Что мы узнали о воздухе, Биология

Воздух – пространство, окружающее поверхность планеты Земля. Он представляет собой смесь 9 основных газов, которые вместе образуют атмосферу, необходимую для существования живых организмов.

Какие газы образуют атмосферный воздух?

Что мы узнали о воздухе, Биология

Как уже было сказано, состав атмосферного воздуха неоднородный – он представляет собой смесь различных газов, которые невозможно увидеть или потрогать. Вот некоторые из них:

  • Азот;
  • Кислород;
  • Углекислый газ.

Азот и кислород самые главные газы в смеси воздуха, они занимают большую его часть. Стоит отметить, что именно азот чаще всего можно встретить на нашей планете, а кроме того он широко распространен на Уране, Нептуне, Плутоне и даже в межзвездном пространстве.

Кислород занимает второе место по значимости после Азота. Интересный факт об этом газе: кислород в чистом виде является ядом, но при этом его недостаток тоже плохо влияет на здоровье. В составе воздуха количество кислорода именно такое, какое нужно для комфортной жизни всех организмов на нашей планете.

Остальные газы занимают совсем небольшое место в составе атмосферного воздуха, но все же они необходимы. Его неотъемлемой частью являются также водяные пары и частицы дыма, микробы и пыль, различные соли и пыльца растений.

Польза воздуха для живых организмов

Что мы узнали о воздухе, Биология

Воздух необходим для жизни всех организмов планеты Земля, в том числе и для людей. За один день человек совершает 20 тысяч вздохов и столько же выдохов. При вздохе происходит насыщение организма кислородом. Так, с помощью крови он быстро распространяется по всему телу и дает каждой клеточке необходимую для работы энергию. После этого уже переработанный кислород выдыхается человеком в атмосферу, но уже в качестве углекислого газа. Благодаря этому процессу происходит обмен тепла между телом человека и окружающей средой.

Воздух необходим и для жизни животных, ведь от него зависит их рост и развитие, пол и размер, даже возраст и ежедневная активность. Животные очень остро реагируют на недостаток кислорода: у них учащается дыхание и ускоряется ток крови, при этом в их организмах замедляются жизненно важные процессы. Все это приводит к появлению у животных беспокойства и серьезных заболеваний.

Воздух является неотъемлемой частью жизни и для растений. Для дыхания им также необходим кислород, а вот для питания – углекислый газ. Без кислорода растения не смогли бы прорастать из земли. Этот элемент необходим всему организму: корням, стеблям и листьям. А количество углекислого газа напрямую влияет на качество жизни растения – чем его больше, тем лучше.

Немаловажно для растений и движение воздушных потоков в атмосфере. Если воздух движется вертикально, то он способствует распространению семян, пыльцы и создает комфортную температуру. А вот если направление воздуха горизонтальное, то растения начнут сохнуть и вянуть.

Таким образом, можно смело утверждать, что воздух является жизненно необходимым элементом для людей, животных и растений. Особенно важно его количество и чистота.

Какими физическими свойствами обладает воздух?

Что мы узнали о воздухе, Биология

Итак, атмосферный воздух состоит из смесей более 9 газов, основными из которых являются Азот и Кислород. Его невозможно увидеть, потрогать или понюхать, но все же он обладает некоторыми физическими свойствами.

Например, атмосферный воздух плохо проводит тепло и хорошо пропускает солнечные лучи. Дело в том, что сам по себе воздух прозрачен и поэтому тепло солнечного света распространяется не на него, а на все видимые предметы, которые он окружает.

Воздух также занимает пространство, в котором он находится. Это легко доказать с помощью эксперимента в домашних условиях. Стоит лишь набрать в небольшую емкость воду и опустить в нее стакан вверх дном. При погружении таким образом стакана в жидкость можно почувствовать небольшое сопротивление. Оно возникает из-за того, что вода не может заполнить пространство, которое занимает воздух.

Еще воздух имеет вес или, говоря научным языком, массу. Такое свойство означает, что он оказывает давление на все предметы, которые окружает.

Например, как выяснили ученые, давление атмосферы Земли на человека равняется 15 тоннам (вес примерно 3 грузовых автомобилей). Однако и в организме человека есть воздух, который изнутри давит с точно такой же силой.

Благодаря этому внешнее и внутреннее давление уравновешивается и человек не ощущает на себе тяжелый вес атмосферы.

