Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация “Дыхание и обмен веществ у растений”

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Дыхание и обмен веществ у растений

2 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Повторение 1. Каково значение фотосинтеза в жизни живых организмов? 2. Почему лист зеленых растений называют органом воздушного питания? 3. Чем по способу питания автотрофы отличаются от гетеротрофов? 4. Почему роль зеленых растений К. А. Тимирязев назвал космической? 5. Почему накопление кислорода в атмосфере важно для жизни?

3 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. При фотосинтезе образуются вещества с запасом энергии, а при дыхании эти вещества распадаются с выделением энергии.

4 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Сравнение:

5 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Питание Дыхание Почвенное Воздушное (фотосинтез) Обмен веществ

6 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма.

7 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Окружающая среда Фотосинтез Дыхание Органические вещества Углекислый газ, вода Энергия

8 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

Закрепление

9 слайд Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Описание слайда:

1.       Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе. 2.       Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза. 3.       Газ, поглощаемый растениями в процессе дыхания. 4.       Процесс расщепления органических веществ в клетке для обеспечения ее энергией. 5.

       Органическое вещество – продукт фотосинтеза. 6.       Основной орган растения в котором происходит фотосинтез 7.       Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода. 8.

       Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Д/з: § 15 (в рабочей тетради и в учебнике)

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Презентация к уроку: Дыхание и обмен веществ у растений

  •          Презентация к уроку: Дыхание и обмен веществ у растений 
  • Задачи урока: •    познакомить учащихся с процессом дыхания и обменом веществ у растений; •    показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;
  • •    обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения.
  • Планируемые результаты обучения: предметные; —  формирование первоначальных понятий о сущности процесса дыхания у растений, о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза, о космической роли зелёных растений, об обмене веществ как важном признаке жизни для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; —  объяснение значения процесса дыхания в жизни растения,   космической роли  зелёных растений в  природе и жизни человека; метапредметные; —  развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; —  формирование умения сравнивать различные явления природы, находить их общие закономерности, различия, формулировать выводы; личностные: —  формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе;
  • —  формирование личностных представлений о ценности растений, осознание значимости охраны растительного мира.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Дыхание и обмен веществ у растений

По учебнику:

И.Н. Пономаревой

И.В. Николаева

О.А. Корниловой

Учитель биологии Ушкарева В.Я.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

  1. ВСПОМНИТЕ
  2. происходят во
  3. время фотосинтеза.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

  • Растения, как все живые организмы, при дыхании потребляют кислород.
  • Большинство растений получают кислород из воздуха через устьица и чечевички.
  • Водные растения потребляют кислород, растворенный в воде, всей поверхностью тела.
  • Дыхание обеспечивает потребность всех клеток и тканей растений в кислороде.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

  1. Дыхание – процесс поглощения растением кислорода и
  2. выделения углекислого газа.
  3. Органи
  4. Неорганические вещества
  5. ЭНЕРГИЯ
  6. 4
  7. Кислород

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

  • Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением
  • кислорода, происходящим днем и ночью, фотосинтез
  • протекает только на свету.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Активно идет процесс

дыхания в молодых

тканях растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растения. Много кислорода требуется для деления и роста клеток.

  1. По окончании роста, с пожелтением
  2. листьев, особенно в зимнее время,
  3. интенсивность дыхания заметно
  4. снижается, но не прекращается.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

  • СВЕТ
  • УГЛЕКИСЛЫЙ
  • ГАЗ
  • УГЛЕКИСЛЫЙ
  • ГАЗ
  • КИСЛОРОД
  • ФОТОСИНТЕЗ
  • ДЫХАНИЕ
  • КИСЛОРОД
  • ПАРЫ ВОДЫ
  • Вода с растворенными
  • в ней минеральными
  • веществами

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Обмен веществ у растений

Необходимые для жизнедеятельности вещества и энергию растения получают путем питания и дыхания.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Обмен веществ

  • Это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой .
  • Оба процесса –фотосинтез и дыхание- протекают в виде последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Обмен веществ

ФОТОСИНТЕЗ

  • В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, полученным растением из окружающей среды, образуются сахара , которые затем превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры и витамины-вещества, необходимые растению для питания и запасания энергии .

