Значение листа в жизни растения, биология

Лист – вегетативный орган растения, располагающийся на побеге. Место расположения листа на побеге называется узел. Узел (лат. nodus) — участок побега (стебля) растения, от которого отходят боковые органы (ветви, листья, почки, придаточные корни и другие.)

Значение листа в жизни растения, Биология

Строение и функции листа

Основная ткань пластинки листа – мезофилл. Выделяют столбчатый и губчатый мезофилл, функции которых различны.

  • Фотосинтез
  • Благодаря наличию хлоропластов в клетках столбчатой ткани мякоти листа происходит процесс фотосинтеза, в результате которого образуется большое количество органических веществ, доставляемых флоэмой в разные части растения. Вообразите следующую информацию в виде 3D-модели: проводящая система листа является продолжением проводящей системы стебля, в месте узла происходит отхождение сосудисто-волокнистого пучка в направлении листа.

  • Газообмен
  • В губчатой ткани листа расположены межклетники, вход в которые открывают устьица. Здесь происходит газообмен между организмом растения и внешней средой, заключающийся в процессах дыхания и фотосинтеза. Крайне важно разделить два понятия: фотосинтез и дыхание. Не удивляйтесь тому, что растения поглощают кислород в процессе дыхания. Все живые клетки аэробных организмов находятся в процессе дыхания постоянно, днем и ночью. Запомните, что дыхание это поглощение кислорода и выделение углекислого газа. В ходе светозависимой фазы фотосинтеза напротив, кислород выделяется как ненужный побочный продукт, а углекислый газ поглощается клетками. Значение листа в жизни растения, Биология

  • Транспирация – испарение воды с поверхности листа
  • Осуществляется через устьица в эпидермисе (кожице). Значение листа в жизни растения, Биология

Самые первые листья растения – зародышевые листья (семядоли или семенодоли), которые развиваются у зародыша ещё в семени. В дальнейшем листья формируются из примордиев – нерасчленённых зачатков листьев в виде бугорков или валиков на конусе нарастания побега.

Значение листа в жизни растения, Биология

Основные части листа

  • Основание листа
  • Это расширенная нижняя часть листа. У некоторых растений оно, разрастаясь, преобразуется в незамкнутую или замкнутую трубку, которую называют листовое влагалище.

  • Листовая пластинка
  • Выполняет главные функции листа – газообмен и фотосинтез, в основании пластинка сужается и переходит в стеблевидный черешок. Значение листа в жизни растения, Биология

  • Черешок
  • Это тонкая стеблевидная часть листа, идущая от листовой пластинки к узлу побега. Меняя свою форму, черешок смещает листовую пластинку. Таким образом, основная функция черешка – обеспечить как можно большую освещенность листовой пластинки, вынести листья к свету. Именно так и создается листовая мозаика – расположение листьев на растении, при котором они не затеняют друг друга. Листья с черешками называются черешковыми, без черешка – сидячими. Значение листа в жизни растения, Биология

  • Прилистники
  • Выросты листообразной формы, расположенные у основания листа. Они могут срастаться со стеблем или быть свободно расположенными. У многих растений прилистники отсутствуют в принципе, или образуются, но рано отмирают. Значение листа в жизни растения, Биология

Лист называют полным, если в составе его элементов имеется пластинка, основание, прилистники и черешок. Полные листья характерны для многих широко известных растений: рябина, дуб, черемуха, роза.

Лист называют неполным, если у него отсутствует черешок (сидячий лист), прилистники или пластинка. Сидячие листы, лишенные прилистников, имеют лен, гвоздика, алоэ. Отсутствуют прилистники также на листьях картофеля, сирени, капусты. В редких случаях лист может не иметь листовой пластинки, тогда ее функции перенимают черешок – у акации, прилистники – у чины безлисточковой.

Значение листа в жизни растения, Биология

Жилкование листьев

Это обозначение системы жилок с проводящими пучками в листовой пластинке. Жилкование листьев бывает:

  • Вильчатое (дихотомическое) жилкование
  • Встречается у многих папоротниковидных растений и примитивных семенных, при вильчатом жилковании жилки делятся дихотомически (одна жилка разделяется на две жилки).

