Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Эволюция человека. Антропогенез”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Происхождение человека (антропогенез) Эволюция человека Савельева Е.С. Учитель биологии МАОУ «Чердынская СОШ»
2 слайд Описание слайда:
Антропогенез Эволюция приматов Доказательство эволюционного происхождения человека Этапы эволюции человека Первые и современные люди Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
3 слайд Описание слайда:
Эволюция приматов «Труд сделал из обезьяны человека» (Энгельс)
4 слайд Описание слайда:
Положение человека в системе органического мира Царство – Животные Подцарство – Многоклеточные Тип – Хордовые Подтип – Позвоночные Класс – Млекопитающие Подкласс – Плацентарные Отряд – Приматы Подотряд – Человекообразные обезьяны Семейство – Гоминиды Род – Люди Вид – Человек
5 слайд Описание слайда:
Антропогенез Антропология – наука о происхождении и развитии человека Антропогенез – происхождение человека, становление его в процессе развития общества – социогенеза.
6 слайд Описание слайда:
Движущие силы антропогенеза Биологические Мутации Популяционные волны Дрейф генов Изоляция Борьба за существование Естественный отбор Социальные Трудовая деятельность Общественный образ жизни Речь Мышление Культура
7 слайд Описание слайда:
Эволюция приматов Первые млекопитающие (мезозойская эра, триасовый период (конец), около 205 млн лет назад).
8 слайд Описание слайда:
Эволюция приматов Примитивные млекопитающие Плацентарные млекопитающие – насекомоядные Современные низшие приматы (тупайя, лемур, долгопятовые)
9 слайд Описание слайда:
Современные низшие приматы Тупайя Долгопятовые Лемуры
10 слайд Описание слайда:
Эволюция приматов Первые приматы около 70 млн лет назад в конце мелового периода мезозойской эры
11 слайд Описание слайда:
павианы Наиболее ранние приматы разделились на широконосые узконосые человекообразные капуцин игрунка макаки
12 слайд Описание слайда:
Человекообразые (антропоиды) Человекообразные (ПОНГИДЫ) Люди (ГОМИНИДЫ)
13 слайд Описание слайда:
Семейство Человекообразные обезьяны или Понгиды Гиббоны орангутаны гориллы шимпанзе Настоящие человекообразные
14 слайд Описание слайда:
ДРИОПИТЕКИ (Dryopithecus, т. е. древесная обезьяна) — единственный род вымерших человекообразных обезьян 20-25 млн лет назад (В.Африка, Европа и Азия) ОРАНГУТАНЫ Человек разумный
15 слайд Описание слайда:
Дриопитеки Существовали 20 млн. лет Вымерли Рост 1 м Питались зернами, кореньями Вели полудревесный – полуназемный образ жизни Частично передвигались на задних лапах Изреженный волосяной покров тела
16 слайд Описание слайда:
Впервые рамапитек был обнаружен в Индии Наиболее близкая к человеку ветвь из дриопитеков – рамапитек
17 слайд Описание слайда:
Рамапитеки Использовали палки (орудия труда) Стадный образ жизни
18 слайд Описание слайда:
Дриопитеки Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан, гиббон) Человек
19 слайд Описание слайда:
гиббон орангутанг шимпанзе горилла человек
20 слайд
21 слайд Описание слайда:
Доказательства эволюционного происхождения человека
22 слайд Описание слайда:
Антропогенез Это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный (Homo sapiens)
23 слайд Описание слайда:
Легенды и сказания о происхождении человека Бог Хнум на гончарном круге лепит из глины первых людей Сотворение Творцом Сотворение Зевсом
24 слайд Описание слайда:
Развитие науки 17 в. К.Линней – поместил человека в 1 группу с приматами. Ж.Б.Ламарк – человек произошел от обезьяноподобных предков. Ч.Дарвин – доказал родство человека с человекообразными обезьянами. «Ни она из ныне живущих обезьян не может считаться предком человека, а представляет собой как бы его «двоюродного брата».
25 слайд Описание слайда:
Движущие силы антропогенеза Биологические факторы (Ч. Дарвин «Происхождение человека и половой отбор», 1871 г.) Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Социальные факторы (Ф.Энгельс «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», 1896 г.
