Выводы “общий обзор организма человека” – биология

Общий обзор организма человека Анатомия, 8 класс Орлова Ю.Ю. Урок 6. – презентация

1 Общий обзор организма человека Анатомия, 8 класс Орлова Ю.Ю. Урок 6<\p>

2 Цели: Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела.<\p>

3 Наш организм Попробуйте самостоятельно письменно ответить на вопрос: «Что же такое наш организм?».<\p>

4 Организм Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.<\p>

5<\p>

6 Системы органов Системы органов – органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития.<\p>

7 Системы органов Опорно-двигательная Пищеварительная Дыхательная Выделительная Половая Кровеносная (сердечно-сосудистая) Покровная Эндокринная Нервная<\p>

8 Опыт Выполним функциональную пробу. Для этого задержите дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха. На какой срок вы смогли задержать дыхание? Изменился ли цвет вашего лица? Что происходит с вашим пульсом и сонными артериями?<\p>

9 Результаты и выводы Результат опыта: Учащиеся задерживают дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий. Вывод: изменение функций дыхательной системы приводит к изменения в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами органов есть связь.<\p>

10 Внутренняя среда организма Взаимодействие всех подсистем организма направлено в основном на поддержание постоянства внутренней среды организма, основой которой является кровь. Для нормальной работы всех органов необходимы определенное количество циркулирующей крови и постоянный уровень артериального давления. Наш организм – система саморегулирующаяся.<\p>

11<\p>

12<\p>

13<\p>

14 Закономерности в строении и расположении органов человеческого тела 1. Длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо. 2. Длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (определить, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак).<\p>

15 3. Расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине, можно, если растянуть их в разведенных руках). 4. Длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины. Закономерности в строении и расположении органов человеческого тела<\p>

16 Выводы урока Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани – органы, органы – системы органов, а они – организм в целом. Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.<\p>

17 Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию. Функции – реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней. Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь. Выводы урока<\p>

18 Физиологические системы органов человека: покровная, опорно- двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная. Выводы урока<\p>

19 Домашнее задание Учебник: § 6, термины выучить, вопросы после параграфа устно, выучить конспект урока, знать расположение внутренних органов.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1301428

Общий обзор организма человека

Тема: Общий обзор организма

Цель: познакомиться уровнями организации организма человека, планом его строения, топографией внутренних органов, системами органов и полостями тела.

Содержание урока

Актуализация материала

Вопросы:

1. Каковы уровни организации млекопитающих животных?

2. В чем сходство в строении тела человека и млекопитающих животных?

Изучение нового материала

Уровни организации организма человека

Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые, в свою очередь, организуются в клетки, клетки – в ткани, ткани – в органы, органы – в системы органов.

А они в совокупности образуют целостный организм.

На каждом из этих уровней действуют свои законы, которые обеспечивают нормальное функционирование организма как целого, его приспособление к окружающей среде.

Структура тела

Снаружи тело человека покрыто кожей. Кости и мышцы, расположенные под ней, образуют опорно-двигательный аппарат.

Внутри тела находятся две полости телабрюшная и грудная, которые разделены перегородкой – мышечной диафрагмой (рисунок 4 «Внутренние органы» на странице 15 учебника). В этих полостях располагаются внутренние органы.

В грудной – легкие, сердце, сосуды, дыхательные пути и пищевод. В брюшной полости слева (под диафрагмой) – желудок. Справа – печень с желчным пузырем. Ниже располагаются кишечник, поджелудочная железа и селезенка.

Многие органы брюшной полости, как фартуком, прикрыты брюшиной. Около позвоночника в области поясницы расположены почки, от которых отходят мочеточники, ведущие в мочевой пузырь с мочеиспускательным каналом.

Половые органы женщины – яичники, маточные трубы и матка – также находятся в брюшной полости. Половые органы мужчины – яички – располагаются в мошонке, вне брюшной полости, так как для их нормальной работы требуется более низкая температура, чем температура внутренних органов.

На голове располагаются органы чувств: непарные – нос, язык и парные – глаза, уши, скрытый в костях черепа вестибулярный аппарат – орган равновесия. Внутри черепной коробки находится головной мозг, а в канале позвоночника – спинной мозг. Они соединяются через затылочное отверстие черепа.

Органы и системы органов

Анатомически обособленные части тела, имеющие четкую структуру и выполняющие определенные функции, называют органами. Каждый орган имеет свою, только ему присущую форму и занимает определенное место в организме.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов.

У человека те же системы органов, что и у других млекопитающих:

-покровная,

-косно-мышечная,

-дыхательная,

-пищеварительная,

-кровеносная,

-выделительная,

-система органов размножения,

-нервная,

-эндокринная.

Последние две системы обеспечивают согласованную работу всех органов. Нервная система осуществляет регуляцию с помощью электрохимических сигналов, нервных импульсов. Эндокринная система действует с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу. Нервная и эндокринная системы работают вместе и дополняют одна другую.

