Биология – это наука о жизни, об организмах, существующих на Земле. Название свое она получила от греческих слов, которые известны всем: «биос» – жизнь; «логос» – наука.
Объекты изучения биологии встречаются повсеместно: в городах, степях, лесах, горах, болотах и даже засушливых пустынях. Бесчисленное количество растений существует не только на суше, но и в океанах, морях, озерах, реках и прудах.
Своя флора и фауна есть даже в Арктике и Антарктиде.
Роль биологии в жизни человека
Всем известно, что растения не только насыщают воздух бесценным кислородом, необходимым для дыхания всего живого на планете, но и забирают из атмосферы углекислый газ. Не переоценить значение биологии в пищевой промышленности, ведь всем, что мы имеем, обязаны природе. Из одной только пшеницы изготавливают хлеб, различные кондитерские сладости, макароны и крупы.
Кроме того, человек использует любые части растений. Например, у бобовых съедобными являются семена. Садовые деревья и кустарники, а также многие овощные культуры приносят вкусные плоды. Морковь, репу, редис и свеклу сеют из-за кореньев. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля и петрушки готовят разнообразные блюда.
А цветущие растения на клумбах, в саду и оранжереях разводят из эстетических соображений.
Сегодня это целая система наук, которая включает общие законы существования живой природы, ее форм и развития. В зависимости от объекта изучения биологии (животные, растения, вирусы и др.), она имеет подразделы:
- зоология;
- ботаника;
- анатомия;
- вирусология.
Эти науки также подразделяются. Например, к ботанике относится:
- микология (изучает грибы);
- альгология (исследует водоросли);
- бриология (занимается изучением мхов) и т. д.
К зоологии относятся:
- протозоология (наука о простейших);
- гельминтология (изучает паразитических червей);
- арахнология (занимается паукообразными);
- энтомология (исследует насекомых) и т. д.
Применение в медицине
Практическое значение биологии огромно. О лечении травами известно с глубокой древности, однако фитотерапия обрела равноправие среди других методов лишь в прошлом столетии. После клинических испытаний лекарственные средства, полученные из растительного сырья, вошли в фармацию. Сейчас сфера применения лекарственных растений в официальной и народной медицине достаточно велика.
Быстрый прогресс науки успешно используют в лечебной практике. Именно открытия в этой сфере определяют значение биологии в медицине и характеризуют сегодняшний уровень ее развития.
Например, изучение генетики привело к использованию способов ранней диагностики, лечения, а также профилактики заболеваний человека, передающихся по наследству.
Прогресс генной инженерии предусматривает огромные перспективы для создания биоактивных компонентов в медицинских препаратах.
Практическое применение биологии зачастую переворачивает представление о терапии множества заболеваний. Так, благодаря развитию генетики был создан ген инсулина и внедрен в геном кишечной палочки.
Этот штамм имеет свойство синтезировать гормон, который используется для лечения больных сахарным диабетом.
Таким же методом сегодня производят соматотропин (гормон, отвечающий за рост) и многие другие вещества, вырабатываемые организмом человека: интерферон, иммуногенные лекарства.
Значение для сельского хозяйства
Законы природы применяются при решении множества вопросов в различных отраслях мировой экономики, поэтому роль биологии в современном обществе – одна из главных. Возрастающие темпы численности населения планеты, снижение площадей, занятых аграрными культурами, ведут к масштабному кризису в будущем — проблеме питания. Потребуется ускоренное производство продуктов.
Эту проблему решают такие подразделы, как растениеводство и животноводство. Они основываются на открытиях биологии. Благодаря изучению и использованию законов генетики и селекции, удается выращивать высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур, новые породы домашних животных, что позволит интенсивно производить продукты питания и обеспечить потребности населения. Кроме того, практическое значение биологии заключается в борьбе с вредителями и болезнями выращиваемых растений, паразитами животных, что играет немаловажную роль.
Система живой природы
Биология – наука, которая исследует и анализирует свойства живых систем. Тем не менее определить, что конкретно входит в эту сферу, непросто. Для этого ученые выявили несколько признаков, по которым организм можно считать живым.
