Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мышц млекопитающих – биология

Уроки Совы Филиновны

Задачи: познакомить учащихся с признаками, позволившими млекопитающим стать самыми высокоорганизованными позвоночными животными, местообитаниями и особенностями внешнего строения, скелета и мышц млекопитающих.

Оборудование: живое млекопитающее (хомяк, морская свинка, кролик или другое животное); чучела зверей; наборы кусочков шкурок млекопитающих: крота, кролика, козы, лисицы или др. (раздаточный материал); таблицы «Класс Млекопитающие», «Скелет млекопитающего»; рисунки с изображением млекопитающих разных местообитаний.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения за живыми объектами, самостоятельная работа учащихся (при наличии раздаточного материала).

Ход урока

Урок начинается с постановки познавательных задач, демонстрации изображений представителей класса млекопитающих и выявления признаков, развитие которых способствовало этим животным занять на Земле самые различные местообитания. Учащимся предлагается сравнить между собой демонстрируемых животных, назвать имеющиеся у них общие и отличительные признаки внешнего строения и рассказать, какое они имеют значение в жизни животных.

Уточняя и дополняя ответы, учитель подчеркивает такие важные особенности млекопитающих, как живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокое развитие головного мозга и теплокровность, поясняет, что понятие «млекопитающие» употребляют так же, как и «звери».

Отметив, что млекопитающие приспособились к жизни в самых различных местообитаниях, учитель предлагает учащимся назвать известных им зверей лесов, гор, степей и пустынь, обитателей почвы, рек, морей и океанов.

А затем вновь обращает их внимание на изображения представителей класса и просит ответить на вопросы: с чем связана приподнятость туловища млекопитающих над землей? Какие преимущества по сравнению с пресмыкающимися дало млекопитающим расположение ног под туловищем? Каково значение шерстного покрова в жизни млекопитающих? Какие изменения происходят с шерстным покровом млекопитающих во время весенней и осенней линек? Какие роговые образования наряду с шерстью имеются у млекопитающих?

После беседы по этим вопросам учитель организует самостоятельную работу учащихся по изучению разнообразия шерстного покрова млекопитающих.

Инструктивная карточка для учащихся:

1. Выясните, каковы различия шерсти млекопитающих по окраске, длине волос, пушистости. В связи с чем появились такие различия?

2. Установите, какие из млекопитающих имеют наиболее густой шерстный покров. Подуйте для этого на шерсть каждой из шкурок и пронаблюдайте, на каких из них лучше, на каких хуже будет видна кожа.

3. Определите, у каких млекопитающих шерсть состоит в основном из подшерстка, а у каких – из ости. С чем связаны такие различия в покровах тела зверей?

Подведя итоги самостоятельной работы учащихся, учитель демонстрирует изображение кожи млекопитающих и рассказывает о сложности ее строения, наличии в ней луковиц волос, сальных и потовых желез и их видоизменений, значении выделяемых ими секретов.

С особенностями строения органов чувств млекопитающих учащиеся знакомятся в процессе беседы. Учитель просит рассказать, какие изменения произошли с органами слуха, зрения, осязания и отметить их значение.

В связи с тем, что с отделами скелетов позвоночных животных и образующими их костями учащиеся уже знакомы, учитель демонстрирует скелет кролика или другого животного, таблицу «Скелет млекопитающего» и просит учащихся ответить на вопросы: чем сходен скелет млекопитающего и скелет пресмыкающегося? Каковы различия в их строении? В связи с чем у млекопитающих появились такие особенности?

В процессе беседы внимание учащихся обращается на четкое выделение в позвоночнике млекопитающих пяти отделов, постоянное и равное семи число позвонков в шейном отделе, сочленение с грудиной грудных позвонков, срастание крестцовых и обычно двух хвостовых позвонков в единую кость – крестец, сильное развитие мозговой коробки, нахождение зубов в особых ячейках челюстей и их разделение на резцы, клыки и коренные. Отмечаются также у млекопитающих и особенности поясов конечностей. При наличии раздаточного материала можно провести самостоятельную работу учащихся по заданиям-инструкциям, содержания которых имеются в ранее изданных методических руководствах.

