Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение, Биология

Нервная система соединяет все функции нашего организма в единую целостную систему, поэтому большинство неврологических заболеваний, в первую очередь, зависят от системных болезней внутренних органов. Присутствие токсинов в организме, неверный прием, а также злоупотребление лекарственными препаратами зачастую вызывают расстройства нервной системы и способствуют развитию серьезных неврологических заболеваний.

Все человеческие органы и ткани пронизаны множеством нервных окончаний, и малейшие воспалительные процессы в них провоцируют локальную, а зачастую, и хроническую боль, головокружение, онемение отдельных участков тела, слабость, нарушения речи и движения.

При современном напряженном и сверхактивном ритме повседневной жизни, подверженной ежедневным стрессам, а также при хронической нехватки времени в первую очередь страдает нервная система, которая провоцирует сбои работоспособности всего организма.

Если центральная нервная система здорова, остальные органы и системы функционируют правильно. Когда происходит малейший сбой в организме, возникают различные заболевания и их осложнения.

По той причине, что лечение неврологических заболеваний это весьма продолжительный и сложный процесс, важно сохранять нервную систему здоровой.

Основным фактором здоровой центральной нервной системы человека является ведение здорового образа жизни, т. е.:

  • соблюдение правильного режима дня;
  • здоровое питание;
  • продолжительные прогулки на свежем воздухе;
  • систематическая физическая активность;
  • отказ от вредных привычек, в первую очередь от курения и употребления алкоголя.

По той причине, что зачастую неврологические заболевания являются осложнениями инфекционных болезней, необходимо пользоваться профилактическими способами, которые предупреждают подобные симптомы.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение, Биология

  • боль в конечностях;
  • дефект речи;
  • головные боли, мигрени;
  • проблемы с позвоночником;
  • нарушение сна и депрессивное состояние;
  • повышенная тревожность;
  • частые обмороки;
  • нарушение координации движений;
  • ускоренная утомляемость;
  • нарушение памяти, внимания и зрения;
  • судороги;
  • нарушение чувствительности;
  • тремор (либо гиперчувствительность, либо ее полное отсутствие);
  • вегетативная дисфункция.

Под последним понятием объединяется широкий перечень проблем со здоровьем, при которых нарушается функционал сразу нескольких органов, причем без видимых причин.

В таком случае наиболее эффективным будет обращение именно к неврологу. К примеру, лечение сердечной колики у кардиолога не принесет должного эффекта без консультации у невролога.

При вегетативных расстройствах чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • затрудненность глубокого вздоха;
  • перебои в работе сердца;
  • запоры и боли в кишечнике;
  • учащенное мочеиспускание;
  • излишняя раздражительность и эмоциональность.

Подобные состояния опасны еще и тем, что могут привести к психологическим проблемам. Тем не менее, на начальных стадиях их лечит невролог.

Если вы почувствовали подобное недомогание, не медлите с посещением специалиста. Каждый из указанных симптомов является тревожным «звоночком» о серьезном скрытом заболевании.

Так как лечить неврологические заболевания легче на ранней стадии, своевременный визит к неврологу избавит Вас в дальнейшем от регулярной необходимости посещать медицинские учреждения и сэкономит Вам серьезную сумму деньги.

Заболевания нервной системы: виды, лечение и профилактика

Нервная система человека состоит из двух важных частей – центральной и периферической. К центральной (ЦНС) относят головной и спинной мозг. К периферической (ПНС) – нервные волокна за пределами мозга, головного и спинного.

Слаженная работа разных отделов обеспечивает передачу сигналов, импульсов из всех клеточек тела в главный управляющий орган. При любых нарушениях, недостатке питания, хронических отравлениях, ежедневном стрессе, нервные ткани деградируют. Возникают различные заболевания нервной системы.

Любые патологии нервной системы проявляются в теле болезненными симптомами. Среди них – головная боль, нарушения сна. Возможны тики, сосудистые патологии, перепады давления. И почти всегда – беспричинная общая слабость.

