Урок ” Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.”
Инфоурок › Биология › Другие методич. материалы › Урок ” Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Значение птиц в природе и жизни человека
2 слайд Описание слайда:
Весна идет! Рассеялись туманы – Кто знает, где теперь их пелена И вновь видны луга, поля, поляны. Весна идет! В наш край идет весна! С приходом весны возвращаются к нам наши друзья — перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.
3 слайд Описание слайда:
Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц.
Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов.
Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.
4 слайд Описание слайда:
Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена.
Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют.
свиристель щур Дрозд рябинник Сойка
5 слайд Описание слайда:
Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, которые, подобно многим насекомым, питаются цветочным нектаром. Нектарницы Колибри
6 слайд Описание слайда:
Значение птиц для человека зависит главным образом от той роли, которую они играют в природе.
Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений.
Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады. Горихвостка Самая полезная птица для сада – большая синица (съедает за день вредителей столько, сколько сама весит) Скворец и скворчонок
7 слайд Описание слайда:
Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми.
Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Закон об охране и использовании животного мира РФ запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда.
Под охраной закона находятся и хищные птицы.
8 слайд Описание слайда:
полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи). 1. Сокол 2. Ястреб 3. Орел совы
9 слайд Описание слайда:
Гага – крупная морская утка. Она гнездится на побережьях северных морей. Гнездо свое она выстилает толстым слоем пуха. Гагачий пух отличается большой мягкостью, упругостью и очень малой теплопроводностью. Пух и перо птицы – уникальный природный материал. Под пухо-перовым покровом птицы переносят испепеляющую жару, и леденящий холод.
В качественных пухо-перовых изделиях используется пух и перо водоплавающих птиц. Гуси и утки имеют естественную защиту от суровых зимних холодов. Они могут входить в ледяную воду без потери тепла, так как их перья и пух надёжно изолируют тепло.
Перья и пух гениально сконструированы самой природой и представляют собой замечательную систему мельчайших воздушных каналов.
10 слайд Описание слайда:
Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины прошлого века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, которые по традиции называем перьями.
11 слайд Описание слайда:
Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.
12 слайд Описание слайда:
На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц – куропаток, рябчиков, тетеревов, перепелов, фазанов, а из водоплавающих – уток и гусей. Серая куропатка фазан перепел рябчик тетерев
13 слайд Описание слайда:
Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена.
14 слайд Описание слайда:
Редкие виды птиц охраняются в заповедниках. В нашей области под охраной находятся дрофа, стрепет, лебедь, аист и др. дрофа Орел степной Белая цапля пеликан
15 слайд Описание слайда:
Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники – укрытия для гнезд.
16 слайд Описание слайда:
Зима – трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу. Птиц можно прикармливать, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи птицы залетают на людные улицы , обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.
17 слайд Описание слайда:
Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение. Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/urok-rol-ptic-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-ptic-725532.html
Урок биологии по теме «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц»
Тема урока: Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Цель урока: выяснить происхождение и изучить значение птиц и меры по их охране.
Задачи:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания: о роли птиц, обосновать необходимость их охраны и происхождение от пресмыкающихся.
Сформировать умения:
Определить черты сходства и отличия птиц с пресмыкающимися;
Объяснить роль птиц в природе и жизни человека.
По охране птиц
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий. Развивать умения по осуществлению поиска нужной информации.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
вызвать удивление уникальностью строения и значения птиц изучаемых отрядов,
сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о птицах.
развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе самостоятельного получения знаний и приобретения опыта познавательной деятельности; прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к птицам, правильного поведения в природе.
Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.
Методы урока:
Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура урока:
Методы:
частично – поисковый.
Проектно – исследовательский.
Информационно – технологические ресурсы: учебник, тетрадь, фото птиц, звукозапись «Голоса птиц», красная книга Бурятии, маршрутные листы.
Организация урока: класс разделен на 3 группы.
Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной
План:
Происхождение птиц.
Роль и значение птиц.
Охрана птиц.
Ход урока:
1. Происхождение птиц.
Деление на группы: Экологические группы птиц по типу питания.
3 группы – 1 группа Растительноядные (Фитофаги)
2 группа Насекомоядные (энтомофаги)
3 группа Хищные (зоофаги)
Добрый день! Я рада вас приветствоваться сегодня на уроке. Сейчас, ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее настроение? Пусть оно сохранится до конца нашего урока.
Презентация. Голоса птиц (звук) 30 сек
Проблема. Слайдовая презентация по экологическим проблемам птиц: нефть, браконьерство…..
Ребята. А какая тема нашего урока, о чем мы будем говорить………….
Правильно ребята. И сегодняшний урок посвящен птицам, тема нашего урока «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».
А знаете ли вы ребята, что ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц (International Birds Day) – интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году.
Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву.
Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций.
Ребята вы разделены на 3 группы, по классификации птиц по типу питания. (перечисление групп).
Обратите внимание на навигаторы.
1 задание: Характеристика экологической группы птиц. (__1 мин)
2 задание: Происхождение птиц. Ребята, представьте себя в роли ученых – орнитологов (орнитология – наука о птицах) и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц ( произошли от пресмыкающихся.
Ребята отправимся в виртуальное путешествие во времени (ролик видео) посмотрите внимательно, после просмотра вам предстоит выполнить задание. (1 мин 37сек)
Теперь ребята приступаем к выполнению задания № 2. (1 мин)
2 задание: Происхождение птиц.
1 группа: причины появления птиц.
2 группа: выявить черты сходства между пресмыкающимися и птицами.
3 группа: выявить отличия между пресмыкающимися и птицами.
Черты сходства птиц с рептилиями:
Сухая кожа, лишенная желез
Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)
Наличие клоаки
Сходство в строении яиц
Сходство эмбрионов
В виде гиперссылки в презентации. Черты сходства и различия!!
Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу.
Черты сходства археоптерикса с птицами | Черты сходства археоптерикса срептилиями |
Тело покрыто перьями | Форма черепа |
Передние конечности – крылья с маховыми перьями | Зубы на челюстях |
Расположение пальцев (3 вперед, 1- назад) | Наличие пальцев с когтями на передних конечностях |
Длинный хвост из 20 позвонков | |
Роговые чешуйки на ногах |
Вывод по этапу: ребята к какому выводу мы пришли? (ответы детей), что птицы произошли от пресмыкающихся, что доказывает существование переходной формы археоптерикса. То есть наша гипотеза верна.
Роль и значение птиц.
(Слайд) Ребята у вас на столах карточки, где изображены рисунки, фотографии, в которых существует логическая связь. С изображениями на этих карточках вы работаете по часовой стрелке, а в центре под цифрой 5 закодирован вывод. (3 мин)
Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Ответы детей ( 1 минута)
Дети формулируют выводы. Ребята скажите к чему вы пришли и что у нас получилось. Огромную роль играют птицы.
А как можно связать птиц с приближающимся праздником 70- летия Победы в Великой отечественной войне? (ответы детей) (Слайд).
Ответ: Почтовый голубь, который разносил письма.
Какое у вас ребята настроение. Ребята давайте послушаем пение птиц.
Охрана птиц.
Презентация: О вырубке леса, пожары, вспашка полей, осушение болот, загрязнение окружающей среды, браконьерство.
(Слайд) За 20 век исчезло более 70 видов птиц. (дронд, бескрылая гагарка, лабрадорская гага, моа, странствующий голубь, стеллеров баклан).
Исчезли они как вы думаете………..(ответы детей) с лица земли по вине человека. Крупных хищных птиц отлавливают для продажи (), если потревожить гнездовья птиц, то хищные птицы бросают в свои гнезда.
От чего исчезновение птиц продолжается и в настоящее время.
Человек для охраны птиц принимает определённые меры (спросить у детей)
Создание природоохранных организаций. Например Гринпис (зеленый мир, Международная независимая неправительственная экологическая организация)
Красная книга
Заповедники.
На доске вы видите фотографии птиц, как вы думаете, что их объединяют?
Где можно их встретить? (ответ: на территории Бурятии)
Птицы занесены внесены в Красную книгу.
В республике Бурятии __75 видов_птиц занесены в Красную книгу Бурятии.
Ребята, какой вклад вы можете внести в охрану птиц.
3 задание: какие предложения вы можете внести в целях охраны и привлечения птиц. (на подготовку 3 мин и защита 1 мин)
Форма защиты вашей работы произвольная на вашу фантазию.
Меры по охране
Не кричать и не шуметь, во время гнездования.
Не разорять гнезда.
Нет браконьерству.
Развешивать скворечники, кормушки.
В зимнее время кормить птиц.
Давайте ребята поделимся своими впечатлениями и теми знаниями, которые вы получили на нашем уроке.
д/з: ответить на вопрос: Почему голубь является символом мира?
Спасибо ребята за урок!
Итог урока: Спасибо ребята!
Значение и охрана птиц. происхождение птиц.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/znachenie_i_ohrana_ptitc_proishozhdenie_ptitc_042729.html
Скачать материал
так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 7-8 класс
Урок 47. Охрана и привлечение птиц. Промысловые птицы
09.01.2015 1659 416
Цель урока: Показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны.
Оборудование: карточки-задания для групп; таблицы «Редкие и исчезающие виды птиц фауны СССР», «Редкие и исчезающие виды птиц мировой фауны», «Охрана птиц на зимовках», «Охрана гнездовий птиц», «Зимняя подкормка птиц», весы с бусинками, книги о редких и исчезающих видах птиц, диафильм «Охотничьи и промысловые птицы», фотографии, рисунки с изображением различных птиц.
Индивидуальная работа по карточкам.
Выберите из данных признаков характерные для дятла и совы.
1. Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.
2. Крепкий загнутый клюв, острые когти.
3. Язык длинный и липкий.
4. Полет очень медленный и бесшумный.
5. Оперение короткое, жесткое, яркоокрашенное.
6. Оперение рыхлое, мягкое, крылья закругленные.
7. Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.
8. Полет быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития: гнездовой.
9. Глаза направлены вперед, а не по бокам.
10. Пиша — грызуны и мелкие птицы.______________
Напишите основные признаки., характерные для тетерева по следующему плану. 1. Внешнее строение: 2. Как и чем питается
а) клюв 3. Гнездование
б) оперение, форма крыла, размеры птицы 4. Тип птенца
в) ноги, пальцы
г) полет
Назовите несколько представителей отряда Куриные.
Напишите основные признаки, характерные для грифа по следующему плану. 1. Внешнее строение: 2. Чем питается
а) клюв 3. Гнездование
б) голова, крылья 4. Тип птенца
в) ноги
г) полет
Назовите нескольких представителей отряда Дневные хищные птицы.
Напишите основные признаки, характерные для филина, по следующему плану.
1. Внешнее строение: 2. Чем питается, когда охотится
а) клюв, голова, глаза 3. Гнездование
б) оперение, крылья, полет 4. Тип птенца
в) ноги, когти
Назовите представителей отряда Совы, которых вы знаете.
Многие вопросы этого урока раскрыты при изучении ранее пройденных гем, поэтому изучение нового материала можно начать с организации глмостоятельного задания.
Класс делится на несколько групп, которые получают задания.
/ группа
О Используя приведенный ниже информационный материал, составьте рассказ о значении птиц в природе для растений, подготовьтесь к выступлению. Дополните рассказ собственными примерами, с которыми вы встречались на уроках или читали в научно-популярной литературе.
