Испарение воды растением, Биология

Презентация на тему: Испарение воды растениями Испарение воды растением, Биология

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Испарение воды растением, Биология Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Испарение воды растением, Биология

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
№ слайда 2
№ слайда 3

Описание слайда:

Без чего человек не может жить?

№ слайда 4

Описание слайда:

Без листьев. Докажите это.

№ слайда 5

Описание слайда:

А знаете, чем вы дышите?

№ слайда 6

Описание слайда:

Все мы дышим воздухом, в котором содержится кислород.

№ слайда 7

Описание слайда:

Листья – это не просто листья, а самая настоящая «фабрика кислорода»

№ слайда 8

Описание слайда:

Фотосинтез

№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
№ слайда 12

Описание слайда:

Испарение воды растениями. Листопад.

№ слайда 13

Описание слайда:

– Какой орган испаряет воду? – Можно ли увидеть воду, испаряемую растениями? – Какое значение имеет испарение в жизни растения? – Какое количество воды испаряют разные растения? И от чего это будет зависеть? – Какое значение имеет листопад в жизни растений?

№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
№ слайда 19

Описание слайда:

Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразную

№ слайда 20

Описание слайда:

Вывод Испаряющим органом растения является лист. Где было больше листьев, и воды испарялось больше.

№ слайда 21

Описание слайда:

Количество устьиц на 1 мм2 Название растений Верхняя поверхность листа Нижняя поверхность листа Древесные растения Яблоня Слива Дуб 0 0 0 246 258 438

№ слайда 22

Описание слайда:

ВЫВОД: Лист испаряет воду через нижнюю поверхность, так как у большинства растений устьица находятся с нижней стороны листа.

№ слайда 23

Описание слайда:

1 2 3 Замыкающие клетки Устьичная щель Клетки кожицы листа

№ слайда 24

Описание слайда:

1 2 Межклетники Устьице

№ слайда 25
№ слайда 26
№ слайда 27

Описание слайда:

Береза – 60 л Дуб – 50 л Капуста – 1 л Кукуруза – 0,8 л

№ слайда 28

Описание слайда:

От чего зависит испарение воды? 1. Испарение зависит от состояния устьиц. 2. Площади листовой поверхности. 3.При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени. (от температуры) 4.Много воды испаряют молодые листья. 5.При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду. 6.Времени суток. 7.Влажности воздуха.

№ слайда 29

Описание слайда:

Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения?

№ слайда 30

Описание слайда:

Значение испарения воды для растения: способствует передвижению воды и минеральных веществ в растении; охлаждает лист, предохраняет от перегрева; -оказывает влияние и на климат

№ слайда 31

Описание слайда:

Физкультминутка Листопад, листопад, Листья кружатся, летят. Полетели, покружились И на землю опустились. Ветер дунул, вновь взлетели, И за парты тихо сели.

№ слайда 32

Описание слайда:

Какая нынче осень – загляденье! Земле куда от зелени деваться?.. Шиповник вспыхнул во втором цветенье, Любуешься – не можешь оторваться! Нас восхищало необыкновенно Природы всемогущей повеленье, И даже песню славы вдохновенно Сложил я в честь осеннего цветенья… ( Мустай Карим)

№ слайда 33

Описание слайда:

Картина И.С.Остроухова «Золотая осень» Художник Иван Иванович Шишкин Осенний пейзаж «Золотая осень». Исаака Левитана

№ слайда 34

Описание слайда:

Почему листья осенью меняют окраску?

№ слайда 35

Описание слайда:

Каково значение листопада? Приспособление к уменьшению испарения воды. Удаление вредных и ненужных веществ.

№ слайда 36

Описание слайда:

– Какой орган испаряет воду? – Можно ли увидеть воду, испаряемую растениями? – Какое значение имеет испарение в жизни растения? – Какое количество воды испаряют разные растения? И от чего это будет зависеть? – Какое значение имеет листопад в жизни растений?