  • Параллельное жилкование
  • При таком типе жилкования крупные жилки проходят вдоль листовой пластинки параллельно друг другу. Характерно для злаковых растений.

  • Дуговидное жилкование
  • Отличается наличием крупных жилок, которые подобно дуге изогнуты вдоль листовой пластинки. Характерно для однодольных.

  • Перистое (перисто-сетчатое) жилкование
  • Для этого типа характерна выраженная центральная (главная) жилка, от которой в стороны отходят более тонкие боковые ветви. Имеется у дуба черешчатого, черемухи обыкновенной.

  • Пальчатое (пальчато-сетчатое жилкование)
  • Такой тип жилкования отличается наличием нескольких примерно одинаковых по размеру крупных жилок, расходящихся веером по пластинке, при этом сходящихся в одной точке у ее основания. Имеется у манжетки обыкновенной, клена платановидного.

Значение листа в жизни растения, Биология

Форма листа

Листья подразделяются на простые и сложные. Лист называют сложным, если несколько листовых пластинок, прикрепленных собственными короткими черешочками, располагаются на одном общем черешке (рахисе). Каждую листовую пластинку сложного листа называют листочком или пластиночкой. Сложные листья (названия которых говорят сами за себя) бывают:

  • Однолисточковые – у мандарина, лимона.
  • Тройчатосложные – у земляники, клевера.
  • Пальчатосложные, состоящие из множества листовых пластинок, у люпина, каштана конского.
  • Необходимо особо отметить, что есть сложные листья, у которых листочки расположены по всей длине рахиса – пункты 4 и 5.

  • Непарноперистые – только боковые листочки располагаются парами на общем черешке, единичный верхний листочек (ясень, рябина, малина)
  • Парноперистый – все листочки на рахисе распложены парами, занимают боковое положение. На верхушке заканчиваются не одним, а парой листочков (горох)

Значение листа в жизни растения, Биология

Простым листом называется лист, состоящий из одной листовой пластинки. Простые листья подразделяются на несколько типов, в зависимости от структуры листовой пластинки. Простые листья могут быть:

  • С цельной листовой пластинкой – сирень, береза, тополь, яблоня.
  • С рассеченной (расчлененной) листовой пластинкой. Каждую отдельную часть простой пластинки называют сегментом. Здесь также имеется еще одно деление, по степени расчлененности листовых пластинок различают:
    • Пальчтолопастную (перилопастную) – в случае если расчленение не превышает 1/3 всей поверхности листовой пластинки.
    • Перистолопастную (перистораздельную) – расчленение не превышает половины (до 1/2) листовой пластинки.
    • Пальчаторассеченную (перисторассеченную) – расчленение достигает главной жилки листа или основания листовой пластинки.

Листорасположение

Представляет собой порядок расположения листьев на стебле. Выделяют следующие типы листорасположения:

  • Очередное – от узла отходит только один лист. Имеется у березы, липы, дуба.
  • Супротивное – на узле располагаются два листа, супротив (напротив) друг друга. Встречается у бузины, клена, калины.
  • Мутовчатое – на узле стебля 3 и более листьев. Есть у вороньего глаза, ветренницы, элодеи.

Видоизменения листьев

Это интереснейшие приспособления, которые возникли в процессе приспособления растений к различным средам обитания. Они выполняют дополнительные функции, но главная их задача – это адаптация растения к условия среды.

  • Ловчие аппараты
  • Не все растения питаются автотрофно, для некоторых из них свойственен гетеротрофный тип питания. Известный пример росянка капская – насекомоядное растение. Ее лист покрыт липкой вязкой массой, которая выделяется волосками листа. Если насекомое садится на лист, то приклеивается к нему, волоски начинают сворачиваться, и насекомое оказывается в образовавшейся полости. После чего начинается выделение ферментов в полость и переваривание насекомого.

  • Усики
  • Образования, которые выполняют опорную функцию. Цепляясь усиками за опору, растение занимает в пространстве вертикальное положение, растут вверх. Имеются у чины, гороха.

  • Чешуи
  • Выполняют различные функции. К примеру, чешуи почки защищают ее от механических повреждений, а листья у лука в луковице превращены в сочные чешуи, которые запасают питательные вещества.

  • Колючки
  • Ограждают растение от поедания его животными. Подобную защитную функцию выполняют колючки барбариса, кактуса.

