История изучения клетки. современная клеточная теория – биология

Истории открытия и изучения клетки. Клеточная теория

 “Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы”. В.И. Сивоглазов (гдз)

Вопрос 1. Расскажите об истории открытия клетки.Открытие клеточного строения живых организмов стало возможно благодаря появлению микроскопа. Его прототип в 1590 г. изобрел голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен.

О первом микроскопе известно, что он состоял из трубы, прикрепленной к подставке, и имел два увеличительных стекла.Значение микроскопа для исследования строения срезов растительных и животных объектов впервые оценил английский физик и ботаник Роберт Гук. В 1665 г.

на срезах пробки он обнаружил структуры, напоминающие пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками. Однако Гук ошибался, считая, что клетки пустые, а живое вещество — это клеточные стенки.

Голландский натуралист Антони ван Левенгук во второй половине XVII в. усовершенствовал микроскоп и первым увидел живые клетки. Он наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и даже их движение в капиллярах.

Вопрос 2. Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?Изучение клеток растений и животных позволило обобщить все особенности их строения. В 1838 г. М. Шлейден создал теорию цитогенеза (клеткообразования). Его основная заслуга — постановка вопроса о возникновении клеток в организме. В 1839 г. Т.

Шванн, основываясь на работах М. Шлейдена, создал клеточную теорию. Основные положения клеточной теории (М. Шлейден и Т Шванн):1) все ткани состоят из клеток;2) клетки растений и животных имеют обшие принципы строения, т.к.

возникают одинаковыми путями;3) каждая отдельная клетка самостоятельна, а деятельность организма представляет собой сумму жизнедеятельности отдельных клеток.

Большое внимание на дальнейшее развитие клеточной теории оказал в 1858 и Р. Вирхов.

Он не только свел воедино все многочисленные разрозненные факты, но и убедительно показал, что клетки являются постоянной структурой и возникают только путем размножения себе подобных — «всякая клетка происходит из другой клетки в результате деления, точно так же как от растения образуется растение, а от животных животные», т.е. открыл деление клеток.

Вопрос 3. Перечислите современные положения клеточной теории.В наше время цитология, используя достижения генетики, молекулярной и физико-химической биологии, очень быстро развивается. И хотя основные положения теории Т. Шванна и М.

Шлейдена остаются актуальными, полученные данные позволили сформировать более глубокие представления о структуре и функциях клетки. На их основе сформулирована современная клеточная теория.

Перечислим ее основные положения:1) клетка единица строения, функционирования, размножения и развития живых организмов;2) клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу;3) размножение клеток происходит путем деления материнской клетки;

4) клетки многоклеточных организмов специализированы: они выполняют разные функции и образуют ткани.

Вопрос 4. Охарактеризуйте значение клеточной теории для развития биологии.По определению философов, изучавших историю науки (например, Фридриха Энгельса), клеточная теория является одним из величайших открытий XIX в. Она сыграла огромную роль в развитии не только биологии, но и естествознания в целом.

Простейшие, бактерии, многие грибы и водоросли представляют собой отдельно существующие друг от друга клетки. Тело всех многоклеточных организмов — растений, грибов и животных — построено из большего или меньшего числа клеток, которые являются элементарными структурами, составляющими сложный организм.

Независимо от того, представляет собой клетка целостную живую систему или ее часть, она имеет набор признаков и свойств, общих для всех клеток.Клеточная теория впервые однозначно указала на единство живого мира. С ее появлением исчезла пропасть между царством животных и царством растений.

На основе клеточной теории в середине XIX в. возникла цитология — наука, изучающая структуру и функции клетки.Подумайте, для каких представителей органического мира понятия «клетка» и «организм» совпадают.Клетка – основная структурная, функциональная и генетическая единица организации живого, элементарная живая система.

Клетка может существовать как отдельный организм.

Понятия «клетка» и «организм» совпадают в том случае, если речь идет об одноклеточных организмах. К ним относятся прокариоты, или безъядерные (в частности, бактерии), а из эукариот, или ядерных, — простейшие (такие, как инфузория туфелька, хламидомонада, эвглена зеленая).

Их тело состоит из одной клетки, которая реализует все функции организма — обмен веществ, раздражимость, размножение, движение. Выполнению этих функций способствуют разнообразные органоиды, в том числе специального назначения (например, жгутики и реснички обеспечивают движение).

Одноклеточные организмы часто способны образовывать скопления — колонии.

Однако к колонии еще неприменимо понятие «многоклеточный организм», поскольку входящие в ее состав клетки имеют однотипное строение (не подразделяются на ткани), слабо взаимодействуют друг с другом и, будучи изолированы от колонии, без особых проблем продолжают самостоятельно существовать и размножаться.

