Экологические группы млекопитающих, биология

Экологические группы млекопитающих, Биология

ВСПОМНИМ ПРОШЛЫЙ УРОК! Тест «Отряды млекопитающих» 1.Какое млекопитающее является яйцекладущим сумчатым? А. кенгуру Б.утконос В.ехидна Г. кряква 2.Самое крупное животное на планете относится к отряду А.хоботные Б.ластоногие В.китообразные Г.сумчатые 3. Наибольшее количество сумчатых и однопроходных обитают в А.Австралии Б.Южной Америке В.Евразии Г.Африке 4. Наиболее прогрессивными чертами обладают представители отряда А.парнокопытные Б.приматы В.хищные Г.хоботные 5. Сложный желудок из четырех отделов имеют представители отряда А.хищные Б.непарнокопытные В.ластоногие Г.парнокопытные

Экологические группы млекопитающих, Биология

Что не так?

Экологические группы млекопитающих, Биология

Тема урока «Экологические группы млекопитающих» Седакова М.В. Учитель I кв. кат. ГБОУ «Центр «Динамика» №616, г. Сантк – петербурга

Экологические группы млекопитающих, Биология

Цели урока: Изучить различные экологические группы млекопитающих Научится определять принадлежность млекопитающих к определенной экологической группе

Экологические группы млекопитающих, Биология

Экологические группы

Экологические группы млекопитающих, Биология

Типично наземные млекопитающие Хорошо развитый шерстный покров Пропорционально сложенное сильное тело, мускулистая шея Высокие развитые конечности В зависимости от пищевого объекта могут быть более развиты отделы тела (длинная шея, наличие хобота)

Экологические группы млекопитающих, Биология

Прыгающие млекопитающие Хорошо развитый шерстный покров Сильное тело Длинные и сильные задние конечности, укороченные и более слабые передние Некоторые представители имеют сильный хвост

Экологические группы млекопитающих, Биология

Наземно-древесные млекопитающие Хорошо развитый шерстный покров Вытянутое сильное гибкое тело Укороченные конечности, вооруженные когтями Некоторые представители имеют по бокам тела кожистую складку, улучшающие планирование

Экологические группы млекопитающих, Биология

Почвенные млекопитающие Короткий и густой шерстный покров Короткое вальковатое тело, с незаметным шейным отделом Конечности лопатообразные, короткие, сильные Ушные раковины редуцированы, зрение плохо развито, хорошо развиты слух и обоняние

Экологические группы млекопитающих, Биология

  • Летающие млекопитающие Негустой шерстный покров Обтекаемая форма тела Передние конечности превращены в крылья, летательная перепонка находится между сильно вытянутыми костями кисти, туловищем, задними конечностями и хвостом Обладают эхолокацией
  • Водные млекопитающие Шерстного покрова нет Рыбообразная форма тела, шейный отдел отсутствует Передние конечности видоизменены в ласты, задние конечности редуцированы Слуховой проход закрыт, носовые отверстия с клапанами, у китов имеется китовый ус
  • Околоводные млекопитающие Ластоногие Однопроходные и др. Шерстного покрова нет Обтекаемая форма тела Конечности видоизменены в две пары ластов Густой шерстный покров Вытянутое гибкое тело и длинный хвост Конечности снабжены плавательными перепонками

Повторим! Впишите в таблицу названия млекопитающих, относящихся к разным экологическим группам, силуэты которых вы найдете в кабинете, в соответствующую графу «Представители».

  1. Проверим!
  2. Как мы можем использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?
  3. Домашнее задание Уметь охарактеризовать различные экологические группы млекопитающих Вписать еще по 1-2 представителя в таблицу.

58. Экологические группы млекопитающих – презентация, доклад, проект

Слайд 1Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

§ 58. Экологические группы млекопитающих 7 класс Биология Полякова Е.А

Слайд 2Экологические группы млекопитающих, Биология Слайд 3Экологические группы млекопитающих, БиологияСлайд 4Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

Экологические группы млекопитающих

Слайд 5Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

Экологические группы млекопитающих

Слайд 6Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

Распределите животных на группы

Слайд 7Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

Млекопитающие приспособились к жизни в наземной, почвенной, водной и воздушной средах обитания (см. также § 2). В различных природно-климатических зонах они населяют леса, луга, степи, пустыни. Живут по берегам водоемов, в реках, озерах, морях и океанах. Некоторые освоили воздушную среду, многие ведут роющий образ жизни.

