Вирусы – неклеточная форма жизни – биология

Презентация на тему “Вирусы – неклеточная форма жизни “

  • Скачать презентацию (1.01 Мб)
  • 34 загрузки
  • 5.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему “Вирусы – неклеточная форма жизни” поможет учителю в проведении урока биологии. Цель занятия – раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов. Показ содержит необходимые изображения, иллюстрирующие текстовое содержание слайдов. Урок с использованием такой уникальной презентации станет очень ярким, увлекательным, запоминающимся.

Краткое содержание

  1. Что такое вирусы?
  2. Разнообразие размеров вирусов
  3. История изучения вирусов
  4. Строение вируса
  5. Свойства вирусов
  6. Классификация вирусов
  7. Значение вирус
  • Слайд 1ВИРУСЫ – НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ…
    • Учитель биологии и химии:
    • Медведева Екатерина Александровна
  • Слайд 2
    • Что такое вирусы?
    • Разнообразие размеров вирусов
    • История изучения вирусов
    • Строение вируса
    • Свойства вирусов
    • Классификация вирусов
    • Значение вирусов
  • Слайд 3
    • Ви́рус(от лат.virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.
    • В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).
  • Слайд 4
    • Мельчайшие живые организмы
    • Размеры варьируют от 20 до 300нм
    • В среднем в 50 раз меньше бактерий
    • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
    • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
  • Слайд 5
    • В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью
    • Палочковидная частица вируса табачной мозаики.
    • Цифрами обозначены:
      • (1) РНК-геном вируса,
      • (2) капсомер, состоящий всего из одного протомера,
      • (3) зрелый участок капсида.
  • Слайд 6
    • В 1898 году голландец Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей.
  • Слайд 8
    • Вирусы – мельчайшие живые организмы;
    • Вирусы не имеют клеточного строения;
    • Вирусы способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток;
    • Большинство вирусов вызывают болезни;
    • Вирусы устроены очень просто;
    • Вирусы находятся на границе живого и неживого;
    • Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток.
  • Слайд 10
    • Корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.
  • Слайд 11
    • Многие путают два совершенно различных понятия – ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих.
    • Вирус иммунодефицита человека
    • Смертельно опасный вирус СПИДа
    • Трехмерное изображение вируса СПИДа
  • Слайд 12
    • 1. У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство;
    • 2. У насекомых – полиэдроз, грануломатоз.
    • Вирус бешенства
  • Слайд 13
    • У растений – мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий – их распад.
    • Пестролепестость, как и другие вирусные заболевания, не излечиваются.
  • Слайд 14
    • 1. Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии.
    • 2. Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия).

    Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии:

      • 1 – кубоидальная капсидная головка;
      • 2 – двухнитчатая ДНК;
      • 3 – стержень;
      • 4 – спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол);
      • 5- базальная пластинка;
      • 6 – хвостовые фибриллы.
  • Слайд 16
    • Адлер М., Мортимер П., Беверли П., Саттентду К. «Азбука СПИДа» Москва мир 1991.
    • Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.
    • Бурдина К.С. и Пархоменко И.М. “От молекулы до человека”, 1998 г.
    • Винчестер А. “Основы современной биологии”, 1999 г.
    • Ершов Ф.И., Жданов В.М., Новохатский А.С. ” Тайны третьего мира”, 2002г.
    • Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. “Общая биология”, 2002 г.
    • Фельдшер общеобразовательных учреждений. Изд-во “Феникс”, 2003 г
    • Петровский Б.В. “Популярная медицинская энциклопедия”, 1997 г.
    • Папырин А., Сильнее профилактики пока средства нет, Медицинская газета №62 16-08-2000
    • Покровский В.И., Покровский В.В.: «СПИД» Москва: Медицина 1988 г.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni

Неклеточные формы жизни. Прионы. Вироиды и Вирусы | Биология

Неклеточные формы жизни. Прионы. Вироиды и Вирусы

Содержание:

  • 1 Прионы
  • 2 Вироиды
  • 3 Вирусы

Это белковые молекулы, способные паразитировать в клетках человека и животных. Открыты американским биологом С. Прюзинером в 1982 г., которому присудили за это Нобелевскую премию.

Могут находиться в двух разных конформациях: нормальной и патогенной (вызывают заболевание). Считается, что в нормальном состоянии они являются обычными белками нервных клеток, тормозят процессы старения.

Но при определенных условиях под влиянием определенных факторов (недостаточно изученных) эти белки могут изменять конформацию. Следствием этого может быть ускорение процессов старения организма, преобразование белков в возбудителей прионовых заболеваний.

В патогенной форме 43 % белковой молекулы находится в виде стойкого β-складчатого пласта.

Основные особенности прионов: все прионы очень инфекционные; их тяжело инактивировать, обезвредить; характерен продолжительный инкубационный период; для них не существует видового барьера.

Инкубационный период, например, бешенства крупного рогатого скота (губчатой энцефалопатии) – до 6 лет.

Болезнь возникает при поедании скотом мясо-костной муки, смеленной из остатков мертвых и убитых коров.

Прионы не разрушаются на протяжении 4 ч при высоких температурах и под влиянием пищеварительных ферментов. Могут проникать сквозь клеточные мембраны.

При контактах с нормальными белками нервных клеток прионы изменяют их конформацию и превращают в патогенную форму (прионы).

