Транспорт веществ в организме – биология

Транспорт веществ | Дистанционные уроки

Вопрос А13 теста ГИА по биологии —

В этой лекции мы рассмотрим 3 основных вопроса:

  1. Какие органы системы органов выполняют функции транспорта веществ;
  2. Какие функции выполняют различные жидкости организма;
  3. Значение транспорта веществ.

Темы, которые нужно знать:

Транспорт веществ в организме осуществляется двумя путями — дыханием и пищеварением:

Гуморальная регуляция присутствует у всех живых организмов — начиная от одноклеточных и заканчивая сложно устроенными млекопитающими.

У простейших (одноклеточных) организмов с транспортом веществ все просто —

  • дыхание осуществляется всей поверхностью тела,
  • пищеварительная система —  пищеварительные и выделительные вакуоли.
  • Транспорт кислорода и питательных веществ, а так же продукты обменных процессов у более высокоорганизованных животных выполняет кровеносная и лимфатическая системы.  Главный орган этой системы — сердце.
  • Пищеварение  — органы и системы органов. 
Тип кровеносной системы
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • замкнутая
  • незамкнутая
  • незамкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • сердца нет
  • сердце
  • сердце
  • двухкамерное
  • трехкамерное
  • 3-4-х камерное
  • четырехкамерное
Класс животных Органы дыхания
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • поверхностью тела
  • жабрылегкие
  • жабрылегкиетрахеи
  • жабры
  • легкие
  • легкие
  • легкие

Жидкости организма

  • У животных с незамкнутой системой кровообращения транспорт веществ осуществляет внутренняя жидкость организма — гемолимфа — вода, неорганические соли и органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.). Функции — те же, что и у крови.
  • у развитых животных основа транспортной системы — основные жидкости — лимфа (лимфоциты + вода + белок), кровь — форменные элементы + жидкая часть и тканевая жидкость.

Значение транспорта веществ:

Самыми удаленными от сердца являются капилляры — в них скорость движения крови и, соответственно, давление, меньше — ответ 1)

Обсуждение: “Транспорт веществ”

Источник: https://distant-lessons.ru/transport-veshhestv.html

Транспорт веществ

У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась транспортная система.обеспечивающая поступление газов и питательных вещество всем органам и тканям.

Передвижение веществ в растении

Чтобы узнать, как работает транспортная система растений, проведем два опыта.

Опыт 1. Побеги тополя (клена, ивы) поместим в сосуд с водой, подкрашенной красными чернилами. Через двое суток сделаем несколько продольных и поперечных срезов стебля. На всех срезах увидим, что окрасилась только древесина. Кора и сердцевина остались неокрашенными. Это значит, что вода с растворенными веществами поднимается по древесине стебля, по сосудам.

Опыт 2. Два побега поместим в сосуд с водой и выставим на свет. Предварительно у одного из
них снимем кольцо коры (шириной 3 см), отступив от конца побега 8-10 см. Через 3-4 недели у побегов разовьются придаточные корни. У неповрежденного побега корни образуются на нижнем конце.

У побега с кольцевым срезом придаточные корни разовьются над оголенным участком стебля. Под кольцевым срезом корней не будет, так как, сняв кольцо коры, мы повредили ситовидные трубки. Органические вещества из листьев, передвигаясь по лубу, дошли до места среза и здесь накопились.

Это способствовало развитию придаточных корней.

Таким образом, опыт доказывает, что органические вещества передвигаются по коре стебля, ситовидным трубкам луба. Они движутся ко всем органам растения — корням, подземным побегам, верхушкам надземных побегов, цветкам, плодам, семенам.

Транспорт веществ у животных

Подобно тому, как происходит транспорт веществ по проводящей системе растения, кровеносная система обеспечивает перенос кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям животных. Из тканей в кровь поступают углекислый газ и вредные вещества. Освобождение крови от углекислого газа происходит в органах дыхания, а от вредных веществ — в органах выделения.

