Мы заняты множеством повседневных дел, требующих большого количества энергии. Эта энергия поступает из пищи, которую мы потребляем. Пища жизненно важна, так как она содержит питательные вещества, обеспечивающие нас энергией для роста, восстановления и других физиологических процессов. Все это возможно благодаря процессу питания.
Давайте подробнее узнаем о питании живых организмов и его типах.
Что такое питание?
Питание – это процесс приема пищи и преобразования ее в энергию и другие жизненно важные питательные вещества, необходимые для жизни.
Питательные вещества – это компоненты, обеспечивающие энергию и биомолекулы, необходимые для выполнения различных функций организма. Все живые существа нуждаются в питательных веществах для правильного функционирования и роста.
Но они по-разному их получают. Одни питаются простыми неорганическими соединениями для удовлетворения своих потребностей в питательных веществах, в то время как другие используют сложные соединения.
Способ питания варьируется от одного вида к другому.
Типы питания живых организмов
Существует два основных способа получения питательных веществ живыми организмами:
- Автотрофный тип питания
- Гетеротрофный тип питания
Автотрофное питание
При автотрофном способе питания организмы используют простые неорганические вещества, такие как вода и углекислый газ, в присутствии света и хлорофилла, чтобы самостоятельно синтезировать пищу. Другими словами, процесс фотосинтеза используется для преобразования световой энергии в пищу, такую как глюкоза. Растения, водоросли и бактерии (цианобактерии) – вот некоторые примеры автотрофных организмов.
Во время фотосинтеза углекислый газ и вода превращаются в углеводы. Эти углеводы хранятся в растениях в виде крахмала. Позже растения получают необходимую энергию из запасенного крахмала. Процесс фотосинтеза можно описать тремя этапами:
- Поглощение: хлорофилл, присутствующий в листьях, улавливает солнечный свет
- Преобразование: захваченная световая энергия преобразуется в химическую энергию, а поглощенная вода расщепится на молекулы водорода и кислорода
- Восстановление: наконец, углекислый газ восстанавливается, то есть молекулы водорода соединяются с углеродом, образуя углеводы (молекулы сахара)
Все три этапа не являются непрерывным процессом. Они могут происходить или не происходить последовательно.
У растений есть устьица – отверстия на листьях, где происходит газообмен, который регулируется замыкающими клетками. Растения поглощают и выделяют газы через эти устьичные поры.
В пустынной среде обитания, чтобы избежать потери воды, замыкающие клетки закрывают эти поры в дневное время. Позже, в ночное время, устьица открываются для поглощения углекислого газа и накопления в вакуолях. В дневное время они будут использовать накопленный углекислый газ для фотосинтеза.
Помимо фотосинтеза, растения также зависят от почвы, содержащей микро- и макроэлементы. Эти элементы используются для синтеза белков и других важных соединений, необходимых для правильного функционирования и роста.
Гетеротрофное питание
Не каждый организм способен самостоятельно синтезировать питательные вещества. Организмы, которые не могут производить пищу самостоятельно и зависят от других источников/организмов, называются гетеротрофами. Этот способ питания известен как гетеротрофное питание.
Грибы и все животные, включая человека, являются гетеротрофами. Гетеротрофное питание может различаться в зависимости от вида, среды обитания и адаптаций. Одни питаются растениями (травоядные), а другие – животными (плотоядные), а некоторые едят и то и другое (всеядные). Таким образом, можно сказать, что выживание гетеротрофов прямо или косвенно зависит от растений.
Гетеротрофы подразделяются на различные группы в зависимости от способа их питания:
- Фаготрофы – употребляют твердые куски пищи. К этой группе относятся животные.
- Осмотрофы – получат питательные органические вещества из растворов напрямую через стенки клеток. К этой группе принадлежат грибы и большая часть бактерий.
По типу получаемой пищи гетеротрофов подразделяют:
- Биотрофов – живые организмы, питающиеся другими живыми организмами. К этой группе относятся зоофаги (питаются животными), фитофаги (питаются растениями) и бактерии.
- Сапротрофов – организмы, использующие в пищу экскременты или отмерший органический материал. К этой группе принадлежат детритофаги, некрофаги, копрофаги. Примеры живых организмов с такими типами питания:
- бактерии сапротрофы;
- грибы сапротрофы;
- растения сапротрофы (сапрофиты);
- животные сапротрофы (сапрофаги).
