Растительные сообщества, Биология

101student.ru > Биология > Растительные сообщества: определение и примеры (биология, 6 класс)

Если рассматривать любой из уголков природы, становится очевидно, что различные растения образуют в них сложные системы сожительства — растительные сообщества. На биологии в 6 классе школьникам объясняют, для чего это нужно и каким образом растительные культуры взаимодействуют в таких фитоценозах.

Растительные сообщества, Биология

Примеры фитоценозов

Растительное сообщество — стабильно произрастающая на определённой территории совокупность растений. На них воздействуют одни и те же постоянные внешние условия. Такие природные сообщества можно увидеть, наблюдая различные ландшафты. В качестве примеров можно назвать:

  • Луга и поляны.
  • Лесные чащи.
  • Болота.

Всё это — разновидности растительных сообществ. Каждое из них их отличается от других по следующим признакам:

  • Наборы растительных культур, составляющих его.
  • Набор условий окружающей среды (температура, влажность, химический состав и структура почвы, особенности рельефа).

Растительные сообщества, Биология

Совокупность биологических видов растений, произрастающих в определённом сообществе, соответствует условиям, сложившимся на конкретной территории, и хорошо приспособлена к ним.

Например, на болотистой местности обитают растения, предпочитающие влажные, заявленные грунты, пропитанные водой, и высокую влажность воздуха. Такие виды не выжили бы в засушливом ландшафте, а некоторые погибли бы даже при временном снижении влажности грунта и воздуха.

В степи же, напротив, произрастают культуры, не нуждающиеся в высоком уровне влажности. Десятилетиями здесь образуют природную биологическую группу засухоустойчивые представители растительного мира. При характеристике фитоценозов, кроме того, учитываются и другие, помимо растительных, формы жизни, обитающие на территории, занятой фитоценозом.

Растительные сообщества, Биология

Количество биологических видов, составляющих растительные сообщества, может исчисляться сотнями. Например, примером такого многочисленного и хорошо устоявшегося растительного сообщества является широколиственный лес, которому присущи следующие особенности:

  • Ярусность. Благодаря этому свойству суммарная площадь листьев произрастающих здесь растений существенно, в несколько раз, превышает площадь территории, занятой фитоценозом.
  • Характерен высокий уровень естественного прироста биологической массы.
  • Большое количество потребителей органической массы, образующейся здесь в существенных объёмах.
  • Наличие длинных цепей питания.
  • Численность отдельных видов, составляющих фитоценоз, подвержена саморегуляции.
  • Разложение и минерализация органических остатков происходят практически полностью.

Формирование таких широколиственных природных сообществ наиболее характерно для умеренного широтного пояса.

Флора и растительность

Флорой принято называть совокупность растительных видов (видовой состав растительности), являющихся естественными для определённой территории. Исходя из этого определения, можно выделить следующие разновидности флоры:

Растительные сообщества, Биология

  • Флора России;
  • Сибирского региона;
  • Кавказа;
  • Дальнего Востока;
  • Северного широтного пояса (например, Тундры).

В свою очередь, под растительностью понимают всю совокупность растительных сообществ, собранных на определённой территории. Различают несколько типов растительности:

  • Пустынная.
  • Древесно-кустарниковая.
  • Травянистая.

Ярусность фитоценозов

Явление ярусности ярко выражено в сообществах лиственных лесов. Под ярусностью принято понимать особенности пространственного расположения представителей различных растительных видов, при котором каждый вид занимает своё место. Ярусы нумеруются сверху вниз.

  • Первый ярус состоит из крон самых высоких представителей группы:
  • Растительные сообщества, Биология
  • Второй ярус, называемый также подлеском, представлен более низкорослыми деревьями:
  • рябинами;
  • калинами;
  • черёмухой.

Их кроны также образуют выраженный в слой зелёной массы.

Третий ярус состоит из кустарников. Наиболее типичные представители:

  • лещина;
  • калина;
  • жимолость.
  1. В качестве постоянных обитателей 3 яруса в лиственном лесу хорошо приживаются кустарники, не нуждающиеся в большом количестве солнечного света, который частично заслоняют своими кронами представители первых двух ярусов.
  2. Растительные сообщества, Биология
  3. Четвёртый ярус представлен:
  • папоротниками;
  • цветами;
  • лесными травами с крупными листьями.

На пятом ярусе располагаются мхи, грибы и лишайники. К нему же относится слой лесной подстилки, располагающийся в самом низу. Здесь активно протекает процесс разложения остатков органики, чему деятельно способствуют различные представители живой природы (это — «строители» лесной подстилки):

Растительные сообщества, Биология

  • грибки;
  • беспозвоночные;
  • микроорганизмы.

Примечательно, что аналогичный принцип ярусности отмечается и в отношении корней: они у разных растений проникают на различную глубину.

Явление ярусности растительного сообщества присуще практически всем фитоценозам. Даже в скудной степной растительности можно выделить, помимо основного яруса, ещё и нижний, который образован низшими представителями растительного мира.