Главным органом кровеносной системы, обеспечивающим ее транспортную функцию, является сердце. Оно играет роль насоса, который обеспечивает кровообращение. Сердце перекачивает кровь по кровеносным сосудам.

Теплокровные и холоднокровные животные

У лягушек, ящериц, змей, крокодилов, черепах кровь смешивается в одном из отделов сердца. В результате во все органы поступает кровь, бедная кислородом. Такие животные являются холоднокровными. Температура их тела зависит от окружающей среды.

У птиц и млекопитающих кровь, насыщенная кислородом, не смешивается с кровью, несущей углекислый газ и вредные вещества. Повышение содержания кислорода в крови обеспечивает выделение большого количества энергии, благодаря чему эти животные имеют постоянную температуру тела и являются теплокровными.

Это позволяет им легче переносить неблагоприятные условия среды и широко расселяться по планете.

Источник: http://ebiology.ru/transport-veshhestv/

Online Test Pad

Тест по предмету Математика для 3 класса по теме Многозначные числа > Умножение многозначного числа на круглое число. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тестАстрономия, пожалуй, самая интересная наука из всех школьных предметов. Ах, как жаль, что ей отводится так мало часов для изучения.
Слово “астрономия” происходит от греческого: astron – звезда и nomos – закон, – это наука о строении и развитии космических тел, систем и Вселенной в целом. Пройти тест

Тест по математике для учащихся 7 классов по теме: Преобразования и решение уравнений с использованием тестовых заданий открытого типа (выбор из вариантов), и закрытого типа – ввода численных ответов.

Пройти тест

Задания школьной олимпиады по экономике для учащихся 8-9 классов.

Пройти тест

Это тест посвящен тем, кто играет и игру Dota2. Тут много интересных вопросов. Советую всем его пройти.

Пройти тест

Beginner. Урок 5. Тест предназначен для повторения новых слов, изучения базовых предметов.

Пройти тест

Тест по теме “Морфологические нормы” будет полезен для учащихся 10-х и 11-х классов для самоконтроля и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.

Пройти тест

Тест для проверки знаний по географии 8 класса “Стиийные природные явления в литосфере”

Пройти тест

Тест по предмету Русский язык для 2 класса по теме Слово и его значение. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Знания о методах измерения количества информации. Обязательные ответы на все вопросы. Каждый новый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.

Пройти тестТест по биологии по разделу “Основы экологии” по 9 классу общеобразовательной школы. Пройти тест

Часто кажется что бизнес процессы хорошо налажены, и улучшать их некуда. Этот тест позволяет оценить реальное состояние системы продаж в вашем бизнесе. Так же в процессе прохождения скорее всего вам придут идеи о том что можно улучшить.

Пройти тест

Тест по предмету Русский язык для 9 класса по теме Сложноподчинённые предложения > Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Тестовый тренажер для проверки и самопроверки уровня усвоения учащимися соответствующей темы курса «География: Региональный обзор мира» при индивидуальном тестовом опросе.

Пройти тест22 октября 2017 года исполняется 140 лет со дня рождения Михаила Николаевича Лебедева – поэта, прозаика, баснописца, переводчика, одного из основоположников коми литературы.Пройти тестПроверь свои знания по математике по теме: Деление многозначного числа на однозначное. Внимательно читай задания и у тебя всё получится. Успехов тебе!Пройти тест

Тест по предмету География для 9 класса по теме Природно-хозяйственные регионы России > Поволжье. Население и хозяйство. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Читайте также:  Макроэволюция, ее доказательства - биология

Тест по английскому языку для 6 класса по теме “Количественные местоимения”. Составлен на основе материалов УМК Спотлайт и полностью соответствует программе.

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/57529-transport-veshhestv-v-organizme-cheloveka

§8. Транспорт веществ в организме

71) Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных организмов?