Слайд 8Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

Млекопитающие образовали несколько экологических групп с характерными чертами строения, жизнедеятельности, поведения (рис. 219). (Определение термина “экологическая группа” см. в очерке об экологических группах птиц.)

Слайд 9Экологические группы млекопитающих, БиологияСлайд 10Экологические группы млекопитающих, БиологияОписание слайда:

Типично наземные млекопитающие населяют леса и открытые пространства. Они имеют пропорционально сложенное сильное тело, хорошо развитую мускулистую шею, высокие конечности. Передвигаются ходьбой, бегом и прыганьем. Наиболее ярко признаки группы проявляются у быстробегающих зверей.

Слайд 11Слайд 12Слайд 13Описание слайда:

Среди наземных зверей много растительноядных видов: олени, лошади, антилопы. Это травоядные животные. Особые приспособления имеют млекопитающие, которые кормятся ветками и листьями деревьев. Особенно длинная шея развита у жирафа. Это позволяет ему не только срывать листья, недоступные другим наземным животным, но и обеспечивать себе хороший обзор местности.

Слайд 14Описание слайда:

У слонов массивная голова и короткая шея компенсируются длинным подвижным хоботом. Хищные звери имеют не такие длинные ноги, как растительноядные. Однако сравнительно длинные ноги у хищников, преследующих добычу быстрым бегом, например у волка и гепарда, а относительно короткие конечности у хищников, подстерегающих добычу, например у льва, тигра, рыси.

Слайд 15Описание слайда:

Прыгающие наземные млекопитающие, например заяц, тушканчик, кенгуру, имеют сильные и длинные задние конечности и укороченные, более слабые передние. У кенгуру слабые передние ноги потеряли свое значение опоры при прыжках. Зато развит длинный хвост, который при медленном движении животного играет роль дополнительной опоры, а при больших прыжках – балансира и руля.

Слайд 16Описание слайда:

Наземно-древесные млекопитающие, живущие в лесах, связаны с древесно-кустарниковой растительностью. Они устраивают гнезда на деревьях, а кормятся как на земле, так и на деревьях. У этих зверей вытянутое, сильное и гибкое тело, укороченные конечности, вооруженные острыми когтями.

Слайд 17Описание слайда:

К этой группе относятся лесная куница, соболь, белка, бурундук. У многих мелких наземно-древесных видов хорошо развит хвост с длинными остистыми волосками, что способствует планирующим прыжкам. У летяги по бокам тела развита кожистая складка, улучшающая ее планирующие способности.

Слайд 18Слайд 19Описание слайда:

Подземные млекопитающие приспособлены к роющему образу жизни. Почти все время они проводят под землей, редко появляясь на поверхности. Тело землероев короткое, вальковатое, шейный отдел не заметен, хвост редуцирован. Мех короткий, густой, без ворса, ноги короткие с сильной мускулатурой и большими когтями. Ушные раковины редуцированы.

Слайд 20Описание слайда:

Роющие животные

Слайд 21Слайд 22Описание слайда:

Зрение плохо развито, а у некоторых подземных зверьков глаза скрыты под кожей. Хорошо развиты у землероев обоняние и осязание. Крот роет землю сильными, вывернутыми наружу лопатообразными передними конечностями и выталкивает землю на поверхность головой. Слепыш роет землю крупными, выдающимися вперед резцами.

Слайд 23Описание слайда:

Летающие млекопитающие в полной мере освоили воздушную среду. К этой группе относятся представители отряда рукокрылых. Передние конечности у летучих мышей превратились в длинные и гибкие крылья, в которых натянута перепонка между сильно вытянутыми костями кисти передней конечности, туловищем, задней конечностью и даже хвостом.

Слайд 24Описание слайда:

У быстро летающих зверьков, например у рыжей вечерницы, крылья длинные и узкие; у медленно летающих ушанов – широкие и тупые.

Слайд 25Слайд 26Описание слайда:

В связи с полетом сильно развиты грудные мышцы, которые, как и у птиц, прикрепляются к килю грудины. Летучие мыши не только добывают насекомых в воздухе, но, как и птицы, совершают сезонные миграции: на зимовку улетают в теплые районы.

