Многообразие пресмыкающихся. их значение в природе и для человека – биология

Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека

Многообразие пресмыкающихся. Их значение в природе и для человека - биология

Урок. Биология (Тихонова Е. И., Романова Н.И. «Инновационная школа»)

Класс 7

Тема. Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать знания о происхождении древней группы животных – пресмыкающихся, изучить значение современных рептилий.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о многообразии пресмыкающихся, как первых настоящих наземных позвоночных.

  2. Создать обучающимся условия, необходимые для изучения многообразия древних рептилий, установить место и роль в современных пресмыкающихся природе и жизни человека.

  3. Обеспечить возможность закрепить умение: классифицировать, выделять характерные особенности, преобразовывать информацию в схему, находить причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, работать с информацией.

Планируемые образовательные результаты

Предметные. Выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.

Метапредметные. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение публичного выступления, работать малых и больших группах.

Личностные. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы. Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке. Происхождение динозавров, древние пресмыкающиеся: сухопутные, летающие и плавающие ящеры. Значение динозавров в природе и жизни человека.

Оборудование «Рабочий лист», дополнительная литература о динозаврах. Компьютер, проектор, звуковые колонки.

I фаза АМО

1 этап Приветствие – 2 мин

2 этап Вхождение в тему урока (определение целей урока) –5 мин

3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся – 2 мин

II фаза АМО

4 этап Закрепление изученного– 10 мин

5 этап Инпут (интерактивная лекция учителя, сообщение ученика) – 5+3 мин

6 этап Проработка содержания темы – 10 мин

III фаза АМО

7 этап Эмоциональная разрядка – 3 мин

8 этап Рефлексия – 6 мин

СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задает вопрос.-На доске зашифровано слово «ыгда». О каких животных идет речь, какие еще названия есть у этого класса животных.-Объясните почему этих животных так называют.-Перечислите общие признаки класса пресмыкающихся. Отвечают на вопросы.1.На доске зашифровано слово «ыгда» – гады. Это устаревшее название, охватывавшее всех хладнокровных животных. Рептилии от анг словаreptiles – ползать. Пресмыкающиеся – ползающий по земле, передвигающийся ползком
ОбъясняетСегодня на уроке мы будем говорить о пресмыкающихся, у каждого из вас есть «Рабочие листы». Вы будите выполнять в них задания, в конце урока сдадите их на проверку, а затем я их верну вам. Они нужны, чтобы сэкономить время и систематизировать знания. Настраиваются на урок
Объясняет, как выполнять задание 1: «Путаница», «Мозаика». Направляет обучающихся и контролирует выполнение заданий.Работа для малых групп.Чтобы мне понять, как вы усвоили прошлую тему, предлагаю вам выполнить задание 1 в «Рабочих листах».Для тех, кто выполнил задание в «Рабочих листах» на экране открывается слайд: картинка животного, составленная из частей змеи, крокодила и черепахи.Задание «Мозаика»Назовите животных, из которых состоит мифический зверь. Представители, какого отряда пресмыкающихся имеют более сложное строение? В чем это выражается? Обучающиеся в парах выполняют задание 1 в «Рабочих листах» (см Приложение 1)Мозаика
Объясняет, как выполнять устное задание.Работа для «больших групп»(на каждом ряду по 2 группы). Обучающиеся дают ответ на вопросы из разных областей знаний: географии, биологии, физики, английский язык, музыки.(Приложение 1)
  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией видеоролика «Происхождение рептилий» (school-collection.edu.ru)

Помогает сформулировать тему и цель урока.– Прежде чем узнать тему нашего урока отгадайте загадку:Длинная, шея,Так же, как хвост,Сам он огромный,Но маленький мозг!Ответом на неё будут и ваши рисунки (крепит их на доске).О чем мы будем говорить сегодня?Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока и цель в «Рабочих листах». Предлагает нескольким ученикам озвучить свою цель.-Для того, чтобы достичь этой цели нам надо сформулировать задачи урока.Учащиеся проговаривают этапы урока, учитель корректирует и кратко записывает их на доске.Задачи.

  1. Происхождение.
  2. Многообразие.
  3. Значение.

Подумайте, чтобы вы хотели узнать, что вы ждете от урока, и какие при этом могут возникнуть сложности. Для этого заполните табличку «Ожидания и опасения»

