Презентация по биологии “Доказательства происхождения человека от животных”, 11 класс
Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии “Доказательства происхождения человека от животных”, 11 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Доказательства происхождения человека от животных Тема: «Происхождение человека», биология,11 класс
2 слайд Описание слайда:
К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы. Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.
Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов.
Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Систематическое положение человека
3 слайд Описание слайда:
Систематика человека Империя: клеточные Подимперия: ядерные Царство: животные Подцарство: многоклеточные Раздел: двусторонне-симметричные Тип: хордовые Подтип: позвоночные Группа: челюстноротые Класс: млекопитающие Подкласс: планцентарные Отряд: приматы (Primates – «князья») Подотряд: обезьяны Секция: узконосые Надсемейство: высшие узконосые (гоминоиды) Семейство: гоминиды Род: человек Вид: человек разумный Подвид: человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)
4 слайд Описание слайда:
Антропогенез (в переводе с греческого antropos –человек и genesis-происхождение, возникновение) – это процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества; раздел науки о человеке-антропологии, изучающей эволюцию человека. СЛОВАРЬ
5 слайд Описание слайда:
Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных; Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных; Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ; Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных; Доказательства происхождения человека
6 слайд Описание слайда:
Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов; Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян. Поведенческие Молекулярные – изучение мутаций в молекуле ДНК
7 слайд Описание слайда:
Выполняется биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Эмбриологические доказательства
8 слайд Описание слайда:
Развитие зародышей Стадии развития зародыша у человека такие же как у животных (дробление, бластула, гаструла) У человеческого зародыша есть жаберные щели Формируется хвостовой отдел позвоночника Мозг месячного зародыша состоит и 5 мозговых пузырей, напоминая мозг рыбы
9 слайд Описание слайда:
Палеонтологические доказательства находки останков древнейших человекообразных существ.
10 слайд Описание слайда:
У человека и человекообразных обезьян большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе. Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%. Генетические доказательства
11 слайд Описание слайда:
Отсюда — сходство между строением генов и строением белков. Например, гемоглобин человека и шимпанзе не имеет отличий, а гемоглобин гориллы имеет два отличия в последовательности аминокислот.
12 слайд Описание слайда:
Чем больше времени прошло с момента разделения видов, тем больше накопилось различий в их ДНК. ДНК человека и шимпанзе отличается в среднем 1 нуклеотидом из 100, ДНК двух людей – 1 нуклеотидом из 1000. Биохимические доказательства
13 слайд Описание слайда:
Сходство человека и человекообразных обезьян. Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти.
Скелет Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер. Кровь 4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты.
Хромосомы Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)
14 слайд Описание слайда:
Сходство человека с животными Основные черты От кого унаследованы Генетический код митохондрий Прокариоты Генетический код ядра Первые одноклеточные эукариоты Двусторонняя симметрия Ранние хордовые Костный скелет Рыбы Пятипалые конечности Рыбы, земноводные Легочное дыхание Земноводные, пресмыкающиеся Амниотическое яйцо Пресмыкающиеся Удлинённые конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность Примитивные млекопитающие Плацента, живорождение Ранние млекопитающие
15 слайд Описание слайда:
Рудименты (лат. остаток) – органы утратившие в процессе эволюции первоначальное значение для сохранения вида. У человека насчитывают 90 рудиментов
16 слайд Описание слайда:
Атавизмы (лат. отдалённый предок) – случаи возврата у отдельных особей к признакам предков Выполнила : Егорова Е. В.
17 слайд Описание слайда:
Различие человека и человекообразных обезьян
18 слайд Описание слайда:
Признак (орган) Человек Человекообр. Обезьяны 1. Образ жизни Семьи Стада 2. Положение при ходьбе Вертикальное На 4-ех конечностях 3. ВНД Рефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь. Рефлексы, инстинкты, память, элементарное мышление 4.
Скелет а) череп Мозговой отдел больше лицевого Лицевой отдел больше б) надбровные дуги Отсутствуют Есть в) верхняя челюсть Не выступает вперед Выступающая г) позвоночник S – образный (с изгибами) Без изгибов д) таз Широкий Узкий е) кисть руки Большой палец противопоставлен остальным – ж) нижние конечности Значительно крупнее верхних – з) стопа Имеется свод – 5.Мозг 1200 – 1400 г 600 – 650 г
19 слайд Описание слайда:
Основными итогами эволюции человека являются: антропоморфозы возникновение прямохождения, и, как следствие, S-образный позвоночник, расширение и укрепление таза, освобождение рук для труда, сводчатая стопа; облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании, подбородочный выступ; противопоставление большого пальца; изготовление и использование орудий труда, сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности; совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи); прогрессивное развитие головного мозга; возникновение абстрактного мышления.
20 слайд Описание слайда:
В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S-образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие. Антропоморфозы
21 слайд Описание слайда:
В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S-образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.
22 слайд Описание слайда:
Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см3 (у шимпанзе – 405, гориллы до 500 см3), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.
23 слайд Описание слайда:
В связи с речью произошли изменения в гортани, произошло развитие речевых центров в коре мозга, появился подбородочный выступ. Появилась возможность передавать информацию.
Использование огня, тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.