) Трудовая деятельность: Возникновение трудовой деятельности Создание и использование орудий труда Совершенствование головного мозга Развитие руки Общественный образ жизни Речь, мышление, сознание Формирование человека как биологического вида Формирование человека как общественного существа
26 слайд Описание слайда:
Отличие человека от животных Вертикальное положение туловища Способность передвигаться на двух конечностях Передние конечности приспособлены для хватания Большой объем мозга Двойная сводчатость стопы Умение изготавливать и использовать орудия труда
27 слайд Описание слайда:
Сходство человека с животными Общий план строения систем органов, отделов скелета Сходство зародышей Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко) Состав крови Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48) Общие болезни и паразиты Наличие ногтей на пальцах
28 слайд Описание слайда:
Строение скелета
29 слайд
30 слайд
31 слайд
32 слайд
33 слайд Описание слайда:
Биологические свойства Человека разумного Большая мозговая коробка Малая лицевая часть черепа Подбородочный выступ
34 слайд Описание слайда:
Отличия человека от антропоидов Поведение Общественный образ жизни Сознание Целенаправленное созидание Применение орудий труда
35 слайд Описание слайда:
Труд и речь – решающие факторы становления человека
36 слайд Описание слайда:
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
37 слайд Описание слайда:
Предшественники Австралопитеки
38 слайд Описание слайда:
Древнейшие люди (1 млн – 400 тыс. лет). Архантропы Питекантроп (остров Ява) Синантроп (Китай) Гейдельбергский человек (Европа) Питекантроп
39 слайд Описание слайда:
Древнейшие люди Имели черты и обезьяны, и человека: Покатый лоб, объем мозга 900-1200 см3 Лобные и височные доли развиты лучше, чем у обезьян Хороший слух Челюсти выдвинуты вперед Нет подбородочного выступа Синантроп
40 слайд Описание слайда:
Древнейшие люди 2. Жили первобытным стадом, жилищ не было 3. Изготавливали орудия труда (скребки, сверла), пользовались огнем
41 слайд Описание слайда:
Древние люди (250 – 150 тыс. лет). Палеоантропы Неандертальцы Внешний вид: Ходили согнувшись, рост 155 – 158 см Низкий скошенный лоб, объем мозга 1400 см 3 Челюсть без подбородочного выступа
42 слайд Описание слайда:
Древние люди 2. Жили группами 50 – 100 человек, общение – зачатки речи, жесты 3. Изготовляли орудия труда из кости, занимались охотой и собирательством, одевались в шкуры
43 слайд Описание слайда:
Первые современные люди (40 тыс. лет). Неоантропы Кроманьонцы Внешний вид: Высокий прямой лоб, объем мозга 1600 см3 Отсутствие сплошного надглазничного валика Развитый подбородочный выступ (речь) Рост 180 см
44 слайд Описание слайда:
Неоантропы 2. Жили в жилищах родовыми общинами Одежда из шкур Приручение животных, земледелие Зарождение религии Наскальные рисунки
45 слайд Описание слайда:
Неоантропы 3. Орудия труда каменные (наконечник, гарпун) Из рога – копье Умели сверлить Занимались гончарным делом
46 слайд Описание слайда:
Современный человек и человек будущего
47 слайд Описание слайда:
Наименования людей Человек выпрямленный (Homo erectus) – Древнейшие люди Homo neanderthalensis – Древние люди Homo sapiens – Человек разумный
- Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал
Краткое описание документа:
Общая информация
Происхождение человека: все версии
Здравствуйте, дорогие читатели! Вопрос о происхождении человека всегда волновал человечество, что породило множество мифов, легенд, теорий и спекуляций. Именно с изучения этого вопроса начинается курс истории человечества и в школе, и в ВУЗе. Естественно, что на первом курсе нас познакомили со всеми наиболее известными теориями, в том числе, кроме общепринятой в научных кругах и наиболее доказанной, с теориями околонаучными, паранаучными и вненаучными. Делалось это с целью знания о преодоленных точках зрения на происхождения человека, которые не смогли достаточно обосновать и предоставить доказательств. И мне подумалось, что вам, уважаемые читатели, было бы интересно познакомиться с обзором на известные, а для некоторых и не известные, теории о происхождении человека. Приятного прочтения!
Прежде чем перейти к обзору теорий, необходимо сказать пару слов о гипотезах происхождения жизни на Земле, как таковой. Наиболее распространенными являются три. Первая – это гипотеза о самопроизвольном зарождении жизни, берущая свое начало еще со времен античности и изучаемая сегодня в научном сообществе.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Вторая гипотеза называется панспермической и утверждает, что зародыши живых организмов и существ были занесены из Космоса. Попав в благоприятные условия на нашей планете, они стали источником всего разнообразия форм жизни. Гипотеза предполагает повсеместное распространение во Вселенной как зародышей живых существ, так и более развитых форм жизни.
