Этапы развития растительного мира, биология

Этапы развития растительного мира, Биология

Этапы развития растительного мира

Всё имеет свою историю. Историю Земли|Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, а эры, в свою очередь, подразделяют на периоды. Предполагают, что Земля возникла 4,5 млрд. лет назад.

Но когда появились на ней первые живые организмы и что они собой представляли? Какими были первые растения? Менялись ли они, а если да, то в каком направлении и почему? На эти вопросы отвечает наука палеонтология и её раздел – палеоботаника.

Появление первых организмов на Земле. В осадочных породах древностью в 3,5 млрд. лет обнаружены сложноустроенные органические молекулы. Очевидно, они и служили пищей первым организмам, состоящим из одной клетки, которые появились около 3 млрд. лет назад.

Эти одноклеточные организмы ещё не имели оформленного ядра|ядра и пластид. Некоторые из них уже были способны синтезировать органическое вещество самостоятельно, то есть это были бактерии.

В это же время на Земле существовали и первые нитчатые водоросли, чьи остатки найдены в отложениях этого периода.

Важно, что доядерные организмы и водоросли выделяли большое количество кислорода. Таким образом, были созданы условия возникновения на Земле животных.

Около 2,5 млрд. лет назад на Земле интенсивно образовывались горы|горы. Многие группы организмов вымерли и появились другие. Расцвета достигли бактерии и водоросли.

Доказательством расцвета бактерий на Земле в этот период служат залежи железных руд. Например, доказано, что железорудные месторождения под Курском и Кривым Рогом – продукт деятельности железобактерий.

1,5 млрд. лет назад возникли первые ядерные одноклеточные организмы.

1 млрд. лет назад, наряду с плавающими в толще воды|воды водорослями, появляются прикреплённые нитчатые и даже многоклеточные водоросли.

Наиболее древней группой водорослей предположительно были бурые. Около 1350 млн. лет назад появились и первые низшие грибы.

Первые растения, водоросли, а также фотосинтезирующие бактерии продолжают насыщать атмосферу кислородом.

Предполагают, что доядерные организмы (бактерии и цианобактерии) жили не только в море, но осваивали сушу|сушу. Возможно, в этом процессе участвовали и лишайники. Органические вещества отмирающих организмов потреблялись и перерабатывались другими организмами в минеральные. Так образовалась почва.

Важно, что фотосинтезирующие организмы, образующие органическое вещество служили пищей другим организмам – гетеротрофам. Сначала бактерии, а потом, в основном, растения стали первым звеном пищевых цепей.Первые сухопутные растения. Первые наземные растения появились около 450-420 млн.

лет назад. Это были мхи и риниофиты (риния, куксония, псилофитон, астероксилон). Произошли они от многоклеточных зелёных водорослей. Риниофиты были небольшими зелёными травянистыми растениями, которые не имели ни корней, ни побегов.

Их клетки уже начали объединяться в ткани.

Эти растения были похожи на тонкие ветвящиеся цилиндры. В почве они укреплялись с помощью ризоидов. Предполагают, что росли риниофиты по берегам водоёмов и на мелководье.

Риниофиты – предки первых папоротникообразных, от которых произошли современные плауны, хвощи и папоротники.

Расцвет папоротникообразных. Настоящими наземными растениями стали древние плауны, хвощи, папоротники и голосеменные растения, произошедшие от примитивных папоротникообразных.

Выход на сушу|сушу им обеспечило новообразование, которого не было у водорослей – сосуды древесины, пусть ещё слабо|слабо развитые|развитые|развитые, но способные переносить воду на большую|большую высоту.

360 млн. лет назад наступил каменноугольный период – расцвет папоротникообразных.

Названия периодов часто происходят от того географического района, где впервые были изучены отложения данного времени: девон – от графства Девон в Англии. Пермь – от города|города Пермь в России. Юра|Юра – от гор Юра|Юра во Франции.

В названиях могут быть отражены и преобладающие в ту эпоху отложения: в карбон (каменноугольный период) образовался каменный уголь, а в мёл|мел образовались слои мела|мела, которым мы теперь пишем на доске.Климат на Земле в каменноугольном периоде был тёплым и очень влажным. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманы и низкие облака|облака.

Суша|Суша была покрыта небольшими водоёмами и болотами. Условия были идеальными для развития споровых растений, для оплодотворения яйцеклеток которых необходима вода.

