Земля без человека имела бы совершенно иной облик, это факт. Неуклонно растущая численность населения нуждается в большом количестве продовольствия, территорий для размещения.
Предприятия, специализирующиеся на изготовлении потребительских товаров, используют огромное количество невозобновляемых ресурсов.
При рассмотрении вопроса по биологии в 5 классе, как человек изменил природу, следует обозначить этот аспект.
Воздействие на внешнюю среду
Древние люди, приспосабливаясь к выживанию, освоили управление примитивными орудиями труда, додумались возделывать почву, приручать животных и получать от них потомство. Именно с этого момента началась их взаимосвязь с окружающим миром.
Изначально общество если и наносило ущерб природе, то он был минимальным. Потреблялся только необходимый минимум, а нарушаемый таким способом естественный баланс быстро подвергался восстановлению.
Это должно быть обозначено в школьном проекте или сообщении.
Многостороннее и активное влияние на окружающее пространство, которое привело к кардинальному изменению облика Земли, наблюдается с приходом промышленной революции, которая состоялась в конце XIX века. Развитие усовершенствованных технологий, ускоренный технический и научный прогресс оказали антропогенное действие на окружение, набравшее опасные обороты.
Человек на любом этапе своего развития остается частью природы. При ее изменении и загрязнении общество вредит само себе. Резко ухудшившаяся экологическая обстановка ведет к появлению и массовому распространению многих серьезных болезней.
Негативные последствия
В настоящее время люди, попадая в неизученную среду, стремятся ее приспособить под свои потребности, изменить для собственного удобства.
Решая, каким образом человек воздействует на природу, нужно понимать, что в любом случае последствия носят комплексный и разрушительный характер.
Намеренное изменение или уничтожение существующих экосистем становится результатом таких мероприятий:
- прокладка магистралей;
- вырубка лесных массивов;
- нерациональная добыча полезных ископаемых;
- целенаправленное перенаправление речных русел;
- распашка нетронутых участков под угодья с/х назначения;
- городская застройка.
Отдельного внимания заслуживает строительство плотин для обеспечения функционирования ГЭС. С этой целью затопляются большие равнинные территории, чем нарушаются отдельные экосистемы, гибнут представители фауны и флоры. Презентация на эту тему к школьному уроку будет очень интересной.
Вырубка лесных массивов
Известно, что деревья являются единственным источником, обеспечивающим все живые существа кислородом. Они оправданно называются «легкими» планеты, тем не менее целенаправленно уничтожаются современным обществом. Статистика весьма неутешительная, за последние несколько веков территория лесных массивов сократилась практически вдвое.
При изучении в 5 классе влияния человека на окружающую среду важно определить закономерность, что при вмешательстве в локальную экосистему наступает гибель многих животных и растений.
Дело в том, что кардинально изменяется их естественная среда пребывания. Такая обстановка опасна, ведь изменение одного вида флоры, фауны ведет к нарушению общего баланса.
Даже косвенное действие на окружающую среду привело к исчезновению многих видов тех или иных живых организмов, которые так и не приспособились к созданным новым условиям.
Факт, но многие животные, растения истреблялись специально с целью наживы.
Загрязнение окружающего пространства
Биосфера представлена важными компонентами, это воздух, вода и земля. Между ними прослеживается тесная взаимосвязь. Их загрязнение происходит практически в одинаковой пропорции. Оно представлено разными отходами жизнедеятельности общества:
- радиационные выбросы;
- удобрения химического происхождения, которыми обрабатываются сельскохозяйственные угодья;
- бытовые отходы;
- производственный токсичный мусор.
Статистика показывает, что по состоянию на 1970 год общий объем отходов, оставленных на планете человеком, составлял около 40 млрд т. К настоящему времени этот показатель достиг 300 млрд т. Планета не в состоянии справляться с таким количеством мусора, ее самовосстановление невозможно, но и влиять на ситуацию она не может.