Вследствие этого нервная ткань становится губчатой формы, теряет способность выполнять свою функцию. Развивается при этом губчатая энцефалопатия.

Прионы в первую очередь разрушают нейроны, поэтому более повреждается нервная система, ее центральная часть. Заболевания очень тяжелые, заканчиваются смертью. Например, болезнь Клайтцфельда-Якоба сопровождается неадекватным поведением, разной степени амнезией, потерей внимания и т. п. Методы лечения не разработаны.

Прионовые заболевания могут наследоваться (по аутосомно-доминантному типу) или быть приобретенными. Пути заражения человека – при поедании мяса, при медицинских манипуляциях (прививках, операциях, пункциях). Возможно, прионы широко распространены и вызывают целый ряд заболеваний.

Вироиды

Вызывают некоторые заболевания растений. По строению напоминают очень маленькие РНК-содержащие вирусы, которые не имеют белковой оболочки. Эта РНК белков не кодирует.

Вирусы

Открыты Д. И. Ивановским в 1892 г. Он исследовал мозаичное заболевание листьев табака. Ученый предполагал, что возбудитель должен был принадлежать к бактериям, и старался выделить его с помощью микробиологических фильтров. Но профильтрованный сок больного растения приводил к заражению здоровых.

Термин «вирус» (от лат. virus – яд) введен в 1899 г. М. Бейеринком. Настоящее изучение строения и жизнедеятельности вирусов стало возможным лишь в 30-е годы XX века после изобретения электронного микроскопа.

Тогда были открыты вирусы, поражающие клетки животных. В 1917 году французский ученый Ф. Д’Эрелль открыл вирусы бактерий – бактериофаги, или фаги. Изучает вирусы наука вирусология. Описано свыше 1000 видов вирусов.

Возможно, много видов еще не открыты.

Вирусы составляют отдельное царство живой природы – царство Вира (Vira). Они являются внутриклеточными (облигатными) паразитами и не имеют клеточного строения. Занимают промежуточное место между живым и неживым.

Вне клетки хозяина вирусы не проявляют никаких свойств живого: в них отсутствуют рост, обмен веществ, размножение, раздражимость и т. п. Продолжительное время считали вирусы неживыми объектами, особенно вне клетки. Они проявляют свою жизнедеятельность, когда взаимодействуют с синтезирующими аппаратами клеток хозяев.

У вирусов отсутствуют собственные белоксинтезирующие системы. Они не имеют органелл. В наше время вирусы определяют как своеобразные неклеточные формы жизни.

Молекулярный уровеньУровни организации живого

Источник: https://xn—-9sbecybtxb6o.xn--p1ai/obshchaya-biologiya/nekletochnye-formy-zhizni-priony-viroidy-i-virusy/

Урок 27. Неклеточные формы жизни. Вирусы

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

– формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Познакомить учащихся с краткой историей ви­русологии и значением вирусов в жизни людей.

Раскрыть особенность внутриклеточного пара­зитизма вирусов.

Охарактеризовать строение и состав вирусов

Показать уникальный механизм взаимодейст­вия вируса с клеткой.

Сообщить учащимся сведения о вирусе СПИДа.

Читайте также:  Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме - биология

Основные положения

Вирусы и бактериофаги — внеклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне

Существуют два способа передачи вирусов от клетки к клетке: горизонтальный — путём выхода вирусной частицы из одной и внедрение в другую клетку и вертикальный — из коления в поколение в результате встраивания в хромосому клетки-хозяина.

Терминология

Бактериофаг Паразиты на генетическом уровне прокариотических организмов.
Вирусы Неклеточные формы жизни, являющиеся паразитами эукариотических клеток на генетическом уровне.
Инфекция Процесс взаимодействия ви­руса (бактерии) и организма хозяина, включающий внедрение паразита, его размножение и выделение в окружаюшую среду.
Горизонталь­ный путь передачи Путь передачи инфекцион­ного агента из одного организма к другому через окружающую среду
Вертикаль­ный путь передачи Путь передачи инфекцион­ною агента с половыми клетками, в хромосомы которых встраивается наследственный материал вируса,

 

Отличия вирусов от неживой природы:

способность к размножению;

наследственность и изменчивость.

Отличия вирусов от клеточных организмов:

не имеют клеточного строения;

не происходит обмен веществ и энергии (метаболизм);

могут существовать только как внутриклеточные паразиты;

не увеличиваются в размерах (не растут);

размножаются особым способом;

имеют только одну нуклеиновую кислоту либо ДНК, либо РНК.

Размеры вирусов от 20 до 300 нм. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида. Более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.

) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов.

Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

Вирусы существуют в двух формах: внеклеточной {покоящейся), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной (репродуцирующей), когда осуществляется размножение вирусов. Вне клеток вирусные частицы — вирионы — устойчивы к высушиванию, высоким дозам радиации, низким температурам. Они погибают при воздействии дезинфицирующих средств, облучении ультрафиолетом.

При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки.

В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки.

Вирусы, паразитирующие на бактериях — бактериофаги — как правило, не попадают внутрь клетки полностью, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.

Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых формируются новые вирусы.

После этого клеточные оболочки разрушаются, и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает. Так, у вируса гриппа за 30 ч проходит пять-шесть циклов с продуцированием более 100 вирусных частиц в каждом.

При заражении некоторыми вирусами клетки не разрушаются, а начинают усиленно делиться, часто образуя злокачественные опухоли.

Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Первым был открыт вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Вирусы – неклеточные формы жизни

В переводе с греческого языка название этих организмов переводится как “яд”. И это не случайно. Невооруженным глазом их никто никогда не видел, но практически каждый перенес на себе их влияние. Ведь симптомы гриппа в зимний период стучатся к нам в дом без спроса.

Это сейчас известно, что вирусы – неклеточная форма жизни. Биология этих организмов оставалась загадкой на протяжении многих веков.

И только в конце 19 века русский физиолог Дмитрий Иосифович Ивановский доказал, что возбудителями многих болезней являются именно вирусы. Ученый исследовал растение табака, которое было поражено табачной мозаикой.

Он заметил, что если сок больного растения проникнет в здоровое, то произойдет его поражение.

Строение вирусов

Почему вирусы – неклеточные формы жизни? Ответ прост: их организм не состоит из клеток. Он представляет собой молекулу нуклеиновой кислоты, окруженной белковой оболочкой – капсидом. Различают ДНК- и РНК-содержащие вирусы.

В зависимости от особенностей строения неклеточные формы жизни – вирусы – делятся на простые и сложные. Первые имеют классическое строение из нуклеиновых кислот и белков. А вторые во время сборки дополнительно прикрепляют часть плазматической мембраны. Она выполняет функцию дополнительной защитной оболочки.

Почему они живые?

Итак, вирусы – неклеточные формы жизни, не имеют привычной мембраны и органелл – постоянных клеточных структур, выполняющих определенные функции. По каким же признакам их относят к живым организмам? Они способны к процессу размножения.

Причем, находясь вне организма хозяина, они не проявляют никаких признаков существования. Как только вирус оказывается в клетке, он начинает синтезировать свои белки.

При этом начинается процесс подавления произведения собственных белковых молекул организма.

Вирусные белки действуют как ферменты – биологически активные вещества. Они ускоряют воспроизведение нуклеиновых кислот. Таким образом, количество чужеродных частиц увеличивается, а собственные процессы синтеза останавливаются. В результате организм заболевает, поскольку для начала процесса размножения вирусу нужна энергия и органические вещества клеток хозяина.

Бактериофаги

Вирусы – неклеточные формы жизни, которые способны паразитировать в любых организмах. И одноклеточные прокариотические бактерии не исключение.

“Пожиратели” этих организмов называются бактериофагами. Для проникновения в клетку-хозяина они просто впрыскивают собственную молекулу нуклеиновой кислоты через мембрану в цитоплазму клетки.

В течение получаса в одной бактерии образуется более ста вирусных частиц.

Как бактериофаг находит в природе свою жертву? Дело в том, что для этого вирусная частица имеет специальные рецепторы, которые и распознают прокариотический организм.

Пути попадания вирусов в организм

Неклеточные формы жизни – вирусы, имея примитивное строение, способны проникать в организм хозяина разными способами. Зависят они от особенностей его строения. Для человека самыми распространенными из них являются воздушно-капельный путь, проникновение через слизистые покровы, продукты питания и воду.

Переносчиками таких опасных заболеваний, как энцефалит и желтая лихорадка, являются животные. В данном случае клещи и комары соответственно. При половых контактах возможно заражение гепатитом В и С, ВИЧ и герпесом.

В природе широко распространены и вирусы, поражающие растения и грибы. Проникновение в эти организмы происходит через участки повреждения в клеточной стенке. Важной особенностью вирусов является их избирательность.

Это значит, что частицы, которые поражают человека, не влияют на растительные и бактериальные организмы и наоборот.

Вирусы: польза или вред

Какую пользу могут приносить эти организмы, если они вызывают опаснейшие смертельные заболевания: бешенство, грипп, оспу и другие. Дело в том, что именно вирусы – неклеточные формы жизни – формируют иммунитет. Это понятие означает способность организма противостоять инфекциям.

Иммунитет бывает врожденным, который представлен антителами крови, и приобретенным. Последний разделяется на естественный и искусственный. При перенесении инфекционных заболеваний память о вирусных частицах остается у особых клеток крови – антител.

При повторном попадании чужеродных организмов они распознают вирус и уничтожают его путем внутриклеточного переваривания – фагоцитоза. Искусственный иммунитет приобретается в результате вакцинации.

Ее суть заключается в том, что организм человека заражают ослабленным вирусом и антитела начинают бороться с ним, формируя иммунную память.

Благодаря различным формам иммунитета организм сохраняет свою жизнеспособность начиная с первого вздоха младенца в течение всей жизни. Каждую минуту в кровеносное русло поступает множество вирусных частиц. Если количества антител достаточно для их полного уничтожения, человек остается здоров.

Болезнь наступает в ином случае, когда вирусные частицы преобладают и ресурсов иммунной системы недостаточно, чтобы обезвредить их. Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги – являются представителями отдельного царства живой природы, которое называется Vira.

В последние десятилетия основной задачей эпидемиологов является создание новых вакцин от многих опасных вирусных заболеваний. Дело в том, что в процессе самосборки происходит мутация и образование новых вирусов. Особенно это касается ВИЧ, который поражает саму иммунную систему, полностью делая организм беззащитным.

Это является серьезной проблемой для современной науки. Надеемся, она будет решена уже в ближайшее время.

Вопросы и задания для повторения

1.Как устроены вирусы?

2.Чем отличаются простые вируса от сложных?

3.Каков принцип взаимодействия вирус клетки?

