Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях
Слайд 1
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА И СОСУДОВ
Слайд 2
Сердце – “маленький хозяин” организма человека
Слайд 3
Инфаркт миокарда – это гибель участка сердечной мышцы, обусловленная острым нарушением кровообращения в этом участке.
Слайд 4
Инсульт – остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.
Слайд 5
Гиподинамия (пониженная подвижность) — нарушение функций организм при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Слайд 6
Факторы риска заболеваний кровообращения Факторы риска Влияние на органы кровообращения Болезни Нездоровое питание избыток жиров и холестерина ухудшает работу сосудов и питание органов, в том числе и сердца.
атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, инсульт Курение Никотин вызывает спазм сосудов, и ткани организма получают мало питательных веществ и кислорода. Сердце работает с большим напряжением. тромбофлебит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и др.
Употребление алкоголя Алкоголь разрушает клетки сердечной мышцы, они теряют эластичность, коронарные сосуды поражаются атеросклерозом и сердце работает на пределе возможностей. ишемическая болезнь сердца инфаркт миокарда Стресс Возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела.
Гипертония инфаркт миокарда, инсульт Гиподинамия Недостаток движения оказывается причиной нарушений в деятельности сердца, ухудшает циркуляцию крови и лимфы. Сердце не готово к нагрузкам. атеросклероз
Слайд 7
Первая помощь при кровотечениях Виды кровотечений Признаки Помощь Капиллярное кровь сочится со всей поверхности раны обработать рану и наложить стерильную повязку. Венозное кровь более темная, не пульсирует, вытекает спокойно обработать рану и наложить стерильную давящую повязку.
Артериальное кровь ярко-красного цвета и всегда пульсирует наложить жгут выше места ранения, обработать рану и наложить стерильную повязку.
Носовое возникает в результате травмы, при повышении или понижении артериального давления 1) сесть, слегка наклонив туловище вперед, 2) положить холод на переносицу, 3) ввести в ноздри тампоны с перекисью водорода
Слайд 8
ПРИЕМЫ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ В АРТЕРИЯХ
Слайд 9
НАЛОЖЕНИЕ ЗАКРУТКИ
Слайд 10
НОСОВОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ
Слайд 11
1. Инфаркт миокарда – это: з аболевание мышцы сердца н арушение функций створчатых клапанов у чащенное сердцебиение 2. Инсульт – это: острое нарушение мозгового кровообращения нарушение функций полулунных клапанов замедленное сердцебиение 3. Гиподинамия –это: и збыточный вес п ониженная подвижность з аболевание сердца ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 12
4. Одним из признаков артериального кровотечения является: н епрерывность струи крови а лый цвет крови т емный цвет крови 5. Что следует сделать при сильном венозном кровотечении? н аложить давящую повязку п рименить методы для остановки артериального кровотечения о бработать рану йодом и сделать повязку ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 13
а) а ) б ) б ) а ) «5» – все ответы правильные «4» – одна ошибка «3» – две ошибки «2» – более двух ошибок ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Слайд 14
БУДТЕ ЗДОРОВЫ!!! ПУСТЬ У ВАС НИКОГДА НЕ БОЛИТ СЕРДЦЕ!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/06/13/preduprezhdenie-zabolevaniy-serdtsa-i-sosudov-pervaya-pomoshch
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях
Урок поможет научить учащихся распознавать капиллярное, венозное, артериальное кровотечения и оказывать первую помощь.
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Город: Магнитогорск
МОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 24»
Учитель: Павлова Галина Григорьевна
Класс: 8
Предмет: биология
Тема учебного занятия: Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок (повторение, закрепление, проверка знаний)
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):
1) Научить учащихся распознавать капиллярное, венозное, артериальное кровотечения и оказывать первую помощь. Раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды, показать необходимость тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
2) Развивать связную речь, аналитическое мышление (умение классифицировать, выделять существенные признаки), концентрацию и переключение внимания, долговременную память.
3) Воспитывать аккуратность при записях, активность при ответах на вопросы, любознательность, интерес к чтению
Оборудование: презентация «Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях».