При изучении мускулатуры млекопитающих учитель обращает внимание на большую развитость мышц, приводящих в движение конечности, развитость особой подкожной мускулатуры, изменяющей положение волосяного покрова, в том числе и вибриссов, свертывание тела в клубок и определенных участков кожи (обеспечивают мимику).

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «млекопитающие», «ушные раковины», «шерсть», «ресницы», «вибриссы», «железы» (потовые, сальные, млечные); «зубы» (резцы, клыки, коренные); составить в тетради таблицу «Скелет млекопитающих» (отделы скелета и особенности их строения по сравнению со скелетом пресмыкающихся).

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/biologiya/6096-urok-biologii-vvodnaya-kharakteristika-klassa-mlekopitayushchikh-mestoobitanie-osobennosti-vneshnego-stroeniya-skeleta-i-myshts-mlekopitayushchikh

Внешнее строение млекопитающих, скелет и мышцы на примере домашней собаки

Собака была первым домашним животным. Человек приручил ее еще в глубокой древности. Собака помогала первобытному человеку во время охоты, охраняла его жилище. Сейчас известны собаки служебные, охотничьи и декоративные, а также дворняги (беспородные).

Собаки помогают нести службу по охране границ нашей Родины, а во время Великой Отечественной войны отыскивали раненых, помогали в разведке и связи. На собаках ученые проводят исследования жизнедеятельности организма. Собака раньше человека побывала в космосе.

Туловище собаки, например овчарки или лайки, стройное и мускулистое. Ее конечности располагаются не по бокам тела, как у пресмыкающихся, а под туловищем, поэтому тело животного не касается земли. Ходит собака, опираясь на пальцы с прочными когтями. Гибкая шея способствует большой подвижности головы.

Рот животного ограничен подвижными губами – верхней и нижней. Над верхней губой находится нос с парой наружных носовых отверстий – ноздрей. Глаза имеют хорошо развитые веки. Мигательная перепонка (третье веко) у собаки, как и у всех млекопитающих, недоразвита.

Из всех животных только у млекопитающих есть наружное ухо – ушная раковина. Наружное ухо у собаки большое и подвижное.

Покровы млекопитающих

Кожа млекопитающих прочная и эластичная, у большинства зверей в ней помещаются основания волос, которые образуют характерный для этого класса позвоночных волосяной покров.

Различают толстые и длинные волосы — ость и более короткие, мягкие – подпушь, или подшерсток. Грубая и прочная ость предохраняет подшерсток и кожу от повреждений.

Подшерсток, в котором задерживается много воздуха, хорошо сохраняет тепло тела. Помимо ости и подпуши у зверей развиваются крупные волосы — органы осязания.

Волосы млекопитающих, подобно перьям птиц и чешуе пресмыкающихся, состоят из рогового вещества. Два раза в год собака, как и многие другие млекопитающие, линяет – часть ее волос выпадает и заменяется новыми.

Основание волоса расположено внутри особой волосяной сумки, куда открываются протоки находящихся рядом сальных желез. Их выделения смазывают кожу и волос, отчего они приобретают эластичность и не смачиваются водой.

Рисунок: Строение кожи и волоса млекопитающего

В коже большинства зверей расположены и потовые железы. Пот, испаряясь с поверхности тела, охлаждает его. Вместе с потом из тела выводится также избыток соли и мочевины; таким образом, потовые железы играют роль дополнительных органов выделения.

У собаки потовых желез мало и охлаждение организма достигается при учащении дыхания.

На концах пальцев млекопитающих находятся роговые когти, ногти или копыта. Иногда роговые образования развиты также на голове (рога у носорогов, антилоп, рогатого скота и др.) или на хвосте (например, роговые чешуйки у крыс).

Скелет млекопитающих

Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Череп зверей отличается более крупной черепной коробкой, что связано с большими размерами головного мозга. Для млекопитающих очень характерно наличие 7 шейных позвонков. И у длинношеего жирафа, и у китов число шейных позвонков одинаково.