Слайд 27Описание слайда:

У всех рукокрылых хорошо развиты ушные раковины: они улавливают отраженные от предметов издаваемые в полете зверьками ультразвуки, которые помогают ориентироваться и даже в темноте находить добычу.

Слайд 28Описание слайда:

Водные и околоводные млекопитающие. Типичными из них, полностью утратившими связь с землей являются китообразные. Тело их приобрело обтекаемую рыбообразную форму, голова сливается с туловищем, шейный отдел отсутствует. Основным органом движения служит хвостовой плавник, расположенный (в отличие от рыб) в горизонтальной плоскости.

Слайд 29Слайд 30Описание слайда:

Передние конечности, видоизмененные в ласты, выполняют роль рулей. Задние конечности редуцированы полностью, исчезли ушные раковины, закрыт наружный слуховой проход, носовые отверстия закрываются клапанами, отсутствует шерстный покров.

Слайд 31Слайд 32Описание слайда:

Хорошо развит подкожный жир, обеспечивающий теплоизоляцию. В связи с питанием планктонными организмами у усатых китов исчезли зубы и развился особый цедильный аппарат, состоящий из большого числа роговых пластин.

Слайд 33Описание слайда:

Большую часть жизни проводят в воде ластоногие. Однако они не утратили связи с сушей: выходят на лежбища в период размножения. У ластоногих две пары ластов, принимающих участие в движении в воде. Шерстный покров редуцирован, хотя детеныши рождаются покрытыми густым мехом. Термоизолирующую роль выполняет толстый слой подкожного жира.

Читайте также:  Гибридологический метод изучения наследственности

Слайд 34Описание слайда:

Есть млекопитающие, которые ведут полуводный образ жизни. Они принадлежат к различным систематическим группам, используют разную пищу, но имеют общие черты в связи с полуводным образом жизни. Их конечности снабжены плавательными перепонками, функцию руля в воде выполняет хвост. Шерстный покров хорошо развит, имеет густой теплый подшерсток.

Слайд 35Описание слайда:

За шерстью зверьки, ведущие полуводный образ жизни, тщательно ухаживают: разбирают, расчесывают, смазывают жирным секретом кожных желез. К млекопитающим, ведущим полуводный образ жизни, принадлежат утконос, выхухоль, бобр, выдра, ондатра и др. В воде они прекрасно плавают и ныряют, свободно перемещаются по суше, хотя в скорости заметно уступают типичным наземным зверям.

Слайд 36Описание слайда:

Значение млекопитающих в природе.

Слайд 37Описание слайда:

Охрана животных

Слайд 38Описание слайда:

Памятники животным

Слайд 39Описание слайда:

Выводы. Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов и семейств. Однако они обладают сходными адаптивными (приспособительными) чертами к одинаковым условиям обитания.

Слайд 40Слайд 41Слайд 42Слайд 43Описание слайда:

Домашнее задание
заполнить прикрепить в комментарии

Слайд 44

Экологические группы млекопитающих (биология, 7 класс): основные особенности, наземные и другие отряды

Уникальные особенности млекопитающих (теплокровность, живорождение) дали им возможность приспособиться к жизни в разных географических поясах и освоить основные среды.

В связи с этим возникло большое разнообразие видов животных, отличающихся внешним строением, что привело к разделению их на отряды по адаптивным признакам.

Тема «Экологические группы млекопитающих» в 7 классе по биологии знакомит учащихся с животными и их признаками, относительно места обитания.

Наземные лесные млекопитающие

По предположениям учёных, предками млекопитающих были древние пресмыкающиеся — зверозубые ящеры, обитавшие на земле 200 млн лет назад. Ноги у них, как и у современных видов, располагались под туловищем, а зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

Экологические группы млекопитающих, Биология

В ходе эволюционного процесса млекопитающие приобрели ещё множество характеристик, которые позволили животным не только расселиться по всем континентам планеты, но и приспособиться к полёту, жизни под землёй и в воде. Совокупность видов, приспособленных к обитанию в какой-либо природной среде, называют экологической группой.

Их существует несколько: наземная, подземная, водная и летающая.