И третья вненаучная гипотеза – это религиозная, утверждающая, что жизнь появилась в результате божественного творческого акта.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Первая теория о происхождении человека, которую я хочу представить, это классическая селекционная теория Ч.Дарвина, главная в научном направлении эволюционизма.
Согласно ей, движущей силой эволюции является естественный отбор, то есть выживает сильнейший, при давлении на него внешней среды. Дарвин не видел принципиальных качественных отличий животного от человека и считал, что прародиной человечества стала Африка. В 1871 году Ч.
Дарвин опубликовал самую знаменитую книгу «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин считал, что в связи с переходом к наземному образу жизни у приматов изменился способ передвижения, и они встали на ноги.
Владение руками дало возможность развить кисть, что привело к сокращению клыков, уменьшению челюсти. Развитие кистей, в свою очередь, дало толчок к развитию мозга, и, как следствие, к развитию умственных способностей.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Вторая концепция утверждает, что эволюция не является следствием реакции на внешние факторы, а имеет автогенетический характер, согласно которому эволюция происходит сама по себе, в силу заложенному в каждом живом организме стремлению к прогрессу.
Следующая гипотеза рассматривает так называемый аристогенез, основоположником которого является Генри Осборн — американский палеонтолог.
Согласно его концепции, эволюция – это прямолинейный процесс улучшения организма, связанный с накоплениями в плазме генов, которых он назвал аристогенами, что и вызывает изменения в организме.
Осборн отрицал связь человека с обезьяной, считал человека самостоятельной ветвью, прародиной которого является Центральная Азия. Американский палеонтолог был уверен, что проточеловек может развиваться в прямоходящего только на каменистом плато, где необходимо выживать.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Существует еще фетализационная концепция Луи Болька, которая утверждает, что человек произошел в результате замедления развития приматов, сохранив во взрослом состоянии эмбриональные черты других высших приматов. Причины Болька видел в изменение функции эндокринных желез. Если действие гормонов ослабевает, то у человека появляются черты предков, при этом внешняя среда, по мнению Болька, не влияет на эти изменения.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Далее следует мутационная концепция Г.Н.Матюшина. Заключается она в следующем – эволюция возникла в результате радиационного воздействия на обезьян, которые проживали в районе разлома земной коры в Восточной Африке. По мнению Г.
Н Матюшина, проживавшие здесь обезьяны постоянно облучались, у них возникали крупные мутации: увеличение объема мозга, прямохождение, потеря клыков, которые заменяют обезьянам орудия. Поскольку предчеловек биологически был хуже адаптирован, он выжил благодаря орудиям труда и социальной организации. Эти взгляды Г.Н Матюшин описал в книге «У истоков человечества» в 1982 г.
, Но данная гипотеза не совпадает с хронологией эволюции и не учитывает негативного влияния радиации на организм живых существ.
Разлом земной коры. Картинка из свободных источников.Разлом земной коры. Картинка из свободных источников.
Следующей гипотезой является, так называемая, психическая. Создателем этой гипотезы является Б.Ф.Поршнев. Он утверждал, никогда не существовало других видов человека, кроме homo sapiens, человека разумного.
Остальные человекообразные, по мнению Поршнева, были троглодитидами, не имющими никаких связей с человеком разумным. Данную концепцию Поршнев описал в книге «О начале человеческой истории».
Отличало человека разумного от других человекообразных речь.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Далее следует указать на концепцию Ганса Вейнерта, утверждающую, что человек произошел от шимпанзоидной ветви развития.
Основной причиной эволюции шимпанзе в человека Вейнерт считал Ледниковый период, который заставил шимпанзе выживать и умнеть, и овладение огнем, которое дало преимущества перед другими животными.
Огонь и Ледниковый период превратили обезьяну в человека и объединили в коллектив. Эту версию Вейнерт описал в своей книге «Происхождение человечества».
Ледниковый период. Картинка из свободных источниковЛедниковый период. Картинка из свободных источниковОвладение огнем. Картинка из свободных источниковОвладение огнем. Картинка из свободных источников
Следующей является трудовая теория Ф.Энгельса, которая была озвучена в труде «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в 1876г. Согласно ей человек существо, в первую очередь, социальное.