Основное, определяющее значение в любом из биологических сообществ принадлежит самому верхнему, первому ярусу. В фитоценозах сильно выражена зависимость нижних ярусов от самого верхнего. Например, если в лиственном лесу устранить верхний ярус, закрывающий кронами деревьев часть солнечного света, составляющие нижние ярусы тенелюбивые растения не смогут развиваться и постепенно погибнут.

Взаимодействие в сообществах растений

Одним из примеров такого взаимодействия является явление ярусности. Взаимодействие растительных организмов здесь осуществляется по нескольким цепочкам:

  • Деревья верхнего яруса кронами защищают от избытка солнечного света более тенелюбивых «соседей» с остальных ярусов.
  • Для представителей нижних и средних ярусов возникают особые условия: оптимальный режим освещения и необходимый им уровень влажности.
  • Низшие растения и микроорганизмы способствуют разложению органики с образованием питательных веществ, необходимых всем растениям.
  • Таким образом, взаимодействие в рамках фитоценоза может быть выгодно всем его представителям.
  • Растительные сообщества, Биология
  • Кроме этого в сообществах могут наблюдаться и другие формы взаимодействия между организмами:
  • Мутуализм. Этим термином называют сожительство представителей различных видов, выгодное для каждого из них. Примером может служить сожительство растений и грибов.
  • Комменсализм. Такие отношения никаким образом не воздействуют на представителя одного из видов и полезны другому. Наглядный пример — эпифиты, вырастающие на некоторых деревьях. В частности орхидея на стволе дерева.
  • Аменсализм. Так называются взаимоотношения между растительными организмами, приносящие одному из них вред и не влияющие на другой. Именно так складываются отношения у некоторых разновидностей полыни и шалфея с их соседями, когда эти растения выделяют вещества, вредящие другим, растущим по соседству организмам.
  • Паразитизм — это форма взаимоотношений, приносящая растению-хозяину вред и пользу для паразитирующего организма.

Пути сменяемости

Растительные биологические группы не вечны. Они то и дело сменяют друг друга по различным причинам. В результате местность может полностью изменить свой облик. Происходит это при запуске следующих механизмов:

  • Естественным путём.
  • При участии человека.
  • Благодаря влияниям изменяющихся внешних условий.

Растительные сообщества, Биология

Подобное явление можно рассмотреть на следующем примере: процесс заболачивания участка леса неминуемо повлечёт за собой более активное развитие мхов с образованием сплошного покрова.

Следствием будет гибель ряда биологических видов, составляющих верхние ярусы. Таким образом запускается процесс смены лесного природного сообщества болотное.

Кроме того, сообщества может подвергнуться изменениям на протяжении года из-за смены сезонов.

Естественная смена фитоценоза бывает и после лесных пожаров:

  • Выгоревший участок лесной почвы заселяется различными травянистыми растениями, семена которых приносит сюда ветер (например, иван-чай).
  • Позднее среди трав становятся видны всходы кустарников, семена которых распространяют птицы, а также берёз, семена которых разносятся ветром. Таким образом, на недавнем пожарище разрастается смешанный или берёзовый лес.
  • Под пологом берёз и других лиственных деревьев создаются благоприятные условия для активного развития тенелюбивых елей.
  • Вырастая, ели начинают подавлять остальную растительность. Таков природный механизм формирования елового леса.

Растительные сообщества, Биология

Влияние человеческого фактора на состояние природного сообщества является очевидным при нерациональном использовании природных ресурсов. Это неминуемо влечёт за собой ухудшение внешних условий произрастания растений и вызывает постепенную деградацию фитоценоза.

В пример можно привести вытаптывание лесов, примыкающих к крупным населённым пунктам. Результатом является уплотнение почвенного покрова, разрушение лесной подстилки.

Многие виды грибов, мхов и трав, участвовавших в жизни лесного сообщества, исчезают. Вместе с этим, у крупных деревьев, составляющих первый ярус, начинают подсыхать верхушки.

Продолжительное существование такой ситуации приводит к гибели леса на этом участке. Это искусственный механизм разрушения природного сообщества.

Существование биологического сообщества как саморегулирующейся системы возможно лишь в случае рационального отношения к природе, минимизации повреждающих факторов. Именно на это направлены такие виды деятельности, как профилактика лесных пожаров, охрана заповедных природных зон, предотвращение нелегальной вырубки лесов.

VIDEOMiN.ORG

растительные сообщества. видеоурок по биологии 6 класс

11:47 Растительные сообщества, Биология Растительные сообщества. Видеоурок по биологии 6 класс

11:47

167793

4:59 Растительные сообщества, Биология Биология 6 Сообщества растений

4:59

442279

6:07 Растительные сообщества, Биология Природные сообщества. Биология 6 класс.

6:07

960068

10:38 Растительные сообщества, Биология

10:38

443057

4:08 Растительные сообщества, Биология

4:08

14314

6:15 Растительные сообщества, Биология Природные сообщества. Биология 6 класс.

