Что изучает зоология – биология

Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель. Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

ЭтапыОсновные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV – XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст.

, когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология — исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных — взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология — изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография — изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась.

Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день.

Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (8

Источник: https://animals-world.ru/zoologiya-nauka-o-zhivotnyx/

Что изучает зоология

Он посвящен исследованию их распространения, значению животного мира для человеческого рода и мира природы, их индивидуальному и эволюционному развитию.

Современная зоология

Зоология является системой различных наук о животных. В нее входят анатомия – наука, посвященная внутреннему и внешнему устройству отдельных организмов. Наукой, изучающей ископаемых и трансформации, произошедшие с ними в процессе эволюционного развития, называют палеонтологией.

Физиология – наука о функционировании клеток, системах органов и в частности – организма. Одной из значимых зоологических наук является экология, посвященная взаимоотношениям представителей животного мира между собой и иными организмами. Экология изучает влияние животных на окружающий мир: их взаимоотношения со средой обитания.

Предметом исследования зоологии являются все животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; в зоологии принято рассматривать животных отдельными группами – поэтому для них созданы специальные разделы.

Разнообразие животных

Животные населяют самые разнообразные места нашей планеты. Они освоили почвенную среду: степи, поля и леса, обитают и в наземно-воздушной среде, их можно встретить в океанах и морях, озерах и реках.

Встречаются животные, выбравшие своим местом обитания организм человека или животного, существуют и те, что обитают в растениях.

Значение животных

Есть животные, роль которых исключительно положительная и для природы, и для жизнедеятельности человека. Например, опылители растений: пчелы, мухи, жуки и бабочки. Приносят пользу и птицы – они переносят семена растений на дальние расстояния.

Существуют животные, которые наносят вред растениям: гусеницы могут нанести вред листьям и почкам, а саранча способна полностью уничтожить урожай людей.

Дикие и домашние животные

Дикие животные имеют большое значение для человека. Охота на диких животных приносит белковую пищу, что важна для полноценного пропитания. Вылов рыбы и морских зверей тоже необходимы для обеспечения едой человеческий род.

Домашние животные важны в качестве производителей продуктов питания для людей. Яйца, молоко, мясо, мед – все это мы получаем благодаря одомашниванию крупного и мелкого скота, содержанию плеч.

Производство кожи, шерсти и пуха тоже связано с животными.

Выдающимся событием в процессе исторического развития человека было одомашнивание собаки, предком которой считается волк. Это произошло около 10 тыс. лет тому назад. Сейчас собаку принято считать верным другом человека.

Для развития сельскохозяйственной деятельности важным событием было одомашнивание лошадей. Эти животные – незаменимые помощники людей.

Сходство и различия животных

Животных, как и други живых организмов, принято различать по определенным особенностям: строение клетки, по возможностям питания, дыхания, размножения, выделения, развитию и росту.

Главным отличием животных от растений является отсутствие твердой целлюлозной оболочки. Животные – потребители готовых органических веществ. Для них характерно активное движение, благодаря которому они способны сами добивать себе пропитание. Также животные отличаются особенностью замечать раздражителей и реагировать на них.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Общая характеристика и экология лишайников: виды и размножение
Следующая тема:   Общая характеристика одноклеточных: Подцарство простейших

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/chto-izuchaet-zoologiya

Наука зоология

Зоология составляющая часть биологии, а биология изучает всю жизнь на нашей планете. Зоология изучает животный мир, т.е. друзей наших меньших, нет не только кошек и собак или домашний сельскохозяйственный скот, но всех животных и не домашних тоже. Тех которые летают, ползают, плавают или пасутся в лесах, степях и саваннах.

Мы не можем в свое повседневной жизни и деятельности обойтись без других животных. Это нарушит все пищевые цепочки и поставит на грань вымирания и самого человека.

Зоология это не просто классификатор животного мира, а прямое руководство для человека, как ему бережно и рационально использовать все богатства животного мира в свое благо, не хищнически разворовывая его, но и как преумножать данное нам матушкой природой. Зоология является матерью многих иных наук.

Например – охотоведенье и охотничье хозяйство, ветеринария, животноводство, селекция племенных животных, производство и переработка продуктов животноводства, птицеводство, рыбоводство да еще огромная масса иных научных дисциплин, без которых сегодня наша жизнь просто уже не мыслима.