Кряква очень прожорлива. Она объедает нежные листики, ест почки, ростки и зрелые семена, а также охотится на мелких животных.
По данным зоолога Порша, около 2 тысяч видов птиц способны питаться нектаром цветов и опылять их. Основными опылителями являются колибри и нектарницы.
Большой пестрый дятел без особых усилий выдалбливал дупла, вскрывал ходы короедов. В желудке дятлов находили до 150 вершинных короедов.
Готовясь к зиме, сойки целыми днями запасает желуди, пряча их в мох, под опавшую листву и в корни деревьев. Но не все запасы использует она — часть забытых желудей растаскивают грызуны, а часть весной прорастает.
II группа
О Используя приведенный ниже материал, составьте рассказ со значением птиц для животных, подготовьтесь к выступлению перед классом. Дополните ваш рассказ собственными примерами, о которых вы узнали на уроках или прочитали в научно-популярной литературе.
Пара сокола-пустельги задень приносит 6—9 сусликов, 5 полевок, 2 мыши, сова — /ю 12 мышей.
Во рту стрижа находили 372 мелких насекомых.
Сокол-сапсан сбивает птицу только налету.
Грифы питаются падалью.
Жертвами хищных птиц становятся в первую очередь больные и ослабленные жи- потные.
ill группа.
О Используя приведенную ниже информацию, составьте рассказ о положительном значении птиц в жизни человека, подготовьтесь к выступлению перед классом. Дополните ваш рассказ собственными примерами, о которых вы узнали на уроках или прочитали в научно-популярной литературе.
С первой и до последней косточки скелет птицы являет собой истинное чудо конструкторских достижений природы в области «самолетостроения».
Где это «чудо» мог использовать человек?
Форма куриного яйца была использована при строительстве в Дакаре, столице Сенегала, здания театра. Человек одомашнил примерно 10 видов птиц.
Чайке поставлены два памятника в честь спасения ею от посевов саранчи: в США и в Австралии.
Гнезда стрижа-салангана употребляют в пищу.
IV группа
О Используя приведенную ниже информацию, составьте рассказ об отрицательном значении птиц в жизни человека, подготовьтесь к выступлению перед классом.
Куры являются носителем возбудителей заболевания сальмонеллеза.
Стали нередки случаи столкновения самолетов с птицами. По статистике США — 2 раза в неделю.
В конце лета и осенью воробьи собираются на полях в многочисленные стаи и в большом количестве поедают зерна пшеницы, проса, подсолнечника, конопли, гороха и других сельскохозяйственных культур. Утверждения: воробьи и некоторые другие зерноядные птицы приносят вред.
Хищные птицы нападают на домашних кур, цыплят.
Птицы — обязательный компонент практически любого биоценоза. Они встречаются в любом уголке нашей природы и всегда обращают на себя внимание.
Перед вами на столах стоят весы, назовем их «весами плюсов и минусов», потому что на одном рычаге весов вы видите знак +), что означает положительное значение, а на другом — знак (-), что означает отрицательное значение. Один из учащихся групп будет рассказывать о значении птиц в жизни растений, другой — класть на чаши весов бусинки. Если значение птиц положительно — то на чашу (+), ну, а если отрицательно — то на чашу —).
Источник: https://tak-to-ENT.net/load/593-1-0-14631
Охрана и привлечение птиц
Начиная с 1923 года в общественно-полезном деле охраны и привлечения птиц принимают участие пионеры и школьники, в первую очередь юннаты.
Ежегодно, в дни весенних каникул, они проводят традиционный массовый праздник — «День птиц». Готовясь к этому празднику, юннаты ведут большую разъяснительную работу о пользе птиц, организуют выставки, посвященные «Дню птиц», строят и развешивают гнездовья для пернатых друзей.
Уничтожая несметное количество вредных насекомых, птицы являются лучшими помощниками человека в борьбе за урожай. Особенно много вредителей истребляют они в период выкормки птенцов.
По наблюдениям орнитолога (ученого, изучающего птиц) А. Н. Промптова, скворец прилетал к гнезду с кормом 198 раз за семнадцать часов, городская ласточка — 295 раз за восемнадцать часов, большая синица — 332 раза и поползень 370—380 раз в день.
По наблюдениям, проведенным в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера, причем 8 июня прилетал к гнезду с кормом 350 раз.
Юными зоологами Центральной станции юных натуралистов подсчитано, что горихвостки в период выкормки птенцов приносили им корм 580 раз, а мухоловки пеструшки — 630 раз в день.
Прожорливая кукушка, поглощая без разбора всех насекомых, за день едва успевает удовлетворить свой ненасытный аппетит.
Степные орлы, совы, сычи, сарычи и другие хищные птицы уничтожают полевок, мышей, сусликов и хомяков.
Привлечь полезных птиц в сады и огороды, на поля и в леса для уничтожения вредных насекомых и грызунов можно разными способами: посадкой деревьев и кустарников, где птицы могли бы гнездиться; охраной гнезд и птенцов от кошек и других врагов; организацией подкормки птиц в зимнее время.
Самый простой способ привлечения птиц — это развеска для птиц, гнездящихся в дуплах, искусственных гнездовий: скворечников и дуплянок. В скворечниках чаще всего поселяются скворец, большая синица, синица лазоревка, трясогузка, горихвостка, мухоловка пеструшка и мухоловка серая.
Для этих птиц и надо готовить скворечники. Форма и размеры скворечников должны отвечать привычкам птиц, для которых они предназначены. Делают скворечники из сухих досок толщиной не менее 2 сантиметров. Ту сторону доски, которая будет обращена наружу, гладко выстругивают рубанком.
Внутреннюю сторону стенок скворечника оставляют неостроганной, чтобы птице легче было вылезать из гнезда.