Закрепление

Вопросы:

1. В чем суть понятий «молекулярный, клеточный, тканевой и организменный уровни организации»?

2. Что такое орган и что такое система органов?

3. Докажите, что любой орган – это часть целостного организма и вне организма его функционирование невозможно.

4. Как обеспечивают регуляцию организма нервная и эндокринная системы?

Обобщение

Сформулируйте вывод по уроку

Домашнее задание

1. Параграф 6 на страницах 26- 27 учебника.

2. Вопросы 1-3 на странице 27 учебника.

3. Словарь: уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

4. Заполните таблицу «Уровни организации организма человека»

Таблица «Уровни организации организма человека»

Уровень Определение
1. Молекула
2. Клетка
3. Ткань
4. Орган Часть тела, имеющая определенную форму, строение, расположение. Выполняет одну или несколько специфических функций.
5. Система органов
6. Организм Открытая, целостная, саморегулирующаяся биологическая система, реагирующая как единое целое на изменения вешней среды.

Рекомендации для подготовки к письменной проверочной работе на следующем уроке:

1. Из перечня внутренних органов выберите те, которые расположены:

а) в брюшной полости;

б) в грудной полости.

Перечень: 1 – желудок; 2 – кишечник; 3 – почки; 4 – легкие; 5 – сердце; 6 – печень; 7 – поджелудочная железа; 8 – трахея; 9 – пищевод; 10 – мочевой пузырь; 11 – матка.

2. Назовите по соответствующему описанию орган:

а) в брюшной полости по обе стороны от поясничного отдела позвоночника;

б) под диафрагмой справа и по средней линии тела;

в) под диафрагмой слева от средней линии тела;

г) в грудной полости левее от средней линии тела;

д) выше диафрагмы под грудной костью.

Источник: https://multiurok.ru/files/obshchii-obzor-organizma-cheloveka.html

Общий обзор организма человека

Тело человека характеризуется определённой структурой, то есть оно имеет определённое строение и расположение частей.

Тело состоит из клеток, которые объединяются в ткани, ткани в органы, а органы в системы органов. В совокупности они образуют целостный организм.

Тело человека снаружи. Посмотрите на этого ребёнка. Вы видите голову, ниже располагается шея, туловище, руки и ноги. Это основные части тела. Каждая из этих частей состоит из более мелких. Например, на лице находится рот, нос и глаза.

Наружный покров нашего тела представлен кожей. Она покрывает всё наше тело. Под ней располагаются кости и мышцы. Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Мышцыэто двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем.

Организм человека состоит из частей – органов.

Внутренние органы человека. Слова «организм» и «орган» однокоренные и происходят от греческого слова, которое в переводе означает «инструмент».

Ещё Аристотель говорил, что орган существует ради выполнения определённой функции. И это правда: любой орган, маленький или большой, имеет специальное назначение и приспособлен к выполнению определённой работы – функции.

В голове у человека находится головной мозг, он управляет всеми жизненными процессами, происходящими в организме человека.

Внутри тела находятся две полости – грудная и брюшная, которые разделяются перегородкой – диафрагмой. В этих полостях располагаются внутренние органы.

В грудной полости у человека расположены сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и лёгкие, их два – левое и правое.

Грудная часть туловища защищена грудной клеткой, состоящей из грудины, рёбер и позвонков.

Трубка, по которой продвигается пища, – пищевод – проходит из грудной полости в брюшную через отверстие в диафрагме. В брюшной полости слева под диафрагмой находится желудок, справа – печень с желчным пузырём.

Ниже располагаются кишечник и поджелудочная железа, многочисленные сосуды и нервы. Около позвоночника в области поясницы расположены почки.

Все перечисленные органы работают в теле человека и днём и ночью, практически без отдыха. В организме здорового человека они действуют согласованно, слаженно. Органы, которые выполняют общую работу, образуют системы органов.

Так, например, кости и мышцы образуют опорно-двигательную систему; пищевод, желудок, печень, кишечникпищеварительную, а головной, спинной мозг и нервынервную систему

Итог урока. В общем строении человеческого организма различают части тела, внешние и внутренние органы. Органы – это анатомически обособленные части организма, имеющие чёткую структуру и выполняющие определённые функции. Глаз, сердце, почка – всё это органы. Каждый орган имеет свою, присущую только ему форму и занимает определённое место в организме.

Источник: https://videouroki.net/video/6-obshchii-obzor-orghanizma-chielovieka.html

Скачать материал

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 8-9 класс

Урок 6. Общий обзор организма человека

19.01.2015 8120 1451

Цели урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, пла- пе его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах орга­нов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела. Формировать у чащихся навыки умения работать с анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.

Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов чело­века, схема организма человека как единой целостной системы.

1.      Активизация познавательной деятельности

►       Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки 1акое?» – каждый ответит, очевидно, по-своему. А как?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить поня­тие «организм», сделав записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.

Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагиру­ющая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта отно­сительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани – из клеток, клетки – из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов – все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи урока.

2.      Рассказ учителя с использованием схемы «Организм человека как единая це­лостная система»

►                1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неоргани­ческую. К первой относятся животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни – вирусы, ко второй – минералы.

2.        Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганичес­ком мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод, водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Прочие химические элементы имеются в организме в совсем небольших количествах.

Французский химик Г. Бертран подсчитал, что тело человека, весящего около 100 кг, содержит кислорода 63 кг, углерода – 19 кг, водорода – 9 кг, азота – 5 кг, кальция – 1 кг, фосфора – 700 г, серы – 640 г, натрия – 250 г, калия – 220 г, хрома — 180 г, магния – 40 г, железа – 3 г, йода – 0,03 г. Фтора, брома, марган­ца, меди – еще меньше.

3.            Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых ор­ганизмах они объединены в особые химические соединения – органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ

—                 белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные структуры-органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.

4.            Организм человека — огромное «многоклеточное государство». Клетки, из которых построено тело человека, неодинаковы и отличаются своей специ­ализацией, т. е. приспособлены к выполнению определенных функций.

На­пример, главная функция клеток мышц – сокращение, нервных – выработ­ка электрических сигналов, железистых – выделение секрета. Есть клетки, выполняющие опорную функцию, функцию размножения и многие другие.

Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.

5.            Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Вместе с располо­женными между этими клетками межклеточным веществом такие специа­лизированные системы клеток получили название тканей. Все разнообра­зие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную (покровную) ткань, соединительные, мышечные ткани и нервную.

6.           Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее значение, складываются органы, совместная и координированная работа ко­торых обеспечивает возможность нашего существования.

Органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития, объединяются в систему органов.

*ь> Системы органов: опорно-двигатель- ная, пищеварительная, дыхательная, выде­лительная, половая, кровеносная (сердеч­но-сосудистая), покровная, эндокринная и нервная. Все системы органов взаимосвяза­ны и составляют единый организм.

7.   Определяющим началом всего является генотип.

А Генотип – совокупность всех наследс­твенных задатков клетки или организма. Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть сово­купность всех его признаков.

Опыт. На следующем этапе урока учи­тель предлагает учащимся выполнить фун­кциональную пробу. Учащиеся задержива­ют дыхания на возможно больший срок в состоянии выдоха. Учитель смотрит на секундомер и объявляет время через каж­дые 5 с.

Результат опыта: 1. Учащиеся задерживают дыхание на разное время, следова­тельно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. 2. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.

Вывод: изменение функции дыхательной системы ведет за собой изменение в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами ор­ганов имеется связь.

►      Взаимодействие всех подсистем организма направлено в основном на подде­ржание постоянства внутренней среды организма, основой которой является кровь. Постоянно происходящие изменения в окружающей среде, тотчас же компенсиру­ются и уравновешиваются организмом, т. е. не влияют существенно на работу его внутренних органов.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/607-1-0-15013

Общий обзор организма человека

Поиск Лекций

Строение и функции человеческого организма. Сравнение строения организма человека и млекопитающих животных. Основные типы тканей (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная) и их свойства.

Нервная система. Функции нервной системы.Понятия о нервной регуляции. Процессы возбуждения и торможения в нервных клетках. Понятия – нерв, нервное волокно. Типы нервных волокон. Рецепторы. Рефлекс. Схема рефлекторной дуги.

Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Состав рефлекторных дуг. Строение и функции отделов головного мозга: продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, конечный.

Высший отдел головного мозга – кора больших полушарий. Периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная (автономная) нервные системы.

Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Железы внутренней секреции. Функции желез внутренней секреции. Гормоны и их значение для организма, отличие от ферментов. Понятие о гуморальной регуляции. Роль гуморальной регуляции для организма. Заболевания, связанные с нарушением функций желез внутренней секреции.

Опорно-двигательная система. Функции опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Особенности строения скелета в связи с прямохождением и трудовой деятельностью человека.

Строение и состав костей. Органическое и неорганическое вещество кости. Рост костей в толщину. Соединения костей: непрерывные, суставы, полусуставы. Первая помощь при переломах, вывихах и растяжениях.

Мышечная система человека. Мышцы, их строение и функции. Движение в суставах. Рефлекторный характер деятельности мышц. Координация движений. Влияние ритма и нагрузки на работоспособность мышц. Утомление.

Особенности опорно-двигательной системы детей и подростков. Значение физкультуры и спорта для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Правильная посадка, осанка и рабочая поза.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Относительное постоянство внутренней среды организма.

Кровь. Функции крови. Состав крови: плазма, форменные элементы. Роль эритроцитов в переносе газов. Свертывание крови как защитная реакция организма. Функции лейкоцитов. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Возбудители инфекции: бактерии и вирусы. Борьба с эпидемиями. Иммунитет и его виды. Группы крови. Переливание крови и его значение.

