Что такое биология – что это такое?

Биология – это наука, которая занимается изучением живых существ. В переводе с древнегреческого «био» означает «жизнь». Поэтому можно смело утверждать, что биология – это учение о жизни во всех ее проявлениях. Наши предки много веков занимались исследованием природы, чтобы ответить на вопрос, что такое биология. 

С древних времен людей интересовали вопросы об окружающем мире. Птицы, звери и насекомые вызывали неподдельный интерес, растения помогали выжить, природа пугала и таила в себе загадки.

Охота, собирательство и земледелие – вот три основных вида занятий наших предков. Чтобы выжить в лесу и вырастить богатый урожай, людям нужна была информационная база. Так зародилась биология. Как и любая наука, она развивалась благодаря постоянным наблюдениям и опасным экспериментам. Люди пытались скрестить разные виды животных и растений, чтобы получить наилучший результат.

К 18 веку сформировалась обширная база знаний, к которой до сих пор обращаются современные ученые.

Предмет изучения

Объект изучения биологии – все живое в природе:

  • Эволюция живых существ
  • Строение и виды
  • Образ жизни организмов, их привычки и закономерности развития
  • Взаимодействие существ друг с другом, а также с миром, который их окружает

Употребляя понятие «существа», мы говорим не только о людях и животных, а также о растениях и о простейших формах жизни. Исследователи изучают жизнь во всех ее проявлениях, начиная с молекул и заканчивая биологическими системами.

В зависимости от объекта изучения биология делится на несколько разделов:

  • Молекулярная биология. Изучает свойства жизни на молекулярном уровне
  • Ботаника. Занимается исследованием растений
  • Физиология. Наука о жизни целостного организма и его составляющих частей – клеток и органов
  • Генетика. Занимается исследованием наследственности и происхождения существ
  • Анатомия. Учение о строении организма человека, а также растений и животных 
  • Зоология. Наука о животных
  • Цитология. Изучает функции и строение клетки
  • Экология. Раздел науки, объектом изучения которого является взаимосвязь организмов с окружающим миром

Чтобы школьникам было легче выучить определение что такое биология, учителя делают акцент на том, что эта наука изучает все живые организмы. А также их влияние друг на друга и на окружающую среду.

Каждое направление биологии открывает перед человечеством большие перспективы.

Биология стала теоретической основой для медицины, а также открыла широкие горизонты для изучения животного и растительного мира. Существует ряд задач, которые хотят решить ученые-биологи:

  • Поиск вакцин от смертельных вирусов и лекарств от неизлечимых болезней
  • Исправление генетических дефектов
  • Продление человеческой жизни – поиск «таблетки» от старения
  • Сохранение чистоты воздуха и воды
  • Бережное отношение к лесам и почве, защита от эрозии и вырубки
  • Создание продуктивных пород домашних животных
  • Выведение культурных растений с высоким уровнем урожая

Ученых ждет множество новых открытий, а поставленные задачи будут решены. Исследователи считают, что именно это спасет человечество от гибели.

Когда-то теории о создании живого существа искусственным путем были фантастическими историями, в которых никто не верил. Но биологи нашли способ получать новые виды существ с заранее заданными характеристиками. В этой области пока сделаны лишь первые шаги, но их результатом стали гениальные открытия, переворачивающие взгляд на жизнь с ног на голову.

Биология – это наука, которая помогает человечеству понять законы жизни.

Терапия отчаяния при ковиде. Ошибки врачей могут стоить жизни

Помимо того, что заболеваемость коронавирусом растет, медиков — как и мест в больницах — становится все меньше, результатов тестов ждут долго, те, оставшиеся в строю врачи, совершают ряд ошибок при назначении схемы лечения.

Разобраться в ситуации помогла врач-инфекционист и научный сотрудник ПСПбГМУ им. академика И. П. Павлова Оксана Станевич совместно с фондом «Не напрасно».

Мы расскажем о том, какие ошибки совершают врачи, какие обследования, помимо теста на COVID-19, показывают наличие коронавируса, почему не стоит сразу принимать антибиотики и какие лекарства необходимо иметь дома.

Ошибки врачей

На амбулаторном этапе лечения врачи из поликлиник совершают ряд ошибок, последствия которых затем приходится лечить в больничном стационаре, а некоторые из них вообще необратимы. Основные из них:

  • назначение большого количества препаратов, включая антибиотики;
  • неверно распланированный мониторинг состояния пациента;
  • отсутствие практики назначения лабораторного обследования на дому.

Игра вслепую

Большинство поликлинических врачей сразу назначает лекарственные препараты, не проведя должного обследования пациента. Самое плохое то, что врач в условиях отсутствия информации не может адекватно сформулировать для себя показания для госпитализации.

«Часто бывает, что люди приезжают в больницу, буквально нарушив все законы, сделав анализы самостоятельно в коммерческой лаборатории, обманув своего врача, обманув лабораторию, сказав, что он не болен ковидом, и самоходом — пешком, на личном транспорте, на такси — прибывает в больницу в тяжелом или среднетяжелом состоянии».

Какое дополнительное обследование необходимо

При заражении коронавирусом необходимо постоянно контролировать показатели сатурации, которые измеряют пульсоксиметром. Этот прибор выглядит как прищепка, которую крепят на палец. Он показывает, насколько кровь насыщена кислородом, т. е. сатурацию. Она измеряется в процентах, и нормой у здорового человека без заболеваний легких и сердечно-сосудистой системы является 98−99%.

При коронавирусной инфекции следует измерять сатурацию не менее 4 раз в день и не менее 30 секунд.

