Выводы к главе Человек и окружающая среда, Биология

  • Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
  • Тип урока- комбинированный
  • Методы: частично-поисковый,про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цели:
  • -осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • -разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
  • -формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
  • Задачи:
  • Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями – важную составляющую культуры каждого человека;
  • Развивающие: развивать познавательно – практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
  • Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.
  • УУД
  • Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
  • Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
  • Планируемые результаты
  • Предметные
  • влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
  • подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
  • – установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
  • основную биоэкологическую терминологию и символику
  • Личностные:
  • формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
  • Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география – будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
  • Форма урока – традиционная
  • Технология – проблемного обучения
  • Изучение нового материала
  • Человек и среда его обитания

Человек обитает в определенной среде, из которой получает все необходимые средства существования и с которой находится в слож­ных взаимосвязях. В настоящее время эти взаимосвязи настолько усложнились, что породили глобальную проблему, получившую на­звание экологической проблемы, которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной сре­ды. Это происходит в результате развития научно-технического про­гресса, истощения природных ресурсов, нарушения естественных механизмов, которые обеспечивают стабильность биосферы.

В настоящее время научные исследования, связанные с анали­зом перехода биосферы в ноосферу, породили ряд комплексных наук, важнейшая из которых — экология человека.

Она объединя­ет достижения многих общественных и естественных научных дис­циплин, среди которых важнейшее значение имеют проблемы развития народонаселения, совершенствование физических и пси­хических возможностей человека, сохранение здоровья людей.

Выводы к главе Человек и окружающая среда, Биология

Здоровье людей определяется рядом факторов: величиной конкретного труда (психофизиологическими затратами), исполь­зуемого человеком в различных видах деятельности, социально-демографическими и естественно-природными явлениями: Нельзя рассматривать и исследовать человека вне взаимо­связи социальных и природных факторов.

Например, природное существует в человеке как биофизическое, биохимическое, фи­зиологическое (вообще биологическое), а социальное – как об­щественное и личное, классовое и групповое, общечеловеческое, коллективное и т. д.

Отношение между природным и социальным можно выразить следующим образом: природа человека — про­дукт эволюции, а изменяя внешнюю природу, человек тем са­мым изменяет свою собственную природу.

Каждый член общества обязан обладать определенными эко­логическими знаниями и владеть экологической культурой, кото­рая поможет не только прогнозировать результаты взаимодействия природы и общества, но и избежать экологической катастрофы на нашей планете.

Поэтому в интересах человечества необходимо согласовывать нарастание темпов отрицательного и положитель­ного воздействия на природу, чтобы обеспечить: оптимум усло­вий: жизни, труда и отдыха людей; максимум использования ресурсов природы для создания материальных ценностей и ми­нимум.

отрицательных изменений в природных ресурсах.

Выводы к главе Человек и окружающая среда, Биология

При соблюдении определенных законов взаимодействия челове­ческого общества и окружающей среды имеются неограниченные перспективы его развития не только за счет ресурсов: нашей плане­ты, но и за счет использования в дальнейшем ресурсов Космоса.

Подумайте и ответьте. 1. Что такое среда обитания человека и поче­му экологические проблемы в настоящее время считаются первоочеред­ными? 2. Что такое экология человека? Обоснуйте это понятие. 3.

Какие факторы определяют здоровье человека? 4. Какое воздействие на здоро­вье человека оказывает загрязнение окружающей среды? 5. Докажите, что человек является частью биосферы Земли. 6.

Взаимосвязь каких фак­торов определяет существование человека?

  1. Объясните значение терминов: экология, биосфера, человеческая де­ятельность, взаимосвязь природы и общества, экология человека, здоро­вье человека.
  2. Человек и среда обитания – 1
  3. Человекиокружающаясреда
  4. Окружающаясредаичеловек
  5. Ресурсы:

   

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Влияние человека на окружающую среду

Человек является единственной причиной загрязнения экологии.

Природа создала человека для того, чтобы он оберегал и лелеял планету, но, в большинстве своем человечество забыло о том, как важна для нашей жизни окружающая среда, это произошло из-за того, что человек поставил перед собой совсем другие цели, и стремится к их достижению. Специалисты бьют тревогу, так как люди приносят неизменимое и катастрофическое воздействие на природу.