4.Как вирус проникает в клетку?

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

 

Вирусы

 

Вирусы и бактериофаги Неклеточные формы жизни | Биология 10 класс #14 | Инфоурок

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах” М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. “Феникс”

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал

Школьный мир ИНФО

Природа мира

FB.ru

Биоуроки

Сайт YouTube:  /

Хостинг презентаций

– 

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_27_nekletochnie_formi_zhizni_virusi_060805.html

Программа элективного курса «Вирусы неклеточные формы жизни»

Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 9«Рассмотрено» «Рекомендовано»На заседании методического На заседании пед. советасовета школы МОУ СОШ № 9Протокол №___ от___________ Протокол № ___ от ______ «Утверждаю»Директор МОУ СОШ № 9_______________ Жилка А. В.

Авторская программа

элективного курса для 10 класса по биологии

«Вирусы – неклеточная форма жизни».

Разработчик БородачеваЛюбовь НиколаевнаУчитель биологии МОУ СОШ №9г. Камышин, 2009 год

Программа элективного курса

«Вирусы – неклеточные формы жизни».

Пояснительная записка

В имеющихся в настоящее время учебниках общей биологии для полной средней школы на изучение вирусов отводится очень мало времени, хотя именно эти неклеточные формы жизни представляют большую опасность для жизни.В предлагаемую программу курса включены вопросы об истории открытия, о гипотезах происхождения, многообразии, классификации вирусов, их строении и жизнедеятельности.

Раскрываются основные свойства вирусов, которыми они отличаются от всех живых организмов.В программе предусмотрено ознакомление учащихся с типами взаимодействия вируса с клеткой, с методами выделения вируса и его идентификации.Особое место уделяется роли вирусов в жизни человека, способам распространения вирусов, болезням, вызываемыми вирусами, и профилактике этих заболеваний.

Также этот курс знакомит учащихся с созданием вакцин, с помощью которых многие вирусные инфекции уже ликвидированы, и новыми методами борьбы с вирусными заболеваниями.В содержании программы отражены вопросы, тесно связанные с актуальными проблемами медицины.Элективный курс «Вирусы – неклеточные формы жизни» рассчитан на 17 учебных занятий в 10 классе (1 час в неделю).

Цель курса:

Читайте также:  Эволюционные представления до ч. дарвина. возникновение учения дарвина - биология

Формирование у учащихся знания о вирусах как неклеточной форме жизни.

Задачи курса:

  1. Углубить и расширить знания учащихся о вирусах, их многообразии, строении и жизнедеятельности.
  2. Ознакомить учащихся с болезнями, вызываемыми вирусами, и их профилактикой.
  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, выделять и делать выводы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

– задачи и значение науки – вирусологии, гипотезы происхождения вирусов- строение, свойства, химический состав и жизнедеятельность вирусов- классификацию вирусов и способы их распространения- вирусные заболевания, их этиологию, эпидемиологию и профилактику.

Учащиеся должны уметь:

– сравнивать, анализировать и делать выводы- выполнять и защищать презентации по вирусным заболеваниям- выполнять исследовательскую работу.

Форма отчётности:

  1. Итоговый тестовый контроль.
  2. Презентация по вирусным заболеваниям.

3. Исследовательская работа.

Содержание курса

Общее количество часов – 17.

Тема 1. Введение(1ч)

Вирусология – наука, изучающая неклеточные формы жизни, историю её появления, задачи и значения.

Тема 2. Происхождение вирусов (2ч)

Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов (Д.И.Ивановский, В.Стенли, открытия Херши и Чейза).

Тема 3. Строение и жизнедеятельность вирусов (4ч)

Строение вируса. Основные свойства и химический состав вирусов. Формы существования вирусов (внеклеточная, внутриклеточная). Жизнедеятельность вирусов. Размножение.

Этапы взаимодействия вируса с клеткой (адсорбция, проникновение вируса в клетку, освобождение нуклеиновой кислоты вируса, транскрипция, репликация и трансляция, сборка вируса, освобождение новых дочерних вирионов из клетки). Методы выделения вируса и его идентификация.

Взаимоотношение вирусов, ферментов и антител. Особенности бактериофагов. Различие между бактериями и вирусами.

Тема 4. Многообразие и значение вирусов (7ч)

Вирусы – объекты изучения многих наук. Классификация вирусов, способы их распространения и способы передачи вирусных заболеваний.

Болезни, вызываемые вирусами: СПИД, грипп, герпес, корь, вирусный гепатит, полиомиелит, краснуха, ветряная оспа, жёлтая лихорадка, свинка, простуда (исторические данные, этиология, эпидемиология, клиническая картина, профилактика).

П/Р «Создание презентаций по вирусным заболеваниям». Защита презентаций.

Тема 5. Исследовательская работа (2ч)

Исследовательская работа по теме « Изучение статистических данных о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОУ СОШ №9 г. Камышина.

Заключение (1ч)

Итоговое тестирование.

