Семейства класса однодольные, биология

Слайд 1Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Семейства класса Однодольные Параграф 26

Слайд 2Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Общая характеристика Объединяет 80 семейств, 60 тыс видов. Есть деревья и кустарники, но преобладают травы: пшеница, рожь, лилия, ландыш, тюльпан, тимофеевка, овес, кукуруза, ковыль, орхидея.

Слайд 3Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Древесные и кустарниковые и лианы встречаются только в тропиках: бамбук, пальма, алоэ, панданус, монстера, драцена. Древесные и кустарниковые и лианы встречаются только в тропиках: бамбук, пальма, алоэ, панданус, монстера, драцена.

Слайд 4Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Среди Однодольных много культурных растений, многие являются кормом для животных. Особенно ценные – злаки. Среди Однодольных много культурных растений, многие являются кормом для животных. Особенно ценные – злаки. Многие однодольные водные растения: элодея, рдест,

Слайд 5Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Околоводные растения : рогоз, белокрыльник, аир, циперус-папирус.

Слайд 6Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Некоторые живут в кронах деревьев – эпифиты: орхидеи, бромелии, хлорофитумы.

Слайд 7Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Культурные растения: лук, чеснок, ананас, сахарный тросник, пальмы – финиковая, кокосовая, сейшельская, злаки

Слайд 8Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Семейство Лилейные. Преимущественно многолетние луковичные и корневищные травы, произрастающие по всему миру. Многие освоили степи, саванны, луга, скалы: гиацинт, мускари.

Слайд 9Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Есть и лесные виды: ландыш, майник, рябчик, лилия, сцилла, кандык.

Слайд 10Семейства класса Однодольные, БиологияОписание слайда:

Большинство – медоносы, многие – лекарственные растения, значительное количество – декоративные.

Слайд 11Описание слайда:

Цветки лилейных обычно крупные, яркие, с приятным ароматом. Обоеполые, с простым околоцветником: 6 одноцветных частей венчика, 6 тычинок, 1 пестик. Цветки нередко собраны в соцветия. Цветки лилейных обычно крупные, яркие, с приятным ароматом. Обоеполые, с простым околоцветником: 6 одноцветных частей венчика, 6 тычинок, 1 пестик. Цветки нередко собраны в соцветия.

Слайд 12Слайд 13Слайд 14Описание слайда:

Плод . Семена с маленьким зародышем и большим эндоспермом. Коробочка: тюльпан, рябчик

Слайд 15Слайд 16Описание слайда:

Размножаются лилейные семенами, луковицами-детками выводковыми почками в виде маленьких луковичек – лилии

Слайд 17Описание слайда:

Семейство Луковые. Распространены на всех континентах, кроме Австралии. Представители семейства обладают резким запахом. Все – многолетние растения. Многие имеют одну луковицу – лук репчатый, гигантский.

Слайд 18Описание слайда:

Некоторые являются корневищными: их тонкие луковички растут на корневище пучками – лук победный, лук-слизун, шнитт-лук. Некоторые являются корневищными: их тонкие луковички растут на корневище пучками – лук победный, лук-слизун, шнитт-лук.

Слайд 19Описание слайда:

Листья и стебли у большинства дудчатые: лук репчатый, лук-батун Плоские: лук медвежий, черемша

Слайд 20Описание слайда:

Луковицы и листья луковых содержат млечный сок.

Слайд 21Описание слайда:

Цветки обоеполые. Околоцветник состоит из 6 свободных или сросшихся узких лепестковидных частей, 6 тычинок, 1 пестик. Цветки обоеполые. Околоцветник состоит из 6 свободных или сросшихся узких лепестковидных частей, 6 тычинок, 1 пестик. Плод-коробочки. Цветки обычно белые, но встречаются и голубые, сиреневые, розовые, ярко-малиновые (лук Островского), жёлтые (лук Семёнова, лук Моля)

Слайд 22Описание слайда:

Обычно цветки собраны в соцветия – простой зонтик, рыхлая головка. Обычно цветки собраны в соцветия – простой зонтик, рыхлая головка. Соцветие всегда находится на длинном безлистном цветоносе.

Слайд 23Описание слайда:

Размножаются луковые семенами и вегетативно – луковицами-детками, зубками, выводковыми луковичками и делением корневища и донца луковицы. Размножаются луковые семенами и вегетативно – луковицами-детками, зубками, выводковыми луковичками и делением корневища и донца луковицы.

