Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

Подтип Хелицеровые (Chelicerata)

Тело хелицеровых состоит из головогруди, от которой отходят шесть пар придатков: хелицеры, предназначенные для фиксации пищи, педипальпы, служащие для осязания, пережёвывания пищи, а также в качестве копулятивного органа и четыре пары ходильных ног. Представители подтипа известны с кембрия (наземные формы – с девона) и объединяются в четыре класса: Мечехвосты, Ракоскорпионы, Морские пауки и Паукообразные.

Класс Паукообразные (Агаchnida)

Паукообразные – наиболее процветающая группа хелицеровых животных, насчитывающая 60 000 видов.

К ней относятся пауки, скорпионы и ложноскорпионы, сольпуги, сенокосцы, клещи и другие животные.

Наука, изучающая паукообразных, называется арахнологией (от греч. арахна – паук; так звали, по одному из мифов, ткачиху, которую разгневанная Афина превратила в паука).

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

Представители паукообразных – это восьминогие сухопутные членистоногие, у которых тело разделено на головогрудь и брюшко, соединенные тонкой перетяжкой или слитые. У паукообразных нет усиков.

На головогруди располагаются шесть пар конечностей – хелицеры, ногощупальца и четыре пары ходильных ног. На брюшке ног нет. Органами дыхания у них являются легкие и трахеи. Глаза у паукообразных простые.

Паукообразные – раздельнополые животные.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

Длина тела различных представителей этого класса от 0,1 мм до 17 см. Они широко распространены по земному шару. Большинство их – наземные животные. Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы.

Внешнее строение и образ жизни пауков

Пауков-крестовиков (названных так за крестообразный рисунок на спинной стороне тела) можно обнаружить в лесу, саду, парке, на оконных рамах пригородных и деревенских домов. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити – паутины.

Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка. Брюшко отделено от головогруди узкой  перетяжкой.

На переднем конце головогруди сверху находятся четыре пары глаз, а снизу крючкообразные твердые челюсти – хелицеры. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал. По нему яд из ядовитых желез, расположенных у основания хелицер, поступает в тело жертвы.

Рядом с хелицерами расположены короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания – ногощупальца (педипальпы). Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди.

Тело покрыто легкой, прочной и довольно эластичной хитиновой кутикулой. Как и раки, пауки периодически линяют, сбрасывая хитиновый покров. В это время они растут.

На нижнем конце брюшка расположены три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, – это видоизмененные брюшные ножки.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразныхСамые красивые, колёсовидные тенёта (ловчие сети) строят самки пауков-кругопрядов из семейства крестовиков. Сначала паук забирается на высокое место, обычно около открытого пространства (тропинки), и секретирует очень лёгкую нить, которая подхватывается ветерком и, случайно задев соседнюю ветку или другую опору, оплетается вокруг неё. Паук переходит по этой нити в новую точку, по пути укрепляя паутину дополнительно выделяемым секретом. Аналогичным способом прокладываются ещё две-три нити, составляющие замкнутую раму, внутри которой будет располагаться сама сеть. Затем натягиваются нити-радиусы, соединяющиеся в центре. После этого, начав из центра, паук движется к периферии по спирали. Спиральная нить паутины покрывается капельками клейкого секрета. От сети к пауку тянется сигнальная нить. Самка ждёт, когда сигнальная нить станет колебаться. Затем паучиха бросается на добычу, кусает, верхними челюстями впрыскивает яд и уходит, ждёт.
Внутреннее строение паука-крестовика

У паука, как и у других ракообразных, полость тела имеет смешанную природу – в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей тела.

Пищеварительная система. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей.

Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки.

Через некоторое время содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки. В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие.

Дыхательная система. Органы дыхания у паука – это легкие и трахеи.  Легкие или легочные мешки располагаются снизу брюшка, в передней его части.

Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей – длинных трубочек, имеющих внутри особые спиральные хитиновые утолщения.

Располагаются они в задней части брюшка.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразныхКровеносная система у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды. Как и у ракообразных, у пауков в теле циркулирует гемолимфа.

Выделительная система представлена двумя длинными трубочками – мальпигиевыми сосудами.

Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов удаляются продукты обмена веществ, которые потом выводятся наружу.

В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Нервная система паука состоит из головогрудного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразныхРазмножение. Оплодотворение у пауков внутреннее. Спаривание крестовиков происходит в конце лета. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Зрение у пауков слабое, с помощью 8 простых глазков они видят плохо. Самцу нужно быть очень осторожным, чтобы самка не приняла его за добычу. Сразу после спаривания паук поспешно удаляется, так как поведение самки может резко поменяться, а нерасторопные самцы нередко убиваются и съедаются. 