6:15

831356

1:24:18 Как устроены растительные сообщества

1:24:18

968725

17:23 Растительные сообщества, Биология 6 био Природные сообщества

17:23

622311

3:18 Ботаника Растительные сообщества

3:18

408993

18:14 Растительные сообщества, Биология

18:14

522731

10:56 § 31 Растительные сообщества

10:56

999731

3:45 Биология 6 Лесные сообщества

3:45

592199

13:28 Биология 6 класс Федотова НН Культурные растения

13:28

48823

8:56 Семейство Крестоцветные. Видеоурок по биологии 6 класс

8:56

614917

13:28 Биология 6 класс Федотова НН Культурные растения

13:28

78003

24:51 Смена природных сообществ биология 6 класс Федотова НН

24:51

309689

6:44 Взаимодействие растений в сообществе.

6:44

160338

5:41

5:41

111302

4:57 Природные сообщества. Урок биологии.

4:57

792450

6:58 БИОЛОГИЯ 6 класс: Разнообразие жизненных форм | Видеоурок

6:58

995920

10:22 Фотосинтез. Видеоурок по биологии 6 класс

10:22

117537

10:12 6 класс Культурные растения .

10:12

961841

11:14 6 класс Понятие о природном сообществе

11:14

529120

Растительное сообщество — Гипермаркет знаний

  • Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 6 класс>>Растительное сообщество
  • § 57. Растительное сообщество
  • Растения живут не изолированно одно от другого, а совместно образуя группировки, иногда большие заросли.

Представьте себе, что вы идете по освещенному солнцем лугу.

Под ногами дерн из луговых трав, среди них пестреют цветущие поповники, луговые васильки, колокольчики.

Но вот вы сворачиваете в лес и как бы попадаете в иной мир: вокруг густая тень от крон деревьев, воздух прохладнее и влажнее, рыхлая почва покрыта опавшими листьями или мхом, травы не образуют густого дерна, цветуших растений мало.

Читайте также:  Биологическая природа человека

В низинке другая картина: стоят густые заросли камыша или тростника, хвощей, крупных осок, нога тонет в вязком иле; идти трудно — болото.

В лесу, на лугу, на болоте растут разные растения. Черника 116, брусника, клюква, малина 116, ландыши, папоротники и плауны — это лесные растения, их не бывает на лугу, а тимофеевку луговую, василек луговой потому и называют так что растут они на лугах и не свойственны лесам. Лес, луг, болото — все это разные растительные сообщества

  1. Растительные сообщества, Биология
  2. Все растения растительного сообщества приспособлены к особым условиям совместной жизни, сложившимся в этом сообществе.

Каждое растительное сообщество расположено на однородной территории. почва этой территории, влажность, освещенность, температура и другие условия жизни отличаются от условий жизни другого сообщества.

Сосновые леса обычно растут на песчаных почвах, бедных перегноем. И хотя кроны сосен пропускают “достаточно света, кустарников и травянистых растений в них мало.

На влажных почвах в таких лесах преобладают мхи, на сухих — лишайники (ягель) и некоторые сухолюбивые травы.

Растительное сообщество лубового леса, как правило, приурочено к почве, богатой минеральными веществами. Из деревьев здесь растут дуб, липа, клен, вяз, рябина, ясень, из кустарников— орешник (лещина), жимолость лесная, бересклет. Почву покрывает зеленый ковер из лесных трав с крупными зелеными листьями 117.

В каждом растительном сообществе существуют растения, сильнее всего влияющие на окружающую территорию. Так, в еловом лесу господствует ель. Она создает сильное затенение и истощает почву разветвленной поверхностной корневой системой.

Растительные сообщества, Биология

Поэтому в еловом лесу особый световой и температурный режим, а в почве мало минеральных веществ, необходимых для травянистых растений. Спутники ели — кислица обыкновенная 112 , майник двулистный — гибнут при продолжительном ярком солнечном освещении.

Занимаясь изучением жизни растений, постоянно приходится пользоваться терминами «флора» и «растительность».

Флорой называют совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. Например, можно говорить о флоре России, флоре Кавказа, флоре Средней Азии и т. д. Флора России очень богата, ее составляют почти 20 000 видов высших растений. Объясняют такое обилие видов огромная протяженность нашей страны и разнообразие ее природных зон.

Растительность — это совокупность растительных сообществ, существующих на определенной территории.

1. Что называют растительным сообществом? 2. Какие растительные сообщества вы знаете?

3. В чем особенности сообщества соснового леса и дубового леса?

4. Что называют флорой? 5. Что такое растительность?Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

Растительные сообщества, Биология

 

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 256 с.:ил.

Видео по биологии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

Гдз по биологии за 6 класс, авторы В.В. Пасечник

Растительные сообщества, Биология

Издательство: Дрофа

Пасечник В. В.