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.Работают в «Рабочих листах», записывают тему урока, формулируют цель урока.Заполняют таблицу «Ожидания и опасения»
Физминутка. 3 мин
Маленький -большойПредлагаю немного отдохнуть. Учитель проговаривает задание, учащиеся выполняют их.Представьте, что вы – маленький, насекомоядный динозавр, тихо сидите в папоротниковых зарослях и глазами следите за летающей по кругу доисторической мухой. А теперь, представьте, что вы – свирепый хищник, и, чтобы не спугнуть жертву, только глазами следите за её передвижением из стороны в сторону, справа налево. А теперь, встаньте, представьте себя плотоядным тяжеловесом, передвигающимся на двух ногах и балансирующим хвостом для поддержания равновесия. Сделайте 2 шага вперёд и 2 назад, помните, у вас есть тяжёлый хвост.Скажите, древние пресмыкающиеся умели пятится? Выполняют задания учителя, отвечают на вопрос.
-Продолжаем работу. Как вы думаете, какие животные были предками современных пресмыкающихся? С чем, по вашему мнению, связано исчезновение древних рептилий?Организовывает самостоятельную работу учащихся.Задает вопросы.Выполните задание 2 в «Рабочих листах». Задание. Прослушайте сообщение ученика… и отметьте в «Рабочих листах» предка наземных животных. 3 минуты Слушают сообщение, выполняют задание 2 в «Рабочих листах».
Организовывает выполнение задания.Чтобы выполнить задание 3 ответить на вопрос о причинах расцвета и гибели крупных пресмыкающихся, узнать о многообразие древних рептилий предлагаю послушать лекцию. Учитель объясняет, сопровождая рассказ видео, звук можно выключить.Обучающиеся выполняют задание 3 в «Рабочих листах»
Организовывает выполнение задания.Для того чтобы проверить как вы поняли тему выполните задание 4 в «Рабочих листах» Можно выполнить задание устно. Предложить ученикам сесть поудобнее, закрыть глаза, сделать несколько физических упражнений сидя и называть слова. Обучающиеся выполняют задание 4 в «Рабочих листах». Задание «Октаэдр». На углах фигуры напишите шесть ключевых слов, относящиеся к теме урока. Если не могут самостоятельно работают по учебнику стр 190 -192
Организовывает выполнение задания.-Какое практическое значение имеют современные пресмыкающиеся?Предлагаю вам выполнить задание 5 в «Рабочих листах» для этого откройте учебник, прочитайте «Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека».Помогает сориентироваться в учебнике, осуществляет проверку выполнения задания. Читают учебник стр 192, выполняют задание 5 в «Рабочих листах»
3. Закрепление знаний
Организовывает выполнение задания.Задание 6. Найдите и исправьте биологическую ошибку в тексте. Обучающиеся выполняют задание 6. Читают и анализируют выданные текст, выявляют биологические ошибки, допущенные в тексте, подчеркивают цветным карандашом. Составляют или рисуют вопрос-ошибку.Задание.1. Найдите биологические ошибки в тексте.2. Составьте в паре два предложения одно с ошибкой, другое нет. Поменяйтесь с соседями по парте и выполните задание.Пресмыкающиеся – животные с сухой ороговевшей кожей, покрытой чешуей или щитками. Дыхание легочное, а у живущих в воде с помощью кожи. У всех представителей два круга кровообращения и четырехкамерное сердце. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Оплодотворение наружное. Все без исключения откладывают яйца покрытые плотной оболочкой, которые развиваются без охраны и заботы родителей. Сеймурия не является предком пресмыкающихся, т.к. она жила на Земле 300 млн лет назад.
5.Рефлексия. Подведение итогов работы.
Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы не нашли ответа? Сравните свои ожидания и опасения в начале урока и в конце. Учитель просит желающих прочитать свои ожидания и опасения, просит учеников проанализировать их. Обучающиеся сравнивают свои ожидания и опасения, анализируют свою работу и работу одноклассников на уроке и отмечают своё настроение. «Мишень настроения». Рисуют стрелу, попала в центр мишени – работал на уроке отлично, достиг ожидаемых результатов, уроком доволен; с краю мишени – плохо, тему не понял.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/proiskhozhdieniiepriesmykaiushchikhsiaikhznachieniievprirodieizhiznichielovieka

Биология в лицее

Отряды современных пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся

Медянка – безвредная змея, напоминающая по окраске гадюку.

Ядовитые зубы змей длиннее остальных. В обычном положении они загнуты назад. Когда змея готовится к укусу, они распрямляются и торчат в виде острых шипов. Внутри ядовитого зуба проходит канал, сообщающийся с ядовитой железой. Эти зубы у гадюк часто сменяются.

При укусе гадюки рекомендуется полная неподвижность укушенной конечности, наложение шин на неё, лежачее положение пострадавшего, обильное тёплое питьё. Наиболее эффективным средством защиты при укусах змей является введение противозмеиной сыворотки.

Ящерица живородящая (2) имеет тёмную окраску и длину тела до 15 см. Главное её приспособление (рождение живых детёнышей) позволяет ей жить в более северных местностях, почти у полярного круга: там, где лето слишком короткое для развития яйцекладущих пресмыкающихся.

По быстроте своих движений ящерица прыткая оправдывает своё название: бегает она настолько быстро, что поймать её руками довольно трудно, тем более что животное очень осторожно и редко удаляется от своего убежища далее, чем на 10–15 м.

Спасаясь от преследования, ящерица этого вида на всем ходу неожиданно резко отводит в сторону хвост и, сделав полуоборот на месте, поворачивается головой в сторону преследователя. Производя этот маневр, и с удивительной быстротой меняя направление бега несколько раз подряд, животное часто совершенно сбивает с толка преследователя.

Часто ящерица спасается на деревьях, причём, подобно белке, поднимается по стволу винтообразно.

Веретеница (3) –

Обитает веретеница в лиственных и сосновых лесах средней полосы. Двигается она с помощью изгибов тела. Кожа животного покрыта гладкой чешуёй серо-медного цвета.

За это её часто называют медяницей (не путать со змеёй медянкой!). Питается веретеница гусеницами, голыми слизнями, червями.

Подобно живородящей ящерице, веретеница рождает уже готовых к выходу из яйца детёнышей, то есть является почти живородящей.

Отмечают Всемирный день черепах 23 мая: отправляют друзьям весёлые открытки на черепашью тематику, проводят акции в защиту черепах и, к большой радости детворы, даже наряжаются в черепашьи костюмы. Почему бы и нам не поддержать замечательную идею этого праздника?

Отряд Крокодилы

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/otrjady_sovremennykh_presmykajushhikhsja_znachenie_presmykajushhikhsja/0-171

Многообразие пресмыкающихся — Науколандия

Пресмыкающиеся более приспособлены к жизни на суше и имеют более совершенное строение, чем земноводные. Поэтому в процессе эволюции они заняли более разнообразные места обитания, и это привело к многообразию пресмыкающихся.

В мезозойскую эру, когда жили динозавры, многообразие пресмыкающихся было самым большим на Земле.

Однако и сегодня пресмыкающиеся представлены в различных экологических нишах, хотя не так широко как млекопитающие.

Пресмыкающиеся живут не только в теплом (в том числе и засушливом) климате, но некоторые из них вернулись к водной жизни, хотя при этом для откладывания яиц все-равно выходят на сушу и дышат легкими.

В классе пресмыкающихся выделяют четыре ныне существующих отряда. Это чешуйчатые, крокодилы, черепахи и клювоголовые. Общая численность составляет более 8000 видов.

Отряд Чешуйчатые

Представители отряда чешуйчатых составляют основу многообразия пресмыкающихся. Сюда относятся все ящерицы и змеи. Их тело покрыто достаточно мелкой чешуей.

В наших местах обитает прыткая ящерица.

Прыткая ящерица

Веретеница — это безногая ящерица. В отличие от змей ее веки не срастаются.

К ящерицам относятся и хамелеоны. Они живут на деревьях, способны менять цвет тела. Их глаза двигаются независимо друг от друга. Насекомых ловят длинным клейким языком.

Змеи в процессе эволюции появились позже всех других групп рептилий. У их предков были конечности. Однако у змей они редуцировались в связи с особым их способом передвижения (они извивают тело по земле). Также произошли другие изменения во внутреннем строении (исчезли грудина, одно легкое).

Представителями змей, обитающих в наших местах, являются уж и гадюка. Последняя ядовита.

