Инфоурок › Биология ›Презентации›Урок биологии “Врождённые и приобретённые программы поведения” 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Врожденные и приобретённые программы поведения 8 класс Линийчук И.И. учитель биологии и химии МОБУ «СОШ № 4» гп. Пойковский
2 слайд Описание слайда:
Задачи урока. Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.
3 слайд Описание слайда:
Основные понятия урока. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология. Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.
4 слайд Описание слайда:
Актуализация знаний. 1). Раскрыть преемственность работ И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 2). Рассказать о Павловском методе условных рефлексов и открытии закона взаимной индукции. 3).
Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения. 4). Рассказать суть теории доминанты А. А. Ухтомского. 5).
Привести примеры положительных и тормозных безусловных рефлексов. 6). Привести примеры законов взаимной индукции и доминанты.
5 слайд Описание слайда:
Врожденные формы поведения.
Безусловный рефлекс Инстинкт Запечатление Врожденные ответы на раздражение, поступающие от внешней и внутренней среды Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями Запоминание обстановки, особей своего вида и определённый период жизни, следование за родителями у выводковых птиц Глотание, кашель, чихание. Поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при падении Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение – накопление СО в крови – вдох и расправление лёгких Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр. Приспособление к постоянно действующим факторам Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода связь детёныша с родителями; у человека – приобщение к речи в раннем возрасте
6 слайд Описание слайда:
Рефлексы новорожденных. Если младенца положить на живот и приподнять его на руках, его тело выгнется дугой . Этот рефлекс направлен против силы тяжести.
Когда грудной ребенок, лежащий на животе, приподнимает голову и смотрит перед собой, она обращена вперед. Однако он устает и опускает голову, она поворачивается в сторону.
Этот рефлекс защищает нос и рот от попадания посторонних веществ, а также от удушья, поскольку, уткнувшись в подстилку, ребенок мог бы задохнуться.
7 слайд Описание слайда:
Инстинкт. Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.
8 слайд Описание слайда:
Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Так, у инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования.
Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним, как за наседкой, по пятам. Это может быть человек, ботинки, спичечный коробок. Такое состояние продолжается всего 13—16 ч. Механизм запечатления (импринтинга) был открыт австрийским ученым, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем (1903—1989), основателем этологии — науки о поведении животных.
9 слайд Описание слайда:
Приобретённые формы поведения. Задание классу: Прочитать текст на стр. 275 и заполнить таблицу. Формы Отличительные черты Значение Примеры Условный рефлекс Рассудочная деятельность Динамический стереотип
10 слайд Описание слайда:
Приобретённые формы поведения. Проверь себя.
Формы Отличительные черты Значение Примеры Условный рефлекс Образование временной связи в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала Слюноотделение на свет лампочки, который стал сигналом появления пищи Рассудочная деятельность Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями Использование имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека Собака, выдрессированная на еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки Динамический стереотип Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может изменяться или исчезнуть вовсе Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывать во время работы, курить, навык катания на коньках и пр.
11 слайд Описание слайда:
Условный рефлекс.
Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова появляться.
12 слайд Описание слайда:
Рассудочная деятельность. Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести и способность животного строить свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств.
13 слайд Описание слайда:
Динамический стереотип. Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими.
Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.
Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.
14 слайд Описание слайда:
Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа. Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа. Ход работы.
Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время. Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону.
Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.
15 слайд Описание слайда:
Оформление результатов Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др.
Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом. Проанализируйте полученный график.
Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
16 слайд Описание слайда:
Объясните опыт, ответив на следующие вопросы: 1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам? 2.
Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма? 3.
В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
17 слайд Описание слайда:
Вопросы для повторения. 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным? 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков? 3. Что такое инстинкт? 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
18 слайд Описание слайда:
Домашнее задание. Прочитать параграф 54, ответить на вопросы на стр. 278.
19 слайд Описание слайда:
Источники. http://pedsovet.su/ шаблон презентации http://navse-100.ru/articles/fizicheskoe-razvitie-rebenka-do-1-goda http://school.xvatit.com/ http://900igr.net/kartinki/biologija/Refleks/023-Vyrabotka-uslovnogo-refleksa.html http://econet.ru/articles/2234-vorony-sposobny-k-prichinno-sledstvennym-umozaklyucheniyam http://ucheba-legko.ru/ Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс «Тематическое и поурочное планирование.
- Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал
Общая информация
Врожденные и приобретенные формы поведения. – БИОЛОГИЯ. Пушина Анна Владимировна
- Образовательные: продолжить изучать ВНД, определить механизм врожденной и приобретенной программ поведения, изучить влияние на поведение рефлексов и инстинктов.
- Развивающие: развивать у учащихся образное и аналитическое мышление, развитие памяти.
- Воспитательные: воспитывать ответственную самостоятельную личность, стремление к самообразованию, интерес к окружающему миру.
Задачи
1. Обобщить знания по изученным ранее темам ВНД.2. Раскрыть понятие о поведении животных и человека.3. Определить различия в образовании приобретенной и врожденной программах поведения.
4. Закрепить знания, используя видеоматериалы и контрольные вопросы.
Термины и понятия
- Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации.
- Инстинкт — форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы.
- Рефлекс — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
Ход урока
Актуализация знаний
На прошлых занятиях Вы изучили различные типы анализаторов, нервную систему и ознакомились с открытиями определенных особенностей высшей нервной деятельности.
Прежде чем приступить к новому занятию, освежите свои знания по изученному материалу.
Продолжите предложения:1. Анализатор – это функциональная единица, ответственная за….
2. Рефлексы делятся на две группы – …
3. И.П. Павлов занимался изучением…4. Доминанта в ВНД была выделена русским физиологом ….5. Стремя, наковальня и молоточек находятся в ….6. Органом восприятия вкуса является….7. Опыты над рефлексами собаки проводил …
8. Условные рефлексы возникают ….
Дайте краткие ответы на вопросы:
1. Что такое кожно-мышечная чувствительность? Где расположены центры ее возбуждения?2. В чем суть учений Сеченова?3. Определите какой рефлекс изображен на рисунке 1. Охарактеризуйте его.
Рис. 1. Рефлекс
Изучение нового материала
Каждый человек и животное обладает своей уникальной, определенной формой поведения. Конечно, не стоит путать с поведением ребенка на уроке – в смысле нарушения дисциплины. Поведение это действие человека (животного) в ответ на действие какого-либо раздражителя.
Просмотрите видеоролик, который раскроет Вам основы типологии строения психики
Как Вы уже догадались из темы занятия поведение можно разделить на два основных типа – врожденный и приобретенный. При этом оба типа поведения базируются на рефлексах. Так, врожденное поведение базируется на безусловных рефлексах.
Поэтому индивид реагирует на раздражитель так, как заложено было генетически. Кроме того, врожденное поведение может также зависеть от инстинктов. Инстинкты являются «координаторами» поведения.
Так, например, следуя инстинкту сохранения человек (особенно новорожденный) характеризуется поведением, построенным по принципу «избежать опасности, которая несет вред жизни».
На рисунке 2 показано поведение ребенка в воде, основанное на инстинктах и безусловных рефлексах.
Рис. 2 Поведение ребенка в воде
Приобретенное поведение формируется на базе условных рефлексов. А значит, оно не зависит от генетически переданной информации, а формируется в процессе жизни. Типичным примером создания приобретенного поведения, используя условные рефлексы, является дрессировка животных.
Вы замечали, что при дрессировке собак, за каждый выполненный трюк, их подкармливают? Таким образом, животное запоминает, что выполнив определенное действие – получит пищу. Позже конечно не всегда подкармливают собак, после команды «лежать», но то, что собака выполнит приказ – фактически не подлежит сомнению.
Пример выработки приобретенной программы поведения у животных Вы увидите в следующем видеоролике
У человека, ярким примером приобретенного поведения является умение писать. В процессе обучения человек учится связывать уже известные звуки с значками (буквами-цифрами). Впоследствии, в течение всей жизни, человек пишет без особых проблем, легко и непринужденно.
На рисунке 3 изображено типичное приобретенное поведение животного.
Рис. 3. Приобретенное поведениеПравда, существуют нестандартные ситуации, при которых поведение человека или животного предсказать невозможно. Такое поведение называют стрессовым.
Понять, что такое стрессовое поведение Вы сможете с помощью следующего видео
Закрепление знаний
1. Что такое поведение?2. Какие бывают типы поведения?
3. Что является основой формирования поведения?
Согласны ли Вы с выражением:
1. Поведение новорожденных базируется на условных рефлексах?2. Повлиять на поведение собак не возможно, ведь они человек не может изменить животное?
3. Инстинкты не влияют на поведение.