Источник: http://buzani.ru/biologiya/v-i-sivoglazova-10kl/380-2-1-istoriya-izucheniya-kletki-kletochnaya-teoriya

«История и методы изучения клетки. Клеточная теория» Учитель биологии школы 770 Жукова Любовь Анатольевна. – презентация

1 «История и методы изучения клетки. Клеточная теория» Учитель биологии школы 770 Жукова Любовь Анатольевна<\p>

2 Роберт Гук ( ) В 1665 г. английский естествоиспытатель Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез коры пробкового дуба и заметил, что он напоминает пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по-английски означает «ячейка», «камера», «келья». На русский язык термин был переведён как «клетка». История изучения клетки<\p>

3 Микроскоп Гука Сейчас микроскоп Роберта Гука можно увидеть в Дарвиновском музее. История изучения клетки<\p>

4 Срез коры пробкового дуба Как оказалось впоследствии, рассматривая срез коры пробкового дуба под микроскопом, Гук увидел не сами клетки, а лишь клеточные стенки. История изучения клетки<\p>

5 Голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшие открытия. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы, дающие увеличение в раз! Так открыли мир одноклеточных организмов. Антони ван Левенгук ( ) История изучения клетки<\p>

6 В 1831 г. Роберт Броун, шотландский ботаник, впервые описал ядро в растительной клетке. Роберт Броун ( ) Ядро растительной клетки История изучения клетки<\p>

7 Маттиас Шлейден ( ) В 1838 г. немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток. История изучения клетки<\p>

8 Теодор Шванн ( ) В 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу « Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений », в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов. Это представление и получило название теории Шванна- Шлейдена. История изучения клетки<\p>

9 Основные положения теории Шванна-Шлейдена Все организмы состоят из клеток. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни. Клетки в организме возникают путём новообразований из клеточного вещества. История изучения клетки<\p>

10 Ошибки теории: М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразований из клеточного вещества. История изучения клетки<\p>

11 Карл Бэр, – академик Российской академии, – открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки – зиготы. Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов. Карл Бэр ( ) История изучения клетки<\p>

12 Ян Пуркине ( ) В 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки. В 1844 г. учёный Гуго Моль ( ) подробно описал содержимое клетки, применяя для него термин «протоплазма». История изучения клетки<\p>

13 В 1855 г. немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибка Вирхова: считал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая сама по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы. Рудольф Вирхов ( ) История изучения клетки<\p>

14 В 1876 г. Александр Флемминг открыл клеточный центр. Александр Флемминг ( ) Клеточный центр История изучения клетки<\p>

15 В 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии. В 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат Гольджи. В 1898 г. были описаны хромосомы. История изучения клетки<\p>

16 На рубеже 19 и 20-х веков сформировалась новая биологическая наука цитология (от греч. китос – клетка, логос – учение). Цитология изучает: 1. Строение клеток 4. Химический состав клеток 2. Строение органоидов клеток 5. Размножение и развитие клеток 3. Функции органоидов и других внутриклеточных структур История изучения клетки<\p>

17 Основные положения современной клеточной теории: 1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для неё характерны все признаки живого. История изучения клетки<\p>

18 Основные положения теории Шванна-Шлейдена 2. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения. История изучения клетки<\p>

19 3. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки. История изучения клетки<\p>

20 4. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки. 5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения. История изучения клетки<\p>

21 1. Микроскопирование Световой микроскоп Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи и т.д. Увеличивает в 1000 раз. Методы изучения клетки<\p>

22 1. Микроскопирование Электронный микроскоп Изобретён в 30-х годах 20-го века. Современные электронные микроскопы позволяют увеличить изображение до раз, а значит и более детально рассматривать структуру органоидов клетки. Методы изучения клетки<\p>

23 2. Метод дифференциального центрифугирования Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении органеллы располагаются в растворе слоями в соответствии с плотностью. Методы изучения клетки<\p>

24 3. Флуоресцентная микроскопия Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуоресцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров. 4. Метод культуры клеток и тканей Позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением, определять влияния различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды. Методы изучения клетки<\p>

25 1.В медицине – для исследования причин заболеваний человека и других живых организмов и изобретения их лечения 2. Для классификации живых организмов 3. В генетике (наследственные заболевания, мутации) 4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерии, селекция) 5. Для раскрытия тайн эволюции Значение изучения клетки<\p>

26 Клетка является единицей строения всех живых организмов (исключая вирусы). Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле. Вывод<\p>

