Гибридологический метод изучения наследственности. первый закон менделя – биология

Урок 40. Законы Менделя. Гибридологический метод изучения наследования признаков. I закон Г. Менделя

 Глава 9. Закономерности наследования признаков. Раздел IV ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
 

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ.

Оригинально организованный материал с учётом конкретных задач урока, с выделением опорных знаний, прикладных аспектов и проблемных моментов даёт возможность учителю использовать также данную методику для работы с любыми учебниками.

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

– формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ-УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Познакомить учащихся с генетическими опы­тами Г. Менделя.

Раскрыть сущность основного метода генетики-гибридологического.

Сформировать знания о 1 законе Г. Менделя

Основные положения

Г. Мендель использовал для скрещивания особи, относящиеся к чистым линиям.

Строгий математический анализ позволил выявить закономерности наследования альтернативных признаков.

В настоящее время закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем возведены, в ранг законов, носящих его имя.

Терминология

Доминирова­ние -явление, при котором аллельный ген полностыю подавляет проявление
другою аллеля.

Генотип – система взаимодействующих генов организма.

Фенотип– Совокупность всех признаков и свойств данного организма

Гибридологический метод

Как справедливо замечают многие, генетика является царицей наук. Действительно, вопросы, связанные с этой наукой, являются одними из самых важных, так как от них зависит, как принято говорить, качество рождающегося потомства. Генетика всегда помогает и при решении таких задач, как поиск новых методов лечения опасных заболеваний.

Одним из способов работы в генетике является гибридологический метод. Это не что иное, как метод изучения наследственности. Его суть заключается в следующем: если происходит срещивание двух видов, то их потомки будут наследовать совокупность признаков, по которым будет определяться генотип.

Такой способ известен как гибридологический метод Менделя. Он был первым, кто скрестил разные сорта гороха, которые отличались друг от друга по некоторым признакам. Например, они отличались по размерам семян, их форме, цвету, а также высотой стебля и так далее.

Мендель проводил многочисленные операции по скрещиванию разных видов и наблюдал, каким образом проявлялись все признаки в первом, втором и других поколениях гибридов.

Такую работу ученый провел со многими сортами гороха, поэтому ему удалось установить некоторые закономерности, которые касаются количественного соотношения гибридных растений, причем они, как правило, обладали некоторыми свойствами исходного сорта.

Гибридологический метод можно разделить на несколько типов.

Самым простым из них является не что иное, как моногибридное скрещивание. Оно означает лишь некоторые различия между родительскими формами, как правило, это буквально пара признаков.

Если приводить конкретные примеры, то стоит назвать скрещивание между сортами гороха с зелеными семенами, а также желтыми.

После проведенных экспериментов Мендель пришел к выводам, которые стали некими постулатами генетики.

Во-первых, речь идет о правиле, касающемся единообразия первого гибридного поколения.

Во-вторых, стоит сказать о законе расщепления второго гибридного поколения.

И, в-третьих, нельзя не отметить гипотезу чистоты гамет. Если говорить о правиле единообразия первого поколения, то стоит сказать, что оно подразумевает под собой схожесть первого поколения с родителями по всем признакам. Здесь нельзя наблюдать полное доминирование признаков одного родителя над признаками другого.

Гибридологический метод можно рассматривать как частный случай генетического анализа. Ему, как правило, предшествует так называемый селекционный метод. Он необходим для того, чтобы подбирать или же создавать исходный материал, который впоследствии будет изучаться.

Мендель в данном случае работал с семенами гороха, которые самоопылялись.

Ни для кого не секрет, что в некоторых случаях способ, который носит название прямой гибридологический метод, не может быть использован. Это касается наследования признаков у людей.

Дело в том, что в данном случае нельзя планировать скрещивания, а также невзможно предусмотреть такие параметры, как плодовитость, а также сроки полового созревания.

По этой причине в генетике используются и некоторые другие методы.

Например, цитогенетические методы. Их изучением занимается наука цитогенетика. Она не исключает такого понятия, как гибридологический анализ, но она занимается изучением видимых носителей генетической информации.

Это не что иное, как митотические, мейотические, а также политенные хромосомы, а также митохондрии и пластиды. Таким образом, цитологические методы, прежде всего, подразумевают изучение хромосомного набора.

Для этого используются следующие способы исследования: метод световой микроскопии, а также многочисленные методы микроспических анализов, которые проводятся при помощи некоторых электронных устройств

Первый закон Менделя –

Монах чешского происхождения, Грегор Мендель, в 1856-1866 годах провел опыты, ставшие впоследствии широко известными. В результате его исследований родилась новая наука – генетика. Основополагающим фактором для ее развития стал Первый закон Менделя. В качестве опытного образца был выбран горох огородный.