  • Сочные и толстые образования, запасающие воду
  • Эти видоизменения листьев не утратили свою основную функцию, и приобрели дополнительную – запасание воды. Особенно актуальна эта функция для растений суккулентов, произрастающих в местах с засушливым климатом – алоэ, молодил, очиток.

  • Хвоя
  • Хвоя – это видоизмененные листья голосеменных (хвойных) растений. Таким листьям, в отличие от неизмененных, нужно меньше питательных веществ и воды. Они способны противостоять холоду и засухе, при этом выполняя свою основную роль – обеспечение процесса фотосинтеза. Вечнозелеными растениями является подавляющее большинство голосеменных, которые сохраняют хвою в течение 12 месяцев, не сбрасывая ее перед зимой. У отдельных видов, сосны долговечной, хвоя сохраняется до 45 лет.

Урок 22. Значение листа в жизни растения

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас­крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова­ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.
  9. Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными листьями, таблица «Ви­доизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».
  10. Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли­ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на­секомых.
  11. Ход урока
  12. Актуализация знаний
  13. Фронтальный опрос
  14. Что такое ткань?
  15. Какими тканями образована листовая пластинка?
  16. Какой тканью является кожица листа?
  17. Какова ее основная функция?
  18. Почему клетки кожицы листа прозрачны?
  19. Какой в этом биологический смысл?
  20. Какими тканями представлена мякоть листа?
  21. Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?
  22. Какова их основная функция?
  23. Какую форму имеют клетки губчатой ткани?
  24. Какова их основная функция?
  25. Что такое устьица?
  26. За счет каких клеток они открываются и закрываются?
  27. Какова функция устьиц?
  28. Что такое сосуды?
  29. Какими клетками они представлены?
  30. Какова их функция?
  31. Что такое ситовидные трубки?
  32. Какими клетками они представлены?
  33. Какова их функция?
  34. Что такое фотосинтез?
  35. При каких условиях возможно протекание процесса фото­синтеза?
  36. Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?
  37. При каких условиях растения дышат?
  38. Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?
  39. Изучение нового материала
  40. Рассказ учителя с элементами беседы
  41. На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.
  42. Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото­синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.

Значение листа в жизни растения, Биология

  • Откуда растение берет углекислый газ?
  • А воду?
  • Каким образом вода от корней попадает к листьям?
  • Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?
  • Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про­дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не­обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис­лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле­кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента.

Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь.

Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива.

Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку­да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло­тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо­бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это­го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.

  1. Значение листа в жизни растения, Биология
  2. Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.
  3. Вспомните строение луковицы.
  4. Какова основная функция луковицы?
  5. В какой части луковицы происходит запас питательных ве­ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен­ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш­ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От­веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла­стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи­нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни­ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

  • Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб­лю прикрепляться, цепляться за опору.
  • Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)
  • Листья некоторых растений видоизменены в колючки, как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле­ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо­бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен­ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе­го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва­ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли­тературой, заполнить таблицу.

Видоизменения листьев Функции видоизменен­ных листьев Примеры растений

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю­щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни­тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: “Значение листа в жизни растения”

 

 

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

  1. Работаустьицлистарастения
  2. Транспирация
  3. Ресурсы:

     

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Значение листа в жизни растения

Самая важная функция листа — это образование органических веществ. Его плоская и большая листовая пластина хорошо улавливает солнечный свет. В клетках основной ткани листьев (в мякоти листа) содержится много хлоропластов, в которых протекает фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.

С помощью листьев растение испаряет воду. Вода в листья поступает по проводящей системе от корней. Внутри листа вода перемещается к устьицам по стенкам клеток и межклетникам. Через устьица листьев вода испаряется. Испарение обеспечивает связь корней и листьев. Так обеспечивается поток минеральных веществ.

Растение может регулировать интенсивность испарения, открывая и закрывая устьица. Когда надо избежать лишней потери воды, устьица закрываются. Такое случается, когда воздух слишком сухой, мало воды, яркий свет и высокая температура. Ряд растений открывает устьица только вечером и ночью. Однако большинство интенсивно испаряют днем (например, злаки).

Также с помощью листьев осуществляется газообмен между воздухом и растением. Через устьица поступают кислород и углекислый газ. Поступающий кислород используется для дыхания, а поступающий углекислый газ — для синтеза органических веществ.