  • Ответ: Благодаря транспорту веществ, все минеральные вещества и различные белки, углеводы, жиры доходят до своего «пункта назначения». И начинают бурно синтезировать с другими молекулами.

72) Нарисуйте растение и подпишите его органы. Напишите названия веществ и стрелками покажите, в каких направлениях они передвигаются  по растению.

  • Ответ:

73) Напишите, какие вещества передвигаются:

  • Ответ: а) по сосудам древесины: минеральные веществаб) по ситовидным трубкам луба: органические вещества

74) Что такое кровь? Каковы ее функции в организме?

  • Ответ: Соединительная ткань. Благодаря белкам, содержащимся в крови, она выполняет множество функций, в том числе транспортную и защитную.

75) Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносные системы. Чем они отличаются?

  • Ответ: В замкнутой кровеносной системе кровь движется по кругу, а в незамкнутой кровеносной системе кровеносные сосуды открываются в полость тела.

76) Рассмотрите рисунки. Подпишите отделы кровеносных систем. Напишите, к каким типам относятся изображенные кровеносные системы.

  • Ответ:

77) Дополните предложения

  • Ответ: Красные клетки крови содержат пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Белые кровяные клетки уничтожают попавшие в организм вредоносные микроорганизмы.

78) Дайте определения

  • Ответ: Артерия – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная кислородом, т.е. движется к органам.Вена – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная углекислым газом, т.е. движется от органов.Капилляр – это мельчайшие сосуды, пронизывающие все тело животного.

79) Рассмотрите рисунки. Подпишите части сердца, обозначенные цифрами. Выберите из списка животных, которым принадлежат изображенные сердца, и впишите их в соответствующие строки

Животные: лев, медведь, треска, воробей, карп, белуга, синий кит, окунь, дельфин, бегемот, собака, утка, кенгуру.

  • Ответ: 1 – Предсердная2 – Желудочки
    1. I) Треска, карп, белуга, окунь
    2. II) Лев, медведь, воробей, синий кит, дельфин, бегемот, собака, утка, кенгуру

Лабораторная работа

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1) Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего 18-20 часов в растворе чернил)

2) С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок

  • Ответ:

3) Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы

4) С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок

  • Ответ:

Источник: http://tetrab.ru/6-klass/biologiya4/rabochaya-tetrad-po-biologii-6-klass-sonin-s-pcheloj/8.-transport-veshhestv-v-organizme.html

Транспорт веществ в живом организме Урок биологии в 11 классе – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Транспорт веществ в живом организме Урок биологии в 11 классе

Слайд 2
Описание слайда:

Задачи урока: Раскрыть значение транспорта веществ в организме; Показать особенности транспорта у позвоночных и беспозвоночных животных; Систематизировать знания о внутренней среде организма.

Слайд 3
Описание слайда:

Актуализация знаний Какие способы питания существуют у живых организмов? Какой способ добывания пищи у растительноядных организмов? Почему у животных возникло множество способов добывания пищи? Что такое пищеварение? Какие функции оно выполняет? Почему у травоядных животных сформировалась в процессе эволюции сложная пищеварительная система?

Слайд 4
Описание слайда:

Транспорт веществ Процесс переноса необходимых веществ по организму к клеткам и внутрь клеток, а также удаление отработанных веществ

Слайд 5
Описание слайда:

Заполните таблицу «Система транспорта веществ у животных»

Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:

Сердце Обеспечивает ток крови через артерии к различным тканям

Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:

Стенки предсердий гораздо тоньше стенок желудочков. Это связано с тем, что работа, совершаемая предсердиями, сравнительно невелика. Стенки предсердий гораздо тоньше стенок желудочков. Это связано с тем, что работа, совершаемая предсердиями, сравнительно невелика.

Желудочки совершают значительно большую работу, проталкивают кровь по всей длине сосудов. Мышечная стенка левого желудочка толще стенки правого, так как он совершает большую работу.