В состав наземной входят животные, обитающие в лесах, тундре, степях, горах и пустынях. Это самая многочисленная группа, которая состоит из лесных зверей и обитателей открытых мест. По образу жизни они подразделяются на:

Экологические группы млекопитающих, Биология

  1. Полудревесных. К ним относятся гималайский медведь, соболь, бурундук. Животные добывают еду и питаются на земле, свои жилища устраивают под корнями и в дуплах поваленных деревьев. Детёнышей рождают в норах (барсук), в берлогах (белогрудый медведь). Для животных характерны ограниченность зрения, хорошо развитый слух и обоняние.
  2. Древесных (белки-летяги, ленивцы, большинство обезьян, некоторые виды куниц). Звери живут в кронах деревьев, кустарниках, иногда спускаются на землю. Там они добывают пищу, устраивают гнёзда для отдыха и выведения потомства, спасаются от врагов. Древесные виды наделены гибким телом, сильными и очень подвижными конечностями. Острые когти, хватательного типа лапы с пальцами, цепкий хвост помогают удерживаться на стволах и легко передвигаться в ветвях деревьев. У летяги по бокам тела имеется кожистая складка, улучшающая планирующие возможности.
  3. Наземных. К ним относятся растительноядные (олени, лошади, полёвки, мыши, антилопы, козлы, бараны) и хищники (лев, тигр, рысь). Живут и корм добывают под древесно-кустарниковым ярусом.

Характеризуются стройным телом, быстрым передвижением, хорошим зрением. Конечности снабжены копытами или тупыми когтями.

Звери открытых пространств

К этой группе относятся животные лугов, степей, прерий и саванн. Это антилопы, куланы, жирафы, сайгаки, дикие лошади и др. Основная растительность таких экосистем — травы, поэтому среди животных преоб­ладают травоядные.

Крупные растительноядные копытные млекопитающие могут длительное время проводить на пастбищах, поедая большое количество травы, быстро преодолевать дальние расстояния в поисках водопоев, бегством спасаться от врагов.

Они не строят себе жилища, а появившиеся на свет детёныши почти сразу же встают на ноги и самостоятельно следуют за кочующими по бескрайним просторам родителями.

Экологические группы млекопитающих, Биология

На газелей, джейранов и других антилоп охотятся сильные и быстроногие хищники открытых пространств (степные волки, львы, гепарды, гиены). Адаптивными признаками являются довольно высокая острота зрения, крупные размеры зверей и поднятая на длинной шее голова. Большинство видов способны долго обходиться без воды, довольствуясь влагой, получаемой с травой.

На открытых пустынных пространствах с редкой растительностью обитают группы мелких и средних по величине млекопитающих: сурки, суслики, тушканчики, хомяки.

В поисках пищи они способны перемещаться очень быстро (до 20 км/ч) благодаря сильным задним конечностям. Длинный хвост помогает изменять направление движения во время бегства от врагов.

Колонии этих зверьков ежедневно сооружают новые норы, поэтому могут оказывать негативное воздействие на ландшафт и условия роста растений.

Подземная группа

Среди самых известных подземных животных можно выделить броненосцев, кротов, слепцов и слепышей. Большую часть своей жизни эти звери проводят в почве. Там они находят для себя пропитание и роют убежище.

Основные характеристики подземных животных:

Экологические группы млекопитающих, Биология

  1. Туловище слегка уплощённое.
  2. Слабо заметная шея.
  3. Короткая шерсть и хвост.
  4. Толстые лапы.
  5. Отсутствуют ушные раковины.
  6. Частично редуцированные глаза.

Роющие животные рыхлят землю при помощи резцов или передних конечностей. Они приспособлены к подземной среде обитания, абсолютно без света.

Органы зрения этих млекопитающих развиты плохо, но они прекрасно чувствуют даже самые тонкие запахи.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Самым типичным представителем является обыкновенный крот. Определить, в каком месте он обитает, можно кучкам выброшенной земли, которые называются кротовинами. В почве эти животные создаются целые системы из узких ходов. В течение суток они несколько раз обходят свои владения в поисках личинок, насекомых и червей. Под землёй кротам не страшны низкие температуры.

К этой группе млекопитающих также относится большое количество мелких грызунов. Среди них землеройка, полёвка и мышь.

Водные и околоводные

Водными и околоводными млекопитающими называют животных, которые обитают или полностью зависят от океана. Разница между двумя группами описана в таблице.

Экологическая группа животных Признаки Пример
Водная Имеют обтекаемую форму тела, приспособления для плавания. Отсутствуют шерсть и ушные раковины. Дельфин, кит, касатка
Околоводная Проживают в воде, имеют пару ласт, живут на берегу. Морж, тюлень, нерпа.