Как определить, что заболевание имеет нервную природу? И что делать, чтобы предупредить неврологию – об этом в нашей статье.

Виды заболеваний нервной системы

Периферическая НС выполняет функцию связи. Волокна тянутся к каждому органу, ткани, клеточке в теле человека. Благодаря этим соединениям, мозг получает полную информацию о жизненных процессах. Это позволяет регулировать работу организма, вовремя реагировать на разрушающие факторы, поддерживать жизненно важные функции.

Поскольку нервными волокнами пронизано всё тело человека, заболевания НС могут выражаться в разных болевых симптомах. По локализации болезненных ощущений можно диагностировать то или другое поражение.

Врачи различают следующие группы заболеваний ЦНС и ПНС:

  • Сосудистые – их делят на хронические и острые. К хронической группе относят нарушения мозгового кровообращения, хроническая мозговая ишемия (её также называют энцефалопатией), сосудистый паркинсонизм. К острой – инсульты, ишемические атаки.
  • Инфекционные – это менингит (воспаление мозговой оболочки), энцефалит (воспаления мозгового вещества), миелит (воспаление спинного мозга).
  • Аутоиммунные – поражения нервной системы в результате неадекватной работы собственного иммунитета. Наиболее частое проявление – рассеянный склероз.
  • Нейродегенеративные – заболевания, которые сопровождаются отмиранием нервных клеток. Среди этой группы – болезни Паркинсона, Альцгеймера.
  • Травматические – повреждения головного или спинного мозга в результате травм.

Последствия заболеваний нервной системы

Последствия заболеваний ЦНС или ПНС – одни из самых тяжёлых.

В результате нарушения сообщения между органами и мозгом или из-за патологии в работе главных управляющих органов (головного и спинного мозга) человек может быть парализован, потерять зрение, речь, память, привычки адекватного социального поведения или умереть. Какие осложнения могут возникать при различных поражениях нервной системы?

Последствия сосудистых болезней головного и спинного мозга

К сосудистым заболеваниям относят 40% неврологических патологий. Как правило, это хронические процессы, которые в крайних степенях развития становятся острыми, угрожающими жизни человека.

Наиболее распространённый результат хронической сосудистой патологии, которая поражает мозговые ткани – инсульт. Это острое состояние возникает в случае разрыва кровеносного капилляра, питающего мозг.

Травматичность последствий зависит от размера возникшего кровоизлияния и сроков оказания человеку медицинской помощи.

Часто во время инсульта происходит паралич (полный или частичный), потеря сознания, речи, возможна смерть.

Последствия инфекционных болезней ЦНС

Причиной инфекционных заболеваний нервной системы являются патогенные бактерии и вирусы. Наиболее известный пример инфекционного воспаления головного мозга – менингит. Известное воспалительное заболевание спинного мозга – полиомиелит.

Возможные последствий менингита:

  • Головные боли.
  • Возможен идиотизм и другие интеллектуальные нарушения.
  • Возможны слепота, глухота.
  • Возможны судороги.

Осложнения полиомиелита следующие:

  • Возможен паралич (временный или постоянный, на всю оставшуюся жизнь).
  • Возможна атрофия мышц.
  • Возможны нарушения дыхания.
  • Снижение мышечного тонуса.
  • Слабая переносимость нагрузок.
  • Слабая переносимость низких температур.

Последствия перенесённой инфекции индивидуальны. От головных болей, которые со временем ослабевают, до паралича и смерти. Уровень последствий определяется организмом, его реакцией на инфекцию, общим иммунитетом. В любом случае человек с крепким здоровьем переносит инфекционные заболевания ЦНС легче, без тяжёлых осложнений.

Последствия аутоиммунных заболеваний

Ярким примером аутоиммунного поражения нервной системы является рассеянный склероз. Его называют приговором и проклятием цивилизации. Количество пациентов с данным диагнозом ежегодно растёт.

Причин аутоиммунных процессов много – стресс, экологическое загрязнение, вредные привычки, хронический авитаминоз. Результат один – нарушение координации, потеря памяти, а также боли в теле, онемение конечностей, лицевой парез. Со временем – снижение интеллекта, неконтролируемые испражнения.