На границе между каждым предсердием и желудочком имеются клапаны в виде створок, которые сухожильными нитями прикреплены к стенкам сердца. Это створчатые клапаны.

Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Описание слайда:

Капилляры Диаметр 7мкм Могут сжиматься Располагаются между клетками тканей В тканях соединяют артериальные и венозные сосуды В них осуществляется обмен с тканевой жидкостью

Слайд 13
Описание слайда:

В организме человека примерно 150 млрд. капилляров. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору два с половиной раза. В организме человека примерно 150 млрд. капилляров. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору два с половиной раза.

Слайд 14
Описание слайда:

Артерии Артерии coстоят из трех оболочек: • Внутренняя оболочка, или интима, обеспечивает легкое протекание крови. • Средняя оболочка, или медиа. Состоит из гладкомышечных волокон, прочных и эластичных, позволяет изменять просвет артерии. • Наружная оболочка, или адвентиция. Соединительно-тканная внешняя оболочка.

Слайд 15
Описание слайда:

Вены Более тонкие стенки, т.к. давление в них незначительно

Слайд 16
Слайд 17
Описание слайда:

Типы кровеносных систем Незамкнутая

Слайд 18
Описание слайда:

Типы кровеносных систем Замкнутая

Слайд 19
Описание слайда:

Гемолимфа — жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях многих беспозвоночных животных (членистоногие,онихофоры, моллюски) с незамкнутой системой кровообращения.

Гемолимфа — жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях многих беспозвоночных животных (членистоногие,онихофоры, моллюски) с незамкнутой системой кровообращения. Выполняет те же функции, что кровь и лимфа у животных с замкнутой системой кровообращения.

Гемолимфа состоит из воды, неорганических солей (преимущественно Na+, Cl− и Ca2+) и органических соединений (в основном, углеводы, белки, и липиды). Основным переносчиком кислорода является молекула гемоцианина.

Функционирует, перенося питательные вещества и удаляя экскременты. У моллюсков гемолимфа транспортирует по всему организму также кислород и углекислый газ.

Слайд 20
Слайд 21
Описание слайда:

Гемоцианин (от др.-греч. αἷμα — кровь и др.-греч. κυανoῦς — лазурный, голубой) — дыхательный пигмент из группы металлопротеинов, является медьсодержащим функциональным аналогом гемоглобина. Гемоцианин (от др.-греч. αἷμα — кровь и др.-греч. κυανoῦς — лазурный, голубой) — дыхательный пигмент из группы металлопротеинов, является медьсодержащим функциональным аналогом гемоглобина.

Слайд 22
Описание слайда:

Лимфатическая система

Слайд 23
Слайд 24
Описание слайда:

Состав лимфатической системы 1. Капилляры – они образуют сети во всех тканях и органах для вывода жидкости. 2. Сосуды – образованы из соединения капилляров, имеют клапаны, допускающие ток лимфы только в одном направлении. 3.

Узлы – прерывают лимфатические сосуды, деля их на вступающие в узел и выходящие из него.

Здесь лимфа оставляет микробы и другие инородные тела в лимфатической ткани, обогащается лимфоцитами и направляется по другим сосудам в грудной лимфатический ток и правый лимфатический ток.

Слайд 25
Описание слайда:

К органам лимфатической системы относятся: 1. Костный мозг, в котором создаются все клетки крови. Стволовые клетки, созданные в миелоидной ткани костного мозга попадают в органы иммунной системы. 2.

Вилочковая железа принимает стволовые клетки, превращая их в Т-лимфоциты – клетки, убивающие чужеродные тела и злокачественные клетки. 3. Селезенка напоминает большое скопление лимфатических узлов, в ней распадаются мертвые клетки крови.

Она реагирует на чужеродные тела и занимается выработкой антител (координирует создание В-лимфоцитов в лимфатических узлах).

Слайд 26
Описание слайда:

Транспортная система растений Увысших растений эта система устроена проще и состоит из ксилемы и флоэмы.

