Общая характеристика пресмыкающихся — Науколандия
Пресмыкающиеся — это класс наземных животных, насчитывающих около 8 тысячи видов и произошедших от древних земноводных.
Пресмыкающиеся — настоящие наземные животные, так как размножаются на суше. Они шире расселены по Земле, чем земноводные, и лучше приспособлены к местообитаниям с засушливым климатом.
Во внешнем строении тела пресмыкающихся выделяют голову, утолщенную шею, туловище, хвост, две пары пятипалых конечностей.
Общей характеристикой пресмыкающихся, отличающей их от земноводных, является сухая кожа, которая почти лишена желез и покрыта роговыми чешуями, защищающими тело от высыхания. Чешуя препятствует росту, поэтому пресмыкающиеся часто линяют (прыткая ящерица линяет 4-5 раз за сезон).
Количество отделов позвоночника пять: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.
Голова пресмыкающихся более подвижна относительно тела, по-сравнению с земноводными.
Это достигается особенным строением двух первых шейных позвонков и прикреплением первого шейного позвонка к черепу только одним мыщелком (у земноводных — двумя).
Есть ребра, которые прикрепляясь к грудине образуют грудную клетку, защищающую внутренние органы. Межреберные мышцы принимают активное участие в механизме дыхания (осуществляют вдох и выдох).
Плечевая и бедренная кости у ящериц располагаются параллельно земли, поэтому тело провисает. Ящерицы как бы касаются телом земли (пресмыкаются).
Перепонки между пальцами отсутствуют. Имеются когти.
Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкой и толстой кишок. На границе тонкого и толстого кишечника у растительноядных видов развивается слепая кишка. Пищеварительные железы хорошо развиты. Полость рта более отграничена от глотки, по-сравнению с земноводными.
Хотя сердце трехкамерное, в его желудочке имеется неполная перегородка. Правая половина сердца венозная, левая — артериальная. Кровь частично смешивается.
Пресмыкающиеся являются холоднокровными животными.
Общей характеристикой пресмыкающихся является исключительно легочное дыхание в у всех видов. Из кожа не принимает участие в дыхании, так как покрыта роговыми образованиями. Легкие пресмыкающихся представляют собой растяжимые мешки с внутренними складками, за счет которых увеличивается поверхность. Нижний (задний) конец трахеи разделяется на два бронха, входящие в легкие. Бронхи не ветвятся.
Органы выделения: тазовые (вторичные) почки, мочеточники, мочевой пузырь, открывающийся в клоаку. Основное вещество, выводящееся из организма почками, мочевая кислота. Для ее выведения не требуется много воды.
У пресмыкающихся в первые в эволюции появляется кора больших полушарий. Хорошо развит мозжечок.
Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. Глаза имеют веки. Хрусталик способен изменять кривизну. Орган слуха — внутреннее и среднее ухо.
Есть органы обоняния, осязания, вкуса, ряд видов (змеи) воспринимают инфракрасное излучение.
Оплодотворение внутреннее, обычно откладывают яйца, развитие прямое.
У эмбрионов образуются оболочки (амнион и аллантоис), помогающие ему развиваться в наземной среде.
Основные отряды пресмыкающихся: Чешуйчатые (куда относятся хамелеоны, ящерицы, змеи), Черепахи и Крокодилы.
Древние пресмыкающиеся (динозавры) были широко распространены на Земле в мезозойскую эру.
Источник: https://scienceland.info/biology7/reptilian-characteristic
Внутреннее строение пресмыкающихся: характеристика, особенности
Пресмыкающиеся (или рептилии) – первые настоящие обитатели суши, чьи предки произошли от древних земноводных животных около 300 млн лет назад.
Они наделены более совершенным и сложным строением относительно предыдущих классов и хорошо адаптированы к наземным условиям.
Некоторые из них в процессе эволюции вторично перебрались к жизни в воде, но при этом сохранили характерные черты сухопутных животных. Из статьи вы узнаете об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.
Общие сведения о пресмыкающихся
Класс пресмыкающихся насчитывает порядком 9 тысяч видов позвоночных, которые представлены четырьмя большими отрядами: чешуйчатые, клювоголовые, крокодилы и черепахи. Их внешние данные имеют свои специфические особенности и отличаются от птиц и млекопитающих.
Гибкое подвижное тело у многих видов представлено продолговатой формой, но также встречаются округлые, сплющенные, сильно вытянутые и червеобразные комплекции. Наружным покровом рептилий выступают роговые или костяные щитки, чешуйки, которые предохраняют тело от потери влаги.
Животные обладают сильными конечностями (обычно их четыре), исключение составляют змеи и определенные виды ящериц, у которых они атрофированы.
Окраска наружного покрова очень разнообразный: у тропических представителей она чаще всего яркая, а у каких-то видов покров наделен защитным цветом, что соответствует краскам их среды обитания.
Пресмыкающиеся в большинстве своем являются хищниками, в рационе которых присутствуют насекомые, птицы, земноводные и мелкие млекопитающие, однако среди них есть и чистые вегетарианцы.
Развитие и расцвет пресмыкающихся относят к палеозойской и мезозойской эре, когда на земле произошли глобальные перемены климатических условий.