Кости в челюстях змей соединены подвижно связками. Кроме того связки могут растягиваться. Таким образом змеи могут широко раскрывать рот и заглатывать добычу целиком, наползая на нее.

У ядовитых змей одна из слюнных желез видоизменяется в ядовитую железу. Ее канал проходит в передний зуб. При укусе яд вводится в организм жертвы.

Для чешуйчатых характерна частая линька, так как чешуи препятствуют росту. У змей старая кожа сходит целиком, как чулок, и называется выползком.

Отряд Крокодилы

Крокодилы — крупные пресмыкающиеся (до 7 метров), которые не могут похвастаться своим многообразием (всего 25 видов). Обитают в реках и озерах тропических стран. Отряд Крокодилы подразделяется на аллигаторов, настоящих крокодилов, гавиалов, кайманов.
У настоящих крокодилов морда более острая, чем у аллигаторов.

Пальцы на задних лапах крокодилов имеют плавательные перепонки. Хвост сплюснут с боков. Ноздри и глаза находятся на возвышениях. Таким образом, крокодил может сидеть под водой выставив на поверхность только ноздри и глаза. Так он остается незаметным для жертвы. Кожа крокодилов покрыта щитками.

У крокодилов четырехкамерное, а не как у всех пресмыкающихся трехкамерное, сердце. В их желудочке сердца неполная перегородка становится полной. Однако кровь все равно частично смешивается при объединении аорт, выходящих из сердца.

Отряд Черепахи

Отряд Черепахи — самые древние из ныне живущего многообразия пресмыкающихся. В процессе эволюции они появились раньше других групп. В настоящее время живет около 300 видов черепах.

Их панцирь состоит из спинного и брюшного щитов. Спинная пластина прирастает к позвоночнику, а брюшная — к грудине. Большинство черепах могут втягивать конечности, хвост и голову в панцирь, становясь недоступными для врагов.

У черепах нет зубов. Их челюсти покрыты роговыми пластинами.

Среди черепах есть водные виды, у морских черепах конечности превращены в ласты.

Отряд Клювоголовые

Все представители этого отряда вымерли, кроме двух видов гаттерий, которые обитают в Новой Зеландии.

В строении гаттерии отмечается ряд примитивных признаков. Например, у нее есть так называемый третий (теменной) глаз. Хотя этот глаз есть у многих ящериц.

Источник: https://scienceland.info/biology7/reptilian-diversity

Значение рептилий в природе и жизни человека

Рептилии являются звеном пищевых цепочек разных биогеоценозов.

Они выступают пищей для многих позвоночных животных (хищные птицы), в тоже время сами питаются беспозвоночными (моллюски, черви) и мелкими позвоночными животными (насекомые, грызуны).

Рептилии являются кормом для охотничье-промысловых животных (хорьки, лисицы). Крокодилы и змеи выполняют роль своеобразных санитаров наземных и водных биогеоценозов, уничтожая больных и ослабленных животных.

Значение рептилий в жизни человека

Человек употребляет в пищу яйца и мясо некоторых видов ящериц (вараны, игуаны), черепах, змей, крокодилов.

Черепахи являются объектом промысла.

Пример 1

Морская зеленая черепаха (суповая черепаха) достигает длины 2 м и массы 450 кг. В пищу употребляют ее яйца, мясо, жир. На весь мир известен черепаховый суп, который готовят из этого вида черепах. В Казахстане и Средней Азии употребляют в пищу степную черепаху.

В Азии, на территории Латинской Америки и Африки змеи являются гастрономическим деликатесом. В некоторых ресторанах Азии предлагают до 75 блюд из мяса змей. Мясо змей варят, жарят, фаршируют, тушат, маринуют с разными специями и травами и т.д.

Жители Южного Китая не представляют своего рациона без змеиного мяса. Обычно змей употребляют в пищу в холодное время года, то есть с октября по март.

Китайцы ассоциируют змею с положительным мужским началом, они считают, что змеиное мясо «разогревает» кровь.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Представители Чешуйчатых уничтожают вредителей сельского хозяйства. Так, змеи поедают грызунов, а ящерицы – разнообразных насекомых.

Из кожи крокодилов и панцирей черепах изготавливают разнообразные декоративные изделия. Из панцирей черепах изготавливают шкатулки, гребни, оправы для очков, разнообразные украшения. Кожа крокодилов и некоторых крупных змей – ценный кожевенный материал, из которого изготавливают ремни, сумки, чемоданы, обувь. На Кубе, в США существуют специальные фермы по разведению крокодилов.

В ряде стран (Африка, Южная Азия, Америка) неядовитых змей, питающихся мелкими грызунами, содержат в жилых помещениях вместо кошек.

Рептилии: хамелеоны, черепахи, хамелеоны, змеи часто становятся обитателями домашних террариумов.

Яд змей играет значительную роль в медицине при изготовлении целого ряда лекарств. Випратокс, лахезис применяют при спазме сосудов сердца, ревматизме, бронхиальной астме. Лекарственные препараты, изготовленные на основе яда змей, применяют при лечении гемофилии, эпилепсии.

Во многих странах создаются специальные питомники по разведению ядовитых змей. В неволе змеи, как правило, не размножаются и живут недолго, поэтому их систематически отлавливают в природе.

Ученым удалось добиться удлинения продолжительности жизни змей в неволе: кобр – до 6 лет, гадюк – до 3).

Негативная роль рептилий в жизни человека

Некоторые представители рептилий являются опасными для человека. Так укусы змей могут привести к летальному исходу. В нашей стране для человека наиболее опасными являются укусы гюрзы, кобры, эфы. Укус гадюки не смертелен, хотя достаточно болезнен.

Замечание 1

Ранее от укусов змей умирало порядка 20-30% пострадавших. В настоящее время их число существенно сократилось (1-2%), благодаря использованию лечебных сывороток.

Сыворотки могут быть моновалентными – против яда определенного вида змей и поливалентные, которые нейтрализуют яд нескольких видов змей.

В отдельных районах Средней Азии сухопутные черепахи способны приносить ощутимый ущерб посадкам фисташек, бахчевых и других культур, повреждая земляные сооружения и роя норы. Рыбному хозяйству могут наносить вред водяные ужи, поедая молодь рыб.