Приспособленность млекопитающих к среде обитания обусловлена строением тела. По отношению к другим представителям группы, китообразные являются самыми типичными. Их тело имеет рыбообразную форму, а голова слита с туловищем, то есть нет шейного отдела.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Для передвижения используют хвостовой плавник, которых расположен в горизонтальной плоскости. В качестве передних конечностей выступают ласты. С их помощью китообразные поворачивают. Дыхательное отверстие может закрываться при помощи клапанов. У них большое количество подкожного жира, который необходим для обеспечения теплоизоляции.

Ластоногие проводят большую часть своей жизни в водной среде. Но они выходят на берег во время размножения. У этих животных есть 2 пары ластов, которые необходимы для плавания. Детёныши рождаются с густой шерстью, но постепенно она исчезает.

Есть также такие млекопитающие, которые ведут полуводный образ жизни. Их относят к разным семантическим группам. Конечности имеют специальные перепонки для плавания, а в качестве руля выступает хвост.

У этих животных есть развитый и тёплый волосяной покров. К самым известным представителям группы относятся выдра, ондатра, утконос, бобр, выхухоль и др. Они могут свободно перемещаться по суше, но также хорошо чувствуют себя в воде.

Читайте также:  Врожденное и приобретенное поведение, биология

Животные плавают и ныряют.

Отряд рукокрылые

Примерно 25% всех представителей класса млекопитающих способны летать. Всего насчитывается 985 видов летучих мышей. Отряд рукокрылых появился около 70 миллионов лет назад.

У предков современных животных развились летательные перепонки, которые постепенно преобразовались в настоящие крылья. Считается, что летучие мыши произошли от древесных насекомоядных.

Размах крыльев может достигать 1,5 метра.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Рукокрылые обитают во всех регионах планеты. Исключение — Антарктида и Арктика. Самым распространённым видом является подковонос. Он живёт в тропиках и в Южной Европе. За Северным полярным кругом обитает только одна группа рукокрылых. Но также есть и районы, где из млекопитающих распространены исключительно летучие мыши.

Рукокрылые смогли летать благодаря тому, что произошла мутация одного гена. Из-за этого у них отрасли очень длинные пальцы, которые со временем трансформировались в крылья.

Самой маленькой летучей мышью является Китти. Она проживает в Таиланде. Её размер может варьироваться от 29 до 33 мм, а максимальный вес достигает всего 2 грамм.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Самое крупное летающее млекопитающее — индонезийская лисица. Размах крыльев у этих летучих мышей может достигать 2 метров. На втором месте по величине находится малая голая бульдоговая. Наибольшее рукокрылое США — большой эумопс. Размах её крыльев может доходить до 70 см.

Различные виды млекопитающих обитают по всей планете.

Благодаря особенностям организма и строению они могут жить в знойных пустынях, холодных регионах Арктики и Антарктиды, при постоянных перепадах температур в горах и во влажных тропиках.

Животные во время эволюции успели выработать огромное количество разных приспособлений и механизмов, позволяющих комфортно себя чувствовать в любых условиях.

Происхождение и экологические группы млекопитающих — урок. Биология, 8 класс

Учёные полагают, что млекопитающие произошли от зверозубых ящеров — группы древних пресмыкающихся (жили более (200) млн лет назад), у которых ноги располагались под туловищем, а зубы подразделялись на резцы, клыки и коренные.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Об этом свидетельствует сходство современных млекопитающих с современными пресмыкающимися на ранних стадиях зародышевого развития.

Экологические группы млекопитающих, Биология

На родство млекопитающих с пресмыкающимися указывает и существование таких современных зверей, которые откладывают яйца с большим количеством питательных веществ, имеют развитые вороньи кости, клоаку и другие признаки низкой организации (Отряд Первозвери, или Яйцекладущие (утконос и ехидна)).

Самыми древними млекопитающими были меланодоны, которые жили (160) млн лет назад.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Меланодон был величиной с крысу, покрыт шерстью, имел тонкий слабоопушенный хвост. Зубы у него были типичными для млекопитающих. Он вёл ночной образ жизни. Вероятно, он мог не только бегать по земле, но и лазать по деревьям, а при необходимости даже плавать.