Живые организмы не способные самостоятельно производить питательные вещества относятся гетеротрофам. Автотрофы в свою очередь могут синтезировать свою пищу в процессе фотосинтеза или хемосинтеза.
Автотрофные организмы часто являются источником пищи для большинства гетеротрофных.
Основная часть живых организмов на планете – это гетеротрофы, включая некоторые виды паразитических или плотоядных растений.
Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓
Вместе с биологией
Миксотрофы — организмы, которые могут, как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.).
Последнее изменение: Tuesday, 6 May 2014, 23:59 Пропустить Навигация
Page 2
- Всем! Всем! Всем!
- Всем, кому для приобретения будущей профессии необходим предмет «биология».
- Предлагаю вам стать участниками дистанционного обучения по предложенным модулям, в которых вы сможете получить необходимую теоретическую информацию и проверить уровень своих знаний по разным разделам биологии, включая и экологию.
- Маршрут своей работы вы можете выбирать сами и пробовать свои силы в решении заданий разного уровня сложности в любом модуле.
- Обучение на данном курсе поможет вам в подготовке к ЕГЭ и позволит успешно справляться с логическими /творческими/ заданиями.
В ходе обучения вы сможете получить отметки по предмету в рамках выбранного вами модуля. Если вы пройдете весь курс обучения, то получите сертификат участника.
Модули содержат теоретический материал, образцы решения генетических задач, а также вопросы и задания из сборников по подготовке к ЕГЭ частей А, Б и С. Для развития мышления модули предусматривают еще и творческие задания. В модуль «Генетика» включены все типы задач из части С, встречающихся в тестах ЕГЭ.
Данный курс предусматривает очень нужный модуль – «Экология», так как отдельным предметом во многих школах эта наука не изучается. При необходимости вы всегда сможете получить консультацию, в том числе и на электронную почту по электронному адресу: imezhina@yahdex.
ru
- Цель курса: совершенствовать общую теоретическую и практическую подготовку в области биологии, для успешной реализации познаний при сдаче ЕГЭ.
- При изучении курса «Вместе с биологией» можно достичь следующих результатов:
- Личностные: готовность обучающихся к самостоятельной деятельности, к самоопределению.
- Метапредметные: обучающиеся смогут
- сравнивать, выявлять закономерности, находить причинно-следственные связи; отбирать и использовать дополнительную научную литературу и Интернет ресурсы; работать индивидуально в режиме, установленном каждым пользователем; решать проблемные задачи; работать с компьютером; работать со специальной справочной литературой; проводить рефлексию своей деятельности.
- Предметные: обучающиеся будут знатьосновные биологические законы, термины и понятия.
Желаю успеха! Надеюсь на ваше участие!
Учитель: Межина Ирина Васильевна
Пропустить Навигация
Автотрофы и гетеротрофы
х
Авто-трофы | сами делают | органи-ческие вещества | из неорга-нических. | Это растения и часть бактерий. |
Гетеро-трофы | получают готовые | с пищей. | Это животные, грибы и большинство бактерий. |
- Автофототрофы – энергию для синтеза органических веществ получают из света (фотосинтез). К фототрофам относятся растения и фотосинтезирующие бактерии.
- Автохемотрофы – энергию для синтеза органических веществ получают при окислении неорганических веществ (хемосинтез). Например,
- серобактерии окисляют сероводород до серы,
- железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного,
- нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до азотной кислоты.
Сходство и различие фотосинтеза и хемосинтеза
- Сходства: все это пластический обмен, из неорганических веществ делаются органические (из углекислого газа и воды – глюкоза).
- Различие: энергия для синтеза при фотосинтезе берется из света, а при хемосинтезе – из окислительно-восстановительных реакций.
ВНИМАНИЕ! Разница между авто- и гетеротрофами состоит в способе получения органических веществ («получают готовые» или «делают сами»). Энергию для жизнедеятельности и авто-, и гетеротрофы получают путем дыхания.
Сравнение дыхания и фотосинтеза
- Дыхание: 1) энергетический обмен, энергия выделяется 2) глюкоза окисляется в цитоплазме и митохондриях 3) кислород поглощается, углекислый газ выделяется
- Фотосинтез:
- Дыхание у растений 1) Происходит во всех живых клетках круглосуточно (фотосинтез – только в зеленых клетках и только на свету).