Образование класса было сопровождаемо следующими прогрессивными эволюционными изменениями:
- увеличение мозжечка головного мозга, появление коры больших полушарий в зачаточном состоянии;
- шейный отдел обеспечил большую подвижность головы, что привело к более совершенному использованию органов чувств;
- пояса конечностей упрочились и связались с осевым скелетом, что дало усиление опоры на конечности;
- легочное дыхание – образование воздухоносных путей (трахеи и бронхов), появление грудной клетки;
- трехкамерное сердце, формирование неполной перегородки желудочка;
- появление тазовых почек;
- усовершенствование кровеносной системы;
- внутреннее оплодотворение, откладка яиц на суше.
В характеристике внутреннего строения пресмыкающихся отмечаются также черты наследуемые ими от земноводных, такие как смешанная кровь, наличие в сердечной мышце одного желудочка, непостоянная температура и прочее.
Скелет пресмыкающихся имеет в строении некоторую схожесть с земноводными, но при этом обладает существенными отличиями. Череп рептилий почти полностью закостенелый, только обонятельная капсула и слуховая область содержат незначительное количество хряща.
Позвоночный столб сильнее дифференцирован и представлен пятью выраженными отделами: шейным, грудным, поясничным, крестцовым и хвостовым. Шейный отдел сформирован 7-10 позвонками, из которых первых два (атлант и аксис) обеспечивают подвижность головы.
С грудными и поясничными позвонками (от 16 до 25) соединены хорошо развитые парные ребра, что позволило пресмыкающимся стать обладателями замкнутой грудной клетки (за исключением змей). Тазовый и плечевой пояса достаточно прочные и отражают хорошую приспособленность к движению на суше.
Строение скелета конечностей не имеет существенных отличий от земноводных.
Мышечная система внутреннего строения пресмыкающихся имеет достаточно сложную дифференцировку: расчлененность тела, развитость пятипалых конечностей, образование шейного отдела. Стоит отметить, что появление грудной клетки дало начало формированию межреберной мускулатуры, обеспечивающей дыхательные движения.
При сравнении внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся очевидно, что органы пищеварения у вторых организованы намного сложнее. Пищеварительный тракт определяется четкой сегментностью и новыми образованиями. Полость рта имеет заметное отграничение от полости глотки.
Крокодилы и черепахи отличаются носоглоточными ходами отгороженными от нее вторичным твердым небом, появляющимся через разрастание отростков челюстных, небных и крыловидных костей. Подвижный мускулистый язык имеет различные формы, что связано с характером охоты и добываемой пищей.
Зубы характерны для большинства пресмыкающихся. Они лишены корней, выполняя функцию захвата и удержания добычи. Их сошник не имеет зубов, за исключением гаттерии отряда клювоголовых. Все зубы приращены к соответствующим костям, лишь у крокодилов они находятся в альвеолах. Железы ротовой полости сильно развиты и содержат ферменты для переваривания пищи.
Желудок рептилий четко выражен и обеспечен сильной мускулатурой. Поджелудочная железа размещена в первой петле кишечника. Ее протоки и протоки желчного пузыря печени проходят в кишечник почти в одном и том же месте. На рубеже тонких и толстых кишок размещена слепая кишка в зачаточном состоянии, только у сухопутных черепах она вполне развита.
У пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание (за исключением морских змей и мягкотелых черепах), поскольку поверхность их тела покрыта чешуйками. Вследствие этого органы дыхания представлены только хорошо развитыми легкими.
Это довольно объемные мешки с большим количеством мелких перегородок на внутренних стенках. Их сложная сеть способствует увеличению площади газообмена.
Кислород, поступая в легкие, проходит предварительно через длинную трахею, которая делится на два бронха.
Благодаря особенностям внутреннего строения пресмыкающихся механизм их дыхания отличается от земноводных. Воздух втягивается и выталкивается обратно посредством расширения и сужения грудной клетки, чье движение обусловлено межреберной мускулатурой. В зависимости от температуры внешней среды частота вентиляции легких будет меняться.
Особенности внутреннего строения класса пресмыкающихся таковы, что для него характерна усложненная система кровообращения. Сердце трехкамерное, но в его желудочке снизу наблюдается зачаток перегородки (у крокодилов она сформирована).
Как следствие, разделение венозной и артериальной крови усиливается. В правый атриум (предсердие) поставляется венозная кровь от всех органов, в левый атриум – артериальная кровь из органов дыхания. Затем оттуда она, соответственно, поступает в правую и левую части желудочка.
Присутствие в нем неполной перегородки препятствует сильному смешению крови.
От верхней части желудочка отходят легочная артерия, левая и правая дуги аорты.
В соответствии со своим положением относительно желудочка они заполняются и несут по организму кровь: венозную в легкие, смешанную – к органам тела и артериальную кровь – преимущественно к голове.
Таким образом, у пресмыкающихся животных в основном наличествует смешанная кровь, но она значительно обогащена кислородом, что содействует более интенсивному обмену веществ.
Наземный образ жизни внес изменения и в размножение пресмыкающихся. Внутреннее строение репродуктивной системы несколько усложнилось. У самцов пара семенников располагается по бокам поясничного отдела хребта.
От каждого из них отходит семенной канал, идущий в вольфов проток, который с образованием туловищной почки стал выступать лишь как семяпровод.
