Вегетативное размножение растений в природе – биология

Вегетативное размножение растений в природе, Биология

x

Check Also

В помощь садоводу-огороднику: лучшие книги к дачному сезону Советы по выращиванию овощей и фруктов, ландшафтному дизайну, уходу за садовыми деревьями …

Весенняя подкормка плодовых деревьев и кустарников Здравствуйте, уважаемые друзья! Плодовые деревья требуют качественного питания круглый год. Корневая система многолетних деревьев …

Признаки голодания растений. Нарушение нормального хода биологических и физиологических процессов в растениях обусловлено недостатком или избытком необходимого элемента питания. В …

Многие комнатные растения можно вырастить из стеблевых черенков, поэтому этот способ размножения самый распространенный. Некоторые растения пускают корни просто в …

Выращивание редиса в теплице зимой совсем нетрудно. Если она у вас отапливается. А если простая теплица, то уже в марте …

Меры борьбы с болезнями помидоров Фитофтороз — одна из самых распространенных и вредоносных болезней томата. Заболевание распространено главным образом в …

Терн отличается от сливы более кислым и терпким вкусом. Плоды терна богаты витаминами, их рекомендуют употреблять для поддержания иммунитета, а …

Черная смородина – уход, проблемы выращивания саженцев, вредители, болезни Вкусна и полезна ягода — черная смородина. Уход за кустарником на …

Лучшие сорта укропа на зелень: раннеспелые, среднеспелые и позднеспелые View the full image Зелень пользуется большим спросом в любую пору …

Чудные они, эти «синенькие»… В салат не забросишь, с картошкой не пожаришь, и мороки с ними – испечь, кожицу снять… …

Здравствуйте, уважаемые друзья! Майские заморозки приносят немало хлопот огородникам. Многие успели посадить и посеять не только весьма устойчивые к холоду …

Репчатый лук является двулетним растением. На протяжении первого года у него развивается луковица. На второй год из луковицы формируется цветущие …

Гамак на даче — лучшее место для отдыха, сделанное своими руками Дача для многих жителей мегаполиса стала шансом на побег …

Сегодня в кулинарии, а значит и среди дачников становятся популярным сладкий репчатый лук, который режут и едят сырым, от которого …

На сегодняшний день существует очень много сортов баклажанов. Крайне важно правильно выбрать сорт баклажана, который будет хорошо расти именно в …

Выращивание рукколы в открытом грунте, условия, посев, рекомендуемые сорта Еще не так давно гусеничник посевной был достаточно распространен только в …

Источник: http://xn--b1altabgdr.org/sad-i-ogorod/vegetativnoe-razmnozhenie-rastenij-v-prirode-biologiya

Способы вегетативного размножения растений в природе

Определение 1

Вегетативным называют бесполое размножение семенных растений путём регенерации вегетативных органов или их частей: побегом, корнем, листком или группой соматических клеток этих органов.

Оно базируется на склонности растений к регенерации — способности возобновлять потерянные органы или части тела.

Потенциальные возможности растений к регенерации беспредельны. Новые растительные организмы можно получить из цветоножки, тычинки и даже одной клетки. Среди семенных растений лишь одно- и двухлетние не размножаются вегетативным способом в естественных условиях.

Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где отсутствуют благоприятные условия для полового размножения.

При вегетативном размножении у потомства набор генов родительской формы повторяется, а это очень важно для сохранения признаков. Совокупность таких особей называется клоном.

Замечание 1

Клон (от греч. Сlon — росток, ветка) — это популяция клеток или особей, образующаяся в результате бесполого деления из одной клетки или особи. Этот термин впервые был предложен британским генетиком Джоном Бардоном Сандэрсоном Хэлданом (1892 — 1964).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Усиление функции вегетативного размножения вызвало значительные видоизменения органов растений.

Природные способы вегетативного размножения

Специализированными побегами вегетативного размножения являются надземные и подземные столоны, корневища, клубни, луковицы и т. п.

Размножение корнями

В процессе вегетативного размножения могут участвовать корни.

У некоторых растений (вишня, слива, ольха, осина, малина, калина, сирень, осот) на корнях образуются придаточные почки, из которіх развиваются придаточные ростки. Во время укоренения этих ростков и последующего отделения их от материнского растения и появляются новые особи.

Многие растения размножаются корневыми ростками, которые развиваются из придаточных почек, закладывающихся на корнях (сирень, вишня, осина, осот, малина, ежевика, хрен, щавель).

В естественных условиях встречается вегетативное размножение корневыми отсадками (дикий виноград, смородина, крыжовник).

Размножение корневищами

Часть многолетних травянистых растений размножаются корневищами (ирис, пырей, тысячелистник, мелисса, душица, мята).

Размножение столонами

Столоны — это вытянутые боковые побеги растений с удлинёнными междуузлиями, недоразвитыми листками и пазушными почками, на которых образуются укороченные побеги (клубни картофеля, луковички тюльпана, розеточные побеги). Они относительно рано отмирают.

Размножение клубнями

Клубни — видоизменённые укороченные побеги растений, имеющие более — менее округлую форму, образующиеся в результате разрастания одного или нескольких междуузлий с редуцированными листьями.

Клубнями стеблевого происхождения размножаются картофель и топинамбур.

Мясистые корневые клубни являются органами вегетативного размножения георгина, чистеца весеннего, батата.

Размножение луковицами

Луковицы — видоизменённые подземные побеги растений, имеющие утолщённый короткий плоский стебель и мясистые бесцветные плёнчатые основы листьев. Они способны запасать воду и питательные вещества, а так же берут участие в вегетативном размножении.