Несмотря на то, что уже существовали голосеменные растения, расцвета достигли папоротникообразные. Они образовывали леса|леса с гигантскими деревьями, лианами, пышными низкорослыми растениями. Древние папоротники внешне напоминали современные пальмы. Но, как и полагается папоротникам, их листья росли верхушкой, а молодые отрастающие листья закручивались наподобие улитки.

Гигантские плауны – лепидодендроны – были громадными деревьями до 40 м высотой.

Если у лепидодендронов ствол венчался развесистой кроной, то их ближайшие родственники – сигиллярии – наверху почти не ветвились.

Стволы всех древних плаунов были покрыты правильно расположенными рубцами от листьев. У этих растений была мощная кора и слабо|слабо развитая|развитая|развитая древесина.

Древние хвощи – каламиты – имели членистые древовидные стволы высотой до 20 м. Древесина каламитов была развита|развита несколько лучше.

В каменноугольных лесах|лесах, вместе с папоротниками, хвощами и плаунами росли и голосеменные растения. Среди них – кордаиты. Это были деревья, а возможно и кустарники. Найдены остатки их ланцетных или линейных листьев. Считается, что кордаиты были предками современных хвойных растений.

«Травяной покров» в каменноугольных лесах|лесах состоял из низкорослых папоротников и мхов. Однако основной растительной формой в этот период были деревья. Их отмершие стволы падали в воду, где при недостатке кислорода не перегнивали полностью и превращались в каменный уголь.

В конце каменноугольного периода началось поднятие суши|суши. Климат стал более сухим и прохладным. Влажные и пышные леса|леса сместились к экватору. Папоротникообразные начали вымирать.

Развитие голосеменных растений. В условиях засушливого климата, который начался 280–250 млн. лет назад, вымирают организмы, отдельные этапы жизни которых были связаны с водой. Поэтому почти полностью исчезают древовидные лепидодендроны, сигиллярии и каламиты.

Вместо них начинают преобладать наземные формы, которые не зависят в такой степени от воды|воды. Среди растений это были голосеменные. Очень важное приобретение голосеменных – семена|семёна.

Семена|Семёна содержат сформированный зародыш, который долгое время может находиться в состоянии покоя, пока не наступят подходящие для прорастания условия.

Голосеменные господствовали на Земле 150–250 млн. лет назад. Наиболее распространёнными голосеменными в это время были саговники.

Это вечнозелёные двудомные древовидные растения с колоновидными или бочонковидными стволами. Остатки черешков листьев образуют на стволе шершавый панцирь, на котором могут поселиться эпифиты. Саговники – первые растения, у которых появился главный корень. Около 130 видов саговников живёт и сейчас. 

В это же время появились и древние хвойные растения: гинкговые (включая род Гинкго с одним современным видом гинкго двулопастный), араукариевые, тиссовые, пихтовые, кипарисовые. Появляются первые гигантские секвойи.

Папоротниковидные отошли на второй план. Они остались лишь в сырых местах, но уже не достигали прежних размеров.

Растительный мир морей менялся гораздо медленнее. Вслед за бурыми водорослями появились зелёные, а последними, около 130 млн. лет назад, красные – наиболее высоко организованная группа водорослей.

Появление и развитие покрытосеменных растений. 130 млн. лет назад от древних голосеменных произошли покрытосеменные растения.

Они сразу стали чрезвычайно быстро распространяться и постепенно заняли господствующее положение.

Покрытосеменные, с хорошо развитыми|развитыми|развитыми органами|органами и тканями, в первую очередь проводящей, могли приспособиться к самым разным условиям обитания и образовали многочисленные формы.

У покрытосеменных возник цветок – орган|орган размножения, привлекающий цветом, запахом и нектаром насекомых (которые в это время широко распространились). Насекомые, питаясь нектаром, стали переносчиками пыльцы. Это гораздо более экономный способ перенесения гамет, чем перенос пыльцы ветром. Развитие цветковых и в дальнейшем осталось тесно связанным с развитием насекомых.

60–70 млн. лет назад поверхность Земли|Земли представляла собой горы|горы и долины, обширные сухие пространства и болота. В лесах|лесах росли рядом гинкго и тополя|тополя, дубы, ивы, клёны и секвойи. Хорошо развитый|развитый подлесок состоял из кустарников и травы|травы.

Открытые пространства захватили однодольные растения – злаки, которые постепенно вытеснили древесную растительность.