Лимфа. Лимфообразование. Движение лимфы в лимфатических сосудах. Отличие лимфы от плазмы. Тканевая жидкость, ее значение.

Система органов кровообращения. Функции органов кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Артерии, капилляры и вены. Сердце, его строение и работа. Клапаны сердца. Свойства сердечной мышцы. Пульс, его определение.

Кровяное давление и скорость движения крови в различных участках кровеносного русла. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Понятие о нервной и гуморальной регуляции работы сердца и кровеносных сосудов. Тренировка сердца.

Влияние физкультуры и спорта на сердечно-сосудистую систему.

Система органов дыхания. Функции органов дыхания. Дыхательные пути. Голосовой аппарат. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Механизм дыхательных движений. Жизненная емкость легких. Перенос газов кровью. Значение дыхательной гимнастики. Искусственное дыхание. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Защитные дыхательные рефлексы.

Понятие о клинической и биологической смерти. Доврачебные методы восстановления дыхания и сердечной деятельности (дыхание изо рта в рот, непрямой массаж сердца). Гигиена дыхания. Значение правильного дыхания. Борьба за чистый воздух в быту, школе и на производстве. Вред курения.

Передача инфекционных болезней (грипп, туберкулез, дифтерия) через воздух и их профилактика.

Система органов пищеварения. Функции органов пищеварения. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищи. Содержание белков, жиров и углеводов в основных группах пищевых продуктов. Пищеварительные ферменты. Общий обзор органов пищеварения: органы полости рта (зубы, язык, слюнные железы), пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень.

Изменение пищи в различных отделах пищеварительного тракта. Жевание. Опыты И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Действие ферментов слюны на углеводы. Глотание. Выделение желудочного сока. Работы И.II.Павлова по изучению пищеварения. Мнимое кормление. Опыты на собаках с фистулой желудка, с изолированным желудочком.

Переваривание пищи в желудке и тонком кишечнике. Ферменты. Влияние состава пищи на деятельность пищеварительных желез. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Функции толстого кишечника. Примеры безусловных и условных пищевых рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Понятие о профилактике пищевых инфекций.

Обмен веществ. Усвоение белков, жиров, углеводов в организме. Внутриклеточный обмен веществ. Усвоение питательных веществ (ассимиляция). Процессы распада (диссимиляция). Ассимиляция и диссимиляция как две стороны единого процесса обмена веществ. Самообновление организма в процессе обмена веществ.

Роль печени в обмене веществ. Превращение энергии в организме. Температура тела. Значение поддержания постоянной температуры тела. Потребность организма в белках, жирах, углеводах, воде и солях.

Нормы питания. Калорийность пищевого рациона. Витамины. Значение витаминов. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище. Особенности питания в период роста.

Значение правильного питания для организма.

Система органов выделения. Функции органов выделения. Выделение продуктов обмена. Органы мочевыделительной системы. Строение и работа почек. Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма.

Кожа. Функции кожи. Строение кожи. Производные кожи. Роль кожи в регуляции теплообмена. Первая помощь при обмораживании, ожоге, тепловом и солнечном ударах. Значение закаливания организма. Естественные факторы закаливания и правила пользования ими. Гигиена кожи и одежды.

Анализаторы. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Значение анализаторов для восприятия окружающего мира. Зрительный анализатор. Строение глаза. Светочувствительный аппарат глаза. Построение изображения на сетчатке. Близорукость, дальнозоркость и их коррекция.

Гигиена зрения. Слуховой анализатор. Строение и гигиена органа слуха. Механизм восприятия звуков. Оттолитовый аппарат и полукружные каналы. Осязание. Механизмы восприятия прикосновения, холода, тепла. Обоняние. Механизм восприятия запахов. Вкус.

Механизм восприятия пищи.

Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова в развитии учения о высшей нервной деятельности. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Условные и безусловные рефлексы. Образование и торможение условных рефлексов. Рефлексы – основа поведения животных.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Непосредственные и речевые условные раздражители. Функция речи. Первая и вторая сигнальные системы. Гигиена умственного труда. Режим дня. Режим труда и отдыха. Гигиена сна.

Влияние алкоголя, табака и наркотических средств на нервную систему.

Развитие человеческого организмаМужская и женская половые системы. Половые клетки. Оплодотворение. Роль хромосом в передаче наследственных свойств. Сходство ранних стадий развития зародыша человека и позвоночных животных. Питание зародыша человека.

Постэмбриональное развитие человека. Особенности развития детского и юношеского организмов. Значение физической культуры и спорта для нормального развития и укрепления организма.

Влияние алкоголя, табака и наркотических средств на клетки, органы и системы органов человека в эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Организм как единое целое. Координация деятельности всех органов (гуморальные и нервные механизмы регуляции).