У самок в роли яйцевода действует мюллеров канал, представленный парной тонкостенной трубкой, открывающейся воронкой в переднюю полость тела, а вторым концом – в клоаку.
Все рептилии, за исключением гаттерии, обладают совокупительными органами. По сравнению с земноводными, оплодотворение у них происходит внутренне. Отложенные на суше яйца снаружи покрыты защитной оболочкой (скорлуповой или кожистой), а внутри имеют большое содержание желтка.
Организм пресмыкающихся выделяет значительно больше продуктов распада, чем земноводные. Это стало одной из причин формирования сложных тазовых почек выделительной системы.
Тазовые почки располагаются целиком (или частично) в тазовой области, вблизи позвоночного хребта. Их основу составляют почечные канальцы, чьи капсулы окружены кровеносными клубочками. Через капилляры клубочка в капсулу попадают продукты распада жизнедеятельности организма, растворенные в воде.
Таким образом происходит образование первичной мочи. Во время ее движения по длинному канальцу в кровь обратно всасывается какая-то часть воды. Далее из почки по мочеточнику жидкость проходит в клоаку, с которой соединен мочевой пузырь.
Попадая в него, она накапливается до момента выведения из организма.
Стоит отметить, что у эмбрионов пресмыкающихся во внутреннем строении наличествует едва развитая предпочка и достаточно сформированная туловищная почка.
У рептилий нервная система характеризуется более сложной организацией, чем у предыдущего класса. Увеличен размер головного мозга, в котором большие полушария переднего мозга и мозжечок хорошо развиты. Отмечается зарождение первичной коры из серого мозгового вещества.
Также на темени размещен хорошо развитый теменной орган, который улавливает световые раздражения. В связи с усложнением движений животных и необходимостью равновесия в некоторых позициях роль мозжечка значительно возрастает, чем и объясняется его положение во внутреннем строении.
Пресмыкающиеся владеют более сложными механизмами адаптации и поведенческого реагирования. У них присутствуют в равной степени и условные, и сложные безусловные рефлексы.
Органы чувств рептилий обеспечивают поступление внешней информации, через которую регулируется их сложное поведение. Ведущим анализатором у большинства видов является зрительный, при этом глаза защищены веками и мигательной перепонкой.
Органы слуха представлены средним ухом с барабанной перепонкой и одной слуховой косточкой, и внутренним ухом с несколько обособленной улиткой.
Относительно хорошо развиты органы обоняния и осязания, чего нельзя сказать об органе вкуса, который у большинства видов слабо развит.
Значение годового цикла
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся максимально адаптированы к жизни на суше, следовательно, их биологические циклы подвержены влиянию происходящих там температурных изменений.
Сроки размножения, развития и активности будут напрямую зависеть от местности обитания и оптимального сезона года, при котором стабилизированы благоприятная погода, осадки и хорошие возможности питания.
Температурные условия диктуют продолжительность активного периода. При наступлении понижения среднесуточной температуры пресмыкающиеся начинают уходить в укрытия на зимовку (ямы, пещеры, норки под корнями деревьев) и впадать в оцепенение. Но весной, когда воздух и земля прогреваются, животные выходят из укрытий и вновь переключаются на энергичный образ жизни.
Источник: https://www.nastroy.net/post/vnutrennee-stroenie-presmyikayuschihsya-harakteristika-osobennosti
Особенности внутреннего строения пресмыкающихся
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ)
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.
1) тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности, которые располагаются по бокам туловища, брюхо волочится по земле;
2) кожа сухая, лишена желез и покрыта роговыми чешуями или щитками;
3) глаза с хорошо развитыми веками;
4) позвоночник состоит из 5 отделов, формируется настоящая грудная клетка;
5) пищеварительная трубка подразделена на передний, средний и задний отделы. Желудок обособлен. Расширение толстой кишки образует клоаку;
6) органы выделения – парные тазовые почки. Мочевой пузырь открывается в клоаку;
7) кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, трехкамерное сердце, но в желудочке имеется неполная перегородка;
8) органы дыхания – легкие, дыхательные пути дифференцированы;
9) в головном мозге появляются зачатки коры больших полушарий;
10) раздельнополые, оплодотворение внутреннее, развитие чаще прямое, имеется живорождение. Амниотическое яйцо.
Особенности внутреннего строения пресмыкающихся.
Скелет: число костей черепа уменьшается. В позвоночнике 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Особое строение первых двух шейных позвонков обеспечивает большую подвижность головы.
Выражена грудная клетка, образованная ребрами, со спинной стороны соединенными с позвоночником, с брюшной – с грудиной (у змей грудина отсутствует). Крестцовый отдел состоит из двух позвонков, к которым причленяется тазовый пояс.
План строения конечностей аналогичен земноводным.
Мускулатура: более дифференцирована.
Пищеварительная система: ротовая полость более четко ограничена от глотки, мелкие зубы на обеих челюстях. Желудок имеет толстые мышечные стенки и четко обособлен, так же и отделы кишечника.
На границе между тонким и толстым кишечником появляется слепая кишка. Большая печень имеет желчный пузырь. Поджелудочная железа в виде длинного плотного тела лежит в петле двенадцатиперстной кишки.