24 слайд Описание слайда:
Факторы эволюции человека Наследственность 1. Трудовая деятельность Изменчивость. 2. Речь Борьба за существование.. 3. Сознание Естественный отбор. 4. Восприятие и образование Изоляция. 5.Общественная жизнь. 6. Альтруизм. Биологические Социальные
25 слайд Описание слайда:
Биологические факторы антропогенеза Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор: а) на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды, б) способность изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и защиты от врагов, в)совершенствование руки и развитие головного мозга. Мутации, дрейф генов. Изоляции
26 слайд Описание слайда:
Социальные факторы антропогенеза Труд – важнейший фактор эволюции: а) изготовление орудий труда б) изменение природы в процессе труда Возникновение антропоморфозов а) прямая походка, S-образный позвоночник б) сводчатая стопа, расширение таза, в)упрочнение крестца Рука – орган и продукт труда Общественный образ жизни: (охота, защита от врагов, воспитание детей) Использование огня (уменьшение жевательных мышц, укоротился кишечник, исчез теменной гребень, сохранение тепла в жилище) Развитие 2-ой сигнальной системы – Речь, усиление общения Развитие головного мозга, усложнение трудовой деятельности Мышление. Сознание. Культура.
27 слайд Описание слайда:
Для антропогенеза характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большое усиление влияния на эволюцию социальных факторов – трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.
Древние люди совершенствовали орудия труда, обживали новые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения.
Происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Используя достижения науки и техники, человек в значительной мере освободился от давления факторов окружающей среды.
Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции. Ведущую роль в эволюции человечества стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам.
28 слайд Описание слайда:
Распределите качества: Рост, воспитанность, объем мозга, чувство долга, способность к творчеству, объем грудной клетки, цвет глаз, умение общаться и жить в коллективе, строение кисти руки, цвет кожи, образованность, вес, способность уважать других людей. Движущие силы антропогенеза Биологические факторы Социальные факторы
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-dokazatelstva-proishozhdeniya-cheloveka-ot-zhivotnih-klass-436878.html
Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных
Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад.
Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам.
Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.
Однако необходимо помнить о том, что человек – существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов эволюции: биологическими и социальными.
Систематическое положение человека выглядит следующим образом.
Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке.
Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т.д.
Класс Млекопитающие: четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха.
Подкласс Плацентарные: образование плаценты.
Отряд Приматы: сходство с человекообразными обезьянами: четыре группы крови, бинокулярное зрение, относительно большая масса головного мозга, борозды и извилины коры, сложные формы поведения (сходные эмоции, мимика, забота о потомстве, использование предметов для достижения цели), редукция хвостового отдела позвоночника, наличие капиллярных узоров на пальцах и ладонях, ногти (а не когти на пальцах), широкая и плоская грудная клетка, противопоставление большого пальца остальным, общие болезни и паразиты, сходство кариотипов.
Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы.
Несколько подробнее остановимся на характеристике таких сравнительно-анатомических доказательств, как рудименты и атавизмы. Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей.
Атавизмы – густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.
Рудименты – у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).
К настоящему времени накоплены также многочисленные палеонтологические доказательства эволюции человека – ископаемые останки предков человека.
Доказательства происхождения человека от животных:
Физиологические: принципиальное сходство процессов протекающих в организмах человека и животных;
Эмбриологические: сходные этапы зародышевого развития человека и животных; Палеонтологические: находки останков древних человекоподобных существ;
Биохимические: сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;
Сравнительно-анатомические: единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;
Генетические: сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян
Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека
Анатомические, физиологические и генетические признаки:
объем мозга примерно 600 см3 (у человека около 1600 см3); менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий; относительно более длинные передние конечности; кисти рук крюкообразные; хватательный тип стопы; более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями; ярко выраженные надбровные дуги; стопа не образует свод; таз не такой широкий, как у человека; существуют некоторые отличия по числу хромосом; биохимический состав не полностью идентичен.
Функционирование нервной системы, психические качества:
уровень развития сознания ниже, чем у человека; эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются; менее выраженная способность к отвлеченному мышлению; отсутствует членораздельная; речь; менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам; отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Анатомические, физиологические и генетические признаки:
большое сходство в строении скелета и внутренних органов; очень похожие зубы; наличие ногтей; общие болезни; сходное число хромосом; очень близкий химический состав крови; сходный аминокислотный состав.
Функционирование нервной системы, психические качества и способности:
способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев); высокая способность к обучению; хорошая память; способность накапливать жизненный опыт; сложные формы заботы о потомстве.
Основными итогами эволюции человека являются:
возникновение прямохождения; расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях; облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании; освобождение рук для труда как следствие возникновения прямохождения. противопоставление большого пальца на руке остальным. изготовление и использование орудий труда. сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности. совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи).
прогрессивное развитие головного мозга.
возникновение абстрактного мышления. создание искусственной среды существования, уход от интенсивного воздействия естественного отбора. Перечисленные тенденции исторического развития человека привели к появлению у него существенных отличий от современных человекообразных обезьян.
