Класс гидроидные – биология

Характеристика класса Гидроидные — Науколандия

Преимущественно в пресноводных водоемах обитают гидры. Хотя они похожи на стебельки растений, это животные. Они крепятся ко дну или водным растениям.
Нижний конец тела гидры называется подошвой. Подошвой гидра прикрепляется к опоре. На верхнем конце находится рот, окруженный щупальцами. Бурая гидра имеет тело длиной от нескольких сантиметров до 10 см.

К классу Гидроидные также относятся различные виды морских колониальных полипов. Так обелии образуют кусты, состоящие из сотен особей.

ГидраОбелия
Гидра может передвигаться кувырками. Она наклоняется и опирается на поверхность щупальцами. После этого она поднимает вверх подошву. Затем уже подошва опускается, после чего поднимаются щупальца.

Однако есть и другой способ — опустив щупальца на субстрат, ползти, подтягивая подошву к щупальцам, после чего отодвигая щупальца от подошвы.

В основном гидры питаются мелкими ракообразными (дафниями, циклопами и др.).

Когда к гидре прикасается мелкое животное, то гидра его парализует и щупальцами отправляет в рот. Тело гидры способно сильно растягиваться, это помогает ей поглощать животных больше ее самой.

Гидроидные — это уже не просто многоклеточные организмы, их клетки дифференцированы и образуют ткани, выполняющие различные функции.

Наружный слой тела гидры состоит из покровно-мускульных, стрекательных, нервных и промежуточных клеток. Покровно-мускульные клетки плотно прилегают друг к другу, они служат для защиты, сжатия и растяжения тела, передвижения, сгибание и разгибание щупалец. В основании каждой такой клетки есть мускульное волоконце.

На щупальцах расположено много стрекательных клеток, содержащих в себе ядовитую жидкость и свернутую стрекательную нить.

Если добыча касается чувствительного волоска стрекательной клетки, то нить выстреливает из клетки и вонзается в жертву, по ней в рану стекает яд. Срабатывание множества стрекательных клеток убивает мелких животных.

После срабатывания стрекательная клетка заменяется на новую, которая образуется из промежуточных клеток.

Нервные клетки соприкасаются друг с другом отростками, образуют единую нервную сеть. Отростки нервных клеток контактируют с другими клетками. Когда к гидре прикасается другое животное, то по всей нервной сети распространяется возбуждение, которое приводит к сокращению кожно-мускульных клеток.

Внутри тело гидры выстлано пищеварительно-мускульными и железистыми клетками. Железистые клетки выделяют в полость гидры пищеварительный сок для переваривания пищи.

Пищеварительно-мускульные клетки перемещают пищу в полости, захватывают ее и внутри себя в пищеварительных вакуолях переваривают. Из пищеварительно-мускульных клеток питательные вещества поступают во все остальные клетки.

Непереваренные остатки выделяются в полость и удаляются через рот гидры.

Гидры дышат всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом.

Источник: https://scienceland.info/biology7/hydrozoa

Мир науки

 Класс гидроидными. Класс гидроидных состоит из наиболее примитивных кишечнополостных.

Среди них есть колониальные и одиночные формы. Живут они и в морской и в пресной воде. В пресноводных форм принадлежит пресноводная гидра. Гидра – типичный полип, имеет удлиненную форму небольших размеров (до 1см. Длиной).

На переднем конце гидры находится ротовое отверстие, окруженное венчиком из 5-12 щупалец, на заднем – подошва, с помощью которой животное прикрепляется к субстрату. Стенка тела состоит из экто и энтодермы, а между ними находится студенистая масса – мезоглея.

Эктодерма образована эпителиально-мышечными клетками, в которых различают тело (выполняет покровную функцию) и длинный отросток.Отросток имеет мышечное волокно; совокупность отростков дает возможность щупальцам и телу гидры сжиматься при действии раздражителей.

В эктодерме также находятся стрекательные, нервные, половые и недифференцированные клетки. Нервные клетки имеют длинные отростки, образуют в совокупности нервное сплетение. Такая нервная система называется диффузной.

Энтодерма представлена двумя типами клеток: эпителиально-мышечными и железистыми. Первые, как и соответствующие клетки эктодермы, имеют отростки также участвуют в движениях гидры.

Кроме того, они несут 2-5 тонких жгутиков, направленных в кишечную полость, играющих важную роль в процессах питания.

Гидра, как и другие кишечнополостные, – хищник; питается мелкими водными животными, личинками насекомых, инфузориями.Гидры – малоподвижные животные; большую часть времени проводят

в прикрепленном состоянии. Передвигаются они, поочередно прикрепляясь к поверхности то ротовым концом тела, и подошвой.

Пресноводная гидра размножается неполовым (вегетативным) и половым путем. Неполовое размножение происходит обычно почкованием редко продольным или поперечным делением. Почки образуются примерно в середине тела в так называемом поясе почкования.

В этом поясе время от времени образуется бугорок, который постепенно збульшуеться, на его свободном конце вырастают щупальца и образуется рот. В своей основе такая молодая гидра постепенно видшнуровуеться, отрывается от материнского организма и начинает жить самостоятельно.

Способом почкования гидра размножается при нормальных условиях в течение лета, а осенью развиваются половые клетки (рис.8.В).

Большинство гидр гермафродиты. Сперматозоиты и яйцеклетки образуются у них в эктодерме, причем сперматозоидной бугорки располагаются блище до ротового полюса, а в бугорках – блище до основания формируется по одной яйцевой клетке. Зрелые сперматозоиды выходят в воду и проникают в яйцевые клетки . Так образуется оплодотворенное яйцо.

Оно покрывается плотной оболочкой. Вскоре гидра погибает, а защищены оболочками яйца зимуют в водоеме. Весной из них развиваются маленькие гидрочкы. Таким образом происходит половое размножение гидр. При этом молодой организм развивается из одной оплодотворенной яичной клетки.

