Особенности строения органов полости тела и нервной системы. размножение пресмыкающихся – биология

Задачи: познакомить учащихся с совершенствованием органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся, с их функциями; отметить особенности размножения и развития пресмыкающихся в наземных условиях жизни.

Оборудование: таблица с изображением вскрытой ящерицы; схемы строения легких и сердца; рисунки выхода из яиц потомства ужа, крокодила, ящерицы.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся с учебником.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами, а затем проводит устную индивидуальную проверку знаний о местообитаниях, особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры пресмыкающихся.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Каких позвоночных животных и почему относят к пресмыкающимся?

2. Каких пресмыкающихся можно встретить в средней полосе нашей страны, где они обитают и чем питаются?

3. По каким признакам внешнего строения пресмыкающиеся отличаются от земноводных?

4. Каковы особенности скелета и мышечной системы пресмыкающихся?

Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель переходит к рассказу об особенностях органов полости тела и их функциях.

Сначала он просит назвать и показать на таблице органы пищеварения лягушки, а затем, используя таблицу «Внутреннее строения ящерицы», отмечает, что пищеварительная система у пресмыкающихся имеет примерно такое же строение.

При этом внимание учащихся обращается лишь на более развитую мускулатуру желудка и кишечника, способствующую лучшему продвижению перевариваемой пищи.

Перейдя к изучению дыхательной системы пресмыкающихся, учитель задает вопрос: какие изменения могли произойти у изучаемых животных в развитии легких в связи с исчезновением газообмена через ороговевшую кожу? Уточнив и конкретизировав ответы, учитель обращает внимание на схему строения легких ящерицы, отмечает образование в них множества мелких ячеек, увеличивающих дыхательную поверхность, и рассказывает о более совершенном механизме вдоха и выдоха, связанном с развитием ребер и межреберных (дыхательных) мышц.

При рассмотрении кровеносной системы пресмыкающихся учащимся предлагается по схемам сравнить сердце лягушки и сердце ящерицы, выявить признаки их сходства и различия, ответить на вопрос: каково значение такого усовершенствования сердца? Далее учитель поясняет, что в кровеносные сосуды, связанные с жизненно важными органами, поступает от желудочка наиболее богатая кислородом кровь.

Затем учащимся предлагается назвать органы выделительной системы земноводных, и отмечается, что у пресмыкающихся она тоже представлена почками и мочеточниками, впадающими в клоаку. При этом учитель сообщает, что продукты выделения у пресмыкающихся, в отличие от земноводных, не жидкие, а густые: происходит экономия воды в организме в условиях жизни на суше.

Рассмотрев органы полости тела пресмыкающихся, учитель объясняет, что уровень обмена веществ у изучаемых животных еще невысок, и учащимся предлагается объяснить, с чем связано такое явление и как оно отражается на их образе жизни.

Усложнение нервной системы пресмыкающихся связано с увеличением переднего мозга и мозжечка. При демонстрации моделей и рисунков головного мозга лягушки и ящерицы это могут отметить сами учащиеся. Учитель обращает внимание на появление у пресмыкающихся коры головного мозга и отмечает, какое это имеет значение.

Указав, что более высокий уровень развития пресмыкающихся заметен при рассмотрении размножения и развития, учитель поясняет, что в связи с приспособлением к жизни на суше для животных этого класса стало характерным внутреннее оплодотворение и откладывание самками крупных яиц, богатых питательными веществами и имеющих оболочки, защищающие их от иссушения.

Изучение внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся и у последующих классов позвоночных заслуживает особого внимания ввиду его биологического значения для наземных животных. Этот процесс удобнее всего рассмотреть при изучении пресмыкающихся, далеких от человека и не вызывающих повода для аналогий.

Учитель рассказывает о том, что самец вводит семенную жидкость со сперматозоидами в клоаку самки, что сперматозоиды передвигаются в ее яйцеводы и сливаются с созревшими яйцами.