Последствия нейродегенеративных повреждений

Последствия отмирания нейронов посмотрим на примере двух заболеваний – Паркинсона и Альцгеймера.

При болезни Паркинсона развиваются:

  • Тремор конечностей.
  • Замедление движений.
  • Нарушение координации и равновесия.
  • Нарушение контроля за дефекацией и мочеиспусканием.

При болезни Альцгеймера:

  • Расстройство и потеря памяти, сначала кратковременной, после – длительной.
  • Нарушение ориентации.
  • Расстройство речи, утрата речевых навыков, сложности с общением.
  • Потеря мышечной массы и способности передвигаться.

Заболевания нервной системы приводят к серьёзным нарушениям. Лечить их сложно, проще – предупредить. Какая профилактика нервных поражений – наиболее эффективна и доступна?

Профилактика заболеваний ЦНС

Последствия заболеваний нервной системы могут быть лёгкими и тяжёлыми. Большая часть тяжёлых осложнений формируется на фоне слабого иммунитета, хронического недостатка витаминов, минералов, ферментов. Отсюда вывод – для правильной профилактики нервных патологий, особенно в возрастной группе старше 50-ти, необходим ежедневный приём витаминно-минеральных комплексов.

Читайте также:  Основные закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивания

Среди препаратов, хорошо зарекомендовавших себя – лечебно-профилактический продукт Ламифарэн. Что в его составе и почему он эффективен для профилактики нервных патологий?

Ламифарэн – средство профилактики заболеваний нервной системы

В составе препарата – большой комплекс минералов и витаминов природного происхождения. В основе – вытяжка из бурой водоросли Ламинарии. Благодаря этому растению продукт обеспечивает поступление в организм жизненно важных веществ.

  • Соли кальция, натрия, макромикроэлементов в усваиваемой биоорганической форме. Усвоение минералов в составе Lamifaren достигает 98%. Количество макро-микро-компонентов достигает сорока – селен, серебро, фосфор, титан. Необходимый цинк, натрий, марганец. Металлы – магний, медь, железо в правильных суточных дозах.
  • Сорбенты, необходимые для очистки пищеварительного тракта, крови, клеток тела. От тяжёлых металлов, химических токсинов, холестериновых бляшек, жиров. А также для нормализации кишечной флоры и обменных процессов.
  • Полное обеспечение витаминными веществами. В составе препарата – витамины A, B, C, D, E, К, РР, полисахариды, ненасыщенные жирные кислоты (омега 3).

Ламифарэн – это профилактика заболеваний нервной системы. Ваш спокойный сон, полноценный отдых, возможность активной жизни, занятий спортом в любом возрасте. Ваши здоровые дети и активные здравомыслящие родители.