Это служит одним из доказательств того, что многоклеточные животные произошли от одноклеточных.

Большинство морских гидроидных полипов образуют колонии, состоящие из большого количества особей. Колония чаще всего имеет вид разветвленной растеньица.

Морские гидрозои размножаются как половым, так и неполовым путем. Веточки колонии образуются только путем почкования. Таким образом образуется комплекс полипов, сидящих точно на стволе и его гилочках.Статеви клетки формируются в эктодерме отдельных половых особей, которые возникают в колониях также способом почкования и называются медузами.

В эктодерме медуз, имеющих половые железы развиваются, развиваются сперматозоиты и яйцеклетки. Половые клетки выходят в воду где происходит оплодотворение. С оплодотворенного яйца выходит личинка – планула, которая выполняет роль расселения организмов. Впоследствии она опускается на дно и прикрепляется к своим расширенным концом.

Постепенно происходит развитие полипа, который размножаясь бесполым путем формирует новую колонию (рис.9).

Источник: http://worldofscience.ru/biologija/38-zoologiya/1436-klass-gidroidnye-obshchaya-kharakteristika.html

Класс Гидроидные

Представителем класса является гидра (рис. 11.1). Это пресноводный одиночный полип с продолговатым мешковидным телом длиной около 1 см. Тело состоит из двух слоев клеток: наружного— эктодермы, и внутреннего— энтодермы, выстилающей кишечную полость.

Два слоя клеток разделены тонкой опорной пластинкой —мезоглеей. На верхнем конце тела гидры располагается рот, окруженный венчиком из 6—12 щупалец. С их помощью гидра захватывает добычу и направляет ее в рот.

На нижнем конце тела находится подошва, с помощью которой гидра прикрепляется к подводным предметам.

В состав эктодермы входят клетки разных видов: эпителиально-мускульные, стрекательные, промежуточные, нервные (рис. 11.2).

Эпителиально-мускульные клетки составляют основу эктодермы. Сократительные волоконца в отростках их клеток обеспечивают движение щупалец и всего тела, которое может вытягиваться, сокращаться, шагать подобно гусеницам бабочек-пядениц.

Среди эпителиально-мускульных клеток расположены по одиночке или группами стрекательные клетки. Особенно много их на щупальцах. В полой капсуле клетки находится спирально свернутая стрекательная нить.

На наружной поверхности клетки расположен чувствительный волосок, раздражение которого (механическое или химическое) вызывает выстреливание стрекательной нити.

Стрекательные клетки используются только один раз, после чего погибают.

Взамен израсходованных стрекательных, а также других видов клеток в эктодерме развиваются новые — из многочисленных мелких быстро размножающихся недифференцированных промежуточных клеток. Благодаря их наличию у гидры хорошо выражена способность к регенерации утраченных или поврежденных клеток и частей тела.

Нервные клетки расположены равномерно в глубине эктодермы; их отростки образуют сетевидное сплетение —диффузную нервную систему. Раздражение от одной клетки передается другим нервным клеткам, а от них — кожно-мускульным клеткам. Ответ на внешнее раздражение у гидры представляет собой простой безусловный рефлекс.

Таким образом, клетки эктодермы выполняют защитную, двигательную и чувствительную функции.

Энтодерма образована клетками двух видов: железистыми и пищеварительными. Железистые клетки выделяют пищеварительные ферменты в кишечную полость. Пищеварительные сходны по строению с эпителиально-мускульными клетками эктодермы, но в отличие от них снабжены одним-двумя жгутиками и способны образовывать ложноножки.

Следовательно, клетки энтодермы специализируются на выполнении пищеварительной функции.

Гидра — хищное животное. Стрекательными нитями своих щупалец она поражает мелких водных животных, парализуя и заглатывая их.

В кишечной полости пища полупереваривается до кашеобразного состояния ферментами, выделяемыми железистыми клетками энтодермы.

Затем мелкие пищевые частицы захватываются вращательными движениями жгутиков пищеварительных клеток и фагоцитируются их ложноножками. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Таким образом, у гидры, как и у всех кишечнополостных, пищеварение смешанное.

Размножение гидры происходит в теплое время года бесполым способомпочкованием. На теле гидры образуется сначала небольшой бугорок — почка, представляющая собой выпячивание наружу двух слоев тела. Почка увеличивается в размерах, на ней образуются щупальца и ротовое отверстие. Вскоре молодая гидра отделяется от материнской особи.

С наступлением осенних холодов гидра приступает к половому размножению. Гидры разных видов могут быть раздельнополыми и гермафродитами. Некоторые промежуточные клетки эктодермы дифференцируются в мужские и женские половые клетки.

Сперматозоиды выходят в воду и сливаются со зрелой яйцеклеткой, находящейся в эктодерме другой гидры. Зигота окружается плотной защитной оболочкой и зимует на дне водоема.

Весной из нее развивается молодая гидра, которая размножается почкованием.

Источник: http://sbio.info/materials/orgbiol/orgmnogoklet/orgkishka/109

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, многообразие видов. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы

Тип кишечнополостных насчитывает около 9 тыс. видов. Они произошли от колониальных простейших — жгутиконосцев и распространены во всех морях и пресноводных водоемах. Тип кишечнополостных разделяют на три класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.

Основные ароморфозы, способствовавшие появлению кишечнополостных :

  • возникновение многоклеточности в результате специализации и объединения взаимодействующих между собой клеток;
  • возникновение двуслойного строения;
  • возникновение полостного пищеварения;
  • появление дифференцированных по функциям частей тела;
  • появление радиальной симметрии.

Кишечнополостные ведут водный, свободный или сидячий образ жизни. Это двухслойные животные, в онтогенезе формирующие два зародышевых листка — экто- и энтодерму, между которыми находится мезоглея — опорная пластинка. Их внутренняя полость называется гастральной. Здесь переваривается пища, остатки которой удаляются через рот, окруженный щупальцами (у гидр).

