Экологические ниши – биология

Экологическая ниша. Взаимодействие факторов среды

Каж­дый вид живых ор­га­низ­мов нуж­да­ет­ся в опре­де­лен­ных фак­то­рах среды. Это ка­са­ет­ся как абио­ти­че­ских (тем­пе­ра­ту­ра, осве­щен­ность и влага), так и био­ти­че­ских фак­то­ров (на­ли­чие пи­ще­вой базы, му­ту­а­ли­стов и ком­мен­са­лов и т. д.).

Со­во­куп­ность до­пу­сти­мых зна­че­ний фак­то­ров среды для кон­крет­но­го вида в био­гео­це­но­зе на­зы­ва­ет­ся эко­ло­ги­че­ской нишей. Иначе об эко­ло­ги­че­ской нише го­во­рят как о «про­фес­сии» вида в био­це­но­зе.

 Характеристики экологической ниши

Она вклю­ча­ет три ос­нов­ных ха­рак­те­ри­сти­ки:

По­ве­ден­че­ская  ха­рак­те­ри­сти­ка опи­сы­ва­ет ха­рак­тер до­бы­чи пищи, при­е­мы за­щи­ты от вра­гов, ме­то­ды борь­бы с небла­го­при­ят­ны­ми абио­ти­че­ски­ми фак­то­ра­ми. Она вклю­ча­ет в себя тре­бо­ва­ния к ко­ли­че­ствен­но­му и ка­че­ствен­но­му со­ста­ву пищи, а также на­ли­чие есте­ствен­ных вра­гов и кон­ку­рен­тов.

Про­стран­ствен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка опи­сы­ва­ет ме­сто­оби­та­ния видов. Вклю­ча­ет ха­рак­те­ри­сти­ку видов, необ­хо­ди­мых непо­сред­ствен­но для про­жи­ва­ния или обес­пе­че­ния стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом, сим­бион­тов и ком­мен­са­лов.

Вре­мен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка опи­сы­ва­ет су­точ­ную, го­до­вую и се­зон­ную ак­тив­ность вида.

 Пример описания экологической ниши клевера

Для кле­ве­ра эко­ло­ги­че­ская ниша будет вклю­чать:

Уме­рен­ный кли­мат

Уме­рен­ное увлаж­не­ние

Сла­бо­кис­лый или ней­траль­но-ще­лоч­ной рН почвы

Тра­вя­ни­стый ярус

Хо­ро­шее осве­ще­ние (более 17000 люкс)

От­сут­ствие за­те­ня­ю­щих форм рас­ти­тель­но­сти

На­ли­чие чле­ни­сто­но­гих-опы­ли­те­лей

При­сут­ствие азот­фик­си­ру­ю­щих клу­бень­ко­вых бак­те­рий

Пе­ри­од ве­ге­та­ции вес­на-ле­то

Пример описания экологической ниши рыси

Для рыси эко­ло­ги­че­ская ниша будет вклю­чать:

Уме­рен­ный хо­лод­ный кли­мат

Усло­вие хвой­но­го леса

Раз­ме­ще­ние в дре­вес­ном и тра­вя­ни­стом яру­сах

Ос­но­ва пи­та­ния: сред­ние ко­пыт­ные (ко­су­ля, ка­бар­га), а также зайцы и те­те­ре­ви­ные птицы

Тип охоты: под­кра­ды­ва­ние, преду­смат­ри­ва­ю­щее укры­тие среди де­ре­вьев и эле­мен­тов ре­лье­фа

Образ жизни: днев­ной, все­се­зон­ный

Есте­ствен­ные враги и кон­ку­рен­ты – волки

В про­цес­се эво­лю­ции про­ис­хо­дит спе­ци­а­ли­за­ция или уни­вер­са­ли­за­ция видов по типу пи­та­ния ис­поль­зо­ва­нию про­стран­ства, вре­ме­ни ак­тив­но­сти. Со­от­вет­ствен­но про­ис­хо­дит суже­ние или рас­ши­ре­ние эко­ло­ги­че­ской ниши.

Суже­ние эко­ло­ги­че­ской ниши в про­цес­се эво­лю­ции про­ис­хо­дит, как пра­ви­ло, под дей­стви­ем кон­ку­рен­тов.

Правило конкурентного исключения

Рус­ский уче­ный Г. Ф. Гаузе сфор­му­ли­ро­вал пра­ви­ло кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния, со­глас­но ко­то­ро­му одну эко­ло­ги­че­скую нишу в био­це­но­зе не могут за­ни­мать два вида.

Чем силь­нее пе­ре­се­ка­ют­ся эко­ло­ги­че­ские ниши видов, тем силь­нее вы­ра­же­на кон­ку­рен­ция. В итоге один из видов ис­че­за­ет. Выход из си­ту­а­ции до­сти­га­ет­ся путем рас­хож­де­ния тре­бо­ва­ний к среде и из­ме­не­нию об­ра­за жизни, то есть раз­де­ле­нию эко­ло­ги­че­ских ниш.

На­при­мер, в зре­лом ши­ро­ко­лист­вен­ном лесу де­ре­вья пер­во­го яруса (дуб обык­но­вен­ный, вяз глад­кий, клен пла­та­но­вид­ный, липа серд­це­вид­ная) имеют сход­ные жиз­нен­ные формы (рис. 1).

Рис. 1. Рас­те­ния со сход­ной эко­ло­ги­че­ской нишей, про­из­рас­та­ю­щие в пер­вом ярусе ши­ро­ко­лист­вен­ных лесов

Дре­вес­ный полог об­ра­зо­ван их кро­на­ми, и они ока­зы­ва­ют­ся в одном го­ри­зон­те в сход­ных усло­ви­ях среды.

Но в рас­ти­тель­ных со­об­ще­ствах они участ­ву­ют по-раз­но­му и за­ни­ма­ют раз­ные эко­ло­ги­че­ские ниши.

Эти де­ре­вья раз­ли­ча­ют­ся по све­то­лю­би­во­сти и те­не­вы­нос­ли­во­сти, сро­кам цве­те­ния и пло­до­но­ше­ния, спо­со­бам опы­ле­ния и рас­про­стра­не­ния пло­дов.