Прямая кишка открывается в клоаку.
Дыхательная система: легкие в виде растяжимых мешков, имеют ячеистое строение. С удлинением шейного отдела позвоночника связано появление верхних дыхательных путей – гортани, трахеи и бронхов. Трахея распадается на два бронха, которые входят в легкие, но в них не ветвятся. Вдох и выдох обеспечиваются изменением объема грудной клетки.
Кровеносная система: два круга круг кровообращения, сердце трехкамерное, желудочек содержит неполную перегородку, которая разделяет его на правую – венозную и левую – артериальную половины. При сокращении желудочка его перегородка, прикрепленная к брюшной стенке, доходит до спинной стенки желудочка, вполне разобщая правую и левую его половины.
У крокодилов четырехкамерное сердце. Общий артериальный ствол распадается на три самостоятельный сосуда: на легочную артерию, делящуюся затем на два сосуда, и на правую и левую дуги аорты. Передний отдел тела получает артериальную кровь.
Однако полного разделения артериальной и венозной крови не происходит, так как эти два потока смешиваются в спинной аорте.
Выделительная система: тазовые почки, от которых отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. На брюшной стороне клоаки находится отверстие мочевого пузыря.
Нервная система: большего развития достигает передний мозг, который разделен на два полушария, появляются зачатки коры больших полушарий. Мозжечок развит хорошо. На дорсальной стороне промежуточного мозга находится теменной орган.
Строение теменного органа напоминает строение глаза. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. У рептилий есть мигательная перепонка – третье веко, которая вместе с веками защищает глаз. Орган слуха как у земноводных.
Орган осязания – длинный, раздвоенный на конце язык. Он же орган вкуса.
Органы чувств: в органах зрения, в их ресничном теле развивается мускулатура. При аккомодации хрусталик не только перемещается, но и изменяет свою кривизну.
Во внутреннем ухе увеличиваются размеры улитки, появляется круглое окно.
Благодаря этому эндолимфа, заполняющая внутреннее ухо, приобретает большую подвижность, что ведет к лучшей передаче ею звуковых колебаний от барабанной перепонки через слуховую косточку к воспринимающим рецепторам во внутреннем ухе.
Размножение и развитие: оплодотворение внутреннее, оплодотворенные яйца покрыты кожистой или известковой оболочкой, формируется зародышевая оболочка – амнион. Развитие прямое.
Класс Рептилии
Подкласс Анапсиды (цельный черепной панцирь) Отряд Котилозавры Отряд Черепахи | Подкласс Лепидозавры Отряд Клювоголовые Отряд Чешуйчатые | Подкласс Архозавры Отряд Крокодилы Отряд Птерозавры Отряд Ящеротазовые диназавры Отряд Птицетазовые динозавры |
Отряд | Особенности | Представители |
Черепахи | Панцирь состоит из спинного щита – карапакса и брюшного – пластрона. Карапакс сложен из костных пластинок кожного происхождения, с которыми срастаются ребра и отростки позвонков. Пластинки пластрона образовались из ключиц и брюшных ребер. Сверху панцирь покрыт роговыми щитками. Челюсти лишены зубов и имеют острые роговые края. От задней кишки отходят два анальных пузыря | Скрытошейные черепахи: каймановая, грифовая, иловая, болотная, слоновая. Мягкотелые: лопастная, трионикс. Морские черепахи |
Клювоголо-вые | На голове находится теменной глаз (обладает светочувствительностью). Помимо обычных ребер, несущих направленные назад крючковидные отростки, имеются брюшные ребра, расположенные между грудиной и тазом под кожей. | Гаттерия |
Чешуйчатые | Тело покрыто роговыми чешуями | Хамелеоны, ящерицы: прыткая, живородящая; змеи: уж, гадюка, кобра |
Крокодилы | Длинный, сжатый с боков хвост, перепонки между пальцами задних конечностей, длинная морда и уплощенная голова. Тело покрыто роговыми щитками. Четырехкамерное сердце, нет мочевого пузыря | Аллигаторы, гавиалы и крокодилы |
Источник: https://studopedya.ru/1-69155.html
Особенности внутреннего и внешнего строения пресмыкающихся – скачать презентацию
Слайд 1
Описание слайда:
Особенности внутреннего и внешнего строения пресмыкающихся
Слайд 2
Описание слайда:
Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, передвижения пресмыкающихся и выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, передвижения пресмыкающихся и выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды
Слайд 3
Описание слайда:
продолжить совершенствование общеучебных умений и навыков при работе с тетрадью, учебником, схемами. ознакомиться с внутренним и внешним строением и особенностями передвижения пресмыкающихся выявить различные черты приспособленности к условиям окружающей среды рассмотреть как происходило усложнение организации по сравнению с земноводными
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Описание слайда:
Ящерица Ящерица
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Описание слайда:
Тело ящерицы разделено на ________________ Тело ящерицы разделено на ________________ Между головой и туловищем появилась ______ На голове расположены _____________________ Глаза имеют_______________________________ Конечности расположены ___________________ Пальцы заканчиваются _____________________
Слайд 20
Описание слайда:
Амурский полоз Амурский полоз
Слайд 21
Описание слайда:
Тело ящериц и змей покрыто __________ кожей Тело ящериц и змей покрыто __________ кожей В верхнем слое кожи образуется роговые чешуи. По форме они _____________________________ Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от _______________________
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Описание слайда:
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?