Класс Гидроидные

Представитель этого класса — пресноводная гидра.

Гидра — полип размером около 1 см. Живет она в пресноводных водоемах, прикрепляясь к субстрату подошвой. Передний конец тела животного образует рот, окруженный щупальцами. Тело гидры покрыто эктодермой, состоящей из нескольких видов клеток:

  • эпителиально-мускульных;
  • промежуточных;
  • стрекательных;
  • половых;
  • нервных.
Читайте также:  Адаптации как результат действия естественного отбора - биология

Энтодерма гидры состоит из эпителиально-мускульных, пищеварительных клеток и железистых клеток.

Слева — Схема расположения нервных клеток в теле гидры. ( по Гессе ). Справа — Стрекательные клетки: А — в покоящемся состоянии, Б — с выброшенной стрекательной нитью (по Кюну): 1 — ядро; 2 — стрекательная капсула; 3 — книдоциль; 4 — стрекательная нить с шипиками; 5 — шипы

Важные особенности кишечнополостных:

  1. наличие стрекательных клеток во внешнем слое. Они развиваются из промежуточных и состоят из стрекательной капсулы, наполненной жидкостью, и стрекательной нити, помещенной в капсуле. Стрекательные клетки служат орудием нападения и защиты;
  2. полостное пищеварение с сохранением внутриклеточного пищеварения.

Гидры — хищники, питающиеся мелкими ракообразными и мальками рыб.

Дыхание и выделение осуществляются всей поверхностью их тела.

Раздражимость проявляется в виде двигательных рефлексов. Наиболее отчетливо на раздражение реагируют щупальца, так как в них плотно сосредоточены нервные и эпителиально-мускульные клетки.

Размножаются гидры почкованием и половым путем. Половой процесс происходит осенью. Некоторые промежуточные клетки эктодермы превращаются в половые клетки. Оплодотворение происходит в воде. Весной появляются новые гидры. Среди кишечнополостных встречаются гермафродиты и раздельнополые животные.

Для многих кишечнополостных характерно чередование поколений. Например, из полипов образуются медузы, из оплодотворенных яиц медуз развиваются личинки — планулы, из личинок снова развиваются полипы.

Гидры способны восстанавливать утраченные части тела благодаря размножению и дифференцировке неспецифических клеток. Это явление называют регенерацией.

Класс Сцифоидные

Этот класс объединяет медуз больших размеров (представители — корнерот, аурелия, цианея).

Медузы обитают в морях. В их жизненном цикле закономерно чередуются половое и бесполое поколения. Тело по форме напоминает зонт и состоит в основном из студенистой мезоглеи, покрытой снаружи одним слоем эктодермы, а изнутри — слоем энтодермы.

По краям зонта расположены щупальца, окружающие рот, находящийся на нижней стороне. Рот ведет в гастральную полость, от которой отходят радиальные каналы, которые соединяются между собой кольцевым каналом.

В результате образуется гастральная система.

Нервная система медуз сложнее нервной системы гидр.

Рис. 34. Развитие сцифомедузы: 1 — яйцо; 2 — планула; 3 — одиночный полип; 4 — почкующийся полип; 5 — делящийся полип; 6 — молодая медуза; 7 — взрослая медуза

Кроме общей сети нервных клеток, по краю зонтика расположены скопления нервных ганглиев, образующих сплошное нервное кольцо и особые органы равновесия — статоцисты. У некоторых медуз появляются светочувствительные глазки, чувствительные и пигментные клетки, соответствующие сетчатке глаза высших животных.

Медузы раздельнополы. Их половые железы расположены под радиальными каналами или на ротовом стебельке. Половые продукты выходят через рот в море. Из зиготы развивается свободноживущая личинка — планула, которая весной превращается в маленького полипа.

Класс Коралловые полипы

Включает одиночные (актинии) или колониальные формы (красный коралл). Они имеют известковый или кремниевый скелет, образованный кристаллами игловидной формы, живут в тропических морях, размножаются бесполым и половым путями (медузной стадии развития нет). Скопления коралловых полипов образуют коралловые рифы.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologia-repetitor/568-tip-kishechnopolostnye-obshhaya-xarakteristika-mnogoobrazie-vidov-klass-gidroidnye-klass-scifoidnye-klass-korallovye-polipy.html

Презентация по биологии на тему “Тип кишечнополостные. Класс Гидроидные” (7 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему “Тип кишечнополостные. Класс Гидроидные” (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Презентация по биологии на тему: «Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные». 7 класс Выполнил: учитель биологии и экологии Гринин Сергей Борисович

2 слайд Описание слайда:

Задачи урока: Познакомиться с местами обитания гидроидных; Строением и образом жизни; Клеточным строением и жизненными процессами на примерах гидры ; Дать объяснение как строение клеток тела гидры связано с функциями. Изучить питание и размножение гидроидных

3 слайд Описание слайда:

Класс обьединяет около 2,8 тыс. видов животных, ведущих прикреплённый и плавающий образ жизни и имеющих размеры от нескольких миллиметров до 1 м.

4 слайд Описание слайда:

Строение Гидроидных Особенности организации типа можно рассмотреть на примере пресноводной гидры, которая принадлежит к классу гидроидные. Гидра представляет собой полип мешковидной вытянутой формы, достигающий 1.5 см в длину. К субстрату она прикрепляется подошвой, расположенной на заднем конце тела.

5 слайд Описание слайда:

На другом конце находится ротовое отверстие, окруженное венчиком щупалец. При раздражении у гидры сокращается не только тело, но и щупальца, и она становится похожей на маленький колпачёк.

6 слайд Описание слайда:

Передвигается гидра, поочередно прикрепляясь к субстрату то подошвой, то ротовым концом тела.

7 слайд Описание слайда:

Стенка тела гидры образована двумя слоями клеток: наружным(эктодермой) и внутренним( энтодермой), между которыми находится базальная мембрана. Внутри расположена пищеварительная полость, заходящая также в щупальца.