Кроме того, воздух обладает свойствами упругости: как пружина, он может сжиматься, а после принимать изначальную форму. Подобный эффект наблюдается и при нагреве/охлаждении воздуха: при повышении температуры воздух расширяется и поднимается, а при понижении наоборот сжимается и опускается.

Воздух – друг человека

Что мы узнали о воздухе, Биология

В повседневной жизни люди часто используют изобретения, которые работают благодаря физическим свойствам атмосферного воздуха. Например, в древности его использовали в мореплавании: ветер надувал паруса и корабли могли двигаться в нужном направлении. С давних пор люди начали строить и ветряные мельницы, принцип работы которых заключается во вращении лопастей благодаря потокам атмосферного воздуха.

Физические свойства воздуха активно применяются и в современной промышленности. Хорошим доказательством этого служит такое изобретение, как водолазный колокол, который позволяет выполнять различные работы под водой.

Колокол опускают в воду, но благодаря сопротивлению воздуха в нем всегда остается кислород, как в том эксперименте про стакан, о котором говорилось ранее. Это свойство позволяет человеку опускаться на глубину без специального снаряжения и при том совершенно безопасно для здоровья.

Такая технология часто применяется для ремонта мостов, осмотра и починки морских и речных судов, а также для помощи водолазам в поисках на большой глубине.

В настоящее время человечество нашло множество применений воздуха для своей повседневной жизни. Так им накачивают шины, моют автомобили, очищают помещения и одежду от пыли и мелких частиц грязи.

Подведение итогов

Подводя итог, об атмосферном воздухе можно сказать следующее: он необходим для жизни всех организмов планеты Земля и состоит более чем из 9 газов, а также обладает многими физическими свойствами и широко применяется людьми в повседневной жизни.

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Воздух. Свойства воздуха

Здравствуйте, мои юные друзья.  Вы ведь позволите мне вас так называть? Во время нашей прошлой встречи я рассказывал вам о том, что все окружающие предметы  на вашей планете принято называть телами, а также о том, что любое тело  состоит из вещества.

Вещества у вас бывают разные, их разделяют на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные.  Все вещества состоят маленьких частиц, которые нельзя увидеть без специальных приборов. Эти частицы  в веществах располагаются по-разному.

  Этим  объясняется различие в свойствах веществ.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Следующий вопрос, который я изучал на Земле,  был такой: «Воздух. Свойства воздуха». И, конечно же, я подготовил рассказ о нем для жителей моей планеты. Вот послушайте, что я узнал о воздухе.

Воздух очень важен для жизни на вашей планете.  Большинство живых организмов, как на суше, так и в воде дышит воздухомЖизненно необходим  воздух и для человека. Мне было очень интересно узнать, что  без пищи человек может  прожить несколько недель, без воды — несколько  дней, а  без воздуха —  всего лишь несколько минут.

Но, оказывается, воздух нужен вам не только для дыхания. Ваша  планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют атмосферой.

  Атмосфера — это воздушная оболочка Земли. Эта оболочка  защищает вашу планету от  обжигающих лучей Солнца и космического холода, создает над вами, землянами, голубое небо.

Без атмосферы всё живое на Земле мгновенно бы погибло.

Ваш воздух — это смесь газов. Представьте, что круг — это весь воздух вашей планеты.  Разделим его условно на 4 части. Большую часть вашего воздуха,  ¾ (три четверти),  составляет газ, который называется «азот».

   Но для дыхания вам нужен другой газкислород. Его в составе воздуха чуть-чуть  меньше ¼ части. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых значительную часть занимает углекислый газ.

  Углекислый газ вы выделяете при дыхании.

  • Воздух – смесь газов
  • Что мы узнали о воздухе, Биология
  • Вот ведь как интересно получается на вашей планете: при дыхании все живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют  — углекислый газ.

Ещё  я хочу вам рассказать о том, как  изучал свойства воздуха. Я составил для себя список вопросов и искал на них ответы.

Читайте также:  Влияние современного человека на окружающую среду - биология

Вопрос 1-ый: воздух прозрачен или нет? Чтобы выяснить это, я решил провести эксперимент. Я приземлился на лесной полянке и огляделся. Я хорошо видел удивленного муравья, маленький домик с кирпичной трубой, деревья и цветы.  Потом я закрыл глаза плотной маской. И через неё я уже ничего не видел. Такой опыт мне позволил сделать вывод, что воздух прозрачен.