Бла­го­да­ря раз­гра­ни­че­нию эко­ло­ги­че­ских ниш виды имеют воз­мож­ность су­ще­ство­вать в одном био­гео­це­но­зе. Если один из кон­ку­рен­тов в био­це­но­зе от­сут­ству­ет, то дру­гой, как пра­ви­ло, может пол­но­стью ис­поль­зо­вать все необ­хо­ди­мые ре­сур­сы среды, ко­то­рые рань­ше до­ста­ва­лись вы­пав­ше­му кон­ку­рен­ту.

Раз­ные био­гео­це­но­зы предо­став­ля­ют живым ор­га­низ­мам раз­ное ко­ли­че­ство эко­ло­ги­че­ских ниш.

На бо­гат­ство эко­ло­ги­че­ских ниш вли­я­ет две груп­пы фак­то­ров:

Мо­за­ич­ность и раз­но­об­ра­зие био­то­па

Ко­ли­че­ство видов или би­о­раз­но­об­ра­зие

Новый вид, по­па­дая в био­це­ноз, по­сте­пен­но ста­но­вит­ся его ча­стью. Его пред­ста­ви­те­ли со­зда­ют новые ме­сто­оби­та­ния, вклю­ча­ют­ся в пи­ще­вые це­поч­ки, на­хо­дят новых сим­бион­тов и ан­ти­бион­тов.

Раз­де­ле­ние типов пи­та­ния ко­пыт­ных

У близ­ко­род­ствен­ных видов, оби­та­ю­щих вме­сте, обыч­но на­блю­да­ет­ся очень тон­кое раз­гра­ни­че­ние эко­ло­ги­че­ских ниш.

Так, ко­пыт­ные в аф­ри­кан­ских са­ва­нах по-раз­но­му ис­поль­зу­ют паст­бищ­ный корм. Зебры об­ры­ва­ют вер­хуш­ки трав, ан­ти­ло­пы гну кор­мят­ся тем, чем остав­ля­ют им зебры, вби­рая при этом опре­де­лен­ный вид рас­те­ний, га­зе­ли вы­щи­пы­ва­ют самые низ­кие травы, ан­ти­ло­пы топи до­воль­ству­ют­ся вы­со­ки­ми су­хи­ми стеб­ля­ми (рис. 2).

Рис. 2. Пи­ще­вая диф­фе­рен­ци­а­ция ко­пыт­ных в са­ванне

Фун­да­мен­таль­ные и ре­а­ли­зо­ван­ные эко­ло­ги­че­ские ниши

Су­ще­ству­ют по­ня­тия фун­да­мен­таль­ной и ре­а­ли­зо­ван­ной эко­ло­ги­че­ской ниши.

Обыч­но в ре­аль­ных усло­ви­ях био­гео­це­но­за из-за кон­ку­рент­ных от­но­ше­ний вид не может вос­поль­зо­вать­ся всеми бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми среды.

Иными сло­ва­ми, фун­да­мен­таль­ная эко­ло­ги­че­ская ниша опи­сы­ва­ет по­тен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти вида, а ре­а­ли­зо­ван­ная эко­ло­ги­че­ская ниша – фак­ти­че­ское рас­про­стра­не­ние вида в усло­ви­ях дан­но­го со­об­ще­ства.

Таким об­ра­зом, фун­да­мен­таль­ная эко­ло­ги­че­ская ниша все­гда на­мно­го шире ре­а­ли­зо­ван­ной ниши.

Эко­ло­ги­че­ская ниша для несколь­ких видов

По­ми­мо эко­ло­ги­че­ской ниши каж­до­го от­дель­но­го вида, вы­де­ля­ют эко­ло­ги­че­скую нишу груп­пы видов, име­ю­щих в био­гео­це­но­зе опре­де­лен­ную «про­фес­сию».

Так, можно вы­де­лить эко­ло­ги­че­скую нишу ноч­ных хищ­ни­ков, зер­но­яд­ных гры­зу­нов, филь­тра­то­ров воды и др.

Одну и ту же эко­ло­ги­че­скую нишу на раз­ных кон­ти­нен­тах могут за­ни­мать раз­ные виды 

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1693

Экологическая ниша

Экологическая ниша – место вида в экосистеме, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования.

Понятие «экологическая ниша» следует отличать от понятия «местообитание». Последнее означает место, с определенными абиотическими условиями, где обнаруживается данный вид живого, т. е. это «адрес» вида.

Понятие «экологическая ниша» подразумевает не только физическое пространство, где может быть обнаружен вид, но также, что еще важнее, характеризует степень специализации данного организма (популяции), его роль в биогеоценозе (экосистеме), в частности, его питание и взаимоотношения с другими видами.

Следовательно, экологическая ниша – не «адрес» организма, а его «профессия» (функция, выполняемая в природе). Двух одинаковых экологических ниш в природе не существует, поскольку нет двух абсолютно одинаковых видов, требующих идентичных условий местообитания.

Одна из основных проблем, стоящих перед организмами одного и того же или разных видов в биогеоценозе – это распределение жизненного пространства.

У многих организмов (особенно животных) эта проблема решается относительно просто – они занимают различные экологические ниши и не вступают друг с другом в конкуренцию ни за пространство, ни за пищу.

Так, птицы, обитающие в кронах деревьев, могут никогда не сталкиваться с птицами, живущими в кустарнике того же леса; красные водоросли занимают недоступные другим водорослям глубины моря (до 250 м), потому что благодаря наличию в их клетках дополнительных фотосинтезирующих пигментов (фикоэритрина, фикоцианина, аллофикоцианина), они способны поглощать зелено-голубой свет, непригодный для других растений. Этим достигается более полное использование абиотических и биотических ресурсов экосистемы.

Вместе с тем, известно множество примеров, когда разные виды живут в одних и тех же условиях, т. е. занимают одну экологическую нишу в ее пространственном понимании.

Так, дупла деревьев – это прибежище не только определенных видов птиц – дятлов, совок и поползней, – но и различных пресмыкающихся, насекомых, грибов, бактерий и многих других живых существ, для которых дупло – их естественное местообитание.

В этом случае особенно наглядно проявляется биологическая специализация и роль в экосистеме различных организмов: каждый из этих видов питается разной пищей или активен в разные периоды суток, использует только часть энергии, которая содержится в доступном ему органическом веществе, осуществляя его распад. Непригодные для данного вида, но еще богатые энергией остатки используются другими организмами различных трофических уровней.

Читать далее

Источник: https://ed-lib.ru/biology/88-ekologicheskaja-nisha.html

Местообитание и экологические ниши. Основные типы взаимодействий организмов – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

МЕСТООБИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НИШИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ОРГАНИЗМОВ.