8 слайд Описание слайда:

В эктодерме можно различить клетки нескольких типов.

9 слайд Описание слайда:

Основная масса представлена эпителиально-мускульными клетками, имеющими отростки, в которых сконцентрированы сократительные элементы.

10 слайд Описание слайда:

Чувствительные клетки расположены так же, как и эпителиально-мускульные, т.е. одним концом обращены наружу, а другим примыкают к базальной мембране.

11 слайд Описание слайда:

Нервные клетки лежат между сократительными отростками на базальной мембране и соединены между собой отростками. Особенно большое количество нервных клеток вокруг ротового отверстия, на щупальцах, а также на подошве. В совокупности они образуют диффузную нервную систему.

12 слайд Описание слайда:

Если дотронуться до гидры, возникшее в первичных клетках возбуждение быстро распространяется по всей нервной сети и животное отвечает на раздражение сокращением отростков эпителиально-мускульных клеток.

13 слайд Описание слайда:

Железистые клетки тоже в основном концентрируются на переднем и заднем концах тела, с помощью их клейкого секрета гидра прикрепляется ко дну или иным подводным обьектам.

14 слайд Описание слайда:

Стрекательные(крапивные) клетки – отличительный признак кишечнополостных – распределены по всей эктодерме, но особенно много их на щупальцах и вокруг рта.

15 слайд Описание слайда:

Стрекательная клетка имеет капсулу, похожую на пузырек, внутри которой находится свернутая спирально полая нить. На поверхности клетки расположен чувствительный шипик, воспринимающий внешние воздействия.

16 слайд 17 слайд Описание слайда:

У гидр имеются и недифференцированные промежуточные клетки, дающие начало другим типам клеток экто- и эндодермы. Из них же образуются и половые клетки.

18 слайд Описание слайда:

Гидры – хищники. Стрекательные нити опутывают добычу и парализуют её. Затем гидра захватывает её щупальцами и направляет в ротовое отверстие. Они очень прожорливы: одна гидра может проглотить за короткий срок до 6 мелких пресноводных рачков – дафний.

19 слайд 20 слайд 21 слайд Описание слайда:

Летом гидры размножаются обычно почкованием

22 слайд Описание слайда:

Но с наступлением осени начинается половое размножение. Гидры могут быть и гермафродитами(обоеполыми) и раздельнополыми(стебельчатая гидра). Половые клетки образуются в эктодерме.

В этих местах эктодерма вздувается в виде бугорков, в которых образуются или многочисленные сперматозоиды или одна амебовидная яйцеклетка.

Сперматозоиды выделяются в окружающую среду и током воды доставляется к яйцеклеткам.

23 слайд Описание слайда:

После оплодотворения, происходящего в теле гидры, яйцеклетка покрывается оболочкой. Материнский организм погибает, покрытое оболочкой яйцо перезимовывает и весной начинает развитие. Эмбриональный период включает 2 этапа: дробление(быстрое деление клеток) и гаструляцию(образование двухслойного организма). После этого молодая гидра покидает яйцевые оболочки и выходит наружу.

24 слайд Описание слайда:

Значительное количество видов гидроидных обитает в морях, где возникают их небольшие колонии. Колониальные формы размножаются почкованием.

25 слайд 26 слайд Описание слайда:

Домашнее задание С 104 – 107 Записи в тетради Доклады о разных видах гидроидных

27 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-tip-kishechnopolostnie-klass-gidroidnie-klass-738274.html

Урок 7.Тип Кишечнополостные. Клас­сы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

Читайте также:  Хемосинтез, Биология

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Кишечнополостные, понятия: лучевая симметрия, двуслойность, эктодерма, энтодерма, кишечная полость, регенерация, ее значение; образ жизни кишечнополостных; понятия: полип, медуза; систематика типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы; значение кишечнополостных.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Дайте характеристику образа жизни губок.

Где обитают?

Чем отличаются друг от друга?

Как защищаются от врагов.

Какие классы входят в тип Губки? Чем они отличаются? В чем их сходство? Заполните таблицу.

Характеристика Класс
Скелет (из чего состоит)
Размеры, прочность тела
На какой глубине обитают
Колониальный или одиночный образ жизни

Какова роль губок в природе?

Как их использует человек?

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Кишечнополостные. КЛАССЫ: ГИДРОИДНЫЕ, СЦИФОИДНЫЕ, КОРАЛЛОВЫЕ ПОЛИПЫ

1.Где обитают кишечнополостные?

2.Чем кишечнополостные похожи на губок?

Общая характеристика. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию, кото­рая позволяет провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части (рис. 15). Тело у кишечнополостных, как у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое неклеточное вещество.

Свое название эти животные получили за то, что их тело образует кишеч­ную полость, где происходит переваривание пищи. Эта полость имеет одно отверстие — рот (см. рис. 15). Клетки тела, омываемые водой снаружи и изнутри, обеспечиваются кислородом и выделяют продукты обмена, которые уносятся этой же водой.

Почти все ки­шечнополостные — хищники: питаются мелкими животными.

Наружный слой клеток — эктодерма. В ней расположены раз­ные клетки, в том числе нервные и стрекательные. Все нервные клетки соединены между собой в сетевидное нервное сплетение. Нервные, стрекательные и половые клетки формируются из проме­жуточных клеток, которые обеспечивают замену старым клет­кам, выполнившим свою функцию и затем выпавшим из эктодер­мального слоя.

Энтодерма — внутренний слой клеток, состоящий из желези­стых, выделяющих пищеварительный секрет, и эпителиально- мускульных, обеспечивающих сокращение или растяжение всего тела и отдельных его частей. Клетки энтодермы имеют жгутики. Пищевые частицы захватываются и перевариваются внутри клеток.

У кишечнополостных хорошо развита регенерация — способ­ность восстанавливать поврежденные части своего тела.