Основными из этих свойств являются обмен веществ или метаболизм, способность к самовоспроизведению и саморегуляции. С помощью науки человек познает окружающий его живой мир. Но, кроме изучающей функции, есть у биологии и практическое значение.
Соблюдение ее законов помогает понять то, что живая природа – это система, в которой все взаимосвязано, и нужно сохранять баланс разнообразных видов существ. Если потерять лишь один вид из нее, вред будет причинен всем остальным звеньям.
Эти познания – весомые аргументы для убеждения человечества в надобности и важности сбережения экологического баланса.
Человек как биологический вид
Еще один подраздел – это сфера исследования организма высших существ. Биология в жизни человека служит базисом для развития медицины, предоставляя возможность определить свойства и устройство организма.
Нам как представителям определенного биологического вида необходимо знать элементарные особенности своего тела, чтобы успешно существовать в современном мире и делать верный выбор.
Эта информация поможет разобраться в том, как следует устроить свое питание, распределить правильно физическую и умственную нагрузки, как сберечь собственное здоровье. Рациональное использование резервов человеческого организма способно существенно повысить его работоспособность.
Основные направления современной биологии
Знание законов существования живых организмов помогает человечеству вывести новые виды, более приспособленные для выращивания в неприродной среде. Значение биологии как науки неоспоримо. Благодаря использованию ее законов, существенно возросли урожаи культур и производство мяса, что так необходимо в период истощения природных запасов.
Перед человечеством постоянно стоит множество существенных вопросов: “как преодолеть неизлечимые заболевания”, “как не допустить голода”, “как продлить жизнь”, “как научится дышать без кислорода”. Ответы может подсказать только сама природа, если постоянно исследовать животных и растительный мир.
В середине ХХ века появился отдельный раздел биологии – генетика. Это наука об информации, хранящейся на хромосоме, как фильм на CD-носителе.
Она объясняет, от чего зависит длительность жизни, какие заболевания есть у конкретного индивидуума, как, изменяя генную последовательность, можно умножить некоторые положительные свойства и нейтрализовать негативные (например, модификация сои увеличивает урожайность и уменьшает срок созревания).
Биоэнергетика
Еще одна разновидность биологии, которая изучает вопросы потребления и производства энергии живыми организмами. Зеленые растения питаются углекислым газом и выделяют, кроме бесценного кислорода, определенную часть энергии, поглощая солнечный свет. Эти факторы процесса производства кислорода растениями были взяты в основу производства солнечных батарей.
Природа – лучший изобретатель
Даже такие обычные и простые разделы биологии, как ботаника и зоология, принесли в свое время немалую пользу для будущего:
- слежение за летучими мышами способствовало открытию эхолокации (перемещение по отраженным от предметов звукам);
- изучение поведения собак позволило узнать об условные рефлексах, которые, кстати, также присутствуют и у человека.
Переоценить значение биологии в медицине невозможно. Например, пытаясь спасти человечество от ветряной оспы, ученым пришлось внимательно следить за течением заболевания, определять, есть ли выжившие после нее, какие изменения произошли в организмах переболевших пациентов.
Так были разработаны первые вакцины – профилактическое внедрение в организм ослабленных бактерий оспы для создания стойкого иммунитета. Современные биологи всего мира ломают голову, как бороться с онкологией, СПИДом и другими смертельными на сегодняшний день заболеваниями.
Но для науки это лишь вопрос времени.
Прогресс не стоит на месте
Современное возросшее значение биологии как науки применяется в нескольких течениях. На сегодняшний день усовершенствованы технологии определения структуры биополимеров.
Обнаружен способ считывания и анализа генетической информации, в том числе определения нуклеотидных последовательностей ДНК.
Следуя этому, человечество стоит на пути практически полного раскодирования генетической информации, которая содержится в его хромосомах. Это является одним из основных достижений биологии.
Так открываются возможности для изобретения новых технологий лечения и профилактики разных недугов. Кроме того, сегодня роль биологии в современном обществе заключается в целенаправленном создании химических веществ с предварительно запрограммированными свойствами, что позволит выявлять и изготовлять новые и эффективные виды медикаментов.