Получить бесплатную консультацию

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

Технологическая карта урока

Учитель Однодворцева Татьяна Евгеньевна
Предмет Биология
Класс 8
Тема «Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение»
Цель урока Формирование ответственного отношения к своему здоровью через изучение возможных нарушений в работе нервной системы и анализ влияния вредных привычек на организм человека.
Тип урока Урок открытия новых знаний
Основные этапы педагогического взаимодействия Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемый образовательный результат (ПОР)
Организационный момент (1-2 мин.) Организация рабочего процесса. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих. Организация рабочего места
Актуализация знаний (4мин) Приложение 1. Повторить ранее изученный материал Актуализирует знания учащихся с целью повторения и закрепления изученного материала Индивидуально работают по карточкам Учащиеся могут самостоятельно организовать свой рабочий процесс, Систематизируют знания и умения по предмету
Мотивация к изучению нового материала (2мин) Вводная беседа Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Умеют ставить вопросы и отвечать на проблемные задачи.
Объяснение и закрепление нового материала (7 мин) Приложение 1.Задание 2. Изучить и закрепить новый материал Объясняет новый материал, используя ЭОР. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Выполняют задание 2 в рабочей карточке урока.
  • Умеют устанавливать причинно – следственные связи.
  • Умеют выделять главную мысль и структурировать ее.
  • формируют новые знания по предмету.
Самостоятельная работа учащихся (5 мин). Приложение 2. Сформировать умение работать с источниками информации и работать в группе Организует работу учащихся в группах Работают в группах с дополнительным материалом к уроку. Деятельность по получению новых знаний в рамках учебного предмета. Формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Выступление учащихся после самостоятельной работы по плану и демонстрация опытов. (12 мин). Сформировать умение адекватно воспринимать информацию, обобщать и делать выводы. Корректирует выступление учащихся, проводит демонстрацию опытов Выступают с изученным материалом, анализируют демонстрируемые опыты.
  1. Формирование научного мышления.
  2. Обобщение полученного знания.
  3. Формирование умения выделять главную мысль текста.
  4. Социально нравственные обусловленные внешние поведенческие качества человека.
Первичное закрепление полученных знаний. Работа по карточкам. Приложение 1. Задание 3. (5 мин) Сформировать умения делать выводы и проводить оценку полученных знаний. Проводит контроль по самостоятельной работе учащихся. Работают по карточкам. Формирование умений отвечать на вопросы. Обобщение и систематизация знаний.
Домашнее задание и рефлексия (3 мин). Приложение 1. Задание 4. Провести оценку полученных знаний. Записать домашнее задание. Проводит рефлексию. Задает домашнее задание. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают домашнее задание Развивают познавательные УУД. Формируют нравственно и социально обусловленные внутренние качества.
  • Приложение 1
  • Рабочая карточка к уроку: «Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение».
  • 1. Проверка знаний
  • Задание: Вставьте в пропуски слова.

По месту расположения Нервная система бываетцентральной и __________________. Центральная нервная система подразделяется на спинной и ________________мозг. Периферическая нервная система включает в себя нервные узлы,_____________ и ____________ ____________.

По функциям Нервная система разделяется на Соматическую и __________________________. Соматическая регулирует работу __________________ _______________. __________________ нервная система Регулирует работу внутренних органов, обмен веществ, работу внутренних органов, желёз, гладкой мускулатуры.

Задание 2. В предложенном тексте подчеркните в скобках правильный ответ.

Грипп – это острая вирусная, бактериальная инфекция. Источником инфекции является больной человек. Особенно он заразен в первые, последние дни болезни. Путь передачи бытовой, воздушно-капельный.

Вирусы гриппа малоустойчивы, устойчивы во внешней среде. Они хорошо переносят низкие температуры, высокие температуры и погибают при кипячении, охлаждении.

В период эпидемии применяют лейкоцитарный интерферон, антибиотики.

  1. Задание 3.
  2. 1. Приведите примеры того, как алкоголь влияет на нервную систему человека
  3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. 2. Приведите примеры того, как никотин влияет на нервную систему человека
  5. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  6. 3. Приведите примеры того, как наркотики влияют на нервную систему человека
  7. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4. Рефлексия. Допишите предложения:

1. Знаю что ….

2. Знаю как….

  • 3. Знаю зачем…
  • Приложение 2
  • ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приеме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта – уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха.

У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации.

Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.

Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается.

При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон И. П. Павлов назвал «бунтом подкорки». Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений, т. е.

деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится – нарушение зрительной зоны коры.

При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений.

Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем – полная амнезия – человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения.

Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм – заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача – предупредить его появление.

ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец 210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

Табак вредно влияет на дыхательную систему. Проснувшись утром, курильщик долго кашляет и выделяет грязную, серую мокроту. Табачный дым раздражает слизистую оболочку бронхов и трахеи, развивается их хроническое воспаление. Такая слизистая оболочка становится неустойчивой к воздействию микробов. Поэтому курильщики чаще болеют воспалением легких, туберкулезом.