Вопрос 2-й в моем списке:  какого цвета воздух?  Стояна той же полянке,я стал внимательно рассматривать окружающие меня предметы. Крона деревьев и трава были зелёными, цветы оранжевыми, а бабочка синей. Всё было разным, мне ничего не мешало видеть цвет предметов, меня окружавших. Значит, воздух  бесцветен — решил я.

Вопрос 3-й:  имеет ли воздух запах? Чтобы это выяснить, я заглянул сначала в аптеку. Там пахло разными лекарствами. Потом я посетил магазин, где продавались шоколадные конфеты. В магазине уже пахло по-другому. Такой приятный запах был мне незнаком, но я понял, почему маленькие земляне очень любят конфеты. Затем я зашел в парикмахерскую.

Там тоже хорошо пахло, но не так, как в магазине или аптеке, по-другому. Наконец, я оказался на открытом пространстве. А там ни чем не пахло.

Я подумал и сделал такой вывод: чистый воздух не имеет запаха, а в парикмахерской, магазине и аптеке пахло  по-разному потому, что частички  пахучих веществ смешивались с воздухом,  и я ощущал разные запахи.

Вопрос 4-й: что же происходит с воздухом при нагревании  и охлаждении? Чтобы выяснить это, я проделал опыты. Взял колбу с трубкой и опустил  трубку в воду. Заметил, что вода не входит в трубку — её «не пускает» воздух. Потом я стал нагревать  колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Значит, при нагревании воздух расширяется.

Что же происходит с воздухом при охлаждении? Я снова  взял  колбу с трубкой и опустил  трубку в воду. А на колбу положил  холодную влажную тряпочку.  Через некоторое время я увидел, что вода начала  подниматься в трубке. Воздух будто уступал  воде часть своего места. Я сделал вывод: воздух  при охлаждении сжимается. 

Я выяснил, что воздух на вашей планете прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Изучая воздух,  я заметил,  что во многих местах, особенно в больших городах, ваш воздух  очень загрязнён.  Я стал искать причины загрязнения воздуха.  И вот, что узнал. Очень сильно загрязняет воздух ваш транспорт.

Автомобили сжигают огромное количество топлива, выбрасывая с выхлопными газами вредные и ядовитые вещества. Ядовитые вещества, пыль и сажу выбрасывают из своих труб  некоторые промышленные предприятия. Загрязняет воздух и дым, поднимающийся из печных труб жилых домов, и   лесные пожары, и  извержения вулканов.

Загрязнение  воздуха  очень опасно. Оно угрожает не только здоровью людей,  но и  всей жизни на вашей планете.

Но в последнее время люди  стали задумываться  о проблеме чистоты воздуха. На промышленных  предприятиях устанавливают специальное оборудование, которое улавливает пыль, сажу,  ядовитые газы и другие вредные отходы производства

Загрязнение воздуха

Что мы узнали о воздухе, Биология

Учёные  разработали  новые модели  автомобилейэлектромобили, которые работают от электричества и  не загрязняют  воздух.  Но пока их очень мало.

Чтобы воздух городов был  чище,  городские  улицы регулярно поливают водой.

В разных местах на вашей планете  работают специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха.

Вам, землянам, повезло. У вас есть верные и надежные  друзья,  которые постоянно помогают вам  очищать  воздух.  Это  растения. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания.  Они также помогают бороться с пылью. Где много зелени, там воздух чище, свежее, там легче дышится.

Давайте подведём итог. Без воздуха на Земле не было бы жизниВоздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Воздух — это смесь газов. В состав воздуха входят азот, углекислый газ, кислород

Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. О чистоте воздуха нужно заботиться.

Зачем человеку воздух и как работают легкие?

Дыхание – это очень важный процесс, в ходе которого в организм поступает кислород и удаляется углекислый газ. Без кислорода человек может продержаться не больше 5-7 минут, поэтому легкие – главный орган дыхания – защищены грудной клеткой от повреждений.

Именно в легких происходит газообмен: кислород из воздуха поступает в кровь, а углекислый газ выделяется из крови прямо в легкие. Как известно, у человека два легких, однако несмотря на одни и те же функции, они разного размера.