Определите, что изображено на рисунках 4-5
Рис. 4 Поведение, инстинкт или рефлекс?
Рис. 5. Какой физиологический процесс изображен?
Домашнее задание
1. Прочтите параграф учебника биология2. Запишите в тетрадь термины по данной теме3. Ответьте на вопросы в конце параграфа
4. Найдите яркий пример врожденного и приобретенного поведения.
Интересно, что…
– иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества.
Новорожденные понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное; – на поведение людей влияют телесные ощущения.
Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и на оборот;
– административные границы, обозначенные на картах, дают людям психологическое ощущение безопасности. Если природное бедствие (шторм, лесные пожары и т.д.
) происходит в другом районе, а уж тем более, в другой стране, люди склонны менее серьезно к этому относиться, даже если район совсем рядом.
Поэтому при объявлении об опасности лучше говорить о непосредственном расстоянии до места стихийного бедствия.
Врождённые и приобретённые формы поведения
Поведение человека – это совокупность целенаправленных действий, которые определяются биологическими потребностями и социальными мотивами.
Сочетание биологических и социальных потребностей придаёт его поведению уникальные черты, которые позволяют противопоставить человека всему остальному животному миру.
Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.
Человек не задумывается, как ему проглотить кусочек банана и не ставит себе задачу выделить после этого желудочный сок. Также все вы сегодня не задумываетесь над таблицей умножения или над тем, на какой сигнал светофора переходить дорогу. Но сразу поле рождения никто из нас не был знаком ни с Пифагором, ни с правилами дорожного движения.
Люди рождаются с определённым, уже готовым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов.
Они представляют собой видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей.
Эти реакции играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений.
Все безусловные рефлексы можно разделить на группы. Это пищевые, такие, как жевание, сосание, глотание, слюноотделение, выделение желудочного сока и защитные. Из которых можно выделить отдёргивание руки от горячего предмета, кашель и чихание.
Но для полноценной жизни одних безусловных рефлексов нам недостаточно. Хотя для поддержания жизнедеятельности в каких-либо идеальных комфортных условиях их вполне хватит.
У человека, как и у всех животных с определённым уровнем нервной системы в процессе индивидуального развития, то есть в течении всей жизни формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции – условные рефлексы. Как следует из названия для их образования нужны определённые условия. Условные рефлексы строго индивидуальны и отличаются даже у близнецов.
Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировании в пространстве и времени, то есть элементарной адаптации организма к воздействию окружающей среды.
Какие различают условные рефлексы, каково их значение – давно известно науке. А вот механизм их образования до сих пор доподлинно не выяснен.
Согласно представлениям выдающегося русского физиолога Ивана Петровича Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между разными группами нервных клеток, либо нервными центрами коры больших полушарий головного мозга. В последнее время выявлено, что в образовании временной связи участвуют подкорковые структуры.
В случае предъявления условного, а после сразу безусловного раздражителя на уровне коры больших полушарий возбуждаются сразу два нервных центра.
Считают, что доминантный очаг возбуждения, который возникает в центре безусловного рефлекса, как магнит якобы притягивает к себе возбуждение из центра условного раздражителя.
В результате между ними возникает функциональная временная связь.
После многократных предъявлений условного и безусловного раздражителей она становится настолько устойчивой, что потом даже один условный раздражитель, действующий изолированно, способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.
Чтобы выработать условный рефлекс, необходимо подкреплять условный раздражитель безусловным. То есть таким, который вызывает безусловный рефлекс.
Базой условного рефлекса являются нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Выявлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи. Кора – кора, кора – подкорка и подкорка – подкорка. При этом роль коры является доминирующей.
- Выработка условного рефлекса происходит поэтапно.
- Первоначальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он выработался, но и других раздражителей, схожих по физическим параметрам.
- На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, реакцию в ответ вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.
Обладая огромным количеством условных рефлексов, человек не проявляет их все в каждый момент времени, несмотря на то, что находится под воздействием раздражителей, способных их вызывать. Это происходит потому, что условные рефлексы могут тормозиться.
Если мы перестанем употреблять в пищу любимое блюдо, только от вида которого у нас текли слюнки, то через некоторое время оно перестанет вызывать такую реакцию. Условный рефлекс затормозиться. И это будет внутренним торможением. Так как процесс произошёл внутри самого рефлекса.