Через те же устьица в атмосферу выделяется кислород и углекислый газ. Однако выделяющийся кислород образовался в процессе фотосинтеза, а выделяющийся углекислый газ образовался в процессе дыхания.

Фотосинтез в растении осуществляется только на свету, дыхание же — всегда.

У большинства деревьев и кустарников ежегодно наблюдается такое явление как листопад. Осенью из листьев происходит отток питательных веществ, хлорофилл разрушаются, листья становятся желтыми или красными из-за других пигментов. В тканях листа накапливаются ненужные растению вещества. Таким образом состарившись, листья опадают.

Значение листопада в удалении ненужных веществ и сокращении поверхности надземных органов растения в неблагоприятный период. После листопада растение меньше испаряет воды, крона деревьев меньше будет накапливать снега и, следовательно, не ломаться.

Кроме перечисленных основных функций (фотосинтез, испарение, газообмен, листопад) листья некоторых растений выполняют разные специфические функции. Так у некоторых растений в листьях откладываются запасные питательные вещества (алоэ, кочанная капуста, лук). Ряд растений вегетативно размножаются с помощью листьев.

Листья со специфическими функциями обычно видоизменяются и становятся непохожи на обычные листья. Листья, в которых накапливаются питательные вещества приобретают мясистую чешуевидную форму.

Листья, которыми растения цепляются за опору, чтобы подниматься выше, становятся похожи на усики (горох). Растения, которые защищаются от поедания животными, имеют листья в виде колючек и игл (верблюжья колючка, барбарис, кактусы).

Почечные чешуи также ни что иное как видоизмененные листья, защищающие зачаток побега.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

Виды листьев растений и их основные функции

feniks.help – Скорая помощь студентам

Определение

Лист – это боковой, преимущественно плоский орган побега, который отличается ограниченным ростом и нарастает основой, а не верхушкой.

Структурно любой лист состоит из:

  • листовой пластинки;
  • черешка (помогает растениям ориентироваться относительно солнечных лучей);
  • основы.

Листовая пластина также состоит из:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • основы;
  • средней жилки;
  • боковых жилок;
  • края листовой пластинки;
  • верхушки листовой пластинки.

Также многие листья имеют прилистники – парные боковые наросты. К примеру, прилистники имеет крапива, однако липа их лишена.

Источник: studopedia.ru

Основная и дополнительная роль

Первостепенная роль листа – это выполнить фотосинтез.

Определение

Фотосинтез – это процесс переработки клетками световой энергии на энергию химических связей.

В большинстве случаев он осуществляется фотоавтотрофами – зелеными растениями и некоторыми бактериями.

Фотосинтез осуществляется с помощью ряда пигментов. Существует 3 основных класса пигментов:

  • хлорофиллы (основные пигменты фотосинтеза, зеленого цвета);
  • каротиноиды (желтые или оранжевые пигменты);
  • фикобилины (пигменты цианобактерий и красных водорослей).

Значение фотосинтеза, с точки зрения биологии:

  1. Кислород, который формируется в процессе, собирается в атмосфере и поддерживает существование всех аэробных организмов.
  2. Усвоенная солнечная энергия аккумулируется в форме химической энергии созданных органических соединений. Потом эта энергия в огромных запасах существует в виде полезных ископаемых, нефти, газа, торфа, семян, плодов.
  3. В течение длительного времени именно растения активно использовались для фотосинтеза, что способствовало разрушению «парникового эффекта» и общего снижения температуры на Земле до нынешних значений.

Кроме этого, лист выполняет целый ряд жизненно важных функций всего растения:

  • транспирацию;
  • газообмен;
  • вегетативное размножение;
  • опорную функцию (усики);
  • защитную функцию (колючки);
  • питательную функцию (у насекомоядных растений);
  • удаление отдельных продуктов метаболизма (во время листопада).

Виды листьев растений

Классификация листьев отличается своей сложностью и многообразием критериев. Их различают по таким главным особенностям:

  • количеству листовых пластин (простые и сложные);
  • очертаниям пластины;
  • форме целостной пластины;
  • форме основы;
  • форме верхушки;
  • форме черешка;
  • типу жилкования;
  • схеме прикрепления листка ко стеблю.