Дидактические материалы к уроку: Таблицы «Строение сердца», «Схема кровообращения», «Курение и сердце», «Вредное влияние алкоголя»; карточки, бинты, жгуты, трубки резиновые, раствор йода, раствор зелени бриллиантовой, вата.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Подготовительная частьI. Организационный момент | 3 мин | Настроить учащихся на успешную работу на уроке | Умение сосредоточиться на предстоящей работе | Словесный | Фронтальная работа | Слайд № 5 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Приветствие учителя. Сообщение о том, как будет проходить урок.Настроить на сплоченную работу в доброжелательной обстановке. «Улыбку передали друг другу, хлопок в ладони (1; 1; 1, 1, 1)»Раздать памятки и карточки; жетоны на стол;Цель урока: (сообщить учащимся)Домашнее задание: (на доске № параграфа, ответить на вопросы № 1-9 и под !). Дома учиться накладывать давящую повязку и жгут на конечность (пояснение учителя)Рапорт дежурного | Учащиеся стоя приветствуют учителя.Прослушивают цели урока, получают памятки, карточки.Слайд № 5Дежурный называет отсутствующих | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Основная часть | Проверить усвоение изученного материала | Знать сердечно-сосудистые заболевания | Уметь оказывать первую помощь | Беседа, самостоятельная работа | Групповая, индивидуальная, дифференцированная работа | Презентация | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель объявляет тему урока (1 мин): «Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях» | Запись учащимися даты и темы урока в тетрадь | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Проверка домашнего задания | 6 мин | Проверить усвоение изученного материала | Знать строение сердца и работу сосудов | Уметь работать по карточкам и по таблицам | Словесные, наглядные практические | Индивидуальная и фронтальная работа | Слайды № 7, 8,11 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1) Работа учащихся по карточкама) По каким сосудам движется кровь от сердца и к сердцу?Какое значение имеет медленное движение крови по капиллярам?б) Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?Внутри каких сосудов имеются клапаны?В каких сосудах кровь течет под наименьшим давлением?в) В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением?Какие клапаны во время сердечного цикла большее времязакрыты?Какие клапаны во время сердечного цикла большее времяоткрыты?2) Работа у доски (таблица)а) Рассказать о строении сердцаб) Каковы причины непрерывного движения крови по сосудам кругов кровообращения? (таблица) | Учащиеся работают по карточкам, у доски по таблице, отвечают на вопросы учителяСлайд № 7Слайд № 8 | ||||||
Учащихся записывают выводы в тетрадиСлайд № 11 | |||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Физкультурная минутка | 2 мин | Восстановить работоспособность | Групповая работа | Слайды № 12 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЯФизкультминутка ДЫХАНИЕЗАКРЫТЬ ГЛАЗА | Слайд № 12Выполняют упражнения физкультурной разминки | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Коррекционная работа | 4 мин | Уметь делать выводы, способность к обобщению | Знать строение сердца | Уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы | Беседа, самостоятельная работа | Фронтальная, индивидуальная | Слайды № 13, 17 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель беседует с учащимися о значении тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно- сосудистой системы | Слайд 13Учащиеся делают записи в тетрадях | ||||||
Словарная работаНа доске записаны определения понятий.Систематичность, постепенность, посильность, стресс, гиподинамия, сердечный цикл, электрокардиограмма | Слайд № 17Учащиеся воспринимают информацию, проговаривают слова вслух, делают записи в тетрадях | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Актуализация имеющихся знаний учащихся | 4 мин | Раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя | Знать о вреде никотина и алкоголя | Уметь предупреждать заболевания сердца | Частично-поисковый, беседа, самостоятельная работа | Фронтальная, индивидуальная | Слайды № 19, 20, 21 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Беседа учителя о причинах заболеваний сердечно-сосудистой системыПо данным мировой статистики первое место в мире по смертности приходится на сердечно-сосудистые заболевания, серьезными причинами этих заболеваний служат курение и злоупотребление алкоголем, ожирение и гиподинамия. | Фронтальная работа учащихся о причинах заболеванийСлайд № 19 | ||||||
Вывод о причинах заболеваний | Слайд № 20Записи учащихся в тетради | ||||||
Достижения медицины в области лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеванийВыводы: Итак, сердце надо беречь, вести необходимо здоровый образ жизни, в области медицины вы услышали, у нас большие успехи, достижения огромные, но и вы сами лично тоже можете внести свой вклад, принять участие, оказывая помощь при кровотечениях. Ситуации экстремальные: Чернобыль, Арзамас, Свердловск, Армения | Слайд № 21 | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Офтальмопауза | 2 мин | Восстановить работоспособность учащихся | Расслабиться | Психологический настрой | Фронтальная работа | Слайды № 23 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Закройте глаза, послушайте музыку, расслабьтесь | Слайд № 23Слушают музыку, расслабляются, выполняют упражнения для глаз | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Самостоятельная работаВыявление уровня знаний | 7 мин | Уметь обобщать, классифицировать, развивать связную речь | Знать типы сосудов | Уметь переключать внимание, находить сходства и различия | Репродуктивный, самостоятельная работа, беседа | Индивидуальная, фронтальная работа | Слайды № 24-26 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель задает учащимся вопросы и в ходе беседы они находят правильные ответы и делают записи в тетрадях1) Какие типы сосудов кровеносных вам известны?2) Какие сосуды называют артериями?3) Каковы особенности строения артерий?Зная все об артериях, как будет выглядеть артериальное кровотечение?Ярко-алая кровь, т.к. богата О2 и питательными веществами, вырывается фонтаном из раны, кровь идет под большим давлением. | Слайды № 24, 25, 26 | ||||||
Зная строение вен, сделайте вывод о том, как будет выглядеть венозное кровотечение?Темно-вишневого цвета кровь вытекает медленнее, равномерной непрерывной струей. |
Учащиеся записывают выводы в тетради | ||||||
Красная кровь, сочится каплями по всей раневой поверхности, легко остановить, при нормальной свертываемости кровотечение прекращается самостоятельно. |
|||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Обобщение урока и проверка понимания | 7 мин | Уметь сохранять здоровье, умение контролировать свои действия | Знать об артериальном, венозном, капиллярном кровотечениях | Уметь предупреждать артериальное, венозное, капиллярное кровотечения | Формирование умений и навыков, беседа, наблюдение | Фронтальная, самостоятельная | Слайды № 27, 28, 29, 30 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Выводы: Вы выяснили о том, что существуют три вида кровотечений: при повреждении артерий – артериальное; при повреждении вен – венозное; при повреждении капилляров – капиллярное.Но есть еще и внутренние кровотечения или паренхиматозные. Эти кровотечения связаны с повреждением внутренних органов (печень, селезенка, почки). Кровотечения в брюшную полость, полость груди очень опасны, они могут возникнуть в результате сильного удара, падения с высоты, сдавливания, а также при заболеваниях внутренних органов (язва, рак, туберкулез, аневризма кровеносных сосудов, гемофилия). Резкая бледность лица, слабость, частый пульс, обморочное состояние, липкий холодный пот, дыхание поверхностное. Срочно вызывать «скорую», холодную воду или мешок полиэтиленовый со льдом на предполагаемое место кровотечения. | Слайд № 27Записи в тетрадь | ||||||
Медицинская сестра показывает меры оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях | Слайд № 28Учащиеся оказывают первую помощь соседу по парте по остановке условного кровотечения из сосуда предплечья или кисти | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Заключительная часть | 10 мин | Повторить, обобщить, закрепить знания учащихся, оценить успешность реализации цели урока | Знать строение, и работу сердца | Уметь правильно делать выводы | Самостоятельная работа | Фронтальная работа | Слайды № 29, 31-34 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Стадия размышления (рефлексии) | Под руководством учителя учащиеся заполняют таблицу | Слайд № 29Учащиеся заполняют таблицу | |||||
Итог урока | Учитель инструктирует учащихся на правильные выводыУчитель оценивает учащихся, выставляет оценки в дневники и в журнал | Слайд № 31, 32, 34Учащиеся работают с карточкой и подводят итоги | |||||
|
|||||||
Примечание: при составлении конспекта учитывались особенности детей с задержкой психического развития и требования к урокам коррекционно-развивающего обучения в классах VII вида |
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку: (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.д.)