Владимир Гердо/ТАСС

Дополнительное обследование, которое должен назначить лечащий поликлинический врач, может включать в себя исследование органов грудной клетки на компьютерном томографе (КТ), клинический анализ крови, анализ крови на с-реактивный белок* и д-димер*.

Ориентируясь по этим показателям, можно своевременно определить критерии для госпитализации, даже если показатели сатурации не отклоняются сильно от нормы.

Пример: у женщины 49 лет в течение пяти дней была температура выше 38,5, жуткий кашель, одышка. При этом сатурация не падала ниже 95%. Она сдала анализы, и значение по с-реактивному белку было 126. Норма этого показателя — до 5. Такое выраженное повышение можно рассматривать как старт цитокинового шторма*, о котором говорят как об осложнении коронавирусной инфекции.

Женщина вызвала скорую помощь, врач ее послушал и ничего не услышал в легких, что бывает очень часто при ковидной пневмонии. Врач сказал ей, что анализы крови вообще ничего не значат, и уехал. Она, нарушив карантин, по знакомству пришла в больницу, где ей провели КТ-исследование, которое показало, что у нее поражено 65% легких.

Это соответствует степени третьей степени поражения легких из четырех.

  • *Цитокиновый шторм – избыточная иммунная реакция организма на инфекцию, которая поражает органы без участия возбудителя.
  • *С-реактивный белок (СРБ) — высокочувствительный показатель воспалений и инфекций, реагирует на значительные повреждения тканей.
  • *Д-димер — интенсивности и характера процессов тромбообразования.
  • Значительное повышение с-реактивного белка начинается с показателя выше 50.

На фото: пациентка во время прохождения обследования на аппарате компьютерной томографии ( Сергей Савостьянов/ТАСС)

Слишком много лекарств

Назначение антибиотиков и гормональной терапии до госпитализации может привести к исчерпанию ресурса этих препаратов к тому моменту, когда они действительно могут понадобиться — в больнице.

Неправильные лекарства и плохо продуманная тактика лечения

Внезапно разросшаяся пандемия коронавируса не дала времени врачам разобраться, что к чему.

Бесполезные антибиотики

Одной из типовых ошибок является назначение антибиотиков. Но антибиотики никак не действуют на сам коронавирус.

Еще весной были проведены исследования «на скорую руку» и была выработана схема — сочетание азитромицина и гидроксихлорохина. В лабораторных условиях гидроксихлорохин показал положительный эффект, а антибиотик азитромицин использовали как «курьера» гидроксихлорохина внутри клетки.

На практике эта комбинация не сработала. Она не улучшала исход заболевания, и люди умирали так же часто, как и те, кто эти препараты не получал. Более того, эта комбинация не сокращает сроки госпитализации и не укорачивает пребывание вируса в организме.

Сам по себе азитромицин изначально не работал и был просто проводником гидроксихлорохина. Даже без привязки к коронавирусу русские люди привыкли по любой заразе бить антибиотиками. И, что абсурдно, амбулаторные врачи продолжают использовать схему монотерапии азитромицина при лечении коронавирусной инфекции.

Пневмонии, вызванные различными причинами (вирусами или бактериями), по-разному поражают легочную ткань, и по этой причине тактика лечения будет отличаться.

В списке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существует 4 линии антибактериальных препаратов, которые стоит применять в тех или иных ситуациях. Пресловутый азитромицин включен во вторую линию и применяется по конкретным показаниям.

Кроме того, есть список антибиотиков, которые не рекомендуется применять в некоторых комбинациях, т. к. они имеют очень выраженные побочные эффекты.

Сейчас самая частая комбинация лечения коронавируса на догоспитальном этапе — это сочетание азитромицина и левофлоксацина. Именно эта комбинация не рекомендована ВОЗ. Она запрещена клиническими фармакологами, в том числе и в России.

Антон Вергун/ТАСС

Эффектная побочка

Схема гидроксихлорохина и азитромицина, которую изначально рекомендовали, имеет значительный побочный эффект. От гидроксихлорохина страдает сердечная ткань, что чревато нарушением сердечного ритма, в том числе пароксизмом фибрилляции предсердий. Нарушение ритма может вызвать остановку сердца или спровоцировать формирование тромбов.

То, что гидроксихлорохин не только не работает, но и вредит, стало понятно еще летом. Однако врачи амбулаторного и иногда стационарного звена продолжают его назначать.

  1. Более того, он включен в клинические рекомендации и, к примеру, в Петербурге выдается бесплатно людям, которые проходят лечение от ковида дома.
  2. Схема азитромицина и левофлоксацина также является токсичной для сердца и тоже нарушает сердечный ритм.
  3. ***

При приеме антибиотиков на амбулаторном этапе часто возникает антибиотик-ассоциированная диарея. За этим может скрываться более серьезное осложнение — псевдомембранозный колит. Проще говоря, это воспаление толстого кишечника, когда на его стенках возникают бляшкоподобные, похожие на мембраны образования. Проявляется это как учащение стула до 5−10 раз в сутки, но может доходить и до 20 раз.

При размножении бактерий выделяется много токсинов в кровь, что может привести к лихорадке, интоксикации, обезвоживанию и септическому состоянию. При крайней степени обезвоживания начинают страдать почки, сердце и головной мозг.

Кишечник может не работать вплоть до пареза кишки. Такое состояние можно вылечить только оперативным вмешательством, и оно потенциально опасно для жизни.

«У нас было несколько случаев, когда мы доказывали возникновение колита из-за приема антибиотиков на догоспитальном этапе. Есть анализ, который позволяет определить, что это именно псевдомембранозный колит. Это анализ стула на токсины А и Б. Даже если один токсин обнаружен, это уже колит».

