Особенности высшей нервной деятельности человека – биология

Высшая нервная деятельность человека ее типы, психика, темперамент (Таблица, Схема)

Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Психика – это внутренний мир человека, принадлежащая конкрет­ному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу.

Поведение – сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности.

Мышление, или рассудочная деятельность – сложнейший вид мозговой деятельности организма в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своем поведении.

Эмоции – переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Положительные эмоции (радость, восторг, удовлетворение) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние.

Отрицательные (гнев, ужас, страх, отвращение) – активное состояние мозговых структур, побуждающее к ослаблению или прекращению данного состояния.

К высшей нервной деятельности человека относят такую деятельность – внимание, память, речь и мышление, сон.

Типы высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидиума и eгo жизненным опытом.

Свойства высшей нервной деятельности Сила процессов возбуждения и торможения 
Взаимная уравновешенность, т.е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения
Подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот
Типы высшей нервной деятельности Сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой”, быстрый, подвижный тип)
Сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов (“спокойный”, медленный, малоподвижный, инертный тип)
Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный тип”)
Слабый, с быстрой истощаемостью, приводящей к потере работоспособности (“тормозной тип”)

Темперамент и его типы

Темперамент – это индивидуальная, своеобразная, обусловленная природой совокупность динамических проявлений психики.

Тип темперамента Характеристика типов Психологические особенности
по Гиппократу по Павлову
Сангвиник “сангвис” (лат.) – кровь Тип с преобладанием в организме крови Сильный, уравновешенный, подвижный тип Быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений .легко переживает неудачи, подвижный, с выразительной мимикой
Флегматик “флегма” (греч.) – слизь Тип с преобладанием в организме слизи Сильный, уравновешенный, медленный тип Невозмутимый, с устойчивым настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением чувств
Холерик “холэ” (греч.) – желчь Тип с преобладанием в организме желчи Сильный, неуравновешенный тип Очень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, с резкой сменой настроения, страстно отдается делу
Меланхолик “мелайна холэ” (греч.) – черная желчь Тип с преобладанием в организме черной желчи Слабый тип Человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, внешне слабо реагирующий на окружающее

_______________

Источник информации:

Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, – СПб.: 2004.

Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

Источник: http://infotables.ru/biologiya/39-biologiya-chelovek/530-povedenie-i-psikhika-cheloveka

Особенности высшей нервной деятельности человека

В начале 20 в Павлов доказал, что закономерности формирования и торможения условных рефлексов у человека и животных одинаковы.

Однако сам Павлов говорил и о том, что все особенности высшей нервной деятельности невозможно уложить в рамки условных рефлексов

Речь и сознание

Простой пример: если в клетку с обезьяной подвесить банан, то первое время обезьяна будет активно пытаться его достать. Однако, если в уголке этой же клетки аккуратно сложить ящики, то через некоторое время обезьяна начнет передвигать их, построит возвышение и заберет вожделенный банан.

Описывая этот опыт, Павлов сделал вывод — это уже НЕ условный рефлекс

Это формирование знаний, каких-то навыков на основе имеющихся представлений о предметах окружающего мира

Тогда в биологию был введен термин — “Рассудочная деятельность”

Рассудочная деятельность — высшая форма приспособления к условиям окружающей среды

Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения.

Рассудочная деятельность характерна не только для человека, но и для других животных с высокой степенью развития головного мозга.

Пример: перед лисицей в блинную полую трубу поместили миску с пищей. Сначала ее поставили прямо перед животным, потом затянули миску внутрь трубы.

В первую минуту животное растеряется. Но буквально после пары манипуляций она уже сообразит, в чем дело.

В следующий раз, как пищу опять втянут в трубу, она обежит ее и будет ждать с другого конца.

Это явно не рефлекс. Это пример рассудочной деятельности.

Что отличает рассудочную деятельность человека (Homo Sapiens) от рассудочной деятельности других животных?

Мышление

Мышление — высшая степень познания, процесс опосредованного отражения субъективной действительности, установление связей между познавательными процессами.

Для того, чтобы более детально понять, что такое мышление, обратимся к двум типам сигнальных систем.

Первая сигнальная система осуществляется с помощью анализаторов:

  • восприятие запахов — обоняние;
  • восприятие звуков — слух;
  • восприятие зрительных образов — зрение;
  • тактильное восприятие — осязание;
  • химическое восприятие — вкус

Все, кроме речи.

Речь, ее восприятие, и собственно, способность говорить — это и есть вторая сигнальная система.

Человек отличается от животных именно наличиемдвух сигнальных сисем

Речь называют материальной основой мышления.

Внутренняя речь, это не отсутствие “звуковой” речи. Мы (люди), часто думаем “в уме” — производим вычисления, решаем какие-то логические цепочки, да и просто ведем какой-то внутренний монолог.

Эта внутренняя речь может быть не такой четкой, как внешняя, она зачастую ассоциативная, образная, но она есть.

С появлением письменности внешняя речь стала подразделяться на:

  • устную речь и
  • письменную речь

Письменная речь очень четкая, продуманная и целевая.

Устная — использует не такой обширный словарный запас, как письменная и обладает простыми конструкциями предложений.

Устная речь делится на:

  • диалогическую (два или более участников беседы);
  • монологическая — речь произносит один человек;
  • аффективная речь — передача эмоций (очень слабая по содержанию, основная цель — донести чувства);

Основные функции речи:

  • общение, коммуникация; экспрессия чувств;
  • мышление: сигнальная — передать значение предмета или явления;обобщающая — обозначение какого-либо понятия

Именно эта обобщающая функция очень важна при развитии нашего мышления.

Речь человека определяется уровнем развития не только его мозга, но и личности.

