Свертывание крови. переливание крови. группы крови – биология

mozok.click

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови - биология

Основные понятия и ключевые термины: ГРУППЫ КРОВИ. Переливание крови. СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.

Вспомните! Что такое кровь?

Знакомьтесь!

Карл Ландштейнер (1868-1943) – австрийский врач, иммунолог. В 1900 году К. Ландштейнер взял кровь у себя и у пяти своих сотрудников, отделил плазму от эритроцитов и смешал эритроциты с плазмой крови разных лиц.

По наличию или отсутствию склеивания эритроцитов в различных образцах разделил кровь на группы, которые в дальнейшем стали называть группами крови системы АВ0 (читается «А-Бэ-ноль»).

В 1930 году Ландштейнеру была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытие групп крови человека»

СОДЕРЖАНИЕ

По каким признакам различают группы крови?

ГРУППЫ КРОВИ – это наследственные признаки крови, которые не изменяются в течение жизни человека. В 1901 году, когда К. Ландштейнер опубликовал результаты своих исследований, началось открытие систем групп крови. Сегодня их известно уже более тридцати: система АВ0, резус-система, системы Даффи, Льюис, Лютеран, Келл, Кидд и др.

Группы крови по системе АВ0 определяются наличием в эритроцитах антигенов А и В и соединений плазмы крови -антител а и р. По комбинации этих веществ выделяют 4 группы крови: I (0) – нет антигенов А и В, но есть антитела а и Р; II (А) – содержит антигены А и антитела Р; III (В) – имеет антигены В и антитела а; IV (АВ) -антигены А и В, антител а и Р

нет. Склеивание (агглютинация) эритроцитов происходит в результате реакции антиген-антитело, т. е. когда антиген А встречается с антителами а, а антигены В – с антителами р.

По статистике, самой распространённой является I (0) группа крови (33,5 % населения), а наименее распространённой – IV (АВ) (5 % населения). Деление людей с определённой группой крови по системе АВ0 имеет свои отличия в разных странах. Так, среди украинцев распространённой является вторая группа (А) – 40 %. Далее следуют I (0) -37 %, III (В) – 17 %, IV (АВ) – 6 %.

По резус-системе выделяют две группы крови: резус-положитель-ную и резус-отрицательную. В эритроцитах большинства людей (85 %) содержится антиген, впервые обнаруженный К. Ландштейнером и Р.

Винером в 1940 году в крови обезьян макак (Macacus rhesus), и поэтому названный резус-фактором. Отсутствие его обнаружено у 15 % людей.

По его наличию или отсутствию кровь называют резус-по-ложительной (Rh+жровь) или резус-отрицательной (Rh'-кровь). 

Если

Rh+-KpoBb перелить человеку с Rh“-Kpo-вью, то у него образуются Rh-антитела и возникает резус-конфликт.

Повторное введение такому человеку Rh+жрови может привести к склеиванию эритроцитов и тяжёлым осложнением. Резус-фактор имеет значение не только при переливании крови, но и во время беременности.

Если у Rh'-женщины формируется R^-плод, то его кровь приводит к образованию в крови матери Rh-антител.

Итак, группу крови определяют по наличию или отсутствию в эритроцитах и плазме определённых антигенов и антител.

Каковы современные принципы переливания крови?

Переливание крови – операция, заключающаяся в переносе в организм определённого количества крови или её компонентов. Переливание крови осуществляют в случае больших потерь крови, некоторых заболеваний и т. п. Человек, который даёт кровь, называется донором, а тот, который получает, – реципиентом.

Люди с I (0) группой крови теоретически универсальными донорами, а люди с IV (АВ) – универсальными реципиентами. У взрослого человека без ущерба для его здоровья можно взять 200 мл крови. Донорскую кровь консервируют, добавляя специальные вещества, предотвращающие её свертывание.

Такую кровь можно хранить длительное время.