Слайд 28
Описание слайда:
“И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.
Слайд 29
Описание слайда:
Продолжите мысль: Продолжите мысль: Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что… Они не могут быть другими потому, что…. Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что …
Слайд 30
Описание слайда:
Подготовить мультимедийную презентацию на тему «Образ жизни и значение Пресмыкающихся (змеи, крокодилы, черепахи)» Подготовить мультимедийную презентацию на тему «Образ жизни и значение Пресмыкающихся (змеи, крокодилы, черепахи)» Кроссворд по теме «Многообразие Пресмыкающихся»
Источник: http://mypresentation.ru/presentation/osobennosti_vnutrennego_i_vneshnego_stroeniya_presmykayushhixsya
Биология в лицее
Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры рептилий
Тело ящерицы прыткой подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и типичные для наземных позвоночных пятипалые конечности.
Голова ящерицы покрыта роговыми щитками (они имеют даже специальные названия), а всё остальное тело – чешуями, налегающими друг на друга как пластинки в черепичной крыше.
У примитивных ящериц, например агам, гекконов, голова и туловище покрыты однородной роговой чешуей.
Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа. В коже ящерицы нет желез. Это предохраняет организм животного от потери влаги в засушливой среде.
В верхнем слое кожи образуется чешуя, но не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела пресмыкающегося сопровождается линькой.
При этом старый роговой покров отслаивается, лопается и у ящериц сходит лоскутами. У змей он отделяется, сползая, как чулок, со всего тела и называется выползком.
Подобно земноводным, ящерица схватывает целиком живую движущуюся добычу (насекомых, пауков, червей, слизней). Выполнению этой задачи способствует большой рот, вооружённый множеством мелких зубов. Будучи хищником, ящерица обладает хорошо развитыми органами чувств.
Например, длинным тонким подвижным языком, используемым для ощупывания предметов (осязание). Надо ртом видна пара ноздрей. Они сквозные и пропускают воздух в ротовую полость. Внутри ноздрей находятся обонятельные органы, с помощью которых ящерицы воспринимают запахи. Глаза имеют две пары век.
Но из них подвижны только нижние. Позади глаз под кожей расположены барабанные перепонки.
Между головой и туловищем имеется перехват – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука или движущегося предмета, схватывать добычу и расправляться с ней.
Передвигается ящерица быстро. Этому способствуют более вертикальные, чем у земноводных, конечности и изгибы чуть приподнятого над землёй тела. При движении ящерицы пресмыкаются – касаются телом земли (отсюда название этого класса). Коготки на пальцах помогают цепляться за грунт.
Благодаря им ящерица может забираться по стволам деревьев и каменным склонам.
В случае, когда преследователь схватывает ящерицу за хвост, тот легко обламывается (автотомия). И пока внимание преследователя отвлечено на хвост, который продолжает извиваться, животное успевает спастись. Хвост впоследствии отрастёт (регенерирует), хотя и укоротится.
Окраска тела гармонирует с цветом мест обитания. У прыткой ящерицы низ живота светлый, а на спине есть полосы. Самцы обычно темнее и имеют более яркую раскраску; в период спаривания она становится зелёной.
Зимуют ящерицы обычно в летних норах, вход в которые забивается листьями и землёй. В средней полосе взрослые особи уходят на зимовку обычно в начале сентября.
В длину ящерица прыткая достигает 25 см. Распространена почти на всей территории Европы (в том числе – российской).
Костно-мышечная система. Скелет ящерицы состоит из позвоночника, черепа, плечевого пояса, тазового пояса и конечностей. Череп образован большим количеством костей и прикрепляется к позвоночнику. Объём черепа у рептилий больше, чем у земноводных.
У пресмыкающихся скелет в большей мере, чем у земноводных, приспособлен к жизни на суше.
Голова имеет один выступ – мыщелок, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику. Это делает голову хорошо подвижной при опоре на позвоночник.
Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, крестцового и хвостового. Шейный отдел состоит из восьми позвонков (у других рептилий из 7-10). Два первых позвонка шеи ящерицы имеют необычное строение. Первый шейный позвонок называют атлантом (справа).
Он представляет собой костное кольцо, надетое на прочный отросток второго шейного позвонка, который называют эпистрофеем (слева). К атланту прикреплён череп. Благодаря устройству первых двух шейных позвонков ящерица может поднимать, опускать и поворачивать голову, т.е. шея становится подвижной.
К грудным позвонкам (их 22; у других рептилий – 16-25) прикреплены рёбра. Первые пять рёбер срастаются снизу и образуют грудину. Таким образом, впервые образуется закрытая снизу грудная клетка позвоночных.
Она предохраняет находящиеся в грудной полости органы (пищевод, сердце, легкие) от повреждений и участвует в механизме дыхания: расширяется при вдохе и спадает при выдохе. В скелете змей ребра причленены к позвонкам по всей длине туловищной части позвоночника и не соединяются с грудиной (грудной клетки у змей нет).
Крестцовый отдел включает два позвонка.