Луковицы являются органами вегетативного размножения травянистых растений из семейств Лилейных, Амариллисовых и некоторых других (тюльпан, гиацинт, нарцисс, лилия).

Размножение побегами

Ряска, элодея, традесканция, верба могут размножаться отделёнными частями побегов.

Надземными ползучими побегами (усами) размножаются земляника, лапчатка, костяника, ястребинка.

У некоторых растений в пазухах листьев или в соцветиях образуются выводковые почки (очиток, бриофиллиум) или луковички (мятлик луговой, лилия), которые опадают из материнского растения и укореняются.

Размножение листьями

Способность к вегетативному размножению листьями в природе выражена слабее.

У сердечника лугового на листьях, расположенных у основания побега и прилегающих к влажному субстрату, образуются придаточные почки. Вегетативное размножение растения обеспечивается прорастанием этих почек и последующим укоренением новых побегов.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/sposoby_vegetativnogo_razmnozheniya_rasteniy_v_prirode/

Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе

Тема урока Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

·         изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

·         показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

·         раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;

·         охарактеризовать значение прививки в садоводстве;

·         рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

·         развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;

·         формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

·         осуществление экологического, трудового воспитания;

·         воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая практическая работа, индивидуальная

Оборудование и материалы к уроку:

– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, презентация
– для учащихся: учебник, оборудование для практической работы, посадочный материал, горшки, ящички с землей, лейка, перчатки.

Ход урока:

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний

Добрый день дорогие ребята!
Сегодня мы продолжаем  с вами говорить о размножении растений.

1 Беседа
-Что вы понимаете под размножением? (Воспроизведение себе подобных)

-С каким видом размножения мы познакомились на предыдущих уроках? (Генеративным)

– Генеративное размножение относится к половому размножению, почему? (Потому что происходит с участием половых клеток)

– Какие органы растения осуществляют генеративное размножение? (Цветок,  плод, семя.)

2 «Веселая карусель»

У учащихся на столах карточки с 6 вопросами. Им предлагается выбрать ученика из класса, кому они адресовали бы этот вопрос.

Какой орган укрепляет растение в почве, помогает получить воду и минеральные вещества?

Назовите основной надземный орган высших растений.

Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определные функции.

Видоизмененный подземный побег

Назовите орган растения в котором под действием света из углекислого газа и воды образуется крахмал

Зачаток побега называют ….

– Посмотрите следующий слайд
Проанализируйте сказанное и попытайтесь ответить на вопрос: Как размножают черные тюльпаны? (Не все растения размножаются генеративно, возможно с помощью других органов)

III. Изучение нового материала

Каким образом можно осуществить этот тип размножения мы изучим на сегодняшнем уроке

Вот способы размножения они достаточно разнообразны. Результат этого разнообразия представлен в таблице (Слайд 6), а более подробное описание далее (Слайды 7-16)

С некоторыми способами вегетативного размножения мы познакомимся, выполнив практическую работу. Для ее выполнения, ребята, мы разделимся на  4 группы (Слайд 4).

Каждая группа для работы выбирает комплект и выполняет работу по инструктивной карте (Приложение 1).

После выполнения работы участники расскажут об итогах работы: назовут растения и орган, с помощью которого удалось осуществить размножение.

Напоминаю вам о технике безопасности в ходе выполнения работы (Приложение 2)

IV Физкультминутка

( музыкальное сопровождение «Смуглянка»)

     Сейчас мы с вами немного отдохнем, проведя физкультминутку. Но выполняя физические упражнения, будем ещё думать о жизненных формах растения. По названию растения определить его жизненную форму (подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик,  клен, крыжовник, клубника, дуб) .

  • Трава – присесть.
  • Кустарник – повороты туловища влево и вправо.
  • Дерево – стоя поднять руки вверх.

V. Закрепление 

Итак, ребята, давайте подведем итог. На столе лежат картинки с изображением растений.
Назовите растение, и расскажите,  с помощью какого органа можно  осуществить размножение растения

– Какие это органы по выполняемым функциям? (Вегетативные)

– Как называется размножение, которое осуществляется с помощью вегетативных органов (Вегетативным)

– Обращаю ваше внимание, ребята, что вегетативное размножение относится к бесполому типу размножение, а значит осуществляется …( без участия половых клеток)
VI. Итог урока

Итак, сегодня мы с вами, ребята, познакомились с другим видом размножения растений вегетативным и сделали вывод о том,  что оно относится к бесполому размножению. Каким же образом осуществляется вегетативное размножение? (С помощью вегетативных органов: корня, стебля и листа) В листах самооценки поставьте ту оценку, на которую, по вашему мнению, вы работали. Хорошо.

VII. Домашнее задание Ребята получившие на уроке:

 «5» – составьте по сегодняшней теме кроссворд;

«4» – §29 читать,

«3» – §29 читать, рабочая тетрадь№ 1 стр. 35 письменно

Творческое задание Ребята скажите, как вы относитесь к подаркам, какие чувства вы испытываете, когда вам дарят подарки? Хотели бы вы,  чтобы такие же чувства испытали ваше близкие люди: мамы, бабушки, педагоги?

Вот тогда наше творческое домашнее задание будет заключаться в следующем: Вам необходимо дома, изучив «Путеводитель по вегетативному размножению», подобрать растение которое вы бы хотели сами размножить и подарить своим мамам, бабушкам и педагогам в праздник 8 Марта.

Читайте также:  Система органического мира - биология

VIII Рефлексия: «Дерево творчества»

     (музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)

    Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.

  • Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.
  • Цветок – урок хороший.
  • Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
  • Желтый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.

Тема урока Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая практическая работа, индивидуальная

Оборудование и материалы к уроку:

– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, презентация
– для учащихся: учебник, оборудование для практической работы, посадочный материал, горшки, ящички с землей, лейка, перчатки.

Ход урока:

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний

Добрый день дорогие ребята!
Сегодня мы продолжаем  с вами говорить о размножении растений.

1 Беседа
-Что вы понимаете под размножением? (Воспроизведение себе подобных)

-С каким видом размножения мы познакомились на предыдущих уроках? (Генеративным)

– Генеративное размножение относится к половому размножению, почему? (Потому что происходит с участием половых клеток)

– Какие органы растения осуществляют генеративное размножение? (Цветок,  плод, семя.)

2 «Веселая карусель»

У учащихся на столах карточки с 6 вопросами. Им предлагается выбрать ученика из класса, кому они адресовали бы этот вопрос.

Какой орган укрепляет растение в почве, помогает получить воду и минеральные вещества? Назовите основной надземный орган высших растений. Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определные функции.
Видоизмененный подземный побег Назовите орган растения в котором под действием света из углекислого газа и воды образуется крахмал Зачаток побега называют ….

– Посмотрите следующий слайд
Проанализируйте сказанное и попытайтесь ответить на вопрос: Как размножают черные тюльпаны? (Не все растения размножаются генеративно, возможно с помощью других органов)

III. Изучение нового материала

Каким образом можно осуществить этот тип размножения мы изучим на сегодняшнем уроке

Вот способы размножения они достаточно разнообразны. Результат этого разнообразия представлен в таблице (Слайд 6), а более подробное описание далее (Слайды 7-16)

С некоторыми способами вегетативного размножения мы познакомимся, выполнив практическую работу. Для ее выполнения, ребята, мы разделимся на  4 группы (Слайд 4).

Каждая группа для работы выбирает комплект и выполняет работу по инструктивной карте (Приложение 1).

После выполнения работы участники расскажут об итогах работы: назовут растения и орган, с помощью которого удалось осуществить размножение.

Напоминаю вам о технике безопасности в ходе выполнения работы (Приложение 2)

IV Физкультминутка

( музыкальное сопровождение «Смуглянка»)

Сейчас мы с вами немного отдохнем, проведя физкультминутку. Но выполняя физические упражнения, будем ещё думать о жизненных формах растения. По названию растения определить его жизненную форму (подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик,  клен, крыжовник, клубника, дуб) .

  • Трава – присесть.
  • Кустарник – повороты туловища влево и вправо.
  • Дерево – стоя поднять руки вверх.

V. Закрепление 

Итак, ребята, давайте подведем итог. На столе лежат картинки с изображением растений.
Назовите растение, и расскажите,  с помощью какого органа можно осуществить размножение растения

– Какие это органы по выполняемым функциям? (Вегетативные)

– Как называется размножение, которое осуществляется с помощью вегетативных органов (Вегетативным)

– Обращаю ваше внимание, ребята, что вегетативное размножение относится к бесполому типу размножение, а значит осуществляется …( без участия половых клеток)
VI. Итог урока

Итак, сегодня мы с вами, ребята, познакомились с другим видом размножения растений вегетативным и сделали вывод о том,  что оно относится к бесполому размножению.Каким же образом осуществляется вегетативное размножение? (С помощью вегетативных органов: корня, стебля и листа) В листах самооценки поставьте ту оценку, на которую, по вашему мнению, вы работали. Хорошо.

VII. Домашнее задание Ребята получившие на уроке:

«5» – составьте по сегодняшней теме кроссворд;

«4» – §29 читать,

«3» – §29 читать, рабочая тетрадь№ 1 стр. 35 письменно

Творческое заданиеРебята скажите, как вы относитесь к подаркам, какие чувства вы испытываете, когда вам дарят подарки?Хотели бы вы,  чтобы такие же чувства испытали ваше близкие люди: мамы, бабушки, педагоги?

Вот тогда наше творческое домашнее задание будет заключаться в следующем: Вам необходимо дома, изучив «Путеводитель по вегетативному размножению», подобрать растение которое вы бы хотели сами размножить и подарить своим мамам, бабушкам и педагогам в праздник 8 Марта.

VIII Рефлексия: «Дерево творчества»

(музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)

Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.

  • Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.
  • Цветок – урок хороший.
  • Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
  • Желтый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/vieghietativnoierazmnozhieniieieghovidyibiologhichieskaiarolvprirodie

Вегетативное размножение растений

Бесполое размножение

Глава 4. Размножение растений

Размножение является неотъемлемым свойством живых организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни. Различают две основные формы размножения: бесполое и половое.

Широко распространено во всœех группах растений. В бесполом размножении принимает участие один организм. Собственно бесполое размножение происходит путем митотического делœения или с помощью спор.

Особой формой бесполого размножения является вегетативное.

Размножение путем делœения характерно для одноклеточных водорослей. Делœение происходит путем митоза. В результате делœения образуются две идентичные родительской дочерние особи.

Споры — репродуктивные, одноклеточные образования, при прорастании которых развиваются новые особи. У наземных растений и грибов споры не имеют специальных приспособлений для активного передвижения. У большинства обитающих в воде водорослей споры подвижны, так как имеют жгутики. Такие споры называют зооспорами.

