Сезонные изменения в жизни птиц – биология

Сезонные явления в жизни птиц

Сезонные изменения в жизни птиц - биология

Годовой жизненный цикл у большинства птиц начинается весной, с периода их размножения. В начале периода размножения самцы и самки образуют пары: мелкие и средние птицы создают пару один раз на сезон размножения (воробьи, ласточки и др.), большие птицы (аисты, лебеди) — на много лет или навсегда.

Некоторые птицы (тетерева) могут не создавать пар, а собираются в определенных местах — «токовищах», где самцы устраивают своеобразные турниры, выбирая себе самку. При этом демонстрируют сложные элементы поведения. Самки отдают предпочтение победителям турниров.

После размножения самцы уходят от забот, предоставляя самкам воспитывать птенцов.

Но все-таки большинство птиц, соединяясь в пары на длительный период, начинают искать территории для строительства гнезда и приступают к его построению. Занимаются этим самцы, найдя место для гнезда, они поют.

Для каждого вида птиц характерна своя брачная песня. Встречаются среди мелких птиц отличные певцы, например соловьи. В песне соловья различаются различные «колена», среди которых выделяется щелканье, переходящее в раскатистое «р-р-р…».

В тревоге он издает короткий свист — цыканье. Прекрасный певец весеннего леса зяблик, чья короткая песня — громкая, жизнерадостная, заканчивающаяся звуком — «вичиу!» Удивительна песня певчего дрозда.

Она напоминает слова: «Фил-лин, фил-лин, при-ди, при-ди чай пить, чай пить!»

В течение всего периода гнездостроительства и насиживания яиц (май-июнь) самцы поют песни около гнезда. Затем пение ослабевает и прекращается. Вообще, звуковая сигнализация у птиц достигает большого разнообразия и совершенства, в особенности у певчих. Голосовые связки у них находятся в нижней гортани, а трахеи служат отличным резонатором (усилителем звука).

Период гнездования — очень ответственная пора в жизни птиц. После спаривания птицы (самцы одни или вместе с самкой) начинают строить свои гнезда.

Не строят своих гнезд кукушки, подбрасывая яйца в чужие гнезда, кайры — откладывают яйца на выступах скал «птичьих базаров» — и пингвины, которые выводятся на льдах Антарктиды.

Конструкция гнезд и место их расположения у различных птиц разные.

В гнездо птицы откладывают яиц от 1-2 (черный гриф, беркут), до 14 (большая синица) и до 26 штук (серая куропатка). После выведения птенцов и их развития в течение летнего периода птицы начинают подготовку к следующему периоду — к зимовке.

Из-за климатических условий сезонного характера некоторые птицы оказываются в течение года в различных погодных условиях и в зависимости от уровня своей организации они переносят их по-разному.

Птицы, весь год проживающие па одной и той же территории, называются оседлыми (домашний воробей, сорока, серая куропатка и др.). Их годовой цикл состоит из двух периодов: гнездование (и связанные с ним откладка яиц, насиживание и т. д.) и зимовка. Оседлые птицы находят себе пищу в одной местности в течение всего года.

Кочующие птицы (галки, снегири, сойки, дятлы, синицы) перемещаются зимой в поисках пиши в соседние области.

Перелетные птицы (белый аист, серый журавль, дрозды, ласточки, кукушки) совершают далекие миграции, дальность которых может быть разная.

Например, деревенская ласточка из Европы летят на юг Африки (дальний мигрант), грачи зимуют на Средиземноморье (ближний мигрант).

Перелеты птиц связаны с надвигающейся бескормицей, а сигналами к ее наступлению служат происходящие в природе изменения (укорочение светового дня, понижение температуры и др.), а также изменения физиологического состояния птиц.

Перелеты сопряжены с трудностями, нередко — с опасностями. В тяжелых маршрутах погибает немало птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, но которым они каждый год летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов.

Из года в год, из поколения в поколение выживают те птицы, которые лучше переносят полеты, вовремя отлетают и прилетают. Гибель неприспособленных к полетам способствовала выработке связанных с перелетами инстинктов. Инстинкт перелетов — неосознанные действия.

«Слепота» инстинкта обнаруживается на так называемых парадоксальных пролетных путях. Например, птицы, ранее обитавшие только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и зимовавшие в Китае, позднее постепенно расселялись по Сибири на запад и далее — в Европу, некоторые до Скандинавии, другие — до бассейна Днепра и т. д.

Теперь эти птицы осенью сначала летят на восток, то есть на родину своих предков, и только оттуда на юг, в Китай (весной — в обратном направлении).

Характер перелетов различен: одни птицы (мелкие пернатые) летят беспорядочной группой, другие, особенно крупные птицы, летят строем (журавли, гуси). Высота полета от 1000 м (у мелких птиц) и до 5000м. Длительность полета также различна: от 40 км до 1000 км и более за сутки.

Миграции птиц, время, направление, скорость полета изучают ученые орнитологи с помощью кольцевания, визуальных наблюдений, фенологических наблюдений.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками птицы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://shkolo.ru/sezonnyie-yavleniya-v-zhizni-ptits/

Сезонные явления в жизни птиц

Сезонные изменения в жизни птиц - биология

Замечание 1

Годовой ритм изменения поведения, физиологического состояния организма, популяционной организации птиц определяет сезонное изменение условий жизни.