Это было обусловлено наличием множества сортов, имеющих между собой четкие различия по определенным признакам. Кроме того, эти растения легко выращиваются и скрещиваются. В результате тщательного планирования экспериментов, аккуратного их проведения, а также осуществления большого количества лабораторных опытов были получены достоверные статистические сведения.

В итоге сначала был открыт Первый закон Менделя, а затем и последующие.

Суть экспериментов

Итак, более подробно о том, как же был открыт Первый закон Менделя. В начале исследования подбирались растения, имеющие явные различия по какой-нибудь паре признаков: к примеру, по расположению цветков – верхушечные либо пазушные.

Выращивая каждый тип в течение нескольких поколений, Мендель отметил пригодность их для использования в экспериментальных целях. Опыты состояли в скрещивании путем переноса пыльцы одного растения на другое. Достоверные результаты экспериментов были получены благодаря тщательному соблюдению ряда предосторожностей.

В частности, тычинки у цветков, которые опылялись, впоследствии удалялись, надевались специальные колпачки на цветы во избежание переноса пыльцы с других растений. –

Результаты опытов

Из собранных с гибридов семян во всех случаях получились растения с пазушными цветами.

Этот признак стал доминантным. Присутствие же верхушечных цветков было принято за рецессивный признак. После опыта растения первого поколения были оставлены для самоопыления. Получившиеся в результате гибриды имели часть пазушных и часть верхушечных цветов.

По предположению Менделя, второй тип присутствовал и в первом поколении. Однако выраженность этого признака была недостаточной. То есть проявлялся он в скрытом виде.

При проведении подобных опытов с какой-нибудь парой признаков приблизительно три четверти гибридов имели характеристики, проявившиеся в первом поколении. Четвертая часть потомства во 2-м семействе выведенных растений обладала свойствами, не выявленными у 1-го.

Чем было больше поставлено опытов, тем больше результат приближался к соотношению 3 : 1. В результате этих исследований был выведен Первый закон Менделя.

 

Выводы

При изучении характеристик скрещенных растений – у родительских образцов присутствовало по два аналогичных признака – гибриды получили по одному из наследственных факторов. При этом свойства первого поколения у потомства не слились, а сохранили индивидуальность.

В результате исследований была собрана достоверная информация для того, чтобы был выведен Первый закон Менделя. Формулировка его следующая: «Признаки определенного организма детерминируются парой внутренних факторов (генами).

Во втором поколении, полученном от моногибридного скрещивания, приблизительно четверть потомков обладают рецессивными признаками». Необходимо отметить, что Первый и Второй закон Менделя не были сначала восприняты научным сообществом.

Впоследствии в работах других ученых эти положения были доказаны снова. В результате новых исследований была сформирована хромосомная теория наследственности.

Вопросы для обсуждения

Читайте также:  Изменение питательных веществ в кишечнике - биология

Какие особенности растении гороха позво­лили Г. Менделю отнести организмы, взятые им для гибридизаций, к чистым линиям?

В чем сущность гибридологического метода, разработанного Г. Менделем.

Вопросы и задания для повторения

]. Кто был первым первооткрывателем законо­мерностей наследования признаков?

На каких растениях проводил свои исследо­вания Г. Мендель. Благодаря каким приемам Г. Менделю удалось раскрыть законы наследо­вания признаков?

Гибридологическийметод.

 

Первый закон Менделя. Типы взаимодействия аллельных генов

 

ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах” М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. “Феникс”

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал

Школьный мир ИНФО

Природа мира

FB.ru

Биоуроки

Сайт YouTube:  /

Хостинг презентаций

– 

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_40_zakoni_mendelya_gibridologicheskij_metod_122919.html

Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа

Почему же закономерности наследования, выявленные Менделем, не были приняты к рассмотрению научным сообществом того времени, хотя его работа с 1865 по 1900 год цитировалась не менее 6 раз, в том числе и в Британской энциклопедии за 1881-1885 гг. в статье о «гибридизме»?

Биология того времени не была готова к восприятию его идей.

За последующие после 1865 года 35 лет сформировалась и развилась клеточная теория, в общих чертах было выяснено поведение хромосом в митозе и мейозе и при оплодотворении у растений и животных, установлено постоянство хромосомных наборов. Возникла ядерная гипотеза наследственности. Все эти открытия подготовили умы к восприятию основных законов, сформулированных Менделем.

У Г. Менделя были предшественники, которые наблюдали особенности наследования признаков у живых организмов: факты доминирования, расщепления признаков родителей в потомстве (О. Сажре, И.Г. Кельрейтер, Т.Э. Найт, Ш.

Ноден, Дж.

Госс), но ни один из них даже не пытался проанализировать свои результаты количественно, их опыты не отличались той глубокой продуманностью и целенаправленностью, которые были характерны для исследований Менделя.