К сожалению, коронавирусная инфекция просто не имеет точки приложения для использования антибиотиков. Вылечить ковид антибиотиками невозможно.

«От фатального осложнения коронавирусной инфекции — острый респираторный дистресс-синдром, когда внезапно все легкие выключаются, расширяется зона поражения, развивается дыхательная недостаточность и человек погибает — антибиотики не спасают».

Дефицит, который мы создаем сами

С весны люди в панике начали скупать все, что им казалось необходимым. Сначала это были гречка и туалетная бумага, после — лимоны, чеснок и имбирь, затем медицинские маски, и постепенно очередь дошла до элементарных ртутных термометров и лекарств.

Те, кто столкнулся с коронавирусной инфекцией поближе, могут знать о препарате дексаметазон, его аналог — преднизолон. Сейчас дексаметазон в аптеках найти практически невозможно. Появились слухи, что он якобы может вылечить цитокиновый шторм, эффективен для профилактики коронавируса или может остановить более сложное, фатальное течение ковида.

Читайте также:  Синтетическая теория эволюции - биология

На фото: кислородный концентратор ( Сергей Мальгавко/ТАСС)

«Еще летом было проведено исследование в Великобритании, которое показало, что назначение дексаметазона действительно улучшало исход заболевания и давало возможность не развить более тяжелую дыхательную недостаточность.

Однако там было одно „но“, которое почему-то опять нигде не учитывается. Преимущество дексаметазона было показано только в сочетании с кислородной поддержкой (назначают при снижении сатурации ниже 95%).

При отсутствии кислородной поддержки исход не улучшался, и даже была тенденция к более плохим исходам».

При амбулаторном лечении дексаметазон не может помочь. А если вы решили его приобрести «на всякий случай», то не забудьте купить кислородный концентратор, стоимость которого варьируется в районе 60−70 тысяч рублей.

На ранних сроках — до 8−9-го дня — речи об антибиотиках не может быть вообще. В этом периоде развивается коронавирусная пневмония, которую не остановить назначением антибиотиков.

У некоторых возможно присоединение вторичной бактериальной пневмонии. Это происходит чаще у людей с изначально подавленным иммунным статусом. Например, при декомпенсированном сахарном диабете.

«Когда в крови много глюкозы, у бактериальной микрофлоры больше шансов наложиться на вирусную пневмонию и стимулировать размножение бактерий в легких. У этого есть определенные лабораторные признаки.

Мы не можем назначать антибиотики при сахарном диабете и ковиде для профилактики.

Потому что для профилактики это не сработает, антибиотики не предотвращают вторичную бактериальную пневмонию, они ее только лечат».

Чтобы предотвратить развитие бактериальной пневмонии, необходимо снижать уровень глюкозы с помощью сахароснижающих препаратов или инсулина под контролем врача.

Владимир Гердо/ТАСС

Признаки вторичной бактериальной пневмонии

При вторичной бактериальной пневмонии клинический анализ крови покажет повышение уровня лейкоцитов, нейтрофилов, в том числе их незрелых форм.

У пациента может появиться гнойная мокрота, окрашенная — с зеленью, ржавая, с прожилками крови. Мокрота может стать обильнее.

Еще одним признаком развития вторичной бактериальной пневмонии является повышение температуры тела до 38,5 градусов и выше на поздних сроках — 12−14 день заболевания ковидом.

Через 2 недели нахождения коронавирусной инфекции в организме и развитии ковидной пневмонии в тканях легких происходят изменения, которые наиболее удобны для присоединения бактерий и развития бактериальной пневмонии.

«Изменения в легких после ковидной пневмонии сохраняются около 8 недель после выздоровления. Это не означает, что постковидную пневмонию надо как-то лечить. Сатурация должна восстановится к концу инфекции до вашей нормы».

Терапия отчаяния

Новый вирус ввел в заблуждение все мировое медицинское сообщество, исследователей и экспертов. Что уж говорить о фельдшерах и врачах, которые приходят по вызову к нам домой. Больным ковидом выписывают и азитромицин, и арбидол, и гидроксихлорохин, и другие бесполезные, ненужные или опасные препараты.

Действительно, бывает, что врачи не знают, что назначить, и выписывают хоть что-то ради того, чтобы назначить, чтобы успокоить пациента и дать ему надежду на то, что он выздоровеет. Не стоит забывать, что они следуют утвержденным Минздравом руководствам, схемы из которых используют только в России.

Александр Демьянчук/ТАСС

«У меня начало создаваться впечатление, что амбулаторные доктора делают это не просто, чтобы назначить. Они хотят успокоить не только пациента, но и побороть свой страх перед этой инфекцией и свой страх перед осложнениями, которые могут возникнуть внезапно.

Такое ощущение, что они пытаются использовать всё, но уже в качестве терапии отчаяния. Таким образом, они отдаляют момент, по их мнению, осложнений, ну и выигрывают время для себя, давая себе возможность снизить к этому пациенту бдительность.

Так врач перекладывает ответственность на тех, кто эти клинические рекомендации создал».

Есть и те, кто не читал клинических исследований, не изучал мнения мировой медицинской общественности. Назначения таких врачей происходят по незнанию.

Терапия коронавируса сейчас [РЕКОМЕНДАЦИИ] Аптечка при ковиде

Эти рекомендации нашего эксперта стоит применять только после консультации с лечащим врачом.