Гормоны – это соединения органического состава, которые вырабатываются определенными железами и предназначены для управления, регуляции и координирования определенных функций организма человека, а в частности оказывающие влияния на его поведение, характерологические черты.

Вырабатываются эти вещества в специализированных железах внутренней секреции.

Как гормоны влияют на наше поведение? Мы даже не замечаем как много наших поступков, движений, реакций является отражением гормональных перепадов нашего организма.

Автор статьи — Мария Щербакова

Значение гормонов

Щитовидная железа вырабатывает гормоны трийодтиронин и тетрайодтиронин или тироксин и принимает участие в координации и регуляции работы всех органов, отвечает за обменные процессы в организме.

  • при недостатке или избытке гормонов щитовидной железы человек плохо себя чувствует (слабость, усталость, утомляемость), нарушаются обменные процессы, менструальной цикл у женщин, происходит ухудшение памяти и мышления, скорость реакций снижается.

У детей гипофункция этой железы приводит к умственной отсталости — кретинизму.

  • при гиперфункции этой железы (Базедова болезнь) характер человека становится вспыльчивым и раздражительным, резко реагирует на самые простые ситуации. (Есть еще и внешние проявления — увеличенный «зоб» и «глаза на выкате»)

В коре надпочечников синтезируются три группы гормонов — адреналин, норадреналин и половые гормоны.

Адреналин называют гормоном стресса.

Когда человек в состоянии стресса, то мозг подает сигнал в надпочечники. Начинается выработка гормона адреналина, при этом происходит ускорение всех реакций, моментальный анализ ситуации (раздражителя) и выбор реакции, способа действия наиболее применимого и обеспечивающего выживание в данном случае.

Есть и негативное влияние — адреналин в о больших количествах угнетает работу нервной и сердечно-сосудистой систем (происходит сужение сосудов) и таким образом обеспечивает быстрый износ организма.

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 847;

Источник: https://poznayka.org/s2442t1.html

Особенности высшей нервной деятельности человека

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  110  ..

Для животных роль условных (сигнальных) раздражителей играют предметы и явления (свет, звук, температура и др.) окружающего мира. Для человека значение сигнала приобретает слово. Оно является таким же реальным условным раздражителем, как и любой предмет или явление природы.

У голодного человека “слюнки текут” не только при виде пищи, но и при разговоре о ней. Слово может заменить все природные раздражители и вызвать те же реакции, которые вызывают эти раздражители. Слово и речь составляют вторую сигнальную систему, свойственную только человеку.

Могут возразить, что слова понимают собаки, лошадь, а птицы: скворцы, вороны, попугаи – даже разговаривают. Но для животных слово – это комплекс звуков, звуковой раздражитель. Для человека слово – это понятие.

Оно не только условный раздражитель, обо всем сигнализирующий и могущий вызвать любую деятельность, но и принципиально новый сигнал. При помощи слов образуются общие понятия, возникает словесное человеческое мышление.

Как возникает вторая сигнальная система? Совместная трудовая деятельность рождает речь как средство общения между людьми, как межлюдскую сигнализацию. Труд неизбежно рождает речь, нет ни одного народа, у которого не было бы словесной речи.

Ф. Энгельс писал, что сначала труд, а затем речь сделали нас людьми. Слово слышимое, видимое (письменная речь), осязаемое (азбука для слепых), произносимое (кинестетические ощущения, возникающие в мышцах языка, гортани, когда мы говорим) становится второй сигнальной системой.

У человека громадное большинство временных связей образуется при помощи второй сигнальной системы, при помощи речи. Человек в отличие от животного необязательно сам знакомится с предметом или явлением природы.

Речь устная и особенно письменная создала условия для передачи и хранения знаний. Язык, будучи средством общения, становится орудием борьбы и развития общества, так как закрепляет в словах результаты человеческого мышления, создает науку и тем обеспечивает прогресс культуры.

Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет жизни.

Для образования каждого навыка существует определенное время, когда он легче всего вырабатывается. Выучить иностранный язык легче в дошкольном возрасте.

У животных отмечается особый способ обучения с первого взгляда, который называют импринтингом, или запечатлением.

Вылупившийся из яйца утенок или гусенок признает своей матерью первый увиденный им движущийся предмет и будет следовать за ним, утка это или гусыня, футбольный мяч или птичница.

Самое прочное запечатление возникает в период от 13 до 17 ч, а после 30 ч оно уже невозможно. Реакция следования очень важна и для копытных животных. Если она не возникла, то животное никогда не сможет присоединиться к стаду.

Корковое торможение (анатомия человека)

В нервной деятельности взаимодействуют два процесса – возбуждение и торможение. Эти два антагонистических, но неразрывно связанных активных процесса И. П. Павлов называл подлинными творцами нервной деятельности.

Возбуждение участвует в образовании условного рефлекса и в его осуществлении. Роль торможения более сложна, разнообразна. Именно процесс торможения делает условные рефлексы механизмом тонкого, точного и совершенного приспособления к окружающей среде.

По И. П. Павлову, коре свойственны два вида торможения: безусловное и условное. Безусловное не требует выработки; возникает сразу. Условное торможение вырабатывается в процессе индивидуального опыта.

Виды торможения по И. П. Павлову:

I. Безусловное (внешнее)

Внешний или гаснущий тормоз

II. Условное (внутреннее)

1. Угасание.

2. Дифференцировка.

3. Запаздывание.

4. Условный тормоз.