Споры образуются в органах бесполого размножения — спорангиях или зооспорангиях. У водорослей практически любая клетка может стать спорангием, у высших растений спорангий — многоклеточный орган. У растений споры всœегда гаплоидны. В случае если они возникают на диплоидном растении, то их образованию предшествует мейоз, в случае если на гаплоидном — митоз.

Растение, на котором образуются споры, называют спорофит. Различают равноспоровые и разноспоровые растения.

© Равноспоровые растения — растения, у которых всœе образующиеся споры имеют одинаковые размеры.

© Разноспоровые растения — растения, образующие споры, отличающиеся по величинœе и физиологическим особенностям:

¨ микроспоры — более мелкие споры, формирующиеся в микроспорангиях, из них вырастают мужские заростки (гаметофиты);

¨ мегаспоры — более крупные споры, формирующиеся в мегаспорангиях, из них вырастают женские заростки (гаметофиты).

Разноспоровость чаще встречается среди высших растений (некоторые плауны, папоротники, всœе голосœеменные и покрытосœеменные).

Размножение спорами имеет большое приспособительное значение:

© в результате мейоза происходит рекомбинация генетического материала;

© обычно у растений споры образуются в огромных количествах, что обеспечивает высокую интенсивность размножения;

© благодаря малым размерам и легкости споры разносятся на большое расстояние, обеспечивая расселœение растений и освоение ими новых территорий;

© плотная оболочка споры служит надежной защитой от неблагоприятных условий среды.

Вегетативное размножение — это увеличение числа особей за счёт отделœения жизнеспособных частей вегетативного тела и их последующей регенерации (восстановления до целого организма).

Данный способ размножения широко распространен в природе. Вегетативным способом размножаются водоросли, высшие растения.

Особенно разнообразны способы вегетативного размножения у покрытосœеменных растений.

Вегетативное размножение бывает естественным и искусственным.

Естественное вегетативное размножение

Естественное вегетативное размножения является важной характерной особенностью многих видов. Благодаря этому способу размножения происходит быстрое увеличение числа особей вида, их расселœение и как следствие — успех в борьбе за существование. Естественное вегетативное размножение происходит несколькими путями:

© фрагментация материнской особи на две или более дочерних в результате перегнивания протонемы или слоевища (моховидные);

© разрушение участков наземно-ползучих и полегающих побегов (плауны, голосœеменные, цветковые);

© с помощью особых структур (клубни, луковицы, корневища, клубнелуковицы, пазушные почки, придаточные почки на листьях или корнях, выводковые корзиночки моховидных и т.д.), специально предназначенных для вегетативного размножения.

Искусственное вегетативное размножение

Искусственное вегетативное размножение осуществляется при участии человека при выращивании культурных растений. В практике сельского хозяйства искусственное вегетативное размножение обладает рядом преимуществ над семенным:

© обеспечивает получение потомков, повторяющих признаки родительского организма;

© осуществляется быстрее, ускоряет получение продуктивных потомков;

© позволяет получить большое количество потомков;

© позволяет воспроизвести клоны, которые образуют нежизнеспособные семена или вообще их не образуют.

Способы вегетативного размножения

Существуют различные способы вегетативного размножения:

© фрагментацией;

© специализированными вегетативными структурами;

© частями вегетативных органов, отделœенных от материнского растения до или после их укоренения;

©

Рис. 34. Фрагментация у элодеи.

прививками;

© культурой тканей.

Фрагментацией называют разделœение особи на две или несколько частей, каждая из которых регенерирует в новую особь (рис. 34).

Такое размножение характерно для нитчатых и пластинчатых водорослей (обрывки нитей или части таллома), некоторых цветковых растений (к примеру, элодея канадская).

В Европу попали только женские экземпляры элодеи, не способные образовывать семена из-за отсутствия мужских растений и единственным способом размножения оказалась фрагментация.

Специальные вегетативные структуры

Специальные вегетативные структуры, используемые для вегетативного размножения, являются видоизменениями побега и корня (рис. 35). Эти структуры возобновляют растения и себя через образование придаточных корней и побегов и используются человеком для их размножения.

© Луковица. В природе луковицами размножаются многие растения: тюльпаны, гусиный лук, пролеска, подснежник и т.д. В сельскохозяйственной практике луковицами размножают лук, чеснок, декоративные растения: тюльпаны, нарциссы, гиацинты и другие.

Вегетативное размножение луковичных растений осуществляют разросшимися взрослыми луковицами, детками, отдельными чешуями.

© Клубнелуковица. К клубнелуковичным растениям относятся гладиолус, крокус, водяной орех. Запасные питательные вещества клубнелуковицы расходуются на цветение, но к концу сезона формируется новая клубнелуковица. Вместе с тем, может образоваться одна или несколько клубнелуковичек — мясистых почек, развивающихся между старой и новой клубнелуковицами.

Читайте также:  Класс паукообразные - биология

© Корневище. В лесах, степях, на лугах обитает большое количество корневищных растений, прежде всœего злаков. К корневищным растениям относятся пырей, тимофеевка, белоус, купена, кислица, хвощ полевой и другие дикорастущие растения. У многих корневища ветвятся, и при отмирании старых частей происходит обособление новых растений.

В сельском хозяйстве корневищами размножают ревень, мяту, спаржу, бамбук, в декоративном садоводстве — ландыш, ирис и другие. Οʜᴎ легко размножаются делœением корневища на части, каждая из которых должна содержать вегетативную почку.

Рис. 35. Размножение специализированными вегетативными структурами:   1 — клубнелуковицами; 2 — луковицами; 3 — корневищем; 4 — клубнями; 5 — надземным столоном и ползучими побегами; 6 — корнеклубнями.