Слайд 24Описание слайда:

Многие луковые используются не только в пищу, но и как лекарственные растения: лук репчатый, лук-слизун, лук-шалот, чеснок, лук-батун, лук-порей, многоярусный, шнитт-лук, благодаря большому содержанию витаминов.

Многие луковые используются не только в пищу, но и как лекарственные растения: лук репчатый, лук-слизун, лук-шалот, чеснок, лук-батун, лук-порей, многоярусный, шнитт-лук, благодаря большому содержанию витаминов.

Слайд 25Описание слайда:

Значительное число луковых – декоративные садовые растений: лук сине-голубой, агапантус, зонтичный

Слайд 26Описание слайда:

Семейство Злаки (Мятликовые) Злаки – основные пищевые (хлебные) растения. Пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза, рис, просо, сорго. Кормовые: тимофеевка, ежа, костёр, мятлик, пырей, лисохвост, овсяница.

Слайд 27Описание слайда:

Преобладающее число видов у семейства злаков — травы, но есть кустарниковые и древесные растения. В отличие от других растений, у злаков особый членистый стебель, полый внутри, с хорошо развитыми узлами.

Преобладающее число видов у семейства злаков — травы, но есть кустарниковые и древесные растения. В отличие от других растений, у злаков особый членистый стебель, полый внутри, с хорошо развитыми узлами. Его называют соломиной.

Рост стебля происходит в узлах, так как там содержится камбий.

Слайд 28Описание слайда:

Листья линейные, с влагалищем, которое охватывает Листья линейные, с влагалищем, которое охватывает стебель целиком, обеспечивая его прочность в местах, где идёт нарастание стебля соломины в длину.

Слайд 29Описание слайда:

Почти все представители злаков ветвятся только путём кущения, Почти все представители злаков ветвятся только путём кущения, т. е. ветвление происходит в самом основании побегов.

Многие при этом образуют рыхлую или плотную дернину — поверхностный слой почвы, густо пронизанный живыми и отмершими корнями и побегами.

Корни у злаков обычно тонкие, нитевидные, образуют мочковатую корневую систему.

Слайд 30Описание слайда:

Цветки злаков мелкие, невзрачные, собраны в соцветия — колоски, из которых образуются простые (початок) и сложные (колос, султан, метёлка) Цветки злаков мелкие, невзрачные, собраны в соцветия — колоски, из которых образуются простые (початок) и сложные (колос, султан, метёлка) соцветия (рис. 133).

Слайд 31Описание слайда:

Каждый цветок состоит из 2 цветковых чешуй, заменяющих околоцветник. Одна из них более крупная и может быть вытянута в длинную ость.

Имеется 3 тычинки с крупными пыльниками на длинных тонких тычиночных нитях и 1 пестик с двойным перистым рыльцем. Цветки злаков приспособлены к опылению с помощью ветра.

Но некоторым видам свойственно самоопыление (пшеница, некоторые виды ковыля). Плод — зерновка.

Слайд 32Описание слайда:

Помимо семенного размножения, у злаков широко представлено вегетативное размножение корневищами и их частями, стелющимися и укореняющимися в узлах надземными побегами и выводковыми почками (бульбочками), сформировавшимися в колосках (мятлик бульбоносный).

Помимо семенного размножения, у злаков широко представлено вегетативное размножение корневищами и их частями, стелющимися и укореняющимися в узлах надземными побегами и выводковыми почками (бульбочками), сформировавшимися в колосках (мятлик бульбоносный).

Слайд 33Описание слайда:

Роль злаков в жизни людей исключительна, так как они являются основным растительным пищевым продуктом, содержащим белок. Роль злаков в жизни людей исключительна, так как они являются основным растительным пищевым продуктом, содержащим белок.

Слайд 34Описание слайда:

Велико их значение в природе как пастбищных трав, служащих ценным кормом для всех травоядных животных. Велико их значение в природе как пастбищных трав, служащих ценным кормом для всех травоядных животных.

Слайд 35Описание слайда:

Среди однодольных есть растения-гиганты, достигающие в длину f j P 60-70 м (например, пальма-корифа, королевская пальма).

Слайд 36Описание слайда:

Лазающая лиановидная пальма каламус ротанговый вырастает до 150-180 м в длину. Лазающая лиановидная пальма каламус ротанговый вырастает до 150-180 м в длину.

Слайд 37Описание слайда:

Но есть и карликовые растения — различные виды ряски размером 3-6 мм. Но есть и карликовые растения — различные виды ряски размером 3-6 мм.