Безусловное торможение. Начнем с фактов. Сотрудник выработал у собаки прочный условный рефлекс на свет и хочет показать его на лекции. Опыт не удается – рефлекса нет. Шум многолюдной аудитории, новые сигналы полностью выключают условнорефлекторную деятельность, возникает новая доминанта, новая работа коры. Такое торможение условных рефлексов под действием

посторонних раздражителей называется внешним торможением. Оно врожденное, а поэтому безусловное. Гаснущим тормозом его называют потому, что если собаку выводят в аудиторию несколько раз, то новые сигналы, оказавшиеся биологически безразличными, угасают и условные рефлексы осуществляются беспрепятственно. Также артист постепенно выучивается свободно держаться на сцене.

Читайте также:  Теплопроводность тел. конвекция и излучение - биология

Условное торможение. Для внутреннего условного торможения характерно то, что оно такое же временное и условное, как и сам условный рефлекс; оно вырабатывается, приобретается в индивидуальной жизни и играет особую роль в условнорефлекторной деятельности.

Все виды внутреннего торможения вырабатываются одним способом – путем неподкрепления условного раздражителя безусловным. Если пищевой условный раздражитель – звонок – многократно не подкреплять пищей, то условная реакция исчезнет, выработается угасательное торможение.

Его биологическое значение в том, что на сигналы, которые не сопровождаются безусловными, т. е. жизненно важными, раздражителями, животное не развивает бесполезной деятельности. Однако угасание – отнюдь не исчезновение временной связи. Угасший рефлекс при подкреплении может быть быстро восстановлен.

Этим доказывается, что угасание – результат активного процесса торможения.

Дифференцировочное торможение вырабатывается в том случае, если один сигнальный раздражитель, например нота “до”, подкрепляется безусловным раздражителем, а нота “соль” не подкрепляется.

После некоторого числа применений раздражителя собака будет точно реагировать на него: “до” будет вызывать положительный условный рефлекс, а “соль” – тормозной, отрицательный. Следовательно, дифференцировочное торможение обеспечивает тонкий анализ окружающего мира.

Красный свет светофора, гудок машины, вид испорченной пищи, мухомора – это все раздражители, на которые выработаны отрицательные, тормозные условные рефлексы, задерживающие реакцию организма.

Запаздывающее торможение точно приурочивает безусловный рефлекс ко времени действия безусловного раздражителя. Например, включают свет, а подкрепляют пищей только через 3 мин.

Отделение слюны, после того как выработалось запаздывающее торможение, начинается к концу 3-й минуты. Собака “не слюнит” бесполезно.

Условный раздражитель вначале вызывает в коре торможение, которое только перед действием безусловного раздражителя сменяется возбуждением.

Условный тормоз также способствует гибкости, точности условных рефлексов. Поясним его на примере одного из опытов И. П. Павлова. Обезьяне Рафаэлю высоко под потолком подавалась корзиночка с фруктами. Чтобы достать фрукты, он должен был построить пирамиду из ящиков.

В некоторых опытах перед появлением корзиночки появлялся серый круг, и в этом случае корзиночка была пуста.

После нескольких таких сочетаний круга и корзиночки и бесполезных попыток получить фрукты Рафаэль, прежде чем начать постройку пирамиды, внимательно смотрел, не появляется ли круг, который приобрел для него значение условного тормоза. В условный тормоз можно превратить любой раздражитель.

После этого подача его перед любым положительным раздражителем вызывает торможение рефлексов. Условное торможение является основой отрицательных, тормозных условных рефлексов, выключающих реакцию организма на раздражители, не имеющие биологического значения.

Запредельное торможение. Если безусловное и условное торможение играет координационную роль, т. е. выключает все рефлексы, мешающие осуществлению нервной деятельности, необходимой в данный момент, то роль запредельного торможения совсем иная. В известных пределах чем сильнее раздражение, тем сильнее вызываемое им возбуждение.

Этот закон носит название закона силовых соотношений. Однако если раздражитель настолько силен, что при его действии могут произойти истощение, поломка и даже гибель нервной клетки, то на помощь приходит охранительное торможение. Чрезмерно сильный раздражитель вызывает в коре не возбуждение, а торможение. Этот особый вид торможения открыт И. П.

Павловым и назван охранительным.

Сон (анатомия человека)

Чередование сна и бодрствования является непременным условием жизни. Лишение сна очень тяжело переносится человеком и животными. У человека развивается мышечная слабость, повышается чувствительность к боли, появляются галлюцинации и развиваются тяжелые психические расстройства. Треть жизни человек должен проводить в состоянии сна!

Состояние сна отличается от бодрствования понижением мышечного тонуса, всех видов чувствительности и выключением сознания. При этом изменяются также и вегетативные функции: снижается обмен энергии, частота сердцебиений, кровяное давление, температура тела, урежается дыхание.

Различают две фазы сна: фазу “медленного” сна и фазу “быстрого” сна. Фаза “медленного” сна характеризуется появлением на ЭЭГ медленных волн с большой амплитудой – дельта-волн (см. рис. 121).

Во время “быстрого” сна, возникающего периодически через 60 – 80 мин и длящегося около получаса, на ЭЭГ регистрируются быстрые малоамплитудные волны – бета-волны, характер* ные для состояния бодрствования. Периоды “быстрого” сна сопровождаются быстрыми движениями глазных яблок. Разбуженный в этот момент человек говорит, что он видел сон.

Эти периоды называются парадоксальным сном. Лишение человека “быстрого” сна и сновидений приводит к расстройствам памяти и психическим нарушениям.

Внешние раздражители: холод, шум, запах – нередко включаются в содержание сна. При запахе гари спящий может видеть во сне, что он тушит пожар, при охлаждении ног – идет босиком по росистой траве. По представлению И. М. Сеченова, сновидения – небывалые комбинации бывалых впечатлений.