Читайте также:  Особенности строения и жизнедеятельности Ракообразных

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

У начинающего курильщика, как правило, возникает тошнота, а иногда и рвота – это защитные реакции организма на отравление. У курильщика появляются: повышенная возбудимость, улучшение кратковременной памяти, снижается время реакции, улучшается внимание, пропадает чувство тревоги, снижается аппетит, наступает общее расслабление.

Однако, все положительные моменты быстро сменяются на противоположные, после того, как концентрация никотина в головном мозге снижается.

Никотин стимулирует также выработку дофамина — гормона удовольствия — в соответствующих отделах головного мозга, вследствие чего и формируется ощущение удовольствия от процесса курения и связанных с ним эффектов.

ВЛИЯНИЕ НАРКОТИКОВ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Наркотики оказывают специфическое действие, прежде всего на нервную систему, а также на весь организм человека.

Это действие заключается в развитии особых состояний, которые называются состояниями наркотического опьянения: снимаются болевые ощущения, меняется настроение, психический и физический тонус.

Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на собственных нереальных ощущениях, освобождение от груза проблем и забот.

При повторных приемах «доз» в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга.

Возникают разнообразные психические расстройства, нарастают деградация личности, потеря работоспособности, отмечаются постепенная полная инвалидизация, высокая смертность, причем нередко – ранняя, в молодом возрасте.

Гибель больных вызывается не только осложнениями тяжелых заболеваний, являющихся следствием постоянной наркоинтоксикации (такими, как острая сердечная или печеночная недостаточность), но и передозировкой препаратов, несчастными случаями в состоянии опьянения, самоубийствами в приступе тоски, во время абстинентных мучений. Больные умирают от заражения крови при употреблении грязных шприцев, от тромбоза сосудов, а в последние годы – от СПИДа, вирусных гепатитов В и С.

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие нарушения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, эмоциональному контакту, глубокий эгоизм.

В ходе болезни резко падает энергетический и волевой тонус, угасают все влечения и потребности, кроме тяги к наркотикам.

Нередко на первый план выступают аморальность больных, их склонность к асоциальному поведению, готовность к преступлениям.

Психостимуляторы: резко усиливают обмен веществ, в том числе в головном мозге, резко увеличивают частоту сердечных сокращений и повышают артериальное давление. При этом энергия, необходимая для активации жизненных систем, черпается из резервных запасов организма.

Сами же резервы при употреблении психостимуляторов не успевают восстанавливаются. Быстро наступает дефицит жизненных ресурсов организма.

Страдает сердечно-сосудистая система – возникают тяжелые аритмии, возможна смерть от остановки сердца, инфаркт миокарда, развиваются тяжелые депрессии, достигающие степени психоза.

§ 40. Заболевания нервной системы и их профилактика

На какие системы органов оказывают влияние вредные привычки? Что вам известно о заболеваниях, которые можно предотвратить благодаря вакцинации?

Факторы, приводящие к нарушениям работы нервной системы. Приводить к нарушениям нервной системы могут различные внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы — это травмы (ушибы и ранения), поражение электрическим током, чрезмерное перегревание или переохлаждение организма, инфекции и яды, а также переутомление и вредные привычки.

Внутренние факторы — это расстройства кровоснабжения участка нервной системы и связанные с ними кислородное и белковое «голодания», дефицит витаминов, воспалительные процессы и т. п.

Нарушения нервной системы обусловливают развитие различных заболеваний. Так, причинами недостаточного кровоснабжения головного мозга могут стать переутомление, резкая боль во время травмы, сильные волнения.

Это состояние может привести к потере сознания — кратковременному обмороку. Причинами кислородного и белкового «голодания» являются малоподвижный образ жизни, нарушение режима труда и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, отравления.

Это состояние часто сопровождается головной болью.

Отрицательно влияют на нервную систему курение, употребление алкоголя, наркозависимость. Никотин вызывает кислородное голодание головного мозга, в результате чего он перевозбуждается и быстро истощается.

Под влиянием никотина сужаются и становятся ломкими сосуды мозга, что вызывает кровоизлияния в мозг, параличи. Алкоголь приводит к истощению всех нервных клеток.

