Растение – целостный организм. Функции растительного организма

Конспект учебного занятия в 6 классе

«Растение – целостный организм»

Предмет: Биология
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по учебно-тематическому плану: «Растение целостный организм»
Номер урока по теме: 43
Форма урока: Урок обобщения и повторения, подготовка к зачету
Цель:
  1. называть 5 частей растительной клетки и их функции
  2. знать определение «ткани», называть 5 тканей растения и их функции
  3. знать определения, называть вегетативные и генеративные органы растения, узнавать их на рисунках
  4. знать определения 5 основных процессов жизнедеятельности
  5. преобразовывать материал ОСК в монологический рассказ
  6. демонстрировать умение работать с тестовыми заданиями
Ожидаемые результаты:
  1. умение называть части клетки, типы тканей, органы растения (не менее 90% учащихся)
  2. умение объяснять связь между частями целого (не менее 50% учащихся)
  3. умение составлять монологический рассказ по схеме (не менее 70% учащихся)
  4. выполнение промежуточных тестов (не менее 90% учащихся), выполнение итогового теста (не менее 80% учащихся)

Этапы урока:

№ п/п Задачи этапов урока Время,мин. Действия учителя Планируемые действия учащихся
1. Организация начала урока, объявление темы и цели урока 1 Обсуждение хода урока, определение целей урока и ожидаемых результатов Внимательно слушают и настраиваются на работу
2. Повторение и обобщение знаний 30 Учитель работает с презентацией, задает вопросы, комментирует и корректирует ответы учащихся Вспоминают определения понятий по темам «Клетка», «Органы растения», «процессы жизнедеятельности растений» Работают с презентацией (ОСК), преобразуют схемы в монологический рассказ, выполняют промежуточные тесты, работают с карточкой-ведомостью, осуществляют самопроверку и взаимопроверку
3. Экспресс-проверка 4 Предлагает тестовые задания, анализирует результаты Выполняют задания, предложенные учителем
4. Подведение итогов 3 Подводит итоги, определяет степень достижения поставленных целей Отвечают на вопросы
5. Задание на дом 2 Комментирует домашнее задание Записывают в дневниках задание на дом

Ход урока:

  1. Организационный этап (слайд 1)

Объявление темы и целей урока, а также ожидаемых результатов работы на уроке.

Растение – целостный организм. Функции растительного организма

  1. Повторение и обобщение знаний (слайд 2–8)

1. Повторение особенностей строения клетки растения (слайды 2 – 3)

Перед началом работы с презентацией проходит фронтальная работа с классом по вопросам:

  1. КРастение – целостный организм. Функции растительного организмаакова наименьшая единица строения растительного организма? (на экране появляется изображение клетки без надписей)

  2. Перечислите ее части и покажите их по рисунку (по «немому» рисунку учащиеся прямо на экране с помощью указки показывают и называют части клетки)

Давайте с помощью компьютера проверим насколько правильно мы знаем названия и расположение частей клетки (слайд 2)

Какую функцию в клетке выполняет каждая часть? (учащиеся называют части клетки и их функции)

МРастение – целостный организм. Функции растительного организмаы повторили расположение частей клетки и их функции, а теперь проверим, как каждый из вас повторил материал о клетке и насколько он был внимательным при повторении на нашем уроке. Внимательно посмотрите на следующий слайд и выполните задание, которое вам предлагается (слайд 3).

  • Учащиеся записывают буквенно–цифровой код у себя в тетради (или в карточке-ведомости), после чего правильный ответ появляется на экране, и учащиеся проводят самопроверку (как вариант можно организовать взаимопроверку с выставлением оценок по количеству правильных ответов).
  • 2. Повторение органов цветкового растения и их функций (слайды 4-5)
  • Одновременно с началом работы с презентацией проходит фронтальная работа с классом по вопросам:
  1. (на слайде появляется надпись «клетка») Что такое группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям? (на слайде появляется надпись «ткань»)