Затем он задает учащимся вопросы: как можно объяснить развитие у пресмыкающихся внутреннего оплодотворения? В связи с чем у пресмыкающихся развилась способность к образованию и откладке яиц, богатых питательными веществами? Какие особенности строения яиц способствуют их защите от высыхания?

Знакомство с внутренним оплодотворением способствует половому воспитанию учащихся.

Далее учитель отмечает, что из отложенных яиц выходят вполне сформированные детеныши, и рассказывает, для каких пресмыкающихся характерно живорождение.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «мелкоячеистые легкие», «кора головного мозга», «внутреннее оплодотворение»; составить и заполнить таблицу «Земноводные и пресмыкающиеся» (общие признаки, особенности строения и жизнедеятельности сравниваемых классов).

Источник: http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/biologiya/5090-urok-biologii-osobennosti-stroeniya-organov-polosti-tela-i-nervnoj-sistemy-razmnozhenie-presmykayushchikhsya

Особенности внутреннего строения пресмыкающихся

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ)

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

1) тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности, которые располагаются по бокам туловища, брюхо волочится по земле;

2) кожа сухая, лишена желез и покрыта роговыми чешуями или щитками;

3) глаза с хорошо развитыми веками;

4) позвоночник состоит из 5 отделов, формируется настоящая грудная клетка;

5) пищеварительная трубка подразделена на передний, средний и задний отделы. Желудок обособлен. Расширение толстой кишки образует клоаку;

6) органы выделения – парные тазовые почки. Мочевой пузырь открывается в клоаку;

7) кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, трехкамерное сердце, но в желудочке имеется неполная перегородка;

8) органы дыхания – легкие, дыхательные пути дифференцированы;

9) в головном мозге появляются зачатки коры больших полушарий;

10) раздельнополые, оплодотворение внутреннее, развитие чаще прямое, имеется живорождение. Амниотическое яйцо.

Особенности внутреннего строения пресмыкающихся.

Скелет: число костей черепа уменьшается. В позвоночнике 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Особое строение первых двух шейных позвонков обеспечивает большую подвижность головы.

Выражена грудная клетка, образованная ребрами, со спинной стороны соединенными с позвоночником, с брюшной – с грудиной (у змей грудина отсутствует). Крестцовый отдел состоит из двух позвонков, к которым причленяется тазовый пояс.

План строения конечностей аналогичен земноводным.

Мускулатура: более дифференцирована.

Пищеварительная система: ротовая полость более четко ограничена от глотки, мелкие зубы на обеих челюстях. Желудок имеет толстые мышечные стенки и четко обособлен, так же и отделы кишечника.

На границе между тонким и толстым кишечником появляется слепая кишка. Большая печень имеет желчный пузырь. Поджелудочная железа в виде длинного плотного тела лежит в петле двенадцатиперстной кишки.

Прямая кишка открывается в клоаку.

Дыхательная система: легкие в виде растяжимых мешков, имеют ячеистое строение. С удлинением шейного отдела позвоночника связано появление верхних дыхательных путей – гортани, трахеи и бронхов. Трахея распадается на два бронха, которые входят в легкие, но в них не ветвятся. Вдох и выдох обеспечиваются изменением объема грудной клетки.

Кровеносная система: два круга круг кровообращения, сердце трехкамерное, желудочек содержит неполную перегородку, которая разделяет его на правую – венозную и левую – артериальную половины. При сокращении желудочка его перегородка, прикрепленная к брюшной стенке, доходит до спинной стенки желудочка, вполне разобщая правую и левую его половины.

У крокодилов четырехкамерное сердце. Общий артериальный ствол распадается на три самостоятельный сосуда: на легочную артерию, делящуюся затем на два сосуда, и на правую и левую дуги аорты. Передний отдел тела получает артериальную кровь.

Однако полного разделения артериальной и венозной крови не происходит, так как эти два потока смешиваются в спинной аорте.

Выделительная система: тазовые почки, от которых отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. На брюшной стороне клоаки находится отверстие мочевого пузыря.