Именно коллективная трудовая деятельность заставила человекообразную обезьяну эволюционировать в человека. То есть эволюция, по Энгельсу, – результат непосредственного влияния трудовой деятельности на организм с последующим наследственным приобретением признаков.
Возникновению труда предшествовал период прямохождения, что привело к сплочению в коллектив и совместному труду, появлению речи и развитию мозга.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Следующие три гипотезы выделяются в отдельное направление под названием – Глобальный эволюционизм.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
И первой из этого направления является вненаучная Креационистская концепция происхождения человека.
Появилась она в середине XX века, как попытка католической церкви «осовременить» христианское учение и идти в ногу со временем. В 1950 году папа Пий XII выпускает энциклику «Humani generis», где признал, что эволюция может точно описать биологическое происхождение человеческой жизни.
Энциклика папы Пия XII допускает, что Бог мог создать не «готового» человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.
Пятьдесят лет спустя папа Иоанн Павел II заявил, что научные доказательства сейчас оказались в пользу эволюционной теории, и оставил в силе различие Пия XII в отношении человеческой души. Данное направление еще имеет второе название – теистический эволюционизм.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Позднее в креационистском направлении появилась еще одна концепция – антиэволюционизм, согласно которой существовала доадамовая раса людей.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Второй вненаучной концепцией является гипотеза К.М.Бэра. Он считал, что “вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей”.
Бэр утверждал, что человек изначально образовал отдельную филогенетическую ветвь. А возникновение разума во Вселенной необязательно должно быть связано с наличием воздуха и воды. Также он не исключал других видов жизни на других планетах.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
И третьей концепцией следует назвать гипотезу П.Тейяра де Шердена, которую считают «спиритуалистской», так как она была популярна в кругах любителей спиритических сеансов, верящих во внеземной Сверхразум.
Согласно этой концепции, земля оказалась в уникальном участке Космоса, где некогда образовался потусторонний мыслящий центр — универсум, сыгравший роль “перводвигателя” эволюции, имеющей следующие фазы: преджизнь, жизнь, мысль (ноосфера) и сверхжизнь.
Человек является венцом антропогенеза, которым завершается космогенез.
Сверхразум. Картинка из свободных источниковСверхразум. Картинка из свободных источников
К вышесказанному можно добавить, что в отличие от католической церкви, частично признавшей эволюционную теорию, православная церковь продолжает ее отрицать. Согласно православному учению все люди братья, и все произошли от Адама и Евы.
Картинка из свободных источниковКартинка из свободных источников
Как итог можно резюмировать, что сегодня общепринятой теорией в научном сообществе является, усовершенствованная и дополненная новыми открытиями, теория эволюционизма. Эта теория, по сути, состоит из доработанных концепций Дарвина и Энгельса.
И согласно ей у обезьян и человека был общий предок, но сами люди никогда не происходили непосредственно от обезьян, а также выяснилось, что выживает не сильнейший, а тот, кто умеет быстрее меняться под окружающие условия, приспосабливаться, реагировать на внешнюю среду.
Труд также оказал огромное влияние на эволюцию человека – трудовая деятельность была необходима для возникновения рода хомо сапиенс у австралопитеков. С того момента, как они начали использовать орудия труда, у них произошли очень мощные изменения в строении кисти, челюстей, мозга, поведения.
Вся наша культура — это орудийная деятельность. Гипотеза Энгельса оказалась верна.
Коллективный труд обеспечил выживаемость. Картинка из свободных источниковКоллективный труд обеспечил выживаемость. Картинка из свободных источников
P.S.
Несмотря на то, что в научном сообществе более или менее пришли к единому консенсусу по вопросу происхождения человека, в самом обществе, далеком от науки и научных открытий до сих пор нет единства и множатся всевозможные псевдо-, вне-, паранаучные и другие теории.
Всем тем, кто заинтересован вопросом происхождения человека можно посоветовать следить за деятельностью известного российского антрополога С.Дробышевского на канале с одноименным названием, а также смотреть канал «Антропогенез.
ру», где в доступной и увлекательной форме рассказывается не только о человеке, но обо всех живых организмах, эволюции, и множестве научных вопросов, касающихся истории, биологии, медицины, геологии, генетики, астрофизики и других сфер.
Известный антрополог С.Дробышевский. Картинка из свободных источниковИзвестный антрополог С.Дробышевский.