Решая вопрос, как человек изменил Землю, необходимо понимать, что в результате его необдуманной деятельности источники с пресной водой, почва загрязняются промышленными химикатами, стоками с/х назначения. По этой причине многие крупные реки мирового масштаба страдают от сильного загрязнения, передавая воды мировому океану. Примером станет:
- Дунай;
- Миссисипи;
- Сена;
- Дон;
- Волга;
- Нил.
Практически 1/3 часть всей поверхности океанов затянута масляной пленкой. Она создается в ходе добычи и перевозки, переработки нефтепродуктов. А без них современное общество не способно существовать, т. к. эти вещества являются основным энергетическим источником. Разлившаяся нефть не дает живым организмам потреблять кислород из атмосферы, из-за чего многие океанические обитатели погибают.
Опасные выбросы
Огромное количество транспортных средств, промышленные объекты пополняют отравляющими веществами окружающую среду. К таковым относится свинец, алюминиевые соединения, сера, оксиды азота, ртуть.
Из-за большого количества сернистого газа выпадают кислотные дожди, влекущие гибель сельскохозяйственных культур, диких представителей флоры.
Такие осадки негативно сказываются на здоровье людей, общем состоянии природы.
Существует понятие «парникового эффекта», который создается в результате массовых выбросов углекислого газа, сжигания кислорода. По сути, это таяние ледников, которые на планете признаны стратегическим запасом пресной воды, нужной для всех живых организмов. Такая обстановка ведет к климатическим переменам на всех континентах.
Техногенные катастрофы
Аварии подобного рода смертельно опасны. Они несут пагубное действие не только на отдельные виды фауны и флоры, но и способны поражать масштабные регионы или всю поверхность планеты.
Если рассматривать происшествие на Чернобыльской АЭС, зараженные радиацией зоны и в настоящее время непригодны для жизни. Уровень радиации на этих территориях просто зашкаливает, превышая все допустимые нормы.
Со станции Фукусима после взрыва могла произойти утечка зараженной воды, который бы хватило для заражения всех океанических вод на Земле.
Положительное сосуществование
Современное общество серьезно задумывается о благоприятном действии на окружающее пространство с целью сохранения всего живого на планете.
С этой целью образуются усовершенствованные экосистемы. Они искусственные, но приспосабливаются к предоставляемым условиям.
Сегодня в жарких странах проводится орошение пустынь, которое помогает появляться на безжизненных территориях живым ландшафтам.
Масштабные населенные пункты пополняются зелеными массивами, которые очищают загрязненный воздух. При этом следует понимать, что созданные руками человека системы нуждаются в регулярном контроле.
Рассуждая, почему человек изменяет природу в лучшую сторону, стоит принять во внимание, что такие действия должны свести к минимуму уже наступившие негативные последствия. Всячески делаются попытки по восстановлению принесенного природе ущерба. Так сохраняются экологические условия, необходимые для нормального существования.
Проблемы и их решения
Развитие человека сложно представить без изменения облика планеты. Природные ресурсы потребляются с целью удовлетворения потребностей для нормальной жизни.
Важно понимать, что существующие на Земле запасы не являются безграничными, при их необдуманном использовании жизнь стоит под угрозой.
Природоохранные мероприятия помогут снизить негативное действие на природу, сохранить нормальную экологию для будущих поколений:
- Изобретение щадящих методов получения полезных ископаемых.
- Организация заповедных зон, на территории которых поддерживается естественная среда обитания для вымирающих видов животных и растений.
- Создание альтернативных энергетических источников.
- Использование безотходного производства.
- Применение очистных сооружений, которые не допускают выбросов в атмосферу.
- Правильная переработка мусора.
- Правильное ведение сельского хозяйства с целью предотвращения истощения грунтов.
- Селекция новых растительных культур, дающих высокий урожай. Так не потребуется распашка новых неосвоенных территорий.