Некоторые виды змей и ящериц, сухопутные черепахи прокармливая клещей и личинок, участвуют в передаче возбудителей ряда заболеваний человека и животных.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/znachenie_reptiliy_v_prirode_i_zhizni_cheloveka/

Задачи: познакомить учащихся с отрядами современных пресмыкающихся и их основными признаками, особенностями строения и образа жизни, развившимися у представителей отрядов в связи с приспособлениями к различным местам обитания; отметить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека; показать необходимость их охраны.

Оборудование: таблица «Многообразие пресмыкающихся» и отдельные изображения представителей отрядов; модель челюстного аппарата змеи.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и переходит к устной индивидуальной проверке знаний о происхождении и многообразии древних пресмыкающихся.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. От каких древних животных произошли древние пресмыкающиеся и что способствовало их сохранению?

2. Какие древние пресмыкающиеся жили на Земле около 180 млн лет назад?

3. Каковы причины массового вымирания древних гигантских пресмыкающихся?

Подведя итоги проверки знаний и назвав новую тему урока, учитель отмечает, что из огромного множества пресмыкающихся до наших дней дожила лишь небольшая часть.

В настоящее время выделяют 4 отряда: клювоголовые, из которых сохранился только один вид – гаттерия, чешуйчатые, крокодилы и черепахи.

Далее учитель демонстрирует изображение гаттерии и кратко знакомит учащихся с ее внешним обликом, местообитаниями и образом жизни; с созданием специального заповедника для ее сохранения.

Далее, показав изображения различных пресмыкающихся, учитель предлагает учащимся распределить их по трем отрядам и сказать, по каким признакам они это сделали. После уточнения и дополнения полученных ответов учитель на классной доске, а учащиеся в тетрадях составляют схему:

Затем учащиеся знакомятся с представителями выделенных отрядов, начиная с чешуйчатых.

Учитель демонстрирует изображения животных этого отряда и задает вопросы: какие из них и по каким признакам относят к ящерицам, а какие – к змеям? Где можно встретить в природе изображенных пресмыкающихся? Чем по внешнему виду и образу жизни различаются ящерицы? Каковы различия во внешнем строении и образе жизни змей? Учитывая, что к отличиям змей от ящериц учащиеся обычно относят длинное тело и отсутствие ног, учитель напоминает им о существовании безногих ящериц и обращает внимание на отличительные признаки змей – немигающий взгляд и прозрачность сросшихся век.

Большой интерес у учащихся вызывает изучение способов захвата и заглатывания пищи змеями. Учитель предлагает им рассмотреть скелет головы ужа или другой змеи на крупном рисунке, обратить внимание на загнутые назад зубы, способствующие удержанию и проглатыванию добычи.

Челюстный аппарат змей лучше рассматривать на динамической модели скелета головы. После учитель задает вопрос: почему крупная добыча, например лягушка, может поместиться в теле ужа? При этом учащимся предлагается вспомнить о свободном расположении нижних концов ребер.

Выясняется и биологическое значение питания змей крупной добычей.

В заключение беседы о чешуйчатых учитель отмечает, что отсутствие ног у змей и безногих ящериц – вторичное явление: у некоторых видов, например у удавов, сохранились едва выступающие из-под кожи остатки задних конечностей.

Далее учитель предлагает учащимся, используя таблицу, рассказать о внешнем облике и образе жизни крокодила и черепахи.

После учащиеся отвечают на вопросы о значении пресмыкающихся: какое влияние на жизнь других животных оказывают ящерицы и змеи, особенно в степях и пустынях, где они наиболее многочисленны? Какой практический интерес для людей ряда стран представляют крокодилы и черепахи? Что делают в этих странах для сохранения численности этих животных? Каково медицинское значение некоторых видов змей?

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «чешуйчатые», «крокодилы», «черепахи».

Источник: http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/biologiya/5088-urok-biologii-otryady-sovremennykh-presmykayushchikhsya-znachenie-presmykayushchikhsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka

Многообразие пресмыкающихся

Мир современных пресмыкающихся насчитывает около 6300 видов, которые представляют остатки многочисленного и разнообразного в мезозойскую эру класса, господствовавшего на суше и в воде. Ныне существующие представители рептилий объединяются в четыре отряда: Первозвери, Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.

Отряд Первозвери

Представлен в настоящее время единственным видом-гаттерией. Обитает на островах Новой Зеландии. Сохраняет примитивные черты строения: подвижное верхнее нёбо, двояковогнутые позвонки, брюшные рёбра, теменной глаз.

Отряд Чешуйчатые

Насчитывает около 6100 видов ящериц, хамелеонов, змей. Тело у всех покрыто роговыми чешуями. Ящерицы имеют вытянутое тело с длинным хвостом, хорошо развитые конечности.

Исключение составляют веретеница, желтопузик – безногие ящерицы. Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой. Зубы маленькие, конические. Среднее ухо прикрыто барабанной перепонкой.

Хорошо развита грудная клетка. При линьке кожа сходит лоскутами.

Змеи имеют длинное, цилиндрической формы, безногое тело. Глаза прикрыты прозрачной глазной пластинкой, образовавшейся в результате срастания век. Барабанная перепонка, прикрывающая среднее ухо снаружи, отсутствует. Острые зубы загнуты назад и служат для захвата и удержания пищи. У ядовитых видов зубы имеют бороздки или каналы, по которым стекает секрет ядовитых желез.

Рот способен сильно растягиваться за счёт подвески нижней челюсти к черепу на растяжимых  связках. Кроме того, правая и левая дуги нижней челюсти не срастаются,  а соединены эластичной связкой.  Замкнутой грудной клетки нет.  Это  позволяет  проглатывать крупную добычу.  Язык на конце раздвоен.  Змеи приносят пользу,  уничтожая грызунов.  Их яд используется в медицине.

Отряд Черепахи

Насчитывает около 200 видов.  Имеют панцырь, прикрывающий тело сверху,  с боков и снизу. Он состоит из спинного и брюшного щитов,  соединенных костной пластинкой или  сухожильной связкой. Панцырь развивается из разросшихся костей скелета, которые сверху покрыты роговыми щитками.

У наземных черепах панцырь куполообразный, у водных – уплощённый. Подвижны только шейный и хвостовой отделы позвоночника, а остальные срастаются со спинным щитом. Челюсти лишены зубов и покрыты рогом, образующим острые режущие пластины. Конечности развиты хорошо.

У черепах, живущих в реках и озёрах, между пальцами имеется плавательная перепонка. У морских черепах конечности видоизменены в ласты.