***К конспекту прилагается электронный вариант разработки урока и электронные материалы, созданные на основе ЦОР.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/priedupriezhdieniiesierdiechnososudistykhzabolievaniipiervaiapomoshchprikrovotiechieniiakh
Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы
Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Вам наверняка в своей жизни приходилось сталкиваться с этим явлением.
Кровотечения могут быть внешними, когда кровь выливается наружу, и внутренними, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство.
При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь начинает свертываться, а гемоглобин разрушаться.
В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зеленой и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить о давности ушиба. При ушибе головы излившаяся из сосудов кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку».
«Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли.
Если рана небольшая и кровь сочится слабо, то скорее всего повреждена капиллярная сеть. Это капиллярное кровотечение. Оно не является угрозой для жизни, и, как правило, пострадавший может с ним справиться без посторонней помощи.
В этом случае желательно промыть пораженный участок перекисью водорода, смазать его края йодной настойкой или бриллиантовым зеленым («зеленкой»). После этого следует зажать рану марлевым тампоном (рис.).
Если этим приемом удалось остановить кровь, повязку можно не накладывать.
При венозном кровотечении кровь вишневого цвета вытекает довольно сильной струей, ровно, без толчков. Края раны часто расходятся, и она становится зияющей.
Оказывая помощь в этом случае, надо смазать кожу вокруг раны йодной настойкой, закрыть ее стерильной салфеткой (можно из бинта) и туго перебинтовать. Стенки вен мягкие, и, сдавливая их, повязка способствует остановке кровотечения.
Если повязка не останавливает кровотечение, ниже места повреждения следует наложить жгут.
Наиболее опасны артериальные кровотечения. Узнать их нетрудно: ярко-алая кровь вырывается из раны пульсирующей струей, а при повреждении крупного сосуда фонтанирует. Артериальное кровотечение опасно тем, что пострадавший может быстро потерять много крови.
При ранении крупной артерии нужно попытаться пережать ее пальцами выше места повреждения. Затем пораженную конечность приподнимают вверх и место, на которое будут накладывать жгут (5—7 см выше раненого участка), оборачивают имеющейся в наличии мягкой тканью.
Под конечность подводят жгут и свободно завязывают его. В получившуюся петлю просовывают небольшую палочку или любой другой прочный предмет и вращают его до тех пор, пока кровотечение не остановится. Конец палочки привязывают к жгуту.
Далее приступают к обработке раны, наложению повязки и доставке пострадавшего в медицинское учреждение.
Нельзя слишком сильно затягивать жгут, т. к. можно повредить нервы. Под жгут надо положить записку с указанием времени его наложения: в теплое время года жгут можно не снимать в течение 2 ч, а в холодное — 1 ч. Если в течение этого времени доставить пострадавшего в больницу не удалось, жгут надо ослабить на 2—3 мин, чтобы не произошло омертвение тканей, а потом затянуть снова.
В случае носового кровотечения пострадавшего укладывают на спину и вставляют в носовой ход туго скрученный ватный тампон, смоченный раствором перекиси водорода, а на переносицу кладут холодный компресс.
Гигиена сердечно-сосудистой системы
Среди причин, вызывающих сердечно-сосудистые заболевания, лидирующие места прочно удерживают нерациональное питание, чрезмерные психические нагрузки, гипокинезия, курение и употребление алкоголя.
При избыточной массе тела существенно возрастает нагрузка на сердце. Оно вынуждено перекачивать большее количество крови, что приводит к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы.
У тучных людей увеличивается содержание в крови холестерина и жирных кислот. В результате их отложения на стенках просвет сосудов уменьшается, из-за чего ухудшается снабжение тканей и органов кровью.
Склонным к полноте людям необходимо сбалансированное питание. Им показана высокая двигательная активность с учетом возрастных возможностей организма, без перенапряжения.
Большую опасность для сердечно-сосудистой системы представляют сильные эмоциональные переживания (как отрицательные, так и положительные). В ряде случаев они могут привести к приступам сердечной недостаточности, а также расстройствам мозгового кровообращения. После любого, даже небольшого психоэмоционального напряжения необходима повышенная двигательная актив -ность.
Цивилизация существенно облегчила нашу жизнь, сделала ее свободной от тяжелой работы и обременительных домашних обязанностей. К сожалению, достижения цивилизации таят в себе серьезную опасность для здоровья.
Сниженная двигательная активность негативно сказывается на состоянии сердца и сосудов.
Порой регуляция сердечно-сосудистой системы ухудшается настолько, что даже смена положения тела человека (например, из горизонтального в вертикальное) может привести к потере сознания.
Гиподинамия опасна в любом возрасте. Нередко она встречается и у школьников, которые вынуждены подолгу сидеть за столом, много времени проводят перед телевизором и компьютером. Занимайтесь спортом, танцами, посещайте бассейн, чаще бывайте на свежем воздухе!