Зоология — наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии — гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их — зоопсихология.

Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Читайте также:  Минеральное (почвенное) питание растений - биология

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем — постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, — носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Ввиду громадного количества видов животных (число которых определяют приблизительно в 200000) является необходимость в группировке животных с целью облегчения изучения их.

Сравнение строения животных в их взрослом состоянии оказывается часто недостаточным, так как животные, могут в связи с образом жизни (особенно, под влиянием паразитического или сидячего образа жизни), подвергаться таким изменениям, которые совершенно скрывают их истинную природу; существенную помощь при выяснении близости между собою различных животных оказывает изучение их эмбриологии, так как при этом животные проходят часто известные стадии развития, позволяющие с уверенностью причислять данную сомнительную форму к той или другой группе. Результатом изучения строения и истории развития животных является возможность точной, определенной характеристики их и естественной группировки, классификации их на основании действительных, существенных, а не чисто внешних сходств и различий. Характеристика и классификация животных служат предметом систематики. Не довольствуясь классификацией на основании действительного сходства строения и развития животных, современная зоология стремится группировать их на основании кровного их родства, положить в основание системы генеалогию животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи — палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле — география животных или зоогеография.

На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных.

С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.

Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих — маммология, о птицах — орнитология, о пресмыкающихся — герпетология, о земноводных — батрахология, рыбах — ихтиология, моллюсках — малакология, насекомых — энтомология, пауках — арахнология, глистах —гельминтология, губках — спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию.

Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их.

Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии — прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).



Источник: http://biofile.ru/bio/19054.html

Зоология — наука о животных

§ 1. Зоология — наука о животных

Если вы забыли

Биология — комплекс наук о живой природе. Все живые организмы в биологии относятся к пяти царств: Вера, Дроб'янки, Растения, Грибы и Животные.

Вы неоднократно бывали в зоопарке и смотрели телепередачи о животных. Что же новое в мире животных нам предстоит узнать сегодня? Мы научимся ставить сложные вопросы и отвечать на них.

Можно ли утверждать, что животные и растения очень похожи? Можно сказать, что животные и растения имеют много отличий? Два вопроса — один ответ: «Да!» А почему человек относится к царству Животных? Ответ за вами.

Среди жителей планеты насчитывают около 2 млн видов животных — значительно больше, чем растений. Наука, которая их изучает, входит в состав биологии и называется зоологией (от греч. «зоон» — животное, «логос» — наука).

Что изучает зоология? Эта наука изучает строение и жизнедеятельность животных, их историческое и индивидуальное развитие, классификацию животных, их взаимосвязи с окружающей средой и закономерности распространения на планете.

До XIX века зоологи в основном занимались изучением внешнего и внутреннего строения животных. Сведений накопилось так много, что постепенно от зоологии ответвились научные дисциплины, которые изучали отдельные группы животных: энтомология — насекомых, ихтиология — рыб, орнитология — птиц и тому подобное.

Зоологов все больше интересовали вопросы, связанные с закономерностями развития, распространения, расселения и поведения животных.

В результате этого в современной зоологии выделились морфология (наука о строении организма и органов); физиология (наука о работе органов и их систем); зоогеографія (наука о закономерностях расселения животных), этология (наука о поведении); палеозоологія (наука о древних, вымерших животных), систематика (наука о классификации животных) и другие науки.

Животные, так же как и представители царств Растения, Грибы, Дроб'янки, имеют все признаки живых организмов. им свойственны обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост, развитие, движение, размножение и раздражимость. Организмы животных состоят из клеток.

Объектом изучения палезоології, которая отделилась от палеонтологии являются ископаемые остатки животных и следы их деятельности. Одной из самых интересных загадок остается достаточно быстрое массовое уничтожение динозавров, которые господствовали на планете около 300 млн лет назад.

Если вы забыли

Эволюция — процесс исторического развития организмов.

В чем же причина такого принципиального сходства живых существ на нашей планете? В совместном происхождении.

За длительное время эволюции между представителями различных царств не только сохранилась сходство, но и накопились существенные отличия. Это позволило живым организмам хорошо приспособиться к среде обитания. Какие же особенности имеют животные, в отличие от других живых организмов?