Читайте также:  Тип ресничные, или инфузории - биология

Нервная система: большего развития достигает передний мозг, который разделен на два полушария, появляются зачатки коры больших полушарий. Мозжечок развит хорошо. На дорсальной стороне промежуточного мозга находится теменной орган.

Строение теменного органа напоминает строение глаза. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. У рептилий есть мигательная перепонка – третье веко, которая вместе с веками защищает глаз. Орган слуха как у земноводных.

Орган осязания – длинный, раздвоенный на конце язык. Он же орган вкуса.

Органы чувств: в органах зрения, в их ресничном теле развивается мускулатура. При аккомодации хрусталик не только перемещается, но и изменяет свою кривизну.

Во внутреннем ухе увеличиваются размеры улитки, появляется круглое окно.

Благодаря этому эндолимфа, заполняющая внутреннее ухо, приобретает большую подвижность, что ведет к лучшей передаче ею звуковых колебаний от барабанной перепонки через слуховую косточку к воспринимающим рецепторам во внутреннем ухе.

Размножение и развитие: оплодотворение внутреннее, оплодотворенные яйца покрыты кожистой или известковой оболочкой, формируется зародышевая оболочка – амнион. Развитие прямое.

Класс Рептилии

Подкласс Анапсиды (цельный черепной панцирь) Отряд Котилозавры Отряд Черепахи Подкласс Лепидозавры Отряд Клювоголовые Отряд Чешуйчатые Подкласс Архозавры Отряд Крокодилы Отряд Птерозавры Отряд Ящеротазовые диназавры Отряд Птицетазовые динозавры
Отряд Особенности Представители
Черепахи Панцирь состоит из спинного щита – карапакса и брюшного – пластрона. Карапакс сложен из костных пластинок кожного происхождения, с которыми срастаются ребра и отростки позвонков. Пластинки пластрона образовались из ключиц и брюшных ребер. Сверху панцирь покрыт роговыми щитками. Челюсти лишены зубов и имеют острые роговые края. От задней кишки отходят два анальных пузыря Скрытошейные черепахи: каймановая, грифовая, иловая, болотная, слоновая. Мягкотелые: лопастная, трионикс. Морские черепахи
Клювоголо-вые На голове находится теменной глаз (обладает светочувствительностью). Помимо обычных ребер, несущих направленные назад крючковидные отростки, имеются брюшные ребра, расположенные между грудиной и тазом под кожей. Гаттерия
Чешуйчатые Тело покрыто роговыми чешуями Хамелеоны, ящерицы: прыткая, живородящая; змеи: уж, гадюка, кобра
Крокодилы Длинный, сжатый с боков хвост, перепонки между пальцами задних конечностей, длинная морда и уплощенная голова. Тело покрыто роговыми щитками. Четырехкамерное сердце, нет мочевого пузыря Аллигаторы, гавиалы и крокодилы

Источник: https://studopedya.ru/1-69155.html

Урок 34. Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.Тема урока: Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 7-8 класс

Урок 34. Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.Тема урока: Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся.

09.01.2015 2651 0

Цели урока: Добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как настоящих наземных животных; совершенствовать умения распознавать изученные виды пресмыкающихся на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой и земноводными.

Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга», влажный препарат «Развитие тритона», скелет че­репахи, муляжи головного мозга позвоночных животных.

Фронтальный опрос по базовым вопросам.

—            С какой особенностью строения тела связано название класса Пресмы­кающиеся?

—          Из каких частей состоит тело пресмыкающихся и каково расположение их конечностей?

—          Чем покрыто тело пресмыкающихся и с чем связана их линька?

—          В чем принципиальное отличие пресмыкающихся от земноводных?

—          Кожа пресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можно сделать об органах дыхания этих животных и по­чему?

—          Что является ограничивающим фактором распространения рептилий?

О Соотнесите выражения и вставьте пропущенное слово.

—          С чем связана низкая интенсивность обмена веществ у пресмыкаю­щихся животных?

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и задачи урока (учитель записывает тему урока на доске).

Приступаем к изучению систем внутренних органов. Внутреннее строение пресмыкающихся во многом сходно с внутренним строением земноводных.