Экологические группы Млекопитающих

Появившись на Земле, млекопитающие, обладавшие постоянной температурой тела, высокоразвитым головным мозгом, способностью выкармливать детёнышей молоком, широко распространились и заселили территории с разным климатом. 

Развитие у них приспособлений к различным средам жизни привело к появлению наземных, подземных, водных и летающих групп. Каждая из этих экологических групп включает более мелкие группы, различающиеся приспособлениями животных к различным местам обитания (например, среди наземных животных имеются ведущие типично наземный, полудревесный и древесно-лазающий образ жизни).

Наземные млекопитающие

1. Наземные лесные звери.

В наших лесах встречаются бурый медведь, белка, лось, соболь, бурундук, лось, рысь.

К типичным древесно-лазающим зверям относятся белки и некоторые виды куниц. На деревьях они добывают пищу, устраивают гнёзда для отдыха и выведения потомства.

Лесные звери, ведущие полуназемный, полудревесный образ жизни, питаются в основном на земле, а гнёзда устраивают под корнями деревьев, в дуплах, расположенных невысоко над землёй, в стволах поваленных деревьев (соболь, бурундук).

Наземный образ жизни ведут бурый медведь, росомаха, барсук, лось, косуля и многие другие крупные звери. Весь корм они добывают на земле. Детёнышей рождают на лесной подстилке (лоси, косули), в норах (росомаха, барсук), в берлогах (бурый медведь).

Экологические группы млекопитающих, Биология

2. Наземные звери открытых пространств (лугов, степей, пустынь).

Крупные растительноядные млекопитающие (травоядные копытные), способные много времени находиться на пастбище, длительно и быстро перемещаться в поисках водопоев, бегством спасаться от врагов (антилопы, сайгаки, джейраны, куланы, зебры, дикие лошади, жирафы). Их детёныши сразу же после рождения встают на ноги и следуют за родителями.

На копытных охотятся хищные животные (львы, степные волки, гепарды).

К зверям открытых пространств относят и группы мелких и средней величины животных (сусликов и тушканчиков).

Экологические группы млекопитающих, Биология

3. Наземные звери, живущие в разных местах обитания.

Некоторые звери, например, волк и лисица, живут в лесах, степях, пустынях, горах. Состав пищи, способы её добывания, условия размножения этих животных различны в разных местах обитания. Так, волки, живущие в лесах, рождают детёнышей в логовах, а в пустыне и тундре они часто роют норы.

Группа подземных млекопитающих немногочисленна. Это кроты, слепыши, африканские землекопы. К этой же экологической группе млекопитающих относят многих мышей, полёвок, землероек. Всю или значительную часть жизни подземные млекопитающие проводят в норах, питаясь в почвенном слое.

Наиболее типичный представитель этой экологической группы — обыкновенный крот. Места обитания кротов можно обнаружить по кротовинам (кучкам выброшенной почвы). В почве кроты прокладывают сложную систему ходов.

Крот прокладывает подземные ходы большими, вывернутыми наружу передними лапами. Действуя ими как лопатами, крот разрыхляет землю и отбрасывает её назад.

За сутки крот несколько раз пробегает по своим подземным ходам, подбирая попавших туда червей, насекомых и их личинок.

Экологические группы млекопитающих, Биология

Водные и полуводные звери

Водный образ жизни ведут киты и дельфины, преимущественно водный — моржи и тюлени. Такие млекопитающие, как ондатра, бобр, речная выдра, обитают как на суше, так и в воде.

Несмотря на приспособленность к обитанию в водной среде, все эти животные сохранили главные особенности млекопитающих — живорождение и вскармливание детёнышей молоком. Дышат эти животные атмосферным воздухом, поднимаясь на поверхность, чтобы сделать вдох.

Экологические группы млекопитающих, Биология

К настоящим летающим зверям относятся только Рукокрылые, например, Летучие мыши. Большинство видов летучих мышей обитает в тропиках и субтропиках. В нашей стране встречаются рыжая вечерница и обыкновенный ушан.

Кости у летучих мышей тонкие и лёгкие. На грудине, как у птиц, имеется киль. К нему прикрепляются мощные грудные мышцы, приводящие в движение крылья. В образовании крыльев принимают участие передние конечности. Эластичные кожистые летательные перепонки охватывают кости передних конечностей и, соединяясь по бокам с туловищем и задними конечностями, доходят до хвоста.