Картинка из свободных источников
Также рекомендую всем интересующимся канал Государственного Дарвиновского музея, где известные антропологи и палеонтологи ежедневно делятся сведениями о новых открытиях и новых методах исследований, увлекательно рассказывают об уже известных в научной жизни событиях.
Дарвиновский музей. Картинка из свободных источниковДарвиновский музей. Картинка из свободных источниковДарвиновский музей. Картинка из свободных источниковДарвиновский музей.
Картинка из свободных источниковДарвиновский музей.
Картинка из свободных источниковДарвиновский музей. Картинка из свободных источниковДарвиновский музей. Картинка из свободных источниковДарвиновский музей.
Картинка из свободных источников
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Особенности биологических и социальных движущих сил антропогенеза
Поскольку человек разумный является биологическим видом, то у него, как и у других видов животных, есть собственная история формирования и развития.
Эта история получила название антропогенеза.
Определение 1
Антропогенез — совокупность процессов появления, формирования и развития человека в ходе эволюции, которые затрагивают его трудовую деятельность, сознание, речь (членораздельную), первобытные формы общества.
Не все вопросы в рамках антропогенеза изучены к сегодняшнему моменту. К примеру, неизвестно, из каких звеньев состоит антропогенез, антропологи расходятся во мнении относительно роли некоторых форм антропогенеза.
Учет только лишь биологических закономерностей не позволяет понять, как человек развился до своего современного состояния. К тому же, возникновение человека как биологического вида качественно другое, нежели возникновение новых видов животных. Основное различие заключается в участии в эволюции как биологических, так и социальных факторов.
Основные движущие силы антропогенеза
Биологические движущие силы
Движущие силы антропогенеза тщательно и последовательно изучались самим Чарльзом Дарвином — известным английским ученым в области эволюции, родоначальником эволюционной теории развития органического мира. В своих научных работах при рассмотрении движущих сил антропогенеза он пришел к выводу, что главным биологическим фактором эволюции является естественный отбор. А еще — элементарные факторы:
- мутации;
- наследственная изменчивость;
- популяционные волны;
- изоляция;
- дрейф генов.
Благодаря естественному отбору произошел переход к прямохождению, развились передние конечности, в частности — кисти, усовершенствовался мозг и развилась членораздельная речь.
Предки человека научились приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды обитания за счет наследственной изменчивости. Обычно все изменения носят ненаправленный и случайный характер.
Когда благодаря приобретенным чертам особь получает хотя бы минимальное преимущество, то она выживает и передает эти приобретенные черты следующим поколениям. В противоположном случае, когда приобретенные черты делает положение особи хуже, то она гибнет.
Приобретенные черты, что логично, не переходят в доминирующее состояние.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Переход наших предков от древесного образа жизни к наземному был связан с тем, что в прошлые геологические эпохи увеличилась засушливость климата, а площадь лесов — сократилась. Появилось много открытых пространств, которые наши предки начали преодолевать.
Благодаря прямохождению люди стали хорошо ориентироваться в окрестности (и видеть ее). Это, кроме прочего, стало причиной перехода от растительной к животной пище.
Такой переход имел положительные последствия: поскольку животную пищу приходилось добывать охотой, это привело к развитию мозга и мускулатуры.
А использование различных орудий труда для охоты повлияло на развитие конечностей и абстрактного мышления.
Замечание 1
Человеческие расы в рамках вида Человек разумный — результат взаимодействия человеческого организма и условий среды обитания.
Биологические факторы и сегодня влияют на человека, несмотря на достижения в области науки. Тем не менее социальные факторы существенно сдерживают влияние биологических факторов.
Замечание 2
Дрейф генов — характерная особенность небольших популяций человека.
Естественный отбор стал причиной выработки у человека иммунитета. Тем не менее мутации все еще возникают у человека.
Социальные движущие силы
Социальным факторам развития человека особое внимание уделял Ф. Энгельс. Трудовая теория антропогенеза лежит в основе таких его работа как «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Среди важных факторов развития человечества отмечают:
- трудовую деятельность;
- язык;
- общественный образ жизни;
- абстрактное мышление.
Приспосабливание человека к среде обитания происходит с помощью орудий труда, постройки жилья, изготавливания одежды и др. Способность предвидеть результат труда — результат трудовой деятельности. Все это способствовало развитию абстрактного мышления.
Замечание 3
За счет того, что люди вели коллективный образ жизни, стало необходимым согласовывать действия всех членов коллектива. Так возникла система сигналов и членораздельная речь, совершенствовались и дальше абстрактное и логическое мышление.