№ слайда 37

Описание слайда:

К Р О С С В О Р Д 2 О 3 1 Х Л Т 4 М Е Ж К Л Е Т Н И К И Р А С А Ж Т Н Д 1 Л И С Т О П А Д Е П Н 2 И С П А Р Е Н И Е Р Е А 3 У С Т Ь И Ц Е И Я

№ слайда 38

Описание слайда:

Баллы за кроссворд и тест «5» – 10-11 баллов «4» – 8-9 баллов «3» – 6-7 баллов

№ слайда 39

Описание слайда:

Домашнее задание §36. Уровень 1. Составить кроссворд или ребус по параграфу. Уровень 2. Составить тест из 5-6 пунктов. Уровень 3. Подобрать или придумать загадки о листопаде.

№ слайда 40

Описание слайда:

  Он с весны висел на ветке, Был зеленый – пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. Рыжий Егорка Упал на озерко, Сам не утонул И воды не всколыхнул. Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно… Загадки Ответ: Лист   Ответ: Осенний лист   Ответ: Листопад

№ слайда 41

Описание слайда:

Спасибо за активную работу на уроке! Желаю успехов в освоении наук!!!

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Технологическая карта к уроку "Испарение воды листьями"

авторы: Надежда Анатольевна Дунаева , учитель биологии, Ханты-Мансийский АО

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)

Биология

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Урок проводится с использованием исследовательского метода обучения и требует предварительной подготовки.

Пасечник В.В. Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г;
Изучение нового материала
Создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний о значении испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды
Предметные:

  • Закрепить знания о процессах фотосинтеза и дыхания растений
  • Ознакомить со значением испарения воды листьями растений;
  • Выявить причинно-следственные связи зависимости испарения воды листьями от различных факторов внешней среды.

Метапредметные:

  • формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;
  • проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • формировать
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно ставить учебные задачи и разрешать их, анализировать полученные результаты, умение делать выводы.
  • Презентация «Испарение воды»;
  • Интерактивные образовательные ресурсы (разработка автора);
  • Презентационное мультимедийное оборудование;
  • Интерактивная доска;
  • Набор лабораторной посуды для проведения эксперимента (пробирки, штативы).
Учебно-исследовательская деятельность, проблемное изложение материала
Предметный результат:

  • владеют биологической терминологией;
  • умеют характеризовать процессы жизнедеятельности растений (фотосинтез, дыхание, транпирацию)
  • знают значение испарения воды и его зависимость от факторов внешней среды;
  • владеют навыками проведения биологического эксперимента;
  • умеют применять знания при решении практических задач.

Метапредметные результаты: Личностные:

  • проявляют познавательный интерес к предмету;
  • могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы;

Познавательные:

  • могут работать по алгоритму (инструкции);
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию;
  • умеют логически рассуждать, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

  • имеют навыки сотрудничества;
  • имеют навыки взаимоконтроля и взаимопомощи при выполнении совместного задания;
  • могут представлять результат работы в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определяют границы своего знания – незнания;
  • умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • могут оценивать свою работу.
Читайте также:  Отдел Моховидные, или Мхи

 