Отряд Крокодилы

Насчитывает около 20 видов. Тело ящерообразное, крупное – от 1,5 до 6 м., покрыто крупными роговыми щитками, под которыми лежат костные пластины. Ноздри и глаза приподняты над поверхностью морды. Зубы сидят в ячейках челюстей – альвеолах. Сердце четырёхкамерное, но кровь частично смешивается. Размножаются яйцами. Самки охраняют кладки. Питаются рыбой, млекопитающими.

Обособление предков пресмыкающихся от амфибий началось в среднем карбоне. Около 320 млн. лет от примитивных стегоцефалов обособились формы, давшие начало котилозаврам, приспособленным к жизни на суше.

Становлению наземных позвоночных способствовало то, что в конце каменоугольного периода и начале пермского происходили интенсивные горообразовательные процессы. Это привело к сокращению площадей влажных и увеличению доли сухих биотопов.

Адаптивная радиация привела к формированию различных видов рептилий, приспособившихся к жизни на суше,  воде, воздухе (птерозавры). Наибольшего расцвета достигли эти животные в мезозойскую эру.  В конце мезозоя произошло похолодание климата.

В связи с тем, что рептилии не способны поддерживать постоянную температуру тела, произошло снижение процессов жизнедеятельности, повлекшее за собой постепенное, в течение 70-90 млн. лет, их вымирание.

К древним пресмыкающимся относятся динозавры, зверозубые ящерицы. Динозавры появились в конце триасового периода мезозойской эры. Имели размеры от кролика до гигантов, весом 30-50 т, маленькую голову, длинный хвост.

Хищники имели сильные зубы и перемещались на задних конечностях, вооруженных когтями.

Травоядные динозавры (диплодоки) имели длинный хвост и длинную подвижную шею, перемещались на двух парах конечностей, достигали длины до 30 м и имели массу 20-25 т.

Зверозубые ящеры произошли от примитивных котилозавров каменоугольного периода. Внешне они походили на ящериц. Их древние формы имели недифференцированные зубы. У более поздних форм зубы дифференцировались на резцы, клыки, коренные. Развилось вторичное нёбо.



Источник: http://biofile.ru/bio/15806.html

Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Cлайд 1

Урок биологии в 7 классе : Выполнила учитель Кунашакской средней школы Челябинской области: Носаченко Ольга Борисовна

Cлайд 2

Актуализация знаний: 1.Назовите известные вам подклассы пресмыкающихся.По каким признакам их относят к этим подклассам? 2.Какие отличия в строении имеют представители разных отрядов пресмыкающихся? 3.Представители, какого отряда пресмыкающихся имеют более сложное строение? В чем это выражается? 4.Перечислите общие признаки класса пресмыкающихся.

Cлайд 3

Закончите предложения на карточке: 1.К особенностям внешнего строения змеи относят ……. . 2.К классу пресмыкающихся относят следующие подклассы: …… . 3.По количеству полос на роговых пластинок панциря черепах можно определить ………… . 4.У всех пресмыкающихся имеется трёхкамерное сердце, за исключением…. 5.К мерам первой помощи в случаи укуса ядовитой змеи относят …… .

Cлайд 4

Урок на тему: Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Cлайд 5

Значение пресмыкающихся В природе В жизни человека

Cлайд 6

Значение пресмыкающихся В природе В жизни человека 1.Пресмыкающиеся входят в звенья пищевых цепей 2.регулируют численность других живых организмов в природе 1.Пресмыкающиеся уничтожают грызунов и насекомых вредящих человеку 2.

домашние животные 3.Мясо и кожа используется в хозяйстве человека 4.Из змеиного яда изготавливают лекарственные препараты 5.Ядовитые укусы змей опасны для человека 6.

Пресмыкающиеся иногда вредят на бахчах и рыбных хозяйствах

Cлайд 7

Происхождение современных пресмыкающихся: Современные пресмыкающиеся произошли от древних амфибий-стегоцефалов, живших в середине палеозойской эры.

Cлайд 8

Когда-то очень давно по Земле ходили огромные ящеры — динозавры. В разные периоды развития жизни на Земле жили разные динозавры. Больше всего их было в Меловом периоде. Все они относились к классу рептилий Наверное, ты сильно удивишься, узнав, что хорошо знакомые тебе ящерицы, змеи и черепахи тоже в каком-то смысле динозавры!

Cлайд 9

Жизнь в эпоху динозавров. Слово “динозавр” происходит от греческого сочетания “ужасный ящер”. На самом деле динозавры были не слишком похожи на современных ящериц. В то время, когда на Земле жили динозавры, то есть от 225 до 65 миллионов лет назад, планета совсем не была похожа на ту, которую мы знаем.

На ней еще не существовало современных Гималаев и Альп. В лесах не было цветов – они появились только в мезозойскую эру, а млекопитающие были совсем крошечными. Многие растения и животные того времени вымерли или стали крайне редкими Динозавры: 1 — бронтозавр; 2 — тираннозавр; 3 — трицератопс; 4 — стегозавр.

Cлайд 10

Динозавры Динозавры, или древние рептилии господствовали на Земле 160 миллионов лет. Среди них были травоядные и хищники, гиганты и карлики. Ученые делят динозавров на две группы-ящеров и первобытных птиц.

Cлайд 11

Хищные динозавры Некоторые хищники юрского периода по размерам напоминали современную кошку, но большинство из них были настоящими гигантами. Гигантские хищники питались другими динозаврами, а их мелкие собратья охотились на насекомых.

Cлайд 12

Травоядные динозавры Древних травоядных динозавров называют зауроподами. Среди них были настоящие гиганты, например многотонные брахиозавры. Травоядные динозавры имели огромные тела с длинными шеями и маленькими головами. в отличие от динозавров- хищников они передвигались на всех четырех лапах и не могли быстро бегать.

Cлайд 13

Плавающие рептилии Крупные обитатели морей охотились на более мелких, а те в свою очередь, питались рыбой и примитивными кальмарами.

Cлайд 14

Летающие рептилии Летающие рептилии или птерозавры делятся учёными на две группы-короткошеих и длиннохвостых рамфоринхов и длинношеих птеродактилей. Птерозавры были самыми большими животными способными летать.

