работа мышц. видеоурок по биологии 8 класс
8:08 Работа мышц. Видеоурок по биологии 8 класс
8:08
962457
3:45 Биология 8 класс (Урок№14 – Мышцы. Работа мышц.)
3:45
188848
3:21 Строение мышц. Урок биологии. 8 класс
3:21
137785
3:31
3:31
237111
5:58 Работа мышц и её регуляция Биология 8 класс #15 Инфоурок
5:58
576169
7:17 Биология| Все о мышцах. Подготовка к ОГЭ.
7:17
921390
7:03 §14 Работа скелетных мышц и их регуляция
7:03
88742
1:50 Динамическая и статическая работа мышц..Биология 8 класс
1:50
803519
4:41 Структура тела человека. Видеоурок по биологии 8 класс
4:41
839648
9:04 Строение органов дыхания. Видеоурок по биологии 8 класс
9:04
298723
5:08 8 класс Мышцы, их строение и работа Скелетные мышцы
5:08
216441
6:55 Биология 8 класс $10 Строение и функции скелетных мышц
6:55
349741
6:08 § 10 Строение и функции скелетных мышц
6:08
372129
5:08 8 класс Мышцы, их строение и работа Скелетные мышцы
5:08
346825
6:31 § 11 Работа мышц и её регуляция
6:31
991061
12:09 Биология. 8 класс. Строение и функции мышечной ткани
12:09
333041
4:04 Биология 8 класс: Мышцы. Типы мышц, их строение и значение
4:04
441977
42:27 Урок Строение и работа мышечной ткани
42:27
61192
12:55 Строение и функции кожи. Видеоурок по биологии 8 класс
12:55
179279
5:09 Ткани. Видеоурок по биологии 8 класс
5:09
781721
24:05 Опорно-двигательная система человека | Биология ЕГЭ, ЦТ
24:05
948589
8:54 Витамины. Видеоурок по биологии 8 класс
8:54
331347
6:23 Скелет головы и туловища. Видеоурок по биологии 8 класс
6:23
68380
8:14 Биология 8 класс (Урок№6 – Гуморальная регуляция.)
8:14
958515
Презентация "Строение и работа мышц"
В презентации Презентация для урока биологии в 8 классе. На данном уроке рассматривается материал о типах мышечной ткани. Обучающиеся знакомятся с морфологией мышц и основными группами мышц человека: мышцы головы, туловища, конечностей. Презентация содержит несколько классификаций мышц по функциям и расположению.
Строение и работа мышц
- «Движение – это жизнь»
- Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям.
- Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» – мышь, это связано с тем, что анатомы заметили мышцы под кожей перемещаются, как мыши.
Строение мышц
Мышца – орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения.
Типы мышечной ткани
- Поперечно-полосатая скелетная
- Поперечно-полосатая сердечная
Свойства мышечной ткани
- Возбудимость
- Сократимость
- Проводимость
- Эластичность
Свойства мышечной ткани
- Возбудимость
- Сократимость
- Проводимость
- Эластичность
Функции мышц
Микроскопическое строение мышц. Мышечный пучок
Классификация мышц
- Сгибатели и разгибатели
- Приводящие и отводящие
- Супинаторы и пронаторы
- Вдоха и выдоха
- Жевательные и мимические
Мышцы, совершающие одинаковые движения – синергисты .
Мышцы, совершающие противоположные движения – антагонисты .
Классификация мышц
2. По расположению
- Мышцы головы
- Мышцы шеи
- Мышцы туловища
- Мышцы конечностей
Основные группы мышц
- Мышцы груди
- Мышцы спины
- Мышцы живота
- Дыхательные
Скелетные мышцы
Основные поверхностные мышцы
- Функция мышц зависит от мест их прикрепления:
- Разгибание
- Сгибание
Отведение
Приведение
Вращение наружу
Вращение внутрь
Мимические мышцы прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи.
Глазодвигательные мышцы обеспечивают движения глазного яблока.
Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании. Мышцы языка и гортани нужны для речи.
Диафрагма разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами она обеспечивает дыхание.
Мышцы тазового дна поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.
Работа мышц
Работа мышц
Мышца – конечное звено рефлекторной дуги – рабочий орган.
- По функциональному признаку мышцы делят на:
- Мышцы-сгибатели
- Мышцы-разгибатели
- Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия
- Синергисты – мышцы, действующие в одном направлении
- Бицепс
- (мышца-сгибатель)
- Трицепс
- (мышца-разгибатель )
- Работа мышц
- Статическая
- Динамическая
- Утомление
- Утомление – временное снижение работоспособности организма.