Согласно данным Йоркского университета, правое легкое короче, потому что оно освобождает место для печени, которая находится прямо под ним. Левое легкое уже, так как сердцу требуется пространство.

А в 2017 году ученые обнаружили, что легкие имеют дополнительные функции – они участвуют в процессе кроветворения и, возможно, играют в нем главную роль.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Легкие – главный орган дыхания, за здоровьем которого нужно внимательно следить

Воздух на нашей планете состоит преимущественно из азота (около 78%) и кислорода (около 20%). Так же в воздухе присутствует углекислый газ, аргон, неон, криптон, метан, гелий, водород, ксенон.

Как работают легкие?

По данным Американской ассоциации легких, взрослый человек обычно совершает от 15 до 20 вдохов в минуту, что составляет около 20 000 вдохов в день. Младенцы, как правило, дышат быстрее, чем взрослые.

Например, нормальная частота дыхания новорожденного составляет около 40 раз в минуту, в то время как средняя частота дыхания в состоянии покоя для взрослых составляет от 12 до 16 вдохов в минуту. Каждое легкое имеет свой собственный плевральный мешок. Вот почему, когда повреждается одно, другое может продолжать свою работу.

Правое легкое делится на три различных отдела, называемых долями. В левом легком всего две доли, которые состоят из губчатой ткани, окруженной мембраной – плеврой. Плевра отделяет легкие от грудной стенки.

В 2018 году Будимир Шобат установил новый мировой рекорд по задержке дыхания под водой. Он составил невообразимые 24 минуты и 11 секунд

Когда легкие расширяются, то втягивают воздух в тело, а когда сжимаются, выбрасывают углекислый газ. В этом им помогают диафрагма и грудная клетка, которые накачивают легкие воздухом. Когда человек дышит, воздух проходит вниз по горлу и попадает в трахею.

Трахея делится на более мелкие проходы – бронхиальное дерево, ветви которого прорастают в каждое легкое. Ветви разветвляются на более мелкие подразделения по всей длине каждой стороны легкого, а самые маленькие ветви называются бронхиолами, каждая из которых оснащена воздушным мешком – альвеолами.

По данным кафедры анатомии Геттингенского университета, в легких насчитывается около 480 миллионов альвеол.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Легкие человека разного размера, но функции выполняют одинаковые

Стенки альвеол покрыты большим количеством капиллярных вен. Кислород проходит через альвеолы, капилляры и кровь, переносится к сердцу, а затем перекачивается по всему телу к тканям и органам.

Поскольку кислород поступает в кровоток, углекислый газ проходит из крови в альвеолы и затем удаляется из тела. Этот процесс называется газообменом. Когда человек дышит неглубоко, в организме накапливается углекислый газ.

Как выяснили ученые, это накопление вызывает зевоту.

Если сильно упростить, то при вздохе легкие насыщают кровь кислородом и несут ее к сердцу и другим органам. Углекислый газ кровь возвращает обратно в легкие, от которого мы избавляемся при выдохе.

Какие бывают болезни легких?

У легких есть особый способ защиты. Это реснички, которые покрывают и очищают дыхательные пути от частиц пыли, микробов и любых других нежелательных предметов, которые могут туда попасть.

Однако как и другие органы тела человека, легкие подвержены ряду неприятных заболеваний, многие из которых опасны для жизни. Развитию заболеваний могут способствовать вредные привычки, наследственность, вирусы и плохое питание.

Наиболее распространенными легочными заболеваниями сегодня являются астма, эмфизема и рак, два из которых напрямую связаны с курением.

Знаете ли вы, какие еще проблемы со здоровьем вызывает курение? Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и не забывайте заботиться о своем здоровье!

Читайте также:  Популяция как структурный компонент биогеоценоза, биология

Что мы узнали о воздухе, Биология

Врачи рассматривают снимки легких пациента, зараженного новым коронавирусом

Что касается наиболее распространенных легочных инфекций, таких как бронхит или пневмония, то как правило они вызваны вирусами, однако встречаются поражения грибковыми организмами или бактериями, согласно данным университета Огайо.

Новый коронавирус, пандемия которого бушует по всей планете, в тяжелых случаях приводит к развитию атипичной пневмонии, когда мембраны легких заполняются жидкостью.

Из-за этого легкие не получают достаточно кислорода и человек умирает от удушья.

Что делать для здоровья легких?