Только в гармонии с природой при бережном отношении к ней человек сможет существовать на планете, пользоваться доступными благами. Способность к самовосстановлению у окружающей среды ограничена. Об этом следует помнить, не допускать экологических катастроф с необратимыми последствиями. Подобная информация будет полезной при подготовке реферата или доклада к школьному уроку.
Урок №57. Воздействие человека на окружающую среду
- Методическое пособие уроков с видеоматериалами
- Тип урока – комбинированный
- Методы:частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
- Цель:
- – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
- Задачи:
- Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
- Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
- Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
- УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
- Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
- Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
- Планируемые результаты
Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
- Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
- Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
- Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
- Изучение нового материала
- Воздействие человека на окружающую среду.
С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время.
Млрд. наших современников оказывают на природу такое же (по масштабам) воздействие, какое могли оказать люди каменного века, если бы их численность составляла 50 млрд. человек, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимо с энергией, получаемой Землей от Солнца.
Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля Эдуарда IV (1273 г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени, за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. Более чем через 100 лет (1388 г.) издается эдикт Об охране Темзы в черте города.
С развитием науки и техники увеличились количества и объемы химических соединений, поступающих в атмосферу, загрязняющих водоемы, проникающих в почву и недра Земли, изменяющих протекание естественных (природных) круговоротов и др.
В результате перед обществом возникла дилемма: либо бездумно катиться к своей неизбежной гибели в надвигающейся экологической катастрофе, либо сознательно превратить созданные гением человека могучие силы науки и техники из орудия, ранее обращенного против природы и самого человека, в орудие их защиты и процветания, в орудие рационального природопользования.
Таким образом, социальная экология возникла в ответ на потребность в сокращении опасного воздействия человечества на природу для сохранения естественных условий жизни. Ее основное назначение – обеспечить качественно новый способ развития общества во взаимодействии с природой
В 1957 г. П. Дансеро сформулировал три экологических закона:
Закон необратимости взаимодействия в системе «человек –биосфера»– часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных и др.) может стать невозобновляемой, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство.
Мы уже упоминали о том, что, например, неконтролируемая охота на стеллерову корову привела к ее исчезновению как биологического вида. То же самое происходит и с другими видами животных.
В целом за последние примерно 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 видов млекопитающих и птиц.
Закон обратимости биосферы – биосфера после прекращения воздействия на ее компоненты антропогенных факторов стремится восстановить свое состояние, т. е. сохранить свое экологическое равновесие и устойчивость. Например, заброшенные сельскохозяйственные поля постепенно, в результате сукцессии, возвращаются в состояние дикой природы.
Закон обратной связи взаимодействия в системе «человек-биосфера» – любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, бумерангом возвращается к человеку и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей. Подтверждением этого закона могут быть экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала и др.
- Вопросы и задания
- 1.Оцените современное воздействие человека на окружающую среду
2.Приведите примеры, иллюстрирующие экологические законы П. Дансеро
- Воздействие человека на природу
- Влияниечеловеканаокружающуюсреду
- Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека
- Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. – 320 с
СайтYouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Влияние деятельности человека на окружающую среду
Деятельность человека рассматривают как отдельную группу экологических факторов.
В процессе хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает водоемы, распахивает участки целинной степи, загрязняет окружающую среду ядовитыми веществами и т.д.
В результате этого исчезло значительное количество видов растений и животных, а тысячи видов находятся на грани исчезновения.
Влияние человека на окружающую среду:
- Вырубка лесов приводит к уменьшению видового разнообразия животных и растений.
- Научные исследования позволяют разрабатывать мероприятия по охране животных (кольцевание птиц).
- Большие промышленные предприятия загрязняют окружающую среду.
- Неосторожное поведение с огнем — причина опустошающих лесных пожаров, тушить которые очень тяжело.
Но человечество начинает осознавать, что сохранение и улучшение состояния природы невозможно без сохранения биоразнообразия, то есть биологического разнообразия организмов, населяющих нашу планету.