Слайд 2
Описание слайда:

Допишите предложение Наука о различных аспектах воздействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется… Совокупность абиотических и биотических условий жизни называется … Тремя важнейшими факторами среды являются…

Слайд 3
Описание слайда:

Допишите предложение 4. Важнейшими абиотическими факторами являются … 5. Для синиц характерна … среда обитания. 6. Плотность внешней среды большая в … 7. Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … 8. Минимум и максимум воздействия фактора … для организмов. 9. Для организмов наиболее благоприятен является … интенсивности фактора.

Слайд 4
Описание слайда:

Ответы Экология Среда обитания. Абиотический, биотический, антропогенный Температура, свет, влажность. Наземно-воздушная. В воде. Толерантность. Губителен. Оптимум.

Слайд 5
Описание слайда:

Задание 2. Укажите, в какой среде – водной или наземно- воздушной – могут жить очень крупные животные, масса которых равна массе самых крупных китов, кратко поясните свой ответ.

Слайд 6
Описание слайда:

Местообитание организма Найдите на стр. 300 определение местообитания. Впервые на сходство форм разных видов животных в связи со сходным образом жизни указал в XIX в. К. Ф. Рулье, профессор Московского университета. В лекциях по зообиологии он описал общие черты “водяных”, “воздушных” и “земляных” животных, указав на приспособления к плаванию, полету, прыганью, лазанью и рытью.

Слайд 7
Описание слайда:

Правило Аллена Еще в XIX в. установлено, что существует связь между строением тела теплокровных животных (птиц и млекопитающих) и климатом, в котором они живут.

У животных холодного климата все выступающие части тела (уши, хвост, конечности) намного короче, чем у родственных им видов в теплых краях. Эти особенности строения уменьшают общую поверхность тела, через которую происходят потери тепла из организма.

Любая группа организмов имеет свои приспособительные формы. По внешнему облику можно легко определить, в каких условиях живет данный вид.

Слайд 8
Описание слайда:

Черты приспособленности различных животных к среде обитания Черты приспособленности различных животных к среде обитания

Слайд 9
Описание слайда:

Экологические ниши Каждый живой организм занимает определенную экологическую нишу, или – функциональное место вида в экосистеме, определяемое его биологическим потенциалом и совокупностью факторов внешней среды, к которым он приспособлен.

Слайд 10
Описание слайда:

Примеры экологических ниш Растительноядные животные саванны: Ниша – пастбищные копытные животные

Слайд 11
Описание слайда:

Задания В чем заключается закон конкурентного исключения. (§76, стр. 300) Может ли один вид занимать одну экологическую нишу, а разные? Какое значение имеют экологические ниши в жизни сообщества? Рассмотрите рис. 123. одну или разные ниши занимают стрекоза и ее личинка?

Слайд 12
Описание слайда:

Основные типы экологических взаимодействий

Слайд 13
Описание слайда:

Используемая литература Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. Основы общей биологии. 9 класс. – 1С: образование. Экология. 10-11 класс. – 1С:образование

Источник: https://myslide.ru/presentation/mestoobitanie-i-ekologicheskie-nishi-osnovnye-tipy-vzaimodejstvij-organizmov

Биология и медицина

Положение вида, которое он занимает в биогеоценозе , комплекс его связей с другими видами и требований к абиотическим факторам среды называется экологической нишей. Понятие “экологическая ниша” следует отличать от понятия “местообитание”.

В последнем случае речь идет о части пространства, где вид живет и где имеются необходимые абиотические условия для его существования. Экологическая ниша вида зависит не только от абиотических условий, она характеризует весь образ жизни, который вид может вести в данном сообществе. По образному выражению эколога Ю.

Одума, местообитание – это адрес вида, а экологическая ниша – его “профессия”. Различают фундаментальную (или потенциальную) и реализованную ниши. Фундаментальная экологическая ниша – совокупность оптимальных условий, при которых данный вид может существовать и воспроизводиться.

Реализованная ниша – условия, где вид реально встречается в данной экосистеме, она всегда составляет некоторую часть фундаментальной ниши.

Читайте также:  Темновая фаза фотосинтеза - биология

Рассмотрим результаты опытов Гаузе с позиций понятия о экологической нише. Когда конкурировали P. aurelia и P. caudatum, P. aurelia имела реализованную нишу, а Р. caudatum ее лишилась и была вытеснена в конкурентной борьбе. Иначе говоря, произошло конкурентное исключение P.

caudatum. Принцип конкурентного исключения, сформулированный Г.Ф. Гаузе для близких по экологии видов и известный в мировой литературе как принцип Гаузе может быть сформулирован так: одна ниша – один вид.

Это, означает, что два вида не уживаются в одной экологической нише,

В случае, когда конкурировали P. aurelia и P. bursaria, каждый вид имел реализованную нишу, заметно отличающуюся от ниши другого вида. Следовательно, их сосуществование было связано с разграничением реализованных ниш.

Таким образом, способность видов существовать в одном биогеоценозе достигается расхождением требований к среде обитания, изменением образа жизни, т.е. разделением ниш.

У родственных видов, живущих вместе, происходит очень тонкое разграничение экологических ниш.

Так, пасущиеся в африканских саваннах копытные по-разному используют пастбищный корм: зебры в основном обрывают верхушки трав, антилопы гну кормятся тем, что оставляют им зебры, газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топи довольствуются сухими стеблями, оставшимися после других травоядных.

За счет разделения ниш растет суммарная биопродуктивность такого сложного по видовому составу стада. Крестьянское стадо, состоящее из коров, овец, коз значительно более эффективно, с экологической точки зрения, использует луга и пастбища, чем одновидовое стадо, монокультура – наименее эффективный способ ведения сельского хозяйства.

Для воспроизводства и длительного существования многих видов животных большое значение имеет разграничение ниш на разных стадиях онтогенеза: гусеницы и имаго чешуекрылых, личинки и жуки майского хруща, головастики и взрослые лягушки не конкурируют между собой, так как различаются средой обитания и входят в разные цепи питания.

Межвидовая конкуренция приводит к сужению экологической ниши, не дает проявиться ее потенциям. Внутривидовая конкуренция, наоборот, способствует расширению экологической ниши. В связи с возрастанием численности вида начинается использование дополнительных кормов, освоение новых мест обитания, появление новых биоценотических связей.