Итак, дыхательная система. Мы уже знаем, что кожа у пресмыкающихся не выполняет функцию дыхания. И вы уже высказали предположение, что лег­кие, в связи с этим, должны быть хорошо развиты. А что значит хорошо? Сравните известную вам схему строения легких жабы со схемой строения лег­ких рептилий.

Чтобы без участия кожи обеспечить жизненно необходимый уровень газо­обмена, органы дыхания пресмыкающихся обладают следующими особенностями.

Органы дыхания рептилий отличаются от таковых у земноводных большей дифференцировкой. Они погружены глубже внутрь тела и соединяются с ок­ружающей средой посредством хорошо развитых дыхательных путей.

От гор­тани отходит длинная дыхательная трубка, или трахея, поддерживаемая многочисленными хрящевыми кольцами. Трахея разделяется на две трубки (бронхи), ведущие каждая в соответствующее легкое.

Развитие дыхательных путей защищает легкие от иссушающего и охлаждающего действия воздуха, поступающего в организм из окружающей среды.

Стенки легких у пресмыкающихся имеют несколько более губчатое строе­ние, чем у земноводных. Однако значительное увеличение дыхательной по­верхности у рептилий достигается не только за счет этого.

Самое существенное преобразование в строении легкого заключается в том, что в нем сокращаются размеры внутренней полости. От внутренней полости оста­ется только сравнительно узкий центральный ход, служащий как бы продол­жением бронха.

Перекладины, вдающиеся в полость легкого, так же как и стенки его, имеют ячеистое строение и богаты кровеносными сосудами.

Таким образом, преобразования в системе органов дыхания приводят к тому, что легкие у рептилий приобретают значение единственного органа дыхания.

Учащиеся, по просьбе учителя, формулируют признак строения пресмы­кающихся:

& 5. Единственный орган дыхания — ячеистые легкие.

Существование органов наземного дыхания у пресмыкающихся происхо­дит параллельно с совершенствованием системы органов кровообращения.

Учитель предлагает рассмотреть таблицу «Схемы кровообращения позво­ночных» и сформулировать характерный признак по кровеносной системе.

Учащиеся отмечают, что у пресмыкающихся сердце, так же как у земно­водных, трехкамерное, но желудочек разделен неполной перегородкой на две половины: правую — венозную и левую — артериальную. На таблице видно, что полного разделения артериальной и венозной крови не происходит, кровь частично смешивается.

После ответов учащихся записывается следующий признак пресмыкающ­ихся:

es 6. Сердце трехкамерное с неполной перегородкой желудочков. Два кру­га кровообращения.

У пресмыкающихся сохраняется та же последовательность органов пище­варительной системы, что и у земноводных. Предлагаю записать порядок рас­положения органов пищеварительного тракта, начиная с ротового отверстия (рот, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, клоака, клоа­кальное отверстие).

—          Каким образом происходит переваривание пищи?

—          Где они образуются?

У пресмыкающихся наблюдается большая дифференциация пищевари­тельного тракта, позволяющая полнее использовать попавшуюся добычу. Ро­товая полость рептилий заметно отграничена от глотки. На дне ротовой полости располагается подвижный мускулистый язык, способный выбрасы­ваться.

Форма языка у разных видов неодинакова и связана с характером пищи и способом ее добычи. Слюнные железы развиты лучше, чем у земно­водных. Желудок имеет толстые мышечные стенки и четко обособлен, так же как и отделы кишечника.

На границе тонкой и толстой кишок расположена зачаточная слепая кишка, отсутствующая у земноводных.

-На следующем этапе урока учитель предлагает учащимся вспомнить, чем питаются пресмыкающиеся; обобщает и дополняет ответы учащихся.

Корма пресмыкающихся, как и способы добывания пищи, весьма разнооб­разны; среди них встречаются насекомоядные, рыбоядные, хищники, расти­тельноядные и т.д., Насекомыми кормится большинство ящериц; они же используют в пищу ракообразных и моллюсков. Самые крупные ящерицы – вараны, кроме насекомых, ловят мышевидных грызунов и птиц.