Для разработки мероприятий по охране животного и растительного мира в первую очередь необходимо изучать те виды организмов, которым угрожает исчезновение. Свыше 30 стран мира присоединились к Всемирной стратегии охраны природы.
Она базируется на понимании того, что устойчивость отдельных экосистем, а также всей биосферы определяется видовым разнообразием организмов. Таким образом, чем больше видов входит в состав определенной экосистемы, тем она устойчивее.
Это же касается и биосферы в целом: каждый вид организмов является необходимым компонентом единой экосистемы нашей планеты — биосферы.
Чтобы сохранить разнообразие животных, растений, грибов, необходимо не бездумно преобразовывать природу, а жить с ней в гармонии, развивая экологическое мышление.
Экологическое мышление — умение анализировать и принимать хозяйственные решения с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей природной среды. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В природных сообществах все виды, входящие в их состав, — необходимые компоненты. Исчезновение любого из них из экосистемы приводит к нарушению взаимосвязей между видами, и, таким образом, к нарушению равновесия в экосистеме, и возможному ее разрушению.
Интенсивное влияние хозяйственной деятельности человека, особенно в последние десятилетия, привело к исчезновению с нашей планеты многих видов организмов. Сотни редких и исчезающих видов требуют немедленной охраны.
На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:
Тема: Человек и природа. Влияние человека на окружающую среду. Тема: Человек и природа. Влияние человека на окружающую среду. Выполнил: ученик 10 класса. – презентация
1 Тема: Человек и природа. Влияние человека на окружающую среду. Тема: Человек и природа. Влияние человека на окружающую среду. Выполнил: ученик 10 класса ученик 10 класса Максимов Денис
2 Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Первая потребление природы человеком. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия.
Второй стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма. Эта форма получила название экологической формы. Первая потребление природы человеком. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия.
Второй стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма. Эта форма получила название экологической формы.
3 Использование природной среды и его последствия Использование природной среды и его последствия Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах.
Это загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах.
Это загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.
4 Загрязнение окружающей природной среды. Загрязнение бывает космическое естественные и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека. Загрязнение бывает космическое естественные и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека.
5 Антропогенное загрязнение Антропогенное загрязнение В городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт. Его доля %. Среди промышленных предприятий, металлургические. 34 %. За ними следуют тепловые электростанции, 27 %.
Остальные проценты падают на предприятия химической (9 %), нефтяной (12 %) и газовой (7 %) промышленности. В городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт. Его доля %. Среди промышленных предприятий, металлургические. 34 %. За ними следуют тепловые электростанции, 27 %.
Остальные проценты падают на предприятия химической (9 %), нефтяной (12 %) и газовой (7 %) промышленности.
6 Химическое загрязнение природных вод. Представляет собой изменение естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей. Представляет собой изменение естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей.
7 Разлив нефти, Керченский пролив, птицы, последствия загрязнения, море, экология
8 Неорганическое загрязнение Основными неорганическими загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Основными неорганическими загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды.
9 Органическое загрязнение.. Сточные воды, содержащие суспензии органического происхождения или растворенное вещество, пагубно влияют на состояние водоемов.
10 Воздействие атомных станций на окружающую среду Наиболее существенные факторы: Наиболее существенные факторы: локальное механическое воздействие на рельеф – при строительстве, локальное механическое воздействие на рельеф – при строительстве, повреждение особей в технологических системах – при эксплуатации, повреждение особей в технологических системах – при эксплуатации, сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты, сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты, изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС, изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС, изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов. изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.
11
12 Влияние жизнедеятельности человека на жизнь животных. Ученые отмечают, что сейчас под угрозой вымирания находятся 12% видов птиц, 23% – млекопитающих и 32% земноводных. Ученые отмечают, что сейчас под угрозой вымирания находятся 12% видов птиц, 23% – млекопитающих и 32% земноводных.
13 Заключение. Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.