Хотелось бы подметить, что загрязняя окружающую среду, прежде всего человек приносит урон самому себе. В современном мире большое количество воды и пищи уже отравлено вредоносными химикатами и токсинами, которые негативно сказываются на нашем здоровье.

Чем же человек вредит природе?

В первую очередь это фабрики и заводы, которые должны иметь собственные очистные сооружения, а также постоянно заниматься реконструкцией подстанций, цехов и других элементов, поддерживая правильную работу своего производства.

Большой урон природе наносят автомобили, которые являются источником вредных отходов и загрязняют всю нашу планету Земля. Вредные вещества попадают в атмосферу из-за того, что человек сжигает топливо транспортных средств. Мы уже не представляем свою жизнь без машин, автобусов, кораблей и самолетов.

Без специальной обработки в природу попадают отходы жизнедеятельности людей и животных. Специалисты начали применять определенные удобрения и другие продукты для хорошего урожая, но они довольно опасны для любого живого существа в природе, включая людей. На планете в каждой стране можно найти такие предприятия, которые обходят закон и неправильно перерабатывают отходы.

Результатами такого человеческого поведения становятся кислотные дожди, глобальное потепление, появление новых болезней, вымирание животных и растений, аллергии у человека и многое другое, так как этот перечень лишь малая часть всех последствий халатного отношения человека к природе.

Человек и его дети дышат загрязненным воздухом, используя все удобства, мы губим не только саму природу, но и наше здоровье, учащается число преждевременной смерти.

Сама природа не может справиться с такой катастрофической ситуацией, поэтому каждый человек на земле должен это понимать и вносить свой, хоть и малый вклад ежедневно.

Человек родился для того, чтобы оберегать свой дом, природу и планету Земля.

Выводы к главе Человек и окружающая среда, Биология

Проект "Экология и здоровье человека" | Творческие проекты и работы учащихся

⁠ Самохваловой Вере ИвановнеМБОУ “Гимназия имени Подольских курсантов” г.

Подольск

Данная исследовательская работа по биологии и физике на тему «Экология и здоровье человека» посвящена исследованию взаимосвязи экологии и человека.

В работе дано определение понятий “окружающая среда” и “здоровье человека”, приводится краткая характеристика видов загрязнения экологии.

Подробнее о проекте:

В процессе исследовательской работы по биологии и физике «Экология и здоровье человека» проведена оценка основных факторов, негативно влияющих на окружающую среду и здоровье людей. Автор дает определение и проводит анализ особенностей химических и биологических загрязнений окружающей среды и их воздействия на здоровье человека.

В работе рассматривается взаимосвязь рациона питания и качества употребляемой пищи со здоровьем человека и его самочувствием. Учащаяся провела практическое исследование и установила процентное соотношение заболевших учащихся за сентябрь-октябрь 2020, определила причины, повлиявшие на это и предложила рекомендации, соблюдение которых позволит снизить влияние экологии на наше здоровье.

Оглавление

Введение
1. Что такое здоровье человека и окружающая среда?
2.  Химические загрязнения среды и здоровья человека.
3.  Биологические загрязнения и болезни человека.
4. Питание и здоровье человека.
Заключение

Лтература

Темой нашей исследовательской работы является одна из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем человечества – это здоровье человека в окружающей среде. В современном мире здоровье человека зависит от множества различных факторов, даже сам человек может влиять на свое здоровье, как положительно, так и отрицательно.

Читайте также:  Выводы к главе Выделение продуктов обмена, Биология

Известно, что здоровье человека так же зависит от социально-экономических, психологических, производственно-бытовых, экологических и многих других факторов, т.е. от условий труда, жизни и быта населения. Все эти факторы взаимосвязаны и имеют большое значение для поддержания здоровья населения всей страны и мира в целом.

Целью: работы является исследование влияния воздействия факторов окружающей среды на организм человека и на его здоровье, изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета, а так же исследование подверженности учащихся к различным простудным заболеваниям.

Задачи:

  1. Рассмотреть конкретные факторы экологии человека
  2. Показать связь экологии человека и его здоровья
  3. Выявить процентное соотношение заболевших учащихся за сентябрь-октябрь 2020
  4. Подвести итог исходя из полученных данных
  5. Провести анкетирование среди учащихся
  6. Проанализировать результаты анкетирования
  7. Сделать выводы исходя из проведенного анкетирования
  8. Подвести итоги исследовательской работы и написать заключение

Актуальность исследовательской работы заключается в сохранении населением планеты своего здоровья, в ведении правильного образа жизни без вреда окружающей среде, а так же укреплению своего иммунитет.