© Клубень. Клубни, как хранилище запаса питательных веществ, образуются у таких дикорастущих растений, как сыть, седмичник.

Из сельскохозяйственных растений, размножающихся клубнями, наиболее известны картофель и топинамбур.

Их можно размножать, высаживая целые клубни. Но при посадке целого клубня верхушечная почка тормозит развитие остальных. По этой причине клубни рекомендуется резать на части, так как это нарушает доминирование верхушечной почки.

© Усы. Усами размножаются такие растения, как лютик ползучий, камнеломка отпрысковая. В узлах усов образуются боковые почки и придаточные корни. После засыхания междоузлий растения обособляются.

В сельскохозяйственной практике усами размножают клубнику и землянику.

© Корневые клубни. Представляют собой утолщения боковых корней. Корневыми клубнями размножаются чистяк весенний, любка, из культурных — батат, в декоративном садоводстве — георгин. При размножении георгинов крайне важно брать корневые клубни с основанием стебля, несущим почки, так как корнеклубни почек не образуют.

Размножение частями вегетативных органов, отделœенных от материнского растения после их укоренения
  Рис. 36. Размножение отводками и корневыми отпрысками:   1 — смородина; 2 — бодяк полевой.

Данные приемы вегетативного размножения растений очень эффективны, так как развивающееся растения долгое время сохраняет связь с материнским, что способствует более быстрому и мощному развитию корневой системы.

Флоксы, дельфиниумы, примулы, лук-батун, ревень хорошо размножаются частями кустов. Кусты обычно делят весной или во второй половинœе лета.

Отводки — это участки побегов, которые специально прижимаются к земле, а после развития придаточных корней отделяются от материнского растения (рис. 36). Отводками размножаются крыжовник, виноград, из дикорастущих — пихта͵ черемуха.

При размножении отводками побеги пригибаются к земле и засыпаются. При достаточном увлажнении на засыпанном участке побега образуются придаточные корни. Уко-

ренившийся побег отделяют от материнского растения и пересаживают на постоянное место. Для лучшего укоренения побег можно надрезать. Это нарушает отток питательных веществ и их скопление в месте надреза, что создает благоприятные условия для образования придаточных корней.

Размножение корневыми отпрысками

Корневые отпрыски — побеги, возникающие из придаточных почек на корнях (рис. 36). Корневыми отпрысками размножается растения, легко образующие на корнях придаточные почки: вишня, слива, малина, сирень, осина, осот, бодяк полевой и др.

Корневые отпрыски обычно выкапывают и пересаживают в период покоя растения.

Размножение частями вегетативных органов, отделœенных от материнского растения до их укоренения

Существует целый ряд растений, способных размножаться с помощью черенков. Черенок — отрезок вегетативного органа.

  Рис. 37. Размножение черенками:   1 — стеблевыми; 2 — листовыми; 3 — корневыми.

Учитывая зависимость отпроисхождения различают стеблевые, корневые и листовые черенки (рис. 37).

Стеблевой черенок представляет собой участок надземного побега. Стеблевыми черенками размножают виноград, смородину, крыжовник, декоративные виды спиреи, красный перец, баклажан и другие.

Для размножения берут черенки длиной от 2-3 до 6-8 см, состоящих из одного междоузлия и двух узлов. На верхнем узле листья оставляются (если листовые пластинки крупные, то их наполовину срезают).

Черенки высаживают в специальные парнички, а после укоренения — в открытый грунт.

Листовой черенок представляет собой листовую пластинку с черешком или часть листовой пластинки. Листовыми черенками размножаются бегонии, узумбарская фиалка (сенполия), глоксиния, колеус. Листовые черенки могут воспроизводить придаточные корни и почки, из которых развиваются побеги.

Листовые черенки помещают в парничок нижней стороной на песок. Для предотвращения оттока питательных веществ крупные жилки перерезают. Иногда для образования придаточных корней и почек листовой черенок достаточно поместить в склянку с водой.

На листьях бриофиллума в углах зубчиков листовой пластинки образуются придаточные почки, развивающиеся в новые растения с придаточными корнями. Опадая, они закрепляются в почве.

Корневой черенок представляет собой часть корня. Ими размножаются виды, на корнях которых легко развиваются придаточные почки: хрен, малина, вишня, розы.

Корневые черенки заготавливают осœенью, реже весной. Для этого используют боковые корни первого порядка в возрасте 2-3 лет. Длина черенка до 10-15 см, диаметр — 0,6-1,5 см. черенки высаживают в почву на глубину 2-3 см.

Черенками размножаются и многие дикорастущие растения: ива, тополь, осина, одуванчик.

Прививка (или трансплантация) — искусственное сращивание части (черенка, почки) одного растения с побегом другого.

Черенок или почка с прилегающим к ней участком коры и древесины (глазок), привитые на другое растение, называют привоем. Подвой — растение или его часть, на котором осуществлена прививка.

Прививка позволяет использовать корневую систему подвоя для сохранения или размножения определœенного сорта͵ замены сорта͵ по-

  Рис. 38. Прививка:   1 — копулировка; 2 — окулировка; 3 — в расщеп; 4 — под кору.

лучения новых сортов, ускорения плодоношения, получения морозоустойчивых растений, ремонта или омоложения старых взрослых деревьев.

Известно более 100 способов прививки, однако всœе их можно свести к двум основным типам:

© прививка сближением, когда привой и подвой остаются на своих корнях;

© прививка отделœенным привоем, когда корни имеет только подвой.