27 Закрепление знаний 1. Впервые увидел и описал клетки растений… 1) Р. Вирхов 3) К. Бэр 2) Р. Гук 4) А. Левенгук 2.Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы… 1) М.Шлейден 3) Р. Вирхов 2) А. Левенгук 4) Р. Гук 3. Создателями клеточной теории являются: 1) Ч.Дарвин и А.Уоллес 3) Г.Мендель и Т. Морган 2)Т.Шванн и М.Шлейден 4) Р.Гук и Н.Грю 4. Клеточная теория не приемлема для.. 1) грибов и бактерий 3) животных и растений 2)вирусов и бактерий 4) бактерий и растений 5. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о… 1) единстве хим. состава 3) единстве происхождения всего живого 2) многообразии живых 4) единстве живой и неживой природы организмов<\p>

28 Проверка знаний Ответы 1 – 2 2 – 2 3 – 2 4 – 2 5 – 3 Критерии оценки «5» – всё верно «4» – одна ошибка «3» – две ошибки «2» – три ошибки Спасибо за урок!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/480929

Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: Урок “История изучения клетки. Клеточная теория”

Слайд 1

История изучения клетки. Клеточная теория.

Слайд 2

Заполнить таблицу : «Основные этапы развития клеточной теории» Г од Ученый Вклад в развитие теории

Слайд 3

История изучения клетки История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа в конце XVI столетия

Слайд 4

Захарий Янсен 1590 год Соединив вместе две линзы, впервые изобрел примитивный микроскоп

Слайд 5

Роберт Гук 1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».

Слайд 6

Антони ван Левенгук Усовершенствовал микроскоп. Наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах. Открыл бактерии. Вторая половина XVII века

Слайд 7

Карл Бэр 1827 год Обнаружил яйцеклетку млекопитающих Вывод: каждый организм развивается из одной клетки

Слайд 8

Роберт Броун 1831-1833 гг. Обнаружил в растительных клетках ядро – важнейшую составную часть клетки.

Слайд 9

Клеточная теория В 1839 г. Теодор Шванн издал в Берлине книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он сформулировал клеточную теорию.

Слайд 10

При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия М. Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток.

Слайд 11

Первая версия клеточной теории Все организмы, и растительные, и животные, состоят из простейших частей – клеток. Клетка – индивидуальное самостоятельное целое. В одном организме все клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство.

Слайд 12

Рудольф Вирхов 1858 год Доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию.

Слайд 13

XIX век Открыты основные структуры клеток. Изучен процесс деления клетки. А. Вейсман установил: хранение и передача наследственных признаков в клетке осуществляется с помощью ядра.

Слайд 14

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии

Слайд 15

Клетка – элементарная единица живого . Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему. Вне клетки жизни нет.

Слайд 16

Все клетки сходны по своему химическому составу и имеют общий план строения . Клетки обладают и специфическими особенностями, связанные с выполнением специаль – ных функций и возника – ющими в результате кле – точной дифференцировки.

Слайд 17

Клетка происходит только от клетки .

Слайд 18

Многоклеточные организмы представляют собой сложно организованные интегрированные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

Слайд 19

Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

Слайд 20

Домашнее задание § 2.1 стр. 24 – 28.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/09/20/urok-istoriya-izucheniya-kletki-kletochnaya-teoriya

Клеточная теория: развитие и положения

Содержание:

  • История клеточной теории
  • Основные положения клеточной теории Шванна и Шлейдена
  • Вклад Вирхова в развитие клеточной теории
  • Современная клеточная теория
  • Клеточная теория, видео
  • В наше время ни для кого не секрет, что вся живая материя состоит из клеток, имеющих в свою очередь интересное и сложное строение. Но в прошлом открытие этого факта имело большое научное значение для развития биологии, и учение о клеточном строении органики вошло в историю под названием «клеточная теория».

    Открытие клеточной теории берет свое начало в далеком 1655 году, когда английский ученый Р. Гук на основе своих многочисленных наблюдений за живой материей впервые предложил термин «клетка». Сделал он это в своем знаменитом научном труде «Микрография», который впоследствии вдохновил другого талантливого ученого из Голландии Левенгука на изобретение первого микроскопа.

    Появление микроскопа и практическое наблюдение через него подтвердило идеи Гука, и клеточная теория получила дальнейшее развитие.

    И вот уже в 1670-е годы итальянский врач Мальпиги и английский натуралист Дрю описывают различные формы клеток у растений.

    В то же время сам изобретатель микроскопа Левенгук наблюдает мир одноклеточных организмов – бактерий, инфузорий, амеб. Будучи человеком творческим Левенгук первым изображает их на своих рисунках.

    Так выглядели его рисунки.