ДЫХАНИЕ

  • В процессе дыхания происходит расщепление органических веществ на неорганические соединения – углекислый газ и воду . При этом растение получает высвобождающуюся энергию
  1. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
  2. ФОТОСИНТЕЗ
  3. ДЫХАНИЕ
  4. Энергия
  5. Углекислый газ, вода
  6. Органические
  7. вещества

Органы питания растений

Обмен веществ обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость дыхания и фотосинтеза. Он связывает организм в единое целое. Вместе с тем обмен веществ соединяет живой организм с окружающей средой. Из нее с помощью корней и листьев растение получает необходимые ему вещества и в нее выделяет продукты своей жизнедеятельности.

  • Этапы дыхания
  • Внешнее дыхание-газообмен
  • -поступление кислорода,
  • -удаление углекислого газа
  • Клеточное дыхание
  • использование кислорода в биологическом окислении
  1. Тип питания
  2. 14
  3. Орган
  4. Ткань
  5. Клетки
  6. Структуры
  7. Вещества

Дыхание- процесс, обеспечивающий растительный организм энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.

Дыхание и фотосинтез- необходимое условие обмена веществ, а значит, и жизнедеятельности растительного организма.

  • Какие вещества участвуют в двух взаимосвязанных процессах обмена веществ у растений- дыхания и фотосинтеза?
  • В чем заключается роль обмена веществ в жизни растений?
  • Для чего при выращивании растений на тяжелых глинистых и заболоченных почвах необходимо их регулярное рыхление?
  • Поясните, как в процессе обмена веществ осуществляется связь организма растения со средой.
  • Представьте свой отчет в виде схемы или модели, отражающей эту связь.
  • Знаете ли вы…
  • За миллиарды лет, прошедшие со
  • времени появления фотосинтезирующих
  • организмов, в недрах Земли накопилось
  • огромное количество солнечной энергии
  • в форме горючего материала-торфа, каменного угля, нефти, газа.
  • Добывая эти вещества и сжигая их, человек высвобождает энергию,
  • накопленную растениями, которую широко использует для
  • разных целей: освещения и обогрева жилищ и учреждений, работы
  • транспорта, фабрик и заводов.
  • ТОРФ
  • КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Дыхание растений

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1419.

Обновлено 3 Октября, 2020

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1419.

Обновлено 3 Октября, 2020

Дыхание является одним из важных условий жизни растения. Именно в процессе дыхания высвобождается энергия, используемая организмом для жизнедеятельности. Кратко и понятно о дыхании растений расскажем в данной статье.

https://obrazovaka.ru/biologiya/dyhanie-rasteniy-kratko-6-klass.html?noa=1

Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания. Такое расщепление происходит под воздействием кислорода и ещё называется окислением. В результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.

Читайте также:  Строение тела человека - биология

Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая растением в процессе фотосинтеза.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.

Дыхание и обмен веществ у растений, БиологияРис. 1. Схема дыхания растений.

Известно, что на свету растения выделяют ещё и кислород, но это происходит в результате другого процесса – фотосинтеза.

Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.

Это же справедливо и для растения в целом.

Дыхание растений включает два процесса:

  • клеточное дыхание;
  • газообмен растения с внешней средой.

Дыхательными центрами клетки являются митохондрии. Они есть и у животных.

Именно в этих органоидах происходит окисление органических веществ. Обычно такими веществами являются углеводы, но дыхание может идти и за счёт белков или жиров.

При окислении выделяется энергия. Вода остаётся в клетке, а углекислый газ путём диффузии покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.

Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами. До этого в ходе многих реакций образуются и вновь распадаются другие вещества.

В отличие от животных растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через специальные структуры в покровных тканях:

Устьица располагаются в кожице листьев и молодых стеблей (эпидерме). Каждое из устьиц имеет замыкающие клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

Дыхание и обмен веществ у растений, БиологияРис. 2. Устьица под микроскопом.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, структуры, расположенные в пробке стебля.

Дыхание и обмен веществ у растений, БиологияРис. 3. Чечевички на стволе берёзы.

Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные и в растении следуют один за другим.

Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются органические вещества, содержащие энергию, полученную в виде света.

Дыхание – это способ высвобождения энергии, запасённой в питательных веществах.

Интенсивность дыхания неодинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

  • прорастающие семена;
  • распускающиеся цветы;
  • растущие органы.

Не рекомендуется ставить крупные растения в спальной комнате, поскольку ночью они поглощают большое количество кислорода и выделяют углекислый газ.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:

  • температура;
  • влажность;
  • содержание кислорода в воздухе.

При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.

Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего воздуха.