Cлайд 15

Размножение динозавров Динозавры были во многом похожи на современных птиц и рептилий. Они откладывали яйца, зарывая их в рыхлый грунт. Самки некоторых видов даже воспитывали потомство в течении нескольких месяцев

Cлайд 16

Как динозавры защищались от врагов Огромные размеры травоядных динозавров сами по себе были хорошей защитой от хищников, но многие виды ещё и объединялись в стада. У некоторых динозавров на голове были прочные костяные пластины. А на туловище и хвосте острые выросты и шипы.

Cлайд 17

Источник: http://bigslide.ru/biologiya/15591-rol-presmikayuschihsya-v-prirode-i-v-zhizni-chelov.html

Многообразие и значение пресмыкающихся

Многообразие и значение пресмыкающихся

  1. Показать многообразие современных пресмыкающихся;
  2. Определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимости их охраны;
  3. Развивать образовательные, социальные и коммуникативные компетенции: умение решать проблемы, творчески мыслить, общаться;
  4. Воспитывать чувство уважения к любому проявлению жизни; пониманию взаимосвязи и гармонии в природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблицы “Класс Пресмыкающихся”, коллекции “Уж”, “Черепаха”.

План изложения темы:

  1. Многообразие и значение современных пресмыкающихся:
    • Отряд Крокодилы
    • Отряд Клювоголовые
    • Отряд Черепахи
    • Отряд Чешуйчатые
  2. Охрана пресмыкающихся. Рептилии, занесенные в Красную книгу

Ход урока

Ι. Организационный момент (постановка целей урока)

ΙΙ. Проверка знаний учащихся

Письменная работа по тестовому заданию. После решения теста учащиеся проводят взаимопроверку. Тест приведен в приложении 1 .

ΙΙΙ. Изучение нового материала

Пресмыка́ющиеся (гады, рептилии — от лат. Reptilia) — класс (по устаревшей классификации), или парафилетическая группа (по современной классификации) преимущественно наземных позвоночных животных, включающий современных черепах, крокодилов, ящериц и змей.

Рассмотрим несколько современных отрядов пресмыкающихся по единому плану:

  1. Название отряда
  2. Представители отряда
  3. Значение представителей отряда в природе и жизни человека
  4. Охраняемые пресмыкающиеся

Крокоди́лы (Crocodylia, или Loricata) — отряд водных пресмыкающихся. Слово «крокодил» происходит от греч. κροκόδειλος, «галечный червь», данного из-за бугристой кожи этих животных. Считается, что крокодилы появились 84 млн.лет назад в поздний меловой период.

  • Настоящие крокодилы (Crocodylidae);
  • Аллигаторовые (Alligatoridae);
  • Гавиаловые (Gavialidae).

Когда-то крокодилы часто встречались в водоемах жарких областей всех материков (особенно Южной Америки, Африки и Азии). Много этих животных истребили люди ради красивой и прочной кожи.

Крокодилы внешне напоминают гигантских ящериц, длиной до 10 м. Хвост этих животных заметно сжат с боков, что связано с их водным образом жизни.

Среди современных пресмыкающихся крокодилы имеют наиболее сложное строение.

В частности, легкие крокодилов имеют внутри много перегородок, а сердце в отличие от всех других пресмыкающихся четырехкамерное, хотя венозная и артериальная кровь, выходя из сердца, частично смешивается.

Крокодилы обычно подстерегают свою добычу, скрывшись под водой и выставив на поверхность только глаза и кончик морды с ноздрями. Молодые небольшие крокодилы едят рыб, земноводных, птиц, а более крупные нападают и на зверей, пришедших к водопою.

Крокодилы в разной степени опасны для человека. Некоторые никогда не нападают на человека (гавиал), другие нападают систематически (гребнистый крокодил), третьи (нильский крокодил) нападают изредка. Мясо крокодилов съедобно и употребляется в пищу населением многих тропических стран.

Кожа крокодилов, особенно аллигаторов, используется для изготовления различных галантерейных изделий (портфелей, чемоданов и т. п.). Хищническое истребление крокодилов привело к резкому сокращению их численности и принятию охранных мер.

В ряде стран существуют специальные фермы по разведению крокодилов.

Источник: http://worldunique.ru/zhivotnyj-mir/zhivotnye-a-ya/49215-mnogoobrazie-i-znachenie-presmykayushchikhsya

Тема : Разнообразие пресмыкающихся. Значение их в природе и жизни человека

Урок биологии. 7 класс. Петровская СШ № 2

Гонтаренко Т. П.

Тема: Разнообразие пресмыкающихся. Значение их в природе и жизни человека.

Охрана пресмыкающихся.

Цель урока: расширить знания учащихся о представителях класса пресмыкающихся;

показать их разнообразие, особенности строения и процессов жизнедея-тельности, приспособленность к среде обитания; определить их значениев природе и жизни человека;развивать умение работать с дополнительной литературой;природоохранное воспитание, воспитание интереса к предмету.

Оборудование: таблицы, книги, иллюстрации, карточки, магнитофон, видеофильм

«Прогулки динозаврами», эмблемы, таблицы.

^ : наглядные, практические, словесные, интерактивные методы.

Тип урока: комбинированный с элементами «Путешествия во времени»

Х О Д У Р О К А

Ι. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

1. Работа по схеме:Мир животных увлекателен, удивителен! И мы продолжаем его познавать. Изучаем:(на доске заготовлена схема)

^

Царство Животные↑Подцарство Многоклеточные ↑Тип Хордовые↑Подтип Позвоночные↑Надкласс Четвероногие↑Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) (8 тыс.