    Тем не менее, ученые XVII века представляли клетки в качестве пустот в непрерывной массе растительных тканей, о внутреннем строении клетки еще ничего не было известно. Не было значительного прогресса в этом направлении и в следующем XVIII веке. Хотя в это время стоит отметить труды немецкого ученого Фридриха Вольфа, который пытался сравнивать развитие клеток у растений и животных.

    Первые попытки проникнуть во внутренний мир клетки были предприняты уже в XIХ веке, чему способствовало появление улучшенных микроскопов, в том числе наличие у последних ахроматических линз.

    Так ученые Линк и Молднхоуэр обнаруживают в клетках наличие самостоятельных стенок, то, что позже станет известно как мембрана.

    А в 1830 году английский ботаник Роберт Броун впервые описывает ядро клетки, как важную ее составную часть.

    Во второй половине XVII века учение о клеточной теории и строении клетки оказывается в центре внимания всех ученых-биологов, и даже выделяется в отдельную под науку – цитологию.

    Большой вклад в развитие клеточной теории на этом этапе был сделан немецкими учеными Т. Шванном и М. Шлейденом, которые в частности сформулировали основные постулаты клеточной теории, вот они:

    • Все без исключения организмы состоят из маленьких одинаковых частей – клеток, которые растут и развиваются по одним и тем же законам.
    • Общий принцип развития элементарных частей организма – клеткообразование.
    • Каждая клетка представляет собой сложный биологический механизм и является своего рода отдельным индивидом. Совокупность же клеток образует ткани.
    • В клетках происходят разные процессы, такие как возникновение новых клеток, увеличение клеток в размерах, утолщение их стенок и так далее.

    Пожалуй, тут заключена основная суть клеточной теории.

    Правда, Шванн и Шлейден ошибочно полагали, что клетки образуются из некого «неклеточного вещества». Эта идея впоследствии была опровергнута другим известным немецким биологом Р.

    Вирховым, который доказал, что «всякая клетка может происходить исключительно из другой клетки», подобно тому как растение может происходить только от другого растения, и животное только от другого животного.

    Это положение стало также одним из важных частей клеточной теории.

    Идеи Шванна, Шлейдена, Вирхова и других создателей и авторов этой теории, хотя и были передовыми и революционными как для своего времени, тем не менее, сейчас им уже почти два века, и с тех пор развитие науки в этом направлении продвинулось еще дальше. О чем же нам говорят основные положения современной клеточной теории? Вот о чем:

    • Клеточная структура является, хотя и главной, но не единственной формой существования жизни. Так как помимо клеток есть еще и вирусы (открытые русским ученым Дмитрием Ивановским в 1892 году), которые, по сути, клетками не являются, но только свои свойства могут проявлять внутри клеток, проникая в них аки паразит.
    • Существует два типа клеток: прокариотические, не имеющие ограниченного мембранами ядра и эукариотические, имеющие ядро, мембрану, все как положено порядочной клетке. К эукариотическим клеткам относятся клетки растений и животных, к клетками прокариотическим – клетки бактерий и архебактерий. Таким образом, клетки растений и животных представляют собой условно биологические системы более высокого уровня организации, чем клетки бактерий.
    • Клеточная теория прошлого рассматривала живой организм как некую суму клеток, чем игнорировалась целостность организма. Современная клеточная теория рассматривает эту сумму через призму целостности организма.
    • Также догматическая клеточная теория прошлого игнорировала особенности неклеточных структур в организме, и даже порой признавала их неживыми. На самом же деле в организме помимо собственно клеток есть многоядерные надклеточные структуры (синцитин, симпласты), безядерное межклеточное вещество, обладающее к тому же способностями к метаболизму. Современная клеточная теория занимается активным изучением этих элементов, так удалось выяснить, что синцитин и симпласты являются продуктом слияния клеток, а внеклеточное вещество образовалось в результате секреции клеток.

    И вполне возможно, что в будущем клеточная теория получит еще большее развитие, учеными биологами будут найдены новые не известные ранее складовые части клетки, будут открыты новые механизмы ее работы, ведь клетка хранит в себе еще немало тайн и загадок.

    А наиболее интересная загадка, которую хранит в себе клетка – это проблема ее старения (и впоследствии умирания), и если ученым удастся ее решить, хотя бы частично, как знать, насколько смогла бы увеличиться продолжительность человеческой жизни, но это уже тема для другой статьи.

    В завершение по традиции вашему вниманию образовательное видео по теме нашей статьи.