Г. Мендель в основу изучения наследственности положил новые принципы.

Во-первых, он анализировал наследование отдельных признаков, а не растения в целом и впервые обратил внимание, что признак может находиться в нескольких альтернативных состояниях. Например: признак – цвет цветка, альтернативные состояния – красный и белый.

Во-вторых, разработал совершенно новый для тех лет метод скрещиваний. Очень простой на первый взгляд, но требующий особой сосредоточенности и тщательности выполнения. Это гибридологический метод.

Схема скрещивания:

1 этап – выбор партнеров по альтернативным признакам с предварительной проверкой на чистосортность или чистопородность (чёткое наследование признака в течение 2-3 поколений). Красный и белый цветок, зеленая или жёлтая горошина.

2 этап – скрещивание родительских форм.

3 этап – получение потомства первого поколения и анализ наследования признака (признаков).

4 этап – получение потомства второго поколения путем скрещивания потомков первого поколения (или самоопыления).

В опытах Менделя первое поколение всегда было единообразным, причём наследовался признак только одного из родителей. Этот признак Мендель назвал господствующим, или доминирующим (лат.

dominans – господствование). Во втором поколении происходило расщепление признаков. Признак, который, наряду с доминантным, появлялся во втором поколении, Мендель назвал рецессивным (лат.

recessus – отступление).

В-третьих, исходя из полученных результатов, Мендель сделал основополагающий вывод: наследуются не сами признаки, а некие наследственные факторы (гены, в современной интерпретации), определяющие те или иные признаки (рецессивный признак никуда не исчезает, т.к. обнаруживается во втором поколении). Наследственные факторы могут быть двух типов: доминантные и рецессивные. Гибриды (потомство) сочетают в себе и доминантный и рецессивный факторы, а чистые линии (родители) либо два доминантных, либо два рецессивных фактора.

Каждый живой организм содержит по два наследственных задатка по любому признаку. Значит, гаметы (половые клетки) должны нести по одному наследственному задатку из пары.

Наследственные факторы в зиготе, а, следовательно, и у взрослого организма парные. Наследственный вклад матери и отца равнозначен. В течение всей жизни задатки не смешиваются друг с другом.

При образовании гамет они разделяются, и парность их вновь восстанавливается при оплодотворении.

В-четвёртых, Мендель сам придумал буквенное обозначение схемы гибридологического скрещивания.

Доминантный фактор – прописные латинские (А, В…)

Рецессивный – строчные (а, b…)

Родительские формы – Р (parenta), Гаметы – G

Потомство – F (filii) (F1, F2 – индексы обозначают поколения)

Скрещивание – ×, Женский организм♀, Мужской организм

В-пятых, впервые был использован количественный учёт расщеплений, введены в биологию математические методы статистической обработки результатов. Мендель проводил анализ всего полученного потомства, а не отдельной его части. И получил расщепление во втором поколении в соотношении 3:1 (доминантные к рецессивным).

Именно эти заключения легли в основу теории современной генетики

Основные понятия генетики

Ген – это элементарная структурная единица наследственности, определяющая развитие отдельного признака или свойства организма; с точки зрения молекулярного строения, определённая нуклеотидная последовательность в ДНК или РНК со строго специфическими свойствами.

Признаки существуют в двух или нескольких альтернативных формах. Окраска: белая, красная, поверхность семядолей – гладкая морщинистая. А, значит, и ген, определяющий данный признак будет существовать в двух или нескольких альтернативных состояниях. Каждая из этих форм называется аллелью. Различные аллели одного гены обычно распознаются визуально.

Гены располагаются в ДНК (или РНК), у большинства живых организмов ДНК вместе с сопутствующими белками образует хромосомы.

Хромосомы находятся в парах, разные пары отличаются своим строением, размером, окраской, числом генов.

Парные хромосомы называют гомологичными (одинаковыми, похожими), а у каждого гена есть определённое место в структуре хромосом – это локус.

Организм, содержащий две одинаковые аллели в данном локусе гомологичных хромосом, называется гомозиготой, разные аллели – гетерозиготой по данному признаку. Организм может быть гомозиготным по доминантному признаку – АА, или гомозиготным по рецессивному признаку – аа.

Гены, расположенные в гомологичных хромосомах (парных) в одинаковых локусах, коньюгирующие при мейозе и детерминирующие одни и те же признаки, называются аллельными.

Генотип – совокупность генов данного организма.

Фенотип – совокупность признаков и свойств, которые формируются в результате взаимодействия генотипа и факторов внешней среды.

Геном – совокупность генов, локализованных в одиночном (гаплоидном) наборе хромосом.

В гаметах диплоидных организмов, а также в клетках гаплоидных организмов содержится один геном; в соматических клетках диплоидных организмов — два генома.