Переливание крови, согласно современным рекомендациям, осуществляется с учётом определённых положений: а) для переливания используют только одногруппную кровь; б) в некоторых случаях человек с IV (AB) группой крови может стать «универсальным донором» плазмы, поскольку в его крови нет антител; в) не следует

пользоваться кровью одного и того же донора во время повторного переливания, потому что обязательно произойдет иммунизация в одной из систем; г) лучшим донором является человек, который сам для себя может сдать кровь (заранее). Сегодня для переливания используют цельную кровь (реже), компоненты крови (эритроцитарная масса, лейкоцитарная масса, тромбоцитарная масса, плазма), кровезаменители (полиглюкин, желатиноль, солевые растворы и др.).

Итак, правильное определение группы крови жизненно важно для человека, который нуждается в переливании крови, так как несовместимость групп крови донора и реципиента может привести к свёртыванию крови и смерти больного.

Каковы основные этапы свёртывания крови?

СВЁРТЫВАНИЕ КРОВИ – защитная реакция организма, которая предупреждает потерю крови при повреждении сосудов. В процессе свёртывания крови принимают участие белки, витамины (витамин К), соли кальция и т. п. Свёртывание крови начинается через 1-2 мин после начала кровотечения и заканчивается образованием тромба через 3-5 мин.

В процессе свёртывания крови выделяют три основных этапа. На первом этапе разрушаются тромбоциты и высвобождается тромбопластин. Во время второго этапа растворённый в плазме крови протромбин под действием тромбопластина и ионов кальция превращается в тромбин.

Третий этап свёртывания крови связан с преобразованием растворимого в плазме крови фибриногена в нерастворимый волокнистый белок – фибрин.

Нити фибрина переплетаются, между ними задерживаются клетки крови, формируется кровяной сгусток который плотно закупоривает рану и прекращает кровотечение.

Процесс образования фибрина уравновешивается образованием определённого количества фибринолизина, растворяющего тромбы. Кроме того, в организме человека существует и противосвёртывающая система, основой которой является гепарин (соединение, образуемое специальными клетками многих органов, в частности печени и лёгких).

Итак, в организме человека функционируют системы свёртывания крови (фибрин), противосвёртывающая (гепарин) и фибринолитическая (фибринолизин), что является проявлением защитных реакций, направленных на сохранение объёма жидкостей внутренней среды.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Самостоятельная работа с иллюстрациями

Группу крови по системе АВ0 определяют с помощью метода стандартных сывороток II и III групп. На тарелку наносят каплю крови каждой из групп, с помощью пипетки добавляют по капле ис-

следуемой крови. По отсутствию или наличию склеивания в каплях сыворотки определите группу крови для каждого из четырёх вариантов. Применив знания об определении групп крови по системе АВ0, объясните результаты.

Условные обозначения: (^) – отсутствие агглютинации; (^) – агглютинация; ^3 – группа крови, которую определяют.

Биология + Психология

Знаете ли вы, что японцы при знакомстве часто спрашивают: «Какая у вас группа крови»? По мнению японцев, группа крови определяет индивидуальные особенности каждого человека. Так, японский учёный Масахико Номи написал книгу «Вы таковы, какова ваша группа крови», в которой доказал взаимосвязь основных черт характера человека с его группой крови. Вот отрывки из этой книги:

«I группу крови имеет человек, который стремится всегда быть лидером. Если он поставит себе цель, то будет за неё бороться, пока не достигнет. Умеет выбирать направление, чтобы двигаться вперёд. Верит в свои силы, не лишен эмоциональности. Однако у него есть и слабости: он очень ревнив, суетлив, чрезмерно амбициозен.

II группу крови имеет человек, который любит гармонию, спокойствие и порядок. Такие люди хорошо сотрудничают с другими людьми, они чувствительны, терпеливы и доброжелательны. Их слабости – упрямство и неспособность расслабляться.

III группы крови имеет человек-индивидуалист, склонен делать так, как ему нравится. Он легко приспосабливается, гибок, имеет хорошо развитое воображение. Однако желание быть независимым часто является чрезмерным и превращается в слабость.