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.

Человек на протяжении своего существования стремился не приспособится к окружающей среде, а сделать ее удобной для своего существования.

Теперь всё человечество осознало, что любая деятельность оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение её состояния опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

В жизни употребляются множество различных, в зависимости от подхода понятий, как здоровье человека, здоровье семьи, здоровье народа и не малую роль среди этих понятий занимает здоровье школьника. Под окружающей средой человека мы понимаем изучение проблем взаимоотношения человека с окружающей средой.

Другими словами, мы имеем дело с проблемой здоровья, здорового образа жизни человека и факторами среды обитания. Основным принципом экологии человека в данном случае является комплексный подход.

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: “Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов”.

Мы понимаем, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: “Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей”.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если работают все органы и системы слаженно, без перебоев, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга и всей нервной системы, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется моральными принципами социальной жизни человека, т.е.

жизни в определенном человеческом обществе.

Крепкое здоровье человека способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной.

Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся является слабое здоровье.

От общего состояния здоровья и функциональных возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности, а также физическое развитие

Каковы же истинные причины ухудшения здоровья?

Негативные факторы окружающей среды:

  • Загрязнение атмосферы и воды,
  • физическое загрязнение (шумовое, электромагнитное, тепловое, радиационное, видео загрязнение),
  • загрязнение поверхности почвы бытовыми и промышленными отходами являются неблагоприятными для человечества факторами окружающей среды.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы. Различные химические вещества попадают в почву, воздух или воду и в конце концов переходят в организм человека.

Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель.

Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоки – смесь дыма, тумана, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Техника созданная человеком тоже влияет на здоровье самого человека: ракеты, самолёты, заводы, теплоэлектростанции,машины и т. д

Основная доля загрязнения окружающей среды автотранспортом приходится на выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Пары бензина, углеводороды,окись азота и другие опасные вещества, которые осаждаются на почву.

Так же в отрасли электроэнергетика самым мощным источниками химического загрязнения признаны теплоэлектростанции. Процесс загрязнения связан со сжиганием топлива. Впоследсвии эти загрязнения оказываются на почве,в водах,осаждаясь или выпадая с атмосферными осадками.

Более всего химическому загрязнению подвержены крупные города.

Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Они способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах.

Часто источником инфекции является почва. В организм человека эти инфекции могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.

Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.Одно из самых опасных для воды веществ — это радиоктивные частицы.

Разливы нефти перекрывают доступ кислорода и света также,как и тяжёлые частицы,однако покрывают огромные площади.

Все видели кадры,как на берег выбрасывает тела птиц и рыб,которые попали в такие нефтяные лужи и либо задыхались либо оставались обездвиженным из-за того,что оседающая на крыльях нефть не давала птицам возможности взлететь,а самостоятельно очистится от неё они не могли.

При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы.

К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие.

Экология питания — это разумный,здровый подход к выбору и потреблению продуктов.Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Что люди должны заботиться о том,насколько качественную и полноценную пищу потребляем.Ведь от экологии питания напрямую зависит наше здоровье и продолжительность жизни.

Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку.

Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. 

Нужно отдавать предпочтения натуральным продуктам,выращенныма в экологически чистых условиях.Покупая продукты питания в торговой сети,интересуйтесь сроками годности продуктов,а так же химическим составом.Помните,что калорийность пищи должна быть пропорциональна энергии,которую тратит человек.

Прислушайтесь к своему организму и научитесь отличать голод от аппетита.Дневной рацион должен быть сбалансированным по содержанию всех необходимых организму питательных веществ.

Соблюдайте режим.Классическая система питания считает оптимальным четырехразовое питание,с интервалами в 4 часа.

Не собирайте ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог,свалок и промышленных предприятий.Не ешьте рыбу,выловленную в загрязнёной реке.

Нужно бережно относиться к своему организму и выборе питательных веществ,в настоящие время мы употребляем много продуктов чья экология нарушена,и на переработку которых наш организм тратит слишком много времени,при этом иногда не получая нужных калорий,необходимых для своего организма.