  • По возможности, купите пульсоксиметр и следите за показателями сатурации.
  • Из препаратов прежде всего необходимо иметь любые жаропонижающие. Предупреждение ВОЗ о том, что какие-то жаропонижающие ухудшают течение новой коронавирусной инфекции, сейчас полностью развенчаны. Это предупреждение было отозвано еще в марте.
  • Также можно использовать любые привычные обезболивающие (при отсутствии индивидуальных противопоказаний).
  • Для тех, кто принимает противозачаточные препараты или у кого имеется тенденция к повышенной свертываемости крови, необходимо иметь антикоагулянты. Это препараты, разжижающие кровь и препятствующие образованию тромбов.
  • При приеме антикоагулянтов и жаропонижающих нужно помнить о защите желудка (омепразол, фамотидин и др.), чтобы избежать желудочно-кишечного кровотечения.
  • При новой коронавирусной инфекции стоит пить больше жидкости для предотвращения обезвоживания и нарушения работы почек.

Не забывайте, что врач обязательно должен объяснять пациенту, что и для чего он назначает.

*По материалам эфира Оксаны Станевич для фонда «Не напрасно» и личной консультации для издания «СП».

Что такое биология?

Аристотель (384—322 до н. э.) был первым ученым, доказавшим, что живые организмы — интереснейший объект для исследования

Биология (от греч. «биос» — «жизнь» и «логос» — «наука») — это совокупность наук о живой природе. Предметом изучения биологии является все многообразие проявления жизни: строение и функции живых существ и природных сообществ, их происхождение, развитие, связи между собой и с неживой природой.

Для изучения живых организмов в биологии используются разнообразные методы: наблюдение (без вмешательства в жизнедеятельность организма), сравнение (для выявления закономерностей), эксперимент (для подтверждения теорий), моделирование (искусственное воспроизведение биологических процессов).

Изучение природы

Знания о живой природе человек начал накапливать еще в глубокой древности, занимаясь охотой, скотоводством, земледелием, но растения и животные на протяжении многих веков рассматривались в основном с точки зрения их пользы или вреда для человека, изучение их шло рука об руку с искусством врачевания.

Первые попытки систематического познания органического мира сделали античные философы и врачи.

Древнегреческий философ Аристотель, по праву считающийся отцом природоведения и зоологии, в своих трудах обобщил множество сведений об известных в то время явлениях природы, жизни и строении животных.

Древнеримский врач Гален одним из первых начал производить вскрытия животных и проводить на них физиологические эксперименты.

Накопление знаний

Труды А. Везалия произвели переворот в науке — до него книги по анатомии человека не содержали иллюстративного материала

Средние века недаром называют мрачными. Церковь была нетерпима к научным опытам, считалось, что на все вопросы жизни, смерти и развития следует искать ответ в Библии или в трудах античных философов.

Прошло немало времени, прежде чем научная мысль освободилась от засилья церковных догм. Наступил период развития наук о природе, родился целый ряд направлений биологических исследований. В 1543 г. была издана книга знаменитого бельгийского анатома А.

Везалия «О строении человеческого тела», содержавшая его наблюдения и рисунки.

Изобретение микроскопа открыло новый уровень для изучения живой природы

В 1628 г. английский врач У. Гарвей опубликовал трактат, в котором описал строение и принципы функционирования кровеносной системы человека, положив начало развитию физиологии. В XVII в.

был изобретен двухлинзовый микроскоп, и перед естествоиспытателями открылся мир неведомых ранее мельчайших существ, началось накопление знаний о строении тканей человека, животных и растений. В XVIII в.

появились работы по систематике растений и животных, среди которых выделяется «Система природы» К. Линнея (1735).

Рождение науки

Вплоть до XIX в. науки о живом носили описательный характер, а разные их разделы считались частью естественной истории наравне с минералогией, геологией, географией. Сам термин «биология» возник на заре XIX в.

Его предложили независимо друг от друга двое ученых: немецкий ботаник Г. Р. Тревиранус и француз Ж. Б. Ламарк.

Но любая наука становится таковой только тогда, когда появляются возможности теоретических обобщений, охватывающих весь спектр накопленных в данной области знаний.

Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тюлпа». 1632 г.

Такую возможность дали биологии эпохальные открытия XIX в. — клеточная теория строения организмов и теория эволюции Ч. Дарвина. В XIX в.

возникают и начинают развиваться все основные биологические науки: систематика, цитология, морфология, эмбриология, сравнительная анатомия, физиология растений и животных, палеонтология, биохимия, экология и т. д. Монах Г.

Мендель открыл законы наследственности, спустя несколько десятилетий это привело к рождению науки генетики и созданию современной теории эволюции органического мира.

Биология ХХ в. большое внимание уделяла изучению явлений жизни на молекулярном уровне (молекулярно-генетическое направление), и в планетарном масштабе (биосферно-экологическое направление). Возникли пограничные биологические дисциплины: биохимия, биофизика, астробиология и др.

В наше время наиболее актуальными темами для исследований стали генная инженерия, расшифровка генома человека, медицинская генетика, клонирование клеток и целых организмов, биотехнологии.

Без преувеличения можно сказать, что от успехов биологии во многом зависит дальнейшая судьба человечества.

Современная биология широко использует новейшие достижения физики, химии, математики

Традиционно большинство биологических наук классифицируются по типам организмов, которые изучаются этими науками, или по методам применяемых исследований. Например:

  • ботаника исследует растения;
  • предметом зоологии являются животные;
  • предмет микробиологии — микроорганизмы;
  • анатомия изучает строение тканей и органов.

Поделиться ссылкой

Биология как наука, изучающая окружающий мир

Что такое биология? В школьной программе имеется предмет с этим названием, кроме того, слово «биология», «биологический» часто встречается в СМИ и интернете.