Слайд 38Описание слайда:

В классе однодольных большое количество красиво цветущих растений, широко представленных в комнатном и садовом цветоводстве (гладиолусы, В классе однодольных большое количество красиво цветущих растений, широко представленных в комнатном и садовом цветоводстве (гладиолусы, нарциссы, гиацинты, ирисы, тюльпаны, амариллисы, орхидеи).

Слайд 39Описание слайда:

Некоторые Некоторые виды вошли в декоративное цветоводство из-за красивых листьев и стеблей (традесканция, сансевьера, монстера, аспарагус, алоэ).

Слайд 40Описание слайда:

Л у к – с к о р о д а распространён вплоть до Арктики, произрастая на Новой Л у к – с к о р о д а распространён вплоть до Арктики, произрастая на Новой Земле. В Южном полушарии луковые (вид тристагма п ат а го н ска я ) встречаются даже на северном побережье Антарктиды.

Большинство луковых — луговые травы, способные произрастать на лесных полянах (л у к п о б е д н ы й , или черемша, л у к ги га нт с к и й ) и заливных лугах (л у к угловат ы й , шнитт-лук).

Некоторые виды — обитатели тенистых мест лесов (л у к м е д в еж и й , л у к д у шистый), степей (л у к м о н г о л ь с к и й ) и пустынь.

Слайд 41Описание слайда:

Читайте также:  Обмен веществ. аденозинтрифосфорная кислота – атф - биология

Бамбук образует высокоствольное дерево, вырастающее в тропических Бамбук образует высокоствольное дерево, вырастающее в тропических районах на 30-40 м в высоту и имеющее около 20 см в диаметре. Многие из злаков — высокотравные растения ( с а х а р н ы й тростник, тростник о б ы к н о в е н н ы й ) , вырастающие до 4-5 м в высоту.

Семейства однодольных | Дистанционные уроки

Семейства класса Однодольные, Биология 

Систематическое описание:

  • Царство растения
  • Отдел Покрытосеменные
  • Класс Однодольные

Характерные признаки класса:

  1. одна семядоля в семени
  2. параллельное или дуговое жилкование листьев
  3. мочковатая корневая система
  4. слабо или практически не развит камбий
  5. число лепестков в цветке обычно кратно 3

Семейство Лиленые

Семейства класса Однодольные, БиологияПримеры культурных представителей: лилии, тюльпаны, хлорофитум;алоэ, драцена

  1. Примеры диорастущих:  черемша, гусиный лук
  2. Строение цветка

Семейства класса Однодольные, Биология 

Формула цветка: O3+3Т3+3П1

  • Плоды
  • Плоды — ягоды (зачастую ядовитые)  или сухие многосемянные коробочки, семена с одной семядолей (однодольные)

Семейства класса Однодольные, Биология 

  1. Метаморфозы
  2. Подземная часть побега видоизменена — это луковица

Семейства класса Однодольные, Биология 

Семейство однодольных — злаки

(злаковые)

Семейства класса Однодольные, Биология 

  • В основном, это травянистые растения
  • Примеры культурных представителей: бамбук, пшеница, сахарный тростник, рожь, рис, кукуруза.
  • Примеры дикорастущих растений: ковыль, луговик, щучка антарктическая

Для злаковых характерен существенный вствочный рост в стебле, происходящий в узлах. Бамбук — пример такого растения  — с очень быстрым ростом стебля.

Междоузлия у многих растений семейства полые (соломина), рыхлая ткань есть только в узлах.

Семейства класса Однодольные, БиологияУ тростниковых и сахарной свеклы наоборот, рыхлая ткань с сахарным содержимым расположена по всему стеблю.

  1. Строение цветка
  2. Обычно это мелкие, невзрачные цветки, следовательно, это классические  перекрестно- или ветроопыляемые растения.

Соцветие — колоски или початки

Семейства класса Однодольные, Биология 

Формула цветка: О(2)+2Т3П1, где О(2)+2

Плоды в быту называют зернами, зерном… Те сорта зерновых, что мы имеем сейчас — это «окультуренные» формы, зачастую полиплойдные. Выводились они не одно тысячелетие и в абсолютно разных частях ашей планеты.

  • Метаморфозы
  • Зачастую у злаковых от основного стебля отходят много придаточных корней.