Он нарушает процессы возбуждения и торможения в нервной системе, в результате чего снижаются различные виды чувствительности, замедляются рефлексы, нарушается координация. Наркотики на фоне наркотического опьянения сначала вызывают расстройство психических функций (забытье и др.

), затем — нарушение регуляции всех процессов жизнедеятельности и ухудшение общего физического состояния. Вредные привычки особенно опасны в подростковом возрасте, когда нервная система и весь организм интенсивно растут и развиваются, требуя много кислорода и питательных веществ.

Заболевания нервной системы. Внешние и внутренние факторы нарушений нервной системы могут привести к структурным и функциональным изменениям в спинном и головном мозге и периферических нервах и вызвать определенные заболевания.

Так, вследствие поражения миелиновой оболочки нервного волокна развивается рассеянный склероз. Признаками этого заболевания могут быть онемение, слабость и спазмы в мышцах, боль при движении, нарушение координации и равновесия, проблемы с глотанием, зрением, речью.

Довольно распространенным заболеванием нервной системы является эпилепсия, главным симптомом которой является эпилептический припадок, сопровождающийся потерей сознания и судорогами.

Эпилептические припадки возникают в результате чрезмерной электрической активности группы нейронов головного мозга.

Представляет опасность для человека группа заболеваний нервной системы, связанных с любыми нарушениями в сосудах, которые обеспечивают питание мозга. Периодическими расстройствами кровоснабжения головного мозга характеризуется такое заболевание, как мигрень.

Признаками болезни являются сильная головная боль, головокружение, тошнота. Заболеванием нервной системы, обусловленным кровоизлиянием в головном мозге, является инсульт. Он вызывает разрушение нейронов определенного участка мозга.

Пораженные клетки не способны регулировать работу соответствующих частей тела, что приводит к временной или стойкой утрате их функции. Кровоизлияние нарушает нормальную работу головного мозга, сжимая его ткани.

У людей пожилого возраста инсульты обусловлены преимущественно атеросклерозом с образованием кровяного сгустка (тромба) или гипертонической болезнью. У молодых людей инсульты возникают в результате кровоизлияния, вызванного врожденными пороками артерий.

Особую группу заболеваний составляют травматические поражения нервной системы. К этой группе относят сотрясение мозга, защемление или разрыв отдельных нервов и нервных стволов. Паралич различных частей тела возникает вследствие повреждения двигательных участков головного мозга или нервных путей спинного мозга.

Отдельную группу заболеваний составляют отравления нервной системы. От отравления страдает весь организм. Однако разную степень угнетения рефлексов вызывают некоторые вещества, в основном влияющие на нервную систему.

Это — алкоголь, наркотики, соли Плюмбума, Меркурия, высокие дозы определенных антибиотиков.

Нервная система очень чувствительна к ядам некоторых растений (дурман, цикута, олеандр, белладонна), грибов (бледная поганка, мухомор), змей (эфа, кобра), пауков (каракурт, тарантул).

Большую группу заболеваний нервной системы составляют инфекционные заболевания, возникающие наиболее часто (см. табл. 7).