Учебно-тематический план
№ п/п Содержание учебных разделов (тем) Общее кол-во часов в том числе Форма контроля
теория практика
Тема 1. Введение(1ч)
1. Вирусология – наука, изучающая вирусы, её задачи и значение. 1 1  Вводный контроль (тест)
Тема 2. Происхождение вирусов(2ч)
2. Гипотезы происхождения вирусов. 1 1 сообщения
3. История открытия вирусов. 1 1 рефераты 
Тема 3. Строение и жизнедеятельность вирусов(4ч)
4. Строение, химический состав и основные свойства вирусов. 1 1
5. Жизнедеятельность вирусов. 1 1
6. Этапы взаимодействия вирусов с клеткой. 1 1  Творческое задание
7. Взаимосвязь бактерий и вирусов. 1   1
Тема 4. Многообразие и значение вирусов(7ч)
8. Вирусы – объекты изучения многих наук. 1 1  рефераты
9. Классификация вирусов. 1 1
10. Способы распространения и передача вирусов. 1 1
11. Вирусные заболевания: грипп, СПИД, корь, гепатит, оспа. 1 1  сообщения
12. Вирусные заболевания: простуда, герпес, свинка, жёлтая лихорадка. 1 1 сообщения 
13. Составление презентаций по вирусным заболеваниям. 1
14. Защита презентации по вирусным заболеваниям. 1 1  Защита презентаций
Тема 5.Исследовательская работа (2ч)
15 16 Исследовательская работа по теме “Изучение статистических данных о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОУ СОШ №9 г. Камышина. 2 2  Отчёт по исследовательской работе
Заключение (1ч)
17 Итоговое тестирование 1 1  тест

Приложение №8 (к занятию 17).

Тест «Вирусология».

1.Укажите структуры (организмы), которые невозможно выращивать на искусственных питательных средах:а) клетки прокариотб) вирусыв) клетки животныхг) клетки растений2. Вирус мозаичной болезни табака поражает один из структурных компонентов клеток этого растения. Назовите эти структурные компоненты:а) аппарат Гольджиб) митохондриив) хлоропластыг) ядро3. Назовите структурный компонент клетки, который имеется у прокариот и эукариот, и отсутствует у большинства вирусов:а) ЭПСб) наружная плазматическая мембранав) митохондрияг) лизосома4. Вирусы выделяются в особую группу, так как ониа) не имеют клеточного строенияб) не содержат нуклеиновых кислотв) не способны синтезировать белкиг) имеют клеточное строение5.Бактериофаг – это вирус, паразитирующий в клеткаха) растенийб) бактерийв) животныхг) грибов6. СПИД вызываюта) бактерии гниенияб) бактерии броженияв) вирусыг) кожные паразиты7.Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так кака) разрушает клеточную оболочкуб) клетка теряет способность к редупликациив) разрушает митохондрии в клетке хозяинаг) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка8. Вирус СПИДа поражаета) эритроцитыб) тромбоцитыв) лимфоцитыг) плазму крови9. Проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов – а) бактерии – паразитыб) вирусыв) одноклеточные грибыг) бактерии гниения10. К неклеточным формам жизни относят:а) простейшихб) сине-зелёные водорослив) вирусыг) бактерии11. Вирусы отличаются от всех прочих организмов тем, что они:а) могут существовать только как внутриклеточные паразитыб) содержат либо ДНК, либо РНК, но никогда то и другое одновременнов) способны переносить охлаждение до -200Сг) верны все ответы12. Бактериофаг – это:а) симбиоз вируса и бактерииб) вирус, поражающий бактериив) часть бактериальной клеткиг) бактерии, паразитирующие на клетках эукариот.13. Вирусы открыл:а) С. Виноградскийб) Д. Ивановскийв) И. Мечниковг) Н. Левенгук14. Заболевания, вызываемые вирусами:а) холераб) дизентерияв) гриппг) молочница.15. Назовите систематическую группу органов, к которой относятся бактериофагиа) вирусыб) прокариотыв) эукариоты

Приложение №4. (к занятию 8).

Вирусы – объекты изучения многих наук.

Для медика вирусы – наиболее частые возбудители инфекционныхболезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок.

Для патолога вирусы – этиологические агенты (причина) рака и

лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов.

Для ветеринарного работника вирусы – виновники эпизоотий (массовых

заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.

Для агронома вирусы – возбудители пятнистой полосатости пшеницы,

табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезнейсельскохозяйственных растений.

Для цветовода вирусы – факторы, вызывающие появление изумительных

расцветок тюльпанов.

Для медицинского микробиолога вирусы – агенты, вызывающие появление

токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Для промышленного микробиолога вирусы – вредители бактерий,

продуцентов, антибиотиков и ферментов.

Для паразитолога вирусы – наиболее чистые и наиболее опасные паразиты

всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории дочеловека.

Для генетика вирусы – переносчики генетической информации.

Для дарвиниста вирусы – важные факторы эволюции органического мира.

Для эколога вирусы – факторы, участвующие в формировании сопряженных

систем органического мира.

Для биолога вирусы – наиболее простые формы жизни, обладающие всеми

основными её проявлениями.

Для философа вирусы – ярчайшая иллюстрация диалектики природы,

пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть ицелое, форма и функция.

Приложение №5. (к занятию 11 – 12).

Вирусные заболевания.