IV группы крови у спокойных и уравновешенных, их люди обычно любят и чувствуют себя хорошо рядом с ними. Владельцы этой группы крови умеют развлекать, тактичны и справедливы к окружающим. Но иногда они бывают очень резкими, кроме того, долго колеблются, когда принимают решение…»

А какая у вас группа крови?

Читайте также:  Отделы: хвощевидные и плауновидные. вымершие папоротникообразные - биология

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка Вопросы для самоконтроля
1 – 6 1. Что такое группы крови? 2. Назовите основные системы групп крови. 3. Что такое переливание крови? 4. Какие люди теоретически являются универсальными донорами, а какие – универсальными реципиентами? 5. Что такое свёртывание крови? 6. Какое значение имеет свёртывание крови?
7 – 9 7. По каким признакам различают группы крови? 8. Назовите современные принципы переливания крови. 9. Назовите основные этапы свёртывания крови.
10 – 12 10. Почему у здорового человека кровь в сосудах не свёртывается?

Это материал учебника Биология 8 класс Соболь

Источник: https://mozok.click/1566-gruppy-krovi-perelivanie-krovi-svertyvanie-krovi.html

Технологическая карта урока по биологии по теме «Свёртывание крови. Группы крови. Переливание крови»

Тема: Свёртывание крови. Группы крови. Переливание крови.

Цель урока:Сформировать понятие о группах крови, резус-факторе человека. Рассмотреть механизм свертывания крови и принцип переливания крови.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с группами крови человека; дать общую характеристику группам крови, выявить их особенности; рассмотреть принцип переливания крови;

Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу учащихся; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение учащихся в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; продолжить формирование навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе, эмоционально-ценностное отношение к живой природе и собственному здоровью; формировать понятия о необходимости соблюдения правил поведения при выполнении лабораторной работы.

Формирование УУД

Личностные УУД:

осознавать необходимость изучения крови;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию учебного материала;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу класса;

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

развитие навыков работы с лабораторным оборудованием.

Регулятивные УУД:

сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) и

оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;

продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;

Познавательные УУД:

извлекать информацию о группах крови и принципах её переливания, механизме свёртывания крови и его значимости;

сформировать умение ориентироваться в учебнике, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал и использовать нужную информацию;

сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;

сформировать умение индивидуальной работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;

объяснять значения новых слов.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

– механизм свёртывания крови и его значимость.

уметь:

– характеризовать  группы крови;

– описывать механизм свёртывания крови;

– доказывать значимость переливания и свёртывания крови в жизни человека;

– доказывать необходимость учёта резус-фактора в переливании крови;

– давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.

Личностные:

– формируется экологическая культура кадет: осознание ценности собственной жизни и ответственного отношения к здоровью;

– саморазвитие и самообразование кадет, восприятие научной картины мира;

– ответственно относятся к выполнению учебных задач и к работе с лабораторным оборудованием;

– демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

– ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

– выдвигают простейшие гипотезы;

– выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

– работают с информацией и преобразуют её;

– находят причинно-следственные связи;

– оценивают свою работу и работу своих одноклассников;

– владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Тип урока: освоения новых знаний.

Методы:проблемно-поисковый; дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение)

Дополнительные:

– словесные (беседа, диалог);

– наглядные (работа с рисунками, схемами);

– практические (составление схем, поиск информации);

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Применяемые технологии обучения: здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, учебник, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, видеоматериал, лабораторные листы.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii_po_teme_sv_174811.html

Свертывание крови. Группы крови, кроветворение

1. Механизм свертывания крови

Гемокоагуляция – свертывание крови 

Через 3-4 минуты после травмы кровь начинает свертываться. К 5-6 минуте в норме на месте повреждения сосуда должен образоваться студневистый сгусток – тромб.

Свертывание крови происходит как при внешнем травмировании стенки сосуда, так и при повреждении ее внутренней стенки (интимы) например при атеросклерозе.