На формирование современного облика растительного мира оказали влияние изменения климата, бурное развитие насекомых-опылителей и деятельность человека.

Читайте также:  Размножение и оплодотворение у растений, Биология

Развитие растительного мира от низших к высшим, от бактерий к низшим растениям – водорослям, от нитчатых водорослей ко мхам, затем папоротникообразным, от них к голосеменным и к цветковым шло по пути приспособления к воздушной среде. Высшие растения, как правило, – сухопутные формы, а водный образ жизни – вторичное явление. Выход на сушу

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Многообразие растительного мира. Методы изучения древних растений.
задание 190 в рабочей тетради
Палеонтология – наука о вымерших организмах, смене их во времени и пространстве.

Палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений.

Окаменелости
Отпечатки
Споры
пыльцу в осадочных породах

Земля образовалась – более 5 млрд. лет назад.

Этапов эволюции растительного мира – пять.

Этапы развития растительного мира, Биология

   Первые живые организмы появились – 3,5 – 4 млрд. лет назад в воде. По строению они были схожи с бактериями. В пищу использовали органические и минеральные вещества, растворенные в воде, запас которых постепенно истощался и у некоторых клеток появляется хлорофилл, что привело к возникновению процесса фотосинтеза. От древних простейших произошли одноклеточные водоросли. Среди водорослей появляются прикрепленные ко дну, что привело к расчленению тела на части: одни – служат для прикрепления, другие осуществляют процесс фотосинтеза.
КЕМБРИЙСКАЯ СИСТЕМА:

•         Представлена примитивными морскими водорослями.

Ордовикская система:

•         Существовали различные виды водорослей. В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.

Первые наземные организмы – риниофиты, появление которых связано с существованием периодически освобождавшихся от воды участков суши. Строение их напоминало строение многоклеточных водорослей. Имели древовидную форму.
Силурийский период:

•         Растения заселяли берега водоемов. Преобладание примитивных псилофидных растений.

Споровые растения (расцвет) возникли около 300 млн. лет назад, от риниофитоподобных растений. Это были древние плауны, хвощи и папоротники. При половом размножении им была необходима вода.
Девонская система:

  • •         Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами.
  • •         Возросло число разнообразных сосудистых растений.
  • •         Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие  деревья высотой 38м.

Каменноугольная система:

•         Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м.

•         Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.

Пермская система:

  1. •         На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов.
  2. •         Появились первые хвойные, быстро заселившие внутриматериковые области и высокогорья.
  3. •         Среди наземных растений преобладали членистостебельные папоротники, голосеменные.

Голосеменные растения  возникли около 345 млн. лет назад, когда климат на Земле стал суше и холоднее. Это были примитивные голосеменные растения, которые произошли от древовидных, лиановидных и травянистых семенных папоротников.
Покрытосеменные растения возникли около 130 млн. лет назад. Покрытосеменные оказались наиболее приспособлены к жизни на суше и создали разнообразный растительный покров Земли.

Урок 8: Эволюция растений

  • План урока:
  • Происхождение растений
  • Этапы эволюции растений
  • Антропогенное воздействие на растения

Происхождение растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям.

Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород.

Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками.

У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах.

Остатки служат доказательством эволюции растений.

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии.

Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения.

Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия.

Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением.

В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

  1. Уменьшение разнообразия видов. Человечество вырубает леса, вследствие чего уменьшается не только количество деревьев, но и число тех растений, которые росли под их кронами. Токсичные отходы убивают растения, которые живут рядом с заводами и дорогами. Это ведёт к полному изменению растительного сообщества. Леса заменяются культурными растениями, среди которых не происходит такого активного круговорота веществ. Это влияет не только на растения, но и на лесных животных.
  2. Разграничение растительных сообществ. Между сообществами создаются барьеры, что приводит к раздельной эволюции мелких групп. В результате такого раздельного развития большие таксоны делятся на мелкие. Простой пример: проложение дороги посреди растительного сообщества. Растения перестают взаимодействовать между собой: конкурировать, размножаться. В конце концов, могут совсем потерять связь.
  3. Объединение растительных сообществ. Этот процесс идёт в совершенно другом направлении. Из-за уничтожения барьеров и перемещения людей растительные сообщества могут объединиться и сродниться между собой. Например, в Польше так появились потомки близких, но разных видов: лиственницы польской и лиственницы европейской.
  4. Появление растений загрязнённых местообитаний. В результате загрязнений изменяется среда обитания, а вместе с этим и растительные сообщества. В Канаде зарегистрированы мутантные формы голубики близ загрязнённых территорий.
Читайте также:  Этапы индивидуального развития (онтогенез) организмов