У ящерицы к ним причленен тазовый пояс. Хвостовой отдел состоит из несколько десятков позвонков. Тела хвостовых позвонков разделены тонкой неокостеневающей прослойкой на две части. В случае отбрасывания хвоста, в этом месте происходит разрыв позвонка. Плечевой пояс состоит из трёх парных костей (лопатка, ключица и воронья кость).
Задние конечности прикреплены к позвоночнику с помощью тазового пояса, который также состоит из трёх парных костей. Он прикрепляется к крестцовым позвонкам. По бокам тела расположены скелеты конечностей. Передняя конечность состоит из отделов: плечо, предплечье, кисть. Задняя – бедро, голень, стопа. Конечности расположены по бокам горизонтального тела.
Это не позволяет рептилиям приподнимать тело над поверхностью земли. Поэтому их и называют пресмыкающимися. Но бывают среди ящериц и безногие. Нет ног и у змей. В этих случаях пресмыкающиеся движутся с помощью мощных мышц, прикрепленных к позвоночнику и ребрам, концы которых выступают через кожу и цепляются за неровности почвы.
Мышцы тела и ног у пресмыкающихся развиты лучше, чем у земноводных. У ящерицы также развита мускулатура грудной клетки, которая участвует в дыхании.
Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/vneshnee_stroenie_reptilij/0-168
Тема: Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. 7 клас
Тема: Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. 7 клас
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают основные черты класса земноводных и пресмыкающихся; умеют называть особенности внешнего и внутреннего строения в жизни земноводных и пресмыкающихся;
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план её решения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; логические – строить логические рассуждения.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.
Личностные: расширяют познавательные интересы; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; приобретают опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; обнаруживают терпение и настойчивость в преодолении трудностей; имеют адекватную позитивную самооценку.
Оборудование: презентация к уроку
I.Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности :
(Слайд №1)
– О каких животных идёт речь в тексте, приведённом на слайде?
Это чудовище похоже на дракона, длина которого достигает почти 3 метра, живёт на острове Комодо. Массивный хвост, большие когтистые лапы, огромная, почти до 40 см, голова, пасть, вооруженная множеством зубов. Туловище его покрыто мелкой чешуей.
Изо рта непрерывно высовывается длинный язык оранжевого цвета. Из засады нападает на кабанов, обезьян, таскает из деревень кур, коз собак. Наедается до того, что брюхо по земле волочится, после чего, часа два поспит – и опять – обедать! (Ящерица – гигант).
Всех представителей, которые в движение смыкаются с землёй своим телом отнесли к классу Пресмыкающие.
Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы догадались, что мы сейчас поговорим о животных класса (Пресмыкающиеся).
Ход урока:
II. Изучение нового материала:
(Слайд №2) Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего (4).
Поменяв водоем на сушу, древние пресмыкающиеся приобрели три важных признака: сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками, способность к отложению яиц на суше в прочной оболочке, исключительно легочное дыхание. Около 200 млн. лет назад древние пресмыкающиеся (динозавры) господствовали на суше. В основном, это были крупные наземные животные, их длина достигала 30-40 метров, а масса – 50 тонн.
Вымершие пресмыкающиеся – это представители 13 отрядов данного класса, которые не выжили при изменении климатических условий на нашей планете. От древних в триасовом периоде появились первые птицы.
В настоящее время на Земле обитают представители всего четырех отрядов: клювоголовые, черепахи, крокодилы, чешуйчатые. Эти отряды объединяют около 8 тысяч видов, которые распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Все представители этого класса, как и земноводные, являются холоднокровными, температура их тела зависит от температуры окружающего пространства.
Поэтому они не встречаются в тех местностях, где температура постоянно ниже нуля градусов. Большинство рептилий ведут наземный образ жизни, но некоторые перешли к существованию в пресных водоемах и даже морях. Это вторичноводные животные – черепахи, морские змеи, крокодилы.
Многие из пресмыкающихся – хищники, питающиеся мелкими животными, но встречаются всеядные и растительноядные виды.
Давайте назовем их.
(Слайд №3) Отряд 1 – Клювоголовые
Отряд 2 – Черепахи
Отряд 3 – Крокодилы
Отряд 4 – Чешуйчатые
подотряд Змеи
подотряд Ящерицы
подотряд Хамелеоны
Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология.
Как вы думаете, как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог)
– Давайте выделим основные отличия пресмыкающихся от земноводных. Что общего и в чём различия между этими животными? Разобраться в этом вам поможет учебник (параграфы 40-41 стр. 190-197).
Работа учащихся с текстом учебника выстраивается по алгоритму : Среда обитания – Внешний вид – Опорно-двигательная система – Мышцы – Пищеварительная система – Дыхательная система – Кровеносная система – Выделительная система – Нервная система и органы чувств – Половая система, размножение и развитие. На каждый слайд заслушиваются предполагаемые ответы учащихся, учитель вносит поправки в неверные ответы.
(Слайд №4)
– Где обитают пресмыкающиеся и чем отличается их внешний вид от земноводных?
Среда обитания. Наземная, но некоторые виды вторично перешли к жизни в воде (крокодилы, водные черепахи), однако размножение почти у всех рептилий происходит на суше.