Ссылки:

  • Принцип конкурентного исключения: опыты Гаузе
  • ЭВОЛЮЦИЯ БИОГЕОЦЕНОЗОВ

Источник: https://medbiol.ru/medbiol/evol/00069c82.htm

Цели: Актуализировать знания учащихся о теории эволюции Ч.Дарвина, движущих силах антропогенеза и экологической нише для поиска решения проблемы на уроке. Создать условия для организации исследовательской деятельности по определению экологической ниши современного человечества.

Показать сложность, ответственность и красоту труда исследователя, зависимость судьбы исследования от внешних факторов и психологической доминанты самого исследователя. Способствовать определению собственной позиции учащихся к экологическим проблемам, роли человечества и отдельного человека в их решении, к своей судьбе и развитию своих способностей.

Виды деятельности: групповая работа, модельный эксперимент, подготовка сообщений, индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.

Интеграция: биология, экология, психология.

Ведущий метод: исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска, видеозаставка «Что человеку нужно для счастья», слайды «Эпоха динозавров», компьютерные заготовки для опорно-логических схем, карточки с разноуровневыми заданиями, форма-трафарет для психологического теста.

Ход урока

После организационного момента урок начинается с просмотра видеозаставки.<\p>

Учитель. Я хочу начать наш урок с вопроса: Что человеку нужно для счастья?

Учащиеся предлагают свои ответы.

Учитель. Если обобщить ваши ответы: человеку, как и любому другому биологическому существу, для счастья нужны две вещи – приспособиться к окружающей среде и оставить здоровое потомство. Что значит «приспособиться», каждый понимает по-своему. Одному нужны материальные блага и он всю жизнь их копит. Для другого, важно общение, своё место в коллективе, уважение людей.

Третий всецело поглощён семьёй. Четвёртый ищет себя всю жизнь, пытаясь самореализоваться. Человечество в целом, тоже желает счастья и пытается найти то гармоничное равновесие с природой, которое позволит ему выжить в ухудшающейся экологической обстановке.

То есть, человечество ищет свою экологическую нишу, которая позволила бы ему не просто уйти от конкуренции с природой, а гармонизировать эти отношения.

Экологи утверждают, что человек сейчас находится на грани такого же кризиса, какой случился в меловой период мезозойской эры. А что собственно произошло в этот период?

Учащиеся. Вымерли динозавры.

Учитель. И это только верхушка айсберга. (Демонстрация заранее подготовленных слайдов «Эпоха динозавров».) Полностью сменяются морские биоценозы. Деградируют и абсолютно перестраиваются пресноводные биоценозы. Покрытосеменные растения, которые существовали где-то на задворках мира папоротников и голосеменных, захватывают их ареалы.

Динозавры, эти пресмыкающиеся исполины, абсолютно не замечавшие у своих мощных ног маленьких пушистых зверьков – первых млекопитающих, вымирают и вытесняются ими.

Когда думаешь обо всём этом и проводишь аналогию с сегодняшним днём, невольно в страхе оглядываешься, где эти «малявки», которые вытеснят человека разумного с этой планеты?

Я не собираюсь пугать вас, я хочу убедить вас в том, что у человечества есть выход. Вся огромная история антропогенеза привела к определённым результатам – эволюционному становлению системы взаимоотношений человека с природой. То есть, к становлению экологической ниши человечества. Это будет целью урока. А именно?

Учащиеся: Определить экологическую нишу человечества.

Учитель: Попробуем провести небольшое исследование по данному вопросу. Это будет настоящим исследованием, так как ответа на этот вопрос вы не найдёте в учебниках.

А второй задачей урока станет выяснение того, какое отношение к экологической нише человечества имеет каждый из нас. Запишите в свою рабочую тетрадь тему урока и сформулируйте проблему. (Определить экологическую нишу современного человека).

Учащиеся, таким же образом, самостоятельно формулируют задачи исследования:<\p>

Определить этапы работы.

Выбор эффективных методов.

Поиск решения.

Выводы

Учитель: Как же мы (скажите вы) найдём ответ на вопрос, если мы ничего по этому поводу не знаем? Вы увидите, как мы с вами создадим новое знание на основе уже имеющихся у вас знаний. Чтобы проиллюстрировать свои слова, я приглашаю вас в путешествие по следам одного великого открытия – создания эволюционной теории Ч. Дарвина.

Судьба этого человека противоречива и трагична. Демонстрация слайдов о Дарвине и его работах. Судите сами. Учителя считали маленького Дарвина неспособным учеником, а он стал великим гениальным учёным. Человек, болезненно переживавший любую критику, своими работами вызвал на себя такой шквал критики, который не утихает по сей день.

Человек, создавший теорию эволюции, в конце жизни приходит к богу. До сих пор встречаются мнения, что теория «витала в воздухе» и её мог воссоздать на бумаге любой человек. Нет, нужен был гениальный ум Дарвина, способный обобщить имевшиеся знания.

А какие знания и факты биографии помогли Дарвину сформулировать положения своей теории?

Учащиеся: Путешествие на корабле «Бигль», теория искусственного отбора, теория Лайеля (согласно которой, геологическое строение нашей планеты постоянно изменяется под влиянием естественных процессов; геологические силы, действовавшие в прошлом, действуют и в настоящее время)

Учитель: Был ещё один источник, который помог созданию теории. Эта работа только в совсем недавнее время стала упоминаться в учебниках, имя автора являлось ругательным. Но пусть эта работа ещё немного побудет для нас секретом.

Того, что мы уже назвали, будет достаточно для иллюстрации моей мысли, о том, что новое знание создаётся на основе имеющихся сумм знаний. Теперь перед нами схема, заполнив которую, мы ответим на ваш вопрос. Попробуем определить исходные знания, необходимые нам, выполняя задания по карточкам-минуткам.

У вас на столах карточки-минутки, выполните задание и сдайте карточки.

Работа по карточкам.

Учитель: Что же вы предложите? Какие знания нам потребуются для определения экологической ниши человечества.

Учащиеся: Необходимо определить, что такое экологическая ниша. Это – «профессия» вида. Место вида в биоценозе. Экологическое пространство вида.

Учитель: Вы заметили, что для иллюстрации экологической ниши человечества приготовлено три полочки, на которые мы станем класть предметы, символизирующие состояние экологической ниши. Почему полочек – три?

Учащиеся: Вероятно, экологическая ниша человечества исторически изменялась. На разных этапах антропогенеза, когда действовали разные движущие силы, человек занимал определённые экологические ниши.