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

  1. Заповедник. На территории заповедника запрещена хозяйская деятельность. Возможно строительство только объектов научно-исследовательского и экскурсионного характера. Примеры: Алтайский заповедник, Уссурийский заповедник.
  2. Заказник. На территории заказника возможна хозяйская деятельность, которая не вредит охраняемым объектам окружающей среды. Примеры: Ярославский заказник, Саратовский заказник.
  3. Национальный природный парк. На территории национального природного парка разрешена хозяйская деятельность в ограниченных масштабах. Примеры: Национальный природный парк «Таганай», Национальный природный парк «Зюраткуль».
  4. Ботанический сад. В ботаническом саду хранят редкие растения.

Алтайский заповедник

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.

Красная книга

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.

Чёрная книга

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

Этапы эволюции растений



  • Муниципальное образовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа № 2»
  • Реферат по биологии
  • Этапы эволюции растений
  •               Исполнитель:
  •                                                                                    Барышникова  Ирина
  •                                                                                    ученица 10A класса
  •               Руководитель:

                                                                                   Рыжкова Е.В.

  1. Алапаевск
  2. 2010
  3. Введение
  4. Предпосылок для появления наземных растений было, по-видимому, несколько:
  5. Во-первых, независимый ход эволюции растительного мира подготовил появление новых, более совершенных форм.
  6. Во-вторых, за счет фотосинтеза морских водорослей в атмосфере земли произошло увеличение количества кислорода; к началу силурийского периода оно достигло такой концентрации, при которой оказалась возможной жизнь на суше.

В-третьих, в начале палеозойской эры на обширных территориях земли происходили крупнейшие горообразовательные процессы, в результате которых возникли Скандинавские горы, горы Тянь-Шань, Саяны. Это вызвало обмеление многих морей и постепенное появление суши на месте бывших мелких водоемов.

Если раньше водоросли , населявшие литоральную зону, только в отдельные кратковременные периоды жизни оказывались вне воды, то по мере обмеления морей они переходили к более длительному пребыванию на суше.

Это, очевидно, сопровождалось массовой гибелью водорослей; выживали лишь те немногие растения, которые смогли противостоять новым условиям жизни. Я хочу рассказать о главных этапах эволюции растений.

ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ

Понятие биосфера вошло в науку до некоторой  степени  случайно.  Около ста лет назад, в  1875  году,  австрийский  геолог  Эдуард  Зюсс,  говоря  о различных оболочках земного шара, впервые употребил этот термин в  последней главе своей небольшой книжке о происхождении Альп.

Однако эта  концепция  не сыграла заметной роли в развитии научной мысли до тех пор, пока в 1926  году не были опубликованы две  лекции  русского  минералога  Владимира  Ивановича Вернадского.

  Концепция биосферы, которую мы принимаем  сейчас,  в  основном опирается на идеи Вернадского, развитые им спустя 50 лет после работ  Зюсса.

Сам Вернадский считал, что впервые к понятию  биосферы  подошел  французский натуралист Жан Батист Ламарк, в  чьих  работах  можно  немало  геохимических идей, пусть и архаично изложенных.

      Биосферой  называется  та  часть  земного  шара,  в  пределах  которой

существует жизнь. Однако такое определение порождает ряд вопросов и  требует уточнений. Пропуская через фильтр воздух, взятый на больших  высотах,  можно найти в нем споры бактерий и грибов. Но этот  «аэропланктон»,  очевидно,  не имеет активного метаболизма.

Даже на поверхности Земли немало мест,  слишком холодных, слишком жарких  или  слишком  сухих,  для  того  чтобы  там  могли существовать организмы с активным метаболизмом. Но и в таких  местах  всегда можно найти споры. Таким  образом,  оболочка  Земли,  называемая  биосферой, имеет  неправильную  форму,  т.  к.

  она  окружена  некоей  «парабиосферной» областью, в которой жизнь присутствует  только  в  покоящемся  состоянии.  В настоящее время живой  организм   может,  конечно,  существовать  далеко  за пределами  естественной  биосферы,  находясь  в  космическом   корабле   или скафандре.