О том, что изучает наука биология, мы и поговорим в этой статье.

Бабочка как один из элементов биологии

Биология – это наука, изучающая живые существа. Слово образовано от греческих слов «биос», т.е. жизнь, и «логос», что означает учение. Соответственно, биология – это учение о жизни.

Как и слово, наука биология берет начало в глубокой древности. Людей издавна интересовали особенности и закономерности существования окружающих живых существ. Например, животных, птиц, насекомых, растений и т.д.

В древности эти сведения были жизненно важными. Дело в том, что многие люди поддерживали свое существование благодаря охоте, земледелию и животноводству.

Но земледелие тогда велось примитивными способами, а урожайность культурных растений была очень низкой. Дело в том, что селекционная работа находилась в зачаточном состоянии.

Не лучшим образом обстояли дела и в животноводстве – современных пород животных, отличающихся высокими показателями по мясу, молоку, шерсти и другим продуктам, тогда еще не было, зато частыми были эпидемии, сокращавшие поголовье животных.

В более-менее выгодном положении находились те, кто своим ремеслом избрал охоту: дичи было больше, чем сегодня, и найти ее нередко можно было неподалеку от человеческих поселений.

Однако и охотничье оружие было достаточно примитивным: самодельные лук и стрелы, копья, силки, ловушки. Охотников выручало знание повадок дичи и собственная ловкость.

Осенняя листва

В этих условиях изучение животных и растений, их способов существования и размножения являлось условием выживания для большинства людей. Конечно, в течение долгих столетий единственным способом исследований было наблюдение и эксперименты по скрещиванию близкородственных животных и растений.

Читайте также:  Отдел моховидные, биология

Однако уже к 18 веку биология имела довольно обширный запас знаний. Кстати, ним и сегодня нередко пользуются современные исследователи.

Наиболее общее определение – биология изучает живую природу. В круг интересов этой науки входит происхождение живых существ, их развитие, образ жизни, взаимодействие друг с другом и с окружающим миром.

Ученых-биологов интересует жизнь в любых ее проявлениях, начиная с молекулярного уровня и заканчивая сложнейшими биосистемами.

Одно из ведущих направлений – это изучение происхождения жизни: в каких условиях и почему зародилась жизнь на нашей планете, можно ли повторить этот эксперимент?

Вплотную к нему примыкает генная инженерия – возможность искусственным способом создавать новые виды живых существ, у которых имелись бы заранее заданные свойства. Пока в этой области биологии человечество сделало только первые шаги. Но перспективы здесь открываются поистине ошеломляющие.

Изучение биоэкосистем – еще одно актуальное направление биологии, которое помогает понять взаимосвязь между жизнедеятельностью самых разных существ.

Кролик

Это очень важно для планирования дальнейших действий человека на планете. Мы должны не просто преобразовывать природу для своего удобства, но и сохранять ее при этом максимально чистой и целостной.

Мы не должны допускать гибели целых популяций живых существ, поскольку это обедняет генофонд Земли.

Крайне важное направление – биология человека. Здесь и создание новых лекарств и методик лечения болезней, и улучшение наследственности, и раскрытие новых возможностей человека для повышения его жизнеспособности и эффективности. Человек – один из наиболее интересных объектов для изучения биологов.

Знаменитый датский ученый Нильс Бор сказал однажды: если двадцатое столетие было веком физики, то двадцать первое станет веком биологии. Но сегодня мы уже можем убедиться в правоте великого мыслителя.

С помощью биологии можно решить множество различных задач, стоящих перед человечеством. Например:

  • создать новые супер-урожайные культуры растений и суперпродуктивные породы животных, чтобы навсегда избавить человечество от голода;
  • разработать новые методики лечения болезней, которые исцеляли бы весь организм, а не один больной орган;
  • продлить человеческую жизнь;
  • отодвинуть срок старения организма;
  • решить проблему загрязнения окружающей среды.

Пчела на цветке

  • Но нет никакого сомнения, что это только часть задач, которые стоят перед биологией сегодня.
  • Точно так же, как в начале двадцатого века нельзя было представить, какую проблему создадут для современной нам медицины антибиотики, так и мы не можем вообразить, какие проблемы будет решать биология в конце этого века.
  • Поэтому единственное, что можно сказать – человечество ждут новые великие открытия и потрясающие знания.

Что такое биология и что она изучает

Содержание:

Биология — интересная и познавательная дисциплина о живом мире, которая окружает человека во всех сферах его жизнедеятельности. Биология — это наука, которая влияет на промышленность, медицину, питание и все вопросы, связанные с окружающей средой. Узнать детальнее, что изучает биология, можно в этой статье.

Биология — это наука, которая изучает живые организмы. В “полномочия” этой науки входят исследования не только определенных объектов, но и особенностей их взаимодействия, процессы развития, физиологию, эволюцию и расселение по Земле. Термин биология так и переводится — наука о жизни.

Дисциплина появилась тогда, когда ученые поняли, что некоторые организмы принципиально отличаются от других. Это стало основой разделения на живую и неживую природу. Первая вошла в сферу изучения новой науки.

Однако, несмотря на довольно, казалось бы, простой предмет, сама дисциплина достаточно сложная из-за того, что охватывает очень широкое поле проблем: от молекул (самый начальный уровень, базовая единица), клеток, тканей и органов, заканчивая функциями и жизнедеятельностью организмов. Это лишь краткое описание того, что изучает наука биология.