К нынешним достижениям биологии и медицины принадлежит также создание искусственных органов. Сегодня ученые-медики заняты производством и применением синтетических мышц, презентуют искусственно выращенные ткани печени и клапаны сердца.
Биогаз
Биология в жизни человека способна решать и энергетические задачи. Одним из самых прогрессивных способов добычи энергии из растений считается выработка метана. Он образуется из биомассы при отсутствии контакта с воздухом.
Многие фермерские хозяйства используют отходы растительного и животного мира для выработки метана на специальных биогазовых установках. С их помощь можно отапливать приусадебные строения.
Работа таких агрегатов оставляет чистой окружающую среду, а их использование требует минимальных расходов.
Лечебная сила природы
Человек и природа едины. Могучие дубы, белые березы, гигантские сосны и ели, девственные заросли боярышника, малины, кизила, бузины черной и красной, облепихи и акации, лещины и шиповника – все эти лесные породы деревьев и лечебные ягоды широко используются в народной и традиционной медицине.
Фитонциды дикого лука, чеснока, черемухи, ореха, эвкалипта, эфирные масла кедра, сосны, ели насыщают лесной воздух неповторимым лечебным ароматом.
Фитотерапия помогает выздороветь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами, болезнями опорно-двигательного аппарата, мочеполовой, дыхательной, секреторно-гормональной систем.
Природные средства лечения заболеваний позволяют совмещать активную профилактику с терапией определенной болезни. Эти лекарства человек получает в первую очередь из растений. Их целебная сила передается больному, помогая преодолеть болезнь. Человек должен быть благодарен природе за бесценные дары, которые она щедро рассыпала повсюду.
С каждым днем практическое значение биологии в жизнедеятельности человека возрастает.
Современная наука использует целый арсенал лекарственных растений, способных оказывать терапевтическое действие и предупреждать многие болезни человека.
Дальнейшее развитие современного мира реально только в единстве с природой, с активным использованием биотехнологий. Для достижения поставленных целей не обойтись без глубочайших познаний закономерностей естественного мира.
Правильное питание и его польза
Нет сомнений в том, что правильное питание идет на пользу организму. Ведь мы – это то, что мы едим. О здоровом питании нам твердят со страниц журналов и экранов телевизоров. Что означает «питаться правильно»? Как сделать так, чтобы еда пошла на пользу и извлечь максимум ценных веществ из продуктов?
Здоровое питание – что это?
Все знают, что нужно питаться правильно. Но что на самом деле кроется за этим понятием? Здоровым считается такое питание, при котором человеку обеспечивается полноценное развитие, рост, жизненная энергия и отличное самочувствие. Наукой доказано его положительное влияние на организм, особенно в сочетании с физическими упражнениями.
- Многие ученые сошлись во мнении, что здоровая пища способствует долголетию и предупреждает ожирение, развитие сахарного диабета, проблемы с сердцем и сосудами, гипертонию.
- Питаться правильно – значит не только следить за калорийностью пищи, кратностью приёмов, но и разнообразить ее.
- Необходимо, чтобы в рацион входили продукты из разных групп:
- овощи
- фрукты
- злаки
- молочные и кисломолочные продукты
- мясо и рыба
Монодиеты (состоящие из одного продукта) в значительной мере лишают организм большого количества питательных веществ. Оставаться в нормальном весе можно и употребляя все вышеперечисленное.
Проблема современного мира – еда быстрого приготовления, фаст-фуд. С одной стороны это просто и удобно, экономит время. Но поглощая такую пищу ежедневно, ваш организм вряд ли скажет вам «спасибо». И даже если сейчас вы чувствуете себя хорошо, это не значит, что в будущем здоровье будет на том же уровне.
Если вы решили придерживаться здорового рациона, вам придется максимально сократить потребление следующего:
- полуфабрикаты
- сдобная выпечка
- конфеты
- сладкие газированные напитки
- алкоголь
Одними из самых вредных продуктов питания диетологи считают чипсы и газировку. Они несут минимум пользы и много калорий, жира или сахара.
Чтобы все системы организма работали слажено, необходимо не забывать о том, что вы отправляете себе в рот каждый день. То есть в подходе должна быть регулярность. Не стоит поддаваться соблазнам схватить что-то вредное «на бегу».
