Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация на тему “Класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы”

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы
2 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы Описание слайда:

Класс Сцифоидные: Краткая характеристика Особенности морфологии и анатомии Экология и значение Сцифоидных Класс Коралловые полипы: Краткая характеристика Особенности морфологии и анатомии Экология и значение Коралловых полипов *

3 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы Описание слайда:

Класс Сцифоидные – объединяет медуз, населяющих моря и океаны (живут только в соленой воде), которые способны свободно передвигаться среди водных просторов, течением переносятся на значительные расстояния, но могут перемещаться и самостоятельно. Так, при помощи активных сокращений купола и выброса из него воды, медуза может развивать большую скорость. Такой способ движения назвали реактивным. *

4 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы
5 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы
6 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы Описание слайда:

Питание – гетеротрофы (хищники), поражают потенциальную жертву при помощи стрекательных клеток. Большую часть жизни – активно передвигающаяся форма медузы, на ранних этапах – прикрепленный полип. Размножение – раздельнополые организмы. Половые клетки походят из энтодермы и созревают в карманах желудочной полости. *

7 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы
8 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы Описание слайда:

Ушастая аурелия Aurelia aurita Волосистая цианея Cyanea arctica Корнерот Stomolophus meleagris *

9 слайд Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы Описание слайда:

Сцифоидные медузы входят в цепь питания мирового океана. Сцифоидные медузы фильтруют воду, очищая ее от загрязнений. В китайской и японской кухне часто встречаются блюда с ропилемой или аурелией. Мясо медуз считается деликатесом. *

10 слайд Описание слайда:

Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы. *

11 слайд
12 слайд Описание слайда:

Питание – гетеротрофы (пассивные хищники). Зачастую вступают в симбиоз с растениями и животными. Ведут прикрепленный образ жизни (одиночный и колониальный). Колонии в теплых водах образуют большие скопления – коралловые рифы (за счет наличия минерального скелета). Размножение может идти половым и бесполым путем (почкование). *

13 слайд
14 слайд Описание слайда:

Одиночный коралловый полип Колония коралловых полипов *

15 слайд Описание слайда:

Морское перо Virgularia Мозговой коралл Diploria labyrinthiformis *

16 слайд Описание слайда:

Составляют основу рифов, атоллов и островов. Служат основой для биоценоза и предоставляют «жильё» для многих морских обитателей. Накапливают карбонат кальция, участвуя таким образом в круговороте углерода. Используются человеком как строительный материал, либо элементы для изготовления различных украшений. *

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Краткое описание документа:

Проверен экспертом

Общая информация

Класс Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Значение кишечнополостных

Представители класса Сцифоидные – это медузы, которые заселяют моря и океаны и в большинстве своём свободно плавают в толще воды, хотя некоторые виды ведут прикреплённый образ жизни (сидячая медуза).

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Медузы широко распространены в Мировом океане и могут образовывать значительные скопления. Обитают как в холодных, так и в тёплых морях.

Они переносятся водными течениями, однако способны и к активному движению за счёт выталкивания воды из-под зонтика при сокращения его стенок.

Медуза получает реактивный толчок и передвигается выпуклой стороной вперёд. Такой способ движения называется реактивным.

Форма тела медуз в виде зонтика или купола.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Медузы имеют достаточно крупные размеры, диаметр зонтика цианеи достигает двух метров. По краям зонтика медузы располагаются многочисленные щупальца различной длины. У аурелии они короткие, а у цианеи достигают 15 метров.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

На вогнутой поверхности зонтика расположен рот, окружённый ротовыми лопастями. Ротовое отверстие открывается в пищеварительную полость. Пищеварительная полость устроена более сложно, чем у гидроидных.

Медузы имеют желудок с четырьмя кармановидными выпячиваниями и сеть радиальных и кольцевого каналов, по которым питательные вещества из желудка разносятся по всему телу, а непереваренные остатки возвращаются в желудок и удаляются через рот.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

  • На ротовых лопастях и щупальцах имеется множество стрекательных клеток.
  • Медузы имеют такое же строение, как и полипы, но в отличие от них это одиночные, подвижные животные, размножающиеся только половым способом.
  • Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипыТело образовано экто- и энтодермой, между которыми находится студенистый слой мезоглеи, которая составляет основную массу тела и содержит до 98% воды, поэтому тело у медуз студенистое.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Так как медузы ведут активный образ жизни, то их нервная система устроена сложнее, чем у полипов. Нервные клетки образуют по краю зонтика скопления. Здесь же располагаются органы чувств, которые обеспечивают реакцию на свет и поддержание равновесия.

Все медузы раздельнополы. Половые железы образуются из энтодермы и развиваются в карманах желудка.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Половые клетки выходят через рот и попадают в воду. После оплодотворения и развития, из яйца появляется личинка медузы – планула, которая передним концом оседает на дно и превращается в одиночный полип. Полип приступает к бесполому размножению (почкованию).

При этом образуются многочисленные поперечные перетяжки, которые делят полип на множество дисков. В дальнейшем диски постепенно отрываются, начиная от верхнего, и становятся молодыми плавающими медузами – эфирами.

У них ещё не развиты щупальца, а по свободному краю зонтика имеется восемь глубоких вырезов, делающих эфиру больше похожей на пропеллер.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Таким образом, для медуз характерно чередование полового и бесполого поколений – свободноплаващей медузы и сидячего полипа.