В основе свертывания крови лежит изменение физико-химического состояния содержащегося в плазме крови белка – фибриногена, переходящего из растворимой формы в нерастворимую – фибрин.

Фибрин образует сети из длинных тонких нитей. В петлях этой сети задерживаются форменные элементы крови и образуют сгусток.

Кровь, из которой удален фибриноген, называется дефибринированной.

Основоположником современной ферментативной теории свертывания крови является профессор Шмидт (1872).

Свертывание крови протекает пофазно:

Предфаза свертывания крови. В это время происходит адгезия и агрегация тромбоцитов на поврежденной стенке сосуда. При этом тромбоциты разрушаются, выделяя I фактор свертывания крови – тромбоцитарный фактор.

Под действием тромбоцитарного фактора образуется тканевой тромбопластин. Для этого необходимо наличие ионов кальция.

Под действием тканевого тромбопластина из имеющегося всегда в плазме крови протромбина образуется тромбин.

Под действием тромбина, фибриноген, всегда имеющийся в плазме, переходит в нерастворимую форму – фибрин (в виде нитей).

Послефаза свертывания крови. После образования фибрина формируется сгусток. В самом начале он блестящий, влажный и подвижный. Затем наступает ретракция кровяного сгустка (сжатие его и выдавливание из него сыворотки, уменьшение его и высыхание). Сгусток становится ломким. Затем происходит фибринолиз (рассасывание тромба) и восстановление просвета сосуда.

Нейрогуморальная регуляция свертывания крови.

Сильная боль, страх, гнев сопровождаются выбросом адреналина. При этом ускоряется процесс свертывания крови. При возбуждении вагуса (блуждающего нерва) свертываемость крови повышается.

2. Группы крови. Переливание крови.

Деление крови на группы основано на наличие на эритроцитах специальных белков агглютиногенов и наличие в плазме крови белков – агглютининов.

Агглютиногены бывают двух видов: А и В;

Агглютинины также бывают двух видов: a и b.

Одноименные агглютиногены и агглютинины при встрече вызывают склеивание (агглютинацию), поэтому они не должны встречаться в крови.

На этом основан принцип деления крови на группы (АВ0 – система – имеется у человека и макаки):

Таблица 6. Группы крови системы АВ0 у человека

Группа крови Агглютиногены эритроцитов Агглютинины плазмы крови
I a, b
II А b
III В a
IV А, В

Определяют группу крови при помощи стандартных сывороток крови разных групп.

Переливание крови.

Классически считается, что I-ю группу крови можно переливать в кровь любой группы, т.к. ее эритроциты не содержат агглютиногенов. Люди с I-ой группой крови – универсальные доноры.

II-ю группу крови можно переливать только во II-ю или в IV-ю.

III-ю группу – только в III-ю и в IV-ю.

IV-ю группу только в IV-ю. Зато в нее можно переливать кровь любой группы, т.к. она не содержит агглютининов в плазме. Люди с IV-ой группой крови являются универсальными реципиентами.

У людей, кроме АВ0-системы, существуют также резус-система (Rh-система) и Mn-система.

Резус-система была впервые открыта у макаки-резус. По ней все люди делятся на резус-положительные (Rh+) – их 85%, и резус-отрицательные  (Rh-) – их 15%.

На эритроцитах резус-положительной крови имеется белок, называемый резус-фактором. На эритроцитах резус-отрицательной крови имеется белок антирезус-фактор. При встрече эритроцитов с резус-фактором с эритроцитами с антирезус-фактором, возникает их склеивание.

Читайте также:  Плоды - биология

У животных нет ни АВ0-системы, ни резус-системы.

У крупного рогатого скота различают 12 систем крови;

У овец – 7 систем;

У лошадей – 10 систем;

У свиней – 14 систем;

У кур – 12 систем.