Наиболее распространенными способами прививки являются следующие (рис. 38):

© Прививка в расщеп или в полурасщеп. Применяют в том случае, в случае если привой тоньше подвоя. Поперечный срез подвоя полностью или частично разделяют и вставляют в него привой, косо срезанный с двух сторон.

© Прививка под кору. Привой также тоньше подвоя. На подвое делают горизонтальный срез под стеблевым узлом, кору надрезают в вертикальном направлении и осторожно отворачивают ее края. На привое делают срез в виде полуконуса, вставляют его под кору, зажимают отворотами коры и обвязывают.

© Копулировка. Применяется в том случае, в случае если привой и подвой имеют одинаковую толщину. На привое и подвое делают косые срезы и совмещают их, обеспечив плотность соединœения.

© Окулировка. Прививка почки-глазка. На подвое делается Т-образный разрез, края коры отгибаются, и за кору вставляют почку с небольшим участком древесины.

Культура тканей представляет собой рост тканей или органов на искусственных средах. Метод культуры тканей позволяет получать клоны некоторых высших растений. Клонирование — получение совокупности особей из одной материнской вегетативным путем. Клонирование используется для размножения ценных сортов растений и для оздоровления посадочного материала.

Источник: http://referatwork.ru/category/biologia/view/553614_vegetativnoe_razmnozhenie_rasteniy

6 класс. Биология. Вегетативное размножение – Вегетативное размножение

Цели урока:

– познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений;

– показать роль вегетативного размножения в природе и сельскохозяйственном производстве.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать: значение вегетативного размножения в природе; в сельскохозяйственном производстве; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой тканей; растения, которые размножаются вегетативным способом.

  Изучение нового материала

  Мы с вами ранее изучили, а сегодня повторили, что цветковое растение имеет вегетативные органы: корень, стебель, листья, плоды с семенами.

Вы знаете из уроков биологии (да и из жизненной практики – многие помогают родителям в теплице, в огороде при посеве), что растения размножаются семенами.

А не подскажите – это единственный способ размножения или может быть имеются еще какие-то способы?

  Так вот, на сегодняшнем уроке мы рассмотрим размножение цветковых растений не половым путем (с помощью семян), а вегетативным (с помощью вегетативных органов или их частей). Этот способ широко распространен в природе, но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

     1. Размножение черенками

Черенок – это отрезок любого вегетативного органа.

Люди давно заметили, что когда ветер ломает ветки у тополей, или ранней весной отламываются вмерзшие в лед ветви у растущих по берегам рек ивушек, то если они попадают на влажную почву, то дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива или другие растения.

Эту способность многих растений – легко образовывать придаточные корни, человек использует в садоводстве и цветоводстве.

Существует несколько видов черенков.

Стеблевой черенок – это отрезок побега с почками.

Такими черенками размножают смородину, малину, тополь, розу; комнатные растения: бегонию, традесканцию, герань и другие. Комнатные растения для размножения – черенки ставим в воду до появления корней и высаживаем.

Если в саду занимаемся размножением растений стеблевыми черенками, то одревесневшие однолетние черенки длиной 25-30 см сажаем в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются корни и черенки можно сажать на постоянное место.

 В с/х-ве для размножения растений используют корневые черенки.

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-25 см. 

Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки.

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, из оснований которых отрастают придаточные корни, развивается новое, самостоятельно существующее растение.

Таким образом, можно размножать садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

 У таких растений, как тополь, сирень, рябина, вишня, малина, осот из придаточных почек на корнях вырастают побеги – корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми.

Некоторые виды комнатных растений можно размножить листовыми черенками. Это – бегония – рекс, сансевьера, сенполия (узамбарская фиалка). Листья ставят в воду, или сажают во влажный песок и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе так размножается сердечник луговой.

2. Размножение ползучими побегами

Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов – усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками.

3. Размножение отводками

Весной молодой побег изгибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена  вверх.

На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей, верхушку побега подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза придаточные корни.

Тогда побег отрезают от куста и сажают на постоянное место. Отводками можно размножать смородину, крыжовник, калину, яблони.

4. Размножение подземными видоизмененными побегами.

Корневищами – размножаются сорняки: пырей, сныть, тысячелистник. Новые побеги, после прополки, появляется из почек, которые остались на кусочках корневищ, оставшихся в почве.

Читайте также:  Отряд приматы - биология

Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, ландыш, астры многолетние.

Клубнями (а также его частями: глазками, почками ростками, верхушками) размножаются: картофель, топинамбур, георгины.

Луковицами: лук, чеснок, тюльпаны, лилии.

5. Размножение прививкой

Почку – глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка.

Дичок – это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Дичок – это подвой. Почка – глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки – это привой.

Прививку черенком – делают весной, пока не тронулись в рост почки. Необходимое условие – камбий привоя надо плотно прижать к камбию подвоя и туго обвязать мочалом или скотчем, а срез замазать варом.

Прививка почкой – проводиться во второй половине лета.

6. Размножение культурой тканей

выращивание растений из клеток образовательной ткани, помещенных в питательную  среду.

7. Значение вегетативного размножения в природе

источник конспекта – http://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/konspiekt-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-vieghietativnoie-razmnozhieniie-pokrytosiemiennykh-rastienii

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=AkXXbpESUVo

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=hhIfTShnIlc

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=RRolaqaUR3U

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=L3BrIacu478

источник презентации – http://ppt4web.ru/biologija/vegetativnoe-razmnozhenie-pokrytosemennykh-rastenijj1.html

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2379/lesson/7801/unit/20032

Вегетативное размножение растений

МОУ СОШ № 39 г. Белгород

«Вегетативное размножение растений»

Выполнила: ученица 6 «а» класса

МОУ СОШ № 39

                                 Ермоленко Елена

2012 год

    1. значение вегетативного размножения в природе;

Благодаря размножению растения расселяются, занимают новые территории. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет. С приемами вегетативного размножения растений путем отводков, черенкования и прививки человек познакомился, видимо, еще в глубокой древности.