Главнейшие принципы экологии- с одной стороны системный подход, объединяющий организмы со средой обитания, с другой стороны функциональная интеграция, разбивающая систему на уровни организации жизни.Однако,мы до сих пор не осознаём важности и глобальности той проблемы,которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии.

Во всём мире люди стремятся к максимальному уменьшению грязной среды.Так же и Российская Федерации принято,к примеру,уголовный кодекс,одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологическое преступление.Конечно не все пути к данной проблеме решены и нам стоит самостоятельно с ней бороться,поддерживать природный баланс,в котором человек способен нормально существовать.

Читайте также:  Поддержание постоянной температуры тела - биология

Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Человек и окружающая среда

Природа является первоисточником удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Все необходимое для существования, например, пищу, одежду, материалы для строительства жилища, человек берет у природы. Кроме того, она поставляет обществу и эстетические ценности.

Одновременно природа является и средой обитания человека и всех живых организмов, жизнедеятельность которых сопровождается постоянным потреблением воздуха, воды и пищи. От наличия и качества последних зависит протекание естественных физиологических процессов обмена веществ в любом живом организме.

Из окружающей среды в организм поступают кислород, вода и питательные вещества. Они необходимы для протекания процессов обмена веществ, благодаря которым организм получает возможность расти, развиваться, поддерживать нормальную температуру тела, мышечную и умственную деятельность.

Одновременно с этим организм человека выделяет углекислый газ, вредные продукты распада, избыток веществ и тепла.

В процессе жизнедеятельности на организм воздействуют различные природные факторы: температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, магнитные поля и другие элементы, которые принято объединять понятием «природно-климатические факторы». Организм приспособлен к их естественному воздействию.

При незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Происходит акклиматизация, т.е. Приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, увеличивается потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает его.

При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела. Естественная природная среда может внезапно резко измениться в случае землетрясений, извержения вулканов, ураганов, засух и других аномальных явлений в природе.

Однако человек благодаря созданным им же условиям жизни (регулярным источникам тепла, воды, энергии, жилью, различным техническим устройствам, облегчающим труд, одежде, лекарствам и др.) значительно лучше, чем другие живые организмы может приспособится к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Также человек может создать средства защиты от них. Будучи частью природы, человек взаимодействует с ней. Получая из недр земли каменный уголь, нефть и газ, руды и строительные материалы, человек использует их как предмет своего труда. Для жизни человека необходимы также продукты растительного и животного происхождения.

Таким образом, человек является потребителем по отношению к природной среде. В то же время, осуществляя мелиорацию земель, сооружая плотины, создавая искусственные водохранилища и др., человек преобразует природу.

В результате хозяйственной деятельности человека окружающая среда загрязняется вредными веществами.

Для изучения воздействия человека на окружающую среду целесообразно выделить несколько ее составляющих: воздушная среда (атмосфера), водная среда (гидросфера), животный мир, растительный мир, почва, недра, климатическая среда.

Наиболее уязвимыми составляющими, без которых невозможно существование человека и которым наносится наибольший ущерб, являются воздушная и водная среды.

Атмосфера – важнейший элемент окружающей среды для всех биологических форм жизни на Земле. Воздух – это та среда, с которой человек сталкивается с первых минут жизни.

По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных функций: содержит необходимый для его жизни кислород; растворяет в себе все газообразные продукты обмена и жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере производства; воздействует на процессы терморегуляции организма с внешней средой.

Изменение состава и свойств воздушной среды часто неблагоприятно воздействует на здоровье человека. Среди загрязнителей наиболее распространены окись углерода, диоксид серы, соединения азота и углеводорода, а также разнообразные пыли.

Атмосфера Земли – важный фактор климатообразования. Хозяйственная деятельность человека влияет на различные компоненты климата. Они же, в свою очередь, влияют на состояние человека и окружающей среды. Так при осушении болот уменьшается влажность и повышается температура в окружающей среде.

Полезащитное лесоразведение способствует уменьшению скорости ветра, сокращению испарения, задержанию снега. В результате увеличивается влажность нижних слоев атмосферы и почвы. В результате загрязнения атмосферы в последние десятилетия происходит постепенное потепление климата. Также происходит разрушение озонового слоя.

Все это может быть опасным для жизни человечества.

Вода занимает особое место в жизни всех живых организмов на Земле. Без нее жизнь невозможна. Она входит в состав любого организма. Тело взрослого человека примерно на 65% состоит из воды, а кровь и лимфа – более чем на 90%. Вода в организме выполняет очень много функций.