  Такие  искусственные  местообитания  можно   рассматривать   как участки биосферы, вырванные из нее и временно заброшенные в космос.

      Что же характерно для биосферы как особой оболочки земного  шара?  Во-первых, это область, в которой имеется  в  значительных  количествах  жидкая вода.

  • Во-вторых, на нее падает мощный поток энергии от Солнца.
  • Наконец,  в-третьих,  в  биосфере  имеются   поверхности   раздела   между   веществами, находящимися в жидком, твердом и газообразном состояниях
  • Эволюция растительного мира.
  • Основные этапы эволюции растений.

В протерозойскую эру (около 1 млрд. лет назад) ствол древнейших эукариот разделился на несколько ветвей, от которых возникли растения, грибы и животные. Большинство растений этого периода свободно плавало в воде, часть из них прикреплялась ко дну.

Табл. 4.2. Геохронологическая шкала Земли.

Эра Период Начало (млн. лет назад) Эволюционные события
Кайнозойская (новой жизни) Четвертичный 2,4 Вымирание многих видов растений, упадок древесных форм, расцвет травянистых; растительный мир приобретает современный облик. Развитие многих групп морских н пресноводных моллюсков, кораллов, иглокожих и др. Формирование ныне существующих сообществ, возникновение и эволюция человека.
Неогеновый 2,5 Преобладание покрытосеменных и хвойных, отступание лесов, увеличение площади степей. Видовой состав беспозвоночных приближается к современному. Расцвет плацентарных млекопитающих, сходных с современными. Появление человекообразных обезьян.
Палеогеновый 66 Расцвет диатомовых водорослей и основных групп покрытосеменных. Господство двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Вымирание древнейших млекопитающих. Развитие сумчатых и примитивных плацентарных: насекомоядных, древних копытных, древних хищников. Начало развития антропоидов.
Мезозойская (средней жизни) Меловой 136 В начале периода господство голосеменных и появление покрытосеменных, которые преобладают во второй половине периода. Развитие двустворчатых и брюхоногих моллюсков, других беспозвоночных. Развитие крупных рептилий в первой половине периода и их вымирание во второй половине периода. Развитие млекопитающих и птиц.
Юрский 195 Появление диатомовых водорослей. Господство папоротников и голосеменных. Расцвет головоногих и двустворчатых моллюсков. Расцвет пресмыкающихся: наземных, водоплавающих, летающих. Появление древних птиц, развитие древних млекопитающих.
Триасовый  240 Вымирание семенных папоротников. Развитие голосеменных. Вымирание многих животных, процветающих в палеозойскую эру. Вымирание стегоцефалов, развитие пресмыкающихся, появление древних млекопитающих.
Палеозойская (древней жизни) Пермский 285 Распространение первых групп голосеменных. Уменьшение количества видовхрящевых, кистеперых и двоякодышащих рыб. Развитие стегоцефалов, пресмыкающихся, часть которых были предковыми по отношению к млекопитающим и птицам.
Каменноугольный 345 Расцвет плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных, семенных папоротников; появление хвойных. Расцвет древних морских беспозвоночных. Появление первичнобескрылых и древнекрылых насекомых. Распространение акул, стегоцефалов. Появление и расцвет амфибий. Появление древних пресмыкающихся.
Девонский 410 Расцвет риниофитов, к началу позднего девона их вымирание. Появление современных типов сосудистых растении. Расцвет древних беспозвоночных, появление паукообразных. Расцвет панцирных, кистеперых и двоякодышащих рыб. В конце периода появление первых четвероногих — стегоцефалов (древних земноводных).
Силурийский 435 Возникновение современных групп водорослей и грибов. В конце периода достоверное появление первых наземных растений. Появление наземных членистоногих —- скорпионов. Появление древних панцирных и хрящевых рыб.
Ордовикский 500 Обилие морских водорослей. Предположительное появление первых наземных растений — риниофитов. Появление первых позвоночных— бесчелюстных.
Кембрийский 570 Жизнь сосредоточена в морях. Эволюция водорослей; развитие многоклеточных форм. Расцвет морских беспозвоночных с хитиново-фосфатной раковиной.
Протерозойская (ранней жизни) Поздний протерозой 1650 Развитие водорослей, различных многоклеточных примитивных организмов, не имеющих скелетных образований.
Ранний протерозой 2600 Развитие одноклеточных прокариоти-ческих и эукариотических фотосинте-зирующих организмов. Возникновение полового процесса.
Архей 3500— 3800 Возникновение жизни на Земле, появление первых клеток — начало биологической эволюции. Появление анаэробных автотрофных организмов, бактерий, цианобактерий.
Катархей 3900 Химическая эволюция, приведшая к возникновению биополимеров.
  1. Особенности эволюции растительного мира
  2.     1) Постепенный  переход  к  преобладанию  диплоидного  поколения  над
  3. гаплоидным. У многих водорослей все клетки  (кроме  зиготы)  гаплоидны,  у
  4. голосеменных и покрытосеменных почти полностью  редуцируется  гаметофит  и
  5. значительно удлиняется в жизненном цикле диплоидная фаза.
  6.     2) Независимое половое размножение от  капельноводной  среды.  Мощное
  7. развитие спорофита, переход от  наружного  оплодотворения  к  внутреннему,
  8. возникновение двойного  оплодотворения  и  обеспечение  зародыша  запасами
  9. питательных веществ.
  10.     3)  В  связи  с  прикрепленным  образом  жизни   на   суше   растение
  11. расчленяется на корень, стебель и лист, развиваются сосудистая  проводящая
  12. система, опорные и защитные ткани.
  13.     4) Совершенствование органов размножения и перекрестного  опыления  у
Читайте также:  Биосфера - что это такое?