В передней стенке стамеской или большим сверлом делают отверстие — леток — по величине птицы. Сколачивают скворечник очень плотно, без щелей. Крышу лучше сделать на петлях. Это даст возможность в любое время осматривать скворечник, а осенью вычищать из него сор.
Крыша должна быть несколько шире скворечника, чтобы в него не затекала вода. Планку, которой скворечник прикрепляется к стволу дерева или шесту, прибивают к задней стенке так, чтобы шляпки гвоздей были обращены внутрь скворечника.
Никаких украшений в виде, крылечек и карнизов делать не следует.
Кроме скворечников, для птиц делают дуплянки. Изготовляют их так: в обрубке ствола дерева выдалбливают сердцевину, сбоку просверливают леток, сверху прибивают широкую крышу. Степки дуплянки должны быть не тоньше. 3—5 сантиметров.
Выбор типа и размера гнездовий зависит от того, каких птиц мы хотим привлечь. Одним птицам для сбора пищи нужна сравнительно большая площадь леса или сада (синицы), другие могут обходиться и совсем без деревьев (скворцы), третьи могут жить только у водоемов (белая трясогузка). Поэтому важно знать, где и какие гнездовья следует развешивать.
В городе и в поселке можно вешать гнездовья для стрижей, серых и пестрых мухоловок, горихвосток и галок.
Если поблизости есть речка или пруд, то в гнездовье может поселиться белая трясогузка, а если невдалеке имеются огороды или поля, то может жить и скворец.
Вблизи помоек, скотных дворов особенно полезны будут мухоловки — истребители мух.
На огороды желательно привлечь скворцов и трясогузок.
В плодовом саду наибольшую пользу принесут синицы, а также горихвостки и мухоловки.
На поля следует привлекать хищных птиц-мышеедов. Для них ставят шесты с 50-сантиметровой перекладиной (по три-четыре шеста на гектар).
В парках и рощах могут жить вертишейки, пишухи, поползни, дятлы, синицы, горихвостки и мухоловки.
Развеской дуплянок можно привлечь в лес многих полезных птиц: пищух, поползней, синиц, дятлов и др.
Чем культурнее ведется лесное хозяйство, тем необходимее развеска в лесу дуплянок, так как в нем нет старых дуплистых деревьев, в которых гнездятся птицы.
Развеску гнездовий лучше производить с осени — зимующие птицы используют их для ночлега, привыкнут к ним и весной выведут в них птенцов.
Можно развешивать искусственные гнездовья и ранней весной, за две недели до прилета птиц. Например, в Московской области скворечники нужно вешать в период с 15 марта по 10 апреля, в южных районах — раньше, в северных — позднее.
Прикрепляется гнездовье отвесно или с небольшим наклоном вперед, чтобы птице было легче вылетать из гнезда.
Леток должен быть обращен на солнечную сторону. Прикреплять скворечники и дуплянки нужно прочно, чтобы они не качались при ветре, иначе птицы их не займут.
Лучше всего привязывать дуплянку веревкой или железной проволокой сечением 1,5—2 миллиметра. Чтобы проволока не врезалась в ствол дерева, под нее надо положить небольшие деревянные брусочки.
На дереве с гладким стволом гнездовье будет в большей безопасности от кошек.
Перед развешиванием скворечников в них насыпают опилки и торф слоем 2—2,5 сантиметра.
В соответствии с привычками различных птиц гнездовья прикрепляются на разной высоте.
Синица обычно гнездится на высоте около 3 метров, горихвостка — на высоте 4 метров, мухоловки пеструшки чаще выбирают высоко расположенные дупла (случалось находить их гнезда на высоте 10 метров). Для скворцов нужно вешать гнездовья на высоте не менее 8 метров. Скворечники для скворцов можно развешивать близко один от другого, даже на одном дереве.
Развесив гнездовья, следует организовать наблюдения за прилетом птиц, проследить, как заселяются птицами приготовленные для них квартиры.
Наблюдения за прилетом птиц имеют большое практическое значение. Многолетние наблюдения устанавливают связь между прилетом птиц и такими явлениями природы, как вскрытие рек, прекращение весенних заморозков и др.
В марте, вскоре после появления первых проталин, прилетают грачи. В Москве, по наблюдениям юных зоологов Центральной станции юных натуралистов, грачи прилетают, в среднем, 17 марта.
Чуть позже прилетают весенние певцы — полевые жаворонки. Не видя самих певцов, можно определить присутствие жаворонков по их звонкой песне.
Одновременно с жаворонками прилетают скворцы и заселяют приготовленные для них квартиры — скворечники.
В конце марта можно услышать громкое, красивое пение зяблика. С красной грудкой, с белыми полосками на крылышках, сначала появляются ярко окрашенные самцы, а через несколько дней прилетают самки. Они более скромны в оперении, менее заметны — серенькие и тоже с белой полоской на крылышках.
В апреле одни за другими появляются новые птицы: зорянки, дрозды, журавли, чекан луговой, горихвостка, мухоловка пеструшка. В последних числах апреля или в начале мая раздается первое кукование кукушки.
В первой декаде мая прилетают одни из лучших певцов — черноголовые славки. Вслед за славками, почти одновременно с ними, появляются мухоловки серые, а потом — соловьи.
С середины мая из-под крыш домов, где гнездятся ласточки, раздается их щебетанье.
Одновременно с ласточками появляются острокрылые стрижи.
Позднее всех в зазеленевших лесах и рощах появляются яркожелтые иволги. О присутствии иволги можно сразу узнать по ее красивому, мелодичному, флейтовому свисту. Зато протяжный, пронзительный крик самца и самки иволги, издаваемый ими при тревоге, звучит очень неприятно.