Все медузы – хищники. Они питаются планктоном и мелкими рыбами, которых парализуют стрекательными клетками. Стрекательные клетки срабатывают не только на добычу медуз, но и на любые плавающие организмы.

Поэтому медузы представляют собой опасность для купающихся людей, если они касаются щупалец медуз. Некоторые виды медуз могут парализовать человека, после чего он утонет. Это цианеи, корономедузы, корнероты.

Во всех частях Мирового океана встречается ушастая медуза. После шторма эти медузы в большом количестве скапливаются у берегов. Не способные активно двигаться, они не могут противостоять морской воле и гибнут.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

В Чёрном море широко распространена медуза корнерот. В некоторых странах она употребляется в пищу – «хрустальное мясо».

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

В Японии можно было наблюдать удивительное зрелище. Прибоем на берег выбросило тысячи медуз, которые обычно обитают на больших глубинах. У этих медуз есть одна особенность – они светятся.

Класс Коралловые полипы.

Кораллы представляют собой наиболее крупный в видовом отношении класс кишечнополостных. Обитают преимущественно в морях с тёплой и чистой водой. Особенно там, где температура не опускается ниже 20 °С. Способны жить лишь на небольшой глубине (до 50 метров). Кораллы имеют только полиплоидную организацию и не проходят стадию медузы.

Большинство ведут прикреплённый образ жизни, но некоторые способны передвигаться по субстрату. Большинство ведут колониальный образ жизни. Колонии обычно достигают больших размеров и могут иметь самые разнообразные формы и окраску.  Длина одного полипа в колонии не превышает нескольких миллиметров.

Известны и одиночные виды, например актинии. Актинии красивы и похожи на цветы, ведут в основном сидячий образ жизни. Могут передвигаться благодаря сокращению подошвы.

Некоторые хищные актинии могут захватывать щупальцами достаточно крупную добычу – крабов и рыб. Актинии могут поселяться на подводных животных, например актиния и рак-отшельник.

Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена актинии, а актиния защищает его своими щупальцами со стрекательными клетками и поедает остатки его пищи.

Тело кораллов имеет форму цилиндра, на одном конце которого расположено щелевидное отверстие – рот, окружённое щупальцами. Другим концом полип прикрепляется к субстрату. Кишечные полости особей, образующих колонии, сообщаются между собой. Поэтому пища, пойманная одним полипом, усваивается всей колонией.

Рот окружён либо восемью щупальцами – это восьмилучевые кораллы, либо числом щупалец, кратным шести – шестилучевые кораллы.

У большинства видов хорошо развит наружный или внутренний скелет. У многих коралловых полипов, например у благородного коралла, скелет обладает высокой декоративной ценностью, и используются в качестве украшений. Вследствие этого, некоторые виды оказались на гране уничтожения и в настоящее время подлежат охране.

Колониальные коралловые полипы морские перья обитают на больших глубинах.

Колониальные полипы образуют густые поселения – коралловые рифы, а также атоллы. Коралловые рифы – это сообщества морских обитателей (кораллов, рыб, моллюсков).

Атолл –  коралловый остров в форме кольца с лагуной (водным пространством) посередине. Отделённая от океана, лагуна постепенно заполняется дождевыми водами и постепенно опресняется.

  1. Рифообразующие кораллы очень чувствительны к изменениям условий окружающей среды и могут погибнуть лишь из-за малого опреснения морской воды или её загрязнения.
  2. Значение кишечнополостных.
  3. ·          Кишечнополостные – компонент пищевых цепей Мирового океана;
  4. ·          Медузы – объект промысла как пищевой продукт, некоторые из них – ядовитые животные;
  5. ·          Коралловые полипы формируют коралловые рифы, которые являются местом обитания для многих морских животных. Подводные рифы опасны для мореплавания;
  6. ·          Скелет кораллов образует месторождения извести, их используют для изготовления украшений.
  7. Основные признаки кишечнополостных:
  8. ·          Преимущественно морские хищники;
  9. ·          Двухслойность, радиальная симметрия;
  10. ·          В эктодерме развиты стрекательные клетки;
  11. ·          Две формы существования: полип и медуза;
  12. ·          Полипы – колониальные, реже одиночные прикреплённые формы, размножаются бесполым и половым способами;
  13. ·          Медузы – одиночные, подвижные формы, размножаются только половым способом;
  14. ·          Пищеварение полостное и внутриклеточное;
  15. ·          Диффузная нервная система;
  16. ·          Способны к регенерации.
Читайте также:  Класс сцифоидные и класс коралловые полипы. происхождение кишечнополостных - биология

Тип кишечнополостные

Кишечнополостные – одна из древнейших групп многоклеточных организмов, просто организованных, обладающих лучевой (радиальной) симметрией и двуслойностью. Кишечнополостные – в большинстве обитатели морей и океанов, часть встречается в пресных водах. Произошли от колониальных форм простейших – жгутиконосцев.

Чтобы хорошо понимать зоологию, следует, прежде всего, знать ароморфозы. С них мы и будем начинать изучение каждого нового раздела. Определений слова “ароморфоз” множество, приведу два. Ароморфоз – прогрессивное эволюционное изменение строения, в результате которого усложняется организация организмов.

Ароморфоз (от греч. αἴρω – «поднимаю» и μορφή – «форма») – морфофизиологическое преобразование, приводящее к общему повышению уровня организации организмов и дающее им возможность освоить новые среды обитания или расширить их использование.