Этот класс по праву является одним из самых несложных в обучении, впрочем, в том числе и в это время детям может понадобиться ГДЗ к рабочей тетради по биологии 6 класс Пасечник, Снисаренко потому, что это пособие позволит оперативно разбираться, верно ли сделаны упражнения, которые педагог задал на дом, быстро подготавливаться к контрольным и иным типам проверочных работ, обрести уверенность и перестать бояться перед ответами во время занятий. Шестиклассники уже являются полноправными учащимися старшей школы. Дети преодолели этап привыкания к обновленной образовательной системе, и сейчас единственной сложностью для них станет увеличение объемов материала, которое случается из года в год.

Польза от гдз к рт по биологии 6 класс Пасечник

Естественно, необходимо донести подросткам, что данный момент – не время расслабляться, потому что программа продолжает знакомить молодых людей с новыми разделами и определениями, которые в обязательном порядке понадобятся в последующем.

Второй год исследования биологии познакомит школьников с ботаникой. Вполне вероятно, большинство считает, что данный модуль недостаточно увлекателен. Это довольно поверхностное мнение, потому что дети узнают большое количество увлекательных данных из мира растений.

Учебные материалы помогут освоить такие темы:

  1. Особенности устройства покрытосеменных растений.
  2. Как проходит жизнедеятельность растительности.
  3. Основы систематики растительных организмов.

Дополнительно подростки разберутся, в особенностях взаимодействия растительных организмов в природных обществах, а в конце года выяснят, как протекала эволюция растений.

Материалы готовых домашних заданий дают возможность не затрачивать много времени на подготовку к урокам, потому что ГДЗ к рабочей тетради по биологии 6 класс В.В. Пасечник, В.А. Снисаренко отвечает всем прогрессивным требованиям к структуре.

Любой верный ответ, приведенный в решебнике, предваряется ходом размышлений. То есть, применяя эту информацию, появляется вероятность практически сразу устранить пробелы в изученных тематиках, что очень хорошо поможет при ознакомлении с новой информацией.

Номера материалов готовых домашних заданий абсолютно идентичны упражнениям, которые указываются в учебнике. Подросткам теперь не обязательно листать странички сборника ответов, сверяя задачи.

Растительные сообщества

В природе растения растут совместно, причем не случайным образом. Каждый вид растений приспособлен расти только с определенными другими растениями.

Совместно произрастающие растения формируют растительное сообщество, или фитоциноз. Примеры растительных сообществ: конкретные луг, лес, болото.

При этом, например, березовый лес — это один тип сообщества, а еловый — другой.

Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.

Существуют светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые травянистые растения. Так ландыш, папоротники растут в лесу, так как им не нужно много света.

А вот васильки, ромашки, подорожники, тимофеевка встречаются только на лугу, так как для жизни им требуется большое количество солнечного света.

Таким образом растения, которые встречаются на лугах, обычно не встречаются в лесах. Для болот характерны камыши, тростники, мхи, хвощи и др.

В растительном сообществе растения взаимно влияют друг на друга. При этом все они приспособлены к конкретным условиям среды (влажности, особенностям почвы, ветрам), характерным для данной однородной территории. Так в сосновом лесу во влажной местности будут расти мхи, а в сухой — лишайники и редкие светолюбивые травы.

Сосновые леса могут расти на бедных перегноем песчаных почвах. Поэтому в таких лесах видовой состав не так разнообразен. Другое дело – дубовые леса.

Они вырастают на почвах богатых перегноем и минеральными веществами. Поэтому в дубовых лесах, кроме самих дубов, много другой растительности (клен, липа, орешник, жимолость, бересклет и др.).

Почва здесь покрыта травой, а не сухими ветками и хвоей, как в сосновом лесу.

От количества света, влаги, тепла и других условий неживой природы зависит видовое разнообразие растительного сообщества. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в тропических лесах, наименьшее — в пустынях и тундрах.

В большинстве растительных сообществ можно выделить преобладающие и сопутствующие виды растений. Так в березовом лесу преобладающим видом будет береза, хотя кроме нее в лесу растет множество других видов. Однако они характерны именно для березового леса.

Не следует путать понятия фитоциноз (растительное сообщество) и флора. Под флорой понимают совокупность растений, произрастающих вообще на какой-либо территории (страны, региона, континента).

В этой совокупности растения не рассматривают во взаимосвязи. Так, уместно говорить о флоре России, флоре Кавказа и т. п.

Флора скорее ближе понятию растительности, под которой понимают совокупность всех растений сообществ на конкретной территории.

Взаимосвязь растений в сообществах возможна благодаря их разным особенностям и потребностям. Таким образом, разные виды в одном сообществе почти не конкурируют между собой. Например, в еловом лесу могут встречаться березы. Ели теневыносливы, а березы светолюбивы и занимают верхний ярус, поэтому почти не конкурируют с елями за свет.

В растительных сообществах выделяют ярусы. Наибольшее количество ярусов наблюдается в лесу. Первый и второй — это кроны разных по высоте и теневыносливости деревьев, третий — кустарники, четвертый — травы, пятый — мхи, грибы, лишайники. Ярусность характерна и для коней растений. У одних корни находятся близ поверхности, у других — глубже.