Размножение кишечнополостных происходит половым и беспо­лым путем. При половом размножении после оплодо­творения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию.

Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие поли­пы. Так возникает колония.

Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размно­жаются половым путем.

Чередование поколений — си­дячего (полипы) и свободноплаваю­щего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, — интерес­ная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.

Образ жизни. Примерно из 10 тыс. видов кишечнополостных лишь немногие обитают в пресных во­дах, остальные — в морях и океанах. Самые мелкие представители это­го типа имеют длину около 1 мм, а са­мые крупные, такие как медуза циа- нея, имеют щупальца длиной до 30 м. Кишечнополостные ведут или колони­альный, или одиночный образ жиз­ни.

Колонии организмов, имеющих известковый скелет, образуют рифы. Другие колониальные кишечнополо­стные могут плавать (физалия). Оди­ночные особи существуют в форме полипа или медузы. Полипы малопод­вижны, часто ведут сидячий образ жизни. Медузы свободно плавают в толще воды.

Стрекательные клетки кишечнополостных помогают им за­щищаться от врагов и парализовать добычу.

В типе кишечнополостных 3 класса

Класс Гидроидные. К нему отно­сятся преимущественно мелкие поли­пы, напоминающие морские растения, имеющие, как правило, щупальца (от

до 380). Щупальца служат для за­хватывания пищи, а в некоторых слу­чаях, как у пресноводной гидры, и для передвижения (рис. 18). У некоторых гидроидных щупалец нет.

Тип кишечнополостные. Класс Гидроидные

 

Класс Сцифоидные. Представители его — медузы, среди кото­рых наиболее крупная — цианея, диаметром до 2 м. Сцифоидные в основном свободноплавающие, но есть среди них и группа живот­ных, ведущих сидячий образ жизни. Обитают медузы как в холод­ных, так и в теплых морях.

Сцифоидные медузы и коралловые полипы 

Класс Коралловые полипы. В этот класс входят одиночные и колониальные полипы (рис. 19). Некоторые из них прирастают к грунту, другие способны передвигаться по дну. Многие коралло­вые полипы имеют роговой или известковый скелет, у других его нет, например у актинии.

Коралловый полип и кораллы 

Значение кишечнополостных. Особое значение имеют коралло­вые полипы, образующие рифы. Здесь не только создаются условия для жизни самых различных обитателей морей, но иногда из корал­лов образуются целые острова — атоллы, со своим животным и растительным миром.

Подводные рифы опасны для мореплавания. Рифообразующие кораллы постепенно отмирают. Из этих отложений получают высококачественную известь. Из давно отмерших шаровидных коралловых колоний готовят строительный материал, используемый для строи­тельства зданий.

Известковый скелет кораллов применяют для запол­нения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревян­ных и металлических изделий.

Некоторые кораллы применяют для декоративного оформления жилищ, садов, парков, есть кораллы, ко­торые используют для изготовления ювелирных изделий.

Многообразие кишечнополостных 

В восточных странах, например в Японии и Китае, из некото­рых медуз готовят съедобные блюда.

К сожалению, прекрасный мир кораллов находится под угрозой уничтожения. Загрязнение океана бытовыми отходами, нефтепро­дуктами и сточными водами промышленных предприятий приводит к быстрой гибели поселений коралловых полипов. Ненормируемая добыча кораллов для производства извести быстро уничтожает коло­нии, существовавшие не одну тысячу лет.

Некоторые полипы поселяются на подвижных животных. На­пример, актиния и рак-отшельник. Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же, в свою очередь, прикре­пившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клет­ками и поедает остатки его пищи.

Известны среди кишечнополостных и паразитические формы.

Действие стрекательных клеток некоторых кишечнополостных опасно даже для человека. Например, медуза корнерот, коралло­вый полип актиния, физалия (португальский кораблик) вызыва­ют жжение кожи и отравление, сопровождающееся повышенной тем­пературой, в отдельных случаях — долго не заживающие язвы или поражение дыхательного центра.

Наиболее опасные кишечнополостные обитают в тропических морях. Среди них медуза морская оса. При прикосновении к ней человек ощущает острую боль, как от удара хлыстом, и сильное жжение. Часто болевой шок приводит потерпевшего к потере соз­нания. Затем появляются симптомы отравления: сухость во рту, затрудненное дыхание, в некоторых случаях может наступить смерть.

Морские кишечнополостные 

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

Все рифообразующие кораллы очень чувствительны к солености воды. Некоторое повышение ее они еще могут вынести,но уменьшение солености губительно для них. Даже сильные ливни, опресняющие морскую воду, могут вызвать отмирание
кораллов.

Коралловые рифы встречаются лишь там, где температура
воды не ниже +20,5 °С. Есть одно исключение — холодноводный коралл лофелия, обитающий в Норвежском море.

У полипов образуются годичные кольца роста, а в некоторых
случаях можно обнаружить и суточные кольца.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Объясните, почему кишечнополостные получили такое название.

По каким признакам животное можно отнести к этому типу?

2.Докажите, что коралл, медуза и гидра относятся к одному типу
животных.

3.Каково значение кишечнополостных в природе?