Самка к осени откладывает несколько сотен яиц в кокон из паутины. Прячет его под корой, под камнями. К зиме умирает.

Весной из кокона выползают паучки, поднимаются по веткам вверх и с порывами ветра улетают на паутине, расселяются.

Сложное поведение паука: постройка ловчих сетей, лётных приспособлений, жилищ – это инстинкты, т.е. свойственные каждому виду нормы поведения, которые передаются по наследству.

Паукообразные – в основном наземные членистоногие. Они дышат при помощи лёгких или трахей. Их тело делится на головогрудь и брюшко, или оно слитное.

Внешне паукообразных можно отличить от других членистоногих по следующим признакам: у них нет усиков, две пары ротовых органов и четыре пары ходильных ног.

Сложное поведение пауков (постройка ловчих сетей, коконов) основано на инстинктах.

< Предыдущая страница "Класс Ракообразные" Следующая страница "Многообразие и значение паукообразных" > Следующая страница “Класс Насекомые” >

Тип паукообразные – общая характеристика, описание и виды представителей

Значение и строение паукообразных

Паукообразные питаются кровососущими, в том числе комарами, уничтожают вредителей растительных культур и в этом плане бывают полезны. Однако укусы большинства из них опасны и могут привести к летальному исходу. Также они регулируют количество членистоногих.

  • Паукообразные повреждают пищу на складах, способны вызывать заболевания у человека и пчел, переносят возбудителей опасных инфекций.
  • Общая характеристика паукообразных в строении представлена парой отделов:

Усы отсутствуют.

На первой части находятся 4 пары конечностей для ходьбы. Также есть рот (хелицеры), ногощупальцы. В самом низу брюшка расположены 3 пары паутинных бородавок, из которых и происходит паутина. Это не что иное, как конечности, которые имеют измененный вид.

Зрительные органы развиты достаточно слабо, зато осязание превосходное. Это компенсирует недостатки первого. Органы осязания являются ведущими в пространственной ориентации.

Дыхательными элементами у паука являются легкие и трахеи. Скорпионы обладают исключительно первыми, а у клещей вообще отсутствуют специальные органы для дыхания, и весь газообмен происходит через кожный покров. Система движения крови незамкнута, жидкость не имеет цвета.

Образ жизни паукообразных — хищный. Для нападения используют самые разнообразные приспособления: это могут быть ядовитые железы и паутинные бородавки. Пауки запускают ядовитый сок в жертву, который разжижает ее тело, после чего они всасывают пищу в жидкой форме. Нервная система образована узлом над глоткой и брюшной цепочки.

Распространение и значение

Скорпионы живут в теплом и даже жарком климате. Часто их можно увидеть в горах. Они парализуют жертву с помощью яда, после чего убивают ее. Питаются и паукообразными, и грызунами, и ящерицами.

Клещи обладают тонким телом. Оно не делится на отделы. Среди клещей есть много вредителей и паразитов. Наиболее известен энцефалитный тип, который представляет опасность и может вызывать серьезное поражение нервной системы. Есть растительные клещи, поражающие урожаи.

Пауки — самая обширная группа. Их пища — насекомые, лягушки, головастики, крохотные рыбки, черви и прочее. Краткие описания отдельных разновидностей.

Представители пауков

Крестовик — довольно крупный по своим размерам паук. Тело состоит из головогруди небольшого размера и круглого брюшка.

Головогрудь образована 7 сегментами. Вся поверхность тела покрыта очень чувствительными волокнами. На головогруди расположены 6 пар конечностей, 4 из них представлены ходильными ногами. Брюшко более крупное, чем головогрудь у самок. На нем расположено отверстие, через которое дышит насекомое. Крестовики отличаются тем, что их паутина очень разнообразна.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка - биология

Тельце покрывает хитинизированная кутикула. В отличие от ракообразных, в ее составе присутствует липопротеиновый слой, удерживающий внутри организма влагу, что позволяет паукам спокойно выживать даже в очень засушливых местностях.

Система пищеварения внекишечная. Паук питается соком, в который превращается тело жертвы под действием яда.

Дыхание происходит посредством легких и трахей в брюшке. Есть мнение, что это просто видоизмененные конечности брюшка.

Сердце представлено трубкой и находится на спинной стороне брюшка. Посредством остий гемолимфа проникает в его полость, а разносится по всему организму с помощью передней, задней аорты, и трех пар артерий по бокам.

Нервная система образована:

  • парным головным мозгом;
  • нервного кольца около глотки;
  • сплетения нервов головогрудного.

Осязание — самое значимое чувство для паука. Оно осуществляется посредством чувствительных волосков по всему телу. Зрительные органы представлены 8 глазами, размещенных в две дуги.