Учитель: А какие движущие силы антропогенеза вы знаете?

(Называют, записывают).

Учитель: Нам ещё не хватает какого-то знания об экологической нише, которое бы более чётко определило разницу между разными экологическими нишами. В этом нам поможет работа, которую выполнят три образованные вами группы.

Класс делится на три группы. Задания для групп представляют собой примеры взаимоотношений, иллюстрирующие разные экологические ниши. Задания можно подготовить в виде рисунков, описаний, слайдов, видеофрагментов. Пример первый: два вида короедов, короед-типограф и короед-гравёр сосуществуют на одном стволе, только один выше по стволу, другой – ниже. Чем отличаются их экологические ниши?

Учащиеся: Расположением в пространстве.

Пример второй: Два вида хищника делят один ресурс. Один питается днём, другой ночью. Чем отличаются их экологические ниши?

Учащиеся: По времени.

Пример третий. Два вида хищника, один ресурс. Один убивает добычу и питается самыми лакомыми кусочками, другому достаются объедки. Чем отличаются их экологические ниши?

Учащиеся: Особенности самого ресурса.

Учитель: Для человека все эти черты экологической ниши будут характерны. Но есть ещё одна черта экологической ниши человека. Сейчас мы проведём модельный эксперимент, который позволит выявить эту черту.

Модельный эксперимент – в форме игровой ситуации (Боринская С. А., Карташова О. В., 1995). Представим планету, которая заселена тремя видами бактерий (три ученика). Ситуация первая: пищи достаточно (ученикам предлагается съесть по яблоку). Ситуация вторая: пищи становится недостаточно (предлагается одно яблоко, его съедает самая «ловкая» или «сильная бактерия»).

Ситуация повторяется, но на этот раз «слабые бактерии» догадываются помочь друг другу. В процессе игрового моделирования ситуаций учащиеся предлагают различные варианты выживания «бактерий», учитель выделяет те способы, которые связаны с поведением и указывает именно на них.

<\p>

Учащиеся: Отличительной чертой экологической ниши человечества будет являться его поведение.

Учитель: Экологическая ниша человека определяется его поведением. Пока в антропогенезе действовали только биологические факторы, человек ничем не отличался от животных, и его экологическая ниша определялась, главным образом, ресурсом.

Положим на первую полочку символ ресурса – конфету. Но вот в силу вступают социальные факторы антропогенеза. С этого момента происходит непрерывное и всё ускоряющееся расширение ниши человечества (Моисеев, 1996).

Что становится определяющим в поведении человека, что выделяет его из мира природы, обособляет его как вид?

Читайте также:  Плацентарные млекопитающие

Учащиеся: Труд.

Учитель: Положим на вторую полочку символ труда – молот. Что дальше? Человек трудился, трудился, подчинил себе природу, распахивал, раскорчёвывал, вырубал, осваивал. Наконец, экстенсивные пути развития начинают себя изживать. Как быть дальше?

Учащиеся: Труд становится творческим.

Учитель: Вот оно – слово прозвучало: экологическая ниша современного человека – творчество.

Я убеждён, что ДА! Это – творческое начало. Оно генетически, извечно присуще человеку. Родившись вместе с мышлением, как обеспечение необходимости поиска, оно стало развиваться самостоятельно, оставив вторую, гуманитарную струю человеческой жизнедеятельности.

Уже сейчас у значительной части человечества, возможность творческого самоутверждения – не менее сильный стимул для работы, чем традиционные в нашем современном обществе. Животное живёт для того, чтобы жить! На это и направлены все его усилия.

Человек живёт для того, чтобы созидать, чтобы творить! Творчество становится потребностью человека – таково содержание этого нового витка антропогенеза (Моисеев, 1996).

Предметом, иллюстрирующим данный этап развития экологической ниши человечества, станет – колесо, положим его на соответствующую полочку. Таким образом, исследование завершено, первую задачу урока мы выполнили, подведём итог.

Учащиеся: Результатом антропогенеза явилось становление системы взаимоотношений человека и природы, то есть – экологическая ниша. Экологическая ниша современного человека – есть творчество! Именно творчество станет ареной дальнейшей эволюции человека.

Учитель: Переходим к выполнению второй задачи урока. Но какое мне дело, скажите вы, до человека с его экологической нишей, какое мне дело до творчества, если я – человек не творческий. Чтобы не было разночтений, давайте выясним, что вы подразумеваете под творческими способностями.

Учащиеся разъясняют свою позицию.

Учитель: А разве повар, создавший невиданное доселе блюдо, не творец? А парикмахер, выполняющий причёски невиданной красоты? А сапожник, придумавший новую модель туфелек? Так что же такое творчество?

Учащиеся: Творчество – это способность видеть и действовать нешаблонно, неординарно. Способность видеть в обычных вещах нечто необычное, способность создавать что-то новое, что-то своё.

Учитель: Хотите проверить прямо сейчас, сею же минуту, есть ли у вас творческие способности? У вас на столах лежат картонные кружочки. Нарисуйте в них то, с чем ассоциируется у вас круг.

Учащиеся рисуют.

Учитель: Психологи утверждают, если нарисовать солнце, лицо, цветок, часы – эти рисунки говорят об отсутствии творческих способностей. Однако, в вашем классе много творческих натур.

Учитель комментирует некоторые работы.

Учитель: Вы скажите, не поздно ли выявлять у нас в 11 классе творческие способности? Психологи утверждают, что не поздно. Примеров сколько угодно. Вспомните хотя бы Дарвина. Всё зависит от вас. Человек не рождается с уже развитыми способностями.

Если образно представить способности в виде дерева, которое необходимо вырастить, то в начале жизненного пути человек получает семя с зачатками будущих способностей. И в зависимости от того, какую стратегию он выберет.

Будет ли, как этот молодой человек (демонстрируется рисунок) самозабвенно закапывать свой талант, или станет, как этот, терпеливо взращивать свои способ ости. Ваше дерево способностей тоже либо зацветёт прекрасными цветами, либо увянет в бутонах.

Так, скажут некоторые из вас, у меня есть творческие способности, и мне не надо развивать свои общеучебные умения. И ошибётесь.

Далее следуют сообщения учащихся, которые были подготовлены заранее.

Учащиеся: Психологи выясняли, что творческие способности развиваются только в том случае, если общеучебные умения развиты чуть выше среднего уровня. Не огорчайтесь и те, у кого нет творческих способностей.