В результате побеги срастаются между собой, и садовник, обрезав основание материнской лозы хорошего сорта, может оставить верхушку ее приросшей к лозе плохого сорта. Эта наиболее простая форма искусственного сращивания побегов была, видимо, тем приемом, с которого и началась практика прививок в хозяйстве древнего человека.

Вегетативное размножение  основано на стремлении организма к  восстановлению утраченных частей. Вегетативное размножение может быть естественным и искусственным.Естественное вегетативное размножение происходит при помощи специализированных вегетативных органов: корневых или стеблевых клубней, корневищ, луковиц, клубнелуковиц, усов.

Искусственное вегетативное размножение проводят как специализированными, так неспециализированными вегетативными  органами, у которых недостающие  органы могут появиться до отделения  какой-либо части от материнского растения (деление кустов, корневые отпрыски, отводки), или искусственно вызывают их образование (корней, побегов) после  отделения (черенкование).

    1. способы вегетативного размножения: черенками, ползучими побегами, отводками, отпрысками, подземными видоизмененными побегами, прививкой, культурой тканей;
  • Способы вегетативного размножения листовыми и стеблевыми черенками.
листовые черенки
У бесстеблевых растений или растений, образующих лиственные розетки, для черенкования можно использовать только листья или фрагменты листьев.стеблевые черенкиСпособность стебля образовывать корни зависит от возраста материнского растения и сорта, а  также от типа побега. Маточное растение коротко обрезают, чтобы стимулировать  быстрое отрастание молодых вегетативных побегов, из которых и нарезают черенки; эти побеги характеризуются высокой  корнеобразовательной способностью. Чем сильнее обрезано маточное растение, тем интенсивнее отрастают новые побеги.

  • способы вегетативного размножения ползучими побегами, корневыми черенками
ползучие побеги
Естественное вегетативное размножение растений с помощью  ползучих побегов – один из самых распространенных способов. Ползучий побег развивается в горизонтальном направлении и способен образовывать придаточные корни. Разрастаясь во все стороны, ползучие побеги захватывают обширные территории, часто вытесняя соседние растения.
корневые черенкиКорневыми черенками (мелкими  отрезками корней) размножают малину, листовыми черенками бегонию, сансевьеру.

  • способы вегетативного размножения отводками

Методика размножения  отводками. При размножении отводками  важно правильно выбрать стебель. Стебель отвести в сторону  и прикрепить его (приколоть), чтобы  часть стебля прикасалась к почве.

    • способы вегетативного размножения подземными побегами

Побегами размножаются многие сорняки. Среди них больше всего  корневищных сорняков. Если не вести  с ними борьбу они резко снижают  урожай культурных растений. Пырей  на 1 гектаре поля может развить  до 250 млн почек. Осот и бодяк образуют до 166 млн почек на 1 гектар.

    • Размножение прививками и «глазком».

    • Прививка – приживление части одного растения на другие. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней.

    • Размножение «глазком» (окулировкой) позволило продвинуть плодово-ягодные культуры в отдаленные районы Урала, Сибири, создать новые сорта. Рассказать о размножении культурой тканей, о значении этого метода для выведения сортов культурных растений, устойчивых к болезням; для получения в промышленных масштабах декоративных и лекарственных растений, таких как гвоздика, женьшень.
    1. У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:
      1. на разных растениях;
      2. на одних и тех же растениях.
    2. Семена в шишках сосны созревают через:
      1. полгода после опыления;
      2. несколько месяцев после опыления;
      3. три года после опыления;
      4. полтора года после опыления.
    3. Старые женские шишки у сосны и ели:
      1. опадают целиком вскоре высыпания из них семян;
      2. опадают целиком после длительного пребывания на деревьях;
      3. не опадают, но постепенно рассыпаются на чешуйки.
    4. Голосеменные растения в отличие от папоротников:
      1. живут на суше;
      2. имеют корень и побег;
      3. размножаются семенами;
      4. образуют плод с семенами.
    5. Признаки высших семенных растений:
      1. для размножения им необходима вода;
      2. споры мелкие, содержат мало питательных веществ;
      3. крупные яйцеклетки с запасом питательных веществ;
      4. процесс оплодотворения не зависит от наличия воды.

Ответы на тест:

Источник: http://student.zoomru.ru/bio/vegetativnoe-razmnozhenie-rastenij/132130.1033663.s1.html

Вегетативное размножение растений

11.05.2015

Размножение, как рост и развитие, является важнейшей функцией растения. Растение растет и развивается для того, чтобы в определенный момент дать жизнь новым растениям – своим потомкам.

Познакомимся с одним из способов размножения, присущих растениям.

Бывая на огороде, вы видели, как из клубничных кустов появляются длинные «усы». Это видоизмененные побеги. Из почек, находящихся на таком побеге, развивается новый побег, на нем появляются маленькие листочки. Под их тяжестью «ус» прижимается к почве.

Новый побег укореняется – образуются придаточные корни. Так появляется новое растение. Оно вполне способны к самостоятельной жизни. Если разрезать «ус», соединяющая новый куст клубники с «родительским», молодое растение совсем не пострадает.