Не менее вредное влияние оказывает на сердце никотин. Увеличивая свертываемость крови, он способствует закупорке сосудов тромбами. Согласно статистике, по сравнению с некурящими у лиц, выкуривающих пачку сигарет в день, вероятность инфаркта миокарда возрастает вдвое, а у выкуривающих более пачки — втрое.
Никотин и алкоголь усиливают выделение в кровь адреналина. Под его влиянием сердце вынуждено работать значительно напряженнее, чем того требует реальная обстановка. После приема алкоголя частота сокращений сердца в покое достигает 100 и более ударов в минуту.
В мышечных волокнах сердца человека, постоянно употребляющего спиртные напитки, уменьшается содержание белка, накапливаются жиры. В результате таких катастрофических изменений волокна миокарда не справляются со своими непосредственными обязанностями и постепенно отмирают.
Таким образом, табак и алкоголь — сильнейшие яды, губительно действующие на сердце и сосуды. Их употребление приводит к уменьшению просвета сосудов, постепенному перерождению их стенок и, как следствие, ухудшению кровоснабжения жизненно важных органов.
Каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, должен помнить о том отрицательном влиянии, которое оказывают на сердечно-сосудистую систему систематическое переедание, снижение двигательной активности, стрессы, вредные привычки.
В систему кровообращения входят сердце и сосуды. Сердце человека разделено перегородкой на две половины: правую и левую. Правый желудочек нагнетает кровь в малый круг кровообращения, левый — в большой. Кровь, циркулирующая по большому кругу кровообращения, снабжает все клетки тела кислородом, которым она обогатилась, пройдя через малый круг.
Сердечный цикл состоит из трех фаз: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общей паузы.
В состоянии покоя при каждом сокращении сердца в аорту выбрасывается 60—80 мл крови. Эта величина вместе с частотой сокращений позволяет оценить производительность сердца. Во время физической нагрузки за счет возрастания частоты сердечных сокращений и систолического объема количество перекачиваемой крови может значительно увеличиваться.
Ритмичная деятельность сердца сопровождается колебаниями стенок сосудов — пульсом.
Сердечно-сосудистая система, как и любая другая, находится под контролем нервных и гуморальных механизмов регуляции.
Возбуждение симпатического отдела автономной нервной системы приводит к увеличению частоты и силы сердечных сокращений, сужению сосудов. Сходным действием обладает адреналин — гормон надпочечников.
В состоянии покоя преобладает влияние блуждающего нерва на сердце. Он снижает частоту и силу сердечных сокращений.
Лимфатическая система дополняет работу кровеносной системы, возвращая в кровеносное русло белки и другие вещества.
Источник: https://belmathematics.by/shkolniku/biologiya-9-klass/3737-pervaya-pomoshch-pri-krovotecheniyakh-gigiena-serdechno-sosudistoj-sistemy
Тема: Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Цели урока: Образовательные
Первая помощь при кровотечениях.
Цели урока:
Образовательные: раскрыть причины сердечно-сосудистых заболеваний; дать
представление о различных видах кровотечений.
Развивающие: научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам:
табакокурению, употреблению алкоголя.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум.
Форма работы: индивидуальная, в парах.
Средства обучения: таблицы: схема кровообращения, вред курения, вред алкоголя; модель сердца, жгут, бинты.
Ход урока.
11. Актуализация ЗУН.Фронтальный опрос.
- Что относится к органам кровообращения?
- Каково строение сердца?
- Назовите виды кровеносных сосудов.
- Какие кровеносные сосуды имеют клапаны?
- Сколько кругов кровообращения у человека?
- Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?
- Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?
- Что такое кровяное давление?
- Каким должно быть кровяное давление у молодого здорового человека?
- По каким сосудам кровь течет с большой скоростью?
- Почему в капиллярах наименьшая скорость течения крови?
111 Формирование новых понятий.
Учитель: Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце. Но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные посей день. Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!
Что такое сердце?Камень твердый?Яблоко с багрово-красной кожей?Может быть меж ребер и аортойБьется шар, на шар земной похожий?Так или иначе, все земноеУмещается в его пределы,Потому что нет ему покоя, До всего есть дело.(Э.
Межелайтис «Сердце»)1Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой весьма совершенный орган. При средней продолжительности жизни человека в 70 лет наше сердце сокращается свыше 2,5 млр. раз. При такой активной работе понятна уязвимость сердечно-сосудистой системы.
Сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее положение среди других заболеваний.
Сообщения учащихся:
- Анемия.
- Гипертоническая болезнь.
- Атеросклероз.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Инфаркт миокарда.
- Профилактика атеросклероза и И.Б.С.
Учитель: Ребята! А как вы думаете, в чем причина сердечно-сосудистых заболеваний?- снижение физической активности-избыточное питание- курение- употребление алкоголя- чрезмерные психические нагрузки.Особенно вредно действуют на сердечно-сосудистую систему алкоголь и яды табака.
Сообщения учащихся:
- Влияние алкоголя на сердце и сосуды.
- Влияние табака на сердечно-сосудистую систему.
- Стих: Сердце.
Мне так плохо, я так устало,И нет уж больше сил стучать.Наверное, жить осталось мало…Могли бы только вы понять – Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин,А этот яд непобедим.Мои сосуды кровяныеВ дыму сгорают день за днем.И если вы нас не спасете,Мы от куренья пропадем!
Учитель: общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека всреднем
5л. Потеря свыше 1/3 объема крови является опасной для жизни. К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, аварий, терактов. В них от потери крови гибнет много людей. Как оказать экстренную помощь человеку, истекающему кровью? Сегодня к нам на урок пришел медицинский работник, который расскажет, как определить вид кровотечения и оказать первую помощь.