111
Источник: http://ebiology.ru/evolyuciya-cheloveka-dokazatelstva-proisxozhdeniya-cheloveka-ot-mlekopitayushhix-zhivotnyx/
Доказательства происхождения человека от животных, биология, эволюция – Антропогенез.РУ
Специально для портала “Антропогенез.РУ”.
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
Научный этап изучения антропогенеза начался фактически только с XVIII века. До этого преобладал религиозный подход.
Но и на протяжении XVIII-XIX веков наука не была чётко отделена от философии, а учёные обычно назывались натурфилософами или естествоиспытателями. Некоторые из них – Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д.
Монбоддо – уже в XVIII веке высказывали мнение о “перерождении” одних организмов в других, в том числе – обезьяны в человека.
Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой “лестницы существ” (её наиболее известный вариант – система К.
Линнея – стал основой современной класификации), которая ведёт от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм. Для этого периода типично полное отделение человека от прочих животных, выделение его в отдельный отряд или даже царство.
Надо сказать, что в бытовом сознании среднего человека, далёкого от биологии, такой подход доминирует и сейчас.
Концепция изменения одних существ в другие – биологической эволюции – приобретала в трудах натуралистов всё более отчётливые очертания. Впервые стройное обоснование гипотезы эволюции опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг.
, указав, что человека следовало бы поместить в системе природы как венец “четвероруких” (приматов), если бы он не был создан Творцом совершенно отдельно от животных. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными.
Он считал, что органы животных меняются под воздействием тренировки, например, тянули жирафы шею к верхним веткам, вот и стали длинношеими. Даже у современников учёного эта теория в своём законченном виде не получила широкого признания.
Наследование приобретённых в течении жизни признаков, согласно данным современной генетики, невозможно.
Куда более резкий научный и общественный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дарвина, опубликованная в 1859 г. в книге “Происхождение видов путём естественного отбора”, в 1871 г. в книге “Происхождение человека и половой подбор” и в других работах. С момента опубликования, мысли Ч.
Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников – епископа Уильберфорса и натуралиста Майварта. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции.
Важно подчеркнуть, что современная теория – это развитие классического дарвинизма, так что спорить с Ч. Дарвином, как это часто делают не самые далёкие “критики”, столь же глупо, как спорить с астрономами или физиками середины XIX века. Хотя, надо признать, Ч.
Дарвин сумел описать все основные формы отбора и привести столько примеров и доказательств, что в этом его поныне не превзошёл никто.
Краткая суть синтетической теории эволюции заключается в следующем. Наследственная информация хранится в клетках живых существ в виде сложных молекул РНК или ДНК, отрезки которых, кодирующие определённые белки или управляющие их синтезом, называются генами; на более высоком уровне ДНК может быть оформлена в комплексы – хромосомы.
Гены изменяются под воздействием разнообразных факторов, такие изменения называются мутациями. Для эволюции значимы те мутации, что происходят в половых клетках и передаются потомству. Мутации чаще оказываются вредными или нейтральными, но при смене условий среды могут дать индивиду некое преимущество в сравнении с исходным вариантом.
Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закреплённые качества. Условия среды могут измениться так, что полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства.
Существуют разные виды отбора. Существенно, что такое изменение наследственности занимает обычно очень длительное время – многие поколения, тем более, что и условия редко меняются резко.
Кроме того, огромную роль играют рекомбинации – перетасовка вариантов генов, когда они отличаются у двух родителей; за счёт рекомбинаций разнообразие создаётся даже в отсутствие новых мутаций.
Значительная же часть признаков не имеет большой адаптивной – приспособительной – ценности, они могут меняться довольно случайно, по статистическим законам, что называется генетико-автоматическими процессами, варианты которых – генный дрейф, “эффект основателя”, “эффект бутылочного горлышка” – проявляются в некоторых специфических, хотя и нередких, условиях.
В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции, но её придерживается подавляющее большинство биологов (вероятно, гораздо больше 99%), она имеет наиболее доказательную базу и подтверждается практически всеми биологическими исследованиями, включая экспериментальные. Другими вариантами являются, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов.
Наши предки, будучи частью окружающей природы, тоже постепенно видоизменялись вслед за изменениями внешних условий, что и привело к появлению современного человека. Однако человек уникален в том отношении, что в его существовании огромную роль играет социокультурная составляющая и, чем ближе к современности, тем эта составляющая оказывается всё значительнее.
Источник: http://antropogenez.ru/zveno-single/12/
Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных
Еще в античное время человек признавался «родственником» животных. К. Линней в своей «Системе природы» поместил его вместе с высшими и низшими обезьянами в один отряд приматов. Ч. Дарвин на многочисленных примерах в специальном труде «Происхождение человека и половой отбор» показал близкое родство человека с высшими антропоидными обезьянами.
Человек разумный (Homo sapiens) относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу плацентарные, отряду приматы, семейству гоминиды.
С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки, сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом.
Принадлежность человека к подтипу позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, двумя парами конечностей, головным мозгом, состоящим из пяти отделов.
Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, сальных, потовых и млечных желез, диафрагмы, четырехка-мерного сердца, сильно развитая кора головного мозга и теплокровность свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.
Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных.
Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), хорошо развитых ключиц, ногтей на пальцах, одной пары сосков млечных желез, замена в онтогенезе молочных зубов на постоянные, рождение, как правило, одного детеныша позволяют отнести человека к приматам.