- Вызвано торможением нервных центров.
- Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905).
- Русский физиолог.
- Заложил основы гигиены труда.
Гигиена физического и умственного труда
Чередование разных видов деятельности – залог высокой работоспособности .
Гиподинамия
Регуляция работы мышц. Динамическая и статическая работа. Лабораторная работа.
Домашнее задание
§ 14
Подведем итоги 1 главы. Факторы природной и социальной среды
- Выполните задания
- 1. Задание
- Укажите факторы природной и социальной среды.
- Ответ:
- К факторам природной среды можно отнести климатические условия территории проживания, рельеф местности, растительный и животный мир.
- К факторам социальной среды относят общество людей и созданные этим обществом средства производства и продукты потребления: предприятия промышленности, сферы услуг, транспорт, коммунальный блага.
- 2. Задание
- Как возникла социальная среда и какие преимущества и проблемы она создала?
- Ответ:
Человек обладая развитым мозгом, способностью к мышлению, прямохождением, членораздельной речью, сумел сознательным трудом преобразовать окружающий мир.
Именно труд позволил человеку создать новые условия жизни — искусственную среду, которая удовлетворяла, как биологические так и социально — культурные потребности человека. Эту искусственную среду называют социальной, потому что она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Но совершенствование искусственной среды, нерациональное использование ресурсов природы, развитие промышленности привело к возникновению проблем, связанных с ухудшением экологии.
Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин загрязняют воздух, почву, источники пресной воды, что отрицательно влияет на состояние окружающей среды, подрывая здоровье людей, и пагубно влияет на окружающий растительный и животный мир.
Использование транспорта и различных технических средств приводит к гиподинамии — недостатку движения, что неблагоприятно действует на сердце, мышцы и другие органы. Пищевые добавки, удешевляющие производство продуктов или улучшающие их вкус, нередко вызывают заболевания, в частности аллергию.
- Человечество должно осознавать, что для самосохранения себя и своих потомков, для обеспечения своего здоровья и качества жизни, оно должно жить в гармонии с природой и сводить у минимуму свое негативное воздействие на окружающую среду
- 3. Задание
- Оформите в рабочей тетради таблицу, указав названия наук об организме, их предметы изучения и методы исследования
4.задание
Рассмотрите рисунок 6. Назовите органоиды клетки и их функции.
- Ответ:
- На рисунке изображены следующие органоиды клетки:
- 1. Ядрышко — центр образования веществ необходимых для создания рибосом;
- 2. Ядро — содержит хромосомы, в которых расположены гены, определяющие наследственные признаки организма;
- 3. Эндоплазматическая сеть осуществляет направление потоков веществ внутри клетки;
4. Цитоплазма — объединение всех клеточных структур (компонентов) и обеспечение их химического взаимодействия. Она выполняет и другие функции, в частности, поддерживает тургор клетки.
- 5. Клеточная мембрана — транспортно — пропускная функция: пропуск в клетку одних веществ, и вывод из клетки других веществ
- 6. Митохондрия — процесс окисления органических веществ, с образованием молекул атф — главного источника энергии клетки;
- 7. Клеточный центр — играет важную роль при делении клетки
- 8. Рибосомы осуществляют синтез белка;
9. Лизосома разлагает сложные органические вещества на более простые составляющие.
10. Комплекс гольджи — сортирует и распределяет образовавшиеся внутри клетки молекулы или выводит их за ее пределы.
- 5. Задание
- Укажите основные процессы клеточного обмена.
- Ответ:
Обмен веществ и энергии — важнейшая функция живого организма и один из признаков жизни. К основным процессам клеточного обмена относят пластический и энергетический обмен.
Пластический обмен — это создание из питательных веществ поступивших в клетку белков, жиров, углеводов и накопление энергии, а так же удаление из клетки образовавшихся продуктов распада.
Энергетический обмен — это окисление сложных органических веществ (распад) с выделением энергии для нужд клетки.
Эти процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно, они тесно взаимосвязаны. Это две стороны единого процесса обмена веществ и энергии.
- 6. Задание
- Какую функцию в обмене веществ выполняют ферменты?
- Ответ:
Ферменты в процессе обмена веществ в клетке выполняют функции катализатора — вещества, способного в тысячи раз ускорять реакцию, масса которого до и после реакции практически не меняется, катализатор участвует лишь в промежуточных реакциях и в конце освобождается полностью. Этими свойствами обладают и ферменты. Каждый фермент способен ускорять лишь определенные превращения.