  • Многоклеточность
  • У простейших одна клетка представляла весь организм целиком, имела сложное строение. Начиная с кишечнополостных организмы представлены совокупностью клеток – многоклеточность, клетки отличаются по строению и функции.

  • Двуслойное строение
  • Стенка тела состоит из двух слоев: эктодермы (наружного слоя, от греч. ektós — вне, снаружи) и энтодерма (внутреннего слоя, от гр. entos внутри). Между эктодермой и энтодермой находится мезоглея – студенистое вещество. Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

  • Лучевая (радиальная) симметрия
  • Радиальная симметрия – форма симметрии, при которой тело при вращении совпадает само с собой. Через центр такого организма можно провести несколько или много плоскостей симметрии. Такая форма симметрии характерна для животных, ведущий малоподвижный образ жизни. В типе кишечнополостные нас более всего интересует подтип стрекающие, в составе которого имеются три класса, о которых мы будем говорить подробно: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

  • Дифференцировка клеток
  • Специализация клеток закономерное явление в многоклеточном организме, клетки отличаются по строению и выполняемой функции. В эктодерме и энтодерме представлены разные типы клеток. Эктодерма состоит из:

    • Эпителиально-мускульные – благодаря их сокращениям организм передвигается (гидра совершает кувырок)
    • Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

    • Промежуточные (интерстициальные)
    • Промежуточные – мультипотентные стволовые клетки, которые могут дифференцироваться в другие типы клеток организма. Благодаря им кишечнополостные имеют высокую способность к регенерации.

    • Стрекательные (книдоциты)
    • Выполняют функции защиты от врагов и нападения на добычу. Характерный признак – наличие книдоцита, сложноустроенного органа, состоящего из колбовидной капсулы, и нитевидной структуры – стрекательной нити. При соприкосновении с книдоцилем (“спусковым выростом”) – направленной наружу части книдоцита – книдоцит “выстреливает”. Шипы, расположенные в основании стрекательной нити, прокалывают цель, а стрекательная нить выворачивается наружу из стрекательной капсулы, пронзая тело жертвы. При ударе стрекательной нити об организм-мишень, внутрь ткани впрыскиваются нейротоксины и добыча оказывается парализованной. После этого кишечнополостные легко овладевают добычей, и, перемещая ее в гастральную полость, переваривают. Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

    • Половые – участвуют в размножении
    • Нервные
    • Нервные клетки, соединяясь друг с другом, объединяются в нервную систему. Благодаря наличию этих клеток, у гидры имеются рефлексы. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы. Так, если гидру уколоть иглой, то ее тело сжимается.

    Внутренний слой гидры – энтодерма, также содержит определенные типы клеток:

    • Эпителиально-мускульные – это те же эпителиально-мускульные клетки по функции и строению, только расположены они во внутреннем слое и способны к фагоцитозу.
    • Пищеварительные – имеют жгутики, обеспечивают внутриклеточное пищеварение путем фагоцитоза.
    • Железистые клетки – выделяют ферменты в гастральную (кишечную) полость, благодаря чему осуществляется полостное пищеварение.

    Дифференцировка клеток, их специализация способствовала появлению тканей у кишечнополостных, обособлению наружного и внутреннего слоев.

    Посмотрите на схему (ниже) строения стенки тела гидры. Попробуйте сами дать определения и назвать функцию каждого из указанных элементов.

    Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

  • Нервная система
  • Именно у кишечнополостных мы впервые отметим появление нервной системы. Она диффузного (сетчатого) типа, то есть нервные клетки распределены в эктодерме равномерно, нигде мы не найдем скопления нервных клеток (нервных узлов, нервных стволов).

    Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

  • Полостное пищеварение
  • У простейших был только один вариант пищеварения – внутриклеточное. У кишечнополостных возникает полостное пищеварение, при котором ферменты выделяются железистыми клетками энтодермы в кишечную (гастральную) полость. Таким образом, расщепление пищи начинается еще до того, как она попадет в клетку.

    Заметьте, само название типа “Кишечнополостные” напоминает вам об этом ароморфозе.

    Отмечу, что полостное пищеварение никак не исключает внутриклеточное: после полостного пищеварения мелкие пищевые частицы захватываются пищеварительными клетками – начинается внутриклеточный этап пищеварения.

    Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Осуществляется как бесполым, так и половым путем. Бесполое может осуществляться путем фрагментации и почкования, в результате которого образуются колонии. Половое – с помощью билатерально-симметричной (двусторонняя симметрия) личинки – планулы.

У некоторых кишечнополостных имеются жизненные циклы со сменой форм: полипа (сидячая) и медузы (плавающая).

Приглашаю вас в увлекательное путешествие на глубины океана, в мир обожаемых нами кишечнополостных! В следующих темах мы подробнее поговорим о представителях кишечнополостных и получим несравненное удовольствие.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, многообразие видов. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы

Тип кишечнополостных насчитывает около 9 тыс. видов. Они произошли от колониальных простейших — жгутиконосцев и распространены во всех морях и пресноводных водоемах. Тип кишечнополостных разделяют на три класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.

Основные ароморфозы, способствовавшие появлению кишечнополостных :

  • возникновение многоклеточности в результате специализации и объединения взаимодействующих между собой клеток;
  • возникновение двуслойного строения;
  • возникновение полостного пищеварения;
  • появление дифференцированных по функциям частей тела;
  • появление радиальной симметрии.