  2. Какие ткани встречаются в организме растения? (учащиеся перечисляют все известные им ткани растений)

  3. Какую функцию выполняет каждая из названных тканей? (учащиеся называют ткань, ее расположение в растении и основные функции)

  4. ЧРастение – целостный организм. Функции растительного организмато такое часть организма, выполняющая определенные функции и имеющая определенное строение? (на слайде появляется надпись «орган»)

  5. На какие группы делят органы растения по их роли в жизни растения? (на слайде появляется надписи «вегетативные» и «генеративные»)

  6. Какие органы растения относятся к вегетативным органам? (на слайде появляется надписи и соответствующие изображения органов растения – «корень» и «побег»)

  7. Что такое побег? (на слайде появляется надписи и изображение – «стебель» и «лист»)

  8. Какие функции выполняют вегетативные органы?

  9. Какие органы растения относятся к генеративным органам? (на слайде появляется надпись «цветок» и его изображение)

10. Какие функции выполняют генеративные органы?

По мере ответов на поставленные вопросы на экране появляются соответствующие надписи слайда (слайд 4). Когда вся схема полностью появится на экране, учащимся предлагается составить полный монологический рассказ о разнообразии органов растения.

В качестве завершения работы (повторение и закрепление) идет работа со слайдом 5. Так же как и при работе со слайдом 3, учащимся предлагается выполнить задание и записать код ответа (он появляется только при проверке выполнения задания).

Проверка правильности выполнения задания может быть организована путем самопроверки или взаимопроверки, может быть выставлена оценка по количеству правильных ответов. Результат работы также заносится в индивидуальную карточку – ведомость учащегося.

3. Повторение основных свойств живого организма (слайды 6-7)

Мы неплохо справились с повторением особенностей строения клетки и органов растения. И прежде чем мы перейдем к следующей части нашего урока, давайте немного восстановим нашу работоспособность (проводится небольшая физкульт-минутка для глаз в положении стоя).

Растение – целостный организм. Функции растительного организма

  1. Какие процессы характерны для растения как для живого организма? (учащиеся перечисляют все известные им процессы жизнедеятельности)

  2. (на слайде появляется надпись «питание») Что такое питание?

  3. Какие способы питания характерны для растения? (появляются надписи «минеральное» и «воздушное»)

  4. (на слайде появляется надпись «дыхание») Что такое дыхание?

  5. (на слайде появляется надпись «движение») Что такое движение?

  6. (на слайде появляется надпись «рост и развитие») Что такое рост? Что такое развитие?

  7. (на слайде появляется надпись «размножение») Что такое размножение?

  8. Какие способы размножения характерны для растения? (появляется надписи «бесполое» и «половое»)

ВРастение – целостный организм. Функции растительного организма качестве завершения работы (повторение и закрепление) идет работа со слайдом 7. Учащимся предлагается выполнить задание. Проверка осуществляется как и в первых двух случаях путем самопроверки или взаимопроверки. По истечении отведенного времени на экране появляется правильный ответ. Оценка ставится по количеству правильных ответов и заносится в индивидуальную карточку – ведомость учащегося.

4. Обобщение и подведение итогов работы (слайд 8)

Подведение итогов работы осуществляется с помощью слайда 8, где собраны все данные о растении как целостном организме.

Растение – целостный организм. Функции растительного организма

Работа со слайдом 8 идет путем постепенного составления схемы, подтверждающей соподчиненность и неразрывность отдельных структур растительного организма. Завершается работа составлением монологического ответа по схеме.

Использование методики «Круга» предполагает опрос детей с разными интеллектуальными возможностями. Первыми дают ответ 1-2 сильных ученика, при этом слабые учащиеся имеют возможность несколько раз прослушать один и тот же материал.

Затем спрашивают слабого ученика, корректируют его ответ.

  1. ЭРастение – целостный организм. Функции растительного организмакспресс–проверка (слайд 9)

Учащимся предлагается выполнить тестовое задание: закончить предложения, которые постепенно появляются на экране. Текст демонстрируется на слайде. После выполнения задания карточки – ведомости сдаются учителю на проверку.