Наглядный пример результатов деятельности ученых этой отрасли — классификация животных, растений и других живых организмов: от одноклеточных до человека.

Какие есть науки биологии и что они изучают

Биология — это наука глобальная, системная, которая вмещает в себя знания обо всей биосфере Земли. Поэтому трудно оценить, какие науки входят в биологию. Многие давно считаются самостоятельными, а другие образовались на стыке с другими дисциплинами.

Всего основных дисциплин три: зоология, ботаника и микробиология. Ботаника — это раздел, который изучает растения, их строение и эволюцию. Подраздел ботаники, микология, занимается изучением отдельного царства — грибов.

Те, кто интересуется животным миром, должны узнать, что такое зоология. К данной науке относят не только представителей царства животных. Есть смежные дисциплины по исследованию человека, например анатомия. Что такое анатомия? Это наука, которая изучает строение и форму человеческого тела.

Нельзя не сказать о медицине, ветеринарии и сельском хозяйстве, которые полностью основаны на знаниях, добытых физиологами и зоологами.

Многих интересует, что такое микробиология — она изучает микроорганизмы, которые невооруженным взглядом не увидишь, и тесно взаимодействует с современной медициной.

Из смежных дисциплин выделяют природоведение. Этот предмет, дающий комплексные знания о биосфере, изучается еще в младших классах.

Важность биологии можно понять по тому, как активно она изучается в школе. За несколько лет ученики успевают пройти анатомию, ботанику и зоологию, изучая развитие организмов, функционирование, строение.

Изучение в школе дает толчок к дальнейшим исследованиям. Наибольшее внимание сейчас уделяется медицине и биоинженерии. Нельзя не сказать и о связи биологии с физикой и астрономией.

Все чаще встает вопрос о поиске жизни на других планетах, функционировании живых существ в невесомости (с целью обустроить космический туризм). Подобные исследования выглядят заманчиво для молодежи, которая поступает на соответствующие специальности.

Однако прежде надо сдать экзамен — тут на помощь приходит репетитор по биологии, который поможет осуществить мечту.

Основные методы биологических исследований

У каждой из наук есть своя методология — способы, с помощью которых изучается явление. Биология как наука включает пять основных методов познания:

  • наблюдение,
  • мониторинг,
  • моделирование,
  • эксперимент,
  • статистический метод.

Процесс наблюдения — основа любого открытия. Сначала необходимо найти что-то необычное или закономерное в изучаемом объекте. Сделать это можно только с помощью наблюдения. Оно относится к эмпирической форме познания, то есть регулируется только опытом ученого.

Мониторинг напоминает наблюдение, но требует сбора точных данных и построения гипотезы. Мониторинг и статистическое описание позволяют подкрепить наблюдение цифрами.

Чтобы детальнее изучить структуру объекта, практикуется моделирование. Оно необходимо тогда, когда детально изучить сам организм невозможно.

Эксперимент подтверждает или опровергает гипотезу и показывает, будет ли утверждение ученого провалом или новым открытием.

У некоторых наук очень современные способы изучения. Например, методы исследования микробиологии — это микроскопия и методы заражения.

Зачем изучать биологию в школе

Каждый человек с самого раннего возраста находится в окружении людей, животных и растений. Изучая науку, которая детально описывает живой мир, школьник учится контактировать с окружающей средой. Это помогает правильно находить подход к животным, ухаживать за растениями.

Анатомия помогает понять собственный организм и учит, как ему не навредить. Такие разделы, как защита животных и экология, показывают ценность жизни и учат бережно относиться к живой природе.

Однако практическая сторона идет бок о бок с большим количество теории, что означает биологические термины и задачи.

Хороший педагог сразу объяснит, как решать биологические задачи легко, кроме того, тем, где задачи могут понадобиться, очень мало.

Как выучить биологию легко и быстро

Первым шагом на пути к пониманию, как учить биологию, будет подбор на урок наглядного материала. Наука далека от абстракции, и все, о чем идет речь, можно легко увидеть. Скелет, цветы и даже фото микроорганизмов — все это есть в учебниках и в Интернете и существенно облегчает задачу, так как понять биологию, а не просто заучить — это действительно важно.

Помимо активного использования иллюстраций и атласов, нельзя забывать и о стандартных методах эффективной учебы:

  • Формулы и термины переносить на карточки для запоминания и регулярно повторять.
  • Текст параграфа переписывать в виде ярого конспекта.
  • Чтобы что-то выучить, надо кого-то этому научить. Можно рассказать новую информацию другу, родственникам, коту или игрушкам.

Трудности в изучении могут возникнуть, если были упущены знания из предыдущих разделов. Также проблемы способна вызвать терминология, значение которой не запомнилось. В таком случае вам будет полезно воспользоваться услугой репетитора по биологии. Компетентный преподаватель поможет лучше усвоить учебную программу, а также расскажет интересные факты о биологии сверх положенного материала.

Интересные факты из мира биологии

История развития биологии во многом строится на нелепых случайностях и открытиях. Вот пример любопытных наблюдений:

  • Единственные морские обитатели, которые могут моргать двумя глазами сразу, — акулы. Источники расходятся во мнении касательно этого навыка. Одни говорят, что второе и третье веко постоянно защищает акул, другие — что оно все-таки подвижно.
  • Трава у всех ассоциируется с чем-то незначительным, но мало кто знает, что она может достигать 30 метров в высоту. Речь идет о бамбуке, который относится к семейству злаковых и является любимым лакомством панд.
  • Общеизвестный факт, что человеческое тело эволюционировало и приобретало другие черты. Эти изменения вызваны как развитием вида, так и смягчением условий обитания. Но эволюции не хватило времени убрать признаки давних органов окончательно. На их месте сейчас находятся рудименты. Это всем знакомые зубы мудрости, аппендикс и копчик. Неожиданно то, что таких ненужных остатков по телу можно насчитать более 90.