1) пластический обмен, энергия запасается 2) глюкоза синтезируется в хлоропластах 3) кислород выделяется, углекислый газ поглощается 2) При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Кислород окисляет глюкозу, созданную при фотосинтезе, получается энергия АТФ.
3) После полива рекомендуется рыхлить почву, чтобы к корням лучше поступал кислород. Если в земле не будет воздуха, то корни задохнутся, и растение погибнет.
- ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Способы питания живых организмов, Фотосинтез, Хемосинтез, Митохондрии, Энергетический обмен у гетеротрофов, Бескислородное дыхание (брожение), Кислородное дыхание, Окислительное фосфорилирование, Пластиды, Обмен веществ у растений, Световая фаза фотосинтеза, Темновая фаза фотосинтеза и фотодыхание
- ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
- Выберите один, наиболее правильный вариант. Плесневые грибы по способу питания относят к 1) гетеротрофам2) паразитам3) хемотрофам
- 4) симбионтам
Выберите один, наиболее правильный вариант.
По способу питания подавляющее большинство бактерий 1) автотрофы2) сапротрофы3) хемотрофы
- 4) симбионты
- Выберите один, наиболее правильный вариант. Бактерии гниения являются по способу питания организмами 1) хемотрофными2) автотрофными3) гетеротрофными
- 4) симбиотическими
Выберите один, наиболее правильный вариант.
Какие организмы преобразуют энергию окисления неорганических веществ в макроэргические связи АТФ? 1) фототрофы2) хемотрофы3) гетеротрофы
4) сапротрофы
АВТОТРОФЫ ПРИМЕРЫ 1. Выберите три варианта. К автотрофам относят 1) споровые растения2) плесневые грибы3) одноклеточные водоросли4) хемотрофные бактерии5) вирусы
6) большинство простейших
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов являются автотрофами? 1) мукор 2) нитрифицирующие бактерии 3) дрожжи 4) цианобактерии 5) железобактерии
6) сенная палочка
АВТОТРОФЫ КРОМЕ 1. Определите два организма, «выпадающих» из списка автотрофных организмов, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Амеба обыкновенная2) Венерина мухоловка3) Пинуллярия зеленая4) Инфузория туфелька
5) Спирогира
2. Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) хламидомонада 2) хвощ полевой 3) подосиновик 4) кукушкин лён
5) дрожжи
3. Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) серобактерия 2) спирогира 3) мухомор 4) сфагнум
5) бактериофаг
4. Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) цианобактерия 2) амёба 3) ламинария 4) сфагнум
- 5) пеницилл
- АВТОТРОФЫ – ГЕТЕРОТРОФЫ 1. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которых она характерна: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы А) выделение кислорода в атмосферуБ) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФВ) использование готовых органических веществГ) синтез органических веществ из неорганических
- Д) использование углекислого газа для питания
2. Установите соответствие между характеристикой и способом питании организмов: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) источником углерода служит углекислый газБ) сопровождается фотолизом водыВ) используется энергия окисления органических веществГ) используется энергия окисления неорганических веществ
Д) поступление пищи путем фагоцитоза
3. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) захватывают пищу путём фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путём фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключённую в пище
АВТОТРОФЫ – ГЕТЕРОТРОФЫ ПРИМЕРЫ 1. Установите соответствие между примером и способом питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) цианобактерииБ) ламинарияВ) бычий цепеньГ) одуванчик
Д) лисица
2. Установите соответствие между организмом и типом питания: 1) автотрофное, 2) гетеротрофное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) сосна сибирскаяБ) кишечная палочкаВ) амебa человеческая Г) пенициллД) хвощ полевой
Е) хлорелла
3. Установите соответствие между одноклеточным организмов и типом питания, который для него характерен: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) холерный вибрион
Б) железобактерия
В) малярийный плазмодий
Г) хламидомонада
Д) цианобактерия
Е) дизентерийная амёба
4. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) бычий цепень
В) хвощ полевой
Г) серобактерия
Д) зеленый кузнечик
5. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлорелла
Б) лягушка
В) шампиньон
Г) папоротник
- Д) ламинария
- СОБИРАЕМ 6: А) мукор Б) нитрифицирующие бактерии В) трутовик Г) бактерии гниения Д) дрожжи