Основные принципы и правила.
Здоровое питание невозможно приравнивать к голоданию и строгим диетам. Оно должно обогатить организм всем необходимым, а не лишить его. Если вы решили изменить свое отношение к приему пищи, стоит прислушаться к следующим рекомендациям:
- Забудьте о диетах. Имеется ввидурезкое ограничение состава и количества рациона. От таких диет организм получит только стресс, будет работать в энергосберегающем режиме. А при возврате к обычной еде быстро наверстает упущенное.
- Разнообразьте рацион. Обязательно включайте свежие фрукты и овощи. Не забывайте о том, что присутствовать должны все группы продуктов.
- Соблюдайте режим. Чтобы ускорить метаболизм, есть нужно часто и понемногу. Именно дробное питание – залог нормального веса. Желательно, чтобы приемы пищи были примерно в одно и то же время.
- Пейте воду. Для улучшения работы организма и избавления от токсинов нужно пить побольше жидкости – 2 литра ежедневно. Лучше всего подойдет чистая вода (без газа).
- Готовьте правильно. Важное значение имеет метод обработки пищи. Лучше продукты варить, готовить на пару или гриле. Жареное сократите до минимума.
- Завтракайте. Отказываться от завтрака – вредная привычка. Утром запускаются обменные процессы. К тому же, позавтракав, вы съедите меньше за обедом.
- Сочетайте. Большое значение имеет сочетаемость продуктов. Неправильная комбинация может быть чревата несварением и вздутием.
- Ешьте свежее. Важную роль играет качество продуктов питания. Чтобы еда не залеживалась в холодильнике, готовьте небольшие порции. Покупайте пищу с хорошим сроком годности в проверенных местах.
- Ешьте легкое. Продукты, богатые жирами и углеводами, лучше употребить в первой половине дня. Вечером выбирайте пищу с невысокой калорийностью.
Чтобы еда приносила пользу, необходимо отдавать предпочтение свежим разноплановым продуктам. Порции должны быть умеренными. Еще один важный момент – наслаждайтесь трапезой, не торопитесь и тщательно пережевывайте каждый кусочек.
Два закона правильного питания.
Диетологи вывели два главных закона о здоровом питании. Специалисты утверждают, что при их соблюдении самочувствие и состояние здоровья будут на надлежащем уровне.
I закон – сколько тратим энергии, столько едим.
Потребляемое количество пищи должно соответствовать энергозатратам конкретного человека. Если недоедать – организм будет истощаться. При чрезмерном потреблении – набирать лишние килограммы.
Несоблюдение этого закона чаще всего приводит к ожирению. А это, в свою очередь, грозит заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, ухудшением работы внутренних органов.
Причем у каждого человека потребность в калориях разная. Больше энергии требуется спортсменам, подросткам, активным подвижным людям. При малоподвижном образе жизни суточная норма будет значительно меньше.
II закон – удовлетворяем потребность в разных элементах.
Организму нужно огромное количество различных витаминов и минералов. Если возникает дефицит какого-то из них, это отражается на внешности и самочувствии. Даже во время похудения питание должно быть полноценным. Вот почему так важно питаться разнообразно.
Обязательно помните о фруктах и овощах. Не отказывайтесь от употреблении мяса и рыбы. Готовьте каши, ешьте кисломолочные и молочные продукты. Особенно необходима подпитка в межсезонье. Весной можно прибегнуть к курсу витаминных комплексов.
В рационе должны быть все составляющие: белки, жиры и углеводы.
Для сохранения имеющегося веса их соотношение выглядит следующим образом:
- белки – 30 %
- жиры – 20 %
- углеводы – 50 %
Если необходимо снижение веса, картина несколько поменяется:
- белки – 40%
- жиры – 20%
- углеводы – 40%
Нельзя полностью лишать организм какого-либо составляющего. Человеку нужны все элементы в любой период. Чтобы сохранить здоровье и вес, держите баланс.
Какой можно получить результат.
Для того, чтобы не есть вредную еду и соблюдать правила здорового питания, нам необходим стимул. Ведь за труд должно быть вознаграждение. Что даст нам эта система?