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили, что дыхание растений – процесс, обеспечивающий клетки энергией. Кислород также необходим растениям, как углекислый газ. Процесс дыхания и фотосинтеза участвуют одни и те же вещества. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ – конечными продуктами. При фотосинтезе – наоборот.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1419.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест «Биография Горького»с результатом 8/9

Гость завершил

Тест «Матрёнин двор»с результатом 9/11

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 17/19

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 11/14

Гость завершил

Тест на тему “Части речи”с результатом 4/5

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 15/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Дыхание растений

  • Дыхание — один из важнейших процессов обмена веществ у растений, в результате которого происходит поглощение кислорода и окисление органического вещества с выделением углекислого газа и энергии.
  • От части процесс дыхания противоположен фотосинтезу. 
  • Вспомним, что при фотосинтезе растениями потребляется углекислый газ и выделяется кислород.
  • В этом можно убедиться благодаря опыту.

Посмотрите: освещённое растение — элодея — выделяет пузырьки — это кислород.

Поместим на стакан с водой лабораторную воронку.

А сверху её стебля — пробирку. Проверим наличие газа тлеющей лучинкой. Лучинка вспыхнула, значит, растение выделяет кислород. Важно заметить, что выделение кислорода всегда наблюдается при образовании органических веществ в листьях.

А теперь проверим, действительно ли при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ.

Удалим из воды воздух. Для этого прокипятим её и остудим. Будет ли растение в такой воде выделять кислород? Нет, пузырьков не видно, кислород не выделяется.

  1. Но стоит насытить воду углекислым газом, как растение начинает выделять кислород.
  2. Сделаем вывод: зелёные растения поглощают углекислый газ и воду, создают органические вещества, при этом выделяется кислород.
  3. При дыхании все происходит наоборот поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Фотосинтез и дыхание это два процесса, которые идут параллельно в клетках растений зелёного листа. Как и всем другим организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия. Они получают её в процессе дыхания.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Если у животных есть специальные органы для дыхания, то у растений таких специальных органов нет. Так как же тогда растения дышат?

Жизненные процессы протекают во всех живых клетках. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат.

Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три ёмкости из бесцветного прозрачного стекла — стаканы. В один из них поместим 30 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во второй стакан положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2-3 дня подержать в воде. В третий стакан поместим свежесрезанные веточки липы с листьями. Края стаканов смажем вазелином. Плотно закроем стаканы стеклом и поставим в тёмное тёплое место.

На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в стаканах. Опустим в каждый из них зажжённую свечу, прикреплённую к проволоке.

Свечи гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в стаканах, и выделили большое количество углекислого газа.

В этом же помогает убедиться и известковая вода. Если поместить небольшие сосуды с известковой водой внутрь стаканов она помутнеет, взаимодействуя с углекислым газом. Этот опыт показывает, что все органы растения дышат, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Если вместо стаканов взять термос, хорошо сохраняющий тепло, то, опустив в него термометр, легко заметить повышение температуры. Это часть энергии при дыхании выделилась в виде тепла.

Если наземные растения поглощают кислород из окружающего воздуха атмосферы, то водные растения потребляют кислород, растворенный в среде их обитания.

Читайте также:  Науки о человеке и их методы - биология

Дышат растения и днём, и ночью. Днём большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также через чечевички стеблей, которые расположены на поверхности коры многолетних растений.

Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время для дыхания растения используют, в основном кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений.

Как протекает процесс дыхания?

Вы все видели, как горят дрова в костре. При горении выделяется большое количество энергии в виде тепла и света. Откуда она берётся? При горении органические вещества взаимодействуют с кислородом (вы уже знаете, что кислород поддерживает горение).

Сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, — воду и углекислый газ. А световая энергия, которая была использована растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ, освобождается в виде тепла и света.

Горение сходно с дыханием.

Во всех клетках растения содержится некоторая часть глюкозы, которая была получена при фотосинтезе. При дыхании глюкоза взаимодействует с кислородом поступившим в клетки, и окисляются. В результате такого процесса образуются углекислый газ и вода. А также высвобождается много энергии.

Итак, в процессе дыхания происходит расщепление сложных органических веществ на простые, например крахмала на глюкозу. И в конечном итоге на углекислый газ и воду.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

При дыхании растение обеспечивается энергией. Поэтому дыхание — это жизненно важный процесс. Основная часть этой энергии запускает превращение одних соединений в другие. Также образовавшаяся энергия в процессе дыхания используется на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Часть освобождаемой энергии превращается в тепловую. Например, около крупных цветков лотоса температура воздуха может повышаться на 12 °С.

Наиболее интенсивно дыхание растений происходит в тёплую погоду.

При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней её рыхлят специальными культиваторами.

Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажнённых (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Её твёрдые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется.

Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запылённому воздуху и загрязнению.

Биология в лицее

Дыхание и обмен веществ у растений

Растения, как все живые организмы, постоянно дышат. Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения.

Большинство растений получает кислород из воздуха через устьица и чечевички.

Водные растения потребляют его из воды всей поверхностью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных местах, имеют особые дыхательные корни, поглощающие кислород из воздуха.

Дыхание – сложный процесс, протекающий в клетках живого организма, в ходе которого при распаде органических веществ высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности организма.

Основным органическим веществом, участвующим в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара (особенно глюкоза).

Интенсивность дыхания у растений зависит от количества углеводов, накопленных побегами на свету.

Дыхание – это протекающий с участием кислорода процесс распада органических питательных веществ до неорганических (углекислого газа и воды), сопровождающийся выделением энергии, которая используется растением для процессов жизнедеятельности.

Дыхание – процесс, противоположный фотосинтезу. Сравним процессы дыхания и фотосинтеза в клетках зеленого листа растения.

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений.

Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреждение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыхания у растений.

По окончании роста, с пожелтением листьев и особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.

  • Дыхание – непременное условие жизни растений.
  • Дыхание листьев. (Анимация)
  • Чтобы жить, растение обязательно должно получать путем питания и дыхания необходимые ему вещества и энергию.

Поглощенные вещества в процессе преобразований в клетках и тканях становятся веществами, из которых растение строит свое тело. Все преобразования веществ, происходящие в организме, всегда сопровождаются потреблением энергии.

Зеленое растение (как автотрофный организм), поглощая световую энергию, преобразует ее в химическую и накапливает в сложных органических соединениях.

В процессе дыхания при расщеплении органических веществ эта энергия высвобождается и используется растением на преобразование веществ и процессы жизнедеятельности, которые происходят в клетках.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

Оба эти процесса – фотосинтез и дыхание – идут путем последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие.

Например, в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды образуются сахара, которые затем через ряд промежуточных реакций превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры и витамины – вещества, необходимые растению для питания и запасания энергии.

Весь процесс дыхания протекает в клетках растительного организма. Он состоит из двух этапов, в ходе которых сложные органические вещества расщепляются на более простые, неорганические – углекислый газ и воду.

На первом этапе при участии специальных белков, ускоряющих процесс (ферментов), происходит распад молекул глюкозы. В итоге из глюкозы образуются более простые органические соединения и выделяется немного энергии.

Этот этап дыхательного процесса происходит в цитоплазме.

На втором этапе простые органические вещества, образовавшиеся на первом этапе, взаимодействуя с кислородом, окисляются – образуют углекислый газ и воду. При этом высвобождается много энергии. Второй этап дыхательного процесса протекает только с участием кислорода в специальных органоидах клетки – митохондриях.

Таким образом, в процессе дыхания происходит расщепление более сложных органических веществ на простые неорганические соединения  – углекислый газ и воду. При этом растение обеспечивается высвобождающейся энергией.

Одновременно идет передача различных химических элементов из одних соединений в другие. Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ. Обмен веществ – один из важных признаков жизни.

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Обмен веществ связывает все органы организма в единое целое. Вместе с этим благодаря обмену веществ организм объединяется с окружающей средой. Из нее растение поглощает вещества через корни и листья и выделяет в среду продукты своей жизнедеятельности. Дыхание, как и питание, – необходимое условие обмена веществ, а значит, и жизни организма.

Читайте также:  Генетика и эволюционная теория - биология

Гдз по биологии 6 класс пономарева, корнилова, кучменко вентана-граф 15. дыхание и обмен веществ у растений ответы и решения онлайн

На данной странице представлено детальное решение задания 15. Дыхание и обмен веществ у растений по биологии для учеников 6 классa автор(ы) Пономарева, Корнилова, Кучменко

15. Дыхание и обмен веществ у растений

Стр. 84. Вспомните

№ 1. Значение фотосинтеза для растений.

Одно из весомых значений фотосинтеза для растений – образование питательных веществ, поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

№ 2. Какие процессы происходят во время фотосинтеза?

В процессе фотосинтеза в растениях происходит поглощение углекислого газа. При достаточном уровне солнечного света и влажности образуются органические вещества, и выделяется кислород.

Стр. 87. Вопросы в конце параграфа

№ 1. Какие вещества участвуют в двух взаимосвязанных процессах обмена веществ у растений – дыхания и фотосинтеза? Как они образуются?