  • Формирует с учетом желания детей 5 групп по 2-3 человека для закладки и проведения опытов с целью изучения факторов, влияющих на испарение воды листьями.
  • Консультирует обучающихся при проведении опытов.
  • Координирует деятельность групп.
Закладывают и проводят опыты по изучению факторов, влияющих на испарение воды листьями. Планируют свою деятельность в соответствии с алгоритмом (инструкцией) (Приложение 1). Анализируют и интерпретируют результаты. Делают выводы исходя из полученных результатов. Представляют полученные результаты обучающимся класса на уроке.
Дидактическая структура учебного занятия Оценивание (форма контроля)
Организационный этап (2 мин.)
  1. Приветствует учеников.
  2. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.
  3. Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс.
Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности
Актуализация знаний (3 мин.)
  • Организует повторение знаний, закрепление умений.
  • Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».
  • С какими процессами, происходящими в растении, мы уже познакомились?
  • Сравним фотосинтез и дыхание, выполнив интерактивное задание.
Отвечают устно на вопрос (фотосинтез, дыхание, всасывание воды). 1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, другие обучающиеся проверяют правильность выполнения.
Создание проблемной ситуации, целеполагание (5 мин)
  1. Организует побуждающий (подводящий) диалог.
  2. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации;
  3. Какой процесс отражает формула:
  4. углекислый газ + вода = органические в-ва + кислород
Отвечают на вопросы: фотосинтез Участие в дискуссии, ответы на вопросы; Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока.
Известно, что растение на фотосинтез тратит только около 5% воды, которая поступила через корни. Что происходит с оставшимися 95% воды? Испарение воды растением, Биология Работают с диаграммой. Выдвигают гипотезы. Большинство учащихся сталкиваются с проблемой. Несколько обучающихся выдвигают гипотезу, что растение испаряет воду.
Можете ли вы сейчас ответить, почему растению необходимо испарять воду в таком количестве и всегда ли растение испаряет одинаковое количество воды? Сталкиваются с затруднением, связанным с недостаточным объемом знаний.
Как бы вы сформулировали цель урока?
  • Формулируют цель с использованием опорных глаголов:
  • изучить, выяснить, проанализировать, разобраться.
  • Предполагаемая формулировка цели: Изучить какое значение имеет испарение воды для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды.
Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний Организует самостоятельную работу с учебником по изучению значение испарения воды растениями. Записывают дату и тему урока в тетрадь. Работают с учебником параграф 18 стр. 99 и записывают в тетрадь значение испарения воды для растений.
Изучить новый материал нам помогут обучающиеся, которые провели опыты, экспериментально доказывающие влияние факторов внешней среды на испарение воды растениями. Устанавливают закономерности; делают выводы, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения; Выступление 1 группы «Какой орган испаряет воду?»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: вода испаряется листьями. Чем больше листьев на растении, тем больше воды оно испаряет.
  1. Оценка деятельности групп по достижению результата.
  2. Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.
  3. Оценка/самооценка умений определять результаты и критерии их оценки.
  4. Презентация продукта своей деятельности.
Прослушайте загадку-стихотворение и ответьте на вопрос, через какие структуры листа происходит испарение воды? В зеленом тереме Площади не меряны, Комнаты не считаны, Стены – как стекло, Все насквозь видно! А в стенах – окошки, Сами открываются.Сами закрываются! Испарение воды растением, Биология Отгадывают загадку и визуализируют информацию по рисунку.
Выступление 2 группы «Какая сторона листа испаряет воду интенсивнее»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: вода испаряется больше нижней стороной листа
Проанализируйте таблицу «Количество устьиц» и предположите у всех ли растений нижняя сторона листа будет испарять больше, от какого показателя это зависит?

Количество устьиц

Высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы. Предполагаемый ответ: количество испаряемой воды зависит от количества устьиц.
Выступление 3 группы «Зависимость испарения воды от температуры воздуха»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: чем выше температура воздуха, тем больше испаряется воды.
Дает проблемный вопрос для обсуждения.  Почему в жаркий летний день камни и асфальт на земле сильно нагреваются, а листья подорожника, расположенные рядом, остаются прохладными? Высказывают свои гипотезы на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: Лист охлаждается за счет испарения воды. Выступление 4 группы «Зависимость транспирации от ветра»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: при ветре воды испаряется больше.
Дает вопрос для обсуждения. Когда растения требуют большего полива в ветренную или безветренную погоду? Почему? Высказывают свои мнения на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: в ветреную погоду в связи с высоким уровнем испарения воды требуется больший полив. Выступление 5 группы «Зависимость транспирации от освещенности»

  • цель эксперимента
  • ход эксперимента
  • результаты
  • вывод: чем выше освещенность растения, тем больше он испаряет воды.
Организуется обобщение по факторам, влияющим на испарение воды листьями. Составляют перечень факторов, усиливающих и замедляющих испарение воды растениями. Записывают в тетрадь.
Проверка усвоения изученного материала Решают кроссворд. Применяют полученные знания при ответе на вопросы. Взаимопроверка, взаимоконтроль
Рефлексия учебной деятельности Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока: Изучить какое значение имеет испарение воды для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды. Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения. Рефлексия деятельности (оценка успешности)
Рефлексия «Выбери верное утверждение» Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