Кишечнополостные ведут водный, свободный или сидячий образ жизни. Это двухслойные животные, в онтогенезе формирующие два зародышевых листка — экто- и энтодерму, между которыми находится мезоглея — опорная пластинка. Их внутренняя полость называется гастральной. Здесь переваривается пища, остатки которой удаляются через рот, окруженный щупальцами (у гидр).

Класс Гидроидные

Представитель этого класса — пресноводная гидра.

Гидра — полип размером около 1 см. Живет она в пресноводных водоемах, прикрепляясь к субстрату подошвой. Передний конец тела животного образует рот, окруженный щупальцами. Тело гидры покрыто эктодермой, состоящей из нескольких видов клеток:

  • эпителиально-мускульных;
  • промежуточных;
  • стрекательных;
  • половых;
  • нервных.

Энтодерма гидры состоит из эпителиально-мускульных, пищеварительных клеток и железистых клеток.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Слева — Схема расположения нервных клеток в теле гидры. ( по Гессе ). Справа — Стрекательные клетки: А — в покоящемся состоянии, Б — с выброшенной стрекательной нитью (по Кюну): 1 — ядро; 2 — стрекательная капсула; 3 — книдоциль; 4 — стрекательная нить с шипиками; 5 — шипы

Важные особенности кишечнополостных:

  1. наличие стрекательных клеток во внешнем слое. Они развиваются из промежуточных и состоят из стрекательной капсулы, наполненной жидкостью, и стрекательной нити, помещенной в капсуле. Стрекательные клетки служат орудием нападения и защиты;
  2. полостное пищеварение с сохранением внутриклеточного пищеварения.

Гидры — хищники, питающиеся мелкими ракообразными и мальками рыб.

Дыхание и выделение осуществляются всей поверхностью их тела.

Раздражимость проявляется в виде двигательных рефлексов. Наиболее отчетливо на раздражение реагируют щупальца, так как в них плотно сосредоточены нервные и эпителиально-мускульные клетки.

Размножаются гидры почкованием и половым путем. Половой процесс происходит осенью. Некоторые промежуточные клетки эктодермы превращаются в половые клетки. Оплодотворение происходит в воде. Весной появляются новые гидры. Среди кишечнополостных встречаются гермафродиты и раздельнополые животные.

Для многих кишечнополостных характерно чередование поколений. Например, из полипов образуются медузы, из оплодотворенных яиц медуз развиваются личинки — планулы, из личинок снова развиваются полипы.

Гидры способны восстанавливать утраченные части тела благодаря размножению и дифференцировке неспецифических клеток. Это явление называют регенерацией.

Класс Сцифоидные

Этот класс объединяет медуз больших размеров (представители — корнерот, аурелия, цианея).

Медузы обитают в морях. В их жизненном цикле закономерно чередуются половое и бесполое поколения. Тело по форме напоминает зонт и состоит в основном из студенистой мезоглеи, покрытой снаружи одним слоем эктодермы, а изнутри — слоем энтодермы.

По краям зонта расположены щупальца, окружающие рот, находящийся на нижней стороне. Рот ведет в гастральную полость, от которой отходят радиальные каналы, которые соединяются между собой кольцевым каналом.

В результате образуется гастральная система.

Нервная система медуз сложнее нервной системы гидр.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Рис. 34. Развитие сцифомедузы: 1 — яйцо; 2 — планула; 3 — одиночный полип; 4 — почкующийся полип; 5 — делящийся полип; 6 — молодая медуза; 7 — взрослая медуза

Кроме общей сети нервных клеток, по краю зонтика расположены скопления нервных ганглиев, образующих сплошное нервное кольцо и особые органы равновесия — статоцисты. У некоторых медуз появляются светочувствительные глазки, чувствительные и пигментные клетки, соответствующие сетчатке глаза высших животных.

Медузы раздельнополы. Их половые железы расположены под радиальными каналами или на ротовом стебельке. Половые продукты выходят через рот в море. Из зиготы развивается свободноживущая личинка — планула, которая весной превращается в маленького полипа.

Класс Коралловые полипы

Включает одиночные (актинии) или колониальные формы (красный коралл). Они имеют известковый или кремниевый скелет, образованный кристаллами игловидной формы, живут в тропических морях, размножаются бесполым и половым путями (медузной стадии развития нет). Скопления коралловых полипов образуют коралловые рифы.

Урок 4: Кишечнополостные

  • План урока:
  • Строение
  • Образ жизни и значение
  • Класс Гидроидные
  • Класс Сцифоидные
  • Класс Коралловые полипы

Строение

Тело кишечнополостных имеет несложное строение. К особенностям строения кишечнополостных относятся слои клеток: эктодерма и энтодерма. Снаружи его покрывает стенка, которая состоит из клеток, расположенных в два слоя. Наружный слой называется эктодерма. Она состоит из клеток разного назначения и формы:

  • Нервные: обеспечивают реакцию особи; все нервные клетки соединены отростками и формируют нервное сплетение; строение нервной системы кишечнополостных именуется диффузным;
  • Стрекательные: играют защитную роль; имеет чувствительный волосок (кнедоциль), который реагирует на прикосновение, и стрекательную нить, которая проникает в тело жертвы или хищника и вводит ядовитое вещество; это вещество парализует жертву;
  • Промежуточные: не имеют специализацию; из них появляются остальные клетки;
  • Эпителиально-мускульные (кожно-мускульные): отвечают за передвижение; могут сокращаться и расслабляться.
  • Половые: отвечают за размножение.