3. Кроветворение

Кроветворение, или гемопоэз – процесс, состоящий из серии клеточных дифференцировок, которые приводят к образованию зрелых форменных элементов крови. У плодов млекопитающих гемопоэз происходит в печени. К концу эмбрионального периода центральным органом, осуществляющим гемопоэз становится красный костный мозг.

Процесс кроветворения условно подразделяется на:

Эритропоэз – процесс образования эритроцитов;

Лейкоцитопоэз – процесс образования лейкоцитов и

Тромбоцитопоэз – процесс формирования тромбоцитов.

Эритропоэз.

Предшественниками эритроцитов являются клетки красного костного мозга. Поскольку главным составляющим эритроцитов является гемоглобин, для нормального эритропоэза необходимо Fe. Суточная его потребность составляет 20-25 мг.

Также для образования эритроцитов необходима фолиевая кислота и витамин B12, которые способствуют синтезу глобина.

Витамин С и витамин В6 активируют синтез железосодержащей части молекулы гемоглобина (гема), а витамин В2 участвует в образовании липидной стромы эритроцита.

В своем развитии эритроциты проходят несколько стадий:

В красном костном мозге:

Бластные (стволовые) клетки – недифференцированные клетки красного костного мозга;

Проэритробласт;

Макробласт;

Полихроматофильный эритробласт;

Нормобласт;

Ретикулоцит;

В периферической крови ретикулоциты течение нескольких часов созревают до нормоцитов или зрелых безядерных эритроцитов.

Общая продолжительность эритропоэза составляет 5-6 дней.

В норме в периферической крови содержится 1-10% ретикулоцитов, что служит показателем эритропоэза. Скорость его может возрастать в несколько раз при обильных и быстрых кровопотерях, при гипоксии.

Образование эритроцитов протекает при участии эритропоэтина – гормона гликопротеиновой природы который ускоряе синтез гемоглобина.

Эритропоэтин синтезируются почками и, в небольшом количестве, печенью и слюнными железами.

Эритроциты живут относительно недолго, в среднем около 120 дней. У отдельных видов животных продолжительность жизни эритроцитов может быть больше или меньше этого значения.

Например, у лошади эритроциты замещаются новыми через 100 дней, у КРС – 120-160 дней, у овцы – 130, у кролика 45-60 дней.

Разрушенные эритроциты выводятся из организма, а распавшийся на гем и глобин гемоглобин используется для  синтеза новых молекул.

Лейкоцитопоэз.

Установлено, что лейкопоэз прямо зависит от количества лейкоцитов в крови: чем их больше распадается, тем больше образуется. Стимулирующее влияние на лейкопоэз оказывают нуклеиновые кислоты, гормоны гипофиза. Лейкоцитопоэтины ускоряют дифференциацию лейкоцитов. Местом разрушения лейкоцитов является слизистая оболочка пищеварительного тракта и ретикулярная ткань.

Процесс образования в крови гранулоцитов (нейтрофилов, эозинофилов, базофилов) называется гранулоцитопоэзом.

Гранулоциты являются полностью дифференцированными клетками. Их продолжительность жизни составляет: в костном мозге – 10 дней, в крови – 10 часов, в тканях – 5-9 часов.

Гранулоцитопоэз начинается в красном костном мозге. Из стволовых недифференцированных клеток костного мозга (миелобластов) формируются промиелоциты, которые дают начало миелоцитам (формируют своеобразное депо в костном мозге).

Из миелоцитов, которые в норме не должны выходить из костного мозга в кровяное русло, развиваются юные нейтрофилы (также не выходят в кровь в норме) и функционально зрелые палочкоядерные и сегментоядерные нейтрофилы. Зрелые нейтрофилы накапливаются в костном мозге, фиксируются на стенках кровеносных сосудов (краевые клетки) и циркулируют в периферической крови.

При возникшей повышенной потребности в гранулоцитах (стресс, воспаление) вначале мобилизируются краевые клетки, а затем резервы из депо крови в костном мозге.

Агранулоцитопоэз.