Здоровье.
Работа всех систем и органов будет слаженной, если они получают все важные элементы. Устойчивость организма к различным инфекциям во многом обусловлена правильной работой кишечника. Здоровье ЖКТ – залог сильного иммунитета. Правильно питаемся – меньше болеем.
Стабильный вес.
Полезная, правильно приготовленная пища и дробное питание не дадут шанса лишним килограммам. Гораздо здоровее пребывать в одном весе, чем постоянно ощущать его колебания посредством строгих изнуряющих диет.
Отличное самочувствие.
При правильно составленном рационе вы забудете о чувстве усталости, слабости и голода. Еда должна делать нас бодрыми и энергичными.
- Красота.
- Состояние волос, ногтей и кожи напрямую зависит от поступления необходимых веществ с пищей.
- Состояние духа.
Оказывается, частым виновником депрессий выступает именно неполноценный рацион. Хорошая пища подарит отличное настроение, высокую работоспособность и здоровый сон.
О своем теле нужно заботиться. И только тогда оно ответит тем же. Систематическое соблюдение принципов здорового питания сохранит здоровье на долгие годы. К тому же, своим примером можно показать детям, что и как нужно есть.
Верное сочетание продуктов
Огромное значение имеет то, как мы сочетаем продукты. Ученые полагают, что не стоит есть одновременно пищу с разным составом. Например, углеводную и белковую. Разные группы продуктов расщепляются разными желудочными средами.
На практике оказывается, что сделать это не так-то просто. Но польза раздельного питания доказана давно.
Правила следующие:
- Не ешьте в один прием белковую (мясо, птица, рыба, яйца, сыр, морепродукты, орехи, молочное) и углеводную (картошка, крупа, макаронные изделия, выпечка, бананы, цукаты) пищу.
- В одной трапезе не стоит объединять 2 белковых блюда (мясо и рыбу).
- Белки плохо сочетаются с жирными добавками (сыр, сметана, масло).
- Фрукты нужно есть отдельно от других продуктов. Особенно вредно сочетание белков с фруктами кислыми (цитрусовые).
- Плохая пара – два продукта с содержанием крахмала (картофель и хлеб).
- То же самое касается крахмала или углеводов и сахара. Поэтому, намазывая блинчик вареньем, задумайтесь, насколько это полезно.
- Такие продукты как арбуз, дыня или молоко должны употребляться отдельно от другой пищи. Особенно тормозит переваривание прочей еды дыня. А вот будучи съеденной отдельно, она отлично очищает организм. Молоко обволакивает содержимое желудка, не давая нормально перевариваться.
Соблюдая эти правила, можно получить максимум полезного из еды. А также забыть, что такое боли в животе, расстройство и вздутие.
Здоровое питание – это не просто набор полезных продуктов, это стиль жизни. Необходимо знать меру в поглощении пищи и помнить основные правила и законы потребления разных продуктов.
Вознаграждением будет нормальный вес, крепкое здоровье и отличное самочувствие.
А чтобы система заработала на полную, необходимо не забывать о физических упражнениях и полноценном отдыхе.
Пишем лабораторную по биологии: методичка, журнал, структура
Время чтения: 5 минут
787
Самостоятельные работы
Оформление работ
15.01.2021
Лабораторная по биологии — отличный шанс проявить себя, продемонстрировать знания по предмету и умения анализировать большие объемы информации. Идеально выполнить лабораторную получается не у всех, а чаще всего — у первокурсников.
Рассказываю, как справиться с лабораторной по биологии быстро и максимально хорошо.
Две вещи существенно упрощают и ускоряют выполнение лабораторной: методические рекомендации и лабораторный журнал.
Методичка, взятая на кафедре, поможет избежать ошибок в написании и оформлении, подготовит к работе с различными приборами и инструментами, сориентирует в нюансах работы над практической частью. Взять методичку можно на кафедре.
Лабораторный журнал — специальная тетрадь для записей. В нее заносят цели и задачи исследования, ход выполнения работы, манипуляции с приборами, полученные результаты.
- На основании такого журнала вы составляете конспект — а это уже хороший вклад в отличную оценку за лабораторную.