Семейства класса Однодольные, Биология 

Обсуждение: “Семейства однодольных”

(Правила комментирования)

Класс однодольные растения

Семейства класса Однодольные, Биология

  • Он считается более продвинутым в эволюционном смысле классом, чем двудольные.
  • Но относится к нему сравнительно небольшое количество видов – не более четверти всех цветковых.
  • Однодольные растения имеют ряд характерных признаков, отличающих их от остальных цветковых:
  • Как понятно из названия, зародыш семени имеет только одну семядолю;
  • Эндосперм в семени либо отсутствует, либо имеет маленький размер; 
  • Стебли однодольных растений не содержат камбия, поэтому деревьев с толстыми стволами среди них не встречается; 
  • Большинство однодольных растений не ветвятся либо ветвятся очень слабо;
  • Листья большинства однодольных растений имеют продольное жилкование; 
  • Большая часть однодольных растений – травы и кустарники, цветущие и плодоносящие всего раз в жизни. 
  • Количество частей цветка у однодольных растений не кратно 4 или 5; 8.
  • Корни чаще всего мочковатые; корешок зародыша отмирает, заменяясь придаточным корнями.

Семейства класса Однодольные, Биология

Каждый из этих признаков не является непременным атрибутом однодольных растений. Есть представители этого класса, зародыши которых имеют по две семядоли; и наоборот – некоторые представители двудольных имеют зародыш с одной семядолей.

Среди однодольных растений большая часть является травами. Древесные формы представлены семейством Пальмовых, но и эти деревья существенно отличаются от древесных форм двудольных: они имеют тонкий одиночный ствол и небольшое количество коротких ветвей на вершине.

Семейства класса Однодольные, Биология 

Среди пальм встречаются также и лианы, что роднит их с травянистыми растениями. Количество частей цветка чаще всего кратно 3: три лепестка, шесть тычинок, три плодолистика и т. д. Реже количество элементов цветка делится на 2 или 4.

Семена однодольных растений чаще всего имеют относительно малые размеры. Так, семена злаков в рамках этого класса могут считаться большими, хотя они существенно мельче, чем косточки многих фруктов (относящихся к классу двудольных).

Семейства класса Однодольные, Биология

Орхидеи – одни из абсолютных рекордсменов по миниатюрности семян – у многих из них семена видны только в сильный микроскоп.

Тем не менее, однодольным принадлежит и противоположный рекорд: семена сейшельской пальмы являются самыми большими в мире – каждое может достигать веса в 20 килограммов; к самым крупным семенам относятся и кокосовые орехи.

Несмотря на относительную немногочисленность видов, к однодольным принадлежит ряд крупных семейств, важных в хозяйственном плане. Самые крупные семейства – это Орхидные, Злаки и Пальмовые, а также Осоковые и Ароидные.

Однодольные растения считаются более совершенными, чем двудольные, однако это наверняка спорный вопрос; по многообразию жизненных форм, к примеру, однодольным далеко до своих собратьев.

Семейства класса Однодольные, Биология

Учёные считают, что однодольные растения возникли практически одновременно с двудольными; больше того, некоторые исследователи уверены, что самыми первыми цветковыми растениями были именно однодольные, возникшие в пресных водоёмах, а от них уже произошли примитивные двудольные (типа магнолии и амбореллы) и современные однодольные.

Но последнее довольно сомнительно, поскольку непосредственные предки цветковых, голосеменные, имеют не менее двух семядолей в зародыше. Голосеменные также имеют в составе стебля камбий, который имеется и у двудольных, но отсутствует у однодольных.

Замечательные растения

http://megabook.ru

Исключительно травянистые растения, иногда представляют собой вторичные древовидные формы, например, пальмы. Отличительным признаком семейства является наличие зародыша с одной семядолей.

Жилкование листьев у подавляющего большинства видов дуговидное или параллельное. Чаще всего листья не расчленены на черешок и листовую пластинку и имеют влагалище.

Листочки свободнолистного или доли сростнолистного околоцветника, а также тычинки и плодолистики в количестве равном или кратном трем, иногда двум. Части околоцветника расположены в два круга.

Наружный и внутренний круги околоцветника более или менее одинаковы, реже явно подразделяются на чашечку и венчик. Иногда околоцветник вовсе отсутствует.

Содержит около 65 семейств, не менее 3000 родов и 60000 видов. Многие рода и виды исключительно высокодекоративны и являются широко и повсеместно распространенными цветочными культурами, например, тюльпан, гладиолус, гиацинт, лилия, нарцисс, ирис и другие.

©  Около 470 видов, многолетние корневищные, клубнелуковичные и луковичные травянистые растения 

©  Листья простые, цельные, с параллельным жилкованием, часто сидячие, влагалищные. Листорасположение очередное.