Существует и внешнее торможение. Оно вызывается неожиданным побочным воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции «Что такое?»
В основе этого торможения лежит возникновение в коре больших полушарий нового временно доминантного очага возбуждения, который вызывает понижение возбуждения всех других активных до этого момента участков коры. В результате имеющаяся условнорефлекторная реакция ослабевает, либо исчезает совсем.
Ведя разговор о психической деятельности, нельзя не обратиться к истории её изучения. Начало было положено французским учёным Рене Декартом. Фундаментальным открытием которого стало его суждение об организме как работающем механизме.
При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
В дальнейшем природу психических явлений объяснил русский учёный и мыслитель-материалист Иван Михайлович Сеченов. В его работе «Рефлексы головного мозга», которая стала классической, объяснена универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он экспериментально доказал, что работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа.
Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, что обеспечивает наиболее доскональную приспособленность животных и человека к окружающей среде.
Для людей внешний мир – это не только биологическое окружение, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.
А под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, которые происходят в организме.
Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией, изменчивостью. Через психические процессы осуществляется познание окружающего мира, освоение знаний и навыков, обучение.
На этой основе формируется индивидуальное поведение человека.
- Практически все виды деятельности так или иначе связаны с психикой. Основой, для которой является кора больших полушарий головного мозга толщиной всего несколько миллиметров…
- Поведение человека делят на две группы взаимосвязанных форм: врождённые и приобретённые.
- К врождённым относятся безусловные рефлексы, о которых мы уже поговорили, инстинкты и запечатление.
- Инстинкты – это сложная форма врождённого поведения, которая включает в себя цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.
«Instinctu” в переводе с латинского означает “побуждение”. Примером инстинкта может служить первый вдох новорождённого ребёнка.
Когда в результате разрыва с материнским организмом, в ответ на накопление углекислого газа в крови дыхательный центр побуждает расширяться грудную клетку.
Такой инстинкт считается положительным, так как вызывает активные действия. Но существуют и отрицательные, которые прекращают какое-либо действие.
Вспомните, как мы замираем от неожиданного прикосновения.
Запечатление, или импритинг – это врождённая способность к запоминанию всей поступающей к нам информации в определёный период жизни.
Запечатление было открыто лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрадом Лоренцом.
Показывая только вылупившимся утятам самые разные предметы, исследователь наблюдал, как они следовали за ними, как за матерью-уткой.
К приобретённым формам поведения можно отнести условные рефлексы и рассудочную деятельность.
Условные рефлексы мы с вами разобрали, а рассудочная деятельность – это то, что отличает поведение человека от животных.
Хотя в той или иной мере животные способны принимать правильные решения в новых для них ситуациях. В которые они не попадали и условные рефлексы не могли быть выработаны.
Самыми рассудительными представителями дикой фауны считаются некоторые обезьяны и дельфины.
Основы зоопсихологии 1999
«Основы зоопсихологии» К. Э. Фабри, впервые изданные в 1976 г., сохраняют свою актуальность и научную ценность и сегодня.
Читатель книги может узнать, есть ли у животных психика, каковы ее особенности, как ее изучать, что такое поведение, как оно связано с психикой, где используются зоопсихологические знания, что такое зоопсихология как наука и как она связана с общей психологией и биологией.
Книга дает также важный материал для понимания общей природы психического.
Только зная психику животных, мы можем в человеческой психике различать общее для человека и животных и специфическое только для человека или только для животных, избежать ошибок антропоморфизма, биологизаторства, физиологического редукционизма, подмены родовых характеристик психического теми, которые свойственны только человеку. В этом бесспорный вклад зоопсихологии в общую психологическую культуру.
Психическую деятельность можно познать лишь в процессе ее развития, и поэтому основное внимание зоопсихолога должно быть обращено на индивидуальное и историческое становление поведения животных. Именно так понимал изучение психической деятельности животных В.А.
Вагнер, подчеркивая, что это изучение может быть строго научным лишь при применении двух методов, составляющих единство: онтогенетического, основанного на сравнении фактов из жизни особи, и филогенетического, основанного на сравнении фактов из жизни вида.
Вместе эти два метода составляют единый биогенетический метод.
Психология bookap
В этой части мы рассмотрим вопросы индивидуального, онтогенетического развития поведения; историческому, филогенетическому аспекту будет посвящена следующая часть.
Как было показано, при анализе любого проявления психической деятельности встает прежде всего вопрос о врожденных и приобретаемых компонентах поведения.