Перестройка гормональной системы, определяющая это периодическое изменение, происходит согласно сигналам, поступающим из внешней среды.

Пример 1

Первостепенное значение в умеренных и высоких широтах имеет световой режим (продолжительность дня и ночи), в тропиках основополагающим сигналом считается чередование влажных и сухих периодов. Дополнительными сигналами являются: общий характер погодных условий качество и количество доступных кормов.

Сроки, характер, продолжительность проявления определенных фаз годового цикла у разных групп птиц различны и зависят от:

  • климатических особенностей местообитания;
  • видовых экологических особенностей;
  • способов добывания кормов и пищевой специализации;
  • продолжительности инкубации, постэмбрионального роста и т.д.

Основные периоды годового цикла:

  1. Подготовка к размножению.
  2. Размножение.
  3. Послегнездовая линька.
  4. Период подготовки к зиме.
  5. Зимовка.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Всех птиц по отношению к территории можно разделить на группы:

  1. Оседлые птицы остаются в одном районе на протяжении всего года. Могут находиться на своем гнездовом участке или передвигаться, но при этом дальность перемещений не превышает нескольких десятков км.
  2. Кочующие птицы после сезона размножения совершают ненаправленные кочевки на сотни километров, но не выходят за пределы природной зоны, в которой они гнездятся.
  3. Перелетные птицы улетают на зимовки в другие природные зоны. За тысячи километров от гнездовых участков.

Подготовка к размножению и размножение

Под влиянием увеличивающейся продолжительности дня начинают развиваться половые железы. Происходит перемещение с мест зимовок к местам размножения. У некоторых видов формирование пар происходит на зимовках или в процессе перелета. У части видов наблюдается завершение начавшейся на зимовке линьки.

Во время периода размножения:

  • птицы занимают гнездовые участки;
  • наблюдаются токовые явления (песни, крики, танцы и др.);
  • происходит формирование пар;
  • завершается созревание половых клеток;
  • идет постройка гнезд;
  • откладка яиц и их насиживание;
  • выкармливание птенцов.

Период размножения можно считать завершенным, когда птенцы полностью оперились и приобрели способность к полету, могут начать самостоятельную жизнь. При этом молодые птицы и взрослые особи часто объединяются в стаи. Связи между родителями и их птенцами обычно обрываются (искл. лебеди, гуси, журавли).

Послегнездовая линька

После периода размножения у птиц сменяется все оперение, то есть идет полная послегнездовая линька. У полигамных видов самцы в насиживании участия не принимают, поэтому начинают линьку после завершения яйцекладки.

Пример 2

Во время линьки самцы тетерев и глухарей держаться поодиночке в глухих частях леса, селезни скапливаются на заросших озерах за десятки или сотни километров от мест размножения.

Самки начинают линять после того, как подрастут птенцы. Период линьки у них накладывается на конец периода размножения. У моногамных птиц нет четкого разделения между периодом размножения и началом периода послегнездовой линьки.

У имматуронатных видов взрослые особи начинают линьку в период, когда завершается кормление птенцов. У матуронатных видов линька начинается после того, как птенцы достаточно подрастут, чтобы проявлять самостоятельность.

Полное завершение линьки у некоторых видов происходит только на зимовке.

Период подготовки к зиме

Во время периода подготовки к зиме наблюдаются следующие явления:

  • происходят кочевки в поисках корма, наблюдается интенсивное питание;
  • идет усиленное накопление жира с одновременным изменением характера обмена веществ;
  • в поисках корма птицы посещают другие, чуждые биотопы;
  • отдельные виды птиц запасаются кормом (кедровки, сойки, поползни, сычи и др.).

Замечание 2

Среди птиц нет видов, способных полностью удовлетворить пищевые запросы зимой за счет произведенных запасов. Однако запасание кормов существенно облегчает зимовку.

Зимовка

Популяции каждого вида размещаются в местах, где они обеспечиваются защитными условиями и пищей. Часто в районе зимовок птицы кочуют на небольшие расстояния. У некоторых видов отчетливо проявляются суточные перемещения с мест питания на места отдыха и обратно (некоторые воробьиные, гусеобразные). Многие морские виды кочуют по океану, разыскивая скопления еды (чистиковые, трубконосые).

Границу между зимовкой и периодом подготовки к размножению провести достаточно трудно, так как у некоторых видов предбрачная линька, формирование пар, токовые явления начинают проявляться уже на зимовках.

Зимовочные кочевки преобразуются в направленную миграцию к местам гнездования.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/nadklass_nazemnye_hrebetnye/tip_chlenistonogie/sezonnye_yavleniya_v_zhizni_ptic

Биология в лицее

Птицы заботятся о своём потомстве. Например, обустраивая гнёзда. Особенно искусны в этом деле певчие птицы. Впрочем, некоторые виды птиц откладывают яйца прямо на землю, или в траву, или даже на камни (скалы). Но всё равно, где бы ни лежали яйца, родители их насиживают. А в самом яйце в это время идёт процесс развития зародыша.

На ранних стадиях развития зародыш не похож на взрослую птицу: голова его очень большая, клюв намечен всего лишь крошечным бугорком. Но самое удивительное – наличие на шее зародыша хорошо выраженных жаберных щелей. (Они присутствовали также и у зародышей пресмыкающихся, а также, будут присутствовать у всех млекопитающих.