В естественных условиях может наблюдаться частичный сон, когда отдельные, так называемые сторожевые, пункты коры остаются свободными от торможения. Мать спит при сильном шуме, но малейший шорох со стороны ребенка будит ее. Всадники могут спать сидя в седле, солдаты спят на марше.

Согласно И. П. Павлову, сон – это охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.

Сон, развивающийся под влиянием тормозных условных раздражителей, И. П. Павлов назвал активным сном в отличие от пассивного сна, возникающего вследствие прекращения или ограничения притока к коре афферентных импульсов от рецепторов.

В настоящее время сон понимают как переход активности коры на новый режим работы. Для клеток мозга, отключенных от новых раздражителей, становится возможной переработка информации, поступившей во время бодрствования. Этот процесс происходит во время “быстрого” сна, который более глубокий, чем “медленный” сон.

(В период “быстрого” сна труднее разбудить спящего.) Полагают, что интенсивная работа коры во время “быстрого” сна необходима для анализа, осмысления, упорядочения и закрепления информации, полученной во время бодрствования.

Происходят переработка существующих представлений и фиксация их в долговременной памяти мозга.

Структурами мозга, регулирующими состояние сна и бодрствования, являются промежуточный мозг (таламус и гипоталамус) и ретикулярная формация. Выключение ее снотворными (например, барбитуратами) вызывает глубокий сон.

В клинике описаны случаи длительного патологического сна, называемого летаргическим. Больной, наблюдавшийся И. П. Павловым, спал 22 года. На вскрытии у таких больных наблюдали повреждение гипоталамуса или среднего мозга.

Типы и характер высшей нервной деятельности (анатомия человека)

Через лабораторию И. П. Павлова прошло огромное число собак, и исследователи отмечали, что они сильно отличались друг от друга по своему поведению и темпераменту. Метод условных рефлексов позволил установить, что в основе этого лежат различия в свойствах основных нервных процессов – возбуждения и торможения, из взаимодействия которых складывается нервная деятельность.

Как было установлено, нервные процессы отличаются по трем основным показателям: силе, уравновешенности и подвижности. Главным признаком, позволяющим разделить животных на две большие группы, является сила нервных процессов.

Она определяет работоспособность нервных клеток. Один и тот же раздражитель может у одной собаки вызвать положительный условный рефлекс, а для другой оказаться сверхсильным и вызвать запредельное торможение.

В зависимости от силы нервных процессов животные делятся на сильных и слабых.

Сильный тип нервной системы подразделяется на два: уравновешенный и неуравновешенный. У последнего процесс возбуждения более сильный, чем процесс торможения. И. П. Павлов иначе называл его возбудимым, безудержным. В свою очередь уравновешенный тип нервной системы встречается в двух вариантах, различающихся по степени подвижности нервных процессов.

Подвижность определяют по быстроте перестройки поведения животного. Если положительный условный раздражитель перестать подкреплять безусловным (пищей, электрическим током), а отрицательный раздражитель начать подкреплять безусловным, то животное с подвижной нервной системой быстро перестраивается на новый лад и реагирует правильно.

Неподвижному, инертному типу перестройка дается с трудом и происходит медленно.

Схема четырех типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову):

 

Оказалось, что типы нервной системы, выделенные И. П. Павловым, совпали с классификацией темпераментов человека, данной Гиппократом 2500 лет назад. Он подразделял людей на холериков (I – легко возбудимый, агрессивный), сангвиников (II – живой, подвижный, веселый), флегматиков (III – спокойный, малоподвижный, солидный) и меланхоликов (IV – подавленный, с мрачным настроением).

Тип нервной системы является врожденным, обусловленным наследственностью, но на него значительное влияние оказывает окружающая среда, формирующая сплав из типа и приобретенных свойств, т. е. характер. Свойства наследуются от родителей, а особенности характера приобретаются в индивидуальной жизни.

Слабый тип формируется при воспитании в “оранжерейной”, по выражению И. П. Павлова, обстановке, когда отсутствуют сильные и необычные раздражители, не приходится преодолевать препятствия, заниматься напряженным трудом.

Известная изоляция и ограждение ребенка от влияний окружающей среды могут у сильного типа формировать пассивно-оборонительные реакции.

У щенков, выросших в “тюремных условиях”, приближение человека вызывало трусливое поведение, они прижимались к полу или стене или застывали в неподвижности.

Неврозы. Особенно подвержены возникновению неврозов – функциональных нарушений нервной системы – слабый и сильный, безудержный, типы. При предъявлении непосильно трудных задач, перенапрягающих корковые процессы возбуждения или торможения, возникают срывы нервной деятельности.

Перенапряжение возбуждения может быть вызвано каким-нибудь сильным внешним раздражителем. В 1924 г. во время наводнения в Ленинграде подопытных павловских собак спасали на лодках, после чего условнорефлекторная деятельность у них оказалась нарушенной.

Перенапряжение тормозного процесса может произойти при выработке тонких дифференцировок, требующих различия раздражителей, мало отличающихся друг от друга.

При этом могут исчезнуть выработанные условные рефлексы или нарушиться зависимость величины рефлекса от силы раздражителя: на слабое раздражение возникает сильная реакция и, наоборот, на сильное – слабая.

Наряду с этим изменяется и поведение животного: оно либо беспричинно лает, рвется из станка, либо находится в состоянии сонливости. При этом нарушаются функции внутренних органов, возникают гипертония, нередко поражения кожи типа экземы.

У человека психические функции нарушаются также под действием даже очень малых доз алкоголя (30 – 50 мл). Страдают концентрация внимания, быстрота и точность восприятия, быстрота реакции, чувство ответственности, т. е. все механизмы деятельности мозга, необходимые в современных условиях механизации труда.

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  110  ..