Мед. работник :
- Капиллярное кровотечение.
- Венозное кровотечение.
- Артериальное кровотечение.
- Внутреннее кровотечение.
(демонстрация наложения жгута, повязок на различные органы).
IV. Формирование ЗУН.
- Перечислите сердечно-сосудистые заболевания.
- Каковы их причины.
- Назовите меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
2
- Какие бывают виды кровотечений?
- Как определить венозное кровотечение?
- Как определить артериальное кровотечение?
- Как определить внутреннее кровотечение?
- Какова первая помощь при капиллярном кровотечении?
- Какова первая помощь при артериальном кровотечении?
- Какова первая помощь при венозном кровотечении?
- Какова первая помощь при внутреннем кровотечении?
Практикум.Учащиеся делятся на группы по два человека и накладывают друг другу различные виды повязок.
V.Итог урока.
Комментирование оценок.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели причины сердечно-сосудистых заболеваний, меры профилактики; узнали о видах кровотечений, научились оказывать первую помощь при повреждении кровеносных сосудов. И я надеюсь, если кому-то понадобится помощь, вы сможете ее оказать.
V1.Домашнее задание: повторить стр. 116-137 – учебник: Н.И.Сонин. Биология. Человек. 8кл. Дрофа. 2006г.
Литература:
1.Батуев А.С. Биология. Человек. М. Дрофа. 1999г2. Кузьмин В.Д. Справочник домашнего врача.ч1,2. М. Астрель. 2001г.3. Салахова Ф.Н. Современный урок. Биология. Казань.2005г.4. Газета «Биология» №14 2006г.
3
Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-108852.html
Реферат на тему Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях
Содержание:
1. Кровотечение (стр. 2)
2. Виды кровотечений (стр. 2)
3. Последствия (стр. 8)
4. Способы остановки (стр. 10)
5. Список литературы (стр. 12)
Кровотечение
Кровотечение — выход крови за пределы сосудистого русла или сердца в окружающую среду (наружное кровотечение), в полость тела или просвет полого органа (внутреннее кровотечение).
Примерами наружного кровотечения являются метроррагия (маточное), мелена (кишечное), внутреннего — гемоперикард, гемоторакс, гемоперитонеум, гемартроз (соответственно в полость сердечной сорочки, в полость плевры, в брюшную и суставную полости).
Виды кровотечений
По направлению тока крови
Явное
Кровотечение называют наружным, если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним, если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.
Внутреннее кровотечение — кровотечение в полости организма, сообщающиеся с внешней средой — желудочное кровотечение, кровотечение из стенки кишечника, лёгочное кровотечение, кровотечение в полость мочевого пузыря и т. д.
Наружным кровотечение называют тогда, когда кровь изливается из повреждённых сосудов слизистых, кожи, подкожной клетчатки, мышц. Кровь непосредственно попадает во внешнюю среду
Скрытое
Кровотечение называется скрытым в случае кровоизлияния в полости тела, которые не сообщаются со внешней средой. Это плевральная, перикардиальная, брюшная полости, полости суставов, желудочков мозга, межфасциальные пространства и т. д. Наиболее опасный вид кровотечений.
По повреждённому сосуду
В зависимости от того, какой сосуд кровоточит, кровотечение может быть капиллярным, венозным, артериальным и паренхиматозным.
При наружном капиллярном кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); при венозном она вытекает равномерной струей, имеет тёмно-вишневую окраску (в случае повреждения крупной вены может отмечаться пульсирование струи крови в ритме дыхания).
При артериальном изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений. Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Кровотечение поверхностное, кровь по цвету близка к артериальной, выглядит как насыщенно-красная жидкость. Кровь вытекает в небольшом объёме, медленно.
Так называемый симптом «кровавой росы», кровь появляется на поражённой поверхности медленно в виде небольших, медленно растущих капель, напоминающих капли росы или конденсата. Остановка кровотечения проводится с помощью тугого бинтования.
При адекватной свертывающей способности крови свертывание проходит самостоятельно без медицинской помощи.
Венозное кровотечение характеризуется тем, что из раны струится тёмная по цвету венозная кровь. Сгустки крови, возникающие при повреждении, могут смываться потоком крови, поэтому возможна кровопотеря. При оказании помощи на рану необходимо наложить марлевую повязку.
Если есть жгут, то его нужно накладывать так, чтобы затруднить поступление венозной крови к ране, в случае повреждения конечности, жгут должен быть наложен на ту её часть, которая лежит дистальней раны.
(под жгут необходимо положить мягкую подкладку, чтобы не повредить кожу и записку с точным временем, когда был поставлен жгут).
Артериальное кровотечение легко распознается по пульсирующей струе ярко-красной крови, которая вытекает очень быстро. Оказание первой помощи необходимо начать с пережатия сосуда выше места повреждения. Далее накладывают жгут, который оставляют на конечности максимум на 1 час (зимой — 30 минут) у взрослых и на 20-40 минут — у детей. Если держать дольше, может наступить омертвление тканей.
Наблюдается при ранениях паренхиматозных органов (печень, поджелудочная железа, лёгкие, почки, селезенка), губчатого вещества костей и пещеристой ткани. При этом кровоточит вся раневая поверхность.
В паренхиматозных органах и пещеристой ткани перерезанные сосуды не сокращаются, не уходят в глубину ткани и не сдавливаются самой тканью. Кровотечение бывает очень обильным и нередко опасным для жизни.
Остановить такое кровотечение очень трудно.
Возникает при одновременном ранении артерий и вен, чаще всего при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезёнка, почки, лёгкие), имеющих развитую сеть артериальных и венозных сосудов. А также при глубоких проникающих ранениях грудной и/или брюшной полости.