  1. Я сам не смог справиться с затруднением;
  2. У меня не было затруднений;
  3. Я только слушал предложения других;
  4. Я выдвигал идеи….
Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Задание по выбору обучающихся:

  1. Параграф 18. Подготовить устно ответы на вопросы (репродуктивный уровень).
  2. Составить памятку «Правила полива растения» (продуктивный уровень) .
  3. Составить 2 практические задачи, для решения которых необходимы знания по теме “Испарение воды растениями” (творческий уровень)

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Испарение воды растением. Листопад

В растении идет постоянный процесс транспирации — испарения влаги через листья, стебли, цветки. Наиболее активную роль в процессе транспирации играет листва. Во-первых, ее поверхность самая большая, во-вторых, у листьев есть специальные приспособления для испарения. Каково значение транспирации?  

  • Чем активнее испарение через листья, тем больше ток воды от корня. Нужно понимать, что растение постоянно впитывает воду с минеральными веществами. В теплое время года этот процесс не останавливается. Так что активное испарение — залог того, что механизм (словно качающий насос) работает исправно, влага поступает в корни, идет вверх по растению, частично усваивается и большей частью испаряется.
  • При испарении воды идет охлаждение листа. В природе листва растений нередко подвергается перегреву. Транспирация дает возможность листу охлаждаться — точно так же, как человек, потея в жару, охлаждает перегретый организм. Однако в сухом климате есть риск обезвоживания, поэтому растение стремится уменьшить испарение воды.
Читайте также:  Размножение и развитие земноводных

Как растение защищается от излишнего испарения воды?

  • Толстые стенки кожицы с плотной кутикулой не пропускают ценную воду наружу, как происходит у агав, например.
  • Листовая пластинка уменьшается и видоизменяется, как у степного ковыля или пустынного кактуса.
  • Эпидермис (кожица) покрывается волосками у сенполии, крапивы, герани — одноклеточными или многоклеточными выростами, которые к тому же защищают лист от поедания, выделяют эфирные масла, запасают воду.
  • Испарение, наконец, регулируется посредством устьиц. Мало воды в листе — устьица закрываются, пары воды остаются в межклетниках.

Листопад и его значение

Осенний листопад — одно из самых красивых явлений природы. Мы привыкли к нему и мало задумываемся о его механизмах.

Однако листопад — важный процесс для растения, и, кстати, имеет прямое отношение к тому, о чем мы говорили выше: к защите растения от пересыхания. По критерию листопада растения бывают вечнозеленые и листопадные.

Вечнозеленые имеют многолетние листья-иглы, например, листья сосны жизнеспособны 2-4 года, ели — дольше, до 7 лет. Итак:

  • Листопад — защита от иссушения. Основной объем воды испаряется через крону, а если листвы нет, то почти нет и испарения, растение в холодный период засыпает, все процессы замирают, а минеральные вещества сохраняются.
  • Снижается вероятность поломки побегов из-за снега. Нередко бывают ранние снегопады, мокрый снег всей тяжестью падает на облиственные ветки, ломая их. Если бы это происходило всю зиму, то весну встречали бы сплошь искалеченные деревья и кустарники. А после листопада голые ветви готовы к зиме.
  • Со старыми листьями растение избавляется от вредных веществ. Здесь, кстати, встает не решенный пока вопрос уборки и сжигания листьев в городах. С одной стороны, листва в природе должна перегнивать и убирать ее нельзя, с другой — городские кроны собирают за теплый сезон все вредные вещества.    

Как происходит опадение листа?

  • До опадения листа между его основанием и стеблем формируется слой пробки — отделительный слой, который некоторое время сохраняет связь с проводящими пучками.
  • В пазухе листа до опадения листа формируется пазушная почка.
  • На месте опавшего листа формируется листовой рубец, покрытый пробкой.

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда – подготовка к ГИА по биологии

Испарение воды растениями

Цель обучающая. Познакомить учащихся с испарением воды листьями.