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/000_03_anatomia_i_fiziologia_vorobiova_1981/109.htm

§60. Особенности высшей нервной деятельности человека | 8 класс Учебник “Биология” «Атамура» | Учебники по биологии

Особенности характера и поведения, присущие каждому чело­веку, формируются на основе его высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов доказал, что в основе психической деятельности че­ловека лежит рефлекторная функция нервной системы. И. П.

Пав­лов высшую нервную деятельность определил как функции коры больших полушарий мозга. Благодаря высшей нервной деятель­ности организм все время адаптируется (приспосабливается) к по­стоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Работа других отделов центральной нервной системы направлена на регуляцию функций внутри самого организма.

Когда человек ставит перед собой цель, он мысленно обдумыва­ет пути ее осуществления. Соответственно этому он и действует.

Для высшей нервной деятельности человека свойственны сознание, мышление, речь, память, способность работать, адаптация в обще­стве и т. д.

Сознание – самая высшая функция мозга человека, способность мысленно отражать реальный окружающий мир. Сознание при­суще только человеку. Это показатель степени его знаний, твор­ческого диапазона, глубины мыслей.

С помощью сознания человек взаимодействует с окружающим миром, общается с другими людьми, усваивает и передает знания, навыки, опыт. Основной инструмент, с помощью которого люди общаются, – слово. Сознание тесно связано с процессами позна­ния. Охватывая такие способности, как восприятие, понимание, вни­мание, мышление, память, оно еще больше расширяет кругозор.

Восприятие и понимание – это отражение окружающих явле­ний и вещей с помощью органов чувств (анализаторов). Чем при­вычнее для нас объект, тем быстрее мы его узнаем. Так, мы узнаем популярную мелодию, даже если ее фальшиво играют или напева­ют. Восприятие одних и тех же вещей у каждого из нас свое (рис. 144, см. также рис. 150).

Внимание – это сосредоточенность на важных для человека пред­метах, явлениях. Осознанно воспринимаемые явления и события надолго остаются в памяти. Непроизвольное вниманиевозникает непреднамеренно, без каких-либо усилий, на основе интереса к оп­ределенным предметам и явлениям.

Читайте также:  Выводы к главе "выделение продуктов обмена" - биология

 Произвольное внимание – это способность сознательно удерживать внимание, т. е. длительно со­средоточиваться на предмете деятельности. Кроме того, немаловаж­ны объем, распределение, концентрация и пореключаемость вни­мания.

Каждый человек должен совершенствовать и постоянно тре­нировать свое внимание.

Мышление – сложная функция мозга. Перед выполнением какой-

либо работы человек вначале обдумывает ее. С помощью мышления он вспоминает свойства, присущие вещам, явлениям, и их связи. В процессе мышления необходимые условия всесторонне анализируют­ся. дополняются, сравниваются с данными, которые находятся в па­мяти человека. Исполнение задуманного осуществляется с помощью общения людей друг с другом.

Мыслительные способности формируются у людей в результате тру­да. Они проявляются в отображении словами событий, происходящих вокруг, и способностью думать. Различают два вида мыслительных спо­собностей. Первый – с помощью системного мышления словами дока­зывать основные закономерности.

Второй – с помощью художественно- образного мышлениящ>едставлять перед глазами сравнительные обра­зы вещей, явлений и т. д. Системное словесное мышление обеспечивает левое полушарие мозга.

Л правое полушарие мозга участвует в обра­ботке информации, полученной с помощью художественно-образного мышления.

Речь это вторая сигнальная система, присущая только чело­веку. Условным раздражителем этой системы является слово. Мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и дает ответ. Слово является толч­ком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. II.

Пав­лова, слово – это «сигнал сигналов*. Появление второй сигналь­ной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова (устно, письменно) человек вспомина­ет определенные понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель.

У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.

Память – одно из проявлений психических процессов. Человек со­храняет в памяти события, свидетелем которых он был, увиденное, услышанное и прочитанное. За счет памяти в мозге воссоздаются дав­но прошедшие события. Затем они обрабатываются и в нужное время используются. Способность сохранять в памяти события и предметы у каждого человека индивидуальна. Существуют разные виды памяти.

Механическая память запоминание информации без се осмыс­ливания, т. е. зубрежка. Она достигается в результате многократно­го повторения. Зазубренные данные в памяти долго не сохраняются.

Смысловая память человек запоминает, глубоко анализируя смысл информации. Он четко понимает ее и поэтому надолго сохра­няет в памяти.

Непроизвольная память человек не ставит перед собой цели за- помш!ть что-либо. События и данные, действуя особым образом на настроение человека, надолго остаются в памяти.

Произволышя память возникает осознанно, с определенной целью. Для этого человек использует различные способы и направляет всю свою энергию на запоминание.

По длительности хранения информации память бывает кратко- временная и долговременная. По типу чувствительных органов па­мять бывает зрительная, слуховая, обонятельная и т. д. Кроме того, память бывает моторная (двигательная), эмоциональная, образная, фотографическая и т. д. Все виды памяти тесно связаны между собой.

Правила запоминания:

1)              проявить особый интерес и выделить те данные, которые необ­ходимо запомнить;

2)              сконцентрировать все свое внимание на материале, который за­поминаете. Сознательно направить всю свою энергию на данные, ко­торые запоминаете;

3)              многократно повторить материал.

Главное – понять смысл данных, а затем время от времени повто­рять их.

 Высшая нервная деятельность, сознание, внимание, мышление, jн>чь. память.

А

1. Назовите свойства, присущие высшей нервной деятельности чело­века.

2. Что понимают пол сознанием?

В

1.             Механическая память. Пути улучшения памяти.

2.             Дайте определение первой и второй сигнальным системам.