У некоторых растений есть еще третья подсистема, содержащая латекс — млечный сок, богатый углеводами, жирами и белками, из которого получают ряд ценных продуктов, в частности каучук.

Читайте также:  Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения - биология

По  ксилеме передвигаются (вода и минеральные соли) и флоэме (органические вещества). Передвижение веществ по ксилеме направлено от корней к надземным частям растения; по флоэме питательные вещества движутся от листьев.

Слайд 27
Описание слайда:

Одним из важнейших механизмов транспорта веществ в растении является осмос. Одним из важнейших механизмов транспорта веществ в растении является осмос.

 Осмос – это переход молекул растворителя (например, воды) из областей с более высокой концентрацией в области с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану. Этот процесс похож на обычную диффузию, но протекает быстрее.

Численно осмос характеризуется осмотическим давлением – давлением, которое нужно приложить, чтобы предотвратить осмотическое поступление воды в раствор.

Слайд 28
Слайд 29
Описание слайда:

В клеточных стенках имеются полоски, пояски Каспари. В клеточных стенках имеются полоски, пояски Каспари.

Они состоят из водонепроницаемого суберина и препятствуют продвижению воды и растворённых в ней веществ.

В этих местах вода вынуждена проходить через плазматические мембраны клеток; полагают, что таким образом растения защищаются от проникновения токсичных веществ, патогенных грибов и т. п.

Слайд 30
Описание слайда:

Подъём воды по ксилеме происходит, по-видимому, за счёт испарения воды в листьях. Подъём воды по ксилеме происходит, по-видимому, за счёт испарения воды в листьях. В процеcсе испарения в кроне образуется недостаток воды.

Поверхностное натяжение в сосудах ксилемы способно тянуть вверх весь столб воды, создавая массовый поток. Скорость подъёма воды составляет около 1 м/ч (до 8 м/ч в высоких деревьях); чтобы поднять воду к вершине высокого дерева, требуется давление порядка 40 атм.

Следует иметь в виду, что одни только капиллярные эффекты способны поднять воду на высоту не более 3 м.

Слайд 31
Описание слайда:

Вторая важная сила, участвующая в подъёме воды, – это корневое давление. Вторая важная сила, участвующая в подъёме воды, – это корневое давление. Оно составляет 1–2 атм (в исключительных случаях – до 8 атм). Этой величины, конечно, недостаточно, чтобы в одиночку обеспечить движение жидкости, но её вклад у многих растений несомненен.

Слайд 32
Слайд 33
Описание слайда:

Ситовидные трубки

Слайд 34
Описание слайда:

Закрепление знаний: Какая система органов выполняет транспортную функцию у растений? У животных? Какие функции выполняют различные жидкости организма? Что такое внутренняя среда организма и в чем состоит ее значение?

Слайд 35

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/transport_veshhestv_v_zhivom_organizme_urok_biologii_v_11_klasse

Транспорт веществ в живом организме

Cлайд 1

Cлайд 2

Задачи урока: Раскрыть значение транспорта веществ в организме; Показать особенности транспорта у позвоночных и беспозвоночных животных; Систематизировать знания о внутренней среде организма.

Cлайд 3

Актуализация знаний Какие способы питания существуют у живых организмов? Какой способ добывания пищи у растительноядных организмов? Почему у животных возникло множество способов добывания пищи? Что такое пищеварение? Какие функции оно выполняет? Почему у травоядных животных сформировалась в процессе эволюции сложная пищеварительная система?

Cлайд 4

Транспорт веществ Процесс переноса необходимых веществ по организму к клеткам и внутрь клеток, а также удаление отработанных веществ

Cлайд 5

Заполните таблицу «Система транспорта веществ у животных» Компонент системы Особенности строения компонента Функции компонента

Cлайд 6

Кровь Лимфа Тканевая жидкость

Cлайд 7

Сердце Обеспечивает ток крови через артерии к различным тканям

Cлайд 8

Cлайд 9

Стенки предсердий гораздо тоньше стенок желудочков. Это связано с тем, что работа, совершаемая предсердиями, сравнительно невелика. Желудочки совершают значительно большую работу, проталкивают кровь по всей длине сосудов.