Более частные признаки, такие как сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин на полушариях головного мозга, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры, четыре основные группы крови, сходные резус-факторы и другие признаки, сближают человека с человекообразными обезьянами. Антропоиды также болеют многими инфекционными болезнями, присущими человеку (туберкулез, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД и др.). У шимпанзе встречается болезнь Дауна, возникновение которой, как и у человека, связано с присутствием в кариотипе животного третьей хромосомы по 21 -й паре. Близость человека к антропоидам прослеживается и по другим признакам.
В то же время между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия. Только человек имеет истинное прямохождение. В силу вертикального положения скелет человека имеет четыре резких изгиба позвоночника, опорную сводчатую стопу с сильно развитым большим пальцем, плоскую грудную клетку.
Гибкая кисть руки — органа труда — способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым. Площадь коры больших полушарий и объем головного мозга значительно выше, чем у человекообразных обезьян.
Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана такая деятельность, как конструирование, живопись, литература, наука. Наконец, только люди могут общаться друг с другом при помощи речи.
Эти особенности строения, жизнедеятельности и поведения человека —результат эволюции его животных предков.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов “Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы”
Источник: http://sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/obbchelpro/62
Доказательства происхождения человека от животных
Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.
Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков.
Появление и развитие человечества под влиянием тех же движущих сил эволюции и ведущую роль играет естественный отбор. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов, позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека.
Систематическое положение человека следующее: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Гоминиды (прямоходящие приматы, люди), род Homo (человек) с единственным видом Homo sapiens (человек разумный).
Человек относится к типу Хордовые, так как в эмбриогенезе закладывается хорда и есть жаберные щели в области глотки; нервная система — в виде трубки, на спинной стороне.
Человек относится к подтипу Позвоночные (Черепные), так как хорда заменяется позвоночником, сочлененным с черепом, имеются две пары конечностей, головной мозг состоит из 5 отелов, сердце развивается на брюшной стороне тела.
Человек относится к классу Млекопитающие по следующим признакам, характерным для млекопитающих:
© живорождение и вскармливание молоком, наличие молочных желез;
© наличие волосяного покрова, теплокровность, обилие потовых желез для регуляции теплоотдачи;
© разделение полости тела на брюшную и грудную полости диафрагмой;
© четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, безъядерные эритроциты;
© альвеолярные легкие;
© в скелете все кости, характерные для млекопитающих, 7 шейных позвонков; три слуховые косточки; два мыщелка затылочной кости;
© наличие молочных и постоянных зубов трех видов;
© наличие рудиментарных органов (аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, сильно развитые ушные мышцы).
© проявление атавистических признаков (рождение ребенка с хвостом, сильный волосяной покров на теле, дополнительные соски) (рис. 365).
Человек имеет все признаки подкласса Плацентарные — имеет матку и питание плода осуществляется через плаценту.
Человек имеет все характерные признаки отряда Приматы, а с группой высших узконосых обезьян — семейством Понгид, или Человекообразных обезьян его сближают следующие признаки:
© одна пара молочных желез;
© ногти и папиллярный рисунок на пальцах и ладонях;
© противопоставленный большой палец на руках;
© менструальный цикл и беременность длительностью около 9 месяцев;
© антигены системы АВО человека и человекообразных обезьян сходны, группы крови А и В — у всех человекообразных обезьян, О — лишь у шимпанзе;
© сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что гены недостающей обезьяньей пары локализованы на 2-й паре хромосом человека.
© гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%, человека и гиббона — 76%. Отсюда — сходство между строением генов и строением белков. Например, цитохром С, отвечающий за транспорт электронов в митохондриях состоит примерно из 100 аминокислот. Отличия между цитохромомами С человека и обезьяны — 1 аминокислота, человека и лошади — 12 аминокислот;
© редукция хвостового отдела позвоночника;
© человек имеет общих с понгидами паразитов (например, головная вошь), общие болезни (грипп, оспа, холера и др.).
Человек отличается от остальных приматов прямохождением и всеми особенностями внутреннего строения, связанными с таким способом передвижения.
В связи с речью произошли изменения в гортани, способствующие произнесению членораздельных звуков, появился подбородочный выступ.
Использование огня, тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.
Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см3 (у гориллы до 650 см3), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.
Антропогенез
В конце мезозойской эры, около 70 млн. лет назад некоторые насекомоядные млекопитающие перешли к жизни на деревьях, от них в начале кайнозойской эры произошли приматы. Жизнь на деревьях привела к появлению конечностей хватательного типа с длинными пальцами и развитию бинокулярного цветного зрения. Наиболее похожи на древних приматов современные тупайи (рис. 366).
Около 30 млн. лет назад высшие приматы были представлены парапитеками, которые через проплиопитеков дали современных гиббона и орангутана (рис. 367).
Вторая веточка, идущая от парапитеков — дриопитеки или древесные обезьяны, около 14 млн.
лет назад разделилась, у истоков расхождения путей эволюции понгид и гоминид находится рамапитек, возраст которого около 14 млн. лет.
Одни остались жить в лесу и дали горилл и шимпанзе, другие стали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах и дали различные группы гоминид (прямоходящих приматов).