С увеличением степени плоидности клеток растет число геномов. При оплодотворении происходит объединение геномов отцовских и материнских гамет.

Кариотип – совокупность хромосом соматической клетки определённого числа, формы и размера, типичного для данного вида.

Моногибридное скрещивание – это скрещивание, в котором родительские формы различаются по аллелям одного гена. Скрещивание, при котором родительские организмы будут отличаться по аллелям двух, трёх или многих генов, называются ди-, три– и полигибридными.

Гибрид – потомок скрещивания между двумя генетически неоднородными организмами.

Законы Г. Менделя

1-й закон Менделя – закон единообразия первого поколения,

или закон доминирования.

При скрещивании особей чистых линий, т.е. гомозигот по альтернативным аллелям одного гена, все первое поколение оказывается единообразным с проявлением только доминантного признака.

Справедлив для любого количества признаков.

2-й закон Менделя – закон расщепления.

У гибридных форм гены, определяющие альтернативные проявления признака, при формировании гамет расходятся в разные гаметы.

Поэтому во втором поколении происходит расщепление признаков (появление признаков обоих родителей) в определённом количественном соотношении.

При моногибридном скрещивании: 3:1 – по фенотипу, 1:2:1 – по генотипу; при дигибридном: 9:3:3:1 – по фенотипу, 1:2:1:2:4:2:1:2:1 – по генотипу.

3-й закон Менделя – закон независимого наследования признаков.

При ди- и полигибридном скрещивании каждый признак наследуется самостоятельно, не зависимо от других, расщепляясь в соотношении 3:1 и давая при этом различные комбинации с другими признаками.

Правило чистоты гамет:

Альтернативные гены в гибридном организме не смешиваются, не сливаются, не теряют своей индивидуальности. Гамета «чиста», т. к. в норме несёт либо доминантную, либо рецессивную аллель данного гена в силу своей гаплоидности.

Менделирующие признаки – признаки, проявление которых определяется деятельностью одного гена. Есть признаки, которые детерминируются деятельностью сразу нескольких генов.

1 ген – 1 фен

несколько генов – 1 фен

Источник: http://works.doklad.ru/view/DDut2bGEpwE.html

Гибридологический метод. I закон Г. Менделя

Гибридологический метод. I закон Г. Менделя

Гибридологический метод. Основной метод, который Г. Мендель разработал и положил в основу своих опытов, называют гибридологическим. Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического.

ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ (1822—1884) — выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

Одна из особенностей метода Менделя состояла в том, что он использовал для экспериментов чистые линии, т. е. растения, в потомстве которых при самоопылении не наблюдалось разнообразия по изучаемому признаку. (В каждой из чистых линий сохраняется однородная совокупность генов.

) Другой важной особенностью гибридологического метода было то, что Г. Мендель наблюдал за наследованием альтернативных (взаимоисключающих, контрастных) признаков. Например, растения низкие и высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т. д.

Не менее важная особенность метода — точный количественный учет каждой пары альтернативных признаков в ряду поколений. Математическая обработка опытных данных позволила Г. Менделю установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков. Очень существенно было то, что Г.

Мендель в своих опытах шел аналитическим путем: он наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого числа пар) альтернативных признаков.

Гибридологический метод лежит и в основе современной генетики.

Читайте также:  Поверхностный комплекс клетки, Биология

Единообразие первого поколения. 

Первый закон Менделя. В том случае, когда родительские организмы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку, скрещивание называют моногибридным. Г. Мендель проводил опыты с горохом. Среди большого количества сортов он выбрал для первого эксперимента два, отличающиеся по одному признаку. Семена одного сорта гороха были желтые, а другого — зеленые.

Известно, что горох, как правило, размножается путем самоопыления и поэтому в пределах сорта нет изменчивости по окраске семян. Используя это свойство гороха, Г. Мендель произвел искусственное опыление, скрестив сорта, отличающиеся цветом семян (желтым и зеленым). Независимо от того, к какому сорту принадлежали материнские растения, гибридные семена оказались только желтыми.

Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя. Такие признаки Г. Мендель назвал доминантными. Признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения, он назвал рецессивными. В опытах с горохом признак желтой окраски семян доминировал над зеленой окраской. Таким образом, в потомстве гибридов Г.

Мендель обнаружил единообразие первого поколения, т. е. все гибридные семена имели одинаковую окраску. В опытах, где скрещивающиеся сорта отличались и по другим признакам, были получены такие же результаты: единообразие первого поколения и доминирование одного признака над другим.

В дальнейшем это явление получило название первого закона Менделя.

Моногибридное скрещивание – это скрещивание, при котором родительские особи отличаются друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

В своих опытах Мендель в качестве родителей брал особей чистых линий и исследовал 1 пару альтернативных признаков – окраску семян.