Моноциты образуются также из стволовых клеток красного костного мозга (миелобластов), которые дают начало монобластам, а затем промоноцитам, сохраняющим способность к делению. Из промоноцитов формируются моноциты, которые покидают костный мозг в виде моноцитов, проходят через кровь в ткани, где созревают и становятся свободными или связанными макрофагами (гистиоцитами).

Лимфоциты имеют различное происхождение и развитие. Их клеткой-предшественником также является миелобласт костного мозга. Часть миелобластов попадает в тимус, где из них в течение нескольких дней образуются Т-лимфоциты. Т-лимфоциты разносятся кровью по лимфоидным органам, где они преобразуются в Т-хелперы, Т-супрессоры, Т-киллеры и в мелкие клетки Т-памяти.

Другая часть миелобластов заносится в сумку фабрициуса у птиц или в ее гомологи (пейеровы бляшки, солитарные фолликулы, миндалины) у млекопитающих.

Из них при взаимодействии организма с антигеном и при помощи Т-хелперов, путем активного деления формируются В-лимфоциты.

Последние следуют в лимфоидные органы и превращаются в неподвижные плазматические клетки, которые синтезируют иммуноглобулины (антитела).

Тромбоцитопоэз – процесс производства организмом тромбоцитов.

Физиологическим регулятором тромбоцитопоэза являются тромбоцитопоэтины. В зависимости от места образования и механизма действия различают тромбоцитопоэтины короткого и дальнего действия.

Первые образуются в селезенке и стимулируют выход тромбоцитов в кровь. Вторые содержаться в плазме крови и стимулируют образование тромбоцитов в костном мозгу. Особенно сильно тромбоциты вырабатываются после кровопотерь.

Спустя несколько часов число их может удвоиться.



Источник: http://biofile.ru/bio/18870.html

Методы определения групп крови и резус-фактора. Совместимость, переливание и наследование детьми

Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови — агглютининов α и β. Исходя из их комбинаций выделяют четыре группы крови. Самая популярная классификация по системе AB0.

Таблица группы крови
Группа крови Характеристика
I (0) На оболочке эритроцитов нет агглютиногенов A и B, в плазме крови определяются α и β агглютинины.
II (A) Мембрана эритроцита несет агглютиноген A, а сыворотка крови агглютинин β.
III (B) На мембране красных кровяных телец находится агглютиноген B, в плазме – агглютинин α.
IV (AB) На оболочке эритроцита есть оба агглютиногена, и нет агглютининов.

Группы крови и их определение

Чтобы узнать какая будет группа крови у ребенка, нужно сначала определиться с геномом родителей.

Группы крови по системе AB0 определяются тремя генами A, B, 0. Следовательно, наследственная информация может кодироваться шестью вариантами сочетаний генов: AA, A0, AB, B0, BB, 00. Гены A и B являются доминантными и в сочетании с 0-геном, проявляются именно они.

Основные закономерности наследования групп крови:

  1. Если оба родителя обладатели первой группы, то ребенок родится без агглютиногенов A и B.
  2. У супругов с четвертой группой дети могут получить II, III или IV группу, но никогда не будут носителями агглютининов.
  3. Нельзя заранее предугадать группу крови ребенка от родителей с II, III группой.

Переливание крови

В медицинской практике встречается ряд заболевания, при которых жизнь пострадавшему можно спасти только путем переливания крови: острые кровопотери, инфекционные заболевания, шоковые состояния. Могут проводить переливание крови при низком гемоглобине.

Процедуру назначают при его значительном снижении (до 60г/л). Во время гемотрансфузии быстро увеличиваются содержание Hb, железа, и самочувствие больного значительно улучшается.

Но процесс переливания крови имеет много сложностей и это довольно опасная процедура, она должна проводится только в условиях стационара опытным трансфузиологом.

Человек, от которого берут кровь для трансфузии, называется донором, а тот, кто принимает кровь, является реципиентом. Во избежание осложнений во время трансфузии нужно перед процедурой тщательно исследовать кровь реципиента.