В процессе эволюции у растений выработались различные приспособления к совместной жизни. В лесу деревья цветут раньше распускания листьев. В таком случае листва не мешает пыльце с помощью ветра достигать пестиков. Травы в лесу опыляются насекомыми, так как под деревьями почти нет ветра.

Читайте также:  Биосинтез и транскрипция - биология

Их цветки обычно светлые, хорошо заметные для опылителей. На лугах одни травы могут использовать в качестве опоры другие. Например, бобовые растения цепляются усиками на стебли злаков. Со своей стороны бобовые обогащают почву азотом, что создает благоприятные условия для роста других растений.

Не менее тесные взаимосвязи в сообществах выработались у растений с животными, грибами и микроорганизмами.

В природе нередко происходит смена растительных сообществ, когда на месте одного сообщества появляется другое. Это может происходить медленно или резко.

Так, после пожара растительное сообщество погибает. На его месте сначала появятся редкие травы, потом ветер занесет семена деревьев и появится поросль.

В дальнейшем через много лет может произойти восстановление прежнего сообщества или будет иное.

Примеры естественной смены сообществ — это смена березового леса на еловый или смена какого-либо леса на болото при заболачивании почв. В первом случае в березовом лесу появляются маленькие ели. Они теневыносливы и хорошо растут под березами. Но как только они подрастают, то не дают расти молодым березам, так как затеняют их. Когда старые березы погибнут, останутся только ели.

Разрушительное влияние на растительные сообщества оказывает человек. Достаточно уничтожить некоторые виды растений или животных и это может привести к разрушению всего фитоциноза. Поэтому важна не только охрана редких растений, но и охрана целых природных сообществ.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

Растительные сообщества

В окружающей природе растения живут не одиночно, а входят в состав особых комплексов – растительных сообществ, фитоценозов.

Растительное сообщество – это сочетание (совокупность) различных видов растений, исторически сложившееся под влиянием определенных факторов среды, условий существования.

В состав фитоценоза входят как автотрофные, так и гетеротрофные организмы. Среди них высшие и низшие растения, а также грибы, бактерии, водоросли, актиномицеты.

Большой вклад в изучение фитоценозов внес В. Н. Сукачев. Он определяет фитоценоз как «совокупность растений, произрастающих совместно на однородной территории, характеризующейся определенным составом, строением, сложением и взаимоотношениями растений как друг с другом, так и с условиями среды».

Не любое сочетание и совокупность растений можно считать фитоценозом. Если организмы взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга заметное влияние, например, затеняют друг друга, ухудшают или улучшают питание и т.п., то тогда можно говорить о сложившемся растительном сообществе.

Растительное сообщество представляет собой взаимодействующий комплекс растений, находящихся в сложных биотических связях (взаимополезных, взаимовредных) между видами и отдельными особями популяций.

Живя совместно, растения приспосабливаются к влиянию друг на друга и эта адаптация отражается у организмов в ряде признаков: физиологии, анатомо-морфологическом строении и т.п.

Внешний вид растений, живущих в сообществе, отличается от живущих одиночно. Крона дерева, растущего в лесу, занимает вершинную его часть. Стволы у таких деревьев более высокие и тонкие, чем у деревьев, растущих одиночно и на опушке леса.

От взаимоотношений растений в фитоценозе зависит и его развитие, видовой и количественный состав. Видовой состав фитоценоза зависит и развивается под влиянием определенных условий существования. Но в то же время фитоценоз и сам оказывает влияние на окружающую среду, создавая фитосреду.

Кроме исторически сложившихся сообществ (лес, луг, болото) выделяют искусственно созданные человеком агроценозы (поля, сады, бахчи).

Любой фитоценоз населяют разнообразные животные, для которых растительное сообщество является домом, в котором они живут, находят пищу, размножаются, выращивая потомство. Взаимосвязи животных и растительного сообщества настолько органичны, что без животных сообщество не может существовать.

Совокупность всего живого (растения, животные, микроорганизмы) составляет биоценоз. Среду, в которой живут организмы (атмосфера, почва, грунт), называют экотопом.

Совокупность растений (фитоценоз), животных (зооценоз), микроорганизмов (микробоценоз) и экотоп составляет биогеоценоз. По определению В. Н.

Сукачева, создателя науки о биогеоценозах – биогеоценологии, «биоценоз – это совокупность на определенном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосфера, горные породы, растительность, животный мир и мир микроорганизмов, почва и гидрологические условия), имеющая свою особую специфику взаимодействий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

В настоящее время биогеоценозы называют экосистемами. Этот термин введен английским ученым А.Тенсли в 1934 г. Согласно А.Тенсли, экосистема – «совокупность комплексов организмов с комплексом физических факторов его окружения, т.е. факторов местообитания в широком смысле слова». Такое же определение экосистеме дают Е. Одум, К. Вилли, Р.Уайтеккер.