Один из лучших способов обеспечить здоровье легких – избегать воздействия табачного дыма, потому что по крайней мере 70 из 7000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, повреждают клетки легких.

По данным Клиники Майо, среди любителей табака зафиксирован самый высокий риск развития рака легких. Более того, недавно ученые обнаружили, что пристрастие к сигаретам увеличивает риск заболеванием CoVID-19. Чем больше человек курит, тем выше риск.

Но есть и хорошие новости – как пишет издание Livescience, если человек бросает курить, то легкие могут восстановиться от большей части повреждений.

Медицинский центр университета Раша также предлагает практиковать дыхательные упражнения и регулярно заниматься спортом, чтобы сохранить легкие здоровыми.

Сегодня, в разгар пандемии нового коронавируса, лучшее, что вы можете сделать для собственного здоровья – бросить курить и соблюдать рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

А о том, как не заразиться CoVID-19 читайте в нашем специальном материале.

Интересные факты о воздухе

Все живые организмы Земли нуждаются в воздухе. Он необходим как людям, так и животным, в том числе и рыбам. Одним из главных компонентов воздуха является кислород, большую часть которого вырабатывают растения и деревья.

Это бесценный дар природы, но, к сожалению, человечество относится к нему бездумно, вырубая сотни гектаров леса. Экологи давно бьют тревогу, поскольку считают, что проблема достигла катастрофических масштабов. Интересные факты о кислороде помогут понять, насколько он важен для всех обитателей Земли.

Также каждый сможет узнать, что нужно делать, чтобы не загрязнять окружающую среду.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Почему люди не могут жить в безвоздушной среде

Воздух – это смесь различных газов, причем до середины 18 столетия люди не знали, что он состоит больше чем из одного компонента. Сегодня все воздушное пространство еще называют Пятым океаном.

Воздух на 98-99% состоит из смеси кислорода и азота, остальные 2% составляют аргон, водород и углекислый газ. Взрослый человек каждый день вдыхает от 8 до 16 куб.м воздуха. Примерно 25% из этого количества уходит на питание головного мозга.

Существует множество интересных фактов о воздухе, но есть и такие, о которых обязан знать каждый человек:

  1. Вероятность подхватить простуду в помещении в 9 раз больше, чем на улице. Выяснилось, что в общественном транспорте, в офисах и прочих помещениях, где наблюдается скопление людей, воздушная среда загрязнена в 25 раз больше, чем уличная.
  2. Атмосфера Земли является своего рода защитной подушкой. Если бы не существовало кислорода, в дневное время температура на планете была бы слишком высокой, а ночью – слишком низкой. Озон защищает все живое от солнечной радиации, а более высокие слои атмосферы защищают Землю от метеоритов.
  3. Загрязнение воздушной среды измеряется специальным индексом качества. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Когда показатели превышают отметку 100, это сравнимо с тем, как если бы человек дышал выхлопными газами автомобиля на протяжении суток. Главными факторами, способствующими загрязнению окружающей среды, являются автомобили и лесные пожары.
  4. При каждом вздохе в человеческий организм попадают различные вредные частицы, такие как пыль, плесень, пыльца и микробы.
  5. Наибольшее количество влаги в атмосфере содержится не после дождя, а перед его началом.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Воздух – это самое ценное, что есть на нашей планете. Без него не смогло бы прожить большинство живых организмов. О нем писали с самых давних времен, греческие философы приравнивали его к одной из главных четырех вселенских стихий, наряду с огнем, водой и землей.

Немецкий философ Ницше говорил, что газ, которым мы дышим, является наивысшей и в то же время самой тонкой материей. Свобода человека сотворена как раз из этой среды. Она является ее символом, для этой газовой смеси нет преград, ее нельзя поймать, придать какую-либо форму или запретить проникать в какое-либо пространство.

Пятый океан – интересные моменты

Какие еще интересные факты про воздух могут быть полезны человеку?