Грудные позвонки (обычно их 12-15) вместе с ребрами и грудиной образуют прочную грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой. В этом отделе туловище может сгибаться и разгибаться. Число поясничных позвонков различно у разных видов (2-9), у собаки их 6. Крестцовый отдел позвоночника (3-4 позвонка) срастается с костями таза.

Число позвонков хвостового отдела (от трех до нескольких десятков) зависит от длины хвоста.

Рисунок: Скелет млекопитающих на примере собаки

Читайте также:  Биологическое разнообразие - биология

Рисунок: Череп собаки

Пояс передних конечностей млекопитающих состоит из двух лопаток с приросшими к ним вороньими костями и двух ключиц. У собаки ключицы не развиты.

Пояс задних конечностей – таз – образован тремя парами тазовых костей.

Скелеты конечностей у разных видов млекопитающих и пресмыкающихся сходны, однако детали их строения у разных видов различны и зависят от условий обитания животного.

Мышцы млекопитающих

У большинства млекопитающих, в том числе и у собаки, особенно развиты мышцы спины, конечностей и их поясов. Собака может бежать крупными прыжками, сгибая и распрямляя туловище, поочередно отталкиваясь от земли то передними, то задними ногами. Сильные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть. Сжимая челюсти, вооруженные зубами, собака крепко удерживает добычу.

Рисунок: Мышцы собаки, двигающие нижнюю челюсть

Источник: http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/klass-mlekopitayuschie-ili-zveri/vneshnee-stroenie-mlekopitayuschih-skelet-i-myshtsy-na-primere-domashney-sobaki

“Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных”

Тема урока: “Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных”

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше. Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.

Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания.

Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.

Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.

Методы:

1. Практические (работа со справочными материалами, учебником); 2. Наглядные (презентация, работа с раздаточным материалом); 3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение) Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: презентация, раздаточный материал «Строение скелета лягушки», трафарет – схема лягушки, инструктивные карточки для выполнения практической работы.

Ход урока

  1. Характеристика класса Земноводные (объяснение с элементами беседы).
  2. Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни (работа с учебником, у доски, заполнение опорной схемы).
  3. Строение скелета лягушки (практическая работа). Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
  4. Закрепление изученного материла.
  5. Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Изучение новой темы урока.

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника. Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Откуда взялось такое название – земноводные? Второе название представителей этого класса“амфибии”. Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

На доске появляется тема урока.

Земноводные – первая группа позвоночных животных, вышедшая на сушу, это произошло более 300 млн. л.н., но они сохранили тесную связь с водой. Всего насчитывается земноводных около 3000 видов.

Путь на сушу им проложили рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни на суше и в водной среде отличаются очень сильно.

Давайте сравним условия обитания в наземно-воздушной и водной среде.

Какие задачи должны были решить земноводные при выходе на сушу?

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Какие – вы узнаете сегодня на уроке.

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,

Наряд у лягушки удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шёрстка,

И прыгать мешал – бы искрящийся хвост.

Амфибии – это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения: 1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами.

Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. 2. Лягушек иногда называют мучениками науки.

И это верно! Неприхотливая, живучая лягушка служит не одно десятилетие верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках.

Сотни лекарственных препаратов впервые испытывались на этих существах. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники на средства, собранные студентами. 3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры.

Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

-Кого из представителей этого класса можете назвать?

Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий.

Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры.

Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги.

Тип: Хордовые.

П /тип: Черепные.

Класс: Земноводные (Амфибии).

Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие.

Итак, земноводные – животные необычные, их изобретения, которые позволяют им жить и в воде и на суше оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Изучением этих приспособлений займутся несколько исследовательских групп:

1. Группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

2. Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3. Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.

На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учетом правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.) Задания группам:

Морфологи

Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. 1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело. 2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки? 3.

Читайте также:  Транспорт веществ в организме - биология

Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки? 4. Найдите у лягушки передние и задние конечности.

Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде? 5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.

Анатомы:

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни. 1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей. 2. Рассмотрите череп, определите его форму. 3.

Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой. 4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище. 5.

Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами. 6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику. 7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу. 8.

Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни. Заполните таблицу.

