История развития наук о человеке, Биология

Интерес к изучению живой природы появился у человека, как только он стал осознавать себя. Кратко рассмотрим, как происходило развитие науки биологии, и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.

Этапы становления биологии

На первых этапах исследователи занимались изучением многообразия живых организмов. Они собирали коллекции и составляли описания обнаруженных растений и животных. Этот этап становления биологии как науки называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей.

Гиппократ ((460) — ок. (370) г. до н. э.) — основоположник медицины. Первым подробно описал строение организмов человека и животных, обратил внимание на значение наследственности и окружающей среды в появлении болезней.

Аристотель ((384)–(322) гг. до н. э.) — заложил начала зоологии. Выполнил описание большого числа животных, предложил первую классификацию (выделял в природе четыре царства: неодушевлённое (земля, вода и воздух), растения, животные, человек.

Теофраст ((372)–(287) гг. до н. э.) — основоположник ботаники. Составил описание около (500) видов растений.

 

Гай Плиний Старший ((23)–(79) гг.)  — создатель многотомной энциклопедии «Естественная история», в которой были собраны все известные к тому времени сведения о природе. 

Клавдий Гален (ок. (130) — ок. (200) гг.) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.

Развитие биологии в Средние века

В Средние века господствующей идеологией была религия, но, несмотря на существовавший застой, знания о разных живых организмах продолжали накапливаться. Самый известный учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи((1452)–(1519) гг.) занимался также и изучением биологических процессов. Он исследовал полёт птиц, работу сердца и органа зрения.

В эпоху Великих географических открытий (во второй половине (XV) в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться, и биология подразделяется на отдельные науки.

В (XVI)–(XVII) веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.

Изобретение микроскопа в начале (XVII) в. позволило открыть невидимые для невооружённого глаза живые организмы (бактерии, простейшие).

Карл Линней ((1707)–(1778) гг.) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий). 

Карл Максимович Бэр ((1792)–(1876)) основал эмбриологию, сформулировал закон зародышевого сходства, ввёл представления о гомологичных органах.

Жан Батист Ламарк ((1774)–1(829) гг.) предложил первую теорию эволюции.

В (1839) году Теодором Шванном ((1818)–(1882) гг.) и Маттиасом Якобом Шлейденом ((1804)–(1881) гг.) была сформулирована первая клеточная теория, подтвердившая единство живой природы и ставшая одной из предпосылок появления теории эволюции Чарльза Дарвина ((1809)–(1882) гг.), опубликованной в (1859) г.

В (XIX) в. благодаря работам Луи Пастера ((1822)–(1895) гг.), Роберта Коха ((1843)–(1910) гг.), Ильи Ильича Мечникова ((1845)–(1)(916) гг.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.

К концу (XIX) в. в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология. Основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель ((1834)–(1919) гг.), который впервые в (1866) г. использовал термин «экология».

Биология Новейшего времени

В (1900) году были переоткрыты законы Грегора Менделя ((1822)–(1884) гг.), что дало старт развитию генетики.

В (40)–(50)-е годы (XX) в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться микроорганизмы, и начали активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.

В (XX) в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология, которое успешно развивается и в (XXI) в.

Науки, изучающие организм человека

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины.

Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий.

Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает.

У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику.

Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

Наука Что изучает
Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
Микробиология Наука о микроорганизмах
Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
Палеонтология Наука об ископаемых организмах
Вирусология Наука о вирусах
Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных.

Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи.

Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства.

Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации.

Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении.

Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.).

Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа.

Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием.

Читайте также:  Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат, биология

Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты.

Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология.

История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты.

В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их.

Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины.

С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур.

Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека.

Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались.

Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека.

Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Период Мыслители/учёные Вклад в науку
VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества.

Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Конспект урока "Становление наук о человеке"

  • Урок №2
  • Становление наук о человеке.
  • Цели: усвоить понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.
  • Оборудование: модель торса человека, портреты ученых, таблица «Происхождение человека», мультимедийный проектор.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные:
  • учащиеся должны знать: основные этапы развития анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека; знать ученых, внесших вклад в развитие знаний о человеке.
  • учащиеся должны уметь: приводить доказательства развития наук о человеке.
  • Метапредметные:
  • учащиеся должны уметь: сопоставлять и объяснять на основании приведенных фактов историю развития наук о человеке.
  • Личностные:
  • учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.
  • Тип урока: комбинированный
  • Технологии: здоровье сберегающая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения, групповая.
  • Ход урока
  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний:

  1. Работа с классом:
  2. Фронтальный опрос: « Науки, изучающие организм человека»
  3. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?

  1. гигиена     2)  анатомия     3) физиология    4) биология

2. Название какой науки происходит от греческого слова, в переводе означающего « рассечение»?

  1. физиологии  2) анатомии  3) биологии  4) эмбриологии

  • 3. Строение и форму организма и его органов изучает:
  • 1) физиология  2) анатомия  3) зоология   4) гигиена
  • 4. Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:
  1. охраны окружающей среды 2) более крепкого сна 3)охраны здоровья 4)борьбы с паразитами

5. Название науки « анатомия» происходит от греческого слова « анатоме», что означает:

  1. разрезание  2) отрезание  3) рассечение  4) исследование

6. Внешние особенности человека: рост, вес, телосложение изучает наука:

  1. психология  2) анатомия  3) физиология  4) биология

7. Субъективным методом исследования является:

  1. измерение  2) наблюдение  3) эксперимент  4) самонаблюдение

8. какие методы вам известны в анатомии? Физиологии? Психологии?

  1. Изучение нового материала:

Работа с классом:

Становление наук о человеке

У человека давно пробудился интерес к собственному телу, строению и функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом.

Первые опыты врачевания появились еде до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколение опыт лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота давала пропитание и информацию о строении животных.

Форма органов была известна, а об их функциях, возможно, не задумывались. Первобытные врачеватели владели приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах; при кровопускании использовали шипы растений, каменные и костяные ножи; применяли природные обезболивающие средства.

Физкультминутка общего воздействия (4-5 мин.)

  1. Упражнение: «Потянулись»

  2. Упражнение: «Легли на парту»

  3. Упражнение: «Качание головой»

  4. Исходное положение: стойка ноги врозь

Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед.

  1. Исходное положение: стойка ноги врозь, руки согнуты вперед, кисти в кулаках.

Поворот туловища налево и «удар» правой рукой вперед

Читайте также:  Семейство мотыльковых, или бобовых (около 12 тыс

Работа с классом:

Вариант 1. Класс делится на 3 группы ( по рядам). Учащиеся получают задания и готовят сообщения по темам:

  1. 1 группа: Вклад в науку древнегреческих и римских ученых
  2. 2 группа: Вклад в науку ученых Средневековья и эпохи Возрождения
  3. 3 группа: вклад в науку ученых после эпохи Возрождения.
  4. Выступления учащихся (доклады и сообщения , презентация на тему: «Становление наук о человеке»

Вариант 2. Рассказ учителя с записью учеников в тетрадь.