©  Цветки правильные, обоеполые. Околоцветник простой, венчиковидный, шестичленный, сростно- или раздельнолепестной. Тычинок шесть. Пестик один.

  • ©  Цветки часто собраны в соцветия кисть или зонтик, реже одиночные.
  • ©  Плод — коробочка, ягода.
  • ©  Среди линейных много красивоцветущих декоративных растений: лилия, тюльпан, рябчик, гиацинт, сцилла.

©  Известно до 11000 видов, в основном это многолетние, реже однолетние или двулетние травы. Лишь представители подсемейства Бамбуковые имеют более или менее одревесневший стебель (но не способный к вторичному утолщению).

Стебель — соломина, цилиндрический, членистый, с хорошо выраженными узлами и полыми (реже сплошными) междоузлиями.

©  Листья простые, сидячие. Листовая пластинка с параллельным жилкованием. Листорасположение очередное.

©  Цветки сильно редуцированные, обоеполые, редко однополые, собранные в соцветия колоски, которые в свою очередь образуют сложные соцветия: сложный  колос,  метелка,  ложный колос (султан), реже початок. Каждый колосок представляет  собой  укорочен-

ное соцветие, в основании которого находятся две колосковые чешуи (видоизмененные листья), часто заканчивающиеся остями. Цветок состоит из двух цветковых чешуй, двух цветковых пленочек — лодикул, трех тычинок и одного пестика с двумя перистыми рыльцами.

©  Плод — чаще всего зерновка.

Составляют основу нашего питания (хлеб, крупа, макаронные изделия и т.д.). Среди них много кормовых растений — пыреи, овсяницы, костры, мятлики, лисохвосты, тимофеевки и т.д. некоторые злаки используются в текстильной и химической промышленности, в строительстве. Много сорных растений — овсюг, пырей ползучий, куриное просо и т.д. Некоторые злаки используются как лекарственные растения

Однодольные – это… Что такое Однодольные?

Цветок частухи обыкновенной (Alisma plantago-aquatica) крупным планом

Однодо́льные расте́ния (лат. Liliopsida, Monocotyledones, Monocotyledoneae, англ. monocots) — второй по величине класс покрытосеменных, или цветковых, растений. Однодольные насчитывают около 59 000[2] видов, 2800 родов и 60 семейств, что составляет около ¼ общего разнообразия цветковых растений[3]. В конце XX — начале XXI веков ботаники-систематики увеличили количество семейств однодольных за счёт дробления уже существующих, так что в некоторых системах классификации растений «старое» семейство Лилейные распределено по нескольким десяткам семейств. Самым многочисленным семейством является Орхидные (20 100 видов[3]), отличающиеся чрезвычайно сложными, красивыми цветками. На втором месте по количеству видов стоит очень важное в хозяйственном отношении семейство Злаки (10 000 видов[3]). Другие большие семейства — Осоковые (5300 видов), Пальмовые (2800 видов) и Ароидные (2500 видов)[3].

Читайте также:  История изучения клетки. современная клеточная теория - биология

Название и особенности

Традиционными латинскими названиями для этой группы растений являются Monocotyledoneae и Monocotyledones , хотя, например, в системе Кронквиста (Cronquist) их официальное название — Liliopsida (лилиопсиды). Так как однодольные — группа рангом выше семейства, выбор названия ничем не ограничен. Статья 16 МКБН позволяет как описательное название, так и имя, образованное от типового рода группы.

Латинские научные названия Monocotyledones (Monocotyledoneae) произошли от др.-греч. μόνος (monos) — один, единственный и лат. cotyledon — семядоля; Liliopsida — от названия рода лат. Lilium — лилия.

Традиционное русское название однодольные дано от того, что зародыши большинства представителей класса имеют только одну семядолю в противоположность двудольным, у которых их обычно две.

С диагностической точки зрения определение количества семядолей не является ни легко доступным способом, ни надёжной отличительной характеристикой растения.

Различение однодольных и двудольных впервые было использовано в систематике растений в начале XVIII века английским натуралистом Дж. Рэем.