Но вот раздалась звонкая, своеобразная песня: «ты Витю ви-дел» или «че-че-ви-цу ви-дел». Это поет чечевица. Можно считать, что прилет птиц закончился. Наступает пора гнездования.
Многие из тех птиц, что прилетели раньше, к этому времени уже успели вывести птенцов.
На весенних экскурсиях каждый юннат может познакомиться с птицами своего края, научиться распознавать их по внешнему виду. К каждой экскурсии надо тщательно подготовиться, наметить ее маршрут, определить цель. Правда, специального снаряжения для орнитологических экскурсий не требуется. Если есть, желательно захватить с собой бинокль.
Но как и на другой любой экскурсии, у каждого юнната обязательно должны быть записная книжка и простой карандаш для записи наблюдений и зарисовок. Делать на экскурсии записи химическим карандашом нельзя, так как в случае дождя или снега они могут расплыться. Хорошо, если кто-либо из участников экскурсии возьмет с собой фотоаппарат.
Проводя весенние экскурсии, выясните сроки прилета птиц в вашей местности, отметьте время появления первых стай и массовый прилет этих птиц, проследите за поведением птиц после прилета.
При встрече незнакомой птицы постарайтесь дать подробное ее описание: какой внешний вид этой птицы (сравнить по величине с одной из тех птиц, которые всем хорошо известны, — воробьем, галкой, вороной, скворцом и др.); какая общая окраска птицы и есть ли у нее характерные цветные отметины. Обратите внимание на форму ее тела.
Опишите поведение птицы и пенье или звуки, которые она издает. Составьте календарь весеннего прилета птиц в вашей местности. Очень полезно научиться распознавать птиц в природе не только по внешнему виду, но и по голосу.
После прилета птиц проследите, когда и какие птицы начнут осматривать скворечники, когда и какой материал начнут они приносить в скворечник для постройки гнезда и сколько времени строят его.
Проверьте, все ли развешанные гнездовья заняты птицами. Если окажутся гнездовья, забракованные птицами, постарайтесь выяснить, почему это произошло.
Проводя орнитологические экскурсии, интересно выяснить, как распределяются птицы по гнездовым местам, составить список птиц, гнездящихся на опушках и в чаще леса, а также птиц поля, луга, сада.
Ценный материал могут дать наблюдения за жизнью определенного гнезда: когда начнет самка откладывать яйца и как она их откладывает — ежедневно или с промежутками; когда начнется насиживание и сколько времени оно продлится; принимает ли участие самец в насиживании (в какие часы он сменяет самку); если самец не помогает насиживать, то приносит ли он корм самке; время вылупления птенцов из яиц.
Наблюдения у гнезда надо делать без шума и резких движений. Яйца в гнезде лучше не трогать — многие птицы после этого покидают гнездо.
В период выкормки птенцов интересно выявить район, куда различные птицы летают за кормом; определить, какой корм они собирают; какие птицы лучше осматривают плодовые деревья, ягодные кусты, охотятся над грядками; подсчитать, сколько раз в сутки кормят птицы своих птенцов.
Вывешенное у окна чердака искусственное гнездовье с застекленной задней стенкой даст возможность проследить, каких слизняков, червей, гусениц и взрослых насекомых приносят птенцам родители.
Интересно также наблюдать первые уроки летания только что оперившихся птенцов, самостоятельные поиски ими пищи и другие моменты их жизни.
Большое научное и практическое значение имеет работа юннатов по кольцеванию птиц.
Работу по кольцеванию юннаты могут проводить только под руководством знающего руководителя. Последний должен через Центральную станцию юных натуралистов или непосредственно установить связь с бюро кольцевания при Управлении по заповедникам и оттуда получить кольца и инструкцию по кольцеванию птиц.
Пойманной птице на ногу надевается легкое алюминиевое кольцо со следующей надписью: «Москва, БЮН» (что означает «Биостанция юных натуралистов»; впервые бюро кольцевания было организовано в 1924 году на биостанции, первыми метчиками птиц были юннаты), № кольца и серия.
Серия кольца обозначается одной из следующих букв латинского алфавита: А, В, С, D и Е. Только самое маленькое кольцо — для мелких воробьиных птиц — не имеет серии.
Юннаты оказывают существенную помощь в работе по кольцеванию птиц не только путем распространения сведении о кольцевании среди населения, но и практическим участием в работе по кольцеванию.
Чаще всего кольцевание проводится перед вылетом птенцов или выводков. Вот описание одной из таких работ в дневнике юнната Коли Волкова:
«Никто из нас, участников этой экскурсии, никогда не видел такой массы птиц, как у залива Московского моря. Когда мы впервые подходили к морю, солнце уже касалось горизонта. Разноголосое кряканье уток слышалось со всех сторон.
В камышах попискивали многочисленные утиные выводки, а их мамаши — старые утки — с непрерывным кряканьем летали перед нами, стараясь отвести нас в сторону. Вспугнутая нами огромная стая чибисов наполнила воздух разноголосым плачем.
То и дело слышался мелодичный свист различных куличков. На берегу, около лужиц, чуть ли не под каждой кочкой сидели дупеля и бекасы — так их здесь было много! Мы все пожалели, что не захватили с собой из Москвы колец для кольцевания птиц.
Ведь это было самое лучшее время для кольцевания уток: молодые еще не летали, селезни линяли и тоже не могли летать.
Обратились к заведующему охотничьей станцией и, получив все имеющиеся у него кольца, занялись на следующий день кольцеванием птиц.
Чтоб кольцевать птиц, мы находили выводки и, встав в ряд, окружали их с трех сторон, постепенно загоняя на берег. В одном таком загоне было иногда до тридцати-сорока утят и линяющих селезней.
Некоторые из них прорывались через цепь, ныряли и уходили, но основная масса выходила на берег и пряталась среди растений. Здесь мы их брали руками.