Урок 3: Природа и человек
Между обществом и природой в современном мире складываются непростые отношения. С одной стороны человек активно использует природные ресурсы, загрязняет воду, почву, воздух, вырубает леса, что порой приводит к уничтожению целых видов животных или растений. С другой стороны люди всяческими действиями пытаются сохранить окружающую природу. В разных частях мира появляются заповедные территории, где запрещено наносить какой-либо вред флоре и фауне, разрабатываются программы и законы, направленные на охрану окружающего мира. В последнее время все чаще используются различные экологичные энергоносители, которые не будут негативно сказываться на окружающем пространстве.
- План урока:
- Географическая среда и человек
- Природопользование
- Экологические проблемы мира
Географическая среда и человек
Часть земной природы, с которой тесно взаимосвязан человек в жизни и промышленном плане в определенный момент своего развития, получила название географическая среда человека.
Простыми словами – это те условия, без которых жизнь и развитие общества просто невозможны.
Географическая среда является не только средой обитания человечества, но и влияет на духовное развитие людей, их здоровый дух и даже эмоциональное состояние.
Во время своего исторического развития у человека, в той или иной степени, происходит взаимодействие с окружающим природным пространством. Человек регулярно обменивается различными веществами и компонентами с географической средой.
Новый глобальный этап в этом взаимодействии наступил в ХХ веке, после того как влияние общества на окружающую среду существенно выросло.
Природные ландшафты активно стали осваиваться человеком и превращаться в городские, сельскохозяйственные, рекреационные, промышленные и т.д.
Сейчас все чаще в научных кругах параллельно с термином «географическая среда» используется понятие «окружающая природная среда». Под ним понимают определенные условия, необходимые для жизни и развития человека и всех организмов с учетом природных, социальных и экономических факторов.
К социально-экономическим факторам относят плотность расселения человечества, а также изменения природных условий в результате человеческой деятельности – строительство городов, изменение состава воздуха, антропогенное загрязнение воды, изменение или истребления растительного покрова.
В ходе человеческого развития границы географической среды становятся все шире и шире. Чтобы обеспечить собственные потребности в производственную деятельность вовлекается все большее количество природных ресурсов.
Например, в древние времена человеком было задействовано не более 18 химических элементов, в XVIII веке количество элементов выросло до 25, в XIX – до 27. В середине ХХ века человечество использовало уже 80 химических элементов.
Сегодня же применяются все известные науке элементы.
Человек берет из окружающего пространства все большее количество ресурсов, но при этом возвращает в окружающую среду огромное количество отходов своей деятельности. В результате этого образовались две глобальные проблемы, тесно взаимосвязанные между собой:
- загрязнение окружающей среды;
- рациональное использование природных ресурсов.
Активное вторжение человеческого общества в природу, все сильнее сказывается на видоизменении географической оболочки.
Самые первые люди использовали окружающую природу в качестве среды обитания, а также брали из нее только те ресурсы, без которых выжить было просто невозможно. У современного человека потребность в ресурсах гораздо выше.
На Земном шаре практически не осталось местностей, где бы не присутствовала человеческая деятельность. Например, ландшафты большей части Европейского континента видоизменены человеком.
Для оценки состояния современной окружающей среды используют следующие категории:
- естественное состояние – это те участки земной поверхности, которые практически не изменялись человеческой деятельностью. Как правило, это районы с экстремальными природными условиями, в которых жить человеку достаточно сложно, не говоря уже о возможности ведения хозяйственной деятельности. Это тундры, район Арктики, Антарктида;
- равновесное состояние – площади, на которых, несмотря на человеческое воздействие, природные ресурсы успевают возобновиться естественным путем;
- кризисное состояние – на таких участках земной поверхности естественного восстановления не хватает, чтобы нейтрализовать результат человеческой деятельности;
- критическое состояние – происходит деградация экосистемы;
- катастрофическое состояние – при нем невозможно остановить деградацию природы и вернуть все на свои места;
- коллапс – состояние, когда происходит полная необратимая деградация природной среды.