  1. Автомобили потребляют большее количество воздуха, чем человек. Некоторые модели обладают настолько мощными двигателями, что способны сжечь за минуту езды такое количество газа, которого человеку хватило бы на 7 дней.
  2. На большой высоте люди будут страдать от кислородного голодания. Даже опытные путешественники не могут находиться в таких условиях долгое время. На вершине Эвереста (самая высокая гора) кислорода на 70% меньше, чем у подножия. Из-за низкого давления человек начинает испытывать головокружения, слабость и болевые синдромы, а если находиться на высоте слишком долго, можно умереть.
  3. Горные путешественники и скалолазы испытывают примерно те же ощущения, что и водолазы на большой глубине. Профессиональные ныряльщики могут находиться без воздуха более 5 минут. Мировой рекорд принадлежит Стиву Содебенстену, который провел беспрерывно под водой 20 минут.
  4. В атмосфере Земли также содержится влага, и ее количество играет важную роль для всех живых организмов. Даже увлажнение собственного дома или квартиры является крайне важным занятием, поскольку приносит немало пользы для здоровья.
  5. Самое большое количество воздуха вырабатывают леса Южной Америки и сибирские массивы. Джунгли Амазонии еще называют «легкими Земли».
  6. Во время чихания скорость воздушного потока настолько велика, что сравнима с ураганным ветром. Если при спокойном дыхании скорость потока в носу не превышает 3 км/ч, то при чихании она увеличивается до 150 км/ч.
  7. Если охладить кислород до температуры -150 градусов и оказать на него давление, равное примерно 60 атмосферам, то он обретет жидкую форму.
  8. Наиболее загрязненной страной в плане воздушного пространства считается Китай. Самым чистым местом является остров Тасман, расположенный неподалеку от Австралии. Среди стран Европы наиболее чистый воздух в Швейцарии.

Что мы узнали о воздухе, Биология

Топ 10 интересных фактов о кислороде

Изучая интересные факты про кислород, нужно понимать, что в чистом виде он отличается от того вещества, которым мы дышим каждый день. Под первым понятием подразумевается газ, молекула которого состоит из двух атомов кислорода. Под воздухом, которым наполнена атмосфера, подразумевается смесь из нескольких газов, в числе которых значится и О (около 21%).

  • термин «кислород» был введен в обиход Михаилом Ломоносовым, а химик Менделеев поместил его в свою таблицу под 8 номером;
  • чистый кислород несколько тяжелее газовой смеси, которой наполнена атмосфера Земли;
  • атмосфера, наполненная живительным газом, не всегда присутствовала на нашей планете. Изначально существующие формы жизни не нуждались в нем и не обладали способностью его вырабатывать. Газообразный продукт, выделяемый бактериями, был лишь побочным эффектом. Миллионы лет он реагировал с другими веществами, которые в результате окислились, и атмосфера стала наполняться воздушной смесью. Начали появляться аэробные формы жизни, которые использовали газ для дыхания;
  • О — активно вступает в различные химические реакции, в нем может сгореть практически все, даже железо;
  • 8 элемент таблицы Менделеева притягивается с помощью магнита;
  • среди интересных фактов про кислород стоит выделить то, что недостаток газа вреден для здоровья, но переизбыток также может оказать негативное воздействие. С кислородным отравлением часто сталкиваются начинающие водолазы. Получая газ из баллонов при повышенном давлении, они могут почувствовать онемение конечностей, появляется тошнота и судороги;
  • во время каменноугольного периода уровень кислорода в атмосфере превышал сегодняшние нормы, поэтому насекомые вырастали до огромных размеров;
  • человеческий мозг может жить без этого вещества около 4 минут. Голодание интервалом в 7-10 минут способно привести к необратимым последствиям;
  • если ученые обнаружат планеты, где наблюдается большое количество воздуха, можно быть уверенным, что там будет присутствовать жизнь. О присутствует в основном там, где его могут пополнять живые организмы.

Первые упоминания об уникальном газе появились в 8 столетии. Его свойства были описаны в рукописях алхимика из Китая Мао Хоа.

Химические свойства О в свое время изучал и Леонардо да Винчи, но итальянский ученый не подозревал, что он является химическим элементом.

Официальным первооткрывателем уникального вещества стал британец Джозеф Пристли. Летом 1774 года в результате эксперимента удалось разложить оксид ртути.

Читайте также:  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомное определение пола. Наследование пола. Наследование сцепленных с полом признаков

Какое значение имеет воздух для растений, животных и человека

Воздух жизненно необходим для дыхания, роста, развития, метаболизма растений, животных и человека на Земле.

Значение для растений

Для роста и фотосинтеза воздух поступает в растения через органы воздушного питания (корни и листья). В процессе фотосинтеза, они получают углекислый газ и выделяют кислород в окружающую среду.