Дыхание и фотосинтез – эти два процесса не только взаимосвязаны, но и противоположны. В дыхании принимают участие кислород и органические вещества, в результате чего образуются углекислый газ и вода. При фотосинтезе образуется кислород и углеводы, а участие принимают вода и углекислый газ.

№ 2. В чем заключается роль обмена веществ в жизни растений?

Для полноценного существования растению необходимы питательные вещества и энергия, которые оно может получать с помощью дыхания и питания. В процессе преобразования в тканях и клетках растения эти вещества помогают ему расти. Поглощая солнечный свет, оно накапливает питательные вещества в органических соединениях до следующей весны.

№ 3. Для чего при выращивании растений на тяжелых глинистых и заболоченных почвах необходимо их регулярное рыхление?

Мы знаем, что тяжелые глинистые и заболоченные почвы плохо пропускают воду и кислород. Регулярное рыхление таких почв позволяет насытить их кислородом, что необходимо для дыхания растений и, как следствие, их полноценного роста.

№ 4. Поясните, как в процессе обмена веществ осуществляется связь организма растения со средой. Представьте свой ответ в виде схемы или модели, отражающей эту связь.

В процессе обмена веществ происходит поглощение растением солнечного света, воды, минеральных веществ и углекислого газа. В результате выделяется кислород и пары воды.

Дыхание и обмен веществ у растений, Биология

№ 5. Внимательно рассмотрите рисунок 93. Определите, какой процесс показан на рисунке слева (А) и какой – справа (Б). Сравните их и укажите самое существенное различие в рабочую тетрадь и представьте в виде схемы процесс дыхания растения.

На рисунке А показан процесс фотосинтеза (поглощение углекислого газа растением и выделение кислорода). На рисунке Б показан процесс дыхания (поглощение кислорода растением и выделение углекислого газа). Процесс дыхания растения подан в ответе к вопросу № 4.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф Задание: 15 Дыхание и обмен веществ у растений

Новыe решебники

Похожие решебники
по биологии 6 класс

Дыхание и обмен веществ у растений – ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р.

— формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п.

— устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л.

— формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: дыхание, обмен веществ; описывать процесс дыхания у растений и характеризовать сущность этого процесса; устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение; характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Оборудование и материалы: учебник, интерактивная доска.

Общие рекомендации.

Поскольку материал § 15 уже знаком ученикам и они углубляют имеющиеся знания, учатся выстраивать причинно-следственные связи и делать выводы и обобщения, то изучение нового материала можно совместить с развитием умения составлять конспекты. Чтобы учащиеся смогли восстановить способность к восприятию и воспроизведению учебного материала, целесообразно в середине урока провести физкультминутку.

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
  • II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения домашнего задания. Первый ученик отвечает на вопрос учителя, второй ученик оценивает ответ одноклассника, отмечает допущенные ошибки (если они присутствуют) и дополняет ответ. Учитель оценивает работу двух учеников.

Комментированная проверка выполнения домашнего задания в тетради. Выставление отметок.

Заслушивание сообщения о растениях. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки.)

  1. — Почему фотосинтез называют воздушным питанием?
  2. — Каково значение фотосинтеза в природе?
  3. III. Работа по теме урока

Сегодня мы не только узнаем много нового о жизнедеятельности растений, но и вспомним уже известное, а также составим конспект § 15. Конспект — это краткое изложение материала. Он может содержать цитаты, различные тезисы, графики, изображения и текст.

  • (Начать нужно с составления вопросов, ответив на которые ученики смогут раскрыть суть учебного материала.)
  • — Что такое дыхание растений?
  • — Какие процессы происходят при дыхании?
  • — Могут ли растения не дышать длительное время?
  • — В каких условиях может происходить дыхание растений?
  • — Где в клетке происходят дыхательные процессы?
  • — Как кислород попадает в растение, а углекислый газ выходит из него?
  • — Почему у молодых растений процесс дыхания происходит интенсивнее, чем у старых?
  • — Что такое обмен веществ?
  • — Почему обмен веществ — это одна из наиважнейших характеристик живых организмов?

(Вопросы ученики записывают в тетрадь. Кроме того, их целесообразно представить на доске. Учитель просит прочитать вслух начало параграфа и устно ответить на первый вопрос. Затем помогает учащимся сформулировать краткий ответ, который они записывают в тетрадь. Подобным образом разбираются все вопросы.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 15, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Написать мини-сочинение на тему “Жизнь на Земле без солнечного света”.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]