Сенокосец — это отдельный отряд, который еще называют косиножками. Они безопасны, у них нет паутинных желез. Биология простая — есть головогрудные железы, выделяющие секрет, защищающий их от поедания хищниками.

Каракурт (черная вдова) — это ядовитый паук. Отличительная особенность особей — наличие 13 пятен на брюшной поверхности. Сразу после укуса чувствуется острая, резкая боль, сопровождаемая жжением.

Может появиться головная боль, головокружение, одышка, перебои в сердечном пульсе, тремор. Необходимо незамедлительно обратиться за лечением, в противном случае возможен даже летальный исход.

Разнообразие клещей

Под данным названием объединены представители нескольких отрядов. Многие очень мелкие, не более 1 мм. Могут проживать в разных условиях. Есть деление на группы в зависимости от среды обитания. Например:

  1. Почвенные обитают в растительных частях, расположенных под землей. Способны серьезно вредить с/х.
  2. Водяные объединяют пресноводные и морские формы. Такой клещ — самый большой по размерам, гигант от 6 до 8 мм. Часто водяные клещи окрашены в красный цвет, их сложно не заметить.
  3. Растительноядные — обитают колониями на нижней листовой пластине. Питаются растительным соком. Особенно опасны в сухое и жаркое время.
  4. Плодовые — поражают культуры. Наиболее распространены бурый клещ, грушевый и другие. Для борьбы с ними используют химические средства. Самый существенный вред приносят зерновые клещи, которые способны уничтожить запасы муки. Бороться с ними довольно сложно.

Те клещи, которые по типу питания принадлежат к паразитам, делятся на наружных паразитов и кровососов.

Ярким представителем кровососущих является энцефалитный клещ, укус которого способен вызвать серьезное поражение нервной системы, вплоть до паралича.

В природе этот вирус присутствует в крови диких животных, совершенно не нанося им никакого вреда, потому что работают защитные механизмы.

Есть и другие виды клещей, способные вызвать возвратный, сыпной тиф, пироплазмоз и др. Против энцефалита ставят прививки, принимают другие защитные меры.

К наружным паразитам принадлежит чесоточный зудень. Особи крошечные, не более 0,3 мм. Самки проживают в роговом слое кожи, прогрызая в ней протяженные ходы. В результате человек чувствует зуд.

Это может привести к серьезным осложнениям. Самцы, в отличие от самок, не являются паразитами. Как правило, поражают самые нежные и чувствительные участки кожи. Болезнь требует незамедлительного обращения к доктору.

Отряд скорпионы

Скорпионы, пожалуй, самый древний отряд паукообразных. Известно около 600 видов хищных насекомых. Их брюшко образовано двумя частями. Переднебрюшие состоит из 7 сегментов. Они довольно широкие, как и головогрудь.

Задние сегменты брюшка состоят из 5 элементов, они более узкие. На конце расположено вздутие острой и искривленной иглой, в которой содержится яд.

Вторая пара конечностей скорпионов (педипальпы) образована мощными клешнями. Они же служат ему и осязательными органами, и для того, чтобы хватать добычу.

У скорпионов, если кратко, больше всех глаз среди животных, обитающих на земной поверхности. Их количество составляет 12, причем 2 из которых крупные и 10 — мелкие.

Скорпионы ведут ночной образ жизни, когда температура снижается и повышается влажность в воздухе. В этот момент они выходят на охоту за разного рода насекомыми и прочими беспозвоночными.

Тип «паукообразные» довольно многочислен и разнообразен. В основном среди представителей присутствуют хищники. Иногда они приносят пользу, уничтожая вредителей растений. Однако могут представлять опасность для человека и животных. Укус некоторых особей смертелен.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

Цель урока:

сформировать знания о классе паукообразные

Задачи урока

:

  • познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных;
  • выявить черты усложнения организации в связи с выходом на сушу;
  • рассмотреть многообразие представителей паукообразных;
  • продолжить формирование умений составлять таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать;
  • раскрыть значение паукообразных в природе и роли в жизни человека.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Орг.момент (1 мин.)

II. Активизация познавательной деятельности (5 мин)

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд

. (инсценировка учащимися)

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идма-на. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

(Арахна)

:

Эй, Паллада,… Я предрекаю, и реченное скоро свершится, Скоро я вытку ковер, коих не было в мире, И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина, Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

(Афина):

  • Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
  • Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

  1. Наука о пауках называется – Арахнология!
  2. А откуда произошло слово “паук”?
  3. “Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки “па” от “онк”, родственного греческому “онкос” – крючок, латинскому “анкус” – имеющий кривые руки, древнеиндийскому “акати” – сгибает.