Что изучает современная биология

В современной науке все больше внимания акцентируется на генетике. Это необходимо, чтобы выращивать донорские органы, получать новые виды организмов и воспроизводить еду.

Не угасает интерес и к медицине с фармакологией. Эти два направления стремительно развиваются, получают колоссальные денежные вливания. Часть средств идет на анатомию, которая дает ответы на то, что изучает биология человека.

Читайте также:  Биосфера и свойства биомассы планеты Земля, Биология

Биология — интересная и захватывающая наука, которую легко изучить даже школьнику. Более того, это тот предмет, который всегда будет оставаться социально полезным.

Что такое биология, кому и для каких специальностей она нужна?

ББиология — что это за наука такая? Зачем она нужна, а самый главный вопрос кому? На какие разделы она делится? Для каких специальностей биология нужна как воздух? Все эти вопросы будем рассматривать ниже.

Содержание

Что такое биология?

Биология в переводе с греческого — наука о жизни. Этот предмет считается гуманитарной наукой, которой многие не предают должного значения. В век новых технологий предпочтение отдается физике и математике, но и бионауки от них не отстают.

Биология — наука которая изучает всевозможные живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой.

Первое документально запечатленное слово «биология» появилось относительно недавно: лет 200 назад парень по имени Готфрид Рейнхольд Тревиранус написал 6 — томную книгу под названием «Биология, или философия живой природы».

Также эта наука изучает такие аспекты как эволюция, рост, развитие, структуру и происхождение всех живых организмов на Земле, начиная от простейшего микроба и заканчивая изучением инопланетных форм жизни.

На какие разделы делится?

Как было сказано выше эта наука просто необъятная и полностью охватить все ее разделы и подкатегории не представляется возможным, поэтому приведем в пример самые крупные. Наука о жизни по своей структуре, грубо говоря, делится на следующие разделы:

  • Ботаника — раздел изучающий водоросли, растения, грибы и им подобные организмы;
  • Зоология — раздел изучающий животных и протистовпротистов;
  • Микробиология — раздел изучающий микроорганизмы и вирусы;
  • Биохимия — раздел изучающий химические основы жизни;
  • Биофизика — раздел изучающий физические основы жизни;
  • Молекулярная биология — раздел изучающий взаимодействия молекул живых организмов;
  • Цитология — раздел изучающий состав клеточных организмов;
  • Анатомия — раздел изучающий строение тканей и развитие человека;
  • Физиология — раздел изучающий физические и химические функции органов и тканей;
  • Этология — раздел изучающий поведения живых существ;
  • Экология — раздел изучающий взаимозависимость различных организмов и их среды обитания;
  • Генетика — раздел изучающий закономерности наследственности и изменчивости;
  • Биоразвитие — раздел изучающий развитие организма в онтогенезе;
  • Эволюционный  — раздел изучающий зарождение и историческое развитие живой природы.

Это ещё далеко не весь список разделов на которые она  делится, остальные разделы будем рассматривать в дальнейшем.

Где нужна?

На вопрос где нужна биология можно смело отвечать везде, потому что любой момент жизнедеятельности человека, если не на прямую, то по касательной, все равно затрагивает ее разделы. Если взять медицину, то наверное немного страшно заходить к врачу который не знает даже анатомии человека.

Если взять спорт, то бесполезно идти к тренеру, который не знает физиологии организма человека. Если взять археологию, то археолог который не понимает поведения организма(этология), наверное, мало что сможет найти.

В общем нет такого дела, где не пригодились бы даже малейшие знания по этому предмету.

Для каких специальностей нужна?

Специальностей, которым предмет о развитии и жизни нужен как воздух довольно много и все перечислять смысла нет. Самые популярные биологические специальности:

  • Медик
  • Формацевт
  • Учитель биологии
  • Ветеринар
  • Психолог
  • Агроном
  • Техник пищевой промышленности
  • Ученый
  • Спортсмен
  • Диетолог

На самом деле специальностей довольно много, но для поступления в ВУЗ биология является основополагающим предметом.

Если вам понравилась статья не забудьте рассказать о ней друзьям.

Биология

Биология — это наука, изучающая живые организмы. Она раскрывает закономерности жизни и ее развития как особого явления природы.

Среди других наук биология является фундаментальной дисциплиной, относится к ведущим разделам естествознания.

Термин «биология» состоит из двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – учение, наука, понятие.

Впервые был употреблен для обозначения науки о жизни в начале XIX. Это сделали независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарк и Г. Тревиранус, Ф. Бурдах. В это время биология обособляется из естественных наук.

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях. Предметом биологии являются строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимосвязь между собой и окружающей средой.

Поэтому биология представляет собой систему, или комплекс, наук, во многом взаимосвязанных.

Различные биологические науки возникали на протяжении истории развития науки в следствии обособления различных областей изучения живой природы.

В качестве крупных разделов биологии выделяют зоологию, ботанику, микробиологию, вирусологию и др. как науки, изучающие различные по ключевым моментам строения и жизнедеятельности группы живых организмов.

С другой стороны, изучение общих закономерностей живых организмов привело к появлению таких наук как генетика, цитология, молекулярная биология, эмбриология и др.

Изучение строения, функциональности, поведения живых существ, их взаимоотношений и исторического развития породило морфологию, физиологию, этологию, экологию, эволюционное учение.

