный (180 м против обычных 54 см).

Одной из особенностей ухода за этим растением было ежедневное «прослушивание» им произведений А. Вивальди, И.С. Баха, а также музыки, напоминавшей щебетание птиц.

Исследователи, изучавшие влияние музыки на растения, пришли к любопытным выводам. Рост растений зависит прежде всего от звуковых частот. Наиболее благотворна для растений классическая музыка

(58—75 Гц), а вот рок оказывает пагубное влияние. При этом тропические растения могут быть признаны «фанатами» современного рэпа.

Студенты одного из российских вузов провели эксперимент, чтобы проверить влияние музыки на рост комнатных растений.

Были использованы песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 1990-х гг., музыка из советских фильмов.

Оказалось, что растения с «удовольствием» слушают музыку из кинофильмов и бардовские песни, к Баскову относятся равнодушно, а песни 1990-х их просто угнетают.

Как растения «общаются»

Ученые в результате некоторых исследований доказали, что растения не только общаются между собой, но и слышат окружающие их звуки.

Научный сотрудник университета Западной Австралии доктор Моника Гальяно провела несколько исследований, в результате которых выяснила, что растения реагируют на звук и общаются между собой щелчками.

Исследования проводились на ростках кукурузы. В процессе роста корни ростков регулярно производили щелчки.

Кроме того, корни помещенных в воду ростков тянулись в том направлении, где находился источник звука.

В результате других исследований, проведенных доктором Дэвидом Джонсоном в университете Абердина, было обнаружено, что растения могут общаться между собой через почву.

Например, если корни одного растения заражены каким-либо заболеванием, то оно предупреждает об этом своих «соседей». В качестве посланника выступает особый грибок, который находится в почве.

Благодаря своевременному предупреждению здоровые растения активируют специальные гены для защиты от болезни. В некоторых случаях растения предупреждают об опасности путем выделения газа.

Например, если надрезать лист одного растения, то оно начнет выпускать газ, а другие растения начинают готовиться к возможной опасности путем выделения специальных химических веществ. Подобная реакция наблюдается у многих растений, например, у капусты, когда на листьях поселяются гусеницы.

Читайте также:  Иммунитет - что это такое?

— Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Общее число ныне живущих описанных видов растений около 500 тыс. Древнегреческому ученому Теофрасту было известно 600 видов растений.

Одни растения живут на суше, а другие в воде. Одни микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Растения можно встретить даже в безводных пустынях, в Арктике и Антарктике.

Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, выращиваемыми человеком.

(Учитель предлагает записать эти и следующие (выделенные в тексте курсивом) понятия в словарь терминов.)

Растения могут иметь простое и сложное строение (одноклеточные и многоклеточные растения). Одноклеточные растения не имеют органов, а многоклеточные состоят из нескольких органов. Орган — это часть растения с определенным строением и функциями.

Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность растения). К низшим относят растения, тело которых не расчленено на части (например, зеленые водоросли), а к высшим виды, тело которых разделено на специализированные органы (например, корень и стебель).

Растения, образующие семена, называю семенными, а растения, не имеющие семян и размножающиеся с помощью специальных мелких клеток — спор, споровыми растениями.

Зеленые растения способны к фотосинтезу, т. е. они с помощью энергии солнца превращают неорганические вещества в органические. Поэтому растения являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов.

Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам, растения в процессе фотосинтеза ежегодно образуют около 400 млрд т органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд т углерода. При этом они выделяют в атмосферу кислород, необходимый нам для дыхания.

Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человек. А зеленые насаждения, занимающие 1 га земли, поглощают в течение часа 8 кг углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют 200 человек за то же время!

Помимо этой планетарной роли, зеленые растения являются местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от различных болезней. Огромна роль растений и в жизни человека.

В настоящее время о жизни растений известно достаточно много, но это не значит, что на все вопросы есть ответы и все тайны уже раскрыты. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается неизвестного и увлекательного.

III. Рефлексивно-оценочный этап

— Проверим записи в словаре терминов.