    Источник: http://www.poznavayka.org/biologiya/kletochnaya-teoriya-razvitie-i-polozheniya/

    Урок 26.1. Клеточная теория строения организмов

    Тип урока – комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

    Цель:

    – формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

    -умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

    -воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

    Задачи:

    Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

     Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

    Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

    УУД

    Личностные результаты обучения биологии:

    1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

    Метапредметные результаты обучения биологии:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

    3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

    оценивать информацию;

    Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Ход урока

    Задачи

    Показать учащимся особенности строения рас­тительной клетки в сравнении с животной, под­черкивая сходство и различие.

    Охарактеризовать этапы развития цитологии с момента открытия и изучения первых клеток.

    Раскрыть основные положения клеточной тео­рии, показать их взаимосвязь.

    Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

    Основные положения

    В клетках растений преобладают синтетические процессы над реакциями высвобождения энергии.

    Хорошо развитая вакуолярняая сеть обеспечивает явление тургора, в основе которое лежат процессы осмотического поступления в клетку.

    Митотическое деление растительных клеток протекает без участия клеточного центра.

    Все живые организмы, существующие на Земле, имеют клеточное строение, за исключением вирусов, являющихся паразитами генетическом уровне.

    Все клетки эукариотических организмов гомологичны, т. е. обладают единым принципом организации.

    Как менялись представления о клетке и сформировалось современное положение клеточной теории

    С момента обнаружения клеток, до того как было сформулировано современное положение клеточной теории, прошло почти 400 лет. Впервые клетку исследовал в 1665 г. естествоиспытатель из Англии Роберт Гук. Заметив на тонком срезе пробки ячеистые структуры, он дал им название клеток.

    В свой примитивный микроскоп Гук еще не мог рассмотреть все особенности, но по мере совершенствования оптических приборов, появления методик окрашивания препаратов ученые все больше погружались в мир тонких цитологических структур.

    Как появилась клеточная теория

    Знаковое открытие, повлиявшее на дальнейший курс исследований и на современное положение клеточной теории, сделано в 30-х годах XIX века. Шотландец Р. Броун, изучая лист растения при помощи светового микроскопа, обнаружил в растительных клетках сходные округлые уплотнения, которые впоследствии назвал ядрами.

    С этого момента появился важный признак для сопоставления между собой структурных единиц различных организмов, что стало основой выводов о единстве происхождения живого. Не зря даже современное положение клеточной теории содержит ссылку на данный вывод.

    Вопрос о происхождении клеток был поставлен в 1838 году немецким ботаником Матиасом Шлейденом. Массово исследуя растительный материал, он отметил, что во всех живых растительных тканях присутствие ядер обязательно.

    Его соотечественник зоолог Теодор Шванн сделал такие же выводы относительно тканей животных.

    Изучив работы Шлейдена и сопоставив множество растительных и животных клеток, он сделал заключение: несмотря на многообразие, все они имеют общий признак – оформленное ядро.

    Клеточная теория Шванна и Шлейдена

    Собрав воедино имеющиеся факты о клетке, Т. Шванн и М. Шлейден выдвинули главный постулат клеточной теории. Он состоял в том, что все организмы (растения и животные) состоят из клеток, близких по строению.

    В 1858 году было внесено еще одно дополнение в клеточную теорию. Рудольф Вирхов доказал, что организм растет за счет увеличения количества клеток путем деления исходных материнских. Нам это кажется очевидным, но для тех времен его открытие было весьма продвинутым и современным. На тот момент современное положение клеточной теории Шванна в учебниках формулируется следующим образом:

    Все ткани живых организмов имеют клеточное строение.

    Клетки животных и растений образуются одним и тем же способом (делением клетки) и имеют сходное строение.

    Организм состоит из групп клеток, каждая из них способна к самостоятельной жизнедеятельности.

    Став одним из важнейших открытий XIX века, клеточная теория заложила основу представления о единстве происхождения и общности эволюционного развития живых организмов.

    Дальнейшее развитие цитологических знаний

    Совершенствование исследовательских методов и оборудования позволило ученым значительно углубить знания о строении и жизнедеятельности клеток:

    доказана связь структуры и функции как отдельных органелл, так и клеток в целом (специализация цитоструктур);

    каждая клетка в отдельности демонстрирует все свойства, присущие живым организмам (растет, размножается, обменивается веществом и энергией с окружающей средой, подвижна в той или иной степени, адаптируется к изменениям и др.);

    у животных, грибов, растений обнаруживаются одинаковые по строению и функциям органеллы;

    все клетки в организме взаимосвязаны и работают слаженно, выполняя комплексные задачи.

    Благодаря новым открытиям, положения теории Шванна и Шлейдена были уточнены и дополнены. Современный научный мир пользуется расширенными постулатами основополагающей теории в биологии.

    5 положений современной клеточной теории

    В литературе можно встретить различное количество постулатов современной клеточной теории, наиболее полный вариант содержит пять пунктов:

    Клетка является наименьшей (элементарной) живой системой, основой строения, размножения, развития и жизнедеятельности организмов. Неклеточные структуры не могут называться живыми.