Рекомендуемые файлы

В природе биогеоценозы (экосистемы) различаются размерами. Например, микросистема – это нора с ее населением, кочка среди болота, аквариум и т.п., мезосистема – ельник-брусничник, а макросистема – это океан, суша и отдельные типы растительности – степь, лес, луг.

Совокупность всех биогеоценозов Земли создает гигантскую экосистему – биосферу.

Представление о биосфере как о наружной оболочке Земли, свойства которой определяются жизнедеятельностью организмов, разработал выдающийся ученый В. И. Вернадский.

Он понимал биосферу широко, включая в нее не только поверхность Земли, заселенную организмами в настоящее время, но и земную кору, созданную организмами в прошлые эпохи.

Для характеристики фитоценоза, как и биогеоценоза, необходимо знать видовой и количественный состав растений, строение сообщества, особенности местообитания и взаимоотношений организмов сообщества.

Местообитание (биотоп) – территория, занимаемая сообществом с присущими ей экологическими условиями среды. Экологические факторы среды – это не только абиотические факторы, но и средообразующая роль населения биогеоценоза.

Граница фитоценоза определяет и границу биогеоценоза, однако качественная характеристика (видовой и количественный состав, взаимоотношения организмов) и само существование биогеоценоза зависят от местообитания.

Видовой состав – второй важный признак фитоценоза. Количество видов растений в каждом сообществе неодинаково.

Например, в России в хвойных лесах (еловых, сосновых, лиственных) произрастает до 30 видов, в дубравах — до 40—50, на лугах — 30— 50, в луговых степях — 50—70 видов растений.

Наиболее богат флористический состав тропических лесов: примерно 100 видов только деревьев, не считая видов трав и кустарников.

Все виды растений в растительном сообществе нуждаются в разных экологических условиях (свет, вода, минеральное питание и т.п.). Они неравноценны не только экологически, но и биологически (по приспособлениям, обеспечивающим им возможность су­ществования и размножения в определенных условиях среды).

В лекции “5. Тензометрические датчики” также много полезной информации.

Видовое богатство фитоценоза зависит от ряда факторов: от видового богатства флоры района исследования, от географического положения местности, где находится сообщество, а следовательно, от климата и микроклимата, почвенно-грунтовых условий, от возраста фитоценоза, степени его развитости и степени влияния на среду самих организмов. Значительное влияние на видовой состав сообщества оказывает человек.

Для подсчета видов в растительном сообществе за основу принято брать сосудистые растения, так как они хорошо видны невооруженным глазом. И поэтому многие низшие растения (водоросли), а также плесневые грибы и бактерии выпадают из поля зрения. В видовой список обычно попадают взрослые растения (или их проростки), несмотря на то, что цветут они или нет, плодоносят или вегетируют.

Видовой состав растений растительного сообщества может сказать о многом.

Присутствие чия блестящего в полупустынях и сухих степях указывает на близкое залегание грунтовых вод, появление лапчатки прямостоячей — на уменьшение плодородия почвы.

Признаком плодородия почвы могут быть растущие в подлеске орешник, бузина, черемуха, а также ландыш. О существовании богатых черноземов свидетельствуют ковыли. Хвощ полевой – показатель кислотности почв.

По определенным видам растений можно судить не только об условиях жизни в данном сообществе, но и о происходящих или произошедших изменениях, сменах растительных сообществ. Присутствие на лугах белоуса торчащего указывает на деградацию этого сообщества. Ветреница дубравная, копытень, найденные в ело­вых или смешанных лесах, свидетельствуют о том, что на этой территории была дубрава.

Количество видов в фитоценозе — еще одна его характеристика. Виды растений, входящих в сообщество, представлены большим числом экземпляров. В Стрелецкой степи под Курском на 1 м2 найдено 1939 экземпляров высших растений, принадлежащих к 77 видам.

Вид, представленный в фитоценозе в большинстве, называется доминантам, виды, не доминирующие в сообществах, – ассектаторами (соучастниками). Некоторые доминирующие виды играют важную средообразующую роль в фитоценозе. Они являются эдификаторами.

К сильным эдификаторам можно отнести ель, дуб.

Количественный состав растений фитоценоза зависит от места обитания, биологических свойств вида и от того, в каких взаимоотношениях с другими организмами и окружающей средой он находится.

На количественный состав растений сообщества влияет способ их размножения, а также то, что многие семена долго сохраняют свою всхожесть, находясь в почве. С этим связано значительное накопление жизнеспособных семян в почве лугов, лесов, степей.

В почвах лугов число их колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч на 1м2, в почвах лесов – от нескольких сотен до нескольких тысяч на 1 м2, в почве луговой степи под Курском – 18 тыс. семян на 1 м2.

Растительные сообщества, типы растительных сообществ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  • «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
  • Урок биологии
  • «Растительное сообщество»
  • 6 класс
Читайте также:  Питание и дыхание корня

Провел:

Коряковцев А.А.