Ученый Годы жизни Вклад в науку
Аристотель 384-322г.г. до н.э. Продолжатель Платона.Сравнивал органы человека и животных, изучал их развитие. Ввел термин «организм» ( от слова организация – четкая организация строения)первый занялся изучением зародышей. По праву можно считать отцом эмбриологии.
Гиппократ ( 460-377 гг до н.э.)  Изучал влияние факторов природы на здоровье человека. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди. Ввел понятие анамнеза (история болезни)
Клавдий Гален 130-200 н.э. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию, и неврологию, а также философию и логику. Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество медицинской информации. Его труды «Анатомические исследования» «О назначении частей тела».Подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом, впервые стал проверять действие лекарств на животных, открыл первый госпиталь, применял стерилизацию хирургических инструментов, успешно проводил глазные и черепно-мозговые операции
Леонардо да Винчи 1452-1519 Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме
Андреас Везалий 1514-1564г.г В его основу был положен системный метод аналитического характера. Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца.
Рене Декарт 1596-1650 Ввёл в науку представление о рефлексе
Уильям Гарвей (1587 -1657 гг) 
  1. открыл два круга кровообращения: малый и большой, но считал его разомкнутым. Ему принадлежит догадка о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез.
Анатомия России получила развитие со времен Петра 1. Он приобрел в голландии коллекциюанатомических препаратов и организовал в Петербурге первый естествоенно научный музей. В 1725 г. Им была создана академия наук.
Луи Пастер 1822-1895 Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории
Илья Ильич Мечников 1845-1916 Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет
Иван Михайлович Сеченов Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы
Иван Петрович Павлов 1849-1936 Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно-рефлекторную теорию
Пирогов Н.И. 1810-1881 Создатель топографической анатомии. Его труды «Атлас Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы» полный курс прикладной анатомии.
  1. Закрепление изученного материала:

1.Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы? 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии? 3. Как решал Аристотель проблему души и тела? 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья? 5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?

6. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиология и медицины?

Домашнее задание: Параграф 2, Заполнить таблицу: «Становление наук о человеке»

Таблицa по биологии 8 класс Становление наук о человеке ответы и решения онлайн

  • ГДЗ > Биология/Окр. мир > 8 класс > Таблицы по биологии 8 класс > Задание: Становление наук о человеке
  • На данной странице представлено детальное решение задания Становление наук о человеке по биологии для учеников 8 классa автор(ы)
  • Становление наук о человеке
Алкмеон
(VI-V в. до н. э.)
Древняя Греция
Впервые стал вскрывать животных с целью изучения человеческого тела.
Гераклит
(конец VI – начало V в. до н. э.)
Древняя Греция
Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы, и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей. Он считал, что мир постоянно меняется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Аристотель
(384-322 гг. до н. э.)
Древняя Греция
Сравнивал органы животных и людей. Обратил внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией. Теперь мы знаем, что душевная деятельность связана со свойством мозга получать, использовать информацию для своих потребностей. Ввёл термин «организм».
Гиппократ
(около 460-377 гг. до н. э.)
Древняя Греция
Стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди.
Клавдий Гален
(130-200 гг. н. э.)
Римская империя
Описал организмы диких и домашних животных. Подробно изучив строение костей, мышц и суставов обезьяны, предположил, что человек устроен сходным образом. Ему принадлежат многие работы о функциях органов. Открыл госпиталь.
  1. Авиценна
  2. (980-1037 гг.)
  3. Средняя Азия
Энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки».
  • Леонардо да Винчи
  • (1452-1519 гг.)
  • Италия
Изучал, описывал, зарисовывал строение тела человека. Изображал с разных сторон, что давало возможность воспринимать орган в разных ракурсах.
  1. Рафаэль Санти
  2. (1483-1520 гг.)
  3. Италия
Считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
  • Андреас Везалий
  • (1514-1564 гг.)
  • Европа
Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы, внутренние ограны. Внёс большой вклад в медицинскую науку. Точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. Установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой, описал клапаны сердца.
  1. Уильям Гарвей
  2. (1578-1657 гг.)
  3. Великобритания
«Всё живое – из яйца». Открыл два круга кровообращения: малый и большой. Также он впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем. Проводил эмбриологические исследования.
  • Рене Декарт
  • (1596-1650 гг.)
  • Франция
Внёс огромное значение в развитие физиологии – открытие рефлекса.
  1. Иван Михайлович Сеченов
  2. (1829-1905 гг.) Россия и
  3. Иван Петрович Павлов
  4. (1849-1936 гг.) Россия
Полностью развили рефлексы.
  • Луи Пастер
  • (1822-1895 гг.) Франция и
  • Илья Ильич Мечников
  • (1845-1916 гг.) Россия, Франция
Внесли вклад в развитие науки об иммунитете. Луи Пастер создал вакцину от бешенства и сибирской язвы. Мечников разработал новую теорию воспаления. Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке мозга.