Летучие мыши ведут сумеречный и ночной образ жизни. Летучие мыши ориентируются в пространстве даже в темноте и не сталкиваются с препятствиями благодаря эхолокации (улавливанию звуков, отражённых от каких-то предметов). Этому способствуют большие ушные раковины.

Наряду с обычными звуками летучие мыши способны издавать и слышать особые, очень высокие, не воспринимаемые человеком ультразвуковые сигналы. Посылаемый вперёд по направлению движения ультразвук отражается от предметов и, возвращаясь, улавливается летучими мышами.

Днём летучие мыши укрываются на чердаках, в подвалах, дуплах деревьев и других укромных местах. Уцепившись задними ногами, они висят вниз головой. Во время дневного отдыха у зверьков понижается температура тела, замедляются дыхание и кровообращение.

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

Цель

: сформировать у учащихся знания о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих.

Образовательная

– формирование у учащихся знаний о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих, закрепление умений узнавать и систематизировать изученных животных класса Млекопитающие.

Развивающая

– совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.

Читайте также:  Размножение, развитие и происхождение млекопитающих - биология

Воспитательная

– прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.

Тип урока:

изучение нового материала, урок путешествие.

Оборудование

: презентация, выступления учеников, мультимедийный комплекс карта Мира, Саратовской области, фотографии животных.

Вид урока:

представление урока в виде презентации (Приложение 1) в Microsoft Power Point.

Формы работы:

индивидуальная, в парах.

Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения об экологических группах животных: лесные звери, звери открытых пространств, роющие звери, водные животные, летающие.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

  • Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке.
  • Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания.
  • Организация начала занятия.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы изучили все основные отряды млекопитающих (учитель просит повторить отряды животных). На данном уроке продолжим знакомиться с многообразием животного мира.

Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по их местам обитания. Для этого мы совершим небольшое путешествие по некоторым географическим местам.

Мы побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, в море (слайд 2).

У: Догадайтесь, какие это группы? (экологические)

(Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”)

У: На доске (слайд 3). представлены разнообразные фотографии животных, распределите их на группы по своему усмотрению. Названия животных: соболь, лось, медведь, зебра, рысь, хомяк, бобер, кит, тюлень, летучая мышь, крот, мышь. Объясните ваш выбор (работа парами).

У: А теперь мы проверим правильность ответов. Для этого всем необходимо пройти по маршруту экспедиции, нам помогут проводники. И как любые путешественники, мы будем фиксировать все услышанное и увиденное в дневнике наблюдений т. е. в таблице “Экологические группы млекопитающих” (слайд 5).

Экологическая группа Представители группы Признаки животных Систематическая группа

Давайте совершим наше первое путешествие в леса северо-восточной части Саратовской области.

Выступает с презентацией (Приложение 2) первый ученик – проводник по теме “Наземно-древесные животные”. Ученик рассказывает о лесных животных, дает краткую справку об условиях обитания и признаках представителей экологической группы – размерах, особенностях строения, поведения.

  1. Второй проводник выступает с презентацией (Приложение 3) об экологической группе “Летающие млекопитающие”.
  2. (Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)
  3. У: Второе путешествие мы совершим на луг возле леса.

Выступает третий проводник с сообщением (Приложение 4)“Роющие животные”. Ученик рассказывает о лесных и луговых роющих животных, дает краткую справку об условиях обитания и, соответственно, признаках представителей экологической группы. (Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)

У: Далее мы отправимся в засушливые степи на юге Саратовской области, а потом перенесемся на бескрайние просторы саванн Африки.

Выступает учащийся с презентацией (Приложение 5) “Животные открытых пространств”

У: После жаркой, засушливой Африки хорошо бы побывать возле прохладного водоема. Эти места облюбовали многие своеобразные животные. Нам поможет последний проводник, он расскажет о группе “Водные и околоводные млекопитающие” (Приложение 6).

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради.

По вопросам: (слайд 6, 7)

  1. Перечислите основные экологические группызверей.
  2. Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых пространств?
  3. Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах.
  4. Что характерно для роющих зверей? Подтвердите примерами.
  5. Какими общими чертами обладают водные млекопитающие?

6. Типично-наземные млекопитающие:

  1. Имеют короткое тело, слабые ноги.
  2. Имеют пропорционально сложенное тело, развитую шею .
  3. Чаще это животные из отряда Грызунов.
  4. Представлены в основном хищниками.