) Это служит доказательством того, что древние предки всех наземных позвоночных вышли из воды. Хвостовые позвонки на первых порах развития зародыша птицы длинные, передние конечности по форме не отличаются от задних. Все эти особенности можно увидеть у зародышей ящериц, крокодилов и черепах. Это сходство указывает на родство между птицами и пресмыкающимися.

При дальнейшем развитии зародыш с каждым днём всё больше становится похож на птицу. У него обнаруживаются зачатки пуха, увеличиваются размеры клюва, а вот рост хвоста резко замедляется. Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутреннюю оболочку воздушной камеры и впервые начинает дышать лёгкими. В этот период можно услышать, что в яйце кто-то попискивает.

Затем посредством рогового бугорка клюва (так называемого, «яйцевого зуба») в скорлупе проделывается отверстие, и вылупляется.

Благодаря разнообразным и эффективным формам заботы о потомстве у птиц процент выживших детёнышей существенно больше, чем у рыб, земноводных и пресмыкающихся. А поэтому птицам нет необходимости нести такое же количество яиц, как пресмыкающимся. Не говоря уже о количестве икринок у рыб и земноводных.

Жизнь птиц, как и других позвоночных животных, меняется в течение года. Это связано с изменениями условий существования и имеет важное приспособительное значение.

Выделяют следующие основные этапы годового жизненного цикла птиц: размножение, послегнездовые кочевки, подготовка к зиме, зимовка.

Размножение. При подготовке к размножению происходит образование пар. Для успешного формирования пар важное значение имеет ритуальное поведение и токование птиц. У большинства видов токование выражается в турнирных соревнованиях самцов.

Так, самцы и весной токуют: собираются вместе на освободившихся от снега полянах, ходят по земле кругами, распушив крылья и хвосты, демонстрируя яркие участки оперения, издают булькающие звуки. Самки, находясь по соседству, выбирают наиболее активных самцов.

У самцов весной отрастают яркие перья, образующие манишки. У каждого самца манишка имеет свою собственную яркую окраску. Собравшись вместе на проталинах у водоемов, самцы, распушив манишки, демонстрируют друг перед другом агрессивные намерения, но прямых стычек избегают.

Красивые брачные танцы исполняют .   совершают токовые полеты, при резких пируэтах крайние рулевые перья трепещут в потоках воздуха и издают своеобразный блеющий звук. Дятлы весной находят резонирующий расщеп на стволе или ветвях дерева и равномерно ускоряющимися ударами клюва исполняют “барабанную” дробь.

Для кроме демонстративного поведения характерно пение. Особенно активно поют самцы в начале брачного периода. Так, красивая, мелодичная, насыщенная разнообразными звуками песнь состоит из нескольких колен. Слышно соловьиное пение почти за километр. С утра до вечера звенят над полями трели .

Пение имеет важное биологическое значение в жизни птиц. Прилетевшие раньше самок самцы, выбрав территорию, песней сообщают окружающим, что территория занята. Самки выбирают наиболее активно поющих самцов. Пение способствует физиологической зрелости партнеров при образовании пары. С началом выкармливания птенцов самцы перестают петь.

Гнездостроение. Для успешного размножения большое знчение имеет удачно построенное гнездо. Гнезда бывают самых разных конструкций. Большинство откладывает яйца на земле в небольшую ямку и никаких специальных гнезд не делает. строят чашеобразные гнезда на земле, укрепляя стенки и выстилая лоток сухими травинками.

сооружают чашеобразные гнезда на боковых ветвях деревьев, у ствола, в середине толстых и на концах тонких ветвей. Остов гнезда они формируют из тонких веточек, сухих травянистых побегов, стеблей и листьев злаков, мха. Снаружи стенки гнезда отделывают кусочками коры и лишайников так, что оно становится совсем незаметным. Лоток выстилают шерстинками и перьями.

Наиболее совершенные гнезда делают и . Это шарообразные постройки с боковым входом.   лепят гнезда из комочков влажной земли. Чем лучше защищено гнездо, тем больше безопасность насиживающей птицы, кладки и птенцов.

Читайте также:  Класс двустворчатые моллюски - биология

Лучше других защищены гнезда, сделанные в укрытиях. Так, большая группа птиц гнездится в дуплах. сильным долотообразным клювом выдалбливают дупла в древесине, выстилая их древесной трухой.

используют для гнездования дупла дятлов или естественные ниши и дупла в стволах деревьев. Они выстилают лоток мягкими травинками, мхом, шерстью. роют норы в береговых обрывах, стенках оврагов.

Гнездо-гамак помещается в развилке ветвей. Для его постройки используются листья, трава, паутина. Внутри гнездо выстлано пухом, перьями, шерстью. 

Очень оригинально гнездо . Оно похоже на рукавицу с наполовину отрезанным пальцем и зашитым верхом. Птица попадает в рукавичку и вылетает из неё через «палец». Обычно гнездо подвешивается над водой на веточках ивы.

Оно сплетается из тонких волокон крапивы или размочаленных злаков. Промежутки между волокнами ремез заполняет пухом ивы или других растений. Сверху гнездо маскируется чешуйками от почек, шерстью и другими материалами.

Важное значение для развития потомства имеет форма гнезда. Например, полусферическое гнездо не позволяет яйцам раскатываться, создавая благоприятные условия для их насиживания. Стенки гнезда хорошо сохраняют тепло.