Учитель подводит итоги работы на уроке, определяя степень достижения поставленных целей. Учитель дает указания по выполнению домашнего задания:

    • повторить темы «Клетка», «Органы растения», «Жизнедеятельность растения»
    • подготовиться к зачетной работе

Приложение

Карточка – ведомость учащегося ___________________________________

Промежуточные задания Ответы и оценки Ответы итогового задания
Задание 1 Части клетки и их функции Код 1: 1.
Оценка 1: 2.
Задание 2 Органы растения
  1. Код 2:
  2. 1.__________________
  3. 2.__________________
  4. 3.__________________
  5. 4.__________________
  6. 5.__________________
3.
4.
5.
6.
7.
Оценка 2: 8.
Задание 3 Процессы жизнедеятельности Код 3: Оценка итогового задания: ______________
Оценка 3:
Итоговая оценка:

Открытый урок биологии «Растение – целостный организм»

Урок по теме « Растение – целостный организм » .   7 класс.

  • Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ;
  •                         формирование  представлений о целостности растительного организма .
  • Задачи урока:
  • Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их  взаимосвязи ,  создать условия для осознанного применения знаний.  
  • Коррекционно – развивающие :  продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  •                                  развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;
  •                                  коррекция памяти на основе упражнений  в припоминании изученного;
  •                                  развивать умения применять предложенный  учителем способ получения  и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  •                                  воспитывать бережное  , гуманное отношение к природе.
  • Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».
  • Ход урока.
  1.  Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте  ребята , садитесь .

  Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему  покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

  1. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.
  2. Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
  3. Желтый — проявят активность.
  4. Синий — будут настойчивы.
  5. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений  , стараний и успехов .
  6. Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .
Читайте также:  Направления эволюции человека. древнейшие люди - биология

Актуализация знаний . Мотивация .

Скажите ребята,  что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что  общего  у  всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

А теперь обратите внимание на кроссворд   , разгадаем его .  Впишите названия органов растений.

  •          Кроссворд.
  •   Покажите и назовите  органы растения  на таблице .
  • Теперь отгадайте загадку:  Один в земле копается ,
  •                                                 Другой в свету купается,
  •                                                 И хотя они друзья –
  •                                                 Поменяться им нельзя.

 О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

 Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

 Какой орган помогает им дружить , поддерживать  их взаимосвязь ?( стебель ).

 Можно  сказать  , что эти органы взаимосвязаны друг  с другом ? (да ).

 Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды  образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

  1.  Изучение нового материала.

Итак , тема нашего урока  « Растение – целостный организм»  ( запись даты и темы в тетрадь ).  

  А так  ли  это ?   Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы  в этом убедиться , что мы   должны  вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

 Для этого наш класс  превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

 Произвольно разделились на группы .

1 .Организация деятельности  по группам .

  1. 1 группа : обучающимся предлагается загадка .
  2.                        Не рыли , не бурили ,
  3.                        А воду добыли.     ( корни )
  4. Следовательно ,  ваша лаборатория получит название  « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне. 
  5.  2 группа : обучающимся предлагается загадка.
  6.                          Вверх по стене крутой ,
  7.                          По бетонке литой ,
  8.                          Многоножка ползет ,

                         С собой листья везет . (стебель ).

  • Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля»  и вы будете обобщать информацию о стебле .
  •   3 группа : обучающимся предлагается загадка .
  •                         Из почек появляются ,
  •                         Весною распускаются ,
  •                         Летом шелестят ,

                         Осенью летят . ( листья ).

  1. Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях .
  2.        4 лаборатория  изучает цветы и плоды: предлагается  загадка .
  3.                           Он в саду моем расцвел,
  4.                            В удивленье всех привел-
  5.                            Лепестки атласные,  
  6.                            Пестики овальные .
  7.                            А внутри на ниточках –

                           Туфельки хрустальные.                             ( цветок).