В ней растворяются химические вещества, которые поступают из пищи; в воде происходят все известные биологические реакции; испаряясь через легкие и кожу, она регулирует тепловой режим; с водой выводятся вредные вещества. Без воды невозможно приготовить пищу, ее используют для водных процедур и для уборки помещений.

Без воды невозможна производственная и сельскохозяйственная деятельность.

Водная среда загрязняется сточными, дождевыми и талыми водами. Они несут много вредных веществ, например, растворители, красители, моющие средства, отходы различных отраслей промышленности.

Несовершенство методов обработки сточных вод является причиной поступления химических веществ в питьевую воду. Воздействие водных загрязнений на человека происходит также при купании, в результате употребления в пищу водных организмов, накопивших в своих тканях различные токсичные вещества.

Еще один важнейший элемент, определяющий состояние окружающей среды, – почва. Она выполняет две основные функции: производство органического вещества, в том числе сельскохозяйственных культур; минерализация отмерших органических остатков.

Загрязнение почвы может происходить в результате внесения в нее удобрений, орошение полей сточными водами, устройства свалок промышленных и бытовых отходов.

Заключение. Организм и среда его обитания составляют единство

Организм и среда его обитания составляют единство. Если разорвать это единство и лишить организм возможности использовать факторы среды и выделять в нее продукты своей жизнедеятельности, он погибнет.

Факторы среды разделяются на потребляемые организмами факторы-ресурсы (вода, углекислый газ, минеральные соли и свет – для растений; вода и организмы-ресурсы – для хищников) и факторы-условия, которые организмами не потребляются. Факторы-условия не менее важны для организмов, чем факторы-ресурсы.

Так, например, без благоприятных климатических условий организмы существовать не могут. Важными факторами жизни организмов являются биотические – результат их влияния друг на друга.

В отношении к каждому фактору среды для каждого вида есть зона процветания (оптимума), зоны угнетения и значения, за границами которых вид не может существовать. При этом отношение любого вида к факторам среды индивидуально.

Отношение видов к факторам среды формируется в результате длительного процесса приспособления (адаптации). Поэтому, зная, как вид приспособлен к тому или иному фактору, по его присутствию или состоянию (а для животных – и по поведению) можно оценить условия среды. Такая оценка условий среды называется биологической индикацией, а организм – биологическим индикатором.

Виды со сходным отношением к условиям среды объединяются в экологические группы. При этом, поскольку к одним и тем же условиям организмы могут приспосабливаться по-разному, в одной экологической группе могут быть виды не похожие друг на друга.

Виды, имеющие внешнее сходство, в котором отражается их отношение к условиям среды, относятся к одной жизненной форме.

По сходству реагирования видов на уровень благоприятности условий среды и степень ее стабильности (наличию или отсутствию нарушений, их частоте) выделяются типы жизненных стратегий организмов.

Разнообразие условий среды и разнообразие приспособлений видов к этим условиям сформировали высокое биологическое разнообразие. Число известных видов на нашей планете приближается к 2 млн., а прогнозируемое – к 5–30 млн.

Знания о приспособлениях организмов к условиям среды помогают понять, почему в разных условиях обитают разные виды. Такие знания важны не только для понимания закономерностей природы, но и для того, чтобы разводить организмы разных видов в искусственных условиях – на полях, в лесополосах, ботанических садах, зоопарках.

Индивидуальное задание

Темы:

1. Экологическое разнообразие видов района.

Задача исследования – показать разнообразие адаптаций организмов разных видов к условиям среды.

Районом исследования может быть лесопарк, территория конкретной фермы или коллективного хозяйства, небольшой город или один район большого города.

Для наблюдения можно выбрать одну или несколько групп организмов: птицы, млекопитающие, рыбы, растения, только деревья, только травы и т.д. В результате работы должен быть написан научный отчет.

2. Организмы – биологические индикаторы.

Задача исследования – показать возможности оценки состояния среды методом биологической индикации. В качестве индикаторов могут быть использованы лишайники, деревья, сорные растения на поле.

Объектом исследования нужно выбрать территорию, разные участки которой испытывают разное по интенсивности влияние хозяйственной деятельности человека.

Читайте также:  Жизнь организмов в природе, биология

В результате работы должен быть написан научный отчет.