Однодольные — значительно более монолитная группа, чем Двудольные. Их отличительные признаки:

  • мочковатая корневая система, зародышевый корешок обыкновенно скоро перестаёт расти и заменяется придаточными корнями,
  • стебли редко ветвятся, стеблевые сосудистые пучки замкнутые, проводящие пучки на поперечном срезе стебля расположены беспорядочно,
  • листья большей частью стеблеобъемлющие, всегда без прилистников, обыкновенно узкие с параллельным или дуговидным жилкованием,
  • камбия нет, поэтому утолщения стеблей по типу двудольных или голосеменных не наблюдается,
  • цветки обыкновенно построены по тройному типу: околоцветник из двух трёхчленных кругов, тычинок также два раза по три, плодолистиков три, реже вместо числа 3 в цветке наблюдаются числа 2 или 4,
  • односемядольный зародыш.

Однако, каждый признак сам по себе не может разграничить эти два класса — даже наличие односемядольного зародыша не является «абсолютным» признаком, потому что одну семядолю имеют зародыши многих двудольных (Хохлатка (Corydalis DC.

) и другие); зародыши же некоторых однодольных могут описываться как имеющие две семядоли (Занникеллия (Zannichellia L.), Вороний глаз (Paris L.

)) Таким образом, для того, чтобы установить класс, необходим весь комплекс отличительных признаков[3].

Классификация

Происхождение

Однодольные представляют собой монофилетическую группу, возникшую на заре истории развития покрытосеменных растений. Древнейшие ископаемые растения, которых можно отнести к однодольным, имеют возраст начала мелового периода (то есть около 110 млн лет назад).

Однодольные возникли практически одновременно с двудольными. По поводу происхождения однодольных среди учёных нет согласия.

Наиболее распространена точка зрения, что однодольные произошли от примитивных двудольных (таких, как современные семейства Кувшинковые или Перечные) и развивались во влажной среде (по берегам рек и озёр).

Другая точка зрения состоит в том, что, наоборот, двудольные произошли от примитивных водно-болотных однодольных (тем самым утверждается, что предковые формы цветковых могли быть травянистыми растениями)[3].

К концу мелового периода наибольшее распространение в растительных сообществах получили семейства Пальмовые, Злаки и Осоковые. Семейства же Орхидные и Бромелиевые — по-видимому, самые молодые семейства класса[3].

Системы APG

В системах классификации цветковых растений, разработанных «Группой филогении покрытосеменных» (Angiosperm Phylogeny Group, APG), — APG I (1998), APG II (2003), APG III (2009) — не используются таксоны, имеющие ранг выше порядка.

Роды, семейства и порядки, входящие в эти системы, объединены в неформальные группы (клады), для которых авторы не стали устанавливать формальные научные (латинские) названия, объясняя это тем, что такие группы являются в достаточно степени условными; названия этих групп даны в указанных системах только на английском языке.

Однодольным растениям в этих системах соответствует не традиционный класс Liliopsida (Monocotyledones), а группа monocots.

Состав группы monocots в Системе классификации APG III (в виде кладограммы):

Система Кронквиста

Более традиционной классификацией является система Кронквиста (1981), согласно которой все однодольные разбивались на пять подклассов со следующими порядками:

Алисматиды (Alismatidae)

  • Порядок Частухоцветные (Alismatales)
  • Порядок Водокрасоцветные (Hydrocharitales)
  • Порядок Наядоцветные (Najadales)
  • Порядок Триурисоцветные (Triuridales)

Арециды (Arecidae)

  • Порядок Пальмоцветные (Arecales)
  • Порядок Циклантоцветные (Cyclanthales)
  • Порядок Панданоцветные (Pandanales)
  • Порядок Аронникоцветные (Arales)

Коммелиниды (Commelinidae)

  • Порядок Коммелиноцветные (Commelinales)
  • Порядок Эриокаулоноцветные (Eriocaulales)
  • Порядок Рестиецветные (Restionales)
  • Порядок Ситникоцветные (Juncales)
  • Порядок Осокоцветные (Cyperales)
  • Порядок Гидателлоцветные (Hydatellales)
  • Порядок Рогозоцветные (Typhales)

Зингибериды (Zingiberidae)

  • Порядок Бромелиецветные (Bromeliales)
  • Порядок Имбирецветные (Zingiberales)

Лилииды (Liliidae)

  • Порядок Лилиецветные (Liliales)
  • Порядок Орхидноцветные (Orchidales)

Интересные факты

Примечания

  • Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 6. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1982. — 543 с., ил., 34 л. ил.

"Класс однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Класс: 6

  • Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  • Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.
  • Задачи:
  • познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;
  • продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение.