III. Рассказ учителя с демонстрацией слайд-фильма (15 мин.)

Класс паукообразных объединяет более 36 тысяч видов довольно разнооб- разных по внешнему облику животных, обитающих исключительно (за редким исключением) на суше: в поле, лесу, саду, на огороде, в жилищах человека и т.д. Немало среди них и паразитических форм.

Характерной чертой паукообразных является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза простые и количество их может быть разное у разных видов паукообразных, например, у пауков их 4 пары, у скорпионов до 5 пар, некоторые паукообразные, например, клещи, вообще слепы.

На головных сегментах располагаются ротовые органы – видоизмененные членистые конечности.

Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила названия хелицер (отсюда и названием подтипа Хелицеровые). Они состоят из 2-3 члеников и заканчиваются коготком, клешней или иголкой.

При основании хелицер имеются ядовитые железы, и когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд через отверстие в коже попадает в ранку и убивает добычу.

Вторая пара конечностей

помещается позади рта, ее называют ногощупальцами или педипальпами. Они состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног. Щупальца педипальп служат органами осязания, но иногда они участвуют в передвижении (сольпуги), или они хватательные с клешнями (скорпионы).

Брюшко

у паукообразных не всегда сегментировано. Так, у пауков сегменты брюшка сливаются; у скорпионов брюшко четко сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое несегментированное тело.

Конечностей на брюшке у паукообразных нет, но у пауков некоторые из них видоизменились в паутинные бородавки.

Нервная система у представителей этого класса разнообразна, но общей чертой является высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Головной мозг имеет более сложное строение, чем у ракообразных, брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами.

Рассмотрим пищеварительную систему

паукообразных.

Пишеварительная система начинается с расширения – глотки, сюда открывается пара небольших слюнных желез. Секрет вводится в тело жертвы и переваривает ее содержимое в жидкую кашицу, затем всасывается пауком. Такой тип пищеварения называется внеполостным.

В брюшке слепые выросты кишки хорошо развиты и образуют крупный железистый орган – печень. Клетки печени вырабатывают пищеварительные соки и участвуют в переваривании пищи.

В кишечник арахнид в большинстве случаев попадает только жидкая пища, все крупные частички задерживаются фильтрами (волосками) предротовой полости и глотки.

Будучи прожорливыми хищниками, арахниды способны принимать большое количество пищи и потом долго голодать. Питаются насекомыми.

Кровеносная система незамкнутая, представлена мешковидным сердцем и отходящими от него сосудами.

Читайте также:  Экологические группы млекопитающих, биология

Выделительная система

представлена мальпигиевыми сосудами

Предполагается, что первые членистоногие произошли от многощетинковых червей (водных жителей). Теперь давайте выясним, как усложнилась организация паукообразных в связи с выходом на сушу.

Дыхание атмосферным воздухом привело к образованию легких и особых воздухоносных трубочек -трахей.

Питание на суше привело к формированию пары слюнных желез для интенсивного расщепления белков и внеполостному (наружному) пищеварению.

Необходимость размножения на суше привела к появлению внутреннего оплодотворения, крупных, богатых желтком и защищенных коконом яиц. Эмбриональное развитие происходит в коконе, а постэмбриональное – прямое.

Но, несмотря на наземный образ жизни, на суше хелицеровые не вполне “в своей тарелке”. Например, от высыхания они защищены куда хуже насекомых. Поэтому большинство из них обитает в районах с влажным климатом, В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Почти все хелицеровые ведут ночной образ жизни.

Слово учителя

(“Систематическое положение класса Паукообразные”)

Таковы характерные признаки представителей паукообразных. Но наряду с общими для всех признаками, животные – арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых рассмотрим 4 широко распространенных.

Систематическое положение паукообразных

ТипПодтип Класс ЧленистоногиеХелицеровые Паукообразные(35 000 видов)
Отрад Сенокосцы (2500 видов) Скорпионы (600 видов) Клещи (10 000 видов) Пауки (21 000 видов)

Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину?

Оказывается, нет! Есть такие пауки-волки, они паутину не плетут, а преследуют свою добычу и бросаются на нее из засады.

Выступление учащихся с подготовленными сообщениями.

(12 мин.)

– Пауки (Жирякова Н.) (3 мин.)

– Скорпионы (Четвертных В.) (3 мин.)

– Сенокосцы (Пиотрковская О.) (3 мин.)

Постановка новой проблемы (слово учителя)

Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

Конечно, это клещи.

выступление с сообщением “Клещи” (Елкина К.)

(3 мин.)