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Общая характеристика биологии в додарвиновский период Развитие зоологии и ботаники. Господство в науке метафизических представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды Карла Линнея по систематике растений и животных, их значение. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции живой природы и его значение. Первые русские эволюционисты.

Исторические предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. Общественно-экономические предпосылки. Успехи биологии в первой половине XIX века. Успехи сельского хозяйства в выведении пород домашних животных и сортов культурных растений. Путешествие на корабле «Бигль». Труды Ч. Дарвина.

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение учения для развития естествознания. Движущие силы эволюции. Наследственность. Изменчивость. Виды изменчивости. Естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Борьба за существовании. Формы борьбы за существования.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость – основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Общее и различное между искусственным и естественным отбором.

Источник: https://poisk-ru.ru/s58861t2.html

Разработка урока по ФГОС “Общий обзор организма человека”

Веселова Галина Алексеевна, учитель биологии, ФГКОУ МПКУ им. М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Москва

Класс: 8.

Базовый учебник: Биология.8 класс: учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов – 3-е изд., М. «Просвещение»

Тема урока: «Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация»

Деятельностная цель:

при обобщении и систематизации учебного материала о строении и физиологии организма человека, формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно – дидактическая цель: организовать познавательную деятельность учащихся для расширения и углубления знаний учащихся об организме человека.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма человека; о механизмах нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма;

Проверить умения и научить характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека; проводить самонаблюдения некоторых рефлексов, характеризовать условия их проявления.

Метапредметные

1.Познавательные:

      Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, систематизировать материал от частного к общему, от простого к сложному.

2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

3.Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию, распределять рабочее время;

4. Личностные: Осознание необходимости учиться, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, выражать свои мнения, выстраивание собственного целостного мировоззрения,     формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Уровни организации человека, функциональная система, регуляторные функции организма человека.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/biologija/242852-razrabotka-uroka-po-fgos-obschij-obzor-organi.html

Общий обзор организма человека: органы, системы органов и ткани

Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Организм человека состоит из клеток и межклеточного вещества, которые образуют ткани, органы и системы органов. Все эти компоненты объединены в единый организм, который функционирует под управлением нервной и эндокринной систем.

В гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма принимает участие сосудистая система. Нервная система не только согласовывает деятельность всех систем организма человека, но и устанавливает взаимоотношения его с окружающей средой. Структурные особенности организма, его форма и функции обусловлены генотипом, сформировавшимся в процессе фило- и онтогенетического развития.

Органы человека

Орган человека представляет собой систему тканей, связанных общностью развития и происхождения, имеет определенную форму, топографию и функцию.

Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани.

Например, сердце содержит все виды тканей (эпителиальную, мышечную, соединительную, нервную), но в нем преобладает мышечная ткань, в мозге — нервная, в коже — эпителиальная.

В процессе развития у человека и высших животных многие органы функционально дополняют друг друга. Таким образом, произошло формирование систем органов, направленных на выполнение общей функции. Однако выделение в целом организме систем органов условно, так как функционально все они взаимосвязаны. Организм функционирует как единое целое.

Органы, образующие ту или иную систему, развиваются из общего зачатка, выполняют одну функцию и топографически связаны между собой. В организме человека различают девять систем органов. Такими системами в организме человека являются:

  • Система органов движения (аппарат движения, опорно-двигательная система);
  • пищеварительная, лимфатическая, мочеполовая системы, железы внутренней секреции, эндокринная система, система органов чувств;
  • система органов дыхания, сердечно-сосудистая и нервная системы.

Краткие сведения o cтроении и функциях тканей

В процессе эволюции животных и человека происходила специализация клеток многоклеточного организма и разделений функций между ними.

Ткань — филогенетически сложившаяся структура клеток, обладающая своими морфофункциональными свойствами, высокой специализацией, присущей только данному виду ткани. Каждая ткань построена из клеток, которые характеризуются определенной формой и размерами. Органическое морфофункциональное единство организма достигается только при взаимодействии всех тканей.

Биологи расходятся во мнениях относительно количества типов тканей. Большинство авторов выделяют у животных четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/obshhij-obzor-organizma-cheloveka/

Общий обзор организма человека (9 уроков)

Темой «Общий обзор организма человека» начинается изучение анатомии, физиологии и гигиены человека.

В процессе преподавания этой темы разрешаются следующие учебно-воспитательные задачи: обобщение знаний учащихся, полученных ими  при изучении курса ботаники и зоологии, о строении и функциях Живых организмов, о химическом составе их тела, о строении растительной и животной клетки; получение конкретных представлений об органах человека, о тканях, клетках и неклеточном веществе, из которых они состоят, о строении клетки тела человека. На этой основе у учащихся формируется понятие о целостности организма человека, о единстве строения и состава всего живого, о сходстве и различии человека и млекопитающих животных.