ХЕМОТРОФЫ Хемосинтезирующие бактерии способны получать энергию из соединений всех элементов, кроме двух. Определите два элемента, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Азот2) Хлор3) Железо4) Магний
- 5) Сера
- ФОТОСИНТЕЗ – ХЕМОСИНТЕЗ СХОДСТВО Выберите один, наиболее правильный вариант. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах 1) на образование органических веществ используется солнечная энергия2) на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ3) в качестве источника углерода используется углекислый газ
- 4) в атмосферу выделяется конечный продукт – кислород
ФОТОТРОФЫ – ХЕМОТРОФЫ ПРИЗНАКИ 1. Установите соответствие между характеристикой организмов и способом их питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) используется энергия светаБ) происходит окисление неорганических веществВ) реакции протекают в тилакоидахГ) сопровождается выделением кислородаД) присущ водородным и нитрифицирующим бактериям
Е) требует наличия хлорофилла
2. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) используется энергия окисления неорганических веществ
Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
Е) используется кислород для окисления
- ФОТОТРОФЫ – ХЕМОТРОФЫ ПРИМЕРЫ 1. Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для нее характерен: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез А) папоротникообразныеБ) железобактерииВ) бурые водорослиГ) цианобактерииД) зеленые водоросли
- Е) нитрифицирующие бактерии
2. Установите соответствие между примерами и способами питания живых организмов: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) спирогира Б) нитрифицирующая бактерия В) хлорелла Г) серобактерии Д) железобактерии
Е) хлорококк
3. Установите соответствие между примерами и типами питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) серобактерии Б) цианобактерии В) железобактерии Г) сфагнум
Д) спирогира
ХЕМОТРОФЫ – ГЕТЕРОТРОФЫУстановите соответствие между организмами и типами их питания: 1) хемоавтотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) бактерии гниения Б) обыкновенная амёба В) нитрифицирующие бактерии Г) серобактерии
Д) плесневые грибы
ФОТОТРОФЫ – ХЕМОТРОФЫ – ГЕТЕРОТРОФЫ 1. Установите соответствие между организмом и способом его питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный, 3) хемотрофный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке. А) спирогираБ) пенициллВ) серобактерияГ) цианобактерия
Д) дождевой червь
2. Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум
ФОТОСИНТЕЗ – ДЫХАНИЕ 1. Установите соответствие между характеристикой и процессом: 1) фотосинтез, 2) гликолиз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) происходит в хлоропластахБ) синтезируется глюкозаВ) является этапом энергетического обменаГ) происходит в цитоплазме
Д) происходит фотолиз воды
2. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) синтезируется глюкоза Б) окисляются органические вещества В) выделяется кислород Г) образуется углекислый газ Д) происходит в митохондриях
- Е) сопровождается поглощением энергии
- 3. Установите соответствие между процессом и видом обмена веществ в клетке: 1) фотосинтез, 2) энергетический обмен А) образование пировиноградной кислоты (ПВК)Б) происходит в митохондрияхВ) фотолиз молекул водыГ) синтез молекул АТФ за счет энергии светаД) происходит в хлоропластах
- Е) синтез 38 молекул АТФ при расщеплении молекулы глюкозы
- 4. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза: 1) дыхание, 2) фотосинтез А) осуществляется в клетках с хлоропластамиБ) происходит во всех клеткахВ) поглощается кислородГ) усваивается углекислый газД) образуются органические вещества из неорганических на свету
- Е) окисляются органические вещества
5. Установите соответствие особенностями и между процессами: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) АТФ образуется в хлоропластахБ) происходит во всех живых клеткахВ) АТФ образуется в митохондрияхГ) конечные продукты – органические вещества и кислородД) исходные вещества – углекислый газ и вода
Е) энергия высвобождается
6. Установите соответствие между процессами и их особенностями: 1) дыхание, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) кислород поглощается, а углекислый газ и вода выделяютсяБ) органические вещества образуютсяВ) происходит в хлоропластах на светуГ) углекислый газ и вода поглощаются, а кислород выделяетсяД) происходит в митохондриях на свету и в темноте
- Е) органические вещества расщепляются
- СОБИРАЕМ
- А) Побочным продуктом химических реакций является кислород.
- Б) Органические вещества в результате процесса расходуются
- В) Процесс сходен с горением.