К тому же изменение климата во второй половине третичного периода привело к исчезновению лесов на больших территориях. Прямохождение привело к появлению ряда антропоморфозов (морфофизиологических преобразований), среди гоминид выживали представители:
© имеющие сводчатую стопу;
© более массивные нижние конечности по сравнению с верхними;
© расширенные кости таза;
© S-образный позвоночник;
© грудную клетка, расширенную в стороны;
© имеющие большую массу и рост.
От прямоходящих приматов около 5 млн. лет назад появились австралопитеки (рис. 368), останки которых найдены в восточной и южной Африке.
Их рост составлял около 120-130 см, вес — около 50 кг, объем мозга около 600 см3.
Их тазобедренные кости, по сравнению с аналогичными костями шимпанзе и человека, имели промежуточное строение, изменилась рука, противопоставленный большой палец обеспечивал прочный захват предметов.
Около 3-2 млн. лет назад среди австралопитеков появился человек умелый, который уже умел изготавливать примитивные каменные орудия труда из грубо обработанной речной гальки. Объем мозга человека умелого приближался к 800 см3.
В процессе становления человечества различают три периода: древнейшие люди (архантропы), древние люди (палеоантропы), новые люди (неоантропы).
Архантропы жили 2млн — 200 тыс. лет назад.
Открытие древнейших людей произошло в 1891 году, когда голландский врач Дюбуа на острове Ява нашел останки существа, рост которого был, вероятно, около 170 см, масса тела — около 70 кг, объем мозга 900-1100 см3, покатый лоб, над глазницами сплошной, сильно выдающийся вперед надглазничный валик. Позднее были найдены и примитивные каменные орудия труда. Это существо было названо питекантропом — обезьяночеловеком (рис. 369).
На территории Китая, близ Пекина в 1927 были найдены останки синантропа, китайского человека, более развитого, чем яванский питекантроп, объем его мозга составлял 850-1220 см3. В пещере был мощный слой золы (до 6 м), орудия из камней, костей, рогов животных.
Костные останки существ, сходных с питекантропом и синантропом, были найдены на территории Германии (гейдельбергский человек), в Алжире (атлантроп), Венгрии, Чехии и в других странах. Всех их объединяют в вид Человек прямоходящий (Homo erectus).
Первые палеоантропы, древние люди, были найдены в 1856 году на территории Германии в долине реки Неандерталь и были названы неандертальцами (рис. 370). Останки неандертальцев позднее были обнаружены более чем в 400 местах в Европе, Азии, Африке.
Жили они в ледниковую эпоху, во время последнего наступления ледников 250 — 35 тыс. лет назад в пещерах, группами по 50-100 человек. Средний рост 155-165 см, объем мозга составлял 1400-1450 см3, но лобные доли были слабо развиты. Подбородочный выступ отсутствовал, речь, вероятно, была зачаточной.
Различают ранних неандертальцев, которые произошли от одной из популяций человека прямоходящего
и поздних (классических) неандертальцев. Одевались они в шкуры, умели добывать и поддерживать огонь, изготавливали более сложные кремниевые и костяные орудия. Охотились даже на таких крупных зверей, как мамонты, шерстистые носороги.
Людей этого типа относят к виду человек неандертальский. Многие антропологи считают, что около 50 тыс. лет назад от одной из групп неандертальцев появился человек современного типа.
Неоантропы. Впервые останки древнего человека современного типа были обнаружены в 1868 в пещере Кро-Маньон во Франции.
Кроманьонцы были выше неандертальцев, их рост достигал 180 см, объем мозга до 1600 см3, череп не отличался от черепа современного человека, высокий лоб, подбородок на нижней челюсти свидетельствуют о хорошо развитом логическом мышлении и речи.
Впоследствии сходные ископаемые формы людей были найдены во многих странах Европы, Азии, Африки. Последние данные говорят о том, что человек современного типа появился 100-200 тыс. лет назад.
Кроманьонцы внешне не отличаются от современных людей. В их пещерах найдены наконечники стрел, копий, гарпунов, изделия из рога, кости и камня. Как и неандертальцы, они были искусными охотниками, исчезновение многих животных произошло по их вине. Уменьшение диких животных способствовало переходу от охотничьего сообщества к сельскохозяйственному.
С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение. Снимается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей.
На первое место выходят социальные факторы — общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь, мышление. Если раньше выживали преимущественно самые сильные, то в условиях коллективной жизни важным фактором эволюции становится альтруизм, забота о ближнем.
Преимущества получали те племена, в которых сохраняются люди старшего поколения, хранящие опыт изготовления орудий, охоты и воспитания.
Только жизнь в обществе, особенно на ранних стадиях, приводит к развитию речи, трудовых навыков и сознания. Известны случаи воспитания детей животными (например, в волчьей стае), эти дети резко отличались своими умственными способностями и поведением.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/11380.html
Доказательства происхождения человека от животных 11 класс
Cлайд 1
Тема: «Доказательства происхождения человека от животных» Урок в 11 классе
Cлайд 2
Цели урока: А) образовательные – дать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания учащихся об основных доказательствах происхождения человека от животных; установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян Б) развивающие – развивать у учащихся основные учебные умения и навыки (сравнение, выделение главного, анализ, умение делать выводы). В) воспитательные – показать учащимся, что человек – часть природы, он в ответе за все происходящее в ней.