Рис. 1. Таблица по биологии 8 класс Становление наук о человеке

Add

Новыe решебники

Похожие решебники
по биологии 8 класс

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss. Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.

Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Урок 4. Краткая история развития знаний о человеке – Биология. Человек. 8 класс. Сонин Н.И

Цель урока: изучить историю возникновения наук – анатомия, физиология и гигиена; охарактеризовать работы и достижения в области изучения человека величайших ученых древности и современности.

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Человек всегда стремился
познать своё тело. В основе изучения человека лежат три науки: анатомия, физиология и гигиена.

Истоки анатомии уходят в далёкие доисторические времена.
Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о
расположении жизненно важных органов и их значении для организма.

Сведения о строении
сердца, лёгких, почек и других органов содержатся в дошедших до нас древних
книгах: китайской «Нейцзин» (XI–VII вв. до н. э.), индусской
«Аюр-Веда» (IX–III вв. до н. э.).

Среди первых известных
истории учёных следует прежде всего назвать древнегреческого врача Гиппократа (460–377
до н. э.). Он сформулировал учение о четырёх типах телосложения и
темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении
человеческого тела, полученные его предшественниками.

Другой знаменитый учёный
– грек Аристотель (384–322 до н. э.) дал название
главному кровеносному сосуду – аорте, отметил общие черты в строении человека и
животных. Аристотель утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда
поступает к сердцу – источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко
всем органам тела.

Древнеримский врач КлавдийГален (131 (?)—201) первым заинтересовался функциями органов.

Из-за
существующего тогда запрета на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию
человека, вскрывая животных – свиней, собак, овец, обезьян: он был уверен в
сходстве строения тел животных и человека.

В течение четырнадцати веков его
работы были основным источником анатомических и медицинских знаний.

Читайте также:  Паразитические простейшие, Биология

В эпоху раннего
феодализма (V–X вв.) господство церкви тормозило развитие естественных
наук в странах Европы. В то же время эти науки быстро развивались в странах
Востока. Однако мусульманская религия, как и христианская, запрещала вскрывать
трупы, поэтому анатомию изучали по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена.

Учёный и врач АбуАли ибн Сина (Авиценна) (980–1037) написал энциклопедический
труд «Канон врачебной науки», в котором содержалось много медицинских сведений
того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано
общее описание строения и функций человеческого тела, приведены сведения о
костях, суставах, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.

В начале II тысячелетия
начинается быстрое развитие торговли, культуры, растут города, развиваются
науки, среди них – биология и медицина. В Европе возникают первые медицинские
школы.

Развитию анатомии способствовало открытие в Европе в XII–XIV вв.
первых университетов. В XIV–XV вв.

университетам было дано право по
особому распоряжению для учебных целей вскрывать один-два человеческих трупа в
год.

В 1326 г. Мондино
да Люцци
 (1275–1327) издал первый учебник по анатомии.

1 Биология как наука. История становления биологии как науки

Биология
– это комплексная наука, изучающая все
проявления жизни: строение, функции и
происхождение живых организмов, их
взаимоотношения в природных сообществах
со средой обитания и другими живыми
организмами.

Понятие наукаопределяется,
как «сфера человеческой деятельности
по получению, систематизации объективных
знаний о действительности». В соответствии
с этим определением объектом науки –
биологии является жизнь  во
всех ее проявлениях и формах, а также
на разных уровнях.

История становления и развития биологии

История
биологии насчитывает много веков. Уже
первобытным людям необходимо было иметь
определенные знания о растениях и
животных. В рамках общего развития
естественных наук происходило и
накопление знаний, ныне принадлежащих
к области биологической науки. В трудах
философов античности можно найти
сведения биологического
характера.

 Аристотель глубочайшим
образом продумал теорию органического
развития, будучи знатоком естественно-научных
дисциплин, прежде всего зоологии,
ботаники и связанных с ними проблем
элементарных форм живого ощущения
процессов жизни. Гиппократпредложил
первую теорию, объясняющую инфекционные
заболевания.