7. Подземные млекопитающие:

  1. Имеют короткое тело, вальковатое, короткий мех, густой, без ворса, направления роста.
  2. Ушные раковины и зрение развиты хорошо.
  3. Представителями являются лисы, зайцы, барсуки.

8. Водные млекопитающие имеют:

  1. Рыбообразную форму тела, без шейного отдела, горизонтальный хвостовой плавник.
  2. Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.
  3. Конечности, которые превратились в плавники .
  4. К группе относят выдр, акул, дельфинов, тюленей, моржей.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. § 58 учебника, вопросы, задания в рабочей тетради.

2. Творческие задания: подготовить сообщения о хозяйственных группах домашних животных нашей местности.

V. ИТОГ УРОКА.

Подводится учителем или детьми.

У: Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить природные сообщества, природные зоны, а главное – познакомиться с многообразием экологических групп млекопитающих и приспособлениями животных к определенным местам обитания.

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.

Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.

VI. ОЦЕНКИ

7.04.2009

Экологические группы млекопитающих в таблице – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Млекопитающие населяют различные среды обитания. Большинство из них являются наземными животными, но также немало зверей приспособлены к полёту, жизни под землёй и в воде. Совокупность видов, приспособленных к обитанию в какой-либо природной среде, называют экологической группой.

Деление на группы

Всех млекопитающих можно отнести к одной из следующих групп:

  • наземные;
  • подземные;
  • летающие;
  • водные;
  • древесные.

Наземные звери

Эту группу можно разделить на подгруппы:

  • животные открытых пространств;
  • лесные.

Животные открытых пространств, как правило, способны к быстрому бегу или прыжкам. К ним относятся, например, все копытные. Они не строят никаких жилищ и рождают детёнышей, готовых следовать за родителями.

Рис. 1. Виды открытых пространств.

Грызуны и некоторые зайцеобразные (кролики, пищухи) роют норы, где рождают беспомощных, голых детёнышей.

Подземные звери

Эта группа немногочисленна и очень специализирована, т. е. имеет приспособления в строении. Это:

  • короткая шея;
  • отсутствие ушных раковин;
  • глаза маленькие, могут быть скрыты под кожей;
  • компактное тело.

Рис. 2. Подземные млекопитающие.

Кроты роют ходы передними лапами, а слепыши и слепушонки – нижними резцами.

Древесные млекопитающие

Многие млекопитающие способны к лазанию по деревьям и используют их для охоты, питания и укрытия, но некоторые виды проводят на деревьях практически всё время жизни (ленивцы, обезьяны, белки и др.).

Водные звери

Среди водных зверей есть:

  • околоводные (норка);
  • полностью водные (китообразные и сирены);
  • полуводные (ластоногие, бобр, ондатра, нутрия).

Рис. 3. Водные млекопитающие.

Околоводные животные на имеют приспособлений к водной среде. Норка живёт вблизи воды и охотится на рыбу, но похожа по строению на наземных хорьков.

Водные животные имеют обтекаемую форму тела, ласты, толстый слой подкожного жира.

Полуводные часть жизни проводят на суше.

Летающие звери

К ним относятся летучие мыши, или рукокрылые.

Так как отряд рукокрылые является вторым по численности после грызунов, можно говорить, что каждый четвёртый вид млекопитающих способен к полёту.

Таблица «Экологические группы млекопитающих»

Группа Особенности Представители
Наземные Быстрый бег, хорошее зрение Копытные, хищные, зайцеобразные
Подземные Короткое тело, слабое зрение, приспособления для рытья Кроты, цокоры, слепыши
Водные Конечности типа ластов, рыбообразное тело, особое строение глаз; у полуводных – плавательные перепонки Китообразные, ластоногие, водные грызуны
Летающие Передние конечности изменены в крылья Рукокрылые
Древесные Цепкие когти, хвост, хватательные конечности; у летяг и шерстокрылов кожистая перепонка между передними и задними конечностями Коалы, шерстокрылы, опоссумы, ленивцы и т. д.

Что мы узнали?

Экологические группы млекопитающих объединяют виды, имеющие приспособления к жизни в определённой среде.

ПредыдущаяСледующая

Вам также может понравиться

Ссылка на основную публикацию