Она способна фотосинтезуваты и сама полностью обеспечивает себя минеральными веществами и водой.

Такую же картину можно наблюдать не только в городе, но и в лесу. В лесу можно увидите красавец папоротник – орляк, а рядом с ним побег, верхняя часть которого свернута спиралью и напоминает улитку. Это молодая папоротник. Причину ее появления недалеко от взрослого растения определить нетрудно.

Стоит только немножко подкопать землю рядом с ним, как мы увидим, что два растения связаны общим корневищем. От него и пошел в рост новый побег.

Пройдет немного времени, этот побег образует множество новых придаточных коренцивинь, подрастет, спиральные верхушки развернутся и он превратится в растение, в точности похожую на папоротник – «отец».

Способ размножения, с которым вы познакомились, называется вегетативным. Объяснить происхождение этого названия несложно: растение – потомок образуются из частей вегетативных органов растения – предка. В случае с клубникой дочерняя растение появилось из почки на побеге родительского растения. В папоротника начало новому растению дала почка на корневище взрослого организма.

Чем обусловлена ??способность растений к вегетативного размножения? Знакомясь с тканями растений, вы выяснили, что начало всем клеткам (тканям) растительного организма дает образовательная ткань.

Образовательная ткань у растений находятся не только в точках роста: на верхушке побега, на кончике корня. Ее можно найти и в других частях этих органов – в почках, в стебле, в письмах, в ведущей зоне корня.

В «взрослой» растению некоторые из этих участков образовательной ткани могут подолгу находиться в состоянии покоя. Они как бы замирают: рост клеток останавливается, они не делятся.

Однако при определенных условиях в этих участках образовательной ткани снова может начаться деление клеток. Ее клетки специализируются, образуя покровные, проводящие, основные ткани. Из них и формируются отсутствуют органы нового растения.

Если деление клеток почался на участке образовательной ткани корня, «достраивается» побег, если начали делиться клетки участки образовательной ткани побега (письма, стебли), то отрастают придаточные корни.

Неудивительно, что новое растение как две капли воды похожа на «родительскую», ведь она сформировалась образовательной ткани растения – предка.

К вегетативного размножения способны большинство растительных организмов.

С образовательной ткани, находящейся в корнях яблони, сливы, тополя, шиповника могут вырасти новые побеги. Они, в свою очередь, образуют придаточные корни. Пройдет время, зеленые листья нового растения и корень будут слаженно обеспечивать друг друга необходимыми им веществами. Связь с родительским организмом станет ненужным, и его корень, на котором вырос новый побег, отомрет.

У смородины, малины, ежевики в узлах ветвей, лежащих на грунте, также могут образовываться корни. Получив возможность самостоятельного минерального питания, ближайшая почка начинает усиленно развиваться – образуя побег, который может стать самостоятельной растением.

Могут давать жизнь новым растениям и видоизменения побега – клубни. Найти почки на клубнях картофеля легко – они расположены в так называемых «ячейках».

Каждая из этих почек может дать и новые придаточные корни, и новые побеги – листья и стебель. Каждая почка может дать жизнь новому растению.

Сама «родительская» клубень впоследствии отмирает, а «дочерние» растения снова образуют клубни. Дальнейшую историю появления новых потомков картофеля можно описать сами.

Хорошо размножаются вегетативно и те растения, у которых видоизменением побега является луковица. Почки, заложенные в пазухах листьев луковицы, могут сформировать новые луковички.

Они образуют свои корни, и выпустят надземные побеги. Отделившись от материнского растения, каждая луковица становится самостоятельным организмом.

Таким образом вегетативного размножения лука, чеснока, тюльпана, лилии.

И, наконец, приведем примеры вегетативного размножения, происходящего за счет образовательной ткани листа. Сочные листья толстянки опадают еще в зеленом состоянии и образуют придаточные корни и почки.

Каланхоэ вообще способно творить «чудеса вегетативного размножения»: оно образует дочерние растения не только с опавших листьев, но и на живых листьях материнского растения.

Создавая приемы разведения растений, человек широко использует способность растений к вегетативного размножения. Вспомните: чтобы развести в саду или во дворе дома смородину, виноград, крыжовник, розу, покупают черенки. Стеблевыми черенками размножают и комнатные растения, например, пеларгонию.

Черенок – это часть побега или корня растения. Корневые черенки иногда используют для размножения плодовых деревьев.

Стеблеве черенок сажают так, чтобы большая его часть оказалась в земле, но при этом хотя бы одна почка находилась над поверхностью почвы. При посадке черенка следует быть внимательным – закапывать нужно его нижнюю часть. Если черенок поместить в землю верхней частью, он не укоренится.

Некоторые растения, например, бегонии, фиалки можно размножать листовыми черенками – целыми листами и даже их частями. Однако так способны размножаться только некоторые растения.

Многие видели, как прививают растения – черенок одного растения (привоя) взращивают с другим растением (подвоем). Так, например, на одной дикой яблони можно получить яблоки нескольких сортов.

Какое свойство растительных организмов при этом используется? Это способность образовательной ткани – камбия разрастаться, взращивая подвой с привоем.

Клетки камбия подвоя и привоя активно делятся, образовательные ткани обоих растений «перемешиваются», плотно скрепляя их части. Прививки широко применяется для размножения культурных сортов растений.

ПОДІЛИТИСЯ:

« Внутреннее строение листа. Листопад Размножение спорами. Жизненный цикл растения »

Источник: http://moyaosvita.com.ua/biology-ru/vegetativnoe-razmnozhenie-rastenij/

Ссылка на основную публикацию