IV. Подведение итогов (7 мин.)

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Распределите суждения по группам (“да”, “нет”)

(необходимо подготовить доску и магниты, учащиеся по очереди закрепляют на доске с помощью магнитов суждения)

Я вам раздам суждения, вы 15 секунд подумайте, а затем по моей команде прикрепите его в ту или другую колонку.

  1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных.(да)
  2. К членистоногим относятся дождевые черви, нереиды, раки, пауки, насекомые.(нет)
  3. Тело членистоногих состоит из сегментов, каждый сегмент несет пару конечностей.(да)
  4. У членистоногих может быть от 3 пар ног до 10 и более (более 150 пар) ног.(да)
  5. Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух, но не пропускает воду.(да)
  6. Кровеносная система у членистоногих замкнутая.(нет)
  7. Органы дыхания членистоногих- мальпигиевы сосуды.(нет)
  8. У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног. Передние ноги имеют клешни.(да)
  9. Все пауки дышат атмосферным воздухом.(да)
  10. Все клещи – паразиты животных и вредители растений.(да)
  11. Пауки – хищники.(да)
  12. Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить ни голову, ни головогрудь, ни брюшко.(да)
  13. Нервная система у пауков более развита, чем у раков. У них меньше узлов, но они крупные.(да)
  14. Для всех пауков характерно плетение ловчей сети.(нет)
  15. К хитиновому покрову изнутри прикрепляются мышцы.(да)
  16. Все членистоногие – раздельнополые животные.(да)

И в заключении хотелось бы подвести итог. По результатам урока можно сделать вывод, что вы усвоили тему, познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности, как усложнилась их организация в связи с выходом на сушу, познакомились с многообразием представителей, и узнали какое значение и какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека.

Спасибо за урок, (оценки).

Приложение.

29.04.2010

Класс Паукообразные. Строение и процессы жизнедеятельности

Определение 1

Класс Паукообразные (Arachnida) относится к подтипу Хелицеровые (Chelicerata) типа Членистоногие (Arthropoda).

Паукообразные – это членистоногие хелицеровые, имеющие крупную головогрудь, на которой расположены короткие когтевидные или клешневидные хелицеры, длинные педипальпы и 4 пары ходильных ног.

Известно около $63$ тыс. представителей класса паукообразных. В основном, это наземные виды, обитают на растениях и в почве. Есть вторичноводные виды, паразиты растений и животных.
Наиболее часто встречающиеся паукообразные: пауки, сальпуги, скорпионы, клещи, сенокосцы.

Паукообразные из паутинных желез выделяют паутинные нити (паутину). Паутина необходима в жизни паукообразных:

  • для защиты от врагов
  • при добыче пищи;
  • при расселении молоди и др.

Внешнее строение паукообразных

Паукообразные отличаются разнообразными размерами, формой, строением конечностей, сегментацией.
Покровы представлены хитиновой кутикулой, в состав которой входит защищающая от высыхания эпикутикула – особый наружный слой.

Рудименты брюшных ног превратились в паутинные бородавки и выполняют дыхательную и половую функции.
Паукообразные имеют длинные ходильные ноги, приспособленные к передвижению по суше.

У паукообразных, в пределах класса, наблюдается олигомеризация сегментации тела, а также полное слияние сегментов.

Выделяют несколько типов расчленения тела:

  1. У скорпионов головогрудь слитная и включает акрон и 7 сегментов. В брюшке выделяют переднебрюшье, заднебрюшье и тельсон с ядовитой иглой.
  2. У сальпуг акрон и первые 4 сегмента слитные, три последние сегмента свободные, последний сегмент рудиментарный. Подобное расчленение можно наблюдать у некоторых клещей.
  3. Тело сенокосцев имеет слитную головогрудь, брюшко состоит из 9 сегментов и тельсона, слитого с последним брюшным сегментом.
  4. Пауки обладают слитными головогрудью и брюшком. Седьмой головогрудной сегмент образует перетяжку между брюшком и головогрудью.

Конечности паукообразных разнообразны по строению и выполняемым функциям:

  • хелицеры могут быть клешневидными, когтевидными, стилевидными; служат для прокусывания жертвы и размельчения пищи;
  • педипальпы захватывают и удерживают добычу; могут быть хватательными, жгутовидными, напоминать ротовые щупальца насекомых, содержать совокупительные органы, входить в состав колюще-сосущего аппарата;
  • $4$ пары ходильных ног служат для передвижения.

Брюшной отдел некоторых представителей паукообразных содержит рудименты конечностей:

  • половые крышечки, прикрывают половые отверстия;
  • гребневидные органы, обеспечивающие чувствительность;
  • видоизмененные жаберные ножки;
  • паутинные бородавки;
  • коксальные органы.