Общая биология изучает наиболее универсальные свойства, закономерности развития и существования живых организмов и экосистем.

Таким образом, биология — это система наук.

Бурное развитие в биологии наблюдалось во второй половине XX века. Это в первую очередь было связано с открытиями в области молекулярной биологии.

Несмотря на свою богатую историю, и в настоящее время в биологических науках продолжают совершаться открытия, ведутся дискуссии, пересматриваются многие концепции.

В биологии особое внимание уделяется клетке (так как она является основной структурно-функциональной единицей живых организмов), эволюции (так как жизнь на Земле претерпевала развитие), наследственности и изменчивости (лежащих в основе преемственности и приспособляемости жизни).

Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный. На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками.

Для человека биологические знания в первую очередь имеют следующее значение:

  • Обеспечение человечества питанием.
  • Экологическое значение – контроль за окружающей средой, чтобы она была пригодной для нормальной жизни.
  • Медицинское значение – увеличение продолжительности и качества жизни, борьба с инфекциями и наследственными заболеваниями, разработка лекарств.
  • Эстетическое, психологическое значение.

Человека можно рассматривать как один из результатов развития жизни на Земле. Жизнь людей все еще находится в сильной зависимости от общебиологических механизмов жизнедеятельности. Кроме того, человек влияет на природу и сам испытывает на себе ее воздействие.

Деятельность человека (развитие промышленности и сельского хозяйства), рост народонаселения стали причиной экологических проблем на планете. Происходит загрязнение окружающей среды, разрушение природных сообществ.

Для разрешения экологических проблем необходимо понимание биологических закономерностей.

Кроме того, многие разделы биологии имеют значение для здоровья человека (медицинское значение). Здоровье людей находится в зависимости от наследственности, среды жизни и образа жизни. С этой точки зрения наиболее важны такие разделы биологии как наследственность и изменчивость, индивидуальное развитие, экология, учения о биосфере и ноосфере.

Биология решает задачи обеспечения людей продуктами питания, лекарствами. Биологические знания лежат в основе развития сельского хозяйства.

Таким образом, высокий уровень развития биологии является необходимым условием благополучия человечества.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

БИОЛОГИЯ

Iназвание, употребляемое в двояком смысле: в более узком, когда оно обозначает отдел зоологии, занимающейся образом жизни животных (правильнее его назы… смотреть

Iназвание, употребляемое в двояком смысле: в более узком, когда оно обозначает отдел зоологии, занимающейся образом жизни животных (правильнее его назы… смотреть

(от Био… и …Логия        совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. — все проявления жизни: строение и функции живых существ и их приро… смотреть

биология ж. 1) Комплекс научных дисциплин о живой природе, о закономерностях органической жизни. 2) а) Отдельная научная дисциплина, входящая в такой комплекс. б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. в) разг.

Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета. 3) Совокупность признаков, характеризующих живые организмы, какой-л. разряд представителей животного или растительного мира, их жизнедеятельность, среду обитания и взаимодействие с нею.

 смотреть

биология ж.biology биология клетки — cell biology

биология сущ.

, кол-во синонимов: 73 • агробиология (1) • актинобиология (1) • альгология (3) • амфибиология (1) • анатомия (19) • антропология (7) • астробиология (1) • аэробиология (1) • бактериология (2) • биогеография (2) • биогеоценология (1) • биоинженерия (1) • биоинформатика (1) • биометрия (2) • биомеханика (2) • бионика (2) • биосемиотика (1) • биоспелеология (3) • биофизика (2) • биохимия (3) • биоценология (2) • биоэнергетика (2) • ботаника (29) • бриология (2) • вирусология (4) • гелиобиология (1) • гемеллология (3) • генетика (11) • геобиология (1) • геоботаника (9) • геомикробиология (1) • гидробиология (2) • гистология (7) • дендрология (7) • зообиология (1) • зоология (33) • иммунология (8) • ихтиология (4) • космобиология (1) • криобиология (1) • ксенобиология (1) • лесобиология (1) • магнитобиология (1) • микобиология (1) • микология (4) • микробиология (2) • морфология (6) • нанобиология (1) • нейробиология (1) • нейромагнитобиология (1) • онтобиология (1) • органология (1) • палеонтология (10) • радиобиология (1) • систематика (11) • таксономия (3) • токсикология (6) • фенология (3) • физиология (13) • фитобиология (2) • фотобиология (1) • фреатобиология (2) • хироптерология (2) • цитобиология (1) • цитология (7) • экзобиология (1) • экобиология (1) • электробиология (1) • эмбриология (4) • эндокринология (3) • энтомология (13) • этномология (1) • этология (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: агробиология, актинобиология, альгология, амфибиология, анатомия, антропология, астробиология, аэробиология, бактериология, биогеография, биогеоценология, биоинженерия, биоинформатика, биометрия, биомеханика, бионика, биосемиотика, биоспелеология, биофизика, биохимия, биоценология, биоэнергетика, ботаника, бриология, вирусология, гелиобиология, гемеллология, генетика, геобиология, геоботаника, геомикробиология, гидробиология, гистология, дендрология, зообиология, зоология, иммунология, ихтиология, космобиология, криобиология, ксенобиология, лесобиология, магнитобиология, микобиология, микология, микробиология, морфология, нанобиология, нейробиология, нейромагнитобиология, органология, палеонтология, радиобиология, систематика, таксономия, токсикология, фенология, физиология, фитобиология, фотобиология, фреатобиология, цитобиология, цитология, экзобиология, экобиология, электробиология, эмбриология, эндокринология, энтомология, этология… смотреть

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]