Хотя творческие и учебные способности взаимосвязаны, но они же и противопоставлены друг другу. И чтобы хорошо учиться, надо отказаться от самости, безоговорочно верить учебникам. Творчество же предусматривает свой путь. На основе усвоенных знаний, человек создаёт нечто своё.

Пластичность нервной системы позволяет совмещать и те и другие способности в одном человеке.

Учитель: Причём, разные люди, усвоив одну и ту же информацию, могут создать на её основе совершенно противоположное знание. Это то же одно из великолепных свойств нервной системы, психологическая доминанта. А вот пример, замечательный, на мой вкус.

Помните, ещё один источник эволюционной теории? Это работа Томаса Мальтуса «Опыт народонаселения…», в которой он утверждал, что ресурсы планеты ограничены, и не могут прокормить всё человечество, и далее оправдывал войны, голод, классовое неравенство и т. д. Однако, есть один процесс, опасность которого предвидел ещё в конце 18 века английский монах Мальтус.

Он высказал гипотезу о том, что человечество растёт быстрее, чем способность планеты создавать продовольственные ресурсы. Долгое время это было не совсем так – люди научились повышать эффективность сельского хозяйства. Но в принципе Мальтус был прав: любые ресурсы планеты ограничены, а пищевые – прежде всего (Моисеев, 1996). И вот, два разных человека прочитали эту работу Мальтуса.

Один, использовав её, создал теорию эволюции, другой – расовую теорию дискриминации. Один стал Ч. Дарвиным, а другой – Гитлером. И так, мы выполнили и вторую задачу урока. Каждый из нас находясь в поиске своей социальной ниши в обществе, создаёт общую экологическую нишу человечества.

Я лично думаю, что основная причина кризиса та, о которой ещё 200 лет тому назад говорил монах Мальтус, если только понимать его высказывания более широко: как принципиальную неустранимость в рамках современной цивилизации рассогласования растущих потребностей растущего населения с возможностями их удовлетворения без изменения современной экологической ниши человека и общественных (т. е.

жизнеутверждающих) парадигм (Моисеев, 1996). Мы все маленькие песчинки и капельки, но из песчинок и капелек – рождается океан. Ну, как, прониклись собственной значимостью! Тогда давайте вспомним ход наших рассуждений. Вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке, основные мысли, которые мы озвучивали.

Рефлексия.

Учитель: Затронула ли тема урока какую-либо вашу личную проблему? Нашли ли вы ответ на свой вопрос?

Ответы учащихся. Оценивание знаний.

Учитель: Если вас заинтересовали вопросы, которые были подняты на уроке, я предлагаю вам заняться самообразованием и почитать следующие книги (список литературы).

Источник: https://veselyy-ranets.ru/index.php/biologiya/1357-urok-issledovanie-po-biologii-ekologicheskaya-nisha-chelovechestva

Понятия популяции и экологической ниши

В природных условиях организмы одного вида расселены неравномерно. В результате вид распадается на группировки, или популяции, соответствующие зонам более плотного заселения.

Популяция (от лат. populus — народ, население) по самому общему определению — это совокупность особей одного биологического вида, которые занимают определенное пространство. Генетики обычно добавляют к этому определению еще и способность этой совокупности особей к самовоспроизведению в течение большого числа поколений.

Популяция в определенной степени отделена от других популяций той или иной формой изоляции. Экологически популяция характеризуется величиной, оцениваемой занимаемой территорией (ареалом), численностью особей, возрастным и половым составом.

Размеры ареала зависят от радиусов индивидуальной активности организмов данного вида и особенностей природных условий на соответствующей территории.

Биологическим видом называется совокупность особей, способных к скрещиванию и образованию плодовитого потомства, населяющих определенное пространство, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимодействия с абиотической и биотической средой, отдаленных от других таких же особей практически полным отсутствием гибридных форм. Вид представляет собой качественный этап процесса эволюции. Каждый вид в среде занимает определенное место.

Популяция поддерживает свою численность в определенных пределах длительное время в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Популяция обладает не только биологическими свойствами составляющих ее организмов, но и собственными, которые присущи группе особей в целом.

Как и отдельный организм, популяция растет, дифференцируется, поддерживает сама себя, имеет определенный жизненный цикл. Наилучшим образом популяцию как группу организмов характеризует обилие — определенное число особей на данной площади.

Мерой обилия особей какой-либо популяции может быть общая численность популяции, ее общая масса или плотность.

Основными характеристиками популяции являются:

1. Численность — показатель, изменяющийся в широких пределах. Минимальная численность ограничивается таким количеством особей, при котором контакты между особями различного пола приводят к появлению полноценного потомства.

Если у крупных теплокровных численность приближается к 2000, то это связано с угрозой исчезновения вида. Максимальная численность популяции ограничивается прежде всего местом размещения и запасами пищи.

Величина популяции постоянно колеблется, что зависит от изменений экологической ситуации.

2. Плотность популяции — это численность популяции, отнесенная к некоторой единице пространства. Ее обычно измеряют числом особей или биомассой популяции, приходящихся на единицу площади или объема. Чем ниже трофический уровень популяции, тем выше плотность.

3. Возрастной состав популяции. При благоприятных условиях в популяции присутствуют все возрастные группы. Упрощенно в популяции можно выделить три экологические возрастные группы: пререпродуктивную, репродуктивную и пострепро-дуктивную.

В развивающихся популяциях преобладают молодые и средние особи (способные к размножению), в сокращающихся — старые особи (неспособные к размножению).

Возрастная структура популяций организмов разных видов варьируется в зависимости от продолжительности жизни, интенсивности размножения, возраста достижения половой зрелости.

4. Соотношение полов. У большинства теплокровных соотношение полов для благоприятного развития равняется 50: 50, а, например, у карася соотношение полов 9: 1 в пользу самок. Половой состав популяций обусловливается эволюционно закре

пленными механизмами формирования первичного (на момент зачатия), вторичного (на момент рождения) и третичного (во взрослом состоянии) соотношений полов.

В качестве примера можно привести изменение полового состава популяции людей.

На момент рождения оно составляет 106 мальчиков на 100 девочек, в возрасте 16—18 лет выравнивается, в возрасте 50 лет насчитывает 85 мужчин на 100 женщин, а в возрасте 80 лет — 50 мужчин на 100 женщин.