Читайте также:  Методы селекции растений, животных, микроорганизмов - биология

Основу питания большого числа змей составляют позвоночные животные: земноводные, рыбы, ящерицы, мышевидные грызуны, птицы. Крупные тро­пически удавы нападают даже на таких больших животных, как обезьяны и мелкие копытные.

Реже всего встречаются растительноядные пресмыкающиеся. Раститель­ноядные почти все сухопутные черепахи.

Как правильно выразиться — «укусила» или «ужалила» змея, пчела? Мно­гие слышали о том, что ядовитые змеи «жалят» жертву, отравляют ее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел и ос, а у змей нет ничего подобно­го. Нередко «жалом» называют узкий раздвоенный язык, который они часто высовывают, не раскрывая рта.

Но так змеи всего лишь улавливают запахи — ничего общего с ядовитым аппаратом язык не имеет. Опасны же у них зубы. Вообще у всех змей зубы служат только для схватывания и удержания добычи, ведь змеи заглатывают ее целиком — ни разрывать ее на части, ни разжевы­вать ее им не приходится. Поэтому все зубы у них острые, тонкие, загнутые на­зад.

У многих видов в преобразованных слюнных железах вырабатывается яд, вводится в тело жертвы при укусе. Для этого имеются ядовитые зубы. А вооб­ще зубы свойственны большинству пресмыкающихся. У рептилий есть зубы, разные по форме и выполняющие различные задачи. Кроме схватывания и удержания добычи, это отрывание кусков и раздавливание твердой пищи. Зубы — эффективное средство зашиты.

Зубы сидят на верхних и нижних че­люстях. Они прирастают к краям костей, только у крокодилов они сидят в альвеолах.

Учащиеся по просьбе учителя предлагают разные варианты формулировки очередного характерного признака.

jss 7. Порядок расположения органов пищеварения такой же, как и у дру­гих позвоночных. Большая дифференциация пищеварительного трак­та позволяет полнее использовать попавшуюся добычу.

—          Много ли воды может терять организм рептилий при удалении выводи­мых через почки продуктов обмена веществ?

Почки — это главные органы выделительной системы. Почки — биологи­ческие фильтры крови, удаляющие из организма продукты обмена веществ в виде жидкости. У пресмыкающихся нет надобности, как у земноводных, вы­водить постоянно возникающий избыток воды из организма.

Наоборот, у них, как у сухопутных животных, появляется необходимость экономно расходо­вать воду, находящуюся в организме.

Поэтому выделение продуктов жизне­деятельности у рептилий происходит с затратой минимума воды, даже структура кожи препятствует удалению большого количества воды.

& 8. Выделительная система рептилий — пара тазовых почек.

—          С чем связана относительно низкая интенсивность обмена веществ у пресмыкающихся животных?

Вывод: Благодаря большему насыщению крови кислородом, интенсивно­му дыханию и пищеварению обмен веществ у пресмыкающихся идет актив­нее, чем у рыб и земноводных.

Однако теплокровность не достигается — температура тела также зависит от температуры окружающей среды. Это свя­зано с недостаточной выработкой и сохранением тепла в организме.

Причи­ны:   к органам поступает в основном смешанная кровь, несовершенные

механизмы теплорегуляции.

& 9. Относительно низкий уровень обмена веществ, холоднокровные жи­вотные. Температура тела зависит от температуры окружающей среДы.

—          Отражается ли непостоянная температура тела на образе жизни живот­ного? Что такое «экологическая теплокровность» животного?

Цикличность рептилий — это биологическое приспособление к неблаго­приятным условиям температуры и кормности мест обитания.

Пресмыкающиеся активны при оптимальных для каждого вида темпера­турах. Оптимум же у всех рептилий лежит в области высоких температур и ко­леблется у разных видов в пределах от 20 до 40 °С.

Будучи теплолюбивыми, большинство рептилий умеренных широт — дневные, немногие виды — су­меречные; в тропических же пустынях наоборот, очень много ночных видов, так как днем там очень жарко. Даже в умеренных широтах днем температура почвы бывает выше оптимальной, а в Средней Азии она нередко достигает 60 °С и выше.