Для кольцевания мы ловили кряковых уток, широконосок, чирков-трескунков и свистунков.
После того как птица была окольцована, мы записывали номер и серию кольца, породу утки и какая утка (молодая или старая) этим кольцом окольцована и выпускали птицу».
С приближением поры осеннего отлета птиц многие из них начинают собираться в стайки. В поисках корма они кочуют с места на место.
Сроки отлета различных птиц неодинаковы. Раньше всего исчезают те птицы, которые позднее других прилетели весной (стрижи, ласточки, кукушки, соловьи и др.).
Отлет некоторых птиц, например журавлей, уток, осенью можно легко проследить; мелкие же птицы летят преимущественно ночью, и поэтому их отлет заметить бывает очень трудно.
В конце сентября большими стайками направляются на юг скворцы.
По мере того как улетают на юг наши птицы, с севера к нам прилетают новые, из которых одни остаются у нас лишь короткое время, другие же — на всю зиму.
На осенних экскурсиях следует изучить кочевки птиц, проследить места их кормежки, выяснить, чем различные птицы питаются осенью, изменяется ли их корм по сравнению с летним, постараться отметить время исчезновения отдельных видов птиц и появление зимних — свиристелей, снегирей, чечеток и др.
Зима — самое тяжелое время в жизни наших оседлых птиц. Много их погибает в морозы, вьюги и гололедицу.
Юннаты должны своевременно позаботиться о подкормке птиц в это время. Зимняя подкормка птиц спасает многих из них от гибели. Кроме того, подкормкой можно привлечь птиц к гнездованию на этом участке весной.
Кормушки для птиц бывают разных типов: в виде полочек, ящичков и даже домиков. Наиболее удобны кормовые доски, которые приделываются к форточке,
Кормом для птиц служат конопляное семя, пшено, овес, сушеные муравьиные яйца, сушеные ягоды бузины, можжевельника, калины, рябины и семена различных древесных растений (клена, ясеня, липы и др.).
Ягодами клюквы или рябины можно привлечь зимой снегирей, свиристелей. К зернам конопли, проса, овса прилетят овсянки, щеглы, большие синицы, поползни и снегири.
Синицы особенно охотно летят к кормушкам, если подвесить кусочек сала или мяса.
Начав подкормку, нужно производить ее регулярно, так как, не найдя корма на месте, птица может исчезнуть на несколько дней. Часто других птиц прогоняют воробьи, поэтому их надо отпугивать от кормушек.
Место подкормки должно быть выбрано тихое, окруженное со всех сторон деревьями, но удобное для наблюдений.
Кормушки для защиты от снега и ветра должны иметь крышу. Их нужно размешать так, чтобы птицы могли с ветвей прямо соскакивать к корму.
Наблюдая за птицами у кормушки, выясните, какие птицы посещают кормушки, какой корм предпочитают, каково поведение кормящихся птиц, отношение птиц одного и разных видов друг к другу, какие птицы бывают более голодны, в какое время дня и в какую погоду они охотнее посещают кормовые столики, и проследите за изменениями в поведении, составе и численности птиц у кормушки в течение зимы и накануне весны.
Такие наблюдения не только расширят и углубят ваши знания о птицах, но и дадут возможность лучше использовать пернатую армию на охране урожая.
Источник: https://activestudy.info/oxrana-i-privlechenie-ptic/
значение птиц в природе и жизни человека
Благодаря своей большой численности и видовому разнообразию птицы играют огромную роль в природе:
- Оказывают влияние на природные биоценозы, потребляя в больших количествах животную и растительную пищу.
- Регулируют численность беспозвоночных (черви, моллюски, насекомые) и позвоночных (земноводные, грызуны).
- Являются пищей для других животных.
- Способствуют распространению семян, то есть расселению растений. Птицы склевывают сочные плоды бузины, рябины, черемухи, брусники, черники и многих других растений, перелетают с места на место и вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена.
Значение птиц в жизни человека
Птицы уничтожают вредных для лесного и сельского хозяйства животных (мышевидных грызунов, насекомых) и семена сорных растений. Правильное использование птиц (путем создания необходимой численности) помогает значительно снизить применение ядохимикатов.
Замечание 1
Доказано, что к вредителям устойчивы только сложные лесные насаждения с богатым видовым составом птиц, в то время как в лишенных кустарникового яруса лесах, одновидовых (напр. сосновые) часто наблюдаются вспышки массовой численности самых разнообразных вредителей.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В качестве истребителей вредных насекомых особую пользу приносят
- в лесах – пищухи, синицы, поползни, славки, мухоловки, иволги, кукушки, козодои, дятлы;
- на полях и в лугах – скворцы, жаворонки, трясогузки, ласточки, кобчики, пустельги, грачи, перепела, серые куропатки.
Птицы быстро находят места массового размножения вредителей (скопления пищи) и концентрируются там. При обильной пище птицы способны переходить на корма, им не свойственные, что позволяет с успехом подавлять очаги размножения вредителей.
Повысить численность птиц можно несколькими способами:
- создать благоприятные условия для гнездования: уменьшить беспокойство птиц в период гнездования, куртины кустов в садах и парках, уничтожение одичавших кошек и т.п.;
- подкормка оседлых птиц зимой;
- развеска искусственных гнездовий.
Пример 1
Сооружением искусственных гнездовий численность дуплогнездников (мухоловки, синицы, скворцы и др.) увеличивается в 10-25 раз.
Некоторые виды птиц являются объектами спортивной или промысловой охоты (куриные, гусеобразные, некоторые кулики). Разумное ведение охотничьего хозяйства, дичеразведения позволяет получать добавочную продукцию с обширных территорий.