Внутренний слой стенки — энтодерма. Она содержит в своём составе клетки:

  • Железистые: выделяют вещества, которые переваривают пищу внутри полости животного; такое пищеварение называется внутриполостным;
  • Пищеварительно-мускульные: клетки кишечной полости; захватывают пищевые частицы и перемещают внутрь клетки; там пища переваривается в вакуолях; такое пищеварение называется внутриклеточным.

Между клетками расположено студенистое вещество — мезоглея.

Внутреннее пространство — кишечная полость. В ней осуществляется переваривание (по аналогии с кишечником). С внешней средой сообщается всего одно отверстие — рот. Выделение ненужных веществ также происходит через это отверстие.

Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

У их тела лучевая симметрия, то есть через их тело можно провести несколько осей симметрии так, что тело разделится на две равноценные части.

У многих кишечнополостных развиты щупальца. Это специальные длинные органы, которые могут растягиваться, которые предназначены для охоты.

Образ жизни и значение

Чаще всего эти животные обитают в морских водных пространствах. Могут жить поодиночке или в составе колонии. Колонии кишечнополостных образуют рифы. Иногда рифы перерастают в коралловые острова — атоллы.

Коралловые рифы создают уникальную экосистему для населяющих их живых организмов. В их «лесах» поселяются различные бактерии, растения и животные. Загрязнение человеческой деятельностью водных пространств приводит к гибели коралловых рифов.

Кишечнополостные — хищники. Питаются мелкими животными. Для ловли они используют щупальца и опасные стрекательные клетки, которые способны парализовать жертву.

Яд стрекательных клеток опасен для человека. Прикосновения медуз вызывают на коже раздражение и жжение, а внутри организма — повышение температуры. Яд некоторых медуз может быть смертельным.

Ожоги медузы

Несмотря на сильную защиту, кишечнополостные сами становятся пищей для других животных. В азиатских странах даже люди потребляют в пищу медуз. Тем самым кишечнополостные включаются в круговорот веществ.

Блюдо из медузы

Размножение происходит бесполым и половым путями. Для кишечнополостных характерно чередование поколений. Бесполая сидячая стадия жизненного цикла называется полипом. Полипы размножаются почкованием: на взрослом организме образуются почки — будущие свободноплавающие медузы.

В свою очередь, медузы размножаются половым путём: образуют яйцеклетки и сперматозоиды. В результате встречи половых клеток происходит оплодотворение. Из зиготы вырастает личинка, которая позже превращается в полипа. Цикл повторяется.

В зависимости от класса кишечнополостных некоторые стадии могут уменьшаться во времени или вовсе исчезать.

Жизненный цикл медузы

Помимо вышеперечисленного, кишечнополостные имеют декоративное значение. Из кораллов изготавливают украшения. Также отмершие кораллы используются в строительстве.

Украшение из кораллов

Класс Гидроидные

Этот класс включает мелких животных. Встречаются и в морских, и в пресных водных пространствах. Живу поодиночке или в колониях. Питаются более мелкими животными, так как имеют стрекательные клетки.

Гидроидные

Стадия полипа длиннее стадии медузы. Полипы ведут прикреплённый образ жизни на дне водоёма там, где сильный поток воды. Иногда передвигаются с помощью щупалец. Медузы гидроидных небольшие. Они свободно плавают в воде.

Самый известный представитель — пресноводная гидра. Это небольшое животное, которое ведёт малоподвижный образ жизни. На верхней части расположены щупальца. Подошвой прикрепляется к поверхности. С её же помощью может перемещаться.

Передвижение гидры

Диффузная нервная система позволяет отвечать на раздражение. Это раздражение может появиться из-за механического, химического и светового воздействия. Газообмен происходит через всю поверхность организма. Хищник, питается мелкими животными.

Пресноводная гидра

Развитие гидроидных происходит бесполым и половым путями. При бесполом размножении пресноводной гидры на материнском организме образуется почка, которая затем отделяется. Половое размножение происходит редко. Когда встречаются яйцеклетка и сперматозоид, происходит оплодотворение. Из зиготы образуется зародыш, который позже превращается во взрослую особь.

Почкование

Гидроидный полип способен восстанавливаться за счёт промежуточных клеток. Эта способность называется регенерация. Если разрезать гидру на несколько частей, то из каждой её части образуется новая особь.

К опасным ядовитым особям относятся крестовичок и португальский кораблик.

Крестовичок

Португальский кораблик — это особенное животное. Кажется, будто это единый организм, но самом деле это колония, которая включает полипов и медуз. Сходство достигается благодаря крупному пузырю на вершине, которое придаёт колонии подобие медузы.

Португальский кораблик

Класс Сцифоидные

Представители этого класса равноценно включают как стадию полипа, так и стадию медузы. У медуз размеры крупные, а у полипов — мелкие. Сцифоидные полипы живут поодиночке.

У сцифоидных медуз тело напоминает купол. Рот расположен на нижней стороне. Вокруг него расположены многочисленные щупальца. Для сцифоидных медуз характерны видоизменения щупалец: в них расположены светочувствительные глазки и статоцисты — органы, отвечающие за равновесие.

Сцифоидные медузы

Обитают в морских пространствах. Наиболее известные представители: цианея и аурелия. Арктическая цианея является самой большой медузой в мире. Купол вырастает до двух метров, а щупальца — до двадцати метров. Несмотря на громадные размеры, цианея не опасна для человека: её яд способен вызвать только сыпь.