Внешний вид. Сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками (препятствует потерям поды), У ящериц встречается регенера¬ция (отбрасывание хвоста с последующим восстановлением).
(Слайд №5)
– На какие отделы тела разделено тело ящерицы и чем отличается её скелет от скелета лягушки?
Опорно-двигательная система. Череп состоит из большего числа костей, чем у земноводных. Несколько шейных позвон¬ков (у ящерицы-8) обеспечивают большую подвижность го¬ловы. Появляется грудная клетка (ребра + грудина + грудной отдел позвоночника), выполняющая две функции: защиту ор¬ганов и процесс дыхания.
Ноги располагаются по бокам туловища. Общий план стро¬ения конечностей и их поясов как у земноводных (исключе¬ние змеи и безногие ящерицы).
Мышцы Более развиты, чем у земноводных. Имеются от¬личия межреберные мышцы, обеспечивают дыхательные движения.
(Слайд №6)
– Есть ли отличия в пищеварительной системе у пресмыкающихся?
Пищеварительная система. Как у земноводных. В пищеварительной системе выражены желудок и слепая кишка. Имеются печень с желчным пузырём и поджелудочная железа
(Слайд №7)
– Как проходит процесс дыхания у пресмыкающихся в отличии от земноводных?
Дыхательная система. Дыхание только легкими без учас¬тия кожи. Легкие имеют ячеистое строение, поверхность их больше, чем у земноводных. Появляются воздухоносные пути трахея и бронхи.
В ротовой полости появляется кост¬ная перегородки (твёрдое небо), позволяющее дышать во вре¬мя приема пищи.
Механизм дыхания всасывающего типа (связан с расширением грудной клетки и созданием в ней от¬рицательного давления).
(Слайд №8)
– В чём усложнение кровеносной системы класса пресмыкающихся?
Кровеносная система Два круга кровообращения, трех- камерное сердце с неполной перегородкой, частично разделя¬ющей кровь на артериальную и венозную. От разных частей желудочка отходят три сосуда:
– лёгочная артерия с венозной кровью (на газообмен к легким);
– правая дуга аорты с артериальной кровью (к голове и передним конечностям);
– левая дуга аорты со смешанной кровью (к остальным частям тела).
(Слайд №9)
– Что возникло в выделительной системе у пресмыкающихся и как называется конечный продукт обмена веществ.
Выделительная система. У пресмыкающихся возникают тазовые почки (где происходит образование мочи в два этапа: фильтрация и обратное всасывание воды и полезных веществ в кровь), это позволяет экономить воду. Продукт выделения – мочевая кислота.
(Слайд №10)
– Как усложнилась нервная система?
Нервная система и органы чувств. План строения нервной системы и последовательность отделок головного мозга такие же, как у рыб и амфибий. Передний мозг больше по размеру, чем у земноводных, на его поверхности появляется зачаток коры больших полушарий (основа условных рефлексов).
Про¬межуточный мозг у многих рептилии образует теменной ор¬ган, который может различать световые раздражения («тре¬тий глаз»). Развиты кожистые веки и мигательная перепонка, увлажняющая глаз. Аккомодация глаза происходит за счет изменения кривизны хрусталика (быстрее и точнее, чем у зем¬новодных). Орган слуха: среднее (- внутреннее ухо.
Язык орган осязания и вкуса. Обоняние развито лучше, чем у земноводных.
(Слайд №11)
– В чём сходство и различия половой системы и процесса размножения у пресмыкающихся?
Половая система, размножение и развитие. Раздельнопо¬лые животные, оплодотворение внутреннее. Семенная жид¬кость вводится в клоаку самки. У самцов имеются парные се¬менники, у самок – парные яичники. Размножаются откладыванием яиц.
III. Самостоятельная работа с самопроверкой:
– Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить опорный конспект к уроку в виде идеограмного письма. (работа в паре).
Конспект составляется при помощи автофигур на слайд. Коллективное обсуждение на слайде.
(Слайд №12)
IV. Физминутка.
– А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся.
V. Актуализация знаний.
(Слайд №13) Ребята, сейчас мы проведем предметную викторину. Желающие выбирают название предмета.
Русский язык
Название какой змеи бывает наречием? Как эту змею можно отличить от других?
(Уж. Он имеет два желтых или белых пятна позади висков.)
История
1. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась невестой Нила. А кто был её женихом?
(Нильский крокодил)
2. Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это?
(Крокодилы)
Литература
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?
Может ли змея ужалить человека? Почему?
(А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге.
Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены.
Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.)
География
1. Название этих островов с испанского переводится как черепаха. Именно их в 1835 году, совершая кругосветное плавание на корабле Бигль, посетил молодой Ч.Дарвин. Что это за острова?
(Галапагосские острова)
2. Горы Нага, город Нагпур, река Нагори, праздник Нагпанчами – все эти слова связаны с Индией и образованы от слова наг. Что оно означает в переводе с санскрита?
(Змея)
(Слайд №14)
Задание на смекалку Олимпийские игры
Ребята, мы с вами очень любим спорт, спортивные соревнования. Давайте вместе представим себе, что проводятся Олимпийские игры среди пресмыкающихся. В каких соревнованиях могли бы участвовать представители класса пресмыкающихся, например, ящерицы.