По происхождению
По происхождению кровотечения бывают травматическими, вызванными повреждением сосудов, и атравматическими, связанными с их разрушением каким-либо патологическим процессом или с повышенной проницаемостью сосудистой стенки.
Травматическое кровотечение возникает в результате травмирующего воздействия на органы и ткани, превышающего их прочностные характеристики. При травматическом кровотечении под действием внешних факторов развивается острое нарушение структуры сосудистой сети в месте поражения.
Патологическое кровотечение является следствием патофизиологических процессов, протекающих в организме больного. Причиной его может являться нарушение работы любого из компонентов сердечно сосудистой и свертывающей системы крови. Данный вид кровотечений развивается при минимальном провоцирующем воздействии или же вовсе без него.
По степени тяжести
10—15 % объёма циркулирующей крови (ОЦК), до 500 мл, гематокрит более 30 %
16—20 % ОЦК, от 500 до 1000 мл, гематокрит более 25 %
21—30 % ОЦК, от 1000 до 1500 мл, гематокрит менее 25 %
>30 % ОЦК, более 1500 мл
>50—60 % ОЦК, более 2500—3000 мл
>60 % ОЦК, более 3000—3500 мл
По времени
- Первичное — кровотечение возникает непосредственно после повреждения.
- Вторичное раннее — возникает вскоре после окончательной остановки кровотечения, чаще в результате отсутствия контроля за гемостазом во время операции.
- Вторичное позднее — возникает в результате деструкции кровеносной стенки. Кровотечение плохо поддается остановке.
Механизм компенсации
Для исходов кровотечения большое значение имеют величина и быстрота кровопотери, возраст больного, общее состояние организма и сердечно-сосудистой системы. В механизме компенсации выделяют 4 стадии.
- Сосудисто-рефлекторная.
- Гидремическая
- Костномозговая
- Восстановительная
Сосудисто-рефлекторная стадия
Первая стадия, развивается на первые — вторые сутки после повреждения. При кровотечении в первую очередь уменьшается ОЦК, возникает гиповолемия, что стимулирует симпатоадреналовую систему.
Адреналин воздействует на емкостные сосуды — вены — и вызывает повышение тонуса сосудистой стенки. В результате кровь, в норме депонированная в венах, включается в кровоток.
Временно увеличивается венозный возврат к сердцу, что приводит к нормализации кровообращения.
Гидремическая стадия
Характеризуется увеличением ОЦК за счёт включения в кровоток межклеточной жидкости и задержки жидкости в организме. Для человека массой 75 кг мобильный объём межклеточной жидкости равен 20 литрам, однако мобильным является только половина из них, а практически в кровеносное русло попадает лишь около 500—700 мл (на этом основана безопасность донорства).
Механизм этой стадии нейроэндокринный. Кровопотеря вызывает резкое снижение ОЦК (гиповолемию). Возбуждённые волюморецепторы, расположенные вкаротидном синусе и в дуге аорты посылают сигналы в задний гипоталамус, в котором синтезируется альдостеронстимулирующий фактор (релизинг-фактор). Под его воздействием начинается выработка альдестерона в надпочечниках.
Гормон вызывает задержку натрия в организме путём увеличения его реабсорбции в дистальных канальцах почек. Увеличение содержания натрия в крови вызывает возбуждение осморецепторов. Сигнал идет в передний гипоталамус, из которого — в гипофиз. Стимулируется выработка антидиуретического гормона, который вызывает реабсорбцию воды в почках.
Кроме этого, в процессе участвует ренин-ангиотензиновая система.
Костномозговая стадия
Гипоксия, вызванная кровотечением стимулирует синтез эритропоэтина в почках. Активируется эритропоэз, образуются молодые формы красного ростка, которые выходят в периферическую кровь.
Последствия
В результате любого кровотечения снижается количество циркулирующей крови, ухудшаются сердечная деятельность и обеспечение тканей (особенно головного мозга), печени и почек кислородом. При обширной и длительной кровопотере развивается малокровие (анемия).
Очень опасна кровопотеря у детей и лиц пожилого возраста, организм которых плохо приспосабливается к быстро уменьшающемуся объёму циркулирующей крови. Большое значение имеет то, из сосуда какого калибра истекает кровь.
Так, при повреждении мелких сосудов образующиеся кровяные сгустки (тромбы) закрывают их просвет, и кровотечение останавливается самостоятельно.
Если же нарушена целость крупного сосуда, например артерии, то кровь бьет струей, истекает быстро, что может привести к смертельному исходу буквально за несколько минут. Хотя при очень тяжёлых травмах, например, отрыве конечности, кровотечение может быть небольшим, так как возникает спазм сосудов.
Все изменения в организме при кровотечениях можно разделить на общие и местные.
Общие изменения
Общие изменения направлены в основном на возмещение потери крови (см. Механизм компенсации) В сердце наблюдается уменьшение сократительной активности миокарда, что влечёт уменьшение сердечного выброса и ещё больше снижает ОЦК.
В лёгких из-за недостаточности кровообращения развивается отек лёгкого, что приводит к так называемому шоковому лёгкому. Из-за снижения кровотока в почках уменьшается фильтрация и развивается анурия. В печени развивается центроглобулярный некроз.
Может развиться паренхиматозная желтуха.
Местные изменения
При наружном кровотечении диагноз ставится на основе визуально наблюдаемого кровоизлияния. При внутреннем кровотечении диагноз ставится на основании общего состояния больного, его анамнеза (например, при наличии у больного язвы желудка можно заподозрить желудочное кровотечение из неё) и дополнительных исследований.