    Клетки появляются исключительно путем деления уже существующих.

    Химический состав и строение структурных единиц всех живых организмов сходны.

    Многоклеточный организм развивается и растет за счет деления одной/нескольких первоначальных клеток.

    Сходное клеточное строение организмов, населяющих Землю, свидетельствует о едином источнике их происхождения. –

     

    Первоначальные и современные положения клеточной теории во многом перекликаются. Углубленные и расширенные постулаты отражают современный уровень знаний по вопросу строения, жизни и взаимодействия клеток.

    Вопросы и задания для повторения

    Каково строение различных видов пластид? Приведите примеры взаимного превращения пластид.

    В каких отделах хлоропласта осуществляет­ся световая фаза фотосинтеза? Темновая фаза фотосинтеза?

    Опишите реакции фотосинтеза и процесс аккумуляции энергии в виде АТФ в световой

    Расскажите историю открытия клетки.

    Кем и когда была впервые сформулирована клеточная теория?

    Изложите основные положения клеточной теории.

    Охарактеризуйте значение клеточной теории.

    КлеткаисторияизученияКлеточнаятеория

     

    Презентация История и методы изучения клетки, клеточная теория эволюции

     

    ЕГЭ Биология 1.2. Современная клеточная теория, её основные положения. Строениеклетки

    Ресурсы

    В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

    А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

    Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

    Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

    Биология в схемах, терминах, таблицах” М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. “Феникс”

    Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

    Образовательный портал

    Школьный мир ИНФО

    Природа мира

    FB.ru

    Биоуроки

    Сайт YouTube:  /

    Хостинг презентаций

    – 

    Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_261_kletochnaya_teoriya_stroeniya_organizmov_060347.html

    2.1. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке

    Научная теория представляет собой обобщение научных данных об объекте исследования. Это в полной мере касается клеточной теории, созданной немецкими исследователями М. Шлейденом и Т. Шванном в 1839 г.

    В основу клеточной теории легли работы многих исследователей, искавших элементарную структурную единицу живого. Созданию и развитию клеточной теории способствовало возникновение в XVI в. и дальнейшее развитие микроскопии.

    Основные события – предшественники создания клеточной теории:– 1590 г. – создание первого микроскопа (братья Янсен);– 1665 г.

    Роберт Гук – первое описание микроскопической структуры пробки ветки бузины (на самом деле это были клеточные стенки, но Гук ввел название «клетка»);– 1695 г. – публикация А.

    Левенгука о микроскопических организмах, увиденных им в микроскоп;– 1833 г. – Р. Броун описал ядро растительной клетки;

    – 1839 г. –М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко.

    Основные положения современной клеточной теории:

    1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.2.

    Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.3. Клетка – элементарная единица размножения и развития живого.4.

    В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

    5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

    Клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям. В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие в митозе. С 1903 г. стала развиваться генетика. Начиная с 1930 г.

    стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур. XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика.

    Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.

    В 1858 г. Р.Вирхов внес уточнение в КТ: все клетки возникают только из клеток путем их деления.

    Итак, КТ утверждает, что все живые организмы состоят из клеток.

    Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям:

    • яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки;
    • мышечные клетки обладают сократимостью;
    • нервные клетки проводят нервные импульсы.

    Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки.

    Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму.

    Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

    Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/kletka-kak-biologicheskaya-sistema/2-1-kletochnaya-teoriya-razvitie-znanij-o-kletke

    История изучения клетки. Современная клеточная теория

    Все клетки, кроме бактерий, построены по общему плану. Они имеют шаровидное ядро и называются эукариотами.

    Бактерии устроены проще, не имеют ядра и называются прокариотами (доядерные).

    История изучения клетки неразрывно связана с методами исследования (НТП – научно-технический прогресс).

    Первый микроскоп был изобретен в XVI веке в Голандии.

    Впервые микроскоп применил в биологии Роберт Гук. Ему принадлежит термин “клетка”.

    В 1672 г. Мальпиги издает книгу “анатомия растений”, где приводит подробное описание микроскопической структуры растений.

    Другой ученый наблюдал простейшие организмы под микроскопом. Описал простейших.

    В 1838 – 1839 гг. Немцы Шлейден (ботаник) и Шван (физиолог) создали клеточную теорию.

    Основные положения клеточной теории:

    1. Все организмы состоят из клеток. Клетки образуются и растут по одним и тем же законам.
    2. Общий принцип развития – клеткообразование.
    3. Каждая клетка есть индивидуум. Все индивидуумы организма действую совместно.