Чаще всего птицы гнездятся отдельными парами. В местах, богатых кормом, с ограниченным числом мест, подходящих для гнездования, птицы поселяются колониями. Совместно они лучше защищают гнезда от хищников.

После завершения строительства гнезда самка откладывает яйца. Птенцовые птицы откладывают небольшое число яиц: например, откладывают 1 яйцо, и– 2, и – 3, – 4, обычно 4-6 ( иногда до 10-11 яиц).

Число яиц в кладке – наследственный признак, и определяется он у птенцовых птиц максимальным числом птенцов, которых могут выкормить родители.

У выводковых птиц яиц больше: до 16 у , до 24 у . Полагают, что максимальное число яиц у выводковых птиц ограничено возможностями насиживания – тем числом яиц, которое может поместиться под наседкой.

В классе Птицы, собрались в большинстве своём «честные и благородные родители». Но и здесь не обошлось без «урода». Всем известно, что «уродом» этим явилась Отыскав насиживающую яйцо птичку, кукушка сидит и подкарауливает момент, когда гнездо, хоть на самое короткое время, останется без присмотра.

Улучив момент, кукушка стремглав подлетает к гнезду, чтобы выпихнуть из него яйцо (а если яиц несколько – одно из яиц), а на освободившееся место снести своё собственное. Весь этот номер занимает несколько секунд. Что не удивительно: отрабатывался он веками.

Изучая особенности поведения кукушки в период кладки яиц, учёные ещё раз имели возможность убедиться в неисчерпаемости эволюционных приспособлений. Было установлено, что кукушка не кладёт своё яйцо в первое попавшее гнездо.

Оказывается, в ходе эволюции, «взаимодействуя» с определённым видом птиц, кукушка «научилась» нести такое яйцо, которое с виду очень похоже на яйцо (яйца) будущей приёмной родительницы её птенца. Форма кукушечьих яиц и их окраска чрезвычайно разнообразны в целом, но у отдельной самки они очень похожи на яйца вида-хозяина. Так что заметить подмену трудно.

Часто кукушонок вылупляется первым. Используя лапы и крылья, этот ещё слепой бандит первым делом выбрасывает из гнезда всех своих не успевших вылупиться сводных братьев и сестёр. Таким образом, он стремится завладеть всей пищей, которой его будут снабжать заботливые приёмные родители. Птенец быстро растёт и вскоре начинает превосходить размерами хозяев гнезда.

Насиживание  – время между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего птенца. Оно продолжается у разных видов разное время.

Мелкие певчие птицы насиживают кладку около двух недель; – до 19 суток; большинство – 21 сутки, – 23-26 суток; крупные – до 2 месяцев.

Если птенцы выводковых птиц способны сразу же сами клевать корм, то у птенцовых начинается длительный период выкармливания потомства.

Продолжительность пребывания птенцов в гнезде тесно связана с размерами птиц: у крупных она больше, чем у мелких. Так, кормят птенцов в гнезде 28-30 дней, – 90 дней, мелкие – около двух недель.

Быстрее развиваются птенцы певчих птиц, гнездящихся на земле: птенцы покидают гнездо в девятидневном возрасте, – в одиннадцатидневном.

У многих видов птенцы покидают гнезда только после того, как становятся способными летать.

Послегнездовой период. Вторым после размножения, наиболее важным этапом в годовом жизненном цикле птиц является смена оперения. Под воздействием внешних условий перья снашиваются и выцветают. Края перьев стираются, крючочки, сцепляющие бородки опахал, разрушаются. Особенно сильно обнашиваются наиболее важные для полета маховые и рулевые перья.

Снашивание оперения ослабляет летательные способности птиц и ухудшает его теплоизолирующие возможности. В результате линьки происходит смена сезонных и возрастных нарядов птиц.

Сезонные наряды у птиц отличаются по густоте оперения и окраске. Например, летнее оперение у сравнительно негустое и имеет серую, под цвет летней тундры, покровительственную окраску. В результате линьки число перьев увеличивается, лучше развиваются пуховые части оперения. Наряд становится ярко-белым – под цвет снега.

У большинства птиц перья меняются постепенно, а у выпадают сразу все маховые и рулевые перья. Во время линьки эти птицы не способны летать. Они собираются на водоемах в недоступных для хищников местах, укрываются в прибрежных зарослях.

В послегнездовое время птицы кочуют – перемещаются на небольшие расстояния в поисках корма.

Вначале выводки перемещаются недалеко от гнезда, потом семьи объединяются в стаи, и тогда кочевки становятся более далекими. Птицы концентрируются в богатых кормом местах.

Многие птицы к осени чаще кочуют в южном направлении, и постепенно кочевки переходят в направленные на юг осенние миграции – дальние перелеты.

Сезонные миграции. В зависимости от дальности перемещений в послегнездовое время птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.

Оседлые птицы на зиму остаются в районах гнездования и дальних миграций не совершают. К ним относятся . Зимой оседлые птицы более активны в поисках корма, поедают калорийные корма, перемещаются ближе к жилью человека, где используют его пищевые отходы.

Кочующие птицы в послегнездовое время покидают районы гнездования, удаляясь от них на сотни и тысячи километров. Очень часто в северной части гнездового ареала и – кочующие птицы, а на юге они оседлые.