В отдельных районах Средней Азии практикуется охота с ловчими птицами: ястребами, соколами, беркутами. За промысловый сезон опытные охотники добывают до 50-60 лисиц, волков, зайцев.
Птицы играют огромное эстетическое значение. Они украшают, оживляют парки и леса, луга и берега водоемов своей грациозностью, ловкостью, подвижностью, мелодичными песнями и звонкими выкриками.
В некоторых случаях птицы наносят и определенный ущерб:
- во время послегнездовых кочевок расклевываются созревшие виноград и вишни (скворцы);
- грачи, уничтожая почвенных насекомых, одновременно выдергивают проростки, выклевывают посеянные семена; черногрудый и домовой воробьи наносят серьезный ущерб зерновым, винограду;
- возможны столкновения реактивных скоростных самолетов с птицами, что может привести к серьезным авариям;
- благодаря птицам, сохраняются природные очаги опасных заболеваний человека и животных; в этих случаях птицы выступают как распространители, хранители возбудителя или распространители и прокормители переносчиков этих возбудителей (блох, комаров, клещей);
- доказана роль птиц в циркуляции целого ряда заболеваний: гриппа, орнитозов, энцефалита и др.
Домашние птицы
Развивающееся птицеводство все более приобретает черты промышленного производства. Высокая продуктивность достигается селекционной работой. В настоящее время выведено порядка 100 пород домашних кур, одни из них отличаются большим весом (5-7 кг), другие – яйценоскостью (320-350 яиц в год).
Широко используется мясо и яйца индеек, гусей, уток, страусов.
В настоящее время получено более 200 пород голубей, которые делят на три группы:
- Декоративные голуби. Имеют своеобразную форму тела и окраску, украшающие перья (павлиньи, дутыши, чубатые, турманы и др.).
- Мясные породы. Характеризуются крупными размерами массой до 1-1,3 кг (римские, книг).
- Почтовые голуби. Способны к быстрым полетам, хорошо ориентируются на местности. Натренированные голуби могут возвращаться с расстояния в 300-400 км, развивая скорость 60-70 км/ч.
Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/znachenie_ptic_v_prirode_i_zhizni_cheloveka/
Многообразие птиц. Роль птиц в природе и жизни человека
Нам хорошо знакомы птицы культурных ландшафтов. Значительная часть из них живет также и в лесу. Самым обширным по количеству видов является отряд Воробьиные.
К нему относится более половины всех птиц. В этот отряд входят полевые, пустынные и лесные виды. Представители этого отряда имеют мелкие и средние размеры. Это певчие птицы, имеющие тонкие короткие ноги, приспособленные к жизни на деревьях. Воробьиные относятся к насекомоядным и зерноядным птицам. Однако даже те, которые питаются зерном и семенами, свое потомство выкармливают насекомыми.
Отряд воробьиные — самый многочисленный отряд
Типичным представителем воробьиных могут быть синицы, обитающие в смешанных лесах, садах, парках и около жилищ человека. В садах и парках можно видеть скворцов, ласточек, соловьев, снегирей, зябликов и т.д. К этому же отряду относятся и довольно крупные птицы: ворон, грач, серая ворона, галка, сорока.
Очень многие виды птиц приспособились жить в открытых пространствах, лишенных древесной растительности (полевой жаворонок и др.).
У птиц открытых пространств имеется 2 направления в развитии приспособлений. Одни птицы приспособлены к передвижению на земле в поисках пищи. Спасаясь от врагов, они почти не пользуются крыльями, а быстро убегают. Другие, наоборот, при передвижении в основном пользуются крыльями и почти не используют ноги.
Первая группа птиц утратила способность летать и у них наступила редукция крыла. Одновременно у них сильно развились ноги, укоротились пальцы и исчез задний палец. Все эти признаки полезны для быстрого бега. Примером приспособившихся к бегу птиц могут быть различные виды страусов, куриные и др.
Вторая группа птиц (дневные хищники, совы и др.) имеет усовершенствованные крылья, а ноги у них могут сохранять нормальное развитие или даже в определенной степени редуцироваться.
Разнообразие птиц
Птицы леса
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи. Ноги у большинства птиц в связи с древесным образом жизни устроены так, что свободные пальцы противопоставлены друг другу. Это дает им возможность охватывать ветки с двух сторон.
Ряд видов птиц приспособились лазить по вертикально растущим стволам деревьев (поползни, пищухи и дятлы). У всех таких птиц когти пальцев очень остры и сильно загнуты. Дятлы и пищухи используют при лазании также и хвост, который служит отчасти опорой, а отчасти для равновесия в момент откидывания передней части тела.
Дятел — представитель лесных птиц
Вьюрковые, синицы и многие другие виды птиц приспособились лазать по веткам и подвешиваться к ним снизу. Лазая по деревьям, птицы добывают себе пищу. Меньшая часть находит себе пишу, используя крылья. Таким образом, у птиц леса также отмечается приспособление в двух направлениях — в развитии ног и в развитии крыльев.
Хищные птицы
Среди хищных птиц различают отряд дневных хищных птиц, охотящихся днем и отряд сов, охотящихся ночью. У всех этих птиц имеются мощные ноги, которые вооружены большими, острыми и крепкими когтями и загнутое крючком надклювье.
Дневные хищные птицы поселяются в степях, пустынях, лесах, на равнинах, в горах. Растительным кормом они совершенно не питаются. Пищей им служат зверьки, птицы, рыба и насекомые. Одни виды хищников ловят живую добычу (соколы, ястребы, орлы, канюки и др.), а другие поедают только мертвых животных (грифы, сипы, стервятники и др.).
Сова — представитель хищных птиц
Птицы болот и побережий водоемов
Экологические особенности болот и побережий небольших водоемов очень сходны. Поэтому некоторые виды птиц являются общими как для берегов водоемов, так и для болот.