(Все записанные понятия ученики по цепочке комментируют, а учитель при необходимости вносит корректировки.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 1, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме дикорастущее и культурное растение, подписать названия.

3. Составить кроссворд из новых терминов (по желанию).

Источник: http://www.compendium.su/biology/6klass_1/2.html

Презентация по биологии для 6 класса по теме “Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.”

  • Много платьев, Много хруста. Как зовут её? 
  • Живые рубины На ветках видны, И мякотью сладкой Рубины полны. 
  • Пушистый цветок Качнул ветерок. Ой!
  • И шапка долой.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

«Биос»-жизнь, «логос»-учение

  • Термин «биология» появился только в 1802 г., его предложил французский учёный Жан Батист Ламарк

Ботаника – одна из ветвей биологии

  • Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст . Он жил в 370-286 гг. до н.э. и был учеником знаменитого Аристотеля .

«ботанэ»-трава, зелень, растение

Наука

Предмет изучения

Ботаника

растения

Зоология

животные

Микология

грибы

Микробиология

микроорганизмы

Царство – самая крупная единица систематики

 — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы органического мира .

Все живые организмы принято делить на 4 царства:

  • Дробянки (бактерии, синезелёные водоросли)
  • Животные
  • Растения
  • Грибы

Самые примитивные-дробянки. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными , или прокариотами

  • Остальные организмы относятся к ядерным , или эукариотам

Все живые организмы обладают следующими свойствами

  • Дыхание
  • Питание
  • Размножение
  • Рост
  • Развитие
  • Раздражимость
  • Смерть
  • Состоят из клеток

Различия животных и растений

Признак сравнения

растения

Питание

Рост

животные

Образуют питательные вещества за счёт света

Движение

Не ограничен

Питаются готовыми органическими веществами

Большинство растёт до определённого возраста

Малоподвижны

Газообмен

Активно передвигаются

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Строение клетки

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу

Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы), есть пластиды

Наружный слой клетки тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют

Признаки грибов, сближающие их с царством растений

  • Прикреплённый образ жизни
  • Неограниченный рост в течение жизни
  • Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов)

Общее число видов ныне живущих растений – приблизительно 400-500 тысяч! (по разным данным)

  • Теофрасту было известно около 600 видов растений

Задание.

  • Используя рис. на стр. 7, назовите органы растений.

Роль растений в природе

  • Являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле
  • Поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов
  • Являются местообитанием и убежищем для многих животных
  • Являются «лекарством» для животных

Точно определить объём работы , выполняемый растениями, практически невозможно

  • По весьма приблизительным подсчётам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 145 млрд. тонн углерода
  • Одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человек, а один гектар зелёных насаждений поглощает в течение часа 8 кг углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют 200 человек за то же время!

Основные сферы использования растений человеком:

  • Продукты питания
  • Корм для животных
  • Одежда из растительных тканей (лён, хлопок)
  • Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности
  • Лекарственные средства и сырьё для медицинских препаратов
  • Декоративная роль
  • Охрана и улучшение окружающей среды

Структура науки ботаники

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений

Процессы, происходящие в растениях

Систематика растений

Геоботаника

Классификация растений

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их свойства

Цитология

Клетка

Биохимия растений

Химический состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

Вопросы для повторения

  • На какие науки делится наука биология?
  • Что изучает наука ботаника?
  • Что изучает наука зоология?
  • Что изучает наука микробиология?
  • Что изучает наука микология?
  • Какие организмы относятся к доядерным?
  • Назовите признаки живых организмов.
  • Каковы основные различия животных и растений?
  • Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений.
  • Какова роль растений в природе и жизни человека?
  • Каково общее число ныне живущих видов растений?

Домашнее задание

  • Параграф учебника 1: учить, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа, рисунок 9.
  • Творческое задание : Придумайте сказку или рассказ на тему: «Что бы произошло, если бы на Земле исчезли все растения?».
  • Для желающих : найдите информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Сделайте доклад.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-po-biologhii-dlia-6-klassa-po-tiemie-tsarstvo-rastieniia-vnieshn.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]