Перелетные птицы улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в те области, где нет суровых зим, пролетая тысячи и десятки тысяч километров. Большинство видов птиц на севере нашей страны перелетные.

В лесной зоне России преобладают перелетные птицы. Причиной перелетов служат неблагоприятные условия: сокращение светлой части суток, когда птицы могут кормиться; уменьшение запасов корма и понижение температуры.

Одни птицы летят к югу в одиночку или небольшими группами, другие объединяются в крупные стаи. Первыми улетают . Перед наступлением холодов улетают . Птицы летят на разной высоте: мелкие воробьиные поднимаются на несколько десятков метров, крупные птицы – на сотни метров.

Отмечены случаи пролета крупных хищных птиц на высоте около 1000 м.

Во время миграций птицы ориентируются по наземным приметам: летят вдоль горных хребтов, побережий морей и океанов, над долинами крупных рек. Некоторые птицы ориентируются по Солнцу, ночные мигранты – по звездам. Полагают, что птицы могут для ориентации использовать магнитное поле Земли.

На юге, в подходящих условиях, перелетные птицы проводят зиму, а весной возвращаются в районы гнездования. Птицы, гнездящиеся на севере и в умеренном климате России, зимуют в тропических и субтропических районах на юге Европы, в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии.

Наиболее важный период годового жизненного цикла птиц – период размножения. Благополучное строительство гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов обеспечивают высокую эффективность размножения.

В послегнездовой период птицы сменяют оперение. Выводки вместе с родителями сначала кочуют в районах гнездования, потом объединяются в стаи, кочевки становятся более длинными.

По дальности сезонных миграций птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/sezonnye_javlenija_v_zhizni_ptic/0-180

Сезонность – это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.

Приспособления холоднокровных животных к зимовке

Холоднокровные животные (например, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) переносят зиму в неактивном состоянии зимнего покоя. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета.

К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды.

Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке

Теплокровные животные – птицы и млекопитающие. Они обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ.

Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы (пуховой, перьевой, волосяной), жировые отложения и др.

Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька – смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее.

Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку.

Спячка – это состояние пониженной жизнедеятельности, наступающее у теплокровных животных в тех случаях, если пища становится малодоступной и сохранение высокой активности и интенсивного обмена веществ невозможно.

Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40 % массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Регуляция сезонных изменений в жизни животных

Бросается в глаза наличие связей сезонных изменений в жизни животных с сезонным ходом температуры. Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные.

Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Однако подготовка животных к зимовке начинается еще летом, когда для них имеются благоприятные температурные условия. Значит, не температура регулирует сезонные изменения в организме.

Установлено, что основным регулирующим фактором сложных сезонных изменений в жизни животных и растений является не смена годовых температур, а закономерные годичные изменения в продолжительности дня, не подверженные случайным колебаниям, как, например, температура.

Изменения длины дня в течение года служат сигналом, определяющим будущие сезонные изменения в организме.

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/7_klass/razvitie_i_zakonomernosti_razmescheniya_jivotnyih_na_zemle/lecture_sezonnyie_izmeneniya_v_jizni_jivotnyih.html

Образовательный портал

06.11.2013 14:07Сорокина Татьяна Ивановна

Рейтинг:  1 / 5

Конспект открытого урока «Окружающий мир»

Тема:  «Сезонные изменения в природе. Птицы»

Цели урока Обязательный минимум содержания
1 Формировать у обучающихся качества эстетически развитой, творчески активной личности.2 Помочь понять взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений природы.3 Прививать интерес к изучению явлений природы, воспитывать стремление беречь ее и ценить красоту окружающего нас мира.4 Познакомить с сезонными изменениями в жизни птиц.5 Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе.6 Воспитывать культуру труда, развивать умение коллективной работы, работы в группе.7 Привитие общеучебных умений и навыков, соблюдение правил техники безопасности. 1 Познакомиться с сезонными изменениями в живой и неживой природе.2 Установить взаимосвязь изменений в живой природе.3 Запомнить классификацию птиц по образу жизни.4 Познакомиться с терминами: перелетные птицы, зимующие птицы,оседлые и кочующие птицы.5 Выполнять простейшие исследования ,умения сравнивать и делать выводы.6 Обсуждать план выполнения задания с товарищами, уметь оценить свою работу и работу других.7Узнать и запомнить названия зимующих (оседлых и кочующих) птиц.8 Выполнять работу по шаблону, соблюдать правила работы с ножницами и клеем.9 Уметь  эстетически оформить творческую  работу.

Оборудование к уроку:

1 Магнитофон. Фонограмма « Голоса птиц»

2 Компьютерная презентация.

3 Инструкция по технике безопасности.

4 Искусственный снег.

5 Серия предметных картинок с изображением птиц.

6 Игрушка-утёнок Кряк.