При добывании пищи одни болотные птицы пользуются при движении преимущественно ногами, другие — крыльями.
У первой группы птиц ноги характеризуются рядом признаков: большой длиной, лишением оперения на голенопяточном сочленении (голенастые), значительной длиной передних пальцев ног, часто связанных перепонками.
Все это — приспособления к обитанию в местах с вязкой почвой и наличием мелких вод. В болотах и на побережьях водоемов обитают кулики, цапли, журавли, аисты, утки, дневные хищники, чайки и др.
Цапля — представитель болотных птиц
Птицы степей и пустынь
В связи с тем, что в открытых пространствах птицам трудно укрываться, в условиях степей и пустынь у них в ходе эволюции сформировались длинные ноги и шея. Благодаря такому приспособлению птицы могут далеко осматривать местность и видеть приближение различных хищников.
Птицы степей и пустынь много ходят в поисках пищи среди растительности, поэтому ноги у них, как правило, хорошо развиты. Спасаясь от опасности, некоторые птицы степей и пустынь не улетают, а убегают.
Страус — представитель степных птиц
Роль птиц в природе, их значение в жизни человека
Птицы имеют огромное значение в природе и жизни человека. В природных условиях, например, имеют место сложные взаимоотношения между птицами и растениями, с одной стороны, и между птицами и другими животными, с другой.
Птицы играют большую роль в распространении семян растений. Отдельные виды птиц (нектарки, колибри и др.), питаясь нектаром растений или посещая цветы для ловки находящихся в них насекомых, содействуют перекрестному опылению цветов.
Между птицами и другими видами животных в природе существуют еще более сложные взаимоотношения. Одни виды хищных птиц питаются другими видами птиц и этим хищные птицы способствуют отбору.
У птиц отмечаются различные виды сожительства, когда более мелкие виды птиц поселяются в колониях более крупных (скворцы селятся вместе с грачами, а грачи совместно с цаплями).
В этих случаях более сильные птицы прикрывают более слабых.
Постоянное сопутствование ласточек (а иногда скворцов и галок) пасущимся стадам домашних и диких млекопитающих связано с тем, что крупные млекопитающие привлекают многих двукрылых, которых птицы ловят на лету.
Насекомоядные птицы, как правило, полезны для растений, так как питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству. Например, ласточка за лето уничтожает около 1млн. насекомых, а синица за год — около 6,5млн. яиц вредных насекомых.
Однако есть птицы (щурки, осоеды), которые питаются полезными для растений насекомыми-опылителями (пчелами, шмелями и др.), обламывают ветви для постройки гнезд (грачи), продалбивают кору и древесину (дятлы), а также являются природными резервуарами возбудителей болезней человека.
В жизни человека птицы также имеют большое значение, которое выражается в огромной роли домашних птиц в сельском хозяйстве и птиц вообще в истреблении вредителей сельского хозяйства. Птицы также представляют собой промысловую и эстетическую ценность.
Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц
Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек всячески старается их охранять. Особенно большую роль в охране птиц играют заповедники и зоопарки. Для охраны птиц в природе большое значение имеет не только сохранение взрослых птиц, но и охрана их гнезд.
В фауне нашей страны много занесенных в Красную книгу редких птиц, среди них: пеликан, аист, беркут, могильник, орел степной, скопа, сапсан, филин, дрофа, стрепет. Основная причина, по которой им грозит вымирание, — исчезновение необходимых для их обитания биотопов.
Грозит гибель и занесенным в Красную книгу журавлю серому, журавлю красавке и другим обитателям степей. Поэтому принятые в нашей стране законы об охране животного мира имеют большое значение в сохранении птиц и других животных.
Привлечение птиц
Ученые уже давно доказали, что нужно не только изучать пользу или вред птиц, но и стараться усиливать их полезную деятельность. Привлечение птиц к полям, огородам, садам, паркам, лесам приносит положительные результаты и повышает урожайность различных культур и продуктивность лесов. Например, привлечение скворцов на свекловичные поля способствует очищению их от долгоносиков.
Еще в прошлом веке в Бердянском лесничестве был накоплен опыт привлечения скворцов путем развешивания искусственных гнездовий для уничтожения ильмового ногохвоста. Это мероприятие обошлось лесничеству в 20 раз дешевле, чем наем рабочих для той же цели.
Известны и другие многочисленные примеры, когда различные виды птиц спасали леса или урожаи от гибели (мухоловки-пеструшки ликвидировали очаги сосновой пяденицы, чайки спасали от лугового мотылька урожай хлопчатника, грачи ликвидировали очаги шелкопряда и т.п.).
В связи с тем, что птицам очень часто не хватает мест для гнездования, необходимо осенью, зимой и ранней весной развешивать в лесах, парках, садах и на огородах скворечники, синичники, дуплянки и т.п. Хорошие результаты дает посадка кустарников, являющихся укрытием для гнезд.
Большое значение в привлечении и сохранении птиц от гибели в зимнее время имеет их подкармливание не только в сельской местности, но и в городах. Для этого надо устраивать в парках, садах и на балконах кормушки.
Птицеводство
Хотя многие виды диких птиц (куры, утки, гуси, индейки и др.) уже несколько тысячелетий назад были одомашнены, но птицеводство стало и у нас важной отраслью народного хозяйства лишь недавно.
Домашними называют тех птиц, которых человек приручил и успешно разводит в домашнем состоянии для получения мяса, яиц, пуха и перьев. В качестве домашней птицы у нас разводят: кур, уток, гусей, индеек, павлинов, цесарок, фазанов, страусов и лебедей. Наибольшее значение в нашей стране имеют куры, гуси и утки.
Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…
Источник: https://animals-world.ru/vidy-ptic-pticy-parkov-pticy-stepej-pticy-lesa/