Cлайд 3
Anthropos – человек Logos – наука, учение Rudimentum – зачаток Atavus – предок
Cлайд 4
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
Cлайд 5
«Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) – Ч. Дарвин
Cлайд 6
Систематическое положение человека Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Настоящие обезьяны Надсемейство Высшие узконосые обезьяны Семейство Гоминиды или люди Род Человек Вид Человек разумный
Cлайд 7
1 – плезиадацис; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 – дриопитек африканский; 3 – рамапитек; 4 – австралопитек африканский; 5 – человек умелый; 6, 7 – человек выпрямленный; 8 – неандерталец; 9 – кроманьонец; 10 – современный человек; 11 – узконосые обезьяны; 12 – широконосые обезьяны; 13 – лемуры; 14 – лори; 15 – долгопяты; 16 – орангутаны; 17 – гиббоны; 18 – гориллы; 19 – шимпанзе. Эволюционные пути развития приматов
Cлайд 8
Ушные раковины 6-месячного зародыша взрослого человека Слепая кишка и червеобразный отросток Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека совы Глаз человека обезьяны человека копытного
Cлайд 9
Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей Волосатый человек Многососковость Хвостатый мальчик
Cлайд 10
Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека. 1, 3, 6. Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей. 2, 4, 5. Аппендикс. 2. Хвостатость. 3. Зубы мудрости. 4. Многососковость. 5. Шейная фистула (жаберные щели). 6. Копчик.
Cлайд 11
Cлайд 12
1. Эмбриологические доказательства родства животных и человека. Зародыши каких животных находятся внутри окружности?
Cлайд 13
Биогенетический закон Онтогенез – есть краткое повторение филогенеза (Т.Мюллер и Э.Геккель)
Cлайд 14
Сходство человека и человекообразных обезьян. Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти.
Скелет Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер. Кровь 4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты.
Хромосомы Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)
Cлайд 15
Различие человека и человекообразных обезьян Признак (орган) Человек Человекообр. Обезьяны 1. Образ жизни Семьи Стада 2. Положение при ходьбе Вертикальное На 4-ех конечностях 3. ВНД Рефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь. Рефлексы, инстинкты, память, элементарное мышление 4.
Скелет а) череп Мозговой отдел больше лицевого Лицевой отдел больше б) надбровные дуги Отсутствуют Есть в) верхняя челюсть Не выступает вперед Выступающая г) позвоночник S – образный (с изгибами) Без изгибов д) таз Широкий Узкий е) кисть руки Большой палец противопоставлен остальным – ж) нижние конечности Значительно крупнее верхних – з) стопа Имеется свод – 5.Мозг 1200 – 1400 г 600 – 650 г
Cлайд 16
Вывод: Человек – часть животного мира. Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения.
Cлайд 17
Проверьте себя: Кто считал, что человек, как и все живое на Земле, создан Богом: а) Линней б) Дарвин в) Ламарк. 2. Рудиментом является: а) копчик б) многососковость в) хвостатость. 3. Изменения скелета человека связаны: а) с мутациями б) с ароморфозами в) с приспособлением к прямохождению. 4.
Каково одно из последствий прямохождения: а) увеличение скорости передвижения б) усложнение деторождения в) улучшение кровообращения нижних конечностей 5. Что не передается по наследству от родителей к детям: а) инстинкты б) условные рефлексы в) цвет и форма глаз. 1-а; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б.
Cлайд 18
Поставь себе оценку № Вопросы: 1 Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке? 2 Проявился ли интерес к предмету на данном уроке? 3 Соответствовал ли уровень изложенного материала степени вашей готовности к уроку? 4 Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? 5 Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими учениками вашей группы? 6 Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком?
Источник: http://bigslide.ru/biologiya/24008-dokazatelstva-proishozhdeniya-cheloveka-ot-zhivot1.html
Разработка урока: «Доказательства происхождения человека от животных»
Урок:”Доказательства происхождения человека от животных”
Вопрос о происхождении человека интересовал людей с древнейших времен. Существуют разные гипотезы о происхождении человека. Одна из наиболее общепринятых – гипотеза о происхождении человека от животных. Существует целый ряд доказательств о родстве человека с другими животными. Познакомимся с ними.
Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить тему этого урока.
Эмбриологические доказательства эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Рудименты.
Атавизмы
Содержание занятиЯ:
Доказательства происхождения человека от животных
Отличия человека от животных
Место человека в системе органического мира
Выводы.
Факультатив
С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела человека и животных.
Доказательства происхождения человека от животных:
1. Сходство в строении.
Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы, ушные раковины. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих. Большое сходство прослеживается в строении скелетов человека и других млекопитающих.
2. Наличие рудиментов.
У человека свыше 90 рудиментарных органов: копчик, аппендикс, зубы мудрости и другие.