При изучении данной темы учащиеся впервые знакомятся с некоторыми гистологическими, анатомическими, физиологическими и химическими понятиями, например: поверхностная мембрана, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, хромосомы, аминокислоты, нуклеиновые кислоты, неклеточное вещество, ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные), нейрон, нервное волокно, возбудимость, сократимость, проводимость, центральная и периферическая нервная система, серое и белое вещество, центростремительные и центробежные нервы, рецепторы, рефлекторная дуга, торможение.

Содержание темы «Общий обзор организма человека» требует применения разнообразных методов и методических приемов. Беседа и рассказ учителя чередуются с лабораторными работами, демонстрацией опытов на лягушке, таблиц и фильмов.

Необходимым оборудованием как для всего курса, так и для данной темы является серия таблиц А. Н. Кабанова и В. А. Беляева по анатомии, физиологии и гигиене человека, самодельные Таблицы, изготовленные учащимися: «Строение клетки под электронным микроскопом», «Структура ДНК» (общий и развернутый вид), «Хромосомы человека», «Схема непрямого деления клетки».

К уроку «Свойства мышечной и нервной ткани» требуется заготовить лягушек, из расчета б штук на класс. Хранить их придется недолго, но обязательно в прохладном месте (в подвале, в холодильнике). К уроку «Рефлекс» необходимо иметь по 1—2 лягушки на класс.

На уроках по теме можно показать фильмы: «Клеточное строение живых организмов», «Ткани животных организмов», «Физиологические свойства мышечной и нервной ткани». Кроме того, хорошо применить немые карточки-схемы размером 15×20 см по строению клетки, непрямому делению клетки и другие, изготовляемые учащимися.

Если в школе 2—3 параллели, то это изготовление можно чередовать. Применять же их можно в каждом классе, только надписи в них должны выполняться карандашом. Эти немые карточки-схемы могут служить несколько лет как раздаточный материал. Можно использовать пособие для учащихся Н. И.

Матвеева «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., «Просвещение», 1966.

Рис. 1. Приготовление задней лапки лягушки для лабораторного занятия

Указания к приготовлению препаратов

Приготовление изолированной задней лапки лягушки. Лягушку обезглавливают (рис.

1), оставляя нижнюю челюсть, разрезают почти пополам, снимают кожу е задних лапок (как чулок) и разрезают их по одной для раздачи на столы.

Для демонстрации свойства нерва, кроме всего этого, осторожно отделяют от окружающих тканей нерв, идущий к мышцам лапки. Лапку прикрепляют к вертикально установленной дощечке. Конец нерва помещают на крючки (рис. 2).

Рис. 2. Установка для демонстрации свойств нерва на конечности лягушки

Приготовление спинальной лягушки. Лягушку завертывают в тряпочку, оставляя свободной голову. Ножницами отрезают голову. Границей разреза может служить барабанная перепонка (ее нижний край).

Сначала у лягушки наступает шок, она лежит совершенно неподвижно, а затем, если правильно произведен разрез, на ней можно наблюдать сгибательные рефлексы. Если лягушка будет производить различные хаотические движения, надо слегка разрушить продолговатый мозг. С одной из лапок снимают кожу.

Затем подвешивают лягушку на штатив за челюсть.

Источник: http://www.medical-enc.ru/uroki/obzor-organizma-cheloveka.shtml

Общий обзор организма человека: системы, строение и функции

Человеческое тело – сложнейший механизм, непознанный и необычный. Механизм остро чувствующий и обладающий способностью мыслить. Разбираться в устройстве человеческого организма не только важно, но и чрезвычайно интересно!

Попробуем приоткрыть тайны строения человеческого тела.

Из шести миллиардов человек, которые населяют нашу планету нет даже двоих абсолютно похожих друг на друга. Хотя сто триллионов микроскопических клеток, из которых состоит организм каждого человека, делают всех людей на Земле похожими по строению на 99,9%.

Все наши клетки, чувства, кости, мышцы, сердце, мозг должны работать без ошибок. Природа всё устроила замечательно.

Снаружи нас защищает бархатистый слой клеток, насыщенных белком – наша кожа.

Кожа самый большой орган нашего тела. Кожа защищает нас от механических повреждений, благодаря ей мы способны ощущать боль и нежные прикосновения. Особенно чувствительна кожа на ладонях, ступнях, языке и губах.

Также кожа является утеплителем и охлаждающей системой поддерживающей постоянную температуру тела. Для этого более 2 миллионов микроскопических пор кожи за час способны произвести около 2 литров пота. Пот испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело.

За один месяц кожа человека полностью меняется. Старые частички кожи отмирают, а новая кожа непрерывно растет. За год мы сбрасываем до 700 граммов кожи.

Километры кровеносных сосудов тянутся к клеткам кожи. А каждый квадратный сантиметр кожи населен сотнями бактерий.

В коже вырабатывается удивительное вещество – меланин. От количества меланина зависит цвет кожи, волос и даже глаз. Чем больше меланина, тем темнее кожа. Когда мы загораем наша кожа темнеет именно от увеличения количества меланина под действием солнечных лучей.