7 Инструменты и материалы:

Карандаши, фломастеры, картон, бумага, клей, ножницы, шаблоны.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Введение в темуПодводящий безпроблемы диалог.Задание на формулирование темы. Мысленно перенесемся в лес и послушаем его звуки.- Какие звуки вы слышали?- В какое время года так звучит лес?-Почему?( Демонстрация слайда №2)-Сегодня мы поговорим о птицах.(Демонстрация слайда №3)-Как хорошо было летом в лесу, птицы пели свои песни на разные голоса. Дети слушают музыкальную композицию «Звуки русского леса»- Весна, лето-В лесу много птиц.Рассматривают слайды с изображением птиц.
2. Знакомство с новымматериаломМикроисследование.а) Стимулированиемыслительнойдеятельности.Вывод.б) Стимулированиемыслительнойдеятельности.Вывод.Вывод.Вывод.3.Решение проблемной ситуации.а) Закрепление нового материала.Коллективнаядеятельность. -Но вот наступила осень.-.Как изменилась природа?(Демонстрация слайда №4)Подула осень холодом,  сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они  в стаи собираться .Покружили они над родным лесом и улетели..(демонстрация слайда №6, №7)-Куда улетели птицы?-Почему они улетели?-Как называют таких птиц?(слайд №8)-Тихо стало в лесу. Выпал первый снег.(Учитель распыляет искусственный снег) Появляется утёнок Кряк.-  Поможем утёнку найти друзей..Давайте и мы заглянем в лес.(Демонстрация слайда №9 )-Чьи это следы на снегу?-Как можно назвать птиц оставшихся в родных краях?-Какие птицы живут с человеком круглый год? (Слайд № 10)Эти птицы называются оседлые.(Слайд №11)Другие – прилетают к нам на зиму.(демонстрация слайда № 12)Они называются кочующие.Оказывается много пернатых друзей будет жить рядом с нами зимой.Наш утёнок не будет скучать.На партах конверты с заданием.-Выберите изображения зимующих птиц из серии предметных картинок.Назовите их.Помогите друг другу вспомнить названия птиц, обсудите, чем птицы питаются.. Рассматривают слайды с изображением природы осенью.Солнце опустилось низко над землей и светит меньше. На улице похолодало.    Птицы улетают в теплые края.Птицам нечего есть.Таких птиц называют перелетными.Рассматривают слайдЭто следы птицЗимующие.Дети называют птиц-воробьи,голуби,вороны.Рассматривают изображения оседлых и кочующих птиц.Слайд №13 №14-читают текст.Практическая работа.Выбирают из серии предметных картинок зимующих птиц.Дети работают парами.
4 .Продуктивная творческая деятельность.Творческая работа в группах: «Зимующие птицы»Рефлексия. -Давайте нарисуем самых красивыхзимующих птиц и сделаем коллективное панно «Зимующие птицы»Составим план работы:1 Рисование птиц.2 Вырезывание ножницами.3 Сборка панно на основе.4 Наклеивание на основу.5 Выставка работ, обсуждение.Учитель помогает в выполнении творческого задания.-Рассмотрим выставку, что понравилось, что вызвало трудности. Выбирают для изображения понравившихся птиц.Снегирь ,синица, свиристель .Рисуют птиц.Вырезают их изображения.Наклеивают на основу.Демонстрируют работы по группам.Дети обсуждают,  что понравилось.
5 Закрепление изученного материала.Игра с мячом.Стимулирование мыслительной деятельности. -Я называю птицу и бросаю вам мяч.Вы ловите мяч и говорите, какая это птица: перелетная или зимующая. Играют в мяч, называя птиц.
6 Закрепление.Видеофильм Сейчас мы посмотрим видеофильм и еще раз полюбуемся многообразием птичьего мира. Смотрят фильм и слушают музыку леса.
7 Домашнее задание. Прочитать в учебнике раздел – Осенние изменения в природе. Раскрасить изображения птиц.Собрать мозаику
Читайте также:  Температура воздуха - биология

Ссылка на презентацию: http://ext.spb.ru/images/comprofiler/plug_profilegallery/2471/pg_604913369.pptx

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/97-biology/3838–q-q-q-q.html

Урок 42. Сезонные явления в жизни птиц.Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 7-8 класс

Урок 42. Сезонные явления в жизни птиц.Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц.

09.01.2015 2598 0

Цель урока: Познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; сформировать знания о приспособленности птиц к сезон­ным явления в природе; активизировать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование у них умений самостоятельно приобретать зна­ния, работать с дополнительной литературой; воспитывать бережное отноше­ние к природе.

Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», грампластинки «Голоса птиц в природе», диафильм «Гнездовой период в жизни птиц».

1.             Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

—            Какой тип оплодотворения характерен для птиц?

—            Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?

—            Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?

—            Почему не рекомендуют мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?

—            Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

—            Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышбвый диск всякий раз бывает обра­щенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце статичное поло­жение желтка?

2.             Вопросы и задания повышенного уровня:

—            Чем сходны и чем различаются яйца птицы и пресмыкающегося?

—            Какие особенности зародыша птиц указывают на их происхождение от водн ых жи both ых?

—            При просмотре на просвет собранных в течение месяца куриных яиц можно заметить, что в некоторых яйцах воздушные камеры небольшие, а в некоторых сильно увеличены. Как можно объяснить такое явление?

—          Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Почему так происходит?

—          Вы решили сделать инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкуба­тор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-е, 22-е сутки), а цыплята не выводятся. По­смотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие усло­вия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?

Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением их обме­на веществ, поведения и др. Годовой жизненный ритм их складывается из ряда биологических периодов, в каждом из которых преимущественное зна­чение имеет то или иное биологическое явление: спаривание, инкубация, линька, миграция.

Гнездование — это период размножения у птиц, который сопровождается рядом последовательных жизненных явлений: токование, образование пар и занятие гнездового участка, постройка гнезда и воспитания птенцов. С этим периодом жизни птиц мы познакомимся при просмотре диа­фильма «Гнездовой период в жизни птиц».