С

1.             Значение высшей нервной деятельности.

2.             В чем смысл того, что материал для запоминания надо сначала понять? Чем отличается механическая намять от смысловой?

Источник: http://tak-to-ENT.net/publ/4-1-0-101

Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах

Особенности ВНД человека. Закономерности условнорефлекторной  деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку.

Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд.

Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.

<\p>

Основа высшей нервной деятельности — условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.

Раздражителями  для образования условных рефлексов у человека являются  не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление.

Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи.

Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является  высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления.

Уровень  рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС.

Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция  человеческого мозга.

Две сигнальные системы действительности

Высшая  нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности —это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) —это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности —отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов —принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека —науку”.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции —коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Второй  сигнальной системой обозначают функцию мозга человека ,которая имеет дело  со словесными символами.

I СС является физиологической основой конкретного (предметного) мышления и ощущений; а II ССД – основой абстрактного (отвлеченного) мышления. Совместная деятельность сигнальных систем у человека является физиологической основой умственной деятельности, основой общественно-исторического уровня отражения как сущности психики и преобразования образов и сигналов в представления.

II СС является высшим регулятором человеческого поведения. II СС, взаимодействуя с I СС, служит физиологической основой специфически человеческих форм отражения действительности – сознательного отражения, регулирующего целенаправленную планомерную деятельность человека не просто как организма, а как субъекта общественно-исторической деятельности.

С точки зрения сигнальных систем ВНД человека имеет три уровня своего механизма:

  • первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы;
  • второй уровень – подсознательный, его основу составляет I СС;
  • третий уровень – сознательный, его основу составляет II СС.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность. Она обеспечила высшие формы анализа и синтеза.

Сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других. Это аналитическая функция слова. В то же время слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение. Это проявление его синтетической функции.

Физиологический механизм приобретенных сложных форм обобщения заложен у человека в свойствах слова как сигнала сигналов. Слово в этом качестве формируется благодаря его участию и образованию большого количества временных связей.

Степень обобщения нельзя рассматривать как постоянную, устойчивую категорию, потому что она меняется, и, что особенно важно, в зависимости от условий формирования временных связей у учащихся в процессе их обучения.

В физиологическом отношении в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

  1. образование системности в коре мозга;
  2. постепенное сокращение сигнального образа.

Исходя из этих представлений о сущности механизма процесса обобщения, оказывается более понятным и представление об основах формирования новых понятий. В этом случае превращение слов в интеграторы различных ступеней следует рассматривать как развитие у школьников более широких понятий.

Такие изменения приводят к построению все более сложной системности и к более широкому развитию объема интеграции. Угасание условных связей, входящих в эту систему, суживает объем интеграции и, следовательно, затрудняет формирование новых понятий. Отсюда следует вывод, что формирование понятий в физиологическом смысле имеет рефлекторную природу, т.е.

его основу составляет формирование временных связей на речевой условный сигнал с адекватным ему безусловно-рефлекторным подкреплением.

У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и память его имеет преимущественно наглядно-образный характер. Однако вместе с развитием второй сигнальной системы у ребенка зарождается начало теоретического, отвлеченного мышления.

Взаимодействие сигнальных систем является наиболее важным фактором в формировании конкретного и абстрактного. В процессе установления взаимоотношений между сигнальными системами возможно появление помех преимущественно за счет наиболее ранимой второй сигнальной системы.

Так, например, при отсутствии стимулов, способствующих развитию второй сигнальной системы, мыслительная деятельность ребенка задерживается, а преобладающей оценочной системой его взаимоотношения с окружающей средой остается первая сигнальная система (образное, конкретное мышление).

Вместе с тем желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, тоже может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы.

В этом случае первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы, что легко можно заметить по поведенческим реакциям ребенка: у него нарушается способность к обдумыванию, спор приобретает не логический, а конфликтный, эмоционально окрашенный характер. У таких детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Нарушение взаимоотношений между сигнальными системами можно устранить педагогическими приемами. Примером этого могут быть средства и методы, применявшиеся А.С.Макаренко.

Воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему), ему удавалось нормализовать поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко считал, что главное в развитии ребенка – умелая организация его разнообразной активной деятельности (познавательной, трудовой, игровой и др.).

Взаимодействие сигнальных систем способствует формированию такой деятельности и, очевидно, что этим обеспечивается, кроме того, и необходимое развитие нравственного воспитания.

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Учение о сигнальных системах имеет важное значение для педагогики еще и потому, что предоставляет учителю большие возможности для установления необходимого взаимодействия между словесным объяснением и наглядностью в процессе обучения, для воспитания у учащихся умения правильно соотносить конкретное с абстрактным.

«Живое слово» учителя уже является средством наглядности. Искусство владеть словом заключается, прежде всего, в умении вызвать у учащихся яркое представление, «живой образ» того, о чем рассказывает учитель. Без этого рассказ учителя всегда скучен, неинтересен и плохо сохраняется в памяти учащихся.

Важно в практике учителя также и умелое сочетание слова с наглядностью. В школьной методической практике установилось прочное убеждение в несомненной пользе наглядного обучения, что относится преимущественно к обучению в начальных классах.

Читайте также:  Отдел голосеменные - биология

Действительно, в учебном процессе предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения.

Наглядность обучения является средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется учителем для того, чтобы обучение было наиболее результативным, доступным и способствовало развитию детей. Совместное действие слов и средств наглядности способствует появлению внимания учащихся, поддерживает их интерес к изучаемому вопросу.

Сочетание слова с наглядностью принимает одну из наиболее употребительных форм: слово выступает как условный сигнал для деятельности учащегося, например, как сигнал для начала изучения им программного вопроса, а наглядность служит средством восприятия.