При такой температуре все рептилии могли бы погибнуть через несколько минут от перегрева. Но, перемещаясь в течение суток, они выбира­ют те участки биотопа, где температура в данное время ближе всего к оптиму­му. Утром, например, держатся на солнечных склонах барханов, затем переходят на теневые склоны, при нагревании почвы взбираются на гребень бархана или куст и т.д.

Путем таких перемещений рептилии избегают перегре­ва и поддерживают температуру тела на высоком и относительно постоянном уровне, близком к температуре теплокровных животных, то есть они оказываются «экологически теплокровными» животными.

jss 10. При неблагоприятных температурных условиях рептилии впадают в спячку. Продолжительность зимней спячки у разных видов различна.

Спячка — приспособление к перенесению неблагоприятных условий.

О Вспомните и опишите строение системы размножения ранее изученных хордовых.

—          Как вы думаете, какие изменения в размножении пресмыкающихся должны произойти в связи с наземным образом жизни?

Ученики высказывают мнения. Учитель предлагает проверить предполо­жения по тексту § 50, глава «Размножение».

Учащиеся отмечают следующие прогрессивные черты:

1.                Размножение и развитие происходит на суше.

2.                Оплодотворение внутреннее.

3.                Оплодотворенные яйца — крупные, обогащены желтком.

4.                Большой запас питательных веществ в яйце обуславливает возмож­ность прямого (без превращения) развития.

5.                Яйца покрыты плотной кожистой оболочкой или известковой скорлу­пой, предохраняющей яйца орт растекания, механических поврежде­ний, высыхания, проникновения бактерий.

6.                Яйцеживорождение — приспособление к жизни в северных областях.

jsS 11. Размножение пресмыкающихся не связано с водой, происходит на суше. Откладывают хорошо защищенные яйца.

—               Крокодилы, морские змеи и морские черепахи — рептилии, ведущие вполне водный образ жизни. О чем нам может сказать тот факт, что эти животные выходят в период размножения на сушу?

Это говорит о том, что эти пресмыкающиеся — вторичноводные животные, что

значит, что предки этих животных были наземными жителями.

О Рассмотрите рис. 197 и 214 с изображениями скелетов тритона и ящери­цы. Установите, какие отделы в них можно выделить. Выясните, какие отделы скелета ящерицы заметно отличаются от таких отделов скелета тритона. Подтвердите свои предположения текстом учебника. (Уча­щиеся работают в парах, обсуждают, находят отличия, аргументируют свои ответы).

Особенности скелета пресмыкающихся:

1.                Позвоночный столб состоит их отделов: шейного, грудного, пояснич­ного (или пояснично-грудного), крестцового и хвостового.

2.                В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы.

3.                К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра.

4.                У змей ребра располагаются свободно, а у других, соединяясь с груди­ной, образуют грудную клетку.

Учащиеся формулируют следующий признак рептилий:

es 12. В шейном отделе 8 позвонков, в пояснично-грудном ребра, образу­ющие грудную клетку.

Грудная клетка не только защищает органы полости тела, но и участвует в процессе вдоха и выдоха. Сохранение ребер обеспечило возникновение нового механизмадыхания, отсутствующего у земноводных. Вдохи выдоху них проис­ходит благодаря увеличению и сокращению объема грудной полости.

Измене­ние объема осуществляется специальными дыхательными мышцами и благодаря подвижному сочленению ребер с позвоночником и с грудиной. Час­тота вентиляции легких меняется в зависимости от температуры внешней сре­ды.

У ящериц при температуре воздуха 15 °С частота дыхания равна 26 дыхательным движениям в минуту, при 25 °С — 31, а при 35 °С — 37.

Мы убедились, что у пресмыкающихся — сложный организм, состоящий из взаимно связанных между собой органов.

Читайте также:  Минеральное (почвенное) питание растений - биология

—               Что же координирует работу всех органов?