цветковых в сопряженной эволюции с насекомыми. Развитие зародышевого мешка для защиты  растительного  эмбриона  от  неблагоприятных  влияний  внешней среды. Возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов физическими и биотическими факторами.

  • ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА , ВАЖНЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИОСФЕРЫ.
  •       В каменноугольной флоре широко были распространены споровые
  • влаголюбивые растения  (плуан, хвощи и папоротники). Затем началось
  • появление голосеменных растений, в том числе и хвойных.Эти растения

обладали значительными преимуществами  по сравнению со своими предшественниками и поэтому не только шире  их расселились по поверхности суши , но и в значительной мере вытеснили их из зон , которые те вначале безраздельно занимали. В связи с этим в мезозойскую эру господствующее  положение на суши приобрели голосеменные растения.

      Затем на смену им пришло господство покрытосеменных растений , еще

более высокоорганизованных. Первые покрытосеменные появились в середине  мезозойской эры. В кайнозое они быстро завладели всей поверхностью Земли.

  1.       С точки зрения развития биосферы, большой интерес представляет
  2. возможная направленность эволюции покрытосеменных. Травянистый тип
  3. покрытосеменных растений произошел  от древесного. Процесс развития
  4. трав из древесных растений представляется следующим:
  5. деревья -кустарники -полукустарники – многолетние травы – однолетние травы.

Травы являются наиболее приспособленными представителями  растительности. Темпы эволюции травы был очень высок , и очень быстро после своего возникновения  покрытосеменные растения расселились на громадных территориях.

Благодаря развитию биосферы Земля постепенно приобрела всевозможные цвета и оттенки и стала планетой-оазисом среди других планет солнечной системы. Живое вещество не только является главным и необходимым  компонентом  биосферы, определяющим ее развитие, но и наиболее изменчивой и наиболее быстро эволюционирующей составной частью земной коры.

  •       Разнообразные процессы, связанные с существованием и развитием
  • живого вещества, не только представляют собой главные факторы эволюции
  • всей биосферы и осадочного породообразования на протяжении длительной
  • геологической истории Земли, но и, очевидно, являются основной
  • причиной образования самой земной коры.
  • Заключение

Появление наземных, или высших, растений ознаменовало начало новой эры в жизни нашей планеты. Освоение растениями суши сопровождалось появлением новых, наземных, форм животных; сопряженная эволюция растений и животных привела к колоссальному разнообразию жизни на земле, изменила ее облик.

Урок- путешествие " Машина времени". Тема: "Основные этапы развития растительного мира на Земле"

Урок-путешествие

«Машина времени».

учитель биологии Вострикова В.И.