Причем, сущность явления воспринимается учащимися из словесного объяснения, а наглядность лишь служит средством, подтверждающим правильность объясняемого, и создает убежденность в этом. Учитель может применять каждый метод в отдельности или оба вместе, но всегда следует помнить, что в физиологическом плане они не однозначны.

Если при первом способе применения наглядности у учащихся преобладающим оказывается развитие первой сигнальной системы, что выражается в формировании конкретного представления об изучаемом предмете или явлении, то во втором, напротив, преобладающее развитие получает вторая сигнальная система, что выражается в формировании абстрактного представления, которое играет здесь большую роль, т.к.

наглядное только подтверждает абстрактное представление. При правильном применении каждого из этих методов можно добиться необходимого взаимоотношения между первой и второй сигнальными системами, не делая ни одну из них чрезмерно преобладающей.

В противном случае у учащегося окажется более развитой или способность воспринимать только конкретное, и тогда он будет в трудном положении каждый раз, когда необходимость заставит его применить способности к абстрагированию, или, может быть, наоборот, — способность воспринимать только абстрактное будет ставить учащегося в трудное положение каждый раз, когда он должен будет обратиться к конкретному материалу. Следовательно, сочетание словесного объяснения с наглядностью может служить педагогике и оказаться эффективным только в том случае, если учитель найдет средства к установлению необходимой взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами действительности, выражающими у людей конкретное и абстрактное представления об окружающей среде.

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/9507

Особенности высшей нервной деятельности человека

У человека на определенном этапе антропогенеза в процессе трудовой деятельности и связанной с ним необходимости общения друг с другом появляется речь.

Благодаря речи человек, с одной стороны, может словесно выражать свои мысли, чувства, эмоции, представления об окружающей действительности, а с другой – получает возможность познавать явления окружающей действительности без непосредственного контакта с ними (на основании рассказов других людей, учебной и художественной литературы).

В связи с появлением речи у человека формируется специфически человеческая II сигнальная система действительности, которая является надстройкой над I сигнальной системой (общей для человека и животных) и доминирует над ней.

Если сигналами (условными раздражителями) I сигнальной системы являются непосредственно действующие факторы внешней или внутренней среды организма, которые воспринимаются рецептивными полями определенных анализаторов, то сигналами II сигнальной системы служат слова, представляющие для человека не просто звуки, а определенные понятия, в том числе и понятия о факторах внешней или внутренней среды организма, т.е. сигналы сигналов (слова – это сигналы о сигналах I сигнальной системы). Слова, воспринимаемые определенными участками коры человека (центр Вернике – центр восприятия устной речи, двусторонний, находится в височной доле, латеральной ее поверхности, в задней части верхней височной извилины), могут сигнализировать об определенных факторах внешней или внутренней среды организма и вызывать условные рефлексы, подобно непосредственным раздражителям, действующим на определенные рецептивные поля. Так, если у человека выработать условный зрачковый рефлекс на звук, то в дальнейшем не только само по себе действие звука, но и слово «звук» (или его синонимы), произнесенные как экспериментатором, так и самим испытуемым будут вызывать один и тот же условный рефлекс без предварительной его выработки на слово «звук». Отмеченный факт является следствием установившихся временных связей между теми участками коры, которые воспринимают действие непосредственных раздражителей (сигналов I сигнальной системы), и тех участков коры, которые воспринимают речь (имеют отношение ко второй сигнальной системе). Установление связей между участками коры I и II сигнальной системы осуществляется благодаря элективной иррадиации (распространению возбуждения из корковых представительств, воспринимающих действие непосредственных раздражителей, к корковым центрам восприятия и формирования речи). Центром восприятия устной речи является центр Вернике, а речедвигательный центр – это центр Брока (односторонний, расположен у правшей в левом полушарии, в лобной доле, в области задней части нижней лобной извилины). Следовательно, у человека в процессе формирования условных рефлексов устанавливаются временные связи не только между корковыми представительствами условного сигнала и безусловного рефлекса, но и между этими структурами и центрами, воспринимающими словесное описание условных раздражителей.

Возникновение речи позволило человеку отвлечься (абстрагироваться) от действительности, получать информацию о явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Например, мы получаем представление о флоре и фауне всего Земного шара, о событиях давно прошедших, которые мы лишены возможности воспринимать непосредственно.

Благодаря речи у человека появляется способность к отвлеченному (абстрактному) мышлению, делающему возможным формирование каких-то приспособительных реакций вне контакта с конкретными жизненными условиями, в которых эти приспособительные реакции являются целесообразными.

Так, к примеру, мы одеваемся каждый день с учетом той сводки о погоде, которую прослушиваем накануне.

Таким образом, во всех сферах человеческой деятельности создается возможность заранее предусматривать ход событий, определять тенденцию их развития и заранее планировать свои действия в соответствии с предстоящими событиями.

Причем совершенство приспособительной деятельности человека с помощью словесных сигналов зависит от его умственного развития, определенного запаса знаний и понятий. Основным же способом проверки правильности наших представлений об окружающей действительности служит практика (т.е. непосредственное взаимодействие с окружающим миром).

Роль левого и правого полушарий головного мозга человека для функционирования II сигнальной системы неравнозначна. Так, у правшей левое полушарие является доминирующим в деятельности II сигнальной системы, и его поражение влечет за собой нарушение речевых функций, функций узнавания и целенаправленного поведения (т.е. специфически человеческих функций).

Кроме того, левое полушарие у правшей, а также у 70% левшей обеспечивает развитие отвлеченного логического мышления (восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов II сигнальной системы). Правое же полушарие у правшей ответственно за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов I сигнальной системы, т.е.