- 7. Задание
- Раскройте роль молекул атф в клетке.
- Ответ:
Органические вещества клетки подвергаются окислению в митохондриях, при этом образуются молекулы аденозинтрифосфата (атф), при распаде которых высвобождается энергия, нужная организму. Атф — это главный универсальный источник энергии, благодаря которому организм человека (да и вообще любой живой организм) способен существовать.
- 8. Задание
- В чем проявляются свойства возбудимости мышечной клетки, мышечного волокна?
- Ответ:
- При возбуждении мышечные клетки сокращаются, вызывая сокращение волокон, на этой способности к сокращению при возбуждении, основана работа двигательных мышц тела и работа органов.
- 9. Задание
- Опишите процесс деления клетки.
- Ответ:
- Перед делением количество хромосом находящихся в ядре клетки в клетке удваивается.
Деление клетки начинается с расхождения центриолей — двух особых телец клеточного центра к разным полюсам клетки. От каждой из них отходят нити веретена деления. Хромосомы скручиваются в спираль. Ядерная оболочка исчезает, и хромосомы оказываются в цитоплазме, выстраиваясь у экватора.
К парным хромосомам подходят нити веретена деления, соединяя каждую хромосому пары со своей центриолью. Когда хромосомы начинают расходиться, каждая из них направляется к своей центриоли.
В образующихся при этом дочерних клетках оказывается по 46 хромосом, причем каждая дочерняя клетка получает одинаковые молекулы днк, а следовательно, и одинаковые гены. После расхождения хромосомы раскручиваются. Наряду с расхождением хромосом происходит деление органоидов цитоплазмы и синтез новых структур.
В результате образуется ядерная оболочка в каждой из дочерних клеток, цитоплазма перешнуровывается, и вокруг каждой из только что образованных клеток возникает клеточная мембрана. Каждая образовавшаяся клетка растет и развивается.
- 10. Задание
- Дайте определение ткани, органа и системы органов.
- Ответ:
Тканями называют группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением. Из тканей состоят органы.
- Орган — это обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.
- Связанные между собой органы, объединенные общей работой, образуют систему органов.
- 11. Задание
- Перечислите уровни организации организма.
- Ответ:
Организм имеет многоуровневое строение: в нем различают клеточный, тканевый, органный, системный и организменный уровни. Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивая слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.
12*. Задание
Заполните в рабочей тетради таблицу.
13. Задание
Какие органы регулируются соматическим и вегетативным (автономным) отделами нервной системы? Какие органы составляют ее центральную и периферическую части?
- Ответ:
- Соматическим отделом нервной системы регулируется работа скелетных мышц, вегетативным (автономным) — деятельность внутренних органов и гладких мышц.
- Центральная часть нервной системы включает спинной и головной мозг; периферическая нервы и нервные узлы.
- 14*. Задание
Перечислите нейроны, составляющие рефлекторную дугу. Изобразите дугу мигательного рефлекса.
- Ответ:
- Рефлекторная дуга включает чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны.
- Раздражение рецепторов (1) вызывает поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту (2) к телу чувствительного нейрона (3) и от него по аксону в продолговатый мозг.
Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам (4). Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Затем возбуждается исполнительный нейрон (5), возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза (6) и вызывает мигание.
- 15. Задание
- Какие органы принадлежат эндокринной системе?
- Ответ:
- Эндокринная система включает в себя:
- 1. Эндокринные железы: гипофиз (аденогипофиз и нейрогипофиз), щитовидную железу;
- Околощитовидные (паращитовидные) железы, надпочечники, эпифиз;
- 2. Органы с эндокринной тканью: поджелудочную железу, половые железы (семенники и яичники);
3. Органы с эндокринными клетками: цнс (в особенности — гипоталамус), сердце, легкие, желудочно — кишечный тракт, почка, плацента, тимус, предстательная железа.
- 16. Задание
- Как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляции?
- Ответ:
Нервная и гуморальная регуляции дополняют друг друга. Нервная и гуморальная регуляции дополняют друг друга. Нервная осуществляется быстро и направленно, гуморальная — медленнее, но зато охватывает много органов и систем. Вместе с вегетативной нервной системой гуморальная регуляция приводит в действие (или затормаживает) работу гладких мышц и внутренних органов.
Дополните предложения
1. Биохимические реакции в клетке происходят при участии ферментов.
2. Эндокринные железы регулируют внутренние органы, выделяя секреторную жидкость (секрет)
3. Скелетные мышцы регулируются только соматическим отделом нервной системы.