Аурелия

Класс Коралловые полипы

Этот класс включает только полипы без стадии медузы. Они могут жить поодиночке или в колониях. Ведут прикреплённый или малоподвижный образ жизни на дне.

Коралловые полипы

Имеют скелет, который и образует коралловые рифы и атоллы. Скелет полипаможет быть построен из карбоната кальция или кремнезёма. У некоторых кораллов нет скелета, поэтому они мягкие. Обычно кораллами называют скелет полипа, а не его самого. В ювелирном деле используют скелеты отмерших полипов.

Коралловые рифы — уникальная экосистема для населяющих их растений и животных. Значение коралловых рифов огромно. Кораллы обеспечивают защиту для их жителей. Некоторые кораллы и вовсе вступают в симбиотические отношения с водорослями, которые обеспечивают их органическими веществами.

Коралловые полипы — хищники, и ловят проплывающую добычу с помощью длинных щупалец. Крупные представители могут питаться даже мелкой рыбой.

Обычно полипы не способно размножаться половым путём, но не в случае с этим классом. Они способны размножаться и половым, и бесполым способом. Жизненный цикл полипа включает одну стадию — стадию полипа.

Представителями являются кораллы и актинии.

Кораллы

В отличие от кораллов, актинии лишены твёрдого минерального скелета. Функцию опоры берёт на себя кишечная полость, внутри которой создаётся давление. Это поддерживает форму актиний.

Актинии

Актинии живут в симбиозе с раками-отшельниками. Эти коралловые полипы селятся на раковине рака и разрастаются. Актинии защищают стрекательными клетками рака от хищников, а он перемещает их в новые места. Их симбиоз достиг такого уровня, что у рака выработался иммунитет к ядовитым веществам актиний. Он способен без вреда для здоровья поедать пищу, которая заражена ядом коралловых полипов.

Актиния и рак-отшельник

Мир животных

Последнее изменение: Суббота, 6 мая 2017, 20:24 Пропустить Навигация Пропустить Специальные возможности Пропустить Контакты

Page 2

Пропустить Навигация

  • В начало
    • Страницы сайта
      • Теги
      • Календарь
      • Новости сайта
    • Курсы

      • Региональные ЦОР
        • Детский технопарк “Кванториум”
          • IT квантум
          • VR/AR квантум
          • Промробоквантум
          • Энерджиквантум
          • Наноквантум
          • Хайтек
          • Математика
          • Английский язык
          • Шахматы
        • Русский язык

        • Математика

        • Иностранный язык

          • Английский язык
          • Французский язык
          • Немецкий язык
        • Информатика

        • История и обществознание

        • Химия

        • Физика

        • Начальная школа

          • Русский язык
          • Математика
          • Окружающий мир
          • Внеклассное чтение
          • Иностранный язык
          • Информатика
          • Умники и умницы
        • География

        • Литература

        • Биология

        • Дополнительное образование

        • Технология

        • Основы безопасности жизнедеятельности

      • ЦОР ОО

        • Волжский район
          • МОУ “СОШ № 10
          • МОУ “СОШ №11”
          • МОУ “Лицей прикладных наук”
          • МОУ “СОШ №8”
          • МАОУ “Гимназия № 4”
        • Заводской район

          • МБОУ Лицей № 15
          • МОУ “Гимназия №58”
          • МОУ “СОШ №23”
          • МОУ “СОШ № 5”
          • МОУ “Гимназия № 5”
          • ГБУ ДО “ДПМ”
          • МКУ ДО “ЦВР”
          • МУДО “Центр дополнительного образования”
          • ГБУ ДО “Региональный центр допризывной подготовки …
        • Кировский район

          • МОУ “СОШ №71”
          • МОУ “СОШ №73”
          • МОУ Гимназия № 31
          • МОУ “СОШ № 93”
          • МОУ “Прогимназия № 237 “Семицветик”
          • МОУ «СОШ № 51»
          • ЛМИ
          • МОУ “СОШ № 67”
          • МОУ “ООШ № 14”
          • МАУДО «ЦДТ»
            • ПК “Восход”
            • ПК “Дельта”
            • КВР “Островок”
            • ПК “Ромашка”
            • ПК “Ровесник”
            • ПК “Дружба”
            • ПК “Смена”
            • ПК “Факел”
            • ПК “Юность”
            • Краткосрочные программы
          • МКУ ДО “ЦТДиМ”

          • Лицей “Солярис”

          • ГА ПОУ СО “СТПТиАС”

        • Ленинский район

          • МОУ “Гимназия №89”
          • МОУ “СОШ №46”
          • МОУ “СОШ №55”
          • МАОУ “Лицей № 36”
          • МОУ “СОШ № 76”
          • МОУ “СОШ №63 с УИП”
          • МОУ “СОШ №41”
          • МОУ “СОШ № 103”
          • МОУ “СОШ № 48”
          • МОУ «СОШ №57″
          • МОУ “СОШ № 49”
          • МАОУ “Гимназия №108”
          • МОУ “СОШ №52”
          • МБЛ
          • МУ ДО “Центр детского творчества”
          • МОУ “Лицей 56”
          • МБЛ
            • Олимпиада_Физика
            • Олимпиада_Информатика и ИКТ
            • Олимпиада_Математика
        • Октябрьский район

          • МАОУ “Лицей №62”
          • МАОУ “Лицей №3”
          • Гимназия № 1
          • МОУ “СОШ № 45”
          • МАУ ДО “Центр дополнительного образования для детей”
        • Фрунзенский район