Название болезни Возбудитель Поражаемые области тела Способ распространения Тип вакцинации
Грипп Микровирус одного из трёх типов А, В, С – с различной степенью вирулентности Дыхательные пути, эпителий, выстилающий трахеи и бронхи. Капельная инфекция. Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.
Оспа Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус). Дыхательные пути, затем кожа. Капельная инфекция (возможно контагиозная передача через раны). Живой ослабленный (аттенуированный вирус.
Корь Ксовирус (РНК – содержащий вирус). Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник. Капельная инфекция Живой аттенуированный вирус.
Коревая краснуха Вирус краснухи Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа. Капельная инфекция Живой аттенуированный вирус
Простуда Самые разные вирусы, чаще всего реновирусы. Дыхательные пути, обычно только верхние. Капельная инфекция. Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.
Полиомиелит Вирус полиомиелита (РНК – содержащий). Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга. Капельная инфекция. Живой аттенуированный вирус.
Жёлтаялихорадка Арбовирус, тоесть вирус переносимый членистоногими. Кровеносные сосуды и печень. Переносчики – членистоногие, например клещи и комары. Живой аттенуированный вирус. (очень важно также контролировать численность возможных переносчиков).
Свинка Ксовирус ( РНК – содержащий) Дыхательные пути, затем генерализованная инфекция по всему телу через кровь. Капельная инфекция или контагиозная передача через рот с заразной слюной. Живой аттенуированный вирус.

Рекомендуемая литература

(для учителя).

  1. Жданов В. М.,Ершов Ф. И., Новохатский А. С. « Тайны третьего мира» .,

Москва Издательство « Знание», 1981.

  1. Бунин К. В. Инфекционные болезни. Москва. «Медицина», 2001.
  2. Бурдина К.С., Пархоменко И. М. «От молекулы до человека». Москва.

«Просвещение». 1973.

  1. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. «Общая биология». Москва. Высшая школа 1996.
  2. Донецкая Э. Г., Лунёва И. О., Панфилова Л. А. Актуальные проблемы биологии. Саратов. «Лицей», 2005.

6. Смородинцев А. А. Беседы о вирусах. Москва. «Молодая гвардия» 1979.7. Ресурсы Интернет.

Рекомендуемая литература

(для учащихся).

  1. Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. Саратов. «Лицей», 2006 2.
  2. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994.

3. Казакова О. В., Короткова Л. С., Мокеева З. А. Хрестоматия по общей биологии. Москва. «Просвещение» 1980.

  1. Рувинский А. О. Общая биология. Москва. «Просвещение». 1993.
  2. Смородинцев А. А. Беседы о вирусах. Москва. «Молодая гвардия» 1979.
  3. Ресурсы Интернет.

Источник: http://d.120-bal.ru/doc/36211/index.html

Экологический клуб “Батиста” ГДЭБЦ

Лекция 14. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Основными формами жизни на Земле является организмы клеточного строения. Этот тип организации характерен для всех видов живых существ, за исключением вирусов, которые рассматривают как бесклеточные.

Вирусы настолько малы, что только в несколько раз превышают размеры больших молекул белков. Вирусы имеют размеры 10-275 нм. их можно увидеть только под электронным микроскопом.

Они легко проходят сквозь поры специальных фильтров, задерживающих все бактерии и клетки многоклеточных организмов. Вирусы были открыты в 1892 г. Русским физиологом растений и микробиологом Д. И. Ивановским при изучении болезни табака.

Вирусы – возбудители многих болезней растений и животных. Вирусными болезнями человека является корь, грипп, гепатит А (болезнь Боткина), полиомиелит (детский паралич), бешенство, оспа и др.

Под электронным микроскопом различные виды вирусов имеют форму палочек или шариков.

Отдельная вирусная частица состоит из молекулы нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), скрученной в клубок, и молекул белка, размещенных в виде своеобразной оболочки вокруг молекулы кислоты (капсид). Размеры вирусных частиц составляют от 15 до нескольких сотен, иногда – до 2 тысяч (некоторые вирусы растений) нанометров. Жизненный цикл вирусов состоит из двух фаз: внеклеточной и внутриклеточной.

Особый механизм проникновения внутрь клеток-хозяина обнаружен у вирусов – паразитов бактерий, которых называют бактериофагами (от греч. Бактерион – палочка и фагосом). Частица бактериофага представляет собой достаточно сложное образование.

Она состоит из расширенной головки, содержащий ДНК, чохлоподибного отростка с пустым стержнем внутри, который напоминает растянутую пружину, и хвостовых нитей. С помощью этих нитей вирус соединяется с рецепторными участками клетки-хозяина и прикрепляется к ее поверхности.

Затем чохлоподибний отросток сокращается, в результате чего стержень проходит через оболочку бактерии и впрыскивает вирусную ДНК внутрь клетки. А пустая оболочка бактериофага остается снаружи. В зависимости от структуры и химического состава оболочки вирусы разделяют на простые и сложные.

Читайте также:  Биологическое разнообразие - биология

В простых вирусов оболочка состоит из однотипных белковых образований (субъединиц), которые образуют спиральные или многогранные структуры. Простые вирусы имеют различную форму – палочковидную, нитчатые, шаровидную и тому подобное. Сложные вирусы покрытые дополнительно мембраной, состоящей из белков и липидов.

Эта мембрана расположена над белковой оболочкой и представляет собой часть плазматической мембраны клетки-хозяина. Она может содержать соединения, которые служат для распознавания специфических рецепторов на мембране клетки-хозяина и прикрепление к ней вирусной частицы (вирусы оспы, гепатита В * и др.).

Иногда в мембране вируса содержатся ферменты, которые обеспечивают синтез вирусных нуклеиновых кислот в клетке-хозяине и некоторые другие реакции. * Гепатиты – группа инфекционных болезней человека и позвоночных животных, в первую очередь проявляются в виде нарушений функций печени.