Установите соответствие между характеристиками и процессами, схемы которых представлены на рисунке: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) Процесс разделяют на темновую и световую стадии. Б) Первая стадия процесса происходит в цитоплазме. В) Происходит у любых аэробных эукариот. Г) Процесс происходит при участии хлорофилла. Д) В ходе процесса расщепляется вода.
Е) Конечные продукты – CO2 и вода.
Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: 1) митохондрия, 2) хлоропласт. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности. А) восстановление углекислого газа до глюкозыБ) синтез АТФ в процессе дыханияВ) первичный синтез органических веществГ) превращение световой энергии в химическую
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды
Лабораторное растение производит путем фотосинтеза 8 г глюкозы в минуту, на диссимиляцию оно расходует 2 г глюкозы в минуту. Растение продержали 10 минут на свету, а затем 10 минут в темноте. На сколько увеличится содержание глюкозы в растении по сравнению с исходным состоянием? В ответ запишите только количество грамм глюкозы.
Установите соответствие между признаками органоида и органоидом, для которого эти признаки характерны: 1) Хлоропласт, 2) Митохондрия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Содержит зелёный пигментБ) Состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гранВ) Преобразует энергию света в химическую энергиюГ) Состоит из двойной мембраны и кристД) Обеспечивает окончательное окисление питательных веществ
- Е) Запасает энергию в виде 38 моль АТФ при расщеплении 1 моль глюкозы
- ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе дыхания растения обеспечиваются 1) энергией2) водой3) органическими веществами
- 4) минеральными веществами
- Выберите один, наиболее правильный вариант. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней 1) недостаточное содержание кислорода2) происходит образование метана3) избыточное содержание органических веществ
- 4) содержится много торфа
- Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания используют кислород, который поступает в клетки и обеспечивает 1) окисление неорганических веществ до углекислого газа и воды2) окисление органических веществ с освобождением энергии3) синтез органических веществ из неорганических
- 4) синтез белка из аминокислот
- Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания 1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ3) накапливают энергию в образующихся органических веществах
- 4) синтезируют органические вещества из неорганических
- Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо 1) удобрять солями калия2) рыхлить до полива и во время полива3) удобрять азотными солями
- 4) рыхлить после полива
Проанализируйте текст «Дыхание растений». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ________ (А), а выделяет ________ (Б).
Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
1) вода2) испарение3) кислород4) транспирация5) углекислый газ6) устьица7) фотосинтез
8) чечевичка
© Д.В.Поздняков, 2009-2020
Питание организмов. Пищеварение
Михаил Октябрь 06, 2016 Организм как биологическая система Комментировать
- Питание — совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм, изменение и усвоение в нем питательных веществ и энергии.
- Автотрофное питание — тип питания, при котором в качестве источника атомов углерода для синтеза органических веществ в организме используется двуокись углерода (СО2), и все органические вещества синтезируются самим организмом из простых неорганических молекул.
- Гетеротрофное питание — тип питания, при котором в качестве источников атомов углерода и других элементов, необходимых для синтеза органических веществ в организме, используются готовые органические вещества.
- ♦Источники энергии, необходимой для осуществления первичного синтеза органических веществ в организмах:
■ солнечный свет,
■ химическая энергия, выделяющаяся при окислении некоторых неорганических веществ (сероводорода, серы, аммиака, водорода и др.) или расщеплении органических соединений.
Классификация организмов по типу питания
❖ Классификация организмов по типу питания:
■ фотоавтотрофы,
■ хемоавтотрофы,
■ фотогетеротрофы,
■ хемогетеротрофы,
■ миксотрофы.
Фотоавтотрофы, или фотоавтотрофные организмы, — организмы, в которых осуществляется автотрофный тип питания, а источником энергии является солнечный свет; эти организмы осуществляют фотосинтез (примеры: все зеленые растения, некоторые протисты, цианобактерии, зеленые и пурпурные бактерии). Фотоавтотрофы создают запасы органического вещества на Земле.
Хемоавтотрофы — организмы, в которых осуществляется автотрофный тип питания, а источником энергии являются химические реакции; эти организмы осуществляют хемосинтез (примеры: нитрифицирующие бактерии, бесцветные серобактерии, железобактерии, водородные бактерии и др.).
Фотогетеротрофы — организмы, в которых осуществляется гетеротрофный тип питания, а источником энергии является солнечный свет (пример: пурпурные несерные бактерии, содержащие бактерио-хлорофилл).