• Представьте тигра, который набрасывается на свою жертву; корову, которая мирно жует траву; паразитического червя, который поглощает питательные вещества всей поверхностью тела… Ничего общего. Но только на первый взгляд.

Эти животные, как и большинство других, питаются готовыми органическими веществами. Они гетеротрофы! А растения — автотрофи. В результате фотосинтеза они самостоятельно образуют органические вещества в своем теле. Это основное отличие животных от растений.

Гетеротрофами являются также большинство дроб'янок, некоторые растения-паразиты и все грибы.

• В отличие от растений, грибов и многих бактерий, большинство животных способно самостоятельно передвигаться.

Включаем воображение и наблюдаем гепарда, который, преследуя добычу, развивает скорость до 120 км/ч; коршуна, который парит в небе; дельфина, который выпрыгивает из воды.

Да, животные способны самостоятельно передвигаться в определенной среде! В процессе эволюции у них появились специальные органы движения:

• Клетки животных отличаются от клеток растений, грибов и дроб'янок. Самые главные отличия — это отсутствие жесткой целлюлозной клеточной оболочки, пластид и вакуолей с клеточным соком.

• Организмы большинства животных, в отличие от растений, грибов и бактерий, имеют системы органов (дыхательная, кровеносная, нервная и т. п), которые обеспечивают более эффективный обмен веществ.

• Тела животных компактны, что обеспечивает сохранение

энергии во время передвижения, а тела растений разветвленные.

• Растения способны к неограниченному росту в течение жизни, у большинства животных рост ограничен. Они растут только в определенное время и до определенных размеров.

• Тела животных, в отличие от растений, симметричные.

Сайга известна как животное, способна быстро перемещаться по суше. Она имеет очень сильные конечности и опирается на один палец, покрытый роговым чехлом — копытом

Королевский орел — один из самых больших птиц на Земле. Благодаря сильным крыльям, он может подниматься на высоту более 2 км

Дельфин. Они являются умелыми пловцами и способны преодолевать тысячи километров благодаря активному движению

Двустороннюю симметрию можно наблюдать в многих млекопитающих и рыб. И белый медведь (а), и рыба (б) имеют симметричные бока, имеют спинной и брюшной сторону, передний и задний конец тела

Лучевая симметрия характерна для животных, ведущих малоподвижный образ жизни (а) медуза, (б) актиния крылья у птиц, плавники у дельфинов, бігальні конечности у гепардов и тому подобное.

Вы, наверное, замечали, что левая сторона вашего тела симметричный правом, то есть, тело человека имеет двустороннюю симметрию. Такой тип симметрии характерен для насекомых, рыб, птиц, млекопитающих и многих других животных. При этом через тело животного можно провести только одну плоскость симметрии и получить две «зеркальные» половины.

Животные, которые ведут малоподвижный образ жизни (прикреплены к скалам подобно кораллам, медленно передвигаются подобно медуз и тому подобное), имеют другой тип симметрии.

Сколько плоскостей симметрии можно провести через тело медузы? Множество. Если взглянуть на эту «картину» сверху, то плоскости симметрии напоминают лучи или радиусы, выходящие из одной точки.

Поэтому такой тип симметрии называют лучевой, или радиальной.

Зоология — система биологических наук, изучающих строение и жизнедеятельность животных, их историческое и индивидуальное развитие, классификацию, взаимосвязи с окружающей средой и закономерности распространения на нашей планете.

Животным свойственны обмен веществ, рост, развитие, движение, размножение, раздражимость, клеточное строение. В этом проявляется сходство животных других организмов.

Имеют они и особенности: большинство животных гетеротрофы, их клетки не имеют твердой оболочки, их органы объединены в системы.

Животные, как правило, способны самостоятельно передвигаться, их рост ограничен, а тело компактное и имеет симметрию.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/8klas_1_b/1.html

Зоология — наука о животных

Зоология (от греч. «зоон» — животное и «логос» — учение) — это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов.

Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная — 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые.

Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие — в воде, третьи — в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные — источник пищи, шерсти, кожи.

Животные широко используются для научных исследований — на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные — помощники человека в труде, спорте, отдыхе.