Рудименты у человека: I – третье веко: 1 – человека; 2 – птицы; II – ушные раковины: 1 – шестимесячного зародыша; 2 – взрослого человека; 3 – обезьяны; III – слепая кишка с червеобразным отростком: 1 – человека; 2 – копытного
3. Наличие атавизмов
Среди атавизмов у человека можно назвать сильно развитый волосяной покров на теле, дополнительные соски, хвост. Эти признаки были развиты у предков человека, но изредка встречаются и у современных людей.
Атавизмы у человека: 1 – волосатый человек; 2 – смогососковость у человека; 3 – хвостатый мальчик
4. Сходство в развитии зародышей.
Развитие человека начинается с зиготы. На стадии 1,5 – 3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода есть хвост, жаберные щели.
Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного – мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает.
Таким образом, зародыш человека имеет сходство с зародышами других млекопитающих.
5. Сходство в поведении.
Человекообрзные обезьяны: 1 – гиббон; 2 – шимпанзе; 3 – горилла; 4 – орангутан
Особенно сходно поведение человека и человекоподобных обезьян. У них есть сходные условные и безусловные рефлексы. У обезьян проявляется гнев, радость, хорошо развита мимика, забота о потомстве. У шимпанзе, как и у человека, различают 4 группы крови.
6. Наличие общих болезней, паразитов.
Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например, холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.
В то же время человек имеет ряд отличий от животных.
1. Отличия, обусловленные прямохождением: S – образный позвоночник;
широкий таз (поддерживает внутренние органы);
сводчатая стопа (смягчает сотрясения внутренних органов при ходьбе);
широкая грудная клетка;
мощные кости нижних конечностей.
2. Отличие, связанное с трудовой деятельностью – противопоставление большого пальца на руке остальным.
Благодаря такому строению рука человека может выполнять разнообразные действия.
3. Отличия, обусловленные развитым мышлением: преобладание мозговой части черепа над лицевой;развитый головной мозг.
Гипотеза происхождения человека
Вопрос о происхождении человека всегда интересовал людей. В древности некоторые племена считали себя потомками растений или животных. В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека.
Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200-1400 см3. У обезьян объем мозга составляет примерно 600 см3
Отличия человека от животных
Место человека в системе органического мира
Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка, и позволяют определить место человека в системе органического мира.
Карл Линней
С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела человека и животных. Даже Карл Линней, веривший в божественное происхождение человека, вынужден был написать: «О, сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна». Он поместил человека в группу приматов вместе с обезьянами.
Ламарк
Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате у них выпрямилось тело, изменилась стопа. Потребность в общении привела к развитию речи.
Ч. Дарвин В 1871 году опубликована работа Ч. Дарвина «Происхождение видов и половой отбор», в которой он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбрионологии, палеонтологии. В то же время Дарвин считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не сможет считаться прямым предком человека.
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka_uroka_dokazatelstva_proishozhdeniya_cheloveka_ot_zhivotnyh.-38567.htm
Доказательства происхождения человека от животных
Доказательства происхождения человека от животных.
1. Научное обоснование Ч. Дарвинем идеи происхождения человека от животных на основе установления сходства человека с млекопитающими животными, особенно с человекообразными обезьянами. Утверждение Ч. Дарвина, что современные человекообразные обезьяны не могут быть предками человека.
2. Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические , палеонтологические. 3. Сравнительно-анатомические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных: человек имеет все признаки класса млекопитающих и относится к этому классу, сходное строение всех систем органов, имеет диафрагму, млечные железы, ушные раковины и др. Наличие у человека рудиментов (развитых у млекопитающих, но атрофированных у человека органов): копчика, аппендикса, остатка третьего века (всего около 90 рудиментов) — доказательство родства человека с животными. Случаи рождения детей с признаками млекопитающих животных — атавизмы (возврат к предкам): с густым волосяным покровом тела, с большим числом сосков, с удлиненным хвостовым отделом позвоночника — доказательство происхождения человека от животных. 4. Эмбриологические доказательства происхождения человека от животных: сходство развития зародышей человека и животных, развитие начинается с одной оплодотворенной клетки, на определенном этапе у зародыша человека закладываются жаберные щели, развит хвостовой отдел позвоночника, мозг месячного эмбриона имеет сходство с мозгом рыбы, а семимесячного — с мозгом обезьяны и др.
5. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян. Выражение обезьянами чувства радости, гнева, печали, забота о детенышах, хорошая память, развитая высшая нервная деятельность, использование предметов как орудий труда, сходные с человеком болезни.
6.
Палеонтологические доказательства — находки ископаемых остатков предков человека, сходство их строения с современным человеком и человекообразными обезьянами — свидетельство их родства, а также развития предков человека и современных человекообразных обезьян по разным направлениям: по пути все большего формирования человеческих черт у предков человека и узкой специализации человекообразных обезьян к жизни в определенных условиях, к определенному образу жизни.
Влияние окружающей среды на появление человека.
Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тропические джунгли исчезали и сменялись пространствами, лишёнными лесов.
Это обстоятельство не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие исчезающего леса, другие старались приспособиться к жизни на открытой местности.
Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».
Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную рольв развитии человеческого разума.
Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями (например» горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное количество пищи.
Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в сравнении с вегетарианской экономит гораздо больше «свободного времени».
Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения человеком мясной пищи стало людоедство (каннибализм), сохранявшееся на протяжении почти всей истории человечества.