Р:   АА     ×     аа

     жёл.         зел.

G:      А         а

F1:       Аа

             жёл.

Гомозиготный организм даёт 1 тип гамет, а гетерозиготный организм даёт 2 типа гамет.

При анализе результатов этого скрещивания оказалось, что все потомки в первом поколении оказались одинаковы по фенотипу, так как наблюдается проявление доминантного признак – жёлтая окраска семян, а настоящее время мы знаем, что и генотип потомков первого поколения единообразен – все особи являются гетерозиготными (Аа).

(согласно Менделю:

1) наследуются не признаки, а наследственные задатки, то есть, материальные частицы передающиеся потомкам, таким образом, явление наследственности дискретно;

2) наследственные задатки, которые определяют данный признак парные, то есть, один задаток от матери, а другой – от отца. В 1902 г. Бетсон назвал наследственные задатки аллелями, а затем их стали называть генами. Ген может находится в 2 аллельных состояниях: доминантном и рецессивном. В 1909 Г. Иогансен ввёл понятие генотип, а особи могут быть гомозиготными и гетерозиготными.)

На основании анализа потомков первого поколения при моногибридного скрещивания Мендель сформулировал первый закон наследования.

Первый закон Менделя – это закон единообразия гибридов первого поколения:

при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по 1 паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения, как по фенотипу, так и по генотипу.

Впоследствии генетики, изучая наследование разнообразных признаков у растений, животных, грибов, обнаружили очень широкое распространение явления доминирования.

Источник: http://www.biokan.ru/load/lekcii/gibridologicheskij_metod_i_zakon_g_mendelja/5-1-0-66

Тема: Гибридологический метод. Первый и второй законы Менделя. – PDF

Раздел «Генетические законы. Генетика человека. Генотип» МАТЕРИАЛЫ для подготовки к компьютерному тестированию по биологии 10 класс (профиль) Учитель: Билибина Зоя Юрьевна ТЕМА ЗНАТЬ УМЕТЬ Основные определения;

Подробнее

С изменениями и дополнениями На дом: 41 Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. Дигибридное скрещивание Организмы отличаются

Подробнее

Часть А базовый уровень (задание А8 по спецификации) (выберите один правильный ответ из четырех предложенных) Закономерности наследственности. Генетика человека Закономерности наследственности, их цитологические

Подробнее

1. Типы гамет у особи с генотипом ААВb 1) АВ, Аb 2) АА, Bb 3) Аа, bb 4) Аа, Bb ТЕМА «Генотип организмов» 2. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) над нормальной

Подробнее

ТЕМА «Генетические законы» 1. Соотношением в потомстве признаков по фенотипу 3 : 1 иллюстрируется 1) правило доминирования 2) закон расщепления 3) сцепленное наследование признаков 4) множественное действие

Подробнее

Решение задач по генетике Типы задач по генетике 1. Задачи на анализ родословных 2. Задачи на наследование признаков, сцепленных с полом 3. Задачи на моно- и дигибридное скрещивание 4. Задачи на сцепленное

Подробнее

ТЕМА «Дигибридное скрещивание» 1. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной

Подробнее

ТЕМА «Моногибридное скрещивание» 1. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании 1) 25% 2) 75% 4) 100%

Подробнее

С изменениями и дополнениями На дом: 44-45 Тема: «Генетика пола» Задачи: Дать характеристику механизму определения пола и особенностям наследования признаков, сцепленных с полом; научиться решать задачи

Подробнее

С дополнениями и изменениями Д/З: 38-39 Тема: «1 и 2 законы Менделя» Задачи: 1. Изучение законов Менделя и их цитологических основ. 2. Знакомство с основными понятиями генетики. Генетика Генетика относительно

Подробнее

Лекция 6 Тема: Закономерности наследования. Взаимодействие и сцепление генов. План лекции 1. Генетика как наука. Типы наследования признаков. 2. Закономерности наследования при моногибридном и полигибридном

Подробнее

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ Закон Т. Х. Моргана Закон независимого наследования (III закон Г. Менделя) выполняется, если гены находятся в разных хромосомах. Если же данные гены находятся в одной

Подробнее

С6 3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления

Подробнее

Задания С- 6 (задача по генетике) для подготовки к ЕГЭ по биологии. 1. У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма плодов над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения

Подробнее

Область 1 «Термины и законы» —————- Область 1 «Термины и законы» —————- Область 1 «Термины и законы» ————– Область 1 «Термины и законы» —————- Область 1 «Термины

Подробнее

1. Совокупность всех генов организма это 1) генотип 2) фенотип 3) геном 4) кодон ТЕМА «Генетические термины» 2. Белая окраска шерсти в первом гибридном поколении морских свинок не проявляется, поэтому