Что мы узнали о воздухе, Биология

При дыхании растения, наоборот, берут из воздуха небольшую долю кислорода, выделяя углекислый газ. Причём днём, под действием солнечного света растения выделяют его больше, чем потребляют, а ночью поглощение кислорода происходит корнями из почвы.

В почве при воздушном воздействии образуются вещества для  полноценного развития корней (калий, фосфор, азот). При дуновении ветра регулируется тепловой режим, осушаются деревья, растения и почва, рассеиваются семена.

Значение для животных

Животные могут дышать:

  • легкими – звери,
  • трахеями – насекомые,
  • жабрами -водные,
  • кожей – земноводные.

При дыхании воздух попадает в организм животных, с кровью разносится по телу. Благодаря кислороду происходит окисление в организме белков, жиров, углеводов, в результате чего выделяется энергия. Энергия тратится на работу всех органов животных.

При кислородном голодании у животных меняется дыхание, изменяются окислительные процессы, повышается утомляемость, понижается температура тела и наступает смерть.

Значение для человека

Воздух используется в промышленности и в быту, например, для авиации, горения, земледелия. Под его воздействием происходит тепловой обмен человека с внешней средой. Кислород участвует в дыхании и в окислительно-восстановительных процессах организма.

Внутри человеческого тела лёгкие очищают кровь при помощи вдыхаемого кислорода. При этом кровь несёт полезные вещества ко всем органам тела, а переработанные вещества приносит через сердце прямо в лёгкие, где кровь очищается через лёгочный фильтр.

Важную роль для человека имеет температура, загрязнённость и влажность воздуха. Причём вредна как недостаточная влажность, так и повышенная.

Нормой влажности считается 30—65 процентов.

  • Изменение этого гигиенического значения отражается на самочувствии человека, появляется утомляемость, аллергия и прочие заболевания.
  • Значение воздушной среды огромное, потому что под ее действием происходят все основные процессы жизнедеятельности растений, животных, человека, птиц, бактерий и всего живого на Земле.

Воздух. Свойства воздуха

  • Конспект
  •  урока по  природоведению в 5 классе
  •                        учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны

Дата урока: 23.09.2019 года

Тема: Воздух

Цель: «Воздух. Свойства воздуха».

  1. Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас.
  2. Задачи:
  3. -образовательные:
  4. – формирование понятия “воздух”;
  5. – знакомство со свойствами воздуха и значением воздуха для жизни;
  6. – формирование элементарных навыков проведения несложных опытов  в соответствии с устной инструкцией .
  7. -коррекционные:  
  8. – коррекция и развитие наглядно-действенного мышления, внимания в процессе выполнения элементарных опытов;
  9. – развитие мелкой моторики в ходе выполнения практической работы;
  10. – пополнение активного словаря.
  11. -воспитательные: воспитание интереса к окружающей миру, любознательности.
  12. Оборудование: трубочки, стаканы, вееры, резиновая груша, полиэтиленовые пакеты (апельсиновые корочки, корочка хлеба,), листы бумаги, салфетки, воздушные шарики (один – надут), кусочки сахара.
  13. Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность,  репродуктивный, частично-поисковый.
  14. Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная,  коллективная работа.
  15. Возрастная категория: 5 класс
  16. Вид урока: урок-игра.
  17. Средства наглядности:
  18. – зрительная наглядность
  19. Оборудование:
  20. Технологии обучения:
  21. – игровые;
  22. – здоровьесберегающие,
  23. – разноуровневого и дифференцированного подхода
  24. – вопросы репродуктивного характера;
  25. Межпредметные связи: литература,  природоведение
  26. Ход урока.

 1.  Организационный момент.

  • Учитель: Здравствуйте, ребята!
  • настрой учащихся на работу, организация внимания:
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)
  • Учитель:

Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?

  1. Загадка поможет дать ответ: 
  2. Он – прозрачный невидимка,
  3. Легкий и бесцветный газ.
  4. Невесомою косынкой
  5. Он окутывает нас.
  6. Он в лесу – густой, душистый,
  7. Пахнет свежестью смолистой,
  8. Пахнет дубом и сосной.
  9. Летом он бывает тёплым,
  10. Веет холодом зимой,
  11. Когда иней красит стекла
  12. И лежит на них каймой,
  13. Мы о нём не говорим.
  14. Просто мы его вдыхаем –
  15. Он ведь нам необходим!
  16. Что это?   За «Невидимка»  
  17. Это- Воздух

Учитель:    Если в ясную погоду посмотрим  вверх, то увидим голубое  небо. Голубое небо – это толстый слой воздуха.