Подбор литературы для выполнения исследований достаточно сложен, так как популярных книг по этим темам нет, и нужно использовать статьи. Их поиск можно начать с журнала «Биология в школе», в котором последние 5 лет было много публикаций по данным проблемам.

В каждой статье есть список изданий, где можно почерпнуть дополнительную информацию. Используйте местные издания по флоре и фауне. Методы биоиндикации описаны в книге С.В. Алексеева с соавторами «Практикум по экологии: Учебное пособие» (М.: АО МДС, 1996).

Исследовательский проект на тему: «Экология человека и его здоровье»

Современная экологическая обстановка

С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Современная экология выделяет несколько главных проблем окружающим людям, вызванных активным развитием промышленности:

  • загрязнение человеческой среды обитания отходами промышленных предприятий;
  • глобальное потепление и повышение уровня воды в Мировом океане;
  • мутации штаммов вирусов, эпидемии, онкологические заболевания;
  • вымирание видов животных, вырубка лесов;
  • разрушение озонового слоя атмосферы;
  • истощение запасов полезных ископаемых.

Какие экологические факторы и как влияют на человека

На наше здоровье как позитивно, так и негативно влияют несколько экологических факторов:

  • абиотические факторы: влажность воздуха и его температура, магнитные поля, находящиеся в воздухе газы, состав почвы и т.д.
  • биотические факторы: микроорганизмы, животные растения
  • антропогенные экологические факторы: загрязнение отходами производства почвы, воздуха, атомная энергия и т.д.

О благоприятном воздействии чистого воздуха, воды, природы, экологически чистых продуктов говорить не будем, об этом знают даже дети. Речь пойдет о негативном действии на здоровье человека тех продуктов, которые он сам же производит, отравляя окружающую среду и себя самого в том числе.

  5 главных проблем экологии Москвы

Роль экологии в жизни человека

Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.

Положительное влияние экологии

Места на планете, где экологическая обстановка не подвержена пагубному влиянию промышленности, старательно оберегаются. Там организовывают природоохранные зоны, заповедники, возводят здравницы и обустраивают курорты. Воздушные ванны и ходьба полезны людям с заболеваниями дыхательных путей, а употребление чистой воды способствует профилактике заболеваний внутренних органов.

Многолетние наблюдения показывают, что продолжительность жизни в экологически чистых районах превышает показатель в городах и вблизи промышленных предприятий. Исходя из этого можно понять, насколько взаимосвязаны экология и человек.

Влияние экологии на здоровье людей

Экология человека большое внимание уделяет изучению влияния окружающей обстановки на самочувствие людей. Именно «здоровье» эта наука считает главным понятием всех внедряемых в массы теорий и практик. Для оценки данного показателя учёные, как правило, изучают статистику, демонстрирующую показатели:

  • рождаемости;
  • смертности;
  • средней ожидаемой продолжительности жизни;
  • прироста человеческой популяции;
  • возрастно-половой структуры населения;
  • физического развития людей;
  • заболеваемости и инвалидности.

С помощью современных методов экоэпидемиологии учёным удалось доказать связь между экологическим здоровьем человека и состоянием окружающей среды. Особенно чувствительными к внешним природным факторам оказались дети. Несмотря на то, что каждый знает о роли воздуха и воды в жизни человека, найти сегодня на Земле места, где они не загрязнены – настоящая проблема.

Хорошее экологическое состояние среды положительно сказывается на здоровье человека. Более того, пребывание на природе способно улучшить настроение, эмоциональное состояние, снизить проявления хронического заболевания.

Влияние человека на экологию. Это должен знать каждый житель планеты

Человек – уникальное существо, которое может ограничить себя во всём. Но есть три вещи, без которых он не проживёт долго: чистая вода, еда и воздух.

Именно они обеспечивают нашу жизнедеятельность, способствуют слаженной работе организма. Если один из этих компонентов убрать, то жизнь особи оборвётся в скором времени.

С этими компонентами неотъемлемо связано понятие окружающего нас мира и экологии в целом.

Ещё 30 лет назад практически не вставал вопрос о том, какое влияние на экологию оказывает человек. Учёные круги не стремились даже задуматься о катастрофических последствиях. Мало кто помышлял, что начало технического прогресса станет отправной точкой разрушения экосистем. Но обо всем по порядку.

Что такое экология?