Читайте также:  Методы биологических исследований, биология

И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными

Зеленые растенияЖивотныеСпособ питанияОбмен веществКлеткаТканиСистема органовСпособность к передвижениюСпособность к ростуАктивность в поисках пищиЦиклы развития
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
  • Вегетативные: корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные: цветок, семя, плод.
  • Соматические: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные: половая.
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения. Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Не активны. Активны.
Зигота — зародыш — проросток — молодое растение — плодоносящее растение — стареющее растение — отмершее растение. Зигота — зародыш — детеныш (личинка)— молодое животное — взрослое животное — половозрелое активное животное — стареющее животное — умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками животные, зоология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://shkolo.ru/zoologiya-nauka-o-zhivotnyih/

Что такое биология и что она изучает?

Биология (греч. bios — жизнь, logos — учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.

Биологией систематических групп занимаются: вирусология — наука о вирусах, микробиология — наука, занимающаяся изучением микроорганизмов, микология — наука о грибах, ботаника — наука о растениях,зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке.

Каждая из этих дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др.

В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.

Кроме того, в зоологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни животных и растений: строение (морфология, анатомия, гистология и др.), развитие (эмбриология, эволюция и др.), жизнедеятельность (физиология и биохимия животных и растений), распространение (зоогеография и фитогеография), классификацию по группам (систематика растении и животных) и т.д.

Уровни организации живого изучают: молекулярная биология — наука, исследующая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне, цитология — наука о клетке, гистология — наука о тканях и т.д.

По структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов следует различать: анатомию — науку о внутреннем строении, морфологию (в узком смысле) — о внешнем строении, физиологию — о жизнедеятельности целостного организма и его частей, генетику — науку о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

Отдельно выделяют науки о развитии живой материи: биологию индивидуального развития организмов; эволюционную теорию (комплекс знаний об историческом развитии живой природы); палеонтологию, изучающую историю жизни по остаткам живых организмов.

Изучением коллективной жизни и сообществ живых организмов занимаются: этология — наука о поведении животных, экология (в общем смысле) — наука об отношениях различных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Среди разделов экологии рассматривают биоценологию — науку о сообществах живых организмов, популяционную биологию — отрасль знаний, изучающую структуру и свойства популяций и др.

По методам исследований обычно выделяют биохимию, изучающую входящие в состав организмов химические вещества, их структуру, распределение, превращения и функции; биофизику — науку о физических и физико-химических явлениях в живых организмах. Планированием количественных биологических экспериментов и обработкой результатов методами математической статистики занимается биометрия, являющаяся также одним из важнейших разделов биологии.

В зависимости от того, в какой области практической деятельности человека используются биологические знания, выделяют такие дисциплины, как биотехнология — совокупность промышленных методов, позволяющих с высокой эффективностью использовать живые организмы и отдельные их части для производства ценных продуктов (антибиотиков, витаминов, гормонов и др.

), для защиты растений от вредителей и болезней, для борьбы с загрязнением окружающей среды, в очистных сооружениях; агробиология — комплекс знаний о возделывании сельскохозяйственных культур; селекция — наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Выделяют также животноводство, ветеринарию, медицинскую биологию, фитопатологию, биологию охраны природы.

Естественно, такая классификация биологических наук в значительной степени условна и не дает представления обо всем многообразии биологических дисциплин.

Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе.

Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей.

Наиболее общими методами исследования биологии являются наблюдение (позволяет описать биологические явления), сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в контролируемых условиях), моделирование (имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения), исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы).

Источник: http://jbio.ru/chto-takoe-biologiya-i-chto-ona-izuchaet

Зоология как наука. Разделы зоологии

Зоология — наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии — гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их — зоопсихология.

Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем — постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, — носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Ввиду громадного количества видов животных (число которых определяют приблизительно в 200000) является необходимость в группировке животных с целью облегчения изучения их.