Вирусные частицы способны длительное время существовать вне организма хозяина и выдерживать воздействие солнечных лучей, низкие или высокие температуры (а частицы вируса гепатита В – даже кратковременное кипячение). Вирус полиомиелита ** во внешней среде сохраняет способность к заражению хозяина в течение нескольких дней, а оспы – многих месяцев.

** Полиомиелит – тяжелое вирусное заболевание нервной системы человека; обычно завершается смертью или параличом. Вирусы не способны самостоятельно синтезировать нуклеиновые кислоты и белки, из которых они состоят. Размножение вирусов возможно лишь при использовании ферментных систем клеток.

Попав в клетку, вирусы изменяют и перестраивают обмен веществ в ней, вследствие чего клетка начинает синтезировать молекулы новых вирусных частиц. Вне клеток вирусы переходят в кристаллическое состояние, что способствует их збереженню.

У жизни вирусов можно выделить следующие этапы: прикрепление вируса к клетке, вторжение вируса в клетку, латентную стадию, образование нового поколения вирусов, выход вирионов. В латентную стадию вирус будто исчезает.

Не удается обнаружить или выделить из клетки, но в этот период вся клетка синтезирует необходимые для вируса белки и нуклеиновые кислоты, в результате чего образуется новое поколение вирионов. Проникновение вируса в клетку организма хозяина начинается с взаимодействия вирусной частицы с поверхностью клетки, на которой есть особые рецепторные участки.

Оболочка частицы вируса имеет соответствующие прикрепительные белки, которые “узнают” эти участки. Именно этим обусловлена ​​высокая специфичность вирусов относительно клеток хозяев: Часто вирусы поражают только определенный тип клеток какого-либо вида организмов.

Так, вирус полиомиелита поражает только нервные клетки человека, а вирус табачной мозаики – клетки листьев табака. Если частица вируса прикрепляется не до рецепторных участков, а в другие места на поверхности клетки хозяина, то заражение последней может и не состояться.

Следовательно, наличие рецепторных участков на поверхности клетки определяет ее чувствительность к тому или иному виду вирусов. Внутрь клетки хозяина вирус может проникнуть разными путями.

Иногда оболочки вирусных частиц сливаются с клеточной мембраной (как у вируса гриппа), и ДНК оказывается в цитоплазме клетки, иногда вирусная частица попадает в клетку путем пиноцитоза, после чего ферменты клетки хозяина расщепляют ее оболочку и высвобождают нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, вирусная нуклеиновая кислота передает наследственную информацию в различные участки аппарата, который обеспечивает синтез белка в клетке. Нуклеиновая кислота некоторых вирусов представляет собой иРНК, которая сочетается с рибосомами клетки-хозяина и принимает непосредственное участие в синтезе вирусных белков. РНК других вирусов (например, ВИЧ * и др.) Проникает в ядро ​​клетки, где синтезирует ДНК, содержащая информацию о структуре вирусных частиц, а ДНК, в свою очередь, синтезирует вирусную иРНК. * ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, который вызывает смертельно опасное заболевание СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Синтезированные вирусные белки, накапливаясь в клетке-хозяине, подавляют образование его белков и стимулируют дальнейший синтез веществ, необходимых для построения вирусных частиц. За счет использования энергетических ресурсов клетки-хозяина в ней синтезируется все больше и больше вирусных белков и нуклеиновых кислот.

Затем внутри клетки-хозяина формируются вирусные частицы: вокруг молекулы нуклеиновой кислоты образуется белковая оболочка. Выход вирусных частиц из клетки происходит по-разному. Часто мембрана клетки, наполненная вирусными частицами, разрушается и вирусы попадают в окружающую среду.

Иногда вирусные частицы высвобождаются при нарушении целостности участков мембраны клетки-хозяина другим вирусом (например, бактериофагом). Частицы многих сложных вирусов могут «отпочковываться» от клетки-хозяина, захватывая часть плазматической мембраны.

В этом случае заражена клетка, пока не иссякнут ее энергетические и биохимические ресурсы, достаточно длительное время образует все новые и новые вирусные частицы.

Схема проникновения вируса в клетку-мишень и реализация генетической информации вируса на матрице ДНК клетки-мишени.
Иногда вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки-хозяина.

При этом одновременно синтезируются как белки клетки, так и белки вирусов. Такая клетка не погибает, но может менять свои свойства, например приобретает способность неограниченно расти.

Такие формы известны среди бактериофагов и вирусов, которые вызывают некоторые виды раковых заболеваний.

Источник: http://biolog-kmk.ucoz.net/index/lekcija_14_virusy_nekletochnye_formy_zhizni/0-36

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение – Биология

Рис. 5.21. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920)

Вирусы открыты в 1892 г. Д.И. Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев). Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа. Вирусы (лат.

«яд») — неклеточные формы жизни, внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Наука, изучающая вирусы – вирусология. Каждая отдельная вирусная частица (вирион) состоит из генетического материала, который называется геномом вируса, и защитной белковой оболочки – капсида.

По характеру генома вирусы делят на две группы: ДНК-содержащие (бактериофаги, вирус оспы, герпеса) и РНК-содержащие (вирусы растений, гриппа, полиомиелита).

В состав некоторых вирусов входят липиды и углеводы. Форма вирусов: шаровидная, палочковидная, нитевидная, цилиндрическая и др.

Рис. 5.22. Сравнительные размеры вирусов.