1. Бег на короткие дистанции (могут развивать скорость 8 м/сек или 30 км/час, но устают метров через 20).
2. Барьерный бег (многие ящерицы мчаться не по прямой, с виражами).
3. Прыжки в высоту и длину (мелкие ящерки прыгают в высоту до 40см, а в длину-60см).
4. Борьба (здесь могут отличиться вараны).
5. Плавание (ящерицы с аутомированными хвостами не допускаются, могут утонуть).
6. Альпинизм (лазание по деревьям и скалам) и т.д.
(Слайд №15)
В наши времена, когда человек активно использует рептилий в питании, изготовлении различных поделок, отлавливает их в природе, нарушая нормальное воспроизведение «экзотических домашних животных», это очень неблагоприятно влияет на их жизнь.
Некоторые из них находятся на грани вымирания или исчезли с лица Земли, и в этом главная вина человека перед удивительными животными, о которых сегодня была речь.
Давайте будем сострадательны к братьям нашим меньшим.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными?
– Что же вы узнали нового о пресмыкающихся?
С каким способом питания рептилии чаще встречаются?
– Опасны ли они?
– Как нужно себя вести с ними?
– Итак, ребята, какой вопрос мы задавали в начале урока? (чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных).
– Ответили мы на него?
(Слайд №16)
– В чем же самые главные отличия?
– Почему пресмыкающиеся стоят выше в эволюционном ряду?
– Почему они более приспособлены для жизни?
VII. Домашнее задание.
Параграфы 40-41,
VIII. Организованный конец урока.
– Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
Л. А. Горпенко, МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова, г. Геленджик, Краснодарский край
Источник: https://www.infobraz.ru/library/biology/id00427
Урок биологии в 7 классе “Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся”
Автор материала: Ефимик Вера Сергеевна
Предмет
Биология
Четверть
III четверть
Класс
7
Тема занятия
Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.
Лабораторная работа № 8. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
Ссылки, ресурсы
Учебник, критерии оценивания, опорные таблицы, презентация, раздаточный материал( рисунки, игрушки, муляжи и т.д.), оценочные листы, анкеты , таблица обратной связи.
Общая цель
Формирование знаний о пресмыкающихся, особенностях их строения и размножения, умений сопоставлять строение и размножение со средой обитания, навыков работы в группе и умение оценивать друг друга
Ожидаемые результаты обучения для:
ученика А
Могут находить взаимосвязь между строением, размножением пресмыкающихся и средой их обитания.
ученика Б
Понимают особенности строения пресмыкающихся
ученика В
Знают внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся
Ключевые идеи, значимые для занятия
Создать условия для усвоения знаний –строение пресмыкающихся, взаимосвязь строения и размножения со средой обитания.
Задания
время
Роль учителя
Роль учащихся
Вводная часть
Приветствие
Проверка домашнего задания
2 мин
4 мин
– Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке.
Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.
Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.
Прием «Слепое пятно»
Допишите недостающие слова.
Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания
Дописывают недостающие в словах предложения по прошлой теме.
Проводят взаимооценивание по ключу на слайде.
Актуализация знаний
Сообщение темы и постановка целей(учащимися)
6 мин
Показ видео.
Каких животных мы увидели? К каким классам хордовых они относятся? Какой класс мы будем изучать сегодня? Чтобы составить целостную картину об этих животных, что мы должны о них узнать?
Просматривают видео.
Объявляют тему и определяют цели урока.
Деление на группы
2 мин
Какие три класса хордовых животных первыми возникли в ходе эволюции?
На ваших столах лежат рисунки с представителями рыб, земноводных и пресмыкающихся, распределитесь по группам соответст-венно вашим рисун-кам.
Проводят соотношение.
Делятся на группы
Основная часть.
Выполнение лабо-раторной работы .
Сравнение внешнего строения и скеле-та ящерицы и лягушки
8 мин
Раздаёт таблицы всем группам, направляет , консультирует их, даёт краткие инструкции и определяет время выполнения данного задания.
Заполняют концептуальную таблицу .
1.части тела.
3.кожный покров
4.строение позвоночника
5.строение скелета туловища
Озвучивает , один ученик из каждой группы.
Проводят самооценивание.
Создание кластера
8 мин
Оговаривает критерии. Почему возникли различия во внешнем строении и строении скелета у этих животных? (В связи с различной средой обитания)
Составьте кластер на котором изобразите особенности строе-ния ящерицы (внешнего , внут-ренних органов, скелета,размножения) связанных со средой обитания.
Составляют кластер, обсуждают, проговаривают.
Защита кластера
9 мин
Наблюдает
Защищают кластеры
Взаимооценивание групп
1 мин
Наблюдает
Наклеивают смайлики.
Рефлексия «Опрос рикошетом»
4 мин
Задает вопросы
Отвечают
Домашнее задание
1 мин
Составить тонкие по 5 тонких вопросов по пройденной теме.
А-приготовить толстые вопросы
В-приготовить презентации по теме следующего урока
Записывают
Источник: https://VseUroki.pro/doc/urok-biologii-v-7-klasse-obshchaya-harakteristika-klassa-presmykayushchiesya-osobennosti-vneshnego-i-vnutrennego-stroeniya-presmykayushchihsya.html