Внутреннее строение паукообразных

Замечание 1

Пищеварительная система состоит из трех отделов, их строение варьирует в зависимости от типа питания.
У хищных паукообразных, обладающих внекишечным пищеварением, строение пищеварительных органов наиболее сложное. Яд и пищеварительные ферменты вводятся пауком в жертву, а после переваренные ткани жертвы всасываются.

Особенности строения пищеварительной системы пауков:

  1. Передняя кишка состоит из мускулистой глотки, пищевода, сосательного желудка.
  2. Средняя кишка образует слепые отростки, что позволяет поглощать большой объем пищи, печень. Печень обеспечивает внутриклеточное пищеварение – фагоцитоз и является пищеварительной железой.
  3. Задний отдел образует вздутие, где формируются экскреты и экскременты.
  4. В миксоцеле расположено жировое тело, обеспечивающее запасами питательных веществ.

Выделительная система состоит из коксальных желез и мальпигиевых сосудов.

Коксальные железы имеют железистый мешочек, отходящий от него извитой канал и прямой выводной канал, который открывается у основания кокс. Мальпигиевы сосуды характерны для сухопутных членистоногих.

Они открываются в заднюю часть средней кишки и выделяют зерна гуанина (экскреты). Из экскретов в кишечнике оттягивается влага, что экономит потерю воды в организме.

Органы дыхания состоят из трахей или легких. Легкие – глубокие впячивания, содержащие изнутри перистые листочки. Трахеи представлены кожными впячиваниями в виде тонких трубочек. Наиболее развиты трахеи у сольпуг.

Их трахейная система состоит из продольных стволов и разветвлений, которые проходят в разные участки тела. Дыхание может быть только легочным (жгутоногие, четырехлегочные пауки, скорпионы), только трахейным (сольпуги, лжескорпионы, клещи, сенокосцы) или смешанным (двулегочные пауки).

У некоторых мелких паукообразных органы дыхания отсутствуют и они дышат через кожу (клещи).

Кровеносная система незамкнутая. Сердце расположено на спинной стороне брюшного отдела. Сердце трубчатое, длинное, с большим числом остий (скорпионы), или укороченное с меньшим количеством остий (клещи). У некоторых мелких видов клещей сердце редуцируется.

Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. Головной мозг включает два отдела:

  • протоцеребрум, иннервирует глаза;
  • тритоцеребрум, иннервирует хелицеры.

Замечание 2

Остальные конечности головогруди и брюшко иннервируются брюшной цепочкой. Характерна олигомеризация – слияние ганглиев брюшной нервной цепочки.

Органы зрения находятся на головогруди, представлены парами простых глазков и развиты слабо.
Основные органы чувств – осязательные волоски и трихоботрии, способные улавливать колебания воздуха. Некоторые паукообразные имеют лировидные органы – органы химического равновесия.

Размножение и развитие. Представители паукообразных – раздельнополые животные. У некоторых видов выражен половой диморфизм. Гонады слитные или парные. Оплодотворение внутреннее или наружно-внутреннее.

В последнем случае самцы оставляют на почве сперматофоры, пакеты, содержащие сперму. Самки находят эти пакеты и захватывают их половым отверстием. Развитие прямое. Самки откладывают яйца, или происходит живорождение.

У клещей часто наблюдается метаморфоз, личинка – нимфа.

Класс Паукообразные их признаки, отряды и значение (Таблица)

Паукообразные — класс членистоногих , наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи. В настоящее время насчитывается более 114000 видов паукообразных.

Читайте также:  Пищеварение в ротовой полости

Паукообразные первыми среди членистоногих вышли на сушу. Паукообразные в основном являются наземными обитателями, хотя встречаются и виды, населяющие пресные водоёмы, а также один морской вид.

По типу питания в основном относятся к хищникам.

  • Значение Паукообразных:
  • 1. Уничтожают кровососущих насекомых, вредителей растений
  • 2. Укусы пауков опасны для здоровья и жизни человека и домашних животных
  • 3. Клещи регулируют численность членистоногих
  • 4. Используют для борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства
  • 5. Вредители культурных растений
  • 6. Повреждают пищевые продукты на складах
  • 7. Вызывают заболевания человека (чесоточный зудень, железница угревая)
  • 8. Вызывают заболевание у пчел (клещ варроа)
  • 9. Переносчики возбудителей опасных инфекционных болезней человека, животных (иксодовые клещи)