4.Как появилась колониальная форма жизни?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Биоуроки

Сайт YouTube:  /

Хостинг презентаций

– 

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_7tip_kishechnopolostnie_klassi_gidroidnie_125632.html

Урок биологии 7 класс Тип Кишечнополосные. КЛАССИФИКАЦИЯ Тип Кишечнополостные Класс Гидроидные Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Сцифоидные Класс. – презентация

1 Урок биологии 7 класс Тип Кишечнополосные<\p>

2 КЛАССИФИКАЦИЯ Тип Кишечнополостные Класс Гидроидные Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые Класс Коралловые Тип Кишечнополостные Класс Гидроидные Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые Класс Коралловые<\p>

3 Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных, многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела (гидры, медузы, кораллы). Класс Гидроидные<\p>

4 Гидра пресноводная<\p>

5 Главные характеристики класса Тело имеет вид мешочка, состоящего из двух слоёв наружного – эктодермы внутреннего – энтодермы. Внутри имеет пищеварительную полость. Образ жизни – полу подвижный. Способность к регенерации<\p>

6 Органы и системы (наружный слой) КОЖНО- МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – покровная и двигательная функция. СТРЕКАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – впрыскивают яд в тело жертвы.<\p>

7 Органы и системы (наружный слой) ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ КЛЕТКИ – дают начало другим клеткам. НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ – имеют отростки, образующие сеть.<\p>

8 Питание Стрекательные клетки парализуют жертву Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное<\p>

9 Органы и системы (внутренний слой) ПИЩЕВАРИТЕЛЬНО- МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – перемешивание и переваривание пищи. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ – вырабатывают ферменты, необходимые для пищеварения<\p>

10 Питание<\p>

11 Строение гидры 1 – рот 2 – щупальца 3 – эктодерма 4 – эндодерма 5 – кишечная полость 6 – сперматозоид 7 – яйцеклетка 8 – почка 9 – нервное сплетение 10 – нервная клетка 11 – стрекательная клетка 11А –стрекательная нить 11Б –чувствительный волосок 11В – стрекательная капсула<\p>

12 Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных? Класс Сцифоидные Класс Саркодовые Класс Млекопитающие<\p>

13 Что характерно для кишечнополостных? Относятся к простейшим Стенка тела образована двумя слоями Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки Развита регенерация<\p>

14 Подбери пары 1. Промежуточные клетки 2. Кожно-мускульные клетки 3. Стрекательные клетки 4. Железистые клетки на внутренней стенке А) Вырабатывают пищеварительные ферменты Б) Функция защиты и поражение жертвы В) Покров, функция движения Г) Способны образовывать любые другие клетки<\p>

15 Домашнее задание Тип кишечнополостные. Класс гидроидные (до размножения) Стр. Ответить на вопросы 1-8 стр.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1141936/

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные

Урок-презентация  по биологии для 7 класса по теме “Тип Кишечнополостные.Класс Гидроидные”.Разработан с элементами ФГОС.Презентация может быть использована также при рассмотрении   систематики  типа Кишечнополостные.Проводится физминутка, рефлексия.Дается творческое домашнее задание-подготовить сообщение.

Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Собери слова.

П Т И

И к е ш н ч п ооо л т с е ы н

Тема: Тип Кишечнополостные.

Класс Гидроидные.

Цель: познакомиться с систематикой типа Кишечнополостные.

е.

СИСТЕМАТИКА

ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Класс Гидроидные

Класс Сцифоидные

Класс

Коралловые полипы

Класс Гидроидные. Пресноводный полип гидра

Клеточное строение гидры

Наружный слой- ЭКТОДЕМА

Внутренний слой- ЭНТОДЕРМА

Эпителиально-мускульная клетка

Пищеварительно-мускульная

Нервная клетка

Железистая клетка

Промежуточные

Внутриклеточное

Полостное

ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНО-МУСКУЛЬНЫЕ

Ответная реакция организма гидры на такое раздражение – это пример безусловного рефлекса.

Движение гидры

Размножение гидры

БЕСПОЛОЕ

ПОЛОВОЕ

  • Осуществляется почкованием.
  • В благоприятных условиях.

2. Осенью, в приближением холодов.

Бесполое размножение –почкование.

Половое размножение гидры

сперматозоиды

Осень

яйцеклетка

Почкующаяся

гидра

лето

Молодая гидра

Многоклеточный зародыш

Зима

весна

Абраам Трамбле.

Швецарский натуралист

Первый начал исследования способности к регенерации гидры.

Зеленая гидра. Именно ее изучал Трамбле.

Регенерация ( от лат. regeneratio возрождение, возобновление ) –

восстановление организмом утраченных или поврежденных частей.

У гидры осуществляется

За счет промежуточных

клеток расположенных в

эктодерме.

Регенерация

Способность восстанавливать поврежденные или утраченные части тела или организм в целом носит наименование регенерации.

У гидры очень высокая способность к регенерации. Гидра может восстановить свой организм из отдельных небольших кусочков тела, из кусочков щупалец, а также из взвеси клеток.

Спал цветок и вдруг проснулся-(туловище вправо – влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется(покружиться)

Закончить фразу.

Я узнал (а)…….

1)стр. 104-107

2) стр. 104-107

Творческое задание: подготовить сообщение о стрекательных клетках гидры и о ее способности к регенерации.

Домашнее задание

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/presentacii/tip-kishiechnopolostnyie-klass-gidroidnyie

Классы кишечнополостных. Видеоурок. Биология 7 Класс

К этому классу от­но­сят­ся пре­иму­ще­ствен­но мел­кие ор­га­низ­мы (рис. 1).

Рис. 1. Класс Гидроидные

Боль­шую часть жизни они, как пра­ви­ло, про­во­дят на ста­дии по­ли­па. Полип не имеет внут­рен­них пе­ре­го­ро­док. Из­вест­но более 2500 видов, пред­став­лен­ных оди­ноч­ны­ми и ко­ло­ни­аль­ны­ми фор­ма­ми.

По­ли­пы имеют, как пра­ви­ло, щу­паль­ца, от 1 до 380. Щу­паль­ца слу­жат для за­хва­та пищи, а в неко­то­рых слу­ча­ях, как у прес­но­вод­ной гидры, и для пе­ре­дви­же­ния. У неко­то­рых гид­ро­ид­ных щу­па­лец нет.

Ме­ду­зы гид­ро­ид­ных яв­ля­ют­ся в боль­шин­стве своем планк­тон­ны­ми ор­га­низ­ма­ми (рис. 2).

Рис. 2. Планктонные организмы

По­ли­пы обыч­но от­но­сят­ся к бен­то­су и ведут осед­лый образ жизни.