Простые и сложные разновидности

Листовые пластинки делятся по разновидности на:

  • простые: имеют одну пластинку;
  • сложные: имеют две и больше пластинок.

Простые

В простых листьях пластинка может быть настолько глубоко рассеченной, что создается впечатление большого количества пластинок (полынь, петрушка). Зачастую пластинка отпадает вместе с черешком или отмирает вместе со стеблями у таких листьев.

Примечание

Наибольшее количество листьев относятся к простым, часто довольно примитивной формы, что свидетельствует о древности их происхождения.

Простые листья разделяют на:

  • целостные (липа);
  • расчлененные (клен, дуб).

Источник: tvoiklas.ru

Степень и характер расчленения простых листов

Степень расчленения – это глубина надреза или выемок листовой пластины. По степени расчленения различают такие формы:

  • лопастные – надрез от 1/3 до 1/2 полупластинки;
  • раздельные – надрез от 1/2 до 2/3 полупластинки;
  • рассеченные – более 2/3 полупластинки.

По характеру расчленения выделяют такие разновидности:

  • тройчатая;
  • пальчатая;
  • перистая.

Источник: lifelib.info

Сложные

В сложных листьях помимо общего черешка (рахиса), к которому крепятся две, три или несколько пластинок, у каждой пластинки существует свой собственный черешок. Каждый листик рахиса отпадает самостоятельно. Различают следующие формы сложных листьев по размещению листиков на рахисе:

  • тройчатосложные (ежевика, земляника);
  • пальчатосложные (конский каштан, люпин);
  • непарноперистые (рябина, роза, белая акация);
  • парноперистые (горох, желтая акация).

Источник: tvoiklas.ru

Разнообразие листьев по внешнему строению

По очертанию пластинки

По внешнему очертанию пластинки (его края) выделяют такие общие разновидности:

  • цельнокрайний;
  • зубчатый;
  • пильчатый;
  • городчатый;
  • ресничный;
  • выемчатый;
  • струговидный;
  • волнистый.

Источник: en.ppt-online.org

По форме целостной пластины

В общем плане обращают внимание на такие особенности:

  • соотношение ширины и длинны пластинки;
  • как располагается наиболее широкая часть (посредине, выше или ниже средины).

Источник: studopedia.ru

Выделяют такие классы (соответствующие номера и буквы отображаются на картинке ниже):

  • плоская пластинка:
    • (а) симметричные верхняя и нижняя часть листа (круглый – 1, эллиптический – 2, продолговатый -3, ланцетный – 5, заостренный – 4);
    • (б) боковые стороны симметричны (яйцевидный – 6, треугольный – 7, лопатообразный – 8, линейный – 9);
    • (в) боковые стороны не симметричны (трапециобразный – 10, косой – 11);
  • неплоская пластинка:
    • (г) листья более-менее жесткие, длинна больше ширины (иглообразный – 12, шилообразный – 13);
    • (д) листья мясистые, сочные, форма разнообразна (трубчатый – 14).

 

По форме основы:

  • округлая;
  • сердцеобразная;
  • стрелообразная;
  • копьеобразная;
  • клинообразная;
  • неравносторонняя.

По форме верхушки:

  • тупой;
  • острый;
  • заостренный;
  • остроконечный;
  • выемчатая;
  • усообразная.

По форме черешка

  • цилиндрический;
  • полуцилиндрический;
  • ребристый;
  • плоский;
  • крылатый;
  • желобчатый.

Источник: big-archive.ru

По типу жилкования

Жилка – это сосудисто-волокнистый пучок, который соединяет листок со стеблем.

Жилы важны для перемещения воды, минеральных и органических веществ по растению, а также придания ему устойчивости и опоры. Размещение жилок на листке называют жилкованием. Бывают такие типы жилкования:

  • дуговое – жилки размещены бочкообразно, а возле основания и на верхушке листа они сближены (тюльпан, подорожник);
  • параллельное – жилки размещены параллельно по длине листа (злаки);
  • сетчатое (в т.ч. пальчатое, сетчато-пальчатое и перистое) – от центральной жилки выходят более мелкие, боковые, создавая сетку (яблоня, крапива, клен);
  • вильчатое (дихотомичное)– раздвоенное деление жилок;
  • веерное (или перистодуговидное) – жилки отходят от общего основания.