После диафильма вам предстоит ответить на следующие вопросы:

—          Каково биологическое значение токования, «брачных» нарядов и риту­альных танцев в жизни птиц?

—          Что служит строительным материалом для постройки гнезд птицам?

—          Какие типы гнезд существуют у птиц?

Материал диафильма можно дополнить сообщениями учащихся о песнях птиц, прослушиванием записей пения птиц, обитающих в данной местности.

После окончания гнездового периода, наступает период линьки. У каждо­го вида птиц линька идет в определенной последовательности и в определен­ное время. У большинства птиц идет постепенная смена маховых перьев и птицы, благодаря этому, имеют возможность летать круглый год.

Но у гусеоб­разных, фламинго, гагар маховые перья выпадают почти одновременно; на некоторое время птицы теряют способность летать и вынуждены прятаться в укромных местах (утки — около 20 дней, лебеди — около 50 дней). После того, как птицы перелиняли, в их жизни наступает новый период: они начинают го­товится к осеннему отлету.

Птицы набираются сил на далекий перелет к мес­там зимовок. Регулярные сезонные передвижения птиц с мест гнездовий в область зимовок и обратно называют сезонными миграциями, или перелета­ми. Например, кукушки размножаются в Европе, а зимовать отлетают на Аф­риканское побережье Средиземного моря.

На южные берега Средиземного моря улетают кряква, гуси, лебеди, скворцы, дрозды. Этих птиц называют пе­релетными. Все остальные птицы относятся к оседлым или кочующим. Осед­лыми называют тех птиц, которые проводят зиму и лето примерно в одном и том же месте. К ним относят глухаря, галок, воробьев, ворон и других.

Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок. Кочевки и перелеты — это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий.

Учеными-орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета и места линек. Это очень важно, так как охрана птиц не может ограничиваться только одним каким-нибудь участком. К ос­новным методам изучения относится кольцевание птиц.

Для этого использу­ются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания. Найденное кольцо необходимо выслать в центр кольцевания с указанием места и даты его нахождения.

Кроме кольцевания используются визуальные и радиолокационные методы наблюдения.

Организуется самостоятельная работа по § 57.

IV.               Общие выводы, заключение

Годовой цикл птиц складывается из периодов спаривания, инкубации, линьки и миграции. Сезонные миграции птиц — это форма приспособленнос­ти птиц к перенесению неблагоприятных условий в местах гнездовий.

IV.               Закрепление

О Расположите в последовательном порядке сезонные явления, харак­терные для большинства птиц: подготовка к размножению, линька, под­готовка к зиме, размножение, зимовка.

О Известно, что большинство птиц строят гнезда весной. Световой день становится длиннее, погода теплее, насекомоядные виды в это время имеют больше пищи. Подумайте, почему зерноядные птицы тоже гнез­дятся весной.

О Яйца гагарок заменили картофелинами, но птицы насиживают их столько времени, сколько это нужно для появления птенцов. Почему?

Домашнее задание

§ 57, ответить на вопросы после параграфа.

Индивидуальное задание: сообщение «Гоацин».

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/593-1-0-14626

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Сезонные изменения в жизни птиц, гнездование, кочевка и перелеты. Происхождение птиц

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Раздел II. ЖИВОТНЫЕ

Тип Хордовые

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Сезонные изменения в жизни птиц, гнездование, кочевка и перелеты. Происхождение птиц

Птицы — наземные позвоночные, приобретшие постоянную температуру тела и способность к полету. Приобретение способности к полету привело к интенсификации обменных процессов и возникновению совершенно уникальных адаптаций.

Ряд черт в строении птиц сближает их с рептилиями. У птиц отсутствуют кожные железы, развиваются роговые образования в покровах — щитки на цевках, роговой чехол клюва, когти. Тело птиц покрыто перьями, которые представляют собой производные роговых чешуй рептилий.

В зависимости от расположения на теле и функций перья имеют разные названия. Перья, определяющие контуры тела, называются контурными. Под ними находятся пуховые перья и настоящий пух, обеспечивающие термоизоляцию. Крупные маховые перья образуют плоскость крыла. Сверху и снизу их частично прикрывают кроющие перья.

Перья хвоста называются рулевыми. Перо состоит из стержня, погруженного нижним концом (очином) в кожу. К стержню крепятся мускулы, обеспечивающие движение пера. В обе стороны от стержня отходят бородки первого порядка. На них расположены бородки второго порядка. Сцепляясь друг с другом крючочками, бородки образуют опахала пера.

У пуховых перьев и пуха бородки второго порядка отсутствуют. Настоящий пух имеет сильно укороченный стержень.

Кожа птиц тонкая и сухая, в ней отсутствуют кожные железы. Исключение составляет копчиковая железа, которая выделяет жироподобный секрет. Им птицы смазывают перья, что обеспечивает эластичность перьев и водоотталкивающие свойства. Железа располагается у основания хвоста.

Скелет птиц состоит из позвоночника, черепа, скелета конечностей и их поясов. Части скелета птиц существенно отличаются своим строением от аналогичных частей скелета других наземных позвоночных. Эти отличия связаны с приспособлениями к полету.

Позвоночник птиц, как и рептилий, подразделяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. Для всех отделов позвоночника, кроме шейного и части хвостового, характерно сращение позвонков между собой.