При переливании крови, совместимость проверяется трижды

Читайте также:  Особенности внутреннего строения и происхождение пресмыкающихся, Биология

Группа крови и резус фактор всегда определяются при госпитализации больного, нуждающегося в переливании крови.

Гемотрансфузия несовместимой крови может закончиться летальным исходом.

Поэтому перед началом переливания, кровь донора и реципиента неоднократно проверяют на групповую принадлежность, затем проводят индивидуальную и биологическую пробу на совместимость.

Во время индивидуальной пробы кровь донора и реципиента смешивают отдельно на планшете и наблюдают за ее состоянием. Если через 5 минут агглютинация не произошла можно переходить к пробам.

Следующий этап – биологическая проба, когда кровь вводят непосредственно пациенту. Сначала переливают примерно 10 мл крови и наблюдают за состоянием больного 3 минуты, если патологической реакции на трансфузию нет, снова повторно вводят 10 мл крови и ожидают 3 минуты. Повторяют процедуру три раза. Только после этого проводят гемотрансфузию.

Переливание в зависимости от групп

Таблица переливания крови по группам
Группа
реципиента
Группа донора
I (0) II (A) III (B) IV (AB)
I (0) +
II (A) + +
III (B) + +
IV (AB) + + + +
«-» агглютинация, кровь несовместима;
«+» отсутствие агглютинации, переливание возможно.

I(0) группу крови можно переливать всем людям – человек с данной группой крови универсальный донор. Обладатели IV(AB) группы крови – универсальные реципиенты, могут принимать кровь от всех доноров.

Существуют станции переливания, где происходит забор крови, ее заготовка и переработка. Ценными донорами являются люди с IV группой – это самая редкая группа крови, определяется у 6% людей (еще реже определяется IV группа с отрицательным резусом). Самая распространённая группа крови — первая (у 40% жителей).

Обязательно при переливании крови и определении совместимости следует учитывать резусную принадлежность!

Как узнать группу крови? Сделать это можно в медицинских учреждениях, где врач, пользуясь специальными методиками, установит групповую принадлежность крови.

Может ли в течении жизни поменяться группа крови? Определенно нет. Группа крови закладывается на генетическом уровне, передается от родителей и поменяться в ходе жизнедеятельности не может.

Для определения группы используют в основном два способа: метод определения по стандартным сывороткам или с цоликлонами.

Определения группы крови с цоликлонами

Цоликлоны – это раствор моноклональных антител к антигенам, которые размещены на оболочке эритроцитов. Генная инженерия дала возможность синтезировать вещество в искусственно созданных условиях с использованием мышей. Животным вводят специальный антиген, а после из брюшной полости добывают скопившуюся жидкость, где находятся нужные антитела.

Цоликлоны для определения групп крови бывают трех типов: анти-А (красная жидкость), анти-В (синяя) и анти-D (прозрачная).

Кабинет исследователя нужно обеспечить хорошим освещением, а температуру поддерживать от 15 до 25°С выше ноля.

Нельзя брать для исследования цоликлоны с неплотно закрытой крышкой, потому что после испарения жидкости активность антител снижается. Если на дне флакона образовались хлопья, то такой реагент нужно заменить, иначе результат будет ложным.

Кровь чаще используется капиллярная, берут ее из пальца (около 5мл) непосредственно перед процедурой определения группы крови.

Реагенты смешивают на специальном белом планшете, где ячейки подписывают соответственно: А, В, D.

В каждую из них помещают каплю цоликлона (0,1мл) и рядом располагают капли крови (отдельной пипеткой для каждой ячейки) в соотношении 10:1.

За смешанными реагентами наблюдают около 3 минут, при этом немного покачивая планшет. Реакция агглютинации видна невооруженным глазом, а если ее нет, образуется однородная капля красного цвета.

Чтобы узнать резус-фактор, в ячейку с подписью D наносят каплю соответствующего реагента и немного меньше крови, если наблюдается агглютинация – кровь резус положительная, если осадок не образовался – резус-отрицательная.