Цель развивающая. Развивать речь, мышление.

Цель воспитывающая. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка изученного материала.

Учитель. Ответьте на вопрос какие органы вы знаете у растений?

  • Ученик: Корень, лист, стебель.
  • Учитель: Какие функции характерны для листьев?
  • Ученик: Фотосинтез, газообмен, испарение.
  • Учитель: Мы с вами подробно поговорим о третьей функции листьев – это испарение воды.

3. Объснение нового материала.

Учитель: запишите тему нашего урока “Испарение воды листьями” (Приложение) (Слайд 1). Первый этап урока начинается с поиска ответа “Что такое испарение?”. Напишем термин “Испарение” предлагаем выделить в нем корень “пар”. Вспомним три состояние воды?

  1. Ученик: Твердое, жидкое, газообразное.
  2. Учитель: Пар-это какое состояние воды?
  3. Ученик: Это вода в газообразном состоянии.

Учитель: В кастрюлю набрали воду поставили плитку, через некоторое время вода начинает кипеть и выходит пар воды.

Повторяем еще раз : испарение происходит в поверхности кожи человека (Слайд 2), в поверхности суши и моря (Слайд 3), и ставим вопрос о возможности такого процесса у растений. (Слайд 4) Заслушаем отчет об опыте “Испарение воды листьями”, проведенном учениками в домашних условиях.

(Слайд 5) Отчет готовится по предложенной схеме: цель (зачем делаю), ход (как делаю), результат (что получил?) вывод. Делаем вывод о способности листьев испарять воду.

Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: В чем значение испарения воды с поверхности (суши, кожи, листа) в живой и не живой природе. (Слайд 7, 8)

Вспомним жаркое лето. Где мы ищем прохладу? Или в тени листвы или в воде. Влажная поверхность тела тоже охлаждается. В этом легко убедиться экспериментально. Ученики протирают влажной марлей кисть одной руки, другую оставляет сухой, после чего отвечают на вопрос какой руке прохладнее.

Ответы подтверждают, что вода при испарении охлаждает поверхность (кожи, суши и листа). Мы можем передвигаться и прятаться от жары, но растение крепко держится в земле и не может жить без солнечного света, необходимого для процесса фотосинтеза.

Для него единственная защита от жаркого солнца– охлаждение за счет испарения. (Слайд 9)

В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились, потому что стали играть роль не свойственному типичным листьям. Какие видоизмененные листья вы знаете?

Ученики: Колючки барабариса, колючки кактуса (Слайд 9), усики гороха. (Слайд 10)

Учитель: У барбариса часть листьев видоизменилась в колючки, как у листьев кактусов. Они испаряют меньше влаги и защищают растения от поедания животными.

Ученик: Для достаточно большого количества людей кактусы – экзотические растения, которые, в то же время, вполне могут расти не только в естественной среде обитания, но и в искусственной.

Нужно помнить о том, что скорее всего, кактусы не смогут пережить суровые зимы.

Хотелось бы сказать, что кактусы и суккуленты не любят сочетание влажного и холодного климата о том, что маленьким растениям гораздо проще и быстрее согнеться, чем большим.

Учитель: От чего зависит испарение? (Слайд 11)

Ученик: Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. (Слайд 12)

Учитель: Разные растения испаряют разные количество воды. Так кукуруза за сутки испаряет 0,8 л. воды, капуста – 1л., дуб – 50 л., а береза больше 60 л. воды. Монстера “плакса” с берегов Амазонки, живет в тенистых лесах, где воздух теплый и насыщен влагой. Почему она плачет?(Слайд 13)

Ученик: В 1492 году европейцы открыли континент, названный позже Южной Америкой. Еще долго это таинственная земля с непроходимыми тропическими лесами была источником легенд и историй. В начале18 века в Европе ходили легенды о гигантских растениях, которые встречаются в южноамериканских дебрях.

Путешественники рассказали, что после нападения этих растений, от людей и животных остались одни скелеты. Основания для таких рассказов были. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни чудовище.