Но, как показывает уже сама постановка вопроса, решение его по необходимости предполагает изучение онтогенеза поведения, которое только и позволяет судить о том, что же получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна самостоятельно научиться в порядке приобретения индивидуального опыта. Таким образом, коренной вопрос зоопсихологии об инстинкте и научении во многих отношениях сливается с проблемой онотогенеза поведения.
Еще со времен Ламарка и Дарвина ученым было ясно, что поведение взрослого животного формируется из врожденных и благоприобретаемых элементов, но их удельный вес, взаимоотношения и изменения в ходе индивидуального развития служили предметом разногласий и горячих споров.
Американский зоопсихолог Кллойд — Морган, например, дал в своей известной книге “Привычка и инстинкт”, вышедшей в самом конце XIX в., глубокий анализ проблемы врожденного и приобретаемого в поведении животных, построенный целиком на онтогенетическом подходе. Он писал, что “деятельность, являющаяся результатом координирования подобранных (в результате индивидуального опыта.
— К.Ф.) 10% первоначально бессвязных движений, есть новый продукт, и этот продукт есть результат усвоения, приобретения, а не наследуется в качестве определенного, координированного действия. Как скульптор создает статую из куска мрамора, так усвоение создает действие из массы данных случайных движений.
Или как архитектор строит собор из неопределенной массы материала, выбирая надлежащие части, придавая им форму, соединяя их, так приобретение создает привычный облик из данного количества неопределенных движений, выбирая, видоизменяя эти движения и приводя их в известные отношения. Приобретается определенное, координированное, реактивное или ответное действие.
Но, — продолжает Морган, — есть известные действия, которые определены с самого дня рождения, которые наследуются готовыми и сочетание или координирование которых тотчас после рождения уже отличается полным совершенством”.
39 В качестве примера такого рода действий Морган ссылается на плавание молодой водяной курочки, впервые входящей в воду, или сооружение кокона шелковичным червем “без всякой предварительной практики или опыта”. “Определенность и координирование действий, — пишет он, — в данном случае не индивидуальны, а заимствованы от предков”.40
39 Ллойд-Морган К. Привычка и инстинкт. Спб., 1899. С. 21-22.
40 Там же. С. 22.
В отличие от такого всестороннего подхода к проблеме онтогенеза поведения животных, при котором учитываются как генетически фиксированные, так и индивидуально приобретаемые его компоненты и подчеркивается значение деятельности как ведущего фактора отбора и модификации врожденных элементов поведения наряду с созреванием действий, не нуждающихся в научении, позднее, особенно в 20-30-е годы нашего века, неоднократно делались попытки одностороннего решения вопроса, сведения всего процесса развития поведения к действию лишь одной из этих категорий факторов. Так, Г.Е.Когхилл и Цин Янг Куо в Америке, В.М.Боровский в Советском Союзе отстаивали точку зрения, что все в поведении является благоприобретенным, что животное должно всему научиться, причем начиная уже с эмбрионального периода. Этот взгляд, в модифицированном виде подчас встречающийся и поныне, являлся реакцией на переоценку генетических факторов и недооценку факторов среды в онтогенезе животных. Куо, к работам которого мы еще вернемся, считал, например, возможным писать о “психологии без наследственности”. Боровский при изложении своей концепции исходил из необходимости борьбы против телеологических взглядов на развитие организмов, согласно которым все в будущей жизни организма заранее предопределено изначально действующими внутренними факторами.
Психология bookap
Корни механистического взгляда, всецело отрицающего наличие и роль внутренних факторов в развитии организма, уходят к философии Декарта, пытавшегося приложить принцип действия машины к поведению животных. Но в конце концов такое объяснение отличается от телеологического лишь тем, что изначально действующие движущие силы выносятся из организма вовне.
Современное понимание взаимоотношений врожденного и благоприобретенного в онтогенезе поведения животных исходит из признания не только наличия, но и взаимообусловленности этих компонентов.
В противоположность вульгарно-материалистическому толкованию процесс онтогенеза поведения открывается нам во всей его сложности и противоречивости как подлинно диалектическое формирование качественно нового в результате количественных преобразований первичных функциональных состояний развивающегося организма.
Такое диалектико-материалистическое понимание онтогенеза характеризует, в частности, теорию системогенеза П.К. Анохина.