Отделы скелета Названия костей
Череп Мозговая часть, нижняя челюсть
Позвоночник Позвонки:1+7+ 1
Плечевой пояс Лопатки, ключицы, вороньи кости, грудина
Скелет передних конечностей Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти
Пояс задних конечностей Сросшиеся тазовые кости (3), соединенные с позвоночником.
Скелет задних конечностей Бедренная кость, кости голени, кости стопы.

Экологи

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки (ответ в форме рассказа) 1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные? 2. В какое время года они наиболее активны? 3.

От каких факторов среды зависит активность земноводных? 4. Почему земноводные наиболее распространены в зонах с теплым и влажным климатом. Земноводные Воронежской области. 5.

Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?

Закрепление изученного.

Итак, мы познакомились с особенностями внешнего строения земноводных, с особенностями строения скелета земноводных. Наша задача определить черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Это мы сможем сделать, заполнив таблицу «Черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде».

Черты приспособленности земноводных
К наземной среде К водной среде
  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;
  • Ноздри, легкие;
  • Веки;
  • Барабанная перепонка защищает среднее ухо;
  • Свободные конечности для передвижения.
  • Наличие плавательной перепонки между пальцами задней конечности;
  • Размножение возможно только в воде;
  • Кожное дыхание.

Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»! Какой вывод можно сделать, прослушав эти строки из стихотворения Бориса Заходера «О чем они поют»? – Давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Земноводные нуждаются в защите, так как они являются важным компонентом природы. И в заключение урока выполним несколько тестовых заданий:

Тест

  1. На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:

а) короткое тело, лишенное хвоста; б) заостренная клиновидная голова; в) перепонка на задних конечностях. 2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает: а) широкое туловища; б) наличие конечностей; в) клиновидная голова.3. У земноводных есть подвижные веки. Это является: а) приспособлением к жизни в оде; б) признаком хорошего зрения; в) приспособлением к наземному образу жизни.4. Долго находясь под водой лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что: а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами; б) лягушка расходует запас воздуха, находящийся в легких; в) жизненные процессы резко замедляются.

  1. При движении лягушки основную роль играет:

а) передняя пара ног; б) задняя пара ног; в) обе пары ног.6. При движении в воде: а) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами; б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки; в) задние конечности управляют положением тела в оде.

Д/з: § 36.

Творческое задание: придумайте сказку о жизни любого земноводного животного, используя биологические знания о нём.

Источник: http://koledj.ru/docs/index-13387.html

Зоология позвоночных

Скелет млекопитающих отличается разнообразием строения, что соответствует большому разнообразию способов передвиже­ния.

Осевой скелет млекопитающих представлен позвоночником, состоящим из 5 отделов:

  • шейного,
  • грудного,
  • поясничного,
  • крест­цового,
  • хвостового.

Позвонки млекопитающих платицельные, имеют плоские сочленовные поверхности, между ними распола­гаются хрящевые диски.

Для шейного отдела характерно наличие хорошо выражен­ных, типичных для амниот атланта и эпистрофея. Обычно шей­ных позвонков семь, исключения составляют ламантины (6 поз­вонков) и ленивцы, имеющие от 6 до 10 позвонков. У млекопита­ющих в отличие от птиц длина шеи определяется не числом шей­ных позвонков, а длиной их тел.

Грудной отдел состоит из 9—24, чаще 12—15 позвонков, к которым крепятся ребра, образующие грудную клетку. Ребра, со­единенные с грудиной, называются «истинными», последние 2—5 пар ребер, не доходящие до грудины, называют «ложны­ми». Грудина обычно плоская, только у роющих видов (кроты) и летучих мышей имеется киль для прикрепления грудных мышц.

В поясничном отделе от 2 до 9 позвонков. Позвонки несут руди­ментарные ребра. Крестцовый отдел состоит из 4—10 сросшихся позвонков, причем только первые два являются истинно крестцо­выми, а остальные — хвостовыми. Число свободных хвостовых позвонков изменчиво: от 3 (у гиббона) до 49 (у длиннохвостого ящера).