    В 1859 г. Рудольф Вирхов обосновал принцип преемственности клеток путем деления: каждая клетка из клетки.

    Благодаря клеточной теории стало понятно, что клетка – это важнейшая составная часть всех живых организмов. Она важнейший морфологический компонент всего живого.

    Из клеток состоят ткани и органы.

    С клетки начинается развитие организма, она функциональная единица активности организма и тканей.

    С появлением современных методов исследования стало возможным изучить структуры и функционирование различных компонентов клетки.

    Было выявлено сходство в тонком строении клеток различных организмов:

    1. Все клетки покрыты оболочкой.
    2. Эукариоты содержат ядро и хромосомы.
    3. Всегда есть ядерная оболочка, цитоплазма и органеллы.
    4. Клетки способны к обмену веществ и энергии, росту, развитию, размножению, к реакции на раздражение.

    Современная клеточная теория

    1. Клетка – это элементарная живая система, основа структуры, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития прокариот и эукариот. Вне клетки жизни нет.
    2. Новые клетки возникают только путем деления исходной.

    3. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу.
    4. Рост и развитие организма сводится к росту и размножению исходных клеток.
    5. Клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

    Самая маленькая клетка – маляриный плазмодий (5 мкм), самая большая – яйцеклетка страуса (10 см).

    Клеточная теория, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционном учении, генетике.

    Современные методы исследования клеток

    • Изотопное мечение живых клеток
    • Дифференциальное цинтрифугирование
    • Электронная микроскопия

    Источник: http://blgy.ru/biology-lecture/cell

    Презентация на тему “История изучения клетки. Клеточная теория”

    • Скачать презентацию (2.52 Мб)
    • 107 загрузок
    • 3.0 оценка

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Твиттер

    Телеграм

    Ваша оценка презентации

    Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

    Данная работа посвящена истории изучение клетки и клеточной теории, ставшей итогом этого процесса. В работе приведена историческая справка о развитии изучении клетка, упоминается вклад различных ученых в эту науку, таких, как Гук, Лавенгук, Янсен, Бэр и пр. Во второй части работы формулируются принципы клеточной теории.

    1. История изучения клетки
    2. Клеточная теория
    • Форматpptx (powerpoint)
    • Количество слайдов20
    • Аудитория9 класс 10 класс 11 класс
    • Словабиология клеточная теория строение клетки гук лавенгук ученые
    • КонспектОтсутствует
    • Предназначение
      • Для проведения урока учителем
    • Слайд 3
      • История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования.
      • В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа в конце XVI столетия
    • Слайд 4

      1590 год

      • Соединив вместе две линзы, впервые изобрел примитивный микроскоп
    • Слайд 5

      1665 год

      • Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений,ввел в науку термин «клетка».
    • Слайд 6

      Вторая половина XVII века

      • Усовершенствовал микроскоп.
      • Наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах.
      • Открыл бактерии.
    • Слайд 7

      1827 год

      • Обнаружил яйцеклетку млекопитающих

      Вывод: каждый организм развивается из одной клетки

    • Слайд 8

      1831-1833 гг.

      • Обнаружил в растительных клетках ядро – важнейшую составную часть клетки.
    • Слайд 9
      • В 1839 г. Теодор Шванн издал в Берлине книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он сформулировал клеточную теорию.
    • Слайд 10
      • При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия М. Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток.
    • Слайд 11
      • Все организмы, и растительные, и животные, состоят из простейших частей – клеток.
      • Клетка – индивидуальное самостоятельное целое.
      • В одном организме все клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство.
    • Слайд 12

      1858 год

      • Доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию.
    • Слайд 13
      • Открыты основные структуры клеток.
      • Изучен процесс деления клетки.
      • А. Вейсман установил: хранение и передача наследственных признаков в клетке осуществляется с помощью ядра.
    • Слайд 14

      Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии

    • Слайд 15
      • Клетка – элементарная единица живого.

      Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему.

      Вне клетки жизни нет.

    • Слайд 16
      • Все клетки сходны по своему химическому составу и имеют общий план строения.

      Клетки обладают и специфическими особенностями, связанные с выполнением специальных функций и возникающими в результате клеточной дифференцировки.

    • Слайд 17
      • Клетка происходит только от клетки.
    • Слайд 18
      • Многоклеточные организмы представляют собой сложно организованные интегрированные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.
    • Слайд 19
      • Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.
    • Слайд 20

      § 2.1 стр. 24 – 28.