Хемогетеротрофы — организмы, в которых осуществляется гетеротрофный тип питания, а источником энергии являются химические реакции (примеры: все животные, грибы, часть протис-тов, большинство бактерий, некоторые паразитические растения). В процессе жизнедеятельности хемогетеротрофы расщепляют органические вещества, превращая их в простые неорганические вещества и тем самым способствуя круговороту веществ в природе.
Миксотрофы (или автогетеротрофы) — небольшая группа организмов, которые, в зависимости от условий обитания, используют или автотрофный (на свету), или гетеротрофный (если имеется источник органического углерода) типы питания (примеры: некоторые цианобактерии, эвгленовые протисты).
Способы гетеротрофного питания
- ❖ Основные способы гетеротрофного питания:
■ голозойный,
■ сапротрофный,
■ симбиотрофный, - ■ паразитический.
- Голозойное питание — питание, состоящее из процессов поглощения пищи, ее переваривания (ферментативного расщепления), всасывания, транспорта простых органических веществ к клеткам и тканям, ассимиляции (использования всосавшихся молекул для получения энергии и синтеза собственных органических веществ) и экскреции (выделения из организма в окружающую среду непереваренных остатков пищи).
■ Голозойный тип питания характерен для животных и насекомоядных растений. Свободноживущие голозойные организмы обладают специальным пищеварительным трактом.
Сапротрофное питание — тип питания с впеорганизменным перевариванием, при котором организм питается мертвым или разлагающимся органическим материалом, выделяя ферменты непосредственно на него; при этом растворимые конечные продукты переваривания всасываются и ассимилируются организмом.
■ Сапротрофный тип питания характерен для грибов и большинства бактерий.
Симбиотрофное питание — тип питания, характерный для симбиотических организмов, т.е. организмов разных видов, тесно сосуществующих, необходимых и полезных друг другу.
Паразитическое питание — тип питания, при котором организм получает органические вещества от организма хозяина, причиняя последнему существенный вред.
■ По паразитическому типу питается ряд протистов (малярийный плазмодий, дизентерийная амеба и др.), бактерий (дифтерийная палочка, холерный вибрион, стафилококки и др.), высших растений (повилика европейская, заразиха и др.), животных (сосальщики, ленточные черви, аскариды и др.).
Поступление питательных веществ в организм
❖ Способы поступления питательных веществ в организм
■ у бактерий, многих протистов, грибов — всасывание, диффузия, облегченная диффузия, активный перенос;
■ у некоторых гетеротрофных протистов (пример: амебы) — фагоцитоз, пиноцитоз с образованием пищеварительных вакуолей’,
■ у растений (через клетки корня) — всасывание, диффузия, активный перенос, осмос (поглощение воды);
■ у всех животных — через рот и глотку
Пищеварение
- Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение пищи и химическое расщепление (под действием пищеварительных ферментов) макромолекул питательных веществ на компоненты, пригодные для усваивания организмом и участия в обмене веществ.
- Пищеварительные ферменты — белки-катализаторы, содержащиеся в пищеварительных соках и играющие основную роль в химической переработке пищи.
- Пищеварительные вакуоли (вторичные лизосомы) — орга-неллы, возникающие у простейших при захвате добычи.
Пищеварительные железы — специальные органы, секрети-рующие вещества, необходимые для химической переработки пищи (слюнные железы, поджелудочная железа, печень и др.).
- Пищеварительный, или желудочно-кишечный, тракт — совокупность специализированных органов большинства животных, предназначенных для извлечения пищи из окружающей среды, ее временного запасания и переработки (механического измельчения и химического расщепления макромолекул).
- Типы пищеварения: внутриклеточное, внеклеточное, смешанное, мембранное.
- Внутриклеточное пищеварение — тип пищеварения, при котором питательные вещества расщепляются ферментами в клетках организма (пример: губки).
- Внеклеточное пищеварение — тип пищеварения, при котором питательные вещества расщепляются в полостях пищеварительного тракта организма (полостное пищеварение; оно характерно для круглых и большинства кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), в пойманной добыче после введения в нее пищеварительных ферментов (характерно для некоторых насекомых и паукообразных) или в среде, окружающей организм (характерно для бактерий и грибов).