  1. 2012
    Открытый урок по биологии в 6 классе на тему «Растительные сообщества, типы растительных сообществ».
  2. Цель: Формирование понятия растительное сообщество, ознакомление с его типами.
  3. Задачи:
  1. сформировать у обучающихся понятие о растительном сообществе;
  2. раскрыть понятие «растительность» и «типы растительности»;
  3. познакомить с типами растительных сообществ;
  4. познакомить с разнообразием растительных сообществ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Презентация “Растительные сообщества. Типы растительных сообществ”, компьютер, проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация прежних знаний. (10 мин.)
  3. Изучение нового материала. (17 мин)
  4. Контроль пройденного материала (10 мин)
  5. Подведение итогов. (5 мин)
  6. Домашнее задание. (1 мин)
  7. Рефлексия (1 мин)

Ход урока

ЬОрганизационный момент.

Ребята, добрый день. Начинаем урок. Урок необычен и необычен тем, что у нас присутствуют гости. Вы многое знаете и умеете. Давайте покажем, на что мы способны.

  1. Актуализация прежних знаний.

Влияет ли окружающая среда на растения, если да, то как?

  • Как можно разделить все растения по отношению к воде?
  • Как можно разделить все растения по отношению к свету?
  • Связаны ли растения между собой, если да, то как они влияют друг на друга?
  1. Изучение нового материала.

Растительный организм и среда находятся в тесном единстве. Факторы среды определяют распределение растений как по земной поверхности, формируя зоны растительности, так и в пределах небольших территорий, влияя на создание определенных растительных сообществ.

Растительное сообщество (фитоценоз) это исторически сложившаяся устойчивая совокупность различных видов растений, которые произрастают на одной территории, характеризующаяся определенными взаимоотношениями как друг с другом, так и с условиями внешней среды.

Каждое растительное сообщество имеет определенную структуру: определенный набор видов (флористический состав) и определенное расположение видов в сообществе (ярусность).

Если мы посмотрим на любое растительное сообщество, то увидим, что все растения имеют разную высоту, такое распределение по высоте называеться ярусность.

Основная причина, определяющая распределение растений по надземным ярусам (по высоте), — количество света, обусловливающее особенности температурного режима и режима влажности на разных уровнях над поверхностью почвы в фитоценозе. В одни и те же ярусы попадают экологически однородные растения, представляющие сходные требования к среде.

Растения разных ярусов оказывают заметное влияние друг на друга. Растения верхних ярусов более светолюбивые, чем низкорослые, и лучше их приспособлены к колебаниям температуры и влажности воздуха. Они создают под своими кронами условия слабой освещенности и ровного хода режима температуры и влажности.

Поэтому нижние ярусы образованы растениями, менее требовательными к освещенности. В свою очередь травянистый покров леса в результате отмирания их листьев, стеблей, корней, участвует в процессе почвообразования и тем самым влияет на растения верхнего яруса.

Ярусы хорошо заметны в смешанных лесах умеренного пояса, где выделяют 5 — 6 ярусов.

Первый (верхний) ярус образуют деревья первой величины. Сюда входят крупные деревья (дуб, сосна, ель) высотой до 30 — 35 м.

Второй ярус — деревья второй величины (клен, липа, вяз, ясень, береза). Средняя высота этих деревьев 20 — 25 м.

Третий ярус — «малорослые» древесные породы: дикая яблоня, дикая груша. Высота не более 10 — 15 м.

  1. Четвертый ярус составляет подлесок, представленный кустарниками (лещина, малина, калина).
  2. Пятый ярус образован высокими (чистец лесной, крапива, сныть) и низкими (ландыш, копытень, кислица) травами и кустарничками (черника), а также различные папоротники.

Отсюда видно, что в нижнем ярусе, куда проникает мало солнечного света, могут произрастать только очень теневыносливые кустарнички и травы.

Для многих из них характерна такая особенность «теневых» растений, как широкая листовая пластинка, что позволяет растениям увеличить освещаемую поверхность и тем самым в известной мере компенсировать недостаток света.

Этой же цели служит и внутреннее строение листьев: в них нет плотной столбчатой паренхимы, Клетки расположены рыхло, с крупными межклетниками; все это облегчает проникновение света внутрь листа.

Ярусное расположение в пространстве можно наблюдать не только в надземной, но и в подземной сфере лесного сообщества.

Разная глубина проникновения и размещения активной части корневых систем обеспечивает соответствующую ярусность подземных органов; глубже всего расположены корни деревьев первого яруса, а наиболее поверхностно — корни травянистых растений.

Такое расположение корневой системы позволяет растениям поглощать воду и растворенные минеральные соли из различных слоев почвы.

Количество видов, а также особей каждого вида в фитоценозе может быть различно. Виды, встречающиеся в большом количестве и занимающие большую площадь, играют в сообществе ведущую роль (преобладают над другими, доминируют). Их называют доминантами.

По доминантным видам составляют название данного фитоценоза. Например, сосновый лес со сплошным покровом почвы из черники называют сосняком черничным, еловый лес со сплошным покровом зеленых мхов — ельником зеленомошным и т.д.