Перед началом осадков на краях листьев монстеры появляются капельки клейкого сока. Первые молодые листья небольшие, имеют форму сердечка, но когда растение становится старше, его листья могут достигать внушительных размеров (до 1 метра).

При излишней влажности, что нередко бывает во влажных тропиках, листья выводят лишнюю влагу через специальные устьица, которые расположены по краям листа. Растение “плачет”.

Учитель: Почему береза не плачет, а Монстера плачет?

Ученик. У Монтеры листовая пластина крупная и много устьиц, а у березы листовая пластинка маленькая.

Читайте также:  Тип Круглые, или Первичнополостные, черви, Биология

Учитель. Чем больше листовая пластинка тем больше воды испаряется.

Закрепление изученного материала.

Учитель. Закрепим знания для этого заполняем таблицу.

Таблица “Испарение воды листьями”. (Слайд 14)

Процесс Значение процесса. Орган в котором происходит процесс. Роль процесса в обеспечении целостности организма.
Испарение-переход воды из жидкого состояния в пар.Пар – это вода в газообразном состоянии.
  1. Охлаждает поверхность листа.
  2. Перемещает минеральные вещества и воду.
  3. Регулирует корневое давление.
Лист-часть побега. Перемещение воды и минеральных веществ. Корневое давление

Домашнее задание учить таблицу. (Слайд 15, 16)

  1. Унылая пора! Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье
  2. в багрец и золото одетые леса…

6.06.2012

Гдз по биологии 6 класс пасечник дрофа 18. испарение воды растениями. листопад ответы и решения онлайн

На данной странице представлено детальное решение задания 18. Испарение воды растениями. Листопад по биологии для учеников 6 классa автор(ы) Пасечник

18. Испарение воды растениями. Листопад

№ 1. Какие вещества входят в состав растения?

В составе растений находятся: вода, минеральные и органические (жиры, белки, углеводы) вещества.

№ 2. Как растения поглощают влагу?

Поглощение влаги растениями происходит с помощью корней.

№ 3. Какое значение имеет вода для растений?

Вода жизненно необходима для растений, как источник питательных веществ.

Стр. 101. Вопросы

№ 1. Какое значение для растения имеет испарение воды листьями?

Испарение воды листьями необходимо растению для того, чтобы вода передвигалась по стебельку от корней к листьям. Таким образом, минеральные вещества попадают во все части и питают растение. Также с помощью испарения влаги растение охлаждается, когда есть опасность его перегрева на солнце.

№ 2. Как влияют на испарение воды растениями условия внешней среды?

При условии тепла и солнечного света испарение воды растениями будет активнее, чем в пасмурную погоду. Аналогично и при условии ветра. Если ветер сильный и сухой, то испарение сильнее, а если погода безветренна – испарения воды минимальны.

3. Какова роль устьиц?

Устьица выполняют роль регуляции испарений у растения.

№ 4. В чём состоит значение воды в жизни растений?

С помощью воды растение получает питательные вещества, растворенные в воде, из почвы. Потом с потоком воды они поступают от корней во все части растения. Благодаря воде протекают все процессы жизнедеятельности растений, включая прорастание семян, развитие корневой системы, цветение, дыхание и фотосинтез.

№ 5. Каково значение листопада?

С приходом холодов все кустарники и деревья сбрасывают листья, чтобы не погибнуть от недостатка влаги. Так происходит, потому что из замерзшей почвы они не могут потреблять достаточное количество воды и питательных веществ. Также за время цветения в листьях накапливается много вредных и ненужных растению веществ, от которых оно успешно освобождается во время листопада.

№ 6. Отчего изменяется окраска листьев осенью?

С приходом осени в листьях растений происходит разрушение хлорофилла, из-за чего его молекулы приобретают желтый и оранжевый оттенок. Из-за этого и листья меняют свою окраску.

Стр. 101. Подумайте

При сильном сухом ветре испарение идёт сильнее, чем в тихую погоду. Чем это можно объяснить?

Это можно пояснить тем, что в тихую погоду молекулы пара практически не двигаются, а потому испарение жидкости происходит медленнее, чем при условии ветреной погоды.