Мышечная стенка левого желудочка толще стенки правого, так как он совершает большую работу. На границе между каждым предсердием и желудочком имеются клапаны в виде створок, которые сухожильными нитями прикреплены к стенкам сердца.

Это створчатые клапаны.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Капилляры Диаметр 7мкм Могут сжиматься Располагаются между клетками тканей В тканях соединяют артериальные и венозные сосуды В них осуществляется обмен с тканевой жидкостью

Cлайд 13

В организме человека примерно 150 млрд. капилляров. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору два с половиной раза.

Cлайд 14

Артерии Артерии coстоят из трех оболочек: • Внутренняя оболочка, или интима, обеспечивает легкое протекание крови. • Средняя оболочка, или медиа.

Состоит из гладкомышечных волокон, прочных и эластичных, позволяет изменять просвет артерии. • Наружная оболочка, или адвентиция. Соединительно-тканная внешняя оболочка.

coсуды, по которым циркулирует кровь, выходящая из сердца и идущая к различным органам.

Cлайд 15

Вены Более тонкие стенки, т.к. давление в них незначительно

Cлайд 16

Cлайд 17

Типы кровеносных систем Незамкнутая

Cлайд 18

Замкнутая Типы кровеносных систем

Cлайд 19

Гемолимфа — жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях многих беспозвоночных животных (членистоногие,онихофоры, моллюски) с незамкнутой системой кровообращения. Выполняет те же функции, что кровь и лимфа у животных с замкнутой системой кровообращения.

Гемолимфа состоит из воды, неорганических солей (преимущественно Na+, Cl− и Ca2+) и органических соединений (в основном, углеводы, белки, и липиды). Основным переносчиком кислорода является молекула гемоцианина. Функционирует, перенося питательные вещества и удаляя экскременты.

У моллюсков гемолимфа транспортирует по всему организму также кислород и углекислый газ.

Cлайд 20

Гемоцианин (от др.-греч. αἷμα — кровь и др.-греч. κυανoῦς — лазурный, голубой) — дыхательный пигмент из группы металлопротеинов, является медьсодержащим функциональным аналогом гемоглобина. Нижняя часть тела краба Cancer productus имеет фиолетовый цвет благодаря гемоцианину

Cлайд 21

Лимфатическая система Часть сосудистой системы, которая дополняет венозную и участвует в обмене веществ. Важной ее функцией является очищение клеток и тканей, вывод инородных тел из кровеносной системы.

Жидкость из тканей органов поступает именно в лимфатическую систему, где ее фильтруют лимфатические узлы, а затем по крупным сосудам лимфа попадает грудной лимфатический проток и впадает в крупную вену грудной клетки.

Cлайд 22

Cлайд 23

Состав лимфатической системы 1. Капилляры – они образуют сети во всех тканях и органах для вывода жидкости. 2. Сосуды – образованы из соединения капилляров, имеют клапаны, допускающие ток лимфы только в одном направлении. 3.

Узлы – прерывают лимфатические сосуды, деля их на вступающие в узел и выходящие из него.

Здесь лимфа оставляет микробы и другие инородные тела в лимфатической ткани, обогащается лимфоцитами и направляется по другим сосудам в грудной лимфатический ток и правый лимфатический ток.

Cлайд 24

К органам лимфатической системы относятся: 1. Костный мозг, в котором создаются все клетки крови. Стволовые клетки, созданные в миелоидной ткани костного мозга попадают в органы иммунной системы. 2.

Вилочковая железа принимает стволовые клетки, превращая их в Т-лимфоциты – клетки, убивающие чужеродные тела и злокачественные клетки. 3. Селезенка напоминает большое скопление лимфатических узлов, в ней распадаются мертвые клетки крови.