По­ли­пы гид­ро­ид­ных не спо­соб­ны к по­ло­во­му раз­мно­же­нию, исключение составляют только гидры и им подобные, по­ло­вым спо­со­бом раз­мно­жа­ют­ся лишь ме­ду­зы.

Гид­ро­ид­ные встре­ча­ют­ся во всех типах во­дое­мов. Боль­шин­ство яв­ля­ют­ся хищ­ни­ка­ми и питаются мелкими животными. Ко­ло­нии по­ли­пов обыч­но воз­ни­ка­ют в ме­стах, где обес­пе­чен по­сто­ян­ный поток воды, что уве­ли­чи­ва­ет по­ступ­ле­ние по­тен­ци­аль­ной пищи.

Самым из­вест­ным ки­шеч­но­по­лост­ным яв­ля­ет­ся прес­но­вод­ная гидра (рис. 3).

Рис. 3. Гидра пресноводная

Этот неболь­шой ма­ло­по­движ­ный полип оби­та­ет в сто­я­чих во­до­е­мах и реках с мед­лен­ным те­че­ни­ем. Гидра при­креп­ля­ет­ся к вод­ным рас­те­ни­ям или грун­ту. Длина тела – 1–20 мм.

Тело ци­лин­дри­че­ской формы, на пе­ред­нем его конце рас­по­ло­жен рот, окру­жен­ный вен­чи­ком из 5–12 щу­па­лец. На зад­нем конце тела рас­по­ло­же­на по­дош­ва, с ее по­мо­щью гидра пе­ре­дви­га­ет­ся и при­креп­ля­ет­ся.

Ды­ха­ние и вы­де­ле­ние про­дук­тов об­ме­на про­ис­хо­дит через всю по­верх­ность тела жи­вот­но­го.

На­ли­чие нерв­ной си­сте­мы поз­во­ля­ет гидре осу­ществ­лять про­стые ре­флек­сы. Гидра ре­а­ги­ру­ет на ме­ха­ни­че­ское раз­дра­же­ние, тем­пе­ра­ту­ру, осве­щен­ность и на­ли­чие в воде хи­ми­че­ских ве­ществ.

Гидра пи­та­ет­ся мел­ки­ми бес­по­зво­ноч­ны­ми. При бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях гидра раз­мно­жа­ет­ся бес­по­лым путем – почкованием (рис. 4).

Рис. 4. Почкование гидры пресноводной

На теле жи­вот­но­го об­ра­зу­ет­ся почка, она рас­тет, затем фор­ми­ру­ют­ся щу­паль­ца и про­ры­ва­ет­ся рот, мо­ло­дая гидра от­поч­ко­вы­ва­ет­ся.

Осе­нью гидра пе­ре­хо­дит к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (рис. 5), которое происходит как исключение.

Рис. 5. Половое размножение гидры пресноводной

После опло­до­тво­ре­ния из яй­це­клет­ки об­ра­зу­ет­ся за­ро­дыш в плот­ной за­щит­ной обо­лоч­ке. Взрос­лые гидры по­ги­ба­ют, а за­ро­ды­ши опус­ка­ют­ся на дно и зи­му­ют, вес­ной из них фор­ми­ру­ют­ся мо­ло­дые гидры.

Гидра об­ла­да­ет очень вы­со­кой спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции. При раз­ре­за­нии по­пе­рек на несколь­ко ча­стей каж­дая часть вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Целый ор­га­низм может вос­ста­нав­ли­вать­ся из от­дель­ных неболь­ших ку­соч­ков тела (менее 1/100 объ­е­ма).

Жиз­нен­ный цикл сци­фо­ид­ных вклю­ча­ет ста­дии по­ли­па и ме­ду­зы. Ме­ду­зы неко­то­рых пред­ста­ви­те­лей ха­рак­те­ри­зу­ют­ся круп­ны­ми раз­ме­ра­ми, на­при­мер ци­а­нея (рис. 6), диа­метр которой может достигать 2 метров.

Рис. 6. Цианея

 Порой они об­ра­зу­ют очень круп­ные скоп­ле­ния. По­ли­пы сци­фо­ид­ных, на­про­тив, об­ла­да­ют очень мел­ки­ми раз­ме­ра­ми – всего несколь­ко мил­ли­мет­ров  (рис. 7).

Рис. 7. Сцифоидные полипы

Сци­фо­ид­ные срав­ни­тель­но немно­го­чис­лен­ны – их около 200 видов. Оби­та­ют они в морях – как хо­лод­ных, так и теп­лых.

Внеш­ний вид сци­фо­ид­ных медуз за­ча­стую весь­ма необы­чен, осо­бен­но когда ярко окра­шен­ные внут­рен­ние ор­га­ны про­све­чи­ва­ют сквозь про­зрач­ный ко­ло­кол (рис. 8).

Рис. 8. Сцифоидные медузы

Ме­ду­зы в ос­нов­ном сво­бод­но­пла­ва­ю­щие, но есть и прикрепленные. Сци­фо­ид­ные ме­ду­зы в сред­нем го­раз­до круп­нее гид­ро­ид­ных.

По­ли­пы сци­фо­ид­ных могут быть оди­ноч­ны­ми или  редко – ко­ло­ни­аль­ны­ми. Они имеют внут­рен­ние пе­ре­го­род­ки. Как и гид­ро­ид­ные, они не спо­соб­ны к по­ло­во­му раз­мно­же­нию. По­ли­пы от­поч­ко­вы­ва­ют медуз, ко­то­рые раз­мно­жа­ют­ся по­ло­вым путем.

В этот класс вхо­дят оди­ноч­ные и ко­ло­ни­аль­ные по­ли­пы, это оби­та­те­ли бен­то­са. Неко­то­рые при­рас­та­ют к грун­ту, дру­гие спо­соб­ны сво­бод­но пе­ре­дви­гать­ся (рис. 9).