Подробнее

Заголовок Задание 0C1844 Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного быка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)? один два три четыре Задание 354A14 Определите соотношение

Подробнее

Урок биологии в 10-м классе по теме “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом” Учитель биологии – Майлова Ш.М. Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании

Подробнее

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ 1. Основные закономерности наследования были открыты: а) Г.Менделем; б) Г.де Фризом; в) К.Корренсом; г) Э.Чермаком; д) Т.Морганом. 2. Особенности гибридологического метода Г.Менделя:

Подробнее

А8 3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления

Подробнее

Генетика пола O Давно было замечено любопытное явление, что у человека и у высших животных соотношение между особями мужского и женского пола всегда составляет примерно 1:1. O Из статистических данных

Подробнее

Генетика 1. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы 1) Ав, вв 2) Ав, ав 3) Аа, АА 4) Аа, вв 2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном X В, рыжая геном

Подробнее

Задача по генетике Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1 У человека один

Подробнее

Задача по генетике Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1 Глухота аутосомный

Подробнее

Университетские субботы в Тимирязевке на кафедре генетики, биотехнологии, селекции и семеноводства Соловьев Александр Александрович, заведующий кафедрой генетики, биотехнологии, селекции и семеноводства

Подробнее

Методические указания к решению задач Для решения генетических задач необходимо знать символику, которая используется при их решении: Р родительские организмы взятые для скрещивания – женский пол («Зеркало

Подробнее

РАЗДЕЛ V СЦЕПЛЕНИЕ ГЕНОВ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Сцепление генов было открыто в 1911-12 гг. Т. Морганом и его сотрудниками. Объектом исследования была муха-дрозофила. При скрещивании гомозиготных

Подробнее

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 1. У кроликов ген черного цвета меха доминирует над белым. Гетерозиготную крольчиху скрестили с гомозиготным белым самцом; а) определите сколько типов гамет образуется

Подробнее

С изменениями и дополнениями На дом: 40 Тема: «Аллельные гены» Задачи: 1. Дать характеристику анализирующему скрещиванию. 2. Изучить особенности неполного доминирования. 3. Научиться решать задачи на законы

Подробнее

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ Основные термины и понятия генетики Гибридологический метод исследования Законы Менделя и условия их проявления Взаимодействие генов Анализирующее скрещивание Сцепление генов

Подробнее

С изменениями и дополнениями На дом: 42 Сцепленное наследование. Закон Моргана Задачи: Изучить особенности наследования генов, локализованных в одной хромосоме. Вывести и сформулировать закон Т.Г. Моргана

Подробнее

Пояснительная записка Программа рассчитана на целый учебный год ( 34 часа), направлена на углубление теоретического и практического материала по данной теме. В данном курсе будут рассмотрены типы задач,

Подробнее

Задачи по генетике с решением. Моногибридное скрещивание 1. Один ребёнок в семье родился здоровым, а второй имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения. Какова вероятность того, что

Подробнее

Задача по генетике Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1 При скрещивании

Подробнее

Механизмы определения пола 1 Под действием внешних факторов Генетически < 30 C 30 34 C > 34 C У крокодилов пол определяется под действием внешних факторов если температура среды не превышает 30 развиваются

Подробнее

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Проверь себя Ответы к терминологическому диктанту 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 8 1 3 9 7 4 10 5 2 Критерии оценивания 9-10 правильных ответов «5» (отлично); 7-8 правильных

Подробнее

Решение задач по генетике ГМО учителей биологии 22.04.13 Ковалькова О.О. Требования к знаниям учащихся по кодификатору ЕГЭ Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость свойства организмов. Методы

Читайте также:  Рост и развитие организма, Биология

Подробнее

Лекция 7. Тема: ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ 1. Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем и сформулированы им в 1865 г в работе “Опыты над растительными гибридами”. Эти законы были переоткрыты

Подробнее

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Девиз урока: “Если есть труд – значит будет и успех” План урока: Организационный момент Актуализация знаний Изучение нового материала Физкультминутка Первичное

Подробнее

Менделизм. Основные понятия генетики Лекция по курсу «Генетика» Автор зав. кафедрой генетики и биотехнологии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева А.А. Соловьѐв Г. Мендель Небольшой участок сада монастыря Св.

Подробнее

Семинар 1 Решение задач по генетике Законы Менделя Полное и неполное доминирование Полигибридное скрещивание Признаки, сцепленные с полом Явление сцепленного наследования и кроссинговер Определения Ген

Подробнее

их проявления. Закономерности наследования. Вопросы: 1. Законы моно- и дигибридного скрещивания. Универсальность и ограниченность 2. Взаимодействие генов. 3. Сцепление генов. I. Метод гибридологического

Подробнее

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 26 имени А. С. Пушкина Конспект урока по теме: Взаимодействие неаллельных генов учитель высшей категории Безносова Надежда Петровна

Подробнее

Менделизм. Основные понятия генетики Лекция по курсу «Генетика» Автор зав. кафедрой генетики РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева А.А. Соловьёв Немного из истории генетики Небольшой участок сада монастыря Св.