Взаимопроникновение и различные сочетания безусловно- и условнорефлекторных элементов в онтогонезе поведения побудили Л.В.Крушинского выдвинуть тезис об “унитарных реакциях”, под которыми он понимает акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования.
Унитарные реакции, по Крушинскому, представляют собой “единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы”,41 они направлены “к выполнению определенного акта поведения, имеющего разные пути осуществления и в то же время определенный шаблон конечного исполнения”.
42 Соотношение условных и безусловных рефлексов в унитарной реакции не строго фиксировано, а сама она направлена на выполнение одиночного приспособительного действия. В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются, по Крушинскому, в форме “многоактного поведения”, связанного с обеспечением основных биологических потребностей организма.
Эти формы поведения не являются, однако, простой суммой унитарных реакций, а обладают гибкой структурой, что позволяет животному приспосабливаться в процессе своего развития к самым различным условиям жизни.
41 Крушинский Л.В. формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960. С. 10.
42 Там же. С. 11.
К списку книг “Зоопсихология”
Глаз
Расстояние от бровей до линии, соединяющей внутренний и внешний угол глазницы, очень различны у всех обсуждавшихся выше форм века. Самое большое оно при веке, напоминающем по форме кусочек персика, где обычно достигает двух диаметров радужки. При булавовидном веке это расстояние меньше…
Глава 7. Святое причастие.
Мы расчленили его тело и закопали в лесу. Мальчики молча копали. Я чувствовал, как что-то выкристаллизовывается во мне. Это было осознание моего предназначения. Я понял силу своего влияния и желал использовать его.
Отредактировал и опубликовай на сайте РРРЗФРРАРРОВА |
^] Воздушных войск НАТО в Гейленкирхене
Германия. Для большинства военнослужащих зто
бьла, как минимум, двухлетняя служба, позтому
жены и семьи жили здесь же, на базе. Во время обеденного перерыва я обратил внимание на тринадцатилетнего Алекса, который сидел за столиком
для пикника и делал…
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке
Ледяная горка воплощает русский стиль взаимоотношений человека с пространством и скоростью. На ней разворачивается русский тип социальных взаимодействий с другими людьми. Она максимально полно выражает идею символического единения человека с землей.
День второй.23 мая 1997 года.
Первый вопрос, который я задал Ольге: кто для нее был образцом в ее семье? Оказалось, что это была ее мать. То, что произошло с Ольгой, как к ней отнесся Павел, точно также Ольгин отец относился к ее матери. Эта женщина рано умерла от рака, то есть она всю жизнь подавляла в себе негативные…
При выполнении этой индукции используется диссоциативный язык
случае рука не просто опускается вниз, ее движение показывает скорость вхождения в транс.
«…Ваша рука будет опускаться вниз не быстрее… чем вы будете входить в состояние транса…»
«…И когда работа будет завершена… и ваше подсознание будет готово вернуться… только тогда
оно позволит…
Отмычки для “черного ящика”.
Еще отчетливее способность животных к отвлечению от конкретных признаков и их обобщению выявляется, если вместо треугольников предъявлять для дифференцирования пару других фигур: разных по величине кругов, квадратов, прямоугольников или большие и маленькие кучки каких-то мелких предметов. При…
Глава 7. Как дать окружающим понять, кто вы есть на самом деле.
Предположим, что вы включили своему другу запись “Битлз”. Музыка ему понравилась, но он предпочел бы, чтобы она звучала потише. Вы не можете прочесть его мысли, поэтому он должен закодировать их в понятную для вас форму и высказать громче, чем играет музыка: “Сделай потише!” Сформированное…
Заключение
Встаньте на обочине дороги и расслабьтесь. Желательно, чтобы просматривался довольно большой участок дороги, а машин было не очень много. Выберите одну какую-либо едущую в вашу сторону машину, максимально сконцентрируйте на ней свое внимание.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ НА РОДИТЕЛЬСКИЕ «ЕСЛИ» 229
Кто-то из близких, лучше всего отец, должен взять на себя
роль буфера, смягчающего удар. Первенец нуждается в психологической подготовке, в том, чтобы с ним продолжал ктонибудь заниматься. Если возраст позволяет, полезно вовлечь
его в уход за братишкой или сестричкой, поддерживать…
Бонус. Каталог баек
Это выражение «L‘essentiel est invisible pour les yeux» – взято из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В прощальном разговоре с Маленьким принцем Лис говорит: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».