Параллельное и дуговое характерно для однодольных растений, сетчатое – для двудольных. Также существует целый ряд смешанных (переходных) типов. 

Источник: infourok.ru

По схеме прикрепления листка ко стеблю

Существуют такие способы крепления листка:

  • длинным черешком;
  • коротким черешком;
  • сидячий;
  • пронзенный;
  • сросшимися основаниями противоположных листьев;
  • низбегающий;
  • влагалищный.

Источник: assz.ru

Виды листорасположения

Определение

Листорасположение – это способ расположения листьев на побеге путем их закрепления на стеблевых узлах.

Существуют 4 основных типа листорасположения:

  • поочередное или спиральное – от узла растет один листок (пшеница, яблоня, береза), самое распространенное жилкование;
  • супротивное – от узла растут два расположенных противоположно листа (мята, шалфей, калина, сирень);
  • мутовчатое или кольчатое –от узла растет три или больше листов (олеандр);
  • собраны в розетку – существует пучок листьев относительно общего центра.

Источник: studopedia.info

Транспирация листьев и её виды

Определение

Транспирация – это физиологический процесс, при котором происходит испарение воды растением.

Биология рассматривает транспирацию как жизненно необходимый процесс для растения, поскольку он обеспечивает:

  • постоянное движение воды через корни, стебли и листья;
  • регуляцию температурного и водного режима растения;
  • предотвращение перегревание растения;
  • разгрузку проводной системы растения от переизбытка воды.

Транспирационный коэффициент – это эффективность использования воды растением, которое измеряется количеством воды (в граммах), использованной для построения 1 г сухого вещества.

Пример

Кукуруза имеет коэффициент 250–400, просо – 200-300, рожь – 500–800.

Около 90% воды, которую потребляют корни, в форме водяного пара попадает в атмосферу. Процесс транспирации происходит преимущественно в устьицах. Интенсивность транспирации зависит от открывания и закрывания устьиц растением. Водяная пара через межклеточники губчатого мезофилла растения попадает к устьицам и через щели устьиц испаряется в атмосферу.

Интенсивность транспирации немало зависит от интенсивности фотосинтеза, а также от факторов, среди которых:

  • биологические особенности растения;
  • температура почвы, воздуха, тела растения (если она выше +30-35 °C, устьица могут закрыться);
  • влажность воздуха;
  • общие условия роста растения;
  • освещение (чем лучше освещение, тем интенсивнее транспирация);
  • концентрация углекислого газа (повышение влияет на закрытие устьиц в большинстве растений);
  • потеря растением воды (если тургор критически низкий, то щель устьица уменьшается).

Виды транспирации:

  1. Устьичная – испарение происходит через устьице. Данный тип транспирации имеет почти одинаковую скорость испарения с поверхностью чистых вод.
  2. Кутикулярная – испарение происходит через всю поверхность растения. Имеет особое значение при засухе и для развития молодых растений. Для старых растений транспирация становится актуальной после разрушения кутикулы. Чем толще слой кутикулы, тем растение теряет меньше воды.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Значение листа в жизни растения

  • 6 класс
  •  «Биология. Растения»
  • Тема урока:
  •  «Значение листа в жизни растения»

 Учитель биологии: Чикичева И.В.

1. Задачи урока: Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа.

2. Оборудование: таблицы, рисунки учебника, комнатные растения, гербарий, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».

3. Ход урока:

а)        Проверка домашнего задания. Рассказать о внутреннем строении листа (отвечает один ученик).

б)        Изучение нового материала.

Мы выяснили, что мякоть листа образует зеленые клетки так как в них содержатся пластиды зеленого цвета-хлоропласты, а хлоропластам придает зеленый цвет зеленый пигмент хлорофилл.

Хлорофилл в хлоропластах образуется только на свету. В хлоропластах листа под действием света, воды и углекислого газа образуется сахар.

Этот процесс называется фотосинтезом (рассказывать используя рисунок на доске).

Итак, образование органических веществ (сахара и крахмала) – это одна из функций, выполняемая листом.