Таблица 7

Инфекционные заболевания нервной системы

Болезнь и ее возбудители Пути заражения Признаки болезни Профилактические мероприятия
Менингит — воспаление мозговых оболочек.
Возбудители: бактерии, вирусы, одноклеточные животные; чаще всего — бактерия менингококк
Воздушно-капельным путем от больного человека; этому способствует переохлаждение головы и всего тела Головокружение; головная боль мелкая сыпь на теле (можно обнаружить в течение 1-3 ч) покраснение горла и миндалин; обморок, бред, судороги Соблюдение правил личной гигиены, изоляция от больных менингитом, прививки от возбудителей менингита
Энцефалит — воспаление головного мозга.
Возбудитель: вирус энцефалита
Укусы клещей, комаров; употребление сырого молока и молочных продуктов инфицированных коз; осложнения инфекционных болезней (корь, ветряная оспа) Стойкие нарушения работы нервной системы, обусловленные разрушением нейронов мозга; разрастанием соединительной ткани с образованием в мозге пустот, рубцов и т. п. Защита от укусов клещей и комаров, отказ от употребления сырого молока и молочных продуктов коз, тщательное лечение инфекционных заболеваний
Полиомиелит — острое заболевание центральной и периферической нервной системы.
Возбудитель: вирус полиомиелита
В основном передается от человека к человеку через фекалии и слюну, через зараженную воду или продукты питания Первыми признаками являются: лихорадка, усталость, головная боль, рвота, повышение тонуса мышц шеи и боль в конечностях. За считанные часы развивается общий паралич Своевременное прививание детей (особенно в возрасте от 3 месяцев до 5 лет), отказ от употребления воды и пищи при подозрении на их заражение
Бешенство — острое поражение центральной нервной системы.
Возбудитель: вирус бешенства
Через укусы больных диких (волк, лисица) или домашних (кот, собака) животных; из-за попадания их слюны на свежие ранения, царапины кожи или слизистых оболочек Резко повышенная чувствительность к малейшим раздражениям органов чувств (яркий свет, различные звуки), которые вызывают судороги мышц конечностей. Впоследствии больные становятся агрессивными, буйными, появляются галлюцинации, бред, чувство страха, позже — развивается паралич Регулярная вакцинация домашних животных; регулирование численности диких плотоядных животных, в частности лис; профилактическая вакцинация лиц, деятельность которых связана с риском заражения
Столбняк — острое поражение спинного и продолговатого мозга.
Возбудитель: бактерия (столбнячная палочка) и ее споры
Через поврежденную кожу. Носителями являются бактерии, человек, птицы и грызуны. С их фекалиями возбудитель попадает во внешнюю среду (почву, водоемы), где существует длительное время Сильное напряжение скелетной мускулатуры: сначала судороги охватывают мышцы вблизи раны, потом — мимические, затем — все мышцы туловища, и больной выгибается дугой. Своевременное прививание детей и экстренное прививание при ранении загрязненными предметами; соблюдение правил техники безопасности при работе в саду, на огороде
Читайте также:  Охрана воздуха - биология

Профилактика заболеваний нервной системы. Профилактика нарушений нервной системы, как и заболеваний других систем организма, заключается в устранении вызывающих их причин.

Следует серьезно относиться к лечению легких простудных и инфекционных заболеваний, чтобы избежать осложнений.

Если часто беспокоит сильная головная боль и потеря сознания, следует немедленно обратиться к врачу!

Чтобы исключить вероятность возникновения какого-либо нервного заболевания, следует регулярно соблюдать правила гигиены нервной системы и всего организма. Так, для предотвращения попадания возбудителей инфекционных заболеваний (например, столбняка, бешенства) очень важна чистота кожных покровов и отсутствие ран.

Следует быть очень осторожными в контактах с животными. Главным признаком бешенства диких животных является изменение поведения, в первую очередь потеря чувства страха. Они теряют осторожность и днем появляются в людных местах, нападая на людей и животных.

Нельзя пренебрегать вакцинацией детей, являющейся главным и самым действенным средством предотвращения большинства инфекционных заболеваний нервной системы. Употребляя пищу и воду, следует быть особенно осторожными, чтобы избежать заражения.

Чтобы предотвратить повреждения нервной системы в результате отравлений, не нужно собирать сомнительные грибы и растения, следует остерегаться укусов ядовитых животных.

Профилактика заболеваний нервной системы заключается в ведении здорового образа жизни: не курить, не употреблять алкоголь и наркотики, заниматься физической культурой, получать положительные эмоции.

Вспомните правила соблюдения режима труда и отдыха, о которых вы узнали из курса «Основы здоровья».

Поддержание работоспособности на высоком уровне и хорошего здоровья требует правильного распределения времени для работы и отдыха, чередования пассивного и активного отдыха на свежем воздухе.

Факторы, нарушающие работу нервной системы. Профилактика заболеваний нервной системы. Соблюдение режима труда и отдыха

Врожденные заболевания нервной системы — это группа заболеваний, обусловленных нарушением наследственной информации.