Глаза один из важнейших органов человека. Глаза дают возможность замечать и следить за всем что нас интересует.

Наружная часть глаза называется роговица. Роговица улавливает свет, а чтобы она лучше справлялась со своей работой мы её каждые несколько секунду увлажняем. Как это делаем? Мы для этого моргаем и глаз не высыхает.

Роговица через зрачок отправляет луч света дальше на сетчатку. Сетчатка обрабатывает сигнал и отправляет его по нервным окончаниям в мозг. Итак, мы можем видеть!

Но даже, если у вас идеальное зрение, каждому необходимы уши. Наши уши, будто локаторы, улавливают окружающие звуки. Однако, это не единственная функция ушей.

Они не просто слышат – уши ещё отвечают за равновесие. Прыжки, бег или даже обычная ходьба невозможны без устройства, спрятанного природой в глубине уха – вестибулярного аппарата. Человек благодаря этому устройству учимся кататься на коньках или велосипеде и при этом не падать.

Источник: http://vekoff.ru/travnik/rasteniya/26463-obshchij-obzor-organizma-cheloveka-sistemy-stroenie-i-funktsii

Тестирование пр биологии на тему “Общий обзор организма человека” (8 класс)

  1. Общий обзор организма человека

Вариант 1

Выберите один правильный или наиболее полный ответ

А1. Функции организма и отдельных органов изучает

  1. анатомия

  2. физиология

  3. гигиена

  4. цитология

А2. Способность человека захватывать и удерживать предметы рукой, обеспечена такой морфологической особенностью, как

  1. подвижность ключицы

  2. противопоставление большого пальца

  3. пятипалая конечность

  4. усложнение строения головного мозга

А3. Система внутриклеточных мембран, осуществляющая транспорт веществ в клетке, – это

  1. комплекс Гольджи

  2. митохондрия

  3. рибосома

  4. эндоплазматическая сеть

А4. Хромосомы находятся в

  1. в комплексе Гольджи

  2. в ядре

  3. в рибосомах

  4. в эндоплазматической сети

В1. Верными являются следующие утверждения:

  1. строение органов изучает анатомия

  2. строение организма изучает физиология

  3. физиология изучает функции органов

  4. анатомия изучает функции органов

  5. условия жизни и работы людей, обеспечивающие сохранение их здоровья, изучает гигиена

  6. человеческий организм уникален и не имеет сходства с животными

В2. Для эпителиальной ткани характерны следующие функции и особенности строения:

  1. сильно развито межклеточное вещество

  2. выполняет функцию опоры тела

  3. клетки сомкнуты в плотные ряды

  4. выстилает внутреннюю поверхность сердца

  5. образует железы

  6. накапливает жир

В3. Для мышечной ткани характерны следующие функции и особенности строения:

  1. образует покровы тела

  2. клетки имеют плоскую форму

  3. клетки имеют форму волокон

  4. клетки могут обладать секреторной функцией

  5. обладает свойством сократимости

  6. образует скелетные мышцы

В4. В обеспечении клеток организма кислородом принимают участие::

  1. опорно-двигательная система

  2. пищеварительная система

  3. кровеносная система

  4. дыхательная система

  5. мочевыделительная система

  6. половая система

В5. Соотнесите единицы систематики с морфологическими особенностями человека, характерными для этих единиц

  1. класс Млекопитающие А) зубы различаются по функциям

  2. отряд Приматы Б) наличие диафрагмы

В) шаровидная форма плечевого сустава

Г) наличие ногтей

Д) полное разделение артериальной и венозной крови

А

Б

В

Г

Д

  1. Общий обзор организма человека

Вариант 2

Выберите один правильный или наиболее полный ответ

А1. Массовое распространение инфекционного заболевания носит название

  1. эксперимент

  2. рефлекс

  3. эпидемия

  4. карантин

А2. Формированию членораздельной речи способствовала такая особенность человеческого скелета, как

  1. высокая подвижность лучевой кости

  2. S-образный изгиб позвоночника

  3. наличие пятипалых конечностей

  4. наличие подбородочного выступа

А3. Разложение сложных органических веществ до более простых органических веществ происходит

  1. в лизосомах

  2. в митохондриях

  3. в рибосомах

  4. в эндоплазматической сети

А4. В организме человека присутствуют

  1. 4 вида тканей

  2. 6 видов тканей

  3. 7 видов тканей

  4. Более 7 видов тканей

В1. Верными являются следующие утверждения:

  1. строение органов изучает физиология

  2. строение организма изучает анатомия

  3. функции организма изучает физиология

  4. функции организма изучает анатомия

  5. условия жизни, обеспечивающие поддержания здоровья людей, изучает физиология

  6. у человеческого организма имеется много черт сходства с организмом животных

В2. Для эпителиальной ткани характерны следующие функции и особенности строения:

  1. содержит очень мало межклеточного вещества

  2. к этому виду тканей относится жировая ткань

  3. выстилает внутреннюю поверхность кровеносных сосудов

  4. обладает секреторной функцией

  5. клетки могут имеет плоскую форму

  6. к данному виду тканей относится кровь

В3. Для мышечной ткани характерны следующие функции и особенности строения

  1. выстилает пищеварительный тракт

  2. выполняет защитную функцию

  3. может состоят из многоядерных волокон

  4. обеспечивает органы питанием

  5. подразделяется на гладкую и поперечнополосатую

  6. обеспечивает произвольные движения тела

В4. Защитную функцию выполняют:

  1. система покровных органов

  2. опорно-двигательная система

  3. иммунная система

  4. кровеносная система

  5. мочевыделительная система

  6. половая система

В5. Соотнесите единицы систематики с морфологическими особенностями человека, характерными для этих единиц

  1. класс Млекопитающие А) пятипалые конечности

  2. отряд Приматы Б) зубы различаются по строению

В) четырехкамерное сердце

Г) сложное строение больших полушарий переднего мозга

Д) наличие молочных желез

А

Б

В

Г

Д

  1. Общий обзор организма человека

Вариант 1

Выберите один правильный или наиболее полный ответ

А1. Функции организма и отдельных органов изучает

  1. анатомия

  2. физиология

  3. гигиена

  4. цитология

В2. Для эпителиальной ткани характерны следующие функции и особенности строения:

  1. сильно развито межклеточное вещество

  2. выполняет функцию опоры тела

  3. клетки сомкнуты в плотные ряды

  4. выстилает внутреннюю поверхность сердца

  5. образует железы

  6. накапливает жир

А2. Способность человека захватывать и удерживать предметы рукой, обеспечена такой морфологической особенностью, как

  1. подвижность ключицы

  2. противопоставление большого пальца

  3. пятипалая конечность

  4. усложнение строения головного мозга

В3. Для мышечной ткани характерны следующие функции и особенности строения:

  1. образует покровы тела

  2. клетки имеют плоскую форму

  3. клетки имеют форму волокон

  4. клетки могут обладать секреторной функцией

  5. обладает свойством сократимости

  6. образует скелетные мышцы

А3. Система внутриклеточных мембран, осуществляющая транспорт веществ в клетке, – это

  1. комплекс Гольджи

  2. митохондрия

  3. рибосома

  4. эндоплазматическая сеть

В4. В обеспечении клеток организма кислородом принимают участие::

  1. опорно-двигательная система

  2. пищеварительная система

  3. кровеносная система

  4. дыхательная система

  5. мочевыделительная система

  6. половая система

А4. Хромосомы находятся в

  1. в комплексе Гольджи

  2. в ядре

  3. в рибосомах

  4. в эндоплазматической сети

В5. Соотнесите единицы систематики с морфологическими особенностями человека, характерными для этих единиц

  1. класс Млекопитающие А) пятипалые конечности

  2. отряд Приматы Б) зубы различаются по строению

В) четырехкамерное сердце

Г) сложное строение больших полушарий переднего мозга

Д) наличие молочных желез

А

Б

В

Г

Д

В1. Верными являются следующие утверждения:

  1. строение органов изучает анатомия

  2. строение организма изучает физиология

  3. физиология изучает функции органов

  4. анатомия изучает функции органов

  5. условия жизни и работы людей, обеспечивающие сохранение их здоровья, изучает гигиена

  6. человеческий организм уникален и не имеет сходства с животными

  1. Общий обзор организма человека

Вариант 2

Выберите один правильный или наиболее полный ответ

А1. Массовое распространение инфекционного заболевания носит название

  1. эксперимент

  2. рефлекс

  3. эпидемия

  4. карантин

В2. Для эпителиальной ткани характерны следующие функции и особенности строения:

  1. содержит очень мало межклеточного вещества

  2. к этому виду тканей относится жировая ткань

  3. выстилает внутреннюю поверхность кровеносных сосудов

  4. обладает секреторной функцией

  5. клетки могут имеет плоскую форму

  6. к данному виду тканей относится кровь

А2. Формированию членораздельной речи способствовала такая особенность человеческого скелета, как

  1. высокая подвижность лучевой кости

  2. S-образный изгиб позвоночника

  3. наличие пятипалых конечностей

  4. наличие подбородочного выступа

В3. Для мышечной ткани характерны следующие функции и особенности строения

  1. выстилает пищеварительный тракт

  2. выполняет защитную функцию

  3. может состоят из многоядерных волокон

  4. обеспечивает органы питанием

  5. подразделяется на гладкую и поперечнополосатую

  6. обеспечивает произвольные движения тела

А3. Разложение сложных органических веществ до более простых органических веществ происходит

  1. в лизосомах

  2. в митохондриях

  3. в рибосомах

  4. в эндоплазматической сети

В4. В обеспече…

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/testirovanie-pr-biologii-na-temu-obshchiy-obzor-organizma-cheloveka-8-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]