видов)↕ ↕ ↕ ↕Отряд Отряд Отряд ОтрядЧешуйчатые Черепахи Крокодилы Клювоголовые-прыткая ящерица – болотная черепаха – гавиал – гаттерия– крымский геккон – слоновая черепаха – китайский живое – желтопузик – степная черепаха – нильский крокодил ископаемое- кобра – зелёная (суповая) – гребенчатый- степная гадюка черепаха крокодил- обыкновенный уж – американские кайманы- хамелеоны- полозы (леопардовый,лесной, четырёхполосый) 2. Работа по карточкам.И так, пресмыкающиеся животные. Достаточно ли мы хорошо знаем особенности их строения, процессов жизнедеятельности? Сейчас это проверим. Вам дан текст, необходимо вставить пропущенные слова.ΙΙ. Сообщение темы, цели урока.Сегодня мы изучаем о многообразии пресмыкающихся, их значение в природе, жизни человека, об охране этих удивительных животных. А всегда ли пресмыкающиеся выглядели так же, как и сейчас? об этом тоже пойдет речь на уроке.ΙΙΙ. Восприятие нового материала.1. Запись в тетрадь даты, классной работы, темы.2. Работа групп учащихся: (интерактивный метод)(используя учебник, дополнительный материал)- отряд; – представители (из них занесены в Красную книгу);- особенности строения, процессов жизнедеятельности;- значение в природе, жизни человека;- интересно знать…а) Отряд Чешуйчатые (Ряд Лускаті);б) Отряд Крокодилы (Ряд Крокодили);в) Отряд Черепахи (Ряд Черепахи). 3. Ситуация.а) Сами пресмыкающиеся – змеи не нападают на человека. Будьте в лесу осторожны. Если на пути встретилось нечто похожее на змею, не делайте резких движений, дайте уйти существу. Нельзя обследовать камни, норы:И всё же. Вас укусила гадюка обыкновенная. Каковы должны быть действия? Слово предоставим «медику».Медицинский работник:Если укусила змея, нельзя впадать в панику. Серьёзную опасность представляют лишь укусы «большой тройки» (кобра, гюрза, эфа). При укусах этих змей накладывается жгут, периодически ослабляется. При укусах гадюковых его применение не оправдано – даже пагубно.

^ 1) придать укушенной конечности неподвижность;

2) дать пострадавшему обильное питьё;3) отсасывание ртом яда и сплёвывание не возбраняется;4) быстрее доставить в медпункт;5) нельзя прижигать раскалённым железом!б) Правда ли это?Вопрос: Пожирая своих жертв, крокодилы плачут.

Ответ: Нет. Крокодилы, обитающие в солёной воде, часто плачут на берегу, но они при этом избавляются от излишка соли, а отнюдь не рыдают от раскаяния или угрызений совести.

Вопрос: Правда ли это?Ядовитых змей в старину использовали на войне в качестве оружия.

Ответ: Правда. Историки рассказывают, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды с живыми ядовитыми змеями, которые воины бросали на вражеские корабли. Эта тактика часто приносит победу.

^

4. Сейчас мы с вами познакомились с представителями отрядов чешуйчатых, черепах, крокодилов. Есть ещё отряд Клювоголовые, его представитель – гаттерия – несущая шипы, странный гребень на затылке.

Это существо примитивное. Гаттерия одинока на Земле: все её родичи вымерли много миллионов лет назад. Поэтому гаттерию называют живым ископаемым.

Это свидетельствует о том, что далёкими предками пресмыкающихся были земноводные.

5. «Путешествие во времени».Учитель: Мы хорошо поработали сейчас на уроке. Поэтому передаём слово группе палеонтологов. Современные палеонтологи – специалисты, изучающие древние формы жизни по их ископаемым остаткам.«Палеонтолог»: я изобрёл машину времени и мы сможем, сейчас отправиться в прошлое, чтобы разобраться, всегда ли мир пресмыкающихся был таким?

(звучит музыка «Динозаврики», взялись за руки, движения – минутка отдыха)

«Палеонтолог»: Внимание! Переносимся на 180 млн. лет назад: в мезозойскую эру, юрский период.

(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Прогулки с динозаврами»)

Группа палеонтологов

1. Знаете ли вы?-Что само слово «динозавр» (по-гречески «ужасный ящер») впервые применил РичардОуэн в 1941 году.2. Климат был особенно тёплым и ровным. Это благоприятные условия для развития пресмыкающихся, которые завоевали, не только сушу, но и море, и воздух.3. Огромные рыбообразные ящеры, или их тиозавры, (8-12м) напоминали дельфинов: формой тела, конечности превращены в плавники: широкий раздвоенный хвостовой плавник и плавник на спине.4. Очень своеобразную группу составляли птерозавры, или летучие ящеры. Они имели кожистую перепонку, натянутую между конечностями. Птерозавры были разнообразны: и гиганты (размах крыльев 7,5 м), и не крупнее нашего воробья.5. Наземные рептилии – динозавры. Среди них были и растительноядные животные, и хищники.Хищник – тираннозавр («ящер-тиран»). Весил 8 тонн. Его загнутые зубы достигали 16 см в длину – почти с ладонь человека.6. Брахиозавры, стегозавр, диплодок – растительноядные рептилии. Стегозавр имел тяжёлую броню. Брахиозавр за день съедал около тонны листьев, его вес около 100 т.Палеонтолог: Приготовились! Путешествуем дальше!

(звучит музыка)

Внимание! Мезозойская эра, меловой период. 65 млн. лет назад.Посмотрите! Они погибли!Холод, снег и погибшие динозавры!Учитель: Никто до конца не знает, почему вымерли динозавры, причём внезапно.Ребята! Давайте попытаемся объяснить. Ваши гипотезы.

(Интеракт. метод «Микрофон»)

Учитель: А что скажут наши учёные?Палеонтолог: Одно время считалось, что, будучи холоднокровными животными, не способными регулировать температуру своего тела, они вымерли от похолодания. Однако есть свидетельства того, что некоторые виды ящеров были теплокровными.

В таком случае эта теория уже не объясняет загадки их гибели.Палеонтолог: А вот другая гипотеза. Обнаруженные на полуострове Юкатан в Мексике следы гигантского кратера наводят на мысль о столкновении с Землей огромного метеорита, сопровождающегося мощным взрывом.

Густые тучи пыли на несколько месяцев скрыли солнце и почти полностью уничтожили жизнь на планете.Есть ещё одна гипотеза.Газета «Экспресс-клуб»Открытие века. Американские палеонтологи обнаружили остатки млекопитающихся. (Китай, 130 млн. лет назад) Млекопитающие съели динозавров.

Учитель: Причина вымирания динозавров – загадка. И может быть, среди сегодняшних семиклассников – будущее учёные – герпетологи, которые её разгадают.Внимание! На монитор!Вы видите археоптерикса, который уже существовал в тот период. Первоптица произошла от мелких пресмыкающихся.

Они-то дали начало современным птицам, о которых речь пойдёт на следующем уроке.Палеонтолог: Нам пора возвращаться! Внимание! Перемещаемся!

(^

2005 год. Кайнозойская эра. Период Антропоген (господство человека).6. Задания занимательные (предлагаются всем группам одновременно, они готовятся, отвечают)а) Экологическая шутка.Каких 5 пресмыкающихся вы узнаёте в этом одном фантастическом животном?