Встречаются врожденные дефекты отделов головного мозга, аномалии объема головного мозга, который может быть патологически малым или, наоборот, большим.

Причины таких заболеваний могут быть различными: родовые травмы; алкогольный синдром у детей, рожденных от больных алкоголизмом; инфекция, вызванная у плода вирусом иммунодефицита или вирусом Зика.

Растения — «друзья» нервной системы. Капуста брокколи предотвращает стрессы. Брюссельская капуста способствует правильному развитию нервной системы и уменьшению риска врожденных пороков у детей. Цветная капуста помогает выводить токсины из организма.

Зеленый горошек улучшает умственную деятельность. Кукуруза защищает организм от расстройств работы нервной системы, связанных со старением. Картофель и вишня снижают риск тромбообразования и предотвращают инсульты. Слива устраняет бессонницу, улучшает настроение.

Миндаль активизирует память. Яблоки снимают усталость мозга.

1. Приведите примеры внешних и внутренних факторов, нарушающих работу нервной системы. 2. Как влияют на нервную систему вредные привычки? 3. Какие заболевания нервной системы относятся к инфекционным? 4. Охарактеризуйте главные средства профилактики заболеваний нервной системы. 5. Как происходит заражение бешенством? 6. Какие животные распространяют возбудителей столбняка? 7.

Чем опасен полиомиелит? 8. Сформулируйте советы для предотвращения инсультов. 9. В каком уходе нуждаются люди, перенесшие инсульт? 10. Как вы понимаете совет Рене Декарта: «Заботьтесь о своем теле, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно»? 11. Составьте памятку-рекомендацию относительно поведения в местах скопления клещей, с целью предотвращения клещевого энцефалита.

Объясните ее содержание.

Обобщение

Нервная система обеспечивает взаимосвязь всех органов организма между собой и его связь с окружающей средой. Структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон, а основным механизмом ее деятельности — рефлекс. Путь, по которому проходят нервные импульсы при восприятии и ответах на раздражение, называется рефлекторной дугой, включающей чувствительный и двигательный пути.

Нервная система по строению делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные сплетения). По функциям нервная система делится на соматическую и вегетативную.

Скопления тел нейронов в головном и спинном мозге образуют серое вещество, а совокупность их отростков — белое вещество. Головной и спинной мозг выполняют рефлекторные и проводящие функции.

Рефлекторная функция спинного мозга состоит в осуществлении двигательных рефлексов определенной частью тела и обусловлена его сегментарным строением.

Проводящая функция спинного мозга обеспечивает согласование работы всех отделов центральной нервной системы.

В головном мозге выделяются следующие отделы: задний, средний и передний. Части заднего мозга (продолговатый мозг, мост) и средний мозг образуют ствол головного мозга, имеющий сегментарное строение.

Именно в продолговатом мозге находятся центры регуляции жизненно важных физиологических функций организма (дыхание, сердцебиение, выделение пищеварительных соков и т. д.). В среднем мозге расположены первичные центры зрительной и слуховой чувствительности.

Мозжечок участвует в координации движений и регулировании равновесия тела. Промежуточный мозг содержит высшие центры регуляции обмена веществ и осуществляет проведение чувствительных импульсов от рецепторов всех органов чувств к большому мозгу.

Кора полушарий большого мозга контролирует функции всех нижележащих отделов нервной системы, управляет сложными произвольными движениями, осуществляет высокий уровень анализа всей чувствительной информации.

Соматическая нервная система регулирует деятельность скелетных мышц и органов чувств, а вегетативная, имеющая симпатический и парасимпатический отделы, — деятельность внутренних органов. Симпатическая нервная система усиливает деятельность органа в условиях, требующих мобилизации физических сил, а парасимпатическая — обеспечивает восстановление ресурсов, потраченных во время работы.

С целью профилактики нарушений и многих заболеваний нервной системы необходимо вести здоровый образ жизни, правильно распределять время для труда и отдыха, избегать вредных привычек.



Ссылка на основную публикацию