- От других работ лабораторная отличается менее строгими требованиями по технике безопасности.
- Если вы ищете ответ на вопрос как сделать лабораторную работу по биологии на «отлично», то в первую очередь должны обратить на ее структуру, куда входит:
- титульник. Нужно указать информацию о вузе, студенте, преподавателе, теме. Обязательно обозначить место выполнения и год;
- введение. Здесь обозначают цели и задачи научного исследования, общую информацию;
- практическая часть. Самая важная, так как в ней поэтапно и последовательно расписывается ход действий и все проведенные вычисления;
- заключение. Эта часть отводится под выводы.
Заключительной части и выводу я советую уделить особое внимание, так как от них зависит итоговая оценка. Чем логичнее и понятнее будет вывод, тем выше преподаватель оценит работу.
Учтите, что вывод должен быть емким и коротким: в нескольких предложениях вы должны описать, чего вам удалось достичь в ходе выполнения работы. Опирайтесь на сформулированные ранее цели и задачи. Они помогут вам не упустить важное, связать отдельные части исследования.
Вывод:
- пишется научным языком. Терминам — да. Эпитетам — нет;
- сухой и строгий. Избегайте «воды»;
- сообщает результат труда и совершенных манипуляций.
Остались вопросы? Выбирайте подходящего эксперта в базе Studently или пишите нашим консультантам.
Питание живых организмов, как процесс жизнедеятельности. Выполнила
1 Питание живых организмов, как процесс жизнедеятельности. Выполнила: ученица 5а класса, Калинина Мария Проверила: учитель биологии, Копотилова Ирина Леонидовна Тюмень 2012
2 Цель исследования: выяснить, что такое питание, какие существуют типы питания в живой природе. Задачи: 1.Изучить сущность процесса питания и пищеварения, значение его для живого организма; 2.
Выяснить, какие существуют типы питания в живом мире, и охарактеризовать их; 3. Проанализировать процесс питания зелёных растений и выяснить, какова роль фотосинтеза для питания живых организмов на планете Земля.
3 Питание и его значение для живых организмов Питание – поступление в организм растений и животных и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Пища источник энергии и строительного материала.
Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.
4 Пищеварение это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части. Кроме белков, жиров и углеводов с пищей к нам приходят и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли.
5 Питательные вещества Органические Белки Жиры Углеводы Витамины Неорганические Вода Минеральные соли
6 Типы питания Автотрофы Фототрофы Хемотрофы Гетеротрофы Сапрофиты Голозои Паразиты
7 Автотрофы(с греч.«самопитающиеся») – живые организмы способные самостоятельно создавать все необходимые им для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических воды, углекислого газа и других.
- 8 Фототрофы – живые организмы, которые получают энергию за счет солнечного света.
- 9 Хемотрофы – живые организмы, которые получают энергию за счет энергии химических превращений минеральных соединений Колония хемотрофных бактерий
- 10 Гетеротрофы – живые организмы, нуждающиеся в постоянном поглощении готовых органических веществ извне.
- 11 Сапрофиты – живые организмы питаются мертвыми органическими остатками
12 Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойно питающихся животных можно подразделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.
- 13 Паразиты – живые организмы существующие только на живых организмах, нанося им вред. Петров крест Бычий цепень
- 14 Фотоавтотрофы – зелёные растения
- 15 Выводы Питание – неотъемлемая часть процесса жизнедеятельности любого организма Пища – источник энергии и строительного материала Пищеварение – процесс механической и химической обработки пищи По типу питания все живые организмы делятся на группы – автотрофы и гетеротрофы Все живые организмы зависят от зелёных растений, так как именно они являются первичными продуцентами органического вещества на планете Земля У растений есть процесс фотосинтеза, который имеет огромное значение для всех живых организмов.
Прочитайте заключение к этой главе. Выделите главную мысль и выразите её в одном предложении.
биотехноло́гия — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических , а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
трансгенные растения
трансгенные растения — это те растения, которым «пересажены» гены других организмов.