Подробнее

Муниципальное казённое учреждение «Информационно-методический центр» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 1 Решение задач по генетике (задания линии С7) Ковалькова Ольга Олеговна,

Подробнее

Сидоренко Тамара Константиновна Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7 имени Героя России И.В.Ткаченко» г. Тынды Амурской области КОНСПЕКТ УРОКА ПО

Подробнее

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании методической

Подробнее

Генетика наука о наследственности и изменчивости организмов.термин введен Бэтсоном в начале ХХ века. Наследственность свойство живых организмов передавать свои признаки потомству (в ходе размножения).

Подробнее

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ. Цели урока: рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить гибридологический метод и основные понятия генетики. Задачи: 1. Изучить основные исторические моменты

Подробнее

Открытый урок по биологии в 9 классе на тему «Обобщение по основам генетики» Цели: 1) закрепить прочность знаний генетических терминов (наследственность, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность,

Подробнее

Лекция 4. Основные закономерности наследственности. Законы Г.Менделя. Г.Мендель Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Т.Морган ГЕНЕТИКА наука о наследственности и изменчивости.

Подробнее

1 Задача 6 нализ полученного генотипического расщепления Проведите генетический анализ результатов анализирующего скрещивания тригетерозиготы c P c cc 126 c 10 cc 64 c 62 cc 68 c 70 cc 14 c 133 cc Σ =

Подробнее

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по теме «Общая биология» Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени

Подробнее

2.2 Анализ расщепления при дигибридном скрещивании Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга по двум парам признаков, например, по форме семян (гладкая

Подробнее

ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ (ПО ГЕНЕТИКЕ) Составитель: Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ 24 Ф. Ф.Гарифуллина «Согласовано» на заседании кафедры ЕМОД ИНПО 14.01.2008 /Э.Л. Гафурова/

Подробнее

Тема урока: Генетическое определение пола Цели урока: Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол; сформировать представление о детерминации развития

Подробнее

Занятие 10. Тема: ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ. ” ” 200 г Цель занятия: изучить закономерности наследования при моно- и полигибридном скрещивании, внутри- и межаллельном взаимодействии

Подробнее

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 1 Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по теме «Общая

Подробнее

Варианты контрольных работ «ГЕНЕТИКА» Вариант 1 1. Укажите, сколько разных сортов гамет и каких именно образует форма с генотипом ВВссЕе. 2. Материнская форма имела генотип АаВb. Генотипы потомков АаВЬ,

Подробнее

Лабораторная работа 1. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ,МЕТОД χ 2 Цель занятия: Ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях. Освоить методику решения задач по теме: «Моногибридное скрещивание,

Подробнее

Международная олимпиада по Биологии. Генетика. Задания олимпиады 2014-2015 учебного года 1 I. Об олимпиаде Международная олимпиада по Биологии. Генетика Международная олимпиада по Биологии. Генетика проводится

Подробнее

Вопросы к промежуточной аттестации по биологии за 11 кл. ( для экстернов) Учебник: Биология. 10-11 класс, под редакцией Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица, Изд-во «Просвещение» Москва 2011 Основы генетики. 1. Предмет

Подробнее

Факультет «Клиническая психология». Дисциплина «Генетика человека» ЗАНЯТИЕ 4. часа Наследственность как основное свойство живого. Закономерности наследования: законы Г.Менделя и Т.Моргана. Взаимодействия

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/28749950-Tema-gibridologicheskiy-metod-pervyy-i-vtoroy-zakony-mendelya.html

Гибридологический метод изучения наследования

Метод гибридологического анализа, заключающийся в скрещивании и последующем учете расщеплений (соотношений фенотипических и генотипических разновидностей потомков), был окончательно разработан чешским естествоиспытателем Г.Менделем (1865). К особенностям этого метода относят:

1) учет при скрещивании не всего многообразного комплекса признаков у родителей и потомков, а анализ наследования отдельных, выделяемых исследователем альтернативных признаков;

2) количественный учет в ряду последовательных поколений гибридных растений, различающихся по отдельным признакам;

3) индивидуальный анализ потомства от каждого растения.

Работая с самоопыляющимися растениями гороха садового, Г.Мендель выбрал для эксперимента сорта (чистые линии), отличающиеся друг от друга альтернативными проявлениями признаков.

Затем он провел скрещивание разных сортов и проследил наследование по одной, двум и более парам контрастных вариантов признаков, получил от них семена и высеял их. Таким образом были получены гибриды первого поколения.