Капсид защищает нуклеиновую кислоту вируса от различных воздействий, обеспечивает осаждение вируса на поверхности клетки-хозяина. Если вирус находится внутри клетки-хозяина, то он существует в форме нуклеиновой кислоты. Вирусы обладают высокой специфичностью, т.е.

они могут использовать для своей жизнедеятельности строго определенный круг хозяев. Вирусы, паразитирующие в бактериальных клетках, называются бактериофагами. Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков.

Вирусы очень устойчивы, они переносят высушивание и низкие температуры.

Вирусы способны паразитировать в клетках большинства живых организмов, вызывая различные заболевания (грипп, коревая краснуха, полиомиелит, СПИД, оспа, бешенство и др.). Они передаются при непосредственном физическом контакте, воздушно-капельным, половым путём, другими организмами- переносчиками (вирус бешенства переносится собакой или летучей мышью).

Возбудитель СПИДа (синдром приобретенного иммунодефицита) — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) имеет сферическую форму, диаметром 100–150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина.

В мембрану встроены рецепторные «грибовидные» образования. Под наружной оболочкой располагается сердцевина вируса, образованная особыми белками. Внутри сердцевины располагаются две молекулы вирусной РНК.

Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез вирусной ДНК на матрице вирусной РНК.

Рис. 5.23. Схема строения вируса иммунодефицита человека:

1 – капсомеры 2 – геном 3 – липопротеиновая оболочка 4 – рецепторы.

Вирус иммунодефицита человека поражает главным образом лимфоциты, на поверхности которых есть рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ. Иммунная система организма человека утрачивает свои защитные свойства. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7–10 лет.

Источником заражения служит только человек — носитель вируса иммунодефицита.

СПИД передается половым путем, через кровь и ткани, содержащие вирус иммунодефицита, от матери к плоду Меры профилактики включают борьбу с наркоманией и проституцией, тщательное обследование донорской крови и тщательную стерилизацию медицинских инструментов, и регулярное обследование на СПИД людей из «группы риска» (наркоманов, проституток и гомосексуалистов).

Вопросы и задания

1. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что может случиться с клеткой, если мембрана лизосом под действием каких-либо факторов разрушится?
  2. Известно, что митохондрии в среднем живут 10 дней; как же тогда может поддерживаться долго жизнь клетки?
  3. Почему наибольшее количество рибосом обнаруживается в клетках интенсивно размножающихся тканей?
  4. Какая связь между эндоплазматической сетью, комплексом Гольджи, лизосомами?
  5. Какое значение для функционирования хлоропласта имеют находящиеся в нем рибосомы и нуклеиновые кислоты?
  6. Почему митохондрии клеток сердечной мышцы имеют наиболее сложное строение?
  7. Какие органоиды клетки получили название «энергетические станции клеток»?

2. Выполните тест: 1. Плазматическая мембрана в клетках эукариот выполняет следующие функции:а) защитную, каталитическую, обмена веществ, структурную б) защитную, запасающую, обмена веществ, сигнальную в) энергетическую, сигнальную, обмена веществ, защитную

г) защитную, сигнальную, обмена веществ, структурную. 2. Внутренняя полужидкая среда клетки, обеспечивающая взаимосвязь органоидов, называется:а) ядерный сок б) цитоплазма в) вакуоль г) комплекс Гольджи. 3. Митохондрии выполняют следующую функцию:а) запасание богатых энергией веществ;

б) преобразование энергии АТФ в другие виды энергии; в) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ;

г) преобразование энергии питательных веществ в энергию АТФ. 4. Хлоропласты выполняют следующие функции:а) запасание богатых энергией веществ;

б) преобразование солнечной энергии в энергию химических связей органических веществ; в) извлечение энергии из богатых энергией веществ;

г) преобразование энергии АТФ в другие виды энергии. 5. Ядро в клетке выполняет следующие функции:а) осуществляет связь между органоидами цитоплазмы;

б) обеспечивает передачу наследственной информации; в) участвует в синтезе АТФ;

г) хранение наследственной информации. 6. Рибосомы:а) осуществляют транспорт веществ в клетке б) выполняют защитную функцию в) определяют состав белков в клетке г) синтезируют белки, характерные для клетки. 7.

Клетка бактерий отличается от клетки животных тем, что:а) лишена вакуолей б) не имеет митохондрий в) не имеет оформленного ядра г) не имеет клеточной мембраны. 8. В клетках животных и человека отсутствуют:а) хлоропласты б) хромосомы в) рибосомы г) митохондрии. 9.

К прокариотам относятся организмы, которые:а) осуществляют фотосинтез

б) состоят из одинаковых клеток в) имеют клетки без оформленного ядра

г) содержат в клетках ядро и органоиды. 10. Клетка – структурная и функциональная единица живого, т.к.: а) живые организмы, кроме вирусов, обладают сходством процесса обмена веществ и энергии

б) живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток, которые имеют единый принцип структурной организации, обмена веществ и энергии в) клетки живых организмов обладают единым химическим составом, имеют единое мембранное строение

г) белки клеток состоят из набора 20 аминокислот, обладают единством структурной организации. 11. Вирусы в отличие от бактерий:а) состоят из молекул белка б) состоят из молекул нуклеиновых кислот в) не размножаются г) не имеют клеточного строения.

Источник: https://student2.ru/biologiya/6107-virusy-kak-nekletochnaya-forma-zhizni-i-ikh-znachenie/

Ссылка на основную публикацию