Следовательно , ваша лаборатория  получит название « Лаборатория изучения цветка».

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»

1 . Используя учебник  стр.44- 53 и дополнительный материал, изучите строение  и  функцию  корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?                  

  • 2.  По таблице  составьте рассказы  по  вопросам :
  •             – строение корня;
  •              – типы корневых систем;
  •              – значение корня.
Орган растения Строение корня Типы корневых систем Значение корня
Корень
  1. Главный корень
  2. Боковые корни
  3. Придаточные корни
  4. Корневые  волоски
  • Стержневая   корневая
  • система
  • Мочковатая    корневая
  • система
1.Удерживает растение .2 .Всасывает воду  и минеральные соли   из почвы  для всех органов.3 .Запасает  питательные вещества (корнеплод).Участвует в размножении.

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой  .

3. Разыграйте сценку  о важности корня для растения « Спор органов растений»

Задание для 2 –ой группы  .  Лаборатория изучения стебля « Стебель»

  1. Используя учебник стр. 71-79  и дополнительный материал , изучите строение стебля и его  значение для растения   . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?
  1.  Используя таблицу составьте рассказы   по вопросам :
  1. – строение древесного стебля;
  2. -разнообразие стеблей;
  3.  – значение стебля.
Орган растения Строение древесного стебля Разнообразие стеблей Значение стебля
Стебель
  • Кора
  • Камбий
  • Древесина
  • Сердцевина
  1. Укороченные
  2. Прямостоячие
  3. Вьющиеся.
  4. Ползучие .
  5. Цепляющиеся.
  • Опорная
  • Проводящая
  • Запасающая
  • Молодые зеленые стебли на свету  образуют органические вещества

  3

  1. Разыграйте сценку о важности стебля для растения  « Спор органов  растений».

Задание для 3-ей группы.  Лаборатория изучения листа «Лист»

   1.Используя учебник  стр.54-70  и дополнительный материал , изучите  строение и значение листьев для организма растения  . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

  1. 2. Используя  таблицу , составьте рассказы по вопросам :
  2.                      – строение листьев ;
  3.                      – типы жилкования листьев ;
  4.                      – значение листьев для растения.

3.Разыграйте сценку о значимости  листьев для организма растения « Спор органов растений».

4 . Задание для 4 группы  . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

 1.Используя учебник на стр. 16-18   и  дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения  . Ответьте на вопрос то такое  : Что такое  цветок? 

    2. По таблице составьте рассказ   о строении и значении цветка.

Орган растения Строение цветка Виды соцветий Значение цветка
Цветок
  • Цветоножка
  • Цветоложе
  •  Чашечка из чашелистиков
  • Венчик из лепестков
  • Пестик и тычинки –главные части цветка
  1. Кисть
  2.    Зонтик
  3. Колос
  4. Корзинка
Цветок – орган размноженияИз пестика образуется плод с  семенами

 3.Разыграйте сценку о значении цветка в жизни растений « Спор органов растения».

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

  1. Защита сотрудников  лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

           Почему растение погибнет  , если у него поврежден корень ?

  1. Защита сотрудников  лаборатории «Стебель»: Слайды

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

  1. Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды
  •            Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?
  •             4)Защита сотрудника лаборатории  « Цветок».
  •                Что произойдет , если погибнет цветок ?
  •    Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .
  • А какой из органов важнее?
  • Я предлагаю  совместно разыграют   сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов  растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда.

Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!  Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать.

Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

     – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто   поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения  и наоборот от  листьев к корню?

Читайте также:  Химический состав клетки. неорганические вещества - биология

–  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый.  Он бы продолжался  до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался  в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

« Все вы  важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все  вы  части одного организма».

4.Подведение итогов групповой работы .

  1. Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией  схемы « Взаимосвязь частей растения» , рис 49  учебника .

   Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части  растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

    Каждая часть растения выполняет свою  работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .

Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .

( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

 Зарисуйте в тетрадь схему  , подписать название органов  ,  стрелками обозначить движение веществ по растению .