Основные признаки Паукообразных

Признак Класс Паукообразные
Покров Мягкий, тело покрыто хитинизнрованной кутикулой
Отделы тела Головогрудь и брюшко
Особенности строения Паутинные железы на брюшке (паути­на – ловчая сеть). Смешанная полость тела, в которой и располагаются внутренние органы
Среда оби­тания Наземная
Количество ходильных ног На головогруди — 6 пар конечностей: 2 пары челюстей, 4 пары ходильных ног. Антенн и антеннул нет
Питание Питаются соками насекомых и расте­ши; два этапа пи­щеварения – на­ружное и внутрен­нее; рот имеет ядо­витый зуб. Передняя кишка. Глотка. Средняя кишка. Задняя кишка. Печень.
Дыхательная система Трахеи (проводят воздух) и легочные мешки
Кровеносная система НЕЗАМКНУТАЯ; кровеносные сосуды открываются в по­лость тела, на нижней стороне тела кровь собирается в другие сосуды; есть сердце (двухкамерное – одно предсердие и один желудочек). Гемолимфа содержит дыхательный пигмент гемоцианин
Выдели­тельная сис­тема Между средней и задней кишкой – выделительные трубочки и почки (мальпигиевы сосуды)
Нервная сис­тема Состоит из головного мозга — надглоточного узла, окологлоточного кольца, брюшной нервной цепочки
Органы чувств Чувствительные волоски, которые особенно многочисленны на педипальпах. Органы зрения представлены простыми глазами от 2 до 12
Половая система и развитие Паукообразные раздельнополы. Оплодотворение внутреннее. Резко выражен половой диморфизм
Представи­тели Пауки (пауккрестовик, сереб­рянка) Скорпионы (имеют длинное членистое брюшко, на по­следнем членике -жало с протоками от ядовитых желез) Клеши (слитное тело паразиты животных)

Отряды Паукообразных их характеристика

Отряд, количество видов Характерные признаки Представители
Пауки, свыше 27000 видов Тело состоит из головогруди и брюшка, с перетяжкой между ними. Хелицеры крючковидные, с протоками ядовитых желез, педипальпы короткие. 8 простых глазков. 4 пары ходильных конечностей. Органы дыхания — легкие и трахеи. На нижней стороне брюшка — паутинные бородавки Домовой паук, паук-крестовик, тарантул, паук-серебрянка
Сенокосцы, 2500 видов Тело состоит из головогруди и брюшка, перетяжка отсутствует. Хелицеры клешневидные. Ноги лазательные Сенокосец обыкновенный
Скорпионы, 600 видов Тело состоит из головогруди и членистого брюшка с ядовитой иглой на конце. Хелицеры клешневидные, педипальпы хватательные, с крупными клешнями. Дыхание легочное Пестрый скорпион
Акариформные клещи, 15000 видов Тело или его часть слитные, дыхание кожное или трахейное Чесоточный зудень, волосяные клещи, паутинный клещ
Паразитиформные клещи, 10000 видов Все части тела слиты в сплошной панцирь, у некоторых ротовой аппарат образует “головку” и состоит из режущих хелицер и педипальп, благодаря которым они прокусывают кожу Таежный клещ, собачий клещ

Образовательный портал

21.02.2012 01:45 Дорохова Людмила Ивановна

Рейтинг: 3 / 5

Дорохова Людмила Ивановна Учитель ГБОУ Лицей №40 Санкт-Петербурга

Цель: продолжить знакомство учащихся с  многообразием представителей типа Членистоногие.

Задачи: расширить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения паукообразных в связи с наземным образом жизни, познакомить уч-ся с многообразием представителей класса; продолжить работу по формированию умений объяснять особенности организации паукообразных; приводить примеры их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах; продолжить формирование умений мыслительной деятельности, работу по созданию условий для развития познавательного интереса учащихся. Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, коллекция паукообразных, влажный препарат скорпиона, фотографии, рисунки- таблицы с изображением  паукообразных, рисунки, фотографии,  таблицы  с изображением представителей типа Членистоногие, схема строение паука-крестовика, компьютер, мультимедийная  установка. Тип Урока: исследовательский.

                                       Ход Урока.

I.Проверка выполнения домашнего задания. Урок начинается с повторения материала об особенностях строения и многообразии представителей класса Ракообразные. Учащиеся выполняют следующее задание: выписать  цифры, под которыми обозначены признаки, характеризующие особенности ракообразных: 1.   Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. 2.   Тело животных состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. 3.   Брюшко членистое. 4.   Животные имеют четыре пары ног. 5.   Брюшко нечленистое. 6.   На голове есть усики. 7.   Усиков нет. 8.   Усиков 2 пары –  длинные и короткие. 9.   Животные имеют простые глаза или их совсем нет. 10. У большинства животных по 2 сложных фасеточных  глаза. 11. Органы дыхания – жабры. 12. Органы дыхания – трахеи и легкие. 13. Кровеносная система замкнутая. 14. Кровеносная система незамкнутая. 15. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. 16. У животных есть мускулистый «сосательный» желудок. 17. Органы выделения –мальпигиевы  сосуды. 18. Раздельнополые животные. 19. Гермафродиты. 20. Среда обитания – вода. Отдельные учащиеся  выполняют другое задание: выбрать из предложенных рисунков, фотографий, коллекций представителей класса Ракообразные и перечислить  признаки, на основе которых вы сделали свой выбор ( работа  в  тетради ).