          • МОУ “СОШ №18”
          • МАОУ “Гимназия № 3”
          • МОУ СОШ № 1
          • ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»
          • МАУДО “ДТДиМ”
          • МАДОУ “ДС № 236 Лукоморье”
          • МУДО “Детско-юношеский центр”
          • МУДО “Центр детского творчества”
        • ОУ городского подчинения и ГБУ

          • МАОУ “ЛГН”
          • МОУ “Гимназия №2”
          • Ассоциация попечителей образования
          • МАОУ “Физико-технический лицей № 1”
          • ЛИЕН
          • МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото…
          • МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
        • Саратовская область

          • Александрово – Гайский район
            • МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско…
            • МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области
            • МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс…
          • Аткарский район

            • МОУ – СОШ №1 г. Аткарска
            • МОУ – СОШ №3 г. Аткарска
            • МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района
            • МАУ ДО “Центр детского творчества города Аткарска …
          • Балаковский район

            • МАОУ Гимназия № 1
            • МАОУ Гимназия №2 г.Балаково
            • МАОУ “СОШ №2”
            • МАОУ “ООШ № 10” г. Балаково
            • МАОУ СОШ №13 г. Балаково
            • МАОУ “СОШ №16”
            • МОУ “СОШ №19”
            • МАОУ СОШ № 26
            • СОШ № 28
            • МАОУ “ООШ с. Еланка”
            • МАУДО ЦДО г. Балаково
            • ГАПОУ СО БПТ
          • Балашовский район

            • МБУДО Центр “Созвездие” г. Балашов
          • Вольский район

            • МОУ “СОШ с. Черкасское”
            • МОУ “СОШ с. Терса”
            • МОУ “СОШ №11” г. Вольск
            • Гимназия № 1
            • ГАПОУ СО “Вольский педагогический колледж им. Ф.И….
            • МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»
          • Воскресенский район

            • МОУ “СОШ с. Воскресенское”
            • МОУ «СОШ с. Синодское»
          • Дергачевский район

            • МОУ СОШ № 1
            • МОУ “ООШ с. Верхазовка”
            • МОУ “СОШ п. Первомайский”
            • МОУ “СОШ с. Демьяс”
            • МОУ “СОШ № 2”
            • МУДО «Дом детского творчества»
          • Духовницкий район

            • МОУ “СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое”
            • МОУ “СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка”
          • Екатериновский район

          • Ершовский район

            • МОУ “СОШ №3”
            • МОУ “СОШ №5”
            • МОУ “СОШ № 2”
            • СОШ п.Учебный
            • МБОУ “Дом детского творчества”
          • Ивантеевский район

            • МОУ “СОШ с. Ивантеевка”
            • Гимназия
            • МУ ДО “Дом детского творчества”
          • Калининский район

            • ГАПОУ СО “КТА”
            • МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин…
            • МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс…
            • МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара…
            • МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»
            • МБОУ “СОШ с. Озерки”
            • МБОУ «СОШ с.Симоновка»
          • Красноармейский район

            • МБОУ СОШ № 2
            • МОУ “СОШ № 3”
            • МБОУ “СОШ № 11 с. Золотое”
            • МБУДО “ЦТОТД и М г.Красноармейска”
            • МОУ “СОШ № 8”
          • Краснокутский район

            • МОУ “СОШ №3”
            • МОУ “СОШ № 1”
            • МОУ “СОШ с.Логиновка”
            • МОУ – СОШ с. Лебедевка
            • МОУ – СОШ №2
          • Краснопартизанский район

            • МУ ДО “Районный Дом детского творчества р.п. Горный “
          • Лысогорский район

            • МБОУ “СОШ № 2 р.п. Лысые Горы”
            • МОУ “СОШ № 1 р.п. Лысые Горы”
            • МБОУ “СОШ с. Широкий Карамыш”
            • МБОУ “СОШ с. Большая Рельня”
            • МБУ ДО “ЦДОД” р.п. Лысые Горы
            • МБОУ “ООШ с. Юнгеровка”
            • МБОУ “СОШ с. Двоенки”
            • МБОУ “СОШ с. Атаевка”
            • МБОУ “СОШ с. Бутырки”
            • МБОУ “СОШ п. Яблочный”
            • МБОУ “СОШ п. Октябрьский”
            • МБОУ “СОШ с. Невежкино”
          • Марксовский район

            • МОУ СОШ с. Подлесное
            • МОУ “СОШ с. Павловка”
            • МОУ “СОШ с. Кировское”
            • МБОУ-СОШ №6 г. Маркса
            • МОУ – СОШ п. Осиновский
            • МОУ “СОШ c. Липовка”
            • МОУ – СОШ с. Баскатовка
            • МОУ – Лицей г. Маркса
            • МОУ “СОШ № 4” г. Маркса
            • МОУ СОШ с. Звонаревка
            • МОУ-СОШ с Орловское
            • МОУ – СОШ №1
            • МУ ДО – Центр внешкольной работы
          • Новобурасский район

            • МОУ «СОШ п. Динамовский
            • МОУ «СОШ с. Гремячка”
            • МОУ “СОШ №1”
            • с. Тепловка
          • Новоузенский район

            • МОУ СОШ № 8
            • МУ ДО “ДДТ г. Новоузенска”
          • Озинский район

            • МОУ «СОШ р.п. Озинки»
              • Метапредметный курс “Биология + Химия”
            • МОУ “СОШ п. Сланцевый рудник”