  1. Задание на дом: стр. 79-80 .
  2. Объявление оценок.
  3. Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики  на солнце согласно своему настроению.

Урок по теме "Организм растения – единое целое"

Цели:

  1. Сформировать представления о растительном организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
  2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  3. Развивать познавательный интерес к биологии.
  4. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
  5. Заботиться о сохранении здоровья детей.

Тип урока: урок обобщения.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Оборудование:

  • инструктивные индивидуальные карты урока;
  • сообщения учащихся;
  • комнатные растения;
  • CD – диск с презентацией урока по данной теме.

Ход урока

Приветствие (Здравствуйте гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)

1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного.

Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни.

Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции

  • Проблемный вопрос.
  • – Как вы понимаете выражение биологическая система?
  • Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)
  • – Можно ли клетку назвать биологической системой?
  • – Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.

)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это … … … (клетка).
  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует … … … (ткань).
  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это … … … (орган).
  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют … … … (систему органов).
  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться … … … (организмом). (Слайд №4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

Продолжите запись понятия « организм». (Слайд №6)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система

  1. Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.
  2. (Дети продолжают запись в индивидуальную карту.

    )

  3. А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.
  • Строение растительного организма.

– Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

– Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Между органами растения идет спор. Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной.

Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». А мы, – говорит корень, – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

« Нет ничего лучше и полезнее меня, – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..».

  • Словом тоже стал утверждать своё превосходство.
  • Большое спасибо, ребята, садитесь.
  • Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).
  • Функции органов растения.

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

Карточка №1.

термины определения
  1. 1. корень
  2. 2. стебель
  3. 3. лист
  4. 4. цветок
  5. 5. орган
  • А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.
  • Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.
  • В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.
  • Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.
  • Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Ответы:

  • 1 – В
  • 2 – Б
  • 3 – А
  • 4 – Г
  • 5 – Д

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

– А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультурная минутка.

  1. Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише;

    деревцо всё ниже, ниже. (Слайд №11)

  2. Мы становимся все выше, достаем руками крыши. На два счета поднялись,

    три – четыре руки вниз. (Слайд №12)

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

Задача №1. (Слайд №13)

И.А.Крылов написал замечательные строки:

  1. «Чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам, Погружаться в искусства, науки,
  2. предаваться страстям и мечтам».

– О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

Узелки на память. (Слайд №14)

  • Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
  • Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

Задача №2.

– Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. (Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы – дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса – защитную функцию, а усики гороха – опорную функцию.) (Слайд №15)

– От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Узелки на память. (Слайд №16)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

– Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Задача №3.

– Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

– Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Домашнее задание. (Слайд №19)

  1. На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
  2. Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».
  • Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.
  • Рассказ об этом приготовила Наташа.
  • Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, являющегося «древовидной травой» с ботанической точки зрения. За одни сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на один метр. Стебель бамбука полый, как соломина, в нём различают узлы и междоузлия. Но стебель этот очень прочный.

Итак, бамбук – это злак, достигающий часто гигантских размеров. Есть стебли бамбука, достигающие в толщину 10 – 30 см. А высота бамбука достигает на его родине, на Севере, 20 – 50 м. Вот это злак! Молодой бамбук всходит так же, как и пшеница и рожь.

Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение. Прирост стебля бамбука в зависимости от вида и условий жизни может доходить до 50 – 90 см в сутки.

Зато ростовой период продолжается всего около сорока дней. А затем начинается созревание стебля и его одревеснение, которое длится несколько лет.

В бамбуковых рощах в тёплое влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растёт бамбук очень быстро, и из – за возникающего трения появляются эти звуки.

4. Подведение итогов

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

9.08.2009

Растение — целостный организм

Ботаника

оплодотворение, опыление, Размножение

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма, который рассматривается как единое целое.

В одних случаях у растений размножением завершается весь жизненный путь, например у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает один раз в жизни. После плодоношения материнский организм отмирает (бамбук, некоторые виды пальм и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники).

Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, оно воспроизводит растения, подобные себе.

Движение растений связано с ростом, т. е. увеличением формы и массы растительного организма. В результате неравномерного роста освещенной и затененной стороны верхушки молодых стеблей и листовые пластинки изгибаются в сторону источника света.

Под действием тепла, ненастной погоды, наступления дня или ночи цветки (соцветия) некоторых растений могут поникать, закрываться или раскрываться (одуванчик, мать-и-мачеха, душистый табак, кувшинка и др.). У кислицы листья складываются, а у мимозы при прикосновении листья опускаются.

Некоторые вьющиеся растения (вьюнок, хмель и др.) своими движениями обвиваются вокруг опоры.

Растение растет — значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма находится в движении). Разрастаясь, корневая система захватывает большую площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Развитие цветкового растения, т. е. качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начинается с деления оплодотворенной яйцеклетки. Из нее формируется зародыш с зачаточными вегетативными органами, расположенными в семени.

В свою очередь, семя представляет собой конечный результат вегетативных фаз, последовательно пройденных растением, а именно: прорастание семян, вегетативное развитие, закладка и развитие цветочной почки, цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, созревание плодов и семян и их рассеивание.

Все эти этапы роста и развития осуществляются в определенных условиях. Для жизни растения нужны вода, минеральные соли, воздух, свет, тепло. Например, свет нужен для нормального роста растений. Этому способствует и тепло, хотя различные растения к нему относятся по-разному.

И все же понижение температуры до одного градуса мороза ведет к замедлению почти всех жизненных процессов, происходящих в живом организме,— дыхания, роста, размножения и др. Без воды жизнь растений также невозможна. Она входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки.

Все жизненные процессы в растении происходят с участием воды. Воздух нужен растению для дыхания и образования органических веществ. Для нормальной жизнедеятельности растительного организма необходимы и минеральные соли. Разные виды растений приспособлены к жизни в различной среде.

Одни живут в условиях избыточной влажности (растения болот, водоемов); другие — в условиях недостаточной влажности (растения засушливых мест, пустынь); третьи — произрастают в условиях умеренно увлажненных мест (растения поля, сада, огорода).

Подобные приспособления выработались у растений и по отношению к теплу и свету.

Так, например, растения Севера приспособлены к суровым условиям полярного лета, где обилие света соседствует с резкими температурными колебаниями.

Напротив, растения, растущие под пологом тропического леса, имеют много тепла, влаги, но приспособлены к недостатку света. В таком лесу сумрачно, лишь вершины деревьев покрыты пышной зеленью и цветами.

Сезонные явления в жизни растений связаны со сменой времен года. Причиной сезонных изменений в природе является солнечное тепло.

Неравномерное распределение тепла от полюса к экватору, короткое лето и длинная зима в полярных странах и почти полное отсутствие различия между летом и зимой около экватора отражаются на жизни растений.

Бедная растительность тундры и пышная вечнозеленая растительность в тропиках, а между ними зоны с постоянными переходами от весны к лету, осени к зиме определяют сезонные явления в мире растений.

Хотя тепло и является основной причиной этих изменений, но в известной мере на сезонных явлениях сказывается и изменение количества влаги в почве и воздухе. Уменьшение количества влаги в степных и пустынных районах вызывает и летом замирание жизнедеятельности многих растений (листопад в засушливый период года).

Фактором, влияющим на ход сезонных явлений, является также и свет. Продолжительность дня, т. е.

периода освещения растительности, резко сказывается на всем процессе развития растений, в одних случаях задерживая развитие (растения короткого дня в условиях, например, Московской области), в других — ускоряя его (растения долгого дня в тех же условиях).

Растительные организмы испытывают на себе постоянное воздействие изменяющейся среды, что и способствует выработке самых разнообразных приспособлений к условиям жизни. (Факторы среды см. в разделе «Экология».)

В искусственных условиях (теплицах, оранжереях) человек может изменять ритм жизни растений.

Ссылка на основную публикацию