Общая подвижность позвоночника у разных видов млекопита­ющих различна, наиболее развита у мелких зверьков, которые при движении часто изгибают спину дугой, многие способны свертываться в клубок. Менее подвижен позвоночник у копыт­ных (кроме шейного и хвостового отделов).

Различна и величина позвонков у разных видов. Так, у млеко­питающих, передвигающихся на задних ногах (кенгуру, тушкан­чики), наиболее крупные позвонки находятся у основания хвоста и крестца; у копытных, наоборот, позвонки и особенно их остис­тые отростки крупнее в передней части грудного отдела, где к ним крепится мощная мускулатура шеи, отчасти передних конеч­ностей.

Череп млекопитающих отличается от черепа рептилий боль­шим объемом мозговой коробки; уменьшением числа костей (за счет редукции и срастания между собой ряда костей) и наличием 2 затылочных мыщелков, обеспечивающих подвижное сочлене­ние с первым шейным позвонком. Череп млекопитающих синапсидного типа, с одной скуловой дугой, образованной костями: верхнечелюстной — скуловой — чешуйчатой.

Большое затылочное отверстие окружено общей затылочной костью (на ней расположены затылочные мыщелки), образован­ной срастанием четырех костей: основной, двух боковых и верх­ней затылочной. Ушные кости каждой стороны срастаются в пра­вую и левую каменистые кости.

Дно мозговой части че­репа образовано непарными основной клиновидной и переднеклиновидной костями; впереди них в обонятельной области развивается непарная решетчатая кость.

Межглазничная перегородка образована пар­ными основными костями: глазоклиновидной  и крылоклиновидной.

Крыша черепа обра­зована парными покров­ными костями:

  • носовы­ми,
  • слезными,
  • лобными,
  • теменными,
  • непарной межтеменной.

Мозговая коробка с боков прикрыта покров­ными чешуйчатыми кос­тями, которые срастают­ся с каменистыми и бара­банными с образованием височных костей.

Скуловой отросток чешуйчатой кости соеди­няется со скуловой кос­тью, которая в свою очередь прирастет к верхне­челюстной кости. Обра­зовавшаяся таким обра­зом скуловая дуга огра­ничивает глазницу сни­зу.

Дно черепа укрепляют парные покровные кости: нёбные и крыловидные и непарный сошник. Меж­челюстные кости сраста­ются с верхнечелюст­ными.

В области слуховой капсулы располагается свойственная только мле­копитающим барабанная кость. В по­лости среднего уха мле­копитающих находятся три слуховые косточки:

  • молоточек — сочленовная кость нижней челюсти рептилий, уменьшенная в размерах;
  • наковальня — образована видоизмененной квадратной костью,
  • стре­мечко, которое образовалось уже у земноводных из верх­него элемента подъязычной дуги — гиомандибуляре — и сохра­няется у всех наземных позвоночных.
Читайте также:  Органы цветкового растения - биология

Для всех млекопитающих характерно образование вторичного костного нёба, отделяющего носовой проход от ротовой полости; его образуют нёбные кости и нёбные отростки межчелюстных и верхнечелюстных костей. Благодаря образованию вторичного ко­стного нёба и продолжающему его мягкому нёбу отверстия хоан сдвигаются к гортани, что делает возможным дыхание при запол­ненной пищей ротовой полости.

Нижняя челюсть млекопитающих образована парными по­кровными зубными костями. Зубы гетеродонтные, расположены в альвеолах.

Плечевой пояс млекопитающих упрощен: основу его составля­ет лопатка, имеющая гребень (увеличение поверхности для при­крепления мышц), к которой прирастает рудиментарный корако­ид в виде выроста (только у однопроходных существующий как самостоятельная кость).

Ключица имеется только у млекопитающих, передние конеч­ности которых совершают сложные движения в разных плоскостях (кроты, летучие мыши, приматы) и др. У видов, передние ко­нечности которых совершают движения в плоскости, параллель­ной плоскости тела, она редуцируется (копытные). Плечевой пояс связан с осевым скелетом только мышцами и связками.