При кровотечении из лёгкого кровь выходит из полости рта, имеет красную окраску и пенится. При кровотечении из пищевода как правило кровь также алая. При желудочном кровотечении кровь, выходящая через рот, имеет цвет «кофейной гущи» из-за реакции в желудке с соляной кислотой. Если кровоизлияние происходит в кишечнике, калл приобретает окраску и консистенцию, называемую «дегтеобразной».
При кровотечении в почечной лоханке моча становится красной (т. н.макрогематурия).
При скрытых кровотечениях определить симптомы бывает непросто. Часто для уточнения диагноза применяются диагностические пункции. При гемотораксе симптомами являются одышка, затруднение дыхания, ослабление перкуторного звука над областью скопления крови. Показана диагностическая пункция и рентген для уточнения диагноза.
При кровотечении в брюшную полость основным местным симптомом является вздутие живота, также притупление перкуторного звука. Кровотечение в полость сустава местно выявляется припухлостью сустава и его покраснением. При кровотечении в полость перикарда — т. н. тампонада сердца — происходит остановка сердца.
При кровоизлиянии в мозге нарушения в основном связаны с расстройствами в нервной системе.
Первая помощь
Способы остановки
Способы остановки кровотечения делятся на два типа — временные и окончательные. Временная остановка применяется при экстренной помощи на месте до доставки больного в стационар, окончательная — только в операционной
Временные способы остановки
- жгут (зимой — ребёнок 10-12 минут, взрослые не более чем на час; летом — ребёнок и пенсионеры 25-30 минут, взрослые до 1.5 — 2 часа). При артериальном кровотечении накладывается выше места повреждения, при венозном — ниже. Необходимо при накладывании жгута положить записку с временем наложения, и обязательно накладывать жгут на ткань во избежание пережатия конечности. Для этого можно использовать одежду пострадавшего;
- пальцевое прижатие — внешнее;
- максимальное сгибание конечности — внешнее;
- прикладывание льда — внешнее;
- поставить тампон — внутреннее;
Окончательные способы остановки
- Ушивание сосудов
- Тампонада раны — в случае невозможности ушивания сосудов
- Эмболизация сосудов. При этом методе в сосуд вводится пузырек воздуха, который фиксируется на сосудистой стенке точно в месте повреждения. Наиболее часто применяется в операциях на сосудах головного мозга
- Гемокоагуляция — при помощи введения естественных и синтезированных искусственно гемокоагулянтов местно и в общий кровоток
Список литературы
- Кровотечение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Батуев А. С. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.— М.:Дрофа, 2004.С.848
- Рохлов В. С. Справочник школьника.— М.:АСТ-ПРЕСС,2001.С.704
- Емельянов С. И. Общая хирургия — М.: Медицинское информационное агентство, 2003, с 47 — 74.
Источник: http://refworm.ru/bzhd/referat-na-temu-krovotecheniya-ix-vidy-pervaya-medicinskaya-pomoshh-pri-krovotecheniyax.html
Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы
Цели урока:
обучающая: изучить факторы, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний; рассмотреть профилактические мероприятия, направленные на предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний; научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальное кровотечения и оказывать первую помощь при кровотечениях;
развивающая: развитие практических умений и навыков по оказанию первой помощи при кровотечении; развитие воли и самостоятельности, уверенности в собственных силах;
воспитательная: воспитание нравственных качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
— по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
— по степени взаимодействия учителя и учащегося: изложение, беседа, самостоятельная работа;
— по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный.
Опорные термины, понятия: артерия, капилляр, вена; кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное; гематома; наружное и внутреннее кровотечения.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Типы кровотечений», стандартный резиновый жгут, широкая лента из ткани (для наложения закрутки), подкладка из плотной ткани, деревянная палочка, перевязочный материал (разные виды бинтов: марлевые эластичные, трубчатые, сетчатые; марля, гигроскопическая вата, хлопчатобумажная или трикотажная ткань), стол.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— называть причины возникновения и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
— применять знания для оказания первой помощи при кровотечениях.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Произносит вступительное слово: «Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь — самого сердца! Именно поэтому очень важно знать факторы, которые приводят к данным заболеваниям».
Ставит перед учащимися учебные задачи.
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя. Знакомятся с учебными задачами.
- Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Разбирает вместе с учащимися материал, посвященный сердечно-сосудистым заболеваниям: ишемическая болезнь, инфаркт миокарда, артериальная гипертензия, инсульт.
Далее предлагает рассмотреть факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему человека:
— гиподинамия;
— алкоголь;
— никотин;
— нерациональное питание;
— психические перегрузки;
— инфекционные заболевания.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему человека.
Ø Деятельность учителя
Предлагает выслушать сообщения, подготовленные учащимися дома по темам: «Вредное влияние курения и алкоголя на сердце и кровеносные сосуды», «Гиподинамия — путь к инфаркту».
Подводит учащихся к выводу о том, что для полноценной работы сердечно-сосудистой системы необходимы: сбалансированное питание, физические упражнения, здоровый образ жизни, посильный труд, полноценный отдых.
Ø Деятельность учащихся
Выступают с подготовленными дома сообщениями, обсуждают полученную информацию. Далее формулируют вместе с учителем вывод о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы сердечно-сосудистая система функционировала нормально.
Ø Деятельность учителя
Дает определение понятию «кровотечения». Рассматривает вместе с учащимися типы кровотечений. Демонстрирует слайд № 1.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях определение понятия «кровотечения».
Ø Деятельность учителя
Отмечает особенности артериального кровотечения. Демонстрирует слайд № 2.
Ø Деятельность учащихся
Отмечают в рабочих тетрадях признаки артериального кровотечения.
Ø Деятельность учителя
Отмечает особенности венозного кровотечения. Демонстрирует слайд № 3.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях признаки венозного кровотечения.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает об особенностях капиллярного кровотечения. Демонстрирует слайд № 4.