Определение группы крови стандартными сыворотками

Способ определения группы крови со стандартными сыворотками более трудоемкий. Применяются стандартные сыворотки групп крови (0, A, B), которые помещают в ячейки планшета (по 0,1мл).

Кровь при помощи разных уголков предметного стекла переносят на планшет и смешивают реагенты.

Спустя 5 минут прибавляют по капле физиологического раствора, ожидают еще 3 минуты и проводят анализ полученного результата.

  • Если агглютинации нет в трех ячейках – это первая группа;
  • если есть осадок в каплях крови первой и третей ячейки – это вторая группа;
  • если наблюдается агглютинация в первой и второй ячейках – это третья группа;
  • агглютинация во всех каплях происходит при добавлении четвертой группы.

Определение резус-фактора

Резус-фактор – это белок-антиген, который размещен на оболочке эритроцитов. Он не имеет связи с группами крови человека и не меняется ни с течением времени, ни под действием окружающей среды. Имеют резус-фактор примерно 85% жителей земли – их резус положительный, если он отсутствует – резус будет отрицательный.

Может ли быть у ребенка отрицательный резус, если у родителей положительный?

В случае, когда оба супруга обладатели положительного резус-фактора, возможность рождения малыша с отрицательным резусом вполне допустима.

Наследование этого признака подчиняется законам генетики и у гетерозиготных особей в первом поколении в 25% случаев может родиться ребенок гомозиготный по рецессивному гену (Rh -).

Но если родители отрицательны по резус-фактору, малыш никогда не будет положительным.

Чтобы узнать, какой резус будет у ребенка, нужно исследовать генотип родителей. Узнав, как закодирован признак, можно с помощью законов наследования Менделя просчитать возможность рождения ребенка с отрицательным или положительным резус-фактором.

Таблица наследуемой от родителей группы крови у ребенка
D – резус-фактор положительный;
d – резус-фактор отрицательный.
Гаметы DD Dd dD dd
DD Rh + (DD) Rh + (DD, Dd) Rh + (DD, Dd) Rh  + (Dd)
Dd Rh + (DD, Dd) Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh – (dd) 25% Rh + (Dd) 50%

Rh – (dd) 50%

dD Rh + (DD, Dd) Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
dd Rh  + (Dd) Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh – (dd)

Присутствие резусного антигена в эритроцитах или его отсутствие никак не отображается на качестве жизни, интеллекте, физическом развитии. Проявляется он лишь во время беременности резус отрицательной женщины малышом, который унаследовал положительный резус.

Иммунные клетки матери принимают фактор малыша за вредоносного агента и продуцируют антитела к эритроцитам ребенка, при несвоевременном исследовании и установлении диагноза наступает резус-конфликт, который угрожает жизни плода.

Чтобы предотвратить угрожающее состояние, необходимо во время планирования беременности выяснить резус принадлежность супругов и определить риск развития конфликтной ситуации.

Таблица совместимости резус-факторов
Резус-фактор отца Резус-фактор матери Резус-фактор ребенка Развитие резус-конфликта
Rh + Rh + Rh может быть в 75% со знаком «+», а в 25% со знаком «-» Не развивается
Rh + Rh – Ребенок может унаследовать как Rh + (50%), так и Rh – (50%). Развитие конфликта при наследовании +
Rh – Rh + Rh +, – наследуются с равной вероятностью (50%). Не развивается
Rh – Rh – Ребенок всегда наследует отрицательный резус. Не развивается

Женщинам с группой крови, отрицательной по резус-фактору, при беременности нужно регулярно назначать анализы для выявления титра антирезусных антител. Когда титр поднимается выше 1:4 беременным назначают лечение и проверяют состояние плода.

После завершения беременности и рождения ребенка женщине делают инъекцию антирезусной вакцины, чтобы предупредить резус-конфликт при последующих беременностях.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/gruppy-krovi-znachenie-perelivaniya-krovi/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]