Сравнение строения животных в их взрослом состоянии оказывается часто недостаточным, так как животные, могут в связи с образом жизни (особенно, под влиянием паразитического или сидячего образа жизни), подвергаться таким изменениям, которые совершенно скрывают их истинную природу; существенную помощь при выяснении близости между собою различных животных оказывает изучение их эмбриологии, так как при этом животные проходят часто известные стадии развития, позволяющие с уверенностью причислять данную сомнительную форму к той или другой группе. Результатом изучения строения и истории развития животных является возможность точной, определенной характеристики их и естественной группировки, классификации их на основании действительных, существенных, а не чисто внешних сходств и различий. Характеристика и классификация животных служат предметом систематики. Не довольствуясь классификацией на основании действительного сходства строения и развития животных, современная зоология стремится группировать их на основании кровного их родства, положить в основание системы генеалогию животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи — палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле — география животных или зоогеография.

На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных.

С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Читайте также:  Человеческие расы

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.

Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих — маммология, о птицах — орнитология, о пресмыкающихся — герпетология, о земноводных — батрахология, рыбах — ихтиология, моллюсках — малакология, насекомых — энтомология, пауках — арахнология, глистах — гельминтология, губках — спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию.

Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их.

Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии — прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).

Источник: http://MirZnanii.com/a/11306/zoologiya-kak-nauka-razdely-zoologii

Конспект урока по биологии на тему “Введение. Зоология- наука о Царстве Животные” (7 класс)

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

модули

Психолого-педагогический настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Р

Коллект

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

II. Знакомство с

организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»

  • Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.

  • Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.

Р

Коллект

III. Изучение н/м

1.Зоология – наука о животных (слайд 2)

  • Вспомните, как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос” – жизнь, «логос» – наука) – наука о живой природе (слайд 2).

  • Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

  • Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

  • Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

  • Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные (слайды 3- 6).

  • А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – “животное”, логос – “учение”) (запись в тетрадь).

2. Современная зоология – система наук о животных.

? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,

  • цитология – их клеточное строение (слайды 3- 6).

  • Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

  • Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

  • Систематика – классификацию животных

  • Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

  • Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук (слайд 7):

  • генетики, объясняющей закономерности наследственности,

  • зоогеографии – распространение животных,

  • этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных, в том числе (слайды 8- 10):

  • особый мир животных представляют простейшие,

  • паразитические черви,

  • пауки,

  • насекомых,

  • рыб,

  • птиц,

  • млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

3. Сходство и различия животных и растений (слайды 11- 12):

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

3) дыханию,

3)выделению,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений(слайд 13):

Чем отличаются животные от растений?

  1. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.

  2. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

  3. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

  4. Воспринимают раздражения и реагируют на них.

  5. Большинство активно передвигаются.

  6. Освоили все среды жизни.

Работа в группах по заданию:

Заполните таблицу «Различия растений и животных»:

Признак сравнения

Растения

Животные

Питание

Рост

Движение

Газообмен

Строение клетки

). Многообразие животных (слайды 14- 19):

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

6. Значение животных. Дикие и домашние животные (слайды 20- 22):

Работа в группах по заданию:

1 группа – Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группаОтрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа – Промысловые животные;

4 группа- Обобщение по теме: Роль животных.

1 группа:

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния

(слайды 23- 25):

Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу

Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

Породы собак (слайды 26- 28):

Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.

  • На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.

  • Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен

своим хозяевам после их смерти.

  • В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был

сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: “Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства”.

(слайды 29):

Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.

2 группа:

Отрицательная роль животных в природных сообществах (слайды 30 – 32):

Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.

3 группа:

Промысловыеживотные (слайд 33):

Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.

4 группа(слайд 34-35):

  • ). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет

  • разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят

  • декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.

7. Охрана животных (слайды 36 – 37).

После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое Красная книга?

  • Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?

  • Сколько заповедников в РК?

Р

Р

НО

ИП

ИП

НО

Р

НО

Р

ПП

НО

Р

НО

ЧПИП

НО

Р

Фронтал

Фронтал

Работа в парах

Индивид

Работа в парах

Коллект

Работа в группах

Коллект

IV. Закрепление:

1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2.Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.

3.Составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и известные вам способы борьбы с ними.

Р

Фронтал

V. Подведение итогов:

Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение: зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.

Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу планету.

До встречи на следующем уроке.

Р

Коллект

VI. Д/З:

Страница 4- 5

Творческое задание: найдите занимательный материал о животных.

Р

Индивид

VI. Рефлексия

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку

Р

Индивид

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-na-temu-vvedenie-zoologiya-nauka-o-carstve-zhivotnie-klass-384565.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]