картофель, устойчивый к колорадскому жуку, был создан путём введения гена выделенного из генома почвенной тюрингской бациллы bacillus thuringiensis, вырабатывающий белокcry, представляющий собой протоксин, в кишечнике насекомых этот белок растворяется и активируется до истинного токсина, губительно действующего на личинок и имаго насекомых, у человека и других теплокровных животных подобная трансформация протоксина невозможна и соответственно этот белок для человека не токсичен и безопасен. опрыскивание спорами bacillus thuringiensis использовалось для защиты растений и до получения первого трансгенного растения, но с низкой эффективностью, продукция эндотоксина внутри тканей растения существенно повысило эффективность защиты, а также повысило эффективность ввиду того, что растение само начало продуцировать защитный белок. путём трансформации растения картофеля при agrobacterium tumefaciens были получены растения, синтезирующие этот белок в мезофилле листа и других тканях растения и соответственно непоражаемые колорадским жуком. данный подход используется и для создания других сельскохозяйственных растений, резистентных к различным насекомых
трансгенные животные
в качестве трансгенных животных чаще всего используются свиньи. например, есть свиньи с человеческими генами — их вывели в качестве доноров человеческих органов.
японские генные инженеры ввели в геном свиней ген шпината, который производит фермент fad2, способный преобразовывать жирные насыщенные кислоты в линолевую — ненасыщенную жирную кислоту. у модифицированных свиней на 1/5 больше ненасыщенных жирных кислот, чем у обычных.[1]
зелёные светящиеся свиньи — трансгенные свиньи, выведенные группой исследователей из национального университета тайваня путём введения в днк эмбриона гена зелёного флуоресцентного белка, позаимствованного у флуоресцирующей медузы aequorea victoria.
затем эмбрион был имплантирован в матку самки свиньи. поросята светятся зелёным цветом в темноте и имеют зеленоватый оттенок кожи и глаз при дневном свете.
основная цель выведения таких свиней, по заявлениям исследователей, — возможность визуального наблюдения за развитием тканей при пересадке стволовых клеток.
учебник 9
удачи.
Урок 1. Обмен веществ — главный признак жизни (§ 23)
Вопрос 1. Используя материал учебника, запишите определение.
Обмен веществ — это то, что является основой живого организма, это обмен между химическим составом человека и окружающей среды.
Вопрос 2. Какое значение для организма имеет осуществление обмена веществ?
Благодаря обмену веществ из организма выводятся продукты метаболизма (ненужные вещества), а попадают необходимые для организма продукты.
Вопрос 3. Назовите наименьшую структурную единицу любого живого организма, на уровне которой возможен обмен веществ.
Такой наименьшей структурной единицей является клетка.
Вопрос 4. Процессы обмена веществ связаны с превращением энергии. На что расходуется энергия, вырабатывающаяся в организмах?
Энергия, вырабатывающаяся в организме, расходуется на процессы дыхания, питания и пищеварения, движения, а также роста организма.
Вопрос 5. Как вы думаете, каково обязательное условие протекания процесса обмена веществ и превращения энергии у многоклеточных организмов?
- Обязательным условием протекания процесса обмена веществ является постоянный приток питательных веществ и постоянное выделение конечных продуктов химических реакций, происходящих в клетках.
- В качестве вывода ответьте на вопросы:
- 1) О чём свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов?
- Наличие обмена у всех животных свидетельствует об их общем происхождении и о том, что они все являются телами живой природы.
- 2) В чём основное отличие обмена веществ у большинства растений от этого же процесса, протекающего в организмах грибов, животных и многих бактерий?
В процессе обмена веществ растения, в отличие от грибов и животных, выделяют органические вещества. Грибы и животные, наоборот, в процессе обмена веществ поглощают органические вещества.
Проведите наблюдение за цветущей диффенбахией (см. учебник, с. 91).
Ответьте на вопросы:
1) Почему температура в соцветиях выше, чем температура окружающего воздуха?
Более высокая температура в соцветиях привлекает насекомых-опылителей, которые стремятся к теплу, особенно вечером или утром(когда увеличивается разница между температурой крови насекомого и окружающей среды). Так происходит перекрестное опыление растений. С помощью тепла растению проще привлекать насекомых, это способ выживания растительных организмов.
2) Выделяют ли другие части растений теплоту в окружающую среду?