Она реагирует на чужеродные тела и занимается выработкой антител (координирует создание В-лимфоцитов в лимфатических узлах).

Cлайд 25

Транспортная система растений Увысших растений эта система устроена проще и состоит из ксилемы и флоэмы.

У некоторых растений есть еще третья подсистема, содержащая латекс — млечный сок, богатый углеводами, жирами и белками, из которого получают ряд ценных продуктов, в частности каучук.

По  ксилеме передвигаются (вода и минеральные соли) и флоэме (органические вещества). Передвижение веществ по ксилеме направлено от корней к надземным частям растения; по флоэме питательные вещества движутся от листьев.

Читайте также:  Обработка почвы - биология

Cлайд 26

Одним из важнейших механизмов транспорта веществ в растении является осмос.

 Осмос – это переход молекул растворителя (например, воды) из областей с более высокой концентрацией в области с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану. Этот процесс похож на обычную диффузию, но протекает быстрее.

Численно осмос характеризуется осмотическим давлением – давлением, которое нужно приложить, чтобы предотвратить осмотическое поступление воды в раствор.

Cлайд 27

Cлайд 28

В клеточных стенках имеются полоски, пояски Каспари. Они состоят из водонепроницаемого суберина и препятствуют продвижению воды и растворённых в ней веществ. В этих местах вода вынуждена проходить через плазматические мембраны клеток; полагают, что таким образом растения защищаются от проникновения токсичных веществ, патогенных грибов и т. п.

Cлайд 29

Подъём воды по ксилеме происходит, по-видимому, за счёт испарения воды в листьях. В процеcсе испарения в кроне образуется недостаток воды. Поверхностное натяжение в сосудах ксилемы способно тянуть вверх весь столб воды, создавая массовый поток.

Скорость подъёма воды составляет около 1 м/ч (до 8 м/ч в высоких деревьях); чтобы поднять воду к вершине высокого дерева, требуется давление порядка 40 атм. Следует иметь в виду, что одни только капиллярные эффекты способны поднять воду на высоту не более 3 м.

Cлайд 30

Вторая важная сила, участвующая в подъёме воды, – это корневое давление. Оно составляет 1–2 атм (в исключительных случаях – до 8 атм). Этой величины, конечно, недостаточно, чтобы в одиночку обеспечить движение жидкости, но её вклад у многих растений несомненен.

Cлайд 31

Cлайд 32

Ситовидные трубки

Cлайд 33

Закрепление знаний: Какая система органов выполняет транспортную функцию у растений? У животных? Какие функции выполняют различные жидкости организма? Что такое внутренняя среда организма и в чем состоит ее значение?

Cлайд 34

Cлайд 35

30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт

504625046350464504655046650467504685046950471504725047350474

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/biologiya/512-transport-veschestv-v-zhivom-organizme.html

Транспорт веществ в организме (6 класс)

Презентацию на тему Транспорт веществ в организме (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Биология.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 28 слайдов.

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» учитель биологии Фёдорова Екатерина Николаевна

Дыхание.

Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

кислорода митохондриях энергии углекислого газа

органических веществ

Транспорт веществ в организме.

ТранспортЦель урока:

Познакомиться с особенностями переноса веществ в организмах растений и животных.

Клетки сообщаются между собой цитоплазматическими каналами

У растений передвижение веществ осуществляется по двум системам: СОСУДЫ ДРЕВЕСИНЫ (КСИЛЕМА) – вода и минеральные соли; СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ ЛУБА (ФЛОЭМА) – органические вещества.