5. Рождаемость — это способность популяции к увеличению численности. У менее приспособленных видов, где высока смертность в молодом возрасте, отмечается высокая плодовитость. Низкая плодовитость отмечается у видов, где характерна большая забота о потомстве.

6. Смертность — это показатель, который отражает гибель особей в популяции и зависит от экологических факторов. Даже в самых лучших условиях особи будут умирать от старости. Этот возраст определяется физиологической продолжительностью жизни.

7. Пространственное распределение популяции может быть как равномерным, так и случайным.

Совокупность популяций, которые функционируют в определенном пространстве абиотической среды — биотопе, называется биоценозом.

Биота (от греч. biote — жизнь) — совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. В отличие от биоценоза может характеризоваться отсутствием экологических связей между видами.

Биотоп (экотоп) — однородное по абиотическим факторам местообитание, занятое одним и тем же сообществом (например, лесопарк, прибрежная отмель, склон оврага).

Биом — наземные экосистемы, которые относят к одной природно-климатической зоне, имеют общую структуру доминирующей растительности, поэтому могут рассматриваться как единый, большой биогеоценоз.

Различные виды уживаются в одном биоценозе в тех случаях, когда они расходятся по экологическим требованиям и ослабляют тем самым конкуренцию друг с другом. Таким образом, каждый вид использует ресурсы по-своему и имеет свои особенности связей с другими видами.

Читайте также:  Значение семян, Биология

Положение, которое вид занимает в составе биоценоза, называется его экологической нишей. Экологическую нишу вида характеризуют и пределы устойчивости его по отношению к разным факторам, и характер связи с другими видами, и образ жизни, и распределение в пространстве.

Экологическая ниша отражает все требования вида (популяции) к условиям среды (состав и режим экологических факторов) и место, где эти требования выполняются.

Часто понятие «экологическая ниша» рассматривают как синоним понятия «место обитания», но понятие ниши значительно объемнее и содержательнее.

Характеристики экологической ниши: пища; время и способы питания; место размножения; место укрытия.

Экологические ниши существуют по определенным правилам:

• чем шире требования (пределы толерантности) вида к любому или многим экологическим факторам, тем больше то пространство, которое он может занимать в природе, а значит, тем шире его распространение;

• если режим любого, хотя бы одного экологического фактора в месте обитания особей одного вида изменился таким образом, что его значения выходят за пределы ниши, то это означает разрушение ниши, т. е. ограничение или невозможность сохранения вида в данном месте обитания;

• в каждой экосистеме имеются виды, которые претендуют на одну и ту же нишу или ее элементы (пищу, укрытия); в таком случае неизбежна конкуренция, борьба за обладание нишей.

Подобные отношения отражает правило Гаузе: если два вида со сходными требованиями к среде (питанию, поведению, местам размножения) вступают в конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть либо изменить свой образ жизни и занять новую экологическую нишу.

Изменения, возникающие в биоценозах, по-разному связаны с их устойчивостью. Если, например, один конкурирующий вид вытесняет другой, существенных изменений в биоценозе не произойдет, особенно если этот вид не относится к числу массовых. Соответствующая экологическая ниша просто окажется занятой другим видом.

Малочисленные виды — наиболее уязвимая часть биоценоза. Их популяции часто находятся на пределе выживаемости. Поэтому они в первую очередь исчезают из сообществ при антропогенных влияниях, ухудшающих условия существования биоценоза. Потери редких и малочисленных видов также до определенного времени существенно не меняют основных биоценотических связей.

Выпадение из состава биоценоза основных видов — средооб-разователей — ведет к разрушению всей системы и смене сообществ. Такие изменения в природе часто производит человек, вырубая леса, создавая излишний вылов рыб в водоемах и т. п. Внезапное разрушение прежде устойчивых сообществ — свойство сложных систем, у которых постепенно ослабевают внутренние связи.

Знание этих закономерностей важно для создания искусственных сообществ и поддержания природных биоценозов.

При восстановлении степей, лесов, посадке лесопарков следует стремиться создать сложную видовую и пространственную структуру сообществ, подбирая дополняющие друг друга и уживающиеся вместе виды, добиваясь появления разнообразного круга малочисленных форм для стабилизации складывающегося сообщества.

Используемая литература: Графкина М. В., Михайлов В. Л., Иванов К. С. Экология и экологическая безопасность автомобиля : учебник / М. В. Графкина, В. А. Михайлов, К. С. Иванов. — М. :

ФОРУМ, 2009. — 320 с. — (Высшее образование).

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Источник: https://privetstudent.com/referaty/referaty-po-ekologii/1266-ponyatiya-populyacii-i-ekologicheskoy-nishi.html

Экологическая ниша

Экологическая ниша — место вида в природе, преиму­щественно в биоценозе, включающее как положение его в про­странстве, так и функциональную его роль в сообществе, отно­шение к абиотическим условиям существования (Хрусталев, Матишов, 1996).

Важно подчеркнуть, что эта ниша не просто физическое пространство, занимаемое организмом, но и его место в собществе, определяемое его экологическими функ­циями. Ю.

Одум (1975) образно представил экологическую ни­шу как занятие, «профессию» организма в той системе видов, к которой он принадлежит, а его местообитание — это «адрес» вида.

Знание экологической ниши позволяет ответить на вопро­сы, как, где и чем питается вид, чьей добычей он является, каким образом и где он отдыхает и размножается (Дажо, 1975).

Модель экологической ниши, предложенная Г. Е.

Хатчинсоном, довольно проста: достаточно на ортогональных проек­циях отложить значения интенсивности различных факторов, а из точек пределов толерантности восстановить перпендику­ляры, то ограниченное ими пространство и будет соответство­вать экологической нише данного вида. Экологиче­ская ниша — это область комбинаций таких значений факто­ров среды, в пределах которой данный вид может существо­вать неограниченно долго.

Например, для существования наземного растения доста­точно определенного сочетания температуры и влажности, и в этом случае можно говорить о двумерной нише. Для мор­ского животного уже необходимо кроме температуры еще как минимум два фактора — соленость и концентрация кислоро­да — тогда уже следует говорить о трехмерной нише, и т. д. На самом деле этих факторов множество и ниша мно­гомерна.

Экологическую нишу, определяемую только физиологиче­скими особенностями организмов, называют фундаментальной, а ту, в пределах которой вид реально встречается в природе, —- реализованной.