Человеческое общество имело отличную от животного мира иерархию. Кроме того, появляется альтруизм — самопожертвование ради других. Люди выработали навыки передачи накопленного опыта следующим поколениям, закрепления информации с помощью графических символов (узоров и рисунков). Впоследствии это стало причиной появления письменной речи и искусства.
С течением времени социальные факторы стали основными в антропогенезе и существенно ускорили процесс эволюции человека.
Происхождение человека #59
П Происхождение человека на Земле до сих пор остается спорным вопросом, который граничит с фантастическими рассказами писателей. Происхождение человека с научной точки зрения обяснил Ч. Дарвин в 1871 году в своей книге «Происхождение человека и половой отбор».
Место человека в зоологической системе
Проблема происхождения человека смогла получить научное объяснение лишь на основе эволюционнои теории.
Решающий вклад в доказательства происхождения человека от животных внес Дарвин, который в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871), проанализировав обширные данные сравнительной анатомии, эмбриолиогии и систематики, пришел к выводу о поразительном сходстве человека с животными.
Согласно современной систематике, человека относят к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Люди, роду Человек и виду Человек разумный.
Признаки типа Хордовые у человека начинают проявляться в процессе эмбриогенеза:
- закладка хорды;
- развитие над хордой нервной трубки;
- закладка под хордой кишечной трубки, передний конец которой (глотка) пронизан жаберными щелями;
- развитие сердца на брюшной стороне.
Признаки подтипа Позвоночные у человека – наличие черепа и позвоночника.
Признаки класса Млекопитающие у человека – наличие:
- млечных, сальных и потовых желез;
- волосяного покрова и теплокровности;
- дифференцированных зубов;
- четырехкамерного сердца и левой дуги аорты;
- диафрагмы;
- хорошо развитой коры головного мозга;
- внутриутробного развития зародыша.
Признаки отряда Приматы у человека (особенно сходны человек и человекообразные обезьяны):
- относительно большая масса головного мозга, хорошо развитая кора переднего мозга;
- бинокулярное зрение;
- общие группы крови и болезни;
- конечности хватательного типа, противопоставление большого пальца на руке;
- редукция хвостового отдела позвоночника;
- наличие папиллярных узоров на пальцах, ладонях и стопах, ногтей на пальцах;
- наличие менструального цикла у самок;
- продолжительность беременности около девяти месяцев;
- сходство кариотипов.
Помимо вышеперечисленных признаков родство человека и животных подтверждается сходством строения клеток, эмбрионального развития (биогенетический закон), наличием у человека рудиментов и атавизмов и обнаруженными ископаемыми предками человека (переходные формы).
Помимо большого сходства человека с человекообразными обезьянами ему присущи и видовые признаки человека разумного, отличающие его от животных.
Во-первых, это высокий уровень развития головного мозга, особенно коры переднего мозга с большим количеством борозд и извилин; значительное развитие теменных, лобных и височных долей, где сосредоточены важнейшие центры психической деятельности и речи. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появление сознания и речи (наличие второй сигнальной системы) и значительное преобладание мозгового черепа над лицевым.
Во-вторых, для человека характерно прямохождение с постановкой стопы с пятки на носок, что обусловило ряд изменений в строении скелета (изгибы позвоночника, уплощенная грудная клетка, широкий таз, сводчатая стопа) и мускулатуры (сильное развитие мышц пояса и самих нижних конечностей: ягодичных, икроножных и др.).
В-третьих, для человека характерна высокая степень противопоставления большого пальца на руке.
В-четвертых, коренным отличием человека разумного от всех животных является способность к изготовлению орудий труда, что позволяет современному человеку переходить от подчинения себе природы к разумному управлению ею.
Этапы эволюции человека
Биологические факторы антропогенеза были вскрыты Дарвином. Он показал, что основные факторы эволюции органического мира, т.е. наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, являются и факторами антропогенеза.
По современным представлениям к биологическим факторам антропогенеза относятся еще популяционные волны, дрейф генов и изоляция.
Благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд морфологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка с высвобождением передних конечностей от функции передвижения. Однако объяснить происхождение человека одними биологическими закономерностями невозможно.
Социальные факторы антропогенеза были вскрыты Ф. Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Энгельс считал, что предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах.