То, какие виды будут входить в данное сообщество, зависит от их биологических и экологических особенностей. Такие различия нередко настолько значительны, что виды, входящие в состав одного и того же сообщества, представлены различными жизненными формами (деревьями, кустарниками, травами и пр.

), а также различаются по длительности жизни и по способу размножения. Примером могут быть растительные сообщества еловых лесов, в состав которых входят деревья (ель), кустарники (крушина ломкая, жимолость лесная), кустарнички (брусника, черника), травы (кислица обыкновенная, майник, седмичник и др.), мхи.

Среди трав преобладают многолетники, размножающиеся вегетативным путем, но встречаются и однолетники, размножающиеся исключительно семенами (например, полупаразитное растение марьяник луговой).

Динамика растительного сообщества. Сформировавшееся растительное сообщество не является чем-то застывшим и неподвижным, оно динамично по своей природе.

Прежде всего изменяется внешний вид фитоценоза, из-за изменений условий внешней среды. В связи с изменением метеорологических условий в разные годы внешний вид данного фитоценоза будет различен.

Это вызывается более пышным развитием одних видов в сложившихся условиях и угнетенным состоянием других.

Наряду с подвижностью фитоценозов наблюдается и их определенная устойчивость. Будучи раз нарушено деятельностью человека, растительное сообщество возвращается более или менее полно к своему исходному состоянию.

На каждой достаточно обширной территории встречается множество различных растительных сообществ, относящихся к разным типам растительности.

Совокупность всех фитоценозов какой-либо области или географического района называют растительным покровом (или растительностью) этой территории.

Совокупность всех видов растений, составляющих, эти фитоценозы, называют флорой данной территории.

В соответствии с преобладанием в растительном покрове сообществ какого- либо типа растительности каждая территория относится к определенной растительной зоне.

В зависимости от климатических условий различают зоны тундр, хвойных лесов, широколиственных лесов, степей, пустынь, тропиков и т. д.

Выделяются и переходные, промежуточные зоны (лесотундра, лесостепь, полупустыня, субтропики и др.), а также подзоны и вертикальные пояса в горах.

  • Каждый тип растительности имеет свои характерные черты, по которым растительные сообщества этого типа отличаются от фитоценозов других типов.
  • Тундры — зональный тип растительности, представленный сообществами из низкорослых кустарников, кустарничков и трав, а главным образом — мхов и лишайников.
  • Леса — зональный тип растительности, объединяющий сообщества с преобладанием древесных растений.
  • Степи — зональный тип растительности, обширные безлесные пространства, покрытые многолетними травами, растущими на черноземных почвах.
  • Пустыни — зональный тип растительности с очень бедным разреженным растительным покровом, состоящим из полыней, солянок, саксаула и других засухоустойчивых растений.

Луга — тип растительности, который может встречаться в любой зоне. Луговые сообщества состоят из многолетних корневищных злаков, бобовых, многочисленных видов разнотравья, приспособленных к условиям умеренного увлажнения.

Болота — также незональный тип растительности, объединяющий фитоценозы, развивающиеся в условиях избыточного застойного увлажнения.

Водные сообщества — широко распространенный незональный тип растительности, включающий фитоценозы пресных внутренних водоемов и морских шельфов.

Растения водных сообществ имеют многочисленные приспособления для жизни в воде.

На различных глубинах развиваются разные сообщества, например прибрежные заросли тростника, затем кувшинки, рдесты, роголистник, еще глубже сообщества водорослей и т. Д

Искусственнее сообщества, или агрофитоценозы — неустойчивые растительные сообщества, чаще всего маловидовые, создаваемые человеком, главным образом сельскохозяйственные (поля, сады и др.). Они могут существовать только при условии постоянной заботы о них, в противном случае на этих местах происходит естественное зарастание и образование природных сообществ.

Всякое растительное сообщество — неотъемлемая часть ландшафта, важное звено в общей системе биосферы.

Использование растений в жизни человека закономерно и необходимо, но это природопользование должно быть рационально.

Охранять растительные сообщества означает поддерживать в них естественные процессы, помогать восстановлению нарушенного равновесия, устранять нежелательные факторы и последствия влияния человека.

  1. Контроль пройденного материала.

Что такое растительное сообщество?

  1. Чем одно растительное сообщество отличается от другого?
  2. Что такое тип растительного сообщества?
  3. С какими типами растительного сообщества мы сегодня познакомились?
  4. Что такое флора?
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание. Учебник В.В.Пасечника §.54. Читать параграф, знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа. Дать характеристику сообществу: тундра, степь, пустыня (по желанию).
  3. Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке. У вас у каждого 3 цветных квадратика:

  • Зеленый-отл.
  • Оранжевый- хор.
  • Синий – удовл.

Вот вы видите на доске дерево, прикрипите к доске один из квадратиков, соответствующий ващей работе на уроке.

Ссылка на основную публикацию