- Смешанное пищеварение — тип пищеварения, осуществляемый сначала внеклеточно (после захвата пищи), а затем внутри-клеточно (мелкие полупереваренные пищевые частицы поглощаются клетками путем фагоцитоза и окончательно перевариваются); характерно для кишечнополостных и плоских червей.
- Мембранное, или пристенное, пищеварение осуществляется ферментами, локализованными на структурах клеточной мембраны (развито у кишечных паразитов — аскарид) или на поверхности эпителиальных клеток кишечника (у большинства высокоорганизованных животных).
- У многих высших многоклеточных животных сочетаются различные типы пищеварения, что повышает эффективность и экономичность работы пищеварительной системы.
Различия организмов по способу питания
Билет 20
1. Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания
Живые организмы представляют собой открытые системы, обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой. Питание, т. е. обеспечение поступления необходимых для жизни веществ, является важнейшим условием существования любого живого организма.
По способу питания организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов.
Автотрофы сами синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света — так называемое воздушное питание (растения, цианобактерии, или синезеленые водоросли) реже за счет энергии реакций окисления железа, серы (хемосинтезирующие бактерии).
Растения поглощают из почвы необходимые биогенные элементы в виде минеральных солей, растворенных в воде, — минеральное питание. Среди растений имеются хищники: росянка, венерина мухоловка, — переваривающие пойманных насекомых в качестве дополнительного источника азота.
Гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами. Животные являются фаготрофами, т. е. «поедают» пищу. Грибы — осмотрофы, всасывают питательные вещества в виде растворов. Одноклеточные организмы иногда занимают промежуточное положение, проявляя признаки как гетеротрофов, так и автотрофов (эвглена зеленая).
2. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия
Беспозвоночные животные не столь заметны, как крупные позвоночные, но играют важнейшую роль в экосистемах и биосфере в целом. В школьном курсе изучают типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, членистоногих, моллюсков. Наиболее продвинутыми в эволюционном плане считаются членистоногие и моллюски.
Беспозвоночные перерабатывают огромное количество органического вещества, входя в состав пищевых цепей, и служат пищей для многих организмов. Роль беспозвоночных во многом сходна с ролью членистоногих (билет 19), следует добавить, что многие круглые и плоские черви являются паразитами человека, животных, растений.
Дождевые черви способствуют повышению плодородия почвы: разрыхляют ее своими ходами, обогащают органикой: заносят в нее опавшие листья, выделяют экскременты.
При этом черви улучшают структуру почвы, склеивая мелкие частички грунта своими выделениями. Все это делает выгодным разведение дождевых червей на специальных фермах с последующим внесением на земельные участки.
Также развивается технология переработки навоза с помощью червей в высокопитательные удобрения.
3. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать
Слуховой анализатор включает орган слуха, проводящие нервные пути и центры в височной зоне коры больших полушарий. Звуковое восприятие очень важно для человека, позволяет общаться с окружающими с помощью речи.
Орган слуха состоит из наружного уха (ушная раковина, слуховой проход), среднего уха со слуховыми косточками, внутреннего уха (улитка). Ушная раковина направляет звуковые колебания к барабанной перепонке, отделяющей среднее ухо. Где усиленные слуховыми косточками колебания перепонки передаются в улитку, раздражая чувствительные рецепторы.
Какие правила гигиены слуха необходимо соблюдать и почему?
Глухота может возникать при повреждении барабанной перепонки, уменьшении подвижности слуховых косточек (например, в результате приема некоторых лекарств), воспалительных явлений в слуховой трубе, соединяющей среднее ухо с носоглоткой (в том числе насморка).
Нельзя ковырять в ушах твердыми предметами: спичками, булавками. Следует беречь слух от громкого шума, не злоупотреблять громкостью при прослушивании музыки через наушники.
При взрыве необходимо открывать рот, чтобы звуковая волна воздействовала на барабанную перепонку и через слуховую трубу, что предохраняет перепонку от разрыва.
Для музыкального слуха очень вредно играть на расстроенных музыкальных инструментах.
При перепадах атмосферного давления, например во время взлета или посадки самолета, давление в среднем ухе выравнивается через слуховую трубу. Для этого полезно делать глотательные движения. Если у человека заложен нос во время насморка, это может помешать движению воздуха, вызвать болевые ощущения.
Повторить термины по теме «Глаз, ухо» в интерактивном режиме
автор: Владимир Соколов