Тазовый пояс состоит из двух больших безымянных костей, образованных срастанием типичных для всех наземных позво­ночных парных костей: подвздошных, седалищных и лобковых. Таз закрытый. Лобковые и седалищные кости левой и правой сто­рон срастаются по средней линии, образуя симфиз.

Скелет парных конечностей сохраняет все основные для на­земных позвоночных типичные черты строения исходной пятипа­лой конечности. Однако в связи с разнообразием условий сущест­вования и характером движения исходный тип строения претер­пел существенные изменения: меняется относительная длина от­делов конечностей, уменьшается число пальцев и т. п.

Подобно земноводным у млекопитающих в дистальной части конечностей сохраняются лучезапястный (в передней) и голеностопный (в зад­ней) суставы. У млекопитающих продолжает совершенствоваться гистологическая структура костной компакты. Трубчатые кости конечностей, испытывающие наибольшую нагрузку, в диафизарной части построены из отграниченных остеонов.

Источник: https://vseobiology.ru/zoologiya-pozvonochnykh/945-19-stroenie-skeleta-mlekopitayushchikh

Скелет и мышцы млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих

Тема урока

Скелет и мышцы млекопитающих .

Внутреннее строение млекопитающих.

Задачи:

Образовательная:

Выяснить особенности строения скелета и мышц собаки.

Развивающая:

1.научить сравнивать учащихся строение скелета мышц собаки и прыткой ящерицы.

2.находить особенности более сложного строения скелета и мышц собаки по сравнению с прыткой ящерицей.

3.распознавать на рисунках и таблицах отделы скелета и мышц.

Оборудование: скелет птицы, ящерицы, кошки, таблицы строения кожи и волоса и скелета.

Ход урока.

1.орг.момент.приветствую ребят отмечаю отсутствующих смотрю готовность класса к уроку.

2 проверка домашнего задания.

Вызываю к доске ученика, который выполняет на доске таблицу заданную на дом. Сходство и отличие млекопитающих и пресмыкающихся.

Второй учения по карточкам у доски отвечает на вопрос.

Какое значение имеет волосяной покров для млекопитающих.?

Когда происходит линька у млекопитающихся?

Как при этом изменяется волосяной покров?

3 ученик рассказать о строении кожи и волоса млекопитающего?

Какие виды волос млекопитающих вы знаете? Их значение?

4 ученик Доклад о породах собак

5 ученик доклад о покровах собак.

Карточки

Изучение нового материала.

Ребята ,сегодня мы продолжаем знакомство с особенностями строения млекопитающих.

Открывайте тетради записывайте число .

Скелет и мышцы млекопитающих.

Внутренне строение млекопитающих.

Скелет млекопитающих очень похож на скелет других позвоночных и состоит из тех же отделов .

Имеет значение ,выполняет функции опоры защиты двигательная.

Ответьте на след вопрос

Из каких отделов состоит скелет ящерицы?

Ответ

Череп ,позвоночник пояс передних и задних конечностей, передние и задние конечности.

Скелет птицы состоит 1 череп

Позвоночник

Пояс передних и задних конечностей

Передние и задние конечности

Открываете тетради сейчас самостоятельная будем заполнять таблицу.

Название таблицы :строение скелета млекопитающих.

Работа по схеме и скелету кошки и с таблицей на доске.

Посмотрите на схему рис 142 стр.173 и ответьте на след. вопросы.

Какие отделы можно выделить в скелете собаки ?

Череп, позвоночник, пояс передних и задних конечностей.

Из каких отделов состоит череп собаки ?

Из лицевого и мозгового отдела.?

Череп отличается более крупной черепной коробкой, что связано с большими размерами головного мозга.

Из скольких отделов состоит позвоночник?

Из 5.

1.шейный -для млекопитающих характерно наличие шейных позвонков. И у длинной жирафы и у китов лишенных шеи, число шейных позвонков одинаково.

2.грудной отдел-грудные позвонки обычно их12-15 вместе с ребрами и грудиной образуют прочную грудную клетку..

Поясничный отдел.

Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой.

В этом отделе туловище может сгибаться и разгибаться .

Число поясничных позвонков различно у разных видов от2-9 позвонков у собаки

И крестцовый отдел позвоночника 3-4 позвонка срастается с костями таза.