На раскопанной археологами древней стоянке «человека разумного* на острове Ява» например, найдены 11 черепов с проломленными основаниями, принадлежавшие представителям вида «человек выпрямленный». Это — свидетельство каннибализма.
Вот как, оказывается, складывались взаимоотношения представителей различных видов рода Ноmo. (Правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали представителей собственного вида, а не других видов рода Ноmo.)
Но и неандертальцы, питекантропы и представители других видов и подвидов этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие в фольклоре многих народов представления о диких косматых людоедах, обитающих в лесу, — слабый отзвук тех далёких схваток.
Эволюция гоминид
Одна из главных проблем, сразу же вставшая перед учеными, – это идентификация той линии приматов, которая дала начало гоминидам. На протяжении 19 в. по этому поводу выдвигалось несколько гипотез. Некоторые из них отвергли идею о тесном родстве человека с ныне живущими человекообразными обезьянами и связывали происхождение линии гоминид с теми или иными более примитивными приматами. Другие же, напротив, предполагали, что человек, шимпанзе и горилла находятся в близком родстве, так как произошли от общего предка – вида, существовавшего в течение значительного периода времени, пока он не разделился на три современные формы. Эти разногласия обозначили фундаментальную проблему: как выработать приемлемые критерии для распознавания организмов, являвшихся ступенью или ступенями в развитии гоминид, и как выделить такие ступени из всего массива данных о древних приматах.
Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий.
Передвижение на двух ногах. Прямохождение – важнейший признак человека. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими».
Хотя некоторые мартышкообразные, например бабуины, приспособились к наземному существованию, они тем не менее передвигаются на четырех конечностях.
А человекообразные обезьяны, в частности гориллы, которые в основном живут на земле, ходят в характерном частично распрямленном положении, часто опираясь на руки.
Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят изменения в пропорциях рук и ног, модификация стопы, крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника, а также соединения головы с позвоночным столбом.
Увеличение мозга. Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг.
По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе.
Однако величина – не единственная особенность человеческого мозга: различные его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных клеток и изменилось их расположение. Эти, а также некоторые другие модификации наделили мозг человека его повышенными возможностями.
К сожалению, ископаемые остатки черепов не дают достаточного сравнительного материала для оценки многих из этих структурных изменений. В отличие от других признаков, отмеченных выше в качестве адаптивных к прямохождению, увеличение мозга не имеет с ним прямой связи, хотя вполне вероятна опосредованная взаимосвязь между прямохождением и развитием мозга.
Строение зубов. Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен.
К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков; закрытие диастемы, т.е.
промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов; развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги обезьян.
В ходе эволюции гоминид увеличение мозга, изменения в краниальных сочленениях и трансформация зубов сопровождались значительными изменениями структуры различных элементов черепа и лица и их пропорций.
Различия на биомолекулярном уровне. Использование молекулярно-биологических методов позволило по-новому подойти к определению как времени появления гоминид, так и их родственных связей с остальными семействами приматов. Результаты пока не бесспорны.
К числу используемых методов относятся следующие: иммунологический анализ, т.е.
сравнение иммунного ответа различных видов приматов на введение одного и того же белка (альбумина) – чем более сходна реакция, тем теснее родство; гибридизация ДНК, позволяющая оценить близость родства по степени соответствия парных оснований в двойных цепях, образуемых нитями ДНК, взятыми от разных видов; электрофоретический анализ, при котором степень сходства белков разных видов животных и, следовательно, близость этих видов оценивается по подвижности выделенных белков в электрическом поле; секвенирование белков, а именно сравнение аминокислотных последовательностей какого-то белка, например гемоглобина, у разных видов животных, что позволяет определить количество изменений в кодирующей ДНК, ответственных за выявленные различия в строении данного белка, и, более того, вычислить, за какое время такие изменения могли произойти, а тем самым и оценить, какова степень родства сравниваемых видов и как давно они разделились.
Перечисленные методы показали очень близкое родство и, следовательно, относительно недавнее разделение в ходе эволюции таких видов, как горилла, шимпанзе и человек. Например, в одном из исследований по секвенированию белков было обнаружено, что различия в структуре ДНК шимпанзе и человека составляют всего 1%.
Биологический, социальный и трудовой факторы эволюции человека
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?
Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды.
На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.
Важнейший фактор эволюции человека – труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.
Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.
Общение способствовало развитию второй сигнальной системы – общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками.
В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.
Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.
Древнейшие и древние люди
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены
сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.
Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они
пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных
камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным
волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в
пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический
вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза,
когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая
деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и
развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были
обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту
первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую
эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь,
одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название
они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти
свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50
– 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали
съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние
неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча
тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой
ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного
человека.
Современные люди.
Возникновение людей современного физического
типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки
найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция)
было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного
типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом
физических особенностей , который характее-цами. Они обладали всем
комплексом физических особенностей , который характ-оитая членораздельная
речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ,
первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения,
совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные –
все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно
обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и
современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот
вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные
факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
Источник: http://mognovse.ru/vem-dokazatelestva-proishojdeniya-cheloveka-ot-jivotnih.html