Ø Деятельность учащихся
Отмечают признаки капиллярного кровотечения.
Ø Деятельность учителя
Объясняет особенности внутреннего кровотечения. Демонстрирует слайд № 5.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях определение внутреннего кровотечения, отмечают его признаки.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся рассмотреть последовательность оказания первой помощи пострадавшим при кровотечениях: «При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Чтобы помочь пострадавшему, надо уметь, знать, тренироваться».
Демонстрирует опыт № 4 «Первая помощь при кровотечениях (артериальных, венозных и капиллярных)».
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя, наблюдают за демонстрационным опытом.
Ø Деятельность учителя
Показывает на одном из учащихся последовательность оказание первой помощи при артериальном кровотечении. При этом демонстрирует слайды презентации № 6—8.
Ø Деятельность учащихся
Изучают последовательность оказания первой помощи при артериальном кровотечении:
— придать конечности возвышенное положение и максимально согнуть ее в суставе;
— сдавить кровеносные сосуды, проходящие выше места кровотечения. Для сдавливания сосудов могут быть применены различные методики, а именно — прижатие пальцами, наложение жгута, наложение давящей повязки. Прижатие артерии пальцами выполняется для временной остановки кровотечения на голове, шее, конечностях.
Успешное пальцевое прижатие выполняется в том месте конечности, где нет значительной мышечной массы и где артерию можно прижать к кости. Для более продолжительного пережатия поврежденного артериального сосуда используется жгут, который обязательно должен быть в аптечке.
При наложении жгута следует помнить, что его накладывают только для остановки кровотечения, не следует слишком сильно пережимать конечность, можно вызвать некроз тканей. Если все же жгута под рукой не оказалось, можно использовать любое подходящее средство: брючный ремень, веревку, полотенце и т. п.
Если первую помощь оказывает врач, он может наложить на кровоточащий сосуд в ране зажим;
— после наложения жгута (при правильном наложении жгута артериальное кровотечение тут же прекращается) пострадавший должен быть в срочном порядке доставлен в ближайшее медицинское учреждение, где ему и будет оказана дальнейшая более квалифицированная помощь.
Ø Деятельность учителя
Демонстрирует учащимся порядок оказания первой помощи при венозном кровотечении (слайд № 9).
Ø Деятельность учащихся
Изучают последовательность оказания первой помощи при венозном кровотечении:
— конечности необходимо придать возвышенное положение и тем самым обеспечить отток от конечности венозной крови;
— наложить на место ранения давящую повязку;
— в случае ранения крупной вены давящей повязки может быть недостаточно, тогда ниже места ранения накладывается так называемый венозный жгут. Для этой цели используется стандартный жгут, который должен быть в аптечке. Если жгута в аптечке не оказалось, могут использоваться любые подручные средства: полотенце, платок, брючный ремень, веревка и пр.;
— после остановки кровотечения пострадавшего следует доставить в ближайшее медицинское учреждение для осмотра врачом.
Ø Деятельность учителя
Демонстрирует учащимся порядок оказания первой помощи при капиллярном кровотечении (слайд № 10).
Ø Деятельность учащихся
Изучают последовательность оказания первой помощи при капиллярном кровотечении:
— рану нужно промыть чистой водой;
— обработать раствором какого-нибудь антисептика;
— наложить марлевую повязку;
— в ближайшее время пострадавшего рекомендуется показать участковому врачу.
III. Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Для закрепления изученного материала предлагает учащимся решить ситуационные задачи.
Задача № 1
В результате аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Как необходимо оказать первую помощь пострадавшему?
Ø Деятельность учащихся
Правильные ответы на задачу № 1: Повреждена артерия. Первая помощь:
- Пережать сосуд выше места повреждения.
- Наложить жгут на конечность.
- Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута
- Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Ø Деятельность учителя
Задача № 2
Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Какой сосуд поврежден? Как необходимо оказать первую помощь пострадавшему?
Ø Деятельность учащихся
Правильные ответы на задачу № 2: Повреждена вена. Первая помощь:
- На рану необходимо наложить давящую повязку или жгут ниже места повреждения.
- Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута.
- Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Ø Деятельность учителя
Задача № 3
Сын решил сделать сюрприз маме — приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идет несильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? В чем заключается оказание первой помощи пострадавшему?
Ø Деятельность учащихся
Правильные ответы на задачу № 3: Повреждены капилляры. Первая помощь:
- Обработать края раны йодной настойкой.
- Наложить марлевую повязку.
Ø Деятельность учителя
Задача № 4
Но время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот.
Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт.
Какой предварительный диагноз может поставить медсестра школьного медпункта? Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему?
Ø Деятельность учащихся
Правильные ответы на задачу № 4: Предварительный диагноз — внутреннее кровотечение. Первая помощь:
- Обеспечить полный покой.
- Придать пострадавшему полусидячее положение.
- К предполагаемому месту кровотечения приложить лед или холодную воду.
- Срочно доставить пострадавшего к врачу.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся подумать и ответить на следующие вопросы:
- Что я узнал сегодня на уроке о гигиене сердечно-сосудистой системы?
- Как эти знания помогут мне сберечь свое здоровье?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают по очереди на поставленные вопросы.
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 33 учебного пособия. Заполнить таблицу.
Первая помощь при кровотечении
Вид кровотечения |
Особенности кровотечения |
Первая помощь |
Капиллярное |
||
Венозное |
||
Артериальное |
Предлагает подумать дома над вопросами: «Какой вред наносят алкоголь и никотин сердечно-сосудистой системе?», «Как можно предупредить заболевания сердца и сосудов?».
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание. Заполняют дома таблицу и отвечают на вопросы.
Источник: http://www.compendium.su/biology/6-9klass/16.html