4. Гладкие мышцы регулируются вегетативным (автономным) отделом и секрецией эндокринных желёз.
Отметьте верные утверждения
2. На человека оказывает влияние как природная, так и социальная среда.
3. Человек не может сознательно влиять на процессы, происходящие в кишечнике.
4. Методы гигиены: клинические и физиологические наблюдения, лабораторный анализ факторов внешней среды.
6. Наибольшее сходство обнаруживается между человеком и человекообразными обезьянами.
Регуляция деятельности и работа мышц
Работа мышц идет рефлекторно, под контролем головного мозга. Движения мышц могут быть произвольные или непроизвольные (например, сокращение от укола острым предметом). Нервный импульс, вызвавший сокращение мышцы, обеспечивает ее сокращение с максимальной силой согласно закону «все или ничего». Если сила нервного импульса недостаточная, сокращение не идет.
Высшие двигательные центры коры (двигательная зона лобной доли) свои импульсы отправляют глубоко в головной мозг, в мозжечок, а также к исполнительным нейронам спинного мозга. В целом именно кора головного мозга создает программы для сложных движений, импульсы от нее идут в спинной мозг, который отдает команды для конкретных движений.
Существует и гуморальная регуляция мышц — посредством биологически активных веществ, содержащихся в крови, например, ионов кальция. Причиной сокращения внутри мышечного волокна белковых нитей актина и миозина выступает химическое взаимодействие между этими белками в присутствии АТФ и ионов кальция. Ионы в клетке накапливаются в полости гладкой ЭПС.
Работа мышц
1. Сокращение мышц. В каждом своем волокне скелетные мышцы изолированно передают возбуждение. Сила сокращения мышцы зависит от того, сколько мышечных волокон сократилось в данный момент.
2. Иннервация мышц и управление их сокращением. К мышцам идут смешанные нервы с чувствительными и двигательными волокнами соматической нервной системы. Кстати, к гладким мышцам подходят двигательные нервы вегетативной нервной системы.
Отдельное мышечное волокно контролируется одним двигательным нейроном. Но в то же время один двигательный нейрон может вести контроль за многими мышечными волокнами через разветвления своего аксона (нейроны как бы «в дефиците», их меньше).
Например, в мышцах бедра на один нейрон приходится от 500 до 1000 волокон.
Утомление
Утомление — падение работоспособности мышцы. Его темпы зависят от характера деятельности, величины нагрузки, ритмичности движений. Активная работа мышц с высокой частотой сокращений снижает силу этих сокращений. Чем шустрее вы будете работать какой-то мышцей, тем быстрее в ней станет падать сила. При отдыхе работоспособность возвращается, идет восстановление.
Активный отдых и работа мышц
1. Однако физиолог И.М. Сеченов обнаружил, что восстановление происходит быстрее, если чередовать нагрузки на разные группы мышц — то есть при активном отдыхе.
2. Наиболее оптимальны средние нагрузки и средняя же скорость сокращения мышц.
3. Выделяют статическую и динамическую работу скелетной мышцы. Статическая работа мышц — поддержание позы, удержание груза без изменения положения тела.
4. При статической работе утомление развивается быстрее. Попробуйте взять тяжелую гантель и удерживать вытянутую руку с грузом на уровне плеча — уж через пару десятков секунд вы почувствуете боль в мышцах.
5. При динамической же работе, то есть разнообразных движениях руки с гантелью, утомление наступает медленнее. Кстати, долгое сидение за компьютером (статическая работа) очень плохо влияет на мышцы спины — они затекают, деревенеют. Отдыхом для них будет несколько энергичных упражнений.
Как выглядит гигиена физического труда, его правильная организация? Необходимо менять нагрузку на мышцы, давать им восстановиться, нагружая другие — это и есть активный отдых. Нужно чаще, и лучше регулярно, делать гимнастику, выбирать правильный ритм физической работы.
Гладкие мышцы
Строение гладких мышц отлично от скелетных — они не имеют поперечных полос. Находятся в составе стенок желудка, кишечника, мочевого пузыря, матки, большинства кровеносных сосудов. Сокращаются медленно — десятки секунд.
Но энергии тратят меньше, выделяют меньше продуктов обмена. Сокращаться могут долго, утомление почти не наблюдается. При этом тип сокращений — непроизвольный, человек не может как-то воздействовать на гладкую мускулатуру.
Клетки этой ткани сохраняют способность к делению.
Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда – видео подготовка к ОГЭ по биологии