Методы:

  1. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты;
  3. Практические: Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Средства обучения:

  1. Основные: А) Реальные (живые – растения гербария), Б) Знаковые (рисунки, схемы, таблицы)

    В) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник)

  2. Вспомогательные: ТСО – презентация.

Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга.

План урока

  1. Признаки класса Однодольные.
  2. Многообразие растений семейства лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства лилейных и их охрана.
  3. Общие признаки растений семейства лилейных. Опорный конспект.
  4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
  5. Общие признаки растений семейства злаков. Опорный конспект.
  6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаки.
  7. Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте. Сделайте глубокий вдох и выдох. Садитесь. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!

II. Проверка домашнего задания (7 мин.)

– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …)

С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем:

1. Самостоятельную работу по тесту «Семейства Двудольные растения».

Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут.

«Семейства Двудольные растения»

  1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники и деревья. –
  2. Все крестоцветные имеют простые листья. +
  3. Плоды у крестоцветных – стручки и стручочки. +
  4. Все крестоцветные – двулетние растения. –
  5. Листья крестоцветных имеют сетчатое жилкование. +
  6. Розоцветные – ветроопыляемые растения. –
  7. У некоторых видов розоцветных развиваются ползучие побеги. +
  8. Пасленовые – преимущественно травянистые растения. +
  9. Перец и баклажан – овощные растения из семейства Пасленовые. +
  10. Корневая система мотыльковых – стержневая. +
  11. Цветки сложноцветных собраны в соцветия – корзинки. +
  12. Сложноцветные имеют простые листья. +

САМОКОНТРОЛЬ

2. Решение биологической задачи.

А) Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?

(Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие).

III. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

  1. – Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее.
  2. Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями.

  3. Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение.

– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация).

(Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе).

Читайте также:  Достижения биотехнологии - биология

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные. Сравнительная характеристика класса Однодольные». Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1

IV. Изучение нового материала

1) – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением Класса Однодольных растений.

? Так какими же признаками обладают Однодольные растения?

Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков. Слайд 2

Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные.

У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.

Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

Запишите в тетрадь признаки класса Однодольные. Запомните их. Слайд 3

Признаки растений классов двудольных и однодольных растений

  • одна семядоля
  • листья с параллельным или дуговым жилкованием
  • мочковатую корневую систему
  • проводящие пучки разбросаны по всему стеблю
  • Цветок – трехчленный
  • Ребята, но ПОМНИТЕ:
  • Что по одному признаку, не всегда возможно определить к какому классу относится это растение.
  • Например, Слайд 4
  • Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным.
  • У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, а так как зародыш имеет 2 семядоли, то растение двудольное.
  • Следовательно:
  • Какой вывод можно сделать по этим примерам?
  • ВЫВОД: (Для определения принадлежности цветковых растений к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения).
  • Слайд 5 Класс Однодольные:
  • 4 подкласса
  • 37 порядков
  • 122 семейства
  • примерно 3100 родов
  • 63000 видов

2) Класс Однодольных подразделяют на:

  • 4 подкласса
  • 37 порядков
  • 122 семейства
  • примерно 3100 родов
  • 63000 видов

Но для нас наиболее интересны 2 семейства: Лилейные и Злаки, которые мы и будем сегодня изучать.

2. Многообразие растений семейства Лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства Лилейных и их охрана. Слайд 6

Семейство: Лилейные

  • 4 тысячи видов
  • умеренные и горные области Азии
  1. А) Декоративные растения Слайд 7
  2. Запишите декоративные растения Однодольные
  3. Б) Овощные растения
  4. Слайд 8
  5. – А мы, какие лилейные используем в пищу? Слайд 9
  6. Запишите овощные растения Однодольные
  7. В) Комнатные растения Однодольных
  8. (Показ комнатных растений и фото из презентации) Слайд 10
  9. Г) Лекарственные растения Однодольных Слайд 11
  10. Запишите в тетрадь названия лекарственных растений.
  11. Мы получаем большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам Самеда Вургуна, который пишет:

…Давайте пройдемся Медленно по лугу И «здравствуй!» Скажем каждому цветку. Я должен над цветами Наклониться Не для того, чтоб рвать Или срезать, А чтоб увидеть Добрые их лица

И доброе лицо им показать.

КРАСНАЯ КНИГА

– Что вы видите у меня в руках? (Красная книга)

– Что я хотела вам сказать, показав Красную книгу? (Многие из лилейных занесены в Красную книгу. Им угрожает опасность исчезновения).