Хвостовой отдел число позвонков хвостового отдела от3 до нескольких десятков.

Далее пояс передних конечностей млекопитающих состоит из 2х лопаток с приросшими к ним вороньими костями и 2х ключиц , у собаки ключицы не развиты.

Пояс задних конечностей-таз у млекопитающих и пресмыкающихся сходны однако детали их строения у разных видов различны и зависят от условий обитания животного .

Итак из сказанного можно сделать выводы.

1 скелет собаки состоит из крепких и прочных костей.

2.череп включает мозговую и лицевую части, на челюстях имеются зубы.

3.позвоночник состоит из подвижного шейного отдела .из 7 позвонков ,грудного поясничного ,крестцового и хвостового отделов.

4.собака имеет грудную клетку –защиту и опору внутренних органов.

5.Кости конечности у собаки расположены под туловищем ,что содействует большой подвижности.

6.скелет собаки имеет более сложное строение по сравнению со скелетом ящерицы.

Вопрос: а теперь ответьте на вопрос, какое значение имеют мышцы в жизни животного?

Ответ:

Мышцы выполняют жизненно важную функцию двигательную.

У большинства млекопитающих в том числе и у собаки особенно развиты мышцы спины, конечностей и их поясов.

При быстром беге собака передвигается крупными прыжками ,сгибая и распрямляя туловище, поочередно отталкиваясь от земли, то передними то задними ногами.

Сильные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть.

Собка способна крепко удерживать добычу ртом.

Таким образом мускульная система млекопитающих достигает большого развития и сложной дифференцировки.

сокращения мышц обеспечивают большую подвижность и разнообразия движения , особенностью мышечной системы млекопитающих является наличие диафрагмы, отделяющей грудную полость от брюшной , и сильное развитие подкожной мускулатуры.

подкожная мускулатура образует почти сплошной подкожный слой. При помощи подкожных мышц млекопитающие могут двигать даже небольшими участками кожи.

Теперь рассмотрим строение пищеварительной системы собаки.

Одной из особенностей пищеварительной системы является наличие зубов в ротовой полости.

Зубы млекопитающих в отличии от зубов большинства пресмыкающихся ,имеют корни , которыми они укреплены в лунках челюстей каждый зуб состоит из особого вещества дентина и покрыт снаружи прочной эмалью.

У млекопитающих зубы имеют разное строение ,связанное с определённым назначением. Спереди в челюстях собаки располагаются долотообразные резцы, за которыми находятся крупные клычки.

В глубине рта располагаются коренные зубы .

У щенков вначале прорезываются молочные зубы, позднее сменяющиеся постоянными.

Крупные куски мяса собака разрывает острыми краями коренных зубов.

У собаки самые последние коренные зубы имеют притупленные вершины ,ими раздавливается растительная пища.

Остатки мяса с костей собака обгладывает небольшими резцами.

Охотничьи собаки ,волки и другие хищники, нападая на добычу убивают ее с помощью клыков.

В ротовой полости собаки ,как и у других млекопитающих помещается язык, языком звери определяют вкус пищи и его поверхность покрыта многочисленными сосочками ,в которых заканчиваются вкусовые нервы.

Язык перемещает пищу во рту, способствует ее смачиванию слюной, выделяемой слюнными железам .под действием слюны уже в ротовой полости начинается переваривание пищи.

Вывод.

В результате более сложного строения систем внутренних органов дыхательной и кровеносной обмен веществу млекопитающих происходит с большой скоростью вырабатывается больше тепла в организме , которое благодаря волосяному покрову сохраняется и обеспечивает высокую постоянную температуру тела млекопитающих ,нормальная температура тела собаки

37-38 градусов скелет и мускулатура млекопитающих имеет так же более сложное по сравнению с пресмыкающимися.

Задание на дом. параграф 67 и подготовить ответы на вопросы приведенные в конце этого параграфа.

Источник: https://www.InfoUroki.net/skelet-i-myshcy-mlekopitayushchih-vnutrennee-stroenie-mlekopitayushchih.html

Ссылка на основную публикацию