Общий расцвет науки во
времена античности сменился, как известно
из истории, относительно «прохладным»
периодом Средневековья, который
характеризуется общим спадом в
естественных науках, и в биологии в
частности. По понятным причинам на
данном этапе люди были знакомы лишь с
представителями растительного и
животного мира.

Огромный толчок развитию
биологии и использованию ее плодов, в
частности, в медицине дало изобретение
в XVII в. микроскопа
голландцем А.Левенгуком.Человечество
проникло в микромир, расширив свои
представления о живом. Надо сказать,
что сам факт существования микроорганизмов
повлек за собой изменение взглядов на
теорию самозарождения жизни. К.

Линнеем предложена бинарная
номенклатура видов – это также
немаловажно, так как позволило
систематизировать накопленный обширный,
но весьма противоречивый фактический
материал. Микроскопические исследования
послужили основой для формулировки Т.
Шванном
и М. Шлейденом положений
клеточной теории в XIX в. На рубеже
XVIII–XIX вв. трудами Ж. Ламарка, А.
Вейсмана, Ж.

Кювье, Ч. Лайелла были
заложены основы эволюционного учения,
ставшего основой современной
биологии.

 Чарльз Дарвин в своем
основном труде «Происхождение видов
путем естественного отбора» (1859) обобщил
эмпирический материал современной ему
биологии и селекционной практики на
основе результатов собственных наблюдений
во время путешествий, кругосветного
плавания на корабле «Бигль» раскрыл
основные факторы эволюции органического
мира.

Эволюционная теория имеет огромное
значение не только для биологии, но и
для всех естественных наук в целом,
примечательно, что эволюционная теория
существовала наряду с термодинамикой,
описывающей по существу совершенно
противоположные процессы. Второе начало
термодинамики предсказывает миру все
более однообразное будущее, рассеяние
и деградацию энергии, упрощение структур.

Эволюционная теория, напротив,
провозглашает возможность образования
сложного из простого, все усложняющееся
развитие. Разрешить этот парадокс смогли
лишь в XX в. Биология пришла как мощная
и разветвленная область научного знания,
дифференцирующаяся на ряд дочерних
дисциплин, обретших статус полновесных
самостоятельных областей. XX в.
ознаменовался бурным развитием генетики,
селекции, экологии, молекулярной биологии
и ряда других дисциплин. В настоящее
время на стыке биологических дисциплин
с другими областями знаний возникают
новые отрасли науки, такие как космическая
биология и др.

2
Понятие о жизни и живых системах. Уровни
организации жизни. Свойства живого.

Что
такое жизнь?

Одно
из определений более 100 лет назад дал
Ф. Энгельс: “Жизнь
есть способ существования белковых
тел, и этот способ существования состоит
по своему существу в постоянном
самообновлении химических составных
частей этих тел”
В это определение вошли два важных
положения:

  1. жизнь тесно связана с белками

  2.  непременное условие жизни – постоянный обмен веществ, с прекращением которого прекращается и жизнь.

Изучение
свойств объектов живой природы показало,
что жизнь связана со сложным коллоидным
состоянием протопласта (содержимого
клетки), для которого характерны обмен
веществ и энергии, обусловленные
реализацией наследственной информации,
заключенной в нуклеиновых кислотах.

Живые системы от клетки до биосферы в
целом представляют собой системы,
ассимилирующие энергию из внешней среды
таким образом, что могут активно
противостоять разрушению сложившейся
организованности, т.е. противостоять
процессу, характерному для всех тел
неорганической природы.

По современным
представлениям, жизнь –
это способ существования открытых
коллоидных систем, обладающих свойствами
саморегуляции, воспроизведения и
развития на основе геохимического
взаимодействия белков, нуклеиновых
кислот других соединений вследствие
преобразования веществ и энергии из
внешней среды.

Живые системы обладают
рядом общих свойств и признаками, которые
отличают их от неживой природы.