непосредственных впечатлений об окружающей действительности.

Главными проявлениями высшей нервной деятельности человекаслужат мышление, сознание и эмоции.

Мышление представляет собой специфически человеческий сложнейший вид мозговой деятельности в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач. Процесс мышления сводится к образованию общих представлений и понятий, а также суждений и умозаключений.

Мышление – это оптимальный уровень интеграции состояний и временных связей, постоянно возникающих в соответствии с внешней и внутренней ситуацией.

Мышление и сознание человека формируются на основе абстрактно-логических условных связей, которые возможны в силу наличия речевой сигнализации, позволяющей отвлекаться от непосредственной действительности и создавать общие и частные понятия.

Формирование абстрактно-логических связей возможно только у человека благодаря наличию механизма замены непосредственных сигналов (сигналов I сигнальной системы) речевыми сигналами. Существует два воззрения на природу мышления:

Ø мышление – это беззвучная речь, выражение работы речевого механизма;

Ø мышление – это своеобразный чисто психический процесс, лишенный образности и не совпадающий с внутренней деятельностью.

Сознание является функцией головного мозга и представляет собой специфически человеческую форму отражения действительности (с помощью слов, знаков, математических символов, художественных образов). Сущность сознания состоит в определенном отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношения личности с окружающим миром.

Развитие сознания во многом обусловлено трудовой деятельностью человека и связанной с ней необходимостью общения друг с другом. Материальной формой выражения сознания является язык.

Причем сознание представляет собой не врожденную функцию мозга, а врожденной является лишь возможность возникновения сознания, детерминированная определенными особенностями строения нервной системы и реализующаяся только в условиях общественной жизни.

Таким образом, сознание – это и продукт мозга и одновременно продукт общественной жизни человека, его жизненного опыта, который запечатлевается посредством условных рефлексов. Образно говоря, условный рефлекс выступает в роли “кирпичика”, из совокупности которых строится сложная конструкция сознания.

Подсознание в свою очередь оценивает любой приходящий в мозг сигнал не только во сне, но и при бодрствовании, являясь своеобразным первичным фильтром для всей поступающей в кору больших полушарий информации.

Постоянная первичная деятельность протекает на уровне подсознания, но когда пришедший сигнал и содержащаяся в нем информация оценены и установлено, что ответ на данный сигнал требует активации всего мозга, то сигнал подключается к глобальной деятельности мозга, т.е. осознается.

Если же прекратить непрерывную деятельность подсознания по анализу и переработке поступающей в мозг информации, то и сама функция сознания станет невозможной.

Так, полное прекращение раздражения зрительных и слуховых рецепторов, имеющее, например, место в условиях абсолютной темноты и тишины, сопровождается резким ослаблением подсознательной деятельности мозга и не может долго переноситься человеком. Следовательно, подсознание относится к сознанию как часть к целому. Сознание – это высший регулятор человеческого поведения, а подсознание подчинено ему (его деятельность направляется сознанием). Вместе с тем большая часть информации, поступающей от рецепторов, может анализироваться на уровне подсознания, которое и обеспечивает осуществление и ответных реакций на нее (как правило, автоматизированных реакций, не требующих участия сознания). Подсознание – первое, но не самостоятельное, звено всех реакций организма, оно направляется сознанием и подчинено ему, тогда как сознание выступает в роли высшего регулятора человеческого поведения. Подсознание хранит информацию, накопленную в процессе жизненного опыта (т.е. все то, что становится основой поведенческих реакций организма).

Эмоции представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающих все виды чувствительности.

В период переживания положительных эмоций происходит мобилизация всех сил и ресурсов организма, повышается тонус коры больших полушарий; человек переживает состояние подъема духовных и физических сил (“приходит озарение”).

В случае отрицательных эмоций интеллектуальные, энергетические, иммунологические реакции организма угнетаются, наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов.

Одним из важных свойств нервной системы человека и животных является память, проявляющаяся в длительном хранении информации о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также использовании этой информации для построения текущего поведения.

Память является результатом обучения и заключается в таких изменениях в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенно влияют на характер протекания будущих рефлекторных реакций.

Память, как физиологический процесс, включает три взаимосвязанных этапа:

Ø запоминание

Ø хранение

Ø воспроизведение(воспоминание).

В зависимости от характера запоминаемой информации, И.С. Бериташвили выделял следующие типы памяти:

Ø образная (воспроизведение образа жизненно важного объекта)

Ø эмоциональная (какая-то ситуация вызывает эмоции, которые сопровождали когда-то ранее аналогичную ситуацию)

Ø условно-рефлекторная(проявляется в виде воспроизведения условных двигательных и секреторных реакций или заученных привычных движений спустя длительное время после их образования)

Ø словесно-логическая или семантическая (свойственна только человеку, представляет собой память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, внутренние переживания и свои собственные действия).

Память является результатом обучения и заключается в таких изменениях в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенно влияют на характер протекания будущих рефлекторных реакций.

Различают следующие уровни памяти:

Ø сенсорная память (после прекращения действия раздражителя в рецепторах еще сохраняются следы предшествующей активности, длительность хранения которых не превышает 500мс)

Ø краткосрочная или оперативная память (длится от нескольких миллисекунд до нескольких секунд, связана либо с циркуляцией возбуждения по замкнутым нейронным цепям, либо с определенными молекулярными или метаболическими изменениями в синапсах, которые участвуют в проведении информации; обеспечивает выполнение текущих операций мышления)

Ø долговременная память (связана с активацией генетического аппарата определенных нейронов, формируется на основе синтеза каких-то макромолекул: нуклеиновых кислот и белков).

Источник: https://studopedya.ru/1-116203.html

Ссылка на основную публикацию