О Найдите среди предложенных вам моделей головного мозга модель моз­га рыб, земноводных и пресмыкающихся. Аргументируйте свое реше­ние. Сравните ваш выбор с таблицей «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».

Об органах чувств, соответствующих наземному образу жизни, послушаем сообщение на следующем уроке.

& 13. В головном мозге лучше развиты передний мозг и мозжечок.

Учитель обращает внимание учащихся на полную характеристику класса пресмыкающихся, записанную в тетради.

—         В каком направлении шла эволюция пресмыкающихся? Каковы прогрес­сивные черты в развитии рептилий, по сравнению с земноводными?

Домашнее задание

§ 50, вопросы после параграфа, термины.

Индивидальное задание: сообщение «Органы чувств пресмыкающихся».

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/593-1-0-14618

Мир науки

Пищеварительная система прыткой ящерицы (рис. 104) совершеннее, чем у земноводных, что дает возможность животному использовать более разнообразную пищу и определенным образом переваривать ее. Пищеварительный тракт рептилий имеет четкое разделение на отдельные органы.

(Вспомни, на какие отделы делится пищеварительный тракт рыб и амфибий.)

Мелкие зубы ящерицы служат лишь для захвата и удержания добычи. Слюна не только смачивает пищу, но и содержит специальные вещества, благодаря которым процесс переваривания пищи начинается непосредственно в глотке. Вместительный желудок отделен от кишечника. Кишечник заканчивается клоакой.

Выделительная система ящерицы представлена небольшими бобоподобным почками, которые по месту их расположения называют тазовыми почками. От них отходят мочеточники, которые открываются в мочевой пузырь, откуда моча мочеиспускательным каналом через клоаку выводится из организма.

Дыхательная система (рис. 104). Прыткая ящерица дышит лишь легкими. Воздух поступает в легкие вследствие сужения-расширения грудной клетки межреберными мышцами. (Вспомни, как дышит лягушка.) Органы дыхания ящерицы представлены гортанью и трахеей, которая разветвляется на две ветви бронхов, а также легкими. Строение легких сложнее, чем в амфибий: они делятся на внутренние ячейки.

Кровеносная система рептилий (рис. 104) приспособлена к легочного дыхания. Сердце ящерицы трехкамерное и состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой. У рептилий артериальная и венозная кровь смешиваются. Несовершенство кровеносной системы и замедленный обмен веществ препятствуют поддержанию постоянной высокой температуры тела рептилий.

• Распространена в Австралии ящерица водяной сцинк легко переносит низкие температуры благодаря содержанию в крови антифриза – вещества, которое предотвращает замерзание жидкости (совсем как в моторах автомобилей). Поэтому эти ящерицы ведут активный образ жизни даже при температуре -2 градусов С.

Нервная система пресмыкающихся принципиально не отличается от нервной системы амфибий.

Органы чувств пресмыкающихся более совершенные, чем органы чувств амфибий. их глаза имеют мышцы, которые перемещают хрусталик и меняют его форму, способствуя созданию четкого изображения объекта. Кроме того, ящерицы способны свободно водить глазами по сторонам, не поворачивая головы.

Пресмыкающиеся имеют особый орган вкуса. До недавнего времени считали, что змея ощупывает языком окружающие предметы так, как это делает человек пальцами, а потому ее язык признали органом осязания.

Однако, как выяснилось, змея языком как будто слизывает мельчайшие пылинки или капельки и переносит их на якобсонів орган – специфический орган чувств пресмыкающихся, что определяет вкус.

Змея пробует все, что ее окружает, даже воздух,- а вдруг случится что-то съедобное!

Половые органы самок рептилий приспособлены к продуцированию и откладывание незначительного количества крупных яиц. Парные половые органы самцов – семенники, внутри которых происходит созревание сперматозоидов, содержащихся в полости тела.

• Среди скальных ящериц Кавказа нет самцовРазмножения этих пресмыкающихся происходит без участия самца, а созревание и развитие яиц – без оплодотворения. (Вспомни, такой способ размножения называется партеногенезом.)