В течение нескольких последних столетий человечество забирает из окружающего мира все больше ресурсов, а возвращает в нее отходы, которые с каждым годом становятся только опасней. Существует три вида антропогенного загрязнения окружающей среды:
- химическое – попадание в природу различных веществ, которые приводят к изменению ее химического состава. Увеличивается содержание макро- и микроэлементов, отложение органики и минералов. В результате меняется состав воды, воздуха, почвы. Пример – попадание продуктов нефтепереработки в водные объекты или отложение тяжелых металлов в почве;
- физическое – источниками загрязнения окружающей среды служат инородные агенты, они нарушают целостность экосистемы. Существует 4 вида физического загрязнения – шумовое, тепловое, радиационное, электромагнитное;
- биологическое – происходит увеличение количества микроорганизмов (вирусов, грибков, червей, сапрофитов) в воздухе, воде, почве. Это приводит к развитию инфекционных заболеваний. Больше всего биологическому виду загрязнения окружающей среды подвержены гидроресурсы.
< id="2">Природопользование
Элементы природы, которые человек использует или может использовать для развития разных отраслей промышленности, получили название природные ресурсы. В случае если ресурс невозможно полностью исчерпать, он называется неисчерпаемым – энергия солнца, воды. К исчерпываемым ресурсам относят минеральные.
Те элементы природы, которые человек не использует в своей промышленной деятельности, но при этом они влияют на его жизнь и развитие, получили название природные условия. К ним относят рельеф земной поверхности, климат, геологию.
Грань между природными условиями и ресурсами условна. Например, ветер, который является важным условием для развития воздушного и водного транспорта, также активно используется как энергетический ресурс.
Во время развития мировых технологий значение природных условий и ресурсов для человечества имели отличия. Большая часть ресурсов просто была не нужна.
Поэтому природные ресурсы – это та категория, которая постоянно меняется в зависимости от возможностей и потребностей общества.
По Земному шару ресурсы природы расположены неравномерно. Расположение полезных ископаемых напрямую зависит от климата и тектонических особенностей в разные геологические эпохи.
- Месторождения угля – считается, что они занимают около 15% суши Земного шара. Из них 60% – это каменный уголь, 40% – бурый. Практически все угольные запасы сосредоточены в Северном полушарии – Азиатский и Европейский континент, а также в Северной Америке.
- Нефтегазоносные бассейны – известно около 600, но нефть и газ добывают только в 450 бассейнах. Крупнейшие запасы также расположены в Северном полушарии. Не менее 70 месторождений нефти и газа относятся к гигантам. По прогнозам в каждом из них содержится от 500 млн. до 1 млрд. тонн нефти.
- Месторождения руд полезных ископаемых были обнаружены возле фундаментов древних платформ. Также такие залежи есть в складчатых областях. Там образовались настоящие рудные пояса. Примеры – Тихоокеанский или Альпийско-Гималайский. Крупнейшие залежи железных руд найдены в Швеции, Австралии, Индии, Российской Федерации, Либерии, Бразилии, Канаде.
- Нерудные полезные ископаемые – огнеупорное сырье, калийные соли, сера, графит, фосфориты – широко распространены по всему Земному шару.
- Земельные ресурсы – участки земли, которые можно использовать для размещения хозяйственных объектов в различных населенных пунктах. Объем мирового земельного фонда – 13,4 млрд. га. 11% от всей площади – это обрабатываемые ресурсы. Они на 88% обеспечивают население пищей. 26% приходится на луга и пастбища. Около 32% земного фонда покрыто лесами и кустарниками. 3% – это урбанизированные территории.
- Водные ресурсы – это те воды, которые человек может использовать в хозяйстве. Это речки, озера, водохранилища, каналы, почвенная влага, подземные воды и воды ледников. На пресную воду приходится всего 2,5% от всей гидросферы планеты. Ежегодно население планеты потребляет 5 тыс. кубических км воды и этот показатель постоянно растет.