Впервые термин ввели в научный обиход двое американских учёных Бёрджесс и Парк в 1921 году.

Он начал стремительно становиться популярным, поскольку людей стало всё больше интересовать качество среды своего обитания, её влияние на здоровье.

Однако воздействие на экологию самих индивидуумов вопросов не вызывало. И только спустя полстолетия понятие приобрело совершенно другой оттенок, стало более важным и значимым.

Среди главных задач науки экологии можно выделить:

  • раскрытие масштабов влияния деятельности людей на природу;
  • оценка последствий воздействия на общество, здоровье, окружающую среду;
  • поиск путей решения для создания на планете комфортных, экологически чистых, безопасных условий жизни;
  • прогнозирование возможных изменений состояния здоровья из-за преобразований внешней среды;
  • информирование общества для поддержания его существования с учётом всех социальных и биологических аспектов.

Экология и человек: партнёрство или уничтожение?

Внешний мир способен регулировать такие сферы жизни человеческих особей, как:

  • смертность и рождаемость;
  • продолжительность жизни;
  • прирост популяции;
  • физическое развитие;
  • численность инвалидов, людей с хроническими заболеваниями.

Все эти моменты наглядно показывают, как зависит жизнь каждого из нас от состояния окружающей среды, но почему-то все массово продолжают губить экологию, не задумываясь, что то, что получает она от людей, словно бумеранг, возвращается им же.

В свою очередь влияние человека на экологию сказывается на многих факторах, прямо или косвенно меняющих общую картину мира:

  • озоновые дыры;
  • глобальное потепление;
  • загрязнение отходами промышленной и сельскохозяйственной деятельности;
  • повышение уровня воды в океанах;
  • эпидемии и неизлечимые заболевания;
  • кислотные осадки;
  • постоянное развитие экономики без оглядки на природу;
  • вырубка лесов;
  • охота на диких животных;
  • добыча полезных ископаемых;
  • глобальное перенаселение;
  • интернет.

Загрязнение окружающей среды

Несмотря на то, что многие мировые концерны переносят свои производственные мощности в слаборазвитые страны, якобы заботясь об экологии своих государств, уровень выбросов не становится меньше.

Окружающий мир у нас общий, а это значит, что тонны отработанных веществ, попавшие в воду или атмосферу в далёком Бангладеше, скоро окажутся в лёгких британцев или американцев.

Это круговорот природных компонентов.

Ещё одно благо цивилизации, воздействие на экологию которого громадно, – автомобили. Выхлопные газы машин приводят к насыщению дождевой воды аэрозолями или раствором серной кислоты. Кроме того, для парковки и размещения каждого нового авто нужно 0,07 гектара земли, которую можно было бы использовать более рационально.

Если выхлопные газы непосредственно влияют на природу и косвенно на человека, то уровень шума от всех этих транспортных средств прямым образом негативно сказывается на здоровье каждого из нас.

Уровень шума больших городов достигает показателя 100 ДБ, тогда как комфортная цифра для индивидуума не должна превышать 80 ДБ.

Если он возрастёт ещё на 30 ДБ, то это может вызывать болевые ощущения и заболевания органов слуха.

Перенаселение

Кто бы мог подумать, что влияние человека на экологию может быть рассмотрено в этом аспекте, но прирост населения настолько высок, что у планеты просто «не хватает сил», чтобы обеспечить всех едой и ресурсами.

К примеру, с 1960 года до начала XXI века мировое население возросло в два раза и перевалило за отметку в 6 млрд. Этот процесс продолжается. Язык цифр гласит, что каждый час по всему земному шару рождается порядка 9 тысяч человек.

Если темп не снизится, то можно с полной уверенностью сказать, что через пару сотен лет наступит момент, когда человечество просто не сможет себя прокормить.

Власти многих развивающихся стран пытаются всеми силами решить эту проблему, накладывая специальные санкции на многодетные семьи, а также пытаясь поощрить родителей, решившихся лишь на одного ребёнка.

Но, к большому сожалению, эти шаги не способны решить саму проблему, которая более остро стоит в слабо развитых странах. Государства же с высоким уровнем жизни наоборот переживают резкое старение нации.

Именно этот конфликт может породить изменения этнической картины мира, уничтожение привычного уклада жизни большинства жителей развитых стран.

Глобальная сеть Интернет

Ссылка на основную публикацию