Как называется толстый слой воздуха?

 Стр.23 учебник  ( АТМОСФЕРА)

Учитель: Атмосфера, словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло

 Воздух вокруг нас. Он прозрачный,  поэтому, кажется, что нас окружает пустота, мы его просто не видим .

Сегодня на уроке мы попробуем обнаружить невидимку »Воздух», определить его свойства.

Воздух. Свойства воздуха”. (Воздух вокруг нас)

  • Учитель:  Практическая часть.
  • А сейчас, ребята, мы попробуем провести опыты по обнаружению воздуха и определению его свойств.
  •            Для обнаружения воздуха мы проведем несколько опытов.
  •  Отправляемся в нашу научную лабораторию.
  • Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:

1. Не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.

 2. Приступать к выполнению опыта только после показа.

  1. Опыт 1- движение воздуха.
  2. Помахивание веером или листом бумаги (или смахивание легкой салфетки с края стола не прикасаясь).
  3. Опыт 2 – шум выходящего воздуха.
  4. Сжимание резиновой груши (или дуновение на край листа тонкой бумаги, в горлышко пустой бутылочки).
  5. Опыт 3 – наличие воздуха в пустом стакане.
  6. Погружение пустого стакана в тазик с водой – сначала вертикально, затем с наклоном.
  7. Опыт 4 – наличие воздуха в окружающих предметах.
  8. Погружение в воду кусочка сахара или поролоновой губки.
  9. Опыт 5 – продувание воздуха через трубочку.

Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

        – Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

  • Опыт 6 – наполнение воздухом полиэтиленового пакета.
  • После выполнения каждого опыта делаются выводы о наличии воздуха вокруг нас.
  • Физкультминутка:  
  • Носиком дышу –  дышу свободно
  •                               Глубоко и тихо, как угодно.
  • Выполню задание:  задержу дыхание (сделать вдох)
  •                                     Раз, два, три, четыре.
  •                                    Снова  дышим- глубже, шире.
  • Учитель: А теперь, проведем опыты для определения свойств воздуха.
  • Опыт 1- воздух прозрачный.

Мы только что провели опыты, которые доказали,  что воздух везде, он окружает нас. Но несмотря на это, мы четко видим все предметы. Это означает, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

  1. Опыт 2 – воздух не имеет вкуса.
  2. Вдыхание воздуха ртом.
  3. Опыт 3 – воздух не имеет запаха.

Вдыхание воздуха носом. Затем для сравнения вдыхание воздуха, в котором разбрызганы духи (запахи апельсина, чеснока и т.д.).

  •  Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но воздух запахи переносит.
  • Опыт 4 – воздух упругий.
  • Сравнение двух воздушных шариков – не надутого и надутого; удары об пол резинового мячика.
  • Опыт 5 – теплый воздух легче холодного.
  • Сравнение показаний температуры двух термометров, расположенных на полу и высоко на стене.
  • После выполнения каждого опыта делаются выводы о свойствах воздуха.
  • Опыт для определения значения воздуха для дыхания человека – зажимание носа и рта ладошкой.
  • Вывод: без воздуха можно прожить только несколько минут.
  • Учитель: А как человек использует эти свойства воздуха?
  • Стр 27 учебник.

4. Закрепление.

Учитель:   Откуда берется чистый воздух?

    (Чистый воздух нам дают растения.)

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

5.  Итог урока. Выставление отметок

  1. Вот закончился урок,
  2. Подведем сейчас итог,
  3. Мы много сделали друзья,
  4. Без этого никак нельзя.
  5. – Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно.
  6. 6. Рефлексия
  7. – Что вам понравилось на уроке?
  8. – Оцените свое настроение.
  9.  Какие выводы вы можете сделать в конце урока?
  10.  Что вы узнали?
  11. Чему научились?
  12. В чём испытывали затруднения?
  13. Что сегодня мы еще  узнали о воздухе?:
  14. Домашнее задание:  учебник  стр25-27, ответить на вопросы.

                                   Спасибо за внимание. Урок окончен.

Ссылка на основную публикацию