Источник: http://worldofscience.ru/biologija/10092-sistemy-vnutrennikh-organov-presmykayushchikhsya.html

Пресмыкающиеся, рептилии

Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи… Когда-то их предки были полноправными владельцами суши, да и размерами были побольше… Наследники динозавров —

Пресмыкающиеся

 (рептилии)

До XIX века и амфибий, и пресмыкающихся относили к одной группе животных с неприятным названием «гады». Сейчас их выделяют в отдельный класс, хотя некоторые черты амфибий у этих животных остались.

Откуда взялось название «пресмыкающиеся«?

Из строения скелета.

У змей все очень просто — конечностей как таковых нет, и животное передвигается практически на брюхе — «пресмыкается«.

У других представителей рептилий конечности расположены практически в одной плоскости с позвоночником, поэтому они как бы волочат брюхом по земле.

Скелет рептилий (пресмыкающихся) намного лучше развит, чем у земноводных, все отделы подвижны:

  • мощный хвостовой отдел помогает перемещению животного и выполняет роль руля,
  • впервые появляются ребра, защищающие легкие,
  • более развита черепная коробка, защищающая мозг,
  • подвижный шейный отдел (у змей отсутствует грудина).

Соответственно, мышечная система тоже более развитая.

Кожа рептилий

В отличие от амфибий, у которых кожа довольно мягкая и увлажнена за счет слизистых выделений, у пресмыкающихся кожа сухая,  утолщена и имеет ороговевшие частички — чешуйки. Подкожные мышцы могут приподнимать и опускать чешуйки. Никаких желез (кроме пахучих) и кожных выделений выделений нет.

Во внешнем слое кожи есть клетки — хроматофоры — клетки, богатые белком меланином — эти клетки могут изменять цвет. Многие пресмыкающиеся могут менять цвет кожи для маскировки или проявления угрозы. Хамелеон — самый яркий представитель среди меняющих цвет.

Внутреннее строение пресмыкающихся (рептилий)

 Кровеносная система

Кровеносная система у крокодилов и других пресмыкающихся имеет некоторые отличия.

 У крокодилов:

  • четырехкамерное сердце (как у птиц и у млекопитающих) с неполной перегородкой (2 предсердия + 2 желудочка);
  • 2 аорты, артериальная и венозная кровь смешиваются

У остальных пресмыкающихся (рептилий):

  • трехкамерное сердце (как у амфибий) с неполной перегородкой (желудочек + 2 предсердия);

Дыхание: кожного дыхания нет(!), т.к. кожа ороговевшая и покрыта чешуйками. Органы дыхания — ячеистые легкие.
 

Пищеварительная система рептилий

рот (у многих пресмыкающихся раздвоенный язык) → пищевод → желудок → тонкая кишка → слепая кишка (такой нет у амфибий)→ толстая кишка → клоака

Железы: слюнные, печень, поджелудочная железа.

Органы выделения: почки+ мочевая система (мочевой пузырь + мочеточники)

Нервная система: 

  • Передний мозг (2 полушария). От него отходит центр обоняния.
  • Промежуточный мозг. Содержит гипофиз. В промежуточном мозге сосредоточены зрительные нервы.
  • Средний мозг. Содержит зрительные доли.
  • Мозжечок
  • Продолговатый мозг

Половая система пресмыкающихся (рептилий)

  • мужская система: пара семенников и семенной канал;
  • женская система: пара яичников;
  • яйцеводы переходят в клоаку;
  • оплодотворение внутреннее;

Развитие: не требует присутствия воды. Зародыш развивается в яйце, покрытым кожистой оболочкой (в отличие от птиц), постэмбриональное развитие  — прямое.

Раньше пресмыкающихся было намного больше, да и пресмыкающимися их можно было назвать с большим трудом. Динозавры  — огромные существа  — заселяли Землю… 

Сейчас они  — история, а их потомки -небольшие животные, самых крупных из которых мы называем «гигантскими».

 
     

Обсуждение: “Пресмыкающиеся, рептилии”

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/presmykayushhiesya-reptilii.html

Ссылка на основную публикацию