Уменьшение площади лесов вынудило их перейти к наземному образу жизни, что седействовало постепенному высвобождению передних конечностей от функции передвижения.
В последующем они совершенствовались, приобретали способность к разнообразным движениям и начали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления простейших орудий труда.
Дальнейшее совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности и в результате естественного отбора. Самые примитивные орудия труда уменьшали зависимость человека от окружающей природы.
Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.
Важным этапом в развитии первобытного человека было использование огня и животной пищи. Возможность использования огня для согревания позволила расселиться в областях с более холодным климатом.
Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к лучшему усвоению пищи и увеличению головного мозга (улучшение питания, достаточное поступление незаменимых аминокислот и др.).
Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию новых общественных отношений между первобытными людьми. Развитие головного мозга, мышления и сознания стимулировало совершенствование труда и речи. С другой стороны, усложнявшиеся процессы изготовления орудий труда и предметов быта способствовали совершенствованию головного мозга и органов чувств.
Развитие трудовой деятельности ослабило действие биологических и усилило роль социальных факторов в антропогенезе. Человек стал не только приспосабливаться к среде обитания, но и постепенно научился изменять ее в нужном для себя направлении.
Морфологические и физиологические особенности человека, как и животных, передаются по наследству (биологическое наследование). Но эволюция человека неразрывно связана с передачей из покопения в поколение знаний, умений, духовных ценностей, которые по наследству не передаются.
Их преемственность осуществляется посредством обучения и воспитания в человеческом обществе (социальное наследование).
Известны случаи, когда маленькие дети были длительно изолированы от человеческого общества и, после возвращения их в нормальные условия, специфические человеческие черты восстанавливались у них с большим трудом или совсем не развивались.
Таким образом, социальными факторами антропогенеза являются:
- трудовая деятельность;
- общественныйобраз жизни;
- мышление и речь.
Следует подчеркнуть, что роль биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза была неодинаковой.
На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы (изменения головного мозга, совершенствование руки, вертикальное положение тела).
Сфера действия естественного отбора постепенно сужалась в результате трудовой деятельности и создания искусственных условий существования (одежда, жилище, огонь и др.).
У первых современных людей роль биологических факторов эволюции значительно снизилась, о чем говорит общность морфофизиологических показателей ископаемых людей современного типа и ныне живущих, а роль социальных факторов возросла. В настоящее время естественный отбор в человеческих популяциях в силу социальной природы человека потерял свою видообразующую функцию, и дальнейший прогресс человечества будет целиком зависеть от социальных факторов.
Высокая степень развития мозга и коллективный труд привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер. Поэтому человек занимает совершенно особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим и социальным существом.
Движущие силы антропогенеза
По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются примитивные древние насекомоядные (тупайи) млекопитающие, от которых произошли древесные обезьяны – парапитеки, давшие около 35 млн лет тому назад ветвь, ведущую к человекообразным обезьянам.
Около 15 млн лет назад выделилась группа полудревесных, полуназемных обезьян – дриопитеков, которые вели стадный образ жизни и от которых произошли современные человекообразные обезьяны (горилла и шимпанзе) и человек.
Около 5 млн лет назад в безлесных степных просторах Африки появились высокоразвитые обезьяны – австралопитеки. Их рост составлял 130 — 150 см, масса тела – 36 — 55 кг, объем мозга около 550 см3. Передвигались они в полувыпрямленном положении на двух ногах.
Передние конечности были свободны, и они могли брать ими палки, камни и другие предметы, используемые для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Питались они преимущественно мясной пищей.
Имели мощные челюсти и зубы, сплошной надбровный валик.
В последнее время обнаружены останки существ, живших одновременно с австралопитеками (3 — 1 млн лет назад), но обладавших довольно крупным мозгом (до 800 см3).
Рядом с их останками обнаружены и примитивные, изготовленные из гальки орудия труда. Эти существа были названы Человеком умелым.
Именно в это время произошел качественный скачок в превращении обезьяны в человека, связанный с из_ готовлением первых примитивных орудий труда.
К древнейшим людям (человек прямоходящий) относят питекантропа, синантропа и других ископаемых предков. Останки питекантропов были обнаружены в 1891г. на острове Ява. Они жили 1 млн 500 тыс. лет назад. Для них характерны низкий, сильно скошенный назад лоб, сплошной надбровный валик, массивная, не имеющая подбородочного выступа нижняя челюсть.