Часть гибридных растений была скрещена с исходными сортами, остальная подвергнута самоопылению. Семена были высеяны и получены гибриды второго поколения.

Полученный данные Мендель обработал математически, в результате чего раскрылась четкая закономерность наследования отдельных признаков родительских форм их потомками в ряде последующих поколений. Эту закономерность Мендель сформулировал в виде правил наследственности, получивших позднее название законов Менделя.

Согласно общепринятой генетической номенклатуре родительские формы обозначают буквой Р (от лат.

parental родитель); женский организм знаком ♀ (зеркало с ручкой знак Венеры); мужской знаком ♂(щит и копье знак Марса; гаметы – G; гибриды первого поколения –F1 (от лат.

Filial потомство); гибриды второго поколения F2 и т.д; скрещивание двух организмов знаком х; расщепление гибридов знаком : , разделяющим цифровые соотношения фенотипически или к генотипически отличающихся классов потомков.

Законы Менделя

Скрещивание двух организмов называют гибридизацией. Моногибридным (моногенным) называют скрещивание двух организмов, при котором прослеживают наследование одной пары альтернативных проявлений какого-либо признака (развитие этого признака обусловлено парой аллелей одного гена).

Рассмотрим наследование цвета семян (его альтернативные варианты желтый или зеленый кодируются следующими парами аллелей одного гена: АА, Аа ,аа):

Гибриды первого поколения оказались единообразными по исследуемому признаку. В F1 проявился лишь один (желтый) из пары альтернативных вариантов признака цвета семян, названный доминантным. Эти результаты иллюстрируют первый закон Менделя закон единообразия гибридов первого поколения, а также правило доминирования.

Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) можно сформулировать следующим образом: при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения окажутся по этим признакам едино­образными. У гибридов проявятся доминантные признаки родите­лей.

Во втором поколении (F2) обнаружилось расщепление по исследуемому признаку:

Появились семена как с желтой, так и с зеленой окраской семян. У части гибридов F2 вновь возник признак, не обнаруженный у гибридов F1. Этот признак (зеленый) назван рецессивным. Cоотношение потомков с доминантным и рецессивным проявлением признака оказалось близко к ¾ : ¼.

Таким образом, второй закон Менделя (правило расщепления) можно сформулировать следующим образом: при моногибридном скрещивании гетерозиготных особей (гибридов F1) во втором поколении наблюдается расщепление по вариантам анализируемого признака в отношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Причина расщепления заключается в том, что наследственные факторы (гены) при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде. В теле гибрида F1 от скрещивания родителей, различающихся по альтернативным признакам (А и а), присутствуют оба фактора – доминантный и рецессивный (Аа).

Каждая гамета, полученная от этой особи несет только один фактор из пары (либо А, либо а), причем гаметы с доминантным либо с рецессивным признаком будут возникать в равном числе.

Данное явление получило название гипотезы чистоты гамет, которая гласит: при образовании половых клеток, в каждую гамету попадает только один ген из каждой аллельной пары.

Скрещивание, при котором прослеживается наследование по двум парам альтернативных признаков, называют дигибридным, по нескольким парам признаков полигибридным.

В опытах Менделя при скрещивании сорта гороха, имевшего желтые (А) и гладкие (В) семена, с сортом гороха с зелеными (а) и морщинистыми (b) семенами, гибриды F1 имели желтые и гладкие семена (AaBb), т.е.

проявились доминантные признаки (гибриды едино­образны).

При образовании гамет двойная гетерозиготная особь (дигетерозигота) АаВb даст четыре типа разных половых клеток: АВ, Аb, аb, аВ. Любая женская гамета имеет равные шансы быть оплодотворенной любой мужской и в F2 общее число возможных генотипов равно девяти, а фенотипов – четырем:

Итак, согласно третьему закону Менделя (правилу независимого наследования), гены разных аллельных пар и соответствующие им признаки передаются потомству независимо друг от друга, комбинируясь во всевозможных сочетаниях.

Анализирующее скрещивание

При полном доминировании одного аллеля над другим гетерозиготные особи фенотипически неотличимы от гомозиготных по доминантному аллелю и различить их можно только с помощью гибридологического анализа, т.е.

по потомству, которое получается от определенного типа скрещивания, получившего название анализирующего.

Анализирующим является такой тип скрещивания, при котором испытуемую особь с доминантным признаком скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивному аллелю.

Если доминантная особь гомозиготна, потомство от такого скрещивания будет единообразным и расщепления не произойдет.

В том случае, если особь с доминантным признаком гетерозиготна, расщепление произойдет в отношении 1:1 по фенотипу и генотипу.

Источник: https://cyberpedia.su/15xaa05.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]