- Лесные ресурсы используются в качестве сырьевой базы для деревообрабатывающей и лесной промышленности. Также они используются в туристических и оздоровительных целях, являются средой обитания людей. Общие мировые запасы леса – 4 млрд. га. На сегодняшний день остро стоит вопрос о целесообразном использовании лесных ресурсов, чтобы они успевали возобновляться.
- Биологические ресурсы суши – сейчас известно около 2 млн. живых организмов на Земном шаре. Живая природа лежит в основе лесной и сельскохозяйственной деятельности. Благодаря ресурсам развивается охота и рыбалка.
- Ресурсы Мирового океана – это могут быть энергетические, биологические, минеральные ресурсы. Часть из них залегает под поверхностью морского дна. В зоне шельфов добывают значительную часть рыбы и других морских обитателей. В шельфовых зонах расположены нефтегазоносные бассейны – Мексиканский, Персидский, Гвинейский. На морском дне есть залежи железных руд, угля, серы. В морской воде содержится 75 химических элементов.
Природопользованием называют меры, которые направлены человеком на изучение, освоение, использование и охрану природной оболочки. Оно делится на:
- рациональное природопользование – взаимное отношение общества и природы, в котором человек старается максимально сократить отрицательные последствия своей деятельности. Примером рационального пользование является создание природоохранных территорий – национальных парков, заповедников;
- нерациональное природопользование – вид взаимоотношений, когда разрушительный результат деятельности человека для природы не учитывается. Например, неконтролируемая охота, неумеренный выпас скота, химическое или радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Современная политика многих стран сейчас направлена на рациональное природопользование. Для этих целей создают специальные органы, которые занимаются охраной окружающей среды.
Экологические проблемы мира
Современные глобальные экологические проблемы возникают не только из-за технологического прогресса, но и благодаря равнодушию человека по отношению к окружающей среде, природе, растительному и животному миру. Они могут быть различных видов, но при этом каждая проблема воздействует как на природу, так и на самого человека.
Самые масштабные экологические проблемы в современном мире:
- Загрязнение Мирового океана и дефицит пресной воды.
- Разрушение озонового слоя.
- Загрязнение почвы.
- Истощение земель и их опустынивание.
- Парниковый эффект.
- Кислотные осадки.
В результате загрязнения природы у человека появляются различные заболевания. Загрязненный воздух приводит к проблемам с органами дыхательной системы, онкологии, болезням нервной и кровеносной систем.
Загрязненная вода негативно сказывается на здоровье желудочно-кишечного тракта, почек, сердца и сосудов, также может приводить к онкологическим заболеваниям.
Загрязненная пища приводит к инфекционным патологиям, проблемам с печенью и почками, болезням сердца и сосудов.
Назовите состояние окружающей среды, в ходе которого природные ресурсы успевают возобновиться естественным путем с учетом антропогенного воздействия: Назовите ресурс, который относится к неисчерпаемым: Назовите крупный угленосный бассейн: Назовите один из самых крупных нефтегазоносных бассейнов в мире: В какой стране найдены крупные запасы железных руд: 1 вопрос:
Назовите состояние окружающей среды, в ходе которого природные ресурсы успевают возобновиться естественным путем с учетом антропогенного воздействия: 1) Естественное 2) Равновесное 3) Кризисное 4) Критичное
2 вопрос:
Назовите ресурс, который относится к неисчерпаемым: 1) Минералы 2) Газ 3) Энергия солнца 4) Уголь
3 вопрос:
Назовите крупный угленосный бассейн: 1) Тунгусский 2) Техасский 3) Западно-Сибирский 4) Кавказский
4 вопрос:
Назовите один из самых крупных нефтегазоносных бассейнов в мире: 1) Тунгусский 2) Кузнецкий 3) Ленский 4) Маракайбский
5 вопрос:
В какой стране найдены крупные запасы железных руд: 1) Украина 2) Белоруссия 3) Канада 4) Румыния