Вторая, не менее важная функция листа – испарение воды. Испарение обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения (продемонстрировать опыт, заложенный за два дня до урока). Опыт: лист, не отрывая от живого растения, поместить в полиэтиленовый пакет и завязать его. Спустя два дня внутри пакета, на его стенках, появятся капельки влаги. Это произойдет

благодаря испарению воды из листа, помещенного в пакет (результат опыта комментируют учащиеся).

Процесс испарения у растений регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Закрывая устьица растение защищает себя от большой потери воды. В жаркий солнечный день происходит сильное нагревание листьев. Между тем клетки растения не выносят нагревания выше 50 градусов по Цельсию и погибают при этой температуре.

Спасает листья от перегрева испарение влаги, так как оно всегда сопровождается понижением температуры. Разные растения испаряют разное количество воды. Так например кукуруза за сутки испаряет 800 гр. воды, а капуста 1000 гр., но самое большое количество воды испаряют листья эвкалиптов. Одно растение способно за год испарять через устьица листьев до 14 т. воды.

Поэтому эвкалипты широко используют для осушения заболоченных почв.

Вопрос к ученикам: кто из Вас знаком с растением манжетка? Чем оно интересно? (комментарии учеников).

  1. Зачитать стихотворение о манжетке:
  2. Травка – многолетка!
  3. Скромная манжетка,
  4. Житель всех лугов – В зубчиках листочки,
  5. Также есть цветочки,
  6. Но без лепестков.
  7. Красит все ж природу – И ее тут меду
  8. Тоже капля есть.

Объяснить появление капельки воды на растении (сначала выслушать предположения учеников).

Похожие на росу капельки воды на листьях некоторых растений образуются в результате процесса гуттации (в результате корневого давления вода поступает в листья и выделяется не через устьица, а через специальные отверстия на краях листьев).

Произрастающая в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды в процессе гуттации, что под деревом как – будто идет дождь. Это растение еще называют плачущим деревом.

в)        Листья через устьица осуществляют такую важную функцию как газообмен между растением и атмосферой. Через устьица в лист поступает кислород и углекислый газ вместе с атмосферным воздухом.

Кислород используется для дыхания растения. Углекислый газ расходуется растением в процессе фотосинтеза.

Таким образом в растении идет одновременно два взаимно противоположных процесса – фотосинтез и дыхание.

г)        Листопад.

Прочитать учащимся поговорки, а учащиеся должны попробовать растолковать их смысл ( вопрос: о каком явлении идет речь? ). «Не от добра дерево лист роняет».

«Здоровое дерево не погибнет, если с него листья опадут». Речь идет о листопаде.

Листопад – это процесс биологический, и никак не связан с наступлением холодов. Листопад – полезное приспособление растений к переживанию неблагоприятных природных условий.

Осенью, в конце вегетационного периода в клетках листьев накапливаются ненужные, а иногда даже вредные для растения вещества. Во время листопада вместе с опадающими листьями из растения удаляются эти ненужные вещества.

Явление листопада также защищает растение от чрезмерного испарения. Вопрос к ученикам: Почему осенью листья на деревьях изменяют свою окраску?

д)        Дополнительная функция листа – вегетативное размножение. Частью листа могут размножаться некоторые растения, например: сансивьера, сенполия или узамбарская фиалка (продемонстрировать эти растения).

е)        Видоизменения листа.

Вопрос к учащимся: Какие вы знаете растения, листья которых не похожи на обычные листья и с чем это связано? (Учащиеся должны сказать о кактусах, алоэ, фикусе и т.д.).

К видоизменениям листа относятся – колючки у кактуса, усики у гороха, почечные чешуи у саксаула и т.д.

Связано это с выполняемыми функциями (запасание воды и питательных веществ, защита от поедания животными, предохранение от чрезмерного испарения и др.).

В природе есть немало растений которые способны с помощью так называемых ловчих листьев улавливать насекомых и частично их переваривать. Такие растения называют насекомоядными, произрастают они обычно на почвах, бедных минеральным питанием, особенно при недостатке в них азота, фосфора, калия и серы (рассказать о росянке, венериной мухоловке, непентесе ).

  • 4) Итог урока – повторить пройденный на уроке материал.
  • 5) Домашнее задание
  • 19, составить кроссворд на тему «Лист» ( 10-15 слов ).
Ссылка на основную публикацию