Кровеносная система Дождевой червь Моллюски гемолимфа Рыбы Насекомые Земноводные Рептилии Птицы Млекопитающие

Замкнутая Незамкнутая

Органы кровеносной системы

__________________ ___________________

___________ ______________ ____________ ___________

_______________Сердце Сосуды

Предсердия Желудочки Артерии Вены

Капилляры

Артерии – От сердца (гласные) Вены – К Сердцу (согласные)

Кровь

_____________ (жидкая часть)

______________

_____ (цвет) ______ (функции)

Тромбоциты ______ ______ (функции)

Плазма Клетки крови

Эритроциты Красные Переносят кислород

Лейкоциты Белые Убивают микробы

Тромбоциты Участвуют в Свёртывании крови

Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

У позвоночных животных кровеносная система

А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

Сосуды, которые отходят от сердца, называются

А) вены Б) капилляры В) артерии

Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется

А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор

А) артерии, лёгкие, вены, капилляры. Б) артерии, вены, гемоглобин, капилляры. В) эритроциты, лейкоциты, желудок.

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/10763-transport-veschestv-v-organizme-6-klass.html

Урок по биологии на тему “Транспорт веществ в организме”

Конспект урока.

Тема урока: «Транспорт веществ в организме».

Место урока в системе уроков: девятый урок в разделе «Жизнедеятельность организмов».

Тип урока: комбинированный.

Время реализации занятия: 40 минут.

Цели урока:

образовательные – повторение темы «Дыхание животных», формирование понятия «транспорт веществ», изучение способов переноса веществ у различных организмов.воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающей среде.развивающие – развитие логического мышления, внимания, памяти.

Ход урока.

Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих,повторение домашнего задания.Опрос домашнего задания.

1 вопрос: строение и значение органов дыхания у различных животных.

Объяснение нового материала.

Мы убедились, что все живые организмы имеют очень сложное строение и процессы, которые происходят в различных клетках, тканях и органах, также очень сложны.

Чтобы живым системам поддерживать эти процессы в норме, им нужен постоянный приток полезных веществ из вне, образование веществ внутри него, а также равномерное распределение их по всем структурам организма.

Для этого у организмов есть специальные приспособления для транспорта веществ. Сегодня их мы и рассмотрим.

Если под микроскопом рассмотреть клетки различных организмов, то можно увидеть, как органоиды медленно перемещаются внутри клетки. Значит, что цитоплазма все время движется, а вместе с ней движется и все содержимое клетки: органоиды, питательные вещества и газы.

Таким образом, перемещаются вещества у одноклеточных организмов: у амеб, инфузорий и так далее.

У инфузорий непрерывными круговыми движениями цитоплазмы переносится пищеварительная вакуоль и распределяются питательные вещества.

У многоклеточных животных питательные вещества нужно распределять не только внутри клетки, но и между клетками организма. Поэтому цитоплазмы различных клеток не изолированы друг от друга полностью. Через поры мембран свободно перемещаются питательные вещества и газы.

Но вспомните, что у клеток растений есть очень плотные клеточные стенки и, чтобы через них проходили вещества, в них сформировались цитоплазматические мостики – специализированные каналы, соединяющие клетки друг с другом и делающие возможным транспорт веществ между растительными клетками.

Самое активное перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям.

Вопрос ученикам: « Какие проводящие ткани растений вы знаете?»

Ответ: « Луб и древесина».

Вопрос: « Какие именно вещества они проводят?»

Ответ: « Луб проводит органические вещества от листьев к корням, древесина – минеральные соли, растворенные в воде, в обратном направлении.»

Сегодня мы немного уточним эту информацию.

В лубе есть специальные ситовидные трубки. Это клетки, между которыми есть перегородки с перфорациями, отверстиями, которые похожи на сито. Поэтому так клетки и назвали.

А частью древесины являются сосуды. Мертвые полые клетки, внутри которых есть спиралевидные бороздки.

Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

Роль транспорта веществ в организме.Способ переноса веществ у простейших.Для чего нужны цитоплазматические мостики между клетками растений?Что соединяет между собой все органы растений?Итог урока.Задание на дом.

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-po-biologii-na-temu-transport-veshchestv-v-organizme.html

Ссылка на основную публикацию