Шейный отдел позвоночника очень длинный и состоит из разного числа позвонков у разных видов птиц. Два первых шейных позвонка — атлант и эпистрофей, а также особый тип сочленения остальных позвонков обеспечивают подвижность шеи. Все позвонки грудного отдела прочно срастаются. К ним причленяются ребра.

Ребра состоят из двух частей, такое строение ребер облегчает изменение объема грудной клетки, что очень важно для произведения актов вдоха и выдоха. Соседние ребра соединены между собой отростками, благодаря чему увеличивается прочность грудной клетки.

Поясничные позвонки также сливаются; спереди к ним прирастает последний грудной позвонок, а сзади — крестцовые и несколько хвостовых позвонков. Последние хвостовые позвонки тоже срастаются в одну кость, дающую опору рулевым перьям хвоста.

Для черепа птиц характерен крупный мозговой отдел, что связано с большими размерами головного мозга. Тонкие кости черепа срастаются до исчезновения швов. В черепе расположены очень крупные глазницы. Челюсти представлены клювом, покрытым роговым чехлом. Верхняя часть клюва называется надклювьем, а нижняя — подклювьем. Зубы у птиц отсутствуют.

Передние конечности у птиц преобразованы в крылья. На земле птица передвигается только на задних конечностях. С этим связаны изменения в скелете обеих пар конечностей и их поясов. Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток, мощных вороньих костей (коракоидов) и ключиц, срастающихся в вилочку.

Крупная грудина посредством ребер связана с позвоночником. Снизу грудина имеет специальный вырост — киль. К нему прикрепляются мощные грудные мышцы, обеспечивающие опускание крыла. Передняя конечность (крыло) состоит из плеча, предплечья и кисти. Кости плеча и предплечья, аналогичны таковым у наземных позвоночных.

Кости запястья и пясти сливаются и образуют пряжку, в результате кисть значительно удлиняется. В передней конечности птиц остаются только три пальца. Прочное прикрепление задних конечностей к позвоночнику достигается в результате формирования сложного крестца, к которому крепится тазовый пояс.

Тазовый пояс птиц образован сросшимися костями и называется открытым, так как его левая и правая половины не срастаются на брюшной стороне. Это связано с тем, что птицы откладывают крупные яйца. Скелет задней конечности птиц состоит из бедра, голени и цевки, образованной сросшимися костями предплюсны и плюсны.

Малая берцовая кость сильно уменьшена и прирастает к большой берцовой кости. Для птиц характерно уменьшение количества пальцев в задней конечности. Число пальцев колеблется от четырех до двух (страусы).

Большую часть мускулатуры туловища составляют мышцы, поднимающие и опускающие крылья (подключичные — подъем крыла и большие грудные мышцы — опускание крыла). Они крепятся к грудине и ее выросту — килю. Длинные мышцы шеи обеспечивают сложные движения головы. При передвижении по земле птицы опираются только на задние конечности, поэтому их мускулатура сильно развита и имеет сложное строение.

Температура тела постоянна, это обеспечивается повышенной интенсивностью обмена веществ. Пища в желудочно-кишечном тракте птиц переваривается очень быстро благодаря активному действию пищеварительных ферментов и увеличению поверхности всасывания стенок кишечника. Клюв у птиц лишен зубов, и функцию измельчения пищи берет на себя желудок.

Он состоит из двух отделов: железистого и мускульного. В железистом желудке пища переваривается с помощью секрета, выделяемого пищеварительными железами. В мускульном желудке пища обрабатывается механически: она перетирается в результате сокращений его мощной мускулатуры. Внутренняя поверхность этого отдела желудка имеет плотную роговую выстилку и лишена желез.

У многих (главным образом растительноядных) птиц эффективному перетиранию пищи в мускульном желудке способствуют мелкие камешки, выполняющие роль жерновов. Птицы специально заглатывают эти камешки во время кормежки. Пища изо рта попадает в глотку, а затем в пищевод, который у некоторых птиц образует специальное расширение — зоб. Из зоба пища попадает в желудок.

Зоб служит для накопления и временного хранения пищи. Передний отдел тонкого кишечника называется двенадцатиперстной кишкой. В него открываются протоки поджелудочной железы и печени. На границе тонкого и толстого кишечника располагаются парные слепые кишки.

Прямая кишка у птиц очень короткая, непереваренные остатки пищи в ней не накапливаются и быстро выводятся через клоаку наружу.

Читайте также:  Генетика пола. наследование, сцепленное с полом - биология

Источник: http://www.compendium.su/biology/ege/65.html

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая – холодная вода), почвы (сухая – влажная – заморозки).<\p>

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.

Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.

Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в при­роде. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.<\p>

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха.

Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек – член общества:член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Наша Родина – Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.

Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники.

Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

МУЗЫКА

(дополнительный первый (I1)-V классы; I-V классы)

Пояснительная записка

«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обуча­ющихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных, мотивации к музыкальной деятельности.

Цель― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.

― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов.

Музыкально-образовательный процесс строится на основе принципа индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Содержание учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уро­ков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Восприятие музыки

Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.

Слушание музыки:

― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);

― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение.

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Навык пения:

― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

― пение коротких попевок на одном дыхании;

― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;

― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);

― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2.

― получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b29055.html

Ссылка на основную публикацию