Стр. 101. Задания

Проведите опыт, который будет нужен для следующего урока. Поставьте в воду, подкрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через 2—4 суток выньте побег из воды, смойте с него чернила и отрежьте кусочек нижней части. Рассмотрите сначала поперечный срез побега. Что вы видите на срезе?

После того, как нижний кусочек побега был срезан, можно увидеть, что древесина за счет красных чернил тоже окрасилась в красный цвет.

Затем разрежьте вдоль оставшуюся часть побега. Почему появились красные полоски? Окрасившиеся срезы побега принесите на следующий урок.

Мы знаем, что в состав древесины входят сосуды, через которые растение поглощало воду. В местах, где они проходили и образовались красные полоски.

Стр. 102. Задания для любознательных

Приготовьте спиртовые вытяжки из зелёных и жёлтых листьев. Вылейте их в чашки Петри. В каждую чашку с вытяжкой поместите по кусочку фильтровальной бумаги, сложенной углом. Через несколько минут на бумаге появятся цветные полосы, соответствующие окраске пигментов, имеющихся в каждой вытяжке. Какие пигменты есть в зелёных и жёлтых листьях? Сделайте вывод.

Чтобы получить спиртовую вытяжку из зеленых и желтых листьев, необходимо растереть примерно 10 – 20 грамм листьев в кашицу. Потом добавить в полученную смесь немного песка, 5 мл спирта и поставить емкость в темное место на один час. После того, как раствор постоит положенное время, его нужно отфильтровать с помощью фильтровальной бумаги.

Летом и весной в листьях содержится больше хлорофилла – пигмента, который присутствует во всех растительных клетках. Поэтому они отличаются ярким насыщенным зеленым цветом.

С приходом осени и после воздействия активных солнечных лучей в течение всего лета хлорофилл начинает постепенно разрушаться. Из-за этого листья становятся оранжевыми, желтыми, коричневыми, пурпурными. За каждый оттенок отвечает отдельный растительный пигмент, который также содержится в листьях: оранжевый – ксантофилл, желтый – каротин, пурпурный и красный – антоциан.

Прокипятите красные листья (свёклы, клёна, капусты краснокочанной) в воде, к полученному раствору по каплям прибавьте слабый раствор уксусной кислоты. Наблюдайте за изменением окраски раствора. Прибавьте к раствору слабый раствор щёлочи (питьевой соды или аммиака). Как изменилась окраска?

В результате кипячения красных листьев свёклы мы получили раствор красно-фиолетового цвета. После добавления в него нескольких капель уксусной кислоты, мы смогли наблюдать, что цвет раствора стал розово-красным.

Далее в емкость капнем 1 – 2 капли слабого раствора щелочи. Жидкость постепенно поменяла свой цвет, розовый оттенок полностью исчез, но сначала мы могли наблюдать такие изменения: светло-синий, желто-зеленый.

Исходя из результатов опыта, можем сделать вывод, что вытяжка из свеклы имеет красный насыщенный цвет. В кислой среде с рН 2 – 3 она поменяет свой цвет на красный, а уже при рН 4 – 5 станет бледно-розовой.

Когда раствор будет нейтрализован, вытяжка будет менять оттенки: синий (с рН 6 – 7), зеленый (с рН 8), бледно-желтый (с рН 9 – 10) и насыщенно желтый (с рН более 10 – высокое содержание щёлочи).

Это можно пояснить тем, что в молекулах пигмента произошла перестройка.

Сравните с изменением окраски листьев осенью и сделайте вывод.

Зеленый цвет листьев летом у растений обеспечивается благодаря растительному пигменту – хлорофиллу. С приходом осени и наступлением листопада – биологического периода в листьях происходит химический обмен, хлорофилл постепенно разрушается. Из-за этого листья приобретают желтый, красный, бурый и коричневый оттенок.

Также влияющими на окраску листьев осенью можно назвать такие факторы: погодные условия сезона, состояние растения в целом, кислотно-щелочную среду почвы и прочее.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: 18 Испарение воды растениями Листопад

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]