    Посмотреть все слайды

    Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/istoriya-izucheniya-kletki-kletochnaya-teoriya

    2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира

    Видеоурок: Современная клеточная теория, её основные положения. Строение клетки

    Лекция: Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира

    Клеточная теория

    Разработанная Маттиасом Шлейденом и Теодором Шванном в 1839 г клеточная теория в измененном и дополненном виде широко используется наукой в настоящее время. Основные ее положения:

    • Клетка является базовой функциональной единицей строения жизни. Ниже клетки могут изучаться только органические вещества, не обладающие достаточным количеством признаков живого, чтобы рассматриваться как отдельные живые объекты. Они изучаются химией и биохимией.

    • Клетка является единой цельной сбалансированной системой, состоящей из большого количества связанных между собой химически, пространственно (общим нахождением в клеточной оболочке), физическими процессами органоидов. Органоиды являются функциональными единицами клетки.

    • Все живые клетки гомологичны, то есть имеют в своей основе общие принципы строения и функционирования, а также общих предков.

    • Появление новых живых клеток возможно только путем деления материнской.

    Развитие современной биологии привело к расширению клеточной теории и внесению в нее дополнительных пунктов:

    • Клетки ядерных и безъядерных организмов – имеют разный уровень организации и различаются по своей сложности и структурным компонентам.

    • Копирование генетической информации является основой деления клеток.

    • Клетки одного организма являются равнозначными по наследственной информации, их разделение на ткани определяется различным набором активированных белков.

    Изучение клетки продолжается, следовательно, клеточная теория будет дополняться.

    Роль клеточной теории в развитии естественнонаучных представлений о мире

    Становление и доказательство клеточной теории позволило:

    • Определить наиболее важные направления исследования живого, получить практические результаты, которые можно использовать для развития таких наук, как генетика, медицина, палеонтология.

    • Изучить процессы размножения, найти новые методы лечения для врожденных и приобретенных заболеваний, определить причины возникновения многих из них.

    • Создать такие науки как генетика, цитология, гистология, что стало основой для изучения структурных и генетических свойств различных животных, бактерий, растений. На основе этих знаний сейчас создаются новые лекарственные препараты, урожайные сорта растений, что позволяет обеспечить продовольственную безопасность человека и защиту его от многих болезней.

    • Изучить процессы развития и размножения организмов, что дает возможность спрогнозировать их свойства и особенности, а также сделать уверенные предположения о свойствах вымерших на основе изучения палеонтологических находок и прояснить многие моменты истории развития живого.

    Наличие доказанной базовой теории позволяет биологии как науке развиваться более быстрыми темпами в правильном направлении.

    Развитие знаний о клетке

    Попытки изобретения микроскопа известны со времен Древнего Рима. Однако, первым ученым, использовавшим его в 1665 г. для изучения живых организмов стал Р. Гук. Он первым описал пористое строение пробки, и дал название увиденным структурам — «клетки».

    Примерно через 10 лет итальянский исследователь М. Мальпиги и англичанин Н. Грю сделали описание различных органов растений в строении которых обнаружили клетки.

    В этот же период голландец А. Левенгук описал простейшие одноклеточные организмы.

    В следующем, 18-м, веке ученые не придавали важного значения наличию клеток в живых организмах, считая их пустотами в сплошных тканях.

    В начале 19-го века случилось важное – физики смогли значительно улучшить конструкцию микроскопа, создав ахроматические линзы. Это вызвало новый интерес к микроскопированию и среди биологов.

    Различные ученые стали делать описания клеточной структуры тканей живых организмов. Были описаны растительные клетки, определено, что ядра находятся во всех клетках организма, открыто, что обмен веществ происходит на уровне клетки.

    Другими учеными изучались животные ткани, проводилось сравнение их строения с растительными, хотя были и ошибочные представления – иногда клетки рассматривались именно как пустые пространства, часто путались клетки и ядра.

    Маттиас Шлейден выполнил большое количество точных описательных работ, но считал, что клетки зарождаются из бесструктурного вещества, а центром концентрации каждой из них становится ядро.

    Только Томасу Шванну в 1838 г удалось рассмотреть общие структуры и закономерности в развитии клеток растений и животных и сделать правильные выводы.

    Единство происхождения живых организмов

    Основной чертой сходства всех живых организмов является их клеточное строение. Различия клеток определяются их приспособлением к различным условиям среды и длительностью эволюционного пути.

    Но базовая структура, способы питания, связи, размножения, химический состав, способ передачи наследственной информации – схожи у всех живых организмов.

    Этот факт служит доказательством общности их происхождения.

    Предыдущий урок Следующий урок

    Источник: https://cknow.ru/knowbase/165-21-sovremennaya-kletochnaya-teoriya-ee-osnovnye-polozheniya-rol-v-formirovanii-sovremennoy-estestvennonauchnoy-kartiny-mira.html

    Ссылка на основную публикацию