Теплоту в окружающую среду могут выделять, например, прорастающие семена.
Вопросы по биологии 5 класс учебник Сивоглазов, Плешаков параграф 1
В XIX в. Учёные-биологи изучали образ жизни личинок малярийных комаров.
Многим казалось, что эти исследования бессмысленны, но позже учёные установили, что эти комары — переносчики опасного заболевания.
Исследования биологов помогли разработать рекомендации по борьбе с малярией, которые спасли жизнь миллионам людей. Подумайте, какую роль в вашей жизни играют биологические знания.
Биологические знания помогают понять о самых сложно устроенных организмах во Вселенной. Также биология помогает понять, как и почему организмы меняются в ходе эволюции. Мне кажется, что биология- одна из самых важных наук. Биологию мы изучаем для того, чтобы узнать, как устроен наш мир.
Вспомните! Что такое окружающий мир? Что такое природа? Чем живая природа отличается от неживой?
Окружающий мир – это все что нас окружает.
Природа – это органический и неорганический мир, т.е. все что существует в мире.
Живая природа имеет ряд особенностей по отношению к неживой, это способность дышать, питаться, развиваться и другие.
Подумайте и ответьте на вопрос. Какие знания о живой природе вы используете в повседневной жизни?
- В походе за грибами я использую полученные ранее знания, которые помогают отличить съедобные грибы от несъедобных.
- В биологическом словаре или Интернете найдите названия наук, которые занимаются изучением водорослей, бабочек, зверей.
- Наука о водорослях называется Альгология
- Наука о бабочках называется Лепидоптерология
- Наука о зверях называется Зоология
- Проверь свои знания
1. Что такое природа? Какие науки изучают природу?
Природа – это окружающий мир, который не был создан человеком и был на земле за долго до появления человека.
Биология, География, Геология, Биохимия, Экология и другие науки.
2. Что изучает биология?
Биология – наука о жизни. Она изучает строение, происхождение живых организмов их взаимоотношение между собой и окружающей средой.
Выполни задания
1. Переведите на иностранный язык, который вы изучаете, слова: природа, растение, животное, человек.
Nature, plant, animal, human.
2. Составьте три вопроса к статье «Семья биологических наук».
- Какие науки входящие в Биологию Вы знаете?
- Какую роль в нашей жизни играют каждая из наук?
- Один учёный, который был одним из основателей Биологии?
3. Обсудите с родителями, какие биологические знания используются в вашей семье.
Биология – это наука о жизни. Современный человек должен знать об окружающем мире и понимать, что происходит вокруг него.
- Биология помогает решать человеку многие глобальные проблемы:
- -охрана окружающей среды
- -знания о живых организмах для декоративных и эстетических целей
- -производство биологических средств защиты растений от вредителей и болезней
- -производство кормовых добавок для животных
- -создание новых сортов культурных растений
- -выведение новых пород домашних животных
- -производство продуктов питания
- -производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток
- -разработка новых средств и методов лечения болезней
- Обсуди с товарищами
1. Почему биологические знания нужны каждому человеку?
- Я считаю, что каждому человеку необходимо обладать хотя бы базовыми знаниями о биологии.
- Эти знания могут помочь ему оказать первую медицинскую помощь, ведь биология является основой медицины.
- Если человек знает биологию, то шансы отравится несъедобным растением или грибом значительно уменьшаются.
- Человек, обладающий биологическими знаниями, сможет отличить ядовитую змею от не ядовитой, бешеное животное от здорового, синдром серьезной болезни от обычной аллергии.
- Каждый человек должен знать основы этой науки, хотя бы для того, чтобы обезопасить себя и облегчить себе жизнь.
2. Профессии каких людей связаны с биологией?
Прежде всего – это преподаватель. Учитель, прививающий любовь к окружающему миру, развивающий интерес к анатомии, зоологии, ботанике, должен обладать грамотностью, ответственностью, умением заинтересовать учащихся.
Выскажи мнение
Согласны ли вы с мнением поэта: В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём. Как тополь, вознёсся он гордой главой, Умом одарённый и речью благой. Вместилище духа и разума он…(Хаким Фирдоуси)