II.Актуализация знаний уч-ся, формулирование темы урока, постановка его познавательной задачи.

Учитель знакомит учащихся с легендой, согласно которой в далекие времена в Лидии жила Арахна, которая славилась на весь белый свет своим искусством ткачества – умением плести узоры, равных которым не видел никто. Загордилась этим Арахна и бросила вызов Афине Палладе, заявив во всеуслышанье, что её ковры и ткани – лучшие из лучших и никто не сравнится с ней в  мастерстве. Арахна действительно соткала ткань невиданной красы, но могущественная богиня, рассердившись за дерзость, с которой девушка вступила в спор с богами, прокляла мастерицу, превратив её в паучиху, удел которой – сидеть  в темном уголке и весь век плести паутину. От имени Арахны и произошло латинское название пауков, которых называют арахнидами. Наука, изучающая пауков, получила название арахнология.

III.Изучение нового материала.

1.Общая характеристика класса Паукообразные.  Особенности  внешнего  строения  паукообразных. Учитель дает общую характеристику класса, отмечая многочисленность его представителей. Он предлагает учащимся вспомнить места, где встречаются паукообразные, и какие среды обитания они освоили. Учитель раздает учащимся коллекционные материалы и влажные препараты паукообразных и ставит перед ними задачу – выяснить, какими общими признаками внешнего строения обладают эти представители. В ходе поиска ответа на данный вопрос учитель на доске, а учащиеся  в      тетради составляют общую характеристику внешнего строения     представителей класса Паукообразные: 1.    Отстутсвие  усиков. 2.    Отсутсвие сложных глаз. 3.На головогруди имеются шесть пар конечностей: две передние пары выполняют роль захвата и измельчения пищи, четыре остальные участвуют в передвижении. 4.На голове располагаются ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. 5.Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила название хелицеры. 6.Вторая пара конечностей помещается позади рта и получила название педипальпы.  7.Тело состоит из  головогруди и брюшка  или   слитное. Потом  учитель просит учащихся назвать особенности внешнего строения паукообразных, которые позволяют отнести данный класс к типу Членистоногие; перечислить отличия внешнего строения паукообразных от ракообразных, высказать свои предположения относительно причин таких отличий.

2.Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности паукообразных.

Обзор внутреннего строения паукообразных строится в виде поисковой беседы с опорой на знания учащихся о паукообразных, которое они приобрели из личного жизненного опыта. Учитель формулирует вопросы, обсуждение которых позволяет выяснить особенности строения  пищеварительной, дыхательной систем паукообразных: ·        Чем питаются пауки? ·        Как называется такой способ питания? ·        В какое время пауки чаще всего выходят на охоту? ·        С помощью чего они ловят свою добычу? ·        Где чаще всего пауки строят свои паутины? ·        Из чего плетутся они? ·        Как происходят пищеварение  у паукообразных? ·        Как называется такой тип питания? ·        Чем дышат пауки? ·        Чем представлены их  органы дыхания? Ответы учащихся  на вопросы учитель иллюстрирует демонстрацией соответствующих  фрагментов на экране с помощью компьютера и мультимедийной техники, раскрывающих особенности внутренней организации пауков.

IV.Осмысление и первичное закрепление знаний.

С целью закрепления полученных знаний уч-ся предлагается выполнить задание по выбору правильных утверждений из предложенных: 1.     Пауки дышат кислородом, растворенным в воде. 2.     Ловчие сети пауки плетут ногочелюстями. 3.     Паутина служит паукам средством охоты, защиты, передвижения и охраны потомства. 4.     Все пауки дышат атмосферным воздухом. 5.     Переваривание пищи происходит в сосательном желудочке паука. В ходе выполнения этого задания учащиеся  могут пользоваться  учебником (с.152 – 153 ).

V.Домашнее задание.

Изучить статью учебника «Класс Паукообразные» (до пункта «Многообразие паукообразных» с. 153 – 154), ответить на вопросы в конце статьи на с.157. Опережающее задание для отдельных уч-ся: 1.     Подготовить сообщения об отдельных представителях класса Паукообразные.

2.     Сделать презентации о представителях класса Паукообразные.

Ссылка на основную публикацию