Рис. 9. Коралловые полипы

Мно­гие ко­рал­ло­вые по­ли­пы имеют мощ­ный ро­го­вой или из­вест­ко­вый ске­лет, неко­то­рые об­ра­зу­ют рифы. Неко­то­рые ко­рал­лы имеют мяг­кий ске­лет или во­об­ще не имеют твер­до­го ске­ле­та.

Ко­рал­ло­вые по­ли­пы – самый боль­шой класс типа, их около 6 тыс. видов. Они оби­та­ют в теп­лых тро­пи­че­ских морях, где тем­пе­ра­ту­ра воды не ниже 20 °C, и на глу­би­нах не более 20 м. Толь­ко там оби­лен планк­тон, ко­то­рым они пи­та­ют­ся, и до­ста­точ­но света для жизни их од­но­кле­точ­ных сим­бион­тов – во­до­рос­лей.

Днем по­ли­пы обыч­но сжи­ма­ют­ся, а ночью вы­тя­ги­ва­ют­ся и рас­прав­ля­ют щу­паль­ца, с по­мо­щью ко­то­рых ловят раз­лич­ных мел­ких беспозвоночных. Круп­ные оди­ноч­ные ко­рал­ло­вые по­ли­пы – ак­ти­нии – спо­соб­ны ло­вить также рыбу и кре­ве­ток (рис. 10).

Рис. 10. Актинии

Часть видов живет за счет сим­би­о­за с од­но­кле­точ­ны­ми во­до­рос­ля­ми.

То, что обыч­но зовут ко­рал­ла­ми, – это толь­ко ске­лет ко­ло­нии, остав­ший­ся после ги­бе­ли мно­же­ства мел­ких по­ли­пов (рис. 11).

Рис. 11. Колонии кораллов

При жизни они за­ни­ма­ют на ске­ле­те ко­ло­нии ча­ше­вид­ные углуб­ле­ния, за­мет­ные на по­верх­но­сти. Рост ко­ло­нии, как и у дру­гих ки­шеч­но­по­лост­ных, про­ис­хо­дит путем поч­ко­ва­ния.

В от­ли­чие от по­ли­пов дру­гих двух клас­сов ко­рал­ло­вые по­ли­пы спо­соб­ны к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (рис. 12).

Рис. 12. Половое размножение коралловых полипов

Из опло­до­тво­рен­ных яиц об­ра­зу­ют­ся кро­шеч­ные сво­бод­но­пла­ва­ю­щие ли­чин­ки, ко­то­рые осе­да­ют на дно и дают на­ча­ло новым ко­ло­ни­ям.

Наи­боль­шее зна­че­ние имеют ко­рал­ло­вые по­ли­пы, об­ра­зу­ю­щие рифы (рис. 13).

Рис. 13. Коралловые полипы

Общая пло­щадь рифов и ко­рал­ло­вых ост­ро­вов со­став­ля­ет де­сят­ки мил­ли­о­нов квад­рат­ных ки­ло­мет­ров. Здесь со­зда­ют­ся усло­вия для жизни самых раз­лич­ных ор­га­низ­мов: бак­те­рий, про­стей­ших, жи­вот­ных и рас­те­ний.

Под­вод­ные рифы опас­ны для мо­ре­пла­ва­ния. Ске­ле­ты от­мер­ших ко­ло­ний ко­рал­лов дают тон­кую вы­со­ко­ка­че­ствен­ную из­весть, ко­то­рую ис­поль­зу­ют в самых раз­лич­ных целях.

Ки­шеч­но­по­лост­ные слу­жат пищей для мно­же­ства раз­лич­ных жи­вот­ных, для дру­гих они – от­лич­ная за­щи­та. Из­вест­ны среди пред­ста­ви­те­лей типа и па­ра­зи­ти­че­ские формы. За­гряз­не­ние оке­а­на бы­то­вы­ми от­хо­да­ми, неф­те­про­дук­та­ми и сточ­ны­ми во­да­ми про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий может при­во­дить к быст­рой ги­бе­ли ко­рал­ло­вых рифов.

На­ря­ду с ак­ва­ри­ум­ны­ми рыб­ка­ми и рас­те­ни­я­ми ко­рал­ло­вых по­ли­пов со­дер­жат в ак­ва­ри­умах. Ске­ле­ты неко­то­рых видов, на­при­мер бла­го­род­но­го ко­рал­ла, ис­поль­зу­ют в юве­лир­ном деле (рис. 14). 

Рис. 14. Использование кораллов в ювелирном деле

В во­сточ­ных стра­нах, на­при­мер в Япо­нии и Китае, из неко­то­рых медуз го­то­вят съе­доб­ные блюда.

Дей­ствие стре­ка­тель­ных кле­ток неко­то­рых ки­шеч­но­по­лост­ных опас­но даже для че­ло­ве­ка. На­при­мер, при­кос­но­ве­ние к ме­ду­зе кор­нер­о­ту, неко­то­рым ак­ти­ни­ям, фи­за­лии («пор­ту­галь­ский ко­раб­лик») вы­зы­ва­ют жже­ние кожи и отрав­ле­ние, со­про­вож­да­ю­ще­е­ся по­вы­шен­ной тем­пе­ра­ту­рой (рис. 15).

Рис. 15. Ожоги от соприкосновения с агрессивными медузами

Наи­бо­лее опас­ные ки­шеч­но­по­лост­ные оби­та­ют в тро­пи­че­ских морях. Среди них ме­ду­за мор­ская оса, со­при­кос­но­ве­ние с ее щу­паль­ца­ми в неко­то­рых слу­ча­ях может быть смер­тель­ным.

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс. – Дрофа, 2011.
  2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Исаева Т.А., Романов Н.И. Биология, 7 класс. – М.: Русское слово, 2013

 Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Назовите особенности класса Гидроидные.
  2. Какова среда обитания сцифоидных?
  3. В чем основное отличие коралловых полипов?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/7-klass/zhivotnye-kishechnopolostnye/klassy-kishechnopolostnyh

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]