Объем мозга составляла 750 — 900 см3, причем преимущественно были развиты отделы головного мозга, управляющие психической деятельностью. Изготавливаемые питекантропами орудия труда были более разнообразны и отличались лучшей обработкой, чем у человека умелого.
Считают, что у питекантропов были зачатки речи, жили они преимущественно в пещерах и вели стадный образ жизни.
Останки синантропов были обнаружены в Китае близ Пекина. Синантропы жили в период оледенения (600 — 400 тыс. лет назад). Объем их мозга достигал 1200 см3.
Череп синантропов сходен с таковым питекантропов, но отличается меньшими размерами лицевого отдела. Они пользовались огнем, изготавливали орудия труда из камня и кости.
Использование синантропами огня позволило сделать пищу более усвояемой, способствовало расширению ареала распространения и защите от хищников и холода.
К древним людям относят неандертальцев, расселившихся в Африке, Азии и Европе 200 — 100 тыс. лет назад. Объем мозга составлял 1200 — 1500 см3. У них еще сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа.
Древние люди жили в период оледенения в пещерах, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубина, палки и т.п.).
У них уже существовало определенное разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения и др.
Приобретенные трудовые навыки охоты, изготовления орудий труда, ведения хозяйства они передавали потомству посредством показа и речи.
Коллективные действия уже в первобытном сообществе древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые лучше обеспечивали себя пищей, заботились о сохранении потомства, лучше преодолевали тяжелые условия существования. Следовательно, социальные факторы все сильнее влияли на дальнейшее развитие неандертальцев.
Неандертальцев сменили люди современного типа – кроманьонцы, которые появились около 50 тыс. лет тому назад. Они отличались высоким ростом (около 180 см) и большим объемом головного мозга (в среднем 1600 см3). Характерны высокий лоб, сглаженные надбровные валики, развитый подбородочный выступ. Последний указывает на развитую членораздельную речь.
Кроманьонцы строили жилища, одевались в одежды из шкур, сшитых костяными иглами. Техника изготовления орудий труда стала совершеннее. Изделия из рога, кости, кремня украшались резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовым обществом, начали приручать животных, заниматься земледелием.
У них появились зачатки религии и культуры (наскальная живопись).
Человеческие расы
Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и сходством некоторых морфологических признаков. Все человечество подразделяют на три большие расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и негроидную (австрало-негроидную).
- Европеоиды характеризуются узким лицом, узким выступающим носом, тонкими губами, мягкими прямыми или волнистыми волосами, цветом кожи от белого до смуглого, цветом глаз от светло голубых до черных, относительно сильной обволошенностью тела.
- Монголоиды отличаются плоским широким лицом, косым разрезом глаз, жесткими черными прямыми волосами, желтовато-смуглым цветом кожи, слабой обволошенностью тела.
- Для негроидной расы характерны черный цвет кожи, черные курчавые волосы, широкий плоский нос, темные глаза, толстые губы, средняя степень обволошенности тела.
Расы возникли в результате расселения и последующей изоляции древних людей в различных климато-географичеких условиях, под воздействием которых постепенно появлялись приспособительные признаки.
Например, сильная пигментация кожи у негроидов служит защитным приспособпением от воздействия ультрафиолетовых лучей, «шапка» курчавых волос предохраняет голову от перегрева; плоское лицо монголоидов уменьшает возможность отморожения; белая кожа европеоидов способствует поглощению ультрафиолетовых лучей, необходимых для синтеза в коже витамина D, и т.п. Следовательно, основными факторами расогенеза являются биологические: наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.
Раса – понятие биологическое, так как представители рас отличаются друг от друга морфологическими наследственными признаками, которые являются второстепенными и не затрагивают видовых признаков человека разумного. Единство вида человека разумного подтверждается наличием общих видовых признаков и плодовитостью потомства при смешанных браках.
С развитием общественных связей, ростом миграционных процессов и межрасовых браков обособленность человеческих рас постепенно сглаживалась и морфологические различия между ними уменьшались. В связи с этим в настоящее время помимо трех основных выделяют до 30 вторичных (малых) рас.
Между расами не существует никаких принципиальных различий в способностях к обучению, творческой и трудовой деятельности, т.е. все расы биологически равноценны. Различия в уровне развития культуры и техники народов разных рас зависят не от биологических причин, а от общественно экономических условий.
1. Биология для абитуриентов. Авторы: Давыдов В.В. , Бутвиловский В.Э. , Рачковская И. В. , Заяц Р.Г.