ПОКАЗ «КРАСНОКНИЖНЫХ ВИДОВ ЛИЛЕЙНЫХ»

Я бы хотела познакомить вас с некоторыми краснокнижными видами Лилейных. Слайд 12

Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатства Земли.

3. Общие признаки растений семейства Лилейные. Опорный конспект. Слайд 13

Как я уже говорила, Лилейные насчитывают 4 тысячи видов, представленными в основном многолетними травами; они имеют цветки с простым сростнолистными или раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками (по 3 в двух кругах) и с 1 пестиком, имеющим трехлопастное рыльце; плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды; все они имеют корневища или луковицы.

4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

  • И второе семейство, с которым мы сегодня познакомимся – это Злаки. Слайд 14
  • Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеницу, рис и кукурузу считают главными пищевыми растениями человечества. Слайд 15,16
  • Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков.

В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков.

Зеленая масса этих растений – ценный корм для домашних животных, а некоторые виды используют как декоративные и газонные. Быстро отрастающие, прочные и легкие стебли бамбуков находят разнообразнейшее хозяйственное применение. Крупные злаки используют для плетения и в производстве бумаги. Слайд 17

В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой.

Слайд 18

Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.

  1. Теперь работаем с тетрадями. Слайд 19
  2. Давайте запишем всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила.
  3. Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес.
  4. К кормовым – ячмень, овес, тимофеевка луговая, бамбук.
  5. Для производства бумаги используется – бамбук.
  6. к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой.
  7. К сорнякам – пырей ползучий и другие.
  8. МОЛОДЦЫ!

5. Общие признаки растений семейства Злаки. Опорный конспект.

?! Какими же общими признаками обладают растения семейства Злаки.

Слайд 20

Злаки насчитывают более 6 тысяч видов, это в основном однолетние, двулетние и многолетние травы, и только бамбук – древесное растение. Для злаков характерны: стебель – соломина; невзрачные цветки, имеющие простой околоцветник, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами; соцветия – початок, колос, метелка; плод – зерновка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков.

Давайте вместе с вами определим систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков. Например, ландыш майский. Определяем все вместе. Слайд 21

Систематическое положение – Ландыш майский
Вид – Род – Семейство – Класс – Отдел – Подцарство -Царство – Ландыш майский Ландыш Лилейные Однодольные Цветковые МногоклеточныеРастения

А теперь самостоятельно определите систематическое положение Тимофеевки луговой.

ПРОВЕРКА: Слайд 22

Систематическое положение – Тимофеевка луговая
Вид – Род – Семейство – Класс – Отдел – Подцарство -Царство – Тимофеевка луговая Тимофеевка Злаки Однодольные Цветковые МногоклеточныеРастения

7. Лабораторная работа “Строение пшеницы (ржи, ячменя)”. Слайд 23

Инструкция:

  1. Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса Двудольные? (Мочковатая).
  2. Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чем его особенность? (Соломина, полая, прочная и гибкая).
  3. Изучите строение листа злаковых. Рассмотрите основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение? (защищает растущий участок стебля).
  4. Рассмотрите соцветие растения. Как его называют? (Сложный колос).
  5. Рассмотрите плод. Как его называют? (Зерновка).

V. Закрепление.

В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 7 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд 24

Покрытосеменные
Двудольные Крестоцветные Розоцветные Пасленовые БобовыеСложноцветные Однодольные ЛилейныеЗлаки   

БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение)

VI. Подведение итогов. Результат.

Фронтальная беседа Слайд 31

  • С какой темой урока мы сегодня знакомились?
  • Какие признаки характерны для растений класса Однодольные?
  • Какой стебель у Злаков?
  • Каковы отличительные признаки семейства Злаков?
  • Какие культурные и дикорастущие растения злаков вы знаете?
  • Какие растения семейства Лилейные вы знаете?
  • На основании каких признаков Лилейные растения отнесены к классу Однодольные?
  • Какие плоды имеют Лилейные растения?
  • Скажите, все ли по плану мы сегодня выполнили?
  • Для чего или зачем мы это все делали?
  • Тест с заданиями в форме ГИА (Приложение)
  • Оценки за урок.
  • Дети сами себе выставляют оценки.
  • Слайд 32
  • Домашнее задание п. 52, 53
  • РЕЗЕРВ:
  • Книга для чтения или сообщения

а) Ржаной хлеб всегда черный б) Золотые зерна в) Рис г) О бамбуковой палке

Слайд 33 Благодарю за внимание!

5.03.2014

Ссылка на основную публикацию