Реализованная ниша — это та часть фундаментальной ни­ши, которую данный вид, популяция в состоянии «отстоять» в конкурентной борьбе. Конкуренция, по Ю.

Одуму (1975, 1986), — отрицательные взаимодействия двух организмов, стремящихся к одному и тому же (табл. 4.1).

Межвидовая конку­ренция — это любое взаимодействие между популяциями, ко­торое вредно сказывается на их росте и выживании. Конкурен­ция проявляется в виде борьбы видов за экологические ниши.

Классификация биотических взаимодействий популяций двух видов приведена в табл. 4.1.

Тип

взаимодействия

Виды

Общий характер взаимодействия

1

2

1. Нейтрализм

Ни одна популяция не влияет на другую

2. Конкуренция, непосредственное взаимодействие

Прямое взаимное подавление обоих видов

3. Конкуренция, взаимодействие из-за ресурсов

Непрямое подавление при дефиците внешнего ресурса

4. Аменсализм

Популяция 2 подавляет популяцию 1, но сама не испытывает отрицательного воздействия

5. Паразитизм

+

Популяция-паразит 1 состоит из меньших по величине особей, чем популяция 2

6. Хищничество

+

Особи хищника 1 обычно крупнее, чем особи жертвы 2

7. Комменсализм

+

Популяция 1, комменсал, получает пользу от объединения; популяции 2 это объединение безразлично

И- Промкооперация

+

+

Взаимодействие благоприятно для обоих видов, но не обязательно

^. Мутуализм

+

+

Взаимодействие благоприятно для обоих видов и обязательно

В таблице 4.1 «О» означает, что популяция не испытыва­ет никакого влияния при взаимодействии видов; « + » — что она получает пользу от взаимодействия видов; «-» — что она испытывает отрицательное влияние такого взаимодействия.

Не существует двух различных видов, занимающих одина­ковые экологические ниши, но есть близкородственные виды, часто настолько сходные, что им требуется, по существу, одна и та же ниша.

В этом случае, когда ниши частично перекрыва­ются, возникает особо жесткая конкуренция, но в конечном ито­ге нишу занимает один вид.

Явление экологического разобще­ния близкородственных (или сходных по иным признакам) ви­дов получило название принципа конкурентного исключения, или принципа Гаузе, в честь ученого, доказавшего его существование экспериментально в 1934 г.

Нейтрализм — это такая форма биотических взаимоотно­шений, когда сожительство двух видов на одной территории не влечет за собой ни положительных, ни отрицательных послед­ствий для них.

В этом случае виды не связаны непосредствен­но друг с другом и даже не контактируют между собой. Напри­мер, белки и лоси, обезьяны и слоны и т. п.

Отношения ней­трализма характерны для богатых видами сообществ.

Аменсализм — это биотические отношения, при которых происходит торможение роста одного вида (аменсала) продук­тами выделения другого. Такие отношения обычно относят к прямой конкуренции и называют антибиозом. Наиболее хоро­шо они изучены у растений, которые применяют различные ядовитые вещества в борьбе с конкурентами за ресурсы, и дан­ное явление называют аллелопатия.

Аменсализм весьма распространен в водной среде. Напри­мер, сине-зеленые водоросли, вызывая цветение воды, тем са­мым отравляют водную фауну, а иногда даже скот, который приходит на водопой. Аналогичные «способности» проявляют и другие водоросли. Они выделяют пептиды, хинон, антибио­тики и другие вещества, которые ядовиты даже в малых дозах. Называют эти яды эктокринными веществами.

Хищничество и паразитизм: отношения хищник — жерт­ва и паразит — хозяин являются результатом прямых пище­вых связей, которые для одного из партнеров имеют отрица­тельные последствия, а для другого — положительные.

Все ва­рианты пищевых экологических связей можно отнести к этим типам взаимодействия (в том числе и корова, поедающая тра­ву).

Любой гетеротрофный организм в сообществе существует за счет поедания другого гетеро- или автотрофа.

Хищниками называют животных, питающихся другими жи­вотными, которых они ловят и умервщляют. Для хищников характерно охотничье поведение. Изобилие насекомых, их ма­лые размеры и легкодоступность превращают деятельность пло­тоядных хищников, обычно птиц, в простое «собирательство»

добычи, подобно тому как собирают семена,'зерна птицы, пи-таюшиеся ими. Насекомоядные хищники по способу овладе­ла пищей приближаются к пастьбе травоядных животных. Не­которые птицы могут питаться и насекомыми и семенами.

Паразитизм — это такая форма пищевой связи между вида­ми, когда организм-потребитель (консумент) использует тело живого хозяина не только как источник пищи, но и как место своего обитания (постоянного или временного).

Паразиты на­много мельче своего хозяина. Паразитические отношения име­ют насекомые-вредители и растения, кровососущие насекомые и животные, и т. п.

Насекомые-паразиты часто бывают разнос­чиками эпидемий: вши — тифа, клещи — энцефалита, и др.

В природе существуют системы, состоящие из одного вида и нескольких других видов, являющихся по отношению к нему паразитами. Это так называемые паразитарные комплексы. Например, чтобы успешно бороться с вредителями культурных растений, необходимо изучать состав и плотность комплекса, закономерности его роста, и т. п.

Хищничество и паразитизм — это пример взаимодейст­вия двух популяций, отрицательно сказывающееся на росте и выживании одной из них. Подобные популяции развиваются, т. е.

эволюционируют, синхронно, и по мере длительности их взаимодействия коэволюция может привести к снижению степени отрицательного взаимодейст­вия или устранить его вообще, поскольку сильное подавле­ние популяции жертвы или хозяина популяцией хищника или паразита может привести к уничтожению одной из них или обеих.

Итак, наиболее жесткая конкуренция проявляется тогда, ко­гда контакт между популяциями установлен недавно, напри­мер, вследствие изменений, произошедших в экосистеме под влиянием деятельности человека. Именно поэтому непродуман­ное вмешательство человека в структуру биоценоза нередко при­водит к эпидемическим вспышкам.

Таким образом, при длительном контакте паразитов и хищ-. ников с их жертвами, влияние на них весьма умеренно, ней­трально или даже благоприятно, а наибольшее повреждающее действие оказывают новые паразиты и хищники. Отсюда вы вод: «…необходимо избегать создания новых отрицательных взаимодействий, а если они возникли, стараться по возможно­сти сдерживать их»

Источник: https://ibrain.kz/ekologiya/ekologicheskaya-nisha

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]