  • Тема урока: «Основные этапы развития растительного мира на Земле».
  • Задачи урока: формирование эволюционных представлений о развитии растительного мира на Земле; развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, умения работать с дополнительной литературой.
  • Оборудование: таблицы «Основные группы растений», слайды, рисунки, таблица «Развитие растительного мира на Земле»
  • Все учашиеся делятся на 5 групп по интересам, каждой группе даётся домашнее задание:
  • 1 группе- составить рассказ о жизни организмов в воде, дополнить иллюстрациями;
  • 2 группе – составить рассказ о периоде выхода растений на сушу и дополнить иллюстрациями;
  • 3 группе – составить рассказ о появлении и расцвете папоротникообразных и дополнить иллюстрациями;
  • 4 группе – составить рассказ о появлении голосеменных растений и дополнить иллюстрациями;
  • 5 группе – составить рассказ о появлении и расцвете покрытосеменных растений и дополнить иллюстрациями.
  • Учитель рекомендует соответствующую литературу и темы, которые необходимо повторить при подготовке к игре.
  • Ход урока.

Вводное слово учителя: Ребята! На сегодняшнем уроке все вы совершите путешествие в мир прошлого на «машине времени». Начнётся экскурс с самого далёкого от нас времени, когда стала зарождаться жизнь на Земле. Каждая группа будет защищать свой период развития жизни на Земле (с помощью рисунков, схем, таблиц музыкального оформления, слайдов) на рассказ отводится 5-7 минут.

По окончании путешествия вы напишите проверочную самостоятельную работу по данной теме.

Задание 1: Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. Первые растительные организмы возникли ……., это были ……, на которых развивались …… Древние многоклеточные водоросли дали начало первым наземным организмам ….., которые в свою очередь явились предками ….. . Первыми голосеменными растениями были ….. . Покрытосеменные растения произошли от …… .

  1. Задание 2: Выпишите номера вопросов, против запишите номера ответов.
  2. А) какой из перечисленных отделов растений является самым древним?
  3. 1 голосеменные
  4. 2 водоросли
  5. 3 мхи
  6. 4 покрытосеменные
  7. 5 папоротникообразные
  8. Б) Какой из перечисленных отделов является самым молодым ?
  9. 1 голосеменные
  10. 2 водоросли
  11. 3 мхи
  12. 4 покрытосеменные
  13. 5 папоротникообразные
  14. Задание 3: Под влиянием каких внешних условий растения перешли от водного к наземному образу жизни?
  15. 1 изменение освещенности
  16. 2 периодическое заливание водой участков суши
  17. 3 изменение температуры окружающей среды
  18. Задание 4: Какие растения дали начало папоротникообразным?
  19. 1 водоросли
  20. 2 мхи
  21. 3 риниты
  22. 4 папоротникообразные
  23. Задание 5: Какие растения дали начало голосеменным?
  24. 1 водоросли
  25. 2 мхи
  26. 3 риниты
  27. 4 папоротникообразные
  28. Задание 6:
  29. Выпишите номера отделов растений в том порядке, как шло развитие растительного мира?
  30. 1 покрытосеменные
  31. 2 мхи
  32. 3 водоросли
  33. 4 папоротникообразные
  34. 5 голосеменные
  35. Задание 7:
  36. Выпишите номера вопросов, против них запишите ответы?
  37. А) Где возникли первые растительные организмы?
  38. 1 в воздухе
  39. 2 в земле
  40. 3 в воде
  41. 4 на земле
  42. Б) Какие особенности строения псилофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?
  43. 1 наличие ризоидов
  44. 2 наличие проводящей ткани
  45. 3 размножение спорами
  46. 4 наличие корней, стеблей, листьев
  47. 5 наличие покровной ткани
  48. В)Какие растения дали начало ринитам?
  49. 1 водоросли
  50. 2 мхи
  51. 3 папоротникообразные
  52. Г) Какие растения дали начало покрытосеменным?
  53. 1 водоросли
  54. 2 мхи
  55. 3 риниты
  56. 4 папоротникообразные
  57. 5 голосеменные
  58. Д) Какие особенности покрытосеменных растений позволили им занять господствующее положение на Земле?
  59. 1 наличие корней, стеблей, листьев
  60. 2 наличие цветка
  61. 3 разнообразие форм – травы, кустарники,деревья
  62. 4 наличие семян
  63. Закончив работу, учащиеся сдают тетради, а учитель выставляет оценки.
  64. Используемая литература:

1 Розеншштейн А.М. Самостоятельные работы учашихся. Пособие для учителя М. Просвещение

2 Биология Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. уч Пономарёвой И.Н. изд Вентана-Граф

3 Поурочные разработки по биологии А.А.Калинина изд.Вако

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]