Молекулярный
уровень организации
 –
это уровень функционирования биологических
макромолекул – биополимеров: нуклеиновых
кислот, белков, полисахаридов, липидов,
стероидов.

С этого уровня начинаются
важнейшие процессы жизнедеятельности:
обмен веществ, превращение энергии,
передача наследственной
информации.

Этот уровень изучают: биохимия,
молекулярная генетика, молекулярная
биология, генетика, биофизика.

Клеточный
уровень
 –
это уровень клеток (клеток бактерий,
цианобактерий, одноклеточных животных
и водорослей, одноклеточных грибов,
клеток многоклеточных организмов).
Клетка – это структурная единица живого,
функциональная единица, единица развития.
Этот уровень изучают цитология, цитохимия,
цитогенетика, микробиология.

Тканевый
уровень организации
 –
это уровень, на котором изучается
строение и функционирование тканей.
Исследуется этот уровень гистологией
и гистохимией.

Органный
уровень организации
 –
это уровень органов многоклеточных
организмов. Изучают этот уровень
анатомия, физиология, эмбриология.

Организменный
уровень организации
 –
это уровень одноклеточных, колониальных
и многоклеточных организмов. Специфика
организменного уровня в том, что на этом
уровне происходит декодирование и
реализация генетической информации,
формирование признаков, присущих особям
данного вида. Этот уровень изучается
морфологией (анатомией и эмбриологией),
физиологией, генетикой, палеонтологией.

Популяционно-видовой
уровень
 –
это уровень совокупностей особей
– популяций и видов.
Этот уровень изучается систематикой,
таксономией, экологией, биогеографией, генетикой
популяций.
На этом уровне изучаются генетические
иэкологические
особенности популяций,
элементарные эволюционные
факторы и
их влияние на генофонд (микроэволюция),
проблема сохранения видов.

Экосистемный
уровень организации
 –
это уровень микроэкосистем, мезоэкосистем,
макроэкосистем. На этом уровне изучаются
типы питания, типы взаимоотношений
организмов и популяций в экосистеме, численность
популяций,
динамика численности популяций, плотность
популяций, продуктивность экосистем,
сукцессии. Этот уровень изучает экология.

Выделяют
также биосферный
уровень организации
 живой
материи. Биосфера – это гигантская
экосистема, занимающая часть географической
оболочки Земли. Это мега-экосистема. В
биосфере происходит круговорот веществ
и химических элементов, а также превращение
солнечной энергии.

  1. Признаки живого: 
    1. Обмен веществом и энергией 
    2. Обмен веществ – особый способ взаимодействия живых организмов со средой 
    3. Обмен веществ требует постоянного притока некоторых веществ и энергии из вне и выделения некоторых продуктов диссимиляции во внешнюю среду. Организм является открытой системой 
    4.

    Раздражимость – заключается в передаче информации от внешней среды к организму; на основе раздражимости осуществляется Саморегуляция и гомеостаз 
    5. Репродукция – воспроизведение себе подобных 
    6. Наследственность – поток информации между поколениями в результате чего обеспечивается преемственность 
    7.

    Изменчивость – появление новых признаков в процессе репродукции; основа эволюции 
    8. Онтогенез – индивидуальное развитие, реализация индивидуальной программы 
    9. Филогенез – историческое развитие, эволюционное развитие осуществляется в результате наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование 
    10.

    Организмы включены в процесс эволюции 

  • 3
    Разнообразие живых организмов, их
    классификация.
  • Систематика
    – наука, которая устанавливает взаимосвязи
    между живыми организмами и разрабатывает
    систему их классификации.
  • Таксоны
    (систематические единицы):
  • Растения                    
    Животные
  • Царство                      
    Царство
  • Отдел                          
    Тип
  • Класс                           
    Класс
  • Порядок                       
    Отряд
  • Семейство                   
    Семейство
  • Род                               
    Род
  • Вид               
                    Вид
  • Название
    вида состоит из двух слов: Название Рода
    и Видовой Эпитет.

Называть
так живые организмы предложил Карл
Линней. Это бинарная номенклатура.

Ссылка на основную публикацию