Ответ: Фантастическое животное состоит из:

  • головы черепахи;
  • туловища ящерицы;
  • лап крокодила;
  • хвост гремучей змеи;
  • окраски гадюки.

б) Кто лишний в каждом ряду?уж хамелеон гадюкажелтопузик крокодил желтопузиккобра тритон агамаудав черепаха веретеница(это безногая ящерица, а (Это земноводное, (Это змея, остальные –

остальные – змеи) остальное – пресмыкающиеся)ящерицы)

в) Какая ошибка допущена на рисунке?

Ответ: Язык у крокодила не может высовываться (частично приращён ко дну рта по всей длине).

г) Среди древних пресмыкающихся огромных размеров достигали растительноядные формы, для которых характерен водный или полуводный образ жизни. Почему?

Ответ: Такие гиганты не могли свободно передвигаться по суше. Поэтому они находились в воде, где их масса уменьшалась. Питались прибрежными или водными растениями, доставая с помощью длинной шеи.

7. Охрана пресмыкающихся.

Их не любят, их боятся, называют «гадами», ими брезгуют им явно не повезло.<\p>

Их убивают и просто так, и ради шкуры, и при так называемой «самозащите», а кое-где иради мяса.В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Редкие и исчезающие виды занесены в Красную книгу.

В заповедниках охраняются:- лесной полоз в Карпатском заповеднике;- полоз леопардовый в Ялтинском заповеднике;- гекконы в Карагандинском заповеднике.Отлов змей только в определённых странах, определённый срок (питон-серпентарии), выпуск в природу.Пресмыкающиеся приносят большую пользу, их надо не уничтожать, а оберегать и уважать.

В Станично – Луганском отделении (Придонцовская пойма) Луганского заповедника обитают

  • степная гадюка;
  • медянка;
  • четырёхполосый полоз;
  • желтобрюхий полоз, находятся под охраной.

8. Премьера книг (литература о пресмыкающихся)ТелепередачиВажно наблюдать за ними в природеΙV.

Итог урока: Над чем работали? Что запомнилось?«Микрофон» Лист оценки – руководители групп отдают учителю.V. Домой: § 51, повт. § 38. Написать письмо- ответ Мюнхгаузену Письмо от барона МюнхгаузенаДобрый день!Недавно я вернулся из путешествия вокруг света, где видел много пресмыкающихся. Среди них мне особенно запомнились следующие:1.

Самая мелкая ящерица из Африки – комодский варан, который охотится на крокодилов.2. Морская змея – королевская кобра, которая питается исключительно яйцами птиц, а свои гнезда строит на деревьях. 3. Огненная саламандра из подземных пещер Севера, которая совсем слепа и дышит благодаря внешним жабрам.4.

Ценное промышленное животное под названием Латимерия, которое стаями путешествует по пустыням Украины.5. И последнее пресмыкающееся меня очень поразило своей огромной длиной и неловкими движениями, и слепая змейка со страшными очками на капюшоне. При этом она чуть не попала мне в глаз своей ядовитой слюной. Хорошо, что я вовремя убежал!Сейчас отдыхаю и пишу правдивейшие истории.

Может быть, что я немножко что-то и перепутал, но вы, надеюсь, исправите мои незначительные ошибки. Желаю успехов.До встречи на следующих урокахВаш барон Мюнхгаузен.Отряд Чешуйчатые (Ряд Лускаті)↓ ↓ ↓Ящерицы Змеи Хамелеоны1.

– 6600 видов (многочисленны из пресмыкающихся);- распространены на суше, в морях, пресных водах;- объединяет наличие на поверхности тела роговых чешуек и щитков различной формы, под которыми в коже часто расположены специальные костные пластинки.

а) Ящерицы (ящірки)Представители: зелёная, прыткая и живородящая ящерицы, веретеница, желтопузик,крымский геккон, серый варан, гигантский (комодский) варан.Особенности строения:

  • вытянутое тело с выраженной шеей;
  • подвижный хвост;
  • хорошо развиты конечности, у некоторых они недоразвиты или отсутствуют, например, у веретеницы, желтопузика – безногих ящериц. От змей отличаются развитым средним ухом, подвижными веками и способностью к аутотомии.

Аутотомия – способность отбрасывать хвост. Недаром существует поговорка «Хвост (самокалечение) спасает голову».

^ ведёт ночной образ жизни, глаза к этому приспособлены, лазают по стволам деревьев.

Ящерицы ведут дневной образ жизни, обитают на хорошо прогреваемых участках почвы, питаются беспозвоночными.

Вараны обитают в пустынях, тропиках Комодский варан в длину достигает 3,6 м (обитает на островах Малазийского архипелага). Занесён в Международную Красную книгу. Питаются мелкими позвоночными. Гигантский варан охотиться на диких кабанов и оленей.

Значение: Регулируют численность насекомых – вредителей сельского хозяйства, мелких позвоночных животных

б) Змеи (змії)

Представители: королевская кобра, гремучие змеи, гюрза, эфа, морские змеи, питоны. В Украине обитают: обыкновенная и степная гадюка, водяной и обыкновенный ужи, медянка, четырёхполосый, леопардовый, лесной и желтобрюхий полозы

Особенности строения

  • длинное тело, нечётко поделено на голову, шею, туловище, хвост;
  • отсутствуют конечности;
  • веки срослись, прозрачные, как стекло на часах;
  • отсутствие барабан. перепонки;
  • кости двух челюстей соединены связками, подвижно;
  • позвоночник состоит из большого количества позвонков; грудной клетки нет;
  • левое легкое редуцировано;
  • у ядовитых змей – видоизменённые слюнные железы, вырабатывающие яд. При помощи него убивают добычу, заглатывают целиком. Питоны душат пищу

Значение:

    1. Змеиный яд используется в медицине. Создаются питомники – серпентарии Змея изображается на эмблеме медицины. Это эскулапова змея, та самая, которую изображали на жезле древнеримского бога врачевания Эскулапа.
    2. Регулируют численность насекомых, грызунов – вредителей сельского хозяйства.
    3. Употребление в пищу определённых видов змей, а также их яйца.
    4. Входят в состав цепей питания.
    5. Опасны для здоровья человека.

Источник: http://uchebilka.ru/geografiya/53194/index.html

Ссылка на основную публикацию