            • МОУ “Школа с. Новочерниговка”

            • МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

          • Перелюбский район

            • СОШ с. Иваниха
            • МБОУ “СОШ с. Н. Покровка”
            • МБОУ “СОШ с.Натальин Яр”
            • МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»
            • МБОУ “СОШ имени М.М. Рудченко”
          • Петровский район

            • МОУ СОШ № 8
            • МБОУ СОШ № 3
            • МБУ ДО “Детско-юношеский центр” г. Петровск
            • МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В…
            • МБУДО “ДОООЦ “ДЕЛЬФИН” г. Петровск
            • МБОУ “СОШ № 2”
            • МБОУ “ООШ № 5”
          • Питерский район

            • МУ ДО «Дом детского творчества»
          • Пугачевский район

            • МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»
            • МОУ СОШ с. Старая Порубёжка
            • МОУ “СОШ с. Заволжский”
            • МОУ “СОШ №2 г. Пугачева”
            • МОУ “СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен…
            • МБУ ДО “Центр развития творчества детей и юношеств…
          • Ровенский район

            • МБОУ “СОШ с. Скатовка”
            • МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»
          • Ртищевский район

            • МОУ “СОШ № 7”
            • СТЮТ г. Ртищево
          • Саратовский район

            • МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»
            • МОУ «СОШ с.Березина Речка»
            • МОУ «СОШ п. Дубки»
            • МОУ «СОШ с. Синенькие»
            • МОУ «СОШ р.п. Соколовый»
            • МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
          • Самойловский район

            • МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»
          • Советский район

            • МБОУ “СОШ №1” р.п. Степное
            • МБОУ “Лицей”
            • МБОУ-ООШ с. Розовое
            • МБОУ “СОШ р.п. Пушкино”
            • МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.
          • Татищевский район

            • МОУ “СОШ с. Сторожевка”
            • МОУ “СОШ с. Мизино-Лапшиновка
            • МОУ “СОШ с. Ягодная Поляна”
            • МОУ “Татищевский лицей”
            • МОУ “СОШ с. Вязовка”
            • МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;
            • МОУ “СОШ п. Садовый”
            • МОУ “СОШ с. Идолга”
          • Хвалынский район

            • МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска
            • МОУ ДО “ДДТ “Хвалынский”
              • Звуковая культура речи
              • Флористика
              • 3-д моделирование
              • ИКТ
              • Трудовое обучение(технический труд)
              • Краеведение
              • ИЗО
              • Лепка
              • Цветоводство
              • Лесничество
              • Брейк-данс
              • Волонтерство
              • Логика
              • Дизайн
              • Философия
              • Лесничество
            • п. Возрождение

            • МОУ “СОШ с. Апалиха

            • МОУ СОШ №2

              • Русский язык
              • Литература
              • История, обществознание
              • Математика
              • Информатика, физика, астрономия
              • Иностранный язык
              • Музыка
              • Химия, биология
              • Начальная школа
          • Энгельсский район

            • МОУ “СОШ №1”
            • МБОУ ООШ № 2
            • МОУ “СОШ № 3”
            • МБОУ «СОШ №4»
            • МБОУ «СОШ №9»
            • МБОУ «ООШ №10»
            • МОУ «СОШ №12»
            • МБОУ «СОШ №15»
            • МБОУ “СОШ №18”
            • МОУ “СОШ №19”
            • МБОУ « СОШ №20»
            • МОУ “СОШ № 21”
            • МБОУ «СОШ №24»
            • МОУ ООШ №26
            • МОУ “СОШ №30 им. П. М. Коваленко”
            • МБОУ «СОШ №32»
            • МБОУ «СОШ№33»
            • МОУ “СОШ №42”
            • МАУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи”
            • МОУ «СОШ п. Пробуждение»
            • МБОУ «СОШ с. Генеральское»
            • МОУ “СОШ “Патриот” с кадетскими классами”
            • МОУ «СОШ с.Заветное»
            • МОУ “ООШ с. Квасниковка”
            • МОУ «СОШ п. им. К Маркса»
            • МОУ «ООШ с. Ленинское»
            • МОУ «СОШ с.Широкополье»
            • МОУ «СОШ п.Бурный»
            • МОУ “СОШ с. Зеленый Дол”
            • МОУ «ООШ с. Титоренко»
            • МБОУ “СОШ с Красный Яр
            • ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
            • МБОУ “СОШ с. Старицкое”
            • МОУ “СОШ п. Коминтерн”
            • МОУ “СОШ с. Липовка”
            • МОУ “СОШ с. Шумейка”
            • МОУ «СОШ с.Воскресенка»
          • МОУ “СОШ №12 г. Шиханы”

          • Турковский район

          • ЗАТО “Светлый”

            • МУ ДО ЗАТО Светлый
            • МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева
            • МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»
          • Федоровский район

          • Балтайский район

            • МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района
        • СОИРО

          • Проект 2020
          • Проект 2019
          • КОНКУРС_2021
          • Семинар 7.10
      • Дистанционное обучение детей-инвалидов

        • О проекте
        • МЦДОДИ
        • Мероприятия для МЦДОДИ
      • О портале

      • Нормативные документы

      • Российские цифровые образовательные платформы

      • Видеоконференция

        • Создание видеоконференции
        • Конкурсы
      • Семинары

        • Семинар 7 октября 2021
        